Какой тросик надо для самодельного гравера. Уход за спидометром и гибким валом. Принцип работы самодельной гравировальной установки

Гибкий вал применяется в самых разных отраслях, везде, где нужно передавать вращающий момент под произвольными углами. Он используется в качестве трансмиссии в бормашинах и граверах, дрелях, а также для передачи вращения в измерительных приборах, таких, как автомобильный спидометр.

Зачем нужен гибкий вал и где его применяют

Гибкий привод для дрели состоит из двух основных деталей: гибкого тросика с бронированной оплеткой и мягкой оболочки. С одной стороны он оснащен узлом присоединения к двигателю или ручному приводу, с другой — имеет патрон для крепления инструмента.

Использовать гибкий вал очень удобно, когда нужно завернуть или отвернуть крепеж в узких местах с затрудненным доступом, куда не засунуть шуруповерт в рабочем положении

Гибкие валы используются также для привода ручного инструмента для тонких и точных работ. Размещение тяжелого высокооборотного электродвигателя в самом инструменте привело бы к быстрой утомляемости оператора и потере точности операций. Примером является бормашина стоматолога или гравера.

В результате пользователь получает возможность продолжительной работы удобным, не тяжелым и малогабаритным устройством, снижается и уровень вибрации от электродвигателя, передающийся на руку.

Особенностью применения гибкого вала является ограничение предельного крутящего момента, который он способен передать. При превышении этого предела происходит скручивание тросика, и вал выходит из строя.

Особенности конструкции

Главной конструктивной особенностью и одновременно основным преимуществом при применении является возможность его изгиба в любом месте в любом направлении. Это достигается путем использования следующих компонентов:

  • гибкий и прочный стальной плетеный тросик, передающий крутящий момент;
  • броневая оплетка либо намотанная спиралью пружинная проволока, выполняющая роль гибкого корпуса привода.

Снаружи проволока прикрыта гофрированной пластиковой оболочкой, внутри которой находится консистентная смазка. Она снижает трение, предотвращает истирание тросика- сердечника и защищает его от влаги и пыли.

В конструкцию гибкого привода дрели также входят подшипники, к которым прикреплен тросик. Они поддерживают его вращение. С одного конца тросик закрепляется в патроне, с другой на нем предусмотрено крепление для инструмента.

Такой привод предназначен для легких и тонких работ, отвернуть им закисший болт или завернуть 130-миллиметровый саморез на полных оборотах не стоит рассчитывать- надо помнить про то, что крутящий момент, передаваемый гибким валом, ограничен.

Как сделать своими руками

Любители мастерить инструмент своими руками вполне могут изготовить гибкий привод для дрели самостоятельно.

Важно! самому сделать броневую оплетку не получится, для этого нужно промышленное оборудование. Важно также понимать, что самодельный гибкий вал для дрели будет уступать заводскому, прежде всего — по рабочему ресурсу работы. И использовать его лучше эпизодически — тогда он не подведет вас в ответственный момент. Для профессиональной работы в больших объемах лучше потратиться на покупной удлинитель.

Тросик с оплеткой придется купить в магазине, попросив отрезать нужную вам длину. Самоделкину остается разделать концы, смонтировать наружную защиту, заполнив ее смазочными материалами. В качестве заготовки для узла крепления в патрон сгодится хвостовик от сломанного сверла подходящего диаметра.

Как вариант в качестве исходной заготовки можно взять тросик от автомобильного спидометра, а также мотоциклетный привод управления газом или сцеплением.

Один конец проволоки в броневой оплетке нужно будет приварить к хвостовику сломанного сверла, используя гайку подходящего диаметра и сварочный аппарат. Ко второму концу тросика приваривают патрон от дрели либо шестигранный адаптер для быстрой смены инструмента. Помните, что при работе таким приводом нужно придерживать его не за вращающийся патрон, а за неподвижную оплетку. Такое сделанное своими руками устройство не только даст возможность сэкономить средства, но и изготовить привод точно такой длины, какая вам требуется. Большинство заводских приводов имеют длину 25 или 50 см.

