Замок шамбор. Франция: замок шамбор

Знаменитый во Франции и за ее пределами замок Шамбор находится в долине Луары. Коммуна Шамбор не только окружена лесным европейским парком, но и имеет в своем составе эту удивительную достопримечательность. Замок является историческим памятником, и считается самым большим подобным строением в долине.

Шамбор: его увлекательная история

Согласно одной из легенд на строительство замка Шамбор Франциска Первого сподвигло его желание быть ближе к своей возлюбленной. Дама сердца самого короля проживала неподалеку. Поэтому замок был возведен в данном месте.

Изначально земли в долине Луары принадлежали семье Блуа. В 1397 земельный надел стал собственностью герцогов Орлеанских. Затем член этой семьи стал королем Людовиком Двенадцатым. И уже в 16 веке на этой территории был возведен замок Шамбор.

В 1516 году французский король в кровавой битве одержал верх над герцогом из Милана. В Италии юный король Франции был настолько очарован произведениями искусства, имеющими отношение к эпохе Возрождения, что твердо решил воплотить идеи Ренессанса на своих французских землях.

После военной победы в Италии у Франциска Первого произошло знакомство с Леонардо да Винчи. Король пригласил архитектора к себе. И знаменитый мастер согласился стать придворным короля. Во Франции Леонардо прожил до самой своей смерти.

Вдохновленный своими военными победами, король захотел построить в лесах и полях Луары целый город. Он предполагал, что Роморантэн станет новой столицей государства. И запланировал начать с возведения замка.

Проект города должен был быть основан на изысканиях Альберти, таких, как:

  • Математика;
  • Геометрия;
  • И ритмичность.

При жизни короля Франциска удалось закончить лишь донжон замка. Его украсили 4 башни и 4 зала, которые вместе образовывали крест. В 1544 году закончилось возведение королевского крыла.

Генрих Второй пристроил к замку крыло и красивую часовню. До начала правления Людовика Четырнадцатого Шамбор редко посещался. Французские короли предпочитали Париж отдаленной Луаре.

Затем Архитектор Ардуэн-Мансар закончил основные этапы строительства. Но замку так и не удалось стать постоянной резиденцией королей. Он пока не мог соперничать с Версалем.

Времена Французской революции стали самыми тяжелыми для Шамбора. Крестьяне неоднократно грабили замок и его близлежащие постройки. Наполеон же отправил в Шамбор генерала Ожро, чтобы тот защитил имущество от грабежей.

За свою историю замковые земли Луары множество раз меняли своих хозяев, пока не оказались в ведении Франции снова. На сегодняшний день, Шамбор включен в список ЮНЕСКО, и открыт для посещения туристами со всех уголков планеты.

Архитектура изящного замка

Элегантное строение спроектировано, как замок-крепость. У него есть пояс из укреплений, а также боковые башни с толстыми стенами. Фасад замка составляет 156 метров в ширину. Высота стен равна 56 метрам. Ансамбль замка включает в себя 800 скульптурных объединений. Еще в замковом сооружении 426 комнат и целых 77 лестниц.

Готический стиль для Шамбора является ведущим. Главный план замка представлен, как готический крест. Этот архитектурный прием характеризует многие итальянские церкви. Башни замка Шамбор ориентированы на стороны света.

Во внешнем облике сооружения присутствует небольшая асимметрия. Но вокруг центральной лестницы все пропорции соблюдены крайне скрупулезно. Еще в центральной части возведены пять пригодных для жилья уровней.

На третьем этаже замка сохранились живопись и позолота. Парк, окружающий замок, создавался для охоты, а не для неспешных прогулок. И сегодня там водятся кабаны и олени.

При создании парка в него были завезены средиземноморские бараны. В парке можно отыскать и несколько прудов. Второй этаж главного здания занят Музеем охоты. В деревне рядом работают отели, рестораны, присутствует минимальная инфраструктура. В удивительном замке часто устраиваются выставки.

Замок Шамбор хоть и находится во Франции, смог бы стать архитектурной жемчужиной Италии, если бы был там построен. Его пронизывает дух Ренессанса. Он создан, чтобы увековечить данное направление в самом достойном виде.

Шамбор и его окрестности считаются важным историческим памятником, и тщательно охраняются законом. В замке несколько раз проводились реконструкционные работы, а затем он был открыт для широкой публики.

