Честолюбие. Честолюбивый человек и честолюбие: что означают эти слова Что такое честолюбие определение

). Любовь к почестям, жажда почестей, стремление к ним. Человек громадного честолюбия.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЧЕСТОЛЮБИЕ" в других словарях:

    Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов

    Амбиция, амбициозность, карьеризм, тщеславие, тщеславность, славолюбие Словарь русских синонимов. честолюбие славолюбие (устар.) / чрезмерное: тщеславие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

    Честолюбие - Честолюбие ♦ Ambition Жажда успеха, часто нацеленная на будущее и выражающаяся в конкретных действиях. Честолюбие характеризует не столько нынешнее состояние (в отличие от гордыни) и нынешнюю деятельность (в отличие от рвения), сколько… … Философский словарь Спонвиля

    честолюбие - выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в некоей области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием высокомерным… … Большая психологическая энциклопедия

    честолюбие - ЧЕСТОЛЮБИЕ, тщеславие, устар. славолюбие ЧЕСТОЛЮБЕЦ, карьерист, книжн. герострат ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ, тщеславный, устар. славолюбивый … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ЧЕСТОЛЮБИЕ, я, ср. Жажда известности, почестей, стремление к почётному положению. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    честолюбие - большое честолюбие колоссальное честолюбие ненасытное честолюбие непомерное честолюбие неслыханное честолюбие огромное честолюбие поразительное честолюбие чудовищное честолюбие … Словарь русской идиоматики

    ЧЕСТОЛЮБИЕ - – социально психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия во имя достижения лидерства в коллективе, группе (общественная жизнь, наука, культура и т. д.). Ч. может выступать как устойчивый положительный мотив,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Честолюбие - отрицательное духовно нравственное качество личности, проявляющееся как стремление человека к почестям, славе, известности, признанию, почетному или более высокому положению. Честолюбие, особенно сильно развитое, убивает простые человеческие… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ЧЕСТОЛЮБИЕ - выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой либо области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием высокомерным… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Два Наполеона. Взлет и падение , . Французская революция открыла дорогу многим честолюбцам, среди которых как скала возвышается уроженец островной патриархальной Корсики Наполеон Бонапарт. Маленький, некрасивый, говоривший…

Честолюбивый человек - это индивидуум, который стремится быть лучше других. Он хочет быть богаче, успешнее, узнаваемее, хочет добиться успехов, которыми он сможет превзойти других людей. или плохо? В чем причина, и каковы мотивы людей, которые хотят превосходства над другими?

Разговоры и том, что значит честолюбивый, часто сводятся к наделению людей жаждой власти, подчинения других людей и показания превосходства над окружающими. Но это не совсем так. Честолюбие - это здоровое желание человека стать лучше. Это стимул развиваться и идти дальше, расти над собой и постоянно совершенствоваться. Честолюбие дается нам при рождении в зачаточном состоянии и постепенно развивается в течение жизни. И именно от его правильного развития зависит адекватность восприятия своих целей и средств, которыми будут достигаться.

Развитие - это всегда позитивный процесс. И честолюбие человека заставляет его двигаться вперед и преодолевать себя и свою лень. Это качество очень важно в жизни людей и дает им возможность достигать успехов и славы. Ведь иначе не было бы знаменитых ученых и открытий, изобретений и прогресса всего человечества.

Честолюбивый человек - это индивидуум, который стремится вперед. Он мобилизирует свои внутренние скрытые ресурсы и заставляет их работать на благо себе. Это помогает человеку ставить перед собой трудные цели и достигать их, работая над собой и улучшая себя.

Честолюбивый человек - это победитель по натуре. Он стремится быть первым и выигрывать и в соревнованиях, и в жизни. Стремление быть первым заставляет его идти вперед и не останавливаться на достигнутом.

Но стремление быть первым всегда и во всем может сыграть не только позитивную роль. Очень часто жажда превосходства над другими людьми толкает человека на неблаговидные поступки. Непомерная тяга к славе, богатству, успеху или известности приводят к постоянной гонке за недостижимой целью и заставляет человека вести себя по отношению к другим людям некрасиво и подло, идти по головам, оставаясь в одиночестве.

