Сценарий дискуссионного клуба «Все, что тебя касается. Исправляем сценарий жизни

Что такое сценарий жизни? Какое влияние на план жизни человека оказывают родительские программы? Ключи судьбы – находим свои основные сценарии. Статья «Исправляем сценарий жизни» продолжает посты «Свобода или предопределенность ?», «Как программируют людей? » и тематически пересекается с «Карта жизни – алгоритмы судьбы », «Наши убийцы – «тараканы» в голове ».

Этой статьей я открываю практический курс по изменению своей судьбы. В материалах темы, опубликованных до этого много полезной информации, но отсутствуют пошаговые практики. За годы работы сложилась действенная и эффективная система, с которой я тебя познакомлю.

Сценарий жизни – базовые программы

Психология, психоанализ и психосинтез, а также все прикладные направления с приставкой психо- сходятся в том, что у ребенка складываются исходные представления, определяющие впоследствии ценности и жизненную позицию. Во многом определяющие судьбу. Одни школы называют их базовыми установками, другие – рамками или программами.

Это первые программы, формирующие отношения к событиям. Все последующие, как правило, укладываются в эти рамки и никогда не нарушают их границы.

Получается, что базовые программы строят границы нашего отношения и, соответственно, поведения. Именно эти программы определяют сценарий судьбы. Последний пункт стоит пояснить.

Наше сознательное поведение может идти вразрез с бессознательными программами. Однако в нем будут присутствовать саботирующие элементы, которые мы чаще всего даже не заметим. Это аберрации поведения или состояния, которые, скорее всего, перечеркнут возможность добиться нужного сознанию, но противоречащего бессознательным программам результата. Об этом очень много написано и снято передач, не вижу смысла приводить примеры.

Что формирует базовые программы?

Рамки, в которых мы развиваемся, являются последствиями импринтирования. Прежде всего это реакция на травму рождения и детские физические и душевные травмы. Второе по значимости – прямое и косвенное внушение в момент импринтной уязвимости. Взгляни на диаграмму:

Размер окружности определяет значимость фактора.

Виды базовых программ

Базовые программы, формируемые в первые годы жизни, нацелены на выживание. Психологи выделяют основную группу, связанную с благополучием человека в мире. Это экзистенциальные позиции, формирующие все основные ценности и, соответственно, мировоззрение личности. Программа благополучия себя, окружения и мира в целом. Она может иметь четыре формы, схематически это матрица:

Люди с позицией в зеленом и желтом квадрате претендуют и добиваются. В сером – претендуют, но не добиваются. В красном – даже не претендуют. У всех людей, кроме находящихся в зеленом квадрате, страх и насилие пропитывает психическую организацию и, соответственно, судьбу.

Позиции – это бессознательные убеждения. Соответственно, наши мысли, мечты, ожидания и поведение несут в себе отпечаток этих убеждений. Иногда очевидный, но чаще всего неявный.

Два нижних квадрата – место людей с хронической базальной тревогой. Желтый квадрат – параноидальные страхи, подобные поиску заговоров и интриг в окружении и мире в целом. Людей, находящихся в зеленом квадрате, менее 3% населения земли.

Практика выяснения убеждений

Теория должна способствовать выполнению прикладных задач, иначе она бесплодна. Я рассказываю о базовых программах тоже не просто так. Упражнение, изложенное ниже, обязательное. Если ты его пропустишь, работа с дальнейшим материалом – пустая трата времени.

Упражнение «Твои убеждения о людях»

Пошаговая инструкция:

  1. Возьми листок и ручку.
  2. Расслабься. Главное – сними утомление спины и глаз, потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.

I блок вопросов

1. Когда ты думаешь о людях, какая первая мысль приходит в твою голову?

Записать надо именно негативную мысль, а не мысль вообще.

2. Вторая?

3. Третья?

4. Четвертая?

6. Шестая?

8. На какой по счету негатив закончился? Почему? Что пришло в голову?

Это надо подробно изложить, даже если ответы будут, вроде «не могу подобрать слова», «я все сказал» и тому подобное.

II блок вопросов

1. Какие мысли из выписанных в первом блоке пришли из детства?

Запиши их, укажи, порождены они собственным печальным опытом или скопированы у сверстников, родителей или родственников. Нужно четко определиться в этом вопросе.

2. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоей мамы?

Пиши то, что приходит в голову. Важно не то, что она думала или думает на самом деле, а твои мысли.

3. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоего папы?

4. А у твоего друга?

5. Подведи общий знаменатель – запиши предложение, собранное из фраз, приходящих в голову.

Следующий шаг нашей программы – узнать, что ты думаешь о себе самом.

Твои убеждения о себе

Пошаговая инструкция:

  1. Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
  2. Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
  3. Убери звук на телефоне или отключи его.
  4. Возьми листок и ручку.
  5. Расслабься. Сними утомление спины и глаз – потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
  6. Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
  7. Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
  8. Важны не только мысли, но и их порядок. Поэтому записывай сразу и четко нумеруй.

Вопросы:

1. Какая первая негативная мысль о себе приходит тебе на ум?

2. Вторая мысль?

3. Третья?

4. Что думал/думает о тебе папа?

Это могут быть как его мысли, так и твои догадки о них. Не имеет значение степень соответствия, важно, что ты думаешь по этому поводу.