Как добраться до замка?

На авто доехать до исторического сооружения можно по трассе А10. Возле замкового ансамбля есть платная парковка. И стоит она 4 евро.

Из Парижа до остановки Blois можно добраться за 1,5 часа. Билет будет стоить примерно 11 евро. Далее нужно будет пересесть на автобус, который ходит с мая по август прямо до замка. Расписание поезда можно узнать на станции Аустерлиц.

Еще можно доехать до достопримечательности на такси, но Шамбор удален от столицы, поэтому цена за поездку будет не маленькой.

Музеи замка работают каждый день, кроме 1 января и 25 декабря. Еще замок закрыт для посещения первый вторник февраля.

С мая до октября достопримечательность работает с 9 утра до 18 вечера. А с ноября по март до 17 вечера.

Взрослый билет будет стоить примерно 11 евро. Дети, не достигшие 18 лет, с сопровождением проходят бесплатно.

У замкового ансамбля Шамбор есть свой официальный сайт с актуальной информацией. Там можно ознакомиться с правилами посещения, а также можно узнать о планируемых выставках.

Я уж было собрался покинуть с вами , но тут вдруг обнаружил, что мы с вами не осмотрели наверное самый красивый замокэтих мест. Давайте все таки немного тут еще задержимся, а уж потом конечно же отправимся к или . Что же это за великолепный замок?

Романтический замок Шамбор всегда был и остается самым красивым и романтичным из замков долины Луары, ведь свой вклад в его строительство внес сам Людовик XIV - известный ценитель прекрасного и автор божественного Версаля. В архитектурных формах Шамбора сказалось все величие и роскошь эпохи Возрождения.

Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским.

Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Его очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и щедрого флорентийского мецената.




Кликабельно 2000 рх

После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка Блуа Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза


Pierre -Denis Martin "The Chateau de "

В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек.



1954 год, Кликабельно

Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона. Во время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к итальянской архитектуре классического направления.


Франциск I Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр

Франци́ск I (1494 —1547) — король Франции с 1 января 1515, сын графа Ангулемского Карла, двоюродного брата короля Людовика XII, и Луизы Савойской. Основатель Ангулемской ветви династии Валуа. Его царствование ознаменовано продолжительными войнами в Европе и расцветом французского Возрождения. С именем Франциска тесно связано Возрождение во Франции. Уединённый образ жизни французского двора сменяется при Франциске блестящим и шумным весельем. При королевском дворе, где большую роль стали играть дамы, сосредоточилась вся общественная жизнь. Экспедиции в Италию познакомили Франциска с роскошью дворов итальянских меценатов; он увлекся культурой Возрождения, главным образом его эстетической стороной, окружал себя учёными и поэтами, любил беседовать с ними. У него в Фонтенбло была прекрасная библиотека. В 1517 году Франциск решил основать высшую школу древних языков и хотел поставить во главе её Эразма Роттердамского, но Эразм отказался.


Стены Шамборского замка Франциска I украшает герб его возлюбленной — графини де Тури, жившей с мужем неподалёку.

В 1530 году он открыл Collège de France, нанесший сильный удар схоластической Сорбонне. Франциск основал и королевскую типографию, в которой работал гуманист Роберт Этьенн. Он пригласил во Францию Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто; Рафаэль написал для него несколько картин («Архистратиг Михаил»). Особенно увлекался Франциск архитектурой и скульптурой. Венцом национального направления в архитектуре явился замок Шамбор, итальянского — Фонтенбло, над которым работало несколько знаменитых итальянских художников, в том числе Бенвенуто Челлини. При дворе Франциска жил поэт Клеман Маро, сопровождавший Франциска в Италию и попавший в плен при Павии. В 1532 году появился роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Клод была богатейшей наследницей в Европе (родители, кроме других наследственных владений, отдали ей Бретань и Милан), она долго составляла предмет исканий молодого Карла Австрийского (позже императора Карла V), но, несмотря на благосклонное отношение к нему её матери, была выдана после смерти Анны отцом за Франциска Валуа, графа Ангулемского. Свадьба Клод и Франциска состоялась 18 мая 1514 года. Вскоре после смерти Людовика XII муж Клод вступил на престол.

