Истинное происхождение бога. Происхождение мира и богов

Один из вопросов, который постоянно возникает в наших дискуссиях, - кто создал Бога? Или, если перефразировать этот вопрос — откуда взялся или появился Бог? С позиции космологии очень легко привести аргументы в пользу существования Бога. За последние годы накопилась масса научной информации, опровергающей атеистические взгляды и теории происхождения вселенной. Как ученый и оратор по теме религии и науки я был очень впечатлён тем, какими быстрыми темпами растет внимание к этой теме со стороны многих теологов и ученых. К тому же последние открытия показывают, что религия и наука не только могут существовать вместе, но и прекрасно дополняют друг друга.

Если Бог создал материю/энергию, создал все сущее, что тогда стало причиной появления Бога — кто Его создал? Почему разумнее верить, что Бог был всегда, чем верить, что материя всегда была? Как сказал однажды Карл Саган: «Если мы говорим, что Бог был всегда, почему тогда не сказать, что Вселенная всегда была?»

С чисто научной точки зрения очень легко продемонстрировать, что материя по природе не может быть вечной. Вселенная расширяется, что ведет нас к выводу о том, что у нее было начало в пространстве/времени и что это начало было разовым событием в прошлом. Водород является основным топливом во вселенной, снабжая энергией все звезды и другие источники энергии в космосе. Если это топливо будет использоваться вечно, то рано или поздно оно истощится, но факты показывают, что, хотя космический датчик топлива и двигается по направлению к «пусто», все же еще далеко от этой точки, что в свою очередь плохо сочетается с идеей вечности вселенной.

Второй закон термодинамики показывает, что космос двигается по направлению к беспорядку, что иногда называют «тепловой смертью». Даже в пульсирующей Вселенной рано или поздно заканчивается топливо и она «умирает». Все эти доказательства и некоторые другие, о которых мы не говорим здесь, указывают на тот факт, что материя не может быть вечной, как д-р Саган склонен утверждать. Тем не менее, это не означает, что мы автоматически принимаем гипотезу о том, что Бог есть Творец. Почему идея о вечности Вселенной отличается от идеи вечности Бога?

Проблема здесь в том, что многие люди имеют ошибочное представление о Боге. Если мы рассматриваем Бога, как физическое, антропометрическое (как человек) существо, тогда вопрос о происхождении Бога разумен. Тем не менее, такое представление Бога чуждо и здравому смыслу. Давайте рассмотрим несколько мест из Библии, описывающих природу Бога:

Иоанна 4:24 — Бог есть Дух…

Матфея 16:17 — потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах…

Числа 23:19 — Бог не человек, чтобы Ему…

Очевидно, как показывают все эти описания Бога, что Бог есть духовное существо. Он существует вне трехмерного мира, в котором мы с вами живем. Библия поддерживает эту концепцию дальше:

Иеремия 23:23-24 — Разве Я — Бог [только] вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь…

2 Летопись 2:6 — И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве [только] для курения пред лицем Его…

Деяния 17:28 - Ибо в Нем живем, двигаемся и существуем…

Бог описывается, как существующий не только вне пространства, но и как существующий вне времени:

2 Петра 3:8 — Но не забывайте одного, дорогие друзья: с Богом день, словно тысяча лет, а тысяча лет, словно один день.

Псалом 89:5 — Тысяча лет для Тебя- словно вчерашний день, словно пара часов ночных…

Псалом 101:28 — Но Ты, Всевышний, неизменен. Ты будешь вечно…

Деяния 1:7 — Он сказал им: «Не вам знать времена и сроки, которые властью Своей установил Отец…

Если Бог существует вечно, и если для Бога любое время, будь-то прошлое или настоящее, как если бы для нас это было сейчас, тогда вопрос о том, кто создал Бога - неправильный вопрос. Это как если попросить студента нарисовать четырехугольный треугольник. Терминология противоречит сама себе.

Откуда взялся Бог — кто же создал Бога?

Когда спрашивают: «Кто создал Бога», мы делаем предположение, что Бог был создан. Если Бог существует вне времени и пространства, если Он Творец времени и пространства, то Он точно не был создан! Бог сам стал причиной начала всего! Вот почему Он говорит: «Я Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец».

Бог создал время. Книга Бытие, говоря: «В начале Бог создал небо и землю», ссылается на время творения. Такие вещи, как тепловая смерть, расширение Вселенной и уменьшение водорода не применимы к Богу, так как Он существует вне времени. Бог был всегда. Он не только стал причиной появления времени, но Он же будет и его концом. Когда время выйдет, вся материя и все человечество войдет в вечность - во вневременное состояние.

«Но день пришествия Господа подкрадётся неожиданно, словно вор. В этот день с грохотом исчезнут небеса, тела небесные будут уничтожены огнём, а земля вместе со всем, что на ней, будет сожжена. Так как всё будет разрушено таким образом, то подумайте, какими вам следует быть. Вы должны вести жизнь святую, посвящённую Богу, и совершать благочестивые деяния». (2 Петра 3:10,11)

«Осушит Он слёзы с глаз их и не будет более смерти. Не будет более ни скорби, ни горя, ни боли, ибо всё старое исчезло». (Откровение 21:4)

, если у вас возникли вопросы, связанные с христианской верой.

Пройдите , если хотите проверить свои знания Библии и основ христианства.

