Рабочее оборудование трактора. Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей. ловиях труда водителя

Вспомогательное оборудование включает в себя кабину, орга­ны управления и контроля, устройства для создания микроклима­та в кабине и снижения уровня вибрации, шума и др.

С целью улучшения условий труда водителя прежде всего уменьшают усилия на органах управления за счет применения гидро- и пневмоприводов, пружинных сервомеханизмов. Уси­лие на органы управления трактором должно быть не более 30...50Н.

Чтобы обеспечить необходимые комфортные условия води­телям, тракторы и автомобили оборудуют герметизированными кабинами. К кабинам современных тракторов и автомобилей предъявляют ряд эргономических требований. Все органы уп­равления трактора и автомобиля должны быть размещены в ка­бине в так называемых зонах эргономической доступности, т. е. должны быть доступны водителю при затрате им минимальной энергии.

Важной характеристикой кабины является обзорность, поэтому в кабине предусмотрены передние, задние и боковые панорамные стекла с резиновыми уплотнителями. Боковые стекла делают от­крывающимися, для чего двери кабины оборудуют стеклоподъем­никами. Для улучшения обзорности передние и задние стекла так­же могут открываться.

Для обеспечения безопасности водителя при столкновении, опрокидывании и в дорожно-транспортных происшествиях каби­на должна быть достаточно прочной. Поэтому ее делают цельно­металлической, сваривая из холоднокатаного профиля.

На работоспособность водителя значительно влияют шум и вибрация в кабине. Для их снижения применяют шумопоглощаю-щие прокладки между наружными и внутренними стенками каби­ны, коврики на полу. Сами кабины крепят к остову на резиноме-таллических, пружинных или гидравлических амортизаторах. Кресло водителя оснащено антивибрационным устройством и мо­жет быть отрегулировано по массе водителя, высоте сиденья и приближенности к органам управления (вперед-назад)

Кабины многих современных грузовых автомобилей располага­ют над двигателями. Для удобства доступа к двигателю при его техническом обслуживании их делают откидывающимися и снаб­жают надежными запорными устройствами, предотвращающими самопроизвольное опрокидывание кабины.

Чтобы защитить водителя от воздействия окружающей среды, кабины выполняют с уплотненными дверями и окнами, обеспечи­вающими незначительное избыточное давление воздуха. Возмож­но применение системы кондиционирования воздуха. Избыточ­ное давление поддерживается вентилятором, который часто ком­понуют совместно с системой отопления.

Для безопасности работы водителя устанавливают ремни безо­пасности, а для работы в сложных погодных условиях - стекло­очистители, устройства против обледенения и отпотевания.



Микроклимат в кабине должен соответствовать следующим требованиям: температура воздуха должна быть не ниже 14 и не выше 28 °С, а в теплый период года не более чем на 2...3 "С выше температуры окружающего воздуха; скорость перемещения возду­ха при вентиляции - не более 1,5 м/с; содержание пыли в возду­хе - не более 2 мг/м 3 , оксида углерода - не более 20 мг/м 3 .

Система вентиляции может быть естественной (через окна ка­бины) и принудительной (подача воздуха вентилятором). На боль­шинстве тракторов и автомобилей используют обе системы венти­ляции. На автомобилях принудительная вентиляция объединена с системой отопления кабины в холодное время. Для принудитель­ной приточной вентиляции кабин тракторов используют вентиля-тор-пылеотделитель, устанавливая его на крыше кабины. Этот вентилятор состоит из корпуса, колпака, патрубка, щитка и элект­родвигателя с крыльчаткой.

Для обеспечения нормального температурного режима в летнее время кабины некоторых тракторов оборудуют принудительной вентиляцией с воздухоохладителем, как правило, водоиспаритель-ного типа. Такая вентиляционная установка подает в кабину очи­щенный от пыли, увлажненный и охлажденный воздух. В холод­ное время года кабины тракторов обдуваются воздухом, нагретым в сердцевине радиатора системы охлаждения дизеля. Воздух по­ступает в сердцевину радиатора через заборник по металлическо­му рукаву. В кабину теплый воздух направляется сначала по пат­рубкам со щелями на обдув лобовых стекол, а затем непосред­ственно в кабин

Контрольные вопросы

1. Какое оборудование трактора называют рабочим?

2. Из каких агрегатов состоит навесная гидравлическая система?

3. Чем отличается двухточечная схема механизма навески от трехточечной?

4. Для чего служит тормозной механизм?

5. Расскажите устройство и работу стояночного тормоза автомобиля.

6. Объясните по схеме (см. рис. 1.6.4) работу пневматического привода тормозов автомобиля.

7. Перечислите вспомогательное оборудование трактора и автомобиля.

1. Рабочее оборудование, в том числе:

1.1 Механизм навески и сцепные устройства тракторов и автомобилей.

1.2 Кузова для перевозки грузов. Кузов самосвала.

1.3 Система отбора мощности.

2. Гидравлическая система управления механизмом навески.

3. Вспомогательное оборудование:

3.1. Эргономические требования.

3.2. Системы обеспечения комфортных условий.

Рабочее оборудование с л у ж и т для расширения эксплуатационно-технических свойств тракторов при выполнении различных работ в агрегате с сельскохозяйственными машинами и орудиями. К рабочему оборудованию относят:

· механизм навески и сцепные устройства;

· кузова для перевозки грузов и самосвальное устройство;

· систему отбора мощности.

Механизм навески тракторов с л у ж и т для соединения с трактором навесных сельскохозяйственных машин и орудий, менее металлоемких и более маневренных по сравнению с прицепными.

а и б – соответственно трехточечная и двухточечная схема крепления

механизма навески: 1 – нижние тяги; 2 – верхняя центральная тяга;

3 – раскос; 4 – гидроцилиндр; 5 – поворотный рычаг;

6 – подъемный рычаг; 7 – поворотный вал;

А,В,С – точки крепления тяг к трактору; Д,Е,F – точки соединения

с навесной машиной (присоединительный треугольник)

Рисунок 16 – Кинематические схемы механизма навески

Механизм навески с о с т о и т (рис. 16) из трех рычагов: двух нижних тяг 1 и верхней центральной 2. Тяги крепят к остову трактора шарнирно в точках А, В и С.

Сельскохозяйственные машины также крепят шарнирно на других концах тяг в точках Д, Е и F. В результате получается жесткий присоединительный треугольник. Такое соединение называют трехточечной схемой крепления механизма навески (рис. 16, а). Оно позволяет перемещаться машине относительно остова трактора только в вертикальном направлении.

Если свести вместе точки А и С соединения нижних тяг с трактором (рис. 16, б), то в результате образуется двухточечная схема крепления. Она позволяет перемещать машину не только в вертикальном направлении, но и дает некоторую свободу перемещения в горизонтальной плоскости – на 10…20 о.

