Как восстановить пропущенный фаджр намаз. Нужно ли возмещать пропущенные намазы? Мужские и женские имена на буквы — Т

Начинать день с поклонения Всевышнему Аллаху - это обязанность для мусульман. Читая пять раз в течение суток обязательную молитву, последователи Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) постоянно держат себя в тонусе, заряжаются положительной энергией и созидательным настроем, чтобы делать мир вокруг себя лучше.

Порядок выполнения молитвы сабах

Молитва-фаджр очень проста по своей структуре. Она включает два ракагата (ракаата) суннат и столько же - фарда. В целом их исполнение практически идентично, за исключением нескольких моментов, о которых будет упомянуто ниже. Здесь же мы опишем то, как необходимо читать утреннюю молитву на примере двух ракагатов фарда. Следуйте этой инструкции, а также посмотрите видео.

Обращаем внимание, что положения тела молящегося, описанные далее по тексту, относятся к мужчинам. Для женского пола они слегка .

2 ракагата фарда утренней молитвы

Ракагат №1

Намерение (ният). Всё начинается с намерения и по нему будет оцениваться - именно таков посыл одного из самых известных высказываний Пророка Мухаммада (с.г.в.) (см. сборники Аль-Бухари и Муслима). Не является исключением и намаз. Для выполнения этого элемента молитвы не надо зазубривать какие-то специальные молитвенные формулы. Достаточно лишь подумать о том, что сейчас пришло время для фаджр-намаза, и верующий готов к нему. Также можно про себя сформулировать фразу о намерении помолиться (на любом языке). По-русски она может звучать примерно так: «О, Господин! Я намереваюсь прочитать два ракагата фарда молитвы сабах».

После проговаривания намерения, вставший по направлению к кыйбле верующий громко произносит такбир-тахрим (слова «Аллаху Акбар» ), поднимает кисти рук на уровень головы (тыльной стороной ладоней назад). Большие пальцы в этот момент прикасаются к мочкам уха (если молящийся - представитель ханафитского или маликитского мазхаба) либо нет (у шафиитов и ханбалитов). Именно с этой точки отсчёта человек полноценно приступает к утреннему намазу - ему нельзя отвлекаться, говорить посторонние слова, разглядывать всё вокруг. Во время поклонения следует стоять тихо, смирно, направив взгляд в то место, куда будет совершаться земной поклон.

Дуа-сана. Верующий складывает руки на животе так, что правая ладонь обхватывает левое запястье крайними пальцами кисти. Ханафиты располагают сложенные таким образом руки ниже пупка, шафииты - выше, а ханбалиты вольны решать, как им удобнее. Маликиты же и вовсе свободно опускают руки вниз.

Заняв описанную позицию (оно называется кыямом ), необходимо прочитать дуа-сана. Есть определённые различия в её формулировке у шафиитов и представителей других направлений богословско-правовой мысли суннитского ислама. Приведём обе версии.

Шафииты читают следующий текст:

«Уаджахту уаджхийа лиллязии фатарас-самауаати уал-ард, ханиифям муслима, уа маа ана минал-мушрикиин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъйая уа мамати лилЛяхи Раббиль-‘алямиин, ля шарикя лях, уа би зяликя умирту уа ана минал-муслимиин»

Перевод: «Направляю своё лицо к Тому, Кто создал небеса и землю. Я не из числа многобожников, которые поклоняются кому-то ещё, ведь, поистине, мои вера и действия на её основе, жизнь и смерть - всё это у Аллаха, Который один и не имеет никаких сотоварищей. Это то, что я обязан делать, я, поистине, верующий мусульманин».

В остальных мазхабах читается другой - более короткий - текст:

«Субханяка Аллахуммя уа бихамдикя, уа табаракасмукя, уа та’аля джаддукя, уа ля Иляха гайрук»

Перевод: «Хвала Тебе, Всевышний Творец! Твоё имя - величайшее, ничто с ним не сравнится. Никто не достоин быть равным Тебе. Никто не достоин того, чтобы поклоняться ему, кроме Тебя».

Коранические суры и аяты в кыяме. После мольбы-сана необходимо произнести та’аууз и бисмилля: «А’узу билЛяхи минашшайтанир-ражим, бисмилЛяхир-Рахмянир-Рахим» («Обращаюсь к Всевышнему Аллаху от козней сатаны, который должен быть побит камнями. Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного») и громко прочитать первую суру Корана «Аль-Фатиха». Вслед за ней идёт дополнительная сура (обычно короткая, например, ) или, как минимум, 3 аята из любой иной суры (если она длинная).

Руку’ (поясной поклон). Прочитав священные аяты из Книги Аллаха и сказав такбир («Аллаху Акбар»), уходим в поясной поклон. Для этого опираемся центром ладоней в коленные чашечки, спина прогибается так, чтобы быть максимально параллельной полу. Взгляд устремлён на стопы. То есть если смотреть на молящегося со стороны, то его положение будет похоже на букву «Г». В поясном поклоне верующий три раза говорит формулу: «Субханя Раббиал-‘Азым» («Пречистый [от всего плохого, негативного] наш Господин»). Далее он говорит формулу «Сами’Аллаху лимян Хямидэ» («Всевышнему Аллаху известно всё, все прославления, [которые поступают Ему]»). Сказав это, молящийся выходит из поясного поклона и занимает вертикальную позицию (здесь руки опущены по швам), после чего говорит единожды фразу «Раббаня, ЛяКал-хямдэ» («О Господин миров! Тебе направлены все эти восхваления»).

Саджда (земной поклон или суджуд). Провозгласив такбир («Аллаху Акбар»), начинаем совершать земной поклон, опустив на поверхность пола сперва колени, и далее - руки и голову. Лоб и нос притрагиваются к полу, глаза остаются открытыми. Кисти рук располагаются на уровне головы так, что локти приподняты над полом. У шафиитов ладони находятся на линии плеч, локти так же оторваны от пола. Ханбалиты опускаются на земной поклон по-другому: в начале пола касаются руки, и только после них - колени.

Опустив голову на пол, молящийся троекратно проговаривает про себя: «Субханя Рабби аль-А’ля» («Пречистый [от любого негатива] Мой Великий Господь»). После этого молящийся произносит такбир и на несколько секунд выходит из саджды, усаживаясь на левую ногу и держа правую в так называемом половинчатом положении - на неё не падает вес тела, она немного убрана вбок, при этом пальцы стоп обращены в направлении кыйблы. Кисти рук лежат на коленях. Далее верующий, сказав такбир, снова уходит в состояние земного поклона, где проговаривает ту же фразу «Субханя Рабби аль-А’ля» .

Возвращение из суджуда знаменует такбир и занятие вертикального положения кыям. Приступаем к следующему ракагату фардовой части фаджр-намаза.

Ракагат №2

Здесь в кыяме верующий уже не читает дуа-сана, а сразу переходит к суре «Фатиха», вслед за которой идёт дополнительная (например, ). Далее всё аналогично предыдущему ракагату - руку’ и саджда.