Мифы Древней Греции. Вступление.

В раннем детстве, когда я учился в начальной школе в родном селе на Дальнем Востоке, каким-то чудом мне в руки попалась книжка с изображением красно-кирпичного кентавра на обложке - «Мифы Древней Греции», как о том я писал, с явлением богов и героев Эллады в моем мировосприятии, что определило, можно сказать, всю мою будущность и мое призвание.

Но куда существеннее: мифы Древней Греции лежат в основе миросозерцания древних греков и римлян, всей античной цивилизации и культуры, что вновь взошло в эпоху Возрождения в странах Западной Европы и в России. Именно мифы Эллады составляют квинтэссенцию классического образования и классического стиля, заключая в себе поэзию и меру вещей - красоту, красоту природы, ее флоры и фауны, мироздания в целом, красоту жизни и прежде всего женщин, красоту искусства.

Поэтому соприкосновение с мифами Древней Греции еще в детстве и впоследствии всегда в высшей степени благотворно и необходимо, ибо европейская цивилизация и культура, все виды искусства пронизаны образами античных легенд и мифов.

Теперь я знаю, что та книжка с красно-кирпичным кентавром на обложке была издана для детей на основе книги «Легенды и мифы Древней Греции» Н.А.Куна, которая неоднократно переиздавалась в СССР. Это книга и станет нашим путеводителем, поскольку востребованность в мифах Древней Греции велика, и мне самому интересно вновь окунуться в классическую древность.

БОГИ

Происхождение мира и богов.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги.

Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней.

Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос.

Безграничный Хаос породил вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын - титан Океан, обтекающий всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид.

Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды, которые горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастие внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

ЗЕВС

Рождение Зевса.

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождающихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу своих детей. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона (у римлян Юнона, Плутон и Нептун).

Рея не хотела потерять и последнего ребенка. По совету своих родителец, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой пещере, родился у нее сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла его от жестокого отца, а Крону дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что был обманут.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса. Они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед Зевсу со склонов высокой горы Дикты. Всякий раз, когда маленький Зевс плакал, юные куреты (полубоги), охранявшие пещеру, ударяли в щиты мечами, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами.

Вырос и возмужал Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет проглоченных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые титаны, а первыми - титан Океан и дочь его Стикс с детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были ех противники. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метил Зевс в титанов.

Борьба длилась десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров и призвать их на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступали к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы. Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец, титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие великаны -гекатонхейры, чтобы не вырвались на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Борьба Зевса с Тифоном.

Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона.

Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколыбал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжелыми шагами.

Боги содрогнулись от ужаса. Но смело ринулся на Тифона Зевс-громовержец, и начался бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод сотрясались до основания. Ярким пламенем вспыхнула земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горят даже воздух и темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов.

Рухнул Тифон на землю, от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфо, адского пса Кербера (Цербера), ларнейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.

Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон - море, а Аид - подземное царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.

ОЛИМП

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина (у римлян Диана, Венера и Минерва) и много других богов.

Три прекрасные оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса.

Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето.

А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом (у римлян Вулкан). Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо Зевса.

У трона его богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса, крылатая богиня победы Ника.

Вот входит величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. А она идет к золотому трону и садится рядом с Зевсом.

Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро вестись на радужных крыльях в самые дальние края земли исполнять повеления Геры.

Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию и нектар - пищу и напиток богов.

Прекрасные хариты (у римлян грации) и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.

У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида… Там и богиня Дикэ, дочь Зевса, защитница правды и враг обмана. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы - мойры (у римлян парки), живущие на Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Одни мойры знают веления рока.

Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить - и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Антропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.

Яхве и Уицилопочтли - кто они? Размышления о сходстве исходов иудеев и ацтеков и природе руководивших ими богов (на 2-х страницах)

Когда я готовил материалы для третьей книги, то обратил внимание на явное сходство исходов иудеев из Египта и ацтеков из Астлана. Несмотря на то, что исход ацтеков происходил в X или XI-XIII вв. н.э. и продолжался более 200 лет, а исход иудеев - в XIV или XIII вв. до н.э. и продолжался около 40 лет (по классическим датировкам), они проходили примерно по одному и тому же сценарию. Особенно поразило меня сходство между руководившими исходами иудеев и ацтеков богов - Уицилопочтли (Вицлипуцли) и Яхве (Саваофа)... Оба этих бога были всемогущими и незримыми. Они всегда присутствовали где-то рядом с ведомыми ими народами, но никогда не открывали своего лика. Когда им нужно было показать свое могущество, они представали в виде облака, тучи, огня,… . )

Рогатый Моисей - ошибка перевода Библии или его анатомическая особенность? Размышления о потенциальных предках избранного народа
Когда я подбирал иллюстрации к своей статье «Яхве и Уицилопочтли - кто они? Размышления о сходстве исходов иудеев и ацтеков и природе руководивших ими богов », то натолкнулся на фотографию статуи Микеланджело Буанаротти «Моисей», законченную великим скульптором в 1542 г. и размещенную в базилике Сан-Пьетро ин Винколи (Св. Петра) в Риме (ее гипсовая копия находится в Пушкинском музее в Москве). И был поражен сходством Моисея с древнегреческим богом Паном (древнеримским Фавном и Сильваном), изображенным на античной скульптуре в Лувре... После этого я увидел фотографии еще нескольких подобных скульптур Моисея – в Кафедральном соборе в Зальцбурге, соборе в Анжере во Франции, Рослинской часовне в Шотландии и др., на которых он выглядел почти также, как бог Пан, правда, с одним существенным отличием – у Моисея были человеческие ноги, а у Пана – ноги барана или козла. Зато у Моисея, и у Пана на голове красовались рога. Это не могло быть просто случайностью . )

