Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина. Стихотворение И.Бунина «Одиночество» на уроке русского языка

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина

Тема одиночества стала одной из ключевых на творческом пути выдающегося поэта и писателя Ивана Бунина. Лирические герои его произведений часто сталкиваются с этим чувством. В них автор раскрыл собственное одиночество не только на Родине, но и за рубежом.

При прочтении стихотворения «Одиночество» складывается впечатление, что это автобиографическое произведение. Однако известно, что Иван Бунин посвятил стихотворение близкому другу Петру Нилусу, художнику из Одессы, знаменитому широкой публике по прозвищу «поэт живописи».

Иван принялся за написание произведения в 1903 году в городе Константинополь. Именно этот период считается самым продуктивным за весь творческий путь Бунина. Стихотворением «Одиночество» автор хотел показать, что с непониманием сталкиваются все талантливые люди. Объединив свою и судьбу Петра, Иван подтвердил свои догадки на конкретном примере.

Перед свои отъездом в Константинополь Бунин расстался с супругой, что нашло отображение в его творчестве. Не смотря на то, что стихотворение написано в прекрасный летний день, в нем отчетливо прослеживается хандра, характерная для осенней поры.

Перед читателем предстает лирический герой, который оказывается один на один с собой в дачном домике. С каждой строчкой настроение одиночества и грусти усиливается, погружая в эту атмосферу.

В процессе повествования становится известно о потерянной любви лирического героя. Причиной этому послужило отсутствие притяжения и увлечения любимым человеком. В результате душевных переживаний герой погружается в собственный серый мир, лишенный всяких красок.

Автор изображает образ человека, который принимает свое одиночество как должное, не стараясь ничего изменить. Лирический герой находится в состоянии апатии. В связи с чем он не желает попытаться вернуть свою любовь, поговорить с ней и объясниться. Герой надеется, что с приходом весны дачный домик вновь наполнится голосами.

Лирический герой изображается, как к человеку, привыкший идти по течению, принимая все «подарки», которые приготовила судьба. Ему все безразлично, и он готов смириться со всеми событиями.

В произведении Иван Бунин затрагивает тему взаимоотношений собаки и человека, намекая эти на то, что собака никогда не оставит человека в беде и не уйдет в трудный период. Лирический герой также приходит к выводу, что ему следует завести собаку.

Одиночество - одна из ведущих проблем творчества И. Бунина. Она интересно интерпретирована в одноименном стихотворении, которое изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Одиночество» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1903 г. летом, когда поэт пребывал в Константинополе, посвящено Петру Нилусу.

Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.

Композиция – Монолог лирического героя, именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы, можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ и перекрестная АВАВ.

Метафоры «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».

Эпитеты «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма» .

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

Тема

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения - лирический герой и его возлюбленная.

Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла» . Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.

В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один - без жены…» .

Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.

В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер - затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.

В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Композиция

Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырех шестистиший.

Жанр

Жанр произведения - элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер - трехстопный анапест. В тексте используется перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка. Рифмы - мужские.

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры - «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты - «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма» .

Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации : «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила - и стал ей чужой».

Иван Бунин «Одиночество»

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.

Сборник «Знание». Интимная лирика. Жанр - монолог-исповедь. Лирический герой обращается к любимой женщине, ушедшей от него. Но вместе с тем диалог с самим собой: ведь герой остался наедине со своими воспоминаниями. Лето 1903 г. Константинополь. Посвятил своему другу, одесскому художнику Петру Нилусу, которого именовал не иначе, как «поэтом живописи». Перед поездкой Бунин пережил глубокую душевную трагедию, расставшись со своей супругой, Анной Цакни. Безрадостный пейзаж за окном, холод и сырость - лишь антураж, который лишь подчеркивает душевное смятение, тоску и опустошенность персонажа. Причина разрыва - разлюбила. В начале использует градацию, нагнетая тем самым тягостное впечатление, настраивая читателя на пронзительно-трагический лад. «Одиночество» начинается с описания тоскливой осенней природы: «и ветер, и дождик, и мгла…». Для создания минорного настроения Бунин использует яркую метафору: «над холодной пустыней воды», показывая отчужденность лирического героя, неприятие им окружающей реальности. Недаром герой чувствует, что «здесь жизнь до весны умерла», имея в виду жизнь природы, а вместе с ней и свою. Лирическому герою неуютно в этом мире. «Мне темно», - говорит он, но темно не из-за отсутствия света за окном, а от отсутствия «света» в жизни.

