Откровения иоанна богослова апокалипсис.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Глава двенадцатая. третье видение: борьба Царства Божия с враждебными ему силами антихриста. Церковь Христова под образом жены в болезнях рождения Глава тринадцатая. зверь-антихрист и его пособник-лжепророк Глава четырнадцатая. Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и страшным судом; хвалебная песнь 144 000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира Глава пятнадцатая. Четвертое видение: семь ангелов, имеющих семь последних язв Глава шестнадцатая. Семь ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия на землю Глава семнадцатая. Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих Глава восемнадцатая. Падение вавилона – великой блудницы Глава девятнадцатая. Брань слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних Глава двадцатая. Всеобщее воскресение и страшный суд Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли – новый иерусалим Глава двадцать вторая. Заключительные черты образа нового Иерусалима. Удостоверение истинности всего сказанного, завещание соблюдать заповеди Божии и ожидать Второго Пришествия Христова, которое будет скоро
ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ АПОКАЛИПСИСА

Начиная Апокалипсис, св. Иоанн сам указывает на главный предмет и цель его написания – «показать – чему надлежит быть вскоре» (). Таким образом, главный предмет Апокалипсиса составляет таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира. С самого начала своего существования Церковь Христова должна была вступить в тяжкую борьбу с заблуждениями иудейства и язычества с целью доставить торжество Божественной Истине, принесенной на землю воплотившимся Сыном Божиим, и чрез это даровать человеку блаженство и жизнь вечную. Целью Апокалипсиса и является – изобразить эту борьбу Церкви и торжество Ее над всеми врагами; показать наглядно гибель врагов Церкви и прославление верных чад Ее. Это особенно важно и нужно было для верующих в те времена, когда начинались страшные кровавые гонения на христиан, чтобы дать им утешение и ободрение в постигших их скорбях и тяжких испытаниях. Эта наглядная картина брани темного царства сатаны с и конечной победы Церкви над «древним змием» () нужна для верующих всех времен, все с той же целью утешения и подкрепления их в борьбе за истину Христовой веры, какую им постоянно приходится вести с служителями темных адских сил, стремящихся в своей слепой злобе уничтожить Церковь.

ВЗГЛЯД ЦЕРКВИ НА СОДЕРЖАНИЕ АПОКАЛИПСИСА

Все древние отцы Церкви, истолковывавшие священные книги Нового Завета, единодушно рассматривают Апокалипсис как пророческую картину о последних временах мира и событиях, имеющих совершиться перед Вторым Пришествием Христовым на землю и при открытии Царства Славы, уготованного всем истинно верующим христианам. Несмотря на темноту, под которой сокрыт таинственный смысл этой книги и вследствие которой многие неверующие пытались всячески опорочить ее, глубоко просвещенные отцы и богомудрые учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением. Так, св. Дионисий Александрийский пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судией истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание». В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним: «В нем столько же таинств, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книги будет ниже ее достоинства» . Многие считают, что и Кай, пресвитер Римский, не считает Апокалипсис творением еретика Керинфа, как это некоторые выводят из его слов, ибо Кай говорит не о книге, называемой «Откровение», а об «откровениях». Сам Евсевий, приводящий эти слова Кая, ни слова не говорит о том, чтобы Керинф был автором книги Апокалипсиса. Блаженный Иероним и другие отцы, знавшие это место в сочинении Кая и признававшие подлинность Апокалипсиса, не оставили бы его без возражения, если бы считали слова Кая относящимися к Апокалипсису св. Иоанна Богослова. Но за Богослужением Апокалипсис не читался и не читается: надо полагать из-за того, что в древности чтение Священного Писания за Богослужением всегда сопровождалось толкованием его, а Апокалипсис слишком труден для толкования. Этим же объясняется и отсутствие его в сирском переводе Пешито, который назначался специально для богослужебного употребления. Как доказано исследователями, Апокалипсис первоначально находился в списке Пешито и был выключен оттуда уже после времен Ефрема Сирина, ибо преп. Ефрем Сирин приводит Апокалипсис в своих сочинениях как каноническую книгу Нового Завета и широко использует его в своих вдохновенных поучениях.