Различия начинаются в момент окончания суджуда. Во 2-м ракагате после земного поклона человек усаживается в то же самое положение, как посреди обоих земных поклонов. Оно называется ку’уд (с арабского буквально - «сидение»). В данном положении про себя произносится дуа-ташаххуд :

«Ат-тахияту лилЛяхи уас-саляуату уат-тайибят. Ассаляму ‘аляйка, айюханнабийу, уа рахматулЛахи уабяракятуху. Ассаляму ‘аляйня уа ‘аля ‘ыйбадилляхи-с-салихиин. Ашхаду ал-ля-иляха илля-Ллаху, уа ашхаду ан-на Мухаммадан габдуху уа Расулюх»

Перевод: «Наши приветствия, молитвы, мольбы и восхваления Тебе, Всевышний. Мир тебе, наш Пророк, милость тебе от Всевышнего Аллаха, Господа миров, и Его благословения. Свидетельствую, что нет никого, кто мог бы быть достойным поклонения, кроме Всевышнего Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник».

Часто дуа-ташшахуд сопровождается специальной жестикуляцией. В момент произнесения «Ашхаду ал-ля-иляяха илля-Ллаху» приподнимается указательный палец правой руки - до тех пор, пока не начнётся вторая часть свидетельства «уа ашхаду ан-на…».

Затем идёт ещё одна мольба - дуа-салават :

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля Али Мухаммад. Кяма салайта ‘аля Ибрахима уа ‘аля Али Ибрахима. Инняка хамиидун маджидъ. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля Али Мухаммад. Кяма барактя ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, инняка хамиидун маджидъ»

Перевод: «О, Всевышний Аллах! Благослови Мухаммада и его семью так, как Ты благословил Ибрахима и его род. Воистину, Ты Достоин похвалы. О, Всевышний Творец! Пошли благословения Мухаммаду и его семье так, как Ты благословил Ибрахима и его семейство. Воистину, Ты Достоен славы и восхваления».

За салаватом идёт часть аята из суры «Аль-Бакара»:

«Раббаня-аттииня фид-дунья хасанатяу-уа фил ахирати хасанатау уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод: «О, наш Великий Господин! Подари же нам в этом мире мире и мире Вечном добро. Обеспечь нас защитой от Ада и его мучений».

Молящийся читает это про себя, равно как и ташаххуд с салаватом.

Таслим (приветствие). Наконец, подходит время приветствия, когда читающий намаз поворачивает голову сначала вправо, а потом - влево, направляя взгляд на свои плечи. При каждом повороте следует сказать вслух слова: «Ас-саляму галяйкум уа рахматуЛлаа». («Приветствие вам и милость Аллаха»). Под «вами» здесь подразумеваются другие верующие, которые молятся рядом, ангелы, записывающие наши деяния, и джины-мусульмане.

Потом молящийся три раза говорит «Астагфируллахи» («Прости меня, Всевышний Аллах») и проговаривает вслух дуа приветствия :

«Аллахумма, Антас-саляму уаминКяс-салям. Табаракта я зал-джаляли валь-икрам»

Перевод: «О Всемогущий Аллах! Ты есть мир, и Ты - это источник мира. Даруй же нам Своё благословение».

Вознося это завершающее дуа, надлежит держать кисти рук напротив груди. Завершив её, произносится «аминь», и верующий протирает ладонями лицо. На этом два ракагата фардовой части молитвы сабах завершаются.

Суннат в 2 ракагата

Как уже было сказано выше, суннат в намазе фаджр практически не отличается от обязательной части молитвы. Необходимо лишь помнить, что такбиры, коранические суры и прочие элементы, которые в фарде произносятся громко, во время ракагатов суннат проговариваются не вслух. Кроме того, надо напомнить, что 2 ракагата суннат в молитве сабах предшествуют фарду.

Дуа-кунут в рамках фаджр-намаза

Это, пожалуй, один из немногих дискуссионных моментов, которые касаются данной молитвы. Правда, уровень накала в обсуждениях между разными богословско-правовыми школами сравнительно низкий. В частности, шафииты уверены, что дуа-кунут - это сунна, так как его чтение практиковалось Пророком (с.г.в.). Основание для такого утверждения - хадис в сборнике аль-Хакима, где повествуется, как в фардовой части утренней молитвы Милость миров Мухаммад (с.г.в.) после выхода из руку во 2-м ракагате, приподняв кисти рук на уровень груди, читал такое дуа:

«Аллахуммя, ихдиня(а) фимя(а)н хядяйтя вя гяфиня(а) фимя(а)н ‘афяйтя. Вя тявялляня фиимян тявялляйтя. Вя бя(а)рик ляня(а) фиимя(а) а’тяйкя. Вя кыня(а) шярра мя(а) кадайтя. Фииннякя такъдии вя ля(а) юкъда ‘аляйкя. Вя инняху ля я’иззу мян ‘адяйтя. Тябя(а)рактя Раббяня(а) вя тягя(а)ляйтя. Фялякяль-хямду ‘аля(а) мя(а) кадайтя. Нястягъфирукя вя нятуубу иляйкя. Вя салли-лЛахуммя гяля(а) саййидиня(а) Мухяммядин, ан-Нябийи-л-уммийи вя гяля(а) аалихи вя сахибихи вя сяллим»

Перевод: «О, Великий Господин! Сделай нас такими же, какими ты сделал тех, кто находится, по Твоему изволению, на прямом пути - направь нас по этому пути! Просим Тебя обезопасить нас от невзгод, подобно тем, кто был избавлен от этого Тобой! Даруй нам благословение на то, что определено Тобой нам. Защити нас от зла! Именно Ты всем властвуешь, и Твоё решение всё меняет. Никто, кто получил Твою поддержку, не может быть ущемлённым. Никто не способен достичь силы и могущества, кто лишён Твоей милости. Твои блага велики, Ты чист от всего негативного, что Тебе могут приписать по незнанию либо неверию. Прости нас, Всевышний. И просим благословения за нашего пророка Мухаммада и его род, а также его сахабов».

Ханафиты и другие сунниты считают хадис из сборника аль-Хакима слабым. Кроме того, существует мнение, согласно которому Посланник Всевышнего (с.г.в.) читал дуа-кунут в молитве фаджр лишь один месяц, но после него отказался от этой практики.

Если вы придерживаетесь шафиитского мазхаба и собираетесь произнести дуа-кунут в намазе сабах, то вам необходимо придерживаться такого распорядка:

Выйдя из поясного поклона и сказав «Раббаня, ЛяКал-хямдэ» , держите свои руки на уровне груди, направляя ладони к небу, и прочтите вышеприведённый текст дуа-кунут. Далее уходите в суджуд и завершите намаз, как описано выше.

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Машааллах, мы высоко ценим Ваше искреннее желание исполнять все пять ежедневных намазов. Да примет Аллах Ваши старания и да облегчит Он это для Вас! Аминь.

