Череп из кунсткамеры может обеспечить наплыв туристов в азербайджан. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия В каком музее хранится голова шамиля

«Если решение о захоронении тела Ленина будет принято, то оно будет самым верным с исторической точки зрения. При этом решение о захоронении не должно быть выборочным. Предать земле нужно как тело Ленина, так и наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата, голова которого по сей день хранится в музее Санкт-Петербурга», — сказал Глава Чечни Рамзан Кадыров.

Череп Хаджи-Мурата важнее тела Ленина

В канун столетия революции о судьбе тела Ленина заговорил уже и глава Чечни Рамзан Кадыров. Его призыв захоронить вождя поднял новую волну споров вокруг Мавзолея. Но Кадыров заодно потребовал и захоронить останки героя Кавказской войны Хаджи-Мурата, до сих пор лежащие в петербургской Кунсткамере. И для жителей Кавказа это куда более важное заявление.

С приближением столетия Октябрьской революции опять зазвучали призывы похоронить наконец ее вождя Владимира Ленина. Импульс теме в четверг придал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, который выразил мнение, что захоронение стало бы «самым верным с исторической точки зрения» решением.

«Решать вопрос о захоронении Ленина должен, конечно же, президент России Владимир Путин. Но я лично убежден, что довольно глазеть на труп Ленина. И руководителя революции давно пора похоронить, это и разумно, и человечно», – написал Кадыров в Telegram-канале. Он назвал «неправильным» то, что в центре российской столицы «стоит гроб с мертвым человеком».

«Так называемый череп Хаджи-Мурата»

«При этом решение о захоронении не должно быть выборочным, – добавил глава Чечни. – Предать земле нужно как тело Ленина, так и наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата, голова которого по сей день хранится в музее Санкт-Петербурга».

Судя по всему, Лениным Кадыров заинтересовался не просто так, у него свой интерес: заодно добиться захоронения головы другого исторического героя, более важного для Кавказа – Хаджи-Мурата.

Имеется в виду аварский вождь и военачальник Хаджи-Мурат Хунзахский, правая рука Шамиля, предводителя горцев Западного Дагестана, Чечни и Черкесии во времена Кавказской войны 1817–1864 годов. Хаджи-Мурат успел побывать и на русской службе, и на стороне «Северо-Кавказского имамата». Погиб в стычке с казаками в 1852 году.

Отсеченная голова предводителя горцев была переслана в Петербург. Череп Хаджи-Мурата хранился в Военно-медицинской академии, в 1959 году передан в коллекцию черепов Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры). По словам собеседника агентства «Интерфакс», череп находился там в качестве экспоната до 2001 года, когда его убрали на хранение. Кстати, споры о принадлежности останков ведутся до сих пор: подтверждением считаются надписи на русском и арабском языках на самом черепе.

В 2000 году экс-депутат Госдумы Надиршах Хачилаев также призывал захоронить череп, но после его убийства вопрос на долгое время забыли. Однако с ноября 2015 года заработала комиссия по захоронению черепа Хаджи-Мурата, в которую входят Минкультуры, МИД, Российское военно-историческое общество, научные организации. «В разное время заинтересованность в экспонате проявляли Азербайджан, где захоронено тело Хаджи-Мурата, и Дагестан», – сказал собеседник.

В Кунсткамере же хранился череп «казахстанского батьки Махно» Нурмагамбета Кокембаева (более известного как Кейки Батыр), возвращения которого в прошлом году потребовал Казахстан. В итоге 6 октября 2016 года череп Кейки Батыра был доставлен в Астану.

В пресс-службе Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (МАЭ РАН) газете ВЗГЛЯД дали комментарий, в котором череп аварского вождя назван «так называемым черепом Хаджи-Мурата». Музей сухо заявил, что тема вообще засекречена – черепом занимается межведомственная комиссия, специально созданная Министерством культуры. Комментировать же документы комиссии, имеющие гриф «для служебного пользования», администрация МАЭ не имеет права.

Журналист, член Совета при президенте по правам человека Максим Шевченко в комментарии газете ВЗГЛЯД выразил полную солидарность с главой Чечни в этом вопросе:

«То, что голова героя аварского народа находится в Кунсткамере, уподобляет Россию каким-то папуасам и ИГИЛ*. Хранить в музеях современного цивилизованного государства головы, мне кажется, это позор России. Безусловно, голова Хаджи-Мурата должна быть соединена с его телом».

Директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская тоже считает тему захоронения останков Хаджи-Мурата болезненной для народов Кавказа, особенно для аварцев. По ее словам, не только Кадыров, но и многие неравнодушные люди давно пытаются добиться решения этого вопроса. Кроме того, лидеру Чечни такой призыв принесет, по ее мнению, и дополнительный пиар.

Сокирянская подчеркнула, что для многих на Кавказе Хаджи-Мурат остается героем. «Такие люди являются для общества важными историческими фигурами, частью исторической коллективной памяти. Понятно, что в повседневной жизни мало кто озабочен этой проблемой, но мобилизовать возмущение, связанное с памятью таких символических фигур, очень легко», – полагает Сокирянская.

«Пуповиной был связан с местом, где произошел выстрел Авроры»

Что касается Ленина, то вопрос его захоронения обсуждается в России уже больше четверти века и по-прежнему неоднозначно воспринимается в обществе. По данным ВЦИОМ, 63 процента россиян уверены в необходимости похоронить Ленина. Многие, тем не менее, настроены резко против такого шага. Кроме того, доля граждан страны, отмечающих положительный вклад Ленина в историю страны, выросла с 40 процентов в 2006 году до 56 сейчас.

Председатель КПРФ Геннадий Зюганов уверял в августе, будто бы президент Владимир Путин обещал ему не допустить перезахоронения Ленина и других советских деятелей, погребенных у Кремлевской стены. Однако сам Путин этого не подтверждал.

