Икона богородицы неувядаемый цвет история. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», описание. Списки иконы «Неувядаемый Цвет» прославленные в России

Икона Пресвятой Богородице «Неувядаемый Цвет»

На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее — цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

Кондак 1

О, Преблагословенная Богородице Дево, - радость и прибежище всем христианом: поклоняяся Твоему Пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим свои нужды, горе и слезы. Ты же, о, кроткая Заступнице наша, Тебе близки все наши земныя скорби и печали, приими же наши в молитвах воздыхания, помози нам и от бед спаси, неустанно бо и со умилением зовем Ти: Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Икос 1

Яко Божие благословение и яко дар небесный, долгожданный, непрестанною молитвою испрошенная от Бога, ниспослана была еси, Богородице, праведным и многообрадованным родителем Твоим - Иоакиму и Анне. Ты же о, Богоизбранная Отроковице, оставила еси родительское лоно и, яко светильник веры неугасимый, яко кадильница благовонная, во смирении предстала еси у порога Господня, и сила Вышняго вознесе Тя до самого входа, введе во Святая Святых и отверзе вся сокровенная неба. О, Премилосердная Богородице Дево! Отверзи и наши сердца к Твоему славословию и вознеси нашу молитву к Сыну Твоему и Богу нашему, да зовем Ти таковая: Радуйся, чистото недосягаемая и кротосте неизреченная; Радуйся, во смирении Своем возвеличенная. Радуйся, любве неисчерпаемый источник; Радуйся, сосуде Богом избранный. Радуйся, Заступнице наша усердная. Радуйся, Мати Божия, Цвете неувядаемый.

Кондак 2

О, Пресвятая Дево Марие, помыслы греховными и делы студными, долу приклонены есмы, сердце наше холодом жизни объято, очи отягщены греховным сном. Но Ты, о, Цвете Неувядаемый, омый нас росою утренней, согрей нас солнцем любви и милосердия. Подыми нас, о Владычице, от праха земнаго ко Господу, да принесем Ему смиренное моление сие наше и вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Архангел Гавриил послан бысть от Бога во град Галилейский Назарет и принесе Ти, о, Пречистая Дево, святое благовестие, глаголя: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Ты бо обрела еси благодать у Бога». Мы же, недостойнии, зряще величие таковое, во смирении сердца взываем: Радуйся, Благодатная в женах; Радуйся, обретшая благодать у Бога и паче ангел возвеличенная. Радуйся, яко зачала еси Сына, Иже наследит престол Давида - отца Его; Радуйся, Свет неугасимый во тьме сердцам возжегшая. Радуйся, счастья вечнаго двери нам отверзающая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 3

В скорбех мятемся, в суете и печали жития своего дни проводим. Но ты, о Благословенная, освети души наша Своим благовестием, наполни сердца наша смирением. Да приклоним главы наша, речем: «Се раби Господни, да будет нам по воли Твоей!» Тебе же, о Цвете Неувядаемый, и от Тебе рожденному всечасно поем: Аллилуиа.

Икос 3

Во дни же тыя текла еси Мариам во град Иудов и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И услыша Елисавет целование Мариино, и исполнися Елисавет Духа Свята, и возопи гласом велиим глаголя: «Откуда мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне!» О, Пречистая Дево! Посети и нас, немощных и убогих, и вознеси воздыхания наша яко дым кадильный ко престолу Всевышняго, да от полноты благодарнаго сердца поем тебе сице: Радуйся, яко призре Господь на смирение рабы Своея; Радуйся, яко ублажат Тя вси роди. Радуйся, яко сотвори Ти величие Сильный; Радуйся, Источниче жизни и безсмертия. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 4

О, Цвете Неувядаемый! О, Красото благоуханная! Посети нас в скорбной земной юдоли нашей, умоли Сына Твоего, да сохранит нас от всякой беды и печали, гнева и воздыхания, да ниспошлет нам мир в сердца наша; да дарует нам, елико просим у Него, комуждо по своей потребе и покрыет нас Своею неисчерпаемою милостью. Мы же, чающе Твоего всесильнаго заступления, величаем душою нашего Господа и вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Пастырем, стрегущим стражу нощную, Ангел Господень благовествова радость велию: яко родися Христос Господь во граде Давидове, Вифлееме, повит и в яслех положен. О, Пречистая Мати, рождшая Сына Твоего Первенца, приими от нас сицевая: Радуйся, Дево Богородице, яко Тобою возсия мирови Свет разума незаходимый;
Радуйся, звездо, путь нам во тьме указующая. Радуйся, Заре, таинственнаго дне; Радуйся, душ наших возрождение. Радуйся, в скорбех верное прибежище и скорая Помощнице; Радуйся, Лилия райская. Радуйся, Дево всепетая; Радуйся, Голубице кроткая, Милостиваго рождшая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 5

Се грядет Царь мира: Се Жертва тайная совершается; Ангели поют на небесех: «Слава в вышних Богу!» Рождается Спаситель мира. Христос приходит - великая Божественная тайна. Бог явился во плоти, и мы недостойнии раби, отложив всякое житейское попечение, со Ангелы богославословим во страсе и радости, яко пастыри и яко волсви, поклоняемся Тебе, о, Богомати, и Твоему Божественному Сыну непрестанно зовем: Аллилуиа.

