Союзы, их функции. Разряды союзов. Союзы и их синтаксические функции. Классификация союзов по значению и строению Какую функцию выполняет выделенный союз и
Тема урока: «Союз как часть речи. Функции союза в речи» 7 класс.
СЛАЙД 1
Цели урока:
Образовательная: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;
Развивающая: продолжить развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Задачи урока:
Предметные:
- уметь определять роль союзов в речи.
Метапредметные:
- умеют анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока.
Личностные:
- осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний;
- наблюдать, анализировать, делать выводы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).
Формы работы
: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат
: обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.
Ход урока
:
1. Орг. момент
. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
Настроение у нас отличное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.
2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.
Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.
А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски.
Индивидуальная работа.
1 ученик работает у доски : записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:
Благодаря поддержк… родителей
(В)следстви… (не)большой размолвки с братом
Достать подарок из(под) ёлки
(В) течени… семейного ужина
(Не)смотря на разные взгляды
Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.
СЛАЙД 2
Используется прием «Кубик Блума»
Назови производные предлоги
Придумай предложение с однородными членами
Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над
Предложи слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков
Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает
Проверяется выполнение работы у доски.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?
СЛАЙД 3
(Семья).
Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).
Учитель:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Семья – это крепкий союз. СЛАЙД 4
Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах
Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова. СЛАЙД 5 (узел, вязать, связанный).
Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А давайте подумаем, какое значение у приставки со- в словах
сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор СЛАЙД 6
3. Усвоение и закрепление новых знаний.
Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:
Задача наша – соединять
В надёжные, крепкие узы.
Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!
Нас называют - ….. (союзы). СЛАЙД 7
И НАША ЗАДАЧА СЕГОДНЯ НА УРОКЕ (выслушать детей) – расширить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.
СЛАЙД 8
Учитель : с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).
СЛАЙД 9
Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Давайте выявим основные функции союзов.
СЛАЙД 10
Запись предложений с последующим разбором, выбором схем. СЛАЙД 11
1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.
[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ]. СЛАЙД 12
2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.
[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].
Какие слова внесены в схемы? (Союзы) .
Что соединяют союзы в данных предложениях?
(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).
Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи.
СЛАЙД 13
(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).
Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.
Из поэмы пушкина Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский лик его прекрасен.
Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?
Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»
Задание определить детям.
(Союз соединяет предложения в единый текст).
СЛАЙД
Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:
связь
однородных членов предложения,
частей сложного предложения,
предложений в единый текст.
14 возврат на 13 слайд
Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).
Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка,
Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,
Слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,
Слово И – было и остается исключительно частотным словом.
Как вы думаете, почему?
(Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)
Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.
Слайд 13 вместо 17
(Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).
Обратите внимание на многократный повтор союза И.
Такие повторы являются особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием.
СЛАЙД 16
Многосою́зие ( полисиндетон) Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
СЛАЙД 17
Физкультминутка. Сидя за столами лопатки выгнуться ровно как сохранить здоровье моргать сильно…
Попрошу всех встать: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).
Фонетика изучает написание букв.
Дополнение – отвечает на вопросы падежей
Краткое прилагательное всегда бывает определением.
Союз – служебная часть речи.
Предлоги соединяют однородные члены предложения.
Наречие отвечает на вопрос как?
СЛАЙД 18
Работа с текстом (раздаточный материал). Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов.
(Проверка «по цепочке»).
Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. И я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.
По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру « Собери пословицу ».
СЛАЙД 19.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»
Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра коли в семье вражда.
Семья без детей, что цветок без запаха. 4. В гостях хорошо, а дома лучше
Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 5.В своем доме и стены помогают.
6.Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Человек без друзей, что дерево без корней.
Подведение итогов урока. СЛАЙД 20
Используется прием «ФИШБОУН» Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова – проблема урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Рефлексия.
А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:
Для меня сегодняшний урок…
Выставление оценок за урок.
СЛАЙД 21
Домашнее задание : Составить предложения на тему: «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью - продолжите предложения:
Цени и береги своих близких, потому что…
Когда у тебя плохое настроение, ….
Никогда не груби своим родным, так как….
Если ты нечаянно обидел кого-то, ….
Чтобы мама меньше уставала, ….
Задание повышенной трудности: написать сочинение эссе на тему: « Традиции моей семьи»
СЛАЙД 22
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что умеете дружно трудиться,
Вам знания точно должны пригодиться!
СПАСИБО ЗА УРОК!
Союзы оформляют два типа синтаксических связей - сочинительный и подчинительный, в зависимости от чего делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы поєднуть между собой однородные члены предложения или части сложносочиненного предложения. По характеру выражения смысловых отношений между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения союзы сурядності делятся на соединительные, противительные и разделительные.
1. Связующие /, и, да (в значении и), ни... ни, ни... ни: Песнями щедро перемытая, ушла в воспоминание снігоожать, и перестоялося лето, и тени усталостью лежат (Л. Талалай); Шануймося, друзья, на длинном возраста и щедрыми будем мы всегда в любви, пусть дети улыбаются нам в сповитку, летая в снах на рассвете (Г. Ткач).
