Сообщение о святом патрике. Святой вместо пинты: приживется ли в России святой Патрик. Всемирные парады и празднования Дня Святого Патрика

Если тебе повезло быть ирландцем…
То тебе уже очень повезло!
Ирландская поговорка

Один раз в год, 17 марта, открывается портал между реальным миром и сказочным: на зелёных улицах толстосумы-лепреконы штопают башмаки, хрупкие фейри подтрунивают над седовласыми друидами, по брусчатке разливаются пенные пивные реки, а гигантские волкодавы уверенной поступью вышагивают вокруг хозяев. День святого Патрика, как и его участники, овеян диковинными легендами и чудными стереотипами, с частью которых мы попробуем разобраться.

Ирландский заклинатель змей

(Sicarr / Flickr, CC BY 2.0)

Самый зелёный праздник года носит имя покровителя Ирландии, святого Патрика. Суккат Мэйвин - так звали Патрика до принятия церковного сана - родился примерно в 385 году на юго-западе Британии. Хотя отец Патрика был диаконом, мальчик не проявлял особого интереса к религии; его вера пробудилась в 16 лет, когда его пленили ирландские бандиты и продали в рабство. В Ирландии Патрик работал пастухом, а потому долгие часы проводил среди зелёных холмов в размышлениях о Боге. Спустя шесть лет Патрику удалось бежать в Британию, где он избрал путь священнослужителя и был наречён именем Патриций. Однажды к нему явился ангел и передал письмо от ирландцев: они просили Патрика вернуться в страну своего былого заточения. В 40 лет он вновь отправился в Ирландию, но уже как миссионер, и посвятил свою жизнь приобщению ирландских язычников к христианской вере.

Фигура святого Патрика овеяна легендами. Самая известная гласит, как он изгнал змей с Изумрудного острова. Хотя доказательств того, что на территории Ирландии в то время водились змеи, нет - они не смогли пережить последний ледниковый период, - в истории есть доля истины: это вполне могла быть метафора прежних религиозных убеждений ирландцев, которые вытеснила истинная вера.

Американо-ирландские корни

День святого Патрика приходится на 17 марта, день смерти святого. Праздновать его начали уже в IX веке, но торжество ограничивалось тихим семейным ужином; современного размаха праздник достиг благодаря находчивым ирландским переселенцам в Америке.

Первые парады были масштабным военным мероприятием

Первое масштабное чествование святого Патрика прошло в Бостоне в 1737 году: тогда за официальным ужином собралась большая группа переселенцев из Ирландии. Спустя 25 лет в Нью-Йорке состоялся военный парад, в котором участвовали полковые музыканты ирландского происхождения. Парад был устроен, чтобы отдать дань корням и поддержать традиции на новой земле. Постепенно праздник разрастался, заражая «зелёным вирусом» и другие страны. Вершиной коммерциализации Дня святого Патрика стал дипломатический жест ирландского посла: он вручил тогдашнему президенту США, Гарри Трумэну, коробку трилистников. С тех пор это стало традицией.

Традиция тянется с 1952-го года (Фото: Lawrence Jackson)

В Ирландии всё было иначе: праздник долгое время оставался религиозным, а первый парад добрался до берегов Изумрудного острова только в начале 1930-х. Проходил он тогда «всухую»: закон запрещал в этот день употребление спиртных напитков, чтобы избежать повального пьянства, а потому все пабы были закрыты. В 1970-м, после отмены закона, ирландцы присоединились к всемирному празднованию Дня святого Патрика на американский манер. В середине 1990-х ирландское правительство решило продлить парад до пяти дней, что привлекло в страну немало туристов.

Глобальное «озеленение»

Самые громкие празднования Дня святого Патрика по-прежнему проходят в США. Американский чемпион по «зелёному безумию» - город Чикаго: во время праздника местная река на несколько часов перекрашивается в зелёный. Традиция началась в 1962-м благодаря Стиву Бэйли, организатору парадов, а по совместительству и главе профсоюза сантехников. Он заметил, как краситель, предназначенный для поиска очагов загрязнений в реке, окрасил комбинезон коллеги в изумрудный цвет. Тогда и родилась идея перекрасить целую реку. План сработал безупречно, а город получил в копилку новую наживку для туристов.