Конечно, Кадыров вспомнил о теле Ленина не на ровном месте. Он отреагировал на слова спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая накануне выразила мнение, что захоронение Ленина рано или поздно произойдет. «Еще один очаг противостояния стране не нужен. И поэтому, я думаю, будет найден какой-то спокойный, неконфликтный способ решения этой проблемы. Может быть, путем референдума, что позволит выявить мнение большинства граждан. Но это будет не сегодня и не завтра», – заявила Матвиенко.

И, естественно, высказывание Кадырова незамеченным остаться не могло. Его точку зрения тут же разделил лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который давно призывает убрать тело Ленина из Мавзолея. «Мы предлагаем вообще все захоронения с Красной площади убрать. Эти люди фактически не захоронены, а лежат в общем склепе. На Руси никогда так с покойниками не поступали. Красная площадь – это место торжеств, праздников, концертов, спортивных мероприятий. Нельзя это все совмещать с кладбищем», – подчеркнул он в своем Telegram-канале.

Поддержала Кадырова и депутат Госдумы Наталья Поклонская. «Если решение о захоронении будет принято, наступит новый этап развития нашей Родины, с перевернутой страницей прошлого и готовностью идти дальше», – подчеркнула она. На своей странице в Facebook Поклонская написала, что смотреть на труп в центре столицы – «по меньшей мере не гуманно и не по-человечески». Тут нельзя не вспомнить о том, что Кадыров в свое время поддержал Поклонскую, когда она боролась за запрет фильма «Матильда». Что ж, вот и депутат в долгу не осталась.

Как ни странно, солидаризировались с главой республики даже в чеченском отделении КПРФ. «Я солидарен с ним. Это не только его заявление. Это мнение многих людей по всей России», – заявил секретарь чеченского отделения КПРФ Магомед Дадуев. «Считаю, что величие жизни и дел Владимира Ильича Ленина совершенно не пострадает от того, что он будет похоронен по-христиански. Это было бы очень верно, очень правильно. И Россия после этого обретет стабильность и спокойствие», – добавил он.

Однако коллеги Дадуева в Москве с такой точкой зрения явно не согласны. Ведь именно коммунисты являются самыми ярыми противниками захоронения тела Ленина. Депутат Госдумы от КПРФ Николай Харитонов накануне возразил Матвиенко. «На месте Матвиенко, если бы я родился в Ленинграде, я бы пуповиной был связан с местом, где произошел выстрел Авроры и где началась революция. Я бы никогда так об этом не заговорил. Тем более она такой прожженный комсомольский вожак! Я ее не понимаю, что на нее нашло? Мы с ней примерно одного возраста – она и галстук носила, и комсомольский значок, и идеология у нас была одна», – указал он.

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов подчеркнул, что решение о судьбе тела Ленина должен принимать не Кадыров и даже не Владимир Путин. «Сейчас принимать решение о перезахоронении может, возможно, Дума, Совет Федерации, президент – совместно, а может быть, и референдум», – указал он.

«Вопрос сложнее, чем кажется Рамзану Ахматовичу»

А вот Максим Шевченко решил увязать тему похорон Ленина с его заслугами в национальной политике, в частности на Кавказе: «Вопрос с телом Ленина – намного более сложный вопрос, чем кажется Рамзану Ахматовичу». «Я считаю, что Ленин дал, в том числе чеченскому народу, свободу. Чеченцы поддерживали Ленина во времена советской власти, и в данном случае надо разделять политику Ленина и политику Сталина», – объяснил он.

Более сдержанно отнеслись к этому вопросу в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подчеркнул: «Мы знаем, что высказываются разные точки зрения, это достаточно резонансная тема, но она не является темой повестки дня кремлевской администрации».

Подключилась к дебатам в своем «Инстаграме» и тележурналист Ксения Собчак, объявившая о своем выдвижении в президенты России. Она напомнила, что раньше Кадырова подняла эту тему. «Теперь вот Рамзан Кадыров вслед за мной призывает похоронить Ленина. Правда, добавляет, что решать должен Путин. Решать, Рамзан Ахматович, должен не Путин. Решать должен российский народ. Решать он это должен на свободных выборах и референдумах», – заявила Собчак.

Альтернативную идею предложил глава СПЧ Михаил Федотов.

«Я думаю, что настало время решить проблему мавзолея. Но только не таким радикальным образом, а сделать мавзолей музеем.

Не надо ничего менять. Но это должен быть музей, на входе должен стоять билетер, дальше спускаетесь, и там экспозиция, посвященная созданию мавзолея, его внутренней машинерии, технике, технологии бальзамирования и так далее. Это очень интересный будет музей, я вас уверяю», – подчеркнул он.

«При этом он перестанет быть местом поклонения, а то, что тело может там находиться… Так что же, в Британском музее тоже есть мумии фараонов, но никто не приходит к ним с цветами, слава богу. Нужно относиться к этому как к истории, это исторический факт», – добавил Федотов.

Судьба легендарного Хаджи-Мурат

5 мая 1852 скончался Хаджи-Мурат, один из самых знаменитых горских вождей, чья судьба вдохновила Льва Толстого на написание повести. SPB.AIF.RU вспоминает, чем прославился аварский военноначальник.

Имя этого дагестанского воина известно далеко за пределами Кавказа. История жизни и смерти Хаджи Мурата поражала современников и историков. Лев Толстой посвятил ему повесть, а в XX веке режиссеры пытались перенести образ аварского вождя на телеэкраны.

В 1930 году на берлинской студии был снят фильм «Белый дьявол» (Der weiße Teufel), где главную роль исполнил актер немого кино Иван Мозжухин. А в 1959 годы в кинопрокат вышла картина «Хаджи-Мурат — Белый Дьявол», в которой блистал Стив Ривз, «Мистер Вселенная», известный по ролям древнегреческих героев в американском кинематографе. Хотел снять фильм о Хаджи Мурате и кинорежиссер Георгий Данелия, но в итоге Госкино СССР закрыло проект.

