Мы теперь уходим понемногу жанр. Сергей Есенин — Мы теперь уходим понемногу: Стих

Поэт С. Есенин – человек трагической судьбы. Обладая незаурядным поэтическим талантом, он растратил свою жизнь попусту. Если его ранние стихи полны молодого задора, юношеской удали, то более поздние произведения – это крик о помощи, размышления о растраченной молодости, предчувствие близкой смерти. Есенин покончил жизнь самоубийством в тридцать лет, и его добровольный уход из жизни не случайность. Если мы почитаем последние стихи Есенина, то увидим, что в тридцать лет он уже чувствовал себя глубоким стариком, потерявшим интерес к жизни.
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу …» написано в 1924 году, за год до трагической кончины поэта. Это размышление о смысле жизни, оно наполнено грустью, тоской о веселых прожитых днях.
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь да благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Это четверостишие является вступлением к дальнейшему рассказу. Строфа начинается с местоимения «Мы», так как поэт не одинок в своей тоске оконечности жизни. Далее форма множественного числа «Мы» перекликается с местоимением единственного числа «я», стихотворение написано от первого лица, это очень личное размышление поэта, хотя оно адресовано множеству читателей. Есенин использует устаревшее слово «бренный», что означает «тленный, преходящий» в качестве эпитета. «Бренные пожитки собирать» – готовиться к смерти, к переходу в мир иной. Но поэт, возможно, еще не готов к такому жизненному финалу. Об этом говорят следующие две части.
Вторая и третья строфы объединены общей темой: любовью поэта к милой сердцу русской природе. Не случайно эта часть начинается с использования восклицательных предложений-обращений:
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы равнин пески!
Окружающий мир для Есенина такой же живой человек, как и он сам. Местоимение «ты» в речи употребляется, когда мы обращаемся к своему другу, близкому человеку. А «вы» – вежливая форма обращения к старшему. Для поэта «ты» – это его родина, средняя полоса России, где прошло его детство, «березовые чащи». Обратим внимание и на это словосочетание. Чаща – это густой лес, обычно с прилагательным «березовый» сочетается слово «роща». А у Есенина «чаща» имеет переносное значение, и это словосочетание наполнено легкой иронией. А «вы» – это уже далекие страны, «равнин пески», где он бывал и тоже любил, но такие места не настолько уж близки его средцу.
Лирическому герою жалко покидать этот мир, где он был так счастлив:
Перед этим соимом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Мы опять встречаем устаревшее слово «соим». «Соим уходящих» – собрание готовящихся к смерти, переходу в мир иной. И читатель понимает, как тяжело поэту совершить этот переход. Ведь он по-прежнему любит природу, олицетворяя ее в своих стихах.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Есенинские олицетворения, яркие эпитеты создают в любом его произведении неповторимые, волшебные образы.
Следующая часть, объединяющая две строфы – размышление поэта о том, для чего он жил на земле. И все-таки на его жизненном пути выпадали минуты радости, не случайно это слово выделено анафоры:
Счастлив тем, что я дышал и жил,
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
В этих строках отражена вся жизнь поэта. Он любил многих женщин, бережно относился «к братьям нашим меньшим» (вспомним стихотворение «Песнь о собаке») и наслаждался красотой русской природы. Здесь поэт как бы подводит итог своему творческому пути, чем и для чего он жил на земле, которая была для него «угрюмой».
Последняя часть стихотворение перекликается со второй. Мы вновь встретим яркие метафоры, олицетворения: «не цветут там чащи», «не звенит лебяжьей шеей рожь», «не будет этих нив, златящихся во мгле». Повторение частицы «не» придает отрицательное значение изображаемому. Поэт не в силах скрыть свою печаль:
Перед этим соимом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Но не только с русской природой и любимыми тяжело расставаться. Трудно терять близких, друзей. И все-таки конец оптимистичен:
От того и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
После смерти одного человека жизнь на земле не заканчивается. Другие продолжают наслаждаться этим миром.
Стихотворение написано пятисложным хореем, пропуски ударных слогов делают этот размер более мелодичным, похожим на трехсложный.
Поэт использует слова разной стилистической окраски: высокие, устаревшие: «бренные», «соим», «благодать», «облекает», «плоть», «златящихся», и низшие, разговорные: «пожитки», «валялся», «зверье».
Мы часто встретим в стихотворении инверсию: «знаю я», «и на этой на земле угрюмой», «не звенит лебяжьей шеей рожь» и др. С помощью инверсии поэт выделяет последнее слово, придает ему особый смысл. Также много повторов, анафор, их роль – сделать акцент на особых словах, например: «много», «счастлив тем».
Несмотря на грустное настроение, мне очень нравится это стихотворение. В нем поэт подводит итог своему жизненному и творческому пути. Оно мелодично, напоминает песню. Смерть – это закон жизни, неизбежность, и в то же время жизнь продолжается.
И у потомков остались великолепные стихи «Московского озорного гуляки», я думаю что о нем не забудут и наши дети.

