Психологическая концепция К. Г. Юнга. Основные концепции классической глубинной психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг) Современные психологические концепции

Наука психология создала немало школ, направлений, концепций. Отношение к ним было разное, вплоть до отрицания. От советской психологии идеологические работники постоянно требовали монистического подхода к изучению и толкования психических явлений. Методологической основой исследования психики должна стать диалектически-материалистическая философия. Диалектический материализм - термин, которым обозначалась философия К. Маркса (1818-1883). Диалектика Г.-В.-Ф. Гегеля (1770-1831) была идеалистической, а материализм Л. А. Фейербаха (1804-1872) был недиалектического (метафизическим). К. Маркс соединил материализм и диалектику.

Несмотря на попытки партийных идеологов сориентировать психологию бывшего Советского Союза на единый подход к выяснению сути психики, все же во многих случаях ученые в конкретных исследованиях использовали достижения психологов различных направлений и школ. Такое творчество в науке оправдана, если иметь в виду чрезвычайную сложность предмета исследования, большое количество факторов, действующих на те или иные психические явления.

Интроспективная психология охватывает ряд направлений. Общим в них является то, что все они используют основной метод изучения психики - самонаблюдение, то есть наблюдение человека за собственным сознанием.

Одним из направлений интроспективной психологии является учение о "внутреннем опыте", с позиции которого психические явления узнают принципиально иным способом, чем материальные (Дж. Локк (1632-1704), Р. Декарт (1596-1650) и др.). Интроспекцию психологию следует рассматривать как важный этап в развитии науки. В конце концов, почти все современные психологи считают сознание совокупностью феноменов, часть которых можно изучать с помощью самонаблюдения, то есть интроспекции (от лат. Introspectare - смотрю внутрь).

Ассоциативная психология берет свое начало от древней философии. В рамках этого направления психические явления объясняли преимущественно с помощью понятия о ассоциации. Еще Аристотель высказал мнение, что психические явления сочетаются по сути, сходством и контрастностью. Это направление в психологии существовал довольно долго. Более поздние исследования побудили отказаться от его абсолютизации, особенно в отношении мышления, психологического обоснования обучения и др. Так, было доказано, что построенное на ассоциативной теории обучения дает репродуктивные знания. Но положение представителей ассоциативной психологии плодотворно используют в современной психологии, например, для объяснения некоторых механизмов памяти в психоанализе, шизоанализ.

Некоторые из представителей ассоциативной психологии придерживался теории "елементаризму", согласно которой сознание состоит из простых элементов (ощущения, упоминание т.п.), а эти элементы объединяются по законам ассоциаций.

Психоаналитический подход разработал 3. Фрейдом (1856 - 1939) в конце XIX - начале XX в. сначала как метод лечения психических заболеваний, а впоследствии для построения гипотез и теорий по психологии, в частности для объяснения роли бессознательного в жизни человека. Фрейд стремился создать обобщение не только психологического, но и философского характера, построить оригинальную теорию психоаналитической психологии и философии. В анатомии личности Фрейд выделял три компонента, которые взаимодействуют между собой: "Оно", "Я", "Сверх-Я". Бессознательное "Оно", по 3. Фрейду, является унаследованным человеческой организацией глубинным слоем, "кипящим котлом инстинктов", неугомонных поездов человека. Сознательное "Я" является посредником между "Оно" и внешним миром. "Я" выполняет функцию воздействия этого мира на бессознательное "Оно". "Сверх-Я" - это "интернализована версия общественных норм и стандартов поведения".

По 3. Фрейду "Я" пытается подчинить себе "Оно", а если это не удается, то "Я" подчиняется "Оно", создавая видимость своего превосходства над ним. "Сверх-Я" тоже может господствовать над "Я", выступая в роли совести или бессознательного чувства вины. Итак, по 3. Фрейду, "Я" как бы сжатый в тисках многих противоречий. "Я" отмечает Фрейд, находится под угрозой со стороны внешнего мира, со стороны "возмущения" "Оно" и строгости "Сверх-Я". Психоанализ 3. Фрейда постепенно изменялась - появился неофрейдизме. Один из его представителей - немецко-американский психолог Э. Фромм (1900-1980) возразил биологизм 3. Фрейда, пересмотрел символику бессознательного, смещая акценты с подавления сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социальными причинами. Он ввел понятие "социального характера", трактуя его как связующее звено между психологией индивида и социальной структурой общества.

Объективная психология - психологическая школа, направленная на применение объективных методов анализа, основанных на конвенциальных правилах фиксации психических явлений. К таким проявлениям относят поведение, реакции, рефлексы и тому подобное. Из этой школы берут начало другие направления в психологии.

Бихевиоризм (от англ. Behavoirrism - поведение) - направление в американской психологии, представители которого отрицают сознание как предмет психологии. Основатель этого направления Дж. Б. Уотсон (1878-1958) выступил против понимания психологии как науки о непосредственных субъективные явления. Вместо этого он предложил считать предметом психологии поведение. Понятие о образы, мышление, чувства и т.д.

Дж. Уотсон заменил понятиями о мышечные и секреторные реакции. Уотсон предложил схему "стимул" (S - R), которая означает, что в каждой ситуации стимула S соответствует определенное поведение или реакция R. Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека. Стимулом является каждый физический, химический или механический агент, способен раздражать рецепторы кожи, глаза, уха, носа или языка. Однако такие взгляды оказались ограниченными, и на смену бихевиоризма пришел необихевиоризм.

Необихевиоризм - направление в американской психологии. Возник в 30-х годах XX в., Воспринял главное положение бихевиоризма, согласно которому предметом психологии является объективное наблюдение реакции организма на стимул внешней среды (схема S - R). Однако представители необихевиоризма ввели в общей схемы "промежуточную переменную" - связующее звено между "стимулом" и "реакцией" (S - О - R) считают, что понятие "промежуточная переменная" (О) определяет познавательные и мотивационные компоненты поведения. Сторонники этого направления обосновали "закон эффекта" ("закон выгоды"), рассматривая поведение личности как совокупность "воздействий" (реакций) за определенные "вознаграждения" (стимулы), которые получает человек. Они считают, что среднее звено (О) не поддается анализу с помощью объективных методов.

Один из представителей необихевиоризма американский психолог Б.Ф. Скиннер (1904-1990) феномены сознания, самопознание, моральные ценности и мотивы, субъективность человека пытается объяснить мотивацией поведения. Цель человеческой деятельности, утверждает он, лежит вне индивида, в сфере объективированных надличностных структур.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt - целостная форма, образ) - одно из направлений в психологии 20-30-х годов XX века, созданный М.Вертгеймером (1880-1944), В.Келера (1887-1967), К.Коффкою (1886-1941) и другими немецкими психологами. Они исходили из примата целого над частями, формы над материалом. Начальным и основным элементом психики гештальтисты считают не ощущения, а целостные образы - гештальты. Эти образы возникают вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры, которым свойственны константность и стойкость. Гештальтисты перенесли срок "гештальт" на мыслительные и культурные образования как целостности, элементы которых связаны в единую структуру.