В годовщину смерти человека-легенды SPB.AIF.RU вспоминает интересные факты из его жизни.
«Вождь кавалерии»

«Бесстрашие Хаджи-Мурата было поразительно даже на Кавказе», — писал в марте 1881 г. авторитетный журнал «Русская Старина».

Военный же историк Арнольд Зиссерман называл этого военноначальника «гениальным дикарем» и храбрейшим из самых храбрых горцев.

«Он был необыкновенный вождь кавалерии, находчивый, предупредительный, решительный в атаке, неуловимый в отступлении… Перенеси этого гениального дикаря, каков он был - в армию французов, либо ещё лучше - в армию Мольтке, в какую хотите европейскую армию, всюду Хаджи Мурат явился бы лихим и лучшим командиром кавалерии», — писал он в своих мемуарах, отмечая, что этот «витязь» умудрялся даже «держать как на сковороде» таких умных полководцев, какими были князь Аргутинский-Долгоруков и князь Михаил Воронцов.

Уроженец Хунзаха то сотрудничал с русскими войсками, то 15 лет был «правой рукой» имама Шамиля, который в свою очередь назначил того наибом (уполномоченным имама – прим.) всех аварских селений.

Историки сходятся во мнении, что Хаджи-Мурат, несмотря на то, кто был его союзником, оставался, в первую очередь, верен себе, своим интересам и убеждениям.

В 22-летнем возрасте он оказался во главе хунзахцев после убийства имама Хунзаха Гамзат-бек, которое совершил его старший брат Осман. Несмотря на то, что в это время набирал силу мюридизм, Хунзах на девять лет стал «островом непокорности». В это время Хаджи-Мурат и сторонник мюридизма Шамиль были по разные стороны баррикад.

Когда российские войска, воевавшие с Шамилем, нанесли врагу поражение на Гоцатлинских высотах и заняли Хунзах, то Хаджи-Мурат принял решение остаться при дворе. Российские власти назначили его фактическим командиром всеми аварскими воинскими подразделениями, но провозгласили ханом малолетнего Султан-Ахмеда.

Между молодым воином и Ахмед-ханом началось соперничество, переросшее во вражду. В итоге Хаджи-Мурата обвинили в том, что он ведет тайные переговоры с Шамилем. Горца арестовали и под конвоем отправили в Темир-Хан-Шуру, населенный пункт известный сейчас как Буйнакск. Несмотря на то, что Хаджи-Мурат был связан, ему удалось бежать. Он совершил безрассудный по своей смелости прыжок со скалы, по которой пролегала тропинка. При этом он утащил за собой двух конвоиров. Историки сходятся в том, что беглецу удалось выжить после такого падения потому, что он упал как раз на них. С переломом ноги он смог добраться до населенного пункта, где ему местные пришли на помощь.

Правая рука

После этого случая Хаджи-Мурат перешел на сторону Шамиля. Имам так ценил его, что сделал своей «правой рукой». Более 10 лет их сотрудничество наводило страх на российские войска. Хаджи-Мурата стали назвать «призрачным» воином. Он организовывал дерзкие набеги и проводил карательные акции ради мести. Известно, что русское командование выделяло лучшие отряды из элитных воинских частей туда, где мог объявиться уроженец Хунзаха.

Но и дружбе с Шамилем пришел конец. Своенравный Хаджи-Мурат исполнял не все указания имама, в итоге тот лишил его наибства. Дело дошло даже до открытых столкновений представителей двух сторон. В итоге, чтобы решить конфликт интересов, в Чечне должен был состояться съезд наибов. Хаджи-Мурат почувствовал, что может попасть в ловушку Шамиля, и с четверкой преданных воинов отправился к крепости Воздвиженская, где сдался русским властям.

Такое развитие событий было на руку русским. Они принимают его с почестями, но до конца не доверяют, зная взрывной характер горца. В итоге, несмотря на вежливое обхождение, Хаджи-Мурат находился фактически в положении пленника. Когда же он узнал, что Шамиль хочет убить его семью, то предпринял попытку бегства.

Со своими сподвижниками он стремится в горы, но недалеко от селения Нухи их настигают казаки и милиция. По легенде, пятерым воинам противостояли 300 человек. Несмотря на такой перевес сил, схватка продолжалась несколько часов. Потеряв друзей, раненый Хаджи-Мурат продолжал отбивать атаки. Даже получив 12 пулевых ранений, он кинулся на идущих на него казаков с кинжалом в руках. Сохранилась история, что герой погиб под шквальным огнем, обняв дерево. Непокорному военноначальнику отрубили голову, которую отправили графу Воронцову в качестве доказательства смерти смутьяна.

«…Голову прислали из Закатал, она прибыла, как мне говорили, в отличном виде и находится в госпитале. Любопытство видеть ее… Этот человек – ужас стольких людей и провинций – действительно умер…», — писал позже Воронцов князю Чернышеву.

Так голова воина и осталась в Петербурге. Сначала она хранилась в Военно-медицинской академии, затем была передана в Кунсткамеру. В 2009 году череп передали в Государственный музей истории религии Санкт-Петербурга.

Тело же Хаджи-Мурата было похоронено. В настоящее время его могила стала зияратом - почитаемым местом.

Могила Хаджи-Мурата


(Посещено: в целом 489 раз, сегодня 1 раз)

Голова Хаджи-Мурада

В апреле 1852 года Хаджи-Мурад прибыл в Нуху в сопровождении конвоя и под надзором капитана Бучкиева.

Поначалу Хаджи-Мурад с интересом осматривал местные достопримечательности, наведывался на базары и в караван-сараи, посещал мечети, где знать держалась от него подальше, а простой люд старался стать ближе.

Бездействие властей порождало в Хаджи-Мураде мрачную задумчивость, которая сменялась лихорадочным блеском глаз, когда он обращал их к горной гряде, отделявшей Нуху от Дагестана.

Начальник Нухинского уезда подполковник Карганов старался развлечь Хаджи-Мурада, обещая скорые перемены в его деле. А пока разрешал ему ездить по Нухе и окрестностям в сопровождении своих нукеров и небольшого конвоя. Несколько раз они вместе отправлялись на охоту, где Хаджи-Мурад вновь превращался в лихого наездника и меткого стрелка.

