Описание природы в рассказе бежин луг тургенев. Фольклорные мотивы и пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

(1 вариант)

Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.

В своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче. Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки охотника» – точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения. Заблудившись, рассказчик вышел к Бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими ребятишками, которые говорили о народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов.

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.

Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.

Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состоние героев.

(2 вариант)

В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» природа является источником вдохновения, тайны для взрослых и детей, но это не единственная ее роль.

Рассказ начинается с описания июльского дня, с утренней зари и до вечерней звезды проходит этот день перед нами. Тургенев часто говорил, что природа говорит на своем языке, только голоса у нее нет. Автор рассказа дает ей возможность поговорить с нами: разговор ведут пищащие летучие мыши, шорох крыльев ястребков, крики перепелов, звуки шагов, плеск рыбы, шум тростника, какой-то «зверок слабо и жалобно пискнул между корней». На смену реальным звукам дня и ночи приходят звуки таинственные, создающие атмосферу сказочности: «Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».

Каждый фрагмент пейзажа – художественное полотно: облака подобны островам, разбросанным по реке, которая обтекает их прозрачными рукавами ровной синевы.

Наверное, у горизонта река земная и река небесная сходятся.

Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, но даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.

Вместе с охотником и ребятами из рассказа «Бежин луг» мы видим, слышим, разговариваем с природой, понимаем, как и почему когда-то предки «населили» природу духами.

  1. Новое!

    Мы видим в рассказе, как ночью знакомые места становились таинственными, непонятными: теперь кругом было смутно, угрюмо, глухо. Так воспринимал охотник природу. Сама последовательность описаний утра, дня, вечера, ночи в какой-то мере подготавливает понимание...

  2. Новое!

    Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали? Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати кило­метрах...

  3. Новое!

    Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его...

  4. Новое!

    Человеческий мир у Тургенева своих проявлениях, и во всех своих проявлениях он продолжается в природе, природою осеняемся. Поэтому книга в основе своей глубоко оптимистична. Тургенев добивается гармонического звучания пейзажного мотива! как в масштабе...

Ночной пейзаж в рассказе «Бежин луг»

Рассказ И. О." Тургенева «Бежин луг» занимает особое место в композиции «Записок охотника», однако именно он «наиболее подвергался искажению в критике». Интерпретации этого рассказа различны и часто противопоставлены друг другу. По мнению современных исследователей, -- это произведение, в котором «русский крестьянский мир - крестьянские дети - показан не только в его обездоленности, но также в его одаренности духовной красоте». Но также следует отметить и великую роль природы в этом рассказе. Природа под пером И. С. Тургенева встает как живая во всей своей зрительной наглядности; писатель чутко замечает и тонко отмечает разнообразные оттенки зрительных, слуховых ощущений, воспринимаемых от явлений природы в разные моменты дня и ночи; природа в изображении Тургенева органически соединена с переживаниями человека, настраивает ночью на ощущения какой-то таинственности соединенной с некоторой боязнью и страхом перед непонятными ночными звуками, шорохами, темнотой, мигающими звездочками, пробуждает творческую фантазию в подростках, которые только еще входят в жизнь и все интересуются. Но они, как и писатель, не только тонко замечают, но и любят природу.

Рассказ открывается пейзажем летнего дня. Использованные для описания природы автором цвета поражают своей утончённостью и разнообразием: приветно-лучезарный, лиловый, блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Природа царственна и благосклонна… Человека в пейзаже нет, он не властен управлять этой мощью и красотой, а лишь с восторгом взирает на Божие творение. . Обилие света является как противостояние тьме. Свет градирует, усиливается от утра к полудню и снижается к вечеру. Присутствует обилие растительности (кусты, густая, высокая трава, гречиха, полынь, сжатая рожь), птиц и животных (кулички, собаки, лошади, ястребок, перепела, голубь, цапля), знакомых звуков и запахов, которые ассоциируются с живым миром (голоса, живые звуки, кричали перепела, звуки колокола, запело, зашумело, заговорило, пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой). .

Также здесь есть обильное количество антитез (день-ночь, свет-мрак, жизнь-смерть, покой-тревога). В семантической композиции произведения ему противопоставлены «мрак», «темнота» («мрак боролся со светом»). Именно ночной пейзаж играет особую роль в создании образно-символического плана произведения. Система речевых средств, передающих наступление темноты, динамична. Первые сравнения носят бытовой характер:

«Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая, белела ровной скатертью ».