5. Что думала/думает о тебе мама?

6. Что думают о тебе друзья?

7. Что думают о тебе недоброжелатели?

Это могут быть не только враги, но и просто завистники, сварливые соседи и тому подобное.

8. Что думали о тебе одноклассники?

Распиши конкретно как минимум два абзаца.

Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.

Родительские послания и сценарии жизни

Пару слов о сценариях

Во все времена находились люди, склонные к анализу действительности. Некоторые из них обладали незаурядным умом и проницательностью. Последние становились признанными мудрецами и философами. Эти люди задолго до психологов и психотерапевтов подметили, что жизнь каждого человека подчиняется некому плану. Она полна закономерностей, выяснив которые, можно успешно предсказать ход дальнейших событий.

В наши дни исследователи дали такое определение. Психологический сценарий – это бессознательный жизненный план, предписывающий, каков будет итог и как мы к нему придем.

Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им еще в детстве под значительным влиянием родителей или близких людей.

Повторяющиеся события и, соответственно, повторяющиеся результаты указывают на сценарий.

Сценарный анализ Эрика Берна выявил базовые скрипты, передаваемые нам родителями и формируемые до 12 лет. Большинство школ психологии сходятся в том, что подобные скрипты реализуются в жизни каждого человека, осознает он это или нет.

От силы личности, его интеллекта, независимости и критичности суждений зависит степень подчиненности сценарию. Есть люди, чье движение по жизни не отличается от движения робота. Слепая реализация заложенных в детстве программ. Другие люди экспериментируют и выходят за рамки предустановленной роли. Тех, кто вообще стирает старые сценарии и пишет новые самостоятельно, единицы из миллионов. Без знания и применения специальных психотехник это невозможно.

Форма, в которую укладываются скрипты (сценарии) – базовая позиция. Мы их рассмотрели. Сами скрипты представляют собой высказывания, ставшие командами. Они становятся таковыми в моменты импринтной уязвимости, психологической зависимости или от частого повторения в течение нескольких лет. Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает.

Родители, специально и неосознанно, навязывают ребенку свои ожидания. Выучиться на того-то, работать там-то, дружить с тем-то, жить так-то. Если подобные директивы настойчиво высказываются в моменты импринтной уязвимости, они становятся командами. Ребенок, соответственно, становится заложником моделей родителей. Моделей, которые чаще всего неадекватны действительности.

Скрипты прошиваются четырьмя путями – повторением директив и указанием на события, подтверждающие логику сценария, воздействием значимой информации извне.

Первый вариант – «Не подражай Васе. Его родители богачи и воры. Мы бедные, зато честные».

Пример второго варианта – «Я же говорила, что он подонок».

Третий вариант – это сказки, в которые ребенок верит.

Четвертый вариант – культурогенное программирование. Это национальные, субкультурные и семейные сценарии:

Программирование сценариев во времени соответствует этой шкале:

До трех лет ядра всех сценариев жизни сформированы. С 3 до 7 лет они обрастают деталями, склеиваются и уравновешиваются. Дальше мы реализуем эти скрипты в течение жизни.

Человек, имеющий слабую психическую конституцию, без помощи со стороны не сможет сломать прошитый скрипт. Сильный человек способен реализовать антисценарий. С одной стороны, это победа, с другой – он вынужденно привязан к обратной стороне сценария. Действуя от противного, мы все равно не свободны.

Человек с сильно выраженным сценарием адекватно действует в редчайших случаях. Его бессознательное опирается на решения, заложенные в сценарном плане. Например, сколько бы бедняга ни прилагал усилий, направленных на финансовый рост, в сценарии это не предусмотрено. Поэтому его мировоззрение исказится таким образом, чтобы отбрасывать верные решения, даже если они лежат на поверхности. Более того, он будет постоянно искать подтверждения нечистоплотности партнеров, мздоимстве чиновников, ненадежности коллег и так далее. Естественно, он их найдет во множестве.

Сейчас мы проведем практическую работу по отлову «тараканов» в голове. Ты обдумаешь приведенные ниже фразы и выпишешь свойственные тебе.

Упражнение «Мои сценарии»

Выпиши то, с чем ты согласен. То, что составляет твои убеждения.

Я никогда не получу то, чего действительно хочу.

Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это.

Каждый сверчок знай свой шесток. Я свой знаю.

Ничего или чего- то хорошего не будет, пока я не … (сделаю то-то и то-то, например: закончу вуз, начну получать такую-то сумму, встречу женщину/мужчину своей мечты и так далее).

В следующей статье будет подробный разбор твоего сценария в зависимости от ответов, которые ты дал на вопросы упражнений. Помимо диагностики будут приведены методы стирания негативных сценариев, описаны слабые стороны популярных методов. Естественно, познакомлю с альтернативой.

