Заметки по иконографии преображения господня. Икона преображение господне

> икона Преображение Господне

Икона Преображение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа

На иконе «Преображения» изображается чудесное событие явления истинного лика Христа трем его ближайшим ученикам. Описание этого чуда можно встретить в синоптических Евангелиях от Марка, Луки и Матвея. Праздник Преображения входит в число важнейших для всего христианского мира двунадесятых праздников. Икона «Преображения» передает глубину и величие дня Преображения Господнего, наполняя душу умиротворением и любовью.

Спаситель на иконе «Преображения» изображен облаченным, согласно Евангелию, в белые одежды. Располагается он в центральной части иконы, стоящим на вершине горы. Вокруг Христа - круглой формы ореол света. По обе стороны от Иисуса находятся пророки: Моисей и Илия. В руках Моисей держит скрижали Завета. А у подножия горы изображены апостолы, павшие ниц. От фигуры Христа исходят во все стороны потоки света, лучи которого просветляют ризы апостолов.

Спаситель, в конце Своей земной жизни, начал рассказывать ученикам о том, что скоро Ему придется пострадать от рук первосвященников и старейшин, и будет Он убит, но на третий день воскреснет. Чтобы смерть Его не привела к отчаянию учеников и для укрепления их веры, Спаситель позвал помолиться на гору Фавор трех ближайших апостолов (Петра, Иоанна и Иакова). Во время молитвы Иисус преобразился: Он просиял, Его одежды побелели, и полились от Него потоки ослепительного света, пронизывающие все вокруг - весь мир Божий. А по обе стороны от Спасителя возникли пророки: Моисей (ходатай от мертвых) и Илия (ходатай от живых), и вели они беседу с Иисусом. Их появление не случайно, оно символизирует власть Христа над жизнью и смертью.

Иконографический сюжет, изображающийся на иконе «Преображения Господня» современными иконописцами, закрепился и оставался неизменным уже с середины VI века. Одним из наиболее древнейших изображений «Преображения», сохранившихся до наших дней, является мозаика в церкви Святой Екатерины на Синае. Русские иконостасы XVI–XVII веков отличались тем, что икона «Преображения» устанавливалась в праздничном ряду между иконой «Вход в Иерусалим» и иконой «Распятие», нарушая тем самым хронологический цикл. «Преображение Господне» воспринималось как прообраз грядущих страстей Христовых.

Наверное, нет ни одной христианской церкви, храма и собора, где не присутствовала бы икона «Преображение Господне». Увидеть ее можно не только в иконописном варианте, также изображения Преображения встречается на фресках, миниатюрах и мозаиках. Приобретаются иконы «Преображения» верующими и для домашнего иконостаса.

Перед иконой «Преображения» не принято просить о земном. Перед нею взывают к Спасителю о защите от всего, что может поколебать в вере христианской и отвести от нее. Молитва перед образом «Преображение Господне» помогает молящемуся переосмыслить свою жизнь, заново взглянуть на нее, на свои поступки, чувства, мысли и отношение к окружающим. Икона «Преображение Господне» помогает укрепить истинную веру.

Что же за событие изображено на иконе этого двунадесятого праздника? Господь взял трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на гору Фавор, и преобразился перед ними. «Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», «блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». Вот какие слова подбирают Евангелисты, чтобы приоткрыть нам тайну Преображения Нашего Спасителя.

И тоже рассказывает нам об этих событиях, только - на своем языке. Давайте попробуем его понять!

В центре - Господь. От Него исходит дивный свет. Сияют Его одежды. Они ослепительно белые и покрыты золотым блеском, - это лучи Его Божественной славы. Действительно, таким апостолы Его никогда не видели. Христос предстал перед Своими учениками Истинным БОГОМ - Сыном Божиим.

