Папка спп с придаточными следствия. Основные типы придаточных предложений. Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?

2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что .

3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.

Снег становился всё белее и ярче , так что ломило глаза, глядя на него (Л. Толстой).

, (так что - союз).

Обратите внимание!

1) Так что - единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен - придаточное следствия с союзом так что ; Он оделся так , что мороз ему не страшен - придаточное образа действия и степени, так - указательное слово в главном предложении, что - подчинительный союз в придаточном.

Примечание. В ряде пособий выделяются также придаточные присоединительные :

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему .

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

    Например:

    Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

    Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

    для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это ; отчего → оттого ; зачем → затем .

Cр.: Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу. - Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для этого идёт по берегу ).

План разбора сложноподчинённого предложения

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать, к чему относится придаточное предложение (ко всему главному предложению или к одному слову в главном предложении).
  4. Определить тип придаточного предложения.
  5. Указать средства связи: союз или союзное слово; указательное слово (если оно есть в главном предложении).
  6. Указать место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
  7. Построить схему сложноподчинённого предложения.

Образец разбора

Молодые люди так потрясены этой встречей, что некоторое время молчат , глядя на нас (Гинзбург).

Предложение сложноподчинённое, состоит из двух простых. Главное предложение: Молодые люди так потрясены этой встречей , грамматическая основа - молодые люди потрясены . Придаточное предложение: что некоторое время молчат , глядя на нас ; грамматическая основа - молчат , опущено подлежащее молодые люди . Придаточное относится к сказуемому потрясены , выраженному кратким причастием. Придаточное образа действия и степени. Средства связи - союз что и указательное слово так (в главном предложении). Придаточное предложение стоит после главного.

[кр. прич. + указ. сл.], (что - союз).
образа действия и степени

Придаточные предложения в русском языке являются зависимыми частями от главного в сложноподчинённом предложении. То есть они играют роль второстепенных членов предложения. Поэтому виды придаточных предложений подразделяются с учётом роли, выполняемой в предложении. Ко всему второстепенному предложению можно задать один вопрос подобно тому, как это делают в отношении членов предложения.

Основные виды придаточных предложений

Рассматривают четыре их типа: определительные, обстоятельственные, изъяснительные и присоединительные. Можно привести примеры, которые представят все виды придаточных предложений:

  1. Клумба, которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца, напоминала уменьшенную копию городка - этакий Цветочный городок из сказки Носова про Незнайку. (Определительное).
  2. И мне представилось, что там действительно живут непоседливые и смешные коротышки. (Изъяснительное).
  3. А не видим мы их оттого, что они от нас прячутся под землёй. (Обстоятельственное).
  4. Но лишь мы уезжаем куда-нибудь, как коротышки выбираются из своих укрытий и начинают бурно радоваться жизни. (Присоединительное).

Определительные придаточные

Эти придаточные предложения в русском языке определяют признак одного имени существительного или иногда словосочетания, состоящего из существительного и указательного слова. Они служат ответами на вопросы какой? чей? который? Эти второстепенные предложения присоединяются к главной части союзными словами чей, который, кто, что, какой, откуда, куда, когда . Обычно в главной части сложного предложения находятся такие указательные слова, как такой, каждый, всякий, любой или тот в различных формах родов. В качестве примеров можно взять следующие варианты предложений:

  • Живые существа, (какие? ) которые обитают на планете рядом с людьми, чувствуют доброе человеческое отношение к ним .
  • Протяни руку с кормом, раскрой ладонь, замри, и какая-нибудь птаха, (какая? ) чей голосок утрами слышится в кустах твоего сада, с доверием усядется на твою руку .
  • Всякий человек, (какой? ) кто считает себя вершиной творения Всевышнего , должен соответствовать этому званию.
  • Сад ли, лес или обычный двор, (какой? ) где всё привычно и знакомо , может приоткрыть человеку дверь в удивительный мир природы.