Карганов подозревал, что от Хаджи-Мурада можно ожидать всякого. Что если не удастся выручить его семью, то он попробует сделать это сам или даже перейдет обратно к Шамилю, учинив в Нухе шумное происшествие в надежде на примирение с имамом. Вместе с тем Карганов полагал достаточным выставлять секретные караулы и полагался на самих нухинцев, которые помнили недавний набег Хаджи-Мурада и готовы были при случае ему отомстить.

Не дождавшись решения своего дела от Воронцова, Хаджи-Мурад начал приходить в отчаяние, дерзил начальству и часто уходил от своего конвоя. А когда начальник нухинской милиции Хаджи-ага прилюдно насмехался над положением Хаджи-Мурада, то он едва сдерживал свою гордую натуру, чтобы не разорвать наглеца.

Во время одной из загородных прогулок случилось то, чего многие и ожидали.

В тот день, после очередной бессонной ночи, Хаджи-Мурад был не в духе. Не отвечая на расспросы, он отказался от завтрака и начал седлать своего коня. Конвойные решили, что он, по своему обыкновению, собирается за город на прогулку.

Отъехав версты две, Хаджи-Мурад спешился у родника, чтобы совершить омовение и помолиться со своими нукерами. Закончив намаз, он вскочил на коня и вдруг спросил начальника конвоя, мусульманина: почему тот не молился вместе с ними?

Урядник не нашелся что ответить и попробовал отшутиться. Хаджи-Мурад переменился в лице, и глаза его вспыхнули тем особенным огнем, который наводил ужас на его врагов. «Не грех убить такого неверного, как ты!» - крикнул Хаджи-Мурад и выстрелил в урядника из пистолета. Тот упал замертво. Другой конвойный был убит нукером Хаджи-Мурада. Затем, не дав опомниться остальным конвойным, горцы пустили коней в галоп. Казаки бросились следом, но беглецы, отстреливаясь, оторвались уже далеко и во весь опор мчались в сторону гор.

Когда о бегстве Хаджи-Мурада стало известно в Нухе, растерянный Бучкиев помчался в Тифлис, а Карганов спешно организовал погоню.

На поимку беглецов были брошены все силы, по уезду разосланы тревожные караулы, а из окрестных владений была мобилизована милиция.

Хаджи-Мурад, застрявший в болотистом месте, был настигнут на следующий день шушинской и нухинской милицией.

После перестрелки Хаджи-Мурад и его нукеры укрылись в небольшой роще, залегли в вырытой кинжалами яме и отгородились убитыми лошадьми.

Тем временем рощу окружали все новые толпы преследователей. Среди них был и Хаджи-ага, горевший желанием отомстить Хаджи-Мураду: однажды тот разбил его отряд и вынудил бежать из Элису, которым Хаджи-ага правил после Даниял-бека.

Окружением руководил майор Туманов. На его предложение сдаться Хаджи-Мурад ответил бранью и пулями. Туманов пошел на приступ, но был отбит. Бой продолжался более пяти часов, осажденные затыкали раны лоскутами и продолжали отстреливаться, пока оставались пули и порох. Наконец пальба смолкла. Чтобы убедиться, что беглецы мертвы, в их сторону погнали стадо коров. Когда стадо спокойно прошло небольшой лес, милиционеры решили, что все кончено, и с радостными криками ринулись к последнему укреплению мюридов. Но вдруг навстречу им выпрыгнул окровавленный Хаджи-Мурад с саблей в руке. Храбрец был ранен четырьмя пулями, но успел нанести несколько страшных ударов, пока не был изрублен сам. Та же участь постигла еще двух мюридов. Остальные двое были сильно изранены и взяты в плен.

Перед смертью отважный мюрид усмехнулся в лицо врагам: «Вы смогли меня убить, но не смогли победить».

Сообщение Бучкиева о бегстве Хаджи-Мурада изумило Воронцова до крайности. Выговаривая капитану за преступную халатность, наместник мысленно представлял себе, как будет разгневан государь, доверивший Хаджи-Мурада его попечению.

Но вскоре явился Аргутинский, который объявил о поимке и гибели Хаджи-Мурада и обещал, что скоро отрубленная голова его будет доставлена в Тифлис.

Когда тела Хаджи-Мурада и его мюридов привезли в Нуху, почти все население явилось к дому уездного начальника, чтобы увидеть тело великого человека. Многие были опечалены, но большинство ликовало. В духанах до утра били в барабаны, звучала зурна и слышались крики «ура!».

29 апреля 1852 года Воронцов, сообщая о случившемся Барятинскому, писал: «…Только одна возможность освобождения его семейства и то ложное положение, в которое он был у нас поставлен, вынудили его на роковой для него поступок. Он умер храбрецом. С четырьмя пулями в теле, шатаясь, он с одним из своих людей бросился с шашкой в руке вперед и был изрублен саблями и кинжалами. Пять голов были отправлены в Нуху, а голова Хаджи-Мурата будет прислана сюда, где Андреевский хочет ее препарировать и отослать в Академию. Посылаю Вам два оттиска печатей, найденных на его трупе. Это будет предметом любопытства для Ваших ученых».

Возможно, на решение Хаджи-Мурада повлияло и письмо Шамиля, полученное им незадолго до побега. В нем, в частности, говорилось: «Поклон и мир. Желаю твоего возвращения… Я забыл нашу ссору и все прощаю. Состояние твое велико. Русские не могут дать тебе столько. Я не трогал его и оно твое. Обещаю возвратить все, что отобрал прежде. Если не приедешь, то единоверцы станут жалеть о том…»

Когда голову Хаджи-Мурада, в сосуде со спиртом, доставили в Тифлис, кое-кто требовал насадить ее на шест и выставить на базаре для всеобщего обозрения. Воронцов счел это неприличным и передал страшный трофей в полицию. Но полицеймейстер предпочел поскорее передать голову в госпиталь. Там она была выставлена на анатомическом столе, а затем ее препарировал доктор Андреевский, чтобы затем отправить череп в Петербург.