ПРАВИЛА ДЛЯ ТОЛКОВАНИЯ АПОКАЛИПСИСА

Как книга судеб Божиих о мире и Церкви, Апокалипсис всегда привлекал к себе внимание христиан, а особенно в то время, когда внешние гонения и внутренние соблазны с особенною силою начинали смущать верующих, угрожая со всех сторон разного рода опасностями. В такие периоды верующие естественно обращались к этой книге за утешением и ободрением и пытались разгадать по ней смысл и значение происходящих событий. Между тем образность и таинственность этой книги делает ее весьма трудной для понимания, а потому для неосторожных толкователей всегда есть риск увлечений за границы истины и повод к несбыточным надеждам и верованиям. Так, например, буквалистическое понимание образов этой книги давало повод и теперь еще продолжает давать к ложному учению о так называемом «хилиазме» – тысячелетнем царстве Христовом на земле. Ужасы гонений, переживавшиеся христианами в первом веке и толкуемые в свете Апокалипсиса, давали повод некоторым верить в наступление «последних времен» и скорого Второго Пришествия Христова, еще тогда же, в первом веке. За истекшие 19 веков явилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного характера. Всех этих толкователей можно подразделить на четыре разряда. Одни из них относят все видения и символы Апокалипсиса к «последним временам» – кончине мира, явлению антихриста и Второму Пришествию Христову, другие – придают Апокалипсису чисто историческое значение, относя все видения к историческим событиям первого века – ко временам гонений, воздвигнутых на языческими императорами. Третьи стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях позднейшего времени. По мнению их, например, папа римский есть антихрист, и все апокалипсические бедствия возвещаются собственно для Римской Церкви и т. п. Четвертые, наконец, видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл, аллегория же введена только для усиления впечатления с целью поразить воображение читателей. Более правильным надо признать то толкование, которое объединяет все эти направления, причем не следует упускать из вида, что, как ясно учили об этом древние толкователи и Отцы Церкви, содержание Апокалипсиса в итоге своем направлено к последним судьбам мира. Не может быть, однако, сомнений, что в течение всей минувшей христианской истории исполнилось уже немало предсказаний св. Тайновидца Иоанна о грядущих судьбах Церкви и мира, но нужна большая осторожность в применении апокалипсического содержания к историческим событиям, и нельзя слишком злоупотреблять этим. Справедливо замечание одного толкователя, что содержание Апокалипсиса только постепенно будет становиться понятным, по мере наступления событий и исполнения пророчеств, в нем предреченных. Правильному пониманию Апокалипсиса, конечно, больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения, необходимого для правильного понимания и духовной оценки совершающихся в мире событий. Эта всецелая преданность современного человека греховным страстям, лишающая чистоты сердечной, а следовательно, и духовного зрения (), служит причиной того, что некоторые современные толкователи Апокалипсиса хотят видеть в нем одну аллегорию и даже самое Второе Пришествие Христово учат понимать аллегорически. Исторические события и лица переживаемого нами ныне времени, которое, по всей справедливости, многие уже называют апокалипсическим, убеждают нас в том, что видеть в книге Апокалипсиса одну аллегорию – поистине значит быть духовно слепым, настолько все теперь происходящее в мире напоминает страшные образы и видения Апокалипсиса.

Апокалипсис содержит в себе всего двадцать две главы. По содержанию своему он может быть разделен на следующие отделы:

1) Вступительная картина явившегося Иоанну Сына Человеческого, повелевающего Иоанну написать семи малоазийским церквам – 1-я глава (

В откровении Иоанна описываются события, которые будут предшествовать второму появлению Иисуса на земле, появление мессии и жизнь после Второго Пришествия. Именно описание событий перед вторым Пришествием, а в частности различных катаклизмов, привело к современному употреблению слова АПОКАЛИПСИС в значении конца света.

Авторство, время и место написания Апокалипсиса.

В тексте автор именует себя Иоанном. Существует две версии авторства. Наиболее популярная из них (традиционная) приписывает авторство Откровения Иоанну Богослову. В пользу того, что автором был Иоанн Богослов, говорят следующие факты:

  • Четыре раза в тексте автор называет себя Иоанном;
  • Из апостольской истории известно, что Иоанн Богослов подвергался заточению на острове Патмос;
  • Схожесть некоторых характерных выражений с Евангелием от Иоанна.
  • Святоотеческие исследования подтверждают авторство Иоанна Богослова.

Многие современные исследователи, однако, оспаривают традиционную версию, приводя следующие аргументы:

  • Отличие языка и стиля Апокалипсиса от языка и стиля Евангелия, написанного Иоанном Богословом;
  • Различие проблематики Апокалипсиса и

Отличие языка можно объяснить тем, что, хотя Иоанн и владел греческим языком, но, находясь в заточении, вдали от живого разговорного греческого языка, естественным образом, будучи природным иудеем, писал под влиянием языка еврейского.

Следует сказать, что, опровергая традиционное авторства, эти исследователи не предлагают сколь- либо аргументированного альтернативного мнения. Сложность состоит в том, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, и каким из них было написано Откровение пока не видится возможным. Упоминание самим автором в тексте того факта, что он получил видение на острове Патмос, автора Апокалипсиса иногда называют Иоанном Патмосским. Римский пресвитер Кай считал, что Откровение было создано еретиком Керинфом.

Что касается даты написания Откровения Иоанна Богослова, то тот факт, что с текстом был знаком Папий Иерапольский свидетельствует о написании Апокалипсиса не позднее II века. Большинство современных исследователей считают временем написания 81 – 96 гг. В 11-й главе Откровения говорится о неком «измерении» храма. Данный факт наводит исследователей на более раннюю датировку – 60 гг. Однако большинство считают, что данные строки носят не фактический, а символический характер и относят написание к концу правления Домициана (81 – 96 гг). В пользу данной версии свидетельствует тот факт, что Откровение пришло к автору на острове Патмос, а именно туда Домициан ссылал неугодных ему людей. Более того конец правления Домициана характеризуется как сложное время гонений на христиан, скорее всего именно в такой обстановке и был написан Апокалипсис. Святой Иоанн сам указывает на цель написания Откровения - «показать - чему надлежит быть вскоре». Автор показывает и предсказывает торжество Церкви и Веры. Именно в момент скорби и тяжких испытаний подобное произведение нужно было, как поддержка и утешение в борьбе за истину Христовой веры.

Когда и как Апокалипсис Иоанна Богослова вошел в канон Нового Завета?

Как мы уже говорили ранее, первые упоминания об Откровении Иоанна Богослова приходятся на второй век. Апокалипсис упоминается в трудах Тертуллиана, Иринея, Евсевия, Климента Александрийского и др. Однако, текст Откровения долго оставался неканонизированным. Против канонизации Апокалипсиса Иоанна выступали Кирилл Иерусалимский и святой Григорий Богослов. В канон Библии, утвержденный Лаодикийским собором в 364 году, Апокалипсис не вошел. Только в конце IV века, благодаря авторитетности мнения Афанасия Великого, который настаивал на канонизации Откровения Иоанна, Апокалипсис вошел в новозаветный канон по решению Иппонского собора в 383 году. Это решение было подтверждено и закреплено на Карфагенском соборе 419 года.

