Политические режимы и их виды. Основные типы политических режимов

1. Понятие политического режима

2. Тоталитарный политический режим

4. Демократический политический режим.

1. Политический режим – это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

Политический режим определяется следующими факторами:

Роль, функции и место главы государства в системе политического руководства;

Способ и порядок формирования представительных органов власти (избирательная система);

Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти;

Положение и условие деятельности партий, массовых общественных организаций, движений, общественных объединений граждан в политической системе;

Правовое положение лица, гарантии осуществления прав и свобод человека, степень участия народа в формировании политической власти, степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

Порядок функционирования карательных и правоохранительных органов;

Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
- наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
На состояние политического режима оказывают влияние: политическая стабильность общества, соотношение социальных сил и степень обостренности борьбы между ними, исторические, парламентские, социально-культурные традиции и другие факторы. Политический режим характеризует приспосабливание политической системы к объективным условиям социально-экономического и культурного развития общества. В свою очередь это является одним из критериев его эффективности.

В политологии существуют различные типологии политических режимов. Одной из наиболее распространенных является следующая:

Тоталитарный.

Есть подходы, согласно которым существуют режимы демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные). По следующей типологии выделяются демократический и авторитарный режимы, а тоталитарный трактуется как крайняя форма проявления авторитарного режима. Существуют и другие подходы. Однако мы остановимся на первой классификации.



2. Тоталитарный политический режим – политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества в целом и жизнью каждого человека в отдельности, опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Тоталитаризм – это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. В тоталитарном государстве политические партии уничтожены или координированы в составе одной партии и конфликт между классами скрывается подчеркиванием органического единства в государстве. Термин «тоталитаризм» произошел от латинского слова totalitas (полнота, цельность) и впервые в широкий политический лексикон был введен для характеристики своего движения Бенито Муссолини (Италия) в 1925 г. Тоталитаризм – феномен XX века. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства существовали еще в древности.

Изучение учеными-политологами тоталитарных режимов прошлого столетия позволило выделить их следующие характерные черты :

1. Наличие единой идеологии, которая охватывает все жизненно важные стороны человеческого бытия, которая стремится ответить на все потенциально возникающие у членов общества вопросы и которой предположительно придерживаются все, живущие в данном обществе.

2. Единственная массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, лидером харизматического склада и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения; партия, чье ядро предано идеологии и готово всемерно способствовать ее широкому распространению; партия, которая организована по иерархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью слита с нею.

8. В тоталитарном обществе происходит сращивание правящей партии с государственным аппаратом, что ведет к монопольному контролю над экономической сферой.

3. Система полицейского контроля, поддерживающего партию, и одновременно осуществляющего надзор над ней самой в интересах ее вождей.

7. Полный контроль над всеми вооруженными силами.

5. Всеобъемлющий контроль над всеми средствами массовой коммуникации и информации – прессой, радио, кино и нетерпимость к инакомыслию в любых формах. Не поощряется индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении и даже в одежде. И наоборот, порождается стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, подозрительность, стремление доносить.

6. В сознательности людей усиленно формируется образ врага, с которым не может быть примирения. В обществе поддерживаются боевое настроение, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, чтобы никто не потерял бдительности. Все это служить оправданию командных методов управления и репрессий.

9. Полное отчуждение граждан от политических процессов, ущемление прав и свобод граждан.

10. Социально-психологическим фундаментом тоталитарного режима является конформизм. Социальный конформизм – некритическое принятие и следование господствующих мыслей и стандартов, стереотипов массовой сознательности и традиций. Условиями возникновения конформизма являются страх, пропаганда, фанатичная вера в высшую и единственную истину, императивы групповой стандартности.

Тоталитаризм имеет следующие исторические формы : коммунизм (СССР), фашизм (времен правлении Б. Муссолини в Италии), национал-социализм (Германия при Гитлере – Третий Рейх).

Начало коммунизма положила военно-коммунистическая система, которая сложилась в 1918 г. в России. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие виды, выражает основные черты этого строя, так как направлен на полное уничтожение частной собственности, а, следовательно, и всякой автономии лица и представляет собой абсолютную власть государства.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как политический и общественный строй был установлен в Германии в 1933 г. Ему свойственны почти все общие черты тоталитаризма. Национал-социализм имеет родственность с фашизмом, хотя очень много перенимает из советского прошлого: прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации партии и государства и даже обращение "товарищ". В то же время место класса занимает нация, место классовой ненависти - национальная и расовая. Главной целью провозглашалось мировое господство арийской расы, для достижения которого осуществлялась милитаризация (усиление военной мощи) и военная экспансия, геноцид стоящих на более низкой ступени развития народов (славян, цыган, евреев).

3. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами. Диктаторский характер власти авторитаризма роднит его с тоталитаризмом (в этом случае авторитаризм является своеобразной альтернативой тоталитаризма), а с демократическим режимом его сближает наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, в частности, экономической и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Таким образом, авторитарный режим (авторитаризм) – режим, основанный на монополии на власть одного лица либо группы лиц, при сохранении некоторых свобод в неполитических сферах.