Психологическую школу, связанную с деятельным подходом, была создана в бывшем Советском Союзе. Эта школа строилась на принципах развития, предметности и историзма. ее представители творчески обрабатывали идеи иностранных ученых, в частности швейцарского психолога, философа и логика Ж. Пиаже (1896-1980) операционной концепцию интеллекта и другие подходы. Многие наработок этой школы имеют определенную научную ценность.

Персонализм (от лат. Persona - лицо) - направление в психологии и философии, возникшее в конце XIX в. в России, Украине и США. Представителями персонализма были украинский и русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948), американский философ Б. П. Боун (1847-1910), французский мыслитель Э. Мунье (1905-1950) и др. Они провозглашали личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности "верховной личности" - Бога. По мнению представителей этого направления, исследования развития личности - основа для изучения всех психических явлений.

Гуманистическая психология возникла в начале 50-х годов XX в. Она не является однородной, но все ее сторонники придерживаются точки зрения, что психологию не следует строить по образцу естественных наук: человека надо изучать как активный объект исследования. Представители этого направления - американские психологи А.Х. Маслоу (1908-1970), К. Роджерс (1902-1982) и др. - Сосредоточивали внимание на автономности, са-моактуализации, самосовершенствовании, свободе выбора, ответственности, стремлении человека к высшим ценностей.

В центре внимания гуманистической психологии - проблемы личности, ее развитие. В противовес психоанализа представители гуманистической психологии подчеркивают роль сознания и самосознания в причинной обусловленности человека. Например, К. Роджерс рассматривает эмпатию как основной метод "центрированной на клиентов" психотерапии, в которой психолог вступает в глубокий эмфатический контакт с пациентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Психологов этого направления интересовали ведущие мотивы в жизни человека, потребности личности в положительном оценки и тому подобное.

Когнитивная психология (от лат. Cognitus - знание, познание) - одно из направлений современной психологии. Исследования представителей когнитивной психологии связанные с анализом различных аспектов мыслительной деятельности индивида. К принципам когнитивной психологии принадлежит трактовка человека как деятельного, активного к восприятию информации личности, руководствуется определенными планами, правилами, стратегиями. Для представителей когнитивной психологии характерна направленность исследований на переход от понимания сложного феномена к простому. Значительное влияние на развитие понятийного аппарата когнитивной психологии произвела теория информации и исследования в области искусственного интеллекта.

Экзистенциальная психология (от лат. Exixtentia - существование) - направление в психологии, основанной на принципах гуманистической психологии и смысле бытия человека, связанного с проблемами стресса и тревоги. Представители этого направления считают, что основными психологии должны быть проблемы времени, жизни и смерти человека, - ее свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одиночества человека; смысла жизни и поиск этого смысла.

Экзистенциальный психоанализ - направление в психоанализе, направленный на рассмотрение человеческого бытия, направленного на осмысление человеческой реальности через будущее, а не прошлое.

Функциональная психология ориентирует на исследование приспособительных функций психики. Она возникла в США в конце XX в. Впоследствии дифференцировалась, выделив несколько течений, которые возглавляли Т. А. Рибо (1839-1916) во Франции, Н. Н. Ланге (1858-1921) в Украине и др. Все они определяли психологию как науку о функциях сознания.

Аналитическая психология основана швейцарским психологом и психиатром К. Г. Юнгом (1875-1961). Он трактовал процесс психического развития индивида как ассимиляцию сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. По К. Юнгу, центром психики является архетип Самости (архетип - от греч. - Начальный образ, идея). Понятие самость Юнг употребляет как архетип коллективного бессознательного. Развитие личности в процессе его индивидуализации идет от сознания к личному бессознательного, а от него - к коллективному бессознательному, центром которого является самость. К. Юнг отмечает, что в мифах, сказках сновидениях символами Самости часто является мудрый дедушка, крест, круг, квадрат и другие символы Целостности. Он использует это понятие для обоснования самореализации глубины коллективного бессознательного. Конечной целью индивидуального развития является достижение личной неповторимости. Согласно К. Юнгу, человеческая психика объединяет в себе различные архетипы. Все они рассматриваются как глубинный, первоначальный образ, который человек воспринимает только интуитивно и который в результате бессознательной деятельности оказывается "на поверхности сознания" в форме разнообразных представлений, символов - важного основания воображения, фантазии.

Срок свое используют в аналитической психологии для оценки субъективного внутреннего видения, которое состоит в субъекта о самом себе, о своих чувствах, помыслы и тому подобное. Употребляют и понятие свое глубинное. Оно означает совокупность знаний человека о своем внутреннем мире, независимый от внешней реальности.

К. Юнг ввел понятие комплекс - совокупность взаимосвязанных, эмоционально заряженных идей. В психоанализе комплекс трактуют как бессознательное психическое образование, которое возникает в результате вытеснения из сознания идей, связанных с важными для индивида переживаниями. Распространены понятия "комплекс неполноценности", "комплекс превосходства" и другие. Комплекс (от англ. Complex и лат. Complexus - связь, сочетание). Термин, используемый в психологии для обозначения болезненного осознания собственного несовершенства.

Структурный психоанализ - направление современного психоанализа, основанный на значении языка для характеристики бессознательного, подсознательного и для терапии психоневрологических заболеваний.

Феноменологический психоанализ охватывает психоаналитические взгляды и концепции, направленные на расширение феноменологических составляющих психоанализа и переосмысления их на базе феноменологической концепции сознания, то есть концепции, согласно которой духовная сущность сознания не зависит от реального существования человека и его жизненного опыта.

Глубинная психология - направление, в котором решающее значение придают неосознанным компонентам, расположенным в "глубинах" психики человека, спрятанным за поверхностью сознания.

Проективная психология построена на положениях о целостности личности как единого "организма", неотделимость личности от социальной среды; рассмотрение личности как саморегулирующейся системы с целью организации субъективного опыта в соответствии с задачами адаптации и т.

Топологическая психология - направление гештальтпсихологии, разработанный немецким и американским психологом К. Левином (1890-1947), согласно которому описание поведения человека во внешнем мире можно сделать с помощью математических понятий топологии - одного из разделов математики, изучающий те свойства фигур, не изменяются при любых деформациях.

Гормична (хормична) психология - направление в английской и американской психологии, авторы которого считают, что основой каждого психического явления есть особая нематериальная сила - Горм (Хорма) она проявляется как инстинкт.

Культурно-историческая теория UC Выготского (1890-1934). Согласно этой теории у человека возникает особый вид психических функций, полностью отсутствует у животных. Важным положением этой теории является тезис об опосредованном характере высших психических функций.

Педология (наука о детях) - направление в психологии и педагогике. Возник в конце XIX в. Основная идея педологии - комплексное рассмотрение развития ребенка. Ценным в педологии было и есть стремление практической направленности на диагностику психического развития. В 1936 году педологию в Советском Союзе было объявлено "лженаукой".

