Преображение Господне: иконы к празднику. В чем помогает православная молитва перед иконой преображение господне. Зачем на Преображение освящают фрукты в церкви

Поздравляем! Это один из 12 наибольших христианских праздников. В народе его еще называют Яблочный Спас.

В этот день, по библейскому преданию, Иисус явил апостолам свою божественную силу. Он повел апостолов на гору Фавор и там преобразился: его лицо засияло, а одежда стала белой, как свет. Также апостолы увидели пророков Илью и Моисея, которые разговаривали с Христом. Сегодня праздник напоминает людям о необходимости меняться духовно. Преображение - это визуальное явление царства Божьего на земле. В часы уныния и сомнений, свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников. Данный праздник из церковного календаря является одним из самых древних. Первые упоминания о нем датируются четвертым веком.


Андрей Рублев. Преображение Господне

Московская школа,1405 г.

80,5 x 61 см, доска липовая, ковчег, неглубокая лузга. Паволока, левкас, темпера

икона. Праздничный чин

Благовещенский собор Московского Кремля


Суть Преображения раскрывается в его символах. Гора - это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к сознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы христианское учение видит духовный смысл жизни.

Молитвы Преображения Господня

Тропарь Преображения Господня

глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже,/
показавый учеником Твоим славу Твою,/
якоже можаху,/
да возсияет и нам, грешным,/
Свет Твой присносущный/
молитвами Богородицы,//
Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня

глас 7

На горе преобразился еси,/
и якоже вмещаху ученицы Твои,/
славу Твою, Христе Боже, видеша,/
да егда Тя узрят распинаема,/
страдание убо уразумеют вольное,/
мирови же проповедят,//
яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя,/
Живодавче Христе,/
и почитаем пречистыя плоти Твоея/
преславное//
преображение.



Фреска. Каппадокия

Преображение Господне, или, по-народному, «Яблочный Спас» — православный праздник, который верующие отмечают 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным — во всей Божественной, вечной славе.

Преображение Господне (Мф. XVII:1-13, Лк. IX:28-36, Мк. IX:2-12). После беседы о кресте и о славе царствия Своего, Иисус Xристос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой, Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и только с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору - Фавор, чтобы там помолиться. Взошедши на верх горы, Он стал на молитву; а ученики Его сели отдохнуть и от утомления уснули. Во время этойто молитвы произошло чудесное преображение Иисуса Xриста и осязательно ученикам Его открылась слава Его, как Единородного от Отца. Вид лица его изменился: оно просияло как солнце. Одежды его сделались так белы, как снег, заблестели, как свет. И из другого мира предстали сюда два величайших пророка, законодатель Моисей и ревнитель по Боге Илия. Они явились в прославленном виде; но беседовали с Иисусом Xристом о последних днях земной Его жизни, которые Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились апостолы: и увидали славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом: впрочем, они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Xриста, Петр не удержал порыва восторженной души, он воскликнул: Наставник! Равви! Господи! как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии. Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их, и сшел из облака глас: Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте. Услышавши этот голос, ученики пали на лица свои от страха. Но Иисус Xристос подошел к ним и сказал: встаньте и не бойтесь. Когда поднялись они, то около себя никого уже не видели, кроме одного Иисуса Xриста. Когда сходили они с горы, Иисус Xристос повелел им никому не рассказывать, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. (Библейская энциклопедия)


Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор.

Дата появления:ок. 1403

Местонахождение:Государственная Третьяковская галерея (Инв. 12797),

(ранее Спасо-Преображенский собор, Переславль-Залесский)

«Преображение» — храмовая икона Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Написание иконы связывают с восстановлением и переосвящением домоногольского собора московским князем Василием Дмитриевичем; время этого события — около 1403 года, к этой же дате принято относить и икону. Ранее автором иконы считался Феофан Грек или художники его мастерской, однако современное постановление атрибуционной комиссии Третьяковской галереи отвело его авторство, и икона считается произведением «неизвестного иконописца».

Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера, 184x134 см. Хранится в Третьяковской галерее (инв. 12797).
В соответствии с евангельским рассказом на иконе представлены гора Фавор и на её вершине — преобразившийся Христос в белых одеждах, окружённый сиянием. Рядом с ним — ветхозаветные пророки Илья и Моисей, внизу — павшие на землю апостолы Пётр, Иаков и Иоанн Богослов, бывшие свидетелями чуда. В средней части иконы изображены две группы апостолов с Христом, поднимающиеся на Фаворскую гору и спускающиеся с неё.

К числу редких иконографических особенностей относятся изображения ангелов, несущих на облаках пророков Илью и Моисея (иконография основана на апокрифах)
Тема Божественного света — одна из главных тем «Преображения». Она последовательно прослеживается в богословских толкованиях евангельского сюжета и в праздничных богослужебных текстах: «Ныне Христос, просияв на горе Фавор, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, […] они же, исполнившись светоносного Божественного сияния, в радости воспевали […]» (канон Преображению Господню). В соответствии с мистическими толкованиями Преображение Христа на Фаворской горе указывало людям путь приобщения к Божественной славе.
Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром „горним“ и миром „дольним“. Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах. Живопись одежд и пейзажного фона в иконе — свободная, прозрачная. Сквозь основной цвет просвечивает более тёмный, эскизный по своему характеру подготовительный рисунок, которой не всегда совпадает с последующей живописной проработкой (эту особенность можно видеть также в несовпадении рисунка и живописи рук у падающих апостолов).

16 в. Греция

Что такое Преображение

Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

На Руси этот праздник получил народное название «Яблочный Спас». Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда. Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу. В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки. Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».



18 век. Москва.

События Преображения Господня

Мы читаем о Преображении в трех Евангелиях, оно не описано только в Евангелии от Иоанна.

Как сообщают апостолы-евангелисты, события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о кресте и Царствии Божием произнес: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1). Спаситель взял с собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и отправился на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их — Учитель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).



15 в. Москва.

История празднования Преображения Господня

Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а, скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.

Фавор — Гора Преображения

Фавор — это гора высотой 588 метров, расположенная в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета. По преданию, именно на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели чудесное Преображение Господне. В настоящее время на вершине горы действуют два монастыря, православный и католический.


Икона Преображения

Преображение Господне — икона из Праздничного ряда православного иконостаса. Уже в VI веке сюжет иконы стал каноническим. Христа изображают в центре, по обеим сторонам от Него стоят пророки Моисей и Илия. Причем Моисей на иконе чаще всего юн, а Илия стар. Чуть ниже мы видим павших ниц апостолов. Белые одежды Спасителя сияют, свет лучится от лика и всей Его фигуры. Иконописцы изображают Христа в ореоле круглой или овальной формы.


Богослужение Преображения Господня

У праздника Преображения есть один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершают в храмах 13 августа.

Народное название Преображения Господня «Яблочный Спас» напоминает нам о древней традиции освящать в этот день плоды. В Израиле и южных христианских странах, например, Греции, ко времени праздника как раз поспевал виноград. Гроздья винограда, а еще колосья, люди несли в храм для благословения и в знак благодарности Богу.

На русских землях виноград рос далеко не везде, поэтому традиция трансформировалась — стали освящать яблоки. Существует специальная молитва — «На освящение начаток овощей (плодов)».