При дворе Клод постоянно была в тени своей свекрови Луизы Савойской и золовки Маргариты Ангулемской. Её брак с Франциском не был счастливым. У них родился наследник — будущий король Генрих II, ещё два сына, умершие молодыми, и четыре дочери. У Франциска было множество любовниц, но королева не устраивала скандалов по этому поводу, и король особо её за это ценил. Она безусловно любила мужа, и Франциск, пусть и по-своему, тоже любил её. Клод умерла в 1524 году, когда ей было всего 24 года.

Элеонора Габсбург (1498—1558) — урождённая эрцгерцогиня Австрийская, инфанта Испанская и принцесса Бургундии; третья супруга короля Мануэля I Португальского, затем вторая короля Франции Франциска I. Среди претендентов на её руку были короли Англии Генрих VII (король Англии) и Генрих VIII, короли Франции Людовик XII и Франциск I и король Польши Сигизмунд I.

По желанию брата, 16 июля 1518 она вышла замуж за короля Португалии Мануэля. У них было двое детей.
Элеонора стала вдовой в декабре 1521 года, когда Мануэл умер от чумы.
4 июля 1530 года она вышла замуж за короля Франции Франциска I. Этот брак был не более счастливым, чем предыдущий, Франциск предпочитал новой жене любовницу Анну де Пислё. Детей у супругов не было. Брантом пишет, что королева в интимной жизни находила отдохновение в объятиях своих придворных дам.

Как королева Франции не имела никакого влияния, однако служила связующим звеном между Францией и Священной Римской империей. Умерла от приступа астмы, находясь в обратной дороге из Португалии, где пыталась помириться со своей дочерью.


Луиза Савойская

Франциск I долго не задерживался в замках Луары и Фонтенбло. Обычно он один месяц в году жил в Париже, в большинстве случаев зимой или весной. Париж сохранил свое огромное политическое и властно-правовое значение уже потому, что там заседал парламент, который ратифицировал любой законодательный указ.

Если посмотреть на придворное окружение Франциска I, то становится ясно, что женщины играли важную роль в жизни короля, хотя многое, что об этом было написано, является чистым вымыслом. Вне всяких сомнений, Франциск I поднял статус женщины при своем дворе. «Король веселится?» Этот образ-клише, который сохранился по сей день, имеет истоки в историографии 16 и 17 веков. В действительности же частную жизнь короля постичь трудно. Зато неоспоримо, что его любовницы имели политическое влияние, которого не следует недооценивать. Это относится не столько к его первой возлюбленной мадам де Шатобриан, сколько к Анне д"Эйли, герцогине д"Этамп, о которой английский посланник Энтони Браун писал в 1527 г.: «Как слышно, он (Франциск) всем дамам предпочитает девушку, которую зовут Эли и красота которой, на мой взгляд, не очень достойна упоминания». Герцогиня была в центре дамского общества, в кругу которого король развлекался каждый вечер.

С самого детства Франциск I постоянно находился под влиянием женщин, прежде всего своей матери Луизы Савойской. Луиза была выдана замуж в 12 лет, а в 18 лет стала вдовой, она не только воспитала своего сына, но и позже, во время его отсутствия во Франции (1515 и 1524/25 гг.) исполняла обязанности регентши. До самой смерти (1531) она была влиятельной фигурой при дворе, уравновешивала противоречия придворных групп и деятельно участвовала в политике.


Анна де Писслё, герцогиня д"Этамп

Клотильда Французская, первая жена Франциска I, подарила королю трех сыновей и четырех дочерей, из которых только двое пережили отца (Генрих и Маргарита, вышедшая замуж за герцога Савойского). Когда Элеонора, старшая сестра Карла V и вторая жена Франциска I, в июле 1530 г. прибыла во Францию, король находился под сильным влиянием своей любовницы герцогини д"Этамп. Элеоноре пришлось довольствоваться второстепенной политической ролью. Этому способствовало и то обстоятельство, что она была бесплодна.


Франсуаза де Фуа, графиня Шатобриан фаворитка короля Франциска I.

Но давайте вернемся к саомому замку.

План в форме креста не использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества. Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание.


Работы продолжались в течение многих лет; в 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.


Увенчанная фонарем центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.


Кликабельно 3000 рх

Наверху лестницы расположена большая терраса, также имеющая непосредственное отношение к замыслу Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на островерхую кровлю замка.