В самом деле, в пунктуальном исполнении пяти ежедневных намазов заложена огромная польза как для этого мира, так и для того света. В одном из хадисов пророк ﷺ сказал: если человек регулярно и правильно исполняет пять фард-намазов, Аллах приведет его дела в порядок. (Хаким. Мустадрак. – Хадис 965, передал Абу Хурейра)

В Коране Аллах особо обратил наше внимание на пунктуальное исполнение намаза в положенное для него время:

حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ

Берегите все намазы и (особенно) средний. Стойте перед Аллахом смиренно. (Коран, 2:238)

Своевременное исполнение намаза настолько важно, что пророк ﷺ назвал его самым добродетельным из всех поступков. В сборниках «Сахих» Бухари и Муслима записан следующий рассказ Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах):

Я спросил пророка ﷺ, какой поступок лучше всех.

– Своевременный намаз, – ответил он.

– А после этого?

– Хорошее отношение к родителям.

– А после?

– Борьба на пути Аллаха. (Бухари. Сахих. – Хадис 2782; Муслим. Сахих. – Хадис 137)

عن عبد الله بن مسعود، قال: سألت رسول الله صلى الله عليه وسلم أي العمل أفضل؟ قال: «الصلاة لوقتها» قال: قلت ثم أي؟ قال: «بر الوالدين» قال: قلت: ثم أي؟ قال: الجهاد في سبيل الله

В ранее приведенном аяте («Берегите все намазы и (особенно) средний. Стойте перед Аллахом смиренно») Аллах особо выделил средний намаз. Ибн Масуд, Али и имам Малик (да будет доволен ими Аллах) считали, что здесь подразумевается фаджр-намаз. Отсюда мы узнаем, что из всех пяти ежедневных намазов Аллах придал особое значение именно утреннему намазу. Поэтому долгом мусульманина является прилежность в пробуждении на фаджр-намаз.

Ниже приводятся несколько советов для пробуждения без особых трудностей на фаджр-намаз:

а) Перед ночным сном вознесите мольбу Аллаху, чтобы Он обязательно даровал Вам возможность проснуться и совершить фаджр-намаз.

б) Поставьте будильник и не держите его вблизи от себя. Положите его подальше, но не настолько далеко, что Вы не сможете услышать звонок. Положите его так, чтобы для отключения звонка Вам пришлось проснуться и дойти до него. Вероятно, к моменту выключения будильника Вы пробудитесь в достаточной степени, чтобы вдохновить себя на совершение фаджр-намаза.

в) Попытайтесь заснуть сразу после иша. Избегайте того, чтобы ложиться слишком поздно, поскольку это приведет к тому, что проснуться на фаджр-намаз будет трудно. Если есть проблемы с ранним засыпанием, может помочь стакан теплого молока. Произнесение салавата и саляма в адрес пророка ﷺ также поможет вызвать сон.

г) Перед отходом ко сну обновите свое намерение, что Вы точно проснетесь на фаджр-намаз, а когда проснетесь, вспомните о его важности, соберите все свое мужество и поборите искушение продолжить сон. Аллах очень любит, когда человек борется с искушениями ради Его довольства, и Он наверняка благословит Вас.

д) Помните: вовремя совершая фаджр-намаз, Вы тем самым начинаете свой день с благого дела, что высоко ценится Аллахом. Из-за этого Аллах сделает весь оставшийся день легким для Вас и заверит облегчение Ваших задач.

е) Помните: в хадисе сказано, что человеку, совершающему фаджр-намаз в предписанное время, гарантируется защита Аллаха. (Муслим. Сахих. – Хадис 261, передан Джундубом)

Если Вы пропустили фаджр-намаз, и его время уже прошло, Вы можете совершить каза за него как только проснетесь или как только поймете, что пропустили его. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذا رقد أحدكم عن الصلاة، أو غفل عنها، فليصلها إذا ذكرها

Если проспите намаз или забудете о нем, нужно совершить его, как только осознаете, что пропустили его. (Муслим. Сахих. – Хадис 316, передал Анас бин Малик)

Вы можете восполнить пропущенный фаджр-намаз после восхода или в любое другое время в течение дня. Однако Вам не разрешается совершать каза пропущенного намаза в три запрещенных периода времени, то есть при восходе, зените и закате солнца, и в течение примерно 20-25 минут до магриба (когда солнце побледнеет, поскольку это макрух-время).

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Воистину, вся хвала принадлежит Аллаху, мы восхваляем Его и ищем Его помощи и прощения. Мы ищем убежища у Аллаха от пороков наших душ и от зла наших поступков. Кого Аллах повел прямым путем никто собьет, а того кого сбил Аллах, никто не поведет прямым путем, мир и благословение лучшему из Творений Аллаха Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем кто последовал за ним, вплоть до Судного Дня.


А затем:


Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является нашим примером, который долгие часы тратил на ночи в молитвы и бодрствования до времени фаджра. Это достоверно известно о нем и в его учении и в его жизни, например, как он не любил спать до молитвы иша и не любил бесполезные разговоры после нее. Он советовал своим сподвижникам и всем мусульманам не делать этого. Сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, знали, какие причины, приводят к лени и, что мешало соблюдению молитвы фаджр в свое время и предупреждали людей и остерегали от этого. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если вы не в состоянии молиться ночью, то это является явным признаком того, что ваши грехи сковали вас и лишили вас добрых дел" . Хасана аль-Басри спросили: "Почему мы не можем бодрствовать ночью?" Он ответил: "Вы скованы в своих грехах".


Мотивация в настоящее время отсутствует среди мусульман. Когда от одного из них требуется из-за его работы или для собственных мирских выгод, встать рано на рассвете, он, несомненно, примет все необходимые меры предосторожности, чтобы не пропустить свое назначение. Он лишиться своего спокойствия, а так же будет беспокойным его сон, только из страха, что он может быть наказан или его зарплата от опоздания снизиться. Когда дело доходит до молитвы, они всего этого не имеют.

Проблема в лени. Такие люди не знают, то, что они теряют. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в отношении тех, кто не соблюдает иша и фаджр молитвы: "Если бы одному из них было известно, что он найдет полезную еду или два хороших дела, он непременно бы пришел на молитву иша и фаджр" .


В целом, для того, кто искренне хочет, очистить свою душу от лицемерия, пусть держиться подальше от лени, будет активнее, использует на практике действия, изложенные в нашей религии, пусть приучает себя вставать вовремя на фаджр и помнит, что это несет великую награду от Аллаха.


Почему ты не встаешь на фаджр?


Один из жестоко кажущихся явлений и самым серьезным прецедентом предвещающим о надвигающейся опасности и наказании это намеренное оставление утренней молитвы. Имеются основания опасаться, и я призываю к рассмотрению наиболее актуальных вопросов. С нашей стороны требуется немедленное выяснение причин и лечение его симптомов.


Является фактом, что все большее число мусульман сознательно избегают утреннюю молитву в мечети и выполняют ее в другое время. Это может быть связано с тем, что человек долгое время часов в ночное время занимается развлечением в интернете, играми на компьютере и др. Праведные предшественники рано ложились, чтобы застать утреннюю молитву. Их двери закрывались сразу после молитвы иша, они делали легкий ужин, чтобы проснуться на утреннюю молитву бодрыми. Вот почему они вели счастливый, мирный и здоровый образ жизни, поэтому они действительно чувствовали настоящий вкус утренней молитвы.


