Утренние мол. Краткое молитвенное правило утреннее и вечернее

Каждый верующий человек должен каждую секунду своего существования находиться в контакте с Богом. Это должно являться его целью и ежедневным трудом, выражающимся в молитве. Многие святые старцы говорили, что каждое обращение к Творцу должно сопровождаться тремя молитвами. Первая читается как данная Всевышним, вторая как благодарность Богоматери, а третья - для поддержки в вере и христианской морали.

Для того чтобы облегчить верующим путь к Богу, некоторые святые люди создавали специальные молитвенные правила, которые обозначали, когда и где уместно читать ту или иную молитву. Также благодаря этому списку можно было узнать, сколько раз в день необходимо обращаться к Творцу. Особо выделялись дни церковных праздников и таинств, требующих от мирян особой духовной подготовки. Наиболее известно молитвенное правило Серафима Саровского для мирян, о котором мы сегодня вам расскажем. Помимо него мы затронем в статье некоторые дополнительные нюансы обращения к Богу.

Молитвенный труд души

Христианство очень серьезно относится к ежедневной молитве. Священнослужители наставляют паству, объясняя ей, что к Богу необходимо продвигаться маленькими шажками, но не останавливаясь ни на минуту. Не стоит сразу после крещения с головой бросаться в чтение религиозных книг и активно посещать все богослужения в церкви. Так вы не обретете душевную чистоту, а только запутаетесь в своих чувствах и ощущениях.

Начинать свое движение к Богу стоит с изучения молитвенного правила, которое поможет правильно облачать в слова душевный порыв. Причем каждый служитель церкви скажет, что к молитве себя необходимо приучать. Несмотря на ежедневный ритм жизни, настроение и усталость, нужно заставлять себя обращаться к Богу с благодарностью и просьбой о защите. В первое время делать это будет довольно сложно, однако постепенно молитва начнет приносить радость и духовное просветление.

На этом этапе верующий уже может произносить все молитвы из молитвенного правила. И этот труд вызывает у него невероятное ощущение единения с Создателем, который подталкивает к дальнейшему самосовершенствованию. А со временем молитва начинает вызывать такое счастье, что на человека снисходит особое состояние покоя и умиротворения. Наполненный такими ощущениями верующий может оставить повседневные дела, чтобы тотчас обратиться к Богу.

Именно подобные религиозные чувства подталкивают людей к уходу в монастырь, ведь в его стенах молитва обретает совсем иной смысл - превращенная в единый порыв нескольких душ она становится настоящим очищением. Многие святые старцы рассказывают, что именно для молитвы люди уходят в монастырь. Она становится их наградой, ведь с иными представлениями о Боге тяжелые монастырские будни мало кому будут под силу.

Мы уже не единожды в статье использовали такое словосочетание, как "молитвенное правило". Давайте разберем данный церковный термин более подробно.

Молитвенное правило для мирян: краткое описание

Так как только пришедшим к вере мирянам довольно сложно приучить себя к ежедневной молитве, были составлены особые сборники, которые помогают правильно рассчитать свои силы и обращаться к Творцу с определенным духовным посылом.

Молитвенные правила не были придуманы в одночасье. Порой их создавали святые старцы по просьбам мирян, а другие появлялись в связи с различными церковными ритуалами. Как бы то ни было, но каждый православный верующий должен придерживаться определенного регламента, позволяющего ему максимально очиститься от всего мирского и суетного, чтобы открыть сердце своему Создателю.

Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

Стоит заметить, что святой старец считал общение с Создателем первой необходимостью для христианина. Она должна быть для него важнее пищи, воды и воздуха. Ни один верующий не может представить свою жизнь без молитвы.

Сам старец проводил за этим занятием большую часть своего времени и завещал подобное времяпрепровождение своим духовным детям. Иногда он даже требовал от последователей многочасовой ежедневной молитвы, поэтому и составил для них правило, помогающее в нелегком духовном труде.

Утро

Серафим Саровский считал, что новый день необходимо встречать крестным знамением и выполнением утреннего молитвенного правила. Старец утверждал, что для молитвы христианин должен стать подле икон или в ином месте, где ничто не будет отвлекать его от общения с Богом.

Утреннее молитвенное правило включает в себя три текста. Чтение необходимо производить в следующем порядке:

  • "Отче наш";
  • "Богородице Дево, радуйся";
  • Символ веры.

