Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельствами. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными


Придаточные цели содержат указание на цель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения, и отвечают на вопросы «зачем?», «для чего?», «с какой целью?».
Семантической особенностью целевых придаточных в их неосложненном виде является то, что в них обозначается событие или желаемое явление, причем подчеркивается, что для его возникновения необходима активная деятельность.
Придаточные цели присоединяются к главной части посредством союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы и др. Придаточная часть обычно относится ко всей главной части в целом: Мы купили у цветочниц несколько лилий, чтобы положить их на гробницу Рафаэля (К. Паустовский); А чтоб мышиный род ему не навредил, так он полицию из кошек учредил (И. Крылов); Люди выдумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (JI. Толстой); Конечно, догадливая Валентина, наверное, часть оставила дома, для того чтобы осталось на первые расходы по возвращении (А. Гайдар); Я обернулся, отыскивая взглядом Чубука, с тем чтобы скорее подать ему условный сигнал (А. Гайдар); В полной темноте... флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега, дабы не наскочить на мины, расставленные белыми в некотором отдалении от береговой полосы (К. Паустовский).
Составные союзы могут расчленяться, вследствие чего в придаточной остается лишь союз, а первая часть союза используется как соотносительное слово: Люди жили под землей совсем не для того, чтобы просто скрываться. Они скрывались для того, чтобы жить. А жили для того, чтобы неутомимо бороться с врагом (В. Катаев). Членение союза обязательно, если ему предшествуют ограничительные, сравнительные и другие частицы, а также вводные слова: Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей (А. Пушкин); Обо всем этом говорилось словно затем, чтобы как можно больше затруднить и без того трудную задачу (К. Федин).
Придаточные цели могут занимать по отношению к главной части любое положение, кроме тех случаев, когда союз расчленяется.

Еще по теме СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ЦЕЛИ:

  1. § 223. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
  2. 345. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели
  3. 117. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели
  4. 35. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Другие способы выражения этих отношений.
  5. 33. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложенияс придаточными изъяснительными.

В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

Вид придаточного Вопрос Пример
Времени Когда? С каких пор? Как долго? Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.
Места Где? Куда? От­куда? Мы устремились туда, отку­да были слышны голоса.
Условия При каком усло­вии? Если будешь много читать, будешь много знать.
Причины Почему? По какой причи­не? Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнова­ниям серьезно.
Цели Зачем? С какой целью? Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.
Следствия Вследствие чего что произошло? Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.
Образа действия. Как? Каким об­разом? Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
Меры и степени В какой мере? В какой степени? Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.
Сравнения Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.
Уступки Несмотря на что? Вопреки чему? Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.

Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколь­ко придаточных предложений: с однородным подчинением, с последовательным подчинением , с параллельным подчинением .

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  • Запятая ставится
    • Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:

Мы тронулись, когда взошло солнце.

    • Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами:

Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.

При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.

  • Запятая не ставится
    • отрицание + союз:

Он стал выяснять не что произошло , а кто это сделал.

    • Придаточное предложение = одно союзное слово:

Он обещал вернуться, но не сказал когда.

    • Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно:

Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.

    • Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало...

Сложные бессоюзные предложения.

Бессоюзное сложное предложение - это предложение, в ко­тором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.

Смысловые отношения между предложениями Знаки препинания Примеры
Перечисление Запятая 1) Одето небо черной мглою, 2) в тумане месяц чуть блестит. (М. Лермонтов)
Перечисление, но вну­три частей сложного предложения есть дру­гие знаки препинания Точка с за­пятой 1) Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже за­литыми мраком; 2) я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)
Причина (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой) Двоеточие 1) Я не мог заснуть: 2) передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лер­монтов)
Разъяснение смысла первой части Двоеточие 1) Об одном вас прошу: 2) стреляйте скорее. (М. Лермонтов)
Пояснение сказуемого первой части Двоеточие 1) Я знаю: 2) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я приподнялся и уви­дел: один лось захватывал яблоки...
Время, условие Тире 1) Ехал сюда - 2) рожь начинала жел­теть. (М.Пришвин) 1) Поработаешь до поту - 2) поешь в охоту. (Пословица)
Причина (первая часть указывает на причину того, о чем говорится во второй части, а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой) Тире 1) Распахнули окна - 2) запах сосен вступил на веранду. (В.Кочетов)
Противопоставление Тире 1) Лето припасает - 2) зима поедает. (Пословица)
Быстрая смена событий Тире 1) Сыр выпал - 2) с ним была плу­товка такова. (И. Крылов)

Задание 13.Сложноподчиненное предложение

С несколькими придаточными

  • Последовательное подчинение
    Гл. пред. - Прид. I ст - прид. II ст.

