Локализация функций в коре больших полушарий. Электрическая активность головного мозга. Кора головного мозга. Локализация функций. Синдромы поражения Локализация основных функций коры больших полушарий

Конечный мозг.

Кора больших полушарий головного мозга. Локализация функций в коре головного мозга. Лимбическая система. Ээт. Ликвор. Физиология внд. Понятие о внд. Принципы рефлекторной теории павлова. Отличие условных рефлексов от безусловных. Механизм образования условных рефлексов. Значение условных рефлексов. I и II сигнальные системы. Типы внд. Память. Физиология сна

Конечный мозг представлен двумя полушариями, в состав которых входят:

· плащ (кора),

· базальные ядра,

· обонятельный мозг .

В каждом полушарии выделяют

1. 3 поверхности :

· верхнелатеральную,

· медиальную

· нижнюю.

2. 3 края :

· верхний,

· нижний,

· медиальный.

3. 3 полюса :

· лобный,

· затылочный,

· височный.

Кора головного мозга образует выпячивания – извилины. Между извилинами располагаются борозды . Постоянные борозды разделяют каждое полушарие на 5 долей :

· лобная – содержит двигательные центры,

· теменная – центры кожной, температурной, проприоцептивной чувствительности,

· затылочная – зрительные центры,

· височная – центры слуха, вкуса, обоняния,

· островок – высшие центры обоняния.

Постоянные борозды:

· центральная – расположена вертикально, отделяет лобную долю от теменной;

· боковая – отделяет височную от лобной и теменной долей, в глубине ее расположен островок, ограниченный циркулярной бороздой;

· теменно-затылочная – расположена на медиальной поверхности полушария, разделяет затылочную и теменную доли.

Обонятельный мозг – содержит ряд образований различного происхождения, которые топографически разделяют на два отдела:

1. Периферический отдел (расположен в переднем отделе нижней поверхности полушария мозга):

· обонятельная луковица,

· обонятельный тракт

· обонятельный треугольник,

· переднее продырявленное пространство.

2. Центральный отдел:

· сводчатая (парагиппокампальная) извилина с крючком (передняя часть сводчатой извилины) – на нижней и медиальной поверхности больших полушарий,

· гиппокамп (извилина морского коня) – расположен в нижнем роге бокового желудочка.

Кора головного мозга (плащ) - является высшим и наиболее молодым отделом ЦНС.

Состоит из нервных клеток, отростков и нейроглии площадь ~ 0,25 м 2

Для большинства участков коры головного мозга характерно шестислойное расположение нейронов. Кора больших полушарий состоит из 14 – 17 миллиардов клеток.

Клеточные структуры головного мозга представлены:

Ø пирамидными – преимущественно эфферентные нейроны

Ø веретенообразными – преимущественно эфферентные нейроны

Ø звездчатыми – выполняют афферентную функцию


Отростки нервных клеток коры головного мозга связывают ее различные отделы между собой или устанавливают контакты кора больших полушарий с нижележащими отделами центральной нервной системы.

Образуют 3 вида связи:

1. Ассоциативные – соединяют различные участки одного полушария – короткие и длинные.

2. Комиссуральные – соединяют чаще всего одинаковые участки двух полушарий.

3. Проводящие (центробежные) – соединяют кору головного мозга с другими отделами центральной нервной системы и через них со всеми органами и тканями тела.

Клетки нейроглии выполняют роль:

1. Являются опорной тканью, участвуют в обмене веществ головного мозга.

2. Регулируют кровоток внутри мозга.

3. Выделяют нейросекрет, который регулирует возбудимость нейронов коры головного мозга.

Функции коры головного мозга:

1. Осуществляет взаимодействие организма с окружающей средой за счет безусловных и условных рефлексов.

2. Являются основой высшей нервной деятельности (поведение) человека.

3. Осуществление высших психических функций - мышление, сознание.

4. Регулирует и объединяет работу всех внутренних органов и регулирует такие интимные процессы, как обмен веществ.

ПОЛУШАРИЯ

серое вещество белое вещество

1. Кора 2. Ядра

В настоящее время принято делить кору на сенсорные, двигательные, или моторные, и ассоциативные зоны. Такое деление было получено благодаря экспериментам на животных с удалениями различных участков коры, наблюдениями за больными, име­ющими патологический очаг в мозге, а также с помощью прямого электрического раздражения коры и периферических структуре регистрацией электрической активности в коре.

В сенсорных зонах представлены корковые концы всех анали­заторов. Для зрительного он располагается в затылочной доле мозга (поля 17, 18, 19). В поле 17 заканчивается центральный зрительный путь, информирующий о наличии и интенсивности зрительного сигнала. Поля 18 и 19 анализируют цвет, форму, размеры и качество предмета. При поражении поля 18 больной видит, но не узнает предмета и не различает его цвета (зрительная агнозия).

Корковый конец слухового анализатора локализуется в ви­сочной доле коры (извилина Гешля), поля 41, 42, 22. Они участвуют в восприятии и анализе слуховых раздражений, организации слу­хового контроля речи. Больной, имеющий повреждение поля 22 теряет способность понимать значение произносимых слов.

В височной доле располагается также корковый конец вести булярного анализатора.

Кожный анализатор, а также болевая и температурная чув ствительность проецируются на заднюю центральную извилину, в верхней части которой представлены нижние конечности, в средней - туловище, в нижней - руки и голова.

В коре теменной доли заканчиваются пути соматической чув­ ствительности, относящиеся к речевой функции, связанной с оценкой воздействия на рецепторы кожи, веса и свойств поверх­ности, формы и размера предмета.

Корковый конец обонятельного и вкусового анализаторов расположен в гиппокампальной извилине. При раздражении этой области возникают обонятельные галлюцинации, а ее по­вреждение приводит к аносмии (потере способности ощущать за­пахи).

Моторные зоны находятся в лобных долях в области перед­ней центральной извилины мозга, раздражение которой вызы­вает двигательную реакцию. Кора прецентральной извилины (поле 4) представляет первичную двигательную зону. В пятом слое этого поля находятся очень крупные пирамидные клетки (гигантские клетки Беца). Лицо проецируется на нижнюю треть прецентральной извилины, рука занимает ее среднюю треть, ту­ловище и таз - верхнюю треть извилины. Двигательная зона коры для нижних конечностей находится на медиальной по­верхности полушария в области передней части парацентральной дольки.

Премоторная область коры (поле 6) располагается кпереди от первичной двигательной зоны. Поле 6 называют вторичной мо­ торной областью. Ее раздражение вызывает вращение туловища и глаз с подниманием контралатеральной руки. Аналогичные дви­жения наблюдаются у больных во время приступа эпилепсии, ес­ли эпилептический очаг локализуется в этой области. Недавно до­казана ведущая роль поля 6 в реализации двигательных функций. Поражение поля 6 у человека вызывает резкое ограничение дви­гательной активности, с трудом выполняются сложные комплек­сы движений, страдает спонтанная речь.

К полю 6 примыкает поле 8 (лобное глазодвигательное), раз­дражение которого сопровождается поворотом головы и глаз в сторону, противоположную раздражаемой. Стимуляция различ­ных участков двигательной коры вызывает сокращение соответ­ствующих мышц на противоположной стороне.

Передние отделы лобной коры связывают с «творческим» мышлением. С клинической и функциональной точек зрения ин­тересной областью является нижняя лобная извилина (поле 44). В левом полушарии она связана с организацией двигательных ме­ханизмов речи. Раздражение этой области может вызвать вока­лизацию, но не членораздельную речь, а также прекращение ре­чи, если человек говорил. Поражение этой области приводит к моторной афазии - больной понимает речь, но сам говорить не может.