Гибкий вал для гравера

Гравер, или бормашина, развивает высокие обороты — до 30 тыс. об/мин. Малогабаритное и удобно лежащее в руке устройство применяется для операций:

  • полировки;
  • фрезеровки;
  • сверления отверстий небольшого диаметра;
  • шлифовки и др.

Работа гравером требует высокой точности движений мастера. Усилия и при этом прикладываются небольшие, по сравнению, скажем, с закручиванием саморезов. Также мал и крутящий момент. Такие приборы используются ювелирами и мастерами художественного творчества, создающими произведения, не уступающим лучшим образцам резчиков по дереву, камню, а также чеканки. Гравировку выполняют по таким материалам, как:

  • металл;
  • дерево;
  • камень;
  • стекло;
  • пластмассы.

Гибкий вал для гравера позволяет до минимума снизить ручные усилия пользователя, превращая многочасовой труд в увлекательное занятие.

Валы для бензокосы

В механических косах с электрическим и бензиновым приводом применяются как гибкие, так и жесткие валы.

В мощных мотокосах, способных срезать высокую, жесткую и густую траву и даже небольшой кустарник, используют цельнометаллические жесткие приводы. Такие аппараты рассчитаны на продолжительную работу и обладают высоким крутящим моментом. У них также значительные габариты и вес, их носят на плечевых ремнях. В качестве рабочего органа используют толстую жесткую леску или мощные стальные ножи — двух, трех или четырех — лезвийные.

Гибкий привод используют в легких маломощных и малогабаритных триммерах, предназначенных для докашивания углов после газонокосилки или подстригания травы на небольших лужайках. Держат такие триммеры одной рукой, а гибкий вал применяется для того, чтобы косить в наиболее удобной позе. Режущий элемент таких аппаратов — леска малой или средней толщины или облегченный двух-лезвийный нож. Если возникнет перегрузка устройства, то гибкий вал может скручиваться. Разрыв при этом, как правило, происходит возле узла крепления вала к двигателю. Если не удается купить «родной вал, то подбирать из приводов подходящей длины нужно по направлению оплетки. Такие приводы могут вращаться только в одну сторону.

Перед началом сезонных работ и после смены привода следует удалить остатки старой смазки, промыть бензином или другим растворителем и заполнить полость в ручке новой смазкой. Вид смазки указан в руководстве пользователя.

Гибкий вал спидометра

Гибкий вал передает крутящий момент с трансмиссии автомобиля или мотоцикла на магнитный датчик спидометра. Если стрелка спидометра при движении на постоянной скорости начинает дергаться или ложится в крайнее положение — значит, неисправен тросик. Его можно заменить своими руками. Гибкий вал подбирается по каталогу деталей для вашей марки автомобиля. Он должен совпадать по местам крепления и по длине. При слишком длинном или слишком коротком тросике возникает риск перегиба его под слишком малым радиусом. Это приводит к возникновению посторонних шумов (похожих на подвывание), к повышенному износу и к преждевременному выходу из стоя узла.

Доброго всем времени суток. Давно собирался рассказать об этом инструменте, но собрался только сейчас.

И так предстовляю вашему вниманию РУЧНОЙ ГРАВЕР ну или ручнй фрезер. Применений такой вещи я нашел много, от рисунков на стеклах до подтачивания в трудно доступных местах.

Перед вами внешний вид устроуства. Состоит из коробки для электропривода, тросика (взял тросик спидометра от авто), держателя и режущей части.

И так обовсем по порядку.

Внутри коробки находится двигатель от катушечного магнитофона. Болишая мощность двигателя не нужна. При помощи переходной муфты вал двигателя соединен с приводным тросом.

Оболочка троса жестко соединена с корпусом.

Так же внешняя оболочка троса жесткосоединена с ручкой-держателем. Ручку вытачил из стеклотекстолита. Внутри просверлино ступенчатое отверстие таким образом, что бы крепко держать оболочку троса, свободно проходил вращающий ся трос до рабочего органа, и еще на конце держателя вставлена трубка внутри каторой вращается привод патрона.

