Николай Заболоцкий. Кому признавался в любви поэт, которому была чужда лирика? «Последняя любовь» Н. Заболоцкий

Николай Заболоцкий - поэт и философ, которого по праву называют одной из самых загадочных и парадоксальных личностей XX века. Он был известен в литературных кругах как талантливый переводчик и самобытный мастер художественного слова. В жизни же представлял собой человека весьма рассудительного и рационального. Однако анализ стихотворений Заболоцкого говорит о том, что автор этих произведений - натура чувствительная и чрезвычайно отзывчивая.

Творческий путь Заболоцкого был труден и тернист, как, впрочем, и жизнь прочих писателей и поэтов начала прошлого века. Сегодня наследие этого автора занимает видное место в литературе. Вопреки неблагоприятным историческим событиям, во время которых Заболоцкий начал свой путь в литературе, он смог ввести в русскую поэзию новые темы.

Периодизация творчества Заболоцкого

В творчестве этого поэта выделяют три периода. Все они существенно отличаются друг от друга сюжетами и темами. Анализ стихотворений Заболоцкого, созданных в 20-х годах, говорит о том, что первому периоду его творчества присущ критический взгляд на бездуховность мещанского мира. В своих ранних творениях русский поэт делал акцент на рельефности и неожиданности изобразительных средств.

На более позднем этапе для Заболоцкого важными стали темы природы. Окружающий мир для него был не чем иным, как живым существом, наделенным разумом. Как и другие поэты, одухотворенные революцией, поэт искренне верил в невероятную силу событий, предшествовавших зарождению нового советского государства. Они, по убеждению Заболоцкого, могли освободить от эксплуатации не только людей, но и животных.

Главной темой в послевоенной лирике Заболоцкого стала человеческая душа. Чем отличается истинная красота от ложной? На этот вопрос стремился ответить поэт. Анализ стихотворений Заболоцкого, относящихся к позднему этапу, проясняет мнение автора относительно красоты человеческой души.

Что есть красота?

Красоте человеческой души поэт придавал немалое значение, что подтверждает анализ стихотворений Заболоцкого. Психологически насыщенные произведения «Некрасивая девочка», «Неудачник», «Жена» посвящены философским вопросам. Душевные качества, несомненно, важнее физических. Но почему-то в нашем мире людям с непривлекательными чертами живется намного сложнее, нежели тем, чья внешность не имеет изъянов. Заболоцкого «Некрасивая девочка» доказывает важность для поэта одного из существенных аспектов человеческих взаимоотношений. Размышляя о внутренних качествах героини этого произведения, автор приходит к выводу, что красота души все же важнее.

Как мог он не видеть сокровище жизни своей?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Жена» дает представление о том, насколько важны для русского классика были женская любовь и верность. Образ любящей женщины в этом произведении - это олицетворение верности и преданности. Взгляд ее робкий и болезненный. Ходит она тихо, беззвучно, пока муж ее пишет. И не знал ни Гете, ни Данте столь смиренной и преданной любви.

Есть лица - подобья ликующих песен…

Постигнуть глубину философских размышлений поэта можно, сделав анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий говорит в этом произведений о внутреннем мире человека и о том, какое отражение он может иметь во внешнем облике. Лица автор сравнивает с хижинами, которые могут быть холодными и закрытыми. Они могут быть пустынными и темными. Но встречаются, однако, светлые и радостные, хотя внешне они неприметны.

Снова подтверждает преимущество душевной красоты над физической анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий сравнивает человеческие лица с архитектурными строениями. Одни роскошны и прекрасны, но не вызывают в душе теплых чувств. Другие скромны и незатейливы, но ассоциируются с милыми, приятными воспоминаниями. Разделяя стихотворение на две части, автор посвящает последние строки людям некрасивым внешне, но прекрасным внутренне.

Красота, по мнению поэта, является огромной ценностью, которая способна сводить с ума и подчинять себе. Ее владельца посещают нередко надменность и тщеславие, в чем и заключается губительная сила физической красоты.

