Ребенок 1 3 развитие. Навыки и развитие ребенка в год и три месяца. Развитие речи ребенка

Возраст 1 год и 3 месяца – один из самых волнительных в жизни вашего малыша. Чадо становится более любопытным, интересуется окружающим миром, ему требуется много внимания и заботы. Родители отмечают, что каждый день становится сюрпризом: сегодня ребенок выучил новый жест, завтра уже начал ходить, а в следующую минуту схватил конфету со стола. В это время нужно контролировать режим и постоянно наблюдать, так как возраст является сложным и небезопасным: мыслит ребенок еще недостаточно хорошо, зато уже пытается засунуть ручки в самые неожиданные места, спрыгнуть, залезть, схватить и поиграть.

Внешне ребенок поменялся не очень сильно, а вот внутри у него произошли колоссальные перемены. Малыш теперь не готов сидеть на месте – он активно интересуется всем новым, хватает любые интересные для него вещи

Нормы физического развития детей

Всемирная ассоциация здравоохранения разработала универсальные показатели роста и веса. Они свидетельствуют о здоровье и полноценном развитии малыша в возрасте 1 года и 3 месяцев.

Мальчики:

  • рост – 76-82 см;
  • вес – 9-11,5 кг;
  • окружность головы – 45-48 см.
  • рост – 74-80 см;
  • вес – 9,5-11 кг;
  • окружность головы – 44-47 см.

В этом возрасте малыш уже становится самостоятельным. Он предпочитает делать традиционные дела без участия взрослых.

Распорядок дня

В 1 год и 3 месяца режим дня ребенка остается неизменным: если ваш кроха предпочитает спать два раза днем, ничего плохого в этом нет. Правда, многие малыши уже переходят на один дневной отдых, меняется и режим сна. Сон в этом возрасте должен составлять не менее 13 часов, ночью чадо отдыхает 11 часов, остальное время – днем.

По мнению доктора Комаровского, питание должно осуществляться по прежней схеме: 4-5 приемов пищи. Перерыв между кормлениями теперь составляет от 3 до 4 часов – так малышу наиболее комфортно и удобно.

Особенности питания малыша

Год и три месяца – время, когда питание все больше становится похожим на взрослый рацион, но нельзя забывать, что к столу следует подавать каши, фруктовые пюре, соки, кисломолочные продукты. Важно аккуратно кормить малыша и внимательно следить за реакцией организма, если вы вводите новый продукт: это питание может вызвать бурную аллергическую реакцию, так что либо откажитесь от экспериментов, либо включайте в рацион небольшое количество новинок. Какие блюда приготовить? Рецепты, по которым можно приготовить блюда, достаточно просты, главное – придерживаться меры. Распорядок питания родители выбирают самостоятельно с учетом режима дня.

Основные нюансы

Каждый день малыш должен получать питательные вещества, минералы и витамины, в его рацион обязательно включают мясные и молочные продукты, фрукты, овощи, крупы, мучные изделия. Не реже двух раз в неделю дают рыбу, три раза – творог, сметану, яйца. В сутки ребенок должен съедать около 80-100 грамм мяса, до 100 грамм – рыбы. Особое внимание уделяется напиткам: родители следят, чтобы кроха получал достаточное количество соков, чаев, морсов, компотов из свежих или сушеных фруктов.



Овощи в рационе ребенка этого возраста занимают очень важное место – именно они обеспечивают кроху основной массой витаминов и минералов

Кроме традиционного трехразового питания, обязателен полдник и небольшой перекус после ужина. В это время можно дать стакан кефира, кушать несколько печений или банан – важно, чтобы желудок не был перегружен. Для грудничка в меню не будет лишним и материнское молоко. Напитки следует давать в любое время, в особенности летом, когда кроху мучает жажда.

Меню ребенка

Меню может состоять из следующих блюд:

Прием пищи 1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак
  • Молочная гречневая кашка
  • Бутерброд со сливочным маслом
  • Свекольная икра с яблоком
  • Паровой омлет
  • Чай с молоком
  • Бутерброд с маслом
  • Молочная каша с тыквой и пшеном
  • Бутерброд с сыром и маслом
Обед
  • Рисовый супчик с протертыми овощами
  • Рыбные биточки с морепродуктами
  • Картофельное пюре
  • Фруктовый компот
  • Молочный суп с картошкой и морковью (рекомендуем прочитать: )
  • Паровые котлетки из индейки
  • Овощной гарнир
  • Сок фруктовый
  • Бульон с добавлением яичных хлопьев
  • Ленивые голубцы с говядиной
  • Кисель с отваром шиповника
Полдник
  • Печенье
  • Фрукты
  • Йогурт
  • Печенье
  • Фруктовое пюре
  • Кефир
  • Блинчики с яблоком
  • Кефир
Ужин
  • Творог с томатами
  • Картофельные зразы
  • Молоко
  • Отварная тыква с яблоками
  • Рис с морковным пюре
  • Гречневый десерт с тыквой
  • Фруктовое пюре
  • Чай с молоком


Чтобы кроха охотнее ел блюда, можно придумывать на их основе нехитрые композиции. Всего лишь пара потраченных минут значительно повысят аппетит малыша и его интерес к пище

Развитие и навыки ребенка

В возрасте года и трех месяцев ребенок становится очень эмоциональным, он уже рад новым игрушкам, появлению родителей, способен копировать мимику и взрослое поведение. Рад он приходу других малышей, способен быстро вовлекаться в игры, заражаться эмоциями – так, если кто-то рядом заплачет, он может поступить аналогичным образом.

Эмоции в это время динамичны, они быстро сменяют друг друга. Если минуту назад кроха веселился и задорно смеялся, сейчас радость может смениться слезами. С другой стороны, отвлечь его тоже достаточно просто, процесс успокоения займет мало времени (рекомендуем прочитать: ).

Ребенок старается привлечь внимание взрослых, для этого он постоянно заигрывает и заглядывает вам в глаза, иногда просто капризничает. Во взгляде уже можно прочитать удивление, радость, интерес и другие эмоции.

Привязанность к маме очень сильна, ее чадо не отпускает ни на шаг, а вот оставаться с близкими людьми не боится, хотя к незнакомцам относится с явным опасением. В это время оставлять его нельзя – он отчаянно нуждается в родительской ласке, заботе и тепле.

Двигательные навыки

Чаще всего в 1 год и 3 месяца крохи уже умеют свободно ходить и даже бегать. Препятствия они преодолевают с легкостью, совершают повороты, наклоны, способны осознанно играть, не теряя равновесие. Направление движения малыш не забывает – отвлекшись на упавшую игрушку, он ее поднимет, а после продолжит движение. Любознательность становится главной чертой характера, поэтому он залезает на диваны, стулья и кресла, чтобы увидеть новые и интересные ему предметы.