Как будто где-то пролили дикий огонь! И всё же такая махинация безобидна для окружающей среды (Фото: Mike Boehmer / Flickr. СС-BY)

Американцы умеют продвигать свои бренды - подвернись им любой другой национальный праздник, они бы сделали и из него всемирный культ, - а потому неудивительно, что День святого Патрика где только не отмечают. Самой первой его встречает Новая Зеландия - самая удалённая от Ирландии страна.

Празднует и Нигерия. В 1961 году, когда страна получила независимость, её покровителем был назван святой Патрик. На сегодняшний день в Нигерии живёт немало потомков тех, кто был обращён в христианство ирландскими миссионерами пару веков назад.

Окрашивание достопримечательностей в зелёный цвет - один из самых распространённых флешмобов в мире! (Фото: Martin Falbisoner / CC-BY-SA)

За исключением Ирландии и некоторых штатов Америки, единственная страна, где День святого Патрика - государственный праздник, это Монтсеррат. Жители карибского острова вспоминают неудавшееся восстание, которое произошло в этот день в 1768 году. Несмотря на неудачный исход, бунт стал криком о свободе, об избавлении от оков.

Карибский Изумрудный остров и Ирландию связывают давние узы: в XVII веке многие уроженцы Ирландии нашли убежище в Монтсеррате, принеся с собой ирландскую культуру. Отголоски этих событий встречаются повсеместно: это и флаг Монтсеррата с женщиной в зелёном одеянии с распятием и арфой, и печать в паспорте в форме трилистника, и названия улиц и целых районов. Несмотря на то, что многие рабовладельцы, против которых бунтовали жители острова, были ирландцами, сейчас Ирландия воспринимается там в позитивном свете.

Fun with Flags от Шелдона Купера: изображение девушки с арфой, Эрин, женской персонификацией Ирландии - не только часть флага, но и герб Монтсеррата

В Мексике День святого Патрика - военный праздник в честь батальона святого Патрика (El Batallón de los San Patricios). В батальоне состояли европейские иммигранты, главным образом ирландцы: они дезертировали из армии США (во многом из-за разницы в религиозных убеждениях с американскими солдатами) и стали сражаться на стороне Мексики в войне 1846–1848 гг. Многие из них удостоились наград за храбрость - и все же в этой войне Мексика потерпела поражение, а многие солдаты батальона были повешены и приговорены к каторжным работам. В память о кровавых событиях Североамериканской интервенции мексиканцы проводят ежегодные парады.

День святого Патрика празднуют даже в космосе. Астронавты международной космической станции то и дело передают «зелёный» привет на землю: Кэди Коулман сыграла мини-концерт на антикварной флейте, Крис Хэдфилд поделился кавером на балладу Danny Boy, а в этом году Шейн Кимбруг твитнул в подарок землянам фотографию Дублина из космоса.

Привет дублинцам от Криса Хэдфилда!

Россия празднует День Святого Патрика с 1992 года. Тогда в Москве при содействии ирландцев стали открываться первые магазины Duty-Free - сперва в Шереметьево, потом на Арбате, а в довесок соорудили и бар. Вскоре кто-то из команды проекта предложил сделать официальный праздник, и московские ирландцы провели его в привычной традиции - с тех пор празднования проходят почти ежегодно.

Столица в зелёных тонах

Этот год - юбилейный: в Москве в пятый раз прошла «Неделя Ирландии», в десятый - фестиваль ирландского кино, в двадцать пятый - парад святого Патрика. А накануне «зелёной» недели РПЦ признала День святого Патрика - правда, отмечать его будет по старому стилю, 30 марта.


В этот раз к нам приехали музыканты из Ирландии, группы Realta , Leif , Waldorf and Cannon , а также группа с очень правильным названием Streams of Whisky . Заглянули к москвичам и солисты самого известного шоу ирландских танцев Riverdance , Эшлин Райан и Брендан Доррис.

В этом году московская неделя Ирландии прошла по привычным лекалам. Кинофестиваль порадовал новинками - особенно запомнились «Чертовски симпатичен» и жизнеутверждающий «Синг Стрит». Приобщиться к культуре Зелёного острова можно было на лекциях, посвящённых биографии святого Патрика и ирландскому языку.