Даже на расстоянии можно заметить, как вся верхняя часть замка взметнулась в небо своими люкарнами, украшенными в типично итальянском стиле пинаклями, фонариками, каминными трубами, орнаментированными колоннами, фронтонами, скульптурными саламандрами, узорами из кровельного сланца, напоминающими облицовку из итальянского полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась самая высокая часть - фонарь, высотой 32 o метра, который венчает винтовую лестницу. Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения. Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.


Кликабельно 4000 рх

Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины построек.

Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву Р - эмблему короля Франциска I.


Кликабельно 3000 рх

Капелла, расположенная в северо-западной части, также навеяна итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. План замка, строго симметрический, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".


Кликабельно

С особым размахом и пышностью прошло в Шамборе парадное торжество, организованное церемониймейстером - бароном Монморанси, в зиму 1539 года по случаю визита Карла V. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали. В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

После его смерти, наступившей в 1574 году, замок оставался не занятым в течение 50 лет, так как Генрих III и Генрих IV посещали его крайне редко. В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей.


Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти "Великой Мадемуазель" к Лозэну; Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника кончиком пальца на зеркале.


Кликабельно 2000 рх

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. В 1725 году Людовик XV отдал Шамбор своему тестю Станиславу Лещинскому, который возобновил строительство. Двадцать лет спустя замок перешел к маршалу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье. Во времена правления герцога де Бордо.

Адрес: Chambord, France (посмотреть на )
Расстояния: 120 км от Парижа, 20 км от Блуа
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:15 (с апреля по сентябрь)
и с 9:00 до 17:15 (в остальное время года)
Вход: 12?, бесплатно для детей до 18 лет
Сайт:




Если вы посетите замок, обязательно уделите внимание терассам: сочетанию окон, лестничной башни и венчающей это незабываемое сооружение башня с лилией. Интересна также и часовня, которую построили в крыле, противоположном королевскому. Это самое большое помещение в замке, которое призвано подчеркнуть божественность правителя.
Одна из комнат замка

Приемники короля Франциска посещали замок крайне редко. Только при Людовике XIII замок начали реконструировать, однако реконструкцию завершили уже во времена правления его сына.


Кликабельно 4000 рх

К сожалению, в связи с неопределенным политическим положением в то время так и не была завершена реконструкция сада и конюшен.

На территории замка расположен огромный парк, который также занесен в список наследия природы Франции. Парк Шамбора, состоящий из болот, сосновых лесов и полей, на которых несколько веков охотились французские дворяне, ныне превращен в парк-заповедник. Здесь можно встретить самые редкие виды животных и растений, часть из которых даже занесена в красную книгу.






Кликабельно




Кликабельно 4000 рх




Давайте теперь виртуально осмотрим окресности замка. Нажимаем на картинку и попадаем во Францию.

О замке

Среди многообразия замков Луары, есть один особенный замок, замок-крепость, замок-знаменитость, замок, который мог изменить всю историю этого департамента. Для того, чтобы сделать его особенным король Франциск Первый хотел изменить течение реки Луары. Замок Шамбор по праву считается самым знаменитым замком среди многообразия замков этой долины. Шамбор поражает великолепием и изысканностью. Здесь столько всего, что на экскурсии придется потратить не один час.

Шедевр Ренесансса от ворот, до шпилей, замок поражает своими размерами и величием. Одних только комнат в этом замке более четырехсот. Раскинулся этот белоснежный красавец на притоке реки Луары, небольшой речушке Беврон. До того, как был построен Версаль, Шамбор считался самым экстравагантным замком Франции, и одним из самых красивых. Окружает замок огромнейший парк. Даже не парк, а скорее лес. Местная знать, до сих пор, периодически, устраивает в этих местах охоту. Окружена территория лесопарка огромной стеной, протяженностью в 32 километра.

Архитектурно замок Шамбор представляет собой образец укрепленного замка средневековья. Такова была первоначальная задумка, но впоследствии замок перестраивался и достраивался. Вообще, посещая Шамбор, сразу чувствуешь, чей это замок, присутствие короля Франциска первого, чей страстью были охота и архитектура, чувствуется повсюду. Везде его герб - саламандра, напоминающий почему-то небольшого дракона.