Душа обязана трудиться…

Для того чтобы понять идейное содержание поздних произведений поэта, необходимо сделать анализ стихотворения «Душа». Заболоцкий не дал произведению названия, но главным образом в нем стал внутренний мир человека, который поэт наделил некоторыми человеческими способностями. Душа, по его мнению, должна трудиться. Ведь душевная лень порождает эгоистичность, черствость и ограниченность. Заболоцкий полагал, что, делая себе поблажку, человек рискует утратить последнее и, быть может, главное в жизни. И даже тот, кто умудрен опытом и прошел немалый жизненный путь, должен непрерывно учить себя доброте, справедливости и состраданию. Важные философские вопросы, актуальные во все времена, поднимает анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…».

Лирика

Лирические произведения Заболоцкого были созданы под влиянием традиций Тютчева и Баратынского. Стихотворение «Гроза» наполнено метафорическими образами, призванными показать связь природы и человека.

К последним произведениям русского поэта относятся десять стихотворений, вошедших в цикл «Последняя любовь». За два года до смерти в супружеской жизни Заболоцкого произошел разлад. Поэт некоторое время тесно общался с автором легендарного романа «Жизнь и судьба». Супруга Заболоцкого не смогла остаться равнодушной к таланту и уму великого писателя. Разлад привел к недолгому расставанию, во время которого и создан был лирический цикл. Екатерина Васильевна вернулась в 1958 году к мужу. Спустя два месяца он скончался.

Наследие Николая Заболоцкого небольшое. Оно включается в себя всего лишь один том стихотворений и поэм. Но темы его произведений столь разнообразны и многогранны, что, без сомнения, этого поэта можно отнести к великим мастерам художественного слова XX века.

Когда я первый раз прочитал это стихотворение, я заметил, что довольно нетрудно понять, о чем оно. Здесь нет никакой нарочитой сложности, отдаляющей читателя от правильного восприятия текста, - можно сразу сказать, что стихотворение о жизни двух пожилых людей, о любви, жизни и смерти.
Эта «простота» подчеркивается и формой. Заболоцкий строго выдерживает силлабо-тонику, не превращая размер стихотворения ни в дольник, ни в тактовик. Более того, в этом произведении икты трехстопного анапеста не попадают на безударные слоги. Наконец, перекрестная рифмовка и чередование мужских и женских клаузул показывает, что, используя строгую и регулярную, простую форму, автор хотел обратить наше внимание на что-то другое.

На что же? Хотя бы на композицию. Все стихотворение можно разделить на три части, каждая из которых отличается от предыдущей по содержанию, образам и лексике. В первой части (которая кончается словами «Задержался с подругой своей») рассказывается о двух пожилых людях и шофере, во второй части описывается их любовь, а в третьей показан шофер как внешний наблюдатель и его выводы (или вывода автора?). Если говорить об образах, то в первой и третьей части это шофёр и два пассажира, а во второй части шофер исчезает, да и пассажиры тоже, и на первый план выходит чувство, объединяющее двух людей. Их образы будто бы растворяются в море любви («И забывших себя до конца»), и главным субъектом во второй части становится их чувство, а они - лишь объекты, подчиненные ему. Это выражается и грамматически: то, что объединяет их, всегда имеет функцию сказуемого («Два туманные легкие света //
Исходили из них <…>»), «Красота уходящего лета // Обнимала их <…>», «Кратковременной радости море // Окружало любовников тут<…>»), а сами «любовники» обозначаются как дополнение - «из них», «их», «любовников». Кроме того, их действия выражаются причастными оборотами - «обращенных» и «забывших», а не глаголами. Но все же самое главное, что подчеркивает несамостоятельность образов этих двух влюбленных - это то, что мы про них ничего не знаем, и об их чувствах говорится вместе, а не по отдельности. Если бы были известны их имена, внешний вид, их история любви, мысли каждого из них, это бы в корне изменило систему образов стихотворения.

Теперь про лексику. Во второй части немыслимы такие слова как «машина», «шофер», «пассажир» или «песенка спета», ровно как в первой и третьей части нет слов «аквилегии», «канны», «светы». При этом все же чувствуется стилистическая цельность стихотворения: в первой и третьей частях автор все же использует некоторый поэтический язык (тропы вроде «созвездья огней»), и нельзя сказать, что в начале или конце стихотворения стилистика совсем обыденной, ежедневной речи.