Древние манускрипты Апокалипсиса.

Третий папирус Честера Битти

Самый древний вариант рукописи Откровения Иоанна датируется серединой третьего века. Это так называемый третий папирус Честера Битти или папирус P47. Третий папирус Честера Битти содержит 10 из 32 листов Откровения Иоанна.

Текст Откровения Иоанна Богослова содержится и в Синайском кодексе. Всего на сегодняшний день известно около 300 манускриптов Апокалипсиса. Далеко не все из них содержат полную версию Откровения. Апокалипсис – наименее засвидетельствованная в манускриптах книга Ветхого Завета.

Как Откровение Иоанна Богослова используется в Богослужении?

Ввиду того, что Откровение Иоанна было относительно поздно включено в канон, оно практически не использовалось в богослужениях Восточной Церкви. Это одна из причин упомянутого ранее в статье малого количества дошедших до нас рукописей Апокалипсиса.

Согласно Иерусалимскому уставу (Типикону), устанавливающему порядок православного богослужения, предписывается чтение Откровения на «великих чтениях» на всенощных бдениях. В Католицизме Апокалипсис читается в пасхальный период на воскресных мессах. Песни из откровения также входят в «Литургию часов»

Однако, следует отметить, что в реальной жизни Апокалипсис практически никогда не используется на богослужениях.

Откровение Иоанна Богослова – толкование

В тексте Апокалипсиса Иоанн Богослов описывает откровение, полученное им в видениях. В видениях описывается рождение антихриста, Второе Пришествие Христа, конец света и Страшный Суд. Образная сторона текста богата и разнообразна. Образы Апокалипсиса стали очень популярны в мировой культуре. В Откровении Иоанна Богослова упомянуто число зверя – 666. Многие образы были заимствованы автором из ветхозаветных пророчеств. Тем самым, автор подчеркивает преемственность Ветхого и Нового Заветов. Апокалипсис заканчивается пророчеством о победе Бога над Дьяволом.

Апокалипсис Иоанна Богослова породил огромное количество точек зрения и попыток толкования и объяснения. Так, к примеру, существует попытка объяснить Откровение с точки зрения астрономии в книге Н.А.Морозова «Откровение в грозе и буре». Попытки толкования Откровения умножаются в страшные эпохи для человечества – во времена потрясений, бедствий и войн.

Последовательность видений и их толкование.

Таинственный характер Откровения Иоанна Богослова, с одной стороны, усложняет его понимание и толкование, а, с другой стороны, привлекает пытливые умы, пытающиеся расшифровать таинственные видения.

Видение 1 (Глава 1) . Сын Человеческий с семью звездами в руках, находящийся посреди семи светильников.

Толкование. Громкий трубный голос, который услышал Иоанн, принадлежал Сыну Божьему. Он называет себя по-гречески Алфа и Омега. Такое именование подчеркивает, что Сын, подобно Отцу, содержит в себе все сущее. Он стоял посреди семи светильников, которые олицетворяли собой семь церквей. Откровение Иоанна Богослова дается семи церквам, составляющим в то время Ефесскую Митрополию. Число семь в те времена имело особое мистическое значение, означающее полноту. Таким образом, можно говорить, что Откровении было дано всем Церквам.

Сын Человеческий был одет в подир и подпоясан золотым поясом. Подир символизирует первосвященническое достоинство, а золотой пояс – царское. Белые волосы Его олицетворяют мудрость и старость, тем самым указывая на единость его с Богом-Отцом. Пламень огненный в глазах говорит, что ничего не сокрыто от взора Его. Ноги его из халколивана показывают на соединении в Нем человеческого и божественного. Халколиван – сплав, в котором халк (предположительно, медь) знаменует человеческое начало, а ливан - божественную.

Сын Человеческий держал семь звезд в руках. Семь звезд символизировали семь епископов семи церквей, составляющим в то время Ефесскую Митрополию. Видение означает, что Иисус держит в руках Церковь и пастырей. Христос предстает в образе Царя, и Священника, и Судии – таким он будет во время Своего Второго Пришествия.

Явившийся Сын Человеческий повелевает Иоанну записать все, что явится в видениях, так как сему подобает быть.


Явление Сына Человеческого Иоанну

Видение 2 (Главы 4 - 5). Вознесение Иоанна к небесному престолу. Видение Сидящего на престоле в окружении 24 старцев и 4 животных.

Толкование . Войдя в дверь неба Иоанн видит Бога-Отца на престоле. Вид его подобен драгоценным камням – зеленым (олицетворение жизни), желто-красным (олицетворение чистоты и святости, а также божьего гнева к грешникам). Сочетание цветов указывает на то, что Бог карает грешников, но прощает и дарует жизнь кающимся. Сочетание этих цветов предрекает Страшный Суд как истребление и обновление.

24 старца в белых одеждах и золотых венцах - представители человечества, угодившие Господу. Вероятно это 12 представителей ветхозаветной истории и 12 Христовых апостолов. Белый цвет одежды олицетворяет чистоту и непорочность. Золотые венцы символизируют победу над демонами.

Вокруг престола горят «седмь свещников». Это семь ангелов или семь даров Святого Духа. Море перед престолом – тихое и чистое – симфолизирует души праведников, живущих дарами благодати Божией.

Четверо животных олицетворяют четыре стихии, над которым владычествует Господь – земля, небеса, море и преисподняя. По другой версии это ангельские силы.


Видение 3 (Главы 6 - 7). Снятие семи печатей с запечатанной книги Агнцем закланным.