Способен он и поднимать ручки вверх, отводить их в стороны по просьбе взрослых – это требуется, когда вы хотите его поднять. Не станет препятствием и преодоление нескольких ступенек вверх по лестнице.



В год и три месяца ребенок отлично ходит и бегает – родители порой просто не успевают за крохой. Тем не менее, координация движений пока не очень хороша – имеет смысл все время держать малыша в поле своего зрения

Развитие речи

В 1 год и 3 месяца ребенок еще не умеет хорошо говорить, но должен понимать слова взрослых, которые ему говорят. Объем известных предметов постоянно увеличивается, причем названия схватываются на лету, даже не обязательно обучать новым словам – многие вещи он запоминает самостоятельно. В это время он может выполнить некоторые легкие инструкции – отнести игрушки, положить их в шкаф или сесть на стульчик.

Ребенок уже знает все имена своих игрушек, родственников и близких людей, с которыми приходится постоянно общаться. Он говорит на своем упрощенном языке, может произносить до 20 слов, хотя родители только учатся его понимать.

Бытовые навыки

Возраст 1 год и 3 месяца – время, когда беспомощный кроха превращается в настоящего помощника, способного выполнять разные поручения, участвовать в бытовых хлопотах. В 15 месяцев появляется способность проситься на горшок (рекомендуем прочитать: ) – самое время начинать обучение. Чадо в это время:

  • просит учить его новым занятиям, показать, как что-то делать самому;
  • он уже умеет держать ложку в кулачке, сам пьет из кружки (рекомендуем прочитать: );
  • предпринимает попытки самостоятельно кушать, правда, это еще плохо получается;
  • зато хорошо может умываться и мыть ручки, делает это с большим удовольствием.


Умение кушать самостоятельно осваивается постепенно, но в этом возрасте малыш уже способен на более осмысленные логические действия, которые в итоге дадут желаемый результат

Развивающие занятия для малыша

Развить бытовые навыки детей помогут игры. Занять ребенка можно чем-то очень интересным и приятным – например, попросите его покормить куклу, покачать ее кроватку, принести маме ложку, разложить салфетку на столе. Кроха должен помогать родителям, ведь это доставляет ему невероятное удовольствие, позволяет организовать досуг, играть с пользой, развивать навыки поведения.

Стоит занять малыша ролевыми играми, когда формируются модели поведения.

Полезные упражнения, улучшающие развитие:

  1. Делайте несложную гимнастику, чтобы чадо повторяло упражнения, с радостью выполняло их под веселую музыку. Например, песни Железновых. Стоит выучить пару песен, повторяя их неделю, а потом добавлять новые композиции.
  2. Попробуйте снимать и надевать кольца на палочку – это важный и нужный навык, который улучшит развитие сноровки, точности движений. Достаточно 5 минут упражнений в день.
  3. Поиски пары – развивающие занятия, просто разложите варежки, перчатки и носки, попросив найти похожий предмет.
  4. Перекатывайте мяч – сначала с маленького расстояния, потом увеличьте его.
  5. Поместите на полу игрушки и другие препятствия, чтобы чадо сумело пройти всю полосу, перешагивая через предметы или обходя их. Можно взять с собой машинку, толкать ее или тянуть за веревочку.

Ребенок начала 2-го года жизни во многом сохраняет черты младенчества. Он по-прежнему нуждается в помощи взрослого, его внимании, заботе и умном руководстве. У него продолжается интенсивное «созревание» коры головного мозга, идет формирование центральной нервной системы. Этим и объясняются возрастные особенности поведения: у малютки отсутствуют волевые действия – эмоции ведут его «за собой», малыш «живет» ими.

Поведение крохи ситуативно; откликаясь на многообразие окружающего мира, он демонстрирует ориентировочно-исследовательское отношение ко всему, что вызывает его любопытство . Его интересует и падающая со стола чашка, разбивающаяся на мелкие кусочки, и шагающая по двору ворона, и лужа, сверкающая на солнце, и дворник, машущий метлой, и многое другое. Никогда в будущем человек не будет смотреть на мир так заворожено, доверчиво, бескорыстно, как дитя начала второго года жизни. В этом уникальность и романтика начала второго года жизни малютки: ребенок входит в новый мир неизвестных ему отношений, приобретает навыки и умения, которые останутся значимыми на всю жизнь - ходьба, речь и мышление .

Учимся ходить

Взрослые глубоко ошибаются, думая, что овладение ходьбой - вертикальным перемещением в пространстве - очень легкое достижение, которое приходит к малышу «само собой!» Ребенок упорным «трудом» завоевывает этот навык. Поэтому хорошо, если мама и папа сумеют создать малышу максимальный комфорт для передвижений по дому.

Центральную часть комнаты, по возможности лучше освободить. Ребенок должен хорошо видеть пути передвижения. Хорошо просматриваемое им пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность. Малыш повторяет и повторяет удавшееся ему действие, как бы «тренируется». При этом он не избегает наиболее трудных «участков пути», если это происходит вне дома. Малыш не выбирает более ровное пространство, его притягивают и впадинки, и бугорки, и горочки, и пенечки. Он часто падает, но поднявшись самостоятельно или с помощью взрослых, все начинает сначала.

Таким образом формируется множественность «степеней свободы» движений ребенка в пространстве, координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия . И так во всем: дитя «завоевывает» окружающий мир, «учится» быть человеком. Например, разве ему легко управляться с ложкой? Почему ребенку в 1год З месяца так трудно поднести ее ко рту? Потому что еще не сложилась достаточная координация руки, а мелкая моторика пальцев и вовсе отсутствует. У крохи все еще впереди.

Рефлекс… любопытства

В начале 2-го года малыш часто сталкивается с новизной окружающего мира, попадая в трудные, порой травмоопасные, ситуации: увидев щель, обязательно засунет в нее палец (это может быть не только дверь, шкаф, но и консервная банка, пузырек), при виде блестящего утюга, тянется к нему, не зная, что можно обжечься, или стаскивает на пол скатерть с посудой, попадая в итоге себе на голову. Познавательная активность малыша столь велика, что даже болевые ощущения, получаемые на первых «уроках», не вызывают страха, а становятся уроками мужества и упорства.

Любопытство ребенка базируется на врожденном ориентировочном рефлексе (реакции на новизну), который дан людям самой природой . Взрослые должны учитывать эту особенность малыша: с одной стороны мир манит ребенка своей неизвестностью, с другой - учит осторожности. Да, таков этот период детства. Конечно, поведение крохи строится на рефлекторном подкреплении: дитя не может быть другим, в нем говорит природа его возраста. Родители должны знать, что в начале второго года малыша нельзя лишать радости освоения пространства и накопления сенсорного (чувственного) опыта, как бы ни было трудно управляться с непоседой .