К ассоциативной коре относят теменно-височно-затылочную, префронтальную и лимбическую области. Она занимает около 80% всей поверхности коры больших полушарий. Ее нейро­ны обладают мультисенсорными функциями. В ассоциативной коре происходит интеграция различной сенсорной информации и формируется программа целенаправленного поведения, ассо­циативная кора окружает каждую проекционную зону, обеспечи­вая взаимосвязь, например, между сенсорными и моторными об­ластями коры. Нейроны, расположенные в этих областях, облада­ют полисенсорностью, т.е. способностью отвечать как на сенсор­ную, так и моторную информацию.

Теменная ассоциативная область коры больших полушарий участвует в формировании субъективного представления об ок­ружающем пространстве, о нашем теле.

Височная область коры участвует в речевой функции посред­ством слухового контроля речи. При поражении слухового цент­ра речи больной может говорить, правильно излагать свои мысли, но не понимает чужой речи (сенсорная слуховая афазия). Эта об­ласть коры играет определенную роль в оценке пространства. По­ражение зрительного центра речи приводит к потере способнос­ти читать и писать. С височной корой связывают функцию памя­ти и сновидений.

Лобные ассоциативные поля имеют прямое отношение к лимбическим отделам мозга, они принимают участие в формирова­нии программы сложных поведенческих актов в ответ на воздей­ствие внешней среды на основе сенсорных сигналов всех модаль­ностей.

Особенностью ассоциативной коры является пластичность нейронов, способных к перестройкам в зависимости от поступа­ющей информации. После операции удаления какой-либо облас­ти коры в раннем детстве утраченные функции этой области пол­ностью восстанавливаются.

Кора больших полушарий способна, в отличие от нижележа­щих структур мозга, длительно, в течение всей жизни сохранять следы поступившей информации, т.е. участвовать в механизмах долговременной памяти.

Кора больших полушарий - регулятор вегетативных функ­ций организма («кортиколизация функций»). В ней представле­ны все безусловные рефлексы, а также внутренние органы. Без коры невозможно выработать условные рефлексы на внутрен­ние органы. При раздражении интерорецепторов методом вы­званных потенциалов, электростимуляции и разрушения опреде­ленных участков коры доказано ее влияние на деятельность раз­личных органов. Так, разрушение поясной извилины изменяет акт дыхания, функции сердечно-сосудистой системы, желудоч­но-кишечного тракта. Кора тормозит эмоции - «умейте властво­вать собой».

Этот вопрос крайне важен теоретически и особенно практически. Уже Гиппократу было известно, что ранения головного мозга ведут к параличам и судорогам на противоположной половине тела, а иногда сопровождаются и утратой речи.

В 1861 г. французский анатом и хирург Брока на аутопсии трупов нескольких больных, страдавших расстройством речи в форме двигательной афазии, обнаружил глубокие изменения в pars opercularis третьей лобной извилины левого полушария или в белом веществе под этим участком коры. На основании своих наблюдений Брока установил в коре головного мозга двигательный центр речи, впоследствии названный его именем.

В пользу функциональной специализации отдельных участков полушарий высказался и английский невропатолог Джексон (1864) на основании клинических данных. Несколько позднее (1870) немецкие исследователи Фритч и Гитциг доказали существование в коре головного мозга собаки особых участков, раздражение которых слабым электрическим током сопровождается сокращением отдельных мышечных групп. Это открытие вызвало большое число экспериментов, в основном подтвердивших факт существования определенных двигательных и чувствительных областей в коре большого мозга высших животных и человека.

По вопросу о локализации (представительстве) функции в коре больших полушарий головного мозга конкурировали друг с другом две диаметрально противоположные точки зрения: локализационистов и антилокализа-ционистов (эквипотенциалистов).

Локализационисты являлись сторонниками узкой локализации различных функций, как простых, так и сложных.

Совершенно другого взгляда придерживались антилокализационисты. Они отрицали всякую локализацию функций в головном мозге. Вся кора для них была равноценной и однородной. Все ее структуры, полагали они, имеют одинаковые возможности для осуществления различных функций (эквипотенциальны).

Проблема локализации может получить правильное разрешение только при диалектическом подходе к ней, учитывающем и целостную деятельность всего головного мозга, и различное физиологическое значение отдельных частей его. Именно таким образом подошел к проблеме локализации И. П. Павлов. В пользу локализации функций в коре убедительно говорят многочисленные опыты И. П. Павлова и его сотрудников с экстирпацией определенных участков головного мозга. Резекция у собаки затылочных долей больших полушарий (центров зрения) наносит огромный урон выработанным у нее условным рефлексам на зрительные сигналы и оставляет нетронутыми все условные рефлексы на звуковые, тактильные, обонятельные и прочие раздражения. Наоборот, резекция височных долей (центров слуха) ведет к исчезновению условных рефлексов на звуковые сигналы и не влияет на рефлексы, связанные с оптическими сигналами, и т. д. Против эквипотенциализма, в пользу представительства функции в определенных зонах больших полушарий говорят и новейшие данные электроэнцефалографии. Раздражение определенного участка тела ведет к появлению реактивных (вызванных) потенциалов в коре в «центре» этого участка.

И. П. Павлов был убежденным сторонником локализации функций в коре больших полушарий, но только локализации относительной и динамической. Относительность локализации проявляется в том, что каждый участок коры головного мозга, являясь носителем определенной специальной функции, «центром» этой функции, ответственным за нее, участвует и во многих других функциях коры, но уже не в качестве основного звена, не в роли «центра», а наравне со многими другими областями.

Функциональная пластичность коры, ее способность восстанавливать утраченную функцию путем установления новых сочетаний говорят не только об относительности локализации функций, но и о ее динамичности.

В основе всякой более или менее сложной функции лежит согласованная деятельность многих областей коры головного мозга, но каждая из этих областей участвует в данной функции по-своему.

В основе современных представлений о «системной локализации функций» лежит учение И. П. Павлова о динамическом стереотипе. Так, высшие психические функции (речь, письмо, чтение, счет, гнозис, праксис) имеют сложную организацию. Они никогда не осуществляются какими-то изолированными центрами, а всегда являются процессами, «размещенными по сложной системе зон мозговой коры» (А. Р. Лурия, 1969). Эти «функциональные системы» подвижны; иначе говоря, система средств, с помощью которых та или иная задача может быть решена, изменяется, что, конечно, не снижает значения для них хорошо изученных «закрепленных» корковых зон Брока, Вернике и др.

Центры коры больших полушарий человека делят на симметричные, представленные в обоих полушариях, и асимметричные, имеющиеся только в одном полушарии. К последним относятся центры речи и функций, связанных с актом речи (письма, чтения и пр.), существующие только в одном полушарии: в левом - у правшей, в правом - у левшей.

Современные представления о структурно-функциональной организации коры полушарий головного мозга исходят из классической павловской концепции анализаторов, уточненной и дополненной последующими исследованиями. Различают три типа корковых полей (Г. И. Поляков, 1969). Первичные поля (ядра анализаторов) соответствуют архитектоническим зонам коры, в которых заканчиваются сенсорные проводниковые пути (проекционные зоны). Вторичные поля (периферические отделы ядер анализаторов) располагаются вокруг первичных полей. Эти зоны связаны с рецепторами опосредовано, в них происходит более детальная обработка поступающих сигналов. Третичные, или ассоциативные, поля располагаются в зонах взаимного перекрытия корковых систем анализаторов и занимают у человека более половины всей поверхности коры. В этих зонах происходит установление меж-анализаторных связей, обеспечивающих обобщенную форму обобщенного действия (В. М. Смирнов, 1972). Поражение этих зон сопровождается нарушениями гнозиса, праксиса, речи, целенаправленного поведения.