· отчуждение народных масс от власти в силу того, что один человек (монарх, тиран) или небольшая группа лиц (военная хунта) выступают носителями власти;

· стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений. Монополизация власти и политики, следствием которой является недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других общественных организаций, но при условии их подконтрольности властям;

· неподконтрольность власти гражданам и ее неограниченность. Власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению;

· стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты - семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации;

· относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок;

· невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы. Основные ориентиры деятельности власти связаны, прежде всего, с обеспечением собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. При этом существует вероятность влияния на стратегию экономического развития, осуществление активной социальной политики;

Авторитарные политические режимы достаточно разнообразны. К ним можно причислить и известные в истории абсолютные монархии, и феодальные аристократии, и режимы бонапартистского типа, и военные диктатуры, и многие иные смешанные формы, с трудом поддающиеся определению. Но политические исследователи чаще выделяют следующие три группы разновидностей авторитарных политических режимов в зависимости от такого критерия как правящая группировка, ее основные характеристики и способы взаимодействия с обществом:

1. Однопартийные системы . Характеризуются либо наличием одной политической партии (остальные запрещены) либо доминирующим положением (деятельность остальных партий ограничена со стороны правящей власти). В большинстве случаев однопартийные системы либо устанавливаются в результате совершения революций, либо навязываются извне. Так было, например, со странами Восточной Европы, в которых однопартийные системы стали послевоенным результатом насаждения опыта СССР. Сюда же, помимо стран с коммунистическим режимом правления, могут быть отнесены Тайвань и Мексика.

2. Военные режимы . Чаще всего возникают в результате государственных переворотов против осуществляющих управление гражданских лиц (военные правления в Латинской Америке, Африке, Греции, Турции, Пакистане и др.).

3. Режимы личной власти . Их общей характеристикой является то, что главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер и что власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, близости к нему, зависимости от него. Португалия при Салазаре, Испания при Франко, Филиппины при Маркосе, Индия при Индире Ганди, Румыния при Чаушеску являются более или менее убедительными примерами режимов личной власти.

Необходимо отметить, что большинство политических систем современности характеризуется наличием черт авторитарного политического режима.

4. Демократический режим. В современной политологии понятие «демократия» является достаточно распространенным, однако его первоначальный смысл (demos – народ, kratos- власть) расширил свои границы. Первоначально термин демократия определялся как власть народа. Например, такое объяснение демократии давал Геродот, в трудах которого это понятие встречается впервые. При демократии Геродота власть принадлежит всем гражданам, которые обладают равными правами на управление государства, а не одному лицу или и не групп лиц. Именно эта черта демократии так не нравилась другим представителям античной политической мысли – Платону и Аристотелю, которые отнесли демократию к отрицательным (неправильным) формам государственного правления. Так, Аристотель под демократией понимал такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Для Аристотеля наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

В основе современного понимания идеальной модели демократии, лежат ценности свободы, равенства, прав человека, народного суверенитета, участия граждан в управлении и др. В широком смысле демократия трактуется как форма устройства любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, выборности органов управления и принятия решений большинством. Демократия – это управление государством в соответствии с народными предпочтениями. Демократия как особая организация политической власти определяет способность различных групп населения реализовывать свои специфические интересы. Таким образом, демократию можно определить как политический режим государства, при котором власть осуществляется через прямое народовластие, либо через представителей, избираемых народом или какой-то его частью.

Признаки демократического режима:

1. Наличие многопартийной системы.

2. Свобода деятельности общественных организаций и движений.

3. Всеобщее избирательное право и система свободных выборов.

4. Принцип разделения властей.

5. Развитая система парламентаризма.

6. Принцип взаимной ответственности граждан и государства.

7. Официальная идеология сосуществует гармонично с идеологическим плюрализмом.

8. Средства массовой информации свободны и независимы.

9. Права и свободы граждан гарантируются законом. Закон определяет механизм их реализации.

10. Выборность основных органов власти.

В зависимости от степени участия граждан в политической жизни выделяют следующие модели демократии:

· партиципаторная (participer – участвовать). В рамках этой концепции обосновывается необходимость участия широких слоев общества в выборах своих представителей, в принятии решений, а также непосредственно в политическом процессе и в контроле за реализацией решения;

· плебисцитарная . Ее отличает позиция о том, что представительные органы должны быть подконтрольными гражданам, а, следовательно, необходимо их свести к минимуму, а воля народа и государственная власть должны быть тождественны или идентичны. Народ должен сам непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений. В истории развития общества именно античная демократия носила плебисцитарный характер;

· представительная . Данная концепция основывается на принципе ответственности власти и государственного управления. Народ признается источником и контролером власти. Воля народа выражается на выборах, также она делегируется депутатам и другим представительным органам власти. Реальная представительная демократия обычно воплощается в парламентаризме. Суть ее состоит в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ;

· элитарная . В этой концепции получил свою реализацию принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении. В данной модели носителями демократическими ценностями являются не рядовые граждане, а элита, которая способна более эффективно управлять обществом и защищать ценности демократии. Масса же должна иметь право периодически контролировать элиту с помощью выборов, влиять на ее состав.

Процесс перехода к демократии не является однонаправленным и линейным, именно поэтому принято выделять промежуточные этапы, который конкретизируют данный процесс. На первом этапе происходит трансформация политической системы и стабилизация экономической. Данный этап характеризуется установлением основных демократических институтов, освобождением СМИ, ликвидацией полицейского государства, возникновением новых политических сил, выступающих за демократические перемены. На втором этапе происходит трансформация в экономической сфере, в то время как политическая система начинает постепенно стабилизироваться по мере принятия новой конституции, закона о выборах, проведения демократических выборов. И на третьем этапе экономика начинает развиваться на основе самоподдерживающегося роста, без чрезмерного вмешательства со стороны государства.