Общение со взрослыми и их «деловые» контакты в играх с предметами и игрушками являются необходимым условием психического и физического развития малютки. Замечено, что дитя особенно привязывается и выделяет того взрослого, который наиболее часто входит с ним в «деловые», игровые контакты. Конечно, продолжается социализация малыша, то есть, вхождение в общество людей, усвоение формы их поведения и отношений, формирование человеческого видения мира. Усиление этой линии развития будет происходить на протяжении всего 2-го года жизни, а пока происходит переход в отношениях со взрослым от действий «рядом» к действию «вместе».

Малыш овладевает активной жизненной «деловой» позицией с ориентировкой на самостоятельность и «открытие себя как деятеля». Вот почему малютку невозможно удержать на месте, ребенку все необходимо потрогать, ощутить, увидеть реакцию взрослого на его действия. Познавая окружающее, входя в мир, малыш начинает постепенно понимать себя, своё собственное «Я», ощущать своё место в социальном окружении родных и близких. Прежде всего, дитя овладевает разнообразными внешними действиями: делает первые самостоятельные шаги, в том числе, к предмету, из положения стоя достает игрушку, переносит ее, нанизывает на стержень кольца, а не только снимает и разбрасывает, пытается самостоятельно удерживать ложку.

Не ломает, а познает!

Первые три месяца второго года жизни отличаются тем, что у малыша наблюдается нарастание двигательных умений . Он подражает взрослому, овладевая все новыми и новыми действиями с предметами. Предметная деятельность остается ведущей в этот период детства .

Огромную роль играют предметные игры ребенка с дидактическими игрушками: кольцами, пирамидками, шарами, кубиками, предметами-вкладышами. Они формируют его мышление, которое в ранний период детства носит наглядно-действенный характер. Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений проходят в развернутом, практическом действии с игрушками: например, соединяя и разъединяя кольца, шары, кубы-вкладыши, цветные колпачки. «Ребенку ничего нельзя дать в руки, он все ломает, разбирает на части, книги и картинки разрывает!» - жалуются родители, подозревая своего любимца в проказах. На самом деле такое поведение говорит о том, что малыш «анализирует» и «синтезирует» в действии с незнакомыми для него объектами, познавая их физические свойства.

Именно поэтому малютке полезны игрушки, состоящие из разных частей. Раскладывая их, малыш не ломает предмет, а разбирает. Затем собирает заново. Эта особенность детей начала 2-го года жизни была гениально «угадана» в народных игрушках: матрешках, бочатах, расписных яичках, пирамидках. Хочется отметить, что первые игры ребенка со сборно-разборными предметами, «готовят» в недрах наглядно-действенного мышления более высокие формы мыслительной деятельности.

Ребенок постепенно учится устанавливать «внутренние» связи между предметами, объединяя или разъединяя их по каким-либо признакам. Но это в будущем, а пока малыш обнаруживает сенсомоторный интеллект . Он реагирует лишь на то, что находится перед его глазами и что он непосредственно видит в руках взрослого или в собственных ладошках. Заметно, что дитя проявляет больший интерес к предметам, которые находятся в руках у взрослых, и которым мама и папа дают положительную оценку в его присутствии. Даже самая невзрачная машинка в таком случае становится приоритетной для крохи по сравнению с любой самой яркой и эффектной. Импульсивность малыша, быстрый переход от слез к смеху и наоборот – по этим качествам в поведении малютка очень близок с младенцем конца первого года. Он очень зависим от ситуации, у него отсутствует планирование и прогнозирование собственных действий, отсутствует волевое поведение. Порой взрослому даже не приходит в голову, что малыш может выкинуть в последующую минуту.

Вот почему родителям необходимо знать особенности возраста и усвоить приемы общения с малышом, подкрепленные эмоциональной, ориентировочно-чувственной основой – показать игрушку, поиграть в «Ладушки», «Поехали-поехали», «Прятки». Помогут и малые фольклорные жанры для самых маленьких, такие как: потешки, песенки, стихи. Но пропевать и читать их следует на память, очень эмоционально, меняя выражение лица, интонации голоса и его силу. Звуковые игрушки так же любимы малышами начала 2-го года: барабан, бубен, колокольчики, погремушки. Ребенок быстро усваивает их тембр. И к 1году 3 месяцам не только самостоятельно «играет», но и находит их по просьбе взрослых. Эмоциональность ребенка проявляется и в том, что дети в этом возрасте не контролируют своих чувств. Поэтому от взрослых, особенно от матери и отца, требуется большое терпение и мудрость.

Второй год - самый тяжелый в жизни родителей, потому что дитя требует «глаз да глаз» за собой. Многие предметы обладают скрытыми свойствами, о которых дитя не имеет пока ни малейшего представления. Действительно, как можно узнать, что такое горячее - холодное, острое - тупое, гладкое - колючее, если не прикоснуться к этому?

Контролируем процесс развития

В каждую стадию своего раннего детства малыш должен достигать определенных высот. Развитие его и после года продолжает идти быстрыми темпами, если взрослые уделяют крохе должное внимание и проявляют заботу. Следует учитывать, что переход от младенчества к раннему детству происходит не в одночасье, а осуществляется постепенно, на протяжении всего 2-го года, по мере роста и развития малютки. Но это – не спонтанный процесс, который осуществляется без участия взрослого. И тут не следует полагаться на сильную природу детства, на то, что ребенок сам собой достигнет вершин человеческого развития.

Если будут отсутствовать благоприятные социальные условия жизни, развивающее общение и развивающая среда, а также активная деятельность самого малыша - дитя в психическом развитии может остаться на уровне младенчества. Вот почему педагоги, психологи, врачи «отслеживают», как развивается малыш, по микропериодам его жизни. Эта система проверок овладения соответствующими умственными действиями, навыками и умениями тестируется не только на 1-ом году, но и 2-ом году жизни малыша, а четыре триместра: от 1 года до 1 года и 3 месяцев, от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев, от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев и от 1 года 9 месяцев до 2-х лет - это «вехи» в поступательном развитии .

Каждый триместр имеет свои задачи и рассчитан на соответствующий уровень усвоения и развития. Если дитя отстает на 2-3 триместра от нормы - это характеризуется как сильная задержка психического развития. Необходимо искать причины такого состояния малыша и корректировать его развитие. Потеря времени может обернуться нервным срывом для малыша. Он начинает демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность, а иногда и вялость, безразличие ко всему. Ведущими линиями по-прежнему являются познавательное, социальное, речевое и моторное развитие . В развитии речи не видится большого прогресса: дитя пользуется возгласами, подражательными речевыми реакциями и лепетными словами. Понимает малыш значительно больше слов, чем может произносить. По-прежнему большую роль в умственном развитии играет сенсорное воспитание и развитие действий с предметами.

Особое значение от 1 года до 1 года 3 месяцев приобретает развитие движений, совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывам для малыша. Он начинает демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность, а иногда и вялость, безразличие ко всему. Очень важно своевременно и правильно взять старт начала 2-го года, осуществляя задачи, стоящие в первом триместре.

