Цель экспедиции беринга. Витус Беринг (Vitus Jonassen Bering). Фото, биография

Финансировался Русским Адмиралтейством и преследовал более военно-стратегические цели, нежели научные. Цели - доказать существование пролива между Азией и Америкой и сделать первые шаги к переходу на американский континент. Вернувшись в Петербург в из Первой Камчатской экспедиции , Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь , он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам - а также к американскому континенту .

6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов . В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева».

Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага , который впоследствии назовут Командорскими островами . «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.

К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря . Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.

Наперекор смерти

Изображение Камчатки из книги Крашенинникова (1755).

Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель . Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета . Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов , каланов , морских коров , а с приходом весны - морских котиков . Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.

Весной было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». И опять команде повезло - несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю - 11 метров, а ширина - менее 4 метров.

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа , вышли к Петропавловску.

За свой, без преувеличения можно сказать, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Св. Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до , а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.

Память

Марка Почты СССР.

  • В 1991 году Почта СССР выпустила марку, посвященную 250-летию плавания к берегам Америки .
  • В 1995 году , Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Великая северная экспедиция» достоинством 3 руб.
  • В 2004 году Банком России выпущена серия памятных монет «2-я Камчатская экспедиция» достоинствами 3, 25 и 100 руб., посвященная экспедиции.

Литература и источники

  • Ваксель Свен. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга / Пер. с рук. на нем. яз. Ю. И. Бронштейна. Под ред. с пред. А. И. Андреева.- М.: Главсевморпуть, 1940.- 176 °C.;
  • Магидович И. П., Магидович В. И., Очерки по истории географических открытий, т. III. М., 1984

Витус Ионассен Беринг (рожд. 12 августа 1681 г. — смерть 8 (19) декабря 1741 г.) — мореплаватель-датчанин, капитан-командор российского флота (1730 г.) Был руководителем 1-й и 2-й (1725-30 г. и 1732-41 гг.) Камчатской экспедиции. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской, дошел до Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга был назван пролив между Евразией и Северной Америкой, остров в группе Командорских островов (названных также в его честь) и море на севере Тихого океана. 1741 год, декабрь — на обратном пути во время зимовки Беринг умер на острове (впоследствии назван его именем), расположенном к востоку от Камчатки.

Служба на голландском и российском флотах

Родился он в приморском городке Хорсенс в Ютландии в 1681 году. До переезда в Россию, в юности Беринг дважды ходил в Ост-Индию на голландских кораблях. 1703 год — в Амстердаме закончил морской кадетский корпус и был принят на службу в русский флот лейтенантом. 1710 год — капитан-лейтенантом был переведен на Азовский флот и принимал участие в Прутском походе (1711 г.) В 1712-1723 гг., повышаясь в чинах и командуя различными кораблями, служил на Балтике. 1724 год, 26 февраля — ушел в отставку. А спустя 5 месяцев обратился к Петру I с просьбой вновь принять его на службу. Прошение было удовлетворено, и в чине капитана 1-го ранга, то есть с повышением, Беринг вернулся во флот.

Причины экспедиций

Но не службой на Балтийском и Азовском морях и боевыми заслугами смог прославиться Витус Беринг. Слава к нем пришла после двух крупнейших морских научных экспедиций в Тихом и Ледовитом океанах, последнюю из которых справедливо называют Великой. Командовать первой Беринг вызвался сам, в надежде дослужиться до звания контр-адмирала и обеспечить семью и свою старость.

Петр I, имея далеко идущие планы, решил выяснить, существует ли проход между Евразией и Америкой (о плавании Семена Дежнева двор не знал). В случае его обнаружения в планах было начать плавания Северным морским путем к восточным берегам России, в Китай и Индию.

Первая камчатская экспедиция

Витус Беринг приступил к выполнению царского приказа. Две недели спустя – 25 января 1725 г. – первые участники экспедиции были отправлены из Петербурга на Камчатку. В состав группы вошли еще два морских офицера (Алексей Чириков и Мартын Шпанберг), и команда общим числом около 100 человек.

Дорога выдалась трудной и сложной. Добираться довелось разными способами: телегами, на санях с собаками, речными судами. По прибытии в 1727 г. в Охотск, начали постройку кораблей для выполнения главных задач экспедиции. На этих судах Беринг дошел до Западного побережья Камчатки. В Нижнекамчатске отстроили военный корабль «Святой Гавриил», на котором мореплаватели отправились дальше. Судно прошло через пролив между Аляской и Чукоткой, но из-за плохой погоды морякам не удалось увидеть берега американского континента.

Цель экспедиции частично была выполнена. Но, вернувшись в 1730 г. в Санкт-Петербург, Витус подавая отчет о проделанной работе, составил проект следующей экспедиции. В большинстве своем первые лица государства и академики не понимали, как и сам мореплаватель, что он открыл. Но основное было доказано – Азия и Америка не соединяются. А Витус Беринг получил звание капитан-коммандора.

Вторая камчатская экспедиция

По возвращении путешественника к его словам, записям и картам относились с определенным недоверием. Следовало отстаивать свою честь и оправдать оказанное ему высочайшее доверие. Итак, была назначена вторая экспедиция, под командованием Беринга. Согласно биографии, написанной современниками мореплавателя, говорится, что, незадолго до первого похода к берегам Камчатки, неким Шестаковым был открыт и пролив, и даже Курильские острова. Вот только все эти открытия не имели документальных подтверждений. А Беринг был образован, мог структурировать и анализировать полученный результат и хорошо составлял карты.

Перед второй экспедицией стояли следующие задачи: исследовать море от Камчатки до Японии и устья Амура, нанести на карту весь северный берег Сибири, достичь американского побережья и наладить торговлю с туземцами, если таковые будут там обнаружены.

Несмотря на то что уже царствовала , Россия еще была верна петровским заветам. Потому проектом заинтересовалось Адмиралтейство. Указ о второй экспедиции был издан в 1732 г. Добравшись до Охотска, в 1740 году мореплаватель строит два пакетбота — «Святой Петр» и «Святой Павел». «Святого Петра» взял под свое командование сам Витус Беринг, а «Святым Павлом» командовал Чириков. На них экспедиция вышла к побережью Камчатки, обогнули южную ее оконечность и вышли в Авачинскую бухту. Здесь остановились на зимовку и основали город-порт Петропавловск, названный так в честь обоих кораблей.