На рис. 17 представлена конструкция механизма навески колесных тракторов, в состав которой входят:

· два подъемных рычага 5;

· верхняя центральная тяга 8 и две нижние тяги 4 с удлинителями 10;

· два вертикальных раскоса 3 и 9.

Причем правый раскос 9 в нижней части имеет прорезь, в которую вставляют присоединительный палец при работе с широкозахватными орудиями, что обеспечивает лучшее копирование орудием рельефа местности. Кроме этого длину правого раскоса, состоящего из двух телескопических труб, можно регулировать. Длину левого раскоса устанавливают на постоянную длину 515 мм.


П р и н ц и п р а б о т ы: при использовании механизма навески шток гидроцилиндра (на рис. не показан) через поворотный рычаг 7 оказывает силовое действие на верхнюю центральную тягу 8 и всю систему навески, за счет чего навесное орудие занимает соответствующее пространственное положение.

Если механизм навески не используют, то центральную тягу закрепляют в фиксаторе.

МИНИСТЕРСТВО С/Х АЗЕРБАЙДЖАНА

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКСПЛУАТАЦИЯ С/Х МАШИН И НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

ОСНОВЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

/для агроэкономического факультета/

ЛЕКТОР: к.т.н., стр. преп. ИСАЕВ АЙДЫН ЮНИС о.

ЛЕКЦИЯ 2

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ РАБОЧИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ

П Л А Н:

1. Назначение устройство и тип ходовой части тракторов и автомобилей.

2. Общие сведения: подвески, колесные и гусеницные движители.

3. Рабочие и вспомогательные оборудование тракторов и автомобилей.

4. Устройсетвя для улучщения микроклимата в кабинах и других

Условиях труда водителя.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. С.А.Иофинов., Г.П.Лышко «Эксплуатация машинно –тракторного

2. Л.М.Пильщинав. «Практикум по эксплуатации машинно –тракторного

1. Назначение устройство и тип ходовой части тракторов и авто-

мобилей.

Ходовая часть передает на опорную поверхность массу трактора (авто-мобиля) и приводит трактор в движение. Она состоит из несущей системы, движителя и подвески.

Н е с у щ а я с и с т е м а является остовом трактора (автомобиля), где крепятся все агрегаты и который воспринимает действующие на трактор усилия.

Д ви ж и т ел ь переносит подведенную от двигателя через трансмиссию мощность на остов и сообщает трактору (автомобилю) поступательное движе-ние.

П о д в е с к а соединяет несущую систему с движителем и обеспечивает плавность хода трактора (автомобиля).

Проходимость –одно из основных качеств, определяющих возможность эффективного использования трактора (автомобиля). Под проходимостью авто-мобиля понимают его способность двигаться с грузом и без груза по дорогам с различным покрытием и вне них.

Проходимость трактораопределяет его способность выполнять технологи-ческие процессы в различных природных и почвенно-климатических условиях и зависит от многих конструктивных особенностей механизмов.

К показателям, характеризующим проходимость и зависящим от устройс-тва ходовой части, относятся тягово- сцепные качества, удельное давление колес (гусениц) на почву, защитные зона при движении трактора в меж-дурядьях пропашных культур, колея и просвет.

У д е л ь н о е д а в л е н и е на грунт колесных машин зависит от типа шин и давления воздуха в них, нагрузки на колеса, степени погружения колес в почву. Удельное давление гусеничного движителя на грунт зависит от его устройства и основных размеров –типа подвески, длины опорной поверхности и ширины гусениц, диаметра опорных катков и расстояния между ними, шага звена гусеницы, положения центра давления.

При движении машины возникают колебания под действием внешних и внутренних возмущающих сил. Первые создаются неровностямипути, вторые – неуравновешенностью и неравномерностью вращения деталей и механизмов, а также некоторыми другими факторами, обусловленными конструкцией маши-ны. Интенсивность колебаний зависит также от квалификации водителя.

Способность автомобиля (трактора) к поглощению колебаний и вибраций характеризуется плавностью хода. Плавность хода влияет на физическое состояние и здоровые человека, безопасность движения, со хранность пере-возимых грузов, качество сельскохозяйственных работ, производительность и долговечность машин.

Оценить плавность хода одним показателем не представляется возмож-ным- для этого пользуются несколькими измерителями.

П е р и о д к о л е б а н и я Т (с) – время, в течение которого совершается полное колебательное движение.

Ч а с т о т а к о л е б а н и я п (Гц) –число колебаний в секунду –величина, обратная периоду колебаний Т.

А м п л и т у д а к о л е б а н и й Z marc (м) – наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.

С к о р о с т ь к о л е б а н и й. υ к (м/с).

У с к о р е н и е к о л е б а н и й, за единицу которого принимается ускорение свободного падения g (9,81 м/с 2).

Повышение плавности хода автомобиля достигается применением не-зависимых подвесок, установкой амортизаторов, заменой пластинчатых рессор более совершенными упругими элементами, использованием пневматических шин с меньшей радиальной жесткостью и др.

2. Общие сведения: подвески, колесные и гусеницные движители.

Подвеской называется система устройств для упругой связи несущей системы с мостами или колесами автомобиля (трактора) или с гусеничным движителем. Автомобильные подвески регулируют положение кузова во время движения автомобиля.

Подвеска состоит из направляющего устройства, упругого элемента, гасящего устройства и амортизатора.

Н а п р а в л я ю щ е е у с т р о й с т в о определяет характер перемещения колес (гусеничных движителей) относительно несущей системы автомобиля (трак-тора).

У р у г и й э л е м е н т п о д в е с к и уменьшает динамические нагрузки, действующие на автомобиль (трактор).

Г а с я щ е е у с т р о й с т в о обеспечивает необходимое затухание коле-баний кузова (несущей системы) и колес (движителей) автомобиля (трактора).

А м о р т и з а т о р ы служат для ускорения затухания колебаний кузова автомобиля.

Подвеска, направляющее устройство которой имеет (или содержит) ры-чажный или телескопический механизм, называется соответственно рычажной или телескопической.

По типу направляющих устройств подвески гусеничных тракторов под-разделяются на жесткие, полужесткие и упругие (эластичные).

Автомобили (тракторы) различаются по числу колес, а тракторы, кроме того, по размерам передних и задних колес. Общее число колес тракторов –четыре, реже –три. Отдельные специализированные модели (например, болотоходные) выполняются шестиколесными. Автомобили имеют четыре или шесть колес.

В зависимости от выполняемых функций колеса подразделяются на ведув-щие, ведомые и управляемые.

В е д у щ и е к о л е с а передают усилия и моменты, действующие между мостами и опорной поверхностью, и подводимый от двигателя крутящий момент.

