28 июля в православии. Православные церковные праздники июля. Имя и карьера

-> Мобильная версия

Православные церковные праздники июля

Православный церковный календарь, сегодня праздник:

* Мучеников Кирика и Иулитты, матери его (ок. 305). *** Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, Крестителя Руси (1015). Благоверных князя Владимира и княгини Агриппины, Ржевских (XVI)
Мученика Авудима (ок. 284-305); Лоллиана. Благоверного царя Иустиниана II (695). Преподобной Матроны Хиосской (обретение главы). Священномученика Петра диакона (1938).

Равноапостольный великий князь Владимир, нареченный во святом крещении Василием

Князь Владимир до принятия крещения был грубым язычником. Но, ведя распутную, неосознанную жизнь, в 988 году князь принял святое крещение от византийского духовенства. Перед этим событием, в течение нескольких лет, он анализировал, более детально знакомился с мировыми концессиями. Но ислам, иудейство, христианство римского образца, оставило сердце языческого властителя холодным. Только лишь богослужение и обязательство личного преображения, проповедуемое в православии, побудило Владимира покаяться и стать христианином. При крещении Владимир был назван Василием. Вместе с великим князем крестились многие его друзья и соратники по военной и политической службе. Пример князя побудил к принятию христианства и значительную часть граждан Киева. Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным - в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом времени датируется Пролог с вставкой из проложного жития святого Владимира. В 1635 митрополит Киевский Петр Могила обрел мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

Мученики Кирик и Иулитта

Мученики Кирик и Иулитта пострадали в начале IV в. Чтобы скрыться от гонителей, Иулитта с трехлетним сыном своим Кириком из Иконии, где жила, отправилась в Таре. Но вскоре прибыл сюда правитель Александр для преследования христиан. Иулитта была приведена к нему на суд. Она бесстрашно исповедала себя христианкой, и ее начали жестоко бить.
Тогда Кирик, видя мучения матери, стал плакать. Александр взял на руки Кирика и начал успокаивать ласковыми словами. Но мальчик не перестал плакать и рваться к матери и при этом также назвал себя христианином. Тогда правитель с гневом бросил его на пол и убил. Иулитта, увидев смерть сына, благодарила Бога, что сын ее удостоился пострадать за Христа. Ее же Александр велел повесить, строгать тело острым железом и лить на раны кипящую смолу, наконец, умертвил мечом и тело бросил на съедение псам. Служанки Иулитты похоронили тело мученицы. При императоре Константине оно найдено нетленным и было положено в Софийском храме.

Великий князь Киевский Владимир продолжил дело своих предшественников по объединению различных славянских племен в единое Русское государство. Однако в историю России и Православной Церкви он вошел в первую очередь как креститель. Именно в его правление произошло массовое обращение жителей Киевской Руси в христианство.

Жизнь крестителя Руси Киевского князя Владимира можно разделить на две части. Первую ее половину князь был язычником и оставил о тех временах не самую лучшую память у своих подданных, но позже, приняв христианство, он полностью изменился. И перемена эта была поистине чудесна.

Будущий правитель Киевской Руси родился около 962 года в селении Будутина Весь под Киевом. Он был сыном князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги . После рождения Владимира отобрали у матери, воспитан он был при дворе Ольги. Из-за того, что его княжеское происхождение было неполноценным, в детстве и юности Владимира часто звали «робичичем», то есть сыном рабыни, что явно задевало его самолюбие.

В 969 году, перед военным походом на Дунай, князь Святослав разделил свои владения между сыновьями. Старшему из них, Ярополку, достался Киев, другому сыну, Олегу – земля древлян, а Владимир отправился в Новгородскую землю. Эта область досталась княжичу неспроста. По совету Добрыни, дяди Владимира по материнской линии, прибывшие в Киев новгородцы сами попросили молодого князя себе в правители.

После того как в 972 году Святослав погиб, Ярополк и Олег развязали междоуслобную войну. Ее результатом стала гибель Олега. Владимир на время бежал «за море» – как предполагают историки, в Скандинавию или Прибалтику, однако вскоре вернулся с наемниками и начал войну против Ярополка. В результате сговора с одним из слуг своего брата Владимир убил Ярополка и завоевал право княжить в Киеве.