Ирландцы умеют и веселиться, и вести деловые переговоры - а День святого Патрика для этого подходит идеально.

Кульминацией фестиваля стал традиционный парад, на который подтягивается всё больше русских «ирландцев» с детьми, бабушками и дедушками, отчего в России праздник преображается в семейное культурное мероприятие. «Патрик» стал походить на Масленицу: целую неделю народ лакомится вредными вкусностями типа сырных шариков и ходит в пабы, а на выходных устраивает хороводы под волынку и мёрзнет в ожидании парада, иногда согреваясь глотком виски. Да и сам город становится зеленее, а москвичи излечиваются от весенней хандры. Может быть, секрет такой популярности праздника в России - в том, что мы похожи на ирландцев по духу: открытые, любим повеселиться, поговорить по душам, а заодно и выпить.

Какой день святого Патрика обойдётся без волынщиков…

…и ирландских танцев!

Подготовка реквизита

Как определить, что сегодня - День святого Патрика? Разумеется, по толпам зелёных людей (если это, конечно, не эпидемия ветрянки): кислотно-салатовые трилистники, изумрудные лепреконьи шляпы с эмблемой Guinness, килты в тёмно-болотную клетку - 50 оттенков зелёного! Но мало кто знает, что на самом деле цвет Патрика - синий: обычно на гравюрах святой облачён в синие одежды.

Девиз парада – “Éirinn go Brách” – переводится с ирландского как «Ирландия навсегда»

В XVII-XVIII веках в Ирландии ношение зелёного считалось политической провокацией: он считался цветом Ирландского восстания 1641 года, и трилистник, знак ирландских войск, был запрещён. В Америке, напротив, носить зелёный не возбранялось, и люди мог открыто гордиться своим ирландским происхождением.

Зелёный цвет имеет ещё одно значение - это цвет католиков; протестанты предпочитают оранжевый. История уходит корнями к победе Уильяма III Оранского (Orange), короля Англии, Шотландии и Уэльса, над королём Джеймсом II, представлявшим католиков. Память об этом событии осталась и на ирландском триколоре из белого, оранжевого и зелёного цветов.




Кого только не встретишь в этот день на улице!

Ещё один обязательный элемент «патричного» реквизита - пиво . Особенно зелёное. Первым его сварил в начале 1900-х доктор Томас Куртин: он получил напиток ярко-изумрудного оттенка, искрящийся на весеннем солнце. Говорят, что сделал он это с помощью пары капель… Wash Blue, известного стирального порошка. Кстати, первое время незнакомое пиво нередко путали с другим зелёным пивом - напитком, не завершившим процесс ферментации, что делало его вкус неприятным и вызывало расстройства желудка.

Самый популярный зелёный атрибут праздника - трилистник , который многие ошибочно принимают за символ Ирландии вместо изящной арфы. Но и трилистник - важная часть ирландской культуры: по легенде, святой Патрик и многие проповедники до и после него объясняли простолюдинам идею Святой Троицы на примере трилистника, хотя исторических подтверждений этого нет. Ещё одна легенда гласит, что ирландцы прикрепляли к одежде листочек клевера, а в конце дня «топили» его в стакане виски и выпивали, веря, что это приносит удачу.

На парадах можно заметить и четырёхлистный клевер , ирландский символ удачи. Задолго до христианизации Ирландии друиды верили, что четырёхлистник оберегает владельца от проклятий и несчастий, а трилистник помогает увидеть злых духов, позволяя вовремя ускользнуть от нечисти.

Шанс найти в клеверных долинах четырёхлистный клевер равен 1 к 10 000. Почти нулевой. И кое-кто уже придумал, как на этом заработать!

Кстати, о злых духах. Кто бывал на парадах в честь святого Патрика, наверняка замечал миловидных барышень, облачённых в костюмы лепреконов. Вот только среди лепреконов не бывает особей женского пола! И репутацию скряг и обманщиков они получили незаслуженно, ведь своё золото они заработали честным трудом - кропотливой работой башмачника.

* * *

Ирландская культура подарила миру десятки очаровательных мифических существ, зажигательных танцев и сказочную музыку - всем этим мы можем насладиться на Дне святого Патрика. Правда, сам он имеет не так много общего с Изумрудным островом. Зато это повод поближе познакомиться с историей Ирландии и окунуться в её легенды.