Икос 5

Се праведный Симеон прииде духом в церковь и прием Отроча Иисуса на руки свои, и благослови Бога, и рече: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром!» А Тебе, о Мати Марие, оружие пройдет душу, яко откроются от многих сердец помышления. Мы же, спасеннии Тобою, вопием: Радуйся, Преблагословенная, в радость печаль велию приводящая; Радуйся, любви и нежности Материнския вечный Кладезю. Радуйся, Мати Бога нашего, величайшия радости и величайшую скорбь о Сыне Своем претерпевшая; Радуйся, Царице мира. Радуйся, плачущим Надеждо и Утешение. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 6

О, Преблагая Мати Марие! С бурей и гневом вздымается житейское море, глубокие бездны разверзлись и готовы нас поглотити: сердце наше трепещет, омрачена наша радость, но Ты, о Кроткая и Милостивая, умоли Сына Твоего; да поможет нам, скорбным и сирым, в печалех наших; да укротит мятежные волны греховных страстей; да отвратит от нас всякую беду и опасность; да научит нас, како соблюсти Его вечную правду. А при кончине жизни нашея укажи нам тихую пристань и сподоби нас с Симеоном Богоприимцем возопити: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!» Помози же нам, о Неувядаемый Цвете! Не остави нас и спаси зовущих Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Отроча растяше и крепляшеся духом и благодатию; и Ты, о Мати Его, с любовию слагала вся глаголы о Сыне в сердце Своем. Скорбна и печальна ищуще Его и в дружине, и во сродницех и знаемых, егда возвращашеся с празднества Иерусалимскаго и с радостию велию обретши Его, в церкви седяща посреде учителей, иже дивляхуся и ужасахуся о Божественнем Его разуме. О, Пречистая Кротосте наша! О, Сладчайшее сердце, любовию весь мир согревающее! Услыши нас, вопиющих Ти таковая: Радуйся, Божественнаго Сына любовию возрастившая. Радуйся, Сердце сладчайшее, любовию согревающее наша хладныя души. Радуйся, Руководительнице мудрая родительских сердец; Радуйся, Стено нерушимая нашим чадом и отроком. Радуйся, сирым и безпомощным Покров и Прибежище в скорбех; Радуйся, целомудрия и девства Хранительнице. Радуйся, мужем кротким путь честный и правый указующая; Радуйся, умягчение злых сердец. Радуйся, умиление благих. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 7

«Чадо! Что сотвори нам?» - Тако вопрошаше Сына Своего - Иисуса и удивляяся; зряще Его седящим в храме посреде прегордых и суемудрых первосвященников иудейских, Божественный Разум, Божественное откровение им открывающего. О, снизойди же, Всеблагая Мати, и к нашим чадом: помолись о них Сыну Твоему и Богу нашему, да откроет им Свет истиннаго Богопознания; покрый их краем Твоего благоуханнаго покрова; наши сыны и дщери просвети светом разума; укрепи их силы телесныя и душевныя; соблюди их в страсе Божием, в послушании родителем и в чистоте душевней сподоби их возрасти на славу Богу и на счастье земли отце в наших. О, Светильниче любве неугасимый, умасти их елеем милости Твоея; согрей их кротостию очей Твоих; осени их ризою Своего Материнства. О, Цвете Неувядаемый! С крепкою верою, непоколебимою надеждою и великим сокрушением сердца, припадши к ногам Твоим, непрестанно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Ходатаице теплая за род прелюбодейный и грешный! По глаголу твоему на браке в Кане Галилейстей Сын Твой и Бог наш сотвори начаток знамением и претвори воду в вино. Упроси же, о Матерь Божия, и ныне Сына Твоего, да сотворит и над нами чудо, да претворит скорбные дни наши, повитыя ложью, обидой и слезами, - в радость возрождения, в счастье любве и правды; да укрепит в нас начало Божественнаго Света - источник чистый Духа - Бога Святаго, Триединаго. Все же лукавое и нечистое да изженет из сердца нашего. О, Чистото недосягаемая и Милосердие неизреченное! Приклони ухо Твое к молитве нашей и сподоби нас звати сице: Радуйся, лучезарный Свете любве и всепрощения; Радуйся, сосуде Божественный вечнаго блаженства. Радуйся, за всех нас усердная пред Господом Молитвеннице; Радуйся, нужды наша скоро ко престолу Божию возносящая. Радуйся, яко по глаголу Твоему Сын Твой творит знамения, даруя радость человеком. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 8

Любви несть, правда исчезе, ложь и вражда, гнев и ненависть посеяны в сердце людское. Брат возстает на брата, чада на родители и родители на чада. О, Милосердый Боже! Кто оскверни дивную жатву Твою, кто всея среди пшенице плевелы и волчцы? Гнев Твой праведен, уже и секира при корне, но се к Тебе припадает Матерь Твоя, усердная Заступница мира. О, величайшая Любве и благоуханнейшее сердце! Отврати от нас гнев Божий, за грехи наша, праведно на нас движимый; укрепи любящия нас, да не поколеблет их ни гонение, ни время лютое; вразуми ненавидящих нас и творящих нам напасть; прости врагов наших, не ведущих что творят, смягчи гневное сердце их и озари их мрак светом любви Христовой, а злобу и ненависть их претвори в стыд и раскаяние. О, Цвете благоуханный! Сосуды наши пусты, елея добрых дел несть у нас и светильники веры нашей от бури житейской угасают. Умилосердися же над нами: наполни сердца наши веселием чистых радостей, духовно обнови нас, да благодарными устами непрестанно с умилением поем Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь быв в нижних и Вышних никакоже не отступивший, Божественный Учителю; болящия исцелявший, мертвыя воскресавший, прокаженныя очищавший, весь мир наполняющий любовью, Кроткий Страдальче! Се висиши, пригвожденный ко кресту среди злодеев; и вси людие, стояще, ругахуся над Тобою и с ними князи и воины. А Ты, о скорбная Мати, поникла главою у креста Сына Твоего, и оружие пройде Твое Матернее сердце. Мы же почитая скорби Материнскаго сердца Твоего, из глубины души вопием Ти сице: Радуйся, сладчайшая Дево Марие, яко печаль Твоя в радость будет и радости сия никто же возмет от Тебе; Радуйся, величайшия муки познавшая, зря Сына Твоего, кровию истекающа на кресте, уничижена, распята, оплевана. Радуйся, яко Царицей мира наречешися и возсядеши одесную престола Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа; Радуйся, яко в скорби сердца Твоего - Ты скорбь всего мира и грехи всех человеков омыла еси слезами. Радуйся, Кроткая, Сын Твой воскреснет, поправ жало смерти, и Свет воскресения Его возсияет во веки; Радуйся, Богородице, небесный образе чистоты и благости. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 9