«Яблочный Спас» — народные традиции праздника Преображения

Праздник Преображения Господня на Руси также называли Яблочный Спас, Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени, Первые осенины, Осенины.

«Первые осенины» — значит встреча осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай в полях и садах. В храмы несли для благословения яблоки. Над ними священник читал специальную молитву — «На освящение начаток овощей (плодов)». С этого момента верующим можно было начинать есть яблоки и другие плоды нового урожая.

На Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Была традиция потчевать нищих — во славу Божию. Если кто-то отказывался исполнить это доброе дело, его всячески порицали: «А не дай, Боже, иметь с ними дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!». Еще на Преображение пели песни, провожали солнце в поле.

Считается, что именно в этот день природа начинает оборачиваться к осени. Ночи становятся более длинными и холодными.


Иисус Христос незадолго перед крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников - Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово имеет то же отношение к тайне, как волна к глубине океана.

На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка - Моисей и Илия - и беседовали с Ним. Толкователи Священного Писания говорят, что это была беседа о голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.

Три апостола пережили явление Божественного света как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.



Византия. XII век.

Из монастыря Ватопед (Афон, Греция).


В чем тайна христианства? Оно привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом, не блестящим красноречием ораторов, не внешней красотой своих ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света - то, чего не могли дать все религии и философские системы.

Господь взошел на гору не один, а взял с Собой трех учеников. На горе Фавор у них открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресении. В то время апостолы не поняли Его, потому-что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества. Христос же готовился к крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на крестные муки.

Зачем на Преображение освящают фрукты в церкви?

Со времен апостольских Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу, с произнесением при этом особой молитвы.

В начале все создания Божии были «добры зело», т.к. на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его «Да будет». Тогда всему было заповедано пребывать на земле без особых освящений. Но первозданный человек преступил заповедь Божию и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятие Божье нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3, 17). Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, «покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8, 20), т.е. все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке-человеку вещественные средства к блаженству, - эта природа сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные последствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.

И что было бы с нами сегодня, и с окружающей нас природой, если бы премилосердным Христом Богом, Иисусом Христом, не была снята ужасная печать отвержения нашего, и не были преподаны средства к возвращению благословения и освящения всему, что идет на потребу нашу? Поэтому только истинно верующий во Христа Спасителя может победить враждующую против нас природу. Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных и, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.

Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал. Церковь Христова благословляет и освящает принесенные плоды святым именем Бога, в Троице славимого, и кроплением святой воды.

По старинной традиции начатки плодов освящаются на Преображение.


ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Россия, XVIII в., дерево, левкас, темпера, поталь, твореное золото.

частное собрание.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Россия, конец XIX в., дерево, левкас, темпера, сусальное золото.

частное собрание

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Россия, 1685 г.


ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Россия, 1685 г. Государственный Исторический музей, Москва.


– один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?

От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется - «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» - это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента - это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение - вы угадываете название.

В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста - медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» - «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» - «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».

Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.

Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения - «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.

Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами - пышно цветущие белые лилии.

Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?

Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.

Три апостола - , Иоанн и Иаков - представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, - первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом - они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов - это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.

В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».

Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним - апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.

Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла - сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.

Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.

В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.

Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры - это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами - это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.

Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.

В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.

В произведениях второй половины XIII – XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.

В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).

В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.

* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.

Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция

Васильева А. В.

История праздника

Преображение Господа Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор является одним из важнейших событий евангельской истории, происшедшим незадолго до Крестных Страданий Спасителя. О нем повествуется в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17:1-13, Мк. 9: 2-13 и Лк. 9: 28-36.

В преддверии грядущих страданий Господь открыл ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиену, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Увидев скорбь учеников и желая облегчить ее, Спаситель обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников - Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину горы помолиться. Там Господь преобразился пред апостолами: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Во время этого чуда Христу предстояли ветхозаветные пророки Моисей и Илия, беседовавшие с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Увидев славу Господню, пораженный и испуганный Петр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали глас Божий: «…Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Апостолы в сильном страхе пали ниц, а когда дерзнули вновь посмотреть на Спасителя, слава Господня, а вместе с ней и пророки, уже была сокрыта от них. Христос подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7) и заповедал никому не говорить о видении «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9). Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Установление праздника

Преображение Господне принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. По установленной традиции, несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, чтобы его празднование не приходилось на время Великого поста. С целью связать праздник Преображения Господня с воспоминанием страстей Христовых Православная церковь осуществляет его празднование 6/19 августа, т.е. за 40 дней до Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) . Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13/26 августа.

Праздник Преображения Господня местно отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова), Кирилла Александрийского и других святых отцов.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поется канон, в котором подчеркивается величие Преображения. Белый цвет богослужебных одежд в этот праздник символизирует божественный нетварный фаворский свет.

В русской народной традиции Преображение Господне называется Вторым, или Яблочным, Спасом. Данное название праздник приобрел по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, - яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословленной Им природы.

Духовный смысл праздника

Событие Преображения Господня ясно показало как в Иисусе Христе нераздельно соединены два естества - божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, это произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Одновременно оно является и откровением Божиим о том, что, как пишет апостол Павел: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует и глубины Божия» (1 Кор. II, 9-10).

Ряд богословов (Косма Маюмский, Иустин Попович) считают, что при Преображении Господнем было преображено и все человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков». Тема фаворского нетварного света легла также в основу богословия святителя Григория Паламы (XIV в.), рассматривавшего свет Преображения как одно из главных доказательств возможности уже здесь, на земле, узреть Господа телесными очами.

Преображение Господне предстает также и явлением Трех Лиц Святой Троицы: Отца, свидетельствующего гласом, Сына и Святого Духа, предстающего в виде светлого облака.

Символично и предстояние Христу двух ветхозаветных пророков Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Преобразившись пред апостолами, Господь как бы приоткрыл им завесу будущего и явил Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Таким образом Он заранее уверил учеников в том, что Его близкие страдания – это не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

Иконография

Одним из самых древних образов Преображения Господня является мозаика конхи апсиды церкви Сант Аполлинарио ин Классе в Равенне (середина VI в.). Фигура Христа в центре композиции заменена изображением четырехконечного креста в медальоне, над которым простерта десница Господня. По сторонам от Креста на облаках представлены полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, среди деревьев, изображены три агнца, символизирующие трех апостолов, бывших свидетелями Преображения. Подобный вариант иконографии характерен для символического языка раннехристианского искусства, который в дальнейшем не получил распространения.

Другой изобразительный тип, нашедший широкое распространение в более позднем византийском и древнерусском искусстве, представлен мозаикой монастыря святой Екатерины на Синае. Явление Господа трем апостолам во славе здесь изображено на нейтральном золотом фоне. Спасителя, заключенного в голубую мандорлу овальной формы, окружают пророки Моисей и Илия .

В искусстве средневизантийского периода данная композиция будет дополнена двумя сценами, изображающими восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе со Христом.

Такой вариант можно видеть как во фресковых росписях (например, стенописи Мирожского монастыря во Пскове (XII в.), церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.), так и в многочисленных византийских и древнерусских иконах.

Здесь следует также отметить, что в произведениях станковой иконописи второй половины XIII - XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени от созерцания чуда, но закрывают лица ладонями, повергаясь долу таким образом, что кажутся летящими вниз с крутой скалы.


