Некрасов я не люблю иронии твоей тема. Я не люблю иронии твоей анализ стихотворения

Кроме социально направленной поэзии, в душе Н. А. Некрасова всегда было место чувствам личного порядка. Он любил и был любим. Это отразилось в группе стихотворений, которые принято называть «панаевским циклом». Примером станет стихотворение «Я не люблю иронии твоей…». Анализ будет дан ниже, а пока кратко познакомимся с его лирической героиней.

Авдотья Панаева

Прелестная умная женщина, которую родители торопливо выдали замуж, потому что девушка всей душой стремилась к эмансипации. Она подражала стремилась надеть мужскую одежду и - о, ужас! - подрисовала себе усы! Замуж выдали за журналиста Ивана Панаева, который не отличался верностью и не стеснял свободы супруги.

У них в салоне собиралось блестящее литературное общество, и все до единого были влюблены в красавицу и умницу Авдотью Яковлевну. Но она ответила, далеко не сразу, только на безумные, сумасшедшие чувства Николая Алексеевича, который, не умея плавать, топился на ее глазах в Фонтанке. Так началось большое чувство, которое длилось около двадцати лет. Но на свете кончается все. И когда чувства стали остывать, то Николай Алексеевич написал: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения будет проведен по плану.

История создания

Предположительно оно было написано уже через пять лет после начала близких отношений в 1850 году, а опубликовано в «Современнике» в 1855 году. Что могло послужить охлаждению столь бурных чувств? Ведь сама А. Я. Панаева писала о них стихотворения. Попытаемся поразмышлять над строками Николая Алексеевича «Я не люблю иронии твоей…», анализ которых входит в нашу задачу.

Жанр стихотворения

Это интимная лирика большого гражданского поэта.

Произведение рассказывает о зародившихся чувствах в прошедшем времени, об их состоянии и неизбежной развязке и предполагаемом разрыве в настоящем времени. Видимо, их отношения стали привычными и однообразными и не давали такую обильную пищу для вдохновения, как гражданская поэзия. Потому в отношениях стала появляться со стороны Авдотьи Яковлевны ирония, которая только усугубляла холодность со стороны Некрасова. Так появилось стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», анализ которого мы начинаем. Но поэту надо отдать должное, он прямо и деликатно говорил своей избраннице, что именно в ее поведении ему не нравилось, ничего не скрывая.

Темой стало возникновение любви, ее постепенное умирание и полное охлаждение.

Главная мысль - любовь надо трепетно беречь, поскольку это чувство редкое и дается не каждому.

Композиция

Н.А. Некрасов разделил на три строфы «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения мы, естественно, начнем с первой.

Лирический герой обращается прямо и просто к близкой женщине и просит прекратить в разговорах с ним иронизировать. Видимо, острая на язычок Авдотья Яковлевна не могла сдержаться, когда ей что-то было не по душе, когда она в чем-то усматривала неуважительное или невнимательное к себе отношение. По мнению лирического героя, ирония должна принадлежать только тем, кто пережил свои влечения или никогда не встречался с ними. А в них обоих, так горячо любивших, еще остались язычки пламени любви, и они греют душу. Им рано предаваться иронии: надо бережно хранить то, что они имеют на сегодняшний день.

Во второй строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов (анализ мы сейчас проводим) показывает поведение своей любимой женщины. Она еще стремится продлить их свидания «застенчиво и нежно».

Она, очень женственная, по-прежнему ему предана сердцем и не может жить без этих встреч. А он? Он полон страсти. Лирический герой все еще горяч и пылок, в нем мятежно кипят «ревнивые мечты». Поэтому он просит не иронизировать и не ускорять развязку. Все равно она неизбежно к ним придет, но пусть дольше сохранятся красивые отношения.

Третья строфа совсем печальна. Поэт не скрывает ни от себя, ни от любимой, что их расставанье уже придет скоро. Их страсти кипят все сильней. Они полны последней жаждой любви, но «в сердце тайный холод и тоска». Лирический герой с горечью констатирует этот факт. Но от него никуда не спрячешься. Потому и не стоит иронией уничтожать былую прекрасную и томительную, нежную страсть.

Ирония, которая изначально содержит в себе насмешку, оскорбляет лирического героя, поэтому он и говорит: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения показывает скрытый контекст высказываний Авдотьи Яковлевны и прямые искренние слова лирического героя. Он призывает свою даму сердца не демонстрировать по поводу и без повода свою негативную позицию, а выражать ему сочувствие и понимание.