В столице череп был представлен начальству, а затем передан профессору Пирогову, у которого уже имелось несколько подобных препаратов.

Видимо, череп Хаджи-Мурада представлял не научную, а лишь политическую ценность, потому что в скором времени оказался в Кунсткамере - музее природных чудес и прочих редкостей, в запасниках которого хранится в коробке и по сей день. Хотя по христианским и мусульманским канонам череп следовало бы возвратить в могилу его бывшего обладателя.

Могила Хаджи-Мурада находится недалеко от Нухи. Она стала зияратом - почитаемым местом.

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

Арсланали-хаджи («Лом-хаджи») Арсланали-хаджи родился в селении Нижнее Казанище, а его предки были из Тарки. По словам старожилов Нижнего Казанища, он обладал огромной физической силой, которой наделил его Всевышний.Прозвище «Лом-хаджи» он получил, по одним сведениям,

автора

6.9. Отрубленная голова Крестителя на пиру Ирода и отрубленная голова Цицерона на пиру Антония-Ирода По приказу Антония Цицерону отрубили голову и руку , с. 630. Сообщается следующее. «Голова Цицерона и рука очень долгое время висели на Форуме… и посмотреть на это

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

17.4. Отрубленная голова Балдуина, превращённая в чашу, и отрубленная голова Святослава, также превращённая в чашу О смерти Балдуина некоторые авторы сообщают следующие интересные подробности. «Балдуин был взят ими (то есть скифами. - Авт.) в плен и в узах представлен царю

автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Переход Хаджи-Мурада к Шамилю В конце того же 1840 года случилось еще одно событие, заметно повлиявшее на дальнейший ход Кавказской войны.Аварский старшина Хаджи-Мурад был в Дагестане весьма известной личностью. Несмотря на то, что управлять Аварией после истребления

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Набег Хаджи-Мурада на Темир-Хан-Шуру В конце марта 1849 года Аргутинский вернулся в свою главную резиденцию - Темир-Хан-Шуру, чтобы отдохнуть и залечить рану, полученную под Салта. Он был человек немногословный, но среди веселья по случаю успешного завершения военной

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Последний поход Хаджи-Мурада В ответ на настойчивые приглашения от обществ Кайтага и Вольного Табасарана, расположенных почти у самого Каспия, рядом с Дербентом, Шамиль отправил туда нескольких наибов с тремя тысячами мюридов. Путь предстоял дальний и опасный - нужно

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Голова Хаджи-Мурада В апреле 1852 года Хаджи-Мурад прибыл в Нуху в сопровождении конвоя и под надзором капитана Бучкиева.Поначалу Хаджи-Мурад с интересом осматривал местные достопримечательности, наведывался на базары и в караван-сараи, посещал мечети, где знать

Из книги Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля [Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах] автора ал-Карахи Мухаммед Тахир

Заключение в прекрасных стихах и правдивых словах превосходного хаджи Мухаммеда, сына хаджи ал-Хафиза Абд ар-Рахмана ас-Сугратли Изложение этих стихов в этом месте пристойно, пусть будет некоторое одно из двух пояснением и толкованием к некоторому другому.Пусть будут

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.4. Почему мечеть на карте 1572 года названа мечетью Мурада? Возможно, из-за путаницы с близлежащей мечетью Фетхие, переделанная из христианской церкви по повелению Мурада III Снова обратимся к карте 1572 года и к единственной большой мечети, изображенной на ней. Как мы видели,

Кунсткамера теряет головы

Рамзан Кадыров хочет забрать из Кунсткамеры и похоронить голову наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата. Годом ранее по настоянию Казахстана музей лишился головы Кейки-батыра - в Астане её предали земле. Как печально шутят историки, на очереди египетские мумии из Эрмитажа и уродцы из Кунсткамеры. А фаллос Распутина в «Музэросе» даже пришлось застраховать.

В советское время церковные святыни попали в музейные коллекции. В 1990-е религиозная парадигма начала меняться, и музеи сначала вернули православные реликвии, а теперь пришло время и исламских ценностей. В четверг Рамзан Кадыров потребовал захоронить голову горца Хаджи-Мурата - русский трофей времен Кавказской войны.

Две недели назад в Киргизии власти похоронили мумию девушки IV – V века нашей эры, найденную в 1956 году археологами из Ленинграда. Перед этим созданная межведомственная комиссия по захоронению выслушала предсказателей, которые пригрозили катастрофами с большим количеством жертв, если тело срочно не предадут земле. Российские государственные СМИ, в частности «Российская газета», бушевали заметками, что «исторический музей Киргизии лишился уникального артефакта», земле предали «ценную находку, имеющую огромную научную ценность и требующую досконального изучения».

А 2 ноября ситуация начала частично повторяться в Санкт-Петербурге. В четверг в своём аккаунте в Telegram глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что «довольно глазеть на труп Ленина» – «руководителя революции давно пора похоронить», а вместе с ним предать земле и наиба («правую руку») имама Шамиля Хаджи-Мурата, голова которого хранится в музее в Санкт-Петербурге.

Хаджи-Мурат, живший в 19-м веке, – один из самых уважаемых и известных горцев Чечни, Дагестана и Азербайджана. Военачальник прославился храбростью в сражениях против русских в Кавказской войне на стороне имама Шамиля и даже стал героем биографической повести Льва Толстого. После смерти Хаджи в бою его голова была отсечена и доставлена в Петербург, где череп до 1959 года хранился в Военно-медицинской академии. Затем он был передан в Кунсткамеру и до начала 2000-х был доступен посетителям.

Найти в Петербурге ученых, которые бы заступились за трофей, «Фонтанке» не удалось - только услышав имя Рамзана Кадырова, музеи и религиоведы отказывались от разговора. В Военно-медицинском музее от комментариев отказались, заявив, что тема провокационная. А в Кунсткамере и вовсе заявили, что вся информация о «предполагаемом черепе» теперь предназначена только для «служебного использования».