1741 год, 5 июня — плавание продолжилось. Суда шли вместе примерно три недели, а после потеряли друг друга из виду. Наконец, оба они достигли американского берега. Первым был «Святой Павел».

«Святой Петр» смог достичь берегов Америки на день позже, 17 июля 1741 года на северной широте 58°14?. Никого из европейцев там еще не было. Моряки увидали горные хребты со снежными вершинами. Самую высокую назвали горой Святого Ильи. Дальше двинулись вдоль побережья до о. Каяк.

Отсюда началось обратное плавание, которое завершилось трагически. Экипаж был измотан цингой, штормами и туманами. Первым скончался матрос Шумагин, в его честь были названы близлежащие вновь открытые острова. Силы моряков таяли. Заболел сам 60-ти летний капитан-командор.

Витус Беринг и Алексей Чириков в Петропавловске-Камчатском 1740 год

Смерть

В конце концов показался берег, который был принят за Камчатский. Там «Святой Петр» потерпел крушение. Оказалось, что это необитаемый остров из группы, названной в последствии в честь командора Беринга Командорскими островами. Там пришлось зазимовать. 19 человек умерло. Одним из первых 8 декабря 1741 года умер и Витус Беринг, завершив свой 38-и летний послужной список на благо России открытием и обследованием побережий Аляски и крайней северо-восточной оконечности Азии, никогда до того не виденных европейцами. Оставшиеся в живых летом следующего года разобрали корабль и построили небольшое судно, на котором в августе 1742 года смогли добраться до Камчатки.

Экспедиция Витуса Беринга попала в шторм у Алеутских островов — 1741 год

Наследие

Заслуги капитан-командора не скоро смогли получить признание. Лишь в 1778 году по предложению , завершившего работы командора на побережье Северо-Восточной Азии, пролив между мысом Дежнева и Аляской был назван Беринговым, а находящееся южней краевое море Тихого океана – Беринговым морем. Судовые же журналы Беринга вышли в печати лишь в 1922 году в Нью-Йорке (материалы экспедиции считались секретными).

И сейчас не утихают ожесточенные споры по оценке действий Беринга в обеих экспедициях. Многие из ученых считают открытие (вторично после Дежнева) Берингова пролива и берегов Америки, прилегающих к Азии, заслугой Чирикова. Командора обвиняют в излишней осторожности и расчетливости. Но какими бы ни были ошибки начальника экспедиции, действительными или мнимыми, он был, есть и будет одной из самых значительных фигур во всей истории географических открытий.

Последняя экспедиция Витуса Беринга

История плаваний Витуса Беринга и его спутников, особенно Вторая Камчатская экспедиция, была полна трагических событий. Несмотря на разносторонние меры, безжалостная цинга косила потерпевших крушение русских моряков одного за другим, даже очень опытных. Так, среди прочих 22 ноября 1741 года умер старейший участник Второй Камчатской экспедиции штурман Андрей Эйзельберг (Андрис Эзельберх).

Сам Витус Беринг спокойно ожидал надвигающуюся смерть. Вот как описал последние дни капитан–командора ее очевидец Свен Ваксель: «Капитан–командор Беринг скончался 8 декабря 1741 года. Тело его привязали к доске и закопали в землю; все остальные наши покойники похоронены были без досок. Не могу не описать печального состояния, в котором находился капитан–командор Беринг ко времени своей кончины, тело его было наполовину зарыто в землю уже в последние дни его жизни. Можно было бы, конечно, найти средство помочь ему в таком положении, но он сам не пожелал этого и указывал, что те части тела, которые глубоко спрятаны в земле, сохраняются в тепле, а те, что остаются на поверхности, сильно мерзнут. Он лежал отдельно в небольшой песчаной яме-землянке, по стенкам которой понемногу осыпался песок и заполнял яму до половины, а так как он лежал в середине землянки, то получилось так, что тело его наполовину было засыпано песком». Это плавание стало последним в жизни знаменитого русского путешественника.

В истории исследования морских путей Арктики, идущих вдоль северных берегов Сибири, новая страница открылась в результате неутомимого труда ряда экспедиций, снаряженных по замыслу императора Петра I - великого преобразователя России. Великий самодержец хорошо понимал, что его государству нужно всемерно развивать торговые связи с заморскими странами. Ведь войны, которые он вел со Швецией, Турцией и Персией, были прежде всего войнами за выход к открытому морю, по которому Россия могла беспрепятственно направлять свои торговые суда, в любые страны.

В 1713 году Федор Салтыков, один из образованнейших государственных деятелей петровского времени, представил Петру I свои «пропозиции», в которых, среди прочего, советовал построить суда в устье Енисея, «теми кораблями кругом Сибирского берега проведать, не возможно ли найти каких островов, которыми б мочно овладеть. А ежели таких островов не соищется, мочно на таких кораблях там купечествовать в Китай и в другие островы». Салтыков всячески доказывал выгодность открытия северо–восточного пути из Европы в Азию. «И ежели оный проход до китайских и до японских берегов соищется свободный, в том будет нашему государству великое богатство и прибыль, потому изо всех государств, как из Англии, Голландии и из иных, посылают в Ост–Индию корабли… И по обретению оного (Северо–Восточного прохода. - Авт. ) станут желать ходить тем путем». Для сбора таможенной пошлины с кораблей, идущих в Ост–Индию, автор проекта предлагал построить крепости на Вайгаче, на Новой Земле и на материке против Новой Земли. Рассмотрев эту пропозицию, царь Петр приказал генерал- адмиралу графу Ф. Апраксину обдумать вопрос о направлении экспедиции на восток из устья Енисея. И в следующем году граф Апраксин представил царю проект «О взыскании свободного пути морского от Двины реки даже до Омурского устья и до Китая». Но только через двадцать лет все пункты этой программы вошли в инструкции флотским офицерам Малыгину, Овцыну, Лаптевым и другим руководителям флотских отрядов Второй Северной экспедиции Витуса Беринга, известной в истории под названием Великой Северной экспедиции.

23 декабря 1724 года состоялся указ царя Петра об организации «Сибирской экспедиции» с целью поисков пролива между Азией и Америкой. Адмиралтейств–коллегии предписывалось сыскать людей, нужных для экспедиции «достойного морского поручения или подпоручения». И юный российский флот выделил для этого смелую офицерскую молодежь, воспитанников Навигацкой школы.