Тако возлюби Бог мир, что сына Своего Единородного дал, да всяк верующий в Него да не погибнет, то имать жизнь вечную. И се неблагодарные и злонравные люди, яко злодея, пригвоздиша Его ко Кресту. Мы же зряще таковая, ужасом объяти бывше вопием: Боже, милостив буди нам грешным! За наши бо прегрешения терпиши страшныя муки. О, Скорбная Мати, не отврати лица Твоего от нас, разорви узы наша греховныя, очисти наши сердца от страстей и похотей лукавых; да в горении духовнем, яко свеща покаяния, возжемся пред крестом Божественнаго Твоего Сына, непрестанно моля с благоразумным разбойником: Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! Молитвами Твоими, Богородице, исправи стопы наша к деланию заповедей Господних; омый нас от греха, соделай лучшими, подыми к Лучезарному Незаходимому свету, да зовем Богу: Аллилуиа.

Икос 9

«Совершишася! Отче, в руце Твои предаю Дух Мой». О, Пречистая Мати! Слышиши ли, яко земля от печали содрогается, грудь ея распадается, гробы отверзаются, мертвыя возстают и церковная завеса раздирается? Видиши ли, яко великая тьма объяла землю и людие в страсе и трепете перси своя биюще, глаголют: «Воистину Божий Сын бе Сей!» Мы же таковому чудеси удивляяся и воистину Сына Твоего Божия исповедающе, верно вопием Ти: Радуйся, Мати Божия, се бо вси глаголы, яже слагала еси в сердце Твоем, совершишася; Радуйся, Благодатная Дево, Заре немеркнущая, Дне незаходимый, Свете златозарный. Радуйся, Заре немерцающего Света невечерняго; Радуйся, Святилище великия тайны. Радуйся, Источниче нашего безсмертия; Радуйся, Подательнице Божественныя благости. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 10

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Се бо за грехи мира приносится великая жертва, се Спаситель мира Благообразным Иосифом во гробе новом полагается и повивается чистою плащаницею. Душею же Своею восходит во ад сокрушити вереи вечныя и извести на свободу от века содержащия связанныя: из гроба же Своего провещает матери Своей: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже родила еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесуся со славою яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Отложим все земное и суетное и с чистым сердцем припадем ко престолу Царя Славы, непрестанно вопия: Свят. Свят, Свят Господь Саваоф! О, Мати нашего спасения! Сотвори и нас причастниками светлаго Воскресения Сына Твоего к вечнаго блаженства, да зовем Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Во едину от суббот, зело рано приидоша жены на гроб, носяще ароматы, и се пришедше зрят: камень отвален от гроба и несть Телесе Господа Иисусе. Ангел же к ним светло блистаяся, глаголя: «О, жены! Не бойтеся и не ищите Живаго с мертвыми: Христос бо воскресе, якоже и рече!» Тебе же, о Владычице, научи вся приглашати сице: Радуйся, Благословенная Богородице Дево и паки реку; Радуйся, Сын бо Твой Воскресе тридневен от гроба. Радуйся, яко вся земля ликует и вси ангели поют на небеси: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и нам всем и сущим во гробех живот даровав!»; Радуйся, Подательнице жизни вечныя нескончаемыя. Радуйся, яко Твоею любовию и Твоими молитвами избавихомся мрака вечнаго; Радуйся, яко Тобою возсия нам светлый праздников праздник. Радуйся, яко Тобою наста нам светлый день, в онь же друг друга обымем, прости вся воскресением, возрадуемся и возвеселимся радостию вечною. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 11

О, Иерусалиме, Иерусалиме, избивший пророки! Тяжкое твое злодеяние прощено у Господа, и над миром возсияло Солнце правды незаходимое. Очисти же и наши души, Кроткая Дево! Очисти наши чувствия, да узрим Христа из гроба исходяща; одень нас в брачныя одежды, да с радостию внидем в украшенный чертог Христов, поюще Ему Воскресшему: Аллилуиа.

Икос 11

Егда приблизися час Твоего к Богу отшествия, о Богомати Дево, паки ангел Господень Гавриил, светло блистаяся, предста пред Тобою, вручив Тебе светлую, неувядаемую рая лилию, и се Ты со смирением и радостию прияла еси волю Господню и тихо отошла к Божественному Твоему Сыну. О, Неустанная молитвеннице наша! О, Неувядаемый Цвете светлаго рая небеснаго! Ниспошли и нам, Милосердная, тихий и безболезненный уход из сей юдоли плача, воздыханий и скорбей, да вопием Тебе таковая: Радуйся, вознесенная на Небо Сыном Твоим, Царице Небесная; Радуйся, скорая и верная пред Ним наша Помощнице и Заступление. Радуйся, Всепетая Дево, ибо имя Твое неувядаемо красуется и ублажается из рода в род; Радуйся, в бурях житейских надежное наше и тихое пристанище. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 12

О, страшный последний час наш! Сердце и все уды трепещут, егда только помышляем о нем! Како оставим сирыми наши близкие и любимые? Како пойдем неумытные посреди тьмы и сени смертные к новой жизни? Како предстанем на страшный суд Творца и Бога? О наша Утешительнице! О добрая наша Помощница! Помоги нам, егда настанет сие, руку любящую Свою Материнскую положи на чело наше, да утихнут наши страдания и душа наша возродится, умири тоску разлучения нашего с миром сим, и свет вечной правды да возсияет пред нашими очами. О, Пречистая Мати! На Тебе надеемся, Тебе молимся и вопием: Аллилуиа.