На храмовой иконе начала XV века из Преображенского собора Переславля-Залесского (ГТГ), приписываемой кисти Феофана Грека, в средней части иконы слева и справа изображены группы апостолов, следующих за Христом. В этом памятнике, как и в других произведениях, созданных после окончания богословских споров о природе Фаворского света, ощутимы особый динамизм и движение, пронизывающее всю композицию. Апостолы, ослепленные Божественным светом, изображены в резких ракурсах.

На новгородской иконе XVI века из собрания Государственного Эрмитажа все три апостола изображены в причудливых позах вниз головами. Под влиянием идей исихазма в иконографии Преображения происходит еще одно изменение – значительно усложняются формы мандорлы, окружающей Христа. Ее остроконечные вибрирующие формы словно передают эманацию божественного света.

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображении Господнем более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий композиция дополняется сценой восстания пророка Моисея из гроба и перенесения пророка Илии на облаке на гору Фавор. Ветхозаветных праведников при обоих действиях сопровождают ангелы . Также, в поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель, согласно евангельскому тексту, поднимает упавших наземь учеников со словами: «Встаньте, не бойтеся» (Мф. 17: 7) .

В составе храмовых росписей, а также русского высокого иконостаса композиция Преображения, как правило, являлась элементом страстного цикла. Подобное нарушение хронологического повествования объясняется тем, что Преображение Господне, согласно святоотеческим толкованиям и богослужебным текстам, понимается как прообраз грядущих страстей Христовых. Так, в росписи церкви Спаса на Нередице (Великий Новгород, 1199 г.) Преображение представлено среди страстей, рядом со сценой «Вход в Иерусалим». В росписи церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г., Псков) Преображение расположено между «Входом в Иерусалим» и «Омовением ног». В некоторых русских иконостасах XVI–XVII веков икона Преображения Господня становится даже своего рода обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

19.08.2016

Прежде, чем мы приступим к обзору икон Преображения, выясним: что же такое показал Христос избранным ученикам на горе Фавор? Избрал Христос всего троих из двенадцати – тех, кто, как Он считал, смогут вместить хоть что-то, хоть частичку того, что Он им покажет – «якоже можаху».

(Мф. 17:1-13, Мк. 9:1-12, Лк. 9:28-36).

Прежде, чем мы приступим к обзору икон Преображения, выясним: что же такое показал Христос избранным ученикам на горе Фавор?

Избрал Христос всего троих из двенадцати – тех, кто, как Он считал, смогут вместить хоть что-то, хоть частичку того, что Он им покажет – «якоже можаху».

Обычно принято считать (по толкованиям святых отцов), что Христос показал ученикам Свою божественную славу. Не будем спорить со святыми отцами, вспомним только, что еще во времена Ветхого Завета люди были совершенно уверены, что нельзя увидеть Бога и не умереть. Вспомним, как являлся Господь людям – в виде Ангела, принимавшего облик человека.

Вспомним также, как увидел Господа Моисей – только со спины, уходящего, но тоже в человеческом образе. До этого он видел Его – или опять же Ангела? – в горящем и несгорающем кусте и слышал Его голос – наяву ли или в сердце своем – кто может точно сказать? (Как и Авраам – кто знает, как он слышал голос Божий – не плотскими же ушами!).

Тем не менее, «Бога не видел никто никогда», – и это утверждает апостол Иоанн, который как раз и был одним из троих, кто удостоился видения на Фаворе. Остается предположить: не Бога видел он тогда, в незабываемой для него ночи, а Человека. И не только божественную природу показал Своим апостолам Христос, но и человеческую. Вернее – Богочеловеческую. То есть, Он явился перед ними как Новый Адам, в том виде, в каком когда-то был сотворен Адам «первый», но который он утратил после падения.

О том, что тело Адама было не таким, каково оно у людей сейчас, а более тонким, проницаемым, легким и, главное – светящимся – писали многие святые отцы, в частности, пр. Макарий и свт. Григорий Палама. Но свет этот был не свой, а, как и свет ангелов, отраженный – свет божественных энергий, которые пронизывали Адама насквозь и заставляли его сиять, как Солнце. Однако, пав, Адам и Ева утратили это свечение («и увидели они, что наги»), и Господь дал им «ризы кожаные», то есть, то плотное и «дебелое» тело, которое мы, их потомки, нынче имеем, – несущее в себе семя тли, подверженное болезням и смерти, но также и в какой-то мере защищающее от суровых условий падшего мира (в том числе от гравитации, магнитных полей и космических излучений). Заметим: это тело надето на человека как бы «сверху», как некая одежда или «шкура», но и первозданное тело Адама внутри Бог не отнял – оно осталось в сокрытом, так сказать, дремлющем состоянии. Но иногда у тех людей, кто прилагает к этому усилия, оно «пробуждается» (это и значит имя «Григорий» – «пробужденный»; вспомним, сколько великих святых носили это имя!), дает о себе знать – хотя бы легким свечением, исходящим от пальцев рук и – во время молитвы – от головы. Это именно то тонкое тело, которое апостол Павел называет «внутренний человек», образ Божий, не отнятый у человека, но затемненный, как бы приглушенный, при том, что подобие Божие – его сияние, излучение божественных энергий – человеком утрачено.

Вот в такое «двухслойное» человеческое тело облачился и Сын Божий в Своем Воплощении. Но, в отличие от нас, грешных, это Его «внутреннее тело» под воздействием Его же божественной природы (и так как Он был чист от греха) не дремало, и Он имел возможность его проявить – например, в хождении по водам или сквозь плотную толпу, когда Его хотели схватить и убить фарисеи.

Однако, Христос счел нужным его сокрыть под такими же «ризами кожаными», как и у всех потомков падшего Адама – по той простой причине, чтобы ничем не выделяться из окружавших его обычных людей, чтобы не насиловать человеческую волю. И творил чудеса силою Святого Духа, никогда Его не покидавшего, но тоже для окружавших его людей незримого.

И вот на горе Фаворской Христос и показал троим ученикам именно это Свое Богочеловеческое тело – пронизанное божественными энергиями, излучавшее свет – но не как у Адама, получившего его как дар, но Свой собственный, исходивший от Его божественной природы. Он предстал перед троими учениками как бы уже воскресшим, в сиянии Своей славы.

Григорий Палама:
«Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный. Так, и по учению Богословствующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было…»

Здесь на память приходит миф о смертной деве Семеле, которая попросила Зевса явиться к ней во всем блеске его божества – и погибла, не выдержав его божественной силы, чуть не погубив и росшего в ее чреве младенца Диониса. В отличие от языческого божества, Христос к людям милостив, и явился Он троим ученикам в свете очень «умеренном», так сказать, дозированном – ровно настолько, насколько ученики были в состоянии его воспринять и вынести. Но и этого им хватило: мы видим, как бедные Петр, Иоанн и Иаков на иконах Преображения падают навзничь от видения преобразившегося своего Учителя, просиявшего в ночи нетварным светом. «Одежды его сделались, как свет (или как снег в другом Евангелии)» - ясно, что это не сами одежды, которые Сын Божий носил в Своей земной жизни, вдруг побелели, но это «одежды» из света заслонили собою те, что были на Нем («одеяйся светом, яко ризою»).