Мини-программа первого триместра второго года жизни Задачи воспитания

Продолжать совершенствовать развитие основных, общих движений и целенаправленных действий руки. Расширять двигательные возможности ребенка.

Активно формировать координацию движений при ходьбе , смене положения тела и направления движения.

Развивать чувство равновесия при выполнении действий с предметами (игрушками), переходя из положения «сидя» в положение «стоя» и наоборот.

Развивать ориентировку ребенка в ближнем пространстве. На ориентировочно-чувственной основе способствовать познанию объективных физических закономерностей окружающего мира: разные расстояния (далеко – близко), особенность полого и сквозного пространства, соотношение величин (малое – большое, можно вложить маленькую матрешку в большую и маленький стаканчик в большой, а не наоборот) и зависимость действий от формы (кубики складывать, шары - катать.).

Продолжать развивать интеллект и речь : знакомить с названиями предметов, развивать элементарные обобщения, познавательную и коммуникативную функции речи.

Способствовать устойчивости эмоционально – положительных состояний ребенка. Оберегать нервную систему малыша от стрессов и излишней эмоциональной напряженности.

Формировать доверие к окружающему миру и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Воспитывать первые навыки и привычки – получать удовольствие от аккуратности и опрятности в физическом состоянии и одежде.

Воспитывать посильную самостоятельность в некоторых процессах (приеме пищи, умывании, одевании).

Обеспечить ребенку здоровый образ жизни.

Побуждать ребенка к самостоятельной ходьбе.

Создавать ситуации, побуждающие к перемене тела в пространстве – поворотам, наклонам, приседаниям.

Способствовать малышу в овладении умением переносить легкие предметы (игрушки) на расстояние 3-5 метров, перешагивать невысокие препятствия (10-12 см). Подниматься с ними на высоту детской горки (приставным шагом).

Расширять сенсорный опыт ребенка при действиях с предметами, используя дидактические игрушки и пособия:

а) перекатывание шаров, складывание кубов, нанизывание колец на стержень;

б) практические действия с игрушками-вкладышами (вкладывать и вытаскивать один из другого цветные колпачки, кубы)

в) занятия с народными сборно-разборными игрушками (собирать и разбирать матрешки, пирамидки, бочата).

Расширить запас понимаемых слов (50-100), активизировать лепетную речь с помощью введения отдельных облегченных слов («га-га» - уточка, «ляля» - куколка, «топ-топ» - идти). Расширить активный словарь (10-15 слов).

Постепенно расширять социальные контакты малыша с посторонними взрослыми и детьми. В условиях детского сообщества формировать игру «рядом» (то есть не мешать играющему рядом товарищу).

Продолжать проводить игровые «разученные» действия («Ладушки», «До свидания», «Прятки» и т.п.).

Замечать и правильно реагировать на мокрые штанишки, облитый нагрудник, грязные ладошки.

Научить уверенно держать в руках чашку, пользоваться ложкой, подавать платочек, шапочку при одевании.

Исключить гиподинамию (малоподвижность), обеспечить ребенку правильный режим, проводить закаливание, гимнастику.

В 1 год и 3 месяца (15 месяцев) у ребёнка появляются свои пищевые предпочтения. В этот период важно приучить малыша к здоровым и разнообразным блюдам в рационе. Сохраняют значение режим питания, качество продуктов, кулинарная обработка и плавный переход от протёртой до твёрдой пищи.

Начнём с тех, которые на детском столе должны появляться ежедневно.

Молоко и его производные

Источник животного белка, витаминов и .

Суммарный объём грудного молока или адаптированной смеси, кефира, йогурта и других молокопродуктов: 500 мл в сутки.

  • Грудное вскармливание не отменяют. Мама может кормить малыша 1–2 раза в день рано утром и на ночь. По мере изменения потребностей детского организма количество и качественный состав грудного молока меняются. Поэтому переедание ребёнку не грозит.
  • Адаптированной смеси отводят всего одно кормление, которое можно заменить 200 мл кефира или кисломолочной смеси перед сном.
  • Творог (дневная норма не превышает 50 г) предлагают в чистом виде или используют для приготовления сырников на пару, пудингов, суфле.
  • или йогурта дают до 200 мл в сутки. Выбирают продукцию с живыми молочнокислыми бактериями и пометкой «для детского питания».

Каши

Источники медленных углеводов, витаминов группы B и минералов.

В рационе появляются содержащие глютен представители: пшеничная, овсяная, пшенная каша на молоке или воде (≈200 г).

Для деток с плохой прибавкой веса 1–2 раза в неделю можно готовить и манную кашку, но без фанатизма: она содержит фитины, затрудняющие всасывание кальция и витамина D.

Мясо

Мясная продукция богата белками и аминокислотами, витаминами группы B, железом.

Нежирная свинина, мясо домашней курицы, крольчатина, говядина и телятина в меню попадают 4–5 раз в неделю по 80 г на порцию в виде котлет, фрикаделек, тефтелей, суфле.

Овощи

Поставщики растительного белка, витаминов, клетчатки и минеральных веществ.

Используют для приготовления свежих салатов, тушения, добавляют в супы.

Суммарное количество в день: 200 г.

В день 15-месячному ребёнку достаточно 100 г из фруктово-ягодной корзины.

Яйца

Диетический белковый продукт, источник незаменимых аминокислот и витаминов.

В детское меню допускаются только куриные и после термической обработки.

Норма: ½ куриного яйца (белок и желток) или целое яйцо перепёлки. Разрешается давать через день, увеличив количество в 2 раза.

Масло

Обеспечивает растущий организм витаминами A, E, D и ценными жирными кислотами.

Доля растительного масла - четверть от общего количества или 5–6 г в день, сливочного - 15 г.

Хлеб

В детском рационе лидерство за легкоусвояемым белым хлебом из муки грубого помола (40 г в день). Разрешается и до 20 г ржаного хлеба.

Напитки

Детскую бутилированную воду предлагают в некипячёном виде. Из других источников (колодца, водопровода, скважины) требует кипячения.

Организм ребёнка сам регулирует потребность в воде в зависимости от температурного режима и физической активности. Поэтому давать нужно по требованию.

Компоты, соки, морсы

Готовят из фруктов и ягод, типичных для места проживания, без добавления сахара.

Для компотов также подходят и плоды, замороженные впрок.

Продукты, которые дают нерегулярно

Субпродукты

Хороший вариант - ложечка джема из домашних заготовок к творогу, сырникам или каше.

Учтите! Допустимая : 35 г в день с учётом его содержания в других продуктах (молоко, каши, фрукты, овощи и пр.).

Соль

Может навредить: провоцирует задержку жидкости и повышает нагрузку на почки.

  • йогурт, творожки, мороженое;
  • кексы в упаковках;
  • майонез, кетчуп;
  • каши с ароматизаторами;
  • спреды и маргарин.

Можно ли есть с общего стола?