И.Добросоцкий. Небожители - боги и прародители человечества (на 3 страницах)
Рекомендую прочитать статью И. Добросоцкого «Небожители – боги и прародители человечества». В ней автор выдвинул хорошо аргументированную гипотезу, что древние знания, положенные в основу современных религий, были принесены на Землю небожителями – пришельцами с других планет, которых древние люди стали называть богами. Весьма убедительны его представления о том, что небожители были предками людей, и что образование современных типов людей стало результатом смешанных браков небожителей и «человека животного», к которому относились древние обитатели Земли . )


Демоны


Демоны. Белые и черные человекоподобные демоны
До Рождества Христова и в первые века христианской эры слово "демон" (daemon) означало существо, занимающее промежуточное положение между богом и человеком. В "Ригведе" боги и демоны, именовавшиеся одним словом "асуры", вообще не разделялись и обозначали любое существо, обладавшее сверхъестественными способностями. Различие между понятиями "бог" и "демон" появилось только в более поздней литературе. К богам стали относить все "светлые" существа, благосклонные и милосердные к людям, к демонам - "темные" силы, враждебные к человечеству. Причем, у разных народов были различные критерии определения светлых и темных сил. Поэтому одни и те же существа у одних народов стали именоваться демонами, а у других - богами ()

Демоны. Змееподобные, многорукие, многоголовые, многотелые, однорукие, одноногие и подобные им демоны
В первой части работы "Белые и черные человекоподобные демоны " я рассказал, по какому принципу происходило разделение белых и черных пришельцев, имевший человеческий облик. У многих народов (Древние Египет, Шумер, Вавилон, Япония, Корея и т.д.) они часто объединялись в группу солнечных божеств , противостоящих "черным" змееподобным, крокодилообразным, многоруким, многоголовым, многотелым, одноруким, одноногим и подобным им богам и демонам, обитавших в "подземном мире", Преисподней, Шибальбе, Патале, и т.д. Все эти хтонические создания чаще всего относились к демонам или же описывались как чудовища. В отдельных местах (Древняя Индия, Китай, Индокитай, Америка и др.) они включались в состав богов, духов, или легендарных правителей и императоров (


А.Комогорцев. Миф о рептилоидах и земноводные герои-цивилизаторы в свете традиционных источников
Согласно современным конспирологическим теориям, рептилоиды – гипотетическая раса человекоподобных рептилий, способных принимать облик человека, и стремящихся к установлению власти над человечеством. Современный популяризатор этой теории Дэвид Айк настаивает на существовании «Вавилонского братства» – тайной организации, созданной рептилоидами и управляющей миром на протяжении всей истории человечества. А Комогорцев попытался разобраться в своей работе, кем могли быть рептилоиды в различных религиозно-мифологических традициях (


Великаны и исполины

Великаны, гиганты, исполины - кто они? Мифические существа или реально существовавшие жители Земли?
Я то и дело касаюсь в своих исследованиях темы великанов , гигантов и исполинов . На сайте имеется довольно много работ, посвященных этому таинственному исчезнувшему народу или, скорее, народам. В них говорится, что великаны , гиганты и исполины жили на Земле на протяжении четырех мировых эпох... После катастрофы, ознаменовавшей смену Четвертой и Пятой мировых эпох, совпавшей с Творением мира по Библии и Корану ... они стали делить мир с людьми. Так уж вышло, что информация о великанах, гигантах и исполинах рассеяна по всему сайту и ею не слишком удобно пользоваться. Поэтому я решил разместить на этой странице названия и анонсы наиболее важных своих работ, в которых непосредственно говорится о великанах , гигантах и исполинах (


Великаны и исполины - предшественники и современники людей. Какой был рост у богов и демонов?
Один мой знакомый прислал фотографию барельефа из какого-то индийского или индокитайского храма (очень похожего на барельефы храмового комплекса Ангкор), на котором вроде бы изображена сцена установки железной колонны. На фотографии хорошо видно, что колонну устанавливают великаны , рост которых больше, чем рост слонов, и лишь в два раза меньше длины самой колонны, то есть он составляет около 3,5 метра. Кем были эти великаны ? Это я понял после поездки по храмам Таиланда и Камбоджи. Фотоотчеты о моей поездке представлены в разделах «Фотогалерея » и «Мои исследования » (

Л. Рампа. Саркофаг с великанами и машины из прошлого в подземельях Тибета
Лама Т.Лобсанг Рампа в своей автобиографической повести «Третий глаз» (главы «Потала» и «Последнее посвящение») рассказал о посещении пещер, расположенных под дворцом-резиденцией далай-ламы в Потале в тибетской столице Лхаса (Китай). Пройдя по бесчисленным подземным коридорам, залам и лестницам, он вышел к огромной нише. «В центре ниши находился черный дом… Стены дома покрывали странные символы и диаграммы… ». Внутри него находились три открытых саркофага из черного камня, украшенные рисунками и загадочными надписями. Один из аббатов, показывая на тех, кто лежал в саркофагах, сказал: «смотри, сын мой, они жили словно боги в нашей стране, когда здесь еще не было гор. Они ходили по нашей земле, когда море омывало ее берега и другие звезды горели в небесах. Смотри и запоминай, ибо только посвященные видели это » (