В е д о м ы е к о л е с а передают усилия и моменты, действующие между мостами и опорной поверхностью.

У п р а в л я е м ы е к о л е с а изменяют направление движения трактора (автомобиля)с помощью рулевого управления.

Масса гусеничного трактора через движитель распределяется по зна-чительно большей опорной поверхности, нежели у колесного трактора. Этим обеспечиваются лучшее сцепление с почвой, меньшее буксование, стабильные тяговые качества, возможность развивать более высокие тяговые показатели в сравнении с колесными машинами. Благодаря малым удельным давлениям на грунт гусеничные тракторы обладают повышенной проходимостью по слабым и влажным грунтам.

К недостаткам гусеничного движителя в сравнении с колесным относятся: высокая стоимость, повышенная металлоемкость, сложность конструкции и больщие затраты времени на техническое обслуживание.

К конструкции ходовой части гусеничного трактора предъявляются сле-дующие основные требования: эластичность подвески, обеспечивающая плав-ное движение трактора; надежное сцепление движителя с почвой при на-именьших сопротивлениях качению и повороту; хорошая самоочищаемость гусениц от грязи (отсутствие залипания); высокая долговечность гусениц, опорных катков, ведущих колес и других элементов; удобство эксплуатации, регулировок и замены звеньев, возможно меньший шум при движении.

Требования к плавности хода и меньшему шуму приобретают особое значение для тракторов, работающих на повышенных рабочих скоростях.

3. Рабочие и вспомогательные оборудование тракторов и автомоби-

К рабочему оборудованию трактора относятся гидравлическая навесная система, прицепные устройства и крюки, валы отбора мощности и приводной шкив.

Для соединения навесной машины с трактором и управления ее работой служит навесная система.

Трактор, навесная система и машина вместе образуют навесной агрегат.

Навесные агрегаты обладают весьма существенными преимуществами перед прицепными: хорошая маневренность, более высокая производитель-ность, меньший расход топлива на единицу выполненной работы, относительно малая металлоемкость навесных машин; кроме того, на некоторых видах работ исключается необходимость во вспомогательных рабочих.

Возможны разные варианты размещения навесных машин и соответствен-но их навески в тракторном агрегате: задняя, передняя, фронтальная, боковая, эшелонированная, шеренговая, комбинированная. В комбинированных агрега-тах, когда одновременно совмещается несколько технологических операций (скажем, культивация, посев и подкормка минеральными удобрениями), применяют совместно два варианта навески, например фронтальную и заднюю.

Навесная система состоит из двух основных частей: навесного устройства и гидравлической системы.

Навесное устройство служит для присоединения к трактору навесных сельскохозяйственных машин и представляет собой рычажную систему, раз-мещенную позади трактора.

Основное назначение гидравлической навесной системы –управление навесными машинами (их подъем и опускание, фиксация в определенном положении, регулирование глубины обработки почвы и др.

Прицепное устройство служит для буксировки прицепных машин и располагается сзади трактора; оно позволяет регулировать точку прицепа в горизонтальной плоскости, а у большинства тракторов и по высоте.

Приводные шкивы устанавливают на колесные универсально- пропашные тракторы. Шкив используется для привода от тракторного двигателя через ременную передачу различных стационарных машин.

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для привода рабочих органов агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин.

По месту расположения на тракторе ВОМ могут быть задними, боковыми и передними. Наиболее распространены задние ВОМ – их имеют все тракторы, за исключением самоходного шасси Т-16М.

4. Устройсетвя для улучщения микроклимата в кабинах и других ус -

ловиях труда водителя.

Тракторы и грузовые автомобили оборудуются герметизированными ка-бинами. Кабины должны быть просторными, удобными, облицованными изнутри теплошумоизолирующими материалами, иметь амортизаторы, пог-лощающие вибрацию, обеспечивать хорошую обзорность. Кабины остекляют безосколочными материалами, оборудуют солнце-защитным козырьком, регулируемым зеркалом заднего вида, аптечкой первой помощи, термосом для питьевой воды, огнетушителем. Лобовуое и заднее стекла снабжают устрой-ствами, предупреждающими их обледенение и запотевание. Для очистки лобового и заднего стекол предусматриваются стеклоочистители.

В кабине тракторов установливают подрессоренные сиденья, которые гасят низкочастотные колебания, вредные для организма человека.

Вентиляция кабины естественная (через открывающиеся передние стекла и опускающиеся стекла дверей) или принудительная. Для принудительной приточной вентиляции кабины служит вентилятор-пылеотделитель.

Трактор и автомобиль состоят из различных механизмов, находящихся между собой в определенном взаимодействии. Их конструкция и расположение могут быть различными, но принципы действия аналогичны.

Механизмы трактора можно разделить на следующие составные части: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование.

Расположение основных частей и механизмов у гусеничного трактора (на примере ДТ-75М) показано на рисунке 2.

Двигатель 1 предназначен для преобразования химической энергии сгорающего в нем топлива в механическую.

Рис. 2. Схема расположения основных частей, их механизмов и деталей гусеничного трактора ДТ-75М:

1 -двигатель; 2 - гидравлическая навесная система; 3 - прицепное устройство; 4 - ведущее колесо; 5 - планетарный механизм; 6 - конечная передача; 7 - коробка передач; 8 - соединительный вал; 9-сцепление; 10- гусеничная цепь; 11 - направляющее колесо; 12 - главная передача

Трансмиссия передает момент силы от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам. Она состоит из следующих механизмов: сцепления 9, соединительного вала 8, коробки передач 7, главной передачи 12, планетарного механизма 5 и конечных передач 6.

Ходовая часть служит для преобразования вращательного движения колес в поступательное движение трактора. В нее входят остов (рама), ведущие колеса (звездочки), гусеничные цепи 10, каретки подвески, направляющие колеса 11, поддерживающие ролики. При помощи двух ведущих колес и опорных катков подвесок трактор перекатывается по гусеничным цепям, состоящим из шарнирно соединенных стальных звеньев. Двигатель, механизмы трансмиссии и ходовой части трактора крепятся на раме.

Механизмы управления, воздействуя на ходовую часть, изменяют направление движения трактора, останавливают и удерживают его неподвижно. К ним относятся: механизм поворота (планетарный) 5, тормоза.

Рабочее оборудование трактора состоит из гидравлической навесной системы 1, прицепного устройства 3, вала отбора мощности и при­водного шкива.

Навесная система - это группа механизмов служащих для крепления навесных машин на трактор и управления их работой. Прицепное устройство позволяет буксировать различные прицепные машины и орудия. Вал отбора мощности используют для приведения в действие рабочих органов некоторых машин (силосоуборочного, картофелеуборочного и др.) при одновременном перемещении их по полю.