Постепенно увеличивается роль средств, передающих эмоциональную напряженность рассказчика и загадочность окружающей природы (как-то жутко, таинственно кружась, оксюморон смутно-ясное небо и т. п.).

Метафорическое словоупотребление выступает как ведущий принцип лексико-семантической организации данного фрагмента текста:

«Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота».

Метафоры и сравнения создают определенный эмоционально-экспрессивный ореол и вокруг нейтральных единиц контекста. Ночной пейзаж в рассказе «Бежин луг» характеризуется особым изображением реалий, которые носят абстрактный, отчасти гиперболический характер. Это не столько описание леса средней полосы России, сколько обобщенная передача наиболее характерных природных элементов расширяющегося пространства:

«Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом… Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты…»

Одновременно углубляется двойственность повествователя: с одной стороны, подчёркивается его объективность, с другой стороны, более эмоциональными и субъективными становятся его оценки:

  • А) … с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.
  • Б) так высоко, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось.

Регулярно повторяются, в данном описании слова одной лексико-семантической группы мрак, темнота, мгла, сумрак, которые характеризуются устойчивым символическим ореолом. Описание завершается образом «страшной бездны».

Такое движение речевых средств не случайно - в данном фрагменте текста это форма выражения образно-символического плана: внешний, дневной, мир скрывает «безымянную бездну» ночи, перед которой оказывается повествователь. Человеческое «я» в данной композиционной части противопоставлено природе - вечной Изиде.

И на самом деле, ночная природа в рассказе играет очень важную роль. Она не даёт пытливой мысли человека полного удовлетворения, поддерживает ощущение неразрешённости загадок земного бытия. Тургеневская ночь не только жутка и таинственна, она ещё и царственно прекрасна своим «тёмным и чистым небом, которое «торжественно и необъятно высоко» стоит над людьми, «томительными запахами», звучными всплесками больших рыб в реке.

Она духовно раскрепощает человека, очищает его душу от мелких повседневных забот, тревожит его мировоззрение бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые звёзды, казалось, тихо текли всё, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Совершающейся во мраке ночной своей жизнью природа наталкивает детишек у костра на красивые, фантастические сюжеты легенд, диктует их смену, предлагает детям одну загадку за другой и сама же нередко подсказывает возможность их разрешения. Рассказ о русалке предваряется шуршанием камышей и загадочными всплесками на реке, а также полётом падающей звезды - души человеческой, по крестьянским поверьям. Образ мифической русалки удивительно чист и как бы соткан из самых различных природных стихий. Она светленькая и беленькая, как облачко, серебряная, как свет месяца лил блеск рыбки в воде. И «голосок… у неё такой тоненький и жалобный», как голос того загадочного «зверка», который «слабо и жалобно пискнул среди камней».

Так вслед за кратковременными страхами летняя ночь приносит охотнику и крестьянским ребятишкам проблески надежд, а затем мирный сон и успокоение. Всесильная по отношению к человеку ночь сама по себе лишь миг в живом дыхании космических сил природы, восстанавливающих в мире свет и гармонию: «Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось… Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже умытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня промчался отдохнувший табун…». .

Мир мальчиков в рассказе «Бежин луг» -- мир поэтический и во многом привлекательный для повествователя. Отношение детей к природе существенно отличается от позиции охотника в начале рассказа. Для крестьянских мальчиков природа представляет единое целое, каждая точечка которого соединена с остальными. Взгляды героев комментируются, осмысливаются и в ряде случаев опровергаются как повествователем, так и самими персонажами, преломляются в разных субъектных сферах и предстают в двойном освещении. Принцип соответствия двух планов -- реального и фантастического -- выступает как ведущий композиционный принцип данной части произведения. Описательные контексты, обрамляющие рассказы детей, создают впечатление неисчерпанности объяснения, приблизительности мотивировок, которое усиливается за счет употребления атрибутивных рядов типа непонятный ночной звук, странный, резкий, болезненный звук и т. д. «Мир, надвигающийся со всех сторон на слабый огонёк ночного костра, не теряет своей поэтической таинственности, глубины, неисчерпаемости... Ночная природа не дает пытливой мысли человека самоудовлетворения, поддерживает ощущение нёразрешенности загадок земного бытия». В то же время Образ ночи связан я с мотивом откровения, иррационального приближения к истине: не случайно именно в ночных рассказах мальчиков содержатся элементы проспекций -- трагические упоминания о судьбе других героев «Записок охотника» (Акулины, Акима-лесника), таким образом, «Бежин луг» действительно выступает «средоточием поэтической линии» цикла. .