Икос 12

О, душе моя, душе моя! Восстани, что спиши? Конец приближается! Почто грехами богатееши? Почто не радиша, не готовишися? Господь при дверех, в чесом надежду полагаеши? Кий ответ проглаголеши Господеви, егда приидет Он - грозный Судия судити землю; ни часа, ни дне сего не веси, от края земнаго и до края звучит труба Архангельская; и мертвии возстают и собираются вси языцы. И се грядет Сын Человеческий на облацех с силою Своей, во всей славе Своей. Где наши добрые дела? Где милосердие? Где любовь? Прегрешений же наших неисчерпаемое многое множество закрыша небо. О, Всемилостивая Богородице! В сей страшный день предстани нам и буди Ходатаицей за нас пред Сыном Твоим. На Тебе Едину надеемся, не остави нас грешных. Буди нам защитою и укреплением, с теплою верою и несомненною надеждою припадаем к Пречистому Твоему образу и со слезами зовем таковая: Радуйся, молние тьму нашу освещающая; Радуйся, на страшном судище Христовом за нас заступающая. Радуйся, Своим омофором весь мир от бед и скорбей покрывающая; Радуйся, яко сей мир тебе Единой матери усыновися. Радуйся, яко тебе Единой неизреченная благодать молитися о нас дадеся; Радуйся, всем верным Своим чадом вечную радость уготовляющая. Радуйся, Цветом своим Неувядаемым нас грешных на веки благоухающая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 13

О, Неувядаемый Цвете! О, Всепетая Мати Марие, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приими наше приношение, от всякия избави напасти всех. Согрей Материнскою любовию, возвесели нас вечною радостию. Спаси от вечных мук непрестанною к Сыну Твоему молитвою и небеснаго Царствия нас, Царице, сподоби, о Тебе вопиющих: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Значение и история иконы Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет»

История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот , к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!

Предположительно именно этой замечательной традицией были вдохновлены афонские монахи на написание уникального образа, от которого в свою очередь родилось множество иконописных версий, весьма разнящихся между собой, но по типу восходящих к Одигитрии-Путеводительнице. По другим данным, первое появление этого образа произошло в Константинополе, однако к этому склоняется меньшее количество исследователей разнообразнейшей иконографии «Неувядаемого цвета».

Но, наверное, помимо чудесного воскрешения сухих цветов у образа Божией Матери на острове Кефалония, вдохновительной основой для изобразительного воплощения непременного и отличительного атрибута иконы «Неувядаемый цвет» стали эпитеты из текстов богослужений, где Пречистую сравнивали с цветком – «неувядаемым, благоуханным». От второго эпитета возник еще один распространенный список – «Благоуханный цвет», его первое появление считается более поздним. Эпитет же «неувядаемый» взят из «Канон а благодарного Пресвятой Богородице» Иосифа Песнописца.Канон вошел в состав действующих богослужебных литературных собраний Православной Церкви, и его духовно возвышенное, восхищающее и трогающее душу искренней любовью к Заступнице содержание стало источником для написания новой иконы.

Преподобным Иосифом Песнописцем создано множество канон ов, сохранившихся в молитвенном наследии русского православия. Как пишет о нем в статье «Церковные песнотворцы» (глава «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца») монахиня Игнатия: «Канон ы преподобного Иосифа отличают продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая форма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в канон е. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой».

Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.

На российскую иконопись XVII века сдержанно, но тем не менее заметно оказывала влияние западная традиция в течение полутора десятилетий Смутного времени, которое закончилось в 1613 году. Она проникала на Русь со стороны католических Польши и Литвы, где издавна использовались атрибуты, нехарактерные для византийской традиции, – царские венцы, цветы и т.д. Но изображение их в русской иконописи было освящено гимнографией православия, где эпитетом «неувядаемый цвет» награждены в разных молитвенных творениях и Христос, и Матерь Его. К примеру на Алексеевском списке цветущая ветвь в руке Богородицы увита лентой, а на ней прописан ирмос Первой песни «Канон а благодарного»: «Цвете Неувядаемый! Радуйся, Едина прозябшая яблоко благовонное: Радуйся, благоухание Единаго Царя!»

Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.

Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канон ические принципы православной иконописи.

К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним. С этой точки зрения икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», созданная иконописцем Мариной Филипповой, продолжает изначальную, древнюю традицию, хотя за основу изображения взят поздний, не переполненный атрибутами канон .

Будто сотканные из цветов одеяния Богоматери и Младенца, выстланный тем же орнаментальным цветочным полем ореол вокруг центральной композиции – во всем явно ощущается обращение автора к русской традиции, и так нивелируется, уходит прочь даже намек на исходное влияние западной культуры в иконографии образа «Неувядаемый цвет». Стиль кузнецовского письма опирается на историю русского орнамента, его коренную связь с нашей родной природой, и иконописец Марина Филиппова в полной мере прилагает это замечательное творческое наследие к новому изложению прекрасной православной иконы. С одной стороны, этот образ теперь видится подлинно русским, берущим начало в византийской школе, а с другой – в новом воплощении икона «Неувядаемый цвет» XXI века по-прежнему вдохновенно и восхищенно воспевает Богородицу и Христа как «неувядаемый, благоуханный цвет». В ней возвращается частично утраченный в позапрошлом столетии радостный, жизнеутверждающий смысл первых списков, отражающий чувства преподобного Иосифа, афонского монаха, создателя оригинала, и тех, кто наблюдает из года в год чудо на острове Кефалония…

Значение иконы
Эпитеты, характеризующие Богоматерь, источником которых стали присущие Ей качества как Матери Того, Кто придет через Нее, чтобы дать Жизнь Истинную всему человечеству, прекрасные поэтичные и возвышенные сравнения, которые звучат в словах богослужений, слагают полноту духовного значения этого образа. Если глядеть на этот образ, радуясь и любуясь, они просто возникают в душе из молитв, которые мы Ей возносим. Она – «сад живоносный», Она – «корень девства и неувядаемый цвет чистоты», Она – «плодоносная земля, взрастившая Хлеб небесный». Под Хлебом небесным подразумевается образ Христа, Который, как мы помним из евангельского рассказа о Тайной вечере, преломляя хлеб и раздавая его ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22, 19, Мф. 26, 26; Мк. 14, 22), поэтому на некоторых изображениях в руке Пречистой мы видим не цветы, а колос.

Благодарение Богу, что волею Его и мы можем теперь припадать в молитве к образам, столь нами любимым, и недаром первой рукотворной иконой, вышедшей из-под кисти апостола, стала икона Пречистой, Которая «взяла в усыновление весь мир». Ее Лик на иконе «Неувядаемый цвет», вся икона – сочетание радости и умиротворения, столь искомого нашей вечно смятенной в ежедневной суете душой, а вся русская православная иконография – это изумительное сокровище, дарованное нам Господом во спасение, вразумление и стяжание духовной радости и благодати.

Чудеса от иконы
К этому образу, полному нежности, ласкового сострадания и любви к нам, усталым от несовершенств мира сего, прибегают часто за спасительной помощью. Потом те, кто молитвенно обращался к Ней перед Ее иконой «Неувядаемый цвет», рассказывают о том, как просветляется душа, какое утешение снисходит на нее, возвращается внутреннее равновесие, и мир видится полным новых надежд, находятся неожиданные решения для избавления от проблем и силы для действия. Уходят тревоги и печали, и в благодарности к Ней рождается укрепление в вере, казалось бы, готовой поколебаться. Это ли не чудо духовного воскрешения, когда душа человека, впавшего в уныние, засыхающая, как росток, вновь возрождается к жизни подобно цветам у киот а Богородицы на Кефалонии? Ну и известно, что от многих чтимых и чудотворных икон Божией Матери «Неувядаемый цвет» происходило немало чудес, связанных с обретением спутника жизни девушками и женщинами, желавшими найти свою вторую половину и жить с ней в добром согласии.

Но есть еще и чудеса современные. Вот только два из них, отмеченные в нашем столетии.
В 2012 году в селе Черновка Сергиевского района Самарской области на окне дома пожилой женщины, верующей и добродетельной, 16 апреля – как раз в день празднования иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» – проявилось изображение этого образа. Увидела его хозяйка дома Екатерина Ивановна Малыгина, когда в этот день после потепления сняла с окна клеенку, которой закрывала дом от зимних холодов. Это было утром, и в ярком утреннем свете изумленная женщина увидела образ Богоматери и Младенца, в котором сначала не признала «Неувядаемый цвет», но после заглянула в справочники и нашла это изображение.

К вечеру изображение исчезает, а с наступлением светлого времени суток постепенно проявляется. К образу приезжали и священники, и миряне, совсем неверующие пытались и потереть, и поцарапать удивительное стекло, но изображение оставалось нетронутым. Так и уезжали они восвояси, изумленные, творя про себя молитву.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы села Нововоскресеновка Нововоронцовского района Херсонской области в 2007 году начала мироточить икона Богоматери «Неувядаемый цвет». Тогда же начались и чудеса, от нее происходящие. Слава об иконе быстро разлетелась по округе и далее. По свидетельствам тех, кто притекал сюда, по молитвам у этого образа восстанавливались семейные отношения, улаживались конфликты между домочадцами. Известны случаи исцелений взрослых и детей, особенно страдающих от проблем с речью, – детки начинали говорить.

Все эти и другие чудеса, дарующие нам решение многих и многих проблем, замечательны. Но можно сделать еще один вывод: что бы ни говорили скептики и те, кто не доверяет очевидному, хоть и невероятному, чудеса от Бога есть в нашей жизни и даются по вере нашей не только, образно говоря, в прагматических целях. Еще – чтобы видели и помнили: Там, где Престол Божий, всех нас, кто возносит к Небесам слова молитвы и благодарения, видят и помнят. Нам ответят на каждое слово, каждое движение души к Богу, на каждую обращенную к Нему мысль, если они честны и искренни, если проникнуты доверием и любовью. Потому мироточат и удивительным образом обретаются иконы, совершаются исцеления у живоносных святых источников – это все свидетельства того, что Бог с нами здесь и сейчас, а мы, если решились следовать за Ним, постоянно живем в Его присутствии, и этот факт становится чрезвычайно важным для того, кто полагает себя верующим и православным человеком.

Перед богородичным образом «Неувядаемый цвет» Матушку Небесную просят защитить семью от неурядиц между близкими людьми, от пустых искушений, которые могут посетить кого-то из членов семьи. Девушек, что еще не нашли суженого, но желают создать семью, молитвенное обращение к этой иконе защитит от преждевременных соблазнов, от ошибочного выбора будущего супруга. Если взрослая женщина долгое время не может найти свою «половину» – не складывается личная жизнь, обращение к Пречистой перед иконой Ее «Неувядаемый цвет» защитит от одиночества.

Любопытно, что этот воистину цветущий и благоуханный образ с 1999 года провозглашен российскими экологами православным символом экологии России. Таким образом, Божия Матерь покровительствует теперь Российской экологической партии «Зеленые», которая в нашей стране объединяет в себе множество движений за сохранение родной природы.

Молитва перед этим образом помогает в сохранении брак а, укреплении семьи, в разрешении семейных проблем, в преодолении горестей, которые иногда случаются в нашем быту.

Девушкам, которые хотят вступить в брак , молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» помогает не ошибиться в выборе спутника жизни, найти того, кто станет заботливым главой семьи, верной и надежной опорой и защитой, и этот брак устоит и останется нерушимым при любых житейских коллизиях. Незамужние девицы отроческого возраста, которых воспитывают в вере с самых ранних лет, вступая во взрослую жизнь, просят Богородицу в Ее образе «Неувядаемый цвет» оградить их от соблазнов мира, помочь взрастить в себе подобие первообразу – Пречистой, чтобы со временем передать этот чудесный опыт своим детям.

Искренняя и усердная молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» наставляет на верную дорогу духовно страждущих, помогает найти силы перенести глубокие печали, не обессилеть от разочарования, избавляет от уныния и тяжелых помыслов.

Есть свидетельства, что молитва перед образом помогает на долгое время сохранить здоровье и молодость – душевные и телесные.

Молитва вторая
О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.
О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь иконе
Радуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Ею же радости наполняемся и жизнь наследствуем.

В более древних образах различие заключалось в следующем. На иконе «Неувядаемый цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный цвет» – на левой. В современных иконах часто эти различия не соблюдаются.

Икона «Неувядаемый цвет» считается одной из самых красивых в православной религии. Образ Божией Матери с младенцем на руках помогает каждому решить проблемы, избавиться от горя и душевных мук.

На иконе изображена Пречистая Дева, которая одной рукой поддерживает Божьего Сына, а в другой сжимает белоснежную лилию — символ чистоты и непорочности. На некоторых изображениях написана роза или розовая ветвь, а Божественный младенец то на одной, то на другой руке. Однако эта незначительная разница никак не влияет на чудодейственные свойства иконы . Лик Девы неизменно прекрасен, с мягкими чертами и глубокомысленным добрым, всепрощающим и понимающим взглядом. Святой образ чудесным образом настраивает каждого на умиротворенный лад, заставляет забывать о тяготах жизни и подталкивает к диалогу с Высшими силами.

Помощь иконы велика:

  • Богородица покровительствует семейным парам , дарит им любовь, уверенность друг в друге, ограждает от ссор и неурядиц, защищает от завистников и недоброжелателей;
  • с помощью этой иконы принято благословлять невесту на счастливую замужнюю жизнь, вверять ее мужу для жизни в любви, достатке и взаимопонимании;
  • женщины часто обращаются к святому лику с просьбой о защите семейных отношений от искушений и дьявольских происков;
  • молятся Богоматери и в надежде преодолеть душевную боль, приобрести красоту и молодость, избавиться от болезней и злобы;
  • молодые девушки просят у иконы счастливого замужества, доброго и справедливого мужа, детей и здоровья для будущей семьи.

Молитва о замужестве

«Пресвятая Дева, защитница грешных христиан! Услышь мольбы наши, к Тебе обращенные. Не откажи нам в просьбе нашей, надежда и опора в горести и радости грешных рабов Божьих. Вручаем на Твою милость души и сердца наши. Покровом своим, заступница рода человеческого, укрой нас от врагов и недругов, зло против нас помышляющих. Ты есть пречистая и непорочная, понесшая от Бога Сына Его. Даруй нам милость обрести истинную любовь и спутника до самой кончины. Дай разума жить праведно, в благочестии, и не ссориться по мелочам и пустякам в жизни семейной. Благослови, Матушка, на рождение потомства здорового, души которых Господу по рождению вверим. Зажги в сердцах наших огонь праведный, негасимый. Укрепи веру в Господа да обогрей души наши, во тьме блуждающие. Аминь».

Множество легенд и проверенных рассказов ходит о чудесах исцеления , связанных с образом Богоматери «Неувядаемый цвет». Каждый христианин может обратиться за помощью к иконе и попросить о сокровенном. Молитвы и искренняя вера творят поистине неописуемые чудеса. Желаем вам всего самого благополучного, и не забывайте нажимать на кнопки и

14.04.2017 07:17

Образ Божией Матери любим и почитаем христианами со всего мира. Икона «Прибавление ума» имеет ряд...

Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"...

16 апреля
День памяти

Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет"

Празднование в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» совершается 3/16 апреля, а в честь родственного ей и на сегодня уже почти совсем сблизившегося с ней более позднего списка образа «Благоуханный цвет» – 15/28 ноября.

В более древних образах различие заключалось в следующем. На иконе «Неувядаемый цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный цвет» – на левой. В современных иконах часто эти различия не соблюдаются.

В чем помогает икона.
Образ Божией Матери «Неувядаемый цвет» – иконописное воплощение целомудрия и чистоты, прежде всего, как свойств духовных, поэтому молящимся перед ней Богородица дарует помощь в обретении и сохранении этих чудесных и спасительных для каждого нас качеств. Целомудрие – целостность мудрости, внутренний покой, душевная тишина, смирение и кротость, они даруют женской натуре ту стойкость духа, какую более не найти нигде.

Молитва перед этим образом помогает в сохранении брака, укреплении семьи, в разрешении семейных проблем, в преодолении горестей, которые иногда случаются в нашем быту.

Искренняя и усердная молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» наставляет на верную дорогу духовно страждущих, помогает найти силы перенести глубокие печали, не обессилеть от разочарования, избавляет от уныния и тяжелых помыслов.

Молитва первая
Ц
арице моя преблагая, надежде моя, Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохранишимя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О , Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.
О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь иконе
Р адуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Ею же радости наполняемся и жизнь наследствуем.

Об истории и значении иконы


Богоматерь Неувядаемый Цвет,
XVIII век, Третьяковская галерея
История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот, к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!






Привезена с о. Родос Греция.
Находится в Москве
Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.





Москва, Оружейная палата,
конец XVII в. Оклад - серебро
Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.





Богоматерь "Неувядаемый цвет"
из церкви Покрова в Филях, Москва, 18 век
Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канонические принципы православной иконописи.




Ярославская областная общественная организация
художников, иконописцев, реставраторов -София-
К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним. С этой точки зрения икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», созданная иконописцем Мариной Филипповой, продолжает изначальную, древнюю традицию, хотя за основу изображения взят поздний, не переполненный атрибутами канон.


К Пречистой Деве Марии обращаются все верующие люди, одни с просьбой о помощи, другие – с благодарностью, третьи – просто за утешением. Богородица – наиболее почитаемый образ у православных христиан, судя по преданиям и свидетельствам, Богоматерь не оставляет людей наедине со своей бедой. Икона Неувядаемый цвет – один из самых трогательных образов Богородицы.

История появления Неувядаемого цвета

На самом крупном ионическом греческом острове Кефалония с давних времен повелась традиция: на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) паломники, приезжающие на остров, приносят белые, подобные лилиям, цветы. Согласно апокрифам, с похожим белым цветком, который символизирует непорочную чистоту, к Деве Марии явился Архангел Гавриил с благой вестью о непорочном зачатии. Цветы, укладываемые прихожанами к иконе под киот, не убираются до одного из главных православных праздников – Успения (28 августа), они лежат без воды и света. В полумраке, без влаги цветки и стебли постепенно усыхают, но к Успению растения чудом оживают, стебли наполняются влагой, а вместо сухих соцветий появляются бутоны, распускающиеся белые цветки, становясь тем самым неувядаемым цветом.

Что означает образ для православных

Согласно византийским акафистам, Иисус Христос и Царица Небесная сравниваются с неувядающими цветками. Именно на основе акафистов, на священной горе Афон был создан чудотворный образ Богородицы «Неувядаемый цвет» (XVII век).

На святыне Матерь Божья изображена с Сыном, которого держит на одной руке, в другой рукой – белый неувядающий цветок. На некоторых иконах можно увидеть розовое растение (роза или просто розовая ветвь), а младенца – то на правой руке, то на левой. Но от небольшой разницы в изображениях значение иконы не утрачивает свою мощь и чудотворную силу. Утверждается, что первые иконы изображали Богородицу, восседавшую на троне и держащую скипетр, овитый белой ветвью.

Значение для верующих иконы «Неувядаемый цвет» трудно переоценить, о его силе слагаются легенды. Одна из легенд повествует о том, что Пресвятая Дева помогает женщинам сберечь красоту на долгие годы. Особенно велико значение иконы для непорочных дев, которые хотят найти себе достойную пару на всю жизнь. В древности эта информация была тайной, и ее передавили исключительно по женской линии.

Помощь образа

Лик Богоматери на «Неувядаемом цвете» один из самых нежных, умиротворенных, красивых, излучающих спокойствие, радость, любовь. Кажется, что одного взгляда на чарующий образ достаточно, чтобы печали унялись, тревоги рассеялись, а душа успокоилась.

В чем помогает образ:

  • сохранить женскую молодость;
  • сохранить целомудрие;
  • девушкам найти спутника жизни;
  • обрести понимание между близкими людьми;
  • унять душевное смятение;
  • направить на праведный путь;
  • решить семейные проблемы;
  • защитить от бед семейный очаг;
  • семейным людям избавиться от искушений;
  • сохранить семью, семейные ценности.

Иконой «Неувядаемый цвет» благословляли невесту на свадьбу для счастливого брака.

О чем молиться

Главное при чтении молитвы – искренность и вера. Искренняя молитва Богородице способствует рассеиванию страхов и тревог. Мятежная ищущая душа успокаивается, становится умиротворенной. Перед образом нужно молиться об изгнании мрачных мыслей, душевном спокойствии, просить Богородицу о понимании, мире для семьи. Люди, запутавшиеся в жизни, ищущие свой путь, могут смело обращаться к святому образу о наставлении на путь истинный.

Чаще всего к Матушке обращаются юные девы о том, чтобы найти того единственного, с кем можно прожить всю жизнь без бед. Также молятся девочки, желающие избежать мирских соблазнов и посвятить свою жизнь служению Всевышнему. Замужние женщины молятся, если возникли домашние проблемы, наметился раскол и непонимание. Считается, что Царица Небесная помогает семейной паре сохранить добрые отношения и укрепить семью.

Чудотворный образ

С давних времен люди веруют в чудеса, посылаемые «Неувядаемым цветом». Сотни тысяч христиан избавились от душевных тревог благодаря святому образу. Многие свидетельствуют о настоящих исцелениях. Особенно Матушка любит и помогает детям. Описываются случаи, когда родители молились перед Заступницей о здоровье больных детей и детки получали исцеление. У детей исчезали проблемы с речью, а однажды, немой ребенок начал разговаривать после молитвы своих родителей.

Мировые списки святыни

Исследование иконографии образа разнообразно. После появления «Неувядаемого цвета» возникло множество версий иконописи, отличающихся детально, но одинаковых в значении. Некоторые исследователи склоняются к тому, что появление первой афонской копии было в Константинополе. Так это или нет, но с тех пор возникло три основных известных направления иконописи Богородицы:

  1. Русский.
  2. Болгарский.
  3. Греческий.

Каждое направление отличается своими традициями. Цветки на копиях можно встретить не только белого, но розового и даже красного цвета. Но во всех изображениях угадывается прообраз лилии, подаренной Царице Небесной Архангелом Гавриилом. В историческом музее Афин есть изображение XVI века, на котором ветвь держит Сын Божий, а не Божья Мать. А в XVII веке в Белоруссии была создана иконопись с царскими венцами на головах Богоматери и младенца. Предполагается, что именно с этой копии зародилась традиция писать Богомладенца и Богородицу с коронами на головах, что не противоречит принципам христианской иконописи.

На поздних списках в XIX веке композиции более просты и уступают древним изображениям в богатстве цвета и деталей. Композиции становятся проще, исчезают многие атрибуты, ветви изображаются не такими роскошными и яркими.

Московские списки

В дореволюционной России был московский монастырь для незамужних девушек, назывался он Алексеевским. Именно там хранился самый древний список иконы «Неувядаемый цвет» перед которым девушки молились о сохранении душевной чистоты и соблюдении чистоты телесной. Вероятнее всего, список был привезен в Российскую Империю почти сразу после написания образа в XVII веке, поскольку одна известная копия датирована 1691 годом. Копия отличается от остальных: на ней младенец стоит в полный рост, опирается рукой о плечо сидящей Богоматери. На правице Богородицы обвита лента с названием иконы. На престоле стоит кувшин с белой красивой ветвью.

Еще один известный список хранился в Храме Успения на Могильцах. На нижней части копии изображена прекрасная распускающаяся лилия, на которой стоит Сын Божий. Мать одной рукой поддерживает младенца, другой держит белую ветвь, над головой у нее витают Ангелы. Церковь Успения упоминали в своих произведениях Лев Толстой, Федор Достоевский, Александр Грибоедов. В настоящее время церковь возрождена и в ней хранится современный список «Неувядаемого цвета», поскольку старинная копия исчезла при власти Советов.

Где можно увидеть «Неувядаемый цвет»

Списки чудотворных икон можно увидеть, посетив следующие святые места:

  • Россия, Москва: Красное Село, Свято-Алексеевский монастырь (до 1757 года здесь находился оригинал).
  • Воронеж: церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Образ был почитаем и любим Серафимом Саровским, который молился ему в храме местечка Кадом (Рязанская область).
  • Самарская область: удивительный случай произошел в доме одной христианки, на оконном стекле возник нерукотворный образ «Неувядаемого цвета», который исчезает с наступлением ночи и появляется с рассветом. Было это в 2012 году 16 апреля (день празднования «Неувядаемого цвета», 3 апреля – по старому стилю). С тех пор на чудо приезжают посмотреть и помолиться бесчисленные паломники. Хозяйку даже пытались уличить в мошенничестве, в доме было много комиссий, но из этого ничего не вышло, Лик Богородицы так и появляется на стекле каждое утро.
  • Ейский район: чудотворный родник, который возродили в 2008 году.
  • Украина, Киевская область: в Васильковском районе есть храм, освященный в честь данного образа.
  • Херсонская область: храм Рождества Богородицы, здесь икона отличается от остальных тем, что она кровоточит, сюда приезжает множество больных людей и просто верующих, чтобы посмотреть на чудотворную икону и от души помолиться ей.

Сила образа для современных верующих

Паломники массово съезжаются в Грецию к горе Афон, чтобы полюбоваться удивительным образом Богородицы и поведать ей о своих бедах, попросить исцеления для себя, своих родных. Православные веруют, что получат исцеление или попущение в болезни, умиротворение, помощь и разрешение семейных проблем. Святые отцы предупреждают, что Матушка помогает только при искренней молитве, если просьба «помоги» идет от самого сердца, только с верой.

Афонские священники сравнивают нежные ветви на образах с чистыми душами людей. Это означает, что без жизненной влаги увядают растения, а без настоящей веры и любви черствеет человеческая душа, исчезают самые положительные ее черты. Но после душевной молитвы от всеобъемлющей безусловной любви Бога и Богородицы может возродиться душа к новой праведной жизни, как возрождаются чудесные ветви на священной иконописи.

В каком месте дома должна находиться икона

Главное место в доме должно отводиться Иисусу Христу и Спасительнице. Для домашнего интерьера нет строгих правил размещения иконописей, как для церквей. «Неувядаемый цвет» можно разместить в любом, удобном для спокойной молитвы месте. Главное, выделить образу «красный угол», разместить выше остальных списков (кроме Христа), украсить, как принято в православии. Недопустимо размещение в загроможденных шкафах, также рядом со святыней не нужно ставить никакие посторонние предметы, кроме непосредственно деталей, украшающих Богородицу.

Икона Богородицы «Неувядаемый цвет» была создана в 17 веке на горе Афон. Для примера использовались писания византийских , где Божья Матерь и Богомладенец сравниваются с цветами, которые никогда не вянут. На иконе Богородица держит своего Младенца в правой руке, а в левой у нее находится цветок лилии, который символизирует непорочность. Стоит заметить, что многие иконы «Неувядаемый цвет» непохожи друг на друга, но при этом на них обязательно в руках у Богородицы находится цветок либо лилия, либо роза. В некоторых источниках указывается, что ранее образ писался по-другому, и Богородица восседала на троне и держала в руках скипетр, овитый цветами. Через время мелкие детали убрали с полотна, и скипетр заменили цветком.

Несмотря на то, что особое значение иконы «Неувядаемый цвет» имеет именно для женщин, к ней за помощью могут обращаться все желающие. Ежегодно паломники горы Афон могут стать очевидцами настоящего чуда. В течение года люди приносят к образу цветы белой лилии и перед праздником Успения Богородицы, засохшие стебли наполняются силой и начинают выпускать новые бутоны. Ежегодно проходит и празднование этой иконы, а происходит это 16 апреля.

Значение и молитва иконе «Неувядаемый цвет»

О силе этого образа было известно еще в древние времена. Люди носили его на груди, чтобы защитить себя от различных бед. Молитвенные обращения к иконе помогают сохранять целомудрие и праведную жизнь. Существует легенда, что именно этот образ Девы Марии позволяет представительницам прекрасного пола сохранить свою красоту и молодость на много лет. Эта информация в древности считалась тайной, и передавали ее из поколения в поколение по женской линии. Считается, что искренняя молитва поможет решить многие семейные проблемы.

Большое значение икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» имеет для одиноких девушек, поскольку они обращаются к ней с просьбой о выборе достойного спутника жизни. В своих молитвах девушки могут также просить об удачном замужестве и о семейном счастье. Часто именно этот образ используют для благословения невесты перед замужеством. Юные особы молятся о сохранении целомудрия. Существует огромное количество подтверждений, что образ помогает излечиться от многих заболеваний. перед иконой Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» помогает справиться с существующими жизненными испытаниями и различными эмоциональными переживаниями. Можно обращаться к образу, чтобы получить любовь и признание у окружающих.

Молитва для замужества иконе «Неувядаемый цвет»