Патрон состоит из двух половинок скрепленных винтом.В подобный потрон можно зажать режущий инструмент от 2 до 5 мм диаметром. Главное Не забывайте о балансировке патрона и полной совместимости квадрата привода потрона и окошек самого патрона.

Так как работая с таким инструментом руки заняты, а вращаться постоянно он не должен я сделал к нему педаль. Простоу конструкции.

В качестве комутационного аппарата исполизовал обычную толчковую кнопку.

Весьма популярный инструмент дрель способен на большее, чем указано в инструкции по его эксплуатации. Основная задача данного инструмента – это сверление отверстий в различных существующих материалах. Совершенствование данного инструмента привело к тому, что сегодня для дрели выпускается гибкий вал. Это специальная насадка, благодаря которой происходит передача крутящего момента на несоосный для электромотора инструмент.

Гибкий привод состоит из таких составляющих, как трос с броней и мягкий корпус. Одна сторона такого приспособления оснащена наконечником для фиксации в патроне инструмента, а вторая имеет аналогичный(или цанговый) патрон, чтобы устанавливать соответствующие рабочие изделия: сверла, фрезы и прочие. Используют такое оборудование в таких исключительных случаях, когда невозможно или неудобно работать стационарной дрелью.

На постоянной основе гибкий вал применяется в медицине, в частности в стоматологии, так как практически все бормашинки функционируют посредством такого приспособления. В строительстве такое приспособление используется крайне редко, но если возникает необходимость просверлить отверстие или отшлифовать поверхность в труднодоступном месте, то поможет разрешить проблему только гибкий вал на дрель.

Гибкий вал можно использовать не только для подключения к дрели, но и к шуруповерту или мини-дрели. Благодаря такому валу рабочая насадка удалена от корпуса основного инструмента, что позволяет проводить различные виды тонких работ, который требует небольших усилий. С помощью такого оборудования можно сверлить отверстия от 1 мм, а также проводить зачистку, шлифовку, завинчивание и вывинчивание винтов и прочих крепежных изделий.

Важно знать! Преимуществом использования гибкого вала является снижение нагрузки на руку, так как при выполнении работ практически полностью исключается воздействие вибрации от инструмента и его веса.

Особенности конструкции

Гибкий вал для дрели способен изгибаться в любых направлениях, что собственно и является его основным преимуществом. Такая возможность вала была достигнута за счет применения следующих деталей:

  • Стальной трос, играющий роль вращающегося сердечника.
  • Проволока в виде спирали, располагающаяся снаружи устройства.

Вал снаружи покрывается специальной оболочкой, благодаря которой предотвращается вытекание смазки. Эта смазка способствует уменьшению трения, а также защищает сердечник от механических воздействий(истирания), повреждений и попаданию влаги.

Конструкция гибкого вала предусматривает применение подшипников, к которым крепится трос. Именно благодаря подшипникам обеспечивается вращение троса, который с одной стороны крепится к хвостовику, а с другой к патрону. Качественная насадка на дрель стоит около 2000 рублей. Есть модели дешевле, но все зависит от производителя и качества товара.

Как сделать своими руками

Чтобы оснастить электродрель конструкцией в виде гибкого вала, можно ее не приобретать, особенно если не планируется использовать устройство для продолжительных работ. Сделать приспособление можно самостоятельно из подручных средств, сэкономив при этом не только деньги, но и время на поиски.

Чтобы сделать гибкий вал для дрели или шуруповерта, следует воспользоваться любой имеющейся в арсенале проволокой в оплетке. Если таковой не имеется, то ее можно приобрести. При этом длину такой проволоки можно выбирать абсолютно любую, в зависимости от технологических заданий.

Важно знать! На обычную проволоку накрутить спиралевидный слой (броню) вручную невозможно, поэтому следует использовать уже готовую конструкцию.