И еще одна важная мысль: Христос показал избранным ученикам не только то тело, в котором Он воскреснет после крестной Своей смерти, но также и образ Второго Своего пришествия – как Он явится во славе судить живых и мертвых и, а также то тело, какое обретут люди после всеобщего воскресения – тело первозданного Адама, тонкое, легкое, светящееся, но в то же время свое собственное – одновременно прежнее и новое, так же, как все вокруг станет иным – «новая земля и новое небо».

Кроме того, на горе Фавор явлена была вся Пресвятая Троица в полном Своем составе – Отец в виде гласа с небес и Дух Святой в виде сияния божественных энергий – света нетварного.

Теперь перейдем к вопросу развития иконографии Преображения в течение веков.

Первая икона Преображения находится в конхе апсиды базилики Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне (549 г.).

Честно говоря, узнать в этой замечательной мозаике Преображение нам, привыкшим к иной, более «реалистичной» иконографии, очень трудно. И не только из-за того, что в центре нижнего ряда находится священномученик Аполлинарий с воздетыми в молитве руками посреди райского сада. А потому, что на ней нет… фигуры самого Христа, как мы привыкли Его видеть на вершине горы Фаворской, как нет и падающих навзничь апостолов. Изображение символично.

В центре всей композиции, над головою св. Аполлинария – небесный круг со звездами, в центре которого Крест Христов с Ликом Его в точке пересечения ветвей Креста – а также пространства и времени – но не линейного, которое в падшем мире движется в одну сторону, а времени особого, присущего миру иному, в котором пребывает и св. Аполлинарий, и апостолы в виде белых овечек (три повыше – это Петр, Иоанн и Иаков, пониже – все двенадцать), и все, кого удостоит Христос причастия Своего Света. Золотые буквы А и ω по обе стороны Креста Христова указывают на это закольцованное время – начало творения мира и завершение бытия мира падшего, переход его в прежнее – и даже еще лучшее, как учат святые отцы, – состояние. Под Крестом надпись: SALUS MUNDI – СПАСЕНИЕ МИРА, над Крестом – IXƟYC (анаграмма – Iисус Христос Божий Сын Спаситель) – Тот, благодаря Кому это спасение осуществлено. Таким образом, Христос здесь показан в виде Креста, от которого Он неотделим, с которым Он слит в одно целое и на котором Он пребывает, как на жертвенном алтаре, с момента сотворения мира. Эта мысль еще более наглядно отражена на другой римской мозаике – в церкви св. Климента, где Крест небесный показан как Древо Жизни, на котором присно распят Сын Божий, а из корней изливаются райские реки.

Рим, базилика св. Климента. Верхнюю часть поверхности апсиды занимает грандиозная по размерам и замыслу мозаика. На основании многочисленных раннехристианских символов исследователи делают вывод, что данная мозаика сохранилась от древней базилики, или же она выполнена в 12 в. по мотивам утраченной в пожаре мозаики 4-5 веков.

В капелле Архиепископа в Равенне (494-519) образ сакрального пространства – Крест (в данном случае шестиконечный – как монограмма Iисуса Христа) в небесном синем круге помещен и в центр купола с символами евангелистов и ангелами четырех ветров, и в зениты двух арок; а в зените двух других арок – по иконе Христа в кресчатом нимбе, что опять же указывает на возможность замены иконы Христа изображением Его Креста.

Традиционную икону Вознесения здесь узнать трудно. Но вот в куполах грузинских храмов подобных изображений сохранилось довольно много. Они обычно называются «Вознесение Креста». Но почему не Христа?

Купол Вознеения в грузинском монастыре Ишхан на территории Турции.

Вернемся, однако, к мозаике в конхе апсиды храма св. Аполлинария.

Ветви золотого Креста небесного суть лучи божественного света и благодати, исходящие от Лика Христова. Может показаться, здесь уже заложена еретическая мысль об исхождении Св. Духа от Бога Отца. Но нет! Во-первых, то, что можно показать средствами изобразительного искусства, относится не к сущности Божией – Пресвятой Троицы как Она есть, но только к Богу во вне, т.е. к области энергий, изливающихся в тварный мир. Кроме того, Христос на Тайной вечере говорил Своим Апостолам: «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14:9); «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11) и: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). Таким образом, Лик в пересечении ветвей Креста это Лик Отца, показанный через образ Сына в Воплощении (как это сделал преп. Андрей, в центральном Ангеле своей иконы «Троица» показавший Отца через Сына).

Можно сказать также, что небесный круг с Крестом в центре – это один большой кресчатый нимб вокруг главы Спасителя, а сам Крест – основа и ось мироздания – как бы стягивает в этот центр все мировое пространство; горизонтальная и вертикальная линии Креста образуют энергетические, световые лучи-радиусы, как бы силовые линии, и все божественные энергии и логосы бытия исходят именно из этого центра. Если говорить, что Крест это ось и центр мироздания, то сразу возникает вопрос: где он находится? Ответ может быть только антиномичным: если говорить о тварном мире и смотреть с Земли, то это Полярная Звезда, вокруг которой движутся звезды; но если говорить о небесах духовных, то центр этот – нигде и одновременно везде, т.к. везде и всюду разливается поток энергий Св. Духа, разносящий по всему тварному миру логосы Логоса-Сына. И на этой композиции в апсиде церкви св. Аполлинария это показано очень наглядно – имеющий очи да видит.

Еще более наглядно эта мысль представлена в куполе мавзолея Галлы Плацидии, где логосы-звездочки располагаются в виде концентрических колец, а потом как бы разлетаются во вне.
(Точно такая же картина в конхе апсиды Архиепископской капеллы, но здесь невозможно показать всё).

Звездочки-снежинки или монограммы IX – тоже маленькие крестики, но уже трехмерные, ветви-лучи которых направлены во все стороны тварного мира, где I – вертикальная ось, Х – две горизонтальные. Крест-монограмма изображалась еще на стенах катакомб вместе с другими символическим изображениями Спасителя в виде рыбы, виноградной лозы, якоря, кораблика… Такие кресты с ветвями-векторами на все четыре горизонтальные стороны, исходящими от вертикальной оси, через несколько веков вознеслись над куполами храмов по всему христианскому востоку, освящая пространство на много верст вокруг (или ОКРЕСТ).

Крест на храме Рождества в Вифлееме.

Но эти звездочки могут обозначать также и умные силы вокруг Христа – Солнца Правды или, скорее, Полярной звезды на небосводе, вокруг которого они движутся хороводом, являя нам образ циклического ангельского времени. Собственно, если ангелы суть первые творения Божии, каждый из которых – реализованный, раскрытый логос, обладающий лицом, или точка, светящаяся отраженным от Бога светом, то здесь показаны и изливающиеся из Логоса логосы, и хоровод Ангелов, и – на видимом уровне – хоровод звезд на небесах. Изображение многозначно и многослойно, как и все в христианском искусстве.

Сам небесный круг замкнут кольцом из драгоценных камней – это стены святого града Нового Иерусалима. И Крест Христов возвышается именно посреди этого града небесного, в отличие от Иерусалима земного, расположенного в стороне от места казни – и славы – Сына Божия; известно, что гора Голгофа – центр земного мира и место погребения Адама – оказалась вне стен земного града Иерусалима, что вполне понятно.