Появление современной цивилизации испортили наши религиозные ценности. В результате, мы стали лениться; наши тела обросли жиром и кожа стала дряблой, мы двигаемся не так часто, готовы лечь спать в любое время и не заметить как наступило время молитвы.


В настоящей статье предприняты попытки, которые могут оказать помощь нам, чтобы мы могли проснуться на молитву фаджр и я надеюсь они нам помогут, с помощью Аллаха.


Вот несколько советов по моему мнению, которые могут облегчить выполнение утренней молитвы:


Первый: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рано ложился, и предостерегал ото сна перед выполнением иша молитвы и от разговоров после нее. Некоторые случаи были исключением, имам ан Навави, да помилует его Аллах, говорит: "Причина, почему не рекомендуется - страх, что это приводит к бодрствованию в течении долгого времени после нее, и что может вызвать сонливость и трудность соблюдения ночной молитвы или фаджра, в их разрешенное, предпочтительное и лучшее время. Тем, кто пренебрегает этими ограничениями, и не выполняют никакой полезной работы, и не имеют полезных целей, для них лучше, чтобы они оставили это и побоялись Аллаха. Однако, что касается полезной деятельности, таких как: стремление к знаниям, слушать лекции праведных людей, приступают к переговорам предназначенных для примирения людей, увещевание людей, указывание на полезные действия, им дозволены ограничения, приведенные в хадисе" .


Второй: Быть усердными в соблюдении адаба (хорошим манерам предписанных в Исламе) выполняемых перед сном, таких как: дуа (мольбы) перед сном, выполнение двух ракаатов добровольной молитвы после вуду (омовения). Также мусульманин должен попросить жену, родителей, чтобы разбудили его. Как только проснулся, ты не должен задерживаться лениво и долго в постели, чтобы не приобрести пороки лицемеров, которые приходят на молитву, показывая признаки лени и отсутствие энтузиазма.


Третий: Заполни сердце верой и добрыми делами. Как только вера поселяется в сердце, она вызывает у человека действия на совершение добрых дел и он непрерывно стремиться к благим делам, даже если трудно. Вера, как дерево, которое дает хорошие плоды, когда его орошают из ручейков хороших дел, в результате чего улучшается отношения, как в личном, так и с обществом в целом. Отсутствие таких ручейков или воды пропорциональна - вера начинает чахнуть и вянуть. Сердце очень чувствительно к внешним раздражителям, таким как избыток пищи или напитка или просмотрам или прослушиванию запрещенного. Поэтому вы должны защитить сердце от таких внешних соблазнов.


Четвертый: Нужно держаться подальше от актов неповиновения Аллаху, защищая глаза, язык, слух и все чувства от потакания желаниям, которые Аллах сделал запретными для нас. В качестве альтернативы, следует задавать себе вопросы, и выполнять действия, связанные с поклонением Аллаху, такие как: чтение Книги Аллаха, размышлять над существами, которых Аллах создал в этой Вселенной, чтение книг для приобретения знаний и т. д. Один из праведных предшественников, раннего поколения спросили о причине того, почему людям было трудно выстаивать добровольные молитвы ночью. Он ответил: "Ваши грехи сковали вас" . Без сомнения, грехи могут быть основной причиной для некоторых людей и поэтому неспособны пользоваться благами благочестия. Как Имам Ибн аль-Каййим сказал: "Грехи как раны и для некоторых, раны могут иметь летальный исход" .


Пятый: Помнить о великой награде за участие в утренней молитве в джамаате и своевременное ее выполнение. Усман ибн "Аффан рассказывал: "Я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: "Тот, кто молился иша в джамаате (коллективно), подобен тому, как, если бы он молился половину ночи. Что касается того, кто молился фаджр в джамаате, подобен тому, кто молился всю ночь" (Муслим). Также, Бухари и Ан Насаи приводят хадис от Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Про человека, который спал всю ночь до рассвета (без пробуждения на фаджр), Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Это человек, в чье ухо шайтан помочился" , или же он сказал, что "в оба его уха".


Имам аль Куртуби говорит: "Шайтан мочится и имеет половое сношение, а Аллах ведает лучше. Чтобы понять для себя справедливость этого утверждения, посмотрите на лица тех, кто пришел к своей повседневной деятельности, не помолившись фаджр в свое время, посмотрите на их лица в рабочее время. Вы наверняка попросите у Аллаха убежища. Но, в конце концов, что вы ожидаете от человека, которому в сердце шайтан помочился!".

Шестой: Плохие последствия возникают, в связи с отсутствием молитвы фаджр, таких как депрессивные состояния ума и потеря многих религиозных и мирских выгод, а также хорошего эффекта можно добиться в результате его выполнения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Шайтан связывает три узла на макушке каждого из вас во время сна. Он говорит, на каждый узел, который он связывает: "Долгая ночь перед вами, поэтому вы должны спать". Но если вы просыпаетесь и поминаете Аллаха Всевышнего один узел развязывается. Если вы совершите омовение другой узел развяжется. Если вы приступите к молитве последний узел развязывается. Таким образом, вы будете чувствовать себя утром энергичными и в хорошем настроении. В противном случае вы будете чувствовать себя в презренном состоянии и ленивым" (Рассказан Маликом, приведены в сборниках Бухарии и Абу Даудом).


Время после утренней молитвы полна добра и благословения. Ат-Тирмизи передал в своем сборнике, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, Аллах сделай благословенной моей общине ранее утро!". И всякий раз, когда он направлял армию в поход, он посылал их в начале дня, ранним утром. Сакр был купцом, который всегда посылал свой товар рано утром, таким образом, стал богатым. То есть, поэтому мы находим ремесленников и торговцев, использующих это время. Есть много преимуществ для здоровья, полученные от пробуждения для утренней молитвы. Например, самый высокий процент озона в атмосфере регистрируется на рассвете. Затем он постепенно исчезает, пока полностью не исчезнет до восхода солнца. Этот газ имеет очень благотворное влияние на нервную систему, это оживляет мозг и питает энергией мышцы, также человек вдыхает прекрасный ветер зари, известный как рассветный ветер, он будет испытывать удовольствие, не имеющий аналогов в любое другое время дня или ночи.


Седьмой: Не теряйте времени, очистить себя от лицемерия. В связи с тем, что трудно вставать на молитву фаджр, можно смело сказать, что человек имеет твердую веру и свободен от лицемерия. Именно поэтому в хадисе от Бухари и Муслима, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Самой трудной молитвой для лицемеров, являются иша и фаджр молитвы. Если бы только они знали, что они теряют, они скорее пришли бы на них, даже если пришлось ползти на коленях" .


Один из достойных сподвижников Абдулла ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, утверждал: "Действительно, кто пропускает их (то есть иша и фаджр молитвы) является лицемером". Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: "Когда мы видели человека отсутствующего на иша и фаджр молитвах, мы начинали подозревать его в лицемерии".