Восходом могучего светила и открывается и закрывается «Бежин луг» - один из лучших рассказов о русской природе и о её детях. В «Записках охотника» Тургенев создавал живой поэтический образ России, увенчивала который жизнеутверждающая солнечная природа. В крестьянских детях, живущих в тесном союзе с нею, он прозревал «зародыш будущих великих дел, великого народного развития, дающие картине природы яркую поэтическую образность, согласную с духом тех народных легенд, которые рассказывают крестьянские ребятишки в таинственную ночь у костра.

Мы видим наступление вечера, закат солнца. Сгущаются ночные тени, призрачной становится местность, истомленные охотник и собака сбиваются с дороги, теряют самообладание, испытывая острое чувство одиночества и потерянности. Властно вступает в свои права таинственная и загадочная жизнь ночной природы, перед которой отнюдь не всесилен человек. Напоминает ему об этом бесшумный полёт испуганных птиц, угрюмый, клубящийся мраком, слабый и жалобный писк какого-то зверка между камней.

Вряд ли в этом рассказе мы обнаружим того, кого принято называть «главным героем». Потому что сами люди, взрослые и дети, о которых рассказывается в произведении, не являются «главными» по отношению ко всему, что их окружает. «Главнее» их -- ночь, огонь костра, звезды на небе, само небо в его непредставимой и тревожащей беспредельности. Наконец, планета Земля, несущаяся в космической пустоте по своему неизбывному кругу,-- смутное ощущение этого движения испытывает рассказчик. А если уж говорить о главенствующем положении представителей не человеческого, но космологического ряда, то следует признать, что подлинным главным героем рассказа является Солнце. Описание восходящего солнца «обрамляет» рассказ, хотя всё его ночных событий и происшествий.

Действие рассказа начинается вечером, после захода солнца («уже вечерняя заря погасла»), но во вступительной части автор дает описание уходящего дня, отчетливо фиксируя его доли: «С самого раннего утра... Около полудня... К вечеру.. .» Важнейшим элементом этого описания является восход солнца: «Солнце -- не огнистое, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное -- мирно всплывает над узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман... Но вот опять хлынули играющие лучи,-- и весело я величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило». . В финале рассказа охотник, уходя от костра, находится, судя по всему, спиной к восходящему солнцу. Но эффект «солнечного присутствия» от этого не слабеет, просто взгляд наблюдателя направлен не вверх, но «вокруг». Невидимую часть заливаемого солнцем пространства земли рассказчик дополняет воображением: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди, по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, -- полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света». .

Возбуждая суеверные чувства сначала в душе охотника, а потом в сознании крестьянских ребят, тургеневская ночь даёт лишь намёки на возможность реалистического объяснения её загадок и таинств. Она всесильна и всевластна, окончательное слово разгадки она бережёт от человека в тёмной своей глубине.

Основным этапам развития художественной идеи соответствует в семантической композиции произведения противопоставление «свет» - «мрак» -- «свет», а во внешней композиции - его трехчастное строение. В первой части рассказа, как уже отмечалось, доминирующим является образ света, лексические средства, используемые в ней, характеризуются общими семантическими признаками «кроткий», «мирный» (кроткий румянец, приветливо лучезарное солнце, ровная синева, мирно всплывает, спокойно закатилось, трогательная кротость). Эти «обертоны смысла» (Б. А. Ларин) взаимодействуют во вступлении с другими, порожденными единицами «знойная засуха», «пожар», «буря», «гроза» -- образ безмятежно-светлой природы оказывается внутренне противоречивым, что подготавливает систему образов центральной части рассказа. В ней господствуют образы Тьмы, мрака, ночи, противопоставленные образу света. Фантастичность рассказа вносит тёмные черты в природу, которые обычно отпугивают людей, вселяют чувство страха, которое присуще тогда, когда приходит мрак. Рассказы мальчишек далеки от действительности, но, тем не менее, они впечатляют и навевают страшные мысли. И страх приходит лишь потому, что всё происходит ночью, в самое таинственное время дня, которое само по себе не влечёт людей, а, наоборот, отпугивает. Поэтому легенды, которые мальчики рассказывают друг другу, выглядят ещё более впечатлительными и запоминающимися. Но в последней части произведения «мрак» отступает, побеждает «свет»:

... полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило . .

Описания ночного и утреннего пейзажа обнаруживают при этом систему перекличек и соответствий (неподвижное, темное зеркало реки, река, стыдливо синевшая из-под редеющего тумана ), а звукообозначения дополняются цветообозначениями, которые соотносятся со вступлением. .

Также удивительную картину ночи мы наблюдаем в рассказе «Лес и степь». Читая первые строки рассказа, мы погружаемся в то ночное спокойствие, о котором говорит нам автор. Особенности ночи описаны очень подробно. Тургенев не хотел упускать даже мелкие детали. В изображении природы отсутствует простота, которую мы привыкли видеть, автор открывает перед нами новую картину природы, даёт возможность её ощутить и насладиться ею. Всего несколько строк в начале рассказа, и мы уже ощущаем то необыкновенное спокойствие, которое бывает только летом, и видим чистое «тёмно-серое» небо, на котором «кое-где мигают звёзды ». Лёгкая прохлада, шум деревьев, серые тени - всё это успокаивает нас, помогая забыть о проблемах приближающегося утра. Мы привыкли соотносить ночь со спокойствием, тишиной, беззаботностью, также с романтикой, красотой, таинственностью - это то, какой мы видим ночь, и автор не противоречит нашим представлениям, а, напротив, изображает их более яркими и насыщенными. Мы слушаем «сдержанный, неясный шёпот ночи», пытаясь его понять, сливаемся воедино с ночной тишиной и полностью погружаемся в мир, созданный И. С. Тургеневым.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра.

Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда.

В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже "парит" по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты - несомненный признак постоянной погоды - высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...

Месяц взошел наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была все так же великолепна, как и прежде… Но уже склонились к темному краю земли многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе; все совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает все только к утру: все спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, в нем снова как будто разливалась сырость… Недолги летние ночи!.. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями… Собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звезд, тоже лежали, понурив головы… Слабое забытье напало на меня; оно перешло в дремоту.


Мацуо Басё

Подсказка: Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек - часть природы. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Можно смело утверждать, что Тургенев - мастер пейзажа.

Мацуо Басё - признанный Мастер японской поэзии. Хокку (трёхстишия) Басё - это поистине шедевры. Хокку учит искать скрытую красоту в простом, незаметном, повседневном.«Басё считается Первым Великим Мастером хокку. По мнению Басё, процесс написания стихотворения начинается с проникновения поэта во "внутреннюю жизнь", в "душу" предмета или явления, с последующей передачей этого "внутреннего состояния" в простой и немногословной форме трехстишья. Такое умение Басё связывал с принципом-состоянием "саби" ("печаль одиночества", или "просветленное одиночество"), что позволяет видеть "внутреннюю красоту", выраженную в простых, даже скупых формах». (В. Маркова)

"Осень уже пришла!"-

Шепнул мне на ухо ветер,

Подкравшись к подушке моей.

Какою свежестью веет

От этой дыни в каплях росы,

С налипшей влажной землёю!

Вечерним вьюнком

Я в плен захвачен... Недвижно

Стою в забытьи.

Василий Шукшин Солнце, старик и девушка Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие. Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место - у коряги - и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях - коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки. Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос: - Здравствуйте, дедушка! Старик кивнул головой. С ним рядом села девушка с плоским чемоданчиком в руках. - Отдыхаете? Старик опять кивнул головой.

Сказал; - Отдыхаю. На девушку не посмотрел. - Можно, я вас буду писать? - спросила девушка. - Как это? - не понял старик. - Рисовать вас. Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц. - Я ж некрасивый теперь,- сказал он. - Почему? - Девушка несколько растерялась.- Нет, вы красивый, дедушка. - Вдобавок хворый. Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мягкой ладошкой его сухую, коричневую руку и сказала: - Вы очень красивый, дедушка. Правда. Старик слабо усмехнулся: - Рисуй, раз такое дело. Девушка раскрыла свой чемодан. Старик покашлял в ладонь: - Городская, наверно? - спросил он. - Городская. - Платют, видно, за это? - Когда как, вообще-то, Хорошо сделаю, заплатят. - Надо стараться. - Я стараюсь. Замолчали. Старик все смотрел на солнце.