К вспомогательному оборудованию трактора относят кабину с подрессоренным сиденьем, капот, приборы освещения и сигнализации, системы отопления и вентиляции, компрессор и т.д.

Назначение основных частей и механизмов колесного трактора такое же, как и у гусеничного трактора.

Автомобиль (рис. 3) состоит из сборочных единиц и механизмов, образующих три составные части: двигатель, шасси и кузов.

Рис. 3. Расположение основных частей, их механизмов и деталей

автомобиля:

1 - управляемое колесо; 2 - передняя подвеска; 3 - сцепление; 4 – коробка передач; 5 - карданная передача; 6 - главная передача; 7 - дифференциал; 8 - задняя подвеска; 9 - ведущее колесо; 10 - рама; 11 - рулевое управление; 12-двигатель

Принципиальная схема расположения основных частей и механизмов мало отличается от схемы их расположения у колесного трактора с пневматическими шинами.

Шасси автомобиля состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. На шасси автомобиля устанавливается кузов, служащий для размещения водителя, пассажиров и грузов. К кузову грузового автомобиля принадлежат так же кабина для водителя и оперение автомобиля: капот, крылья и подножки.

Автомобили могут иметь вспомогательное оборудование: тягово-сцепное устройство, лебедку, системы отопления и вентиляции, компрессор и т.д.

Контрольные вопросы

1. Какие агротехнические требования предъявляются к пропашным тракторам?

2. Перечислите группы механизмов трактора и автомобиля. Каково их назначение?

1.3 ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА

Поршневые двигатели внутреннего сгорания классифицируют по следующим основным признакам:

По способу воспламенения рабочей смеси - двигатели с воспламенением от сжатия (дизели) и двигатели с принудительным воспламенением от электрической искры;

По способу смесеобразования - двигатели с внешним (карбюраторные и газовые) и с внутренним смесеобразованием (дизели);

По способу осуществления рабочего процесса - четырехтактные и двухтактные;

По виду применяемого топлива - двигатели жидкого топлива, работающие на бензине и дизельном топливе, двигатели газообразного топлива (на сжатом и сжиженном газе) и многотопливные;

По способу охлаждения - с жидким и воздушным охлаждением;

По числу цилиндров - одноцилиндровые и многоцилиндровые (двух-, четырех-, шести-, восьми-, двенадцатицилиндровые);

По расположению цилиндров - однорядные и двухрядные или V-образные (два ряда цилиндров расположены под углом друг к другу).

Горючая смесь -это смесь, состоящая из распыленного топлива и воздуха в определенной пропорции.

Рабочая смесь образуется в цилиндре работающего двигателя в результате перемешивания горючей смеси с остаточными газами.

На тракторах и автомобилях большой грузоподъемности применяют четырехтактные многоцилиндровые дизели, на автомобилях легковых, малой и средней грузоподъемности - четырехтактные многоцилиндровые карбюраторные и дизельные двигатели, а также двигатели, работающие на сжатом и сжиженном газе.

Поршневой двигатель внутреннего сгорания состоит из корпусных деталей, кривошипно-шатунного, газораспределительного, а так же систем питания, охлаждения, смазочной, зажигания и пуска, регулятора частоты вращения.

Поршень, свободно перемещаясь в цилиндре, занимает два крайних положения (рис. 4).

При каждом ходе поршня коленчатый вал поворачивается на половину оборота, т.е. на 180°.

Ход поршня центрального криво шипно-шатунного механизма равен двум радиусам кривошипно-шатунного вала.

Рабочий объем цилиндра V h (м 3) - объем цилиндра, освобождаемый поршнем, при перемещении от ВМТ к НМТ.

где d - диаметр цилиндра, м;

S - ход поршня, м.

Объем камеры сжатия V c - объем над поршнем, когда он находится в ВМТ.

Полный объем цилиндра V a (м 3) - сумма объема камеры сжатия и рабочего объема цилиндра, т.е. пространство над поршнем, когда он находится в НМТ.

Литраж двигателя V л - это сумма рабочих объемов всех его цилиндров двигателя. При малых объемах (до 1 л) его выражают в кубических сантиметрах, а при больших – в литрах:

где V h – рабочий объем одного цилиндра, м 3 ;

i – число цилиндров двигателя.

Степень сжатия – отношение полного объема цилиндра к объему камеры сжатия:

В карбюраторных двигателях степень сжатия колеблется в пределах 6…9, а в дизелях – 15…20.

Таким образом, степень сжатия - это отвлеченное число, показывающее, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сжатия.

Во время работы двигателя внутреннего сгорания в его цилиндре происходит периодически повторяющийся ряд изменений состояния рабочего тела (газа).

Рабочий цикл двигателя - комплекс последовательных процессов (впуск, сжатие, сгорание, расширение и выпуск), периодически повторяющихся в каждом цилиндре и обуславливающий работу двигателя.

Такт - часть рабочего цикла, происходящая за время движения поршня от одной мертвой точки к другой.

Двигатели, в которых рабочий цикл совершается за четыре хода (такта) поршня или за два оборота коленчатого вала, называют четырехтактными. Двигатели, в которых рабочий цикл совершается за два хода (такта) поршня или за один оборота коленчатого вала, называют двухтактными. Работу двигателя за один цикл определяют по индикаторной диаграмме-графику зависимости давления газа в цилиндре от объема, изменяющегося при перемещении поршня (координаты Р-V).

Индикаторную диаграмму снимают на работающем двигателе при помощи специального прибора-индикатора.

Карбюраторные двигатели. Топливо с воздухом смешивается в специальном приборе-карбюраторе, а горючая смесь воспламеняется от электрической искры. Эти двигатели устанавливают на автомобилях малой и средней грузоподъемности, а также тракторах для пуска основных дизельных двигателей.

Дизели. Такие двигатели отличаются от карбюраторных тем, что горючая смесь образуется внутри цилиндра и самовоспламеняется от температуры сжатого воздуха. Их применяют в качестве основных двигателей на тракторах и автомобилях большой грузоподъемности.