Выяснилось, что, как и ранее в Киргизии, в России для решения судьбы исторической ценности была создана межведомственная комиссия. В этом вопросе Кадырова опередил министр культуры Владимир Мединский. По его приказу от 2015 года в неё вошли как представители Кунсткамеры и Минкульта и профильных институтов, так и МИД, МВД и ФСБ.

– В состав комиссии входят специалисты-эксперты, занимающиеся проведением всех необходимых экспертиз и анализов останков Хаджи-Мурата с целью их идентификации. После получения результатов экспертиз будет определен последующий порядок организации работы комиссии с привлечением заинтересованных сторон, – пояснили «Фонтанке» в пресс-службе Министерства культуры РФ.

В приватной беседе сотрудники Кунсткамеры не сомневаются, что «заинтересованные стороны» голову получат, так как уже был прецедент. И это не известные легенды о голове любовницы Петра Первого Марии Гамильтон, из емкости с которой якобы выпили спирт английские матросы; и не исчезнувшая в 1747 году после пожара голова слуги царя Николя Буржуа, которая по ночам ищет свое тело, пугая сторожей, а вполне устоявшийся факт. В прошлом году Кунсткамера рассталась с черепом Нурмагамбета Кокембайулы – Кейки-батыра (богатыря) из Казахстана.

На родине в годы Октябрьской революции и гражданской войны он был лучшим стрелком степи, стойко держа оборону и от красных, и от белых. В апреле 1923 года он в окруженном доме дал бой красноармейцам, в одиночку убив 6 человек и ранив 9. Перезаряжать винтовку ему помогала беременная жена. По легенде голову доставили в Петроград и показали лично Владимиру Ленину. С того момента череп стрелка находился в Кунсткамере. Но в августе 2016 года вопрос возвращения останков казахского национального деятеля был поднят на межгосударственном уровне, и Дмитрий Медведев пообещал решить его положительно. А 6 октября прошлого года останки уже были доставлены в Астану самолётом для захоронения.

Доцент кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена Алексей Гайдуков считает, что заявление Кадырова отражает настроения мусульман - тело (в данном случае череп) должно быть захоронено.

– В исламе религиозная традиция предполагает захоронение тела человека в день смерти до заката, а обычно даже до полудня. Поэтому если тело остается отдельно от головы, то это нарушение традиций, оскорбление, собственно, точно так же как и в православии, – отметил он. – Уже около 10 лет идут разговоры о том, что надо перезахоронить. Для Кавказа это исторически важная и значимая личность. Дань уважения и желание соблюсти обряд может преобладать.

По его словам, захоронения – это традиционная тема преткновения верующих и исследователей.

– В петровские времена Кунсткамера была отражением эстетики смерти, а сейчас меняется этическая система, и религиозная приходит им на смену, – заявил Гайдуков. – Археологам и историкам всегда доставалось. Но с другой стороны, простые гробокопатели, которые достают драгоценности из могил, обычно остаются безнаказанными. Поэтому обычно страдает наука.

В Музее истории религии «Фонтанке» сообщили, что у них уже давно не осталось никаких исторических персонажей в роли экспонатов. А бывшие ранее мощи передали церкви, но с черепом Хаджи-Мурата у них есть большая разница - он не является предметом исскуства:

– Мощи попадали к нам не как антропологический экспонат, – заявили в музее. – Они попадали в музей в окладах, в мощевиках, как составляющая некоего предмета декоративно-прикладного искусства. А в Кунсткамера – это музей антропологии, и черепа туда передавали по другому принципу.

В этом плане сложное отношение есть к другому знаменитому экспонату - фаллосу Григория Распутина, которого при жизни считали целителем и старцем. Арт-директор Наталья Дягилева сообщила «Фонтанке», что экспонат даже пришлось застраховать, чтобы уберечь.

– Любая часть человеческая имеет право быть и на рассмотрении, и лежать спокойно там, где ей положено лежать. Но народ на него (фаллос Распутина) валом не валит, – рассказала она. – Некоторые пугаются, потому что любой человеческий орган, хоть голова, хоть палец, он всегда вызывает внутренний страх. Сейчас он застрахован от кражи и ущерба - третьи лица бывают разные, а там стеклянный сосуд.

По её словам, выкупить и захоронить нефритовый стержень пока никто не предлагал:

– Даже если бы такое предложение поступило, я бы сказала: а вы готовы к эксгумации самого Распутина, чтобы установить принадлежность?

Илья Казаков, «Фонтанка.Ру»

Часть тела героя Кавказской войны до сих пор остается экспонатом Кунсткамеры

Хаджи-Мурат

Говорят, что война заканчивается в тот момент, когда погребен последний ее воин. Кавказская война формально завершена почти 150 лет назад. Однако до сих пор не захоронена голова Хаджи-Мурата - монументальной личности общекавказской истории. Вряд ли можно быть равнодушным к тому, как с частью его мертвого тела обошлась сначала Российская империя, потом СССР, а теперь Российская Федерация. Лишь захоронив героя той войны, можно восстановить справедливость и закончить, наконец, кавказскую войну для всех. Так считает автор материала на нашем сайте.

Кавказская война давно закончилась. Но для одной дагестанской семьи и, как ни странно, санкт-петербургского музея антропологии и этнографии (бывшей Кунсткамеры) – это не так очевидно. В недрах хранилища последнего до сих пор хранится голова легендарного героя Хаджи-Мурата, имя которого дало название знаменитой повести Льва Николаевича Толстого.

Несмотря на вопиющее варварство происходящего, по-другому назвать это невозможно, голову не передают семье для захоронения вместе с остальным телом. Никакие требования и попытки решить вопрос цивилизованно не помогают. Чиновники держатся за голову насмерть.