В середине 1940–х годов известнейшему советскому историку и исследователю Арктики Владимиру Визе удалось отыскать написанную 6 января 1725 года собственноручно императором Петром I инструкцию начальнику будущей Сибирской экспедиции:

«1. Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами.

2. На оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.

3. И для того искать, где оная сошлась с Америкой, и чтоб доехать до какого города Европейских владений или, ежели увидят какой корабль Европейской, проведать от него, как оной кюст называют, и взять на письме и самым побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды».

Из?за болезни сам император российский не смог возглавить экспедицию, состоящую из 60 человек, и вручил ее под начало датчанину на русской службе Витусу Берингу. Командовать отрядами Первой Северной экспедиции были назначены лейтенанты Алексей Чириков и Мартын Шпанберг, гардемарин Петр Чаплин.

Руководитель экспедиции Витус Йонссен Беринг родился 12 августа 1681 года в датском городе Хорсенс. Закончил Амстердамский морской корпус Еще в юном возрасте он участвовал в своем первом плавании к берегам Ост–Индии, где уже давно служил его брат Свен. Витус Беринг вернулся оттуда в 1703 году. Его корабль пришел в Амстердам, где в это время русский адмирал Корнелий Крюйс по поручению молодого русского царя Петра подбирал флотских офицеров для службы на кораблях молодого российского флота. Эта встреча круто повернула жизнь Витуса и привела его сначала на русский флот, а затем - в число величайших мореплавателей мира. В русский Балтийский флот он был назначен с чином унтер–лейтенанта на небольшое судно, перевозившее лес с берегов Невы на остров Котлин, где строилась военно–морская крепость. Через три года он был произведен в лейтенанты, а еще через три - в капитан–лейтенанты и, как командир 12–пушечной шнявы, участвовал в Русско–шведской войне. В 1711 году он участвует в Прутском походе Петра I.

В 1714 году, успешно избежав встречи со шведскими дозорами, он перегоняет из Гамбурга в Ригу 50–пушечный корабль «Перл». На следующий год вокруг Скандинавского полуострова он перегоняет из Архангельска в Кронштадт 52–пушечный корабль «Селафаил». Хотелось бы отметить, что из пяти, вышедших из Архангельска русских кораблей только корабль Витуса Беринга дошел до места назначения. Остальные либо погибли, либо вернулись назад. В походах и баталиях прошло 20 лет.

Ко времени назначения в экспедицию Беринг имел чин капитана и командовал одним из самых больших линейных кораблей Балтийского флота - 90–пушечным кораблем «Лесное». И когда Адмиралтейств–коллегия предложила Петру I его кандидатуру для руководства экспедицией, поскольку «в Ост–Индии был и обхождение знает», то русский император без долгих размышлений утвердил это предложение. Для руководства Берингу была выдана копия некой карты, где напротив устья реки Индигирка имелась надпись: «Отсюда русские пересекли море, загроможденное льдом, который ветром пригоняет к берегу, а южным отгоняет обратно, и достигли с большим трудом и опасностью для жизни области Камчатки». Это обстоятельство стало серьезным подтверждением того, что существование Берингова пролива было известно императору Петру I. И, следовательно, экспедиция Беринга снаряжалась не столько с целью подтверждения существования пролива между Азией и Америкой, а сколько с некой секретной целью, о которой и сегодня мало что известно.

Примечательно, что на карте Страленберга, врученной Берингу для руководства, имелась надпись против устья реки Индигирки: «Отсюда русские пересекли море, загроможденное льдом, который северным ветром пригоняет к берегу, а южным отгоняет обратно, и достигли с большим трудом и опасностью для жизни области Камчатки».

Экспедиция Витуса Беринга выехала из Санкт–Петербурга уже после смерти императора Петра, в начале 1725 года. В тот день в ее составе было 34 офицера и служителя, каждый из которых перед отъездом дал клятву ревностно служить России и оберегать ее интересы. Много месяцев длился этот трудный поход. Сначала они добрались до Вологды. Отсюда путь лежал в Великий Устюг, Верхотурье, Тобольск, через всю Сибирь к берегам Охотского моря. В конце следующего года экспедиция прибыла в Охотск.

От сибирских старожилов Беринг узнал, что лет 70 назад русские люди неоднократно ходили морем из Колымы в Анадырь. Неведомые смелые первопроходцы опередили его и открыли пролив, отделяющий Азию от Америки. Но кто они были? Тогда узнать так и не удалось! Беринг и не подозревал, что именно в Якутске, где он совсем недавно хлопотал о делах экспедиции, хранились бумаги о плавании Семена Дежнева и Федота Попова, о плавании которых и жили эти предания.

30 июля 1727 года на построенном боте «Фортуна» часть экспедиции под начальством Шпанберга вышла к западному берегу Камчатки (в Большерецк). Вернувшись в Охотск, Шпанберг вместе с Берингом вышел в море уже на двух судах, чтобы доставить в Большерецк оставшихся участников пешего похода.

Зимой экспедиция перевалила через Камчатку, вышла к восточному побережью полуострова и сосредоточилась в Нижнекамчатске. Для перевозки экспедиционных грузов у местного населения были мобилизованы все ездовые собаки, большая часть из которых погибла во время похода. Местное население осталось практически без перевозочных средств.

Весной 1728 года в Нижнекамчатске был построен бот «Святой Гавриил». Новое судно уже 25 июля вышло в море и от устья реки Камчатки пошло вдоль северо–восточного побережья полуострова на север. 9 августа экспедиция миновала устье Анадыря, а через две недели открыла остров, названный островом Лаврентия. Еще через пять суток «Святой Гавриил» перевалил 67–ю северную параллель и вышел в северную часть пролива, который со временем будет назван именем Витуса Беринга Таким образом, первую из поставленных перед экспедицией задач - проверить, что Азия не соединяется с Америкой - Беринг выполнил. Однако не до конца. Вторая часть задания требовала дойти до устья реки Колымы, но близилась осень, и было решено вернуться в Нижнекамчатск.

В следующем (1729) году Беринг попытался достичь берегов Америки, но, пройдя на восток от Нижнекамчатска около 100 миль, так и не увидев земли, он вновь повернул назад. Обогнув мыс Лопатка (южная оконечность Камчатки) и зайдя в Большерецк, экспедиция направилась в Охотск, откуда в январе 1730 года Беринг вернулся в Санкт–Петербург.