Замок Шамбор представляет собой центральное сооружение - донжон и две пристройки к нему - восточное и западное крыло. Донжон насчитывает 5 этажей, на каждом этаже 4 квадратных комнаты и 4 круглых. Коридоры на каждом этаже, идут, как будь-то, с разных сторон света и встречаются в центре этажа около двойной лестницы. Лестницы в этом замке представлены в избытке, их тут целых 77 штук. И планировка замка настолько хаотична, что потеряться в нем, проще простого. Как говорит легенда, такая планировка задумывалась за тем, чтобы многочисленные фаворитки Франциска первого ни разу не столкнулись друг с другом.

Еще одна достопримечательность замка Шамбор - двойная винтовая лестница с двумя входами. Считается, что задумка этого архитектурного шедевра принадлежит великому Леонардо да Винчи. Лестница действительно уникальная, она имеет две ветви, которые поворачиваются вокруг спирали в одном направлении, но при этом, ни в одном месте замка, эти лестницы не пересекаются. Эта чудо-лестница в замке ведет еще к одному шедевру архитектурного искусства - на террасу, которая также считается идеей великого да Винчи. По этой террасе можно обойти все центральное здание Шамбора по периметру и полюбоваться на многочисленные башенки, дымоходы и прочее. Венчает лестницу маяковая башенка, на шпиле которой установлена королевская бурбонская лилия. В замке удалось сохранить многие предметы быта, мебель, посуду. Сегодня, все это можно лицезреть на экскурсиях, или выставках, которые в большом количестве устраиваются в замке. Интересный факт, парк, окружающий Шамбор внесен в список наследия природы Франции, а в самом замке располагается музей охоты и природы.

Шамбор поражает воображение своим размахом. Огромные комнаты, огромные коридоры и такие же лестницы. Третий этаж замка со сводчатыми потолками в свое время был главным залом, где проводились многочисленные балы. Здесь же можно увидеть покои короля, лицезреть ложе, на котором спал Франциск Первый. Практически каждая комната в этом замке имеет камин. В донжоне комнаты не такие большие, как в восточном и западном крыле. Даже королевская спальня в центральной части здания совсем небольшая, что часто очень удивляет посетителей Шамбора. Только в восточном крыле позже были построены огромные опочивальни для короля и королевы. В западном крыле располагается капелла. Все ее убранство напоминает античные здания в Древней Греции. Замок Шамбор одно из самых популярных туристических мест Франции, и долины Луары в частности. Здесь проходят выставки, по вечерам часто устраиваются свето-музыкальные шоу. Замок является историческим памятником и входит в состав всемирного наследия ЮНЕСКО.

История замка - от молодого короля к Мольеру

Начинать рассказ об истории замка Шамбор, нельзя не сказать об истории его строительства, ибо… она страшна. По сути своей это замок на костях. Хотя в те времена, практически все так строили, вручную и жизнью многих людей. Строительство Шамбора продолжалось с 1519 по 1547 год. На его строительстве трудилось постоянно примерно две тысячи человек. Стройка шла на болотистой местности, среди рабочих распространялась болотная лихорадка, люди погибали практически сразу после заражения. Дубовые сваи своими силами вгоняли в болотистую почву на глубину 12 метров! Еще один факт: каменщикам по тем временам платили сдельно, за каждый каменный блок. И для удобства подсчета произведенных блоков, каждый каменщик оставлял на блоке свой знак. Эти знаки сохранились и до наших времен.

С чего же начиналась история Шамбора? Почему именно в лесах? В 1392 году лесистое имение Шамбор покупает герцог Орлеанский у семейства Блуа. В 1498 году, герцог становится королем Людовиком Тринадцатым. У него есть сын Франциск. Любознательный сын, который любит путешествовать по Италии. И вот в 1516 году, Франциск возвращается из Италии и с багажом впечатлений от итальянской архитектуры и Леонардо да Винчи, местным гением, которому он пообещал сладкую жизнь на своих «французских» хлебах. В 1519 году Франциск решает строить здесь охотничье поместье, которое бы могло по красоте соперничать с итальянскими замками.

Кто был архитектором Шамбора до сих пор остается тайной, покрытой мраком. Ученные-историки долго бились над разгадкой имени архитектора, создавшего эту красоту. Но сегодняшняя официальная версия, это тоже догадки. Бесспорно, в этом замке есть задумки великого Леонардо да Винчи, но он скончался за несколько месяцев до начала строительства. Есть косвенные подтверждения работы другого придворного архитектора Доминико де Кортона.