Придаточные присоединительные

Интересны типы придаточных предложений, которые относятся не к отдельному слову или словосочетанию, а ко всей главной части. Они носят название присоединительных. Зачастую эти части сложноподчинённого предложения заключают в себе значение следствия, дополняя либо поясняя содержание основной части. Присоединяются второстепенные предложения этого типа при помощи союзных слов откуда, как, когда, почему, где, что . Примеры:

  • И только рядышком с мамой любой малыш чувствует себя защищённым, что предусмотрено самой природой .
  • Забота о детёнышах, нежность к своим отпрыскам, самопожертвование закладывается в существо на уровне инстинкта, как каждому существу пресуща необходимость дышать, спать, есть и пить .

Изъяснительные придаточные

Если автор текста хочет пояснить, конкретизировать какое-то одно слово главной части, которое имеет значение мысли, восприятия, чувства или речи. Зачастую эти придаточные относятся к глаголам, таким как сказать, ответить, задуматься, почувствовать, гордиться, услышать . Но могут они конкретизировать и прилагательные, например, доволен или рад . Нередко наблюдается, когда эти виды придаточных предложений выступают пояснениями наречий (ясно, нужно, необходимо, известно, жаль ) или существительных (сообщение, мысль, заявление, слух, мысль, ощущение ). Присоединяются придаточные изъяснительные с помощью:

Союзов (чтобы, что, когда, будто, как и других);

Любых союзных слов;

Частицы (союза) ли.

Примерами могут послужить следующие сложносочинённые предложения :

  • А доводилось ли вам наблюдать, (что? ) как изумительно играет солнечный свет, отражаясь в капельках росы, крылышках насекомых, изразцах снежинок ?
  • Однажды этакую красоту, человек наверняка будет несказанно рад, (чему? ) что открыл для себя неповторимый мир прекрасного .
  • И сразу становится ясно, (что? ) что всё вокруг сотворено не просто так, что всё взаимосвязано между собой .
  • Сознание наполнят непередаваемые ощущения радости, (какие? ) будто бы ты и сам являешься частичкой этого удивительного и неповторимого мира .

Придаточные образа действия и степени

Обстоятельственные придаточные подразделяются на несколько подвидов. Группа зависимых частей сложносочинённых предложений, которые относятся к признаку или действию, называемому в главной его части, и обозначают его степень или меру, а также образ, относят к придаточным образа действия и степени. Обычно они отвечают на следующие вопросы: каким образом? насколько? как? в какой степени? Конструкция соединения придаточного с главной частью выглядит примерно таким образом: полное прилагательное + существительное + такой; полное прилагательное + такой; глагол + так . Присоединение этих придаточных предложений обеспечивается союзами чтобы, что, будто или союзными словами сколько, так, насколько и некоторыми другими. Примеры:

  • Девчушка рассмеялась так заразительно, так непосредственно, что и всем остальным трудно было удержаться от улыбки .
  • Звонкие переливы её смеха разорвали напряжённую тишину помещения, будто неожиданно рассыпались разноцветные горошины из пакета .
  • И само личико крошки преобразилось настолько, насколько это было возможно в данном случае: измученную болезнью девочку уже легко можно было назвать прелестным и абсолютно здоровым ребёнком.

Обстоятельственные придаточные места

Эти зависимые предложения указывают на место происхождения действия, которое называется в главной части сложносочинённого предложения. Относясь ко всему главному предложению, они отвечают на следующие вопросы: откуда? куда? где? и присоединяются союзными словами куда, откуда, где . Нередко в главном предложении находятся указательные слова туда, повсюду, там, везде, отовсюду и некоторые другие. Можно привести следующие примеры подобных предложений:

  1. Определить стороны света в лесной чаще можно довольно легко там, где на деревьях есть мох .
  2. Муравьишки тащили на спинках строительный материал для своих муравейников и запасы питания отовсюду, куда только могли пробраться эти трудолюбивые существа .
  3. Меня всё время тянет туда, в волшебные края, куда мы ездили с ним прошлым летом .