Трапеза за общим столом открывает перед малышом новые горизонты. Поведение взрослых служит примером для формирования пищевой культуры и вкусовых пристрастий, стимулирует интерес к пище.

Если члены семьи придерживаются принципов здорового питания, то ребёнку можно предложить на пробу блюдо взрослого стола.

Приветствуются инициативы : самостоятельно пить из чашки, пользоваться ложкой, брать руками кусочки фруктов и овощей, котлету, сырник и пр.

Не кормите вашего непоседу пищей, к которой детская пищеварительная система ещё не готова: острое и кислое, жареные и жирные блюда, щедро приправленные солью, специями и сахаром.

Комментарии специалистов

Детский диетолог, сотрудник Института питания РМАПО, Л. Титова указывает на частые ошибки, которые совершают родители при составлении меню для пятнадцатимесячного ребёнка.

  • Выбор обезжиренных молочных продуктов . В них мало холестерина, который в 15 месяцев необходим для синтеза гормонов и желчных кислот. Лучшая жирность для молока и кефира - 3,2%, сметаны - 15 %, творога - до 10 %, сыров - 50 %.
  • Приготовление супов на мясном или рыбном бульоне . Его экстрактивные вещества приводят к гиперсекреции пищеварительных ферментов, которые раздражают нежную слизистую, вызывают изжогу, отрыжку и воспалительные заболевания ЖКТ. Варите детские супчики только на овощном бульоне с последующим добавлением отдельно сваренного мяса. Это полезнее.

Педиатр, ассистент кафедры детских болезней медицинской академии Санкт-Петербурга, О. Майорова предупреждает о возрастающей частоте аллергии на белок коровьего молока. Если в семье искусственник, до 2,5 лет лучше использовать частично адаптированные смеси (с последующими формулами).

Новые продукты

Новая пища вводится в рацион ребёнка старше года:

  • в минимальном количестве (чайная ложка, маленький кусочек, щепотка);
  • в утренние часы;
  • с постепенным увеличением объёма до возрастных норм в течение 7–10 дней.

Это могут быть новые ягоды и фрукты, каши, напитки, белок куриного яйца.

При отслеживании реакции уделите внимание не только кожным покровам, но и работе кишечника. Нарушение стула и вздутие живота укажут, что к новому продукту детская система пищеварения не готова, и его нужно отложить минимум на месяц.

Режим питания

Остаётся принципиальным 5-разовый режим питания . Интервал в 4 часа позволяет усвоить съеденное ранее и создать оптимальные условия для переваривания следующей порции.

Кормление в строго зафиксированное время стимулирует закрепление пищевого рефлекса, выработку пищеварительных соков к определённому часу и появление аппетита.

Допустимая погрешность: 15–30 минут.

В течение дня ребенок должен получить 1200–1250 ккал, что соответствует 1100 г пищи.

На долю завтрака и ужина приходится по 25 %, обеда - 35 %, полдника - 15 %.

Про нехочуху

Аппетит в детском возрасте не отличается постоянством и снижается по разным причинам:

  • малоподвижность;
  • калорийные перекусы;
  • недомогание;
  • нежелание есть предложенное.

Отказ от еды - не повод насильно кормить малыша.

Детский врач Комаровский советует:

  • оставить за ребёнком право выбора;
  • временно заменить нелюбимое на равноценное по калорийности, но из других продуктов (например, кашу на макаронные изделия или пюре из картофеля);
  • не повторяться в течение дня и по возможности недели;
  • соблюдать ритуалы: мыть ручки, расставлять тарелки, повязывать салфетку;
  • предлагать вкусные и красиво оформленные блюда.

Переедание

Еще одна проблема в детском питании после года, хотя встречается реже.

Обычно переедание связано с попытками родителей добиться того, чтобы ребёнок съел больше.

  • избыточный вес;
  • снижение физической активности;
  • сбои в работе пищеварительной системы;
  • нарушение микрофлоры кишечника;
  • снижение иммунитета.

Перекусы

Специалисты считают беспорядочные перекусы причиной отказа от основной еды.

Но физически активному ребёнку перерыв в 4 часа порой трудно выдержать - нужен перекус, чтобы восполнить затраты энергии.

Что предпринять:

  1. Для устранения чувства голода дать несколько кусочков фруктов, овощей, ломтик сыра или 1–2 детских печений с кефиром.
  2. Подкрепить непоседу за 1,5 часа до основного приёма пищи.
  3. Если малыш захотел кушать на 30–40 минут раньше установленного графика, пойдите ему навстречу.

Важно научиться понимать, действительно ли ребёнок хочет есть, или у него жажда. Предложенная вода, несладкий компот могут стать быстрым решением проблемы.

Грудное молоко

Материнское молоко после года:

  • на 95 % обеспечивает витамином C;
  • помогает в переваривании пищи;
  • предоставляет иммунную защиту от инфекций.

Принципы приготовления пищи

Пищеварительная система ребенка к 1 году и 3 месяцам уже легко справляется со многими продуктами при условии правильной их подготовки и обработки.

Приоритетно приготовление на пару в пароварке или мультиварке. Приемлемый вариант - варка, допустимый - тушение.

Овощи для свежих салатов натирают на , а перед термической обработкой нарезают небольшими кусочками. В тушёных и первых блюдах их можно чуть размять вилкой.

Мясо пропускают через мясорубку для паровых фрикаделек, котлет, тефтелей, суфле. Отваривают для паштетов с последующим измельчением в блендере, нарезают небольшими кусочками для тушения.

Для рыбного филе подходит варка, тушение, запекание в фольге. Из него также делают фарш для тефтелей и котлет.

Яйца готовят только вкрутую, в виде без жира с добавлением молока, используют для рыбного и мясного фарша, сырников и запеканок с последующей тепловой обработкой.

Предпочтительнее каши однородной консистенции, хорошо разваренные. Можно покупать: соответствующие возрасту растворимые промышленного производства или быстроразвариваемые в хлопьях.

Сливочное и растительное масло добавляют в еду на финише приготовления, не подвергая высоким температурам.

Свежие фрукты очищают от кожицы, нарезают мелкими кусочками или предлагают малышу в ниблере как более безопасном варианте.

Для приготовления молочных каш можно использовать адаптированные смеси. Цельное коровье молоко остаётся под запретом до 3 лет из-за высоких рисков появления аллергии на молочный белок.

  • выбирайте только свежие и экологически чистые продукты;
  • готовьте еду непосредственно перед подачей;
  • не давайте непоседе чересчур горячее или холодное.