Если вы хотите оценить степень веры и правдивости человека, следите за его соблюдением молитвы фаджр. Если он проходит испытания, которые должны быть знаком, указывающим на силу его имана. Его правдивость в том, что ему удалось достичь наибольшей победы над собой и отказаться от удовольствия спать в постели. Если вы не видите этого в нем, это является показателем его слабости веры, черствости его сердца, и он пострадал от своих прихотей. Что же тогда говорить о том, кто утопает во сне и пропускает молитвы, и при этом чувствует себя комфортно, в то время как люди радуются совершением молитвы в мечети в джамаате, слушают Коран, прислушиваясь и задумываясь над каждым аятом от Аллаха, и становятся еще счастливее. Тот, кто предпочитает удовольствие от кровати, чем от удовольствия в общении с Аллахом, является реально проигравшим и понесшим убыток.



Пусть Аллах сделает их полезными. Хвала Аллаху Всевышнему, с самыми прекрасными атрибутами и благодарность Аллаху за Его милость к нам. Воистину Он Господь всего сущего.

При помощи которой человек ведёт диалог со Всевышним. Читая её, мусульманин отдаёт дань преданности Аллаху. Совершение намаза обязательно для всех верующих. Без него человек теряет связь с Богом, совершает грех, за который по канонам ислама он будет сурово наказан в Судный день.

Читать намаз необходимо пять раз в сутки в строго установленное для него время. Где бы человек ни находился, чем бы ни был занят, молитву он обязан совершить. Особенно важен Фаджр, как его ещё называют мусульмане, обладает огромной силой. Его исполнение равноценно молитве, которую человек читал бы всю ночь.

В какое время совершают утренний намаз?

Выполнять фаджр-намаз надлежит ранним утром, когда на горизонте появляется белая полоса, а солнце ещё не взошло. Именно в этот промежуток времени правоверные мусульмане молятся Аллаху. Желательно, чтобы человек начал священное действо за 20-30 минут до восхода. В мусульманских странах люди могут ориентироваться по азану, доносящемуся из мечети. Человеку, проживающему в иных местах, сложнее. Как же узнать, когда нужно исполнять фаджр-намаз? Время его совершения можно определить по специальному календарю или расписанию, которое называется рузнама.

Некоторые мусульмане используют для этих целей мобильные приложения, например «Время намаза ® Muslim Toolbox». Оно поможет узнать, когда нужно начинать молитву, и определит в котором находится священная Кааба.

За полярным кругом, где день и ночь длятся дольше обычного, людям сложнее определиться со временем, в которое следует исполнять намаз. Фаджр, однако, совершать необходимо. Мусульмане рекомендуют ориентироваться на время в Мекке либо в близлежащей стране, где смена дня и ночи происходит в обычном ритме. Последний вариант является предпочтительным.

В чём заключена сила фаджр-намаза?

Люди, регулярно молящиеся Аллаху до восхода солнца, показывают глубокое терпение и истинную веру. Ведь ради совершения фаджра необходимо подниматься до рассвета каждый день, а не спать сладким сном, поддаваясь на уговоры шайтана. Это первое испытание, которое уготовило человеку утро, и его надо пройти достойно.

Людей, не поддающихся шайтану, читающих намаз вовремя, Всевышний будет защищать от невзгод и проблем вплоть до наступления следующего дня. Кроме того, они преуспеют в вечной жизни, ведь соблюдение намаза всем зачтётся в Судный день.

Эта молитва в исламе имеет огромную силу, поскольку в преддверии рассвета рядом с человеком находятся ангелы уходящей ночи и грядущего дня, которые внимательно за ним наблюдают. Аллах потом спросит у них, чем занимался раб его. Ангелы ночи ответят, что, уходя, видели его молящимся, а ангелы грядущего дня скажут, что также застали его за намазом.

Истории сахабов, совершивших утренний намаз вопреки всему

Фаджр требует неукоснительного соблюдения, какие бы обстоятельства ни сложились в жизни человека. В те далёкие времена, когда ещё был жив пророк Мухаммед, люди совершали настоящие подвиги во имя веры. Они исполняли намаз вопреки всему.

Сахабы, сподвижники посланника Всевышнего, совершали утренний фаджр даже будучи ранеными. Никакое несчастье не могло их остановить. Так, выдающийся государственный деятель Умар ибн аль-Хаттаб читал молитву, истекая кровью после совершённого на него покушения. Он и не подумал отказаться от служения Аллаху.

А сподвижника пророка Мухаммеда Аббада во мгновенье совершения намаза поразила стрела. Он вытащил её из своего тела и продолжил молиться. Враг выстрелил в него ещё несколько раз, но и это не остановило Аббада.

Сада ибн Раби, также получивший тяжёлое ранение, умер совершая намаз в шатре, специально сооружённом для священного действа.

Подготовка к намазу: омовение

Молитва в исламе требует определённой подготовки. Прежде чем преступить к любому намазу, будь то фаджр, зухр, аср, магриб или иша, мусульманину предписано совершить ритуальное омовение. В исламе оно носит название вуду.

Правоверный мусульманин моет руки (кисти), лицо, поласкает рот и нос. Каждое действие он совершает трижды. Далее верующий омывает водой каждую руку до локтя: сначала правую, затем левую. После этого он протирает голову. Влажной рукой мусульманин проводит по ней от лба до затылка. Далее он протирает уши внутри и снаружи. Помыв ноги до щиколоток, верующему надлежит завершить омовение словами поминания Аллаха.

Во время совершения намаза ислам предписывает мужчинам в обязательном порядке покрыть тело от пупка до колен. Правила для женщины более строгие. Она должна быть полностью покрыта. Исключением являются только лицо и кисти рук. Ни в коем случае нельзя одевать обтягивающую или грязную одежду. Тело человека, его облачение и место совершение молитвы должны быть чистыми. Если вуду не достаточно, нужно совершить полное омовение тела (гусль).

Фаджр: ракаты и термины

Каждый из пяти намазов состоит из ракатов. Так называют один цикл молитвы, который повторяется от двух до четырёх раз. Количество зависит от того, какой именно намаз совершает мусульманин. Каждый ракат включает определённую последовательность действий. В зависимости от вида намаза она может незначительно меняться.

Рассмотрим, из чего состоит фаджр, сколько ракатов надлежит выполнить верующему и как их правильно совершать. Утренний намаз состоит всего из двух последовательных циклов молитвы.

Некоторые действия, входящие в них, носят специфические названия, пришедшие к нам из арабского языка. Ниже приведён список самых необходимых понятий, которые должен знать верующий:

  • ният - намерение совершить намаз;
  • такбир - возвеличивание Аллаха (слова «Аллаху Акбар», означающие «Аллах Велик»);
  • кыям - пребывание в положении стоя;
  • саджда - коленопреклонённая поза или земной поклон;
  • дуа - молитва;
  • таслим - приветствие, заключительная часть молитвы.