Можно задаться вопросом: а где здесь автор?
Действительно, здесь нет лирического «я», автор будто бы описывает действительность, не говоря ничего от своего имени. Однако в последнем четверостишии автор перестает играть роль отстраненного рассказчика. Шофер думает, что им осталось жить недолго - и автор с помощью слов «он-то знал» (а не «думал», «был уверен» и т.д.) показывает, что это действительно так. Но затем он вставляет слова «к счастью», и эти два слова уточняют его отношение к их поздней любви. В двух последних строчках буквально сказано: «Хорошо, что они не думают о том, что их любовь скоро закончится смертью», что можно обобщить, и тогда мы дойдем до следующего утверждения: «Не надо задумываться о смерти, когда ты любишь - любовь превыше всего».

Эта мысль - наследница романтизма и, стало быть, символизма. Если обрезать это стихотворение так, чтобы оно начиналось со слов «два странных лица», а кончалось словами «в электрическом блеске лучей», то это вполне могло бы быть стихотворением одного из младосимволистов (например, в «Стихах о Прекрасной даме»). Тем более, что любовь, выступающая здесь будто бы самостоятельной сущностью, имеет некий мистический оттенок: «Два туманные легкие света», что можно объяснить влиянием символистов.

Для всего стихотворения характерны косвенные упоминания о смерти. Но они видны лучше всего, если посмотреть на то, что здесь значит время. Действие происходит поздним вечером («вечерний простор», «созвездия огней»), и это метафора «вечера жизни», «заката жизни»: почти что спящий водитель заметил их живые чувства, и пробудился; из них исходили «два света», что будто бы «воскрешало» их. Довольно важно, что действие происходит осенью, и это время года отсылает нас к понятию старости. «Красота уходящего лета» похожа на «красоту уходящей жизни», а «кратковременной радости море» относится то ли к скоротечности жизни, то ли к приближающейся осени.

В завершение я вновь подчеркну важность композиции этого стихотворения. Как в «Незнакомке» Блока первая часть, описывающая рестораны и из посетителей, противопоставляется второй, мистической части, так и в этом стихотворении высокий романтизм любви композиционно противопоставляется прозаичности жизни. И автор делает свой выбор, и мимолетность этой последней любви ничуть не умаляет ее ценность.

В 1956-1957 гг. поэт создает лирический цикл “Последняя любовь” , состоящий из 10 стихотворений. В них развертывается драматическая история взаимоотношений уже немолодых людей, чье чувство прошло нелегкие испытания. По словам А.В. Македонова, “это рассказ о каком-то несчастье, огромной душевной боли, разделившей любящих, временном разрыве; затем, после каких-то, также мучительных колебаний, происходит новое соединение и окончательное примирение...”.

В этих стихах далеко не все так просто и однозначно. Пожалуй, ни о чем здесь не сказано прямо, “открытым текстом”, и драма любви раскрывается прежде всего отраженно, через картины и образы природы, не только изнутри, но нередко и как бы глазами “человека со стороны”.

Глубоко личные любовные переживания неизменно проецируются на жизнь окружающей природы. В теснейшей связи с ней видится поэту то, что происходит в его собственном сердце. И потому уже в первом стихотворении простой “букет чертополоха” несет в себе отсветы Вселенной: “Эти звезды с острыми концами, / Эти брызги северной зари... / Это тоже образ мирозданья...” И одновременно это конкретнейший, пластический и одухотворенный образ уходящего чувства, неизбежного расставания с любимой женщиной: “...Где пучки цветов, кровавоглавы, / Прямо в сердце врезаны мое”; “И простерся шип клинообразный / В грудь мою, и уж в последний раз/ Светит мне печальный и прекрасный / Взор ее неугасимых глаз”.

И в других стихотворениях цикла наряду с прямым непосредственным выражением чувства (“Признание”, “Клялась ты - до фоба...”), оно возникает и отраженно - в пейзажных картинах, живых деталях окружающей природы, в которых поэту видится “целый мир ликованья и горя” и “чуть живое подобье улыбки твоей” (“Морская прогулка”, “Можжевеловый куст”).