Происхождение Бога и перспективы развитиялюбой цивилизации

Можно выделить два подхода к восприятию Новых идей. При первом под­ходе Вы отбрасываете и критикуете все, что может поколебать Ваше ста­бильное данное в мировозрении, положении в обществе, в поведении и при мысленных расчетах. При втором подходе Вы стараетесь непредвзято разоб­раться в предложенной идее, проследить логику ее изложения, оценить пос­тулаты и следствия идеи с точки зрения соответствия Вам точно известных фактов. И Ваше стабильное данное - полная Свобода на сильных крыльях Ис­тины. При первом подходе, если Вы не согласны с новой идеей, Вы не може­те извлечь из нее никакой пользы кроме того, что Вы втыкаете в нее крас­ный флажок "ОПАСНОСТЬ". При втором подходе Вы пополняете свой банк идей еще одной идеей, часть которой Вы всегда можете использовать, если даже Вы не были согласны с идеей целиком. (Различие первого подхода от второ­го происходит от отличия реактивного ума от аналитического, см. Рон Хаб­бард "Дианетика". О стабильном данном см. "Проблемы в работе" того же автора)

Систему идей, изложению в этой статье, легко подвергнуть критике, цепляясь к отдельным словам. Я и сам мог бы это сделать. Вместо одной странички можно написать тысячи, чтобы охватить всевозможные возражения. Моя же задача была дать Вам представление о том, что, по моему мнению, будет все больше определять жизнь землян в последующих тысячелетиях. Я могу ошибаться только в том случае, если земная цивилизация не принадле­жит к классу вечных цивилизаций. Я могу ошибаться еще больше, но, к счастью, предложенная система идей никак от этого не пострадает. Для восприятия идей лучше будет, если Вам будет все равно, кто их автор. Не задумываетесь же Вы о изобретателе колеса, потому что идея колеса могла придти в голову любому, в том числе и Вам. Я не претендую на авторство изложенных здесь идей, потому что эти идеи были известны задолго до мое­го возникновения. Я не собираюсь Вас ни в чем убеждать, было бы лучше, если бы Вы сами изобрели колесо в тот момент, когда оно Вам понадоби­лось. Вечность то же самое колесо, которое не имеет ни начала, ни конца.

Если внимательно прочитать библию и посмотреть в сердце верующего в бога и быть открытым современной культуре конца 20-го века и излагать свои мысли в стиле современного научного языка, то мое определение Бога не является кощунством для верующего и не страдает неточностью для мыс­лителя. Я не могу пренебречь разумом для веры и не могу пренебречь верой для разума. Иначе мне пришлось бы запихивать себя в узкие рамки и жертвовать одним ради другого, когда есть возможность открыться для веры и дать простор мысли.

Представление о боге есть представление об идеальном разумном су­ществе. О боге можно рассуждать с точки зрения истории, культуры, психо­логии, чувства, логики, религии. Представления о боге изменялись с раз­витием цивилизации, изменялись догматы христианской церкви и сама цер­ковь раскалывалась. Есть и другие мировые религии со своими пророками, которые по разному обращались к единственному богу и по разному интегри­ровали полученные сведения от него в свою национальную культуру. Я хочу дать определение бога как научное определение идеального разумного су­щества. Причем вероятность существования этого идеального существа, как Вы скоро увидите, может быть весьма близка к 100%. Я уверен, что оно су­ществует или его существование проявится в будущем. Я не был бы уверен, если бы мне не удалось дать точное определение, которое бы не противоре­чило уже известным законам природы.

Определение: Бог - это душевно здоровое существо, которое существо­вало и существует вечно и которое создало весь этот мир.

Первое возражение, которое приходит в голову, что сейчас бог счита­ется не существом, а сущностью незримой и вездесущей. То же самое можно сказать о времени, вакууме, гравитации, о законах природы, ... о вечных цивилизациях, как Вы скоро увидите.

"Бог - это душевно здоровое существо..."

Следующий абзац нуждается в уточнении, потому что для душевного здоровья недостаточно узнать все, что произошло с Вами в Вашей жизни, необходимо еще пройти какое-то духовное развитие, выстроить систему мировозрения, адаптироваться к цивилизации и начать вносить свой вклад в ее развитие...

Подлинная наука о душевном здоровье возникла только в 1950 г., когда Рон Хаббард издал книгу "Дианетика - современная наука душевного здо­ровья". Хаббард открыл удивительный факт, в который трудно поверить, но который можно доказывать раз за разом, применяя дианетическую терапию к каждому человеку. Оказывается, что подлинно душевно здоровых людей НЕ БЫЛО до 1950 года! В Дианетике подлинно душевно здоровый человек назы­вается КЛИР. Душевное здоровье клира уже не улучшить никакими практика­ми, потому что клир уже обладает максимальными оптимальными параметрами. Теперь мы точно понимаем, что есть душевное здоровье. Душевно здоровым может быть только клир. Поэтому, если Бог есть, то он - клир. Обратное не верно, потому что не каждый клир существует вечно и создает целые ми­ры, в которых могли бы жить разумные существа.