Обстоятельственные придаточные времени

Указывая на время действия, эти придаточные относятся как ко всему главному предложению, так и конкретно к одному сказуемому. К этому виду придаточных можно задать такие вопросы: как долго? до каких пор? когда? с каких пор? Нередко в главной части предложения есть указательные слова, например: иногда, однажды, всегда, теперь, тогда . Например: Животные тогда будут дружны меж собой, (когда? ) когда они растут рядом с самого детства .

Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

  1. Если зависимые части сложноподчинённых предложений отвечают на вопросы в каком случае? или при каком условии? и относятся либо к сказуемому главной части, либо к ней ко всей, присоединяясь при помощи условных союзов раз, коль, коли, если, когда и как (в значении «если»), то их можно отнести к придаточным условия. Пример: И даже самый отпетый шалопай превращается в серьёзного и благовоспитанного джентльмена, (в каком случае? ) когда он приобретает статус родителя , будь то человек, мартышка или пингвин.
  2. На вопросы из-за чего? почему? по какой причине? отчего? отвечают придаточные причины. Присоединение их происходит с помощью причинных союзов оттого что, потому что, так как . Пример: Для малыша в раннем детстве авторитет родителя непреклонен, (почему? ) потому что от этого существа зависит его благополучие.
  3. Зависимые предложения, обозначающие цель действия, названного в главной части и отвечающие на вопросы для чего? ради какой цели? зачем? , называются придаточными цели. Присоединение их к главной части обеспечивается целевыми союзами для того чтобы, затем чтобы, чтоб (чтобы) . Пример: Но и тогда следует сопровождать свои требования пояснениями (ради какой цели? ) затем, чтобы из малыша выросла думающая личность, а не безвольный робот-исполнитель .
  4. Зависимые части предложения, которые указывают на вывод или результат, обозначают следствие, вытекающее из вышесказанного в главной части предложения, называют придаточными следствия и относятся ко всему главному предложению. Они обычно присоединяются союзами следствия поэтому или так что , например: Воспитание - процесс сложный и регулярный, (что из этого следует? ) поэтому родителям следует всегда быть в форме и не расслабляться ни на минуту .

Обстоятельственные придаточные сравнения

Эти виды зависимых предложений в сложноподчинённых конструкциях относятся либо к сказуемому, либо ко всей главной части и отвечают на вопрос подобно чему ?, присоединяясь сравнительными союзами как будто, чем (тем), как, будто, точно . От сравнительных оборотов придаточные отличаются тем, что в них имеется грамматическая основа. Например: Белый медвежонок так забавно валился на бок и задирал кверху лапки, точно это расшалившийся мальчишка весело играет в песочнице со своими друзьями .

Обстоятельственные придаточные уступки

Зависимые предложения в сложносочинённой конструкции, обозначающие обстоятельства, вопреки которому совершено или может быть совершено действие, которое указывается в главной части, называют придаточными уступки. К ним можно задать вопросы: вопреки чему? несмотря на что? и присоединить к главному с помощью уступительных союзов хоть (хотя), пусть (пускай), что, даром что, несмотря на и некоторых других. Нередко используются союзные сочетания: сколько ни, что ни, когда ни, кто ни, как ни и тому подобные. Пример: Несмотря на то, что детёныши панд весело играли , их тёмные пятна вокруг глаз создавали впечатление грустной задумчивости.

Грамотный человек должен всегда помнить: при письме предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины и следствия (2 часа)

Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Сопутствующая тема – музеи

Цели:

  1. Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточными причины и следствия.
  2. Закрепление пунктуационных навыков.
  3. Закрепление умения конструировать предложения по заданному условию.
  4. Совершенствование умения выполнять тестовую работу.
  5. Формирование эстетического вкуса на примере музейной тематики.

Оборудование:

  1. Карточки с текстом и тестовыми заданиями.
  2. Толковый словарь С. И. Ожегова.
  3. Презентация
  4. Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Оргмомент. (слайд 1)
  2. Актуализация имеющихся знаний.
  1. Стадия вызова.