Кто знает – может быть, именно всё это и показал Христос апостолам на горе Фавор? Что Крест – Древо Жизни – есть Он Сам, а тот, грубо сколоченный из неструганных балок инструмент позорной казни, на котором Ему предстоит висеть в скором времени, истекая кровью, – лишь земной знак того, неземного Креста, на котором Он распят предвечно и который на самом деле и есть Его Престол, с коего Он правит созданным Им миром. Этот золотой Крест и есть Его риза из света, Его преображенная плоть, которую через сорок земных дней после Воскресения Он вознесет в недра Пресвятой Троицы. Потому Крест этот и украшен золотом – символом света божественных энергий и сверкающими всеми цветами радуги драгоценными камнями – ибо и сам является образом Нового Иерусалима, каковым увидел его Тайнозритель – он же один из свидетелей чуда Преображения (Откр. 21:18-21). Именно такой Крест – покрытый золотом и украшенный драгоценными камнями – был поставлен при императоре Константине во дворе храмового комплекса, созданного его и его святой матери Елены попечением на месте казни и Воскресения Сына Божия в Иерусалиме при том, что сам обретенный Еленой Крест Христов был помещен в храме-базилике рядом с ротондой над Гробом Господним. Изображение этого комплекса мы можем видеть – словно моментальную фотографию – на одной из самых ранних мозаик (5 века) в церкви св. мученицы Пуденцианы в Риме, где также изображено Второго Пришествие с Христом-Судией в окружении апостолов.

Однако, вернемся в Равенну, в храм св. Аполлинария в Порту. Итак,
в центре композиции – Христос как Крест, то есть, то, что прежде всего привлекает внимание молящегося. А на мозаике есть еще множество интересных деталей.

Молодой Моисей и старец Илия по обе стороны от Небесного креста в круге – появляются из пространства иного мира только по пояс; белые плащи у обоих развеваются в сторону, противоположную центру – создается такое впечатление, что их развевает исходящий от Креста (Христа) ветер – энергии Святого Духа (слово «Руах» на иврите означает и «дух», и «ветер» и понимается как Божие дыхание). Облака на вогнутой поверхности – на золотом небе – располагаются то горизонтально, то вертикально – то есть, пространства в нашем земном понимании здесь нет, оно условно, как условно и вневременно вообще расположение всей сцены Преображения над райским садом, где твердо стоит на зеленой травке посреди цветов св. Аполлинарий. Правда, это можно понять и так, что художник располагал облака, подлаживаясь под вогнутую поверхность конхи, чтобы молящиеся внизу воспринимали их горизонтально – так же, как они изображены на триумфальной арке выше, т.е. напоминали бы облака на восходе Солнца.

Вообще облака здесь понадобились не только ради подобия земному небосводу. Они упоминаются не раз в Св.Писании Нового Завета – там, где речь идет о соприкосновении мира земного с миром потусторонним, в том числе при описании Преображения и Вознесения. Во время Вознесения Христова речь идет не столько о том, что Воскресший Сын Божий натурально взлетает вверх, как птица, но о том, что, оторвавшись от земли, Он скрывается от глаз апостолов в некоем таинственном облаке. Появившиеся – из ниоткуда – «мужи в белых одеждах», т.е. светящиеся белым светом ангелы, проявившиеся из тонкого мира и принявшие вид юношей, а затем снова пропавшие туда же, объясняют апостолам, что Христос вернется на землю таким же образом. Если воспринимать описание Вознесения буквально, то Христос унесся в небеса на облаке и снова появится на земле, прилетев на облаке. Однако, на иконах Вознесения это «облако» всегда изображается символически – в виде круга или овала, окружающего фигуру Христа.

Так же и на иконах Преображения, где тоже говорится об облаке, оно есть только на ранних мозаиках, особенно там, где изображено Второе Пришествие, т.е. тоже вторжение в наш мир мира иного, которое будет сопровождается таинственными, нереальной красоты облаками.

Базилика свв. Космы и Дамина, римский форум, 5 в.

И, наконец, так же, как на многих ранних мозаиках, появляющаяся сверху, из облака, десница – символическое указание на Бога Отца – в высшей, предельной точке конхи.

Таким образом, здесь мы видим все Три Лица Пресвятой Троицы, как Она явлена была троим апостолам на горе Фаворской, то есть это есть икона явления Божия в тварном мире – икона Теофании.

И еще: помещение в центр композиции, чуть ниже сакрального круга, святого Аполинария может говорить нам о том, что на этом месте – на месте апостолов, созерцающих таинство Преображения Господня, – может оказался каждый христианин, кого Христос удостоит этой чести.

Если же мы посмотрим повыше – на композицию на триумфальной арке, то увидим логически связанный с Преображением образ иной, Теофании, грядущей – Второго Пришествия Христова и Его как Вседержителя и Судию в окружении Существ («животных»), коих удостоился лицезреть пророк Иезекииль, а также св. Иоанн Богослов (Откр. 4:6-9). Святые отцы дали объяснение сим Существам – «ангелам четырех ветров» – как символам четырех евангелистов, разнесших Благую Весть по всем сторонам земного мира. И вот они, как в видении св. Иоанна – с Книгами в руках (или лапах) сопровождают Творца и Спасителя рода человеческого, грядущего на облацех в мир – так же, как Он вознесся на небеса.

А чуть ниже с двух сторон из врат священных городов Вифлеема и Иерусалима спешат Ему во сретение апостолы – опять же в виде овечек – а с ними и все мы, грешные.

Я уже почти закончила тему мозаики из Сан Аполлинаре ин Классе, когда мне попалась интересная информация на сайте http://profi-rus.narod.ru/pravoslavie/text/3ch/oblako.html . Там говорится об необычных явлениях, происходящих на горе Фавор раз в год на праздник Преображения – 19 августа. Цитирую дословно:

В день православного празднования Преображения Господня 6 августа по старому стилю (19 августа по новому стилю) каждый год на небе над горой Фавор в Палестине появляется облако. Оно спускается на православный храм, стоящий на верху горы, и покрывает и сам храм, и людей, находящихся в нём. Это тем более удивительно, что летом в этой местности вообще не бывает облаков. Схождение облака происходит только на православный праздник Преображения, католики отмечают его двумя неделями раньше.
Иногда облака озарялись таинственным светом: "Мы видели светящиеся всполохи, похожие на грозовые, но никакого грома - яркая дуга, какие-то искры и блестящие звездочки..."

Вот откуда эти звездочки вокруг золотого Креста! Оказывается, эта мозаика двухслойна, но двухслойна, так сказать, «наоборот»: помимо смысла символического, образного, она имеет смысл и вполне буквальный – те чудесные явления, которые автор мозаики, может быть, наблюдал на горе Фавор собственными глазами! То, что облака, появляющиеся непонятно каким образом и непонятно откуда, да еще и стремительно летящие (при полном безветрии), как будто знающие куда (на сайте очевидцы явления также рассказывают, что облака устремляются в сторону католической базилики, но, не долетев немного, сворачивают в сторону и растворяются в воздухе) – не дождевые и вообще не являются водяным паром – очевидно. Очевидно также, что они имеют ту же природу, что и таинственное облако, осенившее апостолов на Фаворе тогда, в момент Преображения Христа. И все эти всполохи и «звездочки» или искры в этом облаке – явления того же порядка, что и святой огонь на Гробе Господнем в Великую Субботу. Может быть, художнику или какому-либо еще очевидцу посреди блестящих звездочек явился и крест из света – кто знает?