Необыкновенные приключения головы Хаджи-Мурата в России

В 1851 году Хаджи-Мурат ушел от имама Шамиля в Батлаич. Царское правительство решило воспользоваться его популярностью среди горцев для привлечения их на свою сторону. Но план не сработал. Хаджи-Мурат поругался с русскими властями и сделал попытку уйти в горы. Он погиб в стычке с превосходящими силами казаков и горской милиции в районе с. Онджалы, близ Закатал (Кахский район Азербайджана). Хаджи-Мурат вместе с 4-мя своими сподвижниками (3 аварцев и 1 чеченец) сражались с 300 противниками, окопавшись в небольшой яме.

Знаменитый храбрец Кавказа погиб обняв дерево, а вокруг него остались лежать 17 убитых его врагов. Могила Хаджи-Мурата стала зияратом - почитаемым местом. Тело похоронили на месте трагедии, как и положено, а вот то, что происходит с головой объяснить трудно.

Голова Хаджи-Мурата в момент его смерти была отсечена неизвестным человеком. Уже снятую с плеч ее рисовал художник Корродини.

Русские власти отобрали голову у тех, кто ей владел первоначально, и переслали в Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии. Потом заспиртованную голову наиба увезли в ставку наместника в Тифлис. Какое-то время она была выставлена в анатомическом театре на всеобщее обозрение, а затем ее препроводили в Петербург. Здесь голова была передана профессору Пирогову, у которого уже имелось несколько подобных препаратов. Так она сначала оказалась в Военно-медицинской академии, а потом - в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.

В письме от 1 мая 1852 г. князю А. Чернышеву Воронцов писал: «…Голову прислали из Закатал, она прибыла, как мне говорили, в отличном виде и находится в госпитале. Любопытство видеть ее… Этот человек – ужас стольких людей и провинций – действительно умер…» Прочитав донесение князя Воронцова о гибели Хаджи Мурада, Николай I написал резолюцию: “Хорошо, что так кончилось. Вот новое доказательство, как следует доверять этим коварным разбойникам!”.

Мы видим, что отсеченная голова послужила «цивилизованной империи» своего рода доказательством смерти неуловимого наиба. В этих целях ее, вероятно, и выставляли в Тифлисе. Не правда ли, напоминает эпизоды из истории раннего Средневековья или из практики диких племен Африки!

В Кунсткамере череп получил инвентарный статус «экспонат N119». По подтвержденным данным голова героя попала в музей Истории Религии Санкт-Петербурга в 2009-м году. С тех пор она хранится там. Как и в имперские времена, и сегодня голова Хаджи-Мурата – некий анатомический образец черепа «дикого кавказца».

Борьба за голову и честь наиба

В наше время было несколько попыток добиться возвращения черепа и восстановления чести наиба. Дело в том, что в Дагестане живут потомки героя, и они естественно требуют голову для захоронения. Для них, как и для всех дагестанцев, отсечение и последующая ее передача в музей – это форменное унижение, длящееся уже полтора века.

Справедливости ради, надо сказать, что дагестанцы не очень активно занимаются этим делом. Может быть, им вообще не понятно, почему музей и сегодня отказывает в справедливых требованиях и продолжает варварство, удерживая часть тела в своих хранилищах! Такая инфернальная жестокость и абсурдность происходящего действительно вызывает растерянность.

В 2000 году кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения предприняло руководство Республики Дагестан и лично депутат Государственной Думы Омар Омаров. В Туле была также создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановить историческую справедливость в отношении заглавного персонажа всемирно известной повести Льва Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициативу поддержали Музей-усадьба Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”. Было поданы иски в суд.

Тогда голову кавказской легенды захоронить не удалось, но череп Хаджи-Мурата исключили из состава государственной части музейного фонда Российской Федерации. Однако с утратой статуса музейного предмета он остался объектом федеральной собственности и так и не попал к родным.

В Интернете удалось также обнаружить группу «В контакте» «Хаджи-Мурат – вернем голову герою!». Особой активностью она не отличается.

Есть еще специальный сайт, посвященный Хаджи-Мурату, и отдельное видео о его голове, хранящейся в музее. Любой может с ним ознакомиться: ВИДЕО.

Голова героя должна быть предана земле. Об этом говорит даже неграмотная Марья Дмитриевна, одна из героинь толстовского “Хаджи-Мурата”, которая воскликнула, увидев отрубленную голову наиба: “Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право”.

Правда, сколько еще времени потребуется для решения вопроса с «экспонатом № 19» не известно.

Кем был Хаджи-Мурат?

Хаджи-Мурат Хунзахский (ок. 1816 - 5 мая 1852) - молочный брат аварских ханов. Один из самых энергичных и способных горских вождей. Его называли «лучшим наибом Шамиля».

Хаджи-Мурат в малолетстве изучал Коран и религиозные науки. Был очень смышленым, что скажется потом. Так что видеть в легендарном наибе только лишь отважного башибузука не правильно. Это крупный политик, который вписал свое имя в золотые страницы Кавказа и всей России.

Ему было около 11 лет, когда Аварское ханство приняло российское подданство и чуть больше, когда Гази-Магомед с мюридами обложили Хунзах. В этой войне он потерял отца. Так он оказался на стороне Петербурга против Шамиля, преемника убитых имамов. После истребления ханского дома Хаджи-Мурат стал настоящим правителем Аварии, несмотря на то, что номинальным главой был назначен Ахмед-хан Мехтулинский.

За совершенные подвиги русские произвели Хаджи-Мурата в офицеры. Но в 1840 г. он был обвинен в тайных сношениях с повстанцами и по приказанию генерала отправлен в Темирхан-Шуру. По пути Хаджи-Мурат бежал, совершив смелый прыжок со скалы по краю которой пролегала тропинка и утащив за собой двоих конвоиров на которых он приземлился при падении сломав только одну ногу.

С этого времени началась его служба у Шамиля, назначившего его наибом всех аварских селений. Для имама Хаджи-Мурат был особым человеком, т.к. он символизировал собой своего рода переход аварской знати на его сторону и признание верховенства власти имамата над ханской.