Как пережить День святого Патрика

День святого Патрика - тяжёлое испытание для ног, голосовых связок и, конечно, печени, а потому нужно вооружиться небольшой порцией ирландской магии, чтобы не слечь после бурного празднования:

Расстройство желудка от сырных шариков и чесночных гренок? Обвяжите несколько веточек мяты вокруг запястья.

  • Хуже больного живота могут быть только нежданные гости после похмелья, а потому аккуратнее с кухонным полотенцем: уронишь - гость уже в пути.
  • Зудит левая рука - авось перепадёт мешочек золота от лепрекона, которое пригодится пополнить похудевшие карманы. Зудит правая рука - встретишь нового друга.
  • Удалось отхватить четырёхлистный клевер? Можно сделать пару ставок в покере. Главное, никому не показывать свой ирландский «Феликс Фелицис», иначе удача отвернётся.
  • Утром 18 марта на проводах болтается немало пар истрёпанных ботинок. А всё потому, что это бесплатный источник удачи!

Согласно житию святого Патрика, он метал фаерболы и молнии из рук, превращался в животных, пережил нападение рейдеров и использовал мощнейшие заклинания против целых армий. А еще годы своей молодости он прожил в рабстве у друидов, но бежал и поклялся отомстить. С такими акцентами экранизация его жизни была бы невероятно увлекательным и остросюжетным фильмом.

Святой Патрик родился в богатой семье, но потерял все

На самом деле, «Патрик» - не его настоящее имя, а лишь прозвище. При рождении будущий святой получил имя Суккат, а при крещении - Майвин. Он был сыном небедного римского рабовладельца из Британии и внуком христианского священника. Отец Патрика, судя по всему, работал в налоговой сфере и даже имел загородную виллу. Но все это не спасло семью от катастрофы.

Его взяли в рабство разбойники-язычники

Когда Майвину-Патрику было 16 лет, на их земли напали ирландские рейдеры-язычники под предводительством одиозного вождя Ниалла Девять Заложников. Головорезы устроили грандиозный захват рабов - целые деревни и города увезли в плен, опустошая берега Британии. Патрик был среди захваченных и угнанных в рабство. Не слишком понятно, почему мажористого паренька не стали выменивать на золото - наверняка от него было мало пользы как от простого работника.

Он был в рабстве у четырех друидов

Гора Слемиш в Северной Ирландии. В ее окрестностях святой Патрик пас овец во времена рабства

Патрик пробыл в рабстве четыре года и все это время он прислуживал четырем друидам. В основном он пас для них скот, так что до 20 лет будущий святой сильно возмужал на свежем воздухе и попутно приобрел понятную ненависть к языческим священнослужителям. Спустя годы поста и молитв он услышал божественный голос, который помог ему сбежать и указал корабль, на котором можно уплыть домой.

Патрик путешествовал с головорезами

Измученный бегством Майвин нашел ладью, моряки которой согласились подбросить его на родину, хотя у парня явно не было ни гроша за душой. Те матросы были крайне мутными персонажами и, скорее всего, сами промышляли пиратством. Так будущий святой Патрик связался с разбойной шайкой, которая приплыла к берегам Галлии. Впрочем, грабить его никто не заставил - пираты сами попали в засаду, блуждали целый месяц по берегу и умудрились угодить в рабство. Оттуда Патрик сумел сбежать спустя пару месяцев после чего, в конце концов, попал на родину.

Звучит этот момент биографии святого так, что на ум приходит «Восхождение в Вальгаллу» Рефна.

В 20 лет будущий святой Патрик сразился с демоном
и победил

В те лихие времена, пока Майвин бродил по берегам Галлии с бандой головорезов, им выпала сомнительная радость повстречать демона или даже Дьявола лично. Патрик и его пираты сразились с порождением Ада и победили. Впрочем, зная, что было дальше, самим разбойникам это никак не помогло в дальнейшей жизни.

