Описание бога зевса. Кто такой бог Зевс в древнегреческой мифологии

Уран боялся своих детей, он был уверен, что когда-нибудь эти звероподобные существа восстанут и убьют его. Поэтому всех без исключения своих детей он бросал в глубокую пропасть, наполненную острыми камнями. Гея плакала и молилась, ей не давал покоя материнский инстинкт, который со временем переродился в чувство мести и злобы. Она спустилась в яму и предложила детям восстать против отца. Из всех только один — Кронос — поднял руку.

Из капель крови, упавших на землю после убийства Урана, родились фурии — судьи всех смертных преступников. Тело бога было выброшено в океан. Из кровавой пены на берег в тот же миг вышла прекрасная богиня — Афродита, богиня любви и красоты.

Вся Вселенная оказалась у ног Кроноса. Первым делом он решил выпустить из заточения своих сестер и братьев и взял в жены сестру Рею. От их брака родились боги — Аид, Посейдон, Деметра, Гера и Гестия. Мучимый подозрениями Кронос проглотил своих детей, чтобы они в свое время не поступили с ним так же, как он с отцом. Единственным уцелевшим ребенком оказался Зевс, которого мать успела спрятать на острове Крит, где он и рос в безопасности.

Кроносу суждено было погибнуть от отравленного любовницей Зевса — служанкой Метидой — напитка. Перед смертью он изверг ранее проглоченных детей. Зевс начал укреплять свое положение, выбрав в качестве своей ставки гору Олимп. Долго продолжалась осада Олимпа титанами, но на помощь бессмертным богам пришли циклопы и сторукие монстры, позабытые Кроносом запертыми в подземельях.

Первым законом, введенным Зевсом, была отмена традиции убивать родственников-соперников и разделение власти между братьями. Так, Аиду досталось управление загробным миром, Посейдону — власть над морскими пучинами, а Зевс правил воздухом. Сестра Зевса — богиня домашнего очага и семьи — Гера стала его женой. Афина — своенравная дочь Зевса — стала покровительницей всех воинов. Другая его дочь, Артемида, пожелала подчинить себе все леса, горы, Луну. Красавец Апполон стал богом Солнца, покровителем музыки. Калека от рождения Гефест — богом всех ремесел и огня. Арес — богом войны. Вечно пьяный Дионис заслужил звание бога виноделия и распутства.

Таким образом, каждый аспект человеческого темперамента — от любви до воинственности, от законопослушания до вседозволенности — приобрел воплощение в божественном пантеоне. Боги Олимпа правили как безликие загадочные существа, являясь при этом зеркалом человечества.

Греция богата мифами и легендами. Греческие поэты черпали вдохновение из неистощимой сокровищницы воспоминаний и преданий. Семейное древо олимпской божественной когорты запутанно и не до конца изучено, что придает всей истории незаконченность, таинственность и пикантность.

Имя: Зевс (Zeus)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: бог неба, грома и молний, ведающий всем миром

Семейное положение: женат

Зевс: история персонажа

Мифология Древней Греции, которая тесно переплетается с религией этого народа, зародилась еще на пути становления человечества, но пользуется популярностью до сих пор, чему поспособствовали памятники культуры.


Именитые режиссеры и талантливые литераторы вдохновляются титанами, олимпийцами, музами, циклопами и другими вымышленными персонажами, а легенды с участием богов и невероятно сильных героев завораживают дух. Зевс, глава древнегреческого Пантеона, который ведает всем миром, – довольно часто встречается в античных текстах. Имя этого громовержца, пожалуй, знакомо всем и каждому.

Мифология

Человек выглядит очень слабым на фоне окружающего мира, у представителя вида Homosapiens отсутствует такая же физическая сила, как, например, у медведя; люди не могут быстро бегать, как львы или гепарды, а также не обладают острыми зубами и крепкими когтями.

Но зато по природе своей человек пытается объяснить то, что чувствует и наблюдает. Недаром открыл физические законы, придумал химическую таблицу, а задался вопросом философии. Но раньше, когда научные познания не были так сильны, люди объясняли то ли иное явление природы посредством мифов и верили, что боги способны принести в дом благополучие, помочь одержать победу на войне и защитить урожай от засухи.