Толкование: Господь, сидящий на престоле, держал в руке Книгу, запечатанную семью печатями. Книга эта символизирует Божию мудрость и Божий промысел. Печати олицетворяют невозможность человека постичь все замыслы Господа. По другому пониманию, Книга – есть пророчества, которые частично исполнились в Евангелии, а остальные исполнятся в последние дни.

Один из Ангелов взывает, чтобы кто-нибудь раскрыл книгу, сняв печати. Однако, нет никого достойного «ни на небе, ни на земле, ни под землею», кто мог бы снять печати. Один из старцев сказал, что «Лев от колена Иудина, корень Давидов, … может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ея». Эти строки об Иисусе, который явился в виде агнца с семью рогами и очами. Лишь он, принесший себя в жертву за человечество, оказался достоин познать мудрость Божию. Семь очей символизируют семь Божьих духов, а также всеведение Божье. Агнец стоял рядом с Богом, там, где и надлежало стоять сыну Божьему.

Когда агнец взял в руки книгу, 24 старца в белых одеждах и 4 животных запели неслыханную доселе песню, в которой прославляли пришествие нового Царство Сына Божия, в котором Он воцарился, как Богочеловек.

Поговорим теперь о семи печатях и их значении.

  • Снятие первой печати. Первая печать - белый конь со всадником-победителем, имеющим в руках лук. Белый конь символизирует деятельность святых апостолов, которые направили свои силы (лук) против демонов в виде Евангельский проповедей.
  • Снятие второй печати. Вторая печать - рыжий конь со всадником, взявшим с земли мир. Эта печать олицетворяет восстание неверных против верующих.
  • Снятие третьей печати. Третья печать – вороной конь со всадником. Это олицетворение нетвердой веры и отказа от Христа. По другой версии вороной конь символизирует голод.
  • Снятие четвертой печати. Четвертая печать – бледный конь со всадником по имени «смерть». Печать олицетворяет проявление гнева Божьего и в том числе предсказание грядущих бедствий.

Всадники, явившиеся после вскрытия печатей
  • Снятие пятой печати. Пятая печать - убиенные за Слово Божие облачаются в белые одежды. Души пострадавших праведников находятся под алтарем Храма Небесного. Звучит молитва праведников, как предвестник воздаяния каждому за грехи. Белые одежды, в которые облачаются праведники, символизируют добродетель и чистоту веры.
  • Снятие шестой печати. Шестая Печать - день гнева, стихийные бедствия и ужасы на перед кончиной мира.
  • Снятие седьмой печати. После снятия седьмой печати на небесах на полчаса воцарилось полное безмолвие.

Видение 4 (Главы 8 - 11). Семь Ангелов с семью трубами.

Толкование. После снятия седьмой печати на небесах воцарилась тишина, которая была затишьем перед бурей. Вскоре явились семь ангелов с семью трубами. Эти ангелы – каратели рода людского. Ангелы затрубили и обрушили на человечество семь великих бедствий.

  • Первый ангел – град с огнем падает на Землю, вследствие чего исчезает треть деревьев, сгорает вся трава, в том числе все хлеба.
  • Второй ангел – гора, пылающая огнем, ввержена была в море, вследствие этого бедствия третья часть моря обратилась в кровь, треть судов и треть тварей морских погибли.
  • Третий ангел – падение звезды с неба. Третья часть рек и водных источников отравлены и многие погибнут, употребляя эту воду.
  • Четвертый ангел – погасла (затмилась) третья часть солнца, луны и звезд. День сократился на треть, что привело к неурожаям и голоду.
  • Пятый ангел – падение звезды с неба и появление саранчи. Пять месяцев саранча мучала людей, не имевшей печати Божьей. Саранча эта похожа на человека, имеет женские волосы и львиные зубы. По многим толкованиям Откровения Иоанна эта саранча символизирует греховность человеческих страстей.
  • Шестой ангел – появление четырех ангелов, связанных при реке Евфрате. Ангелы истребляют треть людей. После чего появляется конное войско, лошади которого имеют головы льва и хвосты змей. Четыре Ангела – прелукавые демоны.
  • Седьмой ангел – скорее всего, сам Христос, сходит с небес на землю. Радуга над его головой, а в руках – раскрытая книга, которая недавно находилась за семью печатями. Ангел одной ногой стоит на земле, второй – на море. Ангел говорит о конце времени и воцарении вечности.

И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

Видение 5 (Глава 12). Красный змей преследует жену, облаченную в солнце. Война между Михаилом со зверем на небесах.

Толкование. Под женой, облаченной в солнце, некоторые толкователи Апокалипсиса Иоанна Богослова понимают Пресвятую Богородицу, однако большинство видят в этом образе Церковь, облаченную в сияние Слова Божьего.

Луна под ногами жены – символ постоянства. Венец из двенадцати звезд на голове жены – знак того, что первоначально она была собрана из 12 колен Израилевых, а впоследствии руководима 12 Апостолами. Жена испытывает муки рождения – то есть те трудности по утверждению Божией воли.

Является великий красный змей с семью головами и десятью рогами. Это сам дьявол. Семь голов означают великую лютость, десять рогов – злость, направленную против 10 заповедей, а красный цвет – кровожадность. Венец на каждой из голов говорит о том, что перед нами – властелин мрачного царства. По некоторым толкованиям Апокалипсиса, семь венцов символизируют семь правителей, восставших против Церкви. Хвост змея смахнул с неба треть всех звезд – то есть привел грешников к духовному падению.


Красный змей преследует жену, облаченную в солнце.