Имейте в виду, что первые два текста должны читаться трижды, а вот для последней молитвы достаточно одного раза. После выполнения правил человек может приступить к своим повседневным делам и обязанностям.

День

Серафим Саровский советовал и во время привычных дел не забывать про молитвенное правило. На русском языке можно тихонько читать Иисусову молитву. Это позволяет не отвлекаться в своих мыслях от общения с Творцом и дает возможность ежесекундно соотносить свои помыслы с христианскими добродетелями.

Не стоит приступать к обеденной трапезе без повторения утреннего ритуала, только после него можно начать принимать пищу.

Послеобеденное время

Согласно заветам Серафима Саровского, православный верующий не может и после обеда отвлекаться от молитвы. В это время лучше вычитывать:

  • "Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного";
  • "Пресвятая Богородица, спаси мя грешного".

Первый из указанных текстов подходит для уединения, когда можно полностью отдаться обращению к Всевышнему. А вот вторую возможно читать, занимаясь делами вплоть до отхода ко сну.

Молитвы, предназначенные для вечернего времени

Естественно, что христианин не может спокойно погрузиться в сон, не уделив время своему Богу. Вечернее молитвенное правило идентично утреннему, все слова необходимо произносить тогда, когда вы однозначно больше не будете заниматься делами. В заключение молитвы верующий осеняет себя крестным знамением и может спокойно ложиться в постель.

Интересно, что у христиан принято засыпать только после обращения к Богу, ведь во сне человек может закончить свой жизненный путь, и нет ничего хуже, чем предстать перед Творцом неподготовленным. Поэтому каждый день верующие заканчивают молитвой и каются в совершенных грехах. Только это характеризует истинные отношения между душой и Всевышним.

Причастие: особенности подготовки

Причащение - это особенная процедура, требующая от православного большого труда и воздержания. К таинству он должен подойти подготовленный по всем правилам. Они включают в себя список из шести пунктов, в которые входит молитвенное правило перед Причастием.

В первую очередь христианин должен держать себя в телесной и духовной чистоте, а также соблюдать пост. Обычно подготовка к таинству длится несколько дней, в вечер перед Причастием необходимо обязательно принять участие в церковном богослужении, а на ночь прочитать несколько молитв:

  • покаянный канон;
  • молебный канон к Богородице;
  • канон к Ангелу Хранителю;
  • Последование ко Святому Причащению.

Не стоит забывать, что перечисленные тексты читаются несколько раз подряд, причем православный верующий должен быть в ровном расположении духа и не таить ни на кого зла. Только в таком состоянии можно приходить к таинству.

Светлая Седмица: первые дни Пасхи

Многих христиан, недавно пришедших к Богу, интересует молитвенное правило на Светлой Седмице. Миряне часто путаются во многочисленных ритуалах и обрядах, которыми сопровождается то или иное церковное празднество.

В этот период христиане должны полностью изменить порядок прежних молитв, ведь молитвенное правило на Светлой Седмице включает в себя довольно широкий список канонов и песнопений. Итак, накануне праздника (в ночь на Пасху) православные должны прочитать:

  • Пасхальные часы;
  • "Христос Воскресе";
  • "Воскресение Христов видевшее";
  • пасхальные тропари;
  • "Господи, помилуй";
  • "Христос Воскресе" (вновь).

Имейте в виду, что первая песня поется не менее семи минут. Православные утверждают, что за это время на них сходит невероятная благодать. Вторая и третья молитва читается трижды, а вот пятую необходимо произнести не менее сорока раз.

От Пасхи до Вознесения Господня

Молитвенное правило на Пасху подразумевает начинать и заканчивать день тропарем Пасхи. Читать его необходимо трижды, однако большее количество раз не будет нарушением - таков порыв вашей души в честь светлого праздника.

Также молитвенное правило на Пасху включает в себя Трисвятое. Данная молитва должна читаться не менее трех раз.

От Вознесения до Троицы

Если вы не сильны в церковных праздниках, то имейте в виду, что все дни с начала Пасхи и до Троицы считаются праздничными. Поэтому и молитвы в этот период читаются особенные. Конечно, если вы начнете и закончите свой день обычным обращением ко Всевышнему по неразумению, то это не будет серьезным отступлением от правил. Однако лучше всего соблюдать особое молитвенное правило после Пасхи.