Девушка рисовала, всматриваясь в лицо старика сбоку. - Вы здешний, дедушка? - Здешный. - И родились здесь? - Здесь, здесь. - Вам сколько сейчас? - Годков-то? Восемьдесят. - Ого! - Много,- согласился старик и опять слабо усмехнулся.- А тебе? - Двадцать пять. Опять помолчали. - Солнце-то какое! - негромко воскликнул старик. - Какое? - не поняла девушка. - Большое. - А-а… Да. Вообще красиво здесь. - А вода вона, вишь, какая… У того берега-то… - Да, да. - Ровно крови подбавили. - Да.- Девушка посмотрела на тот берег.- Да. Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир.

И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине - между рекой и горами - тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго - тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря. - Ушло солнышко,- вздохнул старик. Девушка сложила листы в ящик. Некоторое время сидели просто так - слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны. В долине большими клочьями пополз туман. В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица.

Ей громко откликнулись с берега, с той стороны. - Хорошо,- сказал негромко старик. А девушка думала о том, как она вернется скоро в далекий милый город, привезет много рисунков. Будет портрет и этого старика. А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: «Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?..» Девушка знала, что она не бог весть как даровита. Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки… Опять морщины! «Надо работать, работать, работать…» - Вы завтра придете сюда, дедушка? - спросила она старика. - Приду,- откликнулся тот. Девушка поднялась и пошла в деревню. Старик посидел еще немного и тоже пошел. Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел - ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать.

Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать. Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку - старался не шуметь. Молчали. Потом укладывались спать. Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны, На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал: - Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много - четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном.

А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, Любют меня. По городам все теперь… Девушка рисовала руки старика, торопилась, нервничала, часто стирала. - Трудно было жить? - невпопад спрашивала она. - Чего ж трудно? - удивлялся старик.- Я ж тебе рассказываю: хорошо жили. - Сыновей жалко? - А как же? - опять удивлялся старик.- Четырех таких положить - шутка нешто? Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью. А солнце опять садилось за горы.

Опять тихо горела заря. - Ненастье завтра будет,- сказал старик. Девушка посмотрела на ясное небо: - Почему? - Ломает меня всего. - А небо совсем чистое. Старик промолчал. - Вы придете завтра, дедушка? - Не знаю,- не сразу откликнулся старик. - Ломает чего-то всего, - Дедушка, как у вас называется вот такой камень? - Девушка вынула из кармана жакета белый, с золотистым отливом камешек. - Какой? - спросил старик, продолжая смотреть на горы. Девушка протянула ему камень. Старик, не поворачиваясь, подставил ладонь. - Такой? - спросил он, мельком глянув на камешек, и повертел его в сухих, скрюченных пальцах.- Кремешок это. Это в войну, когда серянок не было, огонь из него добывали. Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце.

Спокойно, задумчиво смотрел. - На… камешек-то, - сказал он и протянул девушке камень. - Они еще не такие бывают. Бывают: весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки. А бывают: яичко и яичко - не отличишь. Бывают: на сорочье яичко похож - с крапинками по бокам, а бывают, как у скворцов,- синенькие, тоже с рябинкой с такой. Девушка все смотрела на старика. Не решалась спросить: правда ли, что он слепой. - Вы где живете, дедушка? - А тут не шибко далеко. Это Ивана Колокольникова дом,- старик показал дом на берегу,- дальше - Бедаревы, потом - Волокитины, потом - Зиновьевы, а там уж, в переулочке,- наш. Заходи, если чего надо. Внуки-то были, дак у нас шибко весело было. - Спасибо. - Я пошел. Ломает меня.

Старик поднялся и пошел тропинкой в гору. Девушка смотрела вслед ему до тех пор, пока он не свернул в переулок. Ни разу старик не споткнулся, ни разу не замешкался. Шел медленно и смотрел под ноги. «Нет, не слепой,- поняла девушка.- Просто слабое зрение». На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. «Солнце - оно тоже просто встает и просто заходит, - думала девушка.- А разве это просто!» И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно. Не пришел старик и на третий день и на четвертый. Девушка пошла искать его дом. Нашла.