Как отмечают летописцы, в то время язычник Владимир отличался жестокостью, злопамятством и порочностью. Только официально у него в это время было пять жен. Помимо этого, согласно летописям, у Владимира были сотни наложниц, в том числе из Чехии и Болгарии. Князь был убежденным язычником. Вскоре после восшествия на Киевский престол он устроил на холме близ своего дворца пантеон идолов, то есть поставил изваяния языческих богов – Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. В 983, году в правление Владимира, в Киеве были убиты варяги-христиане – Феодор и его сын Иоанн, которые стали первыми мучениками за веру на Русской земле. В то же время Владимир проявил себя как мудрый правитель-государственник. В частности, он совершил несколько успешных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города», то есть Волынь.

В попытках укрепить единую власть на территории всего древнерусского государства князь пытался ввести единый культ бога Перуна. Но языческая реформа Владимира была неудачной, так как у каждого из племен были свои боги, в том числе и главное божество. Видимо, эта неудача, а также пример живших рядом с ним христиан, все чаще заставляла киевского князя задуматься о необходимости перемен и в своей жизни, и в жизни всей страны. И в конце концов он решился на серьезный шаг.

Еще в детстве Владимир познакомился с христианством, так как его бабушка, княгиня Ольга, крестилась сама и распространила новую веру при своем дворе. Но свой собственный осознанный выбор в пользу Христовой веры князь сделал в 988 году, когда принял крещение. О том, что выбор Владимира был не просто формальностью (как это было со многими его современниками), а серьезно затронул его внутреннюю, духовную жизнь свидетельствуют дела, которые князь совершил, став христианином. Летописцы отмечают, что после крещения Владимир разительно и быстро изменился. Сложно сказать, что за чувства испытывал он и какие мысли подвигли его к крещению – заглянуть в душу человека всегда непросто. Но со стороны случившееся выглядело как чудо. Князь распустил свой многочисленный гарем, стал жить в полноценном христианском браке со своей супругой, царевной Анной. Он возвел церковь Пресвятой Богородицы (также называемую Десятинной) на месте убиения христиан-варягов Феодора и Иоанна. Можно сказать, что князь совершил публичный акт покаяния за свое прошлое – весьма серьезный поступок, на который отваживались немногие правители.

Вообще отношение к смерти у Владимира изменилось в корне. Раньше, князь мог убить своего врага не задумываясь – а теперь, став христианином, опасался казнить даже преступников. Владимир стал активно творить дела милосердия. Так, он повелел всякому нищему и больному приходить на княжеский двор за едой, питьем или деньгами. Узнав, что многие не могут сами дойти до дворца, князь приказал снарядить специальные телеги со снедью и питьем, которые ездили по городу, насыщая нуждающихся.

После своего крещения князь Владимир решил обратить в новую веру и весь свой народ. Это сказалось на многих сторонах жизни его подданых. В первую очередь, христианство меняло нравственные, моральные ориентиры славян. Вместо грубости и жестокости язычества оно учило людей любви, милосердию, жертвенности. Также новая вера позволяла Руси измениться в плане культуры и образования ведь с христианством к славянам пришла письменность, литература, искусство и многое другое. В 989 году Владимир начал массовое крещение руссов. По его приказанию было разрушено языческое капище на холме перед дворцом. Идолы были изрублены, сожжены, а главный из них – идол бога Перуна – сброшен в Днепр.

Крещение жителей Киева произошло в водах реки Почайны – притока Днепра. Совершили таинство священники, которых Владимир привез с собой из города Корсунь, а также те, кто прибыл на Русь в свите его новой жены – византийской царевны Анны. Однако христианизация Руси не произошла в один момент, на это потребовалось несколько веков. Изначально новая вера распространилась в Поднепровье и ряде княжеских городов. Да и там христианство активнее принимали представители знати, а вот среди простого народа оно утверждалось медленнее.

В некоторых частях княжества, как, например, в Новгородской земле, происходили даже конфликты между представителями власти – христианами и духовными вождями язычников. В Северо-Восточной Руси христианство, вероятно, появилось только в 11 веке. При Владимире же на Руси была образована Киевская митрополия, которая стала частью Константинопольского патриархата. Первым митрополитом Киевским был Михаил (988–991), предположительно, родом из Сирии.