Каждый наступивший праздничный день меняет порядок чтения молитв. Период от Пасхи до Вознесения мы уже охватили в предыдущем разделе. Теперь нам необходимо рассказать о молитвенном правиле после Пасхи вплоть до Троицы.

В этот период, длящийся десять дней, не читаются тропари Богородице и "Царю Небесный, Утешителю". Также вносится запрет на поклоны до земли. Каждый день священнослужители рекомендуют начинать с Трисвятого.

Оптинские старцы

Многие верующие слышали о молитвенном правиле оптинских старцев. Однако не каждый христианин понимает, кто такие эти святые люди и насколько их советы оказываются действенными в той или иной жизненной ситуации. Поэтому мы решили немного рассказать вам о самих оптинских старцах.

Итак, Оптина пустынь - это один из самых древнейших монастырей на территории России. Он расположен недалеко от Калужской губернии, и первое упоминание о нем относится еще ко временам Бориса Годунова.

Конечно, главной ценностью монастыря являлись его монахи, которых быстро стали называть старцами. Все они были не простыми людьми, а обладали рядом характеристик, которые ставили их еще при жизни на один уровень с признанными православными святыми.

К особенностям оптинских старцев можно смело относить следующие характеристики:

  • Дар целительства или предсказания будущего. Практически каждый из старцев обладал каким-либо даром, полученным свыше. Но чаще всего эти святые люди предсказывали будущее или исцеляли тяжелобольных. Известны случаи, когда их называли даже чародеями, однако все их деяния были только с благословения Бога.
  • Вера. Каждый из старцев твердо стоял в вере независимо от того, что происходило в его жизни. Это условие было одним из основных для принятия в монастырь, ведь только истинно верующий может помогать другим людям.
  • Служение. Вся жизнь оптинских старцев была направлена на служение Творцу и народу. Для них не было понятия усталости, каждый нуждающийся в помощи получал ее от монахов.
  • Покаяние за чужие грехи. Дело в том, что оптинские старцы несли обет покаяния за всех православных в этом мире. Часто в монастырь на исповедь приезжали люди, рассказывающие обо всех своих прегрешениях. Старцы долгими часами отмаливали людские проступки и потом отпускали их с чистой душой и сердцем.

Стоит заметить, что в Оптину пустынь люди ехали независимо от своего социального статуса и финансового положения. И на каждую беду старцы находили слова утешения, многим паломникам они советовали определенные молитвенные правила, оказывающиеся очень эффективными.

Молитвы от оптинских старцев

Монахи Оптинской пустыни проводили большую часть своего времени за молитвой. Поэтому у них было накоплено достаточное количество молитвенных правил, которыми они делились с паломниками.

Например, поутру предполагалось обязательное прочтение двадцати семи текстов. Среди них особо можно выделить:

  • Трисвятое;
  • Символ веры;
  • молитва о живых;
  • молитва об усопших;
  • молитва к Пресвятой Троице.

Оптинские старцы советовали читать молитвы по одному разу и в произвольном порядке. Главным атрибутом обращения к Богу является истинная вера и жажда общения со Всевышним. Только в этом случае молитва будет действенной и принесет очищение.

Монахи Оптинской пустыни делились с паломниками молитвенными правилами на любой случай жизни. Например, в случае искушения необходимо было читать псалом Давиду. А если вы не можете по тем или иным причинам посещать церковные службы, то вам стоит в домашних условиях в течение дня читать следующие тексты:

  • утро - двенадцать псалмов, молитву Богородице, акафист дневной;
  • вечернее молитвенное правило - канон Ангелу Хранителю, двенадцать псалмов, главы из Евангелия, молитву "Ослаби, остави";
  • на сон грядущий - молитву "Исповедание повседневное".

Интересно, что оптинские старцы допускали некоторые отступления от данных регламентов. Они считали, что в силу определенных причин миряне могут целиком и полностью погрузиться в повседневные дела. Это может быть связано с какими-то серьезными проблемами или болезнью. Однако после разрешения всех проблем христианин должен вернуться к прежнему религиозному поведению и вновь уделять время общению с Творцом.