Не теряемся!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

Как изменить свой денежный сценарий Когда к вам в руки попадают деньги, что вы с ними делаете? Для большинства людей вопрос покажется странным, а ответ очевидным. Само собой разумеется - мы их тратим. А потратив, ждем, когда придут следующие деньги. Именно такой подход к деньгам делает нас зависимыми от них. Нами руководит страх, что деньги закончатся, что их не хватит. Однако когда речь идет о деньгах, страх плохой советчик. Он лишает нас объективности в оценке своих потребностей, и мы начинаем вкладывать деньги не в то, что нам нужно на самом деле. Из-за страха мы совершаем много лишних, ненужных и даже вредных действий. Причем раз от раза действия повторяются. Так формируется так называемый денежный сценарий. Он показывает, во что мы вкладываем или как мы тратим свои деньги, точнее, на что. Денежные сценарии отражают наши внутренние приоритеты, даже если мы их не осознаем. Многие считают, что руководствуются логическими соображениями при совершении каких-либо действий, в частности, при совершении покупок. Однако это не так. Нами руководят наши чувства. Чем сильнее чувство, тем сильнее его влияние на наши поступки. Особенно сильное влияние оказывают вытесненные, задавленные, скрытые чувства. Так уж устроен человек, что он стремится избегать того, что ему неприятно. В частности, избегать неприятных чувств. Но от них никуда не деться. Чувства связаны с эмоциями, а они, в свою очередь, являются нашей реакцией на внешний мир. Реакции возникают иногда так быстро, что мы не успеваем их осознать. Механизм реагирования работает в автоматическом режиме. Чтобы управлять процессом, нужно знать, какие задействованы «кнопки», или как работают механизмы нашей психики. Один из законов гласит: любая система стремится к равновесию. Это значит, что как только система из равновесия выходит, тут же включаются силы, которые стремятся его восстановить. Эти силы заставляют нас совершать действия, чтобы компенсировать их влияние. Например, если мы испытываем какую-то неприятную эмоцию, мы будем совершать какие-то действия, чтобы ее погасить или уравновесить. Сделать это можно, вызвав другую эмоцию - приятную. Если мы долго жили под влиянием неосознаваемого страха, то так же неосознанно будем стремиться к удовольствию. Отсюда известная страсть - покупать, перерастающая в болезнь шопоголика. Это попытка излечить страх недостатка избытком. Но радость от покупки длится недолго, и во внутреннем мире снова утверждается страх. Он заставляет делать новые покупки, пытаясь создать иллюзию изобилия. Иллюзию потому, что сама попытка создать внешнее изобилие смешна, если не проведена соответствующая внутренняя работа. Изобилие определяется не количеством денег и не дороговизной купленных вещей. Это внутреннее состояние достаточности. Когда это состояние достигнуто, места страху уже не остается, а денег приходит ровно столько, сколько нужно. Их хватает на все, что необходимо. Денежные сценарии формируются в детстве под влиянием родителей. У каждого родителя есть свой сценарий, по которому деньги добываются и расходуются. Ребенок может взять готовый сценарий одного из родителей или составить из них микс. В течение дальнейшей жизни сценарий обкатывается и иногда меняется. Это может произойти автоматически, но человек может и осознанно поменять сценарий, если поставит себе такую цель. Чтобы ее достичь, нужно прилагать осознанные усилия. «Осознанные» означает, что вы понимаете, что делаете и зачем вы это делаете, т.е. вы осознаете, к чему вас приведут ваши действия. Чтобы поменять сценарий, нужно как минимум создать другой. В прошлых статьях я рассказывала вам, как составляется финансовый отчет. Он отражает ваш старый сценарий, то, как вы уже тратите деньги. Также мы говорили, как составить финансовый план будущих трат. Это будет ваш новый сценарий. Смена сценария не может произойти мгновенно. Это похоже на обучение танцам. Сначала вы разучиваете простые движения, потом соединяете их в танец. Первые движения, как правило, не очень уверенные. Повторяя их снова и снова, мы обретаем опыт, а опыт дает нам возможность в дальнейшем делать легко то, что вчера казалось невозможным. Чтобы изменить что-то в своей жизни, нужно измениться самому и научиться делать то, чего вы раньше не умели. Чтобы научиться, нужно начать учиться, а для этого начать посещать семинары и тренинги. Многие люди считают, что для смены сценария достаточно прочесть хорошую книгу. На самом деле, с помощью книг можно только выбрать другой сценарий. Но, чтобы его запустить, нужно сформировать новые навыки. Навыки вырабатываются при совершении действий, при чем лучше делать это под наблюдением наставника или тренера, чтобы быть уверенным, что вы делаете это правильно. Положительный эффект тренинга заключается еще и в том, что он дает энергию для старта. Самому человеку бывает трудно раскачаться и преодолеть силу инерции своих старых привычек. Гораздо легче это сделать в группе единомышленников. Я обещала рассказать в декабрьском номере, куда нужно вкладывать деньги. Большинство книг по финансам советуют начать инвестировать. Я же порекомендую сначала вложить в инструмент инвестирования - в самого себя, чтобы выйти из-под действия старого финансового сценария. Все богатые люди учатся: они занимаются своим финансовым образованием и личностным ростом. Последуйте их примеру. Так что приглашаю наших читателей на тренинги, чтобы в Новый год вы вошли с новым денежным сценарием. С уважением, Ольга Малевицкая, тренер, психолог, журналист

Цель урока: способствовать становлению осознанной гражданской позиции студентов на основе предвыборной кампании.

Задачи урока:

  • формирование гражданской ответственности и понимания последствий у студентов за свои поступки;
  • систематизация и обобщение знаний студентов о выборах как механизме воздействия на государственную власть.
  • пополнение нравственного опыта участников дискуссии через осмысление предвыборной кампании.
  • актуализация значимости демократических ценностей в современном обществе.