Кафедра неврологии и нейрохирургии СибГМУ

Кора головного мозга

Кора больших полушарий головного мозга - эволюционно
наиболее молодое образование, достигшее у человека по
отношению к остальной массе головного мозга наибольших
величин
У человека масса коры больших полушарий составляет в
среднем 78% от общей массы головного мозга
Кора больших полушарий имеет исключительное значение в
регуляции жизнедеятельности организма, осуществлении
сложных норм поведения и в становлении нервнопсихических функций
Кора больших полушарий может нормально
функционировать лишь в тесном взаимодействии с
подкорковыми образованиями

Основание головного мозга

.

Цитоархитектоническая и миелоархитектоническая схема коры головного мозга

.

В учении о высшей нервной деятельности
выделяют два основных раздела
Первый - стоит ближе к нейрофизиологии и
рассматривает общие закономерности взаимодействия
нервных центров, динамику процессов возбуждения
и торможения
Н.П.
Бехтерева
Второй раздел рассматривает конкретные механизмы
отдельных мозговых функций, таких, как речь, память,
восприятие, произвольные движения, эмоции
Этот раздел близко примыкает к психологии и нередко
обозначается как психофизиология
Нейропсихология – клиническая дисциплина
разрабатывает методы точной диагностики корковых
поражений и принципы коррекционных
мероприятий
.
Один из основателей нейропсихологии – выдающийся
отечественный ученый А.Р. Лурия (1902-1977г.)
А.Р.
Лурия

Клетки коркового вещества в значительно меньшей
степени специализированы, чем ядра подкорковых
образований
Компенсаторные возможности коры весьма высоки -
функции пораженных клеток могут брать на себя другие
нейроны; поражение довольно значительных участков
коркового вещества может клинически проявляться очень
стерто (клинические немые зоны)
Отсутствие узкой специализации корковых нейронов
создает условия для возникновения самых разнообразных
межнейронных
связей,
формирования
сложных
«ансамблей»
нейронов,
регулирующих
различные
функции; в этом важнейшая основа способности к
обучению
Теоретически возможное число связей между десятками
миллиардов клеток коры головного мозга настолько
велико, что. в течение жизни человека значительная часть
их остается неиспользованной

Связь коры с «периферическими» образованиями – рецепторами и
эффекторами – обусловливает специализацию отдельных ее участков
Различные области коры связаны со строго определенными типами
рецепторов, образуя корковые отделы анализаторов
Анализатор – специализированная физиологическая система,
обеспечивающая
прием
и
переработку
определенного
типа
раздражений
Различают периферический отдел – собственно рецепторные
образования и совокупность промежуточных центров
Наиболее важные центры расположены в зрительном бугре,
являющемся коллектором всех видов чувствительности, и в коре
больших полушарий
По И. П. Павлову, мозговой центр, корковый отдел анализатора,
состоит из «ядра» и «рассеянных элементов»
«Ядро» - однородная в морфологическом отношении группа клеток с
точной проекцией рецепторных полей. «Рассеянные элементы»
находятся в окружности
или в определенном отдалении от «ядра»: ими
.
осуществляется более элементарный и менее дифференцированный
анализ и синтез поступающей информации

Строение анализатора Первичные, вторичные и третичные поля

Каждый анализатор представлен в симметричных
отделах правого и левого полушарий мозга
Двигательный и чувствительный анализаторы
связаны с противоположной половиной тела
Корковые представительства слухового, вкусового
и обонятельного анализаторов в каждом
полушарии имеют связи с обеими сторонами
В зрительную кору проецируется информация от
половины поля зрения каждого глаза, причем в
левое полушарие – от правых половин, в правое –
от левых половин
полей зрения
.

В
случае
выраженной
леворукости
доминантное правое полушарие
В
процессе
воспитания
родителей приучают детей
правой рукой
Амбидекстрия
обеими руками
.

большинство
пользоваться
одинаковое
владения

Функциональная асимметрия мозга

При доминировании правого полушария
преобладает синтез, образное
мышление.
Перескакивают с одного на другое,
часто оставляют дела незавершенными

Функциональная асимметрия мозга

При доминировании левого полушария
наблюдаются спокойствие,
доброжелательность, логика, анализ,
врожденная грамотность, хорошая
ориентировка на местности; хорошие
математики, программисты
Для праворуких рекомендовано
рисовать левой рукой и наоборот

Функциональная асимметрия мозга

Полушария мозга работают
попеременно -2 часа одно, 2 часа
другое
При рождении (знать час рождения)
активизируется правое полушарие
Постоянно идет смена активности
полушариев

Строение анализатора Первичные поля

Микроскопическая структуры корковых отделов анализаторов:
в каждом отделе существуют 2 типа клеточных зон
Нижние слои коры имеют связи с периферическими
рецепторами (IV слой) и с мускулатурой (V слой) и носят
название «первичных», или «проекционных» корковых зон
вследствие их непосредственной связи с периферическими
отделами анализатора
Такая структура обнаруживается в затылочной зоне, куда
проецируются
зрительные
пути,
в
височной,
где
заканчиваются слуховые пути, в задней центральной
извилине - корковом отделе чувствительного анализатора, в
передней центральной извилине - корковом двигательном
центре
В первичных, или проекционных, зонах наблюдается высокая
избирательность в приеме информации и специальная
.
представленность
отдельных рецепторных зон

Строение анализатора Вторичные поля

Над
«первичными»
зонами
надстраиваются
системы
«вторичных» зон (II и III слои), в которых преобладают
ассоциативные связи с другими отделами коры проекционно-ассоциативные
Для них характерны гораздо меньшая специализированность в
приеме информации и отсутствие прямой связи с периферией,
они способны образовывать внутри себя сложные комплексы,
в которых фиксируется прошлый опыт
Вторичные клеточные зоны обеспечивают более сложную
обработку информации и формируют при каждом
анализаторе специализированные блоки памяти
.

Строение анализатора Третичные поля

«Зоны
перекрытия»
корковых
представительств
отдельных
анализаторов
У человека они занимают весьма значительное место и
расположены в теменно-височно-затылочной области и в лобной
зоне
Третичные зоны обеспечивают выработку сложных, интегративных
реакций, среди которых у человека первое место занимают -
осмысленные действия
В третичных зонах
происходят операции планирования и контроля
формируются
центры
речи,
письма,
счета,
зрительнопространственной ориентировки
фиксируются навыки, приобретенные человеком в процессе его
социального обучения
.
проводится анализ средовых воздействий
организация ответных реакций и обучения

Гнозис и праксис

Гнозис (узнавание): анализ средовых воздействий на высшем уровне –
распознавание - сопоставление получаемой информации с накопленной
ранее
Операции гнозиса могут осуществляться как в пределах 1 анализатора, так
и при взаимодействии анализаторов
Праксис (действие): выработка программ действий и осуществление этих
программ, ибо ни одно действие невозможно без рецепторного контроля
Память необходима в операциях гнозиса и праксиса
Построение программы действий – это прежде всего подбор готовых
шаблонов, опять-таки хранящихся в памяти; блоки памяти существуют при
каждом анализаторе, а также на уровне межанализаторных систем
Особое место занимает смысловая память, являющаяся основой языка и
.
мышления

Первая и вторая сигнальные системы

Первая сигнальная система связана с деятельностью отдельных
анализаторов и осуществляет первичные этапы гнозиса и
праксиса, интеграцию сигналов, поступающих по каналам
отдельных анализаторов, и формирование ответных действий
с учетом состояния внешней и внутренней среды, а также
прошлого опыта
Вторая сигнальная система – объединяет системы различных
анализаторов, делая возможным осмысленное восприятие
окружающего, отношение к окружающему миру «со знанием и
пониманием»
Этот уровень интеграции связан с речевой деятельностью,
причем понимание речи (речевой гнозис) и использование речи
как средства обращения и мышления (речевой праксис) не только
взаимосвязаны,
но
и
обусловлены
различными
нейрофизиологическими механизмами
.