Анализ стиха «Я не люблю иронии твоей…»

Стихотворение написано пятистопным ямбом, но пропусков ударений (пиррихиев) очень много. Ими передается читателю волнение поэта. Например, с пиррихия начинается первая строка в первой строфе, им же она и заканчивается, при этом подчеркивается восклицательным знаком.

Каждая строфа состоит из пяти строчек, но рифмы в каждой строфе разные. Поэт использует кольцевую (первая строфа), перекрестную (вторая строфа), смешанную (третья). Внутреннее смятение лирического героя проявляется этим способом в полной мере.

Стихотворение построено на контрастах. В нем противопоставляется холодное и горячее, кипение и оледенение. Метафорически любовь сравнивается с бурлящим потоком реки, «но холодней бушующие волны…».

После этих заключительных строчек стоит многозначительное многоточие. Река бурлит, но все равно замерзнет, и холод скует их обоих, «горячо любивших». Прежним кипящим нежностью и страстью отношениям метафорически противопоставлен «тайный холод и тоска».

Эпитеты имеют негативную окраску: неизбежная развязка, ревнивые тревоги, последняя жажда. Другие, напротив, окрашены положительно: чувства «мятежно» кипят, возлюбленная ждет свидания «застенчиво и нежно».

Эпилог

Некрасов и Панаева расстались. Потом умер ее муж, затем она жила одна, а после этого счастливо вышла замуж и родила ребенка. Однако поэт любил Панаеву и, несмотря на свою женитьбу, посвящал ей свои стихи («Три элегии») и упомянул в завещании.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» написано Некрасовым предположительно в 1850 г., напечатано в журнале «Современник» № 11 за 1855 г. Оно включено в сборник стихотворений 1856 г.

Стихотворение обращено к Авдотье Панаевой, в которую был влюблён Некрасов. Их роман, начавшийся в 1846 г. и длившийся почти два десятка лет, так и не закончился законным браком. В этом смысле стихотворение «Я не люблю иронии твоей» пророческое.

Авдотья Панаева была женой друга Некрасова Ивана Панаева, с которым они вместе возрождали «Современник». С 1847 г. троица жила вместе, Некрасов с согласия ветреного Ивана стал гражданским мужем Панаевой. Оба тяготились этой связью, хоть и любили друг друга.

Отношения Некрасова и Панаевой были неровными. Случались бурные выяснения отношений, временное охлаждение друг к другу. Об этом стихотворение.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» относится к интимной лирике и входит в так называемый «панаевский цикл». Оно повествует о развитии любовных отношений, реалистично объясняя внутренние причины внешних изменений в общении.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – развитие любовных отношений, угасание и охлаждение чувства.

Основная мысль: только любовь – это настоящая жизнь, поэтому любовь нужно беречь, нужно заботиться о её сохранении, заметив первые признаки угасания.

Стихотворение – это обращение к возлюбленной. Поводом к обращению стала насмешка, ирония возлюбленной по отношению к лирическому герою.

В первой строфе лирический герой признаёт, что чувства его угасают, что некогда горячая любовь только теплится в сердце. Ирония, с точки зрения лирического героя, свойственна «отжившим и не жившим», то есть тем, кто не любил вовсе или уже не любит.

Во второй строфе лирический герой описывает нынешнее состояние отношений: женщина застенчиво и нежно желает продлить свидание, в сердце лирического героя «кипят ревнивые тревоги и мечты». Но любовь угасает, что передаётся словами «пока ещё». Последняя строчка второй строфы называет угасание любви неизбежной развязкой.

В последней строфе лирический герой уже не питает иллюзий, не надеется на продолжение отношений, к чему призывает в первых двух строфах, используя восклицательные предложения. Скандалы и конфликты – признак завершения отношений, когда в сердце уже «тайный холод и тоска».

Тропы и образы

Стихотворение строится на противопоставлении холодного и горячего, кипения и оледенения. Любовь подобна кипящему бурному потоку, что описывается с помощью метафор: горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой . Чувству противопоставлены тайный холод и тоска сердца (метафора равнодушия).