После смерти Франциска, который и сам побывал в этом замке без году неделю, его наследники не жалуют имение.

Выделяют только один период в истории замка - правление короля-солнце Людовика XV. Он распорядился перестроить в замке северные покои и сделать из них нечто вроде сцены для спектаклей. Здесь в Шамборе, впервые свет увидел «Мещанина во дворянстве». Чуть позже король приказывает написать Мольеру пьесу-комедию, премьера, которой тоже должна состоятся в Шамборе. Два месяца Мольер пребывал в неотапливаемом замке Шамбор и писал пьесу. После окончания, король и его свита увидели на сцене пьесу «Господин де Пурсоньяк». Увы, король остался разочарован, и он отбыл из Шамбора, не заплатив драматургу ни копейки.

В XVIII веке Шамбор служит прибежищем свергнутому польскому королю Станиславу Лещинскому. Затем тут жил граф Мориц Саксонский со своим полком, после него замок занимала химическая лаборатория Сен-Жермен. Далее замок еще определенное время дарился, переходил из рук в руки, пока в 1930 году не был выкуплен государством у Элии Бурбонского за 11 миллионов фунтов стерлингов. С этих пор, Шамбор - народное достояние.

Время работы:
С 01 января по 31 марта - 10:00 -17:00
С 01 апреля по 30 сентября - 9:00 - 18:00
С 01 сентября по 30 сентября - 9:30 - 18:00
С 01 октября по 31 декабря - 10:00 - 17:00
Выходные дни: Новый год и Рождество
Продажа билетов заканчивается за 30 минут до закрытия.

Цены:
Взрослые - €9,50; льготный тариф - €8; бесплатно - дети до 18 лет, в сопровождении взрослых; лица от 18 до 25 лет, граждане Евросоюза, за исключением групп школьников.
Плата за парки: авто-мотоцикл - €3.

Решили заехать в Шамбор. Путеводитель расписывал этот замок, как самый посещаемый, самый большой, более 400 комнат, в общем самый-самый и мы соблазнились, подумали 400 комнат это почти «Эрмитаж».

Рядом с замком находится обширная парковка, 4 евро в сутки. Цена на посещение замка 11 евро, бесплатно только для граждан EС до 25 лет. Так что пришлось заплатить за всех включая 9 летнего ребенка. К билету прилагается брошюра на русском языке, за дополнительные деньги можно взять русский аудиогид.

На самом деле оказалось, что замок по сути пуст , жилые интерьеры имеются только в максимум 10 комнатах, остальные комнаты пусты или заняты сомнительными выставками современного искусства, может, если бы не дифирамбы Шамбору от Lonely Planet степень нашего разочарования была бы меньше.

Безусловно снаружи замок выглядит гораздо лучше, чем внутри. Возможно взять в прокат велосипеды или веломобиль — хорошая идея. Замок окружен обширными лесными угодьями, где водятся дикие животные. Все поместье Шамбор окружено оградой протяженностью в 32 км с 6 воротами, простирается на 5440 гектаров — это площадь Парижа в черте города.



На сегодняшний день поместье Шамбор представляет собой самый большой огороженный лесопарк в Европе.



Прогулочная конная повозка, в свете огромных размеров парка повозка может быть хорошим вариантом

Если повезет, то во время прогулки по обозначенным тропам в доступной для общественности части парка в 800 гектаров вы можете встретить кабанов и оленей.

История строительства замка Шамбор

Молодому королю Франциску I было 24 года, когда в 1519 году, он начал строительство громадного замка Шамбор. В тоже самое время в Москве строился Кремль — как известно, выполненный в стиле Ренессанс, на русском престоле сидел Иван Грозный.



Сразу после вступления на престол в 1515 году, Франциск I отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник Людовик XII. После его возвращения во Францию, молодой и честолюбивый король, одержавший победу у города Мариньян, страсно увлеченной итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой начинает строительство замка Шамбор. Сохранив в его концепции внешний вид средневековой крепости (центральный донжон с четырьмя большими башнями по бокам и два крыла, окруженные внушительной крепостной стеной).

Шамбор — башня

Замок задумывался, как перевалочный пункт во время охоты короля и его многочисленной свиты в окрестных лесах. Размеры его поистине огромны — 156 метров в длину, 56 метров в высоту, 77 лестниц, 282 камина и 426 комнат. Лестниц и переходов действительно очень много, возможно с террас замка придворные наблюдали за королевской охотой, туристы же могут насладиться видами парка. Парк замка Шамбор радикально отличается от парка и . Никаких регулярных клумб и посадок, это скорее лесопарк.