2. Противительные а, но, да (в значении но), однако, зато, однако: Любовь к народу - это служение народу, а не идея служения (А. Довженко); "Ложью, - говорят люди, - мир пройдешь, да назад не вернешься" (Г. Квитка-Основьяненко).
3. Разделительные или, или, или... или, ли... , то ... то, хоть... хотя, не то... не то, то ли ... то: Вот стелющиеся ветвистые, как скатерть зеленые левады. Кое-где по желто-зеленой скатерти разбросаны темно-зеленые кусты ивняка, то кругленькие, как будто м ячики, то островерхие, будто топольку (И. Нечуй-Левицкий); Мой сыночек разбойник: то ли кот, то ли собака - он ничего не боится - лезет драться (О. Олесь).
Подчинительные союзы соединяют подрядной части складнопідрядного предложения с главной, а значению они делятся на:
а) з"ясувальні (что, чтобы, ли, как, словно, будто, как будто): Разве не видите, что небо голубеет, солнце по утрам улыбается ніжніш, что вся земля в каком-то ожидании дивнім млеет и легче дышит, и смотрит ярче (А. Олесь); Наваживсь Вовку Льва попросить, чтобы старшиной до овец наставили его служить... (Л. Глебов);
б) временные (как, после того как, как только, только...как, еле, скоро, когда, пока, пока): Как шла домой в ржаном венке, радостно все поздравляли девушку стройную (П. Воронько); Когда созревают черника - начинай косить рожь (Род. творческим.);
в) цели (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы): Больших саможертовних усилия должна прилагать творческая интеллигенция, чтобы поднять самосознание наших современников, пробудить глубинную жизнь души, национальное достоинство и честь (А. Гончар);
г) причинові (потому что, оттого что, оттого что, затем что): Пока мне Бог сил даст и пока буду жить буду делать... Наша судьба работать, потому что и отдых наш потом без конца (А. Кобылянская);
г) условные (если, если, когда, как, чтобы, если бы): Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас найдет (Кол. Ушинский);
д) допустові (хотя, даром что, несмотря на то что): Хотя стояла только первая половина мая, солнце пекло немилосердно, по-летнему (В. Малик);
е) сравнительные (словно, словно, словно, словно, словно, будто, как будто, будто, якобы, как, что): Душа моя раскрыта для любви, как нива для сладкого зерна... (Т. Севернюк).
В функции союзов могут употребляться полнозначные слова, которые называются соединительными словами: кто, что, чей, который, где, куда, откуда. В отличие от союзов, которые не выступают членами предложения, соединительные слова выполняют роль главных или второстепенных членов подчиненной части сложного предложения. Например: / тем, сгинули в заре весенних лет, крестов поставить в свое время мы не сумели. Одна вечерняя приветствует их могилы, одна вечерняя вита их завещание (Г. Філянський); / сама она зсутилилась, чего никогда не было с ней раньше (А. Гончар). В первом предложении выделенное союзное слово выступает подлежащим, а во втором - приложением.
Прежде чем начать изучать тему «Сочинительные союзы», рассмотрим, в какой раздел русского языка они включены. В русском языке есть служебные части речи, где и изучаются частицы, предлоги, союзы и связки. Они не имеют номинативной функции, т.е. не называют предметы, признаки, явления, а помогают выражать отношения между ними. В предложении они не являются членами и используются, как формальное грамматическое средство языка. У них отсутствует ударение, они неизменяемы и морфологически неделимы.
Союзы
Союзы соединяют однородные члены простых предложений и части сложного предложения. Они бывают сочинительные и подчинительные.
Однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения могут связывать сочинительные союзы.
Союзы и их группы
По значению эти союзы делятся на следующие группы:
1. Соединительные: и, да (и), ни…ни, и…и. Например: Пиши и читай на русском языке. Весь день лил дождь, и ветер продолжал свистеть за окном. А он все слушает, да мотает себе на ус. Ни ветер, ни буря, ни гром не могли удержать его от поездки. И первое, и второе, и третье подавалось на стол без задержки.
2. Противительные: а, но, да (но), зато, однако, же. Например: Отец рассказывал, а вся семья внимательно слушала. Сегодня пасмурно, но тепло. Маленький, да удаленький. Трудно там было, зато очень интересно. Офицер приблизился к зданию, однако не торопился зайти в подъезд.
3. Разделительные: или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то. Например: То ли солнце, то ли снег, то ли любишь, то ли нет. Быть или не быть? Мокрые собаки бродили возле или сидели в ожидании еды. Либо надо было идти вперед, либо остаться и ждать. Резкие порывы ветра то срывали листья с деревьев, то пригибали ветки к земле.
4. Сопоставительные: как…так и; не только…но (и). Например: Гости как неожиданно приехали, так и внезапно и уехали. Они побывали не только в Москве, но и в Киеве.
5. Присоединительные: да и, также, тоже. Например: Мы учимся, взрослые учатся тоже. Он рассмеялся, нам также стало весело. Нас похвалили за труд, да и за детей тоже
Сочинительные союзы. ВидыРазличаются:
Одиночные: но...