В качестве альтернативы для изготовления гибкого вала можно использовать трос спидометра от автомобиля или же тросик газа или сцепления от мотоцикла. После того, как в наличии будет готовая проволока в оплетке, потребуется один конец ее соединить с хвостовиком. В качестве такового можно использовать хвостовик от испорченного сверла. Для соединения стального троса с хвостовиком потребуется стальная гайка и сварочный аппарат. Второй конец стального троса необходимо соединить с любым имеющимся патроном от дрели. При этом важно понимать, что при выполнении работ при помощи такого приспособления следует рукой держаться не за патрон, а за оплетку или наружный слой проволоки.

Самодельная конструкция вала позволит не только сэкономить финансы, но еще и получить изделие необходимой длины. Стандартные изделия, выпускаемые производством, имеют длину не более 50 см. Иногда этого не достаточно, поэтому приходится прибегать к самостоятельному изготовлению оснащения для дрели.

В завершении стоит отметить, что дрель в силу ее совершенствования становится все более универсальным видом инструмента. Гибкий вал является очень удобной и эффективной насадкой для дрели, при помощи которой можно разрешить любые трудновыполнимые задачи.

Гравировальное оборудование, при помощи которого можно успешно выполнять различные технологические операции, сегодня активно используется как специалистами, так и домашними мастерами. Хотя приобрести такое устройство на современном рынке не представляет никаких проблем, многие из тех, кто хотел бы иметь его в оснащении своей мастерской, поступают иначе и изготавливают гравер своими руками.

Несмотря на простоту конструкции, самодельный гравировальный аппарат позволяет успешно выполнять такие же технологические операции, что и гравер серийной модели. К таким операциям, в частности, относятся:

  • фрезеровка плоских и фасонных поверхностей, а также отверстий и пазов различной конфигурации;
  • сверление и растачивание отверстий небольшого диаметра;
  • резка тонколистового материала;
  • очистка изделия от следов коррозии и других стойких загрязнений;
  • нанесение на обрабатываемую поверхность надписей и узоров;
  • шлифовка и полировка.

Материалами, с обработкой которых способен справиться самодельный электрический гравер, являются металл, древесина, пластик, керамика, стекло, кость, искусственный и натуральный камень.

Что потребуется

Функциональность, надежность и технические характеристики, которыми будет обладать самодельная гравировальная машинка, полностью зависят от того, какие именно материалы и механизмы вы будете использовать для ее изготовления.

Чтобы сделать простейший, но удобный в использовании и функциональный гравер, вам потребуются следующие комплектующие.

  1. Гибкий вал и рабочая насадка к нему, в зажимном механизме которой будет фиксироваться инструмент. В качестве гибкого вала для гравера можно использовать приводной вал от бормашины или тросик, приводящий в действие спидометр автомобиля или мотоцикла. Рабочую насадку также можно снять с бормашины или изготовить самостоятельно из бруска текстолита, обточив его до требуемого диаметра и просверлив в его внутренней части ступенчатое отверстие. Диаметр отверстия в рабочей насадке гравера должен быть подобран таким образом, чтобы его стенки надежно удерживали неподвижную часть приводного тросика, но в то же время не препятствовали вращению его подвижной сердцевины. В отверстие в передней части такой самодельной рабочей насадки вставляется трубка, внутри которой свободно вращается зажимной патрон из двух половинок, скрепляемых между собой винтом. В патрон, который должен быть обязательно отбалансирован, можно устанавливать инструмент с диаметром хвостовика в диапазоне 2–5 мм.
  2. Набор инструментов, при помощи которых будет выполняться обработка. Если в качестве рабочей насадки для самодельного гравера вы используете рукоятку от бормашины, то и инструменты должны быть от зубоврачебной техники, которые подходят к ней по диаметру хвостовиков. Для самодельной рабочей насадки, как уже говорилось выше, подойдет любой инструмент с диаметром хвостовика от 2 до 5 мм.
  3. Приводной электродвигатель, в качестве которого можно использовать любой мотор, работающий от электрического тока напряжением 220 вольт. Это может быть двигатель из DVD-проигрывателя или от старого катушечного магнитофона, стиральной машинки или от любой другой не используемой вами бытовой техники. Оптимальным для самодельного гравера является электродвигатель от швейной машины, потому что в его оснащении уже имеется реостат, позволяющий в достаточно широких пределах регулировать скорость вращения вала. Такие двигатели, как правило, способны развивать скорость вращения вала до 6 тыс. об/мин, чего вполне достаточно для бытового гравера.