Он достиг последнего лестничного марша и увидел (что?), что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки (какой) , на которую выходила его дверь.

  • Параллельное подчинение

· Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.

  • Однородное подчинение

· Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.

Последовательность предложений может быть разной.

ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий:15.1,15.2 или15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания:15.,15.2 или 15.3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского:»Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируйте свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым подчерком.

15.3. Как вы понимаетезначение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ :

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;

2) собственное высказывание

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)

2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:

Назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)

Парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)

Антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)

Умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)

Вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)

Риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)

3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)

4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: Формирование понятия СПП с придаточным цели.

Задачи:

Познакомить с особенностями строения СПП с придаточным цели.

Формировать умения конструировать предложения данного типа и правильно их оформлять в устной и письменной речи.

Учить находить СПП в художественных текстах.

Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:

Распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными;

Моделировать и употреблять в речи СПП разных видов;

Характеризовать синтаксическую структуру СПП;

Видеть СПП в художественных текстах.

Оборудование, наглядность:

Организационный момент:

Приветственное слово учителя.

Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение».

1. Как вы думаете, с какой работы начнем наш урок?

Согласны + или не согласны – с данным утверждением

1. Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление»

2.Предложения бывают простые, сложные и составные

3.Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

4.В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

5.Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

6.В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

7.Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

8.Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

9.Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

10Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

11.Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

Самопроверка Ключ к заданию: 1-+ 4+6+7+8+10+11+ 1 ошибка готов у уроку, 2-3 ошибки частично готов 4ошибки и более - не готов к уроку

Прокомментируйте каждый правильный вариант (по желанию и цепочке).

2. Мотивационный момент урока:

Перед вами 3 предложения. Какое задание вы можете выполнить? Какие умения вы используете?

Напомните алгоритм рассуждения Объясните, в чём их сходство и различие?

1. Я требую, чтобы ты души своей мне тайные открыл надежды.

2. Он стремился писать так, чтобы читать написанное было просто.

3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей.

(чтобы – многозначный союз)

Какое из предложений вызвало затруднение?

(СПП с придаточным: изъяснительным, образа действия, цели)

Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать сами тему и определить цели урока.

2. Сообщение темы и цели урока: (определяют дети)

СПП с придаточным цели. Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте.

3.СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ Вова Емелин

1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы и др.

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

3. Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

4.Соберите и прочитайте рассыпавшееся предложение (Кто быстрее):

1. он в руки чем-нибудь стальное чтоб играть взял от скуки копьё.

2. мыслить жить я хочу страдать чтоб и.

3. гордилась именем моим ты славы я чтоб желаю с.

Ответы:

1. Копьё стальное взял он в руки, чтоб чем-нибудь играть от скуки. (цели)

2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (цели)

3. Желаю славы я, чтоб именем моим гордилась ты. (цели)

Определите, структуру предложений? Вид придаточного? Объясните?

Определите, какой художественный прием используется в предложениях?

Какую роль выполняют в тексте спп с придаточными цели?

(1 и 3 – с инверсией). Проверяем выполненное упр. и делаем вывод, что СПП с данными придаточными помогают строить полные ответы, делают нашу речь более точной и полной. Слайд 3

5.Физкультминутка: слайд 7

6.Задание «Конструирование предложений» Взаимопроверка

Формулировка задания: Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица на стр.58)

1.И пришлось ей стать осторожней,

2Для того чтобы выучиться говорить правду людям,

3. дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

4.Медведица напала на охотника не со зла,

5. Дабы не привлечь к себе пристального внимания,

7.Чтобы добиться прочности

8.незнакомец пристроился на скамье около двери

9. надо научиться говорить ее самому себе.

10.чтоб свободу свою спасти.

11. а для того чтобы защитить своих медвежат.

Ответы:

1+10, И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.

2+9, 2.Для того чтобы выучит. говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. /Л.Н. Толстой/

7+3, Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

4+11, Медведица напала на охотника не со зла, а для того чтобы защитить своих медвежат.

5+8, Дабы не привлечь к себе пристального внимания, незнакомец пр.строился на скамье около двери.

Какое из предложений направлено на самовоспитание человека?

7.Работа с текстом. Какое задание можете выполнить?

1)Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. 2)Это не просто выражение вежливости. 3)В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. 4) Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. 5) Для того чтобы уметь чувствовать, уметь видеть по-доброму окружающих тебя людей, необходим не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

6) Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. 7) Просьба – это порыв души. 8) Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. 9) Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. 10) Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

11)Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. 12)Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать 13). Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву)

Определите тип текста, докажите.