Составляем меню

Завтрак
Каши или овощные блюда 200 г
Творожное, рыбное, мясное или яичное блюдо 50 г
Чай 100 мл
Обед
Салат из свежих овощей 30 г
Первое 50 г
Второе (мясное или рыбное) 70 г
Гарнир (овощной или крупяной) 70 г
Компот или сок 100 мл
Полдник
Кефир или йогурт 150 мл
Печенье, сухарики или галеты 15 г
Свежие фрукты или фруктовое пюре 100 г
Ужин
Мясное с овощами, овощное, крупяное или творожное блюдо 180 г
Кефир или йогурт 100 мл

Дорогие читатели, сегодня вашему ребенку уже 1 год и 3 месяца. С каждым днем вы замечаете, что ваш малыш становится всё более подвижным и любознательным. Наблюдательные родители могут увидеть, как сильно изменяются его повадки, как появляются новые жесты. Однако, дети в таком возрасте еще недостаточно сообразительны. Они сначала действует, только потом думают над тем, что они сделали. Поэтому стоит уделять большое внимание своему карапузу. Планировать день малыша в соответствии со всеми особенностями его развития. В этой статье мы поговорим, о том, каким должен быть режим дня крохи в возрасте 15 месяцев.

Распорядок

Когда малышу исполняется год и три месяца, приходит время подкорректировать его режим дня. Удобнее всего подстраиваться под те ритмы, которые общеприняты в вашей семье. То есть старайтесь приучать ребенка просыпаться в то же время, что и остальные члены семьи, время приёма пищи должно быть одинаковым для всех родственников. Таким образом, ребёнок сможет кушать за общим столом. Благодаря этому, будут развиваться его социальные навыки, кроме того, он будет брать пример со старших. Да и маме будет удобнее готовить и накрывать на стол одновременно для всех членов семьи.

Таблица примерного режима

Время

Режим дня

С 7 часов утра до 7:30 утра Карапуз просыпается. Умывается самостоятельно или с помощью. Мама чистит зубки карапузу.
С 7:30 утра до 8 часов утра Время, которое идеально подходит для проведения утренней гимнастики.
С 8 часов утра до 8:30 утра У ребенка наступает в первое кормление за день. Можно предложить малышу покушать кашу, сваренную на молоке.
С 8:30 утра до 9 часов утра Посвятите время интеллектуальному развитию крохи. Можно почитать книжки или заняться рисованием, лепкой из пластилина.
С 9 часов утра до 11 часов утра Отправьтесь с малышом на улицу.
С 11 часов утра до 12 часов дня С малышом можно поиграть игрушками.
С 12 часов дня до 12:30 дня Покормите своего карапуза самой сытной пищей. Для этого хорошо подойдут суп, сваренный на бульоне, а на второе, например, пюре с мясной тефтельки . Запить можно компотом или соком.
С 12:30 дня до 2:30 дня Малыш может поспать.
С 2:30 дня до 3:30 дня Ребенок может самостоятельно поиграть игрушками.
С 3:30 дня до 4 часов вечера Предложите малышу перекусить. Для этого хорошо подойдет фруктовое пюре или просто нарезанные фрукты. На закуску дайте крохе пару печенек. Предложите ребёнку запить еду чаем.
С 4 часов вечера до 6 часов вечера Время для гуляния в песочнице с другими детками и общения с ними.
С 6 часов вечера до 7:30 вечера Уделите время развивающим играм.
С 7:30 вечера до 8 часов вечера Идеальное время для семейного ужина. Ребёнок может покушать творожок или кашу, запить всё киселём .
С 8 часов вечера до 9 часов ночи Время, подходящее для купания и других гигиенических процедур. А также можно сделать ребёнку легкий расслабляющий массаж.
С 9 часов ночи до 9:30 ночи Малышу можно предложить попить стакан кефира или молока.
С 9:30 ночи до 7 часов утра Ночной сон ребенка.

Не стоит забывать, что это только ориентировочный распорядок. И мама может брать его лишь за основу.

Каким должно быть питание

В возрасте 15 месяцев большинство детей уже остаются без грудного вскармливания. Однако имеются и такие, которые до сих пор пьют мамино молоко. В таком случае, кормление грудью лучше всего оставлять на самый первый прием пищи и на тот, который будет непосредственно перед сном.

В основном у детей четырёхразовое питание, хотя есть такие случаи, когда в этом возрасте все еще сохраняется пятиразовый прием пищи. Главное, чтоб рацион ребёнка содержал все основные витамины, микроэлементы, углеводы, белки и жиры, а также другие биологически активные вещества. Кроме этого, присутствие всех этих элементов должно быть сбалансированным.

В 15 месяцев можно потихоньку расширять меню и вводить те продукты, которые до этого были в черном списке. Постепенно можно приучать ребёнка к винограду, экзотическим фруктам, с осторожностью вводят сладости, но лучше, чтобы пока это было только печенье. Не следует злоупотреблять с продуктами с повышенным содержанием клетчатки, они могут провоцировать метеоризм , и даже расстройство у ребенка.

В рационе малыша обязательно должны присутствовать каши, овощи, фрукты, мясные блюда, рыба , кисломолочные и молочные продукты, яйца, пшеничный хлеб и печенье, растительное и сливочное масло, в ограниченном количестве соль и сахар.

За день рекомендуется выпивать не менее 500 миллилитров молока, неважно грудного или коровьего. Не стоит давать ребенку рыбу чаще, чем раз в неделю, яйца чаще, чем два раза в неделю. Копчености, соленья, консервы — всё ещё не стоит давать малышу. Орехи вводятся с осторожностью и в очень маленьких объемах.

Сон малыша

В 15 месяцев ребенок может спать как раз, два, так и три раза за день. Но всё-таки большинство детей укладываются спать не чаще, чем 2 раза за день. Желательно совмещать со временем, проведенным на прогулке. На дневной сон уходит приблизительно 4 часа.

За сутки карапуз спит до 13 часов. В этом возрасте практически у всех детей наблюдается беспрерывный ночной сон.

Правильным будет соблюдение определенных ритуалов, предвещающих скорейшее наступление сна. Например, можно приучить ребенка к тому, что перед тем, как ложиться в кроватку, нужно провести, гигиенические процедуры, покупаться. Или же, после того, как мама прочитает сказку — самое время заснуть.

Когда ребенок научится вовремя засыпать, скорее всего, он научится и вовремя просыпаться. Если такого нет, то ребенка можно будить в определенные часы. Со временем выработается привычка, и малыш сам будет просыпаться в это время.

Не нужно забывать о том, какими должны быть оптимальная температура и влажность в помещении, в котором отдыхает малыш.

Важно, чтоб ребёнок в течении дня не присутствовал при скандалах и при круглосуточно включенном телевизоре или компьютере. Всё это негативно скажется на здоровом и беспрерывном сне малыша.