Ход дискуссии

1. Добрый день, уважаемые друзья! Наша встреча сегодня посвящена теме “Я – гражданин России”. Это сложная и очень животрепещущая тема. Она требует не только нашего обычного мнения, но и определенных знаний. Для того чтобы у нас все-таки не возникло ложных представлений о деятельности гражданина сюда, за этот стол, приглашается экспертная комиссия, которая будет нас поправлять.

Представление экспертной комиссии (учителя истории и права, подготовленные студенты, представители администрации).

2. Первый вопрос, который нас интересует, задал ещё Некрасов в XIX веке:

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас купцов, кадетов,
мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!

Как видим, и в XIX веке также была проблема с наличием граждан.

Кого мы можем назвать гражданином?

Предоставляется слово у частникам дискуссии.

3. Послушаем, как ответил на этот вопрос А.К. Толстой в стихотворении “Князь Михайло Репнин”.

Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен
Но голос прежней славы царя не веселит,
Подать себе личину он кравчему велит:
“Да здравствуют тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!
Себе личину, други, пусть каждый изберет,
Я первый открываю веселый хоровод.
За мной, мои тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!”
И все подняли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михайло князь Репнин.
“О, царь! Забыл ты Бога, свой сан ты, царь забыл
Опричниной на горе престол свой окружил!
Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в маскаре плясать!”
Но царь нахмуря брови: “В уме ты, знать, ослаб
Или хмелен не в меру? Молчи строптивый раб!
Не возражай ни слова и маскару надень –
Или клянусь, что прожил ты свой последний день!”
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
“Опричнина да сгинет! – он рек, перекрестясь,-
Да здравствует вовеки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!
Да, презрит, как измену, бесстыдной лести глас!
Личины ж не надену я в мой последний час!”
Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал…
“Умри же, дерзновенный! – царь вскрикнул разъярясь,
И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.

Вот ситуация. Царь отдает приказ одеть всем маски и веселиться.

Все выполняют распоряжение царя. А строптивый князь Репнин вопреки царской воле этого не делает да еще царя ругает. Кто же из подданных законопослушный гражданин: Репнин или опричники?

Вопрос адресуется залу и экспертам. Выслушивается мнение участников дискуссии.

Подвожу итог: гражданину не безразличен имидж правителя, судьба страны, он обладает достоинством и честью. И вспоминая слова известного литературного героя можно отметить: гражданин готов служить Отечеству, да прислуживаться шуту тошно.

4. Когда же человек становится гражданином? При получении паспорта? Или по достижению совершеннолетия? Как вы считаете?

Вопрос адресуется залу. Эксперты дают итоговый ответ.

Подвожу итог: Гражданином России человек становится при получении гражданства. А родившиеся в России автоматически считаются гражданами при получении свидетельства о рождении их родителями.

5. Вместе с гражданством человек получает не только почётное звание гражданина России, но и права и обязанности.

Как вы считаете, чего больше у граждан прав или обязанностей?

В каком документе зафиксированы права и обязанности граждан?

Вопросы адресуются залу.

На экране в презентации представлена табличка.

Права человека

Попросим нашу экспертную комиссию прокомментировать эти права.

Что включают в себя гражданские права? Политические права?

Экономические права? Социальные права? Культурные права?

(Используется Конституция РФ гл.2).

После ответов участников дискуссии и экспертной комиссии представляется уже заполненная таблица.

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Прав творчества

Ст. 17 – 28

– право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность;

– неприкосновенность частной жизни;

– право определять и указывать свою национальность;

– право на пользование родным языком;

– право на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства;

Ст. 29 – 33

– свобода мысли и слова;

– свобода информации;

– право на создание общественных объединений;

– право на проведение публичных мероприятий;

– право на участие в управление делами государства;

– право на обращения в гос.органы местного самоуправления.

Ст. 34 – 37

Право на предпринимательство;

– на частную собственность;

– на землю;

Ст. 38 – 43

– право на отдых;

– на соц. обеспечение;

– на охрану и помощь семье;

– на жилище;

– на охрану здоровья и мед. помощь;

– на образование;

– на благополучную окр. среду;

Ст. 44

Право на свободу творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Обратимся к обязанностям граждан. Какие вы знаете обязанности гражданина Российской Федерации?

Вопрос адресуется залу. На экране появляется незаполненная табличка.

Обязанности граждан

Уважаемая экспертная комиссия, прокомментируйте, пожалуйста, обязанности граждан.

На экране представлена уже заполненная таблица.

7 СЛАЙД (Заполненный)

Очевидно, что прав у граждан значительно больше, чем обязанностей. Не так уж и много мы должны приложить усилий, чтобы стать законопослушными гражданами.

6. В начале 60-тых годов ХХ века Джон Кеннеди сказал:

“Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, Спроси, что можешь сделать ты для своей страны”.

Действительно, что каждый из нас может сделать для своей страны конкретно?

Адресуется залу, итог подводят эксперты.

Подвожу итог: каждый из нас может быть как минимум не равнодушным к проблемам своей Родины.

Сегодня проблемой номер 1 можно назвать выборы президента России.