Заглавное и, пожалуй, ключевое стихотворение цикла - “Последняя любовь” (“Задрожала машина и стала...”) . В нем есть элементы описания и повествовательности. Это своего рода фрагмент новеллы, рассказ-зарисовка о последней встрече-прощании двух влюбленных. Исследователи отмечали сюжетную и образную перекличку этих стихов с одноименным стихотворением Тютчева из “Денисьевского цикла” 1850-1860-х гг. и рассказом Чехова “Дама с собачкой”.

В стихотворении Заболоцкого действие развертывается на фоне осеннего пейзажа, еще пышно цветущей, но уже обреченной на увядание природы, смены времени суток (“Двое вышли в вечерний простор”), времен года (“Красота уходящего лета / Обнимала их сотнями рук”). Эти пространственно-временные образы в их пластически-живописной конкретике, динамике, психологической насыщенности отражают внутреннее состояние двух любящих: в том, как “трепетали созвездья огней” и “мотор трепетал тяжело”, слышен трепет их сердец. В ярких, ослепительных красках “уходящего лета” столь же отраженно передана вспышка их поздней, последней страсти:

Были тут огнеликие канны,
Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны,
И ромашки в венце золотом.
В неизбежном предчувствии горя,
В ожиданье осенних минут,
Кратковременной радости море
Окружало любовников тут.

При всей важности внутренних ассоциативных ходов, емкости образных деталей композиция стихотворения обладает строгой завершенностью. В финале вновь появляются возникшие уже в первой строфе машина и “утомленный работой шофер”, глазами которого, собственно, мы и видим эту краткую сцену последнего свидания влюбленных:

А машина во мраке стояла,
И мотор трепетал тяжело,
И шофер улыбался устало.
Опуская в кабине стекло.
Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни.
Что давно уж их песенка спета,
То, что, к счастью, не знали они.

В заключительных стихотворениях цикла (“Встреча”, “Старость”) драматическая жизненная коллизия разрешается и на смену мучительным переживаниям приходит чувство просветленности и умиротворения. Неугасим в памяти “животворный свет страданья” и мелькающий редкими зарницами “отдаленный слабый свет” счастья, но, главное, все самое тяжелое позади: “И только души их, как свечи, / Струят последнее тепло”.

Пожалуй, не найти поэта, который не коснулся бы в своём творчестве темы любви. В произведениях различных авторов перед нами предстают разные лики этого чувства: любовь-счастье, любовь-страдание...

Стихотворный цикл Н.А. Заболоцкого «Последняя любовь» был завершён за год до смерти автора. На излёте жизни поэт пишет о бессмертной любви. Несмотря на жизненные испытания (а их на долю Н.А. Заболоцкого выпало немало), он не утратил интереса к тончайшим движениям души. Описывая в стихах любовные волнения своего лирического героя, поэт побуждает нас сопереживать этому чувству. Когда читаешь «Последнюю любовь» Заболоцкого, полностью погружаешься в мир, созданный поэтом, находишь много созвучного и своим чувствам.

Вместе с героями стихотворений мы проживаем целую жизнь — от юности до старости. В этой жизни есть всё: встречи, признания в любви, разлуки... Однако перед нами не повествование в чистом виде: поэт многое опускает, оставляя лишь самое значительное.

У лирических героев Заболоцкого нет имён: в стихах действуют Он и Она. Называя так героев, поэт подчёркивает символичность происходящего. Речь идёт о двоих, но одновременно и обо всех влюблённых. Главным героем, безусловно, выступает Он: от его лица ведётся рассказ. Сказочной героиней предстаёт Она в «Чертополохе », первом стихотворении цикла. Как заколдованная принцесса, в «высокой темнице», за решёткой ожидает героиня спасения. «Печальный и прекрасный взор её неугасимых глаз» светит герою, как бы указывая путь к темнице, где заточена «радость». Но не радость, а грусть звучит в этом стихотворении:

Но и я живу, как видно, плохо,

Ибо я помочь не в силах ей.

Между героями встала глухая «стена чертополоха». Несмотря на боль (в сердце герою врезается «шип клинообразный»), Он идёт сквозь «чертополох» к «радости»...