Заключение

Надеемся, что наша статья будет вам полезной и вы сможете выбрать для себя какое-то молитвенное правило, которое постепенно приблизит вас к Богу. Конечно, перечисленные нами молитвы не единственные, и при желании каждый христианин сможет найти другие религиозные тексты, прочтение которых вызовет у него ощущение благодати и духовной радости. Помните, что именно это чувство, сопровождающее ваше ежедневное обращение ко Всевышнему, говорит о том, что вы поступаете правильно и ваша молитва услышана. Многие христиане считают это трудом, но на самом деле нет большей радости, чем трудиться с именем Бога на устах и во имя Его славы. Не забывайте о ежедневной молитве в суете будней, и, возможно, тогда Господь изменит вашу жизнь.

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ УТРЕННИЕ И ВЕЧЕРНИЕ МОЛИТВЫ

Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою.

Главное в молитве — вера, внимание, благоговение, сокрушение сердца и обещание Богу не грешить . Техника чтения не должна заслонять смысл читаемого. Молитвы обычно читаются ровно и спокойно, без какой-то преувеличенной интонации.

Святитель Феофан Затворник в статье » Как надобно молиться» писал: Дело молитвы есть первое дело в жизни христианской. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловье: «Век живи, век учись», то тем более идет оно к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и степени которой не имеют предела.

Древние святые отцы, приветствуя друг друга при свидании, обыкновенно спрашивали не о здоровье и не о чем-либо другом, а о молитве: как, дескать, идет или как действует молитва. Действие молитвы было у них признаком жизни духовной, и они именовали ее дыханием духа.

Есть дыхание в теле — и тело живет; прекращается дыхание — прекращается и жизнь. Так и в духе: есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет и жизни в духе.

Но не всякое совершение молитвы, или молитвословие, есть молитва. Стать перед иконой в церкви или дома и класть поклоны не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы.

Сама же молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу: самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочих.

Вся наша забота должна быть о том, чтобы во время наших молитвований эти и подобные им чувства наполняли душу нашу так, чтобы, когда язык читает молитвы или ухо слушает и тело кладет поклоны, сердце не оставалось пустым, но чтобы в нем было какое-либо чувство, устремленное к Богу.

Когда эти чувства есть, молитвословие наше есть молитва, а когда их нет, то она еще не молитва.

Кажется, чего бы проще и естественнее для нас, как молитва, или устремление сердца к Богу? А между тем оно не у всех и не всегда бывает. Его надо возбудить и потом укрепить, или, что то же, воспитать в себе дух молитвенный.

Первый способ для этого есть читательное или слушательное молитвословие. Совершай его как следует — и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем ко Богу, войдешь в дух молитвенный.

В наших молитвословах помещены молитвы святых отцов Ефрема Сирианина, Макария Египетского, Василия Великого, Иоанна Златоустого и других великих молитвенников. Будучи исполняемы духом молитвенным, они изложили внушенное сим духом в слове и передали то нам.

В их молитвах движется великая молитвенная сила, и кто приникнет (всмотрится. — Ред.) в них всем усердием и вниманием, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит силы молитвенной, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы.

Чтобы молитвословие наше сделалось действительным для нас средством к воспитанию в себе молитвы, надо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих его. Вот для этого три самых простых приема:

— не приступай к молитвословию без предварительного, хотя краткого, приготовления;

— не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством;

— не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.

Молитвенное правило – ежедневные утренние и вечерние молитвы , которые совершают христиане. Их тексты можно найти в молитвослове.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молится чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (Пс. 21, 2; 30, 6).

Существует три основных молитвенных правила:
1) полное молитвенное правило, рассчитанное на духовно опытных мирян, которое напечатано в «Православном молитвослове»;

2) краткое молитвенное правило; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую» — для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.

Желательно изучить текст перевода молитв с церковно-славянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления.

Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни .

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.

Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно.

Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество. Благослови вас Господь!