Змей хочет украсть дитя, которое должно родится у жены. Жена рождает сына, как Церковь ежедневно рождает Христа для верующих. Дитя попадает на небо к Богу, а жена бежит в пустыню. В этом пророчестве многие видят описание бегства христиан из осаждённого римлянами Иерусалима в заиорданскую пустыню.

Далее следует описание брани между Михаилом и ангелами его и змеем. Под образом этой битвы многие видят противостояние христианства и язычества. Змей был побежден, но не уничтожен. Он остался на земле и преследовал жену. Жене было дано два крыла – ветхий и Новый Завет, с помощью которых она переносится в пустыню, вероятно, здесь имеется в виду пустыня духа. Змей выпускает из уст своих реку, желая потопить жену. Но земля разверзлась и поглотила реку. Река здесь символизирует искушения, которым должны противостоять верующий. По другой версии - это страшные гонения на христианскую церковь, характерные для времени написания Апокалипсиса Иоанна Богослова.

Разгневавшись змей обрушил ярость свою на семена жены. Это символ бесконечной борьбы Христианства с греховностью.

Видение 6 (Глава 13). Зверь с семью главами и десятью рогами выходит из моря. Появление зверя с агнчьими рогами. Число зверя.

Толкование. Зверь, выходящий из моря – это антихрист, выходящий из моря житейского. Отсюда следует, что антихрист – порождение людского рода, он – человек. Поэтому не следует путать дьявола и антихриста, это разные понятия. Голов у антихриста, как и у дьявола, семь. Десять голов с венцами говорят о том, что антихрист будет иметь власть на земле, которую он получит при помощи дьявола. Человечество попытается восстать против антихриста, но потом он воцариться над миром. Власть антихриста будет длиться 42 месяца.

Еще один зверь, описанный в Откровении Иоанна Богослова – зверь с агнчьими рогами. Это символическое представление лжепророческой деятельности. Этот зверь появляется из земли. Зверь будет показывать человечеству ложные чудеса, пользуясь обманом.


Зверь с семью главами и десятью рогами и зверь с агнчьими рогами.

На всех, кто поклонится антихристу, будет написано имя Антихриста на лице или на правой руке. Имя антихриста и «число имени его» вызывают множество споров и толкований. Число его 666. Имя его неизвестно, но в разные эпохи толкователи приписывали имя его разным историческим личностям, пытаясь связать имя и число зверя.

Видение 7 (Глава 14). Явление Агнца на горе Сион. Явление ангелов.

Толкование. После видения о воцарении антихриста на земле, Иоанн поднимает взор к небу и видит агнца, стоящего на горе Синай в окружении 144 000 избранников божьих от всех народов. Имя Бога написано на их лице. К ним присоединяется сонм играющих на гуслях «новую песнь» об искуплении и обновлении.

Далее Иоанн видит Трех ангелов, которые парят в небе. Первый Ангел возвещал людям «вечное Евангелие», второй - возвещает падение Вавилона (это символ царства греха), третий - угрожает вечными муками тем, кто служит антихристу.

Взглянув на небо, Иоанн видит Сына Божия в золотом венце и с серпом в руке. Ангелы возвещают о начале жатвы. Сын Божий бросает серп на землю и начинается жатва – она же символизирует конец мира. Ангел жнет гроздья винограда. Под гроздьями винограда имеются в виду наиболее опасные враги Церкви. Вино вытекало из винограда и виноградные реки достигали до конских узд.


Жатва

Видение 8 (Главы 15 - 19). Семь чаш гнева.

Толкование. После жатвы, Иоанн в своем Откровении описывает видение стеклянного моря, смешанного с огнем. Стеклянное море олицетворяет чистые души спасшихся после жатвы. Под огнем можно понимать благодать Животворящего Духа. Иоанн слышит «песнь Моисея» и «песнь Агнца».

После этого открылись ворота небесного храма и вышли семь ангелов в белых одеждах и получили от 4-х животных семь золотых чаш, исполненных гнева Господня. Ангелы получают наставление Божие излить семь чаш перед окончательным судом над живыми и мертвыми.

Семь чаш гнева напоминают Казни Египетские, которые были прообразом расправы над лжехристианским царством.

  • Первый ангел вылил чашу – и началась эпидемия отвратительных язв.
  • Второй Ангел вылил чашу в море - и вода сделалась словно кровь мертвеца. В море умерло все живое.
  • Третий Ангел вылил чашу в реки и источники вод - и вся вода превратилась в кровь.
  • Четвертый Ангел вылил чашу на солнце – и солнце жгло людей. Под этим солнечным зноем толкователи Откровения Иоанна Богослова понимают зной соблазнов и искушений.
  • Пятый Ангел вылил чашу на престол зверя – и царство его помрачнело. Приверженцы антихриста кусали языки от страдания, но не раскаялись.
  • Шестой Ангел вылил чашу в Евфрат – и высохла в реке вода. Река Евфрат всегда была природной защитой Римской Империи от нападения народов Востока. Иссушение Евфрата символизирует появление пути для воинов Господа.
  • Излиянием последней чаши окончательно будет поражено царство зверя. Иоанн описывает падение Вавилона – великой Блудницы

Ангелы изливают семь чаш гнева Господня

Видение 9 . Страшный Суд (Глава 20)

В этой главе Иоанн описывает видение, связанные с историей Церкви. Говорит о всеобщем воскресении и страшном суде.

Видение 10 (Главы 21-22). Новый Иерусалим.

Иоанну было показано величие нового Иерусалима – Царства Христова, которое воцарится после победы над дьяволом. В новом царстве не будет моря – ибо море – символ непостоянства. В новом мире не будет ни голода, ни болезней, ни слез.

В новое Царство попадут лишь те, кто победит в противостоянии с демонами, иные будут осуждены на вечные муки.