Вторая сохранившаяся с доиконоборческих времен икона Преображения – почти одновременная с равеннской мозаикой – тоже мозаика в конхе апсиды – на этот раз в соборном храме (кафоликоне) монастыря св. Екатерины на Синае, посвященном как раз этому празднику. Потому и занимает эта композиция центральное место в храме.

Мозаика исполнена в 548-565 гг. присланными из Константинополя мастерами (так же, как и плиты проконисского мрамора для облицовки апсиды). И так же в середине 6 в. в монастырь св. Екатерины на Синае была прислана из столицы и знаменитая икона Христа Пантократора.

На мозаике мы видим знакомую композицию с преобразившимся Христом в центре, с пророками Моисеем и Илией во весь рост по обе Его стороны – одесную и ошуюю – и падающих на колени – от изумления, ужаса, благоговения – трех апостолов. Нет только самой вершины горы, которая появится лишь через несколько веков. Но, может быть, это сделано намеренно – фигура Христа как бы парит над земной поверхностью – для Сына Божия как для Нового Адама земной гравитации не существует; Он хоть и пребывает на земле в дебелом теле падшего человека, но иногда, когда Ему нужно, может из него как бы «выйти». Однако, Моисей и Илия, хотя и явились из мира иного (Илия как представитель от живых, Моисей – от мертвых), но твердо стоят на земле.

Фигура Преобразившегося Христа в центре конхи кажется чуть меньше, чем вытянутые фигуры пророков – возможно, за счет искажения на вогнутой поверхности – хотя абсолютно пропорциональна, прямо-таки по античным меркам! И за счет этого возникает ощущение некоторого удаления Его от людей, пребывания в ином пространстве и времени. Возможно, эффект достигается за счет прямой перспективы, с которой прекрасно были знакомы римские художники. В иконописи же прямая перспектива используется крайне редко – пожалуй, только на иконах Вознесения. Ну, и вот здесь, на синайской мозаике.

Золотой крест в синем круге над главою Христа – Престол Божий и центр мироздания – здесь вынесен на самый край конхи, в софит, и является центром ленты из медальонов с иконами двенадцати апостолов, включая Павла. Крест в круге из концентрических колец синего цвета разного тона – образ небесных сфер – знаменует собою сакральное пространство, место пребывания Божества. Древние верили, что видимое небо есть прозрачная твердь, состоящая из семи хрустальных сфер, вложенных друг в друга, как матрешки, и на каждой укреплена своя планета; сферы движутся – с ними движутся по кругу планеты, каждая по-своему; на внешней сфере неподвижно закреплены звезды, которые движутся вокруг центра мира по кругу. Примерно как на этом средневековом рисунке.

Надо заметить, что древние в большинстве своем разницы между небесами физическими и небесами мысленными не проводили. Да и мы до сих пор, когда размышляем о Божественном, возводим очи к небесам.

Разницу эту проводили христианские богословы. А потому в центре небесных сфер мыслилась не земля, как на этой картинке, а Бог – невидимый и неприступный, пребывающий во мраке. Поэтому обычно центральная сфера была самого темного синего тона, остальные же более светлого – по мере приближения к краю.

Однако, раннехристианские и византийские художники обычно больше четырех слоев небесных сфер не изображали – как правило, три, во образ Пресвятой Троицы.

Из многослойного круга с Крестом как символа небес мысленных появляется двуперстно благословляющая десница – символический образ Бога Отца (интересно, что Сын благословляет именословно, т.е. оба вида перстосложения равночестны – и это шестой век!).

Кресчатый нимб Воплощенного Сына Божия является почти точным зеркальным отражением Небесного Креста в круге, с тем лишь отличием, что Крест в нимбе Христовом не синий, и красно-коричневый – то ли царственно-пурпурный, то ли деревянный!

В такое же отражение небесного круга помещена и сама фигура Спасителя – в вытянутый синий многослойный овал – и это не просто овал, а именно яйцо, расположенная тупым концом вниз. И – пробивая «скорлупу» этого яйца – сакрального пространства, вторгшегося в пределы нашего земного мира, – во все стороны от фигуры преобразившегося Христа бьют лучи божественного света – еще более яркие, чем золотой фон иконы, который уже сам по себе являет собою сияние божественных энергий, только более ровное, как бы неподвижное по сравнению с белыми лучами, изливающимися от тела Христова.

На этой мозаике очень сильно чувствуется не только особое, не земное, пространство, в которое увлекает апостолов преобразившийся перед ними Христос, но также и особое время – замкнутое не только в «яйце» вокруг Спасителя, но также в самой конхе, вогнутой внутрь, как бы втягивающей туда же и каждого зрителя. Ведь сами апостолы не знали, сколько времени прошло – для них время как бы остановилось – или они желали, чтобы оно остановилось, чтобы это сладостное состояние пребывания рядом с Божеством продолжалось вечно («При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» Мф. 17:4).
И еще здесь есть интересный момент: по толкованию св. отцов, Преображение Христово имело место в седьмой, последний день праздника суккот (вот почему Петр и говорит «Сделаем кущи…»); это праздник окончания сбора урожая и освящения плодов. Евреи до сих пор празднуют его осенью – примерно на это время выпадает день осеннего равноденствия. Но по преданию Преображение Спасителя произошло за сорок дней до Его крестной смерти, то есть – где-то в феврале. Но правильность избранной Церковью даты празднования в августе подтверждают чудесные явления на горе Фавор, которые происходят именно в этот день. Что это? Иначе как аберрациями времени, имевшими место во время земной жизни Иисуса, такое расхождение объяснить никак невозможно. Да и сколько времени длилось само Явление – час? Два? Или вовсе мгновение по земным меркам? Во всяком случае, похоже, остальные апостолы отсутствия Учителя и трех своих собратьев не заметили.
Итак, в праздник суккот люди выходили вечером на улицы с горящими светильниками в руках и шли в построенные специально для праздника шалаши, чтобы при свете светильников совершить вечернюю праздничную трапезу и там же, в шалаше, заночевать. И Христос являет апостолам Себя как истинный Светильник, Солнце правды, образ прообраза – Солнца нашего падшего мира. Ведь в Его Царстве, в будущем веке, нашего тварного солнца уже не будет – везде будет разливаться свет нетварный, свет божественных энергий, сияние которых и явил на горе Фаворе Христос: «И город не имеет нужды ни в Солнце, ни в Луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Апок. 21:23) и далее: «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Апок. 22:5) (Эти же отрывки приводит и свт. Григорий Палама).

Интересно, что перистых разноцветных облаков, обычных на раннехристианских мозаиках, на этой композиции Преображения нет. «Облаком», окутывающим фигуру Христа, здесь является само «яйцо» с концентрическими кольцами-овалами, которые являют собою образ многослойного иного мира («В дому Отца Моего обители многи суть» Ин. 14:2). Очевидно, византийские художники поняли, что таинственное «облако», которое упоминается в этом отрывке из Евангелия, совсем не обязательно должно быть реальным, физическим облаком. Это, скорее, тонкая полупрозрачная пленка, граница между мирами – нашим земным и тонким, умопостигаемым, это то самое «тусклое стекло» или, по другому переводу, «мутное зеркало», о котором пишет Апостол Павел (1 Кор. 13:12). И иначе, как через это «тусклое стекло» или «облако» земной человек видеть иной мир не может! И причина здесь не только в несовместимой природе двух пространств – физического и тонкого, райского, но и в несовпадении времени – линейного и нелинейного, иноприродного (забегая в другую тему, отмечу, что оно может быть трех видов: Божественное безвременье, циклическое ангельское время и спиральное райское). И когда в наш земной мир проникает мир тонкий, несказанный и неописуемый человеческим языком, земной человек вынужден описывать его с помощью земных понятий – в данном случае словом «облако».