После прибытия в российскую столицу в том же 1730 году Витус Беринг представил правительству императрицы Анны Иоанновны подробный отчет о плавании, и вместе с тем выдвинул проект исследования Охотского края и Камчатки одновременно, указав на необходимость «выведывать северные земли или берега Сибири». Кроме того, Беринг считал нужным исследовать морские пути в северо–западную Америку и особенно в Японию. Здесь же имелось предположение о реальной возможности установления мореплавания по Севморпути, который должен был сократить путь на Камчатку по сравнению с длительной сухопутной дорогой через всю Сибирь. Этот проект сулил России государственную пользу и умножение российских политических и экономических интересов на северотихоокеанском побережье и в северной части Тихого океана. Несмотря на внешнюю успешность Первой Северной экспедиции, Академия наук признала, что капитан Беринг не ответил на вопрос, для разрешения которого он и его люди были отправлены императором Петром I. Было решено продолжить исследования в Камчатском море вплоть до берегов Америки и предпринять плавание русских морских судов по Ледовитому океану, чтобы установить с Камчатским морем более удобное сообщение, чем по сухопутью. Этот проект сулил усиление политического и экономического влияния России на севере Тихого океана. Правда, проект Беринга стал по существу реализацией замыслов Петра, высказанных за двадцать лет до того все тому же Федору Салтыкову и известному русскому гидрографу Федору Соймонову. И главным двигателем в дальнейшей реализации стал обер–секретарь Сената Иван Кирилов, постоянно поддерживавший связь с капитаном Берингом и его лейтенантами Шпанбергом и Чириковым, изъявившими желание отправиться во Вторую Камчатскую экспедицию. Он же составил записку, где перечислил выгоды, которые могла бы из этой экспедиции извлечь Россия. Более того, включил сюда же соображения о расширении сухопутной составляющей русской торговли до Бухары и Индии включительно.

Любопытно отметить, что одной из составляющих этого плана было проведение кругосветной экспедиции из Кронштадта к берегам Камчатки, которую, провели только через 70 лет капитаны 2–го ранга Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева».

В апреле 1732 года последовал императорский указ о снаряжении новой, уже Второй Камчатской экспедиции, общее руководство которой вновь было возложено на Беринга. В указе говорилось, что «оная экспедиция самая дальняя и самая трудная и никогда прежде не бывалая, что в такие неизвестные места отправляются». Очередная Камчатская экспедиция стала составной частью Великой Сезерной экспедиции, которая делилась на 7 отрядов (всего 580 человек), каждому из которых надлежало обследовать свой район:

1. Берег между Печорой и Обской губой. Исходный пункт Архангельск.

2. Берег на восток от Обской губы до северной оконечности Таймырского полуострова или до Хатанги. Исходный пункт Тобольск.

3. Берег на запад от устья Лены до северной оконечности Таймырского полуострова или до устья Пясины. Исходный пункт Якутск.

4. Берег на восток от устья Лены до Берингова пролива. Исходный пункт Якутск.

5. Камчатка, острова на севере Тихого океана и северо–западная Америка. Исходный пункт Охотск.

6. Курильские острова и Япония. Исходный пункт Охотск.

7. Внутренняя часть северной Сибири.

Российская история показала, что Великая Северная экспедиция по каким?то причинам так и осталась недостаточно освещенной. Скорее всего, причиной тому стало достижение некой строго секретной цели, из?за которой экспедиционные документы и результаты были упрятаны в архивы, а со временем просто затерялись.

Отправление экспедиционных отрядов в исходные пункты из Санкт–Петербурга началось в феврале 1733 год, и зависело от их удаленности и способа движения по маршруту. О научной деятельности и исследованиях этих отрядов написано много книг. Поэтому не будем повторять их содержание. Ниже приведем рассказы лишь о тех, судьба которых была трагична, а потому историки рассказывали очень скупо.

К весне 1741 года все было готово к новой морской экспедиции. Вот как о последних приготовлениях к выходу рассказывает известный советский историк, доктор исторических наук Василий Пасецкий в своей книге «Звездные мгновения Арктики»:

«Оставались считанные недели до выхода судов в плавание. Шло обсуждение предстоящего маршрута. Был создан совет из всех офицеров и штурманов, на который, согласно инструкции, был приглашен прикомандированный к экспедиции профессор астрономии Делякроер, француз по происхождению. Он представил на совещании карту, составленную (как впоследствии установили) на основании ложных и неосновательных данных. На этой карте была показана так называемая Земля Хуана де Гама в направлении к северо–восток–востоку от Авачинской бухты, расположенная на 47 и 45 градусах северной широты и далее к югу, примерно на 13 градусе долготы к востоку от Авачинской бухты. На основании предоставленной карты мы единодушно решили исследовать эту землю, и все согласились одобрить курс на юго–восток–восток, которым следовать до 46 градуса северной широты с отклонением к востоку по долготе на 13 градусов. Протокол подписали все участники совета. Для некоторых из них это был смертный приговор. Экспедиция отправлялась на поиски земли, которой в действительности не существовало».

В тот день в море вышли 2 пакетбота - «Святой Петр» (флагманский корабль В. Беринга) и «Святой Павел» (под командованием А. Чирикова). Сначала плавание проходило успешно.

Экспедиция шла на юго–восток, к берегам вымышленной Земли Хуана де Гама. Ее суда трепали океанские штормы, но Беринг настойчиво вел суда вперед, стараясь точно выполнить указания Сената. Часто их окутывал густой тихоокеанский туман. Чтобы не терять друг друга, на пакетботах били в рынду и стреляли из пушек. Прошла неделя плавания, затем - другая, русские моряки пересекли все предполагаемые районы искомой земли, но ее не было и в помине. Стало ясно, что Земли Хуана де Гама не существует. Сознание, что бесценные дни пути потрачены на погоню за призраком, угнетало Витуса Беринга. Его моральные и физические силы иссякали: он едва держался на ногах. Страшная цинготная болезнь избрала его своей первой жертвой. Изнемогая от болезни, он приказал идти на северо–восток.

