Нормы расхода жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся в предприятиях уборки городских территорий, санитарной очистки и ремонтно-строительном производстве. Нормы расхода жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся в предприятиях уборки городских терр

ГОССТРОЙ РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА им. К.Д. ПАМФИЛОВА

НОРМЫ
РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ
МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В
ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ, САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ
И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ

Москва 1999

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением Госстроя России

В данном нормативном документе приведены значения норм расхода топлива для подвижного транспорта, на котором смонтировано специальное рабочее оборудование для производства работ по содержанию городских территорий и в ремонтно-строительном производстве. Приведенные нормативные материалы утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике взамен "Норм расхода жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся на предприятиях уборки городских территорий, санитарной очистки и ремонтно-строительном производстве" от 23.01.98 № АТ-05-71/28. Срок действия настоящих норм с 1 января 1999 г. до 1 января 2002 г.Постановлением Госстроя РФ от 8 января 2002 г. N 1 срок действия продлен до 01.01.2003 г. Нормативные материалы предназначены для работников предприятий, эксплуатирующих спецмашины, и могут использоваться как официальный документ для расчета тарифов на объемы выполненных работ. Замечания и предложения по нормам просьба направлять по адресу: 123371, Москва, Волоколамское шоссе, 116. ГУП АКХ им. К.Д. Памфилова, отдел механизации.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В номенклатуру спецмашин для разработки норм расхода жидкого топлива включаются все машины на автомобильных, специальных и тракторных шасси, имеющие специальное оборудование, предназначенное для выполнения работ в городском хозяйстве. Для спецмашин смежных отраслей техники, которые привлекаются дополнительно для выполнения ремонтно-аварийных работ в городском коммунальном хозяйстве (например, автокраны, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры и др.), расход жидкого топлива устанавливается по действующим в этих отраслях нормам с учетом специфических условий городского хозяйства, в котором они используются. Разработанные временные отраслевые нормы расхода жидкого топлива следует рассматривать как типовые, на основе которых устанавливаются нормы расхода топлива применительно к конкретным условиям эксплуатации машин.

I. НОРМЫ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ГОРОДОВ

1. НОРМЫ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА НА РАБОТУ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОММУНАЛЬНЫХ МАШИН

1.1. Линейные нормы расхода топлива

Линейная норма расхода топлива - эта норма, установленная индивидуально для каждой марки машин в однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условиях работы. В настоящее время нормативной основой для установления норм расхода отечественных машин являются введенные в действие с 1 января 1997 г. до 1 января 2002 г. "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (PЗII2I94-0366-97). Для машин импортного производства нормы расхода топлива принимаются в соответствии с данными инструкции по эксплуатации. Суммарная относительная надбавка к линейному расходу топлива исчисляется в долях единицы и определяется по формуле:

Д=Д 1 +Д 2 +Д 3 +Д 4 , (1)

Где Д 1 =0,1 - 10%-ная надбавка при работе спецмашины в черте города с частыми остановками (в среднем, более чем одна на 1 км общего пробега); Д 2 = 0,1 - 10%-ная надбавка на работу спецмашины в зимний период года для районов с умеренным климатом (прил. 1). Эта надбавка для южных районов при температуре ниже 0°С составляет 0,05, а в северных районах страны - 0,15. В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, - до 0,2. Перечень местностей с отнесением к особым климатическим зонам представлен в прил. 2; Д 3 =0,05 - 5%-ная надбавка для автомобилей со сроком службы более 8 лет; Д 4 =0,2 - 20%-ная надбавка при работе в городах с населением свыше 2,5 млн. чел. (при населении от 0,5 до 2,5 млн. чел. Д 4 =0,15). Использование в расчетах этих надбавок обусловливается спецификой работы спецмашины, ее конструктивными особенностями и назначением. Масса машины в снаряженном состоянии принимается по данным инструкции по эксплуатации и учитывает массу шасси, специального оборудования, кузова, приборов и инструмента. Если работа спецмашины связана с перевозкой бригады ремонтных рабочих, обслуживающих коммунальные объекты, то следует учесть и вес членов бригады из расчета 80 кг на одного рабочего. Для машин, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на передвижение в транспортном режиме (линейная норма расхода топлива) устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля по формуле:

H S =H Sб +в(G м -G б) , (2)

Где H Sб - норма расхода топлива на транспортный пробег машины; в - норма расхода топлива на 1 т массы спецоборудования, установленного на шасси машины. Для машин с карбюраторным двигателем в=2 л/100 км пробега на каждую тонну оборудования, для машин с дизельным двигателем в=1,3л/100 км соответственно; G м - масса машины конструктивная; G б - масса базового шасси.

1.2. Нормы расхода топлива на работу специальных машин

Все спецмашины, используемые в коммунальных предприятиях, по потреблению жидкого топлива подразделяются на четыре группы: - машины, имеющие автомобильные или тракторные шасси и оснащенные навесным оборудованием, привод которого осуществляется от двигателя шасси; - машины, имеющие шасси, оснащенные специальными приборами и оборудованием, работа которых осуществляется от автономного двигателя внутреннего сгорания, установленного в кузове машины; малогабаритные машины и механизированный инструмент; - машины, используемые для перевозки грузов различного назначения. Нормативный расход топлива для специальных машин, относящихся к первой группе, определяется по формуле:

Где Q н - норма расхода топлива за сутки; Н s - линейная норма расхода топлива, л/100 км; S - среднесуточный пробег машины, км; S 1 - среднесуточный пробег машины при работе спецоборудования, км; Д - суммарная относительная надбавка к линейному расходу топлива; Q - расход топлива при работе спецоборудования, л/ч (или на одну погрузку и разгрузку). Нормативный расход топлива для машин, имеющих спецоборудование с приводом от автономного двигателя внутреннего сгорания, определяется как сумма расхода на передвижение машины с объекта на объект в течение определенного времени и расхода топлива на работу автономного двигателя за время работы спецоборудования. Нормы расхода жидкого топлива на работу спецмашин, используемых для перевозки груза, определяются по формуле:

, (4)

Где Q н - норма расхода топлива за сутки; Н s - линейная норма расхода топлива, л/100 км; S - среднесуточный пробег машины, км; S 1 - среднесуточный пробег машины при работе спецоборудования, км; Д =0,1 - 10%-ная надбавка при выполнении транспортной работы, например, при доставке на объект технологического материала. Примеры использования нормативов настоящего документа приведены в прил. 3. Плотность топлива при расчете принята, кг/л: бензина r =0,74, дизельного топлива - r =0,825. Нормы расхода масел на эксплуатацию спецмашин определяются расчетным методом на 1 тыс. л использованного горючего (см. таблицу). При этом необходимо руководствоваться следующими указаниями: для новых машин (до трех лет эксплуатации) указанные нормы снижаются на 50%, а для машин свыше восьми лет эксплуатации - увеличиваются до 20%.

2. НОРМЫ РАСХОДА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СПЕЦМАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ УБОРКИ ГОРОДОВ

