Уполномоченный по южному федеральному округу. Южный федеральный округ (ЮФО). Географическая зона и природно-климатические условия

В четверг, 28 июля, Президент России Владимир Путин произвел целый ряд крупнейших за последнее время кадровых перестановок, а также принял решение об объединении Южного и Крымского федерального округов.

В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти постановляю: преобразовать Южный федеральный округ и Крымский федеральный округ в Южный федеральный округ, назначить Устинова Владимира Васильевича полномочным представителем Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, - говорится в Указе главы государства, посвященном объединению ЮФО.

Таким образом, теперь список регионов, входящих в Южный округ расширился на два субъекта РФ , в него отныне входят: Адыгея , Калмыкия , Крым , Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, а также город федерального значения Севастополь .

Крым и Севастополь, напомним, вошли в состав Российской Федерации по итогам референдума в марте 2014 года: тогда воссоединение с Россией поддержали 96,77 процента жителей полуострова (более 1,2 млн человек). США и страны ЕС итоги референдума не признали, введя против нового региона России санкции.

Теперь уже бывший полпред президента в Крыму Олег Белавенцев другим Указом переведен на аналогичную должность в Северо-Кавказском федеральном округе, а его предшественник на Кавказе Сергей Меликов назначен первым замдиректора Росгвардии РФ.

Между тем, пока открытым остается вопрос о месте расположения основной резиденции полпредства объединенного ЮФО.

Президентские решения мы не комментируем, и о том, останется ли столицей округа Ростов -на-Дону , пока не известно: этот вопрос прорабатывался ранее, но результат его обсуждения на данный момент не разглашается, - рассказали газете «КП » - Ростов-на-Дону» в аппарате полномочного представителя главы государства в Южном федеральном округе.

Ранее, напомним, муссировались слухи о переносе столицы округа из Ростова в Краснодар, но они не нашли своего подтверждения на тот момент . Изменится ли что-либо в этом отношении теперь - пока не ясно.

Другой источник сообщил «Комсомолке», что Ростов все-таки продолжит быть административным центром округа: он занимает наиболее выгодное географическое расположение и имеет необходимую инфраструктуру. Однако, по некоторым данным, полпред получит также резиденцию и в Крыму.

Напомним, что представительство президента России в Южном федеральном округе появилось в 2000 году, и первым полпредом тогда стал экс-командующий Северо-Кавказским военным округом Виктор Казанцев , пробывший на этом посту четыре года.

Затем в течение трех последующих лет полпредом работал Дмитрий Козак (потом ушел на должность министра регионального развития, в настоящее время - вице-премьер РФ), после него этот пост чуть меньше года занимал Григорий Рапота (затем он возглавил Приволжский федеральный округ, теперь является госсекретарем Союзного государства России и Беларуси ).

И наконец, пятым руководителем ЮФО в мае 2008-го стал экс-генпрокурор РФ Владимир Устинов. При нем Указом занимавшего в то время пост главы государства Дмитрия Медведева из состава ЮФО был выделен Северо-Кавказский ФО с административным центром в Пятигорске .

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Владимир Васильевич Устинов родился 25 февраля 1953 г. (ему 63 года) в Николаевске -на-Амуре (Хабаровский край), откуда вскоре семья переехала на Кубань . Его отец был зампрокурора в Курганинском районе Краснодарского края. В 15 лет отправился работать токарем-инструментальщиком на Кореновский сахарный завод. После службы в армии пошел по стопам отца, окончив Харьковский юридический институт.

С 1978 по 1992 гг. Устинов работал в районных прокуратурах Краснодарского края, затем пять лет был прокурором Сочи , в последние три года совмещая эту должность с постом 1-го зампрокурора Краснодарского края.

С 15 октября 1997 года занимал пост замгенпрокурора РФ. С июня 1998 по апрель 1999 года был начальником ГУ Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе.

29 июля 1999 года назначен и. о. генпрокурора РФ, и с 17 мая 2000 года, после утверждения в этой должности Советом Федерации, по 2 июня 2006 года занимал пост генерального прокурора РФ.

Генпрокуроство Владимира Устинова ознаменовалось целым рядом громких дел - расследование терактов в Москве и Волгодонске , дело «Медиа-моста» и Владимира Гусинского , расследование гибели подлодки «Курск », дело «Юкоса » и Ходорковского , уголовное преследование Юлии Тимошенко .

В 2001 году вообще произошел беспрецедентный случай: генеральный прокурор Устинов впервые в истории современной России выступил в качестве гособвинителя на процессе против террориста Салмана Радуева . Сюда же можно отнести и громкие антикоррупционные дела, самым ярким из которых можно, пожалуй, назвать арест и предъявление обвинения губернатору Ненецкого автономного округа Алексею Баринову .

С 14 мая 2008 года – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.

Женат, у него есть дочь и сын.

внутриполитический процесс, борьба региональных и местных элит за возможность принимать общественно важные решения, доступ к властным и финансовым ресурсам. Противоречивость и неустойчивость той или иной системы региональной власти продолжает зависеть в значительной степени от локальной политической конъюнктуры; региональный конституционный процесс не завершен и будет развиваться главным образом в зависимости от конкретной констелляции эндогенных факторов политической действительности.

4. АППАРАТ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе - должностное лицо, представляющее Президента РФ, которое обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, и способствует повышению эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствованию системы контроля за исполнением их решений.

Институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе был введен Указом Президента, где

были определены основные задачи, решаемые полномочным представителем в процессе своей деятельности. К ним относятся: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о

политическом и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

В своей деятельности институт полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе использует тактику нахождения компромисса. Эта тактика реализуется по трем направлениям, соответствующим области общих интересов субъектов Южного федерального округа.

Снижению межнациональной напряженности в экономической сфере способствует долевое пользование ресурсами субъектов Южного федерального округа. Необходимо достижение компромисса по данной проблеме, что будет способствовать развитию экономических связей различных территорий субъектов федерации. Эффективное использование федеральной собственности, недр и биоресурсов является первоочередным направлением региональной экономической политики. Другим показателем снижения межнациональной напряженности в экономической сфере субъектов Южного федерального округа является трудовая занятость. Проблемой остается низкий уровень жизни населения, проживающего на территории округа. Органами исполнительной власти территорий не обеспечено погашение задолженности по заработной плате, пособиям на детей и другим социальным выплатам. Решение этой проблемы возможно в случае развития промышленного и агропромышленного комплексов в регионе, способствующих созданию новых рабочих мест и регулярной выплате заработной платы.

Таким образом, показателями снижения межнациональной напряженности в экономической сфере являются долевое пользование ресурсами субъектов Южного федерального округа и увеличение трудовой занятости населения.

Деятельность аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе в этой сфере реализуется посредством достижения компромисса по долевому пользованию федеральной собственности, недр и биоресурсов субъектов округа, а также организации кредитов и средств из региональных бюджетов для развития промышленного и агропромышленного комплексов в регионе, что способствует созданию новых рабочих мест и

регулярной выплате заработной платы. Перспективы осуществления этой деятельности в экономической сфере определяются в федеральной целевой программе «Юг России» до 2005 года, основная задача которой состоит в обеспечении единого федерального экономического, рыночного и финансового пространства на территории округа. Она включает 584 проекта на 110 млрд рублей: из них только 10 млрд - из федерального бюджета, остальное из местных и инвестиции.

Следующим направлением деятельности института полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе, способствующим снижению межнациональной напряженности в социальной сфере, является решение проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев. По показателю прибывших сотен тысяч беженцев и вынужденных переселенцев в последнее десятилетие Южный федеральный округ оказался бесспорным лидером в Российской Федерации. Последствиями столь массовой и плохо урегулированной миграции стали высочайшая конкуренция на рынке труда, резко возросшие нагрузки на социальную сферу, неизбежные межнациональные столкновения бытового характера. В этих условиях деятельность аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе направлена на организацию условий в соответствии с социальными федеральными программами и предоставление дополнительных ресурсов из регионального бюджета. Изучение сложившихся проблем, накопленная информационная база позволили сформулировать предложения в адрес федеральных органов государственной власти. В адрес правительства Российской Федерации направлены информационно-аналитические материалы о проблемах вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. Изучение организации работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах Южного федерального округа по обеспечению социальной защиты семей военнослужащих, погибших или пострадавших при исполнении служебного долга, позволило сформулировать меры по устранению недостатков этой работы.

Таким образом, в социальной сфере функционирование института полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе, связана с решением проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Снижение межнациональной напряженности реализуется данной структурой посредством изучения организации работы органов государственной власти субъектов Южного федерального округа по обеспечению социальной защиты этой категории населения. В соответствии с федеральной целевой программе «Юг России», стратегическими направлениями решения этой проблемы будет обустройство вынужденных переселенцев из Чеченской республики; строительство поселков, жилья, школ, развитие инфраструктуры в Республики Северная Осетия-Алания; развитие инфраструктуры горной зоны в Республике Дагестан.

Третьим направлением деятельности института полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе, способствующим снижению межнациональной напряженности в политической сфере, является координация действий территориальных органов власти. Взаимодействие аппарата полномочного представителя с руководителями территориальных органов федеральных министерств и ведомств в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии осуществляется в ходе рабочих встреч при налаженной системе взаимного обмена информации, позволяющей координировать общие действия. Заместители полномочного представителя приняли непосредственное участие в подборе кадров руководителей территориальных органов федеральных

органов в Чеченской Республике. Совместно с Временной администрацией Чеченской Республики разработано и реализуется Положение об аттестации государственных служащих в Чеченской Республике. Активизировать подобное взаимодействие удалось за счет работы Коллегии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Совета старейшин, Консультативного Совета и Совета по проблемам казачества при полномочном представителе Президента РФ в Южном федеральном округе. Используя все многообразие форм организационной работы в системе исполнительной власти - координация деятельности, взаимодействие, согласование, совместные разработки, организационное управление аппарата полномочного представителя обеспечило проведение конкретных мероприятий по укреплению исполнительской вертикали, формированию инициативных и ответственных государственных структур.