А) Прием «Верные и неверные утверждения» (слайд 2)

На слайде записаны различные утверждения. Прочитайте только те, которые считаете верными.

1) СПП состоит из двух частей – главной и придаточной. Да

2) Изъяснительные придаточные – одна из групп обстоятельственных. Нет

3) Придаточное причины – одна из групп обстоятельственных. Да

4) Придаточное следствия – одна из групп обстоятельственных. Да

5) Придаточные причины и следствия присоединяются к главной части Нет

при помощи союзов и союзных слов.

6) Придаточные причины и следствия очень близки друг другу по смыслу. Да

Б) Совместное определение темы и целей урока.

Определите тему нашего урока.

Какие цели мы должны перед собой поставить?

(Научиться узнавать СПП с придаточными причины и следствия, ставить в них знаки препинания, строить схемы, различать их. Понять, чем они близки друг другу.)

  1. Изучение нового материала.
  1. Стадия осмысления.

А) Прием «Кластер» (слайд 3)

(Составляем опорную схему. Все, о чем говорим, фиксируем.)

Объясните различие в лексическом значении слов причина и следствие. (Если затрудняетесь, воспользуйтесь Толковым словарем С. И. Ожегова).

Придумайте предложения с этими словами, употребив их в качестве терминов.

Перечислите подчинительные союзы, передающие отношения причины и следствия.

Установите стилистическую окраску названных союзов. (Если затрудняетесь, воспользуйтесь текстом упр. 179.)

Составьте модели СПП с придаточными причины и следствия. Сравните их.

Из 2-х простых предложений составьте сначала СПП с придаточным причины, а затем СПП с придаточным следствия.

Мы создали в школе краеведческий уголок.

Сравните полученные предложения.

Составленная схема может выглядеть так: (слайд 4)

  1. Стадия рефлексии. (слайд 5)

А) Работа с учебником.

Прочитайте теоретические сведения на странице 111-112.

Какая информация вам была известна?

Что нового вы узнали?

Какая информация для вас осталась не понятна?

Б) Вывод:

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия тесно связанны между собой, так как в одной части выражается причина, в другой – следствие (в сложноподчиненных с придаточными причины в главной части – следствие, в придаточной – причина, в сложноподчиненных с придаточным следствия наоборот: главная часть – причина, придаточная – следствие).

В) Работа с текстом и выполнение занятий. (слайд 6)

Сегодня наш разговор пойдет о музеях. Совсем недавно было принято решение об учреждении Международного дня музеев. В 150 странах мира этот праздник уже отмечался 18 мая. Музей – это наша история, это те места, где хранятся самые ценные вещи, когда-либо изобретенные и созданные природой или человеком.

  • Чтение текста.

(1)Музеи...(2)Исторические, краеведческие, художественные, литературные, военные, школьные... (3)Сколько их по всей стране!

(4)3ачем они? (5)Когда возникли? (б)Почему в музеи идут и идут люди?

(7)Ты входишь в музей... (8)Необыкновенное чувство овладевает тобой. (9)Ты невольно сдерживаешь шаг, стараешься ступать тихо, говорить шёпотом, чтобы не потревожить святую тишину залов, где со всех сторон на тебя смотрит история.

(10)Сама история и вызвала к жизни музеи. (11)И они имеют свою историю. (12)Сейчас невозможно восстановить, кто первый стал собирать уникальные предметы. (13)А вот время и место появления первых собраний удалось узнать благодаря тем же музеям, так как их возникновение восходит к XVI-XVIII векам.