Кандидатами в президенты официально признаны:

Портрет кандидата и название партии

Портрет кандидата и название партии

Портрет кандидата и название партии

Портреты кандидатов представлены в алфавитном порядке.

7.Выборы – это предпочтение кого-либо или чего-либо.

Перед человеком постоянно, можно сказать ежеминутно встает проблема выбора: с утра вставать или поспать, чай или кофе, с сахаром или без, на маршрутке или в метро и т.д. Все равно приходится выбирать. И не важно два варианта есть или сто.

В философии даже появилось выражение: философия выбора. Смысл его сводится к следующему:

– Главное условие выбора – это свобода;

– Свобода выбора осознается личностью;

– Осознание личностью своей ответственности за сделанный выбор перед собой и перед обществом.

Эти этапы выбора касаются выбора вообще. Но в контексте сегодняшнего дня политический выбор – это ответственность не только перед данным обществом, но и перед грядущим поколением.

Древнегреческий философ Аристотель говорил: “Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством”. Иначе, добавляет другой философ, государство превратит тебя в раба.

Властвовать над собственным государством возможно только через один механизм – через политические выборы.

7. Обращение к экспертам: интересно, а в нашей стране в царские времена были политические выборы, выборы главы государства?

(Отвечают, подготовленные студенты из экспертной комиссии. Выборы Рюрика, Владимира Мономаха, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова).

Подвожу итог: конечно, были и другие способы утвердится на престоле. Например, с помощью политического переворота.

8. Но вот такие выборы – осознанный шаг россиян, проявленная инициатива снизу. И этому выбору правящая верхушка сопротивляться не могла.

Трудно сказать сидели бы мы в этом зале, если бы в далеком 1613 году избрали не

Романовых, а например, Долгоруких. И был бы основан Санкт-Петербург – это еще вопрос!

Выборы главного лица в государстве предопределяют ход исторических событий.

9. Что сегодня представляет процедура выборов? Уверена, что в нашем зале есть граждане, участвовавшие в выборах. Расскажите: как это происходит?

Вопрос адресуется залу.

10. Выборы не за горами. И перед каждым из нас встанет почти шекспировский вопрос: идти или не идти на выборы?

Чем опасна для граждан страны низкая избирательная активность?

Вопрос адресуется залу и экспертам.

10 СЛАЙД

Хочется завершить нашу встречу поэтическими строчками:

“Россия без нас обойдется,
Но мы без неё никогда”.

Сценарий классного часа

«Деньги и наше к ним отношение»

Кошман Л.С. –

Преподаватель высшей квалификационной категории

ГБ ПОУ «ВПТ»

Цель : - обсудить со студентами значение денег в жизни человека, диагностировать

их знания в форме опросов и викторины;

Способствовать формированию интереса к нумизматике, истории денег,

здорового отношения к деньгам, умения ими распоряжаться.

Подготовительная работа:

    Объявляется конкурс презентаций на темы: «История денег», «История российских денег», «Самые…», «Валюты мира».

    Подбираются поговорки и пословицы о деньгах.

Оборудование: мультимедийный комплекс.

Педагогические технологии: Технология защиты презентаций (информационно-

коммуникационные технологии); проблемные технологии;

технология анкетирования, дифференцированная технология.

Ведущий: Мы пользуемся деньгами каждый день, монетами или бумажными банкнотами. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. Для развития человечества их появление было не менее важным, чем изобретение паровой машины, железной дороги или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги.

Но, в то же время, деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими. Их жажда доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с ними! Вспомним «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина:

Барон смотрит на свое золото:

Кажется, не много,

А сколько человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь поток – я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

В старину говорили, что деньги изобрел дьявол. Миф о деньгах, как порождение сатаны, пожалуй, единственный в мировой истории миф, создававшийся усилиями людей простых и самых просвещенных.

Парадокс!... С одной стороны, деньги – великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, - это зло, от которого нужно избавляться.

Представление и защита презентаций:

«История денег», «Самые…»

Деньги – одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежными эквивалентами выступали различные продукты:

в древней Мексике – какао-бобы,

в Перу и Боливии – перец,

на Филиппинских островах – рис,

на побережье Западной Африки – раковины каури,

на Руси – скот, мех.

Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форму слитков. Так денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра – гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200 гр. Гривна делилась на 20 ногат, 20 куп, 50 резан.

С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VII в. до н.э. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны – Монеты. Отсюда пошел термин «монета». Монета – денежный знак, изготовленный из металла. Государство своим оттиском – штемпелем на монете удостоверяет чистоту и вес металла.

На Руси монеты собственной чеканки по виду похожи на монеты Византии и появились в конце Х в. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении. Они теряли вес в результате длительной эксплуатации, их можно было легко подделать.

На смену металлическим деньгам пришли бумажные. Они появились в Китае в VII – начале VIII в. В России бумажные деньги появились в 1769 году.

В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило широкое распространение. Это было безопасно и удобно.

Большое распространение на Западе получила система электронных платежей. Это компьютерные системы расчетов и кредитования. Это деньги, перемещающиеся по скоростью света в масштабах земного шара.

Самая легкая металлическая монета из серебра была выпущена в Непале в 1740 году, ее размеры 2х2 мм. Самая дорогая из современных монет достоинством в 10 тысяч долларов отчеканена из платины в 1943 году в Австралии, ее вес 1 кг и диаметр 57 мм. Самая крупная сумма за покупку одной монеты - 314 тыс. долларов уплачена 30 июня 1974 года на аукционе в Цюрихе за серебряную декадрахму из древних Афин.