Чувства, предшествующие охлаждению, Некрасов сравнивает с рекой, которая осенью сильнее бурлит, хотя становится холоднее. Таким образом, сила чувств (бурность) не равнозначна для лирического героя их качеству (теплоте или холодности). Река побурлит и замёрзнет, так же и любовь.

Стихотворение имеет законченную мысль и без последних двух строчек, перед которыми стоит многоточие. Сравнение чувств с бурной рекой – тот последний аргумент, который лирический герой приводит, чтобы добиться понимания возлюбленной.

Большое значение в стихотворении имеют эпитеты. Все они негативно окрашены: ревнивые тревоги и мечты, последняя жажда, развязка неизбежная, тайный холод . Им противопоставлены наречные эпитеты с положительной окраской: горячо любившим, желаешь застенчиво и нежно, кипят мятежно . Действия героев лирический герой воспринимает как проявление любви, но состояния (тревога, жажда, развязка ) считает лишёнными желанного чувства. Так идея стихотворения работает на языковом уровне.

Размер и рифмовка

В стихотворении необычна и ритмическая организация, и рифмовка. Размер определяется как пятистопный ямб, но пиррихиев так много, что ритм сбивается, как у человека, который от волнения не может выровнять дыхание. Этому эффекту способствует укороченная последняя строчка в первой строфе.

Каждая строфа состоит из 5 строчек, рифмовка в каждой строфе разная. В первой строфе она кольцевая, во второй – перекрёстная, в третьей перекрёстная чередуется со смежной. Эта неупорядоченность соответствует внутреннему мятежу лирического героя. Мужская рифма чередуется с женской тоже неупорядоченно благодаря разной рифмовке.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Н.Некрасова, как и В.Маяковского, многие считают лишь "политическим" поэтом, борцом за гражданские права простых людей. Но уж если и может возникать спор о поэтическом значении "гражданских" стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порой даже исчезают, когда речь идет о Некрасове как об этике и лирике.
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим... Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей.
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты -
Не торопи развязки неизбежной!
Лиризм Некрасова возник на благодатной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени живую душу спасли в Некрасове именно его "вины", о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, "укоризненно со стен" на него смотревших. Его нравственные недочеты давали ему живой и непосредственный источник порывистой любви и жажды очищения. Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Кто заставлял его с такой силой говорить о своих нравственных падениях, зачем надо было выставлять себя с невыгодной стороны? Но, очевидно, это было сильнее его. Поэт чувствовал, что покаяние вызывает лучшие перлы со дна его души, и отдавался всецело душевному порыву.
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...
Сила чувства вызывает непреходящий интерес к лирическим стихотворениям Некрасова - и эти стихотворения наравне с поэмами надолго обеспечили ему первостепенное место в русской литературе. Устарели теперь его обличительные сатиры, но из лирических стихотворений и поэм Некрасова можно составить том высокохудожественного достоинства, значение которого не умрет, пока жив русский язык.

Это стихотворение Некрасова в печати появилось в 1855 году. В произведение автор обращается к Авдотье Яковлевне Пановой – своей жене и возлюбленной. Следует отметить, что данное стихотворение не первое написанное в этом году обращение к жене. По-видимому, этот год был особенно тяжёлым в жизни супругов.

Лирический герой стихотворения понимает, что отношения их идут к разрыву, и всё-таки умоляет возлюбленную не торопить событий, не забывать о чувствах раньше времени. Ему больно расставаться со своей милой, и зная, что это неизбежно просит ещё хотя бы немного времени провести вместе с ней как возлюбленный, без взаимной иронии.

Это стихотворение, как и остальное творчество автора на тему любви и разлуки, прекрасно выражает то смятение, ту боль, что испытывает человек при расставанье. И это самое чувство, когда понимаешь, что ещё чуть-чуть и всё закончится, и пытаешься будто надышаться перед смертью, эти отчаянные попытки склеить стремительно расходящуюся трещину – кому они не знакомы?

Оно написано довольно необычным способом – схема рифмовки меняется из строфы в строфу. Так, в первом пятистишье использован кольцевой метод рифмовки:

(Твоей

Жившим

Любившим

Сохранившим

Во втором – перекрёстный:

ежно

Мятежно

Мечты

Неизбежно й)

А в третьем смешаны оба метода:

(Далека

Полны

Тоска

Река

Волны)

Такое смешение схем рифмовки придают стихотворению ощущение живого разговора, но при этом звучат красиво и мелодично.