В человеческом мировоззрении сегодня все более ощущается примат духовных ценностей над материальным благополучием и люди, еще десяток лет назад считавшие себя убежденными атеистами, обращают свой взор к Богу. Для них самым трудным периодом поиска божественных откровений является первоначальный этап, когда душа готова к единению с верой, а знаний об атрибутике, ритуалах и молитвах еще недостаточно. Из фильмов и сериалов про царскую Россию известно, что ни одна семья не могла сесть за стол, не перекрестив себя крестным знамением. Однако обычно вновь обращенные христиане плохо разбираются в том, что является чисто внешней, необязательной атрибутикой, а что служит истинным символом веры. Поэтому духовные наставники рекомендуют новичкам на первоначальном этапе погружения в веру, изучить утренние молитвы для начинающих, которые задают течение всего дня.

Где найти

Традиции христианства предполагают, что в отличии от обращений к Господу с просьбами о даровании здоровья, духовной гармонии, удачи и счастья, утренние молитвы должны соответствовать каноническому тексту. Они редко воспроизводятся собственными словами молящегося и, как правило, заучиваются наизусть. Несмотря на то, что протоиерей Александр Лебедев допускает утреннее обращение к Богу для прозелитов обычным разговорным языком – «…главное, чтобы простые слова шли от души », большинство начинающих верующих придерживаются более строго церковного канона. Утренняя молитва православная укрепляет дух, приносит веру в дневную удачу и уверенность в будущем.

Человек, начинающий постигать азы православия, может найти все необходимые утренние молитвы на русском языке в любом молитвослове, который обязательно продается в любой церковной лавке. Предпочтение следует отдавать покупке в храме, ибо отпечатанные в синодальной типографии тексты содержат минимум ошибок и полностью соответствуют канонам. Скачанные через интернет молитвенники не всегда исходят от церкви и использовать их нужно с осторожностью.

Простые утренние молитвы

Начинающему нет необходимости в чтении длительных молитв, которые произносятся строго в соответствии с церковными требованиями. В начале пути постижения православной веры достаточно отобрать для себя несколько молитв, которые после утреннего чтения настраивают душу на умиротворенный лад, приводя сознание в порядок и внося ясность в мысли. Конечно, должна быть «про запас» утренняя молитва православная на случай болезни, торжественного события, непредвиденной ситуации.

  • «Господи, помилуй », являющаяся просьбой к Богу сострадать нам грешным и отнести с любовью, сняв часть человеческих скорбей.
  • «Отче наш » – легко запоминающееся обращение к Богу, через которое молящийся передает свою любовь и просьбу непосредственно Творцу.
  • «Царю Небесный » – обращение к третьей ипостаси триединого Бога – Духу Святому;
  • «Трисвятое » – молитва к триединому Богу – Отцу, Сыну и Духу Святому.

Как читать

Утренняя молитва должна произноситься непосредственно после сна, до того, как верующий приступил или начал планировать свои дневные дела. Перед произнесением обращения к Богу молящийся должен трижды осенить себя крестным знамением.

Святитель Игнатий, в своем обращение к новообращенным, предупреждал, что утренняя молитва может вызывать в душе не только равнодушие, но и неприятие, при котором заученные слова будут извлекаться из памяти с трудом и обращение будет неискренне для Бога. Верующему, сталкивающемуся с подобной ситуацией, не стоит проявлять беспокойство. Все утренние молитвы достаточно коротки, и необходимо произнести их несколько раз после чего душа наполнится теплотой, придет в гармонию с разумом, а на молящегося снизойдет благодать Божья.

Также святитель Игнатий предупреждает о коварстве лукавого , который может всячески препятствовать утреннему обращению к Господу. Чем вдумчивей и сосредоточенней моленье, тем быстрее достигнет оно уха Господня, поэтому все мысли, мешающие чтению молитвы, являются искушениями, исходящими от врага рода человеческого.

свт. Феофан
  • игумен )
  • прот.
  • свт.
  • Богословско-литургический словарь
  • А. Андреева
  • М. Верховская
  • свящ. Сергий Бегиян
  • Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние , которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в ); 2) регламентированное чтение этих молитв.

    Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

    Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

    Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из ().

    Существует три основных молитвенных правила:
    1) Полное молитвенное правило, которое печатается в « »;

    2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.

    утром : «Царю Небесный», Трисвятое, « », «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», « », «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
    вечером : «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

    Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. ). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

    «Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
    Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

    Каждый, кто пришел в церковь и начал вливаться в ее жизнь, рано или поздно приходит к осознанию, что молитва — неотъемлемая часть православного вероисповедания. Заповедь Иисуса о непрестанном делании все громче и громче начинает стучать в дверь верующего сердца.