В течение 10 лет Хаджи-Мурат был правой рукой имама. В эти годы он организовал немало ошеломляющих набегов, сделавших его имя легендарным. Его храбростью восхищались все. А слава его подвигов облетела весь Кавказ и Россию. «Сказать, что это был храбрец и удалец из самых храбрых и удалых горцев, значит еще ничего не сказать для его характеристики: бесстрашие Хаджи-Мурата было поразительно даже на Кавказе», – отмечал в марте 1881 г. авторитетный журнал «Русская Старина».

По поводу возвращения Хаджи-Мурата к русским нет однозначного мнения. Основная версия заключается в конфликте с имамом, но есть и предположение, что «предательство» было тайной игрой имама. «Смерть Хаджи-Мурада оставила навсегда неразгаданным невольный вопрос: было ли его бегство к нам и обратно хитро продуманною, с ведома Шамиля, комбинациею…», – писал Воронцов Барятинскому. А. Зиссерман, царский офицер, также утверждал: «Есть люди, которые утверждают, будто бегство Хаджи-Мурата было заранее устроено между ним и Шамилем».

Дайджест

Зачем России голова Хаджи-Мурата? Говорят, что война заканчивается в тот момент, когда погребен последний ее воин. Кавказская война формально завершена почти 150 лет назад. Однако до сих пор не захоронена голова Хаджи-Мурата - монументальной личности общекавказской истории. Вряд ли можно быть равнодушным к тому, как с частью его мертвого тела обошлась сначала Российская империя, потом СССР, а теперь Российская Федерация. Лишь захоронив героя той войны, можно восстановить справедливость и закончить, наконец, кавказскую войну для всех. Так считает автор материала на нашем сайте.Кавказская война давно закончилась. Но для одной дагестанской семьи и, как ни странно, санкт-петербургского музея антропологии и этнографии (бывшей Кунсткамеры) – это не так очевидно. В недрах хранилища последнего до сих пор хранится голова легендарного героя Хаджи-Мурата, имя которого дало название знаменитой повести Льва Николаевича Толстого.Несмотря на вопиющее варварство происходящего, по-другому назвать это невозможно, голову не передают семье для захоронения вместе с остальным телом. Никакие требования и попытки решить вопрос цивилизованно не помогают. Чиновники держатся за голову насмерть.Необыкновенные приключения головы Хаджи-Мурата в РоссииВ 1851 году Хаджи-Мурат ушел от имама Шамиля в Батлаич. Царское правительство решило воспользоваться его популярностью среди горцев для привлечения их на свою сторону. Но план не сработал. Хаджи-Мурат поругался с русскими властями и сделал попытку уйти в горы. Он погиб в стычке с превосходящими силами казаков и горской милиции в районе с. Онджалы, близ Закатал (Кахский район Азербайджана). Хаджи-Мурат вместе с 4-мя своими сподвижниками (3 аварцев и 1 чеченец) сражались с 300 противниками, окопавшись в небольшой яме.Знаменитый храбрец Кавказа погиб обняв дерево, а вокруг него остались лежать 17 убитых его врагов. Могила Хаджи-Мурата стала зияратом - почитаемым местом. Тело похоронили на месте трагедии, как и положено, а вот то, что происходит с головой объяснить трудно.Голова Хаджи-Мурата в момент его смерти была отсечена неизвестным человеком. Уже снятую с плеч ее рисовал художник Корродини.Русские власти отобрали голову у тех, кто ей владел первоначально, и переслали в Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии. Потом заспиртованную голову наиба увезли в ставку наместника в Тифлис. Какое-то время она была выставлена в анатомическом театре на всеобщее обозрение, а затем ее препроводили в Петербург. Здесь голова была передана профессору Пирогову, у которого уже имелось несколько подобных препаратов. Так она сначала оказалась в Военно-медицинской академии, а потом - в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.В письме от 1 мая 1852 г. князю А. Чернышеву Воронцов писал: «…Голову прислали из Закатал, она прибыла, как мне говорили, в отличном виде и находится в госпитале. Любопытство видеть ее… Этот человек – ужас стольких людей и провинций – действительно умер…» Прочитав донесение князя Воронцова о гибели Хаджи Мурада, Николай I написал резолюцию: “Хорошо, что так кончилось. Вот новое доказательство, как следует доверять этим коварным разбойникам!”.Мы видим, что отсеченная голова послужила «цивилизованной империи» своего рода доказательством смерти неуловимого наиба. В этих целях ее, вероятно, и выставляли в Тифлисе. Не правда ли, напоминает эпизоды из истории раннего Средневековья или из практики диких племен Африки!В Кунсткамере череп получил инвентарный статус «экспонат N119». По подтвержденным данным голова героя попала в музей Истории Религии Санкт-Петербурга в 2009-м году. С тех пор она хранится там. Как и в имперские времена, и сегодня голова Хаджи-Мурата – некий анатомический образец черепа «дикого кавказца».Борьба за голову и честь наибаВ наше время было несколько попыток добиться возвращения черепа и восстановления чести наиба. Дело в том, что в Дагестане живут потомки героя, и они естественно требуют голову для захоронения. Для них, как и для всех дагестанцев, отсечение и последующая ее передача в музей – это форменное унижение, длящееся уже полтора века.Справедливости ради, надо сказать, что дагестанцы не очень активно занимаются этим делом. Может быть, им вообще не понятно, почему музей и сегодня отказывает в справедливых требованиях и продолжает варварство, удерживая часть тела в своих хранилищах! Такая инфернальная жестокость и абсурдность происходящего действительно вызывает растерянность.В 2000 году кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения предприняло руководство Республики Дагестан и лично депутат Государственной Думы Омар Омаров. В Туле была также создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановить историческую справедливость в отношении заглавного персонажа всемирно известной повести Льва Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициативу поддержали Музей-усадьба Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”. Было поданы иски в суд.Тогда голову кавказской легенды захоронить не удалось, но