Во второй строке метафора «пустыня воды» создаёт эффект бескрайности печали. Третья строка вводит тему смерти.

Печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы, нашедшим отражение в стихотворении, ощущение опустошенности. Природа и человек слиты воедино, страдают по одной причине: природа по ушедшей весне, и человек, потерявший свою Весну — любимую, без которой в душе героя наступила осень.

Лирический герой ждет весны: «Как-нибудь до весны Проживу и один - без жены…» Может быть, в жизнь героя еще придет весна, и его сердце оживет, как каждый год оживает природа…Но пока желание счастья и осознание его невозможности выражены в нарочито спокойной концовке. «Затоплю камин» - герой пытается разогнать «мглу», «серую тьму», окутавшую его душу. «Буду пить» - извечный способ «утопить» свое горе в вине - признак отчаяния, справиться с которым суждено не каждому. «Хорошо бы собаку купить», ведь верный пес никогда не бросит, в отличие от разлюбившей женщины, он будет со своим хозяином до конца жизни.

Данное стихотворение начинается с описания пейзажа. Перед глазами читателя всплывает мрачная картина. В начале первой строчки присутствует многосоюзие (И ветер, и дождик, и мгла), оно помогает читателю ощутить и холод и темноту. “Над холодной пустыней воды” еще больше усиливает это ощущение.

Читая первые строки, начинаешь понимать, как воспринимает этот мир автор. Безжизненность внешнего мира показана оксюмороном “жизнь умерла” , но у героя стиха остается надежда, выражая это у в фразе “слово до весны”, которая повторяется при переходе из третьей в четвертую строку. также эту фразу можно увидеть во второй строфе, но здесь она имеет другое значение, здесь говорится о чувствах героя стиха. Однако эта фраза все равно является тягостной для героя и выражает его безрадостное будущее существование.

В третьей строчке читатель представляет пейзаж, который уже отличается от пейзажа в первой строчке. Идет, как бы усугубление обстоятельств. Дождик из первого пейзажа превращается в дождь, а мгла становится серой тьмой. Чувства лирического героя также изменяются: если сначала герой испытывал холод и темноту, то сейчас мы видим, как герой переживает уже свою душевную боль.

Лирический герой становится несчастным. Все его переживания показаны показаны на протяжении всего стиха. И чем сильнее привязывается герой к своей любимой, тем дальше отдаляется она от него. Автор стиха показывает смену чувств героя при помощи специальных антонимов, а именно: стала казаться женой – стал чужой, сроднился – разлюбила.

В этом стихотворении герой пытается понять суть происходящего, но он не в силе его изменить, это показано в безличных предложениях – “мне больно”, “мне темно”, “мне крикнуть хотелось”. Герой не в силе подчинить своему контролю над тем, что творится в его окружающем мире, точно так же, как и не имеет возможности изменить погоду.
Герой, который осознал всю глубину своих чувств, уже не верит в возвращение любимой и поэтому уже не имеет желания в открытую выражать свои чувства:

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!».
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.

В этом стихотворении читатель понимает, что счастье невозможно, что люди постоянно расстаются друг с другом, а изменить мы ничего не можем, поэтому и приходится мирится с одиночеством.

На мой взгляд, Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших поэтов 20 века. Сегодня это общепризнанно, однако долгое время заслуженная известность Бунина-прозаика затмевала для читателей его поэзию. Но нужно заметить, что в таланте И.А. Бунина, необыкновенно гармоничном, все уравновешено: проза этого писателя вспахана плугом поэта, его стихи зачастую предвосхищают проблематику и даже стилистику рассказов и повестей.