    Чтобы сделать первый шаг на духовном пути, церковь рекомендует совершать утренние молитвы для начинающих. Новоначальным христианам не следует сразу в полной мере браться за вычитывание правила.

    Короткие молитвы, предлагаемые в сборниках для начинающих, вполне подойдут на первое время. Их обычно выпускают на русском языке, чтобы текст мог легко восприниматься молящимся.

    Практически любой православный молитвослов содержит тексты, обязательные к прочтению в течение дня. Это утренняя и вечерняя молитвы.

    Зачем, спросите вы, мне молиться чужими словами, ведь они не передадут всего того, что ощущаю именно я?

    По устоявшейся церковной традиции православные христиане ежедневно должны читать молитвы на церковнославянском языке, написанные святыми отцами, которые сподобились угодить Богу своей жизнью.

    И этот бесценный опыт мы невольно перенимаем, повторяя вслед за ними молитвенные обращения к Господу.

    Познавательно! Защитник от всякого зла : кто это такой

    Приобретается определенный навык, формируется правильное воззрение на духовную жизнь. Что не могло бы произойти, окажись мы на этом пути без такого надежного и удобного путеводителя как святоотеческое наследие в виде молитвенных обращений, духовно-назидательной литературы.

    Прочтение обязательного списка молитв, составленного святыми отцами, вовсе не означает, что молиться своими словами нельзя или не нужно. Наоборот, такое обращение очень ценно, если оно идет из глубины кроткого и смиренного духа, продиктовано покаянием человека, любовью и состраданием к ближним.

    И в течении дня нам предоставляется немало возможностей обратиться к Богу с чистым сердцем и попросить помощи себе и своим ближним, за кого мы хотим и считаем нужным молиться.

    Как начинать свой день

    Очень важно начать свой день с обращения к Богу.

    Первым делом, открыв глаза, необходимо возложить на себя крестное знамение и произнести кратко молитву, в которой испрашивается у Бога благословение на весь текущий день.

    Ее можно сказать своими словами, а можно позаимствовать у святых отцов.

    Только после этого можно идти умываться, одеваться и становиться на утреннее правило. Теперь необходимо прочитать основные молитвословия, совершаемые в начале дня.

    Их тексты есть в православных богослужебных книгах, поэтому найти их будет несложно. Для начинающих утреннее правило может показаться с непривычки длинным и скучным. В таком случае, чтобы у верующего не охладел пыл к духовному деланию, позволяется сокращать его.

    В иконных лавках можно приобрести короткие молитвы для путешествующих, в том числе они пригодятся и начинающим. Если таковых нет в продаже, можно сократить то, что дается в обычных молитвословах.

    В сокращенном варианте утреннее правило включает в себя:

    • вступительную часть с «Отче наш» и;
    • первые три-пять молитвословий св. Василия Великого;
    • заключительная часть «Достойно есть».

    Для людей, которые слишком заняты и совершают свое молитвенное правило буквально на бегу, можно посоветовать следовать наставлениям преп. Серафима Саровского.

    Святой советовал сестрам Дивеевской обители, которые были заняты на своих послушаниях с раннего утра до поздней ночи, вычитывать в течение дня краткие молитовки, например, Иисусову или просто «Господи, помилуй», а также «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

    А утром, спеша по своим делам, насельницы монастыря вместо обычного правила читали:

    1. «Отче наш» – трижды.
    2. «Богородице Дево»– так же.
    3. «Символ веры» – один раз.

    Если у верующего очень хорошая память, можно не отказываться от святоотеческих молитвословий, а просто заучить их наизусть. Затем по дороге на работу или другим неотложным делам повторять их в уме, углубившись в себя и незаметно для окружающих.

    Внимание! Верующим, которые только вступили на стезю духовного делания рекомендуются к прочтению короткие молитвы, сборники, включающие в себя правило для начинающих, печатаемые на современном языке.

    Как нужно приступать к молитве

    Это очень хорошо, если есть возможность выполнять молитвы утренние и вечерние, соблюдая все предписания церкви:

    • полностью одеться;
    • женщине покрыть голову;
    • зажечь лампаду или свечу;
    • полностью уединиться и оградить себя от постороннего шума и взглядов, но это по возможности.