Шамбор, прогулка по крыше

Все же, несмотря на его колоссальные размеры, очертания замка очень изящны и гармоничны. Из всех материалов, использованных для этого сооружения, больше всего привлекает взгляд белый песчаник. Эта одновременно мягкая и хрупкая известняковая порода, которая использовалась для строительства многочисленных сооружений в долине Луары, выглядит в замке Шамбор исключительно великолепно.

По всем террасам замка Шамбор с причудливыми башенками можно прогуляться

За 32 года царствования Франциск I провел в поместье Шамбор всего лишь 72 дня. Ему не суждено увидеть его детище в завершенном виде. К моменту смерти Франциска I в 1547 году были закончены только донжон и королевское крыло. Его сыновья Генрих II и Людовик XIV, которые тоже были страстно увлечены охотой, придали замку Шамбор его окончательный облик, который и сохранился до наших дней.

Главная достопримечатель ность Шамбора — лестница Леонардо



В центральной части донжона расположена знаменитая двойная лестница, которая ведет к трем верхним этажам замка. Она состоит из двух винтовых лестниц, расположенных вокруг полого центрального сердечника. На этой конструкции возвышается башенка с фонарем, над которой расположена геральдическая лилия. Два человека поднимающиеся по двум пролетам лестницы, могут наблюдать друг за другом через отверстия в сердечнике, но никогда не встретятся! Ее резной орнамент представляет собой один из величайших шедевров французского Ренессанса. На каждом этаже вокруг лестницы в форме креста расположены четыре вестибюля. Эти залы ведут к четырем совершенно одинаковым апартаментам. Эта чрезвычайно необычная планировка для Франции и остроумное устройство центральной лестницы наводят на мысль, что Леонардо да Винчи, который приезжал во Францию по просьбе Франциска I в 1516 году, мог быть одним из вдохновителей проекта.

Парадные апартаменты

Расположены на втором этаже замка. В 1680 году две отдельные квартиры, расположенные вдоль северного фасада здания, были объединены в одну для приведения замка в соответствие с правилами этикета, которые были введены при царствовании Людовика XIV, поэтому северный вестибюль был устранен. Зал охраны, первая и вторая прихожая переходят одна в другую как в Версале.



Парадные апартаменты

Оформление парадных апартаментов, которое вы видите сегодня, было выпонено по заказу маршала де Сакс в XVIII веке. Мебель была восстановлена по этому последнему известному состоянию помещений.

Апартаменты королевы, в которых по очереди жили две супруги Людовика XIV, Мария-Тереза Австрийская и маркиза де Мэнтенон, расположены в башне по соседству с палатами короля. Они так же состояли из зала охраны, двух прихожих, зала и частных палат. В XIX веке одна из прихожих была переделана в столовую по заказу герцогини де Берри.

Никогда еще в замке Шамбор не было такой оживленной жизни, как в XVIII веке (12 лет). Эти апартаменты занимали приближенные персоны Станисласа Лежински и маршала де Сакс, позже управляющего поместьем Шамбор. Критерии комфорта значительно изменились со времен Франциска I: чтобы обеспечить достаточное отопление замка, объем залов был уменьшен путем разделения на несколько помещений, создания ниш и опускания потолков. В большие камины XVI века были встроены камины более скромного размера.

Портретная галерея всех выдающихся личностей бывавших в замке Шамбор

Все картины кликабельны и подписаны.

Франциск I (1495-1547) король Франции, который начал строительство замка Герцог Гастон Орлеанский (1608-1660) брат Людовика XIII, жил в Шамборе и Блуа с 1634 по 1643 и с 1652 по 1660 Людовик XIV (1638-1715) король Франции, 9 раз останавливался в Шамборе Мария Терезия Австрийская (Испанская) жена Людовик XIV
Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон

Замок Шамбор (Château de Chambord) находится в 14 км восточнее Блуа в департаменте Луара и Шер среди лесов природной области Солонь.

История строительства замка

Обширное поместье Шамбор с небольшим замком было приобретено герцогом Орлеанским у графа Блуа в 1392 году. В 1519 году после возвращения из Италии король Франциск I выбирает Шамбор для охотничьих забав и решает построить здесь более просторный замок.