Но кроме этого, икона сообщает нам очень важную вещь. Она говорит о том, что Христос при этом ни на одно мгновение не перестал быть и ЧЕЛОВЕКОМ! То есть Господь есть и Бог, и Человек. Что же на иконе говорит об этом? Посмотрите: фигура Господа заключена в сияющую шестиконечную звезду. На самом деле это два треугольника. Вот эти-то треугольники и говорят о том, что в Господе Иисусе Христе - два естества: Божественное и человеческое. А то, что эти треугольники изображены соединенными один с другим, говорит о необыкновенной, непостижимой тайне, - тайне СОЕДИНЕНИЯ Божественного и человеческого в Спасителе.

Вокруг Христа - круг голубого сияния. Голубой цвет на иконе означает Небесное Царство. То есть, Господь не только предстал перед учениками как Бог, но еще и показал им Свое Царство.

Рядом со Христом жители этого Царства - великие пророки Илия и Моисей. Пророк Илия не испытал земной смерти - он был взят на Небо живым! А пророк Моисей получил от Господа Божественный Закон - десять заповедей. Он же написал Пятикнижие, то есть первые пять книг Ветхого Завета, - вот он держит эту книгу в руке.

Обратите внимание на то, каким образом икона показывает нам, что Моисей и Илия - действительно жители Царства Божьего. Каждый из них прикасается к этому сияющему голубому кругу. Илия - рукой, а Моисей - книгой. Вот так икона и говорит нам об их причастности к Царству Небесному.

Святые пророки со вниманием и благоговением склонились ко Христу. Они беседуют со Христом о предстоящих Ему Крестных страданиях, о той Жертве, которую Он желал принести для спасения всех людей.

Теперь посмотрим, что же происходит с учениками Христа? Они явно потрясены тем, что им открылось. Преображение Христа, свершившееся у них на глазах, Его сияющий вид поразил их. Евангелие сообщает нам, что апостолы «были в страхе», «очень испугались». И икона тоже очень красноречиво передает их состояние. Петр упал на колени, заслоняет глаза рукой от нестерпимо сияющего света. Иоанн и Иаков упали навзничь, руками они закрывают свои лица, пытаются заслониться от пронизывающего их Божественного света.

Из апостолов только Петр изображен на иконе лицом ко Христу. Это не случайно! Восхищённый всем увиденным, именно он воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть».

Но Господь знает, что еще не пришло время, остаться им в этом Царстве, что впереди Его ждут страдания и смерть. Именно для того Христос и преобразился перед учениками, чтобы в тот день, когда ученики увидят Его распинаемым, они поняли, что Он добровольно, по Своей воле пошел на эти страдания.

Вот так икона раскрывает перед нами смысл Великого праздника Преображения Господня!

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЕ

Перед образом «Преображения» люди просят защиты у Господа от того, что может поколебать веру в Бога, просят дать силы для укрепления своих сил и немощей в деле спасения души.
Молитвы перед иконой «Преображение Господне» могут помочь провести переоценку своей жизни и новыми глазами посмотреть на свои поступки и чувства.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .
.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Проповедуя Божие Слово, Иисус Христос побывал во многих городах и селениях, рассказывал и объяснял не одну сотню притчей. Он предсказал конец света и поведал о Своем Втором пришествии.
Время Его страданий неумолимо приближалось. И вот, чтобы подготовить Своих учеников, Он рассказал им, что скоро Ему предстоят испытания и крестная смерть в Иерусалиме. В это Его ученики поверить не могли – ведь это Сам Спаситель, как так может быть, чтобы люди могли унизить, а потом убить Бога?
Понимая состояние апостолов, Иисус решил

«явить им Царство Свое прежде бесчестия Своего, чтобы, когда Он будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира» .