Повторяющиеся: и…и, или…или, либо…либо, ни…ни...
Двойные: как…так и, не только…, но и...
Правописание сочинительных союзов. Знаки препинания
Запятая ставится перед союзом и , когда он связывает части сложного предложения.
Перед союзом и запятая не ставится, если он соединяет два члена предложения.
При повторении союза и запятая ставится после каждого соединяемого им члена предложения.
Перед противительными союзами а, но, да (но ) всегда ставится запятая: Небо было пасмурно, но дождя уже не было. Мы направились к коменданту, а сын пошел в комнату. Мал золотник, да дорог.
Слитно пишутся союзы: тоже, также, зато . Чтобы убедиться, что тоже, также, зато союзы, нужно вместо тоже, также подставить союз и , а вместо зато - союз но . Если такая подставка возможна, то это союзы и писать их нужно слитно.
Сочинительные союзы: примеры1. Я тоже писал, но и в то же (местоимение то и частица же ) время слушал внимательно.
2. Поэт также хорошо пел. Они все так же (наречие так и частица же ) каждый день ждут писем от детей.
3. Спрячься за то (предлог за и указательное местоимение то ) дерево. Много поработали, зато все закончили.
Заключение
Предложения с сочинительными союзами очень широко используются в научной, разговорной, официальной лексике русского языка. Они делают нашу речь богатой и интересной.
40. Союзы и их синтаксические функции. Классификация союзов по значению и строению.
Практика с Петрушиной:
Союз - служебная часть речи, выполняет функцию связи между предложениями в составе текста, словами и частями сложного предложения.
По происхождению делятся на производные и непроизводные. По морфологическому составу на составные и простые. По синтасическим функциям: Сочинительные (соединительные, сопоставительные, противительные, разделительные, присоединительные, градационные и пояснительные) и подчинительные (временные, причинные, целевые, следствия, условия,уступительные, сраынительные, изъяснительные). По употреблению: Одиночные, повторяющиеся и двойные. Подробнее - ниже в Валгиной.
По Валгиной:
Служебные слова, служащие для связи однородных членов простого предложения и частей сложного предложения - сложносочиненного и сложноподчиненного.
По морфологическому составу союзы распадаются на простые и составные.
Простые союзы (непроизводные и, а, но и др. и производные когда, если и др.) морфологически неделимы и несоотносимы в современном русском языке со знаменательными частями речи.
Составные союзы, например: в то время как, потому что, так как и др., соотносительные с существительными, местоимениями и наречиями, расчленяются на отдельные компоненты.
По синтаксическим функциям союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на соединительные: и, да (в значении и); и...и, ни...ни; сопоставительные: не только...но и, как...так и; противительные: а, но, да (в значении но), однако, же, зато; разделительные: или, или...или, либо, либо...либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли; присоединительные: да и, также, тоже.
Подчинительные союзы обычно соединяют части сложноподчиненных предложений, хотя иногда, сравнительно редко, могут использоваться и в простом предложении для связи членов предложения. Например: Он известен как хороший бригадир.
Некоторые подчинительные союзы могут распадаться на две части, например, потому что, с тех пор как и др.: одна часть образует соотносительное слово в главной части предложения, другая - союз в придаточной.
Подчинительные союзы делятся на временные (когда, едва, лишь, пока, покамест, покуда, лишь только, с тех пор как), причинные (так как, потому что, оттого что, встледствие того что), целевые (чтобы, для того чтобы), следствия (так что), условия (если, ежели, коли), уступительные (хотя, пускай, несмотря на то что), сравнительные (как, будто, как будто, словно), изъяснительный (что).
Различие между сочинительными и подчинительными союзами как в отношении морфологическом, так и в отношении синтаксическом не является устойчивым. Так, союз хотя (хоть) может соединять однородные члены и части сложноподчиненного предложения: Он стрелял быстро, хотяне точно (Купр.); Хоть видит око, да зуб неймет (Кр.).
В функции союзов могут использоваться местоимения и местоименные наречия, которые в таком случае называются союзными, или относительными, словами. Выполняя роль союзов, т.е. служа средством связи, союзные слова в отличие от союзов, являются членами придаточной части предложения. Пр. Что посеешь, то и пожнешь. (что - отночительное слово, дополнение). Я глуп, что осердился. (что - союз).
По употреблению союзы представляют собой три разновидности:
1) одиночные, употребляющиеся один раз. Из сочинительных союзов типичным в этом отношении является союз но (подчинительные союзы обычно одиночны) Пр. Ученый малый, но педант.
2) повторяющиеся: и...и, или...или, то...то, либо...либо, ни...ни,и др. .
3) двойные, компоненты которых взаимно связаны по употреблению. Двойными могут быть сочинительные союзы (как...так и, не только...но и): и союзы подчинительные (если...то; так как...то, лишь только...как и др.). Например: И есликто виноват, тоя один (Л. Т.).
Разбор союза:
1. Сочинительный / подчинительный
2. Классификация в зависимости от 1п.
3. Простой / составной
4. Одиночный / повторяющийся / двойной
5. Производный, если да, то от чего / непроизводный
6. функция в предложении
" |