Характерные черты демократии присущи политическим системам стран ЕС, США, Канады, Австралии и т.д.

Понятие “политический режим” появилось в научном обороте во второй половине ХХ века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.

    Политический режим: понятие и признаки.

Политический режим это система приемов, методов, способов осуществления политической власти в обществе. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Приведенное определение политического режима дает самое общее представление о данном понятии. Для более широкого и конкретного представления о политическом режиме в определенной стране следует проанализировать основные признаки политического режима :

    Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

    Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства, гарантированность прав и свобод личности;

    Соотношение между законодательной и исполнительными ветвями власти;

    Политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

    Характер взаимоотношений между центральными и местными органами власти и управления;

    Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

    Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

    Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении государственной власти.

Политический режим зависит от соотношения политических сил в общественном организме, личности общенационального лидера и особенностей правящей элиты; исторически и социокультурных традиций, политической культуры населения. Политический режим формируется спонтанно, вследствие общих усилий многих субъектов политического процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.

Существует много классификаций политических режимов. Любая из классификаций является условной, поскольку “чистых” политических режимов в политической практике не существует. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический. Именно к множеству этих разновидностей можно свести все многообразие политических режимов. Кроме того, антидемократические режимы делят обычно на тоталитарные и авторитарные.

2.Демократический режим

Понятие “демократия” (от греч. demos-народ и kratos– власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд гос3дарств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Многогранность термина “демократия” обусловлена развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан, в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась “худшей формой” правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным ‘народовластием”. Потому-то режимы демократии не существовали долго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, всвою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к демократии. Его оценка демократии, а также отсутствие реальных условий для ее практического воплощения повлияли на дальнейшую судьбу данной формы государства: демократия воспринималась негативно и была вытеснена с политического обихода.

Новый этап становления концепции демократии начинается с Великой французской революции – именно она дала толчок к развитию демократии как направления общественно-политической мысли, которое формулирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую (плебисцитарную) и представительскую (репрезентативную).

К формам прямой демократии относятся: проведение выборов на основе всеобщего избирательного права, референдумы, всенародные обсуждения вопросов государственной жизни. Члены общества непосредственно принимают участие в разработке политических решений, принятии законов и т.п. Эта форма демократии дает возможность развивать политическую активность граждан, обеспечивать легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства.

Представительная демократия - это, когда члены сообщества остаются источником власти и имеют право принимать решения, но реализуют это право через избранных ими представителей, которые должны отстаивать их интересы. Носителями представительской демократии являются парламенты, другие выборные органы власти, как в центре, так и на местах.

Ни одна из этих форм в “чистом виде” не существует, но в условиях демократического режима они проявляются обе.

Основные признаки демократического режима:

    Признание народа источником власти, сувереном в государстве . Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве. Народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их. В ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

    Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Этот принцип рассматривается как ключевое условие демократического режима. Он предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные сроки переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.

    Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения. А также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т.д.

    Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип “ все, что не запрещено – разрешено”.

    Ч еткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высший законодательный орган страны – парламент наделен исключительным правом издавать законы. В известном смысле этот орган власти имеет верховенствующую роль, и, следовательно, существует потенциальная опасность чрезмерной концентрации в нем политической власти. Поэтому в условиях демократического политического режима три ветви политической власти уравновешивают друг друга. В частности, высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Президент имеет право вето на решения, принимаемые законодательными органами. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

    Полиция , спецслужбы и армия - выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

    Политический плюрализм, многопартийность. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основания в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. В соответствии с результатами выборов политические партии, набравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статус правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Осуществляя свою миссию, оппозиция выступает с критикой органов власти. Она выдвигает альтернативную программу. Оппозиция контролирует власть через деятельность своих фракций и блоков в парламентах, в своих средствах информации и печати.

    Власть в государстве в большей мереоснована на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса.

Перечисленные принципы демократического режима могут создать идеализированный образ демократии. Конечно, достоинства демократии, а следовательно, демократического политического режима очевидны и неоспоримы. Однако у демократии имеются и уязвимые стороны и недостатки.

Демократию иногда иронически определяют как “господство большей части общества над лучшей”, при которой процветает политический дилетантизм, устанавливается засилье посредственности. Демократия не гарантирует от прихода к власти людей своекорыстных с низкой культурой и нравственностью, но изощренным умом и популистскими приемами.

Разумеется, демократия – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма правления из всех до сих пор известных.

Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим, или тоталитаризм.

1. Виды политических режимов:

· Тоталитаризм.

· Авторитаризм.

· Демократия.

Они отличаются друг от друга по степени жёсткости и ширине контроля правительства по отношению к обществу. Тоталитаризм – это политический режим, при котором правитель контролирует в жёсткой форме все сферы жизни общества – политическую, экономическую, культурную и семейную. Во всех этих сферах существует произвол и злоупотребления властей, которые могут нарушать закон. Авторитаризм – это политический режим, при котором правитель контролирует лишь некоторые сферы общества – политическую и отчасти экономическую или культурную, в этих сферах возможен некоторый произвол властей. Демократия – это политический режим, при котором правитель в рамках норм конституции может контролировать только политическую сферу, т.е. произвол правителя невозможен в принципе .