    Перед деланием молитвы необходимо создать вокруг себя и внутри определенный настрой. Очень в этом помогут зажигание лампады, земные поклоны перед образами, наложение на себя крестного знамения.

    Кроме того, можно испить святой воды, помазаться маслицем от святых икон или мощей, благоговейно вкусить частицу просфоры или артоса.

    Во время исполнения всех этих приготовлений на душе воцаряется мир, мысли входят в покаянное русло.

    Необходимо вспомнить о Вездесущии Бога и о том, что он смотрит в глубь сердец и видит каждого, как открытую книгу.

    Поэтому не получится лукавить, что-либо скрывать даже от самого себя. Нужно быть предельно честным, чтобы молитвенное обращение исходило из чистого сердца.

    И тогда Бог будет внимать верующему и пошлет в ту же минуту утешение, радость и умиротворение. А испрашиваемая помощь или блага придут позже по мере необходимости, вере и усердию молящегося.

    Совет! Основные молитвословия нужно постараться выучить наизусть, так они глубже войдут в сердце. Как правило, при частом повторении они запоминаются сами собой.

    Чтобы правило стало неутомимым двигателем на духовном пути, его размер необходимо соизмерять с силами человека. Оно должно соответствовать физическому возрасту и состоянию молящегося. Но в то же время не быть слишком легким, чтобы душа не пребывала в расслаблении.

    Только успешно преодолевая препятствия на своем пути, человек может расти личностно и духовно. В противном случае молитвенное правило становится чем-то формальным и не выполняет своего предназначения.

    Нельзя взваливать на свои плечи также и непосильные задачи, справиться с которыми не хватает времени или терпения.

    Правило не должно связывать верующего кандалами и ввергать его в уныние.

    Иначе пропадет вкус ко всякому духовному деланию и наступит разочарование.

    Поэтому для новоначальных церковью выпускаются специальные сборники – короткие молитвы, которые нужно исполнять в течение дня.

    Познавательно! Почему нельзя : подробная история праздника

    1. Не вычитывать тексты слишком быстро, с поспешностью и рождающейся от этого небрежностью.
    2. Читать чуть нараспев, а не тараторя. Первые христиане псалмы и другие молитвословия всегда только пели.
    3. Следует вникать во всякое произносимое слово. При этом вызывать не только соответствующие мысли, но и чувствования.
    4. Чтобы преодолеть искушение быстрее вычитывать правило, можно поставить себе ограничения по времени, например, простоять на молитвословии не менее четверти часа или тому подобное.
    5. Чтобы способствовать более духовному глубокому деланию, в течение дня следует обдумывать и вникать в значение слов, входящих в правило.
    6. Во время прочтения молитвословий нужно прислушиваться к своему сердцу. Если вдруг возникнет желание помолиться за себя или своих близких, следует остановиться и обратиться к Богу собственными словами.
      Делать так нужно с поклонами, крестным знамением. Это поможет воспитать в себе молитвенный дух.

    Воспитав в себе любовь к молитвенному деланию, мы тем самым укрепляем наши отношения с Богом. При этом нужно не забывать, что Бог не требует каких-то особых одежд или украшений, ему важна красота чистого и кроткого сердца.

    Внимание оживляет молитву

    Главным противником духовного делания является рассеянность ума. Каждый верующий, совершающий молитвенное обращение, подвергается наплыву большого количества помыслов, которые отвлекают его и создают препятствия для общения с Богом.

    Огромное количество самых разных мыслей, окружающих молящегося, являются следствием присутствия в душе греховных страстей.

    Подобное состояние присуще больше новоначальным и свидетельствует о том, что связь с Богом налажена еще слабо, нет молитвенного навыка, отрешенности от всего земного и материального. Невнимательная молитва никогда не достигнет своей цели и не принесет ожидаемых плодов.

    Причин такого состояния может быть несколько:


    Внимательному молитвенному деланию нужно учиться и просить у Бога помощи. Небесный Отец дарует успех тому, кто проявляет усердие на пути его приобретения.

    Полезное видео

    Подведем итоги

    Нельзя начинать свой день без Бога, иначе он пройдет серо, темно и уныло. Внешне может казаться, что все проходит весело, интересно. Но на самом деле душа, прожившая день без молитвы и духовного делания, не может испытывать истинной радости и счастья.