Любовь… Эта тема, к которой обращался не один поэт и писатель. И. А. Бунин – не исключение. Любовная лирика его невелика по количеству. Но именно в ней разрабатываются многие вопросы, волновавшие писателя и позже, особенно проблема одиночества. Бунин считает, что даже любовь не спасает от одиночества, от этого «страшного недуга». Исчерпав «земные» возможности, оно ввергает героя в состояние спокойного отчаяния.

Таким настроением сдержанного трагизма пронизано едва ли не самое известное стихотворение Бунина - «Одиночество». Оно было напечатано в девятой книге сборника «Знание» за 1904 с посвящением художнику и приятелю Бунина П.А. Нилусу. В 1910 году это стихотворение в исполнении автора было записано на пластинку:

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады,

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

«Одиночество» начинается с описания тоскливой осенней природы: «и ветер, и дождик, и мгла…». Для создания минорного настроения Бунин использует яркую метафору: «над холодной пустыней воды», показывая отчужденность лирического героя, неприятие им окружающей реальности. Недаром герой чувствует, что «здесь жизнь до весны умерла», имея в виду жизнь природы, а вместе с ней и свою. Лирическому герою неуютно в этом мире. «Мне темно», - говорит он, но темно не из-за отсутствия света за окном, а от отсутствия «света» в жизни.

Осознание того, что он мог быть счастлив «вчера», а «Сегодня идут без конца Те же тучи – грядя за грядой…», гнетет лирического героя. Он с кажущейся легкостью говорит «прощай». Но это происходит не от безразличия, а от понимания неизбежности происходящего:

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую мглу.

Здесь поэт уже открыто говорит об одиночестве. По его мнению, любовь не вечна, а «для женщины прошлого нет». Любовь могла бы заполнить пустоту в душе лирического героя, но этому не суждено случиться. Она оставила лишь след в его душе, который «расплывется» под дождем и исчезнет. Лишь одиночество будет безраздельно царствовать в душе и жизни героя. Боль от своего одиночества герой не может ни преодолеть, ни заглушить. Можно подумать, что судьба его обречена, а тоска одиночества безысходна. Но, возможно, это и не так. Недаром лирический герой ждет весны: «Как-нибудь до весны Проживу и один – без жены…» Может быть, в жизнь героя еще придет весна, и его сердце оживет, как каждый год оживает природа…

Но пока желание счастья и осознание его невозможности выражены в нарочито спокойной концовке:

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

Этот лаконизм – достояние литературы уже нового, 20 века, когда смятенность чувств передается равнодушной, «посторонней», фразой. Такой фразой является и последняя строчка стихотворения. Обреченный на одиночество среди людей, непонятый, покинутый любимой женщиной, лирический герой, тем не менее, не выплескивает наружу своих эмоций. О них мы догадываемся только по каким-то деталям или отдельным словам. «Затоплю камин» - герой пытается разогнать «мглу», «серую тьму», окутавшую его душу. «Буду пить» - извечный способ «утопить» свое горе в вине – признак отчаяния, справиться с которым суждено не каждому. «Хорошо бы собаку купить», ведь верный пес никогда не бросит, в отличие от разлюбившей женщины, он будет со своим хозяином до конца жизни.

Купить собаку – это значит уже как-то начать действовать, существовать, жить. На данном этапе лирический герой к этому не готов, поэтому автор и употребляет частицу «бы» - мы не всегда осуществляем то, что задумали. Но эта строка – надежда на то, что все измениться к лучшему.

Примечательно, что в «Одиночестве» очень мало художественно-изобразительных средств. Надо сказать, что именно в интимной лирике отчетливо видно отличие Бунина от других дворянских поэтов. Оно проявляется уже в образе лирического героя, далекого от прекраснодушия и восторженности, избегающего красивости, фразы, позы. Именно поэтому язык стихотворения прост и лаконичен, что не мешает Бунину передать настроение героя, выразить его душевное состояние, его чувства.