Теперь рассмотрим оба цикла намаза фаджр. Как читать молитву, спросят люди, которые только недавно приняли ислам? Помимо соблюдения последовательности действий, необходимо следить за произношением слов. Конечно же, истинный мусульманин не только правильно их проговаривает, но и вкладывает в них душу.

Первый ракат фаджр-намаза

Первый цикл молитвы начинается с нията в положении кыям. Намерение верующий выражает мысленно, упоминая в нём название намаза.

Затем мусульманину надлежит поднять руки на уровне ушей, коснуться большими пальцами мочек и направить ладони в сторону киблы. Находясь в такой позе, он должен произнести такбир. Проговаривать его необходимо вслух, причём необязательно делать это в полный голос. В исламе возвеличивать Аллаха можно шёпотом, но так, чтобы верующий слышал сам себя.

Затем он ладонью правой руки накрывает левую, обхватив запястье мизинцем и большим пальцем, опускает руки чуть-чуть ниже пупка и читает первую суру Корана «Аль-Фатиха». По желанию мусульманин может проговорить дополнительно ещё одну главу из Священного Писания.

Затем следует поясной поклон, выпрямление и саджда. Далее мусульманин разгибает спину, оставаясь в коленопреклонённой позе, ещё раз падает ниц перед Аллахом и вновь выпрямляется. На этом исполнение раката заканчивается.

Второй ракат фаджр-намаза

Циклы, входящие в утренний намаз (фаджр), исполняются по-разному. Во втором ракате не нужно проговаривать ният. Мусульманин становится в позу кыям, сложив руки на груди, как в первом цикле, начинает проговаривать суру «Аль-Фатиха».

Затем он совершает два земных поклона и садится на ноги, сдвинутые в правую сторону. В такой позе нужно произнести дуа «Ат-тахият».

По окончании проговаривает таслим. Его он произносит дважды, поворачивая голову сначала в сторону правого плеча, затем левого.

На этом заканчивается намаз. Фаджр выполняется и мужчинами, и женщинами. Однако исполняют они его по-разному.

Как выполняют утренний намаз женщины?

При выполнении первого раката женщина должна держать руки на уровне плеч, в то время как мужчина поднимает их до ушей.

Поясной поклон она совершает не такой глубокий, как мужчина, и руки во время прочтения суры «Аль-Фатиха» она складывает на груди, а не ниже пупка.

Правила исполнения молитвы незначительно отличаются от мужских. Помимо них, мусульманка должны знать, что её запрещено совершать во время менструации (хайд) или послеродового кровотечения (нифас). Только очистившись от скверны, она сможет исполнить намаз правильно, в ином случае женщина станет грешницей.

Что делать человеку, пропустившему утренний намаз?

Стоит коснуться ещё одного важного вопроса. Что делать мусульманину, который пропустил утренний намаз? В такой ситуации следует учитывать причину, по которой он допустил подобную оплошность. От того, уважительная она или нет, зависят дальнейшие действия человека. Например, если мусульманин поставил будильник, специально отправился спать пораньше, но вопреки всем своим действиям проспал, выполнить свой долг перед Всевышним он может в любое свободное время, поскольку, по сути, он не виноват.

Однако, если причина была неуважительной, то правила иные. Молитва фаджр должна быть выполнена как можно быстрее, но не в те временные периоды, когда намаз строго-настрого запрещено совершать.

Когда намаз совершать нельзя?

В сутках несколько таких промежутков, в течение которых молиться крайне нежелательно. К ним относятся периоды

  • после прочтения утреннего намаза и до восхода солнца;
  • в течение 15 минут после рассвета, пока светило не поднимется в небе на высоту одного копья;
  • когда оно находится в зените;
  • после прочтения асра (послеполуденный намаз) до заката.

В любое другое время возместить намаз можно, но лучше не пренебрегать священным действом, ведь прочитанная вовремя предрассветная молитва, в которую человек вложил сердце и душу, как говорил пророк Мухаммед, лучше, чем весь мир, значимее, чем всё, что его наполняет. Мусульманин, совершающий фаджр на восходе, не попадёт в ад, а будет удостоен великих наград, которыми одарит его Аллах.

02:31 2017

بسم الله الرحمن الرحيم

На сегодняшний день одним из многочисленных не правильно обученных вещей, по поводу которых мусульманам надо проявляет беспокойство, является вопрос возмещения пропущенных намазов.

К примеру, возникает вопрос, как поступать тем, которые с детства приняли основы веры, но оставляли намазы, и только к 20 годам начали совершать их, нужно ли им возмещать эти пропущенные намазы? Если должен возмещать, то каким образом надо возмещать? Для каких категорий людей необходимо возмещение намазов?

В Энциклопедии по Фикху «Аль Кувейтийя» говорится:

مَن يجبُ عليه القضاءُ:

اتفق الفقهاءُ على وجوبِ قضاءِ الصلاةِ الفائتةِ على الناسِي والنائمِ ، كما يَرى الفقهاءُ وجوبَ قضاءِ الفَوائتِ على السَّكْرانِ بالمحرَّم .

ولا خِلافَ بيْنهم في أنه لا يَجبَ قضاءُ الصلواتِ على الحائضِ والنُّفَساءِ والكافرِ الأصْلِي إذا أسلمَ .

واختَلفوا في وجوبِ القضاءِ على تاركِ الصلاةِ عَمْدًا ، والمرتدِّ ، والمجنونِ بعْدَ الإفاقةِ ، والمُغمَى عليه ، والصَّبِيِّ إذا بلَغ في الوقْت ، ومَن أسلمَ في دارِ الحرْبِ ، وفاقِدِ الطَّهُوريْنِ .

فأما المتعمِّد في الترْك ، فيرَى جمهورُ الفقهاءِ أنه يلزَمه قضاءُ الفوائتِ ، ومما يدلُّ على وجوبِ القضاءِ حديثُ أبي هريرةَ رضي الله عنه : « أنَّ النبيَّ صلى الله عليه وسلم أمَر المُجامِعَ في نَهارِ رمضانَ أن يصُومَ يومًا مع الكفّارةِ » أي بدَلَ اليوْمِ الذي أفسَدَه بالجِماع عَمْدًا ، ولأنه إذا وجبَ القضاءُ على التاركِ ناسيًا فالعامِدُ أوْلى

«Те, которым возмещение обязательно:

Факихи единогласны во мнении, что обязательно/ваджиб возмещать пропущенные намазы тому, кто забыл или пропустил проспав, так же, тому, кто опьянел в результате употребления запретных вещей.

И нет разногласия между ними (факихами), что нет обязательности в возмещении пропущенных намазов для женщин, у которых были месячные и послеродовые кровотечения, и для кяфира асли, когда он принимает Ислам.

И есть у них разногласие в обязательности возмещения намаза для того, кто пропустил преднамеренно, для муртада/вероотступника, для умалишенного когда к нему вернется ум, для потерявшего сознание, для подростка достигшего зрелости и для того, кто принял Ислам в даруль харбе и не нашел возможности совершить очищение ни водой, ни землей.