Концепция психологии народов - одно из направлений в социальной психологии. Возник в Германии в середине XIX в. Согласно этой концепции, главной движущей силой истории является народ, "дух целого", что выражает себя в искусстве, религии, воспитании, языке, мифах, легендах, обычаях и т. Представители этой концепции исходят из того, что индивидуальная психика, сознание личности является продуктом целого, звеном в социально-психологическом связи Психологию народов они считали отдельной наукой. К представителям этой концепции принадлежал частности в Германии В.Вундт (1832-1920), в Украине - А. А. Потебня (1835-1891).

Операциональная концепция интеллекта и генетической эпистемологии основана швейцарским ученым Ж. Пиаже (1896-1980). Ведущим фактором интеллектуального развития ребенка он считал процессы социализации. Источником интеллектуального развития, по Ж. Пиаже, являются действия с вещами.

По мнению Ж. Пиаже, психика функционирует и развивается в пределах адаптации индивида к схемам поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешенности субъекта и объекта является образование так называемых операционных структур. Под операцией понимают действие, способное координироваться с операциями в структуре ансамбля. Ж. Пиаже употреблял понятие схема, каким обозначал организованную совокупность движений (сосание, хватание, толкание), присущих ребенку от рождения или приобретенных или операций (анализ, классификация, измерение и т.д.), которые развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Концепция отношений личности. Разработал украинский психолог А. Ф. Лазурский (1874-1917) и российский психолог В.М. Мясищев (1892-1972). Согласно этой концепции, психологическим ядром личности является ее сознательно-избирательное отношение к действительности.

Программно-ролевая концепция научного коллектива - теория коллективной научной деятельности.

Концепция поэтапного формирования умственных действий. Разработал российский и украинский психологом Б.Я. Гальперин (1902-1988); связана с учением о создании у человека действий, образов и понятий.

Концепция деятельного опосредования межличностных отношений - социально-психологическая концепция, разработанная современный российский психолог А. В. Петровский.

Психоаналитическая герменевтика - одна из научных течений, в которой рассматривается мыслительное толкование текстов при психоаналитических исследованиях.

Антипсихиатрия - учение, направленное на радикальную перестройку современной психиатрии как формы насилия над психикой личности.

Биопсихизм - теория, согласно которой психика приписывается всему живому, даже растениям.

Волюнтаризм - течение в психологии, авторы которой считают, что свобода лежит в основе психики человека.

Психология поступка - начал украинский психолог В. А. Роменец (1926-1998). На современном этапе выступает как концепция, в которой автор пытался соединить гуманистические идеи с другими, возникшие в прошлом.

Логотерапия - направление, связанное с поисками смысла жизни.

Психосоматика - направление в медицине, основанный на признании исключительно преимущества роли психических факторов в появлении и течения болезни и выздоровлении пациента.

Неопсихоанализ - направление в психологии, психоанализе и психотерапии.

Неофрейдизме - направление в современной психологии, психоанализе, философии и социологии. Возник на основе реализации положений 3. Фрейда о том, что его учение универсальное и приобрело не только психологического, но и философское значение. Делались попытки совместить фрейдизм с марксизмом и другими философскими теориями. Особенно проникли идеи 3. Фрейда и представителей неофрейдизма в науку о искусства, социальную психологию, этнографию и тому подобное.

В украинской психологии преобладает общий взгляд на психику как функцию мозга, как отражение объективной реальности; отмечается самодетерминация психической деятельности, общественная обусловленность сознания, единство сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Понимание своеобразия психического заключается в том, что это особый вид деятельности. Это деятельность не мозга, а человека как ее субъекта, более или менее осознанно творит собственную психику с помощью мозга и несет ответственность по результатам самосоздания. Что именно человек чувствует, воспринимает, представляет, о чем и как он думает, к чему стремится, какие цели ставит перед собой, интересами, взглядами, убеждениями руководствуется в своем поведении, именно в этом проявляется своеобразие психического. Игнорировать субъективное в психической деятельности - значит отрывать эту деятельность от ее носителя (С. Костюк).

Кроме объяснения природы психического, для украинской психологии характерно выяснения его движущих сил настоящего регулятора психической активности, поиск ответа на вопрос, который выводит на проблему "внутреннего и внешнего". Актуальны формулы С.Л. Рубинштейна "внешнее через внутреннее" и А.Н. Леонтьева "внутреннее через внешнее", принцип детерминизма А.Н. Ткаченко; мысли С. Костюка об объективности психологических законов, определяющих становление, возникновение и развитие субъективного. Они направлены на раскрытие механизмов функционирования и развития психики человека.

Контрольные вопросы и задания

1. При определении науки психологии дают следующие ответы:

а) психология - наука о душе;

б) психология - наука о поведении человека;

в) психология - наука о самом сложном, что известно человечеству;

г) психология изучает психические процессы, состояния и свойства;

д) психология - наука о закономерностях формирования психики. Ответы, есть по Вашему мнению удачными? Обоснуйте свой выбор.

2. Назовите пять-шесть областей знания, которые приобрели самостоятельный статус, и объясните, что они изучают.

3. Основными понятиями общей психологии являются познавательные, волевые и эмоциональные процессы. Объясните их суть.

4. Как устроен мозг человека? В чем суть действия мозга человека как единой функциональной системы?

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Второй изд. испр. и доп. - М.: Академия, 1994.

3. Куликов Л.В. Психология личности. Основные понятия и проблемы. - СПб., 2000.

4. МаслоуА. Психология бытия. - СПб., 1997..

5. Татенко В.А. Психология в субъективном измерении. - М.: Просвещение, 1996..

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

В принципе каждая психологическая теория - это, прежде всего, образ человека. В данном случае мы остановимся на подходах, в рамках которых проблематика человека сознательно акцентируется.
Б.С. Братусь пишет о том, что российская психология стоит на перепутье. В настоящее время в ней оформились три подхода к человеку: гуманитарная психология, нравственная психология, христианская психология. В отличие от гуманистической психологии стержень новой гуманитарной психологии Братусь видит в том, что она отказывается от естественнонаучной парадигмы и ставит своей задачей собирание воедино гуманитарных воззрений на человека. При этом идея личности есть орган, инструмент такого собирания, строительства человека. Само строительство человека, его развитие, зависит от нормы его развития. Поэтому главный вопрос: ведет ли развитие человека к обретению человеческой сущности, к соответствию человека своему понятию.
Эти поиски человеческой природы Братусь связывает с христианской психологией, которая опирается на христианский образ человека. Сама психология видится как нравственная психология. Нравственное развитие понимается им как норма, как главное условие здоровой личности. Христианская психология добавляет к представлению о человеке наличие неких абсолютных оснований нравственного выбора, придавая ему не только человеческое, но и божественное значение, рассматривая человека как Образ Божий, а нормальное развитие как реальный опыт подражания Христу.
Православной ориентации придерживаются и такие психологи, как В.И. Слободчиков, Р.Б. Введенский, С.Л. Воробьев. Католическую практику пытается удерживать в своих опытах Н.Л. Мусхелишвили (точнее, он практикует опыт иезуитского образования).
Концепция В.И. Слободчикова представляется одной из наиболее разработанных и детально прописанных. Более того, именно эта концепция ориентирована на антропологическую версию психологии развития. Автор выделяет ряд базовых парадигмальных установок в психологии человека:

  • Натурализм, понятийный строй которого задается отношением человек-природа, организм-среда. Человек детерминирован и натурален. Развитие человека понимается как рост готовых форм, готовых природных данных.
  • Социоморфизм. Он задается отношением человек-общество. Человек есть социальный индивид с ролями и функциями.
  • Гносеологизм. Развитие понимается как формирование когнитивных структур.
  • Культуроцентризм. Развитие человека понимается как освоение им культурных форм посредством знакового опосредования.
  • Теологизм. Развитие понимается как поиск и становление образа Бога в человеке. Развитие человека есть осуществление образа Бога
в индивидуальной жизни. Истинный человек при этом есть свободный человек. Процесс становления человека есть процесс обожения, теозис, восстановление и обретение образа и подобия Божия.
В последние годы, отмечает Слободчиков, наряду с перечисленными парадигмами, складывается еще одна, универсальная парадигма - антропологическая. Психология человека при этом выступает не как простая сумма знаний о человеке, а как новая ориентация, новый угол зрения на человека и его место в мире. Суть этого поворота, по мнению автора, в переориентации на проблему становления человеческой субъективности. Психология развития есть история развития человеческой субъективности. Причем, подчеркивает Слободчиков, всякое развитие проблематично. Оно не существует как готовое, натуральное качество. Объект развития натурально не задан. Он специально конструируется. Человек всегда существует с другим (бытие-с-другим, по М. Хайдеггеру, Mit-anderen-Sein). Человек обретает в своем развитии живую общность, со-бытие. Последнее и есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Развитие и со-бытие - две главные категории в антропологической парадигме. Антропологическая парадигма, считает автор, объясняет собой все остальные парадигмы в психологии человека.
По-иному к проблему развития человека подходит Б.Д. Эльконин. Исходная идея его концепции заключается в том, что классические опоры развития перестали существовать. Мы не можем опираться на некую культуру как на данность, как на некий остов. Мы не "врастаем" в культуру. Мы сами есть эта культурная сфера, мы сами - ее "органы", ее живые "моторы".
В основание новой онтологии Б.Д. Эльконин закладывает три базовые категории развития (которые разрабатывались в традиции неоплатонизма, в частности в философии А.Ф. Лосева как культурной рефлексии мифа): понятия идеальной формы, события, посредничества.
Идеальная форма - эта образ совершенного субъекта, образ совершенного, культурного взрослого, воссоздание которого является главным событием в культурном развитии человека. Принципиальным для Эльконина, естественно, является не сама по себе констатация кризиса в культуре, а необходимость воссоздания идеальной формы.
В онтологии развития Эльконина в качестве главной выступает идея воссоздания, возрождения субъектом исходного состояния, которое можно описать как пребывание в мифе. Этому состоянию должна соответствовать и форма воссоздания. В качестве последней выступают образец и ритуал. Ключевой фигурой в данном акте является посредник, носитель образца-архетипа, демонстрирующий, несущий на себе идеальную форму, которая представляет собой воплощение мифа.
В акте посредничества заключается главное событие субъектнос- ти. Фактически каждый, претендующий на то, чтобы быть субъектом развития, должен стать посредником.
На этих актах воссоздания строится вся живая, дышащая онтология развития, которая и определяет новые ориентиры в новой культурной ситуации.
Остановимся на ряде работ зарубежных авторов, обсуждающих сходную проблематику психологии человека и психологии развития, работающих на стыке психологической и культурной антропологии.

Из всего массива исследований были выбраны те, которые касаются, как мне представляется, главной проблемы - проблемы встречи культуры и человека. С этой точки зрения мы не найдем ничего существенного ни у Э. Эриксона, ни у Ж. Пиаже. Зато много интересного в данном отношении можно найти в работах М. Коула и других американских авторов, последователей Л.С. Выготского.
Вкратце ключевые моменты их концепций сводятся к следующему:

  • Конкретный индивид при своем рождении попадает не в "безвоздушное" социальное пространство, а во вполне определенную культурную среду. Предыдущие поколения оставляют после себя среду, наполненную орудиями, искусственными средствами, приспособлениями, овеществленными в материальной форме (artifacts).
  • Культура является не просто некой "средой-вместилищем", состоящим из этих артефактов и обволакивающим каждого индивида. Культура определенным образом структурирована ими. М.Вартофский предлагает трехуровневую иерархию артефактов.
Артефакты первичного уровня - это конкретные вещи, предметы со своими функциями, используемые в производстве, в быту. Они используются как орудия труда, как функциональные вещи.
Вторичные артефакты - это описанные и закодированные способы, нормы использования этих первичных артефактов. В принципе это техники и технологии, различные "культурные схемы" и "модели".
К третичным артефактам относятся "воображаемые миры", миры возможностей, игровые формы, творчество человека в разнообразных формах.
  • Артефакты являются не просто некими внешними по отношению к конкретному индивиду материальными носителями опыта, в которых тот закодирован определенным образом. Они являются культурными орудиями, определяющими поведение индивида, т.е. выступают в качестве "медиаторов", посредников. Это то, о чем говорят и наши отечественные авторы как о ключевой идее культурноисторической теории. Словом, артефакты не просто вещи и знаки. Они превращаются в орудия, в средства культурного развития. При этом Коул утверждает, что первые теоретики культурно-исторической концепции "не установили связи между концепцией индивидуального опосредованного действия и культурой". Кстати, пытаясь выяснить эту связь, он исходил в основном из американской культурной антропологии.
  • Итак, культура - это не просто структурированная и иерархированная среда развития. В ней необходимо выделить те ключевые структуры и механизмы, которые определенным образом влияют на культурное развитие индивида. Р. Д"Андраде предложил вычленить определенные культурные единицы организации всего культурного материала и называть их "культурными схемами" и "культурными моделями". Они являются образцами, которые воспроизводятся каждым индивидом. При этом он указывает, что артефакт воплощает в себе единство материального и идеального. Точнее, материальный объект есть воплощение идеи. Точно по Платону.

  • /\
Один из видов культурных схем некоторые исследователи выделяют как особый - это "сценарии" (script). К. Нельсон пишет, что сценарии - "обобщенные интерпретации событий", которые предопределяют поведение конкретных людей, их роли, последовательность их действий, их цели, результаты.

и Имея богатый набор сценариев и моделей, культурных схем, можно составить максимально полную библиотеку траекторий развития человека, развития новых поколений. Этот набор культурных инструментов (или верстак сценариев) может обогатить арсенал прогнозов и диагностик культурного развития.