Типы личности (по И.П. Павлову)

Художественный (первосигнальный)
Мыслительный (второсигнальный)
Средний (промежуточный) типы
Любой ребенок в процессе развития совершает эволюцию от
холерического,
художественного
темперамента
к
уравновешенному, мыслительному
Существуют дети явно возбудимые и явно заторможенные,
энергичные и пассивные, самоуверенные и робкие, выносливые
и утомляемые

Основные центры коры больших полушарий Лобная доля

Двигательный анализатор располагается в передней центральной
извилине и парацентральной дольке
В средних слоях расположен анализатор кинестетических раздражений,
поступающих от скелетных мышц, сухожилий, суставов и костей
В V и отчасти VI слое - гигантские пирамидные клетки Беца, волокна
которых формируют пирамидный путь
Передняя центральная извилина имеет определенную соматотопическую
проекцию. В верхних отделах извилины проецируются мышцы нижних
конечностей, в нижних - лица. Туловище, гортань, глотка представлены в
обоих полушариях
Центр поворота глаз и головы в противоположную сторону
расположен в средней лобной извилине в премоторной области. Работа
центра тесно связана с системой заднего продольного пучка,
вестибулярными ядрами, образованиями стриопаллидарной системы, а
также с корковым отделом зрительного анализатора
В задних отделах верхней лобной извилины представлен центр, дающий
начало лобно-мостомозжечковому
пути
.
Эта область коры участвует в обеспечении координации движений,
связанных с прямохождением, сохранением равновесия стоя, сидя и
регулирует работу противоположного полушария мозжечка

Лобная доля

Моторный центр речи (центр речевого праксиса) находится в задней
части нижней лобной извилины - извилине Брока
Центр обеспечивает анализ кинестетической импульсации от мышц
речедвигательного аппарата, хранение и реализацию «образов»
речевых автоматизмов, формирование устной речи, тесно связан с
расположенной кзади от него проекционной зоной губ, языка и гортани
и с находящимся кпереди от него музыкальным моторным центром
Музыкальный
моторный
центр
обеспечивает
определенную
тональность, модуляцию речи, а также способность составлять
музыкальные фразы и петь
Центр письменной речи локализуется в заднем отделе средней лобной
извилины в непосредственной близости от проекционной корковой
зоны руки
Центр обеспечивает автоматизм письма и функционально связан с
центром Брока

Топическая диагностика корковых поражений

Поражение лобной доли:
Передняя центральная извилина: проявляется в виде моноплегий,
гемиплегий, недостаточности VII и XII нервов по центральному типу
Раздражение этой области вызывает фокальные судорожные припадки (так
называемая моторная джексоновская эпилепсия)
Поражение заднего отдела средней лобной извилины (корковый центр
взора) приводит к параличу или парезу взора - невозможности сочетанного
поворота глазных яблок в сторону, противоположную локализации очага. В
тяжелых случаях глазные яблоки фиксируются и крайнем отведении и
«смотрят на очаг»
Раздражение в области коркового центра взора вызывает адверсивные
судорожные припадки, начинающиеся с поворота головы и глазных яблок в
сторону, противоположную очагу
Поражение моторного центра речи (центра Брока) сопровождается
развитием моторной афазии, которая может сочетаться с аграфией
Патологические процессы в лобной доле характеризуются так же
появлением контралатеральной гемиатаксии (нарушение корковомозжечковой связи), симптомов орального автоматизма, хватательных
рефлексов

Поражение лобной доли

Изменения психики: страдает целенаправленность
психических процессов, утрачивается способность к
перспективному планированию действий, возникают
абулия (слабоволие), апатия, потеря инициативности.
Часто наблюдаются эйфория, снижение самокритики,
наклонность к грубым, плоским шуткам, над которыми
обычно больной смеется первым (лобный юмор),
неряшливость, утрата чувства дистанции в общении с
людьми
В отдельных случаях психические изменения
напоминают симптоматику шизофрении
(индифферентность, абулия, потеря личностной
активности), но чаще сопровождаются и другими
признаками поражения лобной доли

Наружная поверхность полушария головного мозга

Ядро двигательного анализатора
Ядро кожного анализатора
Центр Вернике
Центр амнестической
афазии
Центр Брока
.
Центр семантической
афазии

Теменная доля

Центр кожного анализатора - в задней центральной извилине
полей и коре верхней теменной области (проецируется тактильная,
болевая, температурная чувствительность противоположной
половины тела)
В верхних отделах проецируется чувствительность ноги, в нижних
отделах - чувствительность лица
Кзади от средних отделов задней центральной извилины
располагается
центр
стереогнозиса,
обеспечивающего
способность узнавания предметов на ощупь
Кзади от верхних отделов задней центральной извилины
располагается центр, обеспечивающий способность узнавания
собственного тела, его частей, их пропорций и взаимоположения
Центр праксиса локализуется в нижней теменной дольке слева,
надкраевой извилине
В нижних отделах передней и задней центральных извилин
располагается. центр анализатора интероцептивных импульсов
внутренних органов и сосудов, связан
с
подкорковыми
вегетативными образованиями

Поражение теменной доли

В области задней центральной извилины проявляется
в виде моноанестезии, гемианестезии, сенситивной
гемиатаксии
Раздражение этой области вызывает фокальные
сенсорные джексоновские припадки: приступы
онемения, покалывания, жжения, парестезии в
соответствующих участках тела
При поражении центров сенситивного гнозиса
возникают астереогноз, нарушения схемы тела
(аутотопагнозия, псевдополимелия), анозогнозия
(неузнавание собственного дефекта), алексия,
акалькулия (неспособность к счету)

Височная доля

Центр слухового анализатора располагается в средних отделах верхней
височной извилины, на поверхности, обращенной к островку (извилина
Гешля), обеспечивает проекцию улитки, а также хранение и
распознавание слуховых образов
Акустико-гностический центр располагается в задних отделах
височной доли. Обеспечивает восприятие собственной и чужой речи.
Центр вестибулярного анализатора располагается в нижних отделах
наружной поверхности височной доли, является проекционным,
находится в тесной связи с нижнебазальными отделами височных
долей,
дающими
начало
затылочно-височному
корково-мостомозжечковому пути
Центр обонятельного анализатора находится в древней части-коры
мозга - в крючке и аммоновом роге и обеспечивает проекционную
функцию, а также хранение и распознавание обонятельных образов
. анализатора располагается в ближайшем соседстве
Центр вкусового
центром обонятельного анализатора, т. е. в крючке и аммоновом роге,
самом нижнем отделе задней центральной извилины, а также
островке;
обеспечивает
проекционную
функцию,
хранение
распознавание вкусовых образов
с
в
в
и

Поражение височной доли:

В области коркового центра слухового анализатора приводит к появлению
слуховой агнозии. Поражение сенсорного центра речи Вернике наступает
сенсорная афазия
Нарушение памяти (амнезия)
При раздражении височных отделов коры могут возникать нарушения
памяти, сумеречные состояния, сложные психомоторные автоматизмы
Раздражение височных отделов может сопровождаться обонятельными,
вкусовыми, слуховыми галлюцинациями
Поражение недоминантной височной доли ведет к нарушению
распознавания выражения лица, интонации голоса, возникает
прозопагнозия
Нарушение деятельности височных долей ведет к частой смене
настроения непредсказуемости поведения и реакций, чрезмерная
фиксация на религиозных проблемах
Ощущение уже виденного (déjà vu) или никогда не виденного (jamais vu)
Безотчетные тревоги и страхи
Приступы судорог