Сочинение

Поэт С. Есенин – человек трагической судьбы. Обладая незаурядным поэтическим талантом, он растратил свою жизнь попусту. Если его ранние стихи полны молодого задора, юношеской удали, то более поздние произведения – это крик о помощи, размышления о растраченной молодости, предчувствие близкой смерти. Есенин покончил жизнь самоубийством в тридцать лет, и его добровольный уход из жизни не случайность. Если мы почитаем последние стихи Есенина, то увидим, что в тридцать лет он уже чувствовал себя глубоким стариком, потерявшим интерес к жизни.
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу …» написано в 1924 году, за год до трагической кончины поэта. Это размышление о смысле жизни, оно наполнено грустью, тоской о веселых прожитых днях.
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь да благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Это четверостишие является вступлением к дальнейшему рассказу. Строфа начинается с местоимения «Мы», так как поэт не одинок в своей тоске оконечности жизни. Далее форма множественного числа «Мы» перекликается с местоимением единственного числа «я», стихотворение написано от первого лица, это очень личное размышление поэта, хотя оно адресовано множеству читателей. Есенин использует устаревшее слово «бренный», что означает «тленный, преходящий» в качестве эпитета. «Бренные пожитки собирать» – готовиться к смерти, к переходу в мир иной. Но поэт, возможно, еще не готов к такому жизненному финалу. Об этом говорят следующие две части.
Вторая и третья строфы объединены общей темой: любовью поэта к милой сердцу русской природе. Не случайно эта часть начинается с использования восклицательных предложений-обращений:
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы равнин пески!
Окружающий мир для Есенина такой же живой человек, как и он сам. Местоимение «ты» в речи употребляется, когда мы обращаемся к своему другу, близкому человеку. А «вы» – вежливая форма обращения к старшему. Для поэта «ты» – это его родина, средняя полоса России, где прошло его детство, «березовые чащи». Обратим внимание и на это словосочетание. Чаща – это густой лес, обычно с прилагательным «березовый» сочетается слово «роща». А у Есенина «чаща» имеет переносное значение, и это словосочетание наполнено легкой иронией. А «вы» – это уже далекие страны, «равнин пески», где он бывал и тоже любил, но такие места не настолько уж близки его средцу.
Лирическому герою жалко покидать этот мир, где он был так счастлив:
Перед этим соимом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Мы опять встречаем устаревшее слово «соим». «Соим уходящих» – собрание готовящихся к смерти, переходу в мир иной. И читатель понимает, как тяжело поэту совершить этот переход. Ведь он по-прежнему любит природу, олицетворяя ее в своих стихах.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Есенинские олицетворения, яркие эпитеты создают в любом его произведении неповторимые, волшебные образы.
Следующая часть, объединяющая две строфы – размышление поэта о том, для чего он жил на земле. И все-таки на его жизненном пути выпадали минуты радости, не случайно это слово выделено анафоры:
Счастлив тем, что я дышал и жил,
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
В этих строках отражена вся жизнь поэта. Он любил многих женщин, бережно относился «к братьям нашим меньшим» (вспомним стихотворение «Песнь о собаке») и наслаждался красотой русской природы. Здесь поэт как бы подводит итог своему творческому пути, чем и для чего он жил на земле, которая была для него «угрюмой».
Последняя часть стихотворение перекликается со второй. Мы вновь встретим яркие метафоры, олицетворения: «не цветут там чащи», «не звенит лебяжьей шеей рожь», «не будет этих нив, златящихся во мгле». Повторение частицы «не» придает отрицательное значение изображаемому. Поэт не в силах скрыть свою печаль:
Перед этим соимом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Но не только с русской природой и любимыми тяжело расставаться. Трудно терять близких, друзей. И все-таки конец оптимистичен:
От того и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
После смерти одного человека жизнь на земле не заканчивается. Другие продолжают наслаждаться этим миром.
Стихотворение написано пятисложным хореем, пропуски ударных слогов делают этот размер более мелодичным, похожим на трехсложный.
Поэт использует слова разной стилистической окраски: высокие, устаревшие: «бренные», «соим», «благодать», «облекает», «плоть», «златящихся», и низшие, разговорные: «пожитки», «валялся», «зверье».
Мы часто встретим в стихотворении инверсию: «знаю я», «и на этой на земле угрюмой», «не звенит лебяжьей шеей рожь» и др. С помощью инверсии поэт выделяет последнее слово, придает ему особый смысл. Также много повторов, анафор, их роль – сделать акцент на особых словах, например: «много», «счастлив тем».
Несмотря на грустное настроение, мне очень нравится это стихотворение. В нем поэт подводит итог своему жизненному и творческому пути. Оно мелодично, напоминает песню. Смерть – это закон жизни, неизбежность, и в то же время жизнь продолжается.
И у потомков остались великолепные стихи «Московского озорного гуляки», я думаю что о нем не забудут и наши дети.