святой Ефрем Сирин

Поэтому как-то раз, когда Иисус Христос был со своими учениками недалеко от Назарета, Он предложил Петру, Иоанну и Иакову подняться на находящуюся неподалеку гору Фавор (в переводе «чертог чистоты и света).
Эта гора крутая и подниматься было тяжело. Когда ученики устали, они сделали остановку и решили отдохнуть, а Иисус Христос отошел на некоторе расстояние от них и стал молиться. Вдруг, во время молитвы, внешний вид Его начал меняться. Лицо стало сиять, как солнце, одеяние стало белым, как снег, а вокруг Самого Христа появился ореол очень яркого света.
Было уже темно, но этот свет разбудил спящих Петра, Иакова и Иоанна. Ученики узрели своего Учителя в Божественном величии, а рядом с Ним стояли пророки Илия и Моисей. Они разговаривали о том, что скоро Господу предстоят страдания и крестная смерть в Иерусалиме

Увидев такую картину, апостолов охватила неземная благодать, они захотели, чтобы это состояние продолжалось все время.
А через некоторое время сверху сошло облако, которое скрыло Иисуса, Илию и Моисея от взора учеников и они услышали из облака Божий глас:

« Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте!» (Мф. 17,1-13).

В страхе и почтении Петр, Иоанн и Иаков повалились на землю. Сколько времени это видение продолжалось, они сказать не могли, они только понимали, что своими глазами видели Учителя в Божественном сиянии и слышали голос Бога-Отца. Вскоре к ним подошел Иисус Христос в своей обычной одежде и сказал им, чтобы больше никто из людей, до Его Воскрешения, не знал о том, что произошло на этой горе.

В народе праздник Преображения называется еще и Яблочным Спасом потому, что в этот праздник в храмах принято освящать яблоки или другие плоды.
Как говорил святой Иоанн Златоуст, главное, чтобы не забывать благодарить Того, Кто преобразился на Фаворе,

«дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Это событие, когда апостолы своими глазами увидели Божественную сущность Своего Учителя, должно было укрепить их духовные силы. Они должны были понять, что смерть Христа на Голгофе – добровольная, Он знал о ней и был готов к распятию. Обладая необыкновенным могуществом, которое он показал апостолам, Иисус Христос мог избежать смерти, но не сделал этого. Ведь Он пришел на землю именно для этого, для того, чтобы спасти людей от грехов.

А суть Преображения в следующих символах:

Гора - это безмолное, тихое место для молитвы, в котором наш беспокойный ум поможет нашей душе соединиться с Богом.
Фавор – это в переводе значит «чистота», «свет». Тот, кто осознает свои грехи, кается в них и старается впредь не допускать их повторения, может освободиться от грязи и тогла на него прольется Божественный Свет.
Христианское учение считает, что именно обретение этого света является главной целью человека, смыслом всей его жизни.

ВЕЛИЧАНИЕ

Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное Преображение Пречистого Твоего Тела.

ВИДЕОФИЛЬМ

В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя.

Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим - слева и справа от круга - размещены полуфигуры Моисея и Илии.

Нетрудно понять, что Крест в круге - это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) - апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты - символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне - это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки - Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, - это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним - именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней - как бы парит в воздухе. По бокам от Него - тоже в воздухе - стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах - они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.

Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь - византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя.

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины IХ в. ГИМ, Москва

С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это - исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей - выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может - книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки - как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности - редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля.

Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва

Ее мы и рассмотрим подробно.

СИМВОЛИКА ИКОНЫ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение - они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно - Фавор гора лесистая. Но деревья - это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение - это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл - они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы - как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея - целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей - умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира - мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно - ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно - Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит - и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

Преображение Господне. Мозаика. Монастырь Дафни, Греция. XI в.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XII в.


Преображение Господне. Фреска. Темная церковь, Каппадокия. XII в.


Преображение Господне. Фреска. Мирожский монастырь. Россия. XII в.

Преображение Господне. Мозаика. Константинополь. XII в.


Преображение Господне. Миниатюра. Афон. XIII в.


Преображение Господне. Фреска. Бояны, Болгария. XIII в.

Преображение Господне. Миниатюра. Франция. XIII в.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XIII в.

Преображение Господне. Миниатюра. Византия. XIV в.

Преображение Господне. Фреска. Убиси, Грузия. XIV в.

Преображение Господне. Фреска. Церковь Преображения (Спас на Ковалеве), Великий Новгород. XIV в.

Преображение Господне. Икона. Феофан Грек. XV в.

Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей

Преображение Господне. Икона. Афон, XVI в.