Внутренняя поверхность полушария головного мозга

.
Центр обоняния
Центр зрения

Затылочная доля

Центр зрительного анализатора располагается в
затылочной доле
Поле 17 является проекционной зрительной
зоной, поля 18 и 19 обеспечивают хранение и
распознавание зрительных образов, зрительную
ориентацию в непривычной обстановке
На границе височной, затылочной и теменной
долей располагается центр анализатора
письменной речи, который тесно связан с
центром Вернике височной доли, с центром
зрительного анализатора затылочной доли, а
также с центрами теменной доли
Центр чтения
обеспечивает распознавание и
.
хранение образов письменной речи

Поражение затылочной доли

Гомонимная (одноименная) гемианопсия. Квадрантная гемианопсия:
при поражении клина – нижнеквадрантная, язычной –
верхнеквадрантная
Зрительная агнозия (поражение наружной поверхности затылочных
долей)
Возможно развитие алексии акалькулии (оптико-агностический
варианты), затылочной атаксии
Психосенсорные расстройства: метаморфопсии (восприятие предметов
с искаженной формой); макропсия, микропсия, порропсия (восприятие
предметов более удаленными, чем в действительности)
Утрата рефлекторных движений глазных яблок (на внезапную угрозу, во
время сна) при сохранности произвольных
При раздражении внутренней поверхности з.д. возникают фотомы –
простые зрительные ощущения. Раздражение наружной поверхности
сопутствуют более сложные зрительные ощущения и зрительные
галлюцинации (фантастически, цветные и кинематографические
картинки)

Гнозис и его расстройства

Наша ориентировка в окружающем мире связана с узнаванием формы,
величины, пространственной соотнесенности
предметов и с
пониманием их значения, которое заключено в названии предмета
Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при
поражениях высших гностических механизмов сохраняются, но
интерпретация этих импульсов нарушается
В результате возникает расстройство гнозиса - агнозия, суть которой в
том, что при сохранности восприятия предметов теряется ощущение их
«знакоместа» и окружающий мир, ранее такой знакомый в деталях
становится чуждым, непонятным, лишенным значения
Гнозис - это процесс непрерывного обновления, уточнения,
конкретизации образа, хранимого в матрице памяти, под влиянием
повторного сопоставления его с принимаемой информацией
.

Гнозис и его расстройства

Чаще нарушается гнозис в какой-либо одной анализаторной
системе
Зрительные агнозии возникают при поражении затылочных
отделов коры: больной видит предмет, но не узнает его
В одних случаях больной правильно описывает внешние
свойства предмета (цвет, форму, величину), однако узнать
предмет не может, но если дать больному предмет в руки, то он
при ощупывании узнает его
Иногда больной не узнает знакомые лица; некоторые больные с
подобным расстройством вынуждены запоминать людей по
каким-то другим признакам (одежда, родинка и т. д.)
Нередко при зрительных агнозиях страдает и узнавание букв,
цифр (алексия), возникает потеря способности к чтению
Для исследования зрительного гнозиса используют набор
предметов: предъявляя их обследуемому, просят определить,
описать их внешний вид, сравнить, какие предметы больше,
какие меньше;. применяют также набор картинок, цветных,
однотонных и контурных

Гнозис и его расстройства

Поражении височной доли: слуховые агнозии (извилина Гешле)
Больной не узнает знакомые ранее звуки: тиканье часов, звон
колокольчика, шум льющейся воды. Возможны нарушения узнавания
музыкальных мелодий - амузия
Поражении теменной области: сенситивные агнозии (обусловлены
нарушением узнавания тактильных, болевых, температурных,
проприоцептивных образов или их сочетаний)
Астереогноз. При некоторых вариантах астереогноза больной не
только не может определить предмет на ощупь, но и не в состоянии
определить форму предмета, особенность его поверхности
Анозогнозия - больной не осознает своего дефекта, например,
паралича
Расстройства схемы тела, пальцевая агнозия Герстмана
.

Праксис и его расстройства

Под праксисом понимают целенаправленное действие. Любой
двигательный акт не может быть точно выполнен без постоянного
афферентного контроля; неврологической основой такого контроля
является система глубокой чувствительности, информирующая
двигательные центры о степени напряжения сухожилий, мышц, о
положении конечностей в пространстве
Ведущую роль афферентного, кинестетического контроля в регуляции
движений убедительно раскрыли выдающиеся отечественные
физиологи Н.А. Бернштейн и П.К. Анохин
Благодаря кинестетической системе между исполнительным органом
и командным центром образуется звено т.н. обратной связи. По
каналу обратной связи постоянно поступает информация о ходе
выполнения
двигательных команд и тем самым создается
систематическая коррекция выполняемого движения
.

Праксис и его расстройства

Апраксия – при этом расстройстве нет ни параличей, ни нарушений
тонуса или координации и даже возможны простые произвольные
движения, но более сложные, чисто человеческие двигательные акты
нарушаются. Больной вдруг оказывается не в состоянии выполнять
такие простые действия, как рукопожатие, застегивание пуговиц,
причесывание, зажигание спички
Апраксия возникает при поражении теменно-височно-затылочной
области доминантного полушария (предварительный афферентный
анализ и синтез); при этом страдают обе половины тела
Апраксия может возникать также при поражении субдоминантного
правого полушария (у правшей) и мозолистого тела, связывающего
оба полушария; в этом случае апраксия определяется только слева
При апраксии страдает план действия, т. е. составление
непрерывной цепочки двигательных автоматизмов
Стойкость
двигательной
задачи,
выбор
автоматизмов
и
.
формирование «кинетической мелодии» регулируются лобными
долями

Виды апраксии

Моторная апраксия. Больной не может выполнять действий по заданию и
даже по подражанию
Просят разрезать бумагу ножницами, зашнуровать ботинок, разлиновать
бумагу при помощи карандаша и линейки (больной, хотя и понимает
задание, не может его выполнить, проявляя полную беспомощность)
Иногда невозможно выполнение таких простых действий, как приседание,
повороты, хлопанье в ладоши
Идеаторная апраксия. Больной не может выполнять действия по заданию
с реальными и воображаемыми предметами (например, показать, как
причесываются, размешивают сахар в стакане и т. д.), в то же время
действия по подражанию сохранены. Иногда больной может
автоматически
выполнять
определенные
действия.
Например,
целенаправленно не может застегнуть пуговицу
Конструктивная апраксия. Больной может выполнять различные
действия по подражанию и по устному приказу, но оказывается не в
состоянии создать качественно новый двигательный акт, сложить целое из
частей, (составить из спичек определенную фигуру, сложить пирамиду)
.
Для исследования
праксиса предлагают ряд заданий (присесть, погрозить
пальцем, причесаться и т. д.). Предъявляют также задания на действия с
воображаемыми предметами (просят показать, как едят, как звонят по
телефону, как пилят дрова и т. д.).

Речь и ее нарушения

Речь - важнейшая функция человека, поэтому в ее осуществлении принимают
участие корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (центры
Брока и Вернике), двигательные, кинетические, слуховые и зрительные области, а
также проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и
экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения,
бульбарные отделы мозга (зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой,
языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы). Речевые механизмы имеют
сложную и многоступенчатую организацию
При нарушении иннервации речевого аппарата возникает дизартрия - нарушение
артикуляций, которая может быть обусловлена центральным или периферическим
параличом речедвигательного аппарата, поражением мозжечка, стриопаллидарной
системы.
Дислалия - фонетически неправильное произношение отдельных звуков, может
носить функциональный характер и при логопедических занятиях довольно успешно
устраняется
Под алалией понимают задержку речевого развития. Обычно к 1,5 годам ребенок
начинает говорить, но иногда это происходит значительно позже, хотя ребенок хорошо
понимает обращенную
к нему речь. Задержка речевого развития влияет и на
.
психическое развитие, поскольку речь - важнейшее средство информации для ребенка
Под мутизмом понимается немота, которая возникла у больного, владеющего речью. В детском
возрасте встречается реактивный мутизм как невротическое проявление

Речь и ее нарушения

Афазия:
экспрессивную (моторную) афазия Корковое нарушение моторной речи
является речевой апраксией.
импрессивную (сенсорную) афазия. Корковое нарушение сенсорной речи
- речевой агнозией.
.

