Образ русской женщины в произведениях некрасова. Как представлена тема женской доли в лирике Н. А. Некрасова

В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях.

Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она рассказывает обо всех житейских тяготах русской крестьянки: деспотизме семейных отношений, разлуке с мужем, вечных унижениях, страданиях матери, потерявшей сына. Говорит она и о материальной нужде: пожарах, падеже скота, неурожае и об угрозе остаться солдаткой. Но эти испытания не сломили ее духа, женщина сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось склонить голову и Матрене Тимофеевне. Но семейные отношения, унижающие ее и требующие беспрекословного подчинения и покорности, она не принимает как должное. Характер героини закаляется в тяжелых испытаниях.

С помощью фольклорных жанров - песен, плачей, причитаний - усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показывают, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Речь героини полна фольклорных выражений, неповторимо индивидуальна, жива, конкретна и эмоциональна. Насыщенность ее речи поговорками, песнями, плачами говорит о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Образ Матрены Тимофеевны - образ сильной духом, одаренной и талантливой крестьянки.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины, а судьба героини - не исключение из правил, а такая же, как и судьба миллионов русских крестьянок. В поэме «Мороз, Красный нос» речь идет о трагической судьбе крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу. Восхищение автора красотой Дарьи неразрывно сливается с восхищением ее ловкостью и силой в работе. Дарья - тот идеал женской красоты, о котором писал Чернышевский как о народном, демократическом идеале. Дарья - героический образ русской женщины, русской крестьянки, в которой проявились лучшие черты национального характера, «тип величавой славянки».

Внешняя привлекательность и красота этой простой крестьянской женщины сочетаются с ее внутренним, нравственным богатством, с ее самоотверженностью и душевной стойкостью.

Суровая доля русской крестьянки воплощена в конкретном, жизненно правдивом образе Дарьи. Дарья избежала одной из «тяжких доль» - «до гроба рабу покоряться» - муж любил ее сдержанной, немного суровой любовью, характерной для крестьянских семей. Героизм Дарьи - в ее мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о каком-то, хотя бы скромном, достатке, воспитание детей, работа по дому и в поле, самый тяжелый труд - все это лежало на плечах Дарьи. Но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью. Главным достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Именно забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью.

Описывая тип «величавой славянки», Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие духовные качества - сила воли, умение любить, самоотверженность и верность - роднят Матрену Тимофеевну с героинями поэмы «Русские женщины». Первая часть поэмы посвящена княгине Трубецкой, вторая, - княгине Волконской.

Поэт показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщины всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, потому что главная составляющая этого образа - духовная красота. Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Н. А. Некрасов

Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, выражением ее полноты. Жизнь трудового крестьянина, жизнь женщины-труженицы являют резкий контраст умиранию разлагающихся помещичьих усадеб. Голос женщины – голос народа. Некрасовская героиня – человек не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Некрасов, как никто другой, смог почувствовать душу русской женщины. Она – символ жизни. Недаром даже Муза Некрасова – “родная сестра” крестьянки. Тяжелый труд, терпение, заботы являются уделом женщины. Ее судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она молода, полна веселья и озорства, будущая жизнь кажется ей прекрасной и счастливой. Но Некрасов предрекает ей участь всех женщин: жалкое, убогое существование, непосильный труд, бедность:

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной…”. Его героиня – жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя”, – говорит Некрасов. Всю жизнь героиня терпела несправедливость и унижения. Сначала бил отец, потом муж. Когда же она вопреки всяким условностям по-настоящему полюбила и “ушла на волю”, это тоже не принесло ей радости. В таком обществе, среди пустых и лживых людей, женщина встает на путь греха и порока, как героиня стихотворения “Когда из мрака заблужденья…”. Но в ее душе даже тогда теплится искра надежды, а это значит, что она сумеет преодолеть себя и вступить на праведный путь.

Прекрасный образ женщины, воплотившей в себе лучшие черты всех русских женщин, создан в поэме “Мороз, Красный нос”. Поэт восхищается красотой своей героини Дарьи, ее ловкостью, силой. Внешняя привлекательность в этой простой крестьянке сочетается с внутренним нравственным богатством, с самоотверженностью и душевной стойкостью.