МУСОРОВОЗЫ, БУНКЕРОВОЗЫ

Норма расхода топлива

Специальной машины

базового шасси

Двигателя

на 1 погрузку и разгрузку, л

53-М ГАЗ-53 ЗМЗ-53
М-30А ГАЗ-53 ЗМЗ-53
КО-413 ГАЗ-53-14-01 ЗМЗ-53-11
КО-33МД ГАЗ-3307 ЗМЗ-53-11
КО-413-3 ГАЗ-3309 ДИЗЕЛЬ-ТУРБО
МКМ2 ЗИЛ-433362 ЗИЛ-508.10
КО-431 ЗИЛ-431412,
ЗИЛ-433362
ЗИЛ-508.10
КО-424 ЗИЛ-494560,
ЗИЛ-433362,
ЗИЛ-431412
ЗИЛ-508.10
КО-429 ЗИЛ-133 Д4 ЗИЛ-645
КО-415А, КО-415 КАМАЗ-53213 КАМАЗ-740.10
КО-415, КО-415А* КАМАЗ-53213 КАМАЗ-740.10
БМ-53213 КАМАЗ-53213 КАМАЗ-740.10
КИ-5 «РИКО» КАМАЗ -53213 КАМАЗ -740.10
Faun (Wariopress-211) КАМАЗ-53213 КАМАЗ-740.10
М-72 (ПП13, Югосл.) КАМАЗ-55111 КАМАЗ 740.10
MAN-26.240 MAN N=176 кВт
MAN-22.192 MAN N==139 кВт
MAN-16.168FK0 MAN N=124 кВт
IVEKO-MAGIRUS 190-25 АН IVECO N=162 кВт
IVECO-MAGIRUS KM-170D19F IVECO N=130 кВт
IVECO-MAGIRUS IVECO N=162 кВт
MERSEDES BENZ-1617C MERSEDES BENZ N=1116 кВт
MERSEDES BENZ-1617 MERSEDES BENZ N=132 кВт
MERSEDES BENZ-1619 MERSEDES BENZ N=139 кВт
MERSEDES BENZ-1622 MERSEDES BENZ N=162 кВт
MERSEDES BENZ-2629 MERSEDES BENZ N=218 к BT
Faun (Wariopress-211) ЗИЛ -4331 ЗИЛ-645
Бункеровоз CA-3, CA-4 ЗИЛ-130,
ЗИЛ-431412,
ЗИЛ-433362
ЗИЛ-508.10
Бункеровоз ЗИЛ-4952 ЗИЛ-495710
(ЗИЛ-433362)
ЗИЛ-508.10
* Обслуживание мусороперегрузочных станций.

СНЕГООЧИСТИТЕЛИ ПЛУЖНО-ЩЕТОЧНЫЕ

Норма расхода топлива

Специальной машины

базового шасси

двигателя

на транспортное движение л/100 км

на работу машины, л/100 км, л/маш-ч*

КО-713-01,02; КО-002; ПМ-130, 130Б; КДМ-130 ЗИЛ-431412,
ЗИЛ-130,
ЗИЛ-130,
ЗИЛ-130
ЗИЛ-508.10,
ЗИЛ-130,
ЗИЛ-130,
ЗИЛ-130

Плуг-60,8
Плуг и щетка-73,6

КО-713-01,02; ПМ-130; КО-002; КДМ-130 ЗИЛ-130, ЗИЛ-431412, ЗИЛ-43812 ЗИЛ-130,
ЗИЛ-508.10,
ЗИЛ-508.10,
ЗИЛ-508.10
КО-705 ПЩ Трактор Т-40АП Д-37М
КО-812-6 Трактор ЛТЗ-55А Д-144-32
КО-707-1 Трактор МТЗ-80/82 Д-240
КО-719 Трактор Т-25А Д-21А1
ЭД-403 ЗИЛ-133 ГЯ КАМАЗ-740.10

Плуг-57,6
Плуг и щетка-69,2

ЭД-403 ЗИЛ-133 Г4 ЗИЛ-645

Плуг-49,5
Плуг и щетка-60,2

КО-806.02 КАМАЗ-4925 КАМАЗ-740.10

Плуг-55,1
Плуг и щетка-65

КО-712 ПлЩ, УСБ-25 ПЩ Трактор Т-25 Д-21А
ЭД-226 ЗИЛ-433102 ЗИЛ-645

Плуг-49,5
Плуг и щетка-60,2

ЭД-224 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10

Плуг-60,8
Плуг и щетка-73,6

МДК-5337 МАЗ-5337 ЯМЗ-236М

Плуг-44,8
Плуг и щетка-

КУМ-5551 "КРОЛЛ" МАЗ-5551 ЯМЗ-236М2

Плуг и щетка-56,5

Мультикар-26А Спецшасси IVECO-8140-23-Т-2585

Плуг и щетка-48,3

ПОДМЕТАЛЬНО-УБОРОЧНЫЕ И ПОДМЕТАЛЬНЫЕ МАШИНЫ

специальной машины

базового шасси

двигателя

на транспортное движение

на подметание

проезжей части

прилотковой зоны

ПУ-53А, ПУ-61, ПУ-60 ГАЗ-53А ЗМЗ-53-11
ПУ-93; ПУМ-1 ГАЗ-53 ЗМЗ-53
ПУ-93 ЗИЛ-433362 ЗИЛ-508.10
КО-309А ГАЗ-53 ЗМЗ-53
КО-304А ГАЗ-53 ЗМЗ-53
"Кролл" КУМ-5551" МАЗ-5551 ЯМЗ-236М2
КО-719 Трактор Т-25 Д-21А
КО-707-1 Трактор МТЗ-80/82 Д-240
Бошунг-"Олимник" Спецшасси ПЕЖО XUD9

ПОЛИВО-МОЕЧНЫЕ МАШИНЫ

Норма расхода топлива, л/100 км, л/маш-ч*

Специальной машины

базового шасси

двигателя

на транспортное движение

при поливе

при мойке лотковой части

КО-002; ПМ-130, ПМ-130Б; КДМ-130 ЗИЛ-130 ЗИЛ-130
КО-713-03, КО-713-04 ЗИЛ-431412, ЗИЛ-431812 ЗИЛ-508.10
КО-804 ЗИЛ-433362 ЗИЛ-508.10
ЭД-224 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10
КО-705ПМ Трактор Т-40 АП Д-37М
КО-811ПМ Трактор ЛТЗ-55А Д-144.32
КО 806-02 КАМАЗ-4925 КАМАЗ-740.10
ЭД-226 ЗИЛ-433102 ЗИЛ-645.10
ЭД-403М ЗИЛ-133 ГЯ КАМАЗ-740.10
КО-707ПМ (прицеп) Трактор МТЗ-80/82 Д-240
МДК-5337 МАЗ-5337 ЯМЗ-236М
ЭД-403 ЗИЛ-133 Г4 ЗИЛ-645110

МАШИНЫ ДЛЯ ВАКУУМНОЙ ОЧИСТКИ ЕМКОСТЕЙ И КАНАЛИЗАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Норма расхода топлива

специальной машины

базового шасси

двигателя

на транспортное движение, л/100 км

на слив цистерны, л

Вакуум-машина КО-503А, КО-503Б, КО-503В ГАЗ-53, ГАЗ-3307 ЗМЗ-53
Вакуум-машина КО-505, КО-505А КАМАЗ-53213 КАМАЗ-740.10
Вакуум-машина КО-520 ЗИЛ-433362 ЗИЛ-508.10
Вакуум-машина КО-705АНМ Трактор Т-40АП Д-37М
Илосос ИЛ-980, ИЛ-980А, ИЛ-980В ЗИЛ-130-76, ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10
Машина илососная КО-510 ЗИЛ-433362, ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10
Машина илососная КО-507А КАМАЗ-53213 КАМАЗ-740.10
Машина для очистки канализационных сетей КО-512 КАМАЗ-53213 КАМАЗ-740.10
Машина для очистки канализационных сетей КО-514 КАМАЗ-4925 КАМАЗ-740.10
Машина для очистки канализационных сетей КО-502Б ЗИЛ-433362. ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10
* На 1 маш/ч работы.

ПЕСКОРАЗБРАСЫВАТЕЛИ

Норма расхода топлива, л/100 км, л/маш-ч*

специальной машины

базового шасси

двигателя

на транспортное движение

КО-713-02 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10 КДМ-130; МДК-433362 ЗИЛ-130-80, ЗИЛ-433362 ЗИЛ-508.10, ЗИЛ-508.10 ПР-130; КО-105 ЗИЛ-130, ЗИЛ-130 ЗИЛ-130, ЗИЛ-130 МДК-5337 МАЗ-5337 ЯМЗ-236М КО-104А, КО-104 ГАЗ-53 ЗМЗ-53 ЭД-226 ЗИЛ-433102 ЗИЛ-645 КО-705УР Трактор 1-40 АЛ Д-37М ЭЛ-224 ЗИЛ-431412 ЗИЛ-508.10 ЭД-403 М ЗИЛ-133 ГЯ КАМАЗ-740.10 ЭД-403 ЗИЛ-133 Г4 ЗИЛ-645 КДМ-4331 ЗИЛ-4331 ЗИЛ-645 КУМ-5551 "КРОЛЛ" МАЗ-5551 ЯМЗ-236 М2 Мультикар-26А Спецшасси IVECO-8140-23-2585

СНЕГОПОГРУЗЧИКИ

Норма расхода топлива, л/маш-ч

специальной машины

базового шасси

двигателя

на транспортное движение

на выполнение рабочей операции

Д-566А Спецшасси Д-50
КО-203 ГАЗ-52-01
КО-206 Д-240
КО-205 Трактор МТЗ-82 Д-240
ТМ-ЗА Спецшасси Д-242

II. НОРМЫ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ МАШИН, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

МАШИНЫ ДЛЯ РЕМОНТА ДОРОГ

Норма расхода топлива

специальной машины

базового шасси

двигателя

на транспортное движение, л/100 км

на выполнение рабочей операции,

л/ч, кг/ч*

МТРД ГАЗ-53А ЗМЗ-53
ЭД-10А ГАЗ-53А ЗМЗ-53
АР-53 ГАЗ-53А ЗМЗ-53
Термос-бункер для перевозки литого асфальта РД-105 КАМАЗ-55111 Силовая установка КАМАЗ-74006.10 Дизель ДЕУТЗ ФЗЛ912
Термос-бункер для перевозки литого асфальта РД-905 ЗИЛ-431410 ЗИЛ-508.10
Фреза прицепная ФД-500 Трактор МТЗ-82 Д-240
Фреза навесная "Амкодор"-8047Б МТЗ-82 Д-240
Кохер КС-8 КрАЗ-25 8Б1 ЯМЗ-238

на перемещение и распределение литого асфальта

Обогрев миксера: расход пропана

Дорожный ремонтер ГАЗ-53А ЗМЗ-53

АВТОГРЕЙДЕРЫ

специальной машины

двигателя

ДЗ-122А А-01М
ДЗ-143 А-01МС
ДЗ-180 А-01М
ДЗ-98 У1Д6-ТК-С5
ДЗ-98 ЯМЗ-8482.10

ЭКСКАВАТОРЫ ОДНОКОВШОВЫЕ

Норма на выполнение рабочей операции, л/ч

специальной машины

базового шасси

ЭО-2621А; ЭО-2621В-3 Трактор ЮМЗ-6КЛ
ЭО-2626; ЭО-2626А Трактор МТЗ-82Л
ЭО-3322Б; ЭО-3323 Спецшасси
ЭО-4224 Спецшасси гусеничное
ЭО-6526 Спецшасси
ЭО-5126
ЭО-5221
ТО-49
ЭО-2629 Трактор ЮМЗ-6КЛ

АВТОМОБИЛИ ТОПЛИВОЗАПРАВЩИКИ

специальной машины

базового шасси

на транспортное движение, л/100 км

на заполнение и слив цистерны, л

АТЗ-3, 8-53А ГАЗ-53А, ГАЗ-3307
АТЗ-3, 8-130 ЗИЛ-130
АТЗ-10,5 МАЗ-5337
АТЗ-4-131 ЗИЛ-131
АТЗ-52 ГАЗ-52-04

КРАНЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ

специальной машины

базового шасси

на транспортное движение, л/100 км

на выполнение рабочей операции, л/ч

КС-2561 К-1 ЗИЛ-431412, ЗИЛ-130
КС-2571 А ЗИЛ-431412, ЗИЛ-130
КС-3575 ЗИЛ-133ГЯ (КАМАЗ-53213; КрАЗ-250)
КС-3577 МАЗ-5337
КС-3574 УРАЛ-5557
КС-3561 МАЗ-500
КС-3577-4 МАЗ-5337

КАТКИ ДОРОЖНЫЕ

Норма на выполнение рабочей операции, л/ч

специальной машины

двигателя

ДУ-47Б; ДУ-48Б Д-144
ДУ-31А А-41Д
ДУ-54М УД-25М
ДУ-50 Д-144
ДУ-52 ЯМЗ-238ГМ
ДУ-63 Д-144
ДУ-73 Д-144
ДУ-74 Д-243
ДУ-65 Д-243
ВА-252 "АМКОДОР" Д-21А1

БУЛЬДОЗЕРЫ

Норма на выполнение рабочей операции, л/ч

специальной машины

базового шасси

ДЗ-37А МТЗ-50/52
ДЗ-133 МТЗ-80/82
ДЗ-27 Т-130
ДЗ-42 ДТ-75-С2
ДЗ-94С Т-330
ДЗ-170М; ДЗ-171.1 Т-170.01
СД-112 Т-150
"Фиат Аллис" ФД-ЗОВ Спецшасси
ДЗ-59
Т-150К
К-701М
* При работе с рыхлителем.

АВТОМОБИЛИ ГУДРОНАТОРЫ

Норма расхода топлива, л/ч

специальной машины

базового шасси

битумный насос

подогрев цистерны

ДС-39Б ЗИЛ-431412
ДС-39А ЗИЛ-130
Д-164А МАЗ-500
ДС-142 КАМАЗ-53213

АВТОПОГРУЗЧИКИ, АВТОВЫШКИ-ПОДЪЕМНИКИ

Норма на транспортное движение,

Норма на выполнение рабочей операции, л/ч

специальной машины

базового шасси

двигателя

4013 ГАЗ-52-07 ГАЗ-52-07
4014 ГАЗ-53-12 ЗМЗ-53-11
4018 ГАЗ-53-12 ЗМЗ-53-11
4045 ГАЗ-63 ГАЗ-53
4081 ГАЗ-53-07 ЗМЗ-53
АГП-22 ЗИЛ 433362 ЗИЛ -508.10
DAEWOO-DISS Спецшасси

ПОГРУЗЧИКИ ФРОНТАЛЬНЫЕ

Норма на выполнение рабочей операции, л/ч

специальной машины

базового шасси

ТО-6А; ТО-7А
ТО-10А; ТО-10Б Трактор Т-170
TO-18; ТО-18Б Спецшасси
УНЦ-60
TO-25 Трактор Т-150К
TO-30 Спецшасси
TO-28
ПК-271 Спецшасии
ЗТМ-216
МАЗ-4048
ПУМ-500
МКСМ-800
"Бобкет-753"
Миниагрегат Т.02.01. Уралец
"Бобкет-553"

КОМПРЕССОРЫ ПЕРЕДВИЖНЫЕ

Марка специальной машины

Производительность, м 3 /мин

Тип ДВС привода компрессора

Норма на выполнение рабочей операции, л/ч

ПКС-5 КАЗ-120
ЗИФ-55В ЗИЛ-157М
ПР-10М А-01МК
ПВ-10 ЯМЗ-236
ПР-8 Д-243

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКИ

ЦЕМЕНТОВОЗЫ

Норма на транспортное движение, л/100 км

Норма на выполнение рабочей операции, л/ч

специальной машины

базового шасси

ТЦ-12 КАМАЗ-54112
ТЦ-15 МАЗ-54328
ТЦ-26 ЗИЛ-4421

РУЧНОЙ МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Порядок увеличения линейных норм расхода топлива в зимнее время

Предельные значения зимних надбавок к линейным нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода и обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в этих регионах. Период применения зимних надбавок к линейной норме и ее величина, оформляются приказом руководителя спецавтохозяйства. Руководители предприятий могут производить уточнение зимних надбавок относительно рекомендованных значений для данного региона при значительном отклонении (понижении или повышении) температуры от средних ежегодных значений.

Приложение 2

Предельные значения зимних надбавок к линейным нормам расхода топлива в республиках, краях и областях России

Климатическая зона

Автономные республики, края, области, входящие в состав данной зоны (при применении зимних надбавок к линейным нормам расхода топлива)

Срок действия в течение года, мес

Предельная величина надбавки, %

Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Ингушская Республики
Северно-Осетинская Республика; Краснодарский и Ставропольский края
Белгородская, Калининградская, Ростовская области
Республика Калмыкия; Астраханская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Саратовская, Тамбовская, Пензенская области
Республики Марий Эл, Татарстан, Чувашская Республика; Владимирская, Ивановская, Тверская, Рязанская, Ленинградская, Московская, Тульская, Смоленская, Новгородская, Псковская области
Мордовская Республика; Нижегородская, Вологодская, Костромская, Ульяновская, Ярославская области
Удмуртская Республика; Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области
Республики Башкортостан и Карелия; Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края; Кировская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тюменская области
Амурская, Камчатская, Кемеровская, Оренбургская области
Республики Бурятия и Коми; Архангельская, Иркутская, Мурманская, Читинская области; острова Баренцева и Белого морей
Республика Тува; Таймырский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа; Магаданская область, острова моря Лаптевых
Республика Саха Якутия; острова Ледовитого океана, Карского моря
Примечание. В местностях Красноярского края, Республики Коми, Архангельской, Иркутской, Кемеровской, Тюменской, Читинской и других областей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяются надбавки, установленные для 11 климатической зоны.

Приложение 3

Примеры расчетов норм потребления на работу оборудования спецмашин

МУСОРОВОЗЫ

Ниже приведен расчет расхода топлива для машин КО-413 и КО-415. Данные для расчета взяты из путевого листа для конкретных условий эксплуатации. Машины эксплуатируются в районе с умеренным климатом. Население города 2,3 млн. чел. Работа машин осуществляется зимой.

Исходные данные для расчета

Наименование показателей

Единица измерения

Обозначение

Численная величина

Вид топлива

Дизельное

Расстояние вывоза мусора
Среднесуточное число рейсов
Нулевой пробег машины (от САХ до участка работы и обратно)
Пробег по городу при сборе мусора за сутки
Норма на транспортное движение машины
Надбавка к линейному расходу топлива при эксплуатации зимой
Надбавка при работе в городах с населением 0,5 - 2,5 млн. чел.
Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу мусора
10 Расход топлива на одну разгрузку и погрузку мусоровоза
Среднесуточная расчетная потребность в топливе в зимний период для мусоровоза определяется по формуле:

Для мусоровоза КО-413 расход топлива среднесуточный составляет:

Для мусоровоза КО-415:

ПОДМЕТАЛЬНО-УБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ

Ниже приведены примеры расчета расхода топлива для подметально-уборочных машин ПУМ-1 и ПУ-61. Машины со сроком эксплуатации 9 лет. Город с населением 0,4 млн. чел.

Исходные данные для расчета

Наименование показателей

Единица измерения

Обозначение

Численная величина

Тип базового шасси
Вид топлива
Расстояние вывоза смета
Часы работы машин в сутки
Продолжительность цикла работы машины, состоящего из подметания, вывоза и разгрузки смета, возвращения к месту работы
Среднесуточное число рейсов при вывозе смета
Пробег при подметании за один цикл работы
Норма линейного расхода топлива на транспортное движение машины
Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу смета
Расход топлива при подметании
Расход топлива на разгрузку смета за один цикл
13
Среднесуточная потребность в топливе для подметалъно-уборочных машин определяется по формуле:

Для машины ПУ-61 расход топлива составит:

Для машины ПУМ-1:

ПОЛИВО-МОЕЧНЫЕ МАШИНЫ

Ниже приведены примеры расчета расхода топлива при эксплуатации машины КО-713-03. Город с населением свыше 2,5 млн.чел.

Исходные данные для расчета

Наименование показателей

Единица измерения

Обозначение

Численная величина

Тип базового шасси
Среднее расстояние до пункта заправки машины водой
Продолжительность цикла работы, включая заправку водой, движение на участок, мойку и движение к пункту заправки
Среднесуточное число циклов работы машины
Пробег при мойке за один цикл
Норма расхода топлива на транспортное движение машины
Вид топлива

Бензин А-76

Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по доставке воды к участку работы
Расход топлива при моечных работах
Нулевой пробег машины за сутки
Среднесуточная потребность в топливе для поливо-моечной машины рассчитывается по формуле:

ВАКУУМ-МАШИНЫ

Ниже приведен пример расчета расхода топлива при эксплуатации вакуум-машин КО-503 и КО-505. Город с населением 0,5 млн. чел.

Исходные данные для расчета

Наименование показателей

Единица измерения

Обозначение

Численная величина

Тип базового шасси

КамАЗ-53213

Вид топлива

Бензин А-76

Дизельное

Среднее расстояние вывоза нечистот
Пробег при маневрировании в жилых кварталах города
Количество рейсов в течение суток
11орма линейного расхода топлива на базовый автомобиль
Надбавка для машин, эксплуатирующихся в больших городах
Надбавка к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы
Расход топлива на одно заполнение и слив нечистот
Среднесуточная потребность в топливе для вакуум-машины рассчитывается по формуле:

Для машины КО-503:

Для машины КО-505:

ПЛУЖНО-ЩЕТОЧНЫЕ СНЕГООЧИСТИТЕЛИ

Работа машины для города, расположенного в климатической зоне с умеренным климатом.

Исходные данные для расчета

Наименование показателей

Единица измерения

Обозначение

Численная величина

КО-713-03 на шасси ЗИЛ-431412

Среднесуточный пробег машины
Среднесуточный пробег при снегоочистке
Вид топлива

Бензин А-76

Расход топлива при снегоочистке
Среднесуточная потребность в топливе составляет:

ПЕСКОРАЗБРАСЫВАТЕЛИ

Пескоразбрасыватель КО-104А работает в городе с населением 2,4 млн. чел. в районе с умеренным климатом.

Исходные данные для расчета

Наименование показателей

Единица измерения

Обозначение

Численная величина

Тип спецмашины и базового шасси

КО-104А на шасси ГАЗ-53

Среднее расстояние до пескобазы
Пробег машины при посыпке за один цикл работы
Среднесуточное число циклов работы (цикл-погрузка песка, движение на участок, распределение песка и движение на пескобазу)
Норма линейного расхода топлива
Вид топлива

Бензин А-76

Надбавка к линейному расходу топлива за выполнение транспортной работы по доставке технологических материалов на участок работы
Надбавка на работу спецмашины в зимний период
Надбавка на работу спецмашины в городе с населением до 2,5 млн. чел.
Расход топлива при распределении технологического материала
Нулевой пробег машины за сутки (от САХ до участка работы и обратно)
Среднесуточная потребность в топливе рассчитывается по формуле:

СНЕГОПОГРУЗЧИКИ

Приводится пример расчета потребности в топливе для снегопогрузчика КО-206, эксплуатируемого в городе с населением 400 тыс. чел.

Исходные данные для расчета

Наименование показателей

Единица измерения

Обозначение

Численная величина

Тип базового шасси

Специальное

Вид топлива

Дизельное

Число часов работы машины за сутки
Часовой расход топлива
Надбавка на работу спецмашины в зимний период
Надбавка при работе в больших городах
Среднесуточная потребность в топливе для снегопогрузчиков рассчитывается по формуле:

Проводится расчет среднесуточных затрат топлива для илососа ИЛ-980В, срок службы которого составляет 9 лет.

Исходные данные для расчета

Наименование показателей

Единица измерения

Обозначение

Численная величина

Базовое шасси
Вид бензина
Расчетное число дней работы машин в году
Среднее расстояние вывоза ила
Среднесуточный нулевой пробег
Пробег при переездах в период наполнения емкости илом за сутки
Количество рейсов при вывозе или в течение суток
Норма линейного расхода топлива на базовый автомобиль
Надбавка для автомобилей со сроком службы более 8 лет
Надбавка к линейному расходу топлива за выполнение транспортной работы
Расход топлива на одно заполнение и выгрузку ила
Среднесуточный расход топлива составит:

УБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ НА ТРАКТОРНЫХ ШАССИ

Приводятся примеры расчета топлива для поливо-моечных прицепов, эксплуатирующихся для уборки проездов и дворовых территорий.

Исходные данные для расчета

Наименование показателей

Единица измерения

Обозначение

Численная величина

КО-707ПМ (прицеп)

КО-811ПМ (прицеп)

Тип базового шасси
Вид топлива

Дизельное

Число часов работы машины в сутки
Часовой расход топлива
Среднесуточный расход топлива составит: для машины КО-707ПМ

Для машины КО-811ПМ

  • Дополнения и изменения к "Единым нормам и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Выпуск 3
  • Общие положения. 1 I. Нормы расхода жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся в предприятиях уборки городских территорий и санитарной очистки городов. 2 1. Нормы расхода жидкого топлива на работу специальных коммунальных машин. 2 1.1. Линейные нормы расхода топлива. 2 1.2. Нормы расхода топлива на работу специальных машин. 2 2. Нормы расхода горюче-смазочных материалов для спецмашин, эксплуатирующихся в предприятиях механизированной уборки городов. 3 Мусоровозы, бункеровозы.. 3 Снегоочистители плужно-щеточные. 4 Подметально-уборочные и подметальные машины.. 5 Поливо-моечные машины.. 5 Машины для вакуумной очистки емкостей и канализационных сетей. 5 Пескоразбрасыватели. 6 Снегопогрузчики. 6 I i. Нормы расхода жидкого топлива для машин, применяемых в ремонтно-строительном производстве жилищно-коммунального хозяйства. 6 Машины для ремонта дорог. 6 Автогрейдеры.. 7 Экскаваторы одноковшовые. 7 Автомобили топливозаправщики. 7 Краны автомобильные. 7 Катки дорожные. 8 Бульдозеры.. 8 Автомобили гудронаторы.. 8 Автопогрузчики, автовышки-подъемники. 8 Погрузчики фронтальные. 8 Компрессоры передвижные. 9 Асфальтоукладчики. 9 Цементовозы.. 9 Ручной механизированный инструмент. 9 Приложения. 9 Приложение 1 Порядок увеличения линейных норм расхода топлива в зимнее время. 9 Приложение 2 Предельные значения зимних надбавок к линейным нормам расхода топлива в республиках, краях и областях россии. 9 Приложение 3 Примеры расчетов норм потребления на работу оборудования спецмашин. 10

    Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 – одна из самых успешных моделей своего ряда, выпуск которой начался в 1952 году. Расход топлива у ЗИЛ 130 на 100 км – актуальный вопрос, потому что эта машина еще часто применяется для работы хозяйстве. Технические характеристики автомобиля

    Конструкция ЗИЛа

    Для своего времени базовый ЗИЛ-130 был достаточно мощным автомобилем, и именно с этим связан тот факт, что такой большой расход топлива у ЗИЛ 130 на 100 км . Автомобиль имеет оснащенный 8-ю цилиндрами двигатель. Все модификации этой модели имеют гидроусилитель руля, а также коробку передач с 5 ступенями. Для передвижения использует топливо А-76.

    Характеристики

    Такая конструкция дает следующие характеристики :

    • мощность – 148 лошадиных сил;
    • степень сжатия – 6,5;
    • максимальный крутящий момент.

    Сколько горючего потребляет ЗИЛ?

    ЗИЛ – автомобиль-самосвал, поэтому он потребляет довольно много горючего. Затраты горючего ЗИЛом 130 – 31,5 литров по официальным данным. Эта цифра указана во всей документации, однако она соответствует реальности только тогда, когда машина относительно не загружена и в хорошем состоянии. И всё-таки, интереснее знать, какой реальный расход топлива на ЗИЛ 130.

    Увеличение нормы

    Есть обстоятельства, при которых увеличивается средний расход топлива на ЗИЛе на каждые сто километров.

    Таким обстоятельством может быть время года.

    Ни для кого не секрет, что зимой, когда особенно холодно, мотор «съедает» больше горючего, чем в теплую пору.

    Это связывают с тем, что двигателю нужно прогреться и часть энергии тратится на поддержание температуры.

    А теперь реально о том, как увеличиваются затраты :

    • в южных регионах изменение незначительное – всего около 5%;
    • в умеренной климатической зоне наблюдается рост потребления топлива на 10%;
    • немного севернее расход будет уже расти до 15%;
    • на Крайнем Севере, в Сибири – до 20% увеличения.

    Имея под рукой эти данные, несложно посчитать, какой расход бензина на ЗИЛе 130 в зимнее время. Например, если посчитать (за основу взять норму – 31,5 кубов), то на километровую дистанцию в умеренном климате зимой машина потратит не меньше 34,5 куб бензина .

    Линейный топливный расход растет также с увеличением пробега – износим двигателя. Здесь статистика следующая :

    • новый автомобиль – пробег до 1000 км – увеличение на 5%;
    • при пробеге каждой новой тысячи км – увеличение на 3%.

    Потребление горючего меняется в зависимости от местности, по которой вы двигаетесь. Не секрет, что затраты топлива у ЗИЛ 130 на трассе меньше нормы, и обычно составляет 28-32 литра на каждые 100 км . На трассе меньше приходится останавливаться, там лучше дорога, можно набрать стабильные обороты и не перетруждать мотор. Автомобили этой марки чаще всего по трассе и двигаются, ведь грузовики этого типа предназначены для перемещения грузов на большие расстояния.

    Как говорят водители, нормы расхода топлива на ЗИЛ 130 в городе значительно возрастают. Самосвалу приходится постоянно маневрировать, стоять на светофорах, пешеходных переходах, соблюдать не такую высокую скорость, которую он мог бы развить на трассе, поэтому и растет потребление бензина. В городских условиях оно составляет 38-42 литра на каждые 100 километров.

    Экономия топлива

    Цены на бензин и дизель не стоят на месте – они повышаются с каждым днем. Водителям, чтобы сэкономить свои средства, приходится придумывать специальные хитрости для экономии. «Съедает» он немало, а переход на газ будет неэффективным. Некоторые из них применяют для ЗИЛ-130 .

    • Без значительных увеличений потребляет топливо ЗИЛ, который находится в хорошем техническом состоянии, особенно это касается состояния мотора, карбюратора, системы зажигания транспортного средства.
    • Расход топлива можно уменьшить, если в зимнее время потратить несколько минут на то, чтобы получше прогреть двигатель.
    • Стиль вождения человека за рулем также может повлиять на расход топлива автомобиля: следует водить более спокойно, избегать резких стартов и торможений. Расход меньше также при более быстром вождении.
    • По возможности в городе избегайте оживленных улиц – расход бензина на них увеличивается на 15-20%.

    ЗИЛ-433362 представляет собой обновленное семейство классических грузовых автомобилей, относящихся к среднему классу. Данная модель спроектирована в 2003-ем году. В этот же период начался ее выпуск. Сборка ЗИЛ-433362 осуществлялась на АМО ЗИЛ. В базовой версии техника представляла собой многофункциональное шасси, на которое предусматривалась установка оборудования и дополнительных надстроек.

    Сама модель позиционировалась в качестве универсальной основы, используемой для монтажа большого перечня кузовных надстроек:

    • всевозможных вариантов специализированного оборудования;
    • стандартных грузовых платформ (версии без бортов и с бортами).

    Модель проектировалось для дорог практически любого типа. За долгие годы использования ЗИЛ-433362 стал отличным примером простоты, отличной проходимости, повышенной надежности и необычайной легкости в управлении.

    Для большинства советских профессионалов именно данный автомобиль оказался дебютной учебной базой для постижения первых этапов работы на грузовике.

    Возможность применения различных вариантов прицепов средней категории в данной модели обеспечивается за счет:

    • системы электропитания, имеющей типовые разъемы;
    • универсальности конструкции сцепного устройства;
    • подключения тормозов прицепа к основной системе автосцепки.

    Многофункциональность автомобиля позволяет использовать его для различных целей. Грузовик применяется для перевозки:

    1. хлебобулочных изделий (изотермические фургоны);
    2. продуктов питания;
    3. промышленных товаров;
    4. замороженных продуктов (рефрижераторы с термоизоляцией из пенополиуретана и пенопласта).

    ЗИЛ-433362 имеет следующие технические характеристики:

    • Колесная формула - 4х2.
    • Габариты: длина 6,6 м, ширина 2,4 м, высота 2,6 м.
    • Максимальный вес груза - 6830 кг.
    • Масса автомобиля - 3945 кг.
    • Допустимый вес шасси - 11200 кг.
    • Максимальный вес автопоезда - 19200 кг.
    • Допустимая нагрузка на полотно от снаряженной массы через шины: передних колес - 21750 Н, заднего моста - 17700 Н.
    • Наибольшая нагрузка на дорожное полотно от полного веса автомобиля через шину передних колес - 30 000 Н, заднего моста - 82 000 Н.
    • Радиус поворота составляет 6,9 м.
    • Наибольшая скорость при полном весе грузовика - 90 км/ч, при полном весе автопоезда - 80 км/ч.
    • Объем бака для топлива - 170 л.

    Двигатель

    В подкапотном пространстве ЗИЛ-433362 располагается бензиновая силовая установка модели «ЗИЛ 508.1» с двухкамерным карбюратором. Агрегат находится перед кабиной и имеет восемь цилиндров, размещенных V-образно.

    Характеристики двигателя

    • рабочий объем – 6 л;
    • номинальная мощность – 150 л.с.;
    • частота вращения – 2000 об/мин;
    • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
    • степень сжатия – 7,1.

    Двигатель позволяет автомобилю развивать скорость до 90 км/час.

    Расход топлива

    В зависимости от нагрузки потребление топлива на ЗИЛ-433362 разнится. На каждые 100 км автомобиль расходует 26-33 л бензина. Стандартный бензобак грузовика вмещает 170 литров горючего, позволяя проехать без дозаправки 400-700 км.

    Трансмиссия

    Раздаточный механизм обеспечивает 5 режимов переднего хода и один – заднего. Карданный механизм представлен 2 валами и находящейся между ними промежуточной опорой. Для их сцепления установлены шарнирные крестовины.

    Сцепление

    • Однодисковое, фрикционное, с периферийным расположением нажимных пружин.
    • Диаметр ведомого диска 340 мм.
    • Привод гидравлический с пневмоусилителем.

    Шасси

    Габаритные параметры:

    1. Высота – 2,7 м.
    2. Длина – 6,6 м.
    3. Ширина – 2,4 м.
    4. Вес шасси – 3945.
    5. Клиренс – 0,23 м.
    6. Радиус разворота – 6,9 м.
    7. Грузоподъемность – 7000 кг.
    8. Колесная база соответствует формуле «4 на 2».

    Ведущий мост

    • Одноступенчатый, гипоидный.
    • Передаточное число - 6,33.

    Карданная передача

    • Два карданных вала с тремя шарнирами, промежуточной опорой и шлицевым соединением.
    • Шарниры на игольчатых подшипниках.

    Тормозная система

    Для большинства моделей ЗИЛов этот узел одинаков. Он предполагает наличие трех контуров и двух частей:

    • оснащенный пневмоуправляемой гидравликой рабочий тормоз;
    • стояночный тормоз и запасной.

    Поскольку шасси рассчитано на работу с прицепом, тормозная система прицепа имеет возможность подключаться к этому же узлу авто.


    На автомобиль можно устанавливать различные кузовные надстройки

    Электрооборудование

    Электрическая система автомобиля однопроводная, напряжением 12 В. Зажигание имеет контактно-транзисторную конструкцию. Напряжение стартера 12 В, установлены дистанционное управление и электромагнитное грузовое реле.

    Есть аккумуляторная батарея напряжением 12 В марки 6-СТ-81, емкостью 81 А/ч. Генератор переменного тока серии Г-130 создает постоянный ток 28 А и мощность 350 Вт. На разных оборотах поддерживается одинаковое напряжение при помощи электромеханического реле и электронной схемы регулировки.

    Электрооборудование может быть оснащено дополнительными опциями: предпусковым подогревателем, чтобы облегчить запуск двигателя на морозе. Может быть установлена система подогрева спального места. Устанавливается модернизированная схема зажигания с микропроцессорами. Электросхема обеспечивает возможность установки чехла утеплителя и противооткатного бруса.

    Рулевое управление

    • Рулевой механизм с гидравлическим усилителем.
    • Рабочая пара - винт с гайкой на циркулирующих шариках.
    • Передаточное число - 20.

    Колеса и шины

    • Колеса дисковые, 7,0 - 20.
    • Шины радиальные, камерные, 260R508.

    Устройство

    Кабина автомобиля находится сзади двигателя и имеет две двери. В салоне ЗИЛ-433362 располагаются три сиденья, включая водительское. Хороший обзор дороги в процессе движения обеспечивается за счет цельногнутого панорамного ветрового стекла. Зеркала заднего вида имеют увеличенный размер и находятся на специальных выносных дугах, размещенных на кронштейнах.

    Дверное остекление состоит из откидных форточек, опускаемых и фиксируемых вручную. Двери в автомобиле открываются почти под 90-градусным углом. По данному параметру они соответствуют последним требованиям безопасности и удобства при высадке и посадке. С этой же целью кабина оборудована широкими боковыми подножками. ЗИЛ-433362 имеет довольно просторный салон с высотой в 2700 мм. Кабина также может оборудоваться спальным местом, расположенным в задней части.

    Рулевое управление грузовика включает гидравлическую и механическую части. Последняя сделана по стандартной схеме с поворачиваемым рулевым колесом винта, имеющим скользящую гайку с перемещаемым зубчатым сектором. Благодаря гидравлическому усилению (распределитель и цилиндр) рулевое управление удалось существенно облегчить. Высокий уровень комфорта поддерживается посредством систем освещения, вентиляции и обогрева.

    ЗИЛ-433362 оборудуется 5-ступенчатой коробкой передач с одной задней скоростью. Передача момента на нее осуществляется с использованием корзины сухого фрикционного сцепления. Карданная система включает шасси с двумя валами и промежуточным опорным креплением, объединенных шарнирными крестовинами. Передача усилия на полуоси осуществляется посредством одноступенчатого ведущего гипоидного моста и конического дифференциала.

    В автомобиле функционирует классическая апробированная тормозная система, включающая три контура. Подобный механизм отлично зарекомендовал себя на прежних модификациях. В состав системы входят:

    • рабочий тормоз с пневмоуправлением двухконтурной гидравликой на все колеса, включающей барабанные колодки. Дополнительно устанавливается антиблокировка;
    • запасной и стояночный тормоз с контуром привода пневматикой на барабанные колодки и трансмиссию.


    Шасси, применяемые с автопоездами, также оснащаются особым комбинированным краном для подключения тормозных систем прицепа.

    Несущая конструкция представлена рамой, сделанной из двух стальных цельноштампованных лонжеронов с сечением швеллера. Продольные части соединяются поперечинами в пяти местах.

    Благодаря наличию зависимой подвески мостов обеспечивается плавность хода. Сзади и спереди находятся полуэллиптические рессоры. В передней их паре также имеются гидравлические двусторонние амортизаторы телескопического типа. Задние рессоры дополнительно усилены листами, увеличивающими их прочность.

    Элементы электросхемы автомобиля запитаны напряжением в 12 В и подключены по однопроводной схеме.
    Оборудование дополнительно комплектуется:

    1. предпусковым подогревателем, позволяющим запускать двигатель в морозы;
    2. чехлом утеплителя;
    3. противооткатным брусом;
    4. улучшенной схемой зажигания с микропроцессорным управлением.

    Для ЗИЛ-433362 доступен широкий перечень надстроек. Наиболее популярными среди них являются:

    • аварийно-ремонтные модификации, оснащенные дизель-генераторной установкой с ремонтной мастерской и дополнительным запасом горючего. Уникальные возможности шасси позволяют устанавливать под дном дополнительные ящики с инструментом и сваркой. Для проведения ремонта в полевых условиях подобные версии незаменимы;
    • топливозаправщики, мусоровозы и санитарная техника;
    • гидроподъемники, используемые при ремонте и монтаже сооружений, зданий, транспортных объектов и городских систем энергоснабжения;
    • модификации для уборки улиц (разбрасыватели соли и песка, моечные, поливальные и другие);
    • автомобильные цистерны. Используются в качестве пожарных машин для перевозки расчетов из 7 человек и 2000 кг воды с пенообразователем;
    • бункеры, самосвалы и погрузчики;
    • модификации для выполнения ассенизационных работ.

    ЗИЛ-433362, несмотря на моральное устаревание, продолжает пользоваться популярностью на отечественном рынке. Спрос на модель подкрепляется обширной ремонтной инфраструктурой и доступностью запчастей и ремонтных комплектов.

    Грузоподъемность

    Наибольшая допустимая масса перевозимого груза составляет 6830 кг. Грузовой автомобиль может буксировать груз весом до 8 т. Базовая комплектация - фургон 2500х2500х4000 мм. Вес автопоезда 19200 кг. По осевым нагрузкам снаряженный автомобиль имеет соотношение 0,55х0,45. Большая масса распределяется на переднюю подвеску.

    Кабина и управление

    Кабина ЗИЛа-433362 располагается позади двигателя. В ней две двери и три места, включая водительское. Цельногнутое ветровое стекло панорамного типа гарантирует хороший обзор дороги.

    Автомобильные зеркала заднего вида с увеличенными размерами установлены на выносных дугах специальных кронштейнов.

    Обеспечивается полный контроль любой обстановки: во время движения (одиночного или в составе автопоезда), работы специального оборудования и т. п.

    Боковое (дверное) остекление плоское и включает части:

    • откидную переднюю (фиксируемую форточку);
    • опускаемую вручную.

    Двери открываются под углом, близкому к 90 градусам , что учитывает требования удобства и безопасности при посадке и высадке на высоту сидений более метра. Этой же цели служат широкие боковые подножки.

    Кабина шириной 2,4 м (по дугам для зеркал), высотой крыши от поверхности дороги и длиной, соответственно, 2,7 и 1,65 м, может комплектоваться спальным местом. Его размещение в задней части отражает общую идею мультизадачности ЗИЛа-433362.
    Рулевое управление включает механическую и гидравлическую части. Первая выполнена по классической схеме поворачиваемого рулевым колесом винта со скользящей шариковой гайкой и перемещаемым зубчатым сектором.

    Гидравлическое усиление (встроенный в колонку распределитель и сам цилиндр) облегчает управление автомобилем. Системы вентиляции, обогрева и освещения объема салона кабины обеспечивают достаточно высокий уровень комфорта.

    Модификации

    Благодаря универсальной конструкции шасси имеется большое количество надстроек, что позволило создать множество модификаций автомобиля ЗИЛ-433362.

    Автовышка ЗИЛ-433362 - гидравлический подъемник, оснащенный стрелой, применяется для поднятия грузов. Для очищения дорог в городах и аэропортах используется модель АКМП-3. Летом этот агрегат очищает дорожное полотно от грязи и пыли, а зимой - от снега. Технические характеристики мусоровоза позволяют установить дополнительный комплект для очистки поверхности труб. Устройство может быть использовано для ликвидации пожара.

    Автогудронатор ЭРМЗ предназначен для транспортировки битума и нанесения его на поверхность дорожного полотна при ремонте автодорог. Используется для перевозки мазута, торфа и смазочных материалов.

    АЦ-3,5-40 - автоцистерна, которая используется как бензовоз или при тушении пожара. Пожарные автоцистерны могут подавать около 2 т воды с пенообразованием.

    ЗИЛ-433362 КО - мусоровоз для выгрузки мусора из контейнеров. При работе применяют толкающую плиту при откинутом кузове. Сбоку устанавливается манипулятор. Машина имеет высокую маневренность.

    Коммунальная поливомоечная машина 713 01 520 КО на шасси ЗИЛ-433362 применяется для полива растений в парках, скверах и на улицах. Также КО-520 используют для мойки дорожного полотна.

    Эксплуатация и ремонт

    Инструкция по эксплуатации содержит указания по техобслуживанию машин и правила ремонта техники. Перечисляются методы поиска неисправностей грузовика и способы их устранения, методы регулировки и ремонта с использованием запасных деталей. Имеются подробные схемы выполнения ремонтных работ.

    {{ reviewsOverall }} / 5 Пользователей (1 Оценка)

    Надежность

    Удобство и комфорт

    Ремонтопригодность

    Ходовые качества

    ЗИЛ-433362 – грузовик среднего класса, выпускаемый в период 2003-2016 г. Автомобиль выпускали на заводе в Москве. Рассматриваемая модель – грузовик с многофункциональным шасси с возможностью установки различного оборудования. Существуют несколько модификаций грузовика, среди которых ЗИЛ-433362 – машина дорожной службы. Также на базе этой модели выпускали краны АГП. В основе автомобиля лежит платформа оригинальной модели ЗИЛ-4331, которая поступила в производство еще в 1987 году. В дизайне специализированной модели ЗИЛ-433362 по сравнению с оригиналом почти нет серьезных изменений. Следует отметить обновленную решетку радиатора, металлический бампер и ярко выраженные крылья. Вместо квадратных фар установлена круглая оптика.

    Навигация

    ЗИЛ-433362 двигатели. Официальная норма расхода топлива на 100 км.

    Бензиновые моторы:

    • ЗИЛ-508.1, двухкамерный карбюратор, мощность – 150 л. с., тяга – 402 Н/м, объем – 6 л, запас хода – 400-700 км; расход топлива – 25-33 л на 100 км.

    ЗИЛ-433362 отзывы владельцев

    • Алексей, Нижегородская область. У меня в эксплуатации долгое время был ЗИЛ-433362. Специализированная машина 1999 года выпуска, проработал на ней 15 лет. Безусловно, не обошлось без недостатков. Надежность очень посредственная, взять к примеру вечные проблемы с тормозными механизмами и электрической проводкой. Но несмотря ни на что, это рабочая лошадка, способна перевозить по пять тонн, шесть или семь тонн грузов. Автомобиль оснащен 150-сильным бензиновым двигателем, который потребляет 35 литров на 100 км.
    • Константин, Свердловск. В свое время я ездил на двух Зилах, в том числе и ЗИЛ-433362. Я был учеником автошколы, сдавал на тяжелую категорию. Из первых впечатлений отмечу, что автомобиль оказался очень сложным в управлении. Тряская подвеска, машина постоянно гудит, а в кабине все дрожит и вибрирует. Через некоторое время я пересел на другой ЗИЛ, такой же версии. Все то же самое – дискомфорта хоть отбавляй. Не мог я никак привыкнуть к машине. Но с другой стороны, в качестве рабочей лошадки ЗИЛ подходит – он способен тягать поломавшиеся машин, или выполнять поставленные задачи, связанные со строительством дорог. Двигатель выдает 150 лошадей при объеме 6 литров. Коробка передач – механическая пятиступенчатая. Модель 1993 года выпуска, съедала по 30 литров на сотню.
    • Ярослав, Пермь. Я покупал ЗИЛ-433362 в 2010 году, модель 1994 модельного года, с бензиновым двигателем на 150 лошадей. Машина куплена у соседа за 200 тысяч рублей. У меня модификация для строительства дорог, оборудованная новой резиной и дополнительными опциями. Грузовик потребляет 30-35 литров максимум. На трассе получается 25 литров. Понравилась энергоемкая подвеска, а также высокая ремонтопригодность. Дефицита запчастей никогда не было. Машина не требовательна к качеству топлива.
    • Игорь, Ижевск. На этом автомобиле работал мой отец. До ЗИЛ-433362 был ЗИЛ-130, потом отец пересел на 62-ую модель. Она более современная и комфортная. Была в эксплуатации десять лет, для нас это был основной источник дохода. Модель 1992 года выпуска. На ЗИЛе-433362 мне тоже доводилось ездить. Среди плюсов отмечу синхронизированную коробку передач, очень удобную кстати. Еще наш автомобиль был оборудован предпусковым подогревателем двигателя, чтобы мог пускаться и бесперебойно работать при любых низких температурах. К тому же, эта опция облегчает запуск двигателя дождливую погоду. К концу 2000-ых годов автомобиль уже был в возрасте, но работал более-менее исправно. Но через разбитую коробку передач (ее никогда не меняли) приходиться делать перегазовки. Я уже давно перешел на более современный КамАЗ с мерседесовской кабиной, но мой отец – уже пенсионер, до сих пор катается на ЗИЛе. Машина 5-ступенчатой коробкой и 150-сильным мотором, расход бензина 30-35 литров на сотню. Покупали машину за 100 тысяч рублей.
    • Николай, Минск. Езжу на бензиновом ЗИЛ-433362 1994 года, с синхронизированной КПП и 150-сильным шестилитровым двигателем. Проходимая и очень выносливая машина. Автомобиль проехал больше 100 тысяч километров. У меня модификация для ремонтно-дорожных нужд. Расход топлива на 100 км составляет не меньше 30 литров. В салоне никакого комфорта, что неудивительно, ведь модель еще советского образца. Кузов гнилой и ржавый, но это пустяки для ЗИЛа.
    • Игорь, Приозерск. Автомобиль 1988 года выпуска, покупал в 2002 году. Подрабатываю на этом грузовике, причем с большим удовольствием – я рад, что сэкономил на этой машине. Мощный и грузоподъемный транспорт, справляющийся с любыми задачами. ЗИЛ-433362 – дорожный автомобиль, на который сейчас большой спрос в сфере строительства. Поэтому я не пропаду, и всегда копейка будет. Я выучился на категорию DE и купил вот этого монстра. У него расход топлива не больше 35 литров, что не так уж много для 6-литрового 150-сильного мотора.
    • Виктор, Санкт-Петербург. Я владелец ЗИЛ-433362 с пробегом 120 тысяч километров, автомобиль в базовом исполнении со стандартным кузовом для версии 433362. Коробка передач – пятиступенчатая механика, двигатель – бензиновый, объемом 6 литров, почти как у оригинального ЗИЛ-130. Автомобиль выдает 150 сил, максимальная скорость в районе 80 км/час. Расход топлива в пределах 30 литров на сотню.

    Бортовые автомобили-тягачи (ЗИЛ-431510 - длиннобазный; размеры на схеме в скобках), выпускаются Московским автомобильным заводом имени Лихачева с 1986 г. Представляют собой модернизированные автомобили семейства ЗИЛ-130, выпускавшегося с 1962 г. С 1977 г. выпускался автомобиль ЗИЛ-130-76, а с 1980 г. - ЗИЛ-130-80. Кузов - деревянная платформа с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. Предусмотрена установка надставных бортов и тента с каркасом. На ЗИЛ-431510 боковой борт состоит из двух частей. Кабина - трехместная, расположена за двигателем. Сиденье водителя - регулируемое по длине, высоте и наклону спинки.

    Модификации автомобилей:

    ЗИЛ-431411 и ЗИЛ-431511 - исполнение "ХЛ" для холодного климата (до минус 60°С);
    ЗИЛ-431416 и ЗИЛ-431516 - для экспорта в страны с умеренным климатом;
    ЗИЛ-431417 и ЗИЛ-431517 - для экспорта в страны с тропическим климатом;
    ЗИЛ-431917 и ЗИЛ-432317 - с экранированным электрооборудованием для экспорта в страны с умеренным и тропическим климатом;
    ЗИЛ-431610 и ЗИЛ-431710 - газобаллонные автомобили, работающие на сжатом природном газе и на бензине;
    ЗИЛ-431810 - газобаллонные автомобили, работающие на сжиженном газе (на базе 431410).

    Кроме того, выпускаются шасси автомобилей:

    ЗИЛ-431412 - шасси ЗИЛ-43 1410;
    ЗИЛ-495710 - шасси сельскохозяйственного самосвала;
    ЗИЛ-431512 - шасси ЗИЛ-431510;
    ЗИЛ-495810 - шасси строительного самосвала.

    Двигатель.

    Мод. ЗИЛ-508.10, бензиновый, V-обр. (900), 8-цил., 100x95 мм, 6,0 л, степень сжатия 7,1, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8, мощность 110 кВт (150 л.с.) при 3200 об/мин, крутящий момент 402 Н-м (41 кгс-м), топливный насос Б10 - диафрагменный, карбюратор К-90 с экономайзером принудительного холостого хода или К-96, К-88АТ, К-88АМ, воздушный фильтр - инерционно-масляный ВМ-16 или ВМ-21.

    Трансмиссия.

    Сцепление - однодисковое, с периферийными нажимными пружинами, привод выключения - механический. Коробка передач - 5-ступ. с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах, передат. числа: I-7,44; II-4,10; III-2,29; IV-1,47; V-1,00; ЗХ-7,09. Карданная передача-два последовательных вала с промежуточной опорой. Главная передача - одинарная гипоидная, передат. число 6,33. Может устанавливаться ведущий мост с двойной коническо-цилиндрической главной передачей с передат. числом 6,32.

    Колеса и шины.

    Колеса - дисковые, обод 7,0-20, крепление на 8 шпильках. Шины 9.00R20 (260R508) мод. И-Н142Б-1 или 0-40БМ-1, Допускается установка шин мод. И-252Б или ВИ-244. Давление воздуха, кгс/см. кв.: ЗИЛ-431410 - шины И-Н142Б-1 и О-40БМ-1 - передние - 4,0, задние - 6,3; шины И-252Б и ВИ-244 - передние - 3,0, задние - 5,8; ЗИЛ-431510 - шины И-Н142Б-1 и О-40БМ-1 - передние - 4,5, задние - 5,3; шины И-252Б и ВИ-244 - передние - 3,5, задние - 5,8. Число колос 6+1.

    Подвеска.

    Передняя - на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами и амортизаторами; задняя - на двух основных и двух дополнительных полуэллиптических рессорах, концы дополнительных рессор и задние концы основных - скользящие.

    Тормоза.

    Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина передних накладок 70, задних - 140 мм, разжим кулачковый) с двухконтурным пневматическим приводом, с регулятором тормозных сил. Тормозные камеры: передние - типа 16, задние - типа 24/24 с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз - на тормоза задних колес от пружинных энергоаккумуляторов, привод - пневматический. Запасная тормозная система - совмещена со стояночной. Привод тормозов прицепа - комбинированный (двух- и однопроводный). По заказу на автомобилях может устанавливаться тормозной привод без разделения по осям и однопроводным приводом тормозов прицепа (тормоза автомобиля ЗИЛ-130-80). Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

    Рулевое управление.

    Рулевой механизм - винт с шариковой гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки, гидроусилитель - встроенный, передат, число 20, давление масла в усилителе 65-75 кгс/см. кв.

    Электрооборудование.

    Напряжение 12 В, ак. батарея 6СТ-90ЭМ, генератор 32.3701 с регулятором напряжения 201.3702, стартер СТ230-К1, распределитель зажигания 46.3706 с центробежным и вакуумным регуляторами, катушка зажигания Б114-Б, транзисторный коммутатор ТК102-А, свечи зажигания А11. На часть автомобилей может устанавливаться бесконтактная система зажигания. Топливный бак - 170л, бензин А-76;
    система охлаждения - 26л, вода или тосол - А40, А65;
    система смазки двигателя - 8,5 л, всесезонно до минус 30°С масло М-6/ 10В (ДВ-АСЗп-10В) и М-8В, при температурах ниже минус 30°С - масло АСЗп-6 (М-4/6В);
    гидроусилитель рулевого управления - 2,75 л, всесезонно масло марки Р;
    коробка передач - 5,1 л, всесезонно масло ТСп-15К, заменитель - масло ТАП-15В, при температурах ниже минус 30°С масло ТСп-10;
    картер гипоидной главной передачи - 10,5 л, масло для гипоидных передач всесезонно ТСп-14 гип, при температурах ниже минус 30°С масло ТСз-9гип;
    картер двухступенчатой главной передачи - 4,5 л, масло для коробки передач;
    амортизаторы - 2x0,41 л, жидкость АЖ-12Т;
    бачок омывателя ветрового стекла - 2,7 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой;
    предохранитель против замерзания конденсата - 0,2 л, этиловый спирт.

    Массы агрегатов автомобиля ЗИЛ-431410 (в кг)

    Силовой агрегат в сборе - 640;
    двигатель - 500;
    коробка передач (без тормозного механизма стояночного тормоза) - 98;
    радиатор системы охлаждения - 20;
    карданный вал - 36;
    задний мост в сборе с тормозными механизмами - 477;
    передний мост в сборе с тормозными механизмами - 243;
    рессоры: передняя - 37; задняя - 70;
    дополнительная - 25;
    колесо с шиной - 93;
    рама с буфером и буксирным устройством - 430;
    кабина - 280;
    оперение (облицовка с крыльями и брызговиками, капот) - 70;
    платформа - 580.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    ЗИЛ-431410 ЗИЛ-431510
    Грузоподъемность, кг 6000 6000
    Снаряженная масса, кг 4175 4550
    В том числе:
    на переднюю ось 2005 2140
    на заднюю ось 2170 2410
    Полная масса, кг 10400 10775
    В том числе:
    на переднюю ось 2510 2845
    на заднюю ось 7890 7930
    Полная масса прицепа, кг 80001 80001
    Макс. скорость автомобиля, км/ч 90 90
    То же, автопоезда 80 80
    Время разгона автомобиля до 60 км/ч, с 37 37
    Макс. преодолеваемый подъем автомобилем, % 31 31
    То же, автопоездом 16 16
    Выбег автомобиля с 50 км/ч, м 750 750
    Тормозной путь автомобиля с 50 км/ч, м 25 25
    То же, автопоезда 26,5 26,5
    Контрольный расход топлива, л/ 100 км, автомобиля:
    при 60 км/ч 25,8 25,8
    при 80 км/ч 32,2 32,2
    То же, автопоезда:
    при 60 км/ч 33 33
    при 80 км/ч 43 43
    Радиус поворота, м:
    по внешнему колесу 8,3 9,5
    габаритный 8,9 10,1