Патрик тренировался несколько лет,
чтобы вернуться к тем, кто его поработил

Патрик вернулся на родину, но был слишком неуемным. Он мечтал стать священником, и однажды сам Господь повелел ему вернуться, дабы крестить народ Ирландии, прозябавший в язычестве. Патрик провел годы в монастырях Британии и Галлии, где постигал все премудрости ремесла проповедника, а когда понял, что готов, уплыл в Ирландию, чтобы встретиться с опасностью.

Здесь перед нами классическая история, которая стала своего рода клише в Голливуде: герой получает взбучку от злых сил, усердно тренируется годы напролет и возвращается, чтобы победить.

Он победил Кромма (да, того самого, из «Конана-варвара»)

На посту проповедника святой Патрик был вынужден иметь дело с суровыми реалиями Ирландии Темных веков. Так себе перспективы с точки зрения выживания. Однако Патрику удалось не только выжить среди грубых людей, но и побороть грубых местных богов. В одной из легенд рассказывается, что Майвин лично сразился с Кроммом. Идол был свержен, а некогда суровое божество бежало в страхе, словно докучливый демон. Любопытно, что Кромм стал прообразом того самого Крома , которому поклоняется киммериец Конан. Роберт Говард, создавая своего героя-варвара постоянно обращался к мифам Ирландии. Легенды о святом Патрике - не исключение.

Святой Патрик метал огонь и молнии с двух рук

Сражаясь с Кроммом и другими противниками новой религии, Патрик использовал силы, скорее подходящие боевому магу, чем стереотипному святому. Послание Иоанна Златоуста про подставление левой щеки он явно понимал не буквально. Идол все того же злосчастного Кромма проповедник низверг с помощью молний и огня, а иные источники утверждают, что он повелевал и другими стихиями.

Довольно забавно, что святой Патрик, сражающийся с друидами, сам остался в легендах как великий друид. Соревнуясь со жрецами Ирландских богов, он превращал себя и других людей в животных, управлял холодом и жаром и объяснял догматы христианства на примере привычных языческих символов - того же трилистника, например.

Святой Патрик потерял друга во время покушения

Еще одна архетипичная история, которая в том или ином виде встречается и в Голливудских фильмах и в легендах. Святой Одран , соратник Патрика и его товарищ, постоянно путешествовал вместе с ним. Причем, из уважения к старшему другу, Одран выступал в роли возничего, возя проповедника по всей Ирландии. Однажды местный языческий царек по имени Фольге решил отомстить за унижение Кромма и подослал наемников, или даже лично пошел на убийство. Одран подозревал о засаде и на всякий случай упросил друга на этот раз самому побыть возницей. Покушение действительно состоялось и Одран, которого приняли за Патрика, был убит, а Фольге обрек себя на попадание в Ад.

Святой Патрик превращает мясо в рыбу
(но это неточно)

Вообще, строго говоря, привычка заливать на день святого Патрика - не такая уж каноничная, скорее наоборот. Изначально в это время кабаки закрывались, а идущий пост не позволял оторваться и за поеданием снеди. Позже ситуация изменилась и ирландцы начали выпивать в этот день так, словно покровитель их страны вернется буквально завтра и возвестит Второе пришествие. В каком-то смысле так и есть - для тех, кто пил неумеренно, утро 18 марта будет похоже на Апокалипсис.

Как была решена религиозная проблема с элем, портером и виски - не очень понятно, но вот возможность жирно и калорийно поесть в этот день объясняется очень своеобразно. Дескать, святой Патрик своим незримым присутствием превращает мясо в рыбу и овощи, так что жаркое из баранины будет учитываться как вегетарианский салат. Но надо понимать, что это, скорее, - уловки хитрецов, которые пытаются обманом нарушить пост, нежели чудо.

В итоге святой Патрик оказывается персонажем, которого, судя по всему, не использовали в блокбастерах, только из опасений прогневить ирландцев. Патрик выглядит крайне колоритным человеком - эдакой смесью из блаженного святого, Гэндальфа, а местами и Конана-варвара. Его неуемность, судьба, жизнь, полная опасностей, годы в рабстве и месть друидам делают его прекрасным персонажем для байопика. А его умения метать огонь и молнии, вместе с регулярными битвами против друидов, разбойников и демонов заставляют видеть в нем героя мрачной фентези-саги. С такими характеристиками святого Патрика должен играть либо Макконахи, либо Дэнни Трехо.