"... которое существовало и существует вечно..."

Вечность имеет точное определение, несмотря на то, что люди не заду­мываются о точности там, где оно им не требуется. Вечность - интервал времени, который содержит в себе любую жизнь и любой конечный интервал времени. Когда Вы хотите употребить слово вечность в его точном значе­нии, то Вы должны представлять, например, бесконечное множество вселен­ных, типа нашей, которые сменяют друг друга не менее чем счетное число раз. "Счетное число" легко представить. Это столько же, сколько имеется всего натуральных чисел - 1,2,3,4.... . Счетное число не самое большое. Например, множество вещественных чисел больше множества чисел нату­ральных. Если Бог существует вечно, то он существовал и в счетном числе вселенных, которые были до настоящего момента. Вечность РЕАЛЬНА.

"... которое создаловесьэтотмир"

Итак, давным-давно существовала цивилизация. До возникновения нашей вселенной оставалось счетное число вселенных. Эта цивилизация могла по­гибнуть вместе с одной из вселенных или существовать вечно, пронизывая все эти вселенные. Других вариантов быть не может. (Попробуйте сами при­думать еще один вариант, который не совпадает с этими двумя) Эта цивили­зация выбрала вечность и с тех пор существует вечно. Так эта цивилизация стала Вечной Цивилизацией. Если посмотреть еще шире, то окажется, что цивилизации всегда возникали во вселенных и некоторые из них стали Веч­ными Цивилизациями. С течением времени Вечные Цивилизации встречались и взаимодействовали друг с другом. Так возникло Содружество Вечных Цивили­заций - СВЦ. За вечность существования СВЦ вся материя мира (а не только ее ничтожно малая часть - Видимая Вселенная) раз за разом служила мате­риалом для их жизнедеятельности. Вся материя мира несет отпечаток жизне­деятельности СВЦ. Так же СВЦ ничего не стоит создать целую систему все­ленных. Таким образом нельзя исключить что СВЦ создало и нашу Видимую Вселенную. По крайней мере, отпечаток их жизнедеятельности наша вселен­ная должна нести, если моя теория верна и плотность СВЦ такова, что и наша вселенная не осталась без внимания с их стороны. Душевное здоровье СВЦ не должно быть хуже свойств клира - трудно себе представить, чтобы черты безумия могли просочиться через такой барьер, как вечность.

Итак, легко видеть, что свойства СВЦ совпадают со свойствами Бога из нашего определения. Теперь я могу искренно верить в бога и разрабатывать дальше научную гипотезу о СВЦ, которая не только не противоречит моей вере, но и укрепляет ее научным знанием.

Более того, гипотеза о СВЦ открывает новое видение перспектив разви­тия Земной цивилизации - перспективу Вечного существования (здесь слово "вечность" всегда применяется в его точном значении) и перспективу вступления в Содружество Вечных Цивилизаций.

Материя вселенной существует вечно, потому что свободна в своих превращениях. Дух разума не знает преград в своем воображении за исклю­чением тех границ, которые сам он себе поставляет. Дух более свободен, чем вечная материя и если он сам не воздвигнет себе преграду, он будет существовать вечно.

Материализм и идеализм - всего лишь осколки правды: определяемое бытием сознание определяет бытие во имя смысла своего существования, ко­торый неразрывно связан со смыслом Вечного существования Земной цивили­зации. Поэтому нет основного вопроса философии "что первично?". Глав­ный вопрос философии - "практическая реализация вечного существования Земной цивилизации".

В личном плане вера в Бога или знание о существовании СВЦ должна ре­ализоваться в стремлении достичь своего полноценного душевного здоровья (в стремлении стать клиром) и жить чувством, что Земная цивилизация, от­ныне, есть Вечная Цивилизация.

Древняя философия вечных цивилизаций существует вечно. Но каждой вновь родившейся цивилизации предстоит открыть ее самостоятельно. Первые шаги к вечной древней философии вечных цивилизаций уже сделаны. Я уве­рен, что будут сделаны последующие шаги и их никто уже не сможет остано­вить.

Вам и мне остановить развитие цивилизации, к счастью, не под силу. На данном этапе, эта мысль меня наиболее обнадеживает.

Очень рано начались попытки сгруппировать мифы о многочисленных богах Древней Греции посредством генеалогий, привести представления о них в систему, соответствующую ходу явлений действительного мира. В этих теософических построениях религиозных понятий физические перевороты, следы которых были еще видны или сохранялись отголосками древних мифов, были представляемы в виде войн, которые вели между собою разные племена или поколения богов, и из которых победителями вышли и Зевс , и другие олимпийские боги, овладевшие вселенною и давшие ей нынешний её порядок. Итак, мифы о происхождении богов Древней Греции представляли космос в нынешнем совершенстве его благоустройства результатом долгого развития от грубых стихийных начал в стройный организм; ход истории вселенной был по воззрению греков восхождением, а не ниспаданием, – улучшением, совершенствованием, а не порчей. Светлая область эфира (неба) была во всех мифах о богах Древней Греции важнейшим отделом вселенной; кто обладает сияющим престолом царства неба, тот владыка и всей остальной вселенной; все во всей вселенной получает вид, сообразный с качествами того, кто владычествует в области эфира. Древнейшие мифы о происхождении богов и вселенной собрал Гесиод . Он был родом из беотийского города Аскры. Его систематический свод мифов называется «Теогонией ». Это поэма. Краткое содержание Теогонии таково:

Начало происхождения богов

Первоначально, до возникновения богов, существовал Хаос, бесформенное первобытное пространство, в котором находились Тартар (материя, мрачная пустот») и Эрос (Eros, Эрот, порождающая сила). Движения Тартара под влиянием Эроса породили Эреб (первобытный туман) и Ночь. В них стал действовать Эрос, и они породили Эфир и день (Гемеру). Материя, находившаяся в Хаосе, сложилась в первую богиню – «широкогрудую» Гею (землю), мать и питательницу всего, производящую все живое, и принимающую снова в свое темное лоно все производимое. Гея, поднявшись, породила Урана (звездное небо), и он распростерся сводом над нею; опустившись, она породила море (Понт), и оно распростерлось под нею; породила она и горы.

Происхождение титанов

Потом началась следующая стадия происхождения древнегреческих богов. Во вселенной вновь начал действовать Эрос, влекущий к соединению мужской и женский элементы, и она, сочетавшись с распростертым над нею Ураном, породила богов; эти боги были Титаны, Циклопы и Гекатонхейры, – вулканические и нептунические силы природы, деятельность которых еще продолжалась на континенте Греции, и в особенности на островах, но казалась уж ослабевшей сравнительно с тем, какой она была прежде. Титанов было двенадцать: шесть мужского пола и шесть женского. Некоторые из них избрали жилищем небо, другие землю, третьи море. Поселившиеся в море титан и титанка были Океан и Тетис (вода), из которой по другим теогоническим системам произошло все. По мифам о происхождении богов Древней Греции, Океан – река, текущая кругом земли и охватываемого землею моря; это глубокий и кольцеобразный пояс текущей воды; течение его – круговое; он граница мира, а сам он безграничен. Когда понятие о реке Океане олицетворяется в образе Титана, этот бог, сохраняющий за собою имя Океана, добрый, кроткий старик. Этот титан и его жена, прародительница рек и потоков, живут на далеком западе, который вообще был в древнегреческих мифах страной чудес. Все реки, стремящиеся по ущельям, подобно могучим быкам или победоносным героям, пролагающим себе путь чрез преграды гор, все тихие реки равнин, все ручьи и источники считались в мифах Древней Греции сыновьями и дочерьми богов Океана и Тетис. Перворожденными детьми их были Стикс и Ахелой. Стикс (по-гречески, имя женского рода) был Черной рекой; её олицетворение, древнегреческая богиня Стикс, жила на отдаленном западе, где скрывается солнце, где страна ночи; её жилищем был стоявший между скал великолепный дом с серебряными колоннами, подымавшимися до самого неба. В мифах Древней Греции она была хранительницею текущей в мрачном ущелье священной реки, водами которой клялись боги, когда давали ненарушимое обещание. – Ахелой, «серебристая река», был в мифологии представителем рек, питающих растительность. Источник этой священной, великой реки древнегреческие мифы располагали у Додоны, и орошаемая Ахелоем Додонская область, отчизна пеласгов, была «исполнена травы и хлеба, коз, овец и стад ходящего тяжелым шагом рогатого скота». У Океана, где сад Гесперид и где источники амброзии, сочетался Зевс с Герою, богинею облаков, царицею неба, которую воспитала Океан и Тетис.

На сияющем небе, согласно древнегреческой мифологии, жили титан Гиперион «высокоходящий» и титанка Тейя (блеск); от них родились боги Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря; Эос по-гречески слово женского рода); тоже на небе жила другая чета, Кей и Феба (светлая), родители Лето (ночной тишины) и Астерии (Звездного света). Детьми титанки Эос были боги-Ветры; их было четыре: Зефир, Борей, Нот и Эвр.

По мифам о происхождении богов Древней Греции, из титанов и титанок, живших на земле, некоторые была олицетворениями человеческих качеств и фазисов человеческого развития; такое значение имели Япет и его сыновья, которые тоже называются титанами: Атлас (или Атлант), поддерживающий небо; надменный Менетий; хитроумный Прометей ; слабоумный Эпиметей; представления о них дали богатый материал для глубокомысленных мифов и великих произведений древнегреческой поэзии. Титанки, жившие на земле, были олицетворениями благотворных сил, дающих человеческой жизни благоустройство или благородные наслаждения; таковы были Фемида, богиня справедливости, законного порядка; дочери её и Зевса были в мифах о богах Древней Греции Оры (Horai, часы суток, времена года), богини правильного хода годичных перемен в природе и правильного устройства человеческой жизни; Эвринома, мать Харит (Граций), богинь всего милого, привлекательного в природе и в человеческой жизни: веселья, красоты, изящества; Мнемосина, чьими дочерьми от союза с Зевсом были богини пения, музы; грозная Геката, богиня судьбы, пользовавшаяся очень большим уважением; ей первой из всех божеств молились приносящие жертву искупления; от неё исходило благо и зло людям. Впоследствии Геката стала в мифах Древней Греции богинею дорог и перекрестков; перекрестки были местом погребения, и на них, близ гробниц, при таинственном свете луны, являлись привидения; потому Геката стала ужасною богинею чародейства и призраков, сопровождаемых завыванием собак.