Судьба Дарьи в поэме “Мороз, Красный нос” воспринимается как типичная участь русской женщины-крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Правда, Дарья избежала одной из “тяжких доль”: “до гроба рабу покоряться”. Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. Но счастье длилось недолго. Похоронив мужа, Дарья пошла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, “голубой дворец” и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его: “Тепло ли тебе, молодица?” – трижды отвечает: “Тепло”. С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок ее с Морозом – это подвиг как Дарьи, так и всех женщин.

Величавый и светлый образ русской женщины встает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая происходит в непосильном труде, – пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не сломят ее, она способна выдержать любые испытания, и, несмотря ни на что, не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены, рисует ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь.

Шли на подвит, когда ехали на каторгу за мужьями, жены декабристов. Пленительно прекрасные образы замечательных женщин – княгини Трубецкой и княгини Волконской – создал Некрасов в поэме “Русские женщины”. Ни страх потерять дворянство, ту среду, где они выросли, ни боязнь каторжной жизни ни остановили их.

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его! –

Этими словами отвечает Трубецкая губернатору на его попытку “образумить” женщину. В любых условиях некрасовская женщина оставалась красивой, гордой и светлой в своем величии, такой, которую можно сравнить с Богородицей на полотнах русских художников:

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке, взглянуть.

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме…

“Кто же защитит тебя?” –

Обращается Некрасов к женщине. Эту тяжелую роль защитника женщины, подвиг которой так незаметен, но велик, поэт берет на себя.

(2 votes, average: 1.00 out of 5)

  1. “ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ…” (по поэме Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”) 1 вариант Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве...
  2. Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение… Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе нечто неуловимо трепетное, связывающее нас с традициями русского народа....
  3. Былина “Авдотья Рязаночка” – народное сказание о мужестве простой русской женщины, которая занималась всю жизнь домашним хозяйством, растила сына, любила мужа, ткала, пряла, стирала, убирала. Миллионы таких женщин на Руси....
  4. В каких поэтических произведениях русской литературы ХХ-го века предстает образ деревни и в чем его отличие от пушкинского? Отвечая на поставленный вопрос, отметьте, что традиции И. С. Никитина, Н. А....
  5. В каких еще произведениях русской литературы встречается образ автобиографического рассказчика и в чем его сходство и различие с героем А. И. Солженицына? В начале развернутого рассуждения укажите, что в эпических...
  6. В каких еще произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чем их сходство и различие с пушкинским произведением? Формируя развернутое рассуждение, оцените значение фольклорных мотивов в...
  7. В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В своем ответе покажите, что в стихотворении “Памяти Добролюбова”...
  8. ТЕМА ЖЕНСКОЙ ДОЛИ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА Н. А. Некрасова по праву можно назвать певцом женской доли. В своем творчестве он не раз обращался к судьбе русской женщины, в...
  9. В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя? Соотнесите сцену всенародного покаяния Катерины в четвертом действии пьесы “Гроза” с аналогичным эпизодом в романе Ф. М. Достоевского “Преступление...
  10. В каких произведениях русской литературы ХХ-го века реализуется мотив железной дороги и в чем сходство и различие его развития с некрасовским стихотворением? В начале своего рассуждения отметьте, что указанный мотив...
  11. В каких еще произведениях русской классики рассказывается о горе матери, потерявшей сына-воина? В начале своего размышления укажите, что горе родителей, потерявших сына-воина, становится одним из главных мотивов русской литературы начиная...
  12. Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь...
  13. В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го – ХХ-го вв. природные явления выступают как знамения грядущих событий? Приступая к ответу на вопрос, отметьте, что русские писатели часто прибегали к символике...
  14. В каких еще произведениях русской литературы мы сталкиваемся с присутствием героев из потустороннего мира и какова их роль в раскрытии нравственно-философского смысла художественных текстов? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите,...
  15. Русская литература 2-й половины XIX века “Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди” (А. П. Чехов). Читая любимые строки русской поэзии. (По произведениям...
  16. Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть...
  17. ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОБРАЗ КРЕСТЬЯНИНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В литературных произведениях мы находим изображение людей, их образа жизни, чувств. К XVII-XVIII векам в России сложилось два класса: крестьяне...
  18. Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской...
  19. Пушкин очень любил Россию, хорошо знал ее историю и часто обращался к прошлому своей страны. Поэта привлекал образ Петра I, его характер (сложный и противоречивый) и неоднозначное отношение к его...
  20. В каких еще произведениях русской литературы выразительные подробности призваны отобразить изменения характера и стиля жизни персонажей? Отвечая на поставленный вопрос, в качестве примеров приведите функции повествовательных деталей в произведениях А....
  21. В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го века изображаются сцены безудержного вранья и как они характеризуют героев? Выделите ряд произведений XIX века, в которых представлена заданная сцена: например, “Горе от...
  22. Нора – это героиня пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена “Кукольный дом” (сочинение) . Внешне это веселая, несколько легкомысленная беззаботная женщина, которую любит человек, у которого все в порядке – у...
  23. КЛАССИКА ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ПАМЯТНИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” Памятник Древней Руси “Слово о полку Игореве” был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное...
  24. В каких еще произведениях русской литературы находит развитие гастрономическая тема и в чем сходство и различие ее решения с гоголевским произведением? В начале своего размышления укажите роль гастрономической темы в...
  25. В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? Включите рассказ “Судьба человека” в...
  26. В каких еще произведениях русской поэзии любовные переживания лирических героев приобретают такую же остроту и драматизм? В качестве примеров изображения любовного чувства, равного ахматовскому по остроте и драматизму, можно привести...
  27. В каких еще произведениях русской литературы герои уподобляются птицам и в чем сходство и различие такого уподобления с произведением И. С. Тургенева? Соотнесите свои знания о семантике образов птиц в...
  28. В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко? Представляя литературный контекст,... В каких еще произведениях русской лирики пейзажная зарисовка, создающая атмосферу спокойной сосредоточенности и чуткости, включает в себя водный объект (река, ручей, озеро и т. д.)? Отвечая на вопрос, вы включите...
ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НЕКРАСОВА