Викторина «Валюты мира»

(На 10 - 15 слайдах денежные знаки различных стран.

Необходимо узнать и назвать их).

Проблемная беседа «Природа денег»

Ведущий: Есть еще один парадокс, в котором кроется причина непонимания феномена денег. Деньги созданы человеком , однако ведут себя подчас как природная стихия , причем опасная.

Предпринимателям известно: когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. Поэтому и говорят о том, что деньги нужно «чувствовать».

На Западе человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учится всю свою жизнь. Как воспитывают детей богатые американцы? Папа – миллионер, а сын стоит у конвейера, заворачивает гамбургеры или торгует газетами, зарабатывая себе на каникулах. И это не жестокость, не редкая жадность, а норма жизни. На Западе деньги – воспитательное средство .

В детстве Маргарет Тэтчер все свободное время проводила за прилавком, помогая отцу, но игрушек и обновки почти не видела.

За рубежом общество всеми силами старается создать условия, чтобы подростки, не спекулируя и не воруя, зарабатывали столько, сколько им требуется. Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом . Они, как не громко звучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не делать накопление денег смыслом всей своей жизни и не совершать ради них безумства.

В 90-е годы 19 века электрическая компания Детройт приняла на службу молодого механика с оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечерами уединялся в сарае и работал над новой машиной.

Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда странный парень выехал в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи. Рассказывая о себе, он писал: «Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с того естественного пути».

В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили, что деньги – зло. Сегодня распространено мнение, что деньги – самое главное в жизни, что за деньги можно купить все. И это печально.

Конкурс – аукцион знатоков народной мудрости

Победителем становится участник, закончивший аукцион.

Ведущий: Народная мудрость неоднократно обращалась к деньгам и отношению к ним. Давайте вспомним пословицы и поговорки, которые сложили люди.

Деньги счет любят.

Свой грош везде хорош.

Копейка рубль бережет.

Богатство разум рождает.

Долг платежом красен.

Долго спать – с долгом встать.

Денег куры не клюют.

Денежка дорожку прокладывает.

Захочешь добра – посыпь серебра.

Тот мудрен, у кого карман ядрен.

С деньгами мил, без денег постыл.

Есть грош, так будет и рожь.

Денежка нет бог, а бережет.

Денег наживешь – без нужды проживешь.

Лишние деньги – лишняя забота.

Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Без денег сон крепче.

Меньше денег – меньше хлопот.

Без нужды живет, кто деньги бережет.

Общий язык с деньгами можно найти, если не делать их накопление смыслом всей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.

Культура обращения с деньгами – это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении к ним, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми: там, где используются деньги.

Анкетирование

Ведущий: Попробуйте определить, можете ли Вы подружиться с деньгами. По каждому высказыванию необходимо просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются.

Тест «Можете ли вы подружиться с деньгами?»

1. В работе меня привлекает результат, а не процесс. (1 балл)

2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам. (1б)

3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое. (1 б)

4. Деньги – самое важное в жизни. (7 б)

5. Я могу работать по 10 – 12 часов в сутки, даже если работа мне неприятна.

6. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к

прерванной работе. (1б)

7. Если разбогатею, я решу все свои проблемы. (7 б)

8. Любая компания признает себя лидером. (5 б)

9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство. (4 б)

10. Я хочу получить в будущем высшее образование. (2 б)

11. Бедность – следствие недостатка способностей. (5 б)

12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей. (1 б)

13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других. (3 б)

14. Я – хороший организатор. (3 б)

15. Мне не нужно времени на «раскачку» перед работой. (1 б)

16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся. (1 б)

17. Я не рискнул бы начать собственное дело вместо работы на кого-то еще. (3 б)

18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего. (5 б)

19. Я не могу сидеть без дела. (1 б)

20. Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна. (1 б)

21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш. (1 б)

22. Деньги необходимы для решения любой проблемы. (4 б)

23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно. (4 б)

24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег. (7 б)

25. Мне легко производить на людей приятное впечатление. (3 б)

26. У меня очень много знакомых. (3 б)

27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно. (5 б)

28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок. (1 б)

29. Я с интересом изучаю иностранный язык. (1 б)

30. Я почти никогда не опаздываю.

Подсчет результатов

Меньше 6 баллов. В джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения.

От 6 до 18 баллов. Ваших задатков, возможно, вполне достаточно для работы по найму. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.

От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового поддержать босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет недоразумением. Никогда не оставляйте попыток – вас ждет успех.

Более 75 баллов. Страшно подумать о тех высотах, которые вы можете достичь. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Подведение итогов

Задумайтесь над последней фразой всерьез.

Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены. Например, здоровье. Поэтому экономьте на пирожных и сладком, но не на обедах. Экономьте на сверхмодной одежде, но не на хорошей книге или музыке. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких, их любовь. Далеко не все на свете продается и покупается.

Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Советы обучающимся

1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Стендаль до франка прикидывал,

сколько ему требуется на содержание дома, сколько на путешествия и сколько –

на любимую женщину.