Принципы работы дизеля рассмотрим на примере упрощенной схемы (рис. 5). В цилиндре 6 помещен поршень 7, который шатуном 9 соединен с коленчатым валом 12. Если поршень перемещать в цилиндре вверх и вниз, то его прямолинейное движение преобразуется через шатун и криво шип во вращательное движение коленчатого вала. На конце вала закреплен маховик 10, который необходим для равномерности вращения вала при работе двигателя. Цилиндр плотно закрыт сверху головкой 1. В последней имеются два клапана: впускной 5 и выпускной 4, которые закрывают соответствующие каналы. Рис. 5. Схема одноцилиндрового дизеля: 1 - головка цилиндра; 2 - коромысло; 3 - форсунка; 4 - впускной клапан; 5 - выпускной клапан; 6 - цилиндр; 7 - поршень; 8 - поршневой палец; 9 - шатун; 10 - маховик; 11 - картер; 12 - коленчатый вал; 13 - шестерня привода распределительного вала; 14 - распределительный вал; 15 - топливный насос; 16 - передаточные детали; 17 - воздухоочиститель
Клапаны открываются под действием кулачков распределительного вала 14 через передаточные детали 16. Распределительный вал и вал топливного насоса приводятся во вращение шестернями 13 от коленчатого вала. Топливо в цилиндр поступает через форсунки 3 от топливного насоса. Рассмотрим, как протекает рабочий процесс в работающем одноцилиндровом четырехтактном дизельном двигателе. Поршень перемещается с помощью шатуна коленчатым валом вниз и, действуя подобно насосу, создает разрежение в цилиндре. Через открытый клапан цилиндр заполняется чистым воздухом под влиянием разности давлений. Выпускной клапан закрыт. В конце такта впускной клапан закрывается.

В начале работы двигателя коленчатый вал приводят во вращение посторонним источником энергии, например электрическим стартером или пусковым двигателем. В конце такта впуска давление в цилиндре в среднем составляет 0,08...0,95 МПа, а температура 30...50 °С (рис. 6, а).

Второй такт - сжатие (рис. 6, б). Поршень, продолжая движение с помощью коленчатого вала, перемещается вверх. Поскольку оба клапана закрыты, поршень сжимает воздух. Температура воздуха при сжатии повышается. Благодаря высокой степени сжатия повышается давление в дизельном двигателе до 4 МПа, а воздух нагревается до температуры 600 °С. В конце такта сжатия через форсунку в цилиндр впрыскивается порция дизельного топлива в мелко распыленном состоянии.

Третий такт - рабочий ход, или расширение (рис. 6, в). Мелкие частицы топлива, соприкасаясь с нагретым сжатым воздухом, самовоспламеняются. Подача топлива через форсунки и горение продолжается некоторое время после того, как поршень пройдет ВМТ. Благодаря задержке самовоспламенения топливо в основном сгорает во время этого такта. Оба клапана при рабочем ходе закрыты. Температура газов при сгорании достигает 2000 °С, давление повышается до 8 МПа. Под большим давлением саморасширяющихся газов поршень перемещается вниз и передает воспринимаемое им усилие через шатун на коленчатый вал, заставляя его производить механическую работу.

Рис. 6. Рабочий цикл одноцилиндрового четырехтактного дизеля: а - такт впуска; б - такт сжатия: в - такт расширения; г - такт выпуска

Четвертый такт - выпуск (рис. 6, г). Поршень перемещается вверх, а выпускной клапан открывается. Отработавшие газы сначала под действием избыточного давления, а затем поршнем удаляются из цилиндра. После перехода поршнем ВМТ выпускной клапан закрывается, а впускной клапан открывается, и рабочий цикл повторяется.

Рабочий цикл карбюраторного четырехтактного двигателя

В отличие от дизельного двигателя у карбюраторного двигателя воздух и топливо поступают в цилиндр одновременно в виде горючей смеси, приготовленной карбюратором.

Такт впуска . Поршень 4 (рис. 7, а) движется от в. м.т. к н. м.т. Над ним в полости цилиндра 1 создается разрежение. Впускной клапан 6при этом открыт, цилиндр через впускную трубу 7 и карбюратор 8сообщается с атмосферой. Под влиянием разности давлений воздух устремляется в цилиндр. Проходя через карбюратор, воздух распыливает топливо и, смешиваясь с ним, образует горючую смесь, которая поступает в цилиндр.

Рис. 7. Рабочий цикл одноцилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя:

а - такт впуска: б -такт сжатия; в -такт расширения; г- такт выпуска; 1 - цилиндр; 2- выпускная труба; 3 - выпускной клапан; 4 - поршень; 5 - искровая зажигательная свеча; 6 - впускной клапан; 7- впускная труба; 8- карбюратор; 9- шатун; 10- коленчатый вал

Заполнение цилиндра цилиндра 1 горючей смесью продолжается до прихода поршня в н. м. т. К этому времени впускной клапан закрывается.

Такт сжатия . При дальнейшем повороте коленчатого вала 10 (рис. 7, б) поршень движется от н. м. т. к в. м. т. В это время впускной 6 и выпускной 3 клапаны закрыты, поэтому поршень сжимает находящуюся в цилиндре рабочую смесь. В такте сжатия составные части рабочей смеси хорошо перемешиваются и нагреваются. В конце такта сжатия между электродами свечи 5 возникает электрическая искра, от которой рабочая смесь воспламеняется. В процессе сгорания топлива выделяется большое количество теплоты, давление и температура газов повышаются.

Такт расширения. Оба клапана закрыты. Под давлением расширяющихся газов поршень движется от в. м. т. к н.м.т. (рис.7, в ) и при помощи шатуна 9 вращает коленчатый вал 10, совершая полезную работу.

Такт выпуска. Когда поршень подходит к н. м. т., открывается выпускной клапан 3 и отработавшие газы под действием избыточного давления начинают выходить из цилиндра в атмосферу через выпускную трубу 2. Далее поршень движется от н. м. т. к в. м. т. (рис. 7, г ) и выталкивает из цилиндра отработавшие газы.

В двухтактном двигателе отсутствуют клапаны (рис. 8). Впуск горючей смеси и выпуск отработавших газов у пускового двигателя осуществляется через окна в цилиндре, которые своевременно открываются и закрываются движущимся поршнем.

При движении вверх поршень 2 (рис. 8, а) перекрывает впускное окно 3 в цилиндре, в результате чего над поршнем происходит сжатие рабочей смеси. Одновременно под поршнем создается разрежение, и из карбюратора 4 через впускные окна 5 цилиндра горючая смесь засасывается в кривошипную камеру 6.

При подходе к ВМТ в свече зажигания образуется электрическая искра, и рабочая смесь в цилиндре воспламеняется (рис. 8, б). На этом заканчивается первый такт. Под давлением образовавшихся от сгорания рабочей смеси газов поршень перемещается вниз, совершая рабочий ход, который происходит до тех пор, пока откроются выпускные окна, и начнется выпуск отработавших газов через выпускную трубу наружу. При движении поршня вниз горючая смесь в кривошипной камере сжимается. В конце второго такта поршень открывает окно продувочного канала 7, и горючая смесь нагнетается из кривошипной камеры в цилиндр, вытесняя из него отработавшие газы (рис. 8, в).