(кон. IV в. – V в.)

Биография

Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного - зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.

Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галлии, - из франков. Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. Он и потом нередко получал такие откровения от Виктора, ангела Божьего, часто являвшегося ему в образе птицы.

В рабстве святой пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться, возрастая в любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.

Хотя сам святой пишет, что бежал, легенды рассказывают, будто он не хотел уходить без разрешения хозяина. Тот же потребовал в плату за свободу слиток золота, размером с голову самого Патрика. Ангел Виктор велел тогда юноше следовать за диким кабаном, который и выкопал из земли этот слиток. Когда святой достиг побережья, где, по словам ангела, его ждал корабль, там, по житийным рассказам, его схватил владелец берега и снова продал в рабство. Но Бог наказал злодея - когда он и его домочадцы рассматривали полученные в уплату медные котелки, их руки крепко прилипли к металлу. Незадачливый делец раскаялся, был прощен Патриком, выкупил его из рабства и снабдил деньгами на дорогу. Легенда говорит, что вернувшись, уже епископом, святой крестил его. После долгого пути, описанного в «Исповеди», святой вернулся в родные края.

Там ему снова явился в видении тот же ангел и повелел вернуться в Ирландию с проповедь ю Христа. Но прежде он должен был получить образование. Для этого святой отправился в Галлию (нынешняя Франция), где обучался под руководством Св. Германа, епископа Оксерского (который рукоположил его в диаконы под именем Патрика) и монахов монастыря Св. Гонората на о. Лерине (около нынешних Канн в Провансе), одного из оплотов монашеской жизни Галлии. Вскоре Св. Герман, отправляясь в Британию, бороться с ересью Пелагия (который полагал, будто человек может сам, только своими делами и без благодати Божьей, достигнуть спасения), взял с собой и Св. Патрика, своего ученика. Вместе с группой священников они ходили по Британии, опровергая ересь и возвращая людей к Богу, совершая великие чудеса исцеления. Рассказывают, что однажды Св. Патрик предложил Св. Герману поститься, ради обращения одного из городов, впавшего в ересь. Однако город не обратился и в конце третьего дня поста земля разверзлась и поглотила его. То место, где постились Святые и их спутники, стало потом традиционным местом, куда для поста собирались местные священники. Во время этого путешествия Св. Герман часто не только боролся с ересью, но и обращал ко Христу местных властителей, - это впоследствии послужило примером для ирландской миссии самого Св. Патрика.

В результате своего обучения, Св. Патрик узнал все, что было необходимо для его будущей миссии. Особую любовь питал святой к Слову Божьему - об этом говорит, например, его «Исповедь». В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание . Да дарует Господь и нынешним христианам такую же любовь к Своему Слову, Своей Церкви и Своей воле.

Из видений Св. Патрик знал, что должен отправиться с проповедь ю в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину , который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Св. Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, Св. Патрик старался обратить в вождя того или иного клана, - по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития и легенды. Многие люди, услышав его проповедь , не только принимали крещение, но и полностью посвящали всю свою жизнь Христу, становясь священниками и монахами.

Святому, утверждавшему , приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит Св. Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо - воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.

Тогда как раз приближался языческий праздник и по указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. «Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, - сказали королю жрецы-друиды, - он никогда не угаснет». По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божья. Наутро Св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Несмотря на сопротивление язычников, верховный король был вынужден дозволить Патрику проповедовать по всей стране. Это был великий день в ее истории. Пророчество друидов сбылось - огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.

Жития и легенды описывают многие другие чудеса, совершенные святым Патриком. Иные верят всем этим историям, иные - не всем, но несомненно одно - всегда сопутствует человеку, который с верой и самоотверженностью посвящает себя исполнению Его воли. Для Бога же, как верил Св. Патрик и как верим и мы, нет ничего невозможного.

Умер Св. Патрик в 493 году, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. Говорят, что место его смерти все было окружено поющими птицами, и многие думали, что то были ангелы Божьи, принявшие вид птиц, как это делал приходивший к святому в видениях ангел Виктор.

Как полагают, свою «Исповедь» Св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».