Тоталитаризм и демократия находятся на противоположных полюсах по оси «произвол властей – политическая свобода». Авторитаризм находится посередине этой оси. Американские социологи Фридрих и Бжезинский выделили шесть типичных особенностей тоталитарных государств:

· Широкое использование идеологии . Идеология называет цель, одобряемые образцы поведения, характеризует врагов в искажённой форме.

· Однопартийная система, которую возглавляет диктатор или коллективное руководство. Единственная партия проникает во все сферы жизни общества, от неё исходит власть, престиж и деньги.

· Государственный террор , использование пыток и допросов против врагов правителя.

· Контроль над средствами массовой информации . Оппозиционеры вынуждены уйти в подполье. Массам предлагается лишь официальная точка зрения и поощряется поведение, угодное режиму.

· Контроль запасов оружия , который предотвращает возможность вооружённого сопротивления режиму.

· Контроль над экономикой с помощью государственных планов.

Н. Смелзер называет следующие черты представительной демократии :

· Индивидуализм . Равенство всех людей перед законом.

· Конституционная форма правления . Права человека. Разделение властей с целью исключить тиранию и произвол властей.

· Выборы правителей и законодателей , срок полномочий которых ограничен.

· Лояльная оппозиция , которая имеет право критиковать правительство.

2. Примеры политических режимов.

Примеры тоталитарных режимов:

· Коммунистический режим Ленина и Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае и в других странах «социалистического лагеря». Сегодня сохранились два подобных режима – режим Р. Кастро Рус на Кубе и режим Ким Чен Ира в Северной Корее, которые держат своё население на грани голода. Режим Северной Кореи пытается выжить и угрожать другим странам с помощью создания ядерного оружия и ракет дальнего радиуса действия.

· Фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии. Националистический режим императора Хирохито в Японии. Эти режимы были разгромлены в результате второй мировой войны.

· Исламско-фундаменталистский режим талибов в Афганистане, режим имама Хомейни в Иране. Этот режим сохранился до сегодняшнего дня и пытается угрожать миру с помощью создания ядерного оружия и ракет дальнего радиуса действия. Режим талибов был разгромлен в результате военной операции, проведённой США.

Примеры авторитарных режимов : режим генерала Пиночета в Чили, генерала Франко в Испании, Франсуа Дювалье на острове Гаити, Каддафи в Ливии. Любой выборный президент, который стремится править третий срок и более, фактически рискует стать авторитарным правителем, Примерами подобных правителей на постсоветском пространстве являются Лукашенко в Белоруссии, ныне покойный Ниязов в Туркменистане, Каримов в Узбекистане, Назарбаев в Казахстане. Путин отказался баллотироваться на третий срок. Он не захотел отменять статьи конституции о запрете баллотироваться на пост президента на третий срок. Он провёл некоторые политические реформы, которые позволили навести порядок в стране.

3. Биография Алексиса де Токвиля.

Годы его жизни Алексиса: 1805-1859 гг. Его родители были аристократами, которых якобинцы бросили в парижскую тюрьму, От гильотины их спасло свержение якобинской диктатуры и арест тирана Робеспьера. Алексис изучал право, а затем работал судьёй-аудитором в Версале. Он получил задание от министра – изучить тюремную систему в США и 10 месяцев путешествовал по этой стране. Затем он ушёл в отставку и написал книгу «Демократия в Америке». В 1949 году он в течение 5 месяцев был министром иностранных дел Франции. Незадолго до смерти он опубликовал книгу «Старый режим и революция».

4. Токвиль о преимуществах демократии перед диктатурой.

Диктатура – это сильная власть, которая часто означает тиранию . По сравнению с диктатурой демократия даёт благополучие и достаток гражданам вместо могущества и славы для нации, мирные навыки вместо героизма, благополучное общество вместо блестящего. По нашему мнению, великих потрясений в России 20 в. было слишком много, сегодня для России требуется благополучие и спокойное развитие, чтобы восстановить силы, поднять численность населения.

При демократии не существует сословных и номенклатурных привилегий, Токвиль развивал теорию Монтескье о разделении властей. Токвиль провозгласил начало великой демократической революции. Образец демократических институтов он увидел в США. Свобода – это отсутствие произвола властей. Демократия – это власть на основе закона . Современная промышленность и торговля принципиально не могут породить аристократию, ибо фортуна в этих областях – это вещь непостоянная, к тому же между предпринимателем и наёмным рабочим нет патриархальных отношений.

5. Причины, превратившие США в либеральную демократию:

· Огромная территория страны.

· Отсутствие внешних врагов.

Кстати, у России всегда было много внешних врагов – кочевники (половцы, печенеги, монголы), Золотая Орда, Литва, Польша, Швеция, Османская империя, наполеоновская Франция, Британская империя, Германская империя, Японская империя, США, поэтому так трудно приживается демократия на российской почве. Россия шагала по трупам этих великих империй. Территория, на которой возникли США, до этого момента была почти не заселена, если не считать малочисленное индейское население, которое к тому же было уничтожено или вымерло в ходе завоевания территории. Но у России всегда была огромная территория, населенная завоёванными и добровольно присоединившимися народами, эти обстоятельства тоже мешали установлению демократии в России. Для концентрации всех сил на борьбу с внешним врагом и подавления сопротивления завоёванных народов нужно было иметь диктаторскую власть внутри страны.