В «Морской прогулке », втором стихотворении цикла, герои оказываются рядом. Волна, идущая от белого глиссера, «высока и легка»: она заслоняет их от мира. Сказка продолжается. Волшебным, «диковинным», будто сон, предстаёт мир перед героями.

«Признание » — третье стихотворение цикла «Последняя любовь» Заболоцкого. Признание героя в любви воспринимается как глубоко интимное, и в то же время ему присуще нечто общечеловеческое — оно находит отклик в душе каждого (недаром эти стихи положены на музыку). Героиня, знакомая нам по «Чертополоху» и «Морской прогулке», становится ближе и лирическому герою, и читателю. Она по-прежнему «околдована», «словно в оковы закована», но это уже не сказочная красавица, а земная женщина. Появляются портретные черты: «очи тяжёлые», «брови восточные»... И всё же есть в её облике что-то загадочное, непостижимое для героя. Об этом говорят используемые автором метафоры и сравнения: «С ветром в поле когда-то обвенчана...», «Словно с тёмного неба сошедшая...», «Отвори мне лицо полуночное...».

Загадочная стихия красоты околдовывает героя. Он называет возлюбленную своей «драгоценной женщиной», «звездой сумасшедшей», «горькой, милой», «красавицей».

В четвёртом стихотворении «Последняя любовь » (оно дало название всему циклу) двое обращены «друг к другу навеки» и забыли «себя до конца». Но, предвещая разлуку, уходит лето их любви. Счастье, радость любви непродолжительны. Можно потерять и любовь, посланную на склоне лет...

Предчувствием разлуки наполнено пятое стихотворение цикла «Голос в телефоне ». Разлука только намечается, но становится свершившимся фактом в шестом стихотворении цикла: героиня оставила героя. Его переживания достигают предела:

И кричит душа моя от боли,

И молчит мой чёрный телефон.

Восторженной влюблённости свойственно клясться, но «счастья до гроба не будет». Вместе с болью к герою пришла мудрость: расставание и одиночество были неизбежны...

Но если любовь была, может ли она исчезнуть? Не затаивается ли она в нас, ожидая определённого часа? В седьмом стихотворении цикла она напоминает о себе герою «полумёртвым цветком». На картинах, мимо которых он проходит, цветы искусственные — «в лепестках акварели». А под ногами прохожих — настоящий цветок, пусть «полумёртвый», «без движенья», но живой! Любовь жива, только обернись назад, вглядись, не пройди мимо...

«Можжевеловый куст » — восьмое стихотворение цикла. Опять в грудь герою вонзается «смертоносная игла» любви. Чертополох, можжевеловый куст — образы-символы. Любовь ранит, но разве это останавливает нас? Герой идёт навстречу любви, его влечёт «чуть живое подобье улыбки» героини, что привиделось ему во сне «во мраке древесных ветвей». И зазвучала тема покаяния, прощения. Да, «облетевший садик безжизнен и пуст», но «простит тебя бог, можжевеловый куст!..».

За надеждой на новое свидание приходит сама встреча. Девятое стихотворение цикла так и названо — «Встреча ». Автор предваряет его эпиграфом из «Войны и мира» Л.Н. Толстого: «И лицо с внимательными глазами, с усилием, как открывается заржавевшая дверь, — улыбнулось...», — Наташа Ростова, пережившая чувство к Андрею Болконскому, полюбила Пьера Безухова.

Для героя и героини Заболоцкого открылась дверь в другую жизнь, в другой мир. Да, чтобы заново выстроить отношения, нужно приложить больше усилий, чем в первый раз, но любовь стоит этого. И вот уже «нежданное» счастье становится реальностью: «Снова из её глаз... хлынул свет — не свет, но целый сноп живых лучей, — не сноп, но целый ворох весны и радости...».

За разговорами, улыбками, восклицаньями «теперь горел неугасимый свет» — свет любви, свет её красоты, не увядающей с годами и горестями. На этот «неугасимый свет» летят мотыльки. К этому «неугасимому свету» тянется сердце человека. И ни к чему ворошить прошлое.