  • Задача культурного взрослого - задать этот "инструментарий" ребенку. А задача последнего - решить, какую культурную схему и при каких обстоятельствах ему выбрать в качестве сценария. Тем самым нам остается полшага до проблемы культурного возраста. Нельсон указывает, что дети вырастают внутри круга событий, контролируемых взрослыми, следовательно, среди "форматированной", происходящей в рамках взрослых сценариев деятельности. В этом смысле приобретение сценариев - наиболее важный момент для приобретения культуры, а значит - взросления, т.е. культурного развития.
  • Во взрослом формате жизни есть свой набор сценариев взрослого поведения. Освоение их есть взросление, т.е. вхождение во взрослое сообщество. Впрочем тогда необходимо уточнить базовые модели взаимодействия взрослого и детского обществ и сами понятия "взрослость" и "детство".
  • Итак, форматы и сценарии лежат как бы за пределами конкретного индивида в культуре.
В данной связи особую актуальность приобретает вопрос о контексте и ситуации. Мы практически никогда не воспринимаем тот или иной предмет абстрактно. Мы взаимодействуем друг с другом в конкретной ситуации, в контексте, понимаем друг друга ситуативно. Контекст, утверждает Коул, это "форма, в которой оформляется содержание". Это среда в отношении к конкретному событию, среда же - то, что окружает. Контекст - это то, что окружает, соединяясь в виде концентрических кругов и переплетаясь в живом событии. Контекст всегда больше своих составляющих, взятых в отдельности.
  • В качестве единицы культуры выделяется артефакт-медиатор, идеально, т.е. знаково-символически, и материально выраженный предмет-орудие. Артефакты, пишет М. Коул, не определяют мышление и деятельность, но они "обеспечивают полисемические ресурсы для процесса построения деятельности".
  • Таким образом, мир, в который вступает взрослеющий индивид, - это форматированный мир, мир сценариев и моделей деятельности. Будучи усвоенными во взрослом поведении, эти сценарии преобразуются в определенные культурные формы упреждающего поведения. К таковым прежде всего относятся сценарии, описанные Э. Берном. Коул называет подобный механизм упреждающего, предупредительного поведения механизмом "пролепсиса" (лат. prolepsis - упреждение), т.е. "представление о будущем акте развития как о существующем в настоящем".
Через пролепсис родители проектируют, планируют, буквально сценируют вероятное будущее своих детей, учителя - своих учеников. И все те, кто находится в функции обучающего, сценируют поведение тех, кого они обучают.
  • М. Коул распространил идею посреднической функции артефакта на обучение и разработал методику "умного опосредованного чтения с вопросами". Он со своими коллегами определяет "акт чтения как продолжение способности к опосредованию своего взаимодействия со сре-

дой путем интерпретации печатного текста". Эта методика переведена С. Смирнов и опубликована отдельным изданием. Современная
Артефакты, роли, сценарии чтения составляют структурную среду жтрслсщошя развития чтения и одновременно выступают как инструменты, которые используют при обучении чтению.
Надо сказать, что М. Коул накопил богатый опыт кросс-культурных исследований. Многие годы он занимался ими в Африке и Мексике, участвовал в ряде проектов в школах и колледжах США. В 1978 г. он основал Лабораторию сравнительного изучения познавательных процессов.
В заключение вернемся к тезису Коула о том, что культурно-историческая психология в лице ее основателей не преодолела разрыва между индивидом и культурой. Автор считает, что его обращение к американской культурной антропологии обусловлено тем, что "недостаток культурно-исторического подхода в настоящее время состоит в его неспособности дать адекватное описание того, как естественная и культурная линии развития, филогенез и история культуры, совмещаются и переплетаются в онтогенезе".
Это замечание целесообразно приложить к разработкам в отечественной детской и возрастной психологии. Зачастую в этих исследованиях, даже проводимых в духе культурно-исторической теории, культура стоит отдельно, социальный контекст - также отдельно. А индивид со своими психологизмами - отдельно. В этом смысле говорить о действительности культурного развития не приходится. Пока не будет выстроена единая карта культурного развития, которая могла бы стать конфигуратором развития любого субъекта (двух индивидов, социальной группы, этноса, цивилизации), до тех пор трудно говорить о культурном развитии и культурном возрасте.
Пафос всех исследований М. Коула и его коллег заключается в следующем. Культура есть сад, в котором исследователь является садовником, ухаживающим за своими творениями. И этот сад, богатый, многообразный, исследователь должен создавать, творить. Он как готовый не существует. Исследователь практически создает эту культурную среду развития, конструирует ее. Она должна быть искусственно создана как многоуровневая, иерархированная, многоцелевая. И в ней самой исследователь живет со своими детьми и коллегами. Только тогда возможно преодоление разрыва между философией и психологией, филогенезом и онтогенезом, индивидом и культурой.
Из работ отечественных авторов, работающих на стыке психологии деятельности и культурно-исторической психологии, необходимо выделить, прежде всего, работы В.П. Зинченко. В 90-е годы он предложил идею "поэтической антропологии", идею "органической психологии". Одна из ключевых его идей - идея становления функционального органа как новообразования в человеке, из которых (органов) складывается "душевный организм" (это продолжение традиций А.А. Ухтомского и Л.С. Выготского). Его безусловная заслуга - смелое введение в психологию языка живого слова, вполне работающих метафор, таких, как "живое знание", "живое движение", "хронотоп живого движения".
Другая значимая для современной психологической антропологии фигура - Ф.Е. Василюк. Он, в частности, предложил некий синтез православной психопрактики, "синергийную" психологию. При этом делается акцент на том, что нужна новая антропология. Психология и 7

психотерапия не могут быть антропологически "нейтральными" и не замечать, энергию какой мощности они мобилизуют в человеке, "размораживая" очередной архетип и выпуская его, как джинна, в социальное пространство. Психотерапия невозможна без идеи обожения человека, т.е. без христианской антропологии. Такая психотерапия и называется синергийной. Она осуществляет соработничество Бога и человека. В данном случае налицо перекличка идей Ф.Е. Василюка и С.С. Хоружего.
Отметим также работы А. А. Пузырея, одного из самых тонких знатоков психологической антропологии Л.С. Выготского. Пузырей разграничивает "психологию секрета" и "психологию тайны". Первая есть психология с заранее готовым ключиком к человеку. Он в ней понятен и предсказуем. Подобная схема и проекция человека есть в каждой крупной концепции. Вместе с тем, есть психология тайны; здесь человек не дан и не задан, он всегда остается тайной, проблемой, открытой перспективой. И перед каждым исследователем стоит проблема выбора: создавать психологию секрета или психологию тайны.
Что касается современной ситуации, А.А. Пузырей отмечает следующее. Необходимо, чтобы психология имела дело с реальными человеческими проблемами. Психология должна иметь дело с "полным" человеком, с человеком Пути (в духе психологии тайны). Для самого человека психология должна стать личностным опытом духовной работы.
(Продолжение следует)
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА

На факультете семь кафедр: философии, истории философии, философской и психологической антропологии, эстетики и этики, связей с общественностью, теории и методики философско- культурологического образования. Высокий уровень подготовки обеспечивают 32 доктора и более 40 кандидатов наук.
За десять лет развития на факультете сформировались и активно действуют несколько научных центров и лабораторий:центр связи с общественностью, учебно- практическая лаборатория PR, учебно-научная лаборатория при кафедре художественной культуры, центр практической эстетики "Эйдос", центр прикладной этики (профессиональная этика PR).
Перечислим основные темы научно-исследовательских разработок:

  • человек как предмет философского и научного познания,
  • философские образы человека и мира: история и современность,
  • современная философская антропология,
  • нравственно-эстетические ценности человека,
  • философско-культурологи- ческая антропология,
  • PR в сфере коммуникаций и образования,
  • человек в системе общественных коммуникаций.
Сегодня факультет философии человека - сложившаяся институция, обладающая разносторонним научно-практическим опытом. Коллектив факультета с оптимизмом смотрит в будущее.
©2004В.А. РАБОШ, В.И. СТРЕЛЬЧЕНКО

Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики. Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.

Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины. Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

В качестве основного понятия когнитивной психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека.

Основной вывод, к которому пришли представители этого направления, заключается в том, что во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

Неофрейдизм вышел из психоанализа Фрейда. Его представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др. Общее во всех этих воззрениях – признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.

Так, А. Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом. Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно. Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

Концепцию К. Юнга называют еще аналитической психологией. Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества. Выделяются два типа бессознательного: личное и коллективное .

Личное бессознательное приобретается в ходе накопления жизненного опыта, коллективное – передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством.

Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, которые чаще всего проявляются в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение.

Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же часто воспринимается как нечто враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.

Юнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов личности, как интроверты и экстраверты. Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной энергии и причины происходящего, а экстравертам – во внешней среде. В дальнейших исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широко использоваться в диагностических целях.

Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:

1) мыслительный (интеллектуальный) – создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;

2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;

3) сенсорный – довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется к внешнему миру;

4) интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.

Каждый из перечисленных типов может быть как интро-, так и экстравертированным. К. Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.

Еще один яркий представитель неофрейдизма – Э. Фромм, который явился родоначальником гуманистического психоанализа. Э. Фромм полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены. Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению.

Фромм разделяет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется.

Генетическая психология. Ее основатель – швейцарский психолог Ж. Пиаже , который изучал психическое развитие ребенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его можно рассматривать и как представителя когнитивной психологии.

В процессе когнитивного развития выделяются три периода:

1) сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);

2) этап конкретных операций (с 1,5–2 до 11–13 лет);

3) этап формальных операций (после 11–13 лет).

Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды. Обучение только тогда будет эффективным, когда оно вовремя начато и учитывает уже имеющийся уровень.

Ж. Пиаже писал: «Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета. Это, конечно же, не означает, что учителям не следует разрабатывать экспериментальные ситуации, стимулирующие творческие способности учеников».

Основными факторами, определяющими когнитивное развитие, являются созревание, опыт и социальное научение.

Современная структура психологических знаний характеризуется следующими тенденциями:

1) стирание границ между ранее существовавшими самостоятельными направлениями в психологической науке, например, многие современные ученые используют в своих теориях знания, накопленные в рамках различных направлений;

2) современная психология все чаще становится востребованной практикой, а это приводит к дифференциации не по теоретическим школам, а по областям применения знаний в практических сферах деятельности;

3) психологические знания обогащаются за счет тех наук, с которыми психология активно сотрудничает, решая общие задачи.

Итак, область теоретического и практического приложения современной психологии очень широка, а психология – это активно и динамично развивающаяся наука.

3. Современные психологические концепции

К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.

Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.

Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.

Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.

Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом, поэтому иногда называется «фрейдизм».

Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное.

Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека

Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях. Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.

В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 1930-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.

Вплоть до 1960-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.

Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.

Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.

Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.

Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

Основной вывод, во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПС) автора БСЭ

Из книги Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога практика автора Разумовская Анна

4.4. Концепции восприятия комплекса маркетинга услуг Как и обещали, возвращаемся к концепциям восприятия. Мы уже говорили выше о рабочих моделях маркетинг-микса и о самом продукте «услуга», лишь вскользь упомянув концептуальные подходы. Тем не менее именно в этой области

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью – две современные концепции Этика ненасилия возникла именно тогда, когда насилие уже правило миром, творило беззаконие. Из истории этики нам известно, что всякое новое течение возникает в противовес

Из книги «Левые взгляды» в политико-философских доктринах XIX-XX вв.: генезис, эволюция, делегитимация автора Рясов Анатолий

Оформление концепции «русского социализма» как самостоятельного течения «левой мысли» В 30-е гг. XIX в. в России получили распространение труды европейских философов, в первую очередь интерес представляли поздняя классическая немецкая философия (Г.Гегель, Л.Фейербах) и

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ Как измерить личностные черты, способность к чтению, способность ориентироваться в пространстве и другие психологические особенности? Можно, в частности, использовать различные тесты, которые психологи разработали как раз для того, чтобы измерять

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

48. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Концепция стратегического планирования в российской экономике получила широкое распространение в 90-х годах прошлого века как элемент стратегического управления. В отечественной практике использование

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

54. ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Л.С. Выготский выделил три группы периодизаций: по внешнему критерию, по нескольким признакам детского развития.I группа. Для нее свойственно построение периодизации на внешнем

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

22. ПОНЯТИЕ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ (МАРКСИСТСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВИСТСКАЯ, СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ) Право – это система действующих в обществе общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных и охраняемых государством Признаки

Из книги Как раскрутить «клиента» на деньги автора Андреева Юлия

11.2.Психологические качества Желающего идти судьба ведет, не желающего – тащит. Клеанф Кроме способности почувствовать кто перед вами, уметь выслушать или разговорить замкнутого клиента, превратив его минус в ваш общий плюс, девушке работающей на консумации

Из книги Массаж от классики до экзотики. Полная энциклопедия систем, видов, техник, методик автора Еремушкин М. А.

Глава 4 Франчайзинг спа-концепции CITYSPA - полезная модель успешного бизнеса Сырченко А. И. Не так давно в России получил бурное развитие пришедший к нам с Запада метод «легкого старта» бизнеса, или, как порой его еще переводят, «льготного предпринимательства». Названный

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

О “РУССКОЙ ДОКТРИНЕ” КАК ПОРОЖДЕНИИ БИБЛЕЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА Андреев В.Н. Критика Русской доктрины с позиций Концепции общественной безопасности (КОБ)– Центр «Стратегия будущего», 31.12.2005“Центр динамического консерватизма объявил о работе по созданию

Из книги Ребенок и уход за ним автора Спок Бенджамин

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

Из книги МСФО. Шпаргалка автора Шредер Наталия Г.