Циклопы и гекатонхейры

В мифах о происхождении богов Древней Греции Гея кроме титанов родила от брака с Ураном Циклопов и Гекатонхейров. Циклопы, великаны с большим, круглым, огненным глазом посредине лба, были олицетворениями туч, сверкающих молнией. Их было три. Трое было и Гекатонхейров, «Сторуких» великанов, которыми олицетворялись землетрясения и бурные волны моря, заливающие землю. Эти громадные чудовища были так сильны, что, по мифам о происхождении богов, сам Уран стал опасаться их; потому он связал их и низверг в глубину земли; они теперь неистовствуют в недрах её, производят извержения огнедышащих гор и землетрясения.

Циклоп Полифем. Картина Тишбейна, 1802

Оскопление Урана Кроном

Гея, страдая от этого, решила отомстить Урану. Она сделала из железа большой серп и дала его Крону , самому младшему из титанов, который один из всех них согласился исполнить замысел матери. Когда Уран спустился ночью на ложе Геи, Крон, спрятавшийся подле того места, отрезал серпом и отбросил половой член отца. Гея восприняла капли крови, упавшие при этом, и от них родила трех Эриний, гигантов и мелийских нимф. В мифах Древней Греции, Эринии, у которых вместо волос на голове были змеи, ходят с факелами по всей земле, преследуя и наказывая злодеев; их три: Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Гиганты и мелийские нимфы были в мифах Древней Греции олицетворения мщения, насилия, кровопролития. Отрезанный у Урана половой член упал в море и носился по волнам; из белой пены этих волн родилась Афродита (Анадиомена, «подымающаяся из воды»), составлявшая прежде часть существа Урана (бывшая Ураниею), теперь сделавшаяся особым существом. Уран проклял титанов. – По мнению учёного Преллера, Крон вначале был в Древней Греции богом созревания хлеба и стал олицетворением времени, идущим незаметным ходом к поре созревания, и быстро срезывающим то, что созрело, «бог иссушающего зноя, которым прекращаются дожди его отца, неба».

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Происхождение Нерея и божеств моря

Согласно мифам о происхождении богов, Гея имела детей и от сожительства с Понтом, морем. Первым из этих её детей был Нерей, добрый, благосклонный к людям, морской бог, отец многочисленных дочерей, Нереид, прекрасных морских нимф, бывших олицетворениями спокойного моря, тихих заливов, светлой жизни у безопасных бухт. Следующие дети Геи от сожительства с Понтом, сыновья Таумас и Форкид и дочь Кето были олицетворениями величественных и ужасных явлений моря. Дочерью Форкида и океаниды Электры («блестящей») была Ирида, радуга; другими дочерьми их были в древнегреческих мифах Гарпии, богини разрушительных бурь, вихрей, смертей.

Геракл и Нерей. Беотийский сосуд ок. 590-580 до Р. Х.

Грайи, Сцилла и Горгоны

От сожительства Форкида и Кето родились уродливые Грайи , страшные чудовища Сцилла и Горгоны ; они жили на краю вселенной, где заходит солнце, в стране Ночи и детей её. – Грайи, три сестры, были уж при самом рождении седыми старухами; все три, они имели только один глаз и один зуб, которыми пользовались поочередно. Горгоны, из которых самою ужасною была Медуза , были крылатым чудовища с человеческими головами, на которых вместо волос были змеи, и с таким страшным выражением лица, что от взгляда их все живое превращалось в камень.

Сцилла. Беотийский краснофигурный кратер второй половины V в. до Р. Х.

Геспериды и Атлант

Неподалеку от Горгон, у границы вечного мрака жили Геспериды, дочери Ночи; их пение было прекрасно; они жили на очаровательном острове, до которого не достигали мореплаватели, и где благодатная земля производит превосходнейшие свои дары богам»; Геспериды стерегли золотые яблоки, которые росли на этом острове. По соседству с садами Гесперид стоял титан Атлас (Атлант) , олицетворение Атласского хребта; он держал на голове, поддерживая и руками, «широкий свод небесный». – Мать Гесперид, Ночь, была благая богиня, родившая свет; в конце каждого дня она, осеняя землю своими влажными крыльями, дает сон всей природе.

Мойры

Мойры, богини рождения и смерти людей, были или также дочери Ночи, или дочери Зевса и Фемиды. В мифах Древней Греции их было три: Клото пряла начало нити жизни человека, Лахесис продолжала прядение начатой сестрою нити, Атропос (неотвратимая) перерезала нить. Богини судьбы человека, они была хранительницами законов необходимости, на действии которых основывается порядок, благоустройство в природе и в человеческом обществе.

Танат и Керы

Детьми ночи также были неумолимый бог смерти, Танат, и страшные Керы, богини судьбы, главным образом той судьбы, которая дает людям смерть в битвах; на полях битв они «ужасные видом, в кровавой одежде», волочили и терзали раненых и убитых.