(14)Создание первого русского музея связано с эпохой Петра I. (15)Бурное развитие научных знаний в XVIII веке вызвало необходимость сбора материалов по естественной истории. (16)В 1714 году в Петербурге была основана Кунсткамера, где сосредоточились «диковинные» образцы минералов, растительного и животного мира, предметы древности,

(17)К началу XVIII века относится и образование первых военно-патриотических собраний: коллекций старинного оружия, военного снаряжения, моделей, чертежей, трофеев. (18)Эти собрания легли в основу ныне действующих в Санкт-Петербурге Военно-патриотического музея и Центрального военно-морского музея. (19)Создание собраний подобного типа вызвано практическими и политическими потребностями, так как довольно рано общество осознало, что музейные собрания можно использовать в целях идеологического воздействия. (20)Так, сокровища Оружейной палаты в Москве демонстрировались как доказательство могущества и богатства России. (21)Коллекция военных собраний в Петербурге служила прославлению военной мощи государства.

(22)В связи с развитием исторической науки и её разделов - археологии, этнографии, нумизматики - в XIX веке стало совершенствоваться и музейное дело. (23)Музеи стали выполнять функцию лабораторий для исследований, хранилищ исторических источников.

(24)В наше время благодаря радио, телевидению и печати люди получают огромный объём информации, и часто многое ускользает от внимания. (25)Приобретение знаний в музее происходит на основе чувственных впечатлений, наглядно-образного мышления. (27)Высшей формой эмоционального воздействия на посетителей музея следует назвать возникновение чувства сопричастности к тому, что было.

(М.Канн)*

  • Тестовые задания: (слайд 7)

1. Какой вариант содержит ответ на вопрос «Что является наиболее полным источником информации для современного человека?»

  1. музеи, книги
  2. средства массовой информации, музеи
  3. окружающая действительность
  4. книги, окружающая действительность

2. В каких предложениях содержится ответ на вопрос «Какую функцию стали выполнять музеи?»

1)10,15 2)15,19 3)19,24 4)21,24

3. Какое значение имеет слово НУМИЗМАТИКА в прочитанном тексте (предложение № 22)?

  1. раздел науки, изучающий историю монет, денежных слитков, медалей
  2. раздел науки, изучающий материальную и духовную культуру народов
  1. раздел науки, изучающий совокупность народных обрядовых действий
  2. раздел науки, изучающий памятники старины

4. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является парцелляция?

  1. Музеи... Исторические, краеведческие, художественные, литературные, военные, школьные...
  2. Зачем они? Когда возникли?
  3. Ты входишь в музей... Необыкновенное чувство овладевает тобой.
  4. Сама история и вызвала к жизни музеи. И они имеют свою историю.
  1. Замените слово МОЩЬ из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
  2. Из предложений 1-10 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание букв О - Е (Ё) после шипящих в корне зависит от проверочного слова.
  3. Из предложений 1-9 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
  4. Из предложений 16-21 выпишите слово(-а), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом В отымённых прилагательных, образованных от основы на -н при помощи суффикса -Н-, пишется две буквы НН.
  5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при однородных членах.

К началу XVIIIвека относится и образование первых военно-патриотических собраний:(1) коллекций старинного оружия,(2) военного снаряжения, (3) моделей, (4) чертежей, (5) трофеев.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), которая(-ые) указывает(-ют) на запятую(-ые), обозначающую(-ие) сочинительную связь между частями сложного предложения.

В наше время благодаря радио,(1) телевидению и печати люди получают огромный объём информации,(2) и часто многое ускользает от внимания.

Высшей формой эмоционального воздействия на посетителей музея следует назвать возникновение чувства сопричастности к тому,(3) что было.

  1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Ты невольно сдерживаешь шаг,(1) стараешься ступать тихо,(2) говорить шёпотом, (3) чтобы не потревожить святую тишину залов, (4) где со всех сторон на тебя смотрит история.

  • Дополнительные задания к тексту. (слайд 8)

Прочитайте 6 предложение. Ответьте на поставленный в нем вопрос сложноподчиненным предложением с придаточным причины. Перестройте его в СПП с придаточным следствия. Что изменилось с грамматической точки зрения? С точки зрения содержания?

Найдите в тексте все СПП с придаточными причины, выпишите их, подчеркните грамматические основы, постойте схемы.