Какова тема текста?(добро в мире.)

Сколько микротем?

Назовите предложения, в которых выражается главная мысль текста 8 – 9

САМОСТОЯТЕЛЬНО.

1.Найдите СПП с придаточными обстоятельственными цели.

ЗАПИШИТЕ ТОЛЬКО НОМЕР(а) ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

2.Приведите 2 предложения (аргумента) во второй части, используя СПП с придаточным обстоятельственным цели.

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.

Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

Подведем итог:

Ответьте на вопросы, используя СПП с придаточным цели:

1. С какой целью вы пришли на урок?

2. Для какой цели нужно изучать СПП?

3. Зачем нужно уметь строить схемы СПП?

Домашнее задание: Слайд 6

Обязательное для всех: Выполнить упр.166 по предложенному заданию.

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Чтобы - многозначный союз». В качестве аргументов используйте примеры СПП, записанные на уроке.

Или

2. Найти и выписать из текстов художественных произведений 4-5 СПП с придаточным цели.

Самооценка:

Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами) Слайд 7

Спасибо за урок!

Теперь я буду знать, что …

Меня огорчило то, что …

Я рад, что…

Цели:

1. Познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.

2. Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в с/п предложениях с придаточными обстоятельственными.

3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс”, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (тест), раздаточный дидактический материал.

Ход урока

I. Орг. момент. (Распоряжения учителя, организующие работу класса).

II. Повторение изученного материала.

1. Работа за компьютером. (Выполнение заданий с диска, работают 2 ученика по очереди)

2. Теоретические вопросы.

Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

На какие виды делятся сложные предложения?

Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?

3. Диктант. Записать предложения и построить схемы.

1) Чернила так глубоко проникали в пергамент, что самое жестокое скобление не могло изгладить следов текста.

2) Достаточно бывает иногда смочить рукопись тем или другим химическим составом, чтобы выступили на поверхность голубоватые или красноватые очертания старого текста.

3) А до ее изобретения материалами, которые использовали наши предки для письма, были камень, глина и металл.

III. Подготовка к ГИА. Тестовые задания из части В. (3 слайда)

IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

  1. Изучение теоретического материала с помощью проекции на экран. (С учебного диска)
  2. Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице учебника.

Рассмотрим таблицу.

Придаточные обстоятельственные

Образа действия или степени Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др. Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.
Места Где, куда, откуда Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.
Времени Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др. Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

(С.А.Есенин)

Условия Если (если…то), когда, раз и др. Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь.
Причины Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др. Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.
Цели Чтобы, для того чтобы и др. Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.
Сравнения Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др. Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.
Уступки Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).
Следствия Так что Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

Сколько придаточных обстоятельственных выделяется?

Какой вид придаточных не находит соответствия с обстоятельством в простом предложении? (Придаточные следствия)

3. Физминутка.

V. Закрепление. Выполнение упражнения учебника.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте придаточные предложения, а также союзы и союзные слова, прикрепляющие придаточное к главному.

1) Там где ранее было устье реки тропа взб…рается на гору.

2) Куда ни взглянешь всюду холмы.

3) Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.

4) Утром как только мы отошли от бивака тотчас же натолкнулись на тропу.

5) Должно быть солнце скрылось за горизонтом потому что вдруг стало темно.

VI. Выполнение тестовых заданий.

(Раздаточный материал)

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

    1. Я собрался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.
    2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
    3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
    4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.

2. В каком предложении придаточное стоит перед главным?

    1. Я не сразу сообразил, что произошло.
    2. Смогу ли я теперь помочь тебе – не знаю.
    3. Хозяйка спросила нас, действительно ли мы уезжаем завтра.
    4. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.

3. В каком предложении придаточное стоит внутри главного? (Знаки препинания не расставлены.)

    1. Когда она возвращалась домой то думала что едва ли здесь она будет счастлива и что ехать со станции гораздо интереснее чем жить здесь.
    2. Не дождавшись пока отопрут он перемахнул через плетень отодвинул запор ввел коня и сам ввалился в избу полную спящих людей.
    3. Подъезжая ко двору Чичиков заметил на крыльце самого хозяина который стоял в зеленом сюртуке приставив руку ко лбу в виде зонтика перед глазами.
    4. Было еще рано так рано что солнце еще не успело подняться над зарослями жимолости и в саду было прохладно.

VII. Итоги урока.

С чем познакомились сегодня на уроке?

Какие виды придаточных обстоятельственных выделяются?

Как различать эти виды придаточных?

VIII. Домашнее задание: п. 12, упражнение 74 (раздаточный дидактический материал).