Рис. 8 . Схема работы двухтактного двигателя:

а - первый такт; б - конец первого и начало второго такта;

в - конец второго такта

1 - свеча зажигания; 2 - поршень; 3 - выпускное окно цилиндра; 4 - карбюратор; 5 - впускное окно цилиндра; 6 - кривошипная камера; 7 - продувочная камера; 8 - цилиндр; 9 - выхлопная труба; 10 - картер

Происходит продувка и одновременно наполнение цилиндра свежей горючей смесью. При этом горючая смесь частично выходит вместе с отработавшими газами. Таким образом, за два хода поршня (два такта) совершается полный рабочий цикл.

Двигатели с описанным рабочим процессом называют двигателями с кривошипно-камерной продувкой. Эти двигатели по конструкции и в эксплуатации проще, чем четырехтактные. Их работа протекает более равномерно потому, что рабочий ход происходит при каждом обороте коленчатого вала. Однако двухтактные двигатели менее экономичны, чем четырехтактные. При продувке через выпускные окна теряется 30% горючей смеси. Поэтому двухтактные карбюраторные двигатели используют при кратковременной работе для запуска дизельного двигателя трактора.

Рабочий цикл четырехтактных двигателей совершается за два оборота коленчатого вала. За это время коленчатый вал получает усилие от поршня только при одном полуобороте, соответствующем рабочему ходу поршня. Три других полуоборота продолжаются по инерции, и коленчатый вал с помощью маховика перемещает поршень при всех вспомогательных тактах - впуске, выпуске и сжатии. В последствие этого коленчатый вал одноцилиндрового двигателя вращается неравномерно: при рабочем ходе - ускоренно, а при вспомогательных тактах -замедленно. Кроме того, одноцилиндровый двигатель обычно имеет небольшую мощность и повышенную вибрацию. Поэтому на современных тракторах и автомобилях устанавливают многоцилиндровые двигатели. Чтобы многоцилиндровый двигатель работал равномерно, такты расширения должны следовать через равные углы поворота коленчатого вала, т.е. через равные промежутки времени. Например, в четырехцилиндровом четырехтактном двигателе такт расширения (рабочий ход) в цилиндре происходит через 180° (720°) по отношению к предыдущему, т.е. через половину оборота коленчатого вала. Другие такты этого двигателя передаются также через 180°.

Последовательность чередования одноименных тактов в цилиндрах называют порядком работы двигателя. Порядок работы четырехцилиндровых отечественных двигателей 1-3-4-2. Это означает, что после рабочего хода в первом цилиндре следующий рабочий ход происходит в третьем, затем в четвертом и, наконец, во втором цилиндре (рис. 9).

Зная порядок работы цилиндров двигателя, можно правильно распределить провода по искровым свечам зажигания, присоединить топливопроводы к форсункам и отрегулировать клапаны.

Рис. 9. Чередование тактов четырехцилиндрового двигателя с порядком работы 1-3-4-2

Общее устройство. Двигатели установленные на тракторах (дизели) включают следующие механизмы и системы.

Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное движение поршней во вращательное движение коленчатого вала.

Газораспределительный механизм управляет работой клапанов, что позволяет в определенных положениях поршня впускать воздух в цилиндры, сжимать его до определенного давления и удалять оттуда отработавшие газы.

Система питания обеспечивает подачу отмеренных порций топлива в определенный момент в распыленном состоянии в цилиндры двигателя.

Смазочная система необходима для непрерывной подачи масла к трущимся деталям и отвода теплоты от них.

Система охлаждения предохраняет стенки камеры сгорания от перегрева и поддерживает в цилиндрах нормальный тепловой режим.

Система пуска нужна для проворачивания коленчатого вала во время пуска.

В отличие от дизеля, карбюраторный двигатель имеет следующие особенности: система питания карбюраторного двигателя предназначена для приготовления горючей смеси в специальном приборе - карбюраторе и подачи ее в цилиндры; для зажигания рабочей смеси в цилиндрах карбюраторного двигателя служит система зажигания.

Контрольные вопросы

1. По каким основным признакам классифицируются двигатели?

2. Что такое степень сжатия?

3. Каков порядок работы четырехтактного четырехцилиндрового двигателя?

4. Назовите основные механизмы и системы двигателя?

Цель занятия . Знакомство с видами рабочего и вспомогательного оборудования автомобилей и тракторов.

Материалы и оборудование . Макеты рабочего оборудования. Плакаты.

2. Механизм навески. Схемы настройки механизма навески.

3. Силовое и позиционное регулирование.

4. Валы отбора мощности.

5. Рабочее оборудование автомобилей.

6. Системы с пневматическим приводом.

Порядок выполнения работы.

1. Назначение и работа гидронавесной системы трактора.

С целью полной реализации потенциальных возможностей и показателей мощности тракторы снабжены различным рабочим оборудованием. На современных тракторах используют гидронавесную систему, регулятор глубины обработки почвы, догружатель ведущих колес, вал отбора мощности, приводной шкив, прицепное устройство. К рабочему оборудованию автомобилей относят прицепное устройство, лебедку, приспособление для накачивания шин, различные приборы. Навесная система для присоединения сельскохозяйственных машин сзади состоит из гидроцилиндра 1 (рисунок 1), вала с рычагом, двух подвесных рычагов, соединенных раскосами с нижними продольными тягами, центральной тяги. Рычаг 2 вала 3 соединен со штоком гидроцилиндра 1. Передние концы продольных тяг 8 в точках А", В и центральной шарнирно присоединены к корпусу трансмиссии трактора, а их задние концы в точках А, Б, В к оси под- веса в точках А, Б рабочей машины или орудия (рисунок 1) и к стойке в точке В. Различают двух- и трехточечные навесные устройства. У двухточечного навесного устройства обе продольные тяги соединены в точке Г. Таким образом, продольные и центральная тяги имеют две точки крепления к корпусу трансмиссии трактора. У трехточечного (рисунок 10.1, а) навесного устройства продольные тяги крепятся раздельно в точках А и Б 81 и таким образом продольные и центральная тяги имеют три точки крепления к корпусу трансмиссии. На гусеничных тракторах предусматривается пере оборудование механизма навески из двухточечной в трехточечную и наобо- рот. Колесные тракторы оснащены трехточечным навесным устройством. Трёхточечную схему используют, например, при работе трактора с культиваторами, сеялками и другими широкозахватными машинами.



Рисунок 1 – Устройство механизма навески

Такая схема позволяет тракторному агрегату отклоняться от прямолинейного движения, поэтому ее используют при работе трактора с плугами, свеклоподъемниками и другими машинами, рабочие органы которых глубоко входят в почву. Возможны различные варианты размещения навесных машин в трак- торном агрегате (рисунок 2): задняя, передняя, фронтальная, боковая, эшелонированная, шеренговая, комбинированная. В комбинированных агрегатах, когда одновременно совмещаются несколько технологических операций (например, культивация, посев и подкормка минеральными удобрениями), применяют одновременно два варианта навески, например фронтальную и заднюю.