В государственном плане князь Владимир и после крещения продолжил политику централизации власти вокруг Киева. В конце 10 – начале 11 века. он вел продолжительную борьбу с главными врагами Руси: печенегами – степными кочевниками. Для отражения их нашествий он построил по южным границам Руси «засечную черту» – города-крепости, которые все вместе образовали своего рода пограничные заставы, соединенные между собой мощным земляным валом. Также он совершил ряд походов на запад и заключил мирные договоры с соседними государствами – Польшей, Чехией, Венгрией. Для укрепления власти внутри государства князь поставил в главнейших городах своих сыновей: в Новгороде – Вышеслава, в Полоцке – Изяслава, в Ростове – Ярослава, и так далее. Князь также стремился просвещать подданных, следил за развитием образования. По его повелению из лучших семей брались дети и направлялись на обучение грамоте. Таким образом, за пару десятков лет на Руси выросло совершенно новое поколение образованных людей.

Просветитель и креститель Русской земли скончался 15 июля 1015 года в сельце Берестове недалеко от Киева. К сожалению, вскоре после его смерти на Руси разгорелись междоусобные войны между его сыновьями. Народное почитание князя Владимира как святого началось уже с 11 века. Люди прозвали его Владимир Святой, Владимир Креститель, а ласково – Владимир Красное Солнышко. Однако официально его канонизировали позже; первые достоверные сведения об этом относятся только к 14 веку. За труды, направленные на просвещение языческих славянских племен светом Христовой веры, князь был прославлен в чине Равноапостольного Святого.

Икона Святого Равноапостольного князя Владимира

Молитва Князю Владимиру

"О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит пас со беззаконьями нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратится, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков".

28 июля (15 июля по церковному юлианскому календарю, который в России лишь в феврале 1918 года на государственном уровне был заменен календарем западным, григорианским).

Пятница 8-й седмицы по Пятидесятнице (восьмой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы ). Церковный монашеский Устав сегодня благословляет на трапезе только пищу с растительным маслом , хотя в реальной жизни бывают и послабления, которые человеку воцерковленному необходимо согласовывать с духовником.

Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия (к памяти которого сегодня также приобщено празднование Дня Крещения Руси ), а также еще четырех угодников Божиих и Собора Киевских святых, о которых далее пойдет речь в этом материале.

Равноапостольный великий князь Владимир . Творец Святой Руси, благодаря подвигу которого вся Русь в конце X - начале XI столетий от Рождества Христова была просвещена светом Христовым. Сначала в древнем Херсонесе, где в 988 году крестились сам князь с дружиной. А затем - в водах Днепра и других русских рек, где совершалось массовое крещение наших предков.

Как говорится в "Похвале князю Владимиру" святителя Илариона, митрополита Киевского:

"И совлек с себя князь наш - вместе с одеждами - ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия - и вошел в святую купель. И возродился он от Духа и воды: во Христа крестившись, во Христа облекся; и вышел из купели просветленный, став сыном нетления, сыном воскресения... Впрочем, на этом не остановился он в подвиге благоверия, но повелел всему народу своему креститься... И тогда осветило землю нашу Солнце Евангелия".

Мученики Кирик и Иулитта . Одни из самых известных и почитаемых на Руси раннехристианских страдальцев за Христа и Его Церковь. Святая Иулитта была знатной вдовой-христианкой из малоазийского города Икония.

Во времена антицерковных гонений императора-язычника Диоклетианом (правившего Римской Империей в 284-305 годах от Рождества Христова), Иулитта со своим четырехлетним сыном и двумя верными рабынями оставила дом и все имущество и ушла из города. Долгое время им удавалось скрываться под видом нищих, но в 305 году они были разоблачены.

Святая была подвергнута страшным мучениям, но не отреклась от Христа, постоянно повторяя: "Я христианка и не принесу жертвы бесам". Младенец Кирик также отверг любые искушения мучителей и смело воскликнул: "Пустите меня к матери, я христианин". Его швырнули к матери с высоты, и он разбился. Мать же после мучений усекли мечом.

Издревле, по народным верованиям, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и выздоровлении больных детей.

Мученик Авудим Тенедосский . Современник святых Кирика и Иулитты. Также пострадал за Христа и Его Церковь в период антихристианских гонений императора-язычника Диоклетианом (284-305 годы от Рождества Христова)

Священномученик Петр Троицкий, диакон . Святой из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, погибший в годы "Большого террора" в 1938 году.

Собор Киевских святых . Совершение этого православного праздника было установлено решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 10 февраля 2011 года . Празднование было приурочено ко дню памяти равноапостольного великого князя Владимира. В лике Киевских святых прославляется множество святых, от века просиявших в землях Киевской Руси.

Поздравляем всех православных христиан с памятью сегодняшних многочисленных святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, также особенно рады поздравить с именинами!