Но через две недели, у Алеутских островов, при весьма свежем ветре, и, в густом тумане, русские суда разлучились и дальше, к берегам Америки, пошли самостоятельно. Они достигли намеченной цели в период с 15 по 16 июля: «Святой Павел» - в районе мыса Аддингтон, «Святой Петр» - у острова Кадьяк.

Из?за непогоды шлюпке со «Святого Петра» удалось подойти к берегу. То, что здесь увидели русские моряки, удалось узнать со слов ее командира лейтенанта Софрона Хитрово и историографа экспедиции лейтенанта Свена Вакселя.

«… на одном из островов он (Хитрово. - Авт. ) обнаружил несколько небольших построек, по всей вероятности, возведенных жителями материка, приезжающими на этот остров для рыбной ловли. Он заметил также, что местные жители, очевидно, имеют топоры и ножи, так как их постройки обшиты гладкими досками и украшены резьбой. Обитателей домов на месте не оказалось, возможно, что они спрятались на самом острове. Посланная шлюпка также вернулась на корабль и привезла известие, что удалось найти пресную воду. Найдены были также два костра, в которых огонь еще не погас, обнаружены дорожки, на которых заметны были следы недавнего прохода людей, и заготовленные дрова.

Немедленно же мы приступили к доставке пресной воды обеими нашими лодками. Воду мы брали с того большого острова, перед которым стояли на якоре.

На этом острове мы обнаружили также земляную юрту, а в ней разбросанные домашние вещи - явные признаки того, что там еще совсем недавно были люди, которые, видя наше приближение, по всей вероятности, спрятались в лесу».

29 августа экспедиция снова приблизилась к некой земле и встала на якорь между несколькими островами, которые были названы Шумагинскими в память о первом умершем на «Святом Петре» матросе Никите Шумагине, умершем от цинги через два дня. Обратный путь проходил в условиях жесточайших тихоокеанских штормов. Судно Чирикова успешно вернулось домой, а судно Беринга навсегда осталось на камнях одного из нынешних Командорских островов.

Цинга стала косить русских моряков еще в море. Не было дня, чтобы команда не хоронила покойников. После Шумагина умер гренадер Андрей Третьяков, за ним - морской солдат Алексей Киселев, камчатский служивый Никита Харитонов, морской солдат Лука Завьялов, адмиралтейский купор Степан Болдырев. Не вставал с постели и сам Беринг.

Командование кораблем принял старший офицер Софрон Хитрово, ему помотал лейтенант Свен Ваксель. Вот как последний рассказывает о тех трагических днях: «В нашей команде оказалось теперь столько больных, что у меня не оставалось почти никого, кто бы мог помочь в управлении судном. Паруса к этому времени износились до такой степени, что я всякий раз опасался, как бы их не унесло порывом ветра. Заменить же их, за отсутствием людей, я не имел возможности. Матросов, которые должны были держать вахту у штурвала, приводили туда другие больные товарищи, из числа тех, которые были еще способны немного двигаться. Матросы усаживались на скамейку около штурвала, где им и приходилось в меру своих сил нести рулевую вахту…Сам я тоже с большим трудом передвигался по палубе и то только держась за какие?нибудь предметы. Я не мог ставить много парусов, так как в случае необходимости не было людей, которые могли их снова убрать. И при всем том стояла поздняя осень… с сильными бурями, темными ночами, со снегом, градом и дождем». Из?за отсутствия навигационных карт русские моряки вели «Святого Петра» только по звездам, и как следствие - их унесло далеко на север: вместо Авачинской бухты они вышли к группе островов, находящихся к северу–западу от Алеутских островов. Штормовой ветер сильнейшими ударами выбросил несчастный пакетбот прямо на камни, и спасти его уже было невозможно. Не рассчитывая на какую?либо помощь, моряки Беринга начали интенсивную подготовку к наступающей зиме.

7 ноября Беринг отправил на берег прапорщика Федора Плениснера и натуралиста Георга Стеллера. Высадившись на берег, посланцы обнаружили здесь лишь заросли карликовой ивы, стлавшейся по камням Нигде не было видно ни одного дерева. Лишь кое–где лежал плавник, выброшенный на берег.

Через день начали высадку. Это было тяжелое зрелище. Некоторые больные умирали, едва их выносили на палубу, другие - в шлюпке по пути к земле. 9 ноября и самого Беринга перенесли на носилках в подготовленную для него на берегу землянку. Эта зимовка для Витуса Беринга и его спутников была полна трагических событий.

Безжалостная цинга продолжала косить русских моряков одного за другим. Сколько на здешнем берегу осталось русских моряков? Долгое время узнать о том было невозможно. А уж тем более - назвать их имена.

Так, например, известий российский историк Василий Берх и участник экспедиции Георг Стеллер в своих работах упоминают, что начальника экспедиции положили в могилу «между адъютантом его и комиссаром и двумя гренадерами». Но адъютант Витуса Беринга, разжалованный из лейтенантов в матросы Дмитрий Овцын, благополучно вернулся домой и до 1757 года служил на Балтике. Выходит, где?то вкралась досадная ошибка? Только исследования, проведенные в XX веке группой подвижников из московскою Клуба «Приключение» под руководством С. Епишкина и при участии доктора медицинских наук из Российского федерального центра судебной экспертизы, профессора Виктора Звягина, показала, что исторической ошибки здесь нет. Вместе с Берингом был похоронен его прежний адъютант подшкипер Никита Хотяинцев. Эта же работа показала, что на острове похоронено 14 участников экспедиции Витуса Беринга.

К январю 1742 года, когда в экипаже «Святого Петра» произошел последний смертный случай от цинготной болезни, всего за время похода умер 31 человек. Только 45 моряков выжили в отчаянной схватке с трудностями, лишениями и дикой природой. Весной из остатков разрушенного штормами пакетбота они построили новое суденышко, на котором летом 1743 года добрались до Охотска. Так закончилось последняя экспедиция Витуса Йонссена Беринга. Несмотря на гибель руководителя Великой Северной экспедиции и многих его соратников, достигнутые результаты оказались весьма велики. Русские моряки, ученые и служивые люди первыми открыли неведомые северо–западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова, проложили морской путь из России в Японию, подготовили многотомную «Историю Сибири», составили «Карты Генеральной Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона» и «Атлас Российский», было картировано арктическое побережье России: от Архангельска до реки Колымы. Но при этом весьма трагичной оказалась судьба еще двух отрядов из состава этой экспедиции.