Из книги EDC и НАЗ: отличия, концепции комплектования (кратко) автора estimata

estimata EDC и НАЗ: отличия, концепции комплектования (кратко) Попробую немного рассказать что такое EDC и НАЗ. Собственно, все ниже приведенное - мое ИМХО и на академичность не

Психологические концепции
Краткий экскурс в историю психологии

1 Первые представления связаны с анимизмом

2 Материалисты –философы древности (Демократ, Лукреций, Эпикур – душа кА разновидность материи

3 Философ-идеалист Платон – душа – божественной, отличающееся от тела

4 Аристотель в «трактате о душе» выд психологию как своеобразную область знания выдвинул идею о неразделимости души и тела. Ф-ия души – реализация биологического существования души. Познание чел-ка возможно через познание Вселенной. Психология – наука о душе

5 Средневековье – душа – божественное начало

6 с 17 в нач эпоха в развитии псих знания. Способность думать, чувствовать наз сознанием. Псих наука о сознании. Декарт: различие души человека с телом. Декартовский дуализм: понятие душа стало превращаться в разум, позднее в сознание. Задача псих подвергнуть анализу содержание и состояние сознания

7 Спиноза – попытка соединить опять душу и тело

8 Лейбниц ввел понятие о бессознательной психики

9 Вольф ввел термин эмпирическая психология. Набл за псих явл. Локк: душа – пассивная, но способная воспринимать среда.

10 Выд псих как самостоят науки в 60-х гг XIX вв. Вундт открыл экспериментальную псих лабораторию. Структуралистский подход: псих наука о структуре сознания. Объективный эл сознания – ощущения, субъективные – чувства.

11 Функционалистич подход. Роль сознания закл в том, что бы дать чел-ку приспособиться к окруж обстановке

12 Сеченов – основопол. отеч психологии.

13 Бихевиорист подход. Уотсон, Скиннер, Бандура. Псих – наука о поведении.

14 Гештальдт псих. Вертгеймер, Келер, Левин, выдвинули программу изуч. психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Разраб. понятие психологического образа.

15 Нач XX в возник психоанализ. Изуч бессознательную мотивацию, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских псих. травм на сознание чел-ка.

16 Связать природу ядра психики с соц условиями пытались Хорни, Салливен, Фромм

17 Когнитивная психология. Найссер, Пайвио отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям

18 Гуманистич психология. Олпорт, Мэррей, Мэрфи, Роджерс, Маслоу предметом псих. исслед. считают здоровую творческую личность чел-ка.

19 Духовная (христианская) псих – своеобразная ветвь гуманистич псих. Предмет – явления духовной жизни

20 Трансперсональная псих. расс-м чел-ка как духовное,космич чу-во неразрывно связанное с Вселенной, облад доступом к общемировому информационному космическому полю.

21 Интерактивная псих. рассм чел-ка как сущ-во, главная х-ка к-го явл общение, взаимодействие с окруж людьми.

22 Леонтьев – механизм формирования высших ф-ий как процесс взращивания высших форм орудийно-знаковых дейст в субъективные структуры психики чел-ка. Лурия – один из создателей нейропсихологии. Гальперин – расс-м псих процессы как ориентировочную деят субъекта в проблемных ситуациях.

Фрейдизм.

Термин психоанализ: теория личности и психопатологии, метод терапии личностных расстройств, метод изучения неосознанных мыслей и чувств чел-ка.

Область подсознательного – весь опыт, кот легко может вернуться в сознание. Сознание – ощущения и переживания в данный момент. Бессознательное – хранилище инстинктивных побуждения и эмоций.

Структура личности:

I Ид – ОНО – бессознательное. Врожденные инстинкты, принцип удовольствия

II ЭГО – Я – сознание. Формир под влияние общества, принцип реальности

III Суперэго – Сверх Я – совесть. Формир. через преодоления Эдипого комплекса

Сублимация – преобразование энергии подавляемых, запретных желаний выд виды деят-ти.

Защитные механизмы:

1 вытеснение желаний

2 Отрицание – уход в фантазию

3 рационализация – бессознательная попытка оправдать свое неправильное или абсурдное поведение

4 инверсия или противодействие – подмена действий отв желанию на диаметрально противоположное

5 проекция – бессозн попытка избавиться от навязчивого желания, приписав его другому

6 замещение – проявл эмоционального импульса переадрес от более угрожающего объекта к менее

7 изоляция

8 регрессия – возвращение на более ранний примитивный путь развития

Св-ва защитных механизмов:

Действ на неосозн ур-не, самообман

Искажают, отрицают восприятие реальности

Тревога у невротиков явл. следствием неадекватной разрядки энергии либидо, средство предупреждения чел-ка о надвиг опасности.
Теория сексуального развития Фрейда. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют х-р, личность взрослого чел-ка, патологии, неврозы, жизненные проблемы.

Психосексуальная деят-ть начинается с кормления грудью. Рот младенца – зона удовольствия. Оральная стадия. Если произошла фиксация на этой стадии форм пассивный тип личности

Орально-агрессивная стадия. у ребенка появл зубы, кусание ср-во выраж сост недовольства

С приучением к туалету внимание перемещ на ощущения, связ с дефекцией (анальная стадия), а позднее с мочеиспусканием (уретральная фаза)

В 4 года нач преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Развив комплекс Эдипа или Электры

Латентный период -10-11 лет. интерес ребенка направлен на обучение, общение

Генитальный период – секс. влечения и интересы усил. и концентрируются на определенных представителях противополож пола.

Развитие заверш наступл «психологич зрелости», параметрами к-ой явл. способность чел-ка любит другого чел-ка, стремление чел-ка проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового, полезного для людей.

Переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фиксация может происходить в результате фрустрации и сверхзаботливости родителей.
Задача психоанализа: воссоздать болезненные психологич симптомы чел-ка, реконструировать прошлое травматич событие. Недостаток фрейдизма – преувелич роли сексуальной сферы в жизни чел-ка. Чел-к – противоречивое, мучающееся сущ-во, поведение к-го опред бессознательными факторами.
Бихевиоризм.

Ам. психология XX в. Закон эффекта Торндайка: связь между S и R если есть подкрепление.

Личность – организованная и относит устойчивая система навыков. Человек- реагирующее действующее, обучающееся сущ-во запрограммированное на реакции, действия поведение, что можно программировать.
Поведенческая концепция Скиннера.

Рассм личность как систему реакция на разл стимулы. Положение о 3 видах поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное, (вызываются стимулами S и называются отвечающим поведением) и оперантное. Процесс приспосабливания строится из проб, реакции, кот не вызываются стимулом, а выдел организмом, нек оказываются правильными т подкрепляются. их Скиннер называл оперантными. Ср-во формир нового поведения – подкрепление.

Принцип оперантного обуславливания: «поведение живых сущ-в обуславл последствиями, к кот оно приводит. В зависим от того будут ли дейст правильными, организм проявит тенденцию повторить поведенческий акт или не предать ему значения».
Теория соц научения:

По Роттеру соц поведение можно описать с помощью след понятий:


  1. поведенческий потенциал – чел облад опред набором действий, реакций сформ на притяж. жизни

  2. на поведение челк-а влияет субъективная вероятность

  3. также влияет характер подкрепления, его ценность для чел-ка

  4. влияет «локус» контроля Экстерналы возлаг ответственность за всем на внеш обстоят-ва, интерналы на себя.