Рисунок 2 - Схемы навески машин на трактор

2 Гидравлическая навесная система

Гидравлическая навесная система служит для соединения навесных машин и орудий с трактором, а также перевода их в рабочее и транспортное положение. Она состоит из навесного устройства и гидравлического привода (системы). Трактор, гидравлическая навесная система и машина образуют навес- ной агрегат. Навесные агрегаты обладают существенными преимуществами перед прицепными: хорошая маневренность, более высокая производительность, меньший расход топлива на единицу выполненной работы, относительно малая металлоемкость навесных машин. Кроме того, на некоторых видах работ не нужен вспомогательный обслуживающий персонал. В состав гидравлической навесной системы входят масляный насос, распределитель, гидроцилиндры, бак для масла, запорные и разрывные устройства и маслопроводы, механизм навески, а в тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 - дополнительно гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) и регулятор глубины обработки почвы. На рисунке 10.3 изображена схема действия гидравлической навесной системы (ГСВ и регулятор глубины обработки почвы условно к гидросистеме не подключены). Масляный насос 1 (рисунок 10.3, а) из бака 2 нагнетает масло в распределитель 3. Золотник 4 распределителя с помощью рукоятки 5 можно устанавливать в четыре положения: подъем (П), нейтральное (Н), опускание (О) и плавающее (Пл). Когда золотник занимает положение П (показано на рисунок 10.3, б), масло из распределителя нагнетается по масло- проводу в полость Б гидроцилиндра 6 и перемещает в нем поршень в сторону полости А. При этом шток поршня через механизм навески 8 поднимает орудие 9. В то же время из полости А масло вытесняется поршнем и отводится через распределитель в бак. Условно путь масла в распределителе показан на рисунке 3.

Рисунок 3 - Схема гидравлической навесной системы тракторов МТЗ-80

Когда рукоятка поставлена в положение Н, золотник запирает отверстия, ведущие в маслопроводы основного гидроцилиндра, поэтому поршень в нем неподвижен и орудие остается в установленном положении, а масляный насос, работая вхолостую, перекачивает масло через распределитель в бак. При установке рукоятки в положение принудительного опускания насос подает масло в полость А гидроцилиндра, орудие опускается поршнем, а масло вытесняется им из полости Б в бак. Если рукоятку установить в плавающее положение, золотник расположится так, что масло будет перетекать через распределитель из одной полости гидроцилиндра в другую. Это позволит орудию подниматься и опускаться, копируя опорным колесом поверхность почвы. Насос будет работать вхолостую, как при нейтральном положении. Рассмотрим устройство и действие отдельных узлов гидравлической системы на примере гидросистемы трактора МТЗ-80 и его модификаций (рисунок 4). В гидравлическую систему входят шестеренный насос НШ-32-2 (НШ - насос шестеренный, цифры - теоретическая подача жидкости в см3 на один оборот вала привода насоса), основной Ц-100 и два выносных Ц-75 цилиндра (Ц - цилиндр, цифры - внутренний диаметр корпуса в миллиметрах), распределитель Р75-33-Р, силовой (позиционный) регулятор, гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ), гидроаккумулятор, корпус гидроагрегатов с фильтром и шланги высокого давления с запорным устройством.

Рисунок 4 - Схема гидросистемы трактора

Насос 1 через всасывающий патрубок 2 забирает масло из бака и под давлением более 10 МПа подает по маслопроводу к распределителю 6 и силовому регулятору 13. Распределитель регулирует направление потока масла. Он направляет масло либо в бак по сливному маслопроводу, пропуская его через фильтр, либо по промежуточному маслопроводу в ГСВ. Далее по маслопроводу масло поступает в силовой регулятор и по рукаву высокого давления в гидроцилиндр или через боковые выводы непосредственно к гидроприводу сельскохозяйственных машин. Неподвижно закрепленные на тракторе устройства гидросистемы соединяют стальными бесшовными трубопроводами, рассчитанными на давление до 32 МПа, а к гидроцилиндрам жидкость подводится по гибким шлангам. Маслопроводы соединяют с помощью специальных муфт, снабженных самозапирающимися устройствами шарового типа. Регулятор глубины обработки почвы работает следующим образом. Верхняя центральная тяга навесного устройства соединена с корпусом заднего моста трактора не жестко, как обычно, а болтом через пластинчатую пружину. При заглублении машины, например плуга, сверх нормы увеличивается давление на пружину, в результате чего ее длина уменьшается, а по- водок через тягу и рычаг силового регулирования перемещает золотник силового регулятора вверх, в результате чего масло направляется в гидроцилиндр и плуг выглубляется. Как только глубина обработки почвы достигнет заданной величины, уменьшится воздействие на пружину, она удлинится, возвратит золотник регулятора в исходное положение и подача масла в цилиндр прекратится. Включение (и выключение) регулятора в систему осуществляется рычагом переключателя. Если навешенные на трактор машина или орудие удерживаются во время работы в заданном положении (позиции) относительно остова трактора независимо от тягового сопротивления, например при посеве на поле с ровным рельефом, то золотник регулятора соединяется через тягу с поворотным рычагом, посредством которого шток гидроцилиндра соединен с навесным устройством. При перемещении рычага сигнал через тягу передается на золотник силового регулятора, который для подъема или опускания рабочей машины направляет масло в гидроцилиндр. Догружатель ведущих колес бывает двух типов: механический, когда сцепной вес увеличивают за счет веса агрегатируемой машины, перенося переднюю точку присоединения центральной тяги (чем ниже точки присоединения тяги, тем больше сцепной вес), и гидравлический (ГСВ). Гидравлический догружатель или увеличитель сцепного веса расположен на стенке корпуса гидроагрегатов справа от распределителя. Работает он следующим образом. При недостаточном сцепном весе тракторного агрегата (ведущие колеса начинают пробуксовывать) с помощью ГСВ в гидроцилиндр под небольшим давлением (0,8...0,35 МПа) подается масло. При этом навесное устройство стремится поднять навешенную машину в транспортное положение, но давления, создающего подъемную силу 300...500 Н, для этого недостаточно. Тем не менее усилие передается через навесное устройство на корпус трактора, прижимая его задние колеса к почве и уменьшая их буксование.

3 Валы отбора мощности, приводной шкив и прицепное устройство

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин. По месту расположения ВОМ может быть задний, боковой (рисунок 15) и передний. Наиболее распространены задние ВОМ - их имеют все тракторы, за исключением самоходного шасси Т-16М. Универсальные тракторы (МТЗ-80, Т-40М и др.), кроме заднего, оборудованы боковым ВОМ. Все агрегатируемые с самоходным шасси Т-16М машины размещают на специальной раме впереди двигателя, поэтому здесь применяют передний ВОМ.