Также эффект живости добавляют аллегория (сравнение чувства любви с быстротекущей рекой) и множество красочных эпитетов.

Некрасов – один из немногих стихотворцев, который смог в своём творчестве передать не только красоту и романтичность любви, но и тяжесть, боль что она причиняет. Я считаю, что это говорит о высоком мастерстве – поэт своим творчеством должен вызывать в людях не только светлые чувства, но и давать им испытать горе, окунуться в него. Его стихи были и будут актуальны во все времена, до тех пор, пока люди не станут бесчувственными роботами и не перестанут испытывать что-либо.

Предоставляя читателям возможность испытать полную гамму разнообразных чувств, писатель учит их понимать эти чувства, учит состраданию к тем, кто испытывает эти эмоции воочию.

Стихотворения, в которых описаны человеческие чувства делают нас самих человечнее.

Вариант 2

Николай Некрасов в 1842 году знакомиться с Авдотьей Панаевой, которая являлась законной женой известного публициста, в доме которых часто собирались разные литераторы. Она обладала публицистическим даром и особым талантом к писательству, а общение с широким кругом творческих людей, позволяло ей находить вдохновение и новые идеи. Кроме того, она славилась своей прекрасной внешностью, поэтому сразу пленила молодого и начинающего поэта. Но при этом она стала причиной не только его душевных терзаний и пленила множество посетителей их литературного салона, которые в прямом смысле слова страдали от ее чар и природного очарования.

Они встречались фактически 20 лет, их союз нельзя назвать прочным. Они принесли множества бед, между ними постоянно кипели страсти, которые также доставляли неудобства супругу самой Панаевой. Ему пришлось жить, как части любовного треугольника, при этом ему пришлось разделять дом с женой, которая жила с любовником. Но в 1849 году погибает ребенок, который родился у девушки от Некрасова, что приводит к угасанию любовных чувств.

Именно в тот период жизни появляется стихотворение «Я не люблю иронии твоей…». Некрасов уже понимает, что разрыв в отношениях неизбежен. Он описывает взаимоотношения с избранницей, которые становятся холодными. Он вспоминает, что ранее он испытывал очень нежные чувства к женщине, которая находится с ним рядом, а она была не менее влюблена в него и очарована его внешним видом. Но время способно не только сглаживать гнев и ненависть, но и уничтожать любовь, которая не находит должной подпитки.

Автор стихотворения и сам понимает, в чем настоящая проблема происходящего. Причиной становится смерть ребенка, который был плодом любви. Но при этом он понимает, что еще не все угасло. Еще возможно восстановить былые чувства и начать все сначала. Да и сама женщина старается продлить свидание, которое ей отведено. Но Некрасов уже чувствует приближающуюся разлуку, которая неимоверно следует за ним попятам.

Он понимает, что избежать исхода невозможно, поэтому просто просит, чтобы она отодвинула его момент. Он не может переносить иронию былой возлюбленной, которую он фактически не может переносить на дух. Она ранит его, но в тоже время Некрасов осознает, девушка жестоко ранена, она не может пережить смерть своего сына.

Но поэт не оставляет попыток спасения противоречивого союза, поэтому он просуществовал еще десяток лет. Некрасов до последнего надеялся, что как только муж Панаевой умрет, то она станет его законной супругой. Но вопреки всем его надеждам и ожиданиям подобного не происходит.

Их союз распадается полностью, она уходит от него. Несмотря на то, что в его жизни было множество женщин, он не смог полностью прогнать ее из своего сердца. Об этом говорит еще и то, что фактически вся любовная лирика Некрасова был написана в этот момент его жизни. Остальные женщины не оставили в его жизни такого следа, как Панаева, ставшая смыслом его жизни, ради нее он творил, не взирая на мнение окружающих людей, осуждающих подобный союз.

Анализ стихотворения Я не люблю иронии твоей по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

    Довольно таки еще будучи молодым, Федору Ивановичу пришлось побывать во многих местах за границей.Особенно ему приглянулись Германия и Франция. Последние годы своей военной карьеры он отдал Мюнхену

  • Анализ стихотворения Мандельштама Раковина

    Ранний период творчества Осипа Мандельштама имеет свои тонкости и свою форму написания. Особое место в нем занимает стихотворение Раковина, написанное в 1911 году и является частью известного сборника Камень.