Преображение Господне. Икона. Великий Новгород. XVI в.

Преображение Господне. Икона. Псков. XVI в.

Преображение Господне. Греция. XVI в.

Преображение Господне. Икона. Россия. XVI в. Ярославский государственный музей

Преображение Господне. Икона. Россия. XVII в. Сольвычегодский музей


Преображение Господне. Мозаика. Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.


Александр Моисеенков

19 августа христианский мир отмечает один из двенадцати православных главных праздников - Преображение Господне, первое явление Иисуса Христа в образе Бога-Сына, икона этого события имеется в каждом православном храме.

Икона Преображения Господня - святой образ, запечатлевший историю события, имеющий свою символику, обладающий чудодейственной силой даровать преображающие изменения по молитвам верующих.

История появления святого образа

Появление святых икон с изображением Иисуса появилось намного позже христианской символики, и намного раньше православных праздников, во время которых христиане вспоминают о важных исторических событиях в истории христианства.

Икона Преображение Господне

В первых церквях не было икон с изображениями ликов святых.

Эпоха гонений на христиан наложила отпечаток на христианское искусство, когда вместо святых образов изображали символы в виде:

  • рыбы;
  • восьмиконечной звезды;
  • ягненка;
  • Креста;
  • якоря и других.
На заметку! Христиане, которых за одно упоминание Христа или Его изображение приговаривали к страшной казне, придумали свой шифр, где крест изображали в виде якоря, Иисуса — Агнцем, а принадлежность к христианскому учению - рыбой.

Первое изображение Преображения

Первой иконой Иисуса в Образе Бога известна мозаика шестого века, выложенная в базилике Равенны Сент-Аполлинере ин Классе.

На этом образе Иисус изображен крестом, это центральная фигура мозаики, на ней апостолы представлены ягнятами. За облачными сферами виднеются фигуры Ильи и Моисея, старозаветных пророков. Нижняя часть мозаики - райский сад, среди которого св. Аполлинарий среди овечьей отары. Св. Аполлинарий - первый Равенский епископ. На смену сплаву аллегорических и натуралистических образов пришли натуральные изображения.

Икона Преображения в Переславле

Спасо-Преображенский собор является хранителем иконы Преображения Господнего, время написания которой относят к началу XV века. До недавнего времени авторство этого образа приписывали Феофану Греку, но по решению комиссии Третьяковской галере и ее отнесли к произведениям неизвестных мастеров.

Центральной фигурой этого образа является Иисус Христос в обрамлении сияющей восьмиконечной звезды, известной в православии, как Вифлеемская.

Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском

Господь стоит на вершине горы Фавор, где, согласно всем четырем Евангелиям, Иисус явился перед апостолами в блестящих белоснежных одеждах. Около него стояли пророки Моисей и Илья, над ними находятся изображения ангелов.

Петр и братья Иаков, Иоанн изображены на образе павшими в поклонах на землю. Состояние апостолов на горе Фавор приравнивается к ощущениям рая, где ученики и предлагали Спасителю оставаться там, построив палатки для Него, Моисея и Илии.

На заметку! Художник сумел передать Божественный свет, явленный Богом в преображенном Иисусе. Свет, исходящий от образа Христа, есть светлый путь, дорога христианской жизни, ведущей к Небесам.

Отблески Божественного света отображены и на павших на землю учениках Христа. По обе стороны иконы изображены апостолы со Спасителем, с одной стороны они восходят на горе, с другой - сходят, после увиденного чуда.

Интересно, что местность, где находится гора Фавор, пологая, а каждой иконе мы видим скалы, как символ веры и духовного очищения, на них растут деревья. Деревянный Крест - символ спасения человечества. Павшие на землю ученики - пример покаяния перед славой и величием Спасителя.

О чем молятся перед иконой

В праздник Преображения в каждом храме проводится торжественная Литургия, во время которой перед святым образом читаются акафист и молитвы о даровании:

  • очищения от грехов;
  • исцеления;
  • укрепления веры;
  • спасения родных и близких.

Икона Преображение Господне