Говоря о насколько ты честолюбивый? Синонимы этого слова часто включают в себя также слово "тщеславный". Такой человек стремится занять высокое положение и в жизни, и в обществе, используя для этого любые цели. Цели и стремления такого человека всегда эгоцентричны. Он слушает только себя и всегда действует в своих интересах, не пренебрегая возможностью обойти конкурентов нечестными методами.

Не стоит путать эти понятия. Доброжелательность к другим людям и к их успехам - вот чем в первую очередь характеризуется честолюбивый человек. Это кардинальным образом отличает его от тщеславных индивидуумов и прочно разграничивает эти понятия.

Всего должно быть в меру. Честолюбие необходимо человеку в жизни для развития и достижения своих целей. В оно оказывает позитивное воздействие на все сферы жизни. И главное - не стоит стремиться к невозможному. Невозможно стать выдающимся ученым прямо завтра, если сегодня ты еще студент. Необходимо реально оценивать свои возможности, ставить цели и идти к ним. И все получится!

Честолюбивый человек — это индивидуум, который стремится быть лидером всегда и во всем . По жизни им движет желание быть богаче, успешнее, узнаваемее и счастливее всех остальных. Исходя из этого, как вы думаете честолюбие — это хорошо или плохо? Что побуждает человека стремиться к тому, чтобы быть неоспоримым лидером и, каковы мотивы таких людей?

Одноклассники

Что касается непосредственно понятия честолюбия, то это стремление человека занять высокое положение в обществе, достичь ощутимых успехов, которые соизмеря.тся оценками, трофеями, наградами или цифрами. Понятие честолюбие раскрывает свой смысл посредством своих двух корней и означает любовь к чести.

Что такое честолюбие. Синонимы и антонимы этого слова

Тщеславный — это синоним к слову честолюбивый. А крайняя степень выраженности честолюбивая может граничить с алчностью - стремлением во всем искать материальную выгоду. В психологических словарях понятие честолюбия позиционируется как закреплённое в человеческом характере стремление всегда и во всем лидировать и достигать успехов в разных сферах жизни. В сравнении с целеустремленностью, честолюбие направлено исключительно на личные цели, а не альтруистические. Это явление является предметом педагогики, психологии, этики и прочих, не менее важных гуманитарных наук.

Честолюбие — это хорошо или плохо

На сегодняшний день вопрос о честолюбивом человеке довольно актуальный — хорошо это или, наоборот, неприемлемо в обществе . В хорошем понимании это понятие движет личностью для достижения успеха в своей сфере деятельности. Иными словами, человек делает всё возможное для того, чтобы его работа была идеальной. Параллельно с этим, у него есть желание подниматься по карьерной лестнице, получать множество лестных отзывов, находиться в центре внимания и выделяться в коллективе.

К преимуществам этой особенности можно отнести выполнение работы на высоком уровне и возможность положиться на такого человека. Без развитого качества честолюбия трудно достичь успеха в спорте, конкурсах и прочих соревнованиях. Однако, довольно часто встречаются ситуации, когда честолюбивый человек напрочь забывает о морали и этике, тогда это понятие приобретает больше очертания тщеславия.

Как развить честолюбие

Иметь честолюбивые цели — это вовсе не плохо . Если вы поняли для себя определение этого слова и решили развить в себе это человеческое качество, то настоятельно вам рекомендуем придерживаться ценных советов, которые приведены ниже:

Понятие честолюбия в православии

Православная религия утверждает, что честолюбие является грехом . Верующий христианин не должен быть таким, потому что это может огорчить Господа. Согласно православной религии, христианин должен быть скромным человеком и не выделяться среди окружающих. Библия повествует нам о том, как Иисус Христос в своей жизни исцелял больных, но при этом избегал славы и чести. Священное Евангелие призывает нас к тому, что необходимо избегать порока гипертрофированного честолюбия.

Антонимы и синонимы честолюбия основные отличия

, знания или власть . В отличие от целеустремленности честолюбие направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Честолюбие - предмет этики, психологии, педагогики, политологии и некоторых других гуманитарных наук и научных направлений.