Речь и ее нарушения
Сенсорная афазия (афазия Вернике), или словесная «глухота», возникает
при поражении левой височной области (средние и задние отделы верхней
височной извилины)
(логорея) с большим количеством парафазии (искажение, неточное
употребление слов) и с персеверациями, когда больной на различные по смыслу
вопросы отвечает одним и тем же словом. Тот же характер носит нарушение
понимания письменной речи (алексия). Больной не в состоянии читать.
.

Речь и ее нарушения

Встречаются особые формы моторной афазии, когда нарушена только устная речь (чистая
моторная афазия) при полной сохранности письменной речи или когда нарушены произвольная
речь и письмо, а повторение и списывание сохранены. Тотальная афазия возникает при
обширных повреждениях доминантного полушария головного мозга. Больной лишается
способности употреблять и понимать слова в связи с поражением как сенсорного, так и
моторного центра речи.
Амнестическая афазия. Развивается при поражении задне-височных и передне-теменных
отделов мозга. Забываются наименования предметов и явлений. Может встречаться у здоровых
людей. Подсказка помогает экфории (воспроизведению) целого слова.
.

Мужчины
Г.м. составляет 1/38 веса тела
Дендриты менее разветвленные
Женщины
Пространственная ориентация
связана с функцией лобной доли
правого полушария
Мозолистое тело более
асимметрично
У мужчин средний интеллект
встречается реже. Но зато больше
одаренных и умственно отсталых
Мальчики больше интересуются
вещами (Ильин Е.П.)
При решении любых задач
включаются не только лобные доли,
но и зоны, обрабатывающие
зрительную информацию
Г.м. составляет 1/35 веса тела
Дендриты в ряде областей г.м. более
разветвленные
За пространственную ориентацию
отвечают оба полушария г.м.
Мозолистое тело менее
асимметрично, чем у мужчин
Женщины в своей массе имеют
средний уровень интеллекта
Девочки больше интересуются
отношениями
Решение любых задач
осуществляется лобными долями
(отвечают не только за логику, но и
за интуицию)
Функция левой лобной доли может
дублироваться правой стороной
(облегчает восстановление речи
после инсульта)

Головной мозг мужчины и женщины

Мужчины
Вн/утробное развитие совершается
быстрее
Мальчики к 3 годам проявляют
больше страха, чем девочки
(разлученные с мамой)
Мальчики стараются уйти из-под
контроля взрослых
Мальчики во время пребывания в
д/саду постоянно перемещаются,
бросают предметы и игрушки.
Контакты спорадические, лишенные
всякой знаковости
В дошкольном периоде быстрее
переключаются с 1 вида
деятельности на другой
Для контактов характерна высокая
частота агрессии, реже – угроза,
появление страха + высокий
интерес к предметам
Женщины
Девочки к 3 годам более
общительны, примерно на год
раньше начинают шутить
Девочки чаще принимают не свою
стратегию
Девочки заняты прежде всего
наблюдениями, взгляд
перемещается с воспитательницы
на детей, а с них на предметы и на
воспитательницу
В дошкольный период медленнее и
труднее переключаются с одного
вида деятельности на другой
В начальной школе проявляют
более развитые психомоторные
навыки и самоконтроль, лучше
владеют ситуацией, сильнее
зависят от нее. Стремление к
коммуникации

Головной мозг мужчины и женщины

Мальчики -подростки способны
удерживать внимание на одном предмете
в среднем 5 минут
Быть смешным для мальчика не позорно,
а почетно. Именно этим они привлекают к
себе внимание
На 15-20% больше серого вещ-ва, чем у
женщин
Быстрее развивается (обычно к 6 годам)
правая сторона г.м. Это обеспечивает
лучшее пространственное и логическое
мышление, лучшее восприятие
Более развито абстрактное
«несловесное», отвлеченное мышление
Выявлена большая латерализованность
мозга мужчин
Головной мозг на 10-15% тяжелее
женского. Наибольшая масса отмечена в
20-30 лет
Девочки-подростки способны удерживать
внимание на одном предмете в среднем 20
минут
Если девочка выглядит смешной, то ей не до
смеха
Быстрее развивается левая сторона г.м.,
поэтому девочки раньше начинают говорить,
читать. В возрасте 5-10 лет опережают по
интеллектуальным способностям мальчиков.
Быстрее овладевают иностранными языками
Более развито предметное, конкретное,
основанное на речевых способностях
(вербальное) мышление
Полушария более симметричны, что
констатируется к 13 годам. Это упрощает
взаимодействие между ними
Абсолютный вес примерно на 10% меньше,
чем у мужчин. Наибольшая масса г.м.
отмечена до 20 лет

Головной мозг мужчины и женщины

Мужчины
Более развито абстрактное
мышление
Женщины
Более развито конкретное
мышление
В сутки произносят 2-4 тыс.
слов+1,5 тыс.
междометий+3.тыс жестов. В
сумме -6-8 тыс ед.
информационного обмена
Словарный запас почти в 2
раза меньше, чем у женщин
Обладают большими
способностями в словесном
выражении своих чувств
8 тыс. слов+ 2 тыс.
междометий+ 10 тыс жестов и
мимических сигналов. В сумме
-20 тыс.ед. инф. обмена
Владеет приблизительно 23
тыс слов

На основании многочисленных исследований с определенной точностью установлено функциональное значение различных областей коры полушарий большого мозга.

Участки коры полушарий, имеющие характерную цитоархитектонику, и нервные связи, участвующие в выполнении определенных функций, являются нервными центрами. Поражение таких участков коры проявляется в утрате присущих им функций. Нервные центры коры полушарий большого мозга могут быть разделены на проекционные и ассоциативные.

Проекционные центры – это участки коры полушарий большого мозга, представляющие собой корковую часть анализатора, имеющие непосредственную морфофункциональную связь через афферентные или эфферентные проводящие пути с нейронами подкорковых центров. Они осуществляют первичную обработку поступающей сознательной афферентной информации и реализацию осознанной эфферентной информации (произвольные двигательные акты).

Ассоциативные центры – это участки коры полушарий большого мозга, не имеющие непосредственной связи с подкорковыми образованиями, а связанные временной двусторонней связью с проекционными центрами. Ассоциативные центры играют первостепенную роль в осуществлении высшей нервной деятельности (глубокая обработка сознательной афферентной информации, мыслительная деятельность, память и т.д.).

В настоящее время достаточно точно выяснена динамическая локализация некоторых функций коры полушарий большого мозга.

Участки коры полушарий большого мозга, не являющиеся проекционными или ассоциативными центрами, участвуют в выполнении межанализаторной интегративной деятельности головного мозга.

Проекционные нервные центры коры полушарий большого мозга развиваются как у человека, так и у высших позвоночных животных. Они начинают функционировать сразу же после рождения. Формирование этих центров завершается гораздо раньше, чем ассоциативных. В практическом отношении важными являются следующие проекционные центры.