В ограде большого пятистенного дома под железной крышей, в углу, под навесом, рослый мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску. - Здравствуйте, - сказала девушка. Мужик выпрямился, посмотрел на девушку, провел большим пальцем по вспотевшему лбу, кивнул: - Здорово. - Скажите, пожалуйста, здесь живет дедушка… Мужик внимательно и как-то странно посмотрел на девушку. Та замолчала. - Жил,- сказал мужик. - Вот домовину ему делаю.

Девушка приоткрыла рот: - Он умер, да? - Помер. - Мужик опять склонился к доске, шаркнул пару раз рубанком, потом посмотрел на девушку. - А тебе чего надо было? - Так… я рисовала его. - А-а. - Мужик резко зашаркал рубанком. - Скажите, он слепой был? - спросила девушка после долгого молчания. - Слепой. - И давно? - Лет десять уж. А что? - Так… Девушка пошла из ограды. На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей.

Сочинение

Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его часть - рассказы мальчиков - тоже изображена на фоне описания летней ночи.)
Прекрасный июльский день. (В начале рассказа Тургенев описывает июльский день, когда он, отправившись на охоту, заблудился. Автор - человек наблюдательный, хорошо знающий приметы погоды. Он пишет о ясном небе, светлом и лучезарном солнце, неподвижных облаках, неизменной ясности небосвода. Во всем Тургенев отмечает мягкость красок и «трогательную кротость».)
Описание Бежина луга.
Вид луга с обрыва холма. (Равнина, окруженная полукругом реки, огонь костра и люди у огня.)

Ночь на лугу. (Картина ночи дополняет рассказы детей, придает им особую выразительность и таинственность. Тургенев показывает, как преображаются в свете костра обычные предметы; каким значительным становится каждый звук в ночной тишине. Слушая рассказы детей, писатель замечает, как постепенно меняются цвета, запахи и звуки летней ночи.)
Рассвет на лугу. (Предрассветная тишь, свежесть утра, постепенное изменение цвета неба, восход солнца, первые звуки наступающего дня.)
Тургенев - мастер пейзажа. (Картины природы в рассказе созданы тонким и наблюдательным человеком, обладающим способностью художника. Он замечает мельчайшие детали, изменение оттенков цветов, полутона и тени. Его слух фиксирует самые тонкие звуки. Природа у Тургенева - не только фон, но и своеобразный персонаж рассказа: она постоянно меняется, живет своей жизнью. И в то же время - природа занимает значительное место в жизни человека).

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг» О чем говорится в рассказе «Бежин луг» Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Крестьянский мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Описание природы в контексте образов мальчиков в рассказе «Бежин луг» Деревенские мальчишки в рассказе Тургенева «Бежин луг»

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации


Контрольная работа.

ТЕМА: ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ И ПЕЙЗАЖ В РАССКАЗЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»


Исполнитель:

Овчинникова О.Д.

Студентка 2 курса

Группы 204Л


Екатеринбург 2011

ПЛАН


1. Введение

1 Функции пейзажа

2 Функции цвета и звуков в описании природы

3 Художественно-изобразительные средства, создающие образ природы

Фольклорные мотивы

1 Фольклорные персонажи - правда или вымысел?

2 Влияние народных поверий на судьбу Павлуши

Заключение

Список использованного материала


1. ВВЕДЕНИЕ


«Бежин луг» - один из двадцати пяти рассказов, входящих в цикл «Записки охотника», впервые изданный в 1852 году. Обратимся к истории создания очерков «Записок охотника». Еще в 1847 году Иван Сергеевич Тургенев уезжает за границу, где и было написано большинство очерков «Записок охотника». Сам Тургенев говорит: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право <#"justify">В рассказе «Бежин луг» большую роль в понимании концепции очерка играют описания пейзажа и фольклорные мотивы. О них подробнее далее.

мотив фольклор пейзаж рассказ бежин луг


2. ПЕЙЗАЖ


Как уже было указано выше, пейзаж занимает важное место как во всем цикле «Записки охотника», так и в рассказе «Бежин луг» в частности. В рассказе «Бежин луг» несколько зарисовок описания природы, но наиболее значимыми из них являются описания в начале и в конце произведения. Я считаю, что это не случайно. Таким образом «обволакивая» свое произведение, автор не оставляет нам повода усомниться в реальности происходящего в рассказе.