Образ русской женщины в лирике Н. А. Некрасова

Образы русских женщин занимают большое место в русской класси­ческой литературе XIX века. Все лучшие национальные черты, поэзия русской жизни воплощены прежде всего в женских образах. Это и Свет­лана из одноименной баллады В. А. Жуковского, и пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина», и тургеневская Лиза Калитина («Дворянское гнездо»), и Катерина из «Грозы» А. Н. Островского, и Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, трагические и прекрасные героини Лескова. Эта линия нашла свое продолжение в творчестве А. П. Чехова («Три сестры», «Дама с собачкой»), Ф. М. Достоевского (Настасья Фи­липповна, Грушенька, Соня Мармеладова), в литературе серебряного ве­ка - в «Олесе» А. И. Куприна, героинях В. В. Набокова - и обрела мак­симально концентрированное и обобщенное выражение в цикле А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Особое место в этом ряду принадлежит женским образам Н. А. Некра­сова. Даже на фоне общей традиции поэзия Некрасова поразительна по своей сосредоточенности на судьбах и ликах «женщины русской земли». Не случайно Некрасова называли «певцом женской доли».

Женский образ как бы вобрал в себя главную некрасовскую тему - тему народной, крестьянской России, приобретая значение символа на­родного существования. Какую бы тему ни затрагивал Некрасов в своей лирике, он неизменно обращался к женским образам.

Некрасов вошел в наше сознание прежде всего как певец крестьянства. И образы русских крестьянок, бесспорно, весьма важны для раскрытия народной темы. Примечательно, что стихотворение «В дороге», которым восхищался Белинский, посвящено именно женской судьбе. Его героиня получила дворянское воспитание и, вновь брошенная в родную среду, вы­данная замуж за ямщика, страдает и гибнет. Не менее драматичной ви­дится поэту судьба крестьянской девушки - героини «Тройки»: она увя­нет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное, животное существование.

Тема города многогранно раскрыта в лирике Некрасова, и «женский лик» капиталистического Петербурга - один из наиболее ярких и тра­гических. Лирический герой Некрасова не может забыть женщину, ко­торую когда-то встретил и полюбил на самом дне городской жизни («Еду ли ночью по улице темной…»). В стихотворении в ужасающих подроб­ностях раскрыта пушкинская тема: «Бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!» Герой и героиня Некрасова унижены бедностью до по­следней степени: умирает ребенок; «принарядившись, как будто к вен­цу», она уходит, вынужденная торговать своим телом, чтобы купить «гробик ребенку и ужин отцу». В стихотворении «Маша» жертвой ста­новится муж: он убивается на работе день и ночь, чтобы купить ласко­вый взгляд своей молодой жены… Одно из поздних стихотворений на го­родскую тему - «Утро» - также начинается со строк, обращенных к женщине: «Ты больна, ты страдаешь душой».