Из книги Тайны пропавших экспедиций автора Ковалев Сергей Алексеевич

Истинное лицо Витуса Беринга удалось восстановить Вторая Камчатская экспедиция началась 4 июня 1741 года, когда пакетботы «Святой Петр» (флагманский корабль под командованием Витуса Беринга) и «Святой Павел» (под командованием Алексея

автора Бурлак Вадим Николаевич

Первая ночь на острове Беринга Маленькая комнатка в гостинице. В окна ломится ветер с океана. Ночь. На рейде, недалеко от берега, замерло судно. Туман за окном то собирался в тяжелые клубы, то превращался в капли моросящего дождя. В разрывах тумана сверкающими тропинками

Из книги Хождение к морям студёным автора Бурлак Вадим Николаевич

Цветы с острова Беринга Несколько раз приглашали меня на утиную охоту, да все не было времени. Наконец выбрался вместе с Виктором, рабочим зверозавода.Долго шли тундрой. Не торопились. До вечерней зорьки еще уйма времени. Иногда мы останавливались и любовались летним

автора Лэмб Гарольд

Из книги Сулейман. Султан Востока автора Лэмб Гарольд

Глава 5. МАЛЬТА И ПОСЛЕДНЯЯ ВОЕННАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ Невозможная задачаЕсли бы Роксолана не замыслила погубить сына Гульбехар и если бы ее собственный сын Селим не боялся султана, этого могло бы и не случиться. Янычары прозвали Селима «горьким пьяницей», хорошо зная, как он

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Русь. Другая история автора Голденков Михаил Анатольевич

Два беринга Из года в год, из поколения в поколение, читая об отважном российском мореплавателе датского происхождения Витусе Беринге, мы смотрели на портрет тучного мужчины с длинными темными волосами, ниспадающими на плечи. Автор этого портрета неизвестен - какой-то

Из книги Зловещие тайны Антарктиды. Свастика во льдах автора Осовин Игорь Алексеевич

«Deep Freeze?1»: последняя экспедиция Ричарда Бёрда в Антарктиду Известно, что свой последний полёт над Антарктидой 67?летний контр?адмирал Ричард Бёрд совершил в ходе проведения экспедиции «Deep Freeze?1», которая стартовала из Норфолка 15 ноября 1955 года и завершилась в апреле

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

Первая ночь на острове Беринга Маленькая комнатка в гостинице. В окна ломится ветер с океана. Ночь. На рейде, недалеко от берега, замерло судно.Туман за окном то собирался в тяжелые клубы, то превращался в капли моросящего дождя. В разрывах тумана сверкающими тропинками

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

Цветы острова Беринга Несколько раз приглашали меня на утиную охоту, да все не было времени. Наконец выбрался вместе с Виктором, рабочим зверозавода.Долго шли тундрой. Не торопились. До вечерней зорьки еще уйма времени. Иногда мы останавливались и любовались летним

Из книги Кавказская война. Том 5. Время Паскевича, или Бунт Чечни автора Потто Василий Александрович

XXI. ВЕЛЬЯМИНОВСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В декабре 1830 года положение дел в Чечне представлялось в следующем виде:Не решенная борьба Астемира с карабулаками, державшая обе стороны в напряженном состоянии, продолжала волновать народ близкой междоусобицей, которая, при развивающемся

Из книги Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии автора Вернадский Владимир Иванович

Из книги Фантасмагория смерти автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги Сулейман Великолепный. Величайший султан Османской империи. 1520-1566 автора Лэмб Гарольд

Глава 5 МАЛЬТА И ПОСЛЕДНЯЯ ВОЕННАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ Невозможная задачаЕсли бы Роксолана не замыслила погубить сына Гульбехар и если бы ее собственный сын Селим не боялся султана, этого могло бы и не случиться. Янычары прозвали Селима «горьким пьяницей», хорошо зная, как он

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

«Сухарная экспедиция» Размах экспедиции и ее численность были беспримерными для Кавказа. Воронцов надеялся одним видом своих колонн вселить в горцев убеждение в бессмысленности сопротивления.3 июня 1845 года Чеченский и Дагестанский отряды, выступив из крепости

Из книги Путешествие в историю. Французы в Индии автора Каплан А Б

Почти перед самой смертью, в конце 1724 г., Петр I вспомнил «то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и … Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?..» Именно в «исследованиях», а не в «отыскании», т. е. открытии. На географических чертежах начала XVIII в. показывалась как полуостров.

Петр I и его советники знали о существовании пролива между и . Начальником экспедиции царь поставил капитана 1-го ранга (позднее он стал капитан-командором) (он же Иван Иванович) Беринга, выходца из Дании, сорока четырех лет, уже двадцать один год состоявшего на русской службе. Первая Камчатская экспедиция в составе 34 человек отправилась из Петербурга в Охотск (через Сибирь) 24 января 1725 г. Участники два года шли на лошадях, пешком, на судах по рекам. Морозы были жестокие, запасы провизии истощались. Команда мерзла, голодала; люди ели падаль, грызли кожаные вещи. 15 человек умерли в пути, многие дезертировали.

В Охотск передовой отряд во главе с В. прибыл I октября 1726 г. Так как в Охотске разместиться было негде, пришлось строить избы и сараи, чтобы дотянуть до конца зимы.

В начале сентября 1727 г. на двух небольших судах экспедиция перешла в Большерецк. Оттуда значительную часть груза до начала зимы переправили в Нижнекамчатск на ботах (лодках) по рекам Быстрой и , а зимой остальное перебросили на собачьих упряжках. Собак отнимали у , в результате многие из них были разорены и обречены на . В Нижнекамчатске к лету 1728 г. закончили постройку бога «Святой Гавриил», на котором 14 июля экспедиция вышла в море.

В начале сентября 1727 г. на двух небольших судах экспедиция перешла в Большерецк. Оттуда значительную часть груза до начала зимы переправили в Нижнекамчатск на ботах (лодках) по рекам Быстрой и Камчатке, а зимой остальное перебросили на собачьих упряжках. Собак отнимали у камчадалов, в результате многие из них были разорены и обречены на голод. В Нижнекамчатске к лету 1728 г. закончили постройку бога «Святой Гавриил», на котором 14 июля экспедиция вышла в море.