Что касается того, кто оставил намаз преднамеренно, то большинство факихов считают, что возмещение для него необходимо. И одним из далилов на обязательность возмещения это хадис Абу Хурайры, радийаЛлаху анх: «Повелел Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, тому, кто днем во время Рамазана совершил половое сношение, вместе с каффара/искуплением за это, продержать и один день поста». То есть, взамен тому дню, который был нарушен, преднамеренно, половым сношением.

А другой далил: Если обязательно возмещать оставленный по забывчивости намаз, то преднамеренно оставленный возмещать еще важнее (первичнее)».

Источник: Аль Мавсуатуль Фикхиятуль Кувейтийя: 34/26, Кувейт: 1404-1427

Нужно ли мне возмещать ранее пропущенные Намазы, пропущенные Посты, выплаты Закята и прочее пропущенное мной и с какого момента

Ислам аннулирует всё, что было до его принятия. Также свитки принявшего Ислам, где записываются дела, чистые. А если он был иной веры, то его награда перед Аллахом удваивается.

Шейх Ибн Усеймин: «Остаются и записываются его добрые дела, и не является условием, чтоб он продолжал совершать это благодеяние после принятия Ислама. И не является условием, чтоб то совершённое благо было сделано ради Аллаха, т.к. пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Ты принял Ислам и с тобой остались твои ранее совершённые благие дела». (Муслим: 194).

Нет, вам ничего возмещать не надо, т.к. вы находились в состоянии (в неверии), когда на вас не распространялись предписания Шариата. Совершение религиозных обязанностей для вас стало обязательным с момента принятия Ислама. Поэтому, если вы не зная, в начале Ислама не совершили намазы, то необходимо возместить их, т.к. с принятием Ислама, на вас стали распространяться предписания Шариата.

И Аллах об этом лучше знает!

Оставление молитвы бывет двух видов (в общем):

1. Без причины

2. С причиной, как сон, забывчивость, невозможность совершение её (например: убегая от погони и т.п.), болезнь, потеря сознания и т.д.

На счет первого есть разногласие. Кто-то говорит, что нужно возмещать, кто-то нет.

На счёт второго, возмещать необходимо, и как можно быстрее.

Что касается той группы ученых, которые сказали, что нет смысла восполнять намаз тому, кто оставил его без серьезной причины, потому что все равно он не примется, даже если он его восполнит 1000 раз, то они сказали:

Сказал ибн-Теймия, да смилуется над ним Аллах: «А то, что касается тех дел, которые делаются днем, не принимает их Аллах ночью. И те дела, которые делаются ночью, Аллах не принимает их днем, как намазы «аср» и «зухр». Запрещено человеку откладывать их до ночи. Мало того, сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто оставил намаз «аср», тот как будто лишился семьи и имущества. Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто пропустил намаз «аср», тот сделал тщетными свои дела». Сказал Аллах: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям, все они понесут убыток (или понесут наказание за невежество или встретят зло)». смысловой перевод Эльмира Кулиева. И сказали многие из саляфов то, что здесь имеется в виду откладывание намаза так, что его время вышло. Сказал Абу-Бакр ас-Сыдык в завещании Умару, да будет доволен ими Аллах: «Знай, что у Аллах права ночью, и Он не принимает их днем, и права дня не принимает Он их ночью, и Аллах не принимает молитву пока не будет сделана обязательная».». Здесь ибн-Теймия хочет сказать о том, что тот, кто оставил те дела, для которых предписано время так, что вывел их из их времени, то ему нет смысла восполнять, Аллах не примет.

Нет сомнения в том, что долг Аллаху нужно восполнять, как говориться об этом в хадисе про женщину. Но в этом хадисе имеется в виду долг, которым эта женщина сама себя обязала, дав обет Аллаху, что совершит хадж, но не совершила его, хотя у нее была возможность. А намаз этот тот долг, которым нас обязал Аллах сам и установил для него условия и границы. И выполнение намаза со всеми его условиями и таким образом как он нам предписан и есть наш долг перед Аллахом. И нельзя делать сравнение (кияс) того вида поклонения, которым нас обязал Аллах с тем видом поклонения, которым человек сам себя обязывает. Аллах приказал делать намаз в свое время - вот это наш долг, делать то, что Аллах вменил в обязанность, так как это положено делать.

Аллах сказал: «Воистину, намаз приписан верующим в определенное время» Сура Женщины 103. Аллах сделал время начала и конца для каждого обязательного намаза. Если человек сделал намаз перед его заходом, то его намаз не действителен и ему все равно нужно переделать - это единогласное мнение ученных, и какая разница, если человек специально сделал намаз раньше или оставил его так, что вышло время и сделал его потом и в том и в этом случае он сделал его умышленно не в свое время.

Если он пропустил намаз специально и сделал его не в его время, то он сделал поклонение не так как ему приказано. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто сделал дело, на которое нет нашего приказа, оно будет отвергнуто». И он как раз делает тот, на что нет приказа ни Аллаха, ни Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Приказ «када» (восполнение чего-либо) - это приказ Аллаха на языке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тот, кто обязывает «када» чего-либо то берет на себя обязанности законодателя. И мы спросим тех, кто обязывает этот намаз: «Разве Аллах приказал в такой ситуации восполнить намаз? Или Его посланник?». И они вынуждены сказать «нет», приказано только тем, кто забыл или проспал и тому подобные уважительные причины.

Аллах определил для намазов их время (с какого момента начинать и когда прекращать) на языке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в этом нет ихтиляфа (разногласия) среди ученных. Получается, что если разрешить восполнить намаз после установленного Аллахом для него времени, то нет смысла вообще для этого времени, делай когда хочешь!

В конце концов эта религия закончена и Аллах ничего не оставил из законоположений кроме как разъяснил на языке Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и неужели Аллах забыл разъяснить, что тому кто оставил специально намаз тоже нужно его возмещать? И поэтому каждое постановление, которое не установил ни Аллах и ни Его Посланник должно быть отвергнуто. Аллах ничего не забыл!

Этого мнения придерживались: Абу-Бакр ас-Сыддык, Умар ибн АльХаттаб, Абдулла ибн Умар, Саад ибн Аби Ваккас, Абдулла ибн Масуд, сказал Ибн Хазм: "И мы не знаем, что бы им кто-то противоречил из сахабов”, Махаммад Ибн Сирин, Умар ибн Абд аль Азиз, Дауд, ибн Хазм, некоторые ученые шафиитского мазхаба, аль-Косим ибн Мухаммад, Ибн Теймия, Усеймин, Аль Альбани. Смотреть «мухаля» ибн Хазм 2/200, и «аль-Маджмуа фатава» шейх аль-ислям 22/27, «нейль аль Аутар» Китабу ас-Салят тема восполнение пропущенных намазов, также «шарх аль Мумти`» шейха Усаймина «шурут ас-Салят» та же тема. (

Это ни в коем случае не говорит о том, что можно пропускать намазы якобы все равно же не нужно восполнять. Нет, тот кто оставил намаз умышленно ему еще хуже может быть, потому что так бы он смог восполнить его здесь на земле, а так он будет отвечать за него в Судный день, а это проблема. Поэтому тому, кто оставляет намазы из-за лени или т.п. очень рекомендую перестать так, делать, потому что ваши намазы не принимаются после их времени, как это стало ясно. Также сюда входит пост, нет смысла его восполнять.