2. Избегайте вести подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть

3. Планируйте расходы, будьте сдержанны.

4. Не экономьте на заботе о своих близких. Подарки обрадуют их и вас: ведь

подарки так же приятно дарить, как и получать.

5. Если вы в состоянии дать в долг – дайте и никогда не настаивайте, если ваш

должник тянет с возвращением.

6. Старайтесь не влезать в долги!

Подведение итогов

Сценарий классного часа для учащихся 10 класса. Сценарий классного часа для учащихся 11 классов. Сценарий классного часа для старшеклассников. Основная цель этого классного часа - это формирование семейных ценностей, ценности брака и семьи.

Цели классного часа

1. Осознание, что брак — очень ответственное дело, требующее подготовки.

2. Любовь — основа семейного союза. Правильное понимание слова «любовь».

3. Как сделать правильный выбор: умение оценивать собственные недостатки и достоинства другого.

Предварительная подготовка

1. Изучить информацию по теме.

2. Подготовить листы ватмана и маркеры.

3. Составить примерный «план самоподготовки», который можно использовать во время дискуссии.

Введение

Одна девушка спрашивает другую:

Какого мужа ты хотела бы для себя?

Подумав, вторая девушка ответила:

— Шатена.

— Почему именно шатена? — удивленно спросила подруга.

— Потому что он будет хорошо гармонировать с моей мебелью.

Это, конечно, анекдот, но он не так далек от жизни, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберемся в себе. На чем мы будем основывать свой выбор спутника жизни? Должен ли наш избранник гармонично сочетаться с обстановкой в квартире? Или удовлетворять требованиям родителей? Нравиться друзьям? На основании чего будет сделан выбор — только ли на одних эмоциях и чувствах?

Предложить школьникам подумать и записать на ватмане список качеств, которые они хотели бы видеть в своем возлюбленном или возлюбленной. На основании этих списков ученикам дается задание составить общий портрет «парня мечты» для девушек и «девушки мечты» — для парней.

Предложить девушкам оценить портрет «девушки мечты», который нарисовали парни, отметив, что им понравилось в рассуждениях парней, а что нет. Например, девушки могут сказать, что им понравилась забота о нравственном состоянии избранницы. Негативным моментом они могут назвать чрезмерную требователь-ность парней к внешнему виду возлюбленной и т. п.

Парням дать то же задание. Его цель — дать возможность школьникам самим составить идеальный образ парня или девушки, узнать, как они представляют друг друга, и провести сравнение этих образов.

Первый вопрос для дискуссии . Почему девушки согласны далеко не со всеми пунктами в списке парней и наоборот?

Необходимо дать возможность высказать разные мнения. В итоге учитель заостряет внимание на главной причине — девушки и парни «стоят по разные стороны забора». Представляя образ возлюбленного человека, они забывают посмотреть на себя и сопоставить свои собственные личностные качества с воображаемым образом. Это и является причиной возникновения завышенных требований к другому человеку.

Второй вопрос для дискуссии . Как можно подготовиться к браку?

Цель дискуссии — подвести к вопросу необходимости и возможности самоподготовки к браку. Под «самоподготовкой» имеется в виду процесс, направленный на развитие в себе личностных качеств, которые помогут быть счастливыми в браке. Для этого нужно постараться соответствовать тем стандартам, которые мы сами ожидаем от будущего избранника.

Основная часть классного часа

1. Подвести к положению: основное условие счастливой семейной жизни — любовь.

Третий вопрос для дискуссии . Чего мы ожидаем от семейного союза?

Всех участников надо разделить на отдельные команды по 5 человек. Командам дать задание: в течение10 мин обсудить и вывести 3 принципа, которые будут способствовать воплощению наших ожиданий. Записать их на отдельном листе бумаги.

Листы прикрепляются к доске и обсуждаются всеми Участниками встречи. Дать возможность каждой команде обосновать важность предложенных ими принципов.

Цель этой дискуссии — определить, какие жизненные ценности есть у молодых людей в классе и в какой степени они действительно имеют ценность.

Согласившись с важностью многих представленных учениками принципов, преподаватель подводит к тому, что существует один самый важный принцип, без которого даже не стоит думать о семейной жизни: настоящая любовь. Именно она является основным условием счастливой семейной жизни.

2. Четко определить, что не является настоящей любовью.

Для того чтобы определить, что такое настоящая любовь, в чем заключается ее суть, предложить пойти от противного: выяснить, чем любовь не является или что мы часто ошибочно принимаем за любовь.

Четвертый вопрос для дискуссии. Что можно оши-бочно принять за любовь?

Страсть. Очень широко распространено ошибочное мнение, что страсть и есть любовь. Современное киноискусство подпитывает это заблуждение, и молодые люди очень легко попадают под его влияние. Страсть ищет удовлетворения собственных желаний и потребностей, используя для этого своего избранника. Любовь отдает себя другому, заботится о возлюбленном человеке, ценит его. Страсть не является любовью.

Романтические чувства . Определенная обстановка и романтическая атмосфера способны вызвать приятные чувства и эмоции, которые порой полностью захва-тывают и дарят огромную радость душе. Душа парня от одного взгляда девушки начинает «таять», от ласкового слова парня у девушки сердце «готово выпрыгнуть из груди». Это прекрасные романтичные переживания, но они еще не являются любовью. Настоящая любовь — больше, чем просто приятные чувства.