В. Беринг направил судно на север вдоль побережья полуострова, а затем на северо-восток вдоль материка. В результате заснято более 600 км восточного берега полуострова, выявлены полуострова Камчатский и Озерной, а также Карагинский залив с одноименным островом (на карте экспедиции эти объекты не названы, а их очертания сильно искажены). Моряки положили на карту также 2500 км береговой линии Северо-Восточной Азии. Вдоль большей части побережья они отметили высокие горы, и летом покрытые снегом, подступающие во многих местах прямо к морю и возвышающиеся над ним подобно стене. У южного берега полуострова 31 июля - 10 августа они открыли залив Креста, и остров Святого Лаврентия. Беринг не стал высаживаться на острове и не подошел к чукотскому побережью, а двинулся к северо-востоку. Погода стояла ветреная и . Землю на западе моряки усмотрели лишь днем 12 августа. Вечером следующего дня, когда судно находилось южнее широты мыса Лежнёва. Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад чукотского, вызвал к себе в каюту лейтенантов А. Чирикова и М. Шпанбсрга. Он приказал им письменно изложить свое мнение о том, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой, следует ли двигаться далее к северу и как далеко.

Далее Беринг решил двигаться к северу. Днем 14 августа, когда ненадолго прояснилось, на юге была усмотрена земля, очевидно, остров Ратманова, а чуть позже почти на западе - высокие горы (скорее всего, мыс Лежнёва). 16 августа моряки прошли пролив и находились уже в . В Беринговом проливе и (ранее) в Анадырском заливе они выполнили первые измерения глубин - всего 26 промеров. Затем Беринг повернул назад, проявив разумную предусмотрительность.

Еще одну зиму провел Беринг в Нижнекамчатске. Летом 1729 г. он сделал слабую попытку достичь американского берега, но 8 июня, через три дня после выхода в море, пройдя, в общем, на восток чуть больше 200 км, из-за сильного ветра и тумана приказал вернуться. Вскоре, правда, установилась ясная погода, но капитан-командор не изменил своего решения, обогнул с юга Камчатку и 24 июля прибыл в Охотск. Во время этого плавания экспедиция описала южные берега полуострова на протяжении более 1000 км между реками Камчатка и Большая, выявив Камчатский залив и . С учетом работ 1728 г. съемка впервые охватила свыше 3,5 тыс. км западного побережья моря, позднее названого Беринговым.

23 декабря 1724 года (3.01.1725 г.) — издан указ Петра I об организации Первой Камчатской экспедиции. Это был важный шаг в освоении Сибири и установлении торговых связей со странами Востока. Его ключевым аспектом стал вопрос о возможности плавания северным путем из Архангельска в Индию. В связи с этим экспедиции поручалось исследовать северные районы Тихого океана и выяснить расположение Америки. В действительности пролив между Чукоткой и Северной Америкой был не открыт, но пройден, еще в 1648 году Дежнёвым, но научная общественность узнала об этом только в 1758 году.

Интересно, что характер этого документа и трактовка задач экспедиции до сих пор вызывают оживленные споры среди ученых. Некоторые называют его просто запиской или справкой, но большинство историков всё-таки считают, что документ представляет собой полноценный указ Петра I. Еще большее разнообразие в трактовке задач. Многие понимают их значительно шире, чем поиски пролива. Экспедиция, по их мнению, должна была разведать путь в Америку, которая в любом случае находилась в непосредственной близости от наших берегов, и выяснить, кто является ближайшим соседом России.

Насущная необходимость исследований

В 1721 году была успешно завершена Северная война, и появилась возможность перейти к решению важнейших государственных задач мирного развития, в том числе к исследованию восточных границ России и северной части Тихого океана. В связи с этим и был издан указ о подготовке Первой Камчатской экспедиции. Кроме указа, Петр I лично написал инструкцию ее командиру, в которой четко определил цели, пути их достижения и желаемый результат.

Таким образом, перед экспедицией стояли не только самые актуальные научные, но и важнейшие государственные задачи - уточнение границ Российской империи и присоединение к ней вновь открытых земель. При этом предписывалось самое ласковое обращение с народами и племенами, поступающими в подданство России. Экспедиция продолжалась пять лет, но морской поход длился всего полтора месяца. Остальное время ушло на переезд из Петербурга на Камчатку и обратно, строительство кораблей, заготовку провианта и строительных материалов.

К этому времени в мировой литературе накопилось много недостоверных сведений об этом регионе. На западноевропейских картах пролив между Чукоткой и Аляской существовал с 1566 года. Существовал он и на многих российских картах, но они не располагали доказательной базой, поскольку были составлены на основании старых чертежей и расспросов местных жителей. Для получения достоверных данных необходимо было провести основательное изучение северной части Тихого океана.

Замыслы Петра I

В инструкции Петр I указал, что кораблю экспедиции надлежит следовать от Камчатки вдоль земли, которая идет на север, и по его предположению она уже была частью Америки. Далее до ближайших европейских владений в Америке, высадиться на берег, взять письменные свидетельства и нанести это место на карту или идти до встречи с каким-либо европейским кораблем, который мог бы дать информацию о достигнутых экспедицией землях. В инструкции не упоминалось о поиске пути в Индию или пролива между Азией и Америкой.

Главой экспедиции был назначен датчанин капитан флота (капитан 1 ранга) Витус Беринг (1681 - 1741 гг.). В 1704 году он был принят на русскую службу и вскоре стал одним из лучших командиров линейных кораблей. Беринг принимал деятельное участие в военных действиях против шведов и неоднократно выполнял ответственные поручения. В целом это был умный и мужественный офицер. Вместе с тем он не проявлял необходимой твердости в трудные моменты. Интересно, что сам он в документах подписывался как Витезь Беринг, наши официально именовали его Витес, а в обиходе просто Иван Иванович.



Рисунок В.Н. Ефимова

Помощниками Беринга были назначены лейтенанты датчанин Мартын Шпанберг и Алексей Чириков. Шпанберг характеризовался как опытный моряк и деятельный офицер, но он не имел образования, зачастую был груб и склонен к стяжательству. В противоположность ему, Чириков обладал глубокими знаниями в области навигации и был отличным моряком. Он понимал огромное научное и государственное значение экспедиции и самоотверженно работал для достижения успеха. Большой вклад в работу экспедиции внесли гардемарин П.А. Чаплин, мореход К. Мошков, корабельные мастера и матросы.