Пейзаж, тем более детализованный, как нам известно, всегда наполняется автором-классиком определенным смыслом, описание несет в себе функции, помогающие развитию сюжета. В «Бежином луге» можно выделить несколько таких функций. Первая функция - психологическая. Картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира рассказчика; посредством пейзажа передается эмоциональное состояние не только рассказчика, но и мальчишек, рядом с которыми ему выпало провести ночь. В начале произведения мы погружаемся в прекрасный июльский день, где и приветливое солнце, и легкий небосклон - все благоволит хорошему настроению рассказчика. Но чем ближе ночное время, чем больше осознание рассказчика, что он заблудился, тем больше сгущаются краски и начинают преобладать темные тона в описании. К тому времени, когда человек уже встречает мальчишек, царит ночь, и лишь костер и разговоры ребятишек оживляют мглу. В конце произведения идет описание утра: бледно-серое небо, сырая земля, пыльная дорога, алый свет - это описание задает минорный тон, ведь оно предшествует вести о том, что Павлуша, самый храбрый из ребят, убился, упав с лошади.

Вторая функция - характеристика места и времени сюжетного действия. Несомненно, действие происходит в России во времена, когда было распространено крестьянство, т.е. это года, современные самому рассказчику. События происходят летом, в июле, в Бежином луге, как называли его в народе. Так же указываются некоторые другие локальные географические названия, которые усиливают впечатление о том, что такое событие в действительности имело место быть.

Цвета и звуки в описании природы помогают передать автору свои ощущения в восприятии этого события и воплотить идеи и концепции произведения. Несмотря на то, что каждый человек воспринимает цвета и звука индивидуализировано, Тургеневу удалось воплотить в произведении общую концепцию и задать эмоциональный тон каждому из описаний природы. Вероятно, каждый отдельный человек представляет себе по-разному описываемые в рассказе события, у него возникают свои особенные ассоциации, но в целом, с помощью цветов и звуков, передаются то радостные, то печальные, то пугающие картины.

Основные используемые в описании пейзажа цвета - это белый (светлый), черный (темный), синий, красный и серый. Белый используется для обозначения радостных моментов, к примеру, небо ясное; высокими белыми столбами, в сухом и чистом воздухе, в воздухе, еще светлом; низенькой белой церковью. Темные тона трепещут душу рассказчику и пугают мальчишек; не случайно под покровом ночи рассказываются жуткие истории и легенды о нечисти, грезятся тени в темноте. К примеру, над страшной бездной; почти потонувшие во мгле; едва прозрачный сумрак ночи; стальные отблески воды - все это наводит суеверный ужас и страх перед ночным временем суток. Синий цвет в произведении отражает глубину, к примеру, глубоко прозрачными рукавами ровной синевы; синевы между ними уже не видать: но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой; побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи; по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана. Красный - отражение красоты, но в некоторых эпизодах это символ крови, к примеру, утренняя заря не пылает пожаром: она разливается коротким румянцем; солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-бордовое; круглое красноватое отражение, по сверкающим, обагренным кустам; полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света. Серый цвет символизирует печаль, он присутствует только в конце произведения: бледно-серое небо светлело, холодело.

Звуки, в отличие от цвета, менее распространены в рассказе «Бежин луг». Основная доля звуков в произведении выпадет на ночное время. «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке. Мальчики переглянулись, вздрогнули…». Данный абзац является ярким примером использования звука в композиции. «Непонятные ночные звуки» несут на себе функцию проверки храбрости мальчишек и порождают догадки о месте их происхождения: кто говорит, что это проделки нечисти, а кто находит этому вполне рациональное объяснение.

Что касается художественно-изобразительных средств, то можно выделить следующие наиболее употребляемые автором: детализация, эпитеты, метафоры, олицетворение, а также инверсия и градация. Детализация - наиболее распространенное средство в описании пейзажа. Рассказчик подмечает каждую деталь: церковь, бугорок, кустик, цвет, оттенок. Даже мальчики описаны настолько детально, что по его рассказам нетрудно восстановить картину на листе бумаги. Для создания более детального образа также указаны названия, некоторые из них, как бы невзначай, являются воспоминаниями рассказчика. Второе художественно-изобразительное средство - эпитеты, которыми изобилует произведение: золотые потоки, задымившаяся река, запоздалый ястребок, низенькая белая церковь. Эпитеты придают тексту красочность и выразительность. Третье средство - метафоры: лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы, полились потоки света. Четвертое средство - олицетворения: солнце спокойно взошло на небо, ветерок пошел бродить и порхать, принеслись звуки колокола. Олицетворение служит для сближения природы с душой рассказчика, они становятся единым целым, и эмоциональные состояния природы и рассказчика сходны. Инверсия (отсырела земля, запотели листья) и градация (алые, потом красные, золотые потоки) добавляют тексту поэтичности, эмоционального накала. Хотелось бы отметить еще одно важное средство создания пейзажа - символы. Если вдуматься, их немало. К примеру, когда рассказчик заносит ногу над пропастью - это символ шаткости границы между днем и ночью, между жизнью и смертью, между реальностью и вымыслом. Таким образом, использование художественно-изобразительных средств необходимо для создания грандиозного описания пейзажа, который вызывает интерес и трепет в душе читателя.


3. ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ


Многие писатели, как классики, так и современники обращаются к фольклорным традициям.

Интерес этот не случаен, так как только через фольклор раскрывается душа русского человека, его быт, его языческое начало, его страх перед непознанным, его сила добра в борьбе со злом.

Тургенев также широко употреблял фольклорные мотивы в своих произведениях, рассказ «Бежин луг» является ярким тому подтверждением. «Бежин луг» входит в круг детского и подросткового чтения и интересен подрастающему поколению, потому что с течением времени интерес к «страшилкам» не иссяк, разве что крестьянские дети 19 века были более суеверны в этом плане.

Я не считаю, что рассказы были выдумкой ребят. Легенды и поверья передаются из уст в уста через многие поколения, они не только пугают ребят, но и выполняют дидактическую функцию, предостерегая от возможных опасностей.

В рассказе «Бежин луг» в гармоничном синтезе находится рациональное и вымышленное.

Один из мальчиков рассказывает о солнечном затмении - явление вполне реальное, поддающееся законом физики, но жители относятся к нему как к каре, как к пришествию на землю страшного существа - еще сильно средневековое сознание у крестьянского народа.

В рассказе употребляется много фольклорных персонажей - леший, домовой, русалка, водяной, с ними соседствуют рассказы об умерших людях и воплотившихся в бродящие души.

Но самый страшный, на мой взгляд, рассказ о барашке, который топтался на могилке и говорил человеческим голосом. Но все это можно объяснить тем, что многие очевидцы этих событий, по словам мальчиков, были «хмельные».

Природа и фольклор находятся в тесной взаимосвязи: во время рассказов страшных историй доносятся издалека страшные, непонятные ночные звуки, вокруг появляются тени, шуршат камыши.

Одним из переломных моментов является разговор о мальчике-утопленнике Васе. Павлуша во время этого разговора ушел за водой, а когда вернулся - рассказал, что слышал голос этого самого Васи, будто он его звал «Павлуша, а Павлуша, подь сюда».

Но погиб мальчик вовсе не от воды, а от того, что он любил, - от лошадей.

Носителем философской проблемы в рассказе является не рассказчик, а автор. По мнению автора, страшно не то, чего мы боимся, а то, чего не боимся и о чем не знаем. По стечению обстоятельств, голос в воде явился лишь плохой приметой, предостерегающей от опасности, но не указывающей на нее.

В образ мальчиков вложена и еще одна философская концепция автора, присущая всем очеркам «Записок охотника» - это идея о равенстве между ребятами и неравенстве среди взрослых. Это идея о непринятии крепостного права как устройства государства Российского.


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение хотелось бы сказать, что рассказ «Бежин луг» повлиял не только на отмену крепостного права, но и на искусство. В частности, в 1935 году проходили съемки фильма «Бежин луг» под руководством Сергея Михайловича Эйзенштейна. В основу этой драмы была положена история об убийстве на Северном Урале 3 сентября <#"justify">Бежин луг, как выясняется, место вполне реальное. Есть даже два географических объекта с таким названием: в Чернском районе Тульской области <#"justify">Подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод о том, что рассказ «Бежин луг» играет большую роль как в творчестве самого писателя, так и в жизни народа России. Пейзажные зарисовки и фольклор гармонично сочетаются и отражают широкую русскую душу, огромные русские территории, историю народа и культурные традиции. У меня этот рассказ вызывает только положительные эмоции, в нем, помимо красочной картины природы и интересного фольклора, вложена важная философская проблема о судьбе человека, о его месте в мире, о его единении с природой и космосом.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.