«Мы теперь уходим понемногу…» Сергей Есенин

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Анализ стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу…»

Сергей Есенин предчувствовал собственную гибель за несколько лет до трагических событий в ленинградской гостинице «Англетер». Об этом свидетельствуют стихи поэта, наполненные грустью и ощущением неизбежности всего происходящего. Рефрен о скорой смерти присутствует в них с завидным постоянством, начиная с середины 1923 года, когда поэт вдруг осознал, что молодость осталась в прошлом, а будущее не сулит ему ничего нового и увлекательного.

В 1924 году Есенин публикует стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…», пронизанное духом упадничества и пессимизма. Чувствуется, что автор внутренне готовится к смерти, хотя напрямую и не говорит об этом. Однако мысленно он прощается с дорогими ему местами, отмечая: «Перед этим сонмом уходящих я не в силах скрыть свою тоску». Следует отметить, что само стихотворение было написано под впечатлением от смерти поэта Александра Ширяевца, который внезапно скончался от менингита в возрасте 37 лет. Он был одним из закадычных друзей Есенина, поэтому его смерть поэт воспринял, как личную трагедию, сделав из нее соответствующие выводы: «Может быть, и скоро мне в дорогу».

В этом произведении автор признается, что очень много думал о собственной жизни, которую считает вполне удачной. Однако Есенин не относит себя к разряду людей, которые цепляются за каждое мгновение существования в этом бренном мире . Даже о самом себе он говорит уже в прошедшем времени, отмечая: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил». Представляя себе жизнь после смерти, поэт с внутренним трепетом отмечает: «Знаю я, что не цветут там чащи». Поэтому перспектива кануть в небытие кажется ему удручающей. Александр Ширяевец уже переступил эту грань, перед которой Есенин испытывает настоящую панику. Тем не менее, автор понимает всю неизбежность смерти и чувствует, что очень скоро станет ее очередной добычей. Поэтому каждый момент земной жизни приобретает для него особый смысл. Ведь за чертой, к которой уже подошел Есенин, его ждет неизвестность, хотя сам автор убежден, что там – мрак, холод и пустота. Поэт не верит в бессмертие души и не стремится к вечности , понимая, что она бессмысленна без любимых полей и рек, без осин и березок, пурпурных гроздьев рябины и соловьиных трелей. Но больше всего Есенин боится того, что никогда уже не встретит тех, кто был с ним рядом все эти годы. «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле», — отмечает поэт, прощаясь не только с другом, но и с самой жизнью.