Восприятие честолюбия

В христианстве

По Канту

Психологическая и педагогическая перспектива

В психологии и педагогике понятию честолюбия соответствует термин мотивация . В концепциях воспитания, целью которого является ярко выраженная нацеленность на результат, помимо развития внутренней мотивации и навыков в академической, художественной или физической подготовке, целесообразно также применять и преподавать такие компетенции, как ожидание самоэффективности , выносливость и трудолюбие .

Честолюбие с научно-политической точки зрения

Политолог Джозеф А. Шлезингер выделил в 1966 году три типа честолюбия в политике:

  • Под прогрессивным честолюбием он понимал стремление политического деятеля к более высокому посту, нежели он в настоящее время занимает.
  • Статическим честолюбием он назвал стремление политического деятеля, как можно дольше держать должность, которую он сейчас занимает, .
  • Дискретное честолюбие - это стремление политика достигнуть конкретной политической цели или должности, не рассчитывая многократно ее обретать.

Честолюбие в литературе и кино

Честолюбие является центральной темой многих литературных произведений. Примеры:

  • Уильям Шекспир : Макбет (Англия, 1606)
  • Стендаль : Красное и чёрное (Франция, 1830)
  • Ги де Мопассан : Милый друг (Франция, 1885)
  • Генрик Ибсен : Гедда Габлер (Норвегия, 1890)
  • Клаус Манн : Мефисто (Германия, 1956)

Также во многих художественных фильмах тема честолюбия находится в центре внимания. Примеры:

  • Мордашка (США, 1933)
  • Гражданин Кейн (США, 1941)
  • Вся королевская рать (США, 1949)
  • Самая красивая (Италия, 1951)
  • Все о Еве (США, 1951)
  • Бекет (Великобритания, 1963)
  • Черный лебедь (США, 2010)
  • Одержимость (США, 2014)

Напишите отзыв о статье "Честолюбие"

Литература

  • Иосиф Райххолф (Josef H. Reichholf): Почему мы хотим побед . Спортивное честолюбие в качестве движущей силы в эволюции человека. Fischer Taschenbuch, Франкфурт 2009, .

Примечания

Отрывок, характеризующий Честолюбие

Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.

1. Выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почётному положению в какой-либо области деятельности, сфере общественной жизни.

2. Жажда власти.

3. Жажда известности, славы, почестей.

3. Любовь к чествованию, принятию почестей.

4. Моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, свершаемых для достижения общественного признания, престижа, почёта, славы и т.п.

5. Социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни.

6. Стремление к высокому, почётному положению.

Пояснения:
Честолюбие получает распространение в обществе с возникновением социального неравенства людей.

Нормальное, умеренное Честолюбие не является пороком, т.к. образует один из важнейших мотивов социальной деятельности людей. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть в отдельных случаях относительно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Но, будучи индивидуалистическим по своему характеру мотивом, оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных интересов. В честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами.

Гипертрофированное (непомерное и не подкреплённое собственной значимостью) Честолюбие близко по значению к тщеславию. Но, в отличие от тщеславия, Честолюбие связано не столько с жаждой приобретения дешёвой или выдуманной славы и признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды.
В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, Честолюбие приобретает значение морального качества личности.

Болезненное Честолюбие превращается для его обладателя в постоянное переживание несчастья, порождает чувство хронической неудовлетворённости жизнью, зависть к чужому успеху.

Крайняя форма Честолюбия - карьеризм.

Честолюбие у детей часто формируется родителями и педагогами, которые в силу собственных амбиций считают своих детей самыми яркими и одарёнными личностями.
В определённой мере стимулирование Честолюбия может сыграть и положительную роль в развитии личности. Но если детские способности оказываются иллюзорными и не реализуются по мере взросления детей, то честолюбивые устремления могут стать причиной моральных и психических травм.
Честолюбие педагогов и родителей часто способствует формированию хвастовства, заносчивости, неуважения к другим людям. Поэтому важно корректировать не только Честолюбие детей, но и своё, взрослое Честолюбие по отношению к детям.