Автор его проекта достоверно неизвестен. По некоторым данным им мог быть Леонардо да Винчи, хотя он умер ещё за несколько месяцев до начала строительства. Вероятнее, что им был помощник и ученик великого итальянца Д. де Кортона. Для сооружения замка с пристани городка Сен-Дье было доставлено 220 тыс. т. белого песчаника, а в его строительстве принимали участие около 1800 рабочих.

Строительные работы проходили в сложных условиях из-за заболоченности земельного участка и продолжались с 1519-го по 1547 год. Плотникам приходилось вбивать деревянные свои под фундамент замка на глубину до 12м.

Стиль и планировка

Архитектура замка Шамбор очевидно следует стилистическим особенностям готическим замкам Средневековья. При этом план пятиэтажной цитадели замка представляет собой греческий крест, что редко встречается в жилых зданиях. На двух лучах креста были построены 4 круглые башни. В дальнейшем к ней были пристроены два трехэтажных крыла, также завершающиеся башнями с шатровыми крышами и фонарями.

На каждом этаже донжона находятся по 4 круглых и квадратных помещения, соединённых коридорами ведущими к парадной двойной винтовой лестнице. По ней можно подняться на большую террасу и обойти донжон по периметру. Над лестницей возвышается ещё одна башня. Общая высота которой составляет 32 м. На её шпиле вместе креста закреплена королевская лилия.

В западном крыле архитектором Ж. ле Гумблем построена замковая часовня, тогда как апартаменты владельца располагались в более просторных помещениях восточной части замка. Общая длина фасада составляет 156 м при ширине 116 м. На соединённых 77 лестницами 5 этажах замка расположено 426 комнат и залов. Они украшены 800 колоннами с резными капителями, а для отопления помещений использовалось 282 камина.

Череда владельцев

После смерти Франциска I замок Шамбор мало интересует королевский двор. Интенсивная светская жизнь возрождается в его стенах после того, как его владельцем в 1639 году становится Гастон Орлеанский. В конце века Людовик XIV приглашает в Шамбор Мольера, поставившего здесь для короля пьесу «Мещанин во дворянстве».

В XVIII в. вплоть до революционной смуты замок принадлежит сначала бывшему польскому королю Станиславу Лещинскому, а затем маршалу Морису Саксонскому. В середине века с разрешения Людовика XV в замке Шамбор располагается лаборатория Сен-Жермена. В 1792 году его владельцем становится соратник Наполеона маршал Бертье. С 1821 года Шамборский замок принадлежит А. д͗Артуа, герцогу Бордосскому.

Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов в замке размещается госпиталь. В 1883 году замок приобретает герцог Пармский, а в 1930 году французское государство покупает его за 11 млн. золотых франков у Э. де Бурбон.

В 1947 году начинается работа по реставрации замка и превращение его в крупный туристический и культурно-развлекательный центр. С 1971 года на втором этаже замка Шамбор размещается картинная галерея парижского Музея охоты и природы. В залах представлены произведения живописи Рубенса, Брейгеля-ст, Снайдерса, Кранаха, посвящённые охотничьей тематике.

Парк у замка

Рядом с замком находится заложенный в XVI в. обширный парк, занимающий площадь около 7 тыс. га. Доступны для посещения туристами только 14% его территории. Весь парк окружен колоссальной стеной длиной 32 км, в которой предусмотрено 6 ворот. На охраняемой территории обитает около 100 видов птиц и можно встретить кабана, косулю или оленя.

В 1684 году Ж. А. Мансар планирует создать перед фасадом замка регулярный парк, состоящий из двух частей. Осуществить всё задуманное сразу не удалось, так как работы были приостановлены до 1734 года. Следующий этап в истории парка связан с творчеством садовника Ж-Б. Паттара. В 1750 году ботаническая коллекция сада обогатилась посадками самшита, каштана, апельсиновых деревьев, лимонов и ананасов.

В XIX в. сад пребывает в запустении и его возрождение происходит только в 1930-е годы под руководством А. Дашена. В 2010-2016 годах сад был снова обновлён по проекту П. Тево. При этом было облагорожено 18 тыс. м2 газонов, высажено 15 тыс. растений и 1,2 тыс. деревьев и кустарников.