Вооруженные силы болгарии. Вооруженные силы стран Варшавского договора. Болгарская народная армия


Штурмовики ("щурмоваци" по-болгарски)


Союзники: генерал Георги Тодоров и офицеры пехоты и кавалерии, болгары и германцы, в гостях у авиаторов на аеродроме Белица, 1917 г.
Снимок сделан на фоне трофейного британского самолета.


Вильгельм II, Фердинанд I и генерал Макензен в оккупированном Нише

Броневая каретка Шумана

В конце XIX века произошло заимствование судовой вращающейся броневой башни, для её использования в береговой и сухопутной артиллерии и фортификации, но в условиях сухопутной вооружённой борьбы стационарная вращающаяся броневая башня не дала такого эффекта, как при использовании на корабле. В этой связи германский инженер майор Максимильян Шуман, уже около 1880 года, оформляет оригинальное предложение о применении в сухопутной фортификации бронезакрытий, обеспечивающих несколько больший манёвр огневого вооружения. Он вместе с инженером Германом Грузоном предлагает скрывающуюся броневую башню и так называемую бронекаретку Шумана , представляющую собой по существу легкую вращающуюся броневую башню, перемещаемую с помощью конной или паровой тяги (позднее автомобилями) на ту или иную заранее подготовленную огневую позицию. Первые партии броневой каретки изготовлены на заводе в Букау вблизи Магдебурга.

Бронекаретка позволяла решить вопросы сохранности имущества (хранились до особого периода на складах, а не на позициях) позволяла усилить те или иные позиции укреплённых районов, переброской гужевым или железнодорожным транспортом, на угрожаемых направлениях, по мобилизации.

В условиях «окопной войны» эффективным оружием была бронетехника. Во время Первой мировой войны существовали образцы бронетехники и с конной тягой. Такое устройство было способно вести огонь по неприятелю прямой наводкой невзирая на ответный огонь из стрелкового оружия. Образцы имелись в распоряжении германской армии. Такое устройство в отличие от тачанки было предназначено для стрельбы из артиллерийского окопа, защищавшего уязвимые части подвески и броневую дверцу. Устройство могло быть разборным, и подвеска могла быть убрана после установки оного в укрытие.

«Фортификационный словарь» полковника В. Ф. Шперка, преподавателя ВИА:

«Бронекаретка - легкая подвижная, установленная на колесах, броневая конструкция для малокалиберной артиллерии, перевозимая лошадьми и устанавливаемая в сделанные в бетонном бруствере гнезда. Предложена в конце XIX в. германским инженером Шуманом. В первую мировую войну 1914 - 18 гг. немцы их использовали для укрепления полевых позиций.»

Наглядное представление о том, как перевозилась бронекаретка и как использовалось даёт «Фиг. 12» отсюда (Статья из Военной Энциклопедии 1911-1915 года)

Бронекаретки, башни, перевозимые на лошадях, как орудийн. системы. Типом подобной бр-каретки служит башенка зав. Круппа (фиг. 11-12). Такие башни устраиваются для 37-мм., 53-мм. и даже 65-мм. орудий. Верхняя часть башни (к-л) вращается с орудием на нижней; угол возвышения орудия 10°; склонения 5°. Для перевозки башня накатывается на дроги, под которыми укреплено звено рельсов ЗР; при установке на место звено это укладывается на пол бетонной или земляной ниши, сцепляется с рельсами дрог, и затем башня легко перекатывается в нишу и закрепляется в ней особыми штырями. В настоящее время башни эти перевозятся на автомобилях. По грунтовым дорогам башни эти движутся, не отставая от пехоты.

Бронекаретки завода Шкода (Скода) (Австрия (Чехия)) для 57-мм скорострельной пушки длиной 25 кал. На этом типе броневой каретки броневой купол толщиной 25 мм укреплялся на станинах лафета, вместе с которыми и вращался. Корпус всей установки в плане имел вид прямоугольника; орудие обладало малым откатом, наводка прямая; обслуживающая команда (экипаж) два человека. Перевозилась каретка по обыкновенной или узкоколейной железной дороге. На боевой позиции броневая каретка устанавливалась на деревянной платформе, на которую плотно садилась своей основной рамой при повороте коленчатых осей катков, служащих для перемещения каретки на небольшие расстояния. Общий вес установки без боеприпасов 2200 кг.

Бронекаретки применялись для укрепления позиций в Первую мировую войну 1914-1918 годов, в качестве стационарного средства, а не подвижного, в несколько усовершенствованном виде «Бронекаретка» Шумана просуществовала вплоть до 1918 года, но не получила признания и широкого применения, даже в Германии и Австро-Венгрии, где её изготавливали.

Страны-эксплуатанты

ПОЧТИ СОВЕТСКАЯ...

Форма одежды Болгарской Народной Армии образца 1955г.

К.С.Васильев

Характерной чертой форменной одежды вооруженных сил всех стран народной демократии с конца 1940-х до последней трети 1950-х годов является копирование тех или иных черт советской военной формы. Это выражалось или в знаках различия или в покрое обмундирования. Но нигде эта тенденция не проявилась столь ярко, как в форме Болгарской Народной Армии образца 1955г.

Создатели этого комплекта формы, не мудрствуя лукаво, просто приспособили советскую форму конца 1940-х- начала 1950-х к природным особенностям Балкан.

Форма БНА обр. 1955г. подразделялась по назначению на парадную и повседневную. У генералов и офицеров и парадная и повседневная форма в свою очередь подразделялась на форму для строя и вне строя. По сезону (и в этом проявилась национальная особенность) форма подразделялась на летнюю, зимнюю без шинели и зимнюю в шинели.

Рассмотрим форму БНА поподробнее. При этом легче будет указывать не на сходство, а на различие советской и болгарской формы того времени, ибо почти все предметы форменной одежды имели покрой идентичный советским образцам того времени.

Начнём с генералов.

Генералы сухопутных войск (кроме авиации) носили при парадной форме закрытый двубортный мундир цвета морской волны. Отличием от советской формы был белый парадный пояс с круглой пряжкой и шнур на фуражке болгарского образца. При повседневной форме носился закрытый китель и брюки защитного цвета. Форма для строя отличалась от формы вне строя брюками в сапоги. Причём, даже при строевой форме ремни генералы не носили. При зимней форме в шинели носилась папаха.

Генералы авиации носили двубортные тужурки с петлицами, при парадной форме синие, при повседневной – защитные.

Офицерам сухопутных войск, кроме бронетанковых, при парадной форме были присвоены закрытые однобортные мундиры. При повседневной форме зимой им полагались однобортные закрытые кителя, а летом при форме для строя носились гимнастёрки. Лётчики и танкисты при зимней форме имели двубортные тужурки. Авиаторы летом в строю носили также тужурки (но из хлопчатобумажной ткани), а танкисты носили гимнастёрки. Зимой офицеры носили двубортные шинели и шапки-ушанки.

Солдаты и сержанты носили закрытые однобортные парадные мундиры и брюки в сапоги. Причём солдаты и сержанты срочной службы имели на всех видах формы бакелитовые пуговицы и крашеные в защитный цвет бляхи на ремнях, а сверхсрочникам они полагались латунные. При повседневной форме солдаты и сержанты-срочники носили прямые брюки, заправленные в ботинки с кожаными крагами, а сверхсрочники – брюки в сапоги. Шинели солдатам и сержантам полагались однобортные, застёгивающиеся на крючки с нашитыми декоративными пуговицами, у срочников 5 штук, у сверхсрочнослужащих – 6. Фуражку сверхсрочники носили при всех видах формы, кроме зимней с шинелью, а военнослужащие срочной службы только при парадной форме без шинели. Летом с гимнастёркой они носили пилотку, а зимой ушанку.

Курсанты носили ту же форму, что и сержанты сверхсрочники, но с синими брюками. При летней парадной форме им полагалась кроме того, белая гимнастёрка.

Знаки различия в БНА были какие же как, и в Советской армии, отличались только размеры погон (они были немного меньше) и приборные цвета. Звёздочки на головных уборах не имели изображения серпа и молота.

Форма одежды и знаки различия болгарских военных моряков от советской не почти не отличалась. Исключением являлись погоны мичманов и адмиралов.

Эта форма просуществовала не долго. Уже в 1957г. она была заменена новой, имеющей более ярко выраженные национальные черты.

,
ну а сегодня вспомним и Болгарскую народную армию.

По-моему глубокому убеждению, это, пожалуй, была самая слабая из всех армий восточного блока. И это связано с тем, что страна была дальше всего удалена от вероятного театра военных действий, хотя и тылом назвать ее сложно. У нее были свои задачи - борьба против войск НАТО в Греции и работа с Турцией.

Говоря о слабости, надо понимать, что это вопрос относительный. У Болгарской Народной Республики была достаточно сил и средств, особенно по нынешним временам:-) Просто ИМХО они были послабее и немцев, и чехов, и румын и венгров.
Ну и еще один момент. В Болгарии вообще не было частей Советской Армии, а это тоже достаточно показательно, согласитесь?

Как и в Первой мировой, Вторую Болгария начала как противник нашей страны. Конечно, это было слабейшее звено среди сателлитов Рейха, а против на и вовсе не воевали болгары. Есть там слухи об одной части, но в целом- ничего конкретного. Ну и как только к ее границам вышла РККА, там быстренько совершили военный переворот и перешли на сторону союзников.
Поэтому, в принципе можно сказать, что Болгарская Народная Армия была создана еще в 1944 году. И даже поучаствовали в боях за озеро Балатон и в Югославии и Австрии. Забавно, что воевали на немецкой технике. Наши передавали им как раз трофейную - и удобнее, и обучены болгары были именно на ней. Вот например болгары на своей "Пантере"


Послевоенная советизация страны затронула и вооруженные силы. Можно сказать, что Болгарская народная армия шла в форватере Советской армии. Поначалу и большинство офицеров обучалось именно у нас.
К 80-ым годам сложилась четка и стройная система вооруженных сил НРБ.
Численность была 152 000 человек.

Армия подразделялась на
- сухопутные войска
- войска ПВО и военно-воздушные силы
- военно-морской флот

И дополнительные силы: строительные войска, тыловые структуры и службы, гражданская оборона.
Пограничные войска были в подчинении МВД.
В Болгарии существовали 4 военные школы подготовки офицеров и одна Военная Академия им. Г. С. Раковского.
Подчинена армия была Министру народной обороны. Самым известным министром был генерал армии Добри Джуров.

Сухопутные силы насчитывали восемь механизированных дивизий и пять танковых бригад, располагавших достаточно большим количеством танков - 1900.правда из которых лишь 100 были Т-72. Остальное Т-62, Т-55 и главное огромное количество Т-34-85. В Чехословакию в 1968 болгары входили именно на "тридцатьчетверках".


В армии было немало БТР и БМП.
Особый упор делелся на оборону границ с Турцией и Грецией. Так башни от вышедших из строя советских танков, как и башни немецких танков Pz.III и Pz.IV, использовали при строительстве фортификационных сооружений на болгаро-турецкой границе.
У армии на вооружении было 8 комплексов Р-400 (SS 23) с охватом 480 км,; 50 комплексов Р-300 «Элбрус» (Scud) с возможностью установить ядерные боеголовки с охватом 300 км; а также тактические ракетные комплексы 9К52 «Луна» с охватом 70 км с возможностью установки ядерной боеголовки, 1 комплекс 9К79 «Точка» (SS21) с охватом 70 км.

Неплохи были и силы ПВО. На вооружении состояло 26 зенитно-ракетных дивизионов вооруженных комплексами: С-200 с охватом до 240 км, 10 мобильных установки С-300 с охватом до 75 км, 20 мобильных установок СА-75 «Волхов» с охватом до 43 км и СА-75 «Двина» с охватом до 29 км, 20 мобильных комплексов 2К12 «КУБ» с охватом до 24 км, 1 зенитно-ракетная бригада системы 2К11 «Круг» с охватом 50 км, 24 мобильных ЗРК «Оса» с охватом до 13 км, 30 мобильных установок С-125 «Печора» с охватом 28 км, 20 мобильных комплекса 9К35 «СТРЕЛА-ЮСВ» с охватом 5 км.

В военно-воздушных силах насчитывалось около 300 самолетов и вертолетов. Основа была, конечно МиГ-21, которых было подавляющее количество, но были и современные борта - МиГ-23, МиГ-25 и даже МиГ-29. Плюс около 50 вертолетов Ми-24.


В ВМС были сосредоточены серьезные средства. В состав флота входили 2 эскадронных миноносца, 3 сторожевых корабля, 1 фрегат, 1 ракетный корвет, 4 подводных лодки, 6 ракетных катеров, 6 торпедных катеров, 12 преследователей подводных лодок, несколько десятков минных заградителей, базовых и рейдовых тральщиков, патрульных кораблей, десантных кораблей, обслуживающих кораблей, катеров и других;

береговые ракетные комплексы и береговая артиллерия 130 мм и 100 мм батареи управляемые радиолокационными станциями, морская вертолетная эскадрилья, военно морская авиация с 10 боевыми и 1 транспортной машиной, парашютно-десантная и водолазная части, батальон морской пехоты. Неплохо так.


Форма в целом была первоначально заимствована в Советской армии.

Постепенно начала приобретать свои черты и особенности с упором на историческую память - покрой мундира, другой цвет материи, иные петлицы, а также своя особая болгарская пилотка, по типу итальянской бустины, о которй мы говорили вот тут вот:https://id77.livejournal.com/640771.html


Продолжительность срочной службы в армии, ВВС и ПВО составляла два года, на флоте — три года.

Вот такая вот была армия.
Ну и традиционно несколько фото:



































Приятного времени суток.

Хочется осветить одну из незаслуженно обойденных тем: ВВС балканских государств. Начну с Болгарии, тем более что мало кто знает, что болгары вторыми в мире после итальянцев использовали самолеты на войне и выпускали свои достаточно интересные конструкции.

Авиации Болгарии началась в августе 1892 года, когда в Пловдиве проходила первая в Болгарии международная промышленная выставка. Участником шоу был один из пионеров аэронавтики француз Эжен Годар, совершивший 19 августа несколько полетов на своем воздушном шаре "La France" ("Франция"). В помощь ему "принимающая сторона" отрядила 12 саперов из софийского гарнизона под командованием подпоручика Басила Златарова. В благодарность за содействие воздухоплаватель взял молодого офицера с собой в один из полетов. Вместе с ними место в корзине "Ля Франс» занял еще один болгарский военный - поручик Костадин Кенчев.

Впечатления от полета и осознание несомненной пригодности аэронавтики для военных целей заставили Златарова "обивать пороги" штабов с целью использования воздушных шаров в военном деле, что ему в конце концов удалось. Высочайшим указом №28 от 20 апреля 1906 г. в составе железнодорожной дружины (батальона) [железопътната дружина] болгарской армии создавалось воздухоплавательное отделение [вьздухоплавателно отделение] под командованием капитана Васила Златарова. К этому моменту отделение уже существовало по меньшей мере в течение месяца и было полностью укомплектовано личным составом, состоявшим из двух офицеров, трёх сержантов и 32 рядовых. Первоначально подразделение располагало одним сферическим аэростатом объемом 360 м3, позволявшим вести наблюдение с высоты 400-500 м. В начале 1912 г. из закупленных в России материалов сделали первый летательный аппарат болгарской постройки, получивший название "София-1". Эта была копия "Годара", позволявшая подниматься на высоту до 600 м.

Не осталось в Болгарии без внимания и развитие летающих машин тяжелее воздуха. В 1912 году группа болгарских военнослужащих была направлена во Францию для обучения на пилотов и авиатехников.

Первое применение болгарской авиации для разведки сил противника имело место в ходе Первой Балканской войны. В 9:30 утра 29 октября 1912 года поручик Радул Милков поднялся в воздух на "Альбатросе" и провел 50-минутный разведывательный полет в районе Адрианополя. Наблюдателем был поручик Продан Таракчиев. В ходе первого в истории боевого самолето-вылета на европейской территории экипаж провел разведку неприятельских позиций, обнаружил расположение резервов, а также сбросил две импровизированные бомбы на вокзал железнодорожной станции Караагач.

Специальных авиационных боеприпасов еще не существовало, поэтому бомбардировка имела целью исключительно моральное воздействие на противника.

К концу января 1913 года Болгария имела уже 29 аэропланов и 13 дипломированных пилотов (8 из них - иностранцы).


Болгарские самолеты Первой балканской войны

В 1914 года в Софии открылась летная школа [аеропланно училище], переведенная в октябре следующего года на аэродром Божурище (в 10 км к западу от столицы). Из десяти курсантов первого набора семерых допустили к тренировочным полетам.

В течение первого года Первой мировой войны Болгарское королевство оставалось в стороне от большой войны, но затем решило примкнуть к, казавшемуся тогда несокрушимым союзу Германии, Австро-Венгрии и Турции.

Перед началом боевых действий в составе болгарской армии был всего лишь один отряд аэропланов, который возглавлял капитан Радул Милков. В его подчинении находилось шесть пилотов, восемь наблюдателей и 109 человек наземного персонала при пяти аэропланах: 2 «Альбатросах» и 3 «Блерио» (одноместного и двух 2-местных).

Всего за время войны три десятка болгарских пилотов совершили 1272 боевых вылета, провели 67 воздушных боев, в которых одержали три победы. Собственные боевые потери составили 11 самолетов, в том числе 6 в воздушных боях (четыре сбито, два повреждены настолько, что не подлежали восстановлению).


Болгарские самолеты Первой мировой войны

24 сентября 1918 года правительство Болгарии обратилось к странам Антанты с просьбой о прекращении боевых действий, и 29 сентября 1918 года в городе Салоники был подписан мирный договор. В соответствии с договором численность болгарской армии была существенно уменьшена, а военно-воздушные силы - расформированы. До 1929 года Болгарии было разрешено иметь только гражданские самолёты.

Тем не менее болгары продолжили развивать свою авиационную промышленность. Так, 1925-1926 гг. в Божуриште был построен первый авиазавод - ДАР (Държавна аеропланна работилница), на котором началось производство самолётов. Первым серийным болгарским самолетом стал учебно-тренировочный ДАР У-1, разработанный немецким инженером Херманом Винтером на основе немецкого же разведчика DFW C.V, времен Первой мировой войны. Самолет имел немецкий двигатель Benz IV, позволявший развивать скорость до 170 км/ч. и был выпущен небольшой серией.


Болгарский учебно-тренировочный самолет ДАР У-1

Вслед за ДАР У-1 появилась серия самолетов ДАР-2. Это копия немецкого самолета "Albatros C.III". ДАР-2 имел деревянную конструкцию и был не хуже немецкого оригинала.


Серия учебных самолетов ДАР-2

Пока выпускались ДАР У-1 и ДАР-2, конструкторское бюро подготовило оригинальную конструкцию - ДАР-1.

Так появился самолет, которому суждено было стать "учебной партой" для сотен болгарских авиаторов. ДАР-1 и его усовершенствованный вариант ДАР-1А с немецким двигателем Walter-Vega, летали до 1942 года, хотя в то время появились значительно более современные учебно-тренировочные машины. Качества машины хорошо иллюстрирует такой факт. В 1932 году летчик Петаничев в течение 18 минут выполнил на ней 127 мертвых петель.


ДАР-1


ДАР-1А

Успех этой конструкции стал стимулом для создания следующего самолета ДАР-3, задуманного уже как разведчик и легкий бомбардировщик. В 1929 году прототип был готов. ДАР-3, получивший название "Гарван" ("Ворон"), был двухместным безрасчалочным бипланом с трапециевидными крыльями толстого профиля. Самолет выпускался с тремя типами двигателей и имел три модификации: "Гарван I" имел американский двигатель "Райт-Циклон"; "Гарван II" немецкий "Сименс-Юпитер"; самая распротраненная версия Гарван III- итальянский Alfa-Romeo R126RP34 мощностью 750 л.с., позволявший развивать максимальную скорость 265 км/ч. Самолеты прослужили до Второй мировой войны и некоторые из них принимали в ней участие в качестве самолетов связи.


ДАР-3 Гарван III

Когда в 1926 году в Божуриште стали выпускать первые серии самолетов, в окрестностях Казанлыка чехословацкая фирма АЕРО - Прага начала строительство авиационной фабрики. Но пока фабрика строилась, оказалось, что машины, предлагаемые фирмой АЕРО, не отвечают болгарским требованиям. Был объявлен аукцион, верх в котором одержала итальянская фирма "Капрони ди Милано". Она обязалась на протяжении десяти лет выпускать самолеты, одобренные компетентными болгарскими службами, при максимальном использовании местных материалов и рабочей силы. По истечении этого срока предприятие переходило в собственность болгарского государства. Главным конструктором "Капрони-Болгарский" был инженер Каллигарис, а его заместителем - инженер Аббати.

Первым самолетом, построенным на фабрике стал выпущенный малой серией учебно-тренировочный КБ-1 "Пеперуда" ("Бабочка"), воспроизведенный почти без изменений популярный во всем мире итальянский самолет Caproni Ca.100.


КБ-1 победил учебный биплан ДАР-6 - первую самостоятельную разработку видного болгарского самолетостроителя профессора Лазарова: легкий и весьма технологичный самолет.


ДАР-6 с двигателем Walter Mars

В 1930-е годы началось сближение правительственных кругов Болгарии, Германии и Италии, в том числе в сфере военного сотрудничества, которое усилилось после военного переворота 19 мая 1934 года.

Второй самолет КБ-2УТ, выпущенный небольшой серией весной 1934 года, являлся аналогом итальянского истребителя "Капрони-Ка.113" с увеличенными на 10% размерами и двойной кабиной. Серия самолетов не понравилась болгарским летчикам из-за плохого обзора из пилотской кабины, тенденции к капотированию и неудобной кабины штурмана.


КБ-2УТ

Неудачный дебют КБ-1 и КБ-2УТ побудил отправить на завод "Капрони-Болгарский" группу болгарских авиаинженеров с завода ДАР во главе с уже упоминавшимся Цветаном Лазаровым. Ими в 1936 году из КБ-2УТ был создан практически новый самолет-КБ-2А, названный "Чучулига" ("Жаворонок") с звездообразным немецким двигателем воздушного охлаждения "Вальтер-Кастор", позволявшим развивать максимальную скорость 212 км/ч.


КБ-2А "Чучулига"

Впрочем, кроме собственной разработки и производства учебно-тренировочных самолетов, Болгария стала получать боевые самолеты из-за рубежа. Так, в 1936 году Германия подарила ВВС Болгарии 12 истребителей Heinkel He 51 и 12 Arado Ar 65, а также 12 бомбардировщиков Dornier Do 11 . Конечно и истребители и бомбардировщики были устаревшими и заменялись в люфтваффе на более современные машины, однако как известно "дареному истребителю в зубы не смотрят..." Немецкие истребители и бомбардировщики стали первыми боевыми самолетами воссозданных болгарских ВВС.


Истребитель Heinkel He-51B ВВС Болгарии


Истребитель Arado Ar 65 ВВС Болгарии


Ремонт двигателя на Do 11D ВВС Болгарии

Одиннадцать Heinkel He-51 дожили до 1942 года и продолжали ещё некоторое время эксплуатироваться как учебные самолёты. Arado Ar 65, поступившие на вооружение в 1937 году под наименованием самолет 7027 "Орел", в 1939 году были переданы лётной школе, в качестве учебных машин использовались до конца 1943 года, последняя машина была снята с вооружения в 1944 году. Dornier Do 11 под наименованием самолет 7028 "Прилеп", использовались до конца 1943 года, сняты с вооружения приказом от 24 декабря 1943 г.

В 1936 году Германией же были подарены и 12 легких разведчиков-бомбардировщиков Heinkel He 45 с максимальной скоростью 270 км/ч, вооруженных 2 пулеметами калибра 7,92-мм синхронным МG-17 и

МG-15 на подвижной установке в задней части кабины, могущей нести до 300 кг бомб.


Легкий разведчик-бомбардировщик He.45c ВВС Болгарии

Затем болгары заказали еще 18 легких разведчиков-бомбардировщиков Heinkel He 46, отличавшихся более мощным 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждeния "Пантер" V, а также некоторым усилением конструкции и перемещением оборудования, чтобы компенсировать вес более тяжелого двигателя, построенных на "Готаер вагонфабрик" под обозначением Hе.46еВu (болгарский) в 1936г.


Легкий разведчик-бомбардировщик He.46

Вместе с боевыми самолетами в Болгарию из Германии прибыли и учебные 6 Heinkel He.72 KADETT, Fw.44 Steiglitz и Fw.58 Weihe

Также в 1938 году из Германии для ВВС Болгарии были получены два транспортных Junkers Ju 52/3mg4e. В Болгарии Ju 52/3m эксплуатировались до середины 1950-х гг.


Транспортный самолет Junkers Ju 52/3mg4e

Впрочем, поставки устаревших немецких боевых самолетов не удовлетворили болгар и они стали искать другого поставщика. Великобритания и Франция отпали сразу, поскольку они поддерживали т. н. страны "Малой Антанты": Югославию, Грецию и Румынию, с которыми у болгар были территориальные споры, поэтому их выбор пал на Польшу. Мало кто знает, но в 30-е годы прошлого века Польша не только полностью удовлетворяла потребности своих ВВС, но и активно поставляла самолеты на экспорт. Поэтому в 1937 году у поляков было закуплено 14 истребителей PZL P-24В, который представлял собой удачный вариант "бюджетного" истребителя для небогатых стран и уже состоял на вооружении соседей Болгарии: Греции, Румынии и Турции, причем в двух последних выпускался по лицензии. Благодаря более мощному двигателю он превосходил по скоростным качествам самолеты Р.11, строившиеся для польских ВВС. Истребитель был оснащен французским двигателем Гном-Рон 14N.07 мощностью 970 л.с., позволявшим развивать скорость до 414 км/ч, вооруженых 4 7,92-мм пулемета "Кольт-Браунинг" в крыле. Болгарские Р.24В поступили на вооружение 2-го истребительного орляка (полка), 1940 г. были переданы в учебные части, а в 1942 г. возвращены во 2-й орляк. Большинство их было уничтожено в 1944 г. вследствие американской бомбардировки.


Истребитель PZL P-24


Истребитель PZL P-24 ВВС Греции

Одновременно в Польше было заказано легкие бомбардировщики PZL P-43, представлявшие собой версию легкого бомбардировщика польских ВВС PZL Р-23 KARAS, с более мощным двигателем. К концу 1937 года болгарские ВВС получили первые 12 самолетов PZL P-43А, оснащенных французским двигателем "Gnome-Rhone" (930 л.с.), получивших в болгарских ВВС название "Чайка". В отличие от P-23, на этом самолете устанавливались спереди два пулемета и капот более простой формы.


Легкий бомбардировщик PZL P-43А ВВС Болгарии

Эксплуатация подтвердила их высокие летные характеристики, и болгары заказали еще 36 штук P-43, но с двигателем "Gnome-Rhone" 14N-01 мощностью 980 л.с. Эта модификация получила обозначение P-43B. Бомбардировщик имел экипаж 3 человека, развивал максимальную скорость у земли- 298 км/ч, на высоте- 365 км/ч и нес следующее вооружение: один 7,9-мм передний пулемет и два 7,7-мм пулемета Vickers в задних надфюзеляжной и подфюзеляжной позициях; 700 кг бомбовой нагрузки на внешних бомбодержателях


Легкий бомбардировщик PZL P-43В ВВС Болгарии

В дальнейшем заказ был увеличен до 42 штук со сроком поставки к лету 1939 года. Но в марте 1939-го после оккупации Чехословакии гитлеровскими войсками готовые к отправке P-43 были временно реквизированы для польских ВВС. Болгары были недовольны и потребовали от поляков немедленно вернуть им самолёты. В итоге после долгих уговоров 33 самолёта отправили болгарам, а остальные 9 штук были готовы к отправке и погружены в вагоны 1 сентября. Немцы, захватившие Польшу, болгарам самолеты также не отдали, и в конце 1939 года отремонтировали все захваченные самолёты и сделали их учебными бомбардировщиками.


Легкий бомбардировщик PZL P-43B в учебном центре Рехлин, Германия

Болгарские бомбардировщики в войне не участвовали, но сыграли положительную, роль на некоторое время составив костяк штурмовой авиации. Эти бомбардировщики в конце 1939 года вошли в состав 1-й армейской группы трехэскадрильного состава, в которой также находилось 11 тренировочных самолётов. Некоторое время они находились в резерве, а с 1942 года польские Р.43 перевели в авиашколы, заменив их немецкими пикирующими бомбардировщиками Ju.87D-5.

Кроме боевых, Польша также поставила 5 учебных самолетов PWS-16bis.


Болгарский PWS-16bis

Все эти закупки позволили в 1937 году болгарскому царю Борису III официально восстановить болгарскую военную авиацию, как самостоятельный вид войск, присвоив ей наименование "Воздушные Его Величества войска". В июле 1938 года в Германию в истребительную авиашколу "Вернойхен", расположенную в 25 км северо-восточнее Берлина, для обучения отправились 7 болгарских пилотов. Там они должны были пройти сразу три курса - истребителей, инструкторов и командиров истребительных частей. При этом их подготовка велась по тем же самым правилам, что и обучение летчиков-истребителей и инструкторов для Люфтваффе. В марте 1939 года в Германию прибыло еще 5 болгарских пилотов. Несмотря на то, что в ходе обучения двое болгарских пилотов погибли, пилоты освоили новейший немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109, и в июле 1939 года покинули Германию. Всего в Германии было обучено 15 болгарских пилотов. Вскоре все они были назначены в истребительную авиашколу на аэродроме Марнополе, в 118 км восточнее Софии. Там они занимались подготовкой молодых пилотов, которые впоследствии составили костяк болгарской истребительной авиации.


Болгарские летчики на обучении в Германии

Одновременно продолжалось строительство и собственных болгарских самолетов. В 1936 году инженер Кирил Петков создал двухместный тренировочный самолет ДАР-8 "Славой" ("Соловей") - самый красивый болгарский биплан.


ДАР-8 "Славой"

На основе не пошедшего в серию ДАР-6 он разработал ДАР-6А, который после дополнительного усовершенствования превратился в ДАР-9 "Синигер" ("Синица"). В нем были удачно скомбинированы положительные стороны немецких учебных самолетов "Хейнкель 72", "Фокке-Вульф 44" и "Авиа-122", причем таким образом, чтобы не вызывать патентных претензий у Германии. Для Болгарии это дало экономию в 2 миллиона золотых левов. Такая сумма потребовалась бы на закупку лицензии на "Фокке-Вульф" в случае организации производства ФВ 44 в ДАР-Божуриште. Кроме того, за каждый выпущенный самолет требовалась дополнительная выплата в размере 15 тыс. золотых левов. С другой стороны, один закупленный в Германии самолет ФВ-44 "Штиглиц" стоил столько, сколько два изготовленных в Болгарии ДАР-9. "Синицы" прослужили до середины 50-х годов как учебные самолеты в военной авиации и аэроклубах. После Второй мировой войны 10 самолетов этого типа были переданы воссозданным ВВС Югославии. И сегодня в Загребском техническом музее можно увидеть ДАР-9 со знаками югославских ВВС.


ДАР-9 "Синигер" с двигателем Siemens Sh-14A

Продолжилась разработка самолетов и на заводе "Капрони-Болгарский". На базе КБ-2А "Чучулига" ("Жаворонок") были созданы модификации "Чучулига"-I, II и III, которых было выпущено 20, 28 и 45 машин соответственно.


Учебно-тренировочный самолет КБ-3 "Чучулига I"


Легкий разведчик и учебно-тренировочный самолет КБ-4 "Чучулига II"


Легкий разведчик и учебно-тренировочный самолет КБ-4 "Чучулига II" на полевом аэродроме

Причем КБ-5 "Чучулига-III" создавался уже как разведчик и легкий штурмовик. Он был вооружен двумя пулеметами калибра 7,71-мм Vickers K и мог нести 8 бомб массой по 25 кг. Как учебная машина, КБ-5 летал в частях ВВС до начала 50-х годов.

В 1939 году фирма "Капрони Болгарский" начала разработку легкого многоцелевого самолета КБ-6, позднее получившего обозначение КБ-309 "Папагал" ("Попугай"). Он был создан на основе итальянского Капрони - Ca 309 Ghibli и применялся как транспортный самолет, с возможностью перевозки 10 пассажиров или 6 раненых на носилках; учебный бомбардировщик, для чего на него были установлены два пневматических бомбосбрасывателя, каждый на 16 легких (12 кг) бомб; а также для подготовки бортрадистов, для чего на них монтировалась радиоаппаратура и были созданы четыре рабочих мест для обучения. Всего было выпущено 10 машин, которые летали в частях болгарских ВВС до 1946 года. Болгарские машины отличались от своего прародителя более мощными двигателями, формой хвоста, конструкцией шасси и схемой остекления. Летно-технические характеристики "Попугая" были выше итальянских, поскольку на него устанавливались два 8-цилиндровый рядных V-образный двигателя с воздушным охлаждением Argus As 10C. Максимальная мощность этого двигателя - 176,4 kW/240 л.с. против 143 kW/195 л.с. итальянского самолета с двигателем Alfa-Romeo 115.


КБ-6 "Папагал"

КБ-11 "Фазан" - последний самолет, разработанный и производившийся серийно в Казанлыке. Он появился в результате конкурса 1939 года на легкий штурмовик для фронтовой авиации, который должен был заменить польский PZL P-43. "Фазаны" первоначально оснащались итальянским двигателем Alfa-Romeo 126RC34 мощностью 770 л.с. (всего выпущено 6 машин). Непосредственно перед начала Второй мировой войны между Болгарией и Польши заключен контракт на строительство бомбардировщиков PZL-37 LOS и доставлены двигатели Bristol-Pegasus XXI, мощностью 930 л.с. для них. Однако в связи с началом Второй мировой войны контракт был расторгнут и решено было установить поставленные двигатели на КБ-11. Оснащенные новым двигателем самолеты получили наименование КБ-11А, развивали максимальную скорость 394 км/ч и имели два синхронных пулемета и один сдвоенный пулемет для защиты задней полусферы. Они несли 400 кг бомб. Всего выпущено 40 единиц КБ-11. Самолет состоял на вооружении болгарских ВВС с конца 1941 г. Использовался в борьбе с болгарскими и югославскими партизанами. Самолеты принимали участие в первой фазе Отечественной войны 1944-1945 года (так в Болгарии называют боевые действия болгарских войск против Германии в конце Второй мировой войны). Но из-за сходства с вражескими "Хеншелями-126", атаковавшими болгарские позиции, наземные войска обстреливали их, и командование ВВС вывело эти машины из активной боевой деятельности. После войны 30 "Фазанов" были переданы ВВС Югославии.


Легкий болгарский бомбардировщик и разведчик КБ-11А


Болгарский и советский офицеры на фоне самолета КБ-11 "Фазан", осень 1944 г.

КБ-11 "Фазан" был принят на вооружение ВВС Болгарии под давлением жены царя Бориса, царицы Йоанны - бывшей принцессы Джованны Савойской, дочери короля Италии, вместо гораздо лучшего самолета ДАР-10 инженера Цветана Лазарова, который создавался именно как штурмовик. ДАР-10 представлял собой одномоторный, свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом и неубираемым шасси, целиком покрыт аэродинамическими обтекателями (лаптями). Был оснащен итальянским двигателем Alfa Romeo 126 RC34, мощностью 780 л.с., позволявшим развивать максимальную скорость 410 км/ч. Вооружен 20-миллиметровой синхронной пушкой, двумя 7,92-миллиметровых пулеметами в крыльях и одним 7,92-мм пулеметом для защиты хвостовой части. Была предусмотрена возможность для бомбардировки как с горизонтального полета таки и при пикировании бомбами калибра 100 кг (4 шт.) и 250 кг (1 бомба под фюзеляжем).


Болгарский штурмовик ДАР-10А

В 1941 году истек договор фирмы "Капрони ди Милано" с болгарским государством. Завод в окрестностях Казанлыка был переименован в государственную самолетную фабрику, которая просуществовала до 1954 года.

Как я уже писал выше, болгары планировали наладить лицензионное производство польских средних бомбардировщиков PZL-37 LOS ("Лось"), кроме этого, было заказано 15 бомбардировщиков.


Бомбардировщик PZL-37В LOS ВВС Польши

Также на заводе планировали развернуть и лицензионное производство польских истребителей PZL P-24. Перед 1 сентября 1939 года в Болгарию прибыла группа польских инженеров с планами заказанной фабрики. Польские специалисты были встречены по-братски, их наградили болгарскими военными орденами и по каналам болгарской разведки переправили в Каир, поскольку им было опасно оставаться в Болгарии, где уже начинали все чаще появляться агенты гестапо. По доставленной поляками документации и был построен завод, куда впоследствии перенесли и оборудование первого болгарского авиазавода - ДАР (Държавна аеропланна работилница) из Божуриште, в связи с началом Второй мировой войны и угрозой вражеских бомбардировок. Но об этом - далее…

Продолжение следует…

По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://www.airwar.ru/index.html
http://www.airwiki.org/index.html
http://coollib.net/
http://padaread.com/