Бог Крон

Уран, небо, дающее дождь, который оплодотворяет землю, был, согласно мифам о происхождении богов Древней Греции, лишен владычества Кроном, олицетворением той силы неба, которая дает созревание плодам земли. Крон стал владыкой; его правление было золотым веком; тогда «вечно были зрелые плоды, и вечно была жатва». Но проклятие отца отняло у него силу обновляться юностью, потому он в мифах о происхождении богов – символ старости, бледный, иссохший старик, с седыми волосами и длинною бородою, согнувшийся, мрачный. Ему было предсказано, что его дети низвергнута его, как низверг он отца; потому он поглощал всех детей, которых рождала ему его жена, Рея, олицетворение производительной силы гор и лесов, «мать-гора», впоследствии отожествленная с фригийскою богинею природы, Кибелой, основательницей городов, носившей корону, сделанную в виде городской стены.

Зевс и борьба богов с титанами

По древнегреческим мифам, Крон поглощал всех своих детей; но когда родился последний сын, Зевс , мать дала Крону проглотить обвитый пеленками камень и спрятала прекрасного младенца в пещере. Нимфы кормили его там молоком и медом, а куреты и корибанты – олицетворение грозовых туч – плясали кругом, ударяя копьями о щиты, чтобы плачь малютки не был слышен родителю. Зевс быстро вырос и при помощи хитрости Реи принудил отца извергнуть поглощенных детей. Извергнут был и проглоченный им камень; Зевс поставил его «для вечного воспоминании в Дельфах «на извилистом склоне Парнаса». Зевс освободил циклопов; они дали ему гром и молнию, и он, по древнегреческим мифам о происхождении богов, начал борьбу с Кроном за владычество над вселенною.

"Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х.

Все боги Древней Греции приняли участие в борьбе; одни стали на сторону Крона, другие на сторону Зевса. Десять лет длилась война богов. Лагерь титанов был на Отриде, лагерь божеств младшего поколения на Олимпе. В основании древнегреческого мифа об этой «войне с титанами» (Титаномахии) лежат, быть может, воспоминания о землетрясениях, при которых образовался прорыв приморского хребта, Темпейское ущелье, и воды фессалийской равнины получили сток в море. Под ногами сражавшихся богов дрожала земля до глубины Тартара. Бог Зевс проявил наконец всю свою силу, непрерывно метал молнии, так что запылали все леса, вся земля была объята огнем, море кипело; глаза титанов были ослепляемы блеском молнии, и подвигнулся сам древний Хаос в глубине своей, думая, что пришел час владычества его, что низвергнутся в него и небо и земля. Но титаны всё еще держались неодолимо. Зевс призвал на помощь себе сторуких, пятидесятиголовых гекатонхейров; они стали бросать на титанов громадные скалы, по триста скал разом, и низвергли титанов в Тартар, который настолько же глубоко внизу под землею, насколько отстоит в вышину от неё небо. По древнегреческим мифам, низвергнутые титаны были окованы там цепями. Но не все титаны были против Зевса; Фемида, Океан и Гиперион сражались за него и были приняты в число небожителей.

Раздел вселенной между Зевсом, Посейдоном и Аидом

Победа была отпразднована блестящим праздником, с военными плясками и играми. После того – продолжают мифы о происхождении богов Древней Греции – сыновья Крона разделили между собою, – или по жребию, или по выбору, – владычество над вселенной. Зевс получил верховную власть на небе и на земле, Посейдон владычество над морем и всеми водами; Аид (Плутон) стал владыкою в глубине земли, где темные жилища умерших. Земля и Олимп остались общим владением всех богов и богинь. Но некоторые из них взяли под особенное свое покровительство те страны и города, которые особенно любили, и в которых были особенно чтимы. Низвергнутые в Тартар титаны остались там, окованные цепями. Посейдон оградил Тартар крепкою стеною с медными воротами . Гекатонхейры, страшные силы землетрясения, в древнегреческих мифах стерегут титанов, чтоб они не вырвались из Тартара, не разрушили светлый мир олимпийских богов. И остались навеки в Тартаре титаны, дети прогневанной земли, беспорядочные, злые элементы природы, противившиеся владычеству богов и нравственному благоустройству жизни. Так повествовали древнейшие мифы о происхождении богов. Но когда нравы древних греков смягчились, поэзия освободила титанов из мрака и неволи, перенесла их на острова Блаженных, поставила там «древнего» бога Крона царем над избранными усопшими древних блаженных времен.

Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

Тифон

Зевсу пришлось отстаивать свое владычество против новых врагов. Гея сочеталась с Тартаром и родила последнее свое дитя, самое ужасное из всех, Тифона (или Тифея), олицетворение газов, рвущихся из недр земли и производящих вулканические перевороты. В древнегреческих мифах это было колоссальное чудовище, имевшее сто драконовых голов с черными языками, пылающими глазами и ужасно было шипение его голов. Тифон был самым страшным из всех врагов, какие воевали с олимпийцами. Он едва не овладел вселенною. Зевс поражал его молниями. Борьба была такая, что от неё дрожали высоты Олимпа и недра земли до глубочайших её оснований. Зевс наконец отбил молниями все головы чудовища, и оно упало; тело его запылало таким огнем, что земля сделалась горяча, как распаленное железо, и расплавлялась и текла. Зевс низверг безголовое, но живое чудовище в Тартар. Но и оттуда Тифон шлет гибель на землю и на море, испуская знойные ветры и другие вредоносные действия зноя.

Борьба богов с гигантами. Пергамский алтарь