Согласно истории, с первой половины второго тысячелетия до нашей эры в мире начало царствовать третье поколение богов во главе с Зевсом, которые свергли титанов. Главный из богов-олимпийцев стал третьим сыном титана Кроноса и его супруги Реи. Дело в том, что провидица предсказала Кроносу, что его собственный сын заберет корону отца. Повелитель времени не хотел мириться с такой участью, поэтому без зазрения совести съедал новорожденных детей, на всякий случай проглатывая даже дочерей.

Рея не намеревалась мириться с произволом супруга, поэтому, как мудрая женщина, решила действовать хитростью. Беременная титанита отправилась в глубокую пещеру на Крите, где и родила будущего узурпатора власти.


Чтобы Кронос не заметил подвоха, его возлюбленная подложила вместо младенца завернутый в пеленки камень Байтил, который великан тут же проглотил.А когда разъяренный титан узнал о проделках жены, он пошел искать маленького Зевса. Мальчика спасли куреты: они стучали копьями и мечами, когда младенец плакал, чтобы Кронос не догадывался, где находится его сын.

Роковое предсказание, которое узнал Кронос, сбылось: когда Зевс возмужал, он начал войну против отца, одержав сокрушительную победу и отправив родителя в бездну, находящуюся под царством Аида – Тартар. По другой легенде громовержец напоил Кроноса медовым напитком, а когда тот уснул – оскопил. Далее Зевс заставил своего предка при помощи зелья выплюнуть братьев и сестер, которых сделал богами и поселил на Олимпе. По другим источникам, олимпиец вспорол живот титану.


Война между богами и титанами длилась десять лет, причем на помощь были призваны циклопы. Но, так как силы были равны, противники долгое время не могли определить победителя. Тогда Зевс освободил из пропасти сторуких великанов, поклявшихся ему в верности, и те помогли отправить бывших правителей в Тартар. Отчаявшись, богиня земли Гея породила на свет ужасное чудовище с сотней драконьих голов – Тифона, но и тот был повержен Зевсом.

Когда воцарился мир, Зевс вместе со своими братьями разделил власть при помощи жеребья. Посейдон стал повелителем моря, Аид начал заведовать мрачным и пугающим царством мертвых, а Зевсу досталось господство на небе.


Ученые даже сделали предположение: вполне вероятно, что хозяину Олимпа греки преподносили человеческие жертвы, однако другие опровергают эти домыслы. Возможно, убийствами ради хозяина неба занимались только отдельные и немногочисленные племена, чтобы попросить о прекращении извержения вулканов. В основном в Древней Греции богам дарили животных и яства, устраивая праздники.

Образ

Громовержец, который пугает жителей Земли молниями и темными тучами, выступает в мифологии как отец богов и людей. Зевс постарался сделать этот мир наиболее гармоничным, распределив добро и зло, а также вложил в человека стыд и совесть. Могущественный бог сидит на своем троне и наблюдает за городским порядком, защищая слабых и обиженных и даруя покровительство молящимся.


Зевс, следящий за законами во всем мире, мог не только посылать дождь и карать провинившихся людей при помощи молнии, но и предвидел будущее, предсказывая грядущее при помощи сновидений. Но порой Зевс и сам зависит от богинь Мойр – женщин, плетущих нити судьбы.

Зачастую громовержец изображается на картинах и скульптурах как мужчина среднего возраста с добрыми чертами лица, которое обрамляли густые локоны и пышная борода. В руках Зевса – молния, которая представляет собой трехзубчатую вилку с зазубринами. Из преданий известно, что молнии для бога изготовляли одноглазые циклопы. Также у божества имеется скипетр, и иногда его изображают с лабрисом или молотом, похожим на орудие .


Бог рассекает на колеснице, запряженной орлами: как известно, эта благородная птица ассоциируется с величием и властью. Именно орел клевал печень несчастного Прометея – таким образом Зевс наказал своего двоюродного брата за то, что тот похитил огонь у Гефеста, передав его людям.

Помимо прочего, Зевс умеет перевоплощаться в любое земное существо: однажды олимпиец превратился в быка, дабы похитить царевну. Впрочем, хозяин неба не отличался постоянством. На его ложе побывали сотни красавиц, которых он соблазнял в разных обличиях: то явится к девушке в виде облака, то предстанет белым лебедем. А чтобы овладеть Данаей, Зевс превратился в золотой дождь.

Семья

Как известно, в древнегреческой мифологии все боги в каком-то смысле друг другу родственники, которые произошли от титанов. К тому же, если судить по легендам, некоторые женились на своих сестрах. Громовержец не был примерным семьянином и обольстил далеко не одну красавицу; жертвами чар Зевса стали широкоглазая Европа, Леда, Антилопа, Ио и другие очаровательницы.


Но «официальными» женами считались три женщины. Первая – мудрая Метида, которая предсказала супругу, что родившийся от нее сын Зевса превзойдет отца. Огорченный хранитель молний последовал примеру Кроноса, только проглотил не новорожденного младенца, а свою супругу. После этого из головы бога родилась покровительница организованной войны – Афина, а Метида, сидящая в утробе мужа, стала его советчицей.


Вторая супруга Зевса – богиня правосудия Фемида – подарила супругу трех дочерей: Эвномию, Дике и Эйрену (по другим источникам, Фемида – мать Мойр или Прометея). Последней возлюбленной олимпийца стала покровительница брака Гера, отличающаяся жестокостью и ревнивым нравом.

Фильмы

Зевса можно увидеть на экранах телевизора, громовержец представал перед зрителями в нескольких кинематографических произведениях:

  • 1969 – «Геркулес в Нью-Йорке»
  • 1981 – «Битва титанов»
  • 2010 – «Перси Джексон и похититель молний»
  • 2010 – «Битва титанов»
  • 2011 – «Война Богов: Бессмертные»
  • 2012 – «Гнев Титанов»

Актеры

В приключенческом фильме «Геркулес в Нью-Йорке», где снялся , в образе громовержца предстал малоизвестный актер Эрнест Грейвз. Далее, в 1981 году вышел приключенческий фильм Десмонда Дэвиса – «Битва титанов».


На этот раз образ повелителя Олимпа примерил на себя британец , знакомый зрителям по фильмам « » (1986), «Король Лир» (1983), « » (1979) и другим примечательным киноработам.

В 2010 году вышел семейный фильм «Перси Джексон и Похититель молний». В этой картине сыграли В 2011 году вышел в свет фильм «Война богов: Бессмертные», в главного из богов перевоплотился , разделив съемочную площадку с , и .

  • Зевс похищал не только представительниц слабого пола. Перевоплотившись в обличье гигантского орла, вершитель судеб украл прекрасного юношу, сына троянского Троса – Ганимеда. Громовержец одарил отца этого молодого человека золотой лозой, а Ганимед получил вечную юность, став «виночерпием», подававшим богам нектар и амброзию.
  • Зевсу принадлежит волшебная накидка из козьей шкуры – Эгида, которая, словно щит, обладает защитными свойствами. Сказания гласят, что дочь владельца молнии – Афина – носила эту шкуру как одеяние, прикрепив на нее брошь с изображением горгоны Медузы.

  • В V веке до нашей эры в Олимпии находилось третье из семи чудес света – мраморная статуя Зевса, которая по своему размеру превосходила даже храмы. Строительством монумента занимался скульптор Фидий, который был придирчив к материалам, особенно к слоновой кости. По слухам, к ногам Зевса принесли 200 кг чистого золота и драгоценные камни. К сожалению, гигантская статуя громовержца погибла после войн и грабежей.
  • Зевс появляется как в кинематографических работах, так и на компьютерных экранах, например, в игре Dota2 есть такой герой, который носит имя сына Кроноса и убивает противников с помощью молний.
  • Зевса воспитывала нимфа Киносура. После того как громовержец стал властителем неба, он в знак благодарности поместил ее среди звезд. По другим сказаниям, отпрыска титана растила Мелисса, кормя мальчика медом и козьим молоком, а также семья пастуха, поставив при этом ультиматум, что все овцы будут спасены от волков.

А юные полубоги-куреты охраняли его, ударяя копьями о щиты, чтобы не услышал Кронос, когда плакал младенец.

Когда Зевс вырос и возмужал, он с помощью Метиды напоил Кроноса зельем, и могучий Крон изрыгнул своих детей, а также и камень, который Зевс оставил вблизи Парнаса как символ благодетельного обмана.
Затем Зевс начал борьбу с отцом и титанами, титаномахию, продолжавшуюся десять лет. Ему помогали гекатонхейры («сторукие») и киклопы , которые выковали Зевсу гром, молнию и перун. Но на этом борьба не закончилась. Гея, богиня Земли, насылает на Зевса других своих детей, гигантов, и чудовищного Тифона . Началась гигантомахия , в которой также победил громовержец.
После победы он поделил власть между собой и братьями, ему самому достается небо, Посейдону - море, Аиду -подземное царство; затем он поселяется на горе Олимп вместе со своими родственниками, третьей женой, но первой по значению - Герой и детьми. На земле также воцаряется относительный порядок, расцветают ремесла, торговля, науки и искусства, которым покровительствует он сам или его дети Аполлон , Афина , музы .
На Олимпе не бывает ни дождя, - ни снега, ни бурь. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бесконечное небо, сияет золотой свет, здесь - постоянное лето. Это ниже, на земле, чередуются времена года, счастье и радость сменяют горе и болезни. На Олимпе все по-другому. Иногда олимпийцы ссорятся, изменяют друг другу, они тоже знают печали, но чаще всего здесь царит олимпийское спокойствие. Боги часто пируют в золотых чертогах, их пища - амброзия и нектар, на пирах решаются дела мира, определяется судьба людей. Но и судьба богов не всегда в их собственных руках. Иногда Зевс подвластен Мойре .
Зевс - отец не только многих богов: Аполлона , Афины , Артемиды , Диониса , Персефоны , но и многих героев: Геракла , Персея , Диоскуров и др. Главным святилищем Зевса была Олимпия, здесь находился знаменитый храм и совершались в честь Зевса Олимпийские игры. Гомер посвятил Зевсу небольшой гимн: Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня!
Громораскатный, владыка державный, судья возлагатель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей.
Милостив будь, громозвучный Кронид, - многославный великий!

Так же Зевс имеет имя Дий, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо», др.-инд. deva - «бог», dyaus - «небо» (Дьяус), греч. «Зевс, бог ясного неба», лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. - лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З.
В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Неs. Theog. 497-500).
Возмужавший З. вывел своих братьев и сестёр из утробы Крона (493- 496, 501 след.), напоив его по совету Метиды зельем (Apollod. I 2, 1). За это они отдали во владение З. громы и молнии (Неs. Theog. 504 след.). Затем З. начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, З. помогали сторукие; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар (Неs. Theog. 674-735; Apollod. I 2, 1).
Три брата З., Посейдон и Аид разделили власть между собой. З. досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мёртвых (Apollod. I 2, 1). В древнейшие времена З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми (Aeschyl. Suppl. 231). Отсюда один из эпитетов З. - Хтоний («подземный») (Неs. Орр. 465; Hom. II. IX 457). З. Хтония почитали в Коринфе (Paus. II 2, 8). Однако позднее З. стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата З. локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).
Утверждение З. происходит с большим трудом. Против З. восстаёт Гея и насылает на него своё порождение - Тифона, но З. побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов (Hes. Theog. 820-868), З. забросил Тифона в Тартар, по другому - навалил на него Этну (Aeschyl. Prom. 351-372). Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей - гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится ещё более ужасным чудовищем, чем гиганты (Apollod. I 6, 1-3).
Борьба З. и олимпийцев с миром чудовищ приводит к ещё одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона - З.). Т. н. орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими ещё до Крона и Реи, Эвриному и Офиона - по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низринутых в глубь океана (Apoll. Rhod. I 496-511, ср. Эвринома на дне океана спасает Гефеста, сброшенного с Олимпа). Но самому З. тоже угрожает потеря власти от сына. З. приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков (Hom. II. I 396-406). 3. - новое олимпийское божество обращается за помощью к чудовищам, рождённым Землёй, и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский З. считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьёй не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнаёт их, взвешивая на золотых (м. б. небесных, солнечных) весах судьбы героев (XXII 209-214). Именно по совету Геи - земли и Урана - неба З. проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от неё сына, который будет сильнее отца (Hes. Theog. 889-900). Фемида, дочь Геи, открывает З. тайну, известную и Прометею (Aeschyl. Prom. 167-177), что такой же сын родится от Фетиды (Apoll. Rhod. IV 791-804). Отказавшись от брака с Фетидой и выдав её за героя Пелея (IV 805-809), З. способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли (Hom. Il. I 5, ср. XIX 273 след.). Вторая супруга З. - богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам З. уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый З. мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери З. от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга З. - уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь З., с его дозволения. Мнемосина, богиня памяти, рождает З. девять муз (т. о., З. становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у З. - Аполлон и Артемида. Третья по счёту, но первая по значению жена Гера - богиня законного супружества и покровительница брачных законов (Hes. Theog. 901-923). Так 3. постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи З. Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов (Strab. X 3, 19), демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца З. на Крите. З. всё ещё пользуется своим древнейшим орудием - громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», насылатель ветров, дождей и ливней (Hom. II. I 354; IV 30; V 672; XIV 54; XVI 297-300), о зевсовых ливнях упоминает Гесиод (Hes. Opp. 626), 3. «дождит», по выражению Алкея (frg. 34). Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей 3. о ниспослании дождя (Paus. I 24, 3), афиняне просили 3. пролиться дождём над пашнями (Marc. Aurel. V 7). В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался З. Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона (Hes. Theog. 353).
З. Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги (Hom. II. V 877 след.). Он даёт людям законы (Deinosth. 25, 16, Eur. Hippol. 97; Soph. 0. R. 865 след.). З. вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого (Мах. Туг. 41, 2), «дарователем жизни», «всепородителем» (Hymn. Orph. LXXIII 2). З. покровительствует родовой общности людей, отсюда З. «родовой» (Pind. O1. VIII 16; Pyth. IV 167). В «Умоляющих» Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде» (Aeschyl. Sept. 8), «спаситель» (Paus. IX 26, 7; Soph. frg. 392), «спаситель города», «основатель» (Aeschyl. Suppl. 445), «оградитель» (Soph. Antig. 487; Eur. Troad. 17), Полией - «городской» (Paus. I 24, 4), Полиух - «владетель государства» (Plat. Legg. XI 921 след.). З. Филий (покровитель дружеских союзов) (Plat. Phaedr. 234 е), «отчий», «отец» (Aristoph. Acharn. 223; Nub. 1468), «отеческий» (Soph. Trach. 288; Plat. R. P. Ill 391 е). Он следит за соблюдением клятв (Paus. V 24, 9; Soph. О. R. 1767). 3. - помощник воинов (Hom. Н. IV 84; Xenoph. Lac. pol. XIII 2) и сам стратег, полководец (надписи на монетах, ср. Cic. In Verr. II 4, 58; 129 - Imperator), «воинский» (Hero-dot. V 119), «носитель победы» (Soph. Antig. 143; Eur. Heracl. 867, 937). Известен З. Булей (Paus. I 3, 5), покровитель народного собрания (Aeschyl. Eum. 972; Aristoph. Equ, 410), скипетродержец (Hymp. Orph. XV 6), царь (Aristoph. Ran. 1278), «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных» (Aeschyl. Suppl. 525), «всецарь» (Hymn. Orph. LXXIII 4), «эллинский» (Aristoph. Equ. 1253) и даже «всеэллинский», которому в Афинах был учреждён специальный культ (Paus. I 18, 9).
З. Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, З. осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса (Hom. П. V 888-898). Однако в мифах о рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. З. является к Данае в виде золотого дождя (Apollod. II 4, 1), Семеле - с молниями и громами, Европу он похищает, обернувшись быком (Apollod. Ill I, 1), к Леде является лебедем (III 10, 7), Персефоне - змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что З. превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи «отцом людей и богов», З. вместе с тем является грозной карающей силой. По велению З. прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обречённым З. на жалкую участь (Эсхил, «Прикованный Прометей»). Несколько раз З. уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра (Ovid. Met. I 246-380). З. хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить» новый (Aeschyl. Prom. 231-233). Троянская война - тоже следствие решения З. покарать людей за их нечестие (Hom. П. I 5, XIX 263 след.). З. уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого З. «блюстителем законов» (Plat. Critias 121 b-c) З. насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический З. принимает всё более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью З. (Hes. Theog. 96; Opp. 256-264), который вложил в людей стыд и совесть, качества необходимые в социальном общении (Plat. Prot. 320d -322d). З., который мыслился «огнём», «горячей субстанцией» (Tertull. Adv. Marc. I 13) и обитал в эфире (Eur. frg. 487), владея небом как своим домом (Callim. Hymn. Ill 141), становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир. Мифология З. Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, З. был избран на царство богами, Theog. 881-885). Только в эллинистическую эпоху З. принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского» владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне «К Зевсу» стоика Клеанфа (3 в. до н. э.), где универсализм и космизм З. принимают монотеистические черты.
Атрибуты З. - эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь З. немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов - исполнителей воли З., находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона - пророчество, на Деметру - земледелие, на Афину - мудрость и искусства. В честь З. Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии - как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. З. соответствует римский Юпитер.

Зевс считался главным божеством древнегреческого пантеона. Он "заведовал" не только громом и молнией, но также всем Олимпом и человеческим миром.

Рождение

Родителями Зевса были Кронос и Рея. Отец знал о предсказании, которое гласило, что один из его сыновей свергнет его. Кронос очень боялся этого. Он сам в свое время погубил своего отца Урана - самого первого бога. Миф о Зевсе гласит, что Кронос приказал Рее приносить ему новорожденных детей, которых он проглатывал без всякой жалости. Эта судьба уже постигла Гестию, Посейдона, Деметру, Аида и Геру.

Рея, испугавшись за своего младшего сына, решила родить его в пещере на острове Крит. Кроносу она дала камень, обернутый в пеленки, который тот проглотил, не подозревая о подвохе.

Миф о рождении Зевса также сообщает о куретах - загадочных спутниках Реи. Именно они охраняли ребенка, пока тот рос на Крите. Стражники громко лязгали доспехами и щитами, если младенец начинал плакать. Это делалось для того, чтобы Кронос не услышал этих криков. Миф о рождении Зевса позже был перенят у греков римлянами. Они называли этого

Детство в пещере

Зевс питался медом местных пчел, который они сами ему приносили с ульев на горе Дикти. Одна из пещер у ее подножия до сих пор считается «пещерой Зевса». Когда археологи провели здесь первые раскопки, они обнаружили огромное количество алтарей и статуэток, посвященных громовержцу. Миф о Зевсе был известен каждому жителю Эллады. Младенец также был вскормлен молоком козы Амалфеи. Это животное было приведено в пещеру двумя нимфами: Адрастеей и Идеей. Когда Амалфея умерла, ее рог был превращен в а шкура была использована Зевсом в изготовлении щита, с которым он пошел на войну против титанов.

Война с титанами

Когда Зевс вырос и возмужал, то открыто выступил против своего отца, не подозревавшего о существовании сына. Он заставил Кроноса вернуть обратно детей, которых тот проглотил много лет назад. Тогда они начали войну против отца за власть над всем миром. Миф о Зевсе гласит, что жертвенник, на котором они поклялись бороться с Кроносом, был превращен в созвездие.

Война с титанами продлилась девять лет. Поначалу она не выявила победителей из-за равности сил противников. Дети Кроноса сделали своим местом жительства откуда они и руководили войной. Помимо Кроноса во втором поколении богов были и другие титаны, и некоторые из них перешли на сторону Зевса. Главным из них был Океан, который мог управлять морями и реками.

Циклопы и гекатонхейры

Наконец, Зевс решился на крайнюю меру и прибегнул к помощи циклопов. Они были детьми Урана и Геи. С самого рождения они оказались в Тартаре, где томились до тех пор, пока их не освободили олимпийцы. Эти одноглазые великаны выковали для Зевса молнии, которые громовержец метал в своих врагов во время сражений. Аиду они подарили шлем, Посейдону - трезубец. Афина и Гефест научились у циклопов ремеслам.

Миф о Зевсе упоминает и о гекатонхейрах. Это были великаны с 50 головами и сотней рук, заключенные в недрах земли. Они также стали союзниками Зевса. Эти гиганты отрывали от гор целые куски и метали их прямо в титанов, попытавшихся взять Олимп приступом. Колоссальное сражение сотрясало весь мир, даже подземный Тартар.

Союз олимпийцев дал плоды. Они победили титанов и низвергли их прямо в Тартар, где те были закованы в цепи. Гекатонхейры стали охранять узников, чтобы те никогда не могли освободиться. С этого момента миром стали править боги-олимпийцы. Война с титанами стала называться Титаномахией. Согласно мифам, она имела место за множество столетий до появления человеческого рода.

Новый порядок

Власть над миром была поделена между тремя братьями. Зевс получил господство над небом. Посейдон стал владыкой моря. Аиду досталось царство мертвых. Земля была признана общим владением. При этом Зевс назывался старшим из богов. Он повелевал всем человеческим миром.

Однако не все были довольны новым порядком вещей. Гее не понравилось то, как олимпийцы поступили с ее детьми-титанами. Краткий миф о Зевсе, который включает в себя и этот конфликт, рассказывает о том, что богиня Земли вступила в брак со страшным Тартаром. От этой связи на свет появился Тифон - могучий великан. Он олицетворял все огненные силы земли. Новый бог попытался свергнуть Зевса.

От одного приближения Тифона кипели моря, и многие боги-олимпийцы в ужасе ждали его нашествия. Обо всем этом повествует миф о Зевсе. Краткое содержание этой новой войны есть в некоторых древнегреческих источниках, например, в Теогонии. Зевс снова взялся за молнии, с помощью которых разил Тифона. Великан был побежден и обратно сброшен в Тартар. Однако там он по-прежнему беспокоит земной мир. От его связи с Ехидной появилось множество чудищ, например, трехголовый пес Цербер, гидры и Химера.

Жизнь на Олимпе

Зевс царил на вершине Олимпа, где его постоянно окружал сонм младших богов. Врата в его чертоги окутаны облаком, которым управляют Оры. Эти богини времен года пускали на Олимп посетителей и открывали вход для богов, которые спускались на землю.

В царстве Зевса царит вечное лето - здесь нет снега, дождя и природных катаклизмов. Сын громовержца Гефест соорудил великолепные чертоги, в которых боги пировали и проводили свободное от забот время. Миф о Зевсе (5-классники проходят по программе эту тему) также упоминает о его жене Гере. Она стала покровительницей человеческого брака и родила мужу множество детей. Самой известной из них была дочь Геба, которая стала богиней юности и виночерпием на Олимпе.

- (Ζεύς, Jupiter). Владыка неба, величайший из Олимпийских богов, сын Кроноса и Реи, брат Посейдона, Аида, Гестии, Деметры и Геры и супруг Геры. Он низверг с неба Кроноса и Титанов и приобрел верховную власть над богами и людьми. Он господствует на … Энциклопедия мифологии

- (греч. myphos сказание и logos рассказ) тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают: классическую М … Новейший философский словарь

У слова «Зевс» есть и другие значения: см. Зевс (значения). Зевс … Википедия

- (греч. mythología, от mýthos предание, сказание и lógos слово, рассказ, учение) фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований мифов, и наука … Большая советская энциклопедия

- (от греч. mutos предание, сказание и logos слово, рассказ) 1) Фантастич. представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации. 2) В узком смысле слова вид устного нар. творчества. 3) Наука, изучающая мифы и соответствующие им… … Советская историческая энциклопедия

Древнейшие элементы. Греческая мифология, как и греческая культура в целом, представляет собою сплав различных элементов. Эти элементы привносились постепенно, на протяжении более тысячи лет. Около 19 в. до н.э. первые известные нам носители… … Энциклопедия Кольера

Обычно боги олицетворяют просто некую безличную сверхъестественную силу. В мифологических сказаниях сверхъестественное получает имя и образ, так что анонимное чудесное вмешательство становится богом, обладающим именем и играющим определенную роль … Энциклопедия Кольера

Зевс - (греч. Zeus) в греческой мифологии царь богов и людей, сын Реи и Крона. Лишив власти своего отца и богов старшего поколения титанов, З. поделился властью со своими братьями: над морем с Посейдоном, над подземным царством с Аидом, оставив себе… …

Мифология античная - совокупность представлений древ, греков и римлян о происхождении мира и обществ, устройства, а также воспоминаний о своем прошлом. Как одна из форм обществ, сознания, М. а. тесно связана с религией, ритуалом, фольклором, так что проведение… … Античный мир. Словарь-справочник.

Большей части западного мира классическая мифология знакома прежде всего в ее римских одеждах: Зевс это Юпитер, Гера Юнона, Афина Минерва, Крон Сатурн, Одиссей Улисс и т.д. Конечно, так было не всегда. Под слоем греческой культуры явственно… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • , Риордан Рик. Древнегреческая мифология, рассказанная самым известным героем современности - Перси Джексоном, лично знающим всех богов Олимпа. Оказывается, все было совсем не так, как мы привыкли считать.…
  • Греческие боги. Рассказы Перси Джексона , Риордан Рик. Древнегреческая мифология, рассказанная самым известным героем современности – Перси Джексоном, лично знающим всех богов Олимпа. Оказывается, все было совсем не так, как мы привыкли считать.…