И, наконец, «Старость » — завершающее стихотворение цикла «Последняя любовь». К героям приходит осмысление счастья. Герои бережно хранят счастье любви, потому что они обрели его через боль и страдания. Испытав многое, Он и Она идут по жизни вместе, поддерживая друг друга. Как некогда, им снова легко, как некогда, «в одно единое навеки слились живые души их...».

Прочитав эти десять стихотворений, испытываешь чувство благодарности к поэту. Стихи Заболоцкого убеждают в том, что настоящая любовь всё-таки есть на свете, а если она ещё не посетила нас, не стоит отчаиваться — всё ещё впереди.

Николай Заболоцкий.
“Последняя любовь”

Цикл этот, написанный в конце жизни поэта (07.05.1903 – 14.10.1958) – это первые стихи Николая Заболоцкого о любви, не об абстракной любви, не о любви, как таковой, в жизни людей, не зарисовки из чужих судеб – а своё, личное, прожитое сердцем. Сдержанный, по свидетельству очевидцев, в обыденной жизни, Заболоцкий оставался таким же и в стихах. Но в цикле “Последняя любовь” чувства выплескиваются без оглядки…

Никита Заболоцкий: – Осенью 1956 года в семье Заболоцких произошел трагический разлад, основной причиной которого стал Василий Гроссман, автор знаменитого романа “Жизнь и судьба”. Поселившись в соседних корпусах на Беговой улице, Заболоцкие и Гроссманы быстро сблизились домами: дружили жены, дети, заинтересованно общались поэт и прозаик. Правда, отношения между этими слишком разными личностями были непростыми. Разговоры с Гроссманом, ядовито-ироничным, резким, всякий раз обращались к тому предмету, который растравлял старые душевные раны Заболоцкого, нарушал с трудом установившееся внутреннее равновесие, необходимое ему для работы. Екатерина Васильевна, как никто понимавшая состояние мужа, тем не менее не могла оставаться равнодушной к силе ума, таланту, мужскому обаянию Гроссмана. С их глубокой взаимной симпатией Заболоцкий мириться не мог. И в конце концов объявил: пусть Екатерина Васильевна уходит к Гроссману, а он найдет себе другую жену. 28 октября Заболоцкий позвонил почти незнакомой красивой молодой женщине из литературного круга – Наталии Александровне Роскиной – и попросил о встрече. Во время второго свидания сделал предложение. Но совместная жизнь не заладилась. Роскиной поэт посвятил нежно-трагическое стихотворение “Признание” (“Зацелована. Околдована…”). В первых числах февраля 1957 года они расстались. Заболоцкий погрузился в работу. А после разговоров с Екатериной Васильевной проникся убеждением, что пройдет время – и она вернется к нему. “Многие мои стихотворения, по существу, как ты знаешь, – писал отец маме в Ленинград 20 января 1958 года, – мы писали с тобою вместе. Часто один твой намек, одно замечание меняли суть дела… А за теми стихами, что писал я один, всегда стояла ты… Ты ведь знаешь, что ради моего искусства я всем прочим в жизни пренебрег. И ты мне в этом помогла”. В сентябре родители снова были вместе.” А в октябре Николай Заболоцкий ушёл из жизни…

Последняя любовь

Задрожала машина и стала,
Двое вышли в вечерний простор,
И на руль опустился устало
Истомленный работой шофёр.
Вдалеке через стёкла кабины
Трепетали созвездья огней.
Пожилой пассажир у куртины
Задержался с подругой своей.
И водитель сквозь сонные веки
Вдруг заметил два странных лица,
Обращённых друг к другу навеки
И забывших себя до конца.
Два туманные лёгкие света
Исходили из них, и вокруг
Красота уходящего лета
Обнимала их сотнями рук.
Были тут огнеликие канны,
Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны,
И ромашки в венце золотом.
В неизбежном предчувствии горя,
В ожиданье осенних минут
Кратковременной радости море
Окружало любовников тут.
И они, наклоняясь друг к другу,
Бесприютные дети ночей,
Молча шли по цветочному кругу
В электрическом блеске лучей.
А машина во мраке стояла,
И мотор трепетал тяжело,
И шофёр улыбался устало,
Опуская в кабине стекло.
Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни,
Что давно уж их песенка спета, -
То, что, к счастью, не знали они.