Особое место в лирике Некрасова занимает так называемый панаев- ский цикл. Его героиня - реальная женщина, А. Я. Панаева, возлюб­ленная поэта, глубокое чувство к которой он пронес до самой смерти. В одной из предсмертных элегий он с досадой и горечью восклицает:

Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца?

Усни… Умри!..

Лирическая героиня «панаевского цикла» - существо противоречи­вое, сложное. Ее любовь приносит поэту несказанное блаженство, дает силы для борьбы с судьбой:

…С тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу,

И вперед - в это темное море -

Без обычного страха гляжу.

Но отношения героев сложны, они сопровождаются взаимной нервоз­ностью, депрессией - и вот уже поэт восклицает:

Ее не стоило любить,

Ее не стоит ненавидеть,

О ней не стоит говорить!

Один из наиболее ярких женских образов в лирике Некрасова - об­раз матери. Культ матери, рано умершей, но не забытой, занимает ог­ромное место в жизни и творчестве поэта. К ней он обращается в самые тяжелые минуты, у нее ищет опоры и заступничества; это к ней обраще­ны знаменитые строки из поэмы «Рыцарь без страха»:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!

Мать-родина, Россия-матушка… Эти формулы пришли в нашу жизнь из творчества Некрасова, это он провозгласил равновеликость двух ос­новных для каждого человека понятий. В пронзительном стихотворении «Внимая ужасам войны» Некрасов создал потрясающий образ материн­ского горя. Мать, оплакивающая погибшего на войне сына, уподоблена «плакучей иве», и это не случайно: женские образы часто слиты у Не­красова с природой, этим утверждается их сопричастность чуду жизни вообще. Рассказ Орины («Орина, мать солдатская») о замученном сол­датчиной сыне - «горя реченька бездонная» - кажется понятным, со­временным и сейчас.