Церковь предстала пред Иоанном в виде прекрасного города, сходящего с небес Иерусалима. В граде нет видимого храма, так как сам город – храм. Небесный город не нуждается в освящении еще и потому, что в нем живет Бог.


и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

Апокалипсис Святого Иоанна Богослова – является логическим завершением Новозаветного цикла. Из исторических книг Нового Завета верующие могут почерпнуть знания о основании и развитии Церкви. Из законоположительных книг – руководство для жизни во Христе. Апокалипсис же пророчествует о будущем Церкви и мира.

Введение

Источник откровения. Благословение читателя. Послание семи церквам в Асии от прославленного Христа. Видение Иоанна на Патмосе и повеление записать виденное. Сын Человеческий посреди светильников.

Откровение семи церквам

Послания к церквям: Ефесской, Смирнской, Пергамской и Фиатирской, состоящие из обращения, похвалы и порицания, увещания и обещания награды.

Послания к церквам: Сардикийской, где заключается призыв к покаянию и обещание награды; Филадельфийской с похвалою за верность и обещанием постоянного воздействия промысла Божия; и Лаодикийской с исключительным порицанием за теплохлодность, указание на возможность всепрощения.

Откровение о будущем мира сего и церкви

Видение небесного престола, его внешняя обстановка, окружающие его 24 старца и четыре животных с четырьмя лицами: льва, тельца, человека и орла. Постоянное славословие и благодарение.

Запечатанная книга и Агнец, достойный снять ее печати. Явление как бы закланного Агнца с седьмью рогами и седьмью очами, новая песнь славословия Сидящему на престоле и Агнцу со стороны 24 старцев и сонма небожителей, в том числе и четырех животных.

Снятие семи печатей. Видение первых четырех печатей: явление, после снятия первой печати, белого коня, рыжего после второй, вороного после третьей и бледного после четвертой. Пятая печать: видение душ убиенных за слово Божие, находящихся под жертвенником и одетых в белые одежды. Изображение картины мирового переворота, имеющего наступить после снятия шестой печати книги.

Наложение печати на избранных: явление Ангела с печатью Бога живого, которая и была наложена на 144 тысячи сынов израилевых, по 12 тысяч из каждого колена Израильского. Видение прославленных пред престолом, которые бесчисленным множеством в белых одеждах и с пальмовыми ветвями стояли пред престолом и вместе с другими небожителями прославляли Бога и Агнца Его; объяснение источника их блаженства.

Снятие седьмой печати. Явление семи Ангелов с трубами и Ангела с золотою кадильницею. Падение крови и огня на землю после трубы первого Ангела, большой горы в море после второй трубы и большой звезды "полынь" после третьей трубы; поражение третьей части вселенной после четвертой трубы.

Видение саранчи, ее появление из кладезя бездны по звуку трубы пятого Ангела; внешний вид саранчи; мучения от нее людям, не имеющим на себе печати Божией; ее царь Аполлион. Появление конного войска по звуку трубы шестого Ангела, описание коней и их вредоносности для нераскаявшихся людей.

Видение Ангела с раскрытою книгою, описание его внешнего вида и указание на его миссию; клятва Ангела, получение Иоанном книжки от Ангела, ощущение от съедения ее и объяснение Ангелом этого символического видения.

Измерение храма Божия, жертвенника и поклоняющихся в храме. Пророчествование двух свидетелей Божиих, продолжительность их проповеди, их могущество и сила чудотворений. Смерть свидетелей от зверя из бездны, радость грешников по этому поводу и их страх при воскресении и вознесении свидетелей. Великое землетрясение. Небесное торжество, начавшееся по звуку трубы седьмого Ангела. Объяснение небесной радости. Заключительное видение открытого храма Божия.

Семь таинственных явлений-знамений. Видение жены, облеченной в солнце и луну, украшенной венцом из 12 звезд и кричавшей от мук рождения. Явление дракона с семью головами и десятью рогами. Рождение младенца и бегство жены в пустыню на 1260 дней. Борьба добрых Ангелов со злыми, низвержение последних с неба и небесная радость по этому поводу. Предостережение живущим на земле от диавола, начавшего преследовать жену, которую спасла земля. Преследование христиан драконом.

Видение двух зверей. Описание зверя из моря с семью головами, десятью рогами; смертельно раненая и исцеленная его голова; поклонение ему людей и его богохульство. Борьба его со святыми и поклонение ему людей, не принадлежащих к Царству Божию. Призыв к терпению. Зверь на земле с двумя рогами; его чудеса и обольстительная деятельность. Наложение печати на людей в виде начертания числа 666.

Агнец на горе Сион. Видение 144 тысяч прославленных девственников, воспевавших новую, никому не понятную песнь. Видение Ангела, летевшего по небу с вечным Евангелием и призывавшего к покаянию. Видение двух других Ангелов с вестью о падении Вавилона. Утешение и ободрение праведников. Видение подобного Сыну Человеческому, сидящего на облаке с серпом в руках. Сын Человеческий производит суд, подобно жатве и обрезанию винограда.

Видение Ангелов с семью последними язвами, стоящих на стеклянном море. Песнь Моисея и Агнца. Открытие храма скинии, наполнившегося дымом славы Божией.

Семь чаш гнева Божия. Первая чаша: жестокие гнойные раны на грешных людях. Вторая чаша: превращение морских вод в кровь. Третья чаша: превращение источников и рек в кровь. Четвертая чаша: сильный солнечный зной. Пятая чаша: мрак на царство зверя. Шестая чаша: появление из уст дракона трех нечистых духов подобных жабам, собравших земных царей на место Армагеддон. Седьмая чаша: великое землетрясение и крупный град.