«Мы теперь уходим понемногу…» (Восприятие, толкование, оценка)

О, нашей мысли обольщенье,
Ты, человеческое Я,
Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?
Федор Тютчев "Молчание"

Тема жизни и смерти отражалась в произведениях многих писателей и поэтов как XIII так XIX века. Но в начале XX века произошло изменение взгляда писателей на место человека в мире: появилось настроение пессимизма, безнадежности, неверия в общественное переустройство, осознание невозможности познания мира человеческим разумом.

Проблема бытия и безысходности ярко выражается в стихотворении Тютчева «Смотри как на речном просторе». Лирик пытается понять, в чем же заключается значение и судьба любого человека. Для большей контрастности и выразительности автор употребляет сравнение людей с льдинами («Льдина за льдиною плывет»), которые поддаваясь всеобщему течению, «утратив прежний образ свой», плывут в «роковую бездну». Здесь присутствует мотив безысходности. В произведение же Тургенева «Мы еще повоюем» уже есть, несмотря на быстротечность жизни и подвластность человека чему-то более могущественному, мотив целеустремления. Как же Есенин в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» отражает данный неисчерпаемый вопрос?

Лирическое произведение «Мы теперь уходим понемногу…» написано в жанре станса: здесь присутствуют глубоко философские размышления о конечности жизни и всего человеческого существования. Поэтому оно и является образцом медитативной лирики: «Много дум я в тишине продумал…». Оно свидетельствует о полноте мировоззренческого начала, с которым Есенин воспринимает судьбу. Не каждому дано среди повседневной суеты вдруг остановиться и предаться размышлениям.

Первая же строка заключает в себе всю сущность стихотворения, становится толком для его создания: поэт размышляет о смысле жизни, предназначении человека, предопределенности судьбы, что и является в свою очередь основной темой произведения. Человек не вечен: одни погибают, другие рождаются – все в нашей жизни не остается постоянным, даже такое драгоценное для каждого как собственная жизнь. У Есенина же конечность бытия звучит еще более пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу. Никто не в силах предсказать, предугадать свою судьбу, она не подвластна человеку. Ею управляет кто-то свыше, могущественнее простого земного существа. Человек не может изменить жизнь, он может лишь подстроить ее под себя. Это и должно стать самоцелью любого человека!

Талантливый русский поэт С.Есенин сумел подобрать мелодически тонкую и возвышенную метафору, отражающую трагическую конечность бытия:

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать…

Ассонанс «у» в первых строках усиливает печальные раздумья о смысле земной жизни, о ее скоротечности, о поиске нравственных основ. Рано и поздно все люди умирают, но срок определяет опять же не человек. Для кого-то жизнь была наслаждением, для других – наполнена сплошными муками и страданиями. После смерти же, по мнению лирика, существование человека или точнее его души будет спокойным и размеренным.

Есенин полагает, что пора «бренные пожитки собирать», то есть лирик заранее определяет, что его жизненный путь уже на исходе. Живя, человек, непременно, испытывает наслаждения, но каждый по-своему. Любование прекрасными пейзажами для поэта одна из важнейших потерь, которая навеивает тоску, которую он «не в силах скрыть». Эта тоска, бесспорно, одолевает любого «перед этим сонмом уходящих» «в ту страну», откуда нет дороги обратно. Лирическое произведение «дышит» каким-то наслаждением. Поэтому так логично и закономерно звучит вторая строфа стихотворения, начинающаяся с пронзительных тревожных обращений:

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!