При всем многообразии тем поэтического наследия Н. А. Некрасова, при гневной обличительной силе его стихов, гражданском пафосе строк, среди незабываемых образов я все-таки на первое место в творчестве поэта ставлю эту тему. Мне кажется, сама некрасовская муза не просто вдохнула жизнь в эти образы, а, встретившись с ними, как с живыми, подала им руку, вывела на страницы книг, слилась с ними воедино. Недаром же сам поэт назвал свою музу сестрой крестьянской женщины, угнетенной и поруганной, но сумевшей при этом сохранить в сердце любовь, доброту и силу, чтобы защитить ближнего и гордо снести наказание.
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”
(“Вчерашний день, часу в шестом…”)
Может, поэтому “муза мести и печали” представляется мне не мифологическим существом с белыми крыльями, а русской женщиной – то красавицей-девушкой с ярким румянцем, то крестьянкой – горюхой с натруженными мозолистыми руками. Что ни образ, то обобщение, типичная картина русской действительно сти, и сплетаются воедино в поэтических строчках великая любовь и великая печаль.
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
В этом нехитром рассказе – вся жизнь, с ее безрадостными буднями и непосильным трудом, что испокон веков легли на плечи русской крестьянки, которой только и остается “вечное терпение”, и при этом столько нежности и любви, сочувствия и тепла:
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам!
(“В полном разгаре страда деревенская…”)
Как короткая дорожная песня, пролетает жизнь, мелькнут и исчезнут мимолетные радости, навсегда останется лишь безысходное, мрачное. Поэт не тешит иллюзиями – в его стихах горькие реалии:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
(“Тройка”)
Строки Некрасова – не только реквием по женской доле, плач по жизни, “не успевшей расцвесть”, его героиня прежде всего жена и мать, ее счастье зависит от счастья ее близких. Один из трагических образов поэзии Некрасова – Орина, мать солдатская, потерявшая сына из-за страшной рекрутчины.
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!
И погас он, словно свеченька,
Восковая, предыконная…
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!
(“Орина, мать солдатская”)
Мы слышим голос героинь Некрасова, их речь, подобную песнеплачу, народному сказу-причитанию, словно сама русская земля говорит их устами.
Образ русской женщины занимает центральное место не только в лирике, но и в поэмах Некрасова. От описания крестьянки Дарьи, молодой вдовы, только что потерявшей мужа, поэт переходит к обобщению:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
“Пройдет – словно солнцем осветит!
Посмотрит – рублем подарит!”
И дальше:
В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, – спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Сколько гордости и любви в этих строках о простых крестьянках – труженицах, матерях, женах, счастливых в своей семье и своей работе, высоких и сильных в любом проявлении чувств.
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
Так объясняет поэт и то, что все счастливые сны Дарьюшки связаны с работой на поле, с трудом всей семьи, с заботой о будущем детей, мечтами об их счастье, и ее великую любовь к Проклу (“Я ему молвить боялась, как я любила его!”), и ее смелый поступок, когда она ночью пошла в соседний монастырь за чудотворной иконой, чтобы спасти мужа. Даже то, что суровая необходимость вынуждает ее сразу после похорон мужа едать в лес за дровами, говорит о величии души, о желании и умении стать для семьи опорой. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов не просто показывает нам красивую, сильную русскую женщину, крестьянку-труженицу, сумевшую стать хозяйкой своей судьбы. Рассказывая о трудной женской доле, поэт не скрывает и угнетения женщины в чужой семье, и мелких придирок, и крупных бед:
Семья была большущая,
Сварливая… попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо – зашипит!
Мы видим, как героиня начинает понимать, что причина ее горькой жизни не в конкретных обидах, не в случайных совпадениях, что виновата здесь вся система государственного устройства, а ей останется один удел – терпение.
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти.
– Да почему же, дедушка?
– Ты – крепостная женщина!
Как несокрушимая стена, восстают перед Матреной Тимофеевной дни и годы неизбывного горя:
По мне обиды смертные
Прошли неоплаченные,
И плеть по мне прошла!
По мне – тиха, невидима –
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее?
В тридцать восемь лет Матрена Тимофеевна считает себя старухой, рассказывая о своей жизни, как бы подводит итог, будучи убеждена, что ничего, кроме горя и испытаний, ожидать больше не стоит, потому что
Ключи от счастья женского
Заброшены – затеряны…
Но, даже научившись молча сносить беды и попреки, непосильный труд и голод, Матрена Тимофеевна не превратилась в покорную рабу. Терпя лишения, когда касалось дело ее самой, она горой стояла за детей, сумела спасти мужа от рекрутчины, перед самым рождением ребенка отправившись ночью в город за заступничеством к губернаторше. Очень важно это проявление непокорности в “многокручинной и многострадальной женщине”, это осознание своего достоинства, своей силы:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!
“Русские женщины” – такое название дал Н. А. Некрасов поэме, посвященной женам декабристов – Екатерине Трубецкой и Марии Волконской, поехавшим за мужьями в далекую суровую Сибирь.
Русские женщины – этим все сказано: и о гордом сознании своего достоинства, своей правоты, и о великой силе любви к мужу и уважения к его делу, о преклонении перед его страданием, о непоколебимости решения. Исполнен драматизма диалог княгини Трубецкой с иркутским губернатором, пытающимся исполнить высочайший приказ – заставить княгиню вернуться домой. Так и представляешь себе эту молодую, тоненькую, смертельно уставшую женщину, напряженную от волнения, как натянутая струна. Сколько воли и самообладания в ее словах:
Ах! Эти речи поберечь
Вам лучше для других.
Всем вашим пыткам не извлечь
Слезы из глаз моих!
Покинув родину, друзей,
Любимого отца,
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг, – я слез не принесу
В проклятую тюрьму –
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Презренье к нашим палачам,
Сознанье правоты
Опорой верной будет нам.
Княгиня согласна идти даже пешим этапом, в общей партии колодников. Склоняясь перед ее преданностью мужу, силой любви, генерал не выдерживает:
Простите! да, я мучил вас,
Но мучился и сам,
Но строгий я имел приказ
Преграды ставить вам!
И разве их не ставил я?
Я делал все, что мог,
Перед царем душа моя
Чиста, свидетель бог!
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути
Я вас старался напугать.
Не испугались вы!
И хоть бы мне не удержать
На плечах головы,
Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас…
Я вас в три дня туда домчу…
(Отворяя дверь, кричит)
Эй! Запрягать, сейчас!
В уста княгини Волконской поэт вкладывает извечно характерные для русской женщины сочувствие и любовь к страдающим, невозможность оступиться, предать в трудную минуту.
Последнюю, лучшую сердца любовь
В тюрьме я ему подарила!
Напрасно чернила его клевета,
Он был безупречней, чем прежде,
И я полюбила его, как Христа…
В своей арестантской одежде
Теперь он бессменно стоит предо мной,
Величием кротким сияя.
Терновый венец над его головой,
Во взоре – любовь неземная…
Это не просто слова, это осознанный выбор жизненного пути, чуть ли не первое серьезное решение женщины, за которую прежде решали родные. Это и великая жертва – ради мужа оставить у родных младенца-сына. Это естественное продолжение отцовского понимания жертвенности и долга, когда он во время войны с малолетними сыновьями пошел под обстрелом впереди войска. Это единственно возможное решение – “достойно свой крест понесем”, диктуемое сознанием своего высокого человеческого предназначения:
Теперь перед нами дорога добра,
Дорога избранников бога!
Найдем мы униженных, скорбных мужей.
Но будем мы им утешеньем,
Мы кротостью нашей смягчим палачей,
Страданье осилим терпеньем.
Опорою гибнущим, слабым, больным
Мы будем в тюрьме ненавистной
И рук не положим, пока не свершим
Обета любви бескорыстной!
Чиста наша жертва – мы все отдаем
Избранникам нашим и богу.
И верю я: мы невредимо пройдем
Всю трудную нашу дорогу…
Поражает символический жест княгини при первом свидании с мужем в руднике:
…И, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!
В ряду русских женщин, перед тяжкой долей которых хочется склонить голову, чье большое сердце и светлую память хочется почтить, и мать поэта. Ее образ великой страдалицы встает перед нами на страницах поэмы “Мать”:
Ты не могла голодному дать хлеба,
Ты не могла свободы дать рабу.
Но лишний раз не сжало чувство страха
Ее души – ты то дала рабам, –
Но лишний раз из трепета и праха
Он поднял взор бодрее к небесам…
Быть может, дар беднее капли в море,
Но двадцать лет! Но тысячам сердец,
Чей идеал – убавленное горе,
Границы зла открыты наконец!
Главное предназначение женщины Некрасов видит в защите будущего, в воспитании детей. В этом – главный подвиг и его матери:
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Образ русской женщины, ставшей в творчестве Некрасова олицетворением живой души, символом многострадальной Отчизны и музы поэта, по праву занимает одно из главных мест в русской поэзии XIX века, находит отклик в сердцах благодарных читателей.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Н. А. Некрасов “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе Read More ......
  2. Н. А. Некрасов – один из самобытнейших поэтов русской литературы. Его талантливость определила широту его поэтического охвата. Лирика поэта очень разнопланова и многотемна. Но, без сомнения, главной темой Некрасова-поэта можно считать тему народа во всем его разнообразии. Вообще, особое место Read More ......
  3. “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в Read More ......
  4. Некрасов – великий русский поэт, всегда болел за судьбу России. Он высоко ценил русский народ за его вольные стремления к счастью, свободе, “которым нет смерти – дави не дави”. Поэтому и центральный герой произведений Некрасова – народ. Чтобы картины народной Read More ......
  5. В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом – кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и Read More ......
  6. В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” пол­нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ­ной герой творчества великого поэта – народ. Здесь Не­красов рисует различные типы крестьян, всесторонне по­казывает их жизнь – и в горе, и в “счастии”. Read More ......
  7. В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях. Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо” в образе Матрены Read More ......
  8. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки. Некрасов Read More ......
Образ русской женщины в поэзии Некрасова

Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе -житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета... Но она все может стерпеть:

-Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки... На шее - нет креста!»). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!»

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд- все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.

Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.

Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж - он виноват... А вам терпеть... за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу угодно!..» - говорит героиня. В ее словах - и любовь, и чувство долга.

Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, - сила духа, умение пожертвовать собой, воля - это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

О мать моя, подвигнут я тобой,

Во мне спасла живую душу ты.