Да благоволит Господь Всемогущий, для Которого нет невозможного, по молитвам Святого Патрика, и в эти дни даровать Своей Церкви святых, служителей и учителей, подобных ему по духу, чтобы они вели людей ко Христу, царствующему со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда Св. Патрик спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого - наследником его епископской кафедры.

Который проводится в честь знаменитого покровителя этой страны. По легенде, именно он принёс в страну христианство, искоренив язычество, а ещё он прогнал с острова змей. Для ирландцев это весёлый, красочный, весенний праздник.

Когда Патрика празднуется? Происходит это ранней весной, 17 марта, когда молодые листья и трава отличаются особой свежестью и зеленью. Хотя изначально этот праздник отмечался только в Ирландии, сейчас традиция распространена по всему миру.

Известная шутка гласит: "В этот день каждый, кто захочет, может стать ирландцем". Каковы же обычаи этого праздника?

История возникновения легенды

Хотя считается, что христианизацию Ирландии провёл именно святой Патрик, есть признаки того, что эта религия существовала там и до него. Более того, некоторые учёные вообще склонны считать, что святой Патрик - это не более чем персонаж легенд. Достоверно известно, что в 373 году нашей эры в Британии родился мальчик Мэвин Суккат. Он был весьма далёк от христианства, но в шестнадцать лет его взяли в рабство и увезли в Ирландию. Именно в условиях тяжкой неволи он пришёл к религии, и новая вера помогла ему выжить.

Когда же наконец ему удалось освободиться, он уехал в Галлию, где стал служителем церкви и получил имя Патрик. После чего вернулся в родную страну в качестве миссионера, проповедуя христианство.

Обычаи праздника

Несмотря на то, что, по логике, День святого Патрика тесно связан с христианством, этот праздник является переплетением как языческих, так и христианских традиций. К почитанию деяний святого, например, можно отнести восхождение на гору Кро-Патрик, на которой, по легенде, святой изгнал всех змей из страны.

Еще одна дань христианству - украшение домов и одежды зеленым трилистником, который символизирует крест.

К народным традициям относится то, что в День святого Патрика нужно выпить хотя бы рюмку спиртного в ирландском пабе, а перед этим нужно положить в неё листик трилистника. Это называется «осушить трилистник». После этого обязательно нужно вынуть лист из рюмки и выбросить через левое плечо.

Традиционный цвет одежды в этот день - зелёный. Он символизирует Ирландию, весну и трилистник. Вообще, ирландцы руководствуются правилом: чем больше зеленого - тем лучше! А в Чикаго даже реку каждый год красят в зеленый цвет!

В День святого Патрика в Ирландии и по всему миру устраиваются массовые парады в экстравагантных костюмах, в которых принимают участие и знаменитые духовые оркестры с волынками.

Кроме всего этого, неизменным образом праздника являются лепреконы - мифические персонажи, у каждого из которых, по легенде, есть мешочек с золотом. Но если золото попадёт в чужие руки, то тут же растворится в воздухе, поэтому просить или отнимать у лепреконов их богатство смысла никакого нет. В честь забавных персонажей участники праздника всегда надевают высокие зелёные цилиндры.

Праздничная кухня

Хотя День святого Патрика и приходится на Великий Пост, ирландцы наедаются мясными блюдами досыта, не нарушая при этом ограничений. Как такое возможно? Это еще одно волшебство праздника. По католической традиции, постным блюдом считается рыба, поэтому возникло поверье, что мясо, положенное в кастрюлю в этот день, святой Патрик делает рыбой. Так и люди довольны, и пост не нарушен.

Традиционным блюдом раньше считалась капуста с беконом, но позже она сменилась солёным мясом, которое привнесли в ирландскую иммигранты.

Еще одной характерной особенностью является то, что практически во все праздничные блюда в этот день, даже сладкие, добавляется… пиво!

День Святого Патрика невозможно пропустить. Если вы вышли весной на улицу, а все вокруг зеленого цвета, рекой льется пиво и громко звучит волынка - не сомневайтесь, настал любимый праздник всех ирландцев!

Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.

Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.

Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!» Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.

Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней – люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.

Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: «Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас». Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел святой Патрикий в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона.

Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где боролся с еретиками-пелагианами (429), перед ним вновь встала неотложная задача: найти миссионеров для Ирландии. Чуть ранее папа Келестин I (431) рукоположил диакона Римской Церкви святого Палладия в епископа, дабы он организовывал рассеянных по Ирландии христиан и управлял ими. Палладий немедленно столкнулся с большими трудностями, основал всего лишь три церкви, а через несколько месяцев был настигнут смертью. Поэтому святой Патрикий принял посвящение в епископа из рук святого Германа, дабы нести свет истины варварам Ирландии. Действительно, он был хорошо подготовлен к выполнению этой задачи не только потому, что его призвал Бог, но и потому, что он знал язык и нравы этих племен. Помня о грехах юности, он не решался принимать рукоположение, но новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия.

Во главе небольшого числа клириков он высадился на острове в том самом месте, куда приплыл и святой Палладий. Святой Патрикий не мешкая отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов. Перед свирепыми воинами он произнес смелую проповедь о Христе. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри. Святой Патрикий обошел всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Именно так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.

Проповедник столкнулся, однако, с противодействием жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых ко Христу. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев.

После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армаге, который впоследствии стал архиепископской кафедрой Ирландии. Именно из этой обители начинались его длительные миссионерские поездки. Патрикий противостоял насилию, угрозам и каким бы то ни было опасностям с полным пренебрежением к своей жизни и пересекал эти негостеприимные земли, позволяя Богу говорить через него с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были, помимо простых людей, также барды-филиды. Барды были одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранителями и интерпретаторами священных устных преданий народа и по своему положению были близки языческим жрецам. Они, став монахами, отдавали служению Благой Вести свои поэтические таланты. Их песнопения были столь прекрасны, что, как говорили, ангелы преклонялись с небесной высоты, чтобы их послушать.

Для устроения новой Церкви святой Патрикий рукополагал священников и епископов, относясь с уважением и мудростью к самобытному характеру ирландского народа. Кафедры его епископов располагались, как правило, не в городах, а в монастырях, которые при следующих поколениях достигли расцвета и превратили Ирландию в новую Фиваиду. Из них вышло множество монахов, смелых миссионеров и неутомимых путешественников, внесших значительный вклад в дело нового просвещения Европы Благой Вестью после варварских нашествий .

Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из этих монастырей-епископий или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение святого Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих.

Познав лично страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.

По прошествии почти 30 лет епископского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей «Исповеди»: «Я исповедую это пред моим Господом и не испытываю чувства стыда в Его присутствии: с того времени, как я узнал Его в юности, любовь Божия росла во мне, и вплоть до сего дня, по благодати Господней, я сохранял веру… Он, Который так часто прощал мне мою глупость и небрежность в ответ на то, что Святой Дух мне внушал, помилует меня благодаря тысячам и тысячам людей, потому что Он видел, что я нахожусь в Его власти. Пусть на то будет воля Божия, чтобы мои чада превзошли меня в делах возвышенных и в плодах спасения! В этом будет для меня слава, поскольку сын мудрый радует отца (Притч. 10: 1). Мои возлюбленные, я искал вас, а не ваши богатства. То, что мне давали даром, я так же и раздавал: вам – ваши блага, а себе – утомление и опасности, и я шел к вам и повсюду ради вас, и даже в те края, куда никто никогда не приходил крестить. По благодати Божией ради вашего спасения я все перенес в трезвении и великодушии… Христос Спаситель стал бедняком ради нас, и я, бедный и несчастный, каждый день ожидал, что меня убьют, что я попаду в ловушку или буду обращен в рабство, но благодаря небесным обещаниям я не боялся ничего из всего этого, предав себя в руки Всемогущего Бога, Который выбрал меня для выполнения этой задачи… Как я воздам Ему за все Его благодеяния по отношению ко мне? И если мне удалось совершить какое-нибудь доброе дело для моего Бога, Которого я люблю, пусть никто не говорит, что это сделал такой невежда, каким я являюсь, но это был дар Божий. Я просил Его разрешить мне пролить свою кровь за Его имя: пусть даже я был бы лишен могилы, и мой труп, разодранный в клочья, был бы оставлен на корм птицам и в добычу хищным зверям» .

Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.

17 марта 461 года святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств. Тело Патрикия положили на повозку, которую влекли два диких быка. Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даун-Патрик . Там ему вырыли могилу.

Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря