Технологический процесс ремонта Снятие и установка стартера.  Стартер - В руководство по ремонту Издание второе ведение

Столь сложное по своей архитектуре изобретение, как автомобиль, состоит из тысячи различных запчастей, деталей и взаимосвязанных механизмов. Несмотря на стремительно развитие современного машиностроения, все они до сих пор остаются уязвимыми и не слишком надёжными, что выражается в частых поломках жизненно важных частей транспортного средства. Одним из них является и стартер, отказ которого сделает невозможным использование авто. К несчастью, неисправность редко настигает устройство в момент, когда рядом есть автосервис или мастерская, потому любому автовладельцу следует знать, как отремонтировать стартер самостоятельно и что он вообще из себя представляет.

Определение и конструкция стартера

Стартер является одним из ключевых составных транспортного средства, так как отвечает за запуск двигателя.

На схеме устройства особое внимание следует уделить четырём элементам:

  • Обгонная муфта . Больше известная, как бендикс. Регулирует скорость вращения вала.
  • Якорь . Приводит в движение обгонную муфту в момент запуска двигателя, после чего возвращается на исходную позицию с помощью пружины.
  • Втягивающее реле . Центральный компонент стартера. Отвечает за синхронизацию работы всех его составных частей посредством образования электромагнитного поля, которое появляется в момент запуска двигателя (поворот ключа в зажигании). Передаёт ток на обмотки стартера.
  • Щёткодержатели и щётки . Питают якорь необходимым электричеством, что также прибавляет производительности автомобильному двигателю.

Признаки и виды неисправностей

Разберём симптомы нескольких распространённых недугов стартера, а также опишем их истоки и влияние на работу автомобиля:

  • Стартер издаёт непривычный шум или грохот в процессе своей работы. Причины: зубья маховика могли стереться или иным образом деформироваться. Также следует проверить состояние креплений и болтов. Не исключается банальный износ втулок подшипников.
  • Стартер продолжает вращаться после отключения двигателя. Причины: замыкание втягивающего реле, отказ возвратных пружин. Последнее могло произойти с замком зажигания.
  • Двигатель заводится с нескольких попыток. Причины: медленное вращение стартером коленчатого вала, что значительно увеличивает время, необходимое на запуск мотора. Виновниками могут быть сгоревшие контакты на втягивающем реле или между пластинами коллектора. Возможно нарушение целостности обмотки реле или якоря.
  • Стартер не заводит двигатель. При повороте ключа в зажигании ничего не происходит. Причины: источник неисправности может крыться в заевшем якоре или в замкнувшей обмотке реле.

Кроме того, не будет забыть о перечне причин недугов, указывающих на стартер, но не связанных с ним. К таким относится разряженный аккумулятор и окисление клемм АКБ.

Процедура ремонта

Большинство вышеперечисленных поломок не получится решить без разбора стартера, что само-собой представляет не простую задачу. Первая сложность, с которой может столкнуться автовладелец, кроется в расположении устройства. Большинство автомобилей, будь они марок Opel, Ford, Mazda и любой другой, несут стартер под двигателем с водительской стороны. Чтобы уточнить его местонахождение, вам потребуется открыть капот, провернуть ключ в зажигании и прислушаться к источнику звука.

Демонтаж стартера осуществляется из-под дна авто, в виду чего вам понадобиться смотровая яма или хороший подъемник, чтобы извлечь запчасть. Голыми руками этого сделать также не выйдет, потому заранее обзаведитесь стандартным комплектом гаечных ключей. Лучше всего, если среди инструментов будут и торцевые ключи с карданчиками. Ниже описана пошаговая процедура демонтажа стартера:

Наконец, злосчастная деталь лежит перед вами и теперь вам необходимо протестировать её, чтобы определить источник поломки. Для этого нужен источник электричества напряжением в 12 В. Лучшим вариантом станет заряженный аккумулятор. Соединив его плюсовой провод с контактом реле, на рабочем стартере вы будете наблюдать выдвижение бендикса. Если этого не происходит, стартер следует разобрать и заменить втягивающее реле.

С этого момента начинается вторая часть сложностей, ведь небольшая запчасть состоит из множества более мелких комплектующих, в которых новичок может легко запутаться. Чтобы суметь после собрать стартер обратно, советуем записывать на листе бумаги последовательность своих действий и аккуратно складывать все детали поочерёдно. Для снятия стопорного кольца воспользуйтесь плоским инструментов (хорошо подойдёт отвёртка) и подденьте его. Бендикс снимайте максимально аккуратно, так как могут оборваться контакты с обмотки реле. Почти наверняка вы обнаружите стартер очень загрязнённым, что нельзя оставлять без внимания. Обязательно перед сборкой обратной установкой тщательно и аккуратно прочистите его составляющие. Нередко это становится причиной большинства перечисленных выше проблем, ведь толстый слой грязи способен забиться между контактами и мелкими деталями, что чревовато заеданиями и замыканиями.

Профилактика поломок стартера

Лучший способ не попасть в ситуации, когда требуется ремонт стартеров собственными руками - это предупреждать их поломки. Основной мерой, способной воспрепятствовать повреждениями и отказу работы стартера остаётся систематическое прохождение техосмотра в профессиональных ремонтных сервисах, чьи специалисты быстро могут быстро обнаружить возможную неисправность ещё на ранних этапах её возникновения. Рекомендуется и самому автовладельцу периодически открывать капот и проверять работоспособность детали, прислушиваясь к её звукам в процессе запуска двигателя.

Нормальная работа автомобильного мотора возможна только в том случае, если все его составляющие элементы, а также основные узлы машины будут находиться в рабочем состоянии. Одним из основных компонентов системы зажигания в отечественных «десятках» является . Подробнее о том, как осуществляется ремонт своими руками и в каких случаях его нужно проводить, вы можете узнать из этого материала.

[ Скрыть ]

Как устроен стартер ВАЗовской «Десятки»?

На отечественные «десятки» ставится стартерный узел с номером 5702.3708, по сути, представляющий собой электромотор постоянного тока. Одними из основных компонентов такого устройства являются тяговое реле, а также планетарный редуктор. Возбуждения мотора осуществляется за счет действия постоянных магнитов, установленных внутри конструкции узла. Сам корпус механизма выполняется из стали, он соединяется с помощью двух шпилек с крышками девайса.

Также конструкция стартерного узла подразумевает наличие якоря и статора. Якорь предназначен для осуществления вращения в металлокерамических вкладышах, в результате чего вращение передается через редуктор на привод устройства. Когда водитель , напряжение с аккумуляторной батареи машины передается на обмотки реле. В результате воздействия магнитного поля якорь сначала втягивается, в результате чего шестеренка редуктора входит в зацепление с маховиком. Соответственно, это приводит к замыканию контактных болтов внутри конструкции.

Затем сам якорь остается в таком же состоянии, фиксирует он так с помощью удерживающей обмотки. При повороте ключа в замке зажигания происходит обесточивание этой обмотки. В конечном итоге это способствует тому, что якорь возвращается в изначальное положение (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).

Характерные неисправности механизма

Если устройство перестает работать, причина могут быть следующими:

  1. Разряженный аккумулятор. Прежде чем произвести ремонт 2110, необходимо удостовериться в том, что АКБ полностью заряжена и работоспособна.
  2. Появление окисления на проводах, а также клеммах механизма. В результате этого контакты больше не могут передавать ток, соответственно, эксплуатация стартерного устройства будет невозможной. Также к этой неисправности можно отнести и плохое крепление проводки, в частности, наконечников. В данном случае для того, чтоб избавиться от неисправности, нужно будет прочистить каждый контакт, а также клеммы. Если в ходе диагностики вы заметили, что на механизме имеются расшатанные элементы или зажимы, то их следует максимально закрепить. Кроме того, соединительные компоненты нужно будет обработать вазелином либо солидолом, это позволит в дальнейшем предотвратить окисление контактов.
  3. Выход из строя тягового реле. Из-за неработоспособности этого устройства в узле могут происходить замыкания, соответственно, это приведет к полной остановке механизма. Вышедший из строя элемент нужно будет заменить. Причина может крыться в обрыве электроцепи.
  4. Неработоспособность тяговой обмотки — такая неисправность также может вызвать замыкания в системе.
  5. Выход из строя контактной части выключателя зажигания. Такая неисправность, как правило, не ремонтируется, поэтому при ее появлении контактная группа подлежит замене.
  6. Поломка якоря. Его неисправность может проявляться в том, что данный элемент не может прокручиваться в результате осложнений в ходе оборота. Для более точной диагностики данный компонент следует демонтировать и произвести диагностику эффективности его вращения. Если диагностика подтвердила неисправность якоря, то устройство подлежит замене (автор видео — канал stas di).

Инструкция по ремонту и замене устройства

Замена стартера ВАЗ 2110 и его ремонт выглядит следующим образом:

  1. Отключите аккумулятор, от реле отсоедините штекер провода. Демонтируйте сам провод, который отмечен «плюсом».
  2. Стартерный механизм следует отключить от мотора, для этого выкрутите гайки, которые его фиксируют.
  3. Если вы выполняете замену, то на этом этапе устройство можно демонтировать и поменять на новое. Если вы решили ремонтировать, то двигаемся дальше.
  4. На самом реле следует выкрутить гайку, после чего отключить тяговый элемент от винта. Реле снимается, для этого также следует выкрутить два фиксатора.
  5. Затем производится демонтаж якоря из посадочного места, для этого элемент следует немного приподнять вверх.
  6. Извлеките шпильки, после чего демонтируйте крышку стартерного механизма. Крышка демонтируется сначала с приводом и редукторным элементом, после чего — со щеточным узлом и их фиксатором, который расположен рядом с коллектором.
  7. Далее, с якорного вала демонтируется шестеренка, сам якорь после этого извлекается. Сделав это, вы можете снять шестеренки редуктора. В том случае, если на них видны следы повреждений или дефектов, шестеренки следует поменять.
  8. Из крышки извлекается редукторным компонент. Проверьте качество уплотнителя, если есть необходимость, замените его.
  9. Используя оправку, необходимо демонтировать ограничительное кольцо, оно расположено прямо на стопорном, после чего демонтируется привод и прочие элементы, включая подпорки, рычаги и шайбы. Каждый из элементов, если есть необходимость, нужно заменить.
  10. После демонтажа щеток нужно их проверить. Если видны следы износа, щетки меняются. Меняются все вышедшие из строя компоненты, сборка стартера производится в обратном порядке.


Вам потребуются: ключи «на 10» и «на 13», торцовый ключ (головка) «на 8», отвертки с крестообразным и плоским лезвием, щипцы для снятия стопорных колец, трубчатая оправка, молоток.

2. Отверните гайку крепления шины к контактному болту.

3. Отсоедините шину от контактного болта тягового реле.

4. Отверните два болта крепления тягового реле и...

5. ...снимите реле.

6. Выньте якорь тягового реле, приподняв его вверх, чтобы петля якоря снялась с рычага.

7. Отверните две гайки стяжных шпилек.

8. Снимите крышку со стороны привода с редуктором и приводом в сборе.

9. Снимите крышку со стороны коллектора со щеткодержателем и щетками.

10. Снимите шестерню с вала якоря.

11. Выньте якорь из статора.

12. Обратите внимание, что на валу якоря со стороны привода установлена шайба.

13. Выньте опору вала якоря.

14. Выверните из крышки со стороны привода две стяжные шпильки. Эти шпильки вывертывать не обязательно, но снимать редуктор и привод удобнее без них.

15. Выньте три планетарные шестерни редуктора. В случае повреждения их зубьев или игольчатых подшипников, заделанных в шестерни, замените шестерни.

16. Выньте редуктор с приводом из крышки, нажав на шестерню привода стартера.

17. Снимите опору с уплотнителем с рычага.

18. Выньте опору 1 из уплотнителя 2. Пластмассовая опора не должна быть сильно изношена или повреждена. Дефектную опору, а также сильно деформированную или затвердевшую резиновую уплотнительную прокладку замените.

19. Сбейте ограничительное кольцо со стопорного кольца с помощью подходящей оправки.

20. Снимите стопорное кольцо, а затем ограничительное.

21. Снимите привод в сборе с вала привода.

22. Снимите стопорное кольцо рычага.

23. Снимите рычаг с поводком и шайбой.

24. Снимите пружину рычага.

25. Снимите рычаг с поводка и разъедините половины рычага.

26. Снимите стопорное кольцо шестерни с внутренним зацеплением.

27. Снимите шестерню с внутренним зацеплением и опору вала привода с вала.

28. Снимите с опоры уплотнительное кольцо. Сильно деформированное или потерявшее эластичность кольцо замените.

29. Снимите с опоры вкладыш.

30. Отверните два винта и снимите щеткодержатель с крышки со стороны коллектора.

31. Поддев отверткой фиксаторы щеток...

32. ...снимите их и прижимные пружины. Деформированные или поврежденные фиксаторы и сильно обжатые или искривленные пружины замените.

33. Выньте щетки из направляющих щеткодержателя.

34. Снимите неизолированные щетки.

35. Снимите картонную изоляционную прокладку. Замените порванную или чрезмерно обжатую прокладку.

36. Снимите соединительную шину с изолированными щетками.

37. Осмотрите якорь. Если коллектор 1 загрязнен или на нем имеются риски, следы подгорания и т.п., прошлифуйте коллектор мелкой стеклянной шкуркой. При значительной шероховатости коллектора или выступании слюды между его пластинами (ламелями) проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой. Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. В противном случае замените якорь. При обнаружении на валу 2 якоря желтого налета от подшипника удалите его мелкой шкуркой, так как это может привести к заеданию шестерни на валу. Если на поверхностях цапф и шлицев вала имеются задиры, забоины, замените якорь. Проверьте надежность пайки выводов обмотки 3 якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря, диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. В противном случае якорь замените.

38. Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы, питаемой переменным током напряжением 220 В. Напряжение подводите к пластине коллектора и сердечнику якоря. Лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае замените якорь.

39. Удерживая обгонную муфту, проверните шестерню стартера в обе стороны: по часовой стрелке шестерня должна вращаться свободно, а против часовой стрелки вращаться не должна. В противном случае замените привод.

40. Установите привод стартера на вал привода, он должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала.

41. Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод. При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.

42. Осмотрите втулки, в которых вращаются валы, установленные в крышке стартера со стороны привода, крышке со стороны коллектора, опоре вала якоря и опоре вала привода. Если втулки изношены или на них имеются задиры, раковины и т.п., замените крышки или опоры с дефектными втулками.Также замените крышки и опоры с трещинами.

47. Проверьте омметром, замыкаются ли контактной пластиной контактные болты тягового реле. Для проверки соберите схему, показанную на фото, и вдвиньте якорь внутрь реле до упора. Если болты не замыкаются, замените или отремонтируйте реле.

48. Для ремонта реле отверните два винта 1 и отпаяйте выводы 2 обмоток реле, снимите крышку 3, зачистите головки болтов и контактную пластину наждачной шкуркой. Если головки болтов сильно подгорели, разверните болты на 180°. Соберите реле в обратном порядке

49. Собирайте стартер в обратной последовательности. Перед сборкой смажьте зубья шестерни привода моторным маслом, винтовые шлицы вала привода, зубья шестерни с внутренним зацеплением, планетарные шестерни и шлицы вала ротора – консистентной смазкой (ЦИАТИМ-201, 202, 203 или Литол-24).

50. Щеткодержатель нужно устанавливать в стартер отдельно от крышки со стороны коллектора, так как щетки выталкиваются из направляющих пружинами и без специального приспособления удержать их в исходном положении невозможно. Для предварительной сборки и установки щеткодержателя воспользуйтесь тонкостенной монтажной втулкой 1 с диаметром, равным диаметру коллектора или чуть больше его (около 30 мм).

51. Установите собранный щеткодержатель в корпус стартера до упора, выньте монтажную втулку и установите крышку со стороны коллектора.

Основные технические данные


Номинальное напряжение, В

12

Номинальная мощность (с батареей емкостью 75 А·ч), кВт

1,65

Режим холостого хода при напряжении 12 В:

потребляемый ток не более, А


частота вращения якоря не менее, мин -1

5000

Режим полного торможения:

потребляемый ток не более, А

520

тормозной момент, Н·м (кгс·м)

15,7(1,6)

напряжение на клеммах стартера не более, В

7

Напряжение включения реле при упоре шестерни привода в прокладку 15 мм, помещенную между шестерней и упором на валу

Не более, В


8

Устройство и работа

Устройство стартера показано на рис.67. Основные узлы стартера:

Корпус, в котором смонтированы катушки возбуждения с полюсами;

Крышка со стороны привода, в которой установлен рычаг привода;

Крышка со стороны коллектора, в которой крепится траверса со щеткодержателями;

Привод, состоящий из приводной шестерни и роликовой муфты свободного хода;

Якорь, состоящий из вала и напрессованных на него пакета же­леза и коллектора. Пакет состоит из набора пластин, имеющих по ок­ружности 29 полузакрытых пазов. В пазы пакета уложены секции обмот­ки, изготовленные из медной проволоки. Концы секций припаяны к плас­тинам коллектора в установленной последовательности. Вал якоря имеет эвольвентные шлицы, по которым перемещается привод стартера.

Якорь в стартере имеет три опоры: в крышках со стороны коллек­тора и привода и в промежуточном подшипнике;

Тяговое реле состоит из катушки, ярма, якоря, штока с кон­тактной пластиной и крышки с контактными болтами. Катушка имеет две обмотки, втягивающую (сериесную) и удерживающую (шунтовую).

Рис. 67. Стартер

1 - колпак; 2 - стопорная шайба; 3 - гайка; 4 - ось рычага; 5 - винты; 6 - выводной болт; 7 - гайка; 8 - вывод; 9 - крышка реле; 10 - тяговое реле; 11 - рычаг; 12 - винты; 13 - стяжная шпилька: 14 - гайка; 15 - винты; 16 - упорное кольцо; 17 - замковое кольцо; 18 - привод; 19 - крышка со стороны привода; 20 - кор­пус; 21 - якорь; 22 - крышка со стороны коллектора; 23 - траверса.

Стартер работает следующим образом: при повороте ключа включа­теля зажигания по направлению часовой стрелки в положение пуска (не­фиксированное положение), включается электрическая цепь дополнитель­ного реле РС-507Б, через контакты которого ток поступает от аккуму­ляторной батареи к тяговому реле. Якорь тягового реле под воздейс­твием электромагнитного поля двух обмоток втягивается. Движение че­рез шток и рычаг передается приводу стартера. Привод передвигается по шлицам вала якоря, и шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика двигателя. В конце хода якоря тягового реле контактная пластина замыкает главные контакты, включая стартер в цепь питания от аккумуляторной батареи, одновременно отключая втягивающую обмотку реле.

Якорь стартера начинает вращаться, прокручивая коленчатый вал двигателя. После запуска двигателя при отпускании ключа включателя зажигания, который при повороте под действием пружины отключает от цепи питания дополнительное реле РС-507Б, а вместе с ним и обмотки тягового реле.

Под действием возвратной пружины тягового реле якорь реле пере­мещается в исходное положение и посредством рычага выводит шестерню привода из зацепления с венцом маховика двигателя.

Правила эксплуатации

1. Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске дви­гателя не должна превышать 10 секунд.

2. В случае если двигатель после первой попытки не запускает­ся, следующую попытку пуска двигателя продолжить не ранее, чем через 15-20 секунд.

Техническое обслуживание

После обкатки автомобиля - произвести подтяжку крепления стар­тера и проводов.

При каждом втором техническом обслуживании (ТО-2):

Проверить затяжку и при необходимости подтянуть болты крепле­ния стартера к двигателю, очистить от грязи;

Проверить чистоту наконечников клемм стартера и аккумулятор­ной батареи и надежность их крепления.

При очередном ТО, через каждые 96-100 тыс.км пробега, дополни­тельно проделать:

Снять стартер;

Очистить от пыли, грязи и масла;

Разобрать стартер;

Проверить состояние коллектора, щеток, щеткодержателей и пе­редвижения щеток в щеткодержателях. Щетки должны двигаться свободно без заеданий.

Заменить щетки новыми в случае износа их до высоты менее 6 мм;

В случае загрязнения или незначительного обгорания коллектора следует зачистить мелкой шкуркой зернистостью 80 или 100.

При значительной шероховатости коллектора и выступании изоляции между пластинами коллектора следует его проточить на токарном станке и продуть сжатым воздухом;

Проверить состояние шестерни привода и венца маховика двига­теля.

При наличии выработки и забоин на зубьях шестерни и венца махо­вика необходимо заправить забоины поврежденных зубьев. При невозмож­ности устранения дефекта, привод и венец маховика следует заменить;

Проверить состояние контактов электромагнитного реле. Подго­ревшие контакты следует зачистить шкуркой или плоским бархатным на­пильником так, чтобы обеспечить соприкосновение по всей поверхности с контактным диском. Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеет большой износ, их следует повернуть на 180° .

Смазать смазкой ГОИ-54 по ГОСТ 3276-74 или ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-73 шлицы вала или направляющей втулки привода, кольцо поводко­вое и ось рычага. Подшипники и шейки вала якоря - индустриальным маслом И-50А ГОСТ 20799-75 или маслом моторным М8В1 ГОСТ 10541-78;

Собрать стартер и проверить техническое состояние.

Возможные неисправности и методы их устранения


Неисправности и ее признаки

Вероятная причина

Способ устранения

1. При включении стартера тяговое реле не срабатывает (отсутствие характерного щелчка).



б) ослабление крепления или окисление наконечников проводов аккумуляторной батареи;

Очистить, затянуть крепление наконечников проводов и смазать тех­ническим вазелином.

в) ослабление соединений выводов катушек реле;

Затянуть винты крепле­ния или пропаять выводы обмоток катушек.

г) обрыв обмоток катушки внутри ярма;

Заменить реле.

д) неисправность дополните­льного реле или электри­ческих цепей.

Устранить неисправность

2. При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика двигателя.

а) отсутствие надежного контакта в цепи питания стартера;

Восстановить надежность соединений с аккумуля­торной батареей.

б) разряжена или неисправна аккумуляторная батарея;

Зарядить или заменить батарею.

в) обрыв удерживающей обмо­тки тягового реле.

Заменить тяговое реле стартера.

3. При включе­нии стартера слышен скре­жет шестерни привода, ко­торая не входит в за­цепление с венцом махо­вика двига­теля.

а) Забоины на зубьях венца маховика;

Устранить забоины.

б) нарушение регулировки хода шестерни привода;

Отрегулировать.

в) установка стартера с перекосом.

Правильно установить стартер.

4. При включе­нии стартера тяговое реле срабатывает, но стартер не провора­чивает ко­ленчатый вал двига­теля или вращает его очень мед­ленно.

а) Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея;

Зарядить или заменить батарею.

б) отсутствие надежного контакта в цепи питания стартера;

Зачистить и восстано­вить надежность конта­кта всех клеммовых сое­динений.

в) задевание якоря стартера за полюсы;

Отремонтировать стартер в мастерской или заме­нить.

г) плохой контакт щеток с коллектором;

Зачистить загрязненный коллектор стеклянной шкуркой зернистостью 5 ... 12 и продуть сжатым воздухом. В случае большого подгорания или большой выработки проточить или зачистить коллектор стеклянной шкуркой. После проточки биение коллектора относительно крайних шеек вала якоря должно быть не более 0,05 мм по индикатору. Проверить динамометром усилие пружин на щетки.

д) короткое замыкание в об­мотках стартера.

Сдать стартер в мастер­скую для ремонта.

5. После пуска двигателя привод стар­тера выходит из зацепле­ния, а якорь продолжает вращаться.

Приварились контакты тя­гового реле.

Выключить зажигание, от­ключить аккумуляторную батарею. Повернуть контактные болты тяго­вого реле на 180°, а контактный диск - дру­гой стороной.

6. При включе­нии стартера привод не входит в за­цепление.

Пробуксовка роликовой муфты свободного хода.

Заменить привод.

7. После запуска двигателя якорь стар­тера закли­нило.

Разнос якоря стартера.

Снять стартер с двига­теля и отремонтировать его в мастерской с заменой якоря или заменить стартер.

Порядок разборки

Перед разборкой стартер очистить от грязи и проверить на стенде. Разбирать стартер (рис.67) в следующем порядке:

Отвернуть гайку 7 и отсоединить вывод 8 от выводного болта 6;

Отвернуть винт 5 крепления тягового реле к крышке со стороны привода и снять реле;

Отвернуть гайки 14 на стяжных шпильках 13;

Отвернуть два винта 15 и снять колпак 1;

Снять стопорную шайбу 2;

Снять крышку со стороны коллектора 22;

Вынуть щетки из щеткодержателей и снять траверсу 23;

Снять корпус 20;

Отвернуть гайку 3, крепящую ось рычага 4;

Вывернуть ось рычага и вынуть рычаг 11;

Вынуть якорь 21 с приводом в сборе из крышки со стороны при­вода 19;

Отодвинуть упорное кольцо 16, снять с вала замковое кольцо 17, а затем привод 18;

Для осмотра контактов тягового реле отвернуть два винта 13;

Отпаять два вывода и снять крышку реле 9.

Осмотр и контроль деталей

Корпус . С помощью прибора Э-236 или контрольной лампы проверить отсутствие короткого замыкания катушек возбуждения на корпус. Для этого необходимо контрольную лампу, включенную в цепь переменного тока 220 В, подсоединить к корпусу и выводу, расположенному на кор­пусе (рис.68). Если лампа при этом будет гореть, то значит поврежде­на изоляция катушек возбуждения.

Рис.68. Проверка катушек возбуж­дения стартера на короткое замы­кание с корпусом

В этом случае необходимо занумеровать полюса катушек, на специ­альном приспособлении отвернуть винты крепления полюсов (рис.69) и снять обмотки возбуждения. Поврежденные места изоляции отремонтиро­вать изоляционной лентой. После этого полюса и катушки поставить на место. Винты полюсов закернить.

Рис.69. Отвертывание винтов крепления полюсов стартера

Крышка со стороны коллектора. С помощью прибора Э-236 или конт­рольной лампы проверить отсутствие замыкания изолированных щеткодер­жателей на корпус (рис.70). В случае короткого замыкания следует за­менить изоляционную прокладку и втулку заклепок щеткодержателя.

Покачивание щеткодержателей не допускается. Щетки в щеткодержа­телях должны перемещаться свободно, без заеданий. Втулку крышки со стороны коллектора, в случае ее износа, заменить. Диаметр отверстия новой втулки после запрессовки и развертки должен быть 12,5 +0,035 мм с чистотой обработки Ra2,5. Щетки, изношенные до высоты 5 мм, следу­ет заменить.

Для проверки щеточных пружин необходимо крышку надеть на вал якоря. Установить щетки на место и проверить динамометром усилие пружин. Усилие должно быть в пределах 0,85-1,4 даН (0,85-1,4 кгс) в момент отрыва пружины от щетки. Концы щеточных пружин должны нажи­мать на середину щетки.

Крышка со стороны привода. В крышке со стороны привода следует проверить состояние втулки (подшипника); в случае необходимости в крышку установить новую втулку, диаметр отверстия которой после зап­рессовки должен быть в пределах 12,5 +0,035 мм с чистотой обработки Ra2,5.

Рис.70. Проверка изолированных щеткодержателей стартера на замыкание с корпусом

Рис.71. Проверка обмотки якоря стартера на короткое замыкание с магнитопроводом

Якорь. Проверить с помощью прибора Э-236 или контрольной лампы отсутствие замыкания обмотки якоря на пакет якоря. Для этого подсое­динить один конец к любому из ламелей якоря, а другой - к пакету же­леза якоря. Лампа при этом гореть не должна (рис.71).

Внимательно осмотреть якорь. Лобовая часть обмотки якоря должна быть по диаметру меньше пакета железа. Увеличенный диаметр лобовой части обмотки указывает на "разнос" обмотки. Такой якорь подлежит замене. Концы проводов обмоток должны быть надежно припаяны к петуш­кам коллектора.

Якорь проверить на приборе Э-236 на отсутствие межвитковых за­мыканий. В случае обнаружения замыкания якорь заменить.

Коллектор якоря должен быть чистым. В случае значительной шеро­ховатости коллектора или выступания изоляции его надо проточить на токарном станке. После проточки коллектор отшлифовать стеклянной шкуркой зернистостью 100 до чистоты Ra1,25.

Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм. Биение пакета железа якоря относительно цапф вала не должно превышать 0,25 мм. Одновременно проверить отсутствие прогиба вала, так как прогиб может оказаться причиной заедания привода на шлицевой части вала. Если на валу якоря, в том месте, где вращается шестерня стартера, имеется желтый налет от подшипника, то его удалить мелкой шкуркой. Наличие желтого налета часто приводит к заеданию шестерни на валу после пуска двигателя и "разносу" обмотки якоря.

Привод. Привод стартера осматривают снаружи и проверяют на от­сутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий, переме­щаться по шлицам вала. При сильном износе втулок (подшипников) при­вода их необходимо заменить. Диаметр отверстия новых втулок после запрессовки и развертки должен быть в пределах 14 +0,06 мм с чистотой поверхности отверстия Ra2,5.

При удержании якоря шестерня должна свободно вращаться по часо­вой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверка муфты свободного хода на пробуксовку про­изводится при испытании стартера на полное торможение на стенде.

Тягового реле. Исправность втягивающей и удерживающей обмоток необходимо проверить с помощью омметра или замерить сопротивление с помощью вольтметра и амперметра.

Сопротивление втягивающей обмотки должно быть 0,28±0,03 Ом, а удерживающей - 1,01±0,075 Ом. В случае неисправности обмоток тяговое реле заменить. Клеммовые болты надо зачистить, а при сильном их вы­горании повернуть на 180° вокруг своей оси. При сильном износе кон­тактного диска повернуть его неизношенной стороной к контактам.

Якорь тягового реле в корпусе должен перемещаться свободно,

После проверки и замены всех износившихся или поврежденных де­талей, стартер можно собирать.

Сборка

Сборка стартера производится в порядке, обратном разборке, но при этом необходимо учесть следующее:

Перед сборкой необходимо смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала моторным маслом;

Если пружинное кольцо якоря имеет деформацию, его надо заме­нить новым или выправить;

Упорная шайба 13 надевается на вал якоря со стороны привода;

На вал со стороны коллектора устанавливаются регулировочные шайбы;

При окончании затяжки стяжных винтов необходимо совместить штифты и пазы на крышках и корпусе;

Проверить величину осевого люфта якоря, который должен быть примерно 1 мм.

После сборки проверить работу стартера на стенде. При включении стартера привод должен перемещаться на шлицевой части вала без зае­даний и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. При повороте шестерни от руки по часовой стрелке якорь не должен трогаться с места; при обратном вращении шестерня должна вра­щаться вместе с валом.

При необходимости произвести проверку и регулировку стартера.

Установка шестерни в выключенном положении должна быть не более 21,5 мм (размер А, рис.72) от привалочной плоскости фланца стартера.

Рис.72. Замер положения шестерни привода в выключенном состоянии: размер А - не более 21,5 мм.

Рис.73. Схема проверки регули­ровки выключателя стартера

Проверить полный вылет шестерни при включенном тяговом реле. Для этого включить тяговое реле, как показано на рис.73. Расстояние между торцом шестерни и упором должно быть 1,5±1 мм (рис.74). Этот зазор регулируется поворотом эксцентричной оси 11 (рис.67) рычага привода. После регулировки затянуть гайку оси, придерживая ось от поворота.

Рис.74. Замер зазора от торца шестерни до чашки упорного кольца при полностью втянутом якоре тяго­вого реле

Рис.75. Схема включения при испытании стартера

1 - рычаг; 2 - динамометр; 3 -статор; 4 - тяговое реле старте­ра; 5 - выключатель; 6 - вольтметр; 7 - указатель тока; 8 -шунт указателя тока; 9 - аккуму­ляторная батарея.

Контрольная проверка

Исправность стартера, правильность его сборки и регулировки оп­ределяется:

1. Проверкой регулировки стартера.

2. Проверкой стартера на холостом ходу.

3. Проверкой стартера при полном торможении.

Для проверки стартера необходимо: низковольтовый агрегат (или хорошо заряженная батарея), вольтметр постоянного тока со шкалой от 0 до 30 В, указатель постоянного тока с шунтом до 1000 А, тахометр со шкалой до 10000 мин -1 и динамометр.

Схема включения стартера показана на рис.75. Если нет специаль­ного контрольно - испытательного стенда модели 532М, то зажимают стартер в тисках и соединяют с батареей (зажим стартера соединяют через указатель тока с плюсовым, а корпус стартера с минусовым выво­дом батареи). Для соединения стартера с батареей применяют провода сечением не менее 25-35 мм 2 . Силу тока и число оборотов якоря при испытании на холостом ходу измеряют не более, чем через 30 с после включения стартера.

Стартер считается выдержавшим испытание, если при напряжении 12 В он потребляет ток не более 75 А и развивает не менее 5000 мин -1 .

При тугом вращении якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки стартера или задеванием якоря за полюса или замыканием между витками, стартер потребляет ток большой силы, а обороты развиваются меньше указанных. Малая сила потребляе­мого тока и пониженное число оборотов при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствует о плохом контакте в соединениях проводов или пониженном натяжении пружин щеток.

Для проверки стартера при полном торможении на шестерне привода закрепляют рычаг, соединенный с динамометром. Лучше использовать гидравлический динамометр. Тормозной момент М стартера определяется произведением длины L рычага в метрах на показания динамометра (ве­сов) Р в килограммах:

Во избежание перегрева стартера испытание производится в тече­ние короткого времени. Если при заторможенной шестерне якорь враща­ется, то привод следует сменить.

Примечание. При проведении этой проверки следует соблюдать ос­торожность, так как в момент включения стартера произойдет сильный рывок рычага, укрепленного на шестерне.

Исправный стартер при питании от полностью заряженной батареи потребляет ток не более 520 А при напряжении не менее 8 В и развива­ет момент, равный примерно 15,7 Н·м (1,6 кгс·м). Если потребляемый ток выше 520 А, а тормозной момент ниже 15,7 Н·м (1,6 кгс·м), то это указывает на неисправность обмотки якоря или обмотки возбуждения. Если величина тормозного момента и сила потребляемого тока ниже нор­мальной, то это, при нормальном напряжении на зажимах стартера ука­зывает на плохие контакты внутри стартера или на слабое натяжение пружин щеток. Пониженное напряжение на зажимах стартера (менее 8,0 В) указывает на плохие контакты в проводах или на неисправность ба­тареи.

Потребуются: ключи накидные 13 на 15.

1. Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Снять воздушный фильтр.

9. Установить стартер в порядке, обратном снятии.

Ремонт стартера

Перед разборкой стартера убедитесь в его неисправности путем следующих простых проверок.

3. Соединить проводами для «прикуривания» клемму «минус» снятой с автомобиля аккумуляторной батареи с корпусом стартера. Второй провод подсоединить одним концом к клемме «плюс» аккумуляторной батареи, а вторым - к выводу управляющего провода тягового реле. Если тяговое реле исправно, то раздастся щелчок и выдвинется муфта привода. В противном случае тяговое реле подлежит замене.

4. Отсоединить провод от управляющего вывода тягового реле и подсоединить к нижнему контактному болту тягового реле. Якорь стартера должен начать вращаться с частотой более 5000 мин -1 . В противном случае произвести ремонт стартера.

Потребуются: ключи на 8, на 10, на 13, отвертка с плоским лезвием, пассатижи с узкими губками, молоток, тестер, штангенциркуль.

1. Снять стартер с автомобиля.

12. ...и дистанционные шайбы.

19. Аналогично извлеч щетки положительной полярности.

Если их высота составляет менее 4 мм, замените щетки комплектом (4 шт).

22. Вынуть из корпуса стартера ротор с магнитами и передней крышкой.

23. Снять упорное кольцо магнитов со стороны коллектора.

40. Проверить состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы, питаемой напряжением 12 В. Напряжение подводите к пластине коллектора и сердечнику якоря - лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае заменить якорь.

41. Проверить, легко ли перемещается якорь тягового реле стартера, замыкаются ли контактные болты контактной пластиной (с помощью тестера).

42. Проверить привод. Зубья шестерни привода не должны иметь значительного износа. Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении. Если зубья шестерни изношены или повреждены либо шестерня проворачивается в обоих направлениях, заменить привод. На рычаге привода стартера не должно быть трещин.

43. Собрать стартер в последовательности, обратной разборке, с учетом следующих особенностей:

– смазать шлицевую поверхность вала якоря кремнийсодержащей смазкой General Electric CG321 или аналогичной;

– смазать моторным маслом подшипники (втулки) в крышках стартера;

– для установки ограничительного кольца воспользуйтесь пассатижами;

– перед установкой тягового реле нанести на его поверхность, контактирующую с крышкой стартера со стороны привода, тонкий слой силиконового герметика.

44. После сборки стартера включить тяговое реле (см. п. 3) и измерьте зазор между торцом шестерни и упорным кольцом, он должен быть 3–5 мм.

45. Если зазор не входит в указанный интервал значений, отрегулировать его поворотом оси рычага, тело которого выполнено в виде эксцентрика. Для этого ослабить контргайку, повернуть ось и затяните контргайку. После окончательной сборки рекомендуется проверить стартер на СТО на стенде мод. 532М.