Игры для развития

  1. Важным для физического развития ребенка будет ежедневное выполнение гимнастических упражнений, а также пешая ходьба.
  2. Малышу следует давать задание для развития мелкой моторики. Например, пусть ребёнок наденет кольца на пирамидку или поиграет маленькими мячиками, также можно воспользоваться специальным мешочком, в котором будут лежать мелкие камушки.
  3. Надо приучать ребёнка к тому, что существуют холодные, горячие вещи, шероховатые и гладкие.
  4. Когда малыш выходит на улицу, обязательно показывайте ему на разные предметы и животных, на растения. Называйте ему эти объекты, и вкратце рассказывайте что-то о них.
  5. Уделите особое внимание для развития творческих способностей ребенка. Занимайтесь с ним рисованием (с использованием всевозможных инструментов), лепкой из пластилина или соленого теста . Можно учить ребенка танцевать, пойте с ним песни.

Мой сынишка больше всего любил рисовать гуашью. Стоит отметить, что эти работы мало напоминали рисунки в том понимании, к которому мы привыкли. Там не только нельзя было понять, что изображено, но и больше было похоже на простые разводы кисточкой. Хотя во время рисования он сильно старался (было видно по выражению лица).

  1. Учите названия предметов, геометрических фигур, Рассказывайте малышу, какими бывают цвета, объясните ребенку, что такое день и ночь.

Прогулки

Прогулки хорошо совершать вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой или другими членами семьи. Малыш должен видеть дружную компанию. Очень важно, во время выхода на улицу водить малыша на детскую площадку. Общение со сверстниками не только позволит улучшить социальные навыки, но также позволит ребенку активнее развивать свои речевые способности.

Старайтесь находиться на свежем воздухе не менее двух часов в сутки.

Мой сын очень любил гулять со своей бабушкой . Она с ним залазила в песочницу и они совместно строили пасочки.

Купание и общая гигиена

  1. Отправляйте ребенка купаться три раза в неделю. Однако, если ваш малыш очень любит плескаться в воде, особенно вместе с игрушками, то почему бы не проводить время в ванной каждый день.
  2. Температура воды, подходящей для купания малыша должна быть в районе 34 градусов. Не забываем про важность процедур закаливания .
  3. Обязательно учить кроху мыть ручки до и после еды, а также умываться. Ещё и после пробуждения.
  4. Важно, чтоб малыш уже умел самостоятельно садиться на горшок . Но не нужно расстраиваться, если ваш карапуз всё ещё не научился этого делать. Вариантом нормы считается даже период до двух с половиной лет. Но, если вы хотите отдать карапуза в садик в полуторагодовалом возрасте, то лучше, если малыш научится сам ходить в туалет до того, как отправиться в дошкольное учреждение.
  5. Не забывайте о гигиене ротовой полости, которая должна соблюдаться каждый день. А также про необходимость чистки ушей и носика. Для этих процедур достаточно уделять время два или три раза в неделю.

В этой статье:

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца продолжает идти полным ходом. Визуально малыш изменяется мало (становится немного выше, лишается младенческих округлостей), а вот внутри него происходят колоссальные изменения.

Как изменяются физическое показатели?

Средние показатели роста, веса и окружности головы у мальчиков и девочек несколько различаются. Мальчики весят от 9,2 до 11,5 кг, их рост составляет от 76,6 до 81,7 см. Окружность головы колеблется между показателями 45,5 и 48,1 см. Девочки в 1 год и три месяца весят от 8,5 до 10,9 кг, тогда как их рост составляет от 74,8 до 80,2 см. Что касается окружности головы, то у девочек эти показатели колеблются между 44,7 и 47,0 см.

В этом возрасте малыши пытаются быть самостоятельными, поэтому при возможности отказываются от помощи взрослых. Родители должны проявить понимание и терпение, позволяя ребенку делать то, что он хочет, самостоятельно. Пусть кроха пробует сам одеваться, мыть руки, чистить зубы и, конечно же, кушать, орудуя ложкой и вилкой. Позволяйте малышу пить из чашки, даже если пока у него это получается недостаточно аккуратно. Отдавайте предпочтение небьющейся посуде из безопасных цветных материалов.

Особенно важно для малышей в этом возрасте быть похожим на взрослых, которые их окружают. Ребенок в 1 год и 3 месяца очень наблюдателен и с удовольствием подражает походке дедушки, чиху мамы или «газетной заинтересованности» папы. Родители могут воспользоваться желанием малыша подражать, чтобы научить его простым играм и действиям, таким как «ладушки» или «сорока-белобока».

Особенности развития двигательных навыков

В год и три месяца ходьба у деток становится более уверенной. Малыши уже не просто ходят и бегают – они способны удерживать игрушки и другие предметы в вертикальном положении, катить или толкать перед собой игрушку, умеют вставать на носочки, чтобы дотянуться до цели.

Уверенная ходьба не означает отсутствие падений. и родителям нужно быть к этому готовыми. Если ребенок пока не способен передвигаться быстро и максимально безопасно и требует помощи, ему нельзя в этом отказывать. Пусть кроха держится за ваши руки или хотя бы за указательные пальцы, если ему так спокойнее. Со временем у него пройдет страх, а на его место придет стопроцентная уверенность в своей способности ходить.

Как правило, большая часть деток в возрасте года и трех месяцев могут проходить не меньше 20 шагов без остановки. Кроме того, многие из них к этому времени уже умеют садиться и вставать без опоры.

Малыши уже способны резко менять направление движения, пробуют ходить задом наперед. Поэтому родителям нужно заранее позаботиться о том, чтобы в пределах досягаемости малыша не было опасных предметов.

В 15 месяцев дети с удовольствием изучают новые территории. Они
бесконечно залезают и слезают с кресел, диванов и даже столов, пробуют использовать по назначению карандаши и фломастеры.

Ребенок в этом возрасте уже пользуется чашкой, но пока не способен ставить ее на место, предлагая взрослым делать это за него. Что касается пищи, то малыш уже может есть густую или полугустую еду сам, даже если раньше он этого не делал.

Как происходит психическое развитие?

В 15 месяцев малыш старается все пробовать на вкус, включая собственные части тела. Огромную роль в жизни ребенка в этом возрасте выполняет игровая деятельность, которая становится гораздо разнообразнее благодаря умению ходить. Кроха будет счастлив, если родители подарят ему детскую тележку или коляску, которые можно катить впереди или тащить за собой.

Отличный вариант полезного и интересного совместного времяпровождения - это строительство башен из кубиков вместе с ребенком. Старайтесь учить малыша использовать более чем два кубика, проявляя терпение. В 15 месяцев кроха уже в состоянии, не выбрасывая кубики, сосредоточенно построить из них башню.

Учите кроху заниматься не только с кубиками, но и с пирамидкой. Показывайте, как снимать и надевать кольца, пока не делая акцент на группирование их по каким-то определенным признакам. Главное на этом этапе - научиться надевать и снимать кольца через стержень. В этом возрасте малыш уже в состоянии будет «одолеть» до 5 колец, если нужно их снять и надеть одно-два кольца.

От года до полутора лет малыши проявляют повышенный интерес ко всякого рода веревочкам, шнуркам и дырочкам. Родители должны подумать о том, чтобы дать возможность малышу развиваться в процессе изучения подобных игр, по двум причинам:

  1. Это развивает мелкую моторику пальцев
  2. Это улучшает внимание и концентрацию.