(13)А вот время и место появления первых собраний удалось узнать благодаря тем же музеям, так как их возникновение восходит к XVI-XVIII векам.

, (так как).

(19) Создание собраний подобного типа вызвано практическими и политическими потребностями, так как довольно рано общество осознало , что музейные собрания можно использовать в целях идеологического воздействия.

, (так как), (что).

Г) Запись под диктовку.

Существуют и необычные музеи. Например, в Туле – музей самоваров, в Суздале – музей огурца, в Переславле Залесском – музей утюга, в Мышкине – музей мыши, в Тамбове – музей волка, в Новосибирске – музей Солнца, в Москве – музей «Русские валенки», в Санкт-Петербурге – музей воды. Во всем мире открыты сотни, тысячи самых необыкновенных музеев, так что все и не перечесть.

Объясните знаки препинания.

Произведите подробный разбор последнего предложения.

  1. Итог урока.

В чем же сходство СПП с придаточным причины и придаточным следствия? Чем они различаются?

  1. Домашнее задание. (слайд 9)

§ 20.

Найдите в Интернете материал об одном из необычных музеев. Напишите эссе на тему «Зачем нужен музей …?»

Понятие «эссе» повторите в § 32 из раздела «Речь».


На этом уроке вы узнаете, что такое придаточное следствия в сложноподчинённом предложении, узнаете, на какие вопросы отвечает придаточное следствия, где стоит в предложении, научитесь находить в предложениях придаточные следствия и отличать их от похожих конструкций.

Снег всё становился белее и ярче, так что ломило глаза (рис. 2).

В этом предложении союз так что присоединяет придаточную часть со значением следствия.

Рис. 2. Деревья в снегу ().

Придаточное следствия имеет следующие особенности:

  • указывает на следствие, вывод, вытекающий из главной части;
  • отвечает на вопрос что из этого следует? ;
  • прикрепляется к главной части предложения при помощи союза так что ;
  • находится только в постпозиции относительно главного предложения.

В них было много молодого задору, так что любое дело им казалось по плечу (рис. 3).

Рис. 3. Молодые люди ().

Необходимо отличать предложения с придаточными следствия от других, схожих синтаксических структур.

Рассмотрите предложение:

Я опоздал на поезд, так что свидание отменяется (рис. 4).

Это сложноподчинённое предложение с придаточным следствия, так как:

  • во-первых, налицо смысловые отношения между частями предложения (причина и следствие из неё);
  • во-вторых, союз так что можно заменить словами следовательно , поэтому .

Это сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

Рис. 4. Опоздавшие на поезд ().

Рассмотрите другое предложение:

Я опоздал так, что стыдно было уже и появляться на пороге кабинета (рис. 5).

Это сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени. Конечно, имеется добавочное значение следствия, так как к главной части мы задаём вопрос от придаточной в какой мере? В первой (главной) части есть указательное слово так . Именно оно позволяет нам сказать, что это будет придаточное меры и степени. Не путайте придаточные следствия и придаточные меры и степени, в котором обязательно должно стоять указательное слово.

Рис. 5. Опоздавший подчинённый и начальник ().

Чтобы потренироваться, обратитесь к дополнительным материалам этого урока.

Список литературы

1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2011.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: 2012.

2. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()

Домашнее задание

1. Назовите особенности придаточных следствия в сложноподчинённом предложении.

2. Найдите предложения с придаточными следствия.

Он слушал так, что всё запомнил.

Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.

В том, что деньги пропали, уже никто не сомневался.

Я люблю её так, что словами всего и не скажешь.

Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать.

3. Придумайте пять сложноподчинённых предложений с придаточными следствия. Запишите их.

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:

  1. Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
  2. Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
  3. С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку );
  • Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени

как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)

места

они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)

причины

дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом

условия

в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)

цели

я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба

уступки

он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной

сравнения

за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза

образа действия

мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке

меры и степени

девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой

следствия

за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:


Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).

Придаточное цели

Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
  • союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.