1. Проекционный центр общей чувствительности (тактильной, болевой, температурной и сознательной проприоцептивной) также называют кожным анализатором общей чувствительности. Он локализуется в коре постцентральной извилины (поля 1, 2, 3). В нем заканчиваются волокна, идущие в составе таламо-коркового пути. Каждый участок противоположной половины тела имеет отчетливую проекцию в корковом конце кожного анализатора (соматотопическая проекция). В верхнем отделе постцентральной извилины проецируются нижняя конечность и туловище, в среднем – верхняя конечность и в нижнем – голова (сенсорный гомункулюс Пенфилда). Размеры проекционных зон соматосенсорной коры прямо пропорциональны количеству рецепторов, находящихся в кожных покровах. Этим объясняется наличие наиболее крупных соматосенсорных зон, соответствующих лицу и кисти (рис. 3.25). Поражение постцентральной извилины вызывает утрату тактильной, болевой, температурной чувствительности и мышечно-суставного чувства на противоположной половине тела.

Рис. 3.25.

  • 1 – половые органы; 2 – стопа; 3 – бедро; 4 – туловище; 5 – кисть; 6 – указательный и большой пальцы кисти; 7 – лицо; 8 – зубы; 9 – язык; 10 – глотка и внутренние органы
  • 2. Проекционный центр двигательных функций (кинестетический центр), или двигательный анализатор, располагается в двигательной области коры, включающей пред- центральиую извилину и околоцентральную дольку (поля 4, 6). В 3–4-м слоях коры двигательного анализатора заканчиваются волокна, идущие в составе таламо-коркового пути.

Здесь осуществляется анализ проприоцептивных (кинестетических) раздражений. В пятом слое коры располагается ядро двигательного анализатора, от нейроцитов которого берут начало корково-спинномозговой и корково-ядерный пути. В предцентральной извилине также имеется четкая соматотопическая локализация двигательных функций. Мышцы, выполняющие сложные и тонко дифференцированные движения, имеют большую проекционную зону в коре предцентральной извилины. Наибольшую площадь занимает проекция мышц языка, лица и кисти, наименьшую – проекция мышц туловища и нижних конечностей. Соматотопическая проекция на предцентральную извилину носит название "моторный гомункулюс Пенфилда". Тело человека проецируется на извилине "вверх ногами", причем проекция осуществляется на кору противоположного полушария (рис. 3.26).

Афферентные волокна, заканчивающиеся в чувствительных слоях коры кинестетического центра, первоначально проходят в составе путей Голля, Бурдаха и ядерно-таламического тракта, проводящих импульсы сознательной проприоцептивной чувствительности. Поражение предцентральной извилины приводит к нарушению восприятия раздражений от скелетных мышц, связок, суставов и надкостницы. Корково-спинномозговой и корково-ядерный пути проводят импульсы, обеспечивающие сознательные движения, и оказывают тормозное воздействие на сегментарный аппарат ствола головного и спинного мозга. Корковый центр двигательного анализатора через систему ассоциативных волокон имеет многочисленные связи с различными корковыми сенсорными центрами (центром общей чувствительности, центром зрения, слуха, вестибулярных функций и т.д.). Указанные связи необходимы для выполнения интегративных функций при выполнении произвольных движений.

3. Проекционный центр схемы тела располагается в области внутритеменной борозды (поле 40s). В нем представлены соматотопические проекции всех частей тела. В центр схемы тела поступают импульсы преимущественно сознательной проприоцептивной чувствительности. Основное функциональное назначение данного проекционного центра – определение положения тела и отдельных его частей в пространстве и оценка тонуса мускулатуры. При поражении верхней теменной дольки наблюдается нарушение таких функций, как узнавание частей собственного тела, ощущение лишних конечностей, нарушения определения положения отдельных частей тела в пространстве.

Рис. 3.26.

  • 1 – стопа; 2 – голень; 3 – колено; 4 – бедро; 5 – туловище; 6 – кисть; 7 – большой палец кисти; 8 – шея; 9 – лицо; 10 – губы; 11 – язык; 12 – гортань
  • 4. Проекционный центр слуха, или ядро слухового анализатора, располагается в средней трети верхней височной извилины (поле 22). В этом центре заканчиваются волокна слухового пути, происходящие от нейронов медиального коленчатого тела (подкорковый центр слуха) своей и, преимущественно, противоположной сторон. В конечном счете волокна слухового пути проходят в составе слуховой лучистости.

При поражении проекционного центра слуха с одной стороны отмечается понижение слуха на оба уха, причем с противоположной стороны от очага поражения слух снижается в большей степени. Полная глухота наблюдается только при двустороннем поражении проекционных центров слуха.

5. Проекционный центр зрения, или ядро зрительного анализатора, локализуется на медиальной поверхности затылочной доли, по краям шпорной борозды (поле 17). В нем заканчиваются волокна зрительного пути со своей и противоположной сторон, происходящие от нейронов латерального коленчатого тела (подкорковый центр зрения). На шпорную борозду имеется определенная соматотопическая проекция различных участков сетчатки.

Одностороннее поражение проекционного центра зрения сопровождается частичной слепотой на оба глаза, но в различных участках сетчатки. Полная слепота наступает только при двустороннем поражении.

  • 6. Проекционный центр обоняния, или ядро обонятельного анализатора, располагается на медиальной поверхности височной доли в коре парагиппокампальной извилины и в крючке. Здесь заканчиваются волокна обонятельного пути со своей и противоположной сторон, происходящие от нейронов обонятельного треугольника. При одностороннем поражении проекционного центра обоняния отмечаются снижение обоняния и обонятельные галлюцинации.
  • 7. Проекционный центр вкуса, или ядро вкусового анализатора, располагается там же, где и проекционный центр обоняния, т.е. в лимбической области мозга (крючок и парагиппокампальная извилина). В проекционном центре вкуса заканчиваются волокна вкусового пути своей и противоположной сторон, происходящие от нейронов базальных ядер таламуса. При поражении лимбической области наблюдаются расстройства вкуса, обоняния, нередко появляются соответствующие галлюцинации.
  • 8. Проекционный центр чувствительности от внутренних органов, или анализатор висцероцепции, располагается в нижней трети постцентральной и предцентральной извилин (поле 43). В корковую часть анализатора висцероцепции поступают афферентные импульсы от гладкой мускулатуры и слизистых оболочек внутренних органов. В коре данной области заканчиваются волокна интероцептивного пути, происходящие от нейронов вентролатеральных ядер таламуса, в которые информация поступает по ядерно-таламическому тракту. В проекционном центре висцероцепции анализируются главным образом болевые ощущения от внутренних органов и афферентные импульсы от гладкой мускулатуры.
  • 9. Проекционный центр вестибулярных функций, несомненно, имеет свое представительство в коре полушарий большого мозга, однако сведения о его локализации неоднозначны. Принято считать, что проекционный центр вестибулярных функций располагается в области средней и нижней височных извилин (поля 20, 21). Определенное отношение к вестибулярному анализатору имеют также прилежащие отделы теменной и лобной долей. В коре проекционного центра вестибулярных функций заканчиваются волокна, происходящие от нейронов срединных ядер таламуса. Поражения указанных корковых центров проявляются спонтанным головокружением, ощущением неустойчивости, чувством проваливания, ощущением движения окружающих предметов и деформации их контуров.

Завершая рассмотрение проекционных центров, следует отметить, что корковые анализаторы общей чувствительности получают афферентную информацию с противоположной стороны тела, поэтому поражение центров сопровождается расстройствами определенных видов чувствительности только на противоположной стороне тела. Корковые анализаторы специальных видов чувствительности (слуховой, зрительной, обонятельной, вкусовой, вестибулярной) связаны с рецепторами соответствующих органов своей и противоположной сторон, поэтому полное выпадение функций данных анализаторов наблюдается только при поражении соответствующих зон коры полушарий большого мозга с обеих сторон.