Суд Божий над Вавилоном. Видение блудницы и зверя. Тайна жены блудницы. Объяснение зверя с семью головами и десятью рогами. Победа Агнца, гибель зверя и всех его последователей.

Ангел провозглашает падение Вавилона. Повеление народу Божию выйти, чтобы избежать язв. Плач и рыдание царей и купцов о гибели Вавилона. Радость святых на небе о падении Вавилона.

Хвала Богу за суд над Вавилоном. Ликование на небе и на земле, пение "аллилуия" небожителями по поводу наступившего брака Агнца с его невестою. Видение Верного и Истинного на Белом коне, Его внешний вид, украшения и одеяние. Суд Божий над зверем, лжепророком и их поклонниками.

Низвержение дракона в бездну. Первое воскресение последователей Христа. Тысячелетнее царство Христово. Окончательное осуждение диавола на вечные мучения и уничтожение народов Гога и Магога огнем небесным. Видение последнего суда после всеобщего воскресения, уничтожение смерти и ада и начало вечных мучений.

Видение нового неба и новой земли как блаженного общения Бога с людьми праведными, а не грешными. Созерцание Иоанном нового святого города Иерусалима, описание его ворот, стен и улицы; условия жизни в нем спасенных народов.

Изображение реки и древа жизни в новом Иерусалиме. Блаженство праведников при полном отсутствии всего греховного. Свидетельство об истине Откровения. Ответственность праведного и неправедного. Скорое пришествие Господа и необходимость бодрствования. Заключение к Апокалипсису. Благословение.

Все верующие христиане в обязательном порядке читают Библию и стараются следовать всем ее предписаниям. Однако в Священном Писании есть одна книга, которая очень сложна для понимания и наполнена символизмом. Речь идет о книге Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. О чем же говорит нам эта самая загадочная часть Библии?

Знакомство с апокалипсисом

Вся Библия является духовной книгой, наполненной символами и сравнениями. Но больше всего аллегорий, примеров и образов скрывает Откровение Иоанна Богослова. Апокалипсис нельзя читать и толковать сам по себе, в отрыве от всего христианского учения в целом.

Важно! Обычным верующим людям желательно приступать к чтению Апокалипсиса только после того, как они хорошо изучат Ветхий и Новый Завет, а также Предание святых отцов.

Большая ценность данной книги в том, что в ней можно найти ответы на глобальные вопросы о христианстве. Апокалипсис говорит нам, что Господь пришел в этот мир для спасения всего человечества. Кроме того, в книге представлен образ Небесного Иерусалима - места будущей жизни всех верующих.

Видение Иоанна Богослова

Важное место в повествовании занимает описание земной Церкви и различных бед и казней, постигающих этот мир. С одной стороны, эти несчастья - фон для того, чтобы была видна святость Церкви Христовой. С другой - способ призвать людей к покаянию.

Апокалипсис предостерегает христиан от опасностей жизни в мире, где правит язычество. Настоящий христианин должен пренебрегать комфортом мира ради Христа, несмотря на большое количество опасностей. Во все времена христиане подвергались гонениям, если не официально, так идейно. Во времена Иоанна Богослова за отказ поклониться языческому римскому императору мог закончиться казнью, и множество первых христиан приняли подобную мученическую смерть.

Другая опасность - начать приспосабливаться к изменчивому миру и потерять в нем веру во Христа. Большое количество искушений может привести к тому, что человек устанет бороться за свою веру и захочет жить как все - с комфортом и в богатстве. Так, Откровение говорит нам о том, что настанут времена, когда верные дети Христовы не смогут ничего покупать и продавать, т.е. вести привычную повседневную жизнь, как все.

В данном контексте мы видим образ Вавилонской блудницы, который отождествлен с самим городом Вавилоном. Проводятся параллели и с современным миром - большие города, где доступны все возможные утехи и радости, что легко сбивает христианина с пути истинного. И вот Апокалипсис в 18 главе показывает нам результат такой жизни - суд над блудницей и ее казнь. Именно это и ожидает греховный мир, если люди не будут каяться.

Антихрист и конец света

Пожалуй, самый загадочный образ, который мы видим в этой книге - это антихрист. Он представляется в виде двух зверей. Первый из них выходит из моря и действует грубо, прямыми гонениями. Другой же выходит из земли и наносит вред более тонко, обольщением и хитростью.

Антихрист придет в конце времен, чтобы побороться со Христом за вечную участь человеческих душ

Эсхатологический подход выражается в проведении параллелей между Римской империей и греховным миром. Рим начинает буквально съедать себя сам, захлебываясь в потоках греха и греховных наслаждений. Иоанн Богослов через свою книгу предостерегает, что такая кончина ждет и весь мир в целом.

Образ Церкви Христовой в Откровении

Иоанн Богослов выстраивает образ Христовой Церкви в противовес образу Вавилонской блуднице. Церковь показана местом спасения душ верующих христиан, где они смогут познать Бога и полноту общения с Ним.

Апокалипсис показывает нам древнее церковное предание о возможных путях человеческой жизни. Первый путь, по которому идет большинство неверующих людей, это путь короткого временного наслаждения утехами земной жизни, за которым наступает вечная погибель и мрак. Другой же путь, которые выбирают верные чада Христовы, это путь спасения, радости и Вечной жизни с Богом. При этом на земле эти люди будут иметь скорби, но они несравнимы с тем блаженством, которое ждет их в Вечности.

Интересно! Образ Церкви описан в книге очень подробно, с большим количеством примеров, аллегорий, притч.