В США был изобретён принцип федерализма , который позволил сочетать преимущества больших и малых государств – силу и свободу. Внутри федеративного государства не должно быть внутренних таможен. Американские партии не имеют непреодолимых идеологических разногласий, а предпочитают спокойное, прагматичное обсуждение задач, встающих перед обществом. Свобода прессы лучше цензурного гнёта. Россия сегодня тоже является федеративным государством. 6.Нравы и верования.

Американцы соединяют религиозный дух с духом политической свободы. Необходимо внедрять в сознание людей моральную и религиозную дисциплину. Это выгоднее, чем запугивать их жестокими карами. Если античная демократия была основана на добродетели, то американская демократия – на стремлении к обогащению. Токвиль предвидел ужасные конфликты между белыми и чёрными гражданами в Америке. Американцы истребляли индейцев, соблюдая формально все законы человечности.

7.Французская и русская революции.

Эти революции напоминают религиозную смуту, ибо предполагалось спасти всё человечество. По мнению Р. Арона, русская революция является крушением политических учреждений в ходе экономической модернизации сверхбыстрыми темпами. Французская и русская революции делались по научным рецептам, но учёные иногда могут ошибаться, они склонны отрицать пользу религии и здравого смысла. Приходится сожалеть, что французские революционеры искоренили аристократию, а не подчинили её власти закона. Тем самым был уничтожен интеллектуальный генофонд нации.

Токвиль пытался построить теоретический образец демократии. Если в демократическом обществе появляются деспоты, то они стремятся развязать войну, чтобы укрепить свою власть и одновременно угодить генералам. Политические режимы рушатся тогда, когда никто не хочет за них сражаться, когда к правителям начинают относиться с презрением, это презрение парализует даже тех, кто заинтересован в самозащите. Эти слова были сказаны о французском короле Луи Филиппе и революции 1848 г.

Вопросы для размышления.

1.Что хуже для общества, тоталитаризм или авторитаризм, авторитаризм или демократия?

2.Назвать идеологические цели, которые обещали построить коммунисты и фашисты.

3. Какие режимы в России рухнули из-за презрения граждан к правителю?

4. Приведите примеры других тоталитарных и авторитарных режимов, не указанных в тексте параграфа.

Видов политических режимов существует много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества.

Существен-ное влияние на вид политического режима оказывают историчес-кие традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся под-час вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами.

На вид политического режима может оказать воздействие и международная обста-новка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государ-ствах одного и того же времени.

Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократи-чески-монархические, аристократические, олигархические ре-жимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена фе-одализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-фео-дальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещен-ного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапар-тистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и мари-онеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фун-даменталистский.

Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режи-мов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.

Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разно-видностям: демократическому и антидемократическому полити-ческим режимам.

Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осу-ществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.

Механизм государства не только главное, но и опре-деляющее звено политической системы. Он обеспечива-ет функционирование всех сфер общественной жизни. Механизм государства может оказывать как положитель-ное, так и отрицательное воздействие на процессы, про-исходящие в обществе.

Современное государст-во — скорее механизм согласования неизбежно различных по-требностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, чем «аппарат насилия одного класса над другим».

Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят государственные органы управ-ления, обладающие властными полномочиями, государ-ственные учреждения, не обладающие властными полно-мочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила (милиция, войска, исправительно-трудовые учреждения).

Элементом (ячейкой) механизма государственной власти явля-ется человек (личность) — субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяют-ся, формируя институты (органы, формы непосредственной демократии и т.д.). Это государственные институты, и поэтому - в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, «группы давления», средства мас-совой информации оказывают влияние (реально существующее) на процесс формирования и осуществления государственной власти.

Но чтобы стать государственной, политическая власть должна стать публичной, т.е. политической волей, отражающей господствующие в обществе социально-групповые интересы. Ей должен быть придан общеобязательный, юридически закреп-ленный характер. Политическая воля должна быть проведена через нормы права, установленные государством. Механизм современного государства отличается вы-сокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений.

Обобщая подходы к изучению механизма государства, можно выделить три наиболее значи-тельные концепции относительно понятия «механизм государства».

Первая из них — это концепция широкого и узкого толкования меха-низма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат го-сударственной власти, а в широком — как политическую систему общества.

Вторая концепция — традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти.

Третья концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.

Механизм государства обладает следующими признаками (свойствами):

- Чиновничий аппарат - как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.

- Единство и Соподчиненность структурных элементов . С оставляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного цело-го, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государст-венного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а ниже-стоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоя-щих. Взаимоотношения между государственными органа-ми могут строиться как на началах координации (меж-ду Федеральным Собранием - парламентом РФ и законо-дательными органами субъектов РФ), так и на началах субординации (органы прокуратуры).

Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

- Особые властные полномочия . Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

- Наличие аппарата принуждения . Обязательно наличие организационных и материальных ору-дий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасно-сти; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппа-рат судебных исполнителей; система исполнения наказа-ний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

- Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной вла-стью» или «публичной властью».

Теория разделения властей

Механизм (аппарат) современного правового государ-ства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти - на законодательную, исполнительную и судеб-ную власти.

Долгое время теория разделения властей рассматривалась советской наукой исключительно как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой причине отрицалась.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, че-рез систему сдержек и противовесов. (Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. М. 1997. С. 139).

Наиболее полное и последовательное отражение данный принцип нашел сначала в конституциях штатов (Вирджи-нии — в 1776 г., Массачусетса — в 1780 г. и др.), а затем и в федеральной Конституции США в 1787 г.

Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж.Локка и Ш. Монтескье.

Джон Локк (1632-1704 гг.) - английский философ. Он в своих произведениях, в частности «О государстве», разделил государственную власть на законодательную, ис-полнительную и союзную. Законодательная власть при-надлежит парламенту, издающему законы, исполнительная - королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы «войны и мира», международные отноше-ния. Джон Локк не выделяет отдельно судебную власть. Джон Локк писал: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возник-нуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим об-разом.»

Шарль Монтескье (1689-1775 гг.) - французский мыслитель, который в своих трудах («О разделении вла-стей») обосновал идею, что для обеспечения политиче-ской свободы необходимо разделение властей на зако-нодательную, исполнительную и судебную. Он выделяет судебную власть, как одну из ветвей государственной вла-сти. Все три власти имеют противовесы и сдерживают друг друга.

Таким образом, главное требование принципа разде-ления властей, сформулированное Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупот-ребления властью со стороны какой либо социальной груп-пы или отдельного лица, необходимо разделить государ-ственную власть на законодательную - избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную - назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную - выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятель-ной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществ-лять свои функции посредством особой системы органов.

Среди высших государственных органов, осуществля-ющих свою деятельность на основе указанного принципа, должен быть орган, занимающий лидирующее положение. Это необходимо прежде всего для того, чтобы ликвиди-ровать возможность борьбы между ними за лидерство, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей отдавали «пальму первенства» законодательным (представительным) органам.

Исполнительную власть осуществляют глава госу-дарства (президент, конституционный монарх, шах, эмир и т.д.), пра-вительство, различные министерства и другие централь-ные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инс-пекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти. Основная функция исполнительной власти - организация исполнения зако-нов, принимаемых законодательной властью. Президент и правительство руководят системой подчиненных им орга-нов государственного управления и других органов ис-полнительной власти, обеспечивают исполнение Консти-туции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом.

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административ-ная) власть имеет по своей сути вторичный, производный харак-тер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «админист-рация» («administrare» — «служить для»; «ministrare» — глагол, производный от «ministris» — «слуга», формы родительного па-дежа от основы «minus» — «минус»). Корень «минус» свиде-тельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Зада-чи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Существенные признаки исполнительной власти — это ее уни-версальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют не-прерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Дру-гой признак означает, что исполнительная власть, также в от-личие от законодательной и судебной, имеет другое содержа-ние, поскольку опирается на людские, материальные, финан-совые и иные ресурсы, использует инструмент служебных про-движений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государст-венной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Судебная власть - это система независимых госу-дарственных органов - судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. В систему органов судебной власти входят суды об-щей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Судьи незави-симы и подчиняются только конституции и закону. Зако-нодательство в правовом государстве, как правило, пре-дусматривает несменяемость и неприкосновенность судей.

В системе органов государственной власти суд зани-мает особое место. Это особое место определяется са-мими задачами суда, его назначением, а также принципа-ми организации и осуществления судебной деятельности. Существенная особенность судебной власти, которая и оп-ределяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (ме-тодах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б. Н. Чичерин , держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор.

Суд выполняет специфическую (принадлежащую толь-ко ему) государственную функцию - осуществление пра-восудия. Он рассматривает в установленном законом порядке уголовные и гражданские дела, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Как правило, результатом судебной деятельности является применение мер государственного принуждения к право-нарушителям. Таким образом, суд обеспечивает исполне-ние норм права, причем присущими только ему специфи-ческими средствами и методами.

Исключительность судебной власти проявляется в том, что только суд (и никто другой) осуществляет правосудие.

Судебная власть - независимая ветвь государствен-ной власти, осуществляемая путем гласного, состязатель-ного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме раз-деления властей состоит в сдерживании двух других вла-стей в рамках конституционной законности, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судеб-ного контроля.

Государственные органы всех трех ветвей власти в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимо-действуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Государственные органы законодательной, исполни-тельной и судебной ветвей власти обеспечивают выпол-нение функций государства, что требует четкого их взаи-модействия, поскольку у каждой из властей главной и конечной целью деятельности являются интересы чело-века, гражданина. Без четкой взаимосвязи добиться этой цели невозможно.

Для судебной власти правоограничивающие средства определяются в Конституции, процессуальном законода-тельстве, его гарантиях и принципах (презумпция неви-новности, право на защиту, равенство граждан перед за-коном и судом и др.)

Применительно к законодательной власти исполь-зуется довольно жесткая юридическая процедура законо-дательного процесса, регламентирующая ее деятельность от законодательной инициативы до подписания и вступ-ления в силу того или иного законодательного акта. В системе сдерживающих факторов важную роль может иг-рать президент, подписывающий законы и имеющий право применения отлагательного вето при поспешных ре-шениях законодательной власти.

Деятельность Конститу-ционного Суда также можно рассматривать в качестве сдерживающей, так как он обязан отменять все неконсти-туционные акты. Исполнительная власть (правительство) ограничивает-ся пределами ведомственного нормотворчества, запрета-ми на принятие актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом.

Принцип разделения властей не абсолютен, государствен-но-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций вшироком смысле, от конкретной социально-экономи-ческой и политической ситуации.