Рисунок 5 – Вал отбора мощности

По характеру привода различают зависимый, независимый и синхронный ВОМ. Если ВОМ приводится во вращение от одного из валов трансмиссии, то его работа зависит от включения и выключения муфты сцепления 87 трактора: при выключении муфты сцепления вместе с остановкой трактора прекращается вращение ВОМ. Привод ВОМ такого типа называется зависимым. Независимый ВОМ получает вращение от специального вала, соединенного с двигателем через отдельную муфту сцепления или двухпоточную муфту, а иногда через планетарный механизм, что позволяет выключать ВОМ независимо от выключения главного сцепления трактора. Синхронный ВОМ приводится во вращение от вала, соединенного постоянной передачей с вторичным валом коробки передач. Поэтому частота его вращения изменяется с переменой передачи, но остается постоянной на 1 м пути (3,5 мин -1). Такой ВОМ необходим при посеве, работе с разбрасывателями удобрений и т. д. По скоростному режиму различают ВОМ с постоянной и переменной частотой вращения (синхронные). У ВОМ с постоянной частотой вращения она зависит не от включения передачи, а от частоты вращения коленчатого вала двигателя. У синхронных ВОМ частота вращения пропорциональна поступательной скорости трактора. Тракторы МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150 и Т-150К оборудованы двухскоростным ВОМ с частотой вращения выходного вала 540 и 1000 мин-1 . Большинство тракторов оборудовано односкоростным ВОМ с частотой вращения 540 мин-1 , а тракторы К-700 и К-701 - с частотой вращения 1000 мин-1 . Приводной шкив предназначен для использования мощности двигателя трактора на стационарных работах. От шкива через ременную передачу приводятся в движение различные машины (например, зерноочистительные, кормоперерабатывающие и др.). У одних тракторов шкивы расположены сзади, у других - сбоку, но в любом случае шкив размещен в трансмиссии после сцепления. Шкив трактора МТЗ-80 приводится в действие от заднего ВОМ. При- водной шкив трактора ЛТЗ-55А может быть установлен как на корпусе при- ставного заднего ВОМ, так и на шлицевом хвостовике бокового ВОМ. Прицепное устройство служит для буксировки прицепных машин и тележек (прицепов). Оно состоит из скобы (поперечины), закрепленной в кронштейнах остова трактора, и серьги, присоединенной к скобе пальцами. Устройство размещают сзади трактора. Оно позволяет регулировать точку присоединения машин и тележек к трактору в горизонтальной плоскости, а у большинства тракторов и по высоте. У трактора МТЗ-80 и его модификаций поперечина 1 (рисунок 6), к которой двумя пальцами присоединена серьга 4, укреплена на концах ниж- них тяг навесного устройства. К серьге с помощью шкворня присоединяют прицепные машины, работающие в полевых условиях на скорости до 15 км/ч. Для изменения положения серьги в горизонтальной плоскости на поперечине справа и слева от продольной оси трактора выполнены отверстия.

Обычно на тракторах, снабженных навесным устройством, прицепную скобу с серьгой укрепляют на концах продольных тяг навесного устройства, а высоту точки прицепа регулируют при помощи навесной системы. Кроме того, тракторы могут быть оборудованы гидрофицированными прицепными крюками для работы с самосвальными полуприцепами или при- цепными поездами.

4 Рабочее оборудование автомобилей

Буксирное устройство. На передних концах продольных балок рамы грузовых автомобилей устанавливают крюки для буксировки неисправного автомобиля. Для соединения автомобиля с прицепом в задней поперечине рамы, усиленной раскосами, располагают буксирное устройство, Лебедка, устанавливаемая на полноприводных грузовых автомобилях, предназначена для самовытаскивания и подтягивания автомобилей и прицепов на труднопроходимых участках. Кузовы автомобилей предназначены для размещения различных гру- зов, пассажиров или специального оборудования. По типу кузова грузовые автомобили бывают общего назначения (с кузовом в виде грузовой платформы) и специализированные (самосвалы, цистерны, фургоны и др.). Кузовы легковых автомобилей могут быть следующих типов: седан - четырехдверный кузов с двумя или тремя рядами сидений; лимузин - кузов 89 седана с перегородкой, отделяющей пассажиров от водителя; купе - двухрядный кузов с одним или двумя рядами сидений; фаэтон - кузов с мягким складным верхом и съемными боковинами; кабриолет - кузов с откидывающимися задней стенкой и частью крыши; универсал - кузов грузопассажирского автомобиля с двумя или четырьмя дверями и люком сзади; спорт - двухместный кузов с закрытым или открытым верхом. Автобусы имеют закрытый каркасный кузов вагонного типа. Седельно-сцепное устройство автомобилей-тягачей предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, передачи части массы полуприцепа на раму тягача и тягового усилия к полуприцепу. 11 Вспомогательное оборудование Вспомогательное оборудование включает в себя кабину, органы управления и контроля, устройства для создания микроклимата в кабине и снижения уровня вибрации, шума и др. Вспомогательное оборудование устанавливают на тракторе и автомобиле для предохранения основных узлов машины и двигателя от неблагоприятного воздействия внешней среды (солнце, дождь, грязь и т.д.), для обеспечения безопасных и комфортных условий работы водителя и соблюдения эстетических требований. Обшивка и капот предохраняют от загрязнения и повреждений детали машины. Способствуют экономичной работе двигателя (особенно в холодное время года), предохраняя его от переохлаждения. Кабина, где водитель проводит большую часть рабочего времени, должна обеспечивать условия работы в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями. Современные тракторы и автомобили оборудованы кабинами, защищающими водителя от атмосферных воздействий, вибраций, возникающих при работе машины, и т. д. Уровень шума в кабине не должен превышать 90 дБ. В кабине трактора МТЗ-80 при работе двигателя на максимальных оборотах уровень шума достигает 84,5 дБ. Сиденья водителя в автомобилях и на тракторах имеют мягкие подушки и спинки, причем сиденья и спинки в автомобилях подрессорены пружинами. У некоторых машин сиденья по высоте и длине регулируются в зависимости от массы и роста водителя. Воздух в кабине должен быть чистым, относительной влажности 30...70%. Для поддержания микроклимата устанавливают кондиционеры и другие устройства для подогрева воздуха и вентиляции. Кроме того, предусмотрены противосолнечный козырек, зеркало заднего вида, стеклоочистители, футляр для санитарной аптечки и др.

Контрольные вопросы

1. Назначение гидроуселителя сцепного веса

2. Режимы работы валов отбора мощности

3. Принцип работы переднего вала отбора мощности

4. Лебедка, назначение, устройство.

5. Сцепное устройство тягачей.