Влюбленность. Это состояние очарования кем-то, наслаждение от одного его присутствия, мыслей о нем и т. п. В результате парень или девушка стремятся сделать все, чтобы понравиться этому человеку, что, по их мнению, приведет их к высшему блаженству. Но цель влюбленности эгоистична — направлена на достижение собственного удовольствия. Очарование недолговечно. Когда оно рассеивается, сердце человека обретает способность увлечься другим объектом. Влюбленность вызывает очень сильные чувства, но их еще нельзя назвать настоящей любовью.

Секс . В современном обществе словом «секс» часто заменяют любовь. Наличием сексуальной жизни и ее интенсивностью оценивается глубина любви. Но это два совершенно разных понятия. Любовь — нечто, длящееся во времени. Секс — кратковременное действие. Любовь развивается во времени, как процесс, и требует усилий. Секс — природный инстинкт, не требующий особых усилий и не занимающий много времени. Любовь делает отношения между парнем и девушкой более глубокими, секс притупляет отношения.

Преподаватель подводит дискуссию к выводу, что настоящая любовь — это нечто больше и значительнее, чем страсть, романтические отношения, влюбленность и секс.

3. Определение настоящей любви, что значит «любить по-настоящему».

Пятый вопрос для дискуссии . Как вы понимаете суть настоящей любви?

Точки зрения могут оказаться самыми разными, даже противоположными. Учитель должен оценить ответы и Мягко аргументировать неправильные. Он должен до-ходчиво объяснить, почему не согласен с некоторыми точками зрения. В результате преподаватель должен сделать вывод, что значит «любить по-настоящему».

Ответ может быть приблизительно таким:

1) забота о духовном развитии своего возлюбленного (для этого надо самому быть достаточно зрелой личностью, что требует времени и усилий);

2) забота о счастье другого (для этого необходима умственная и эмоциональная зрелость, требующая работы над собой, умения ставить душеный комфорт своего спутника на первое место, а свой — на второе);

3) забота о физическом состоянии своего избранника (о его здоровье, материальном комфорте, для чего требуется иметь постоянный заработок, место проживания, стремиться к приобретению специальности, получению образования, карьерному росту и т. п.). Если исходить из изложенного определения «настоящей любви», можно сделать вывод, что семейная жизнь требует большой самоподготовки. Необходимо многому научиться. Любовь не приходит сама собой, не дается легко и без усилий. Любить надо учиться. При этом недостаточно зрелая в духовном, умственном и эмоциональном плане личность не способна любить по-настоящему. Если мы хотим быть счастливы в браке, надо стремиться стать зрелой личностью и прилагать достаточно усилий для развития любви в отношениях со своим избранником.

4. Как определить, являюсь ли я зрелой личностью и способен ли я любить.

Учитель предлагает критерии определения настоящей любви.

Когда человек говорит: «Я буду тебя любить, если ты сделаешь то-то...» или «Я буду тебя любить, если ты будешь таким-то...», он ставит для своей любви условие, и порой не одно, а множество, причем угодить ему будет невозможно, так как список будет постоянно пополниться новыми условиями. Если один из партнеров имеет такой образ мыслей, он еще не научился любить по-настоящему. Любовь не ставит условий.

Когда человек говорит: «Я люблю тебя за то-то...» или «Я люблю тебя, потому-то...», он выводит причины своей любви. Попытка обосновать свою любовь невер-на. Если один из партнеров в браке это практикует, он еще не умеет любить по-настоящему. Любовь не ищет причин или целей для своего существования.

Оценивая вышеизложенное, можно сделать вывод, что мы очень редко любим по-настоящему. Мало кто любит без условий и без причин. Между тем, когда человек ставит условия для своей любви, это приводит в отношениях к требовательности — избранник должен выполнить поставленные условия. Настоящая же любовь основыва-ется на решении посвятить себя другому человеку.

Определение причин для любви приведет к требованию от избранника соответствовать определенным качествам. В то время как настоящая любовь хотя и замечает недостатки (она не слепа), но любит, несмотря на них.

Полюбить другого человека, научиться правильно проявлять свои чувства и принимать их — большое приобретение для человека. Тот, кто научился этому, ежедневно наполняет свою жизнь смыслом.

Вывод: любовь требует серьезной подготовки. Это настоящее искусство. Любя другого человека по-настоящему, мы способны оправдать все его ожидания.

Заключение

Итак, первым шагом на пути самоподготовки к браку является составление портрета своего избранника.

Вторым шагом является составление автопортрета — каким мой избранник хочет видеть меня.

Третий шаг — разработка плана достижения желаемых результатов моего соответствия.

Предложить составить ученикам такой план самоподготовки. Он должен быть реальным для исполнения и достаточно детальным, чтобы можно было следить за его воплощением.

Ученики должны понять, что поиск «идеального спутника жизни», при этом отсутствие стремления самому стать «идеальным спутником жизни» для кого- то, приведет в жизни только к разочарованиям и отчаянию. Все это создаст в будущей семейной жизни большие трудности, преодолеть которые можно будет, обратив свой взор на себя и самому начав изменяться.

Таким образом, первостепенным в подготовке к браку является не поиск «идеального человека», а старание самому стать таковым.