Подводя итог рассмотрению механизма государства, построенного на основе принципа разделения властей, можно сформулировать следующие организа-ционно-правовые черты:

Единая суверенная власть принадлежит народу;

Отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота государственной власти — законодательной, исполни тельной и судебной;

Независимость трех ветвей государственной власти и ре-ализующих ее государственных органов относительна;

Система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб двум другим ветвям.

Основы и признаки правового государства

По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превра-щается из примитивного "варварского" принудительно-репрессивного образования в демо-кратическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.

При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.

Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. В тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Уголовно-наказуемыми признава-лись административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).

В законах попирались справедливые и объективные правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия только судом), общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Законодатель-ством СССР предусматривалась уголовная ответственность "членов семей изменников Роди-ны", для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмоли-нский лагерь жен изменников Родины).

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоцииру-ется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л. Дюги , государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.

Государство, поставленное под контроль права, — это и есть правовое государство, всеохва-тывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчи-няться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различ-ными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юри-дической силы закона в иерархии правовых актов.

Основы правового государства

Принципиально важными предпосылками и условиями создания и упрочения правового государства являются следующие элементы, составляющие фундамент правового государства.

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.

Социальная основа правового государства предполагает: наличие граж-данского общества, свободных граждан, равных перед зако-ном, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.

Нравственную основу правового государства образуют об-щечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, ра-венства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его
суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального разви-тия личности.

Итак, правовым может быть признано такое государство, функционирование которого основано на праве и основным на-правлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Принципы правового государства

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Одна-ко, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.

Современные подходы к пониманию правового госу-дарства можно свести к следующим основным принци-пам:

1. Демократизация общества;

2. Верховенство закона;

3. Правовая защищенность человека;

4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строи-тельства.

Эти и другие принципы являются основополагающими идеями, определяющими модель правового государства.

Основу модели правового государст-ва составляет совокупность нескольких положений:

Признание человека высшей ценностью и целью госу-дарства, а не средством решения тех или иных государст-венных проблем;

Реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотноше-ниях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;

Демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интере-сов меньшинства;

Верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;

Внешний и внутренний суверенитет государства;

Соответствие внутреннего законодательства общепри-знанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);

Народ, его суверенная воля - единственный источ-ник государственной власти;

Сосредоточение всех государственно-властных полно-мочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;

Взаимная ответственность государства и личности;

Связанность государства правом, его статус как субъек-та права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;

Разделение властей в организации государственного управления;

Наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;

Недопущение монополизма в политике и экономике;

Единство прав и обязанностей граждан;

Наличие развитого гражданского общества.

Правовым государством может быть признана только такая организация полити-ческой власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую за-щищенность своих граждан.

Признаки правового государства

С развитием государственно-правовых институтов, их теорети-ческим осмыслением, главным, сущностным вопросом правово-го государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.

Суверенитет народа составляет основу и источник госу-дарственного суверенитета. Государственный суверенитет оз-начает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

Суверенитет народа означает, что только народ — источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский . Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законода-тель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека — созидателя и творца своей собственной судьбы.

Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета ос-новывается на том, что государство (республика) является ре-зультатом общественного договора. Суверенную власть следу-ет понимать как выражение общественного интереса. В госу-дарстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывает-ся в рамки естественного права.

С суверенитетом связан и такой признак правового государства, как господство закона (права). Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом.

В правовом государстве ни один государственный орган, долж-ностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.

В правовом государстве предметом судебного разбирательства может стать не только юридический спор, но и сам закон. Для этого в государстве существует Конституцион-ный суд.

Взаимная ответственность государства и личности

Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему дозволено " "Все, что не дозволено власти, ей запрещено ".

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол:

Юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;

Политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;

Политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д.

На тех же правовых основаниях должна строиться ответственность личности перед государством.

Разделение властей

Одним из важных признаков демократического государства является разделениевластей. Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возмож-ность злоупотребления властью.

Основателем концепции разделе-ния властей считают французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк , еще ранее Полибий , на начале разделения властей было основано государственное ус-тройство Римской республики.

Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. "Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга", - утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье . Речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаи-мное ограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Такой государст-венно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной влас-ти — законодательной, что характерно, например, для Англии.

По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная — организовывать их выпол-нение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъек-тами.

Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; матери-альной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность

Этот признак правового государства является конституционным принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.

Права человека — это суть правового государства, важнейший фактор в раз-витии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481-811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последую-щих эпох формулу: «Мера всех вещей — человек». Со време-нем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав челове-ка может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.

В первой трети XIX в. крупнейшим теоретиком правового государства называли немецкого философа И. Канта (1724-1804 гг.). Его отличает моральное обосно-вание права. Право по Канту не только формальное условие внешней свободы, но и форма его бытия. Порож-денные разумом правила поведения Кант называет императи-вом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особеннос-ти Гегеля . Последний понимал эволюцию человечества как по-следовательное развитие свободы через преодоление произ-вола. Юриспруденции многих стран, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие нераз-рывные и в какой-то степени тождественные категории.

К числу иных важных признаков правового государства можно отнести:

Наличие развитого гражданского общества;

Создание институтов политической демократии, препятствующих сосре-доточению власти в руках одного лица или органа;

Верховен-ство и правовое действие конституционного закона, установле-ние в законе и проведение на деле суверенности государствен-ной власти;

Возвышение суда как одного из средств обеспече-ния правовой государственности;

Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.

Каждое государство последовательно и постепенно переходит от одного вида режима к другому.