Взоры всех участников события устремлены на Спасителя – Сам же Он смотрит прямо – на каждого из нас и так же каждого из нас благословляет простертой вперед десницей – вот уже полторы тысячи лет…

Чуть выше, на триумфальной арке, парят в золотом божественном свете две прекрасные фигуры Архангелов, устремляющих руки к Жертвенному Агнцу также в круге небесных сфер. Кроме того, эсхатологический мотив являют иконы в белых медальонах – Богородицы и Иоанна Крестителя. В 6 веке начинает формироваться композиция Деисис – моления Богородицы, Иоанна Крестителя, Архангелов и сонма святых за род человеческий на Страшном Суде. Таким образом, и здесь налицо связь Преображения со Вторым Пришествием Христовым.

Я уделяю столько внимания именно этой мозаике в монастыре св. Екатерины на Синае, потому что в ней уже представлена композиция, которая станет основой иконографии Преображения, – Богочеловек Христос в белых одеждах и сиянии славы в центре, пророки Моисей и Илия по сторонам от Него и три апостола ниже, упавшие наземь в изумлении и страхе. Со временем будут добавляться только детали, композиция будет усложняться, но основа ее останется прежней.

Как известно, развитие византийского сакрального искусства, в том числе иконографии праздника Преображения, было прервано на взлете трагическими событиями, вошедшими в историю под названием эпохи иконоборчества (730-843 гг.).

Однако, христианская иконография продолжала развиваться в Риме, не затронутом бушевавшем в Восточной империи иконоборческим безумием. И именно там сохранилось несколько интересных мозаик 8-9 вв., в том числе Преображения, причем, так же в эсхатологическом контексте. (См. об этом статью М.А.Графовой «Римские мозаики первой половины IХ в. Эсхатологические аспекты», 2012).

На примыкающей к апсиде триумфальной арке в базилике Ахиллия и Нерея сохранилась выложенная в 814 г. мозаика с иконой Преображения в центре – там, где обычно помещались изображения Второго Пришествия Христова в форме видений Иезекииля с четырьмя «животными». Здесь же эсхатологический контекст создают традиционные для раннехристианского искусства перистые «облака».

М.А.Графова настаивает на том, что изображения в апсиде и на триумфальной арке раннехристианских храмов надо воспринимать в комплексе. Трудно с этим не согласиться. Тогда надо взглянуть на изображение на арке вместе с утраченной – увы! – мозаикой апсиды. И тогда окажется, что Преобразившийся Христос в яйцевидной мандорле буквально стоит на Кресте – таком же золотом, украшенном драгоценными камнями, который являет собою образ центра мира и Нового Иерусалима, орудие позорной казни и непобедимой победы. И этому не мешает тот факт, что Крест на поверхности конхи также получается вогнутым (собственно, это относится не только к данному Кресту в этой конкретно конхе, но и во всех остальных). Таким образом очень хорошо и наглядно показана неевклидова геометрия тонкого мира и, соответственно, присущее ему нелинейное время. При том, что основание Креста – уже на земле, и к нему стекаются верные – агнцы Великого Пастыря и Агнца одновременно.

Еще одна замечательная мозаика находится в базилике св. Пракседы (817-824 гг.).

В апсиде и на внутренней триумфальной арке – Второе Пришествие Христа, а на внешней – также в центре композиции – Христос в царственно-пурпурном одеянии как Повелитель мира и Нового Иерусалима, за стенами которого в молитвенных позах Ему предстоят Богородица и Иоанн Креститель (т.е. почти сложившаяся композиция «Деисис») с одной стороны, св. мученица Пракседа, которой посвящен храм, с другой, а также апостолы с венцами в покровенных руках – символами как мученичества, так и победы. По углам же стоят: справа седовласый пророк Илия, а слева, где по идее должен быть Енох (то есть, два ветхозаветных праведника и свидетеля Божия, взятые на небеса живыми, – по преданию, они должны претерпеть смерть от антихриста), – молодой человек с таблицей в руках, на которой начертано слово «LEGES», т.е. Закон. Моисей, так же, как Илия, свидетель Преображения Христова на горе Фавор. И вся композиция сразу приобретает двойной смысл.

Опять мы видим Преображение сквозь призму Второго Пришествия. И тогда само событие Преображения мы понимаем как провозвестие Царства Божия, восстановления людей в прежнем качестве первозданного Адама, надежду на воскресение и жизнь вечную.

Сразу же после победы иконопочитателей по всей Восточной Империи началось украшение храмов живописными изображениями, в том числе мозаиками. Византийские художники не только продолжали традиции доиконоборческого искусства, но и творчески развивали их, привнося в свои произведения что-то новое.

Очень характерным примером этого является мозаика середины 11 в. монастыре Неа Мони на острове Хиос.

Здесь композиция Преображения располагается тоже на вогнутой поверхности, но уже не конхи апсиды, а тромпа. Как и на мозаике в монастыре св. Екатерины, Христос парит над землей, но эффекта отдаления нет – в силу теперь уже обратной перпективы фигура Его увеличена.

Сакральное пространство в виде традиционных уже небесных сфер, обозначенных разным тоном синего цвета, на этой композиции не овальное, но круглое. Мы уже видели пример такой фигуры на мозаике триумфальной арки в монастыре св. Екатерины, но там она не входит в композицию Преображения в апсиде, а располагается над нею, в то время как вытянутое многослойное яйцо, в которое помещена фигура Спасителя, по сути повторяет его семантику, как бы показывая молящимся в храме, что Сын Божий явился именно оттуда, с небес, и туда же вернется.

Но в мозаике 11 века в монастыре Неа Мони происходит наложение двух планов: золотые лучи за спиною Спасителя суть не просто исходящее от Него сияние, но составляют очень точные радиусы этого небесного круга, т.е. снова составляют Крест небесный на четыре стороны света плюс промежуточные направления, т.е. Крест восьмиконечный – в виде звезды. Такой крест образуется при совмещении Креста прямого с Крестом косым, который, по А.Голану, с древнейших времен являлся символом женского начала, а оба вместе символизируют равновесие и гармонию мира. В христианстве такой Крест стал именоваться звездой Вифлеемской или Богородичной. Кроме того, если Крест – или Звезда – шестиконечный, как мы уже видели, может обозначать трехмерное пространство, то Крест восьмиконечный – пространство четырехмерное, где «дополнительное» направление луча указывает на пространство иного мира. Все разновидности Креста взаимозаменяемы, и не имеет значения, сколько ветвей имеет Крест – четыре, шесть или восемь.

Фигура небесного круга с Крестом в центре – сам по себе очень древний символ, графическое обозначение годового круга и небесного вращения, может символизировать также центр мироздания и верховную власть Божию над ним. Именно в этом смысле его приняло раннехристианское, а затем византийское искусство.