Если подобные игры не заинтересовали кроху, то не стоит настаивать на их освоении. Предложите малышу поиграть в них через месяц: скорее всего, он пока просто не созрел для таких скрупулёзных занятий.

Идеальный вариант для развития ребенка в этом возрасте - это компактные и доступные игрушки-вкладыши, которые представляют собой определенные предметы, которые нужно уложить в подходящие отверстия. Игрушки могут быть трех видов:

  • вкладыши в рамку;
  • в пирамидку;
  • друг в друга.

Каждый из вариантов вкладышей улучшает моторику пальцев, зрительное и тактильное восприятие, координацию ребенка. Чтобы кроха понял задание, ему необходимо показать, как обходиться с новыми игрушками.

Детей в этом возрасте особенно интересуют сами действия, которые можно сделать с игрушкой. Поэтому не стоит акцентировать его внимание исключительно на эмоционально-смысловом ее значении.

Указательный жест - что символизирует?

В один год и три месяца малыш все чаще указывает на предметы и объекты
указательным пальцем, стараясь обратить внимание взрослых на то, что его заинтересовало или чего ему хочется.

Если ребенок чего-то не хочет, он уже умеет это показать - отрицательным покачиванием головы. В случае согласия малыш способен утвердительно кивать.

В 1 год и 3 месяца кроха с удовольствием проводит время, знакомясь с содержанием детских книг вместе с родителями, переворачивая сразу по много страниц. Малыш в это время проявляет интерес к сказкам, слушает и проводит ассоциации услышанного с картинками в книге. Если попросить кроху показать что-то на картинке, он с удовольствием это сделает.

Изучение речи

В 15 месяцев очень немногие дети начинают говорить, но именно в этот период происходит пополнение их пассивного словаря. Ребенок уже помнит, как зовут родителей и близких родственников, знает названия окружающих предметов, клички животных, игрушек. Проверить это легко, если попросить кроху показать пальчиком на какой-либо предмет либо принести его.

В этот период у малыша развивается и улучшается способность к обобщению. Например, если попросить кроху принести мяч, он, скорее всего,
принесет сразу несколько, включая тот, которым чаще всего играет. Также дело будет обстоять и с машинками. Попросите ребенка принести машинки, и он выполнит просьбу - принесет сразу несколько.

Учитывая недостаточный опыт малыша, следует понимать, что его обобщения не всегда правильные. Дети в этом возрасте могут обобщать по геометрической форме и функциональным признакам. Например, под словом «шар» кроха может понимать все круглые предметы, также он может объединять по функциональному признаку сразу несколько предметов: шапку, кепку, бондану, шляпу и пр.

Малыш в этом возрасте понимает смысл слов, обозначающих определенные действия или даже ситуации. Он должен уметь выполнять до трех пошаговых действий, как простых, так и более сложных. Учитывайте, что кроха способен понимать инструкции в словесной форме, даже если взрослый не окрасит их жестами.

Внедрение в жизнь ребенка запретов

Принимая во внимание расширение области взаимодействия крохи с разнообразными предметами, следует понимать, что без запретов на данном этапе уже не обойтись. Малыш должен знать, где его вещи, а где нет, что можно брать, а что нельзя, потому что оно чужое. У многих деток понятие чужого развивается самостоятельно; если же этого не происходит, то можно поиграть с крохой в игру, целью которой станет прояснение ситуации с «мое» и «не мое».

Чаще разговаривайте с малышом, показывая на вещи и объясняя, кому они принадлежат. Например, собираясь на прогулку, мама может показывать на свои сапоги, куртку, комментируя «мои сапоги», «моя куртка», после чего передать свои сапоги дочке и сказать: «Мои сапоги у
Маши», затем надеть шапочку ребенку, проговаривая: «Машина шапочка на маме». Такая игра обязательно понравится малышу, который сообразит, где чьи вещи, и, скорее всего, захочет получить свои обратно.

Чтобы понять, что ребенок усвоил урок, можно предложить ему сгруппировать его вещи, мамины вещи и, например, папины. В процессе обучения не забывайте постоянно показывать на вещи и предметы в квартире, объясняя, кому они принадлежат. Постепенно малыш будет запоминать, чем ему можно пользоваться, а чем нет.

Приучая ребенка в этом возрасте к запретам, нужно понимать, что чаще всего главной причиной его нежелания принимать правила является не что иное, как свойственный этому периоду негативизм.

Развитие активной речи

В 1 год и 3 месяца ребенок уже способен узнавать родителей и близких родственников на фото или видео. Чтобы стимулировать развитие речи крохи, можно задавать ему в такие моменты наводящие вопросы до тех пор, пока он не назовет человека на фото или видео по имени.

У большинства детей в этом возрасте в словарном запасе уже имеется около 6 простых слов, помимо самых простых: «дай», «на», «мама», «баба» или «папа». Не имея достаточного количества слов для выражения эмоций и желаний, малыши используют одно слово в нескольких значениях,
дополняя его жестами и похожими на мычание звуками - это вполне нормальный процесс.

Еще до полутора лет ребенка уже способен говорить простыми предложениям из нескольких только ему понятных слов, что позволяет говорить о формировании стройной, хотя пока и не совсем ясной речи. Нет никакого смысла просить малыша замедлить речь с целью разобрать в ней отдельные слова. Основная часть звукосочетаний пока не являются словами, а нужны лишь для того, чтобы ускорить развитие активной речи.
Пример меню для малыша на 3 дня

Естественно, что в год и три месяца ребенок, помимо грудного молока (если он все еще на грудном вскармливании), получает целый ряд продуктов с общего стола. Меню для крохи пока еще отличается от меню взрослого человека и разрабатывается с учетом особенностей не до конца налаженной работы его ЖКТ. Ниже в таблице предлагается примерный вариант меню на три дня.

Время дня 1 день 2-й день 3-й день
Завтрак Гречка на молоке, тост с маслом, чай с лимоном Салат из вареной свеклы с яблоком, омлет на пару, какао, тост с маслом Молочная каша с тыквой, чай, хлеб с маслом
Обед Овощной суп с рисом, рыбные биточки, картофельное пюре, компот, хлеб Молочный суп с морковкой и картофелем, паровые котлеты, овощи на пару Куриный бульон с яичным желтком, ленивые голубцы, кисель, хлеб
Полдник Кефир и печенье Фруктовое пюре, йогурт Блинчики с повидлом и кефир
Ужин Картофельные зразы, творог с зеленью, теплое молоко Рисово-морковное суфле, тертое яблоко с запеченной тыквой, молоко Гречневый пудинг с творогом, фруктовое пюре, чай с молоком

Дополнительно перед сном можно прикладывать ребенка к груди, если он все еще не готов к отлучению.