Чертежи деталей гравера

Станина Кожух Кронштейн и хомут
Втулка и уголок Держатель Схема включения электродвигателя

Для изготовления гравера вам также понадобятся электродрель, точильный станок и стандартный набор слесарных инструментов.

Принцип работы самодельной гравировальной установки

Самодельный гравер предложенной конструкции работает по следующему принципу. Вращение от электродвигателя посредством шкивов и резинового пассика передается на гибкий вал, который, в свою очередь, сообщает его рабочей насадке и зафиксированному в ней инструменту.

Гравировальная машинка своими руками может быть изготовлена и в другом конструктивном исполнении, которое предполагает, что гибкий вал соединяется с электродвигателем посредством переходной муфты. Одним концом такая муфта насаживается на вал электродвигателя и надежно фиксируется на нем при помощи штифта, а в квадратное отверстие, выполненное на ее втором конце, вставляется подвижный сердечник гибкого вала.

После того как все конструктивные элементы будущего самодельного гравера подготовлены, приступают к его изготовлению.

  1. Для надежного и устойчивого крепления всех элементов конструкции гравера необходимо сделать простейшую станину-основание, для чего можно использовать лист текстолита или толстой фанеры, вырезав из него кусок требуемого размера. На заранее размеченных местах на поверхности такого основания крепятся электродвигатель и кронштейн с хомутом, в котором будет фиксироваться задний наконечник гибкого вала. После затягивания крепежной гайки на хомуте кронштейна конец гибкого вала должен надежно в нем зафиксироваться.
  2. Заранее подготовленные шкивы, которые также можно снять со старой бытовой техники, фиксируются на валу электродвигателя и на подвижном сердечнике гибкого вала. Чтобы выполнить такую фиксацию, необходимо во фланцевой части шкивов и на валах просверлить отверстия, в которые затем будут вставлены штифты. Обеспечить надежность соединения поможет обычная эпоксидная смола. Передача вращения от электродвигателя гибкому валу, осуществляемая при помощи шкивов и пассиков, удобна тем, что, изменяя диаметры используемых шкивов, можно регулировать частоту вращения, сообщаемого гроверу.
  3. Заключительными этапами изготовления гравера предложенной конструкции являются установка резинового пассика на шкивы гибкого вала и электродвигателя, подключение мотора к электрическому питанию, фиксация рабочей насадки с инструментом на переднем конце гибкого вала и тестирование готового устройства.

Чтобы сделать свой гравер более безопасным в эксплуатации, изготовьте для его электродвигателя и ременной передачи компактный кожух (можно использовать обычную фанеру). Поскольку руки при работе с устройством заняты удерживанием обрабатываемого изделия и рабочей насадки, можно оснастить гравер ножной педалью для его включения и выключения. Основным элементом такой педали, корпус которой также часто делают из фанеры, является обычная толчковая кнопка.

В качестве привода для гравера можно использовать болгарку с «полетевшим» редуктором.

Решая вопрос о том, какой гибкий вал использовать для оснащения своего самодельного гравера, лучше выбирать приводные элементы от стоматологических бормашин. Делать это рекомендуется по той причине, что такие валы, даже снятые со старых бормашин, уже оснащены рабочими насадками с зажимными механизмами цангового типа, в которых очень удобно и надежно фиксируется используемый инструмент.

Между тем у использования гибкого вала от стоматологической бормашины в качестве приводного элемента насадки гравера есть и определенные неудобства. Заключаются они в том, что для стоматологических насадок не всегда можно подобрать инструменты, требуемые при работе на гравировальной установке. Решается такая проблема достаточно просто: многие инструменты для гравера можно изготовить самостоятельно, используя для этого подручные материалы.