Помимо храма св. Аполлинария в Порту и мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, подобные фигуры с раннехристианскими разновидностями креста в круге сохранились в церкви св. Виталия (ок. 547 г.), в баптистерии св. Иоанна в Неаполе (5 в.), в баптистерии в Альбенге (тоже 5 в.) и в других городах. И везде эта фигура представляет собою космическую картину неописуемой красоты.

Собственно говоря, икона Спаса Вседержителя с кресчатым нимбом в куполе православного храма обозначает то же самое – вседержительство Божие над миром и спасение его силою Креста и Жертвы Христовой.

Христос Пантократор в куполе. Церковь Богородицы Парегоритиссы в Арте, кон. 13 в.; церковь Богородицы Паммакаристы, 14 в. Константинополь.

Вспомним, что и сам Крест в нимбе Спасителя также изначально имел форму хризмы,

Напольная мозаика в римской вилле в Хинтоне, Дорсет, Англия, 4-5 вв.
Милан, капелла сант Аквилино, 494 г. Христос с Апостолами, мозаика в конхе апсиды.

и лишь со временем стал изображаться как простой четырехконечный Крест, на котором Он был распят, а чаще – в виде все того же золотого с драгоценными камнями Креста, который поставил император Константин во дворе храмового комплекса Святого Гроба в Иерусалиме.

Насколько устойчиво наряду с четырехконечным вошла в традицию восьмиконечная форма Креста-звезды, свидетельствуют такие же фигуры в сводах храма в Асину на Кипре, в соборе св. Софии в Фессалонике

И все это я пишу к тому, что золотые лучи за спиною Христа на мозаике в Неа Мони суть не просто лучи изливающегося от Него света, а именно Крест, на котором через сорок дней после Преображения Он будет распят, но орудие сей казни позорной есть одновременно и орудие Его победы, и Его Престол Небесный, и обетование вечной жизни тем, кто в Него уверует и последует за Ним до конца, как это сделали Апостолы, мученики и весь сонм святых.

Апостолы же на этой композиции размещаются, как и на мозаике в монастыре св. Екатерины, под фигурою Преобразившегося Христа и пророков, но теперь уже на четко обозначенной земле с зеленой травкой и золотыми кустиками – как будто освещенными божественным светом и преображенными его благодатными лучами.

Ту же мысль, что и в мозаике Неа Мони, проводят византийские художники в течение всех последующих веков.

Наиболее ранние примеры подобной иконогорафии сохранились на стенах пещерных монастырских храмов Каппадокии.

Конечно, эта роспись не так торжественна и великолепна, как мозаики в храмах Равенны, Константинополя, Фессалоник и других крупных художественных центров Империи. Но их простота и чистосердечие трогают душу не менее.

Три пещерных церкви в районе Гереме расписаны одним и тем же художником (конец 11 в.). Вероятно, сначала он выполнил живописные работы в двух небольших храмах – «Элмали» или «Яблочной» (предположительно посвященной Силам Небесным) и «Чарыклы» (так называемой церкви «с сандалиями» или Вознесения).

Интересно, что на двух этих иконах лучи света в композициях имеют форму Креста шестиконечного – горизонтальная ветвь не просматривается.

Позднее этого художника пригласили расписывать большой храм крупного монастыря (теперь он носит условное турецкое название «Каранлик килисе» или «Темная» церковь), где он расположил композицию Преображения над входом – так, что она сразу же бросается в глаза. Из этого факта исследователи делают вывод, что церковь посвящена именно этому празднику.

Как видим, исходящие от фигуры Христа лучи здесь, как и в Неа Мони, образуют восьмиконечный Крест. Сам же Спаситель парит над горкой, лишь слегка касаясь ее вершины пальцами одной ноги.

Роспись в церкви «Токалы килисе» в Гереме исследователи датируют концом 10-началом 11 века. Таким образом, композиция Преображения в апсиде диаконника этой церкви – самая ранняя из сохранившихся после иконоборчества. К сожалению, от нее осталось немного. Но и этого довлеет, чтобы оценить ее высокую духовную и художественную ценность.

Лучи света исходят прямо от Лика Христова – точно по описанию в Евангелии (Мф. 17:2) – и достигают пророков (сохранилась только фигура Моисея по грудь) и, вероятно, апостолов.

Креста эти лучи не образуют, но форма сияния Христова – круглая.

Продолжение традиции Неа Мони мы видим в ц. св. Георгия в Курбиново (Македония, кон. 12 в.),

Продолжение следует...

Материалы по этой теме > икона Преображение Господне

Икона Преображение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа

На иконе «Преображения» изображается чудесное событие явления истинного лика Христа трем его ближайшим ученикам. Описание этого чуда можно встретить в синоптических Евангелиях от Марка, Луки и Матвея. Праздник Преображения входит в число важнейших для всего христианского мира двунадесятых праздников. Икона «Преображения» передает глубину и величие дня Преображения Господнего, наполняя душу умиротворением и любовью.

Спаситель на иконе «Преображения» изображен облаченным, согласно Евангелию, в белые одежды. Располагается он в центральной части иконы, стоящим на вершине горы. Вокруг Христа - круглой формы ореол света. По обе стороны от Иисуса находятся пророки: Моисей и Илия. В руках Моисей держит скрижали Завета. А у подножия горы изображены апостолы, павшие ниц. От фигуры Христа исходят во все стороны потоки света, лучи которого просветляют ризы апостолов.

Спаситель, в конце Своей земной жизни, начал рассказывать ученикам о том, что скоро Ему придется пострадать от рук первосвященников и старейшин, и будет Он убит, но на третий день воскреснет. Чтобы смерть Его не привела к отчаянию учеников и для укрепления их веры, Спаситель позвал помолиться на гору Фавор трех ближайших апостолов (Петра, Иоанна и Иакова). Во время молитвы Иисус преобразился: Он просиял, Его одежды побелели, и полились от Него потоки ослепительного света, пронизывающие все вокруг - весь мир Божий. А по обе стороны от Спасителя возникли пророки: Моисей (ходатай от мертвых) и Илия (ходатай от живых), и вели они беседу с Иисусом. Их появление не случайно, оно символизирует власть Христа над жизнью и смертью.

Иконографический сюжет, изображающийся на иконе «Преображения Господня» современными иконописцами, закрепился и оставался неизменным уже с середины VI века. Одним из наиболее древнейших изображений «Преображения», сохранившихся до наших дней, является мозаика в церкви Святой Екатерины на Синае. Русские иконостасы XVI–XVII веков отличались тем, что икона «Преображения» устанавливалась в праздничном ряду между иконой «Вход в Иерусалим» и иконой «Распятие», нарушая тем самым хронологический цикл. «Преображение Господне» воспринималось как прообраз грядущих страстей Христовых.

Наверное, нет ни одной христианской церкви, храма и собора, где не присутствовала бы икона «Преображение Господне». Увидеть ее можно не только в иконописном варианте, также изображения Преображения встречается на фресках, миниатюрах и мозаиках. Приобретаются иконы «Преображения» верующими и для домашнего иконостаса.

Перед иконой «Преображения» не принято просить о земном. Перед нею взывают к Спасителю о защите от всего, что может поколебать в вере христианской и отвести от нее. Молитва перед образом «Преображение Господне» помогает молящемуся переосмыслить свою жизнь, заново взглянуть на нее, на свои поступки, чувства, мысли и отношение к окружающим. Икона «Преображение Господне» помогает укрепить истинную веру.