Трудности сухопутного участка пути

Первый отряд экспедиции под командой Чирикова вышел в путь 24 января 1725 года. Прямо из Петербурга везли пушки, ядра, якоря, паруса и канаты, большое количество инструментов и различного оборудования. В пути обоз постоянно увеличивался. Из Якутска, например, только одного продовольствия везли 6 тыс. пудов. Сухопутный маршрут экспедиции до Охотска пролегал через Вологду, Тобольск, Илимск и Якутск, в общей сложности 9 тыс. километров.

Особенно трудно было преодолеть участок свыше 1000 км между Якутском и Охотском. Тяжелые грузы отправили на судах под командой Шпанберга. По рекам дошли только до середины пути, а затем грянули морозы. Дальше грузы везли на нартах людьми. Но нарты застревали, и их приходилось оставлять. В помощь отряду Беринг выслал людей из Охотска. Им пришлось преодолевать горы, болота и совершенно дикие места. По дороге ели павших лошадей, сыромятные сумы и другие кожаные вещи и только в начале января 1727 г. прибыли в Охотск. Оставленные нарты с грузом собирали уже в мае.


Маршрут Первой Камчатской экспедиции

Не легче был и переход основного отряда. Из взятых в Якутске 663 лошадей около 270 пали или замерзли в пути. На лошадь клали до 80 кг груза, а люди зимой везли на нартах до 80-100 кг. Многие возчики убежали, а некоторые погибли. В Охотском остроге, который в то время состоял всего из 10 дворов, приходилось сооружать избы и амбары, строить и снаряжать суда.

На построенном здесь небольшом судне «Фортуна» и отремонтированной ладье экспедиция 22 августа 1727 г. вышла из Охотска. Через две недели суда пришли в Большерецк. Далее надо было продолжать путь в Нижне-Камча́тск, но Беринг не решился идти туда морем. Тяжелые грузы вновь отправили по рекам на судах под командой Шпанберга. Но дойти до цели ему опять не удалось. Реки замерзли, и продолжить путь можно было только зимой на собаках. Беринг с остальными членами экспедиции и обозом совершил этот переход в январе 1728 года в условиях сильных морозов и снежных бурь.

Здесь, как и на переходе от Якутска до Охотска, для транспортировки грузов было привлечено много местных жителей. При этом Беринг неукоснительно требовал, чтобы к ним относились доброжелательно и справедливо оплачивали их труд. Но все понимали, что, помогая экспедиции, мужчины лишались возможности заготовить продукты питания и подвергали свои семьи смертельной опасности. Такова в то время была цена великих географических открытий.

В Нижне-Камчатск Беринг прибыл 11 марта 1728 года, и сразу же заложил бот «Св. Гавриил». Судно имело длину 18,3, ширину 6,1 и осадку 2,3 м. Его оснастили и оборудовали в строгом соответствии с регламентом, чтобы оно достойно представляло Российский военно-морской флот. Такое требовательное и уважительное отношение к соблюдению всех правил и традиций при постройке военного судна наблюдалось у нас всегда, начиная с первого корабля «Орел», (подробности читайте ). Экипаж «Св. Гавриила» состоял из 44 человек. Решение Беринга идти в Нижне-Камчатск не морем, а на собаках исключило возможность закладки судна осенью и существенно отодвинуло выход в море. Такая задержка сократила время плавания у северных берегов и снизила результативность экспедиции.

Поход вокруг Чукотки

«Св. Гавриил» вышел в море 14 июля 1728 года. Фактически это и стало началом Первой Камчатской экспедиции. Утром 17 июля – первое географическое открытие: остров Карагинский. Затем последовало еще несколько важных открытий, и тут Беринг нарушил инструкцию Петра I, предписывавшую плыть «возле земли». Он дважды удалялся от берега, приказывая плыть на северо-восток. Почта все время стоял туман. Земли видно не было, мореплаватели прошли пролив между материками, и вошли в Чукотское море. Держа курс на север дошли до 67°18’48» с. ш., но земли так и не обнаружили. Плавание продолжалось уже 34 дня.


Бот «Св. Гавриил» в море
С картины Е.В. Войшвилло

Настало время принимать решение, куда плыть дальше. Чириков предложил направиться на запад, до устья Колымы. Однако Беринг был уверен, что он уже дал ответ на второй пункт инструкции Петра I (поскольку стало ясно, что Америка не сходится с Азией). В связи с этим отпал и третий пункт инструкции (доехать до ближайших европейских владений в Америке), так как неизвестно, на каком расстоянии располагается Америка. Поэтому Беринг посчитал свою задачу выполненной и 15 августа приказал возвращаться.

На обратном пути мореплаватели открыли остров Святого Диомида и 2 сентября бросили якорь в устье реки Камчатка. На следующий год Беринг вышел в море 5 июня 1729 г. и пошел к востоку для поиска Америки. Встретив большие трудности, и не обнаружив земли, он повернул на юг и, зайдя в Большерецк, 23 июля 1729 года прибыл в Охотск. Первая Камчатская экспедиция была успешно завершена. Позднее обширные исследования в северной части Тихого океана провела экспедиция под руководством .

Итоги экспедиции

В Петербурге Беринг представил отчет об экспедиции и приложил к нему карту. На ней был обозначен пролив между Азией и Америкой, но при этом была сделана пометка, что северный берег Азиатского материка к востоку от Колымы нанесен по старым картам. На основании этого Адмиралтейств-коллегия и Сенат усомнились в открытии пролива между материками. Отказавшись от предложения Чирикова дойти до Колымы, Беринг заслужил упреки современников и потомков в том, что он не справился с поставленными ему задачами.

Первая Камчатская экспедиция стала важным этапом в истории освоения Россией Дальнего Востока и севера Тихого океана. Она продемонстрировала возможности России как великой морской державы. Впервые на Тихом океане был поднят Андреевский флаг. Плавание Беринга имело исключительное значение для дальнейшего установления границ между Россией и США.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Греков В.И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 гг. 1960 г.
  • Военная энциклопедия. Санкт-Петербург. 1912 г.
  • Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Интернет-портал http://vostlit.info/
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.

Оценивая сейчас действия Беринга и его спутников, наверное, можно согласиться с мнением их современников о том, что они могли сделать больше. Но надо иметь в виду и то, что это была первая научная морская экспедиция. Россия только начинала изучение и освоение своих огромных владений. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!