Так, достаточно качественные фрезы для гравировальных установок можно сделать из поломанных сверл, если, используя обычный точильный станок, придать их рабочей части требуемую конфигурацию. Абразивные головки различной формы, которые активно используются при обработке с помощью гравера, можно изготовить из обломков точильного круга средней твердости.

Сначала такие обломки необходимо оснастить хвостовиком, который делается из стальной проволоки диаметром 2,6 мм. Затем такой хвостовик вставляют в предварительно выполненное отверстие в абразивном обломке и замоноличивают в нем при помощи эпоксидной смолы. Последнее, что останется сделать для превращения такой заготовки в полноценный инструмент для гравера, – это придать его абразивной части требуемую конфигурацию при помощи точильного станка, оснащенного кругом высокой твердости.

При эксплуатации автомобиля периодически следует проделывать следующие операции. 1. Проверить надежность затяжки гаек присоединения гибкого вала к спидометру и к коробке передач. Гайки должны быть завернуты от руки до отказа, при этом слабина в креплении наконечников оболочки гибкого вала при покачивании их рукой ощущаться не должна.

Проверить правильность монтажа гибкого вала. Гибкий вал спидометра на автомобиле монтируется с плавными изгибами радиусом не менее 150 мм. Следует учитывать,особенно при смене гибкого вала, что наличиекрутых изгибов приводит к сокращению срокаслужбы вала и, кроме того, может вызватьколебания стрелки спидометра и стуки. Поэтому при осмотре автомобиля следует проверить правильность монтажа вала. Вал долженбыть обязательно закреплен скобками и недолжен иметь крутых изгибов (радиусом менее 150 мм), особенно вблизи его концов, врезультате излишней натяжки вала.

Приводной валик спидометра смазывается на заводе-изготовителе вазелиновым маслом, которым пропитывается фитиль, заложенный в отверстие на хвостовике прибора.Это отверстие закрывается сверху Штампованной пробкой. Запаса масла, заложенногопри сборке, хватит на пробег около 25 тыс. км.После этого пробега спидометр долженбыть снят с автомобиля, пробка на хвостовике вынута, фитиль извлечен из отверстия ивновь пропитан вазелиновым маслом МВПГОСТ 1805-51. Если пробка, закрывающая отверстие, будет повреждена при удалении, ееследует заменить новой, выточенной из латуни.

На заводе при сборке гибких валоввнутрь их оболочки закладывается специальная густая смазка, которая рассчитана на работу как при низких (до -50°С), так и привысоких температурах (до +60°С). В этихусловиях указанная смазка не застывает и невытекает из оболочки.

Смазка закладывается в количестве, достаточном на время пробега автомобиля в 15- 20 тыс. км.

По истечении указанного срока, а иногда и ранее, например, если автомобиль систематически работает в жаркую погоду или если при сборке гибкого вала в оболочку заложено смазки меньше установленной нормы, возникает необходимость добавления смазки внутрь оболочки. Это обнаруживается потому, что стрелка спидометра колеблется при движении автомобиля и гибкий вал начинает стучать.

Для смазки следует снять гибкий вал с автомобиля и разобрать, т. е. вытащить гибкий трос, из оболочки, тщательно промыть трос и оболочку в керосине и затем просушить.

После просушки на трос нанести тонкий слой смазки НК;30 ГОСТ 3275-46 или ГОИ-54 ГОСТ 3276-54 и осторожно вставить в оболочку.

При установке гибкого вала на место следует строго соблюдать трассу, по которой он был проложен. После установки накидные гайки вала необходимо опломбировать.

Неисправности спидометра и гибкого вала

Наиболее часто встречающейся неисправностью спидометра является заедание механизма. При такой неисправности спидометр следует сменить или отправить в мастерскую для ремонта.

В эксплуатации часто наблюдаются случаи обрыва троса гибкого вала. При замене такого вала необходимо проверить спидометр и вал на отсутствие заедания. Для этого надо гибкий вал смонтировать на автомобиле (радиусы изгиба вала должны быть не менее 150 мм) и перед присоединением, проворачивая трос несколько раз, убедиться в отсутствии заедания. Трос должен свободно вращаться от руки, а стрелка спидометра должна отходить от нуля.