  • Анализ стихотворения Есенина Письмо матери

    Сергей Есенин – знаменитый русский поэт, чьи стихотворения до сих пор читают и любят. Стихотворение «Письмо матери» было написано в 1924 году – в последний период творчества поэта, который считается самым ярким и запоминающимся.

  • Анализ стихотворения Парки Мережковского

    Для того чтобы описать трудноописуемое человеческое существование с давних времен использовались различные образы, которые делали его более понятным и ясным. Античная мифология включала в себя богинь

  • Анализ стихотворения Метель Бунина

    Произведение относится к раннему поэтическому творчеству писателя, написанное в его юношеском возрасте под влиянием сказочных, волшебных преданий.

Поэзия Некрасова отличается желанием облагораживания души и возрождения в душе каждого читателя доброго начала. Наиболее ярко это стремление отразилось в лирике поэта, посвященной настоящим друзьям и возлюбленным женщинам.

В 1842 году поэт Некрасов знакомится с Авдотьей Панаевой, супругой друга поэта, писателя Ивана Панаева, с которым тот возрождал к жизни журнал «Современник». Первая встреча Авдотьи и Николая произошла в ее доме, где часто собирались по вечерам деятели литературы.

Поэт влюбился в женщину с первого взгляда: его поразила не только ее притягательная внешность, но и особые достижения в публицистике. Панаева приняла знаки внимания от Некрасова и начался бурный роман. А с 1847 года Авдотья, ее муж и Некрасов стали жить под одной крышей. Иван сам да согласие на то, чтобы его друг был гражданским мужем его законной супруги и жил с ними в одном доме. Так Иван хотел сохранить брак, полагая, что эти отношения не просуществуют долго. Однако в этом Панаев оказался не прав: роман Некрасова с Авдотьей продлился почти двадцать лет. Но отношения между возлюбленными не были ровными, они часто ругались. В итоге роман не окончился законным союзом. Разрыв отношений произошел после смерти ребенка, рожденного Авдотьей от поэта.

В 1850 году Некрасов осознает, что вернуть пыл былых отношений невозможно. Как итог долго мучительного для всех романа он пишет стихотворение «Я не люблю иронии твоей». В нем поэт отметил, что раньше пытал потрясающие чувства к одной женщине. Страсть к ней усиливалась еще и от уверенности в том, что его избранница так же сильно любила поэта. Но время готово не только созидать, но и разрушать. Оно может погубить любовь.

Некрасов считает, что это и случилось после смерти их общего ребенка. Кажется, что гибель малыша разорвала невидимую нить между возлюбленными, и они стали удаляться друг от друга. Но поэт понимает, что любовь все же не угасла полностью, но все вокруг говорит о том, что разлука неизбежно стоит на пороге. Герой просит у своей избранницы лишь н торопить эту минуту. Ему не нравится ирония возлюбленной, ведь она лучше любого признания говорит о том, что роману скоро придет конец.

Данное стихотворение построено на противопоставлениях. Образ любви создается при помощи метафоры, сравнивающей чувства с кипящим потоком. Ведь в реальности отношения между Панаевой и Некрасовым резко вспыхнули, бурлили и исчерпав себя остыли, будто вся вода из кипящего сосуда вылилась, и он опустел.

Стихотворение имеет логическое завершение даже без короткого окончания, перед которым автор поставил многоточие. Сопоставление любви с рекой - это последнее доказательство, которое поэт привел, чтоб попытаться достигнуть понимания избранницы.

Важную роль здесь играют эпитеты, как, например, «ревнивые тревоги». Каждый из них имеет негативную оценку. Им в противовес выставлены положительные эпитеты, как, например, «нежно желаешь». Такое соседство намекает на постоянные перепады настроения у влюбленной пары.

Действия мужчины и женщины Некрасов видит, как активное проявление любви, а вот душевное состояние, описываемое словами «тревога», «жажда», поэт считает оказавшимся без желаемого чувства.

Стоит обратить внимание на необычный ритм и рифму. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Однако пиррихиев здесь столько, что ритм теряется, будто у чрезмерно волнующегося мужчины перехватывает дыхание. Это ощущение усиливает и короткая конечная строка в начале.

Некрасов - мастер слова. Всего в пятнадцати строках ему удалось поведать читателю историю любви двух людей, что потеряли ее, спутав высокое чувство с низменными страстями.