Типология поведения по Макгвайру: типология поведения и поступков чел-ка должна проводиться в завис от целей, потребностей, ситуации.

16 типов поведения:

Персептивное поведение (стремл совлад с инф перегрузкой)

Защитное поведение

Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собств действий

Привычное поведение

утилитарное поведение – стремл чел-ка решить проблему с максимал достижением

Ролевое поведение

Сценарное поведение

Моделирующее поведение – повед чел-ка в больших и малых группах

Уравновешивающее

Освобождающее – стремл обезопасить себя от реальных или кажущихся негативных действ

Атрибутивное – устранение противоречий между реальным поведение и субъективной системой мнений

Экспрессивное

Автономное

Утверждающее

Исследовательское

Эмпатическое
Когнитивный подход в психологии

Согласно концепции Брунера: наше познание мира носит чувственный и двигательный х-р. Сенсомоторное отображ действит-ти решающе в детский годы

Язык – важнейшее орудие развития когнитивных процессов.

Жан Пиаже: когнитивное развитие – результат постепенного развития.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем объективное значение ситуации

Эллис: неправильное поведение челк-а вызвано иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией».

Неадаптивность автоматических мыслей, искажения в оценках ситуации объясняются дисфункциональностью лежащих в их основе базисных посылок.
Когнитивный подход к личности Келли. Когнитивное направл подчерк влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение челка-. Люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, наз конструктами. Личностный конструкт – это идея или мысль, кот чел использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. предст собой устойчивый способ, кот чел-к осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Личность – организованная система более менее важных конструктов, кот чел использует для интерпретации мира.
Гуманистические теории личности.

Изучает здоровые, гармоничные личности. Если чел стремиться понять смысл своей жизни, реализовать себя, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития. Развитие личности – повышение понимания реального я. Принадлежность к группе и чувство самоуважения – условия для самоактуализщации.
Феноменологический подход Роджерса

Поведение чел-ка можно понимать на основе анализа его субъективного восприятия и познания действит-ти

Люди способны сами опред свою судьбу

Люди в основе своей добры и облад стремлением к совершенству.

Все поведение регулируется объединяющим мотивом – тенденцией к актуализации.

Условия, важные для развития Я-концепции:

Для чел-ка хна потербность в позитивном внимания

Потребность в позитивном внимании к себе

Люди сильно подвержены влиянию значимых лиц.

Единственный способ не мешать тенденции актуализации личности челка- дать ему безусловное позитивное внимание.

Самоприятие – важное и необход условие для полноценного функционирования чел-ка.
Аналитическая психология Юнга.

Структура психики чел-ка:

1 сознание (восприятие, мышление, воля, эмоции, интуиция, влечения, сновидения)

2 личное бессознательное (инфа из внешнего мира малой интенсивности, кот не достигла уровня сознания; содержания, кот потеряли интенсивность и забыты; врожденные биологические инстинкты и побуждения; вытесненные из сознания подавленные желания)

3 коллективное бессознательное (предрасположенность к поведению определенного типа;

«дух эпохи»; влияют на внешний физич мир).

Бессознательная часть психики чел-ка явл важнейшей информационной и творческой базой чел-ка, бессознательное сод значительно больше инфы, чем сознание и поэтому явл связующим звеном с миром, природой, космосом.

Помимо индивидуального бессознательного сущ коллективное, расовое бессознательное общее для всего человечества и явл проявление созидательной космической силы.
Коллективное бессознательное и архетипы. Коллективное бессознательное идентично у всех людей, образует всеобщее основание душевной жизни каждого челка. Архетипы – это «психический прообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души». Обуславливают предрасположенность к поведению опред типа, с другой – обуславл коллективные идеи, теории человечества эпохи.

Исследовать коллективное бессознательное можно двумя путями: через изучение мифологии, а также путем анализа психики чел-ка.

Бессознательная часть психики – творческое начало в чел-ке. Поэтому не мы создаем идеи, а мы созданы ими.

Архетип персона – публичное лицо чел-ка.

- «Тень» - подавленная, теневая и животная сторона личности

Самость – предст собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие эл-ты. Развитие самости – главная цель чел жизни

Анимус
Трансперсональная психология

Рассм чел-ка наиб глобально как космическое сущ-во, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и Вселенной облад доступом к общемировой космической инфе человечества.

Трансперсональная система Р. Ассаджиоли – психосинтез.Чел-к пребывает в постоянном процессе роста.

Структура личности Ассаджиоли. Низшее бессознательное управл базовыми психологич активностями. Среднее ассимилирует опыт. Сверхсознание – местонахождение высших чувств и сопособностей. Поле сознания – вкл анализирующие чувства, мысли, побуждения.

каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. Цель самонаблюдения – понять сущность собственного я, усилить его.

Уровни трансперсонального мировоззрения: физический, биологический, психологический, тонкий, причинный, абсолютное знание.
Транперсональный подход к человеку С. Грофа.

Выделил 4 области психики за пределами сознания: сенсорный барьер, индивидуальное бессознательное, уровень рождения и смерти, Трансперсональная область.

Человеч психика соразмерна всей вселенной и всему человечестве. Чел-к может функционировать как безганичное поле сознания. Чел-ка одновременно и материальный объект и обширное поле сознания.

1-я сфера эволюции сознания – низший тонкий уровень, вкл в себя астрально-медиумическую область

2-я - высший тонкий уровень – область подлинной интуиции, символического видении и архетипических форм.

К трансперсональной психологии примыкает концепция дианетики и сайентологии, кот разработал Хаббард. Он различает «инграммы» - ментальные записи времен бессознательного состояния и «вторичности» - ментальные образы, сод такие эмоции как горе или гнев.
Психогенетический подход Ч. Тойча.

Близок к трансперсональной психологии. Генетический код еще до рождения чел-ка опред большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения.

Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане предст собой энергетическое излучение, энергетическую волну. Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны чел-ка имеют специфич амплитуду, интенсивность, диапазон чистоты.

Сознательные и бессознательные желания, убеждения, мысли помимо субъективного внутреннего состояния получают и объективное выражение в разных формах: энергетическое излучние-волну, действия чел-ка, осознанные мысли.

3 форму реагирования на стрессы у чел-ка: «внутричеловеческий» (проблема, кот человек пытался вытеснить из сознания превращается в комплекс), «межчеловеческий способ» (проблема чел-ка загоняется в бессознательную часть психики), «генетический способ» (если проблема существенна возможна ее передача посредством генетического механизма на бессознательном уровне потомкам.

Главная задача всей человеч деят-ти явл очищение ДНК с помощью индивидуальных или коллективных усилий – сознательных и бессознательных.