Для тех, кто ничего не знал о положениях Ислама, о поклонении, не требуется возмещать пропущенное поклонение. Если мусульманин не мог получить Шариатское знание и до него не дошли эти положения, то от него ничего не требуется. Аллах сказал: «Аллах не возлагает на душу то что ей не по силам» . Сура Корова 286 аят.

Сказал Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах: «Нет разногласия между мусульманами, в том, что если кто-то, находясь на «земле неверия», принял Ислам, но при этом был неспособен совершить переселение \на «землю мусульман»\, то на него не возлагаются шариатские обязанности, которые он не может совершить. Обязанность возлагается по мере возможности. Таким же образом с тем, чьего шариатского положения он не знал. Как к примеру, если он не знал, что совершение молитвы является для него обязательным, и на протяжение какого то времени он ее не совершал, то ему не обязательно ее возмещать, что является наиболее верным из мнений Ученых. Это является мнением Абу Ханифы, Зохиритов и одно из мнений в мазхабе Имама Ахмада. Это так же относится к другим обязанностям, как пост в Рамадане месяце, выплата закята и др.

Если человек не знал о запрете вина и выпил, то его не наказывают, по единогласному мнению мусульман, лишь по поводу возмещения молитвы были разногласия…

Основой же всего этого является вопрос: Являются ли шариатские требования обязательными до того как о них узнают или они становятся обязательными после знания о них?

Верным является то, что хукм (шариатское постановление, решение) не утверждается, кроме как вместе с возможностью знания \о нем\. Следовательно, не возмещается то, об обязательности чего, было не известно. Достоверно известно из «Сахиха», что из сподвижников были те, кто принимал пищу после восхода солнца в Рамадане, пока они не стали различать белую нить от черной \положив их перед собой\, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал им возмещать их пост. Из них были те, кто оставался в оскверненном состоянии определенное время и не совершал молитву, не зная, что можно ее совершать совершив «тайямум» (очищение песком), как Абу Зарр, Умар ибн аль-Хаттаб, Аммар, да будет доволен ими Аллах, и др. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал им возмещать пропущенное.

И нет сомнения, что некоторые мусульмане в Мекке и в других поселениях Аравии, продолжали совершать молитву в сторону Иерусалима, пока до них не дошло, что къибла (направление для молитвы) поменялась, но им не было приказано возмещение\неверно совершенных молитв\, и таких примеров множество.

Это соответствует основе, на которой были Салафы и большинство ученных: Что Аллах не возлагает на душу то, что ей не по силам. Условием обязанности является возможность \ее совершить\. Наказание, ложится за оставление приказанного совершить или совершение запретного, после установления «худжи»-шариатского довода». Конец цитаты в сокращении. См. «Маджмуат аль-Фатава» 19\225.

В соответствии с этим вышесказанным, вам не обязательно возмещение тех поклонений, о обязательности выполнения которых вы не знали. Мы советуем вам начать изучать Шариатские знания, углубляться в них, воспитывать поколение мусульман, чтоб противостоять опасностям, которые стоят перед мусульманами по всюду и в частности в вашей стране.

И тот, у кого все-таки есть пропущенные намазы или пост, ученые сказали пусть просит прощение у Аллаха и обещает больше так не поступать, если он действительно боится Аллаха и любит Его он перестанет так поступать. И также нужно побольше делать дополнительных намазов и сожалеть в сердце о содеянном. А если его сердце мертво, то это Аллах его умертвил, и никто его не оживит кроме Аллаха никакими приказами и проповедями.

Многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе”. См. “аль-Мухалля” 2/235.

Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.

Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:

Во-первых, Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).

Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.

В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!

В-четвертых, вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).

В-пятых, вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.

Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.

Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!

То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.

Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78). Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него». Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний!” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.

О возмещение поста месяца Рамадан

Один из учёных современности шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, отвечая на подобный вопрос, сказал: «Правильным мнением (в данном вопросе) является то, что после покаяния не надо восполнять пропущенные посты. Т.к. если человек пропустит преднамеренно без причины, обоснованной Шариатом, любое поклонение, ограниченное по времени, то Аллах не принимает такое поклонение, которое было совершено не в своё предписанное время. Поэтому нет пользы от восполнения этого поста. Однако, необходимо ему искренне покаяться перед Всевышним Аллахом, и необходимо стараться побольше совершать благие дела (как например, больше соблюдать добровольные посты). Ведь Всевышний Аллах принимает покаяние от того, кто искренне покаялся». (Сборник фетв шейха ибн Усаймина, 19/ номер вопроса 41). Этот рассматриваемый вопрос касается человека, который изначально не постился без причины в месяц Рамадан. Однако, если человек начал поститься и умышленно прервал свой пост без причины, то в таком случае необходимо возместить пропущенный пост.

По поводу случая, а именно то, что если вы пропустили пост по незнанию, есть аят, в котором говорится: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» . (Коран, 2/286). Когда эти аяты были ниспосланы, Всевышний Аллах сказал: «Я уже сделал (принял ваш дуа)» (Муслим, 126).

Поэтому, совершайте побольше благих дел, искренне просите прощения у Аллаха. Да простит нас Аллах!

Если же пропущен пост был без причины, то это положение очень серьезно, и если человек оставил пост считая его не обязательным, то такой человек неверный, а если же он оставил по халатности, лени и и т.п., то ему нужно принести покаяние.

Абу Умама аль-Бахили рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Однажды во сне ко мне пришли двое, и взяв меня за плечи, привели к труднодоступной горе и сказали: “Поднимайся”. Я ответил: «Поистине я не смогу». Они сказали: “Мы облегчим тебе это”. И я стал подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные крики. «Что это за крики?» – спросил я. “Это вопли обитателей Огня”, – ответили они. Затем они повели меня дальше, и я увидел людей, подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я спросил их: «Кто эти люди?» Они ответили: “Это те, которые разговлялись раньше времени”». (Приводят ан-Насаи в “Сунануль-кубра” 3273. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани).

Если такому суровому наказанию подвергаются те, кто пренебрегал постом и разговлялся раньше времени, трудно себе представить, что будет с теми, кто вообще не соблюдал пост, не имея уважительной причины!

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Тот, кто нарушил пост одного дня Рамадана без уважительной причины, не сможет возместить его (в полной мере), даже если будет поститься в течение всей жизни, пока не встретится с Аллахом, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет”. (Приводит ибн Абу Шайба 9784. Иснад достоверный)

Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, сказал: “У верующих принято считать, что тот, кто без уважительной причины оставил пост месяца Рамадан хуже, чем прелюбодей, сборщик налогов и пьяница. Более того, они сомневаются в его Исламе и считают его еретиком”. (см. “аль-Кабаир” 78).