Государственные (политические) режимы в зависимости от набора методов и средств государственного властвования подразделяются на демократические и антидемократические .

Демократический режим – это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются: формирование органов власти выборным путем; политический плюрализм, гарантированное существование политических прав и свобод граждан.

Понятие «демократия» означает, как известно народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться.

Признаки демократического режима:

· признание народа основным источником государственной власти;

· свобода предпринимательства и признание частной собственности;

· реальная гарантированность прав и свобод человека;

· осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

· децентрализация государственной власти;

· реальная возможность участия граждан в формировании органов государства и в контроле за их деятельностью;

· отсутствие общеобязательной официальной идеологии, многопартийность, свобода мнений, убеждений;

· наличие легальной оппозиции.

Разновидностями демократического режима являются:

1. Либерально-демократический режим .

Существует в тех странах, где сложились рыночные отношения. В качестве примера можно привести промышленно развитые страны Европы и США. Такой режим устанавливается сейчас в России. Либеральное государство не только провозглашает права и свободы, но и содействует пользованию ими. В либеральном государстве существует множество партий различной политической направленности, в том числе оппозиционные. Государственные органы формируются на основе свободных выборов, когда каждому человеку дается право выразить свое мнение относительно того или иного кандидата.

Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Именно это уменьшает возможность злоупотребления властью.

2. Собственно-демократический режим .

Это более развитый и более свободный для людей режим. К нему вплотную подошли Скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия). Главными отличительными признаками такого режима являются: решение многих государственных вопросов посредством учета мнения народа, выраженного на референдумах, в ходе опросов, с помощью народных инициатив; высокий уровень жизни, гуманизм и нравственность людей.

Антидемократические режимы .

Среди антидемократических режимов чаше всего называют тоталитарный и авторитарный.

1. Тоталитарный режим .

Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный» был введен в политический оборот Б.Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения. Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Тоталитарный режим существовал в бывшем СССР, сейчас – на Кубе, в Северной Корее, Ираке. Суть тоталитарного режима проявляется в контроле власти над всеми сторонами жизни человека. Контролируются не только взгляды человека на общественное устройство, но даже его личная жизнь. И если убеждения человека не совпадают с установками власти, то к нему применяются меры принуждения. Вспомним, что, например, Александр Солженицын отбывал заключение в сталинских лагерях только за то, что он написал с фронта письмо другу, где усомнился в правильности политики Сталина.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым и непогрешимым, справедливым, постоянно думающим о благе народа.

В тоталитарном государстве человек ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут быть провозглашены в конституции.

Разновидностью тоталитаризма считается фашизм. Характерной его особенностью является притеснение людей по национальному признаку.

Признаки тоталитарного режима :

· идеологизация всей общественной жизни на базе официальной для всей страны идеологии;

· нетерпимость к инакомыслию;

· монополия на информацию;

· подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против населения;

· слияние государственного и партийного аппарата;

· централизация власти (зачастую во главе с вождем);

· отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

Такой режим считается более «демократичным» по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг – правящая элита , которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Такой режим существовал в СССР в период правления Л. Брежнева, М. Горбачева.

При авторитарном режиме власть не так откровенно попирает права и свободы человека. Так, например, академика Андрея Сахарова власти не осмелились заточить в тюрьму за его взгляды, в частности за осуждение им войны в Афганистане. А. Сахаров был сослан в г.Горький, где проживал в обычной городской квартире, но под неусыпным контролем КГБ, без права выезда из города.

При авторитаризме может существовать парламент, однако он никакой роли в государстве не играет. Реально же общественная жизнь направляется партийным (религиозным) руководством. Решения центральной власти не учитывают мнение народа, а поэтому для их реализации необходимо применять принуждение. Вот почему в таком государстве сильна мощь карательных органов (милиции, органов безопасности) и армии.

· власть элиты не ограничена законом;

· народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

· в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционных партий реально нет;

· наличие сфер, свободных от политического контроля, - экономика и частная жизнь. Контролю подлежит главным образом политическая сфера;

· приоритет интересов государства перед личными интересами.

Помимо вышеперечисленных видов антидемократических режимов выделяют и иные виды:

3. Деспотический режим .

Он существовал, к примеру, в Египте времени фараонов, в Вавилоне, в Ассирии, в России при Иване Грозном.

При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Некоторые управленческие дела деспот перепоручает другому лицу, которое пользуется у него особым доверием (например, визирю на Востоке). Воля деспота произвольна, и иной раз самовластье граничит с самодурством. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя.

При деспотии жестоко подавляются любая самостоятельность, недовольство, возмущение и несогласие подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью (повешение на площади, забивание камнями, сожжение, четвертование, колесование и др.). Власть стремится к наглядности в применении наказания с тем, чтобы посеять страх и обеспечить повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных.

4. Тиранический режим .

Основан на единоличном правлении и характеризуется наличием наместника. Обычно тирания устанавливалась в процессе территориальных завоеваний (Римская империя, Османская империя и др.), сопровождавшихся не только физическим и моральным насилием над людьми, но и насилием над религией и обычаями народа. Так, в Османской империи в буквальном смысле вырезали часть населения, противившуюся насаждению ислама.

Власть тирана жестока. Стремясь подавить сопротивление и посеять страх среди населения, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет. Тираническая власть воспринимается народом, как гнет, а тиран - как угнетатель, мучитель.

5.Военный режим .

Это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.