На первый взгляд, понять эти тексты очень сложно, но в итоге все сводится к тому, что Церковь Христова предстает в величии, красоте и святости, а греховный мир исчезает в бездне навеки. Именно такой конец света и случится после Второго пришествия Христа.

Христос и невеста Церковь

Именно вот эти положительные образы Церкви и Небесного Иерусалима должны вселить веру в то, что человек идет путем христовым не зря, что в конце земной жизни его ждет вечное блаженство с Господом, как результат праведной жизни. Очень важно использовать такие положительные примеры из Апокалипсиса для усиления проповедей и убеждения верующих. В таком случае, и данная книга не будет выглядеть столь мрачно и перестанет восприниматься исключительно как руководство по концу света.

О символике чисел

Большое количество символов придает книге особую таинственность и позволяет обобщенно смотреть на события в мире. К примеру, Иоанн Богослов говорит, что глаза обозначают видение чего-либо, а большое количество глаз - абсолютное видение. Иерусалим и весь Израиль ассоциируются с Церковью Христовой. Белый цвет - символ невинности, чистоты и святости.

Большое значение придается и числам. Так, число три означает Святую Троицу, четыре - мирской порядок. Семь - благословенное число гармонии. Двенадцать - Церковь.

Отдельного внимания заслуживает число 666, которое считается магическим «числом зверя» и порой пугает даже опытных христиан. Однозначная трактовка этого числа до сих пор неясна и остается неразгаданной. Видимо, точное его значение придет тогда, когда для этого наступят подходящие условия.

Существует теория, согласно которой 666 это уменьшение от 777. Три семерки символизируют собой Божью благодать, тогда как уменьшение ее означает дьявольский мрак. В любом случае, число 666 остается «числом зверя» и наступят времена, когда человечество точно узнает его смысл.

Многие христиане боятся начертания этого числа на себе, как символе отвержения от Бога. Действительно, Апокалипсис говорит нам о том, что наступят времена, когда на челе или руке будет ставиться знак зверя, и тогда такой человек будет терять спасение и вечную жизнь.

Многие христиане боятся начертания числа зверя из книги Откровения

Однако мы не можем понимать эти строки буквально. Ни одно начертание само по себе не способно лишить человека веры в Бога. Поэтому нужно понимать это место в переносном смысле - что настанет такое время, когда каждый человек станет перед выбором. Царство антихриста будет повсеместно распространяться по всей земле, и людям придется выбирать - жить в комфорте земной жизни и терять спасение вечной души, или же претерпеть притеснения сейчас, но зато вкусить вечное блаженство.

Важно! Собственно, в этом и заключается главный и основной смысл книги Апокалипсис - показать человеку два пути жизни, мирской и духовный.

Иоанн Богослов ясно дает понять, что участь людей, которые выбрали путь богатой и комфортной, но безбожной, жизни на земле - незавидна. И, напротив, те из людей, которые претерпят до конца все лишения и притеснения, в большом количестве постигнувшие христиан в последние времена, получат большую награду за свое долготерпение.

Другие символы Апокалипсиса

Помимо особенных числовых значений, Откровение богато и другими образами. Так, начинается книга с Посланий семи церквям, которые можно рассматривать как схему жизни Церкви от начала христианства и до конца мира.

Еще одним интересным богословским моментом данной книги является видение четырех всадников. Символически они говорят обо всех исторических этапах развития человечества. Изначально жизнь в раю первых людей (символ белого коня), последующее познание греха и отпадение от Бога (рыжий конь). Как следствие греха - смертность и беды всех последующих поколений (бледный и вороной конь).

Перед появлением каждого из всадников, Божий Ангел снимает одну из семи печатей с Книги Жизни. Каждая из этих печатей символизирует определенную эпоху борьбы зла и добра, которую можно проследить и в масштабах всей Церкви, и в масштабах жизни отдельно взятого человека. Снятие последней печати ознаменовало видение Божиих Ангелов - следующий образ Апокалипсиса.

Для предвозвещения различных бедствий и гонений, Ангелы Божии трубят в одну из семи труб. Звук каждой из них означает какую-либо беду. Сначала погибает часть растительного мира, потом рыбы и животные, следом отравляются реки и вся вода. Таким образом, пришествию антихриста будет предшествовать катастрофа экологии всей Земли. Люди настолько забудут о Боге, что перестанут ценить и беречь созданный Им мир.

После предвозвещение бедствий, Откровение говорит нам о видении семи чаш, которые детально описывают всеобщий нравственный упадок и расцвет порока. Эта часть книги повествует от будущем Божьем Суде над гонителями Церкви христовой.

Следующий образ, который рисует данная книга - это два пророка Апокалипсиса. Они появятся незадолго до конца мира, чтобы возвестить всему человечеству о грядущем приходе антихриста и последующим за ним Вторым Пришествием Христа. Эти пророки будут убиты зверем, но Господь воскресит своих верных слуг.

Самое большое и последнее нападение на Христову Церковь показано в образе Жены, облеченной в солнце. Сияние означает свет правды, а мучения - боль о каждом человеке, кто своими грехами удалил себя от Бога.

Важно! Таким образом, вся символика Апокалипсиса показывает нам некий путь, который проходит как Церковь в целом, так и каждый человек лично. Это путь начала и конца, рождения и смерти, развития и упадка. Человек не может не пройти этим путем, но он волен выбирать, как именно его пройти и какой в результате будет его вечная участь.

Несмотря на то, что все Откровение полностью состоит из образов и сравнений, понять до конца их смысл мы не можем. Многие значения этой книги открываются по мере наступления описанных в ней событий. Поэтому не следует пытаться толковать все написанное - для этого наступит подходящее время.

Откровение святого Иоанна Богослова