Природа и человек – непременно единое целое. Поэт не представляет своего существования без «этих нив, златящихся во мгле». Есенин соотносил картины природы со своими чувствами и переживаниями. Необычайная правдивость и точность авторских рассуждений заставляет читателя перенестись к образам пейзажа: «милые березовые чащи», «равнин пески», рожь, чащи. Стихотворению присущ особый психологизм, ярко выраженный в последней строке каждого катрена: «Я всегда испытываю дрожь», «Никогда не бил по голове», «Я не в силах скрыть моей тоски». Чувствуется поэтическая зрелость, подлинность, непосредственность, живость. Изобразительная способность стихотворения усилена анафорой, благодаря которой речь воспринимается как единый не расчлененный поток:

Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин…

Однако не следует проводить всю жизнь в поисках своего назначения, достижения мнимого, постижении скрытого, иначе итог жизни однозначно будет отрицательным. По мнению Есенина, следует быть счастливым и тем, что «дышал и жил». То есть надо радоваться повседневности, тем коротким мгновениям жизни, которые и придают чувство бытия: «Счастлив тем, что целовал я женщин, / Мял цветы, валялся на траве...».

Вдохновение, жизнь, красота природы – своеобразный «список» ценностей поэта. На протяжении стихотворения происходит их особая переоценка. Человек осознает, что все время находится на краю пропасти, которая отделяет этот мир от мира усопших. Одновременно, Есенин понимал, что не сможет получить ответа на мучительным вопрос о судьбе души после того, как она расстается с бренной плотью.

В этом лирическом произведении, состоящем из семи катренов, применяется достаточно сложный способ стихосложения – четырехсложный пеон с первым ударным слогом.
/ _ _ _ / _ _ _ / _

Неточная рифма и перекрестная рифмовка определяют плавный, смягчающийся ритм.
Стихотворение сформировало во мне то же ощущение, что и произведение Тютчева «Смотри как на речном просторе…». Оно пронизано трагическим настроением, предчувствием разлуки с жизнью и ожиданием смерти. Это настроение усиливается к концу лирического произведения, обогащаясь мотивами страха перед будущим («всегда испытываю дрожь»). Поэт с грустью смотрит в будущее и дорожит теми минутами созерцания и раздумий, которые отпущены судьбой.

Есенинское начало поэтического мастерства определено в коротких четверостишиях. В основной части стропа «держится» на глаголах, они придают ей не только динамичный характер, но и изобразительную силу. Во вступительной и заключительной частях иная стилистика: определяющую роль играют эмоционально окрашенные эпитеты. Они не однородны: одни предельно конкретны («березовые чащи», «розовую водь»), в других содержится обобщение авторской оценки («земле угрюмой», «бренные пожитки»). Величие души человеческой проявляется в том, как он встречает смерть, воспринимает ее неизбежность. Это, наверное, наиболее тягостное из всех испытаний, которые посылает на его долю судьба. В есенинской метафоре воплощено, прежде всего, религиозное понимание смерти как перехода из одного состояния жизни души в другое. Именно поэтому фраза «в ту страну, где тишь и благодать» звучит несколько умиротворенно по сравнению с надрывной трагической тоской, которая пронизывает всю сущность поэта. Он словно стремится запомнить и унести с собой это драгоценное воспоминание о неповторимых красотах мещерских лесов и песчаных равнин, милых сердцу берез и осин, розоватого отблеска предзакатной воды на озерах и реках. То есть стихотворение построено на традиционно поэтических образах среднерусского пейзажа. Поэт усиливает красоту природы олицетворениями: «Не звенит лебяжьей шеей рожь».

Последний катрен является своеобразным итогом, следствием раздумий автора:
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Более точно, чем сказал поэт, уже не скажешь.

Каждый человек живет в предназначенное ему время. Ему дан высший дар – жизнь, и он должен разумно им воспользоваться. Всю жизнь испытывать дрожь «пред сонмом уходящих» значит не жить, а просто существовать. Невозможно переоценить значение творчества поэта в русской лирике. Именно так, с признательностью и уважением к таланту, я воспринимаю произведение Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу…». В этих строках воплотилось глубокое философское представление поэта о праве каждой живой души на счастье и радость на этой планете.


Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.