Ассоциативные нервные центры. Эти центры формируются позже, чем проекционные, причем сроки кортикализации, т.е. созревания коры головного мозга, в данных центрах неодинаковы. Ассоциативные центры отвечают за мыслительные процессы, память и реализацию словесной функции.

  • 1. Ассоциативный центр "стереогнозии ", или ядро кожного анализатора (центр узнавания предметов на ощупь). Этот центр располагается в верхней теменной дольке (поле 7). Он двусторонний: в правом полушарии – для левой кисти, в левом – для правой. Центр "стереогнозии" связан с проекционным центром общей чувствительности (постцентральная извилина), из которого нервные волокна проводят импульсы болевой, температурной, тактильной и проприоцептивной чувствительности. Поступающие импульсы в ассоциативном корковом центре анализируются и синтезируются, в результате чего происходит узнавание ранее встречавшихся предметов. На протяжении всей жизни центр "стереогнозии" постоянно развивается и совершенствуется. При поражении верхней теменной дольки больные теряют способность с закрытыми глазами создавать общее целостное представление о предмете, т.е. не могут узнать этот предмет на ощупь. Отдельные свойства предметов, такие как форма, объем, температура, плотность, масса, определяются правильно.
  • 2. Ассоциативный центр "праксии", или анализатор целенаправленных привычных движений. Данный центр располагается в нижней теменной дольке в коре надкраевой извилины (поле 40), у правшей – в левом полушарии большого мозга, у левшей – в правом. У некоторых людей центр "праксии" формируется в обоих полушариях, такие люди в одинаковой мере владеют правой и левой руками и называются амбидекстрами.

Центр "праксии" развивается в результате многократного повторения сложных целенаправленных действий. В результате закрепления временных связей формируются привычные навыки, например работа на пишущей машинке, игра на рояле, выполнение хирургических манипуляций и т.д. По мере накопления жизненного опыта центр праксии постоянно совершенствуется. Кора в области надкраевой извилины имеет связи с задней и передней центральными извилинами.

После осуществления синтетической и аналитической деятельности из центра "праксии" информация поступает в прецентральную извилину к пирамидным нейронам, откуда по корково-спинномозговому пути достигает двигательных ядер передних рогов спинного мозга.

3. Ассоциативный центр зрения, или анализатор зрительной памяти, располагается на верхнелатеральной поверхности затылочной доли (поля 18–19), у правшей – в левом полушарии, у левшей – в правом. В нем обеспечивается запоминание предметов по их форме, внешнему виду, цвету. Считают, что нейроны поля 18 обеспечивают зрительную память, а нейроны поля 19 – ориентацию в непривычной обстановке. Поля 18 и 19 имеют многочисленные ассоциативные связи с другими корковыми центрами, благодаря чему происходит интегративное зрительное восприятие.

При поражении центра зрительной памяти развивается зрительная агнозия. Чаще наблюдается частичная агнозия (нс узнает знакомых, свой дом, себя в зеркале). При поражении поля 19 отмечается искаженное восприятие предметов, больной не узнает знакомых предметов, но он их видит, обходит препятствия.

Нервной системе человека присущи специфические центры. Это центры второй сигнальной системы, обеспечивающие способность общения между людьми посредством членораздельной человеческой речи. Человеческая речь может воспроизводиться в виде исполнения членораздельных звуков ("артикуляция") и изображения письменных знаков ("графика"). Соответственно в коре головного мозга формируются ассоциативные речевые центры – акустический и оптический центры речи, центр артикуляции и графический центр речи. Названные ассоциативные речевые центры закладываются вблизи соответствующих проекционных центров. Они развиваются в определенной последовательности, начиная с первых месяцев после рождения, и могут совершенствоваться до глубокой старости. Рассмотрим ассоциативные речевые центры в порядке их формирования в головном мозге.

4. Ассоциативный центр слуха, или акустический центр речи (центр Вернике), расположен в коре задней трети верхней височной извилины. Здесь заканчиваются нервные волокна, происходящие от нейронов проекционного центра слуха (средняя треть верхней височной извилины). Ассоциативный центр слуха начинает формироваться на втором-третьем месяце после рождения. По мере формирования центра ребенок начинает различать среди окружающих звуков членораздельную речь, вначале отдельные слова, а затем словосочетания и сложные предложения.

При поражении центра Вернике у больных развивается сенсорная афазия. Она проявляется в виде утраты способности понимать свою и чужую речь, хотя больной хорошо слышит, реагирует на звуки, по ему кажется, что окружающие разговаривают на незнакомом ему языке. Отсутствие слухового контроля за собственной речью приводит к нарушению построения предложений, речь становится непонятной, насыщенной бессмысленными словами и звуками. При поражении центра Вернике, поскольку он имеет прямое отношение к речеобразованию, страдает не только понимание слов, но и их произношение.

5. Ассоциативный двигательный центр речи (речедвигательный), или центр артикуляции речи (центр Брока), расположен в коре задней трети нижней лобной извилины (поле 44) в непосредственной близости от проекционного центра двигательных функций (предцентральная извилина). Речедвигательный центр начинает формироваться на третьем месяце после рождения. Он односторонний – у правшей он развивается в левом полушарии, у левшей – в правом. Информация из речедвигательного центра поступает в предцентральную извилину и далее по корково-ядерному пути – к мышцам языка, гортани, глотки, мышцам головы и шеи.

При поражении речедвигательного центра возникает моторная афазия (утрата речи). При частичном поражении речь может быть замедлена, затруднена, скандирована, бессвязна, нередко характеризуется лишь отдельными звуками. Речь окружающих больные понимают.

6. Ассоциативный оптический центр речи, или зрительный анализатор письменной речи (центр лексии, или центр Дежерина), находится в угловой извилине (поле 39). К нейронам оптического центра речи поступают зрительные импульсы от нейронов проекционного центра зрения (поля 17). В центре "лексии" происходит анализ зрительной информации о буквах, цифрах, знаках, буквенном составе слов и понимании их смысла. Центр формируется с трехлетнего возраста, когда ребенок начинает узнавать буквы, цифры и оценивать их звуковое значение.

При поражении центра "лексии" наступает алексия (расстройство чтения). Больной видит буквы, но не понимает их смысла и, следовательно, не может прочесть текст.

7. Ассоциативный центр письменных знаков, или двигательный анализатор письменных знаков (центр графин), располагается в заднем отделе средней лобной извилины (поле 8) рядом с предцентральной извилиной. Центр "графин" начинает формироваться на пятом-шестом году жизни. В этот центр поступает информация из центра "праксии", предназначенная для обеспечения тонких, точных движений руки, необходимых для написания букв, цифр, для рисования. От нейронов центра "графин" аксоны направляются в среднюю часть предцентральной извилины. После переключения информация по корково-спинномозговому пути направляется к мышцам верхней конечности. При поражении центра "графин" теряется способность написания отдельных букв, возникает "аграфия".

Таким образом, речевые центры имеют одностороннюю локализацию в коре полушарий большого мозга. У правшей они располагаются в левом полушарии, у левшей – в правом. Следует отметить, что ассоциативные речевые центры развиваются на протяжении всей жизни.

8. Ассоциативный центр сочетанного поворота головы и глаз (кортикальный центр взора) располагается в средней лобной извилине (поле 9) кпереди от двигательного анализатора письменных знаков (центр графин). Он осуществляет регуляцию сочетанного поворота головы и глаз в противоположную сторону за счет импульсов, поступающих в проекционный центр двигательных функций (предцентральная извилина) от проприоцепторов мышц глазных яблок. Кроме того, в этот центр поступают импульсы от проекционного центра зрения (кора в области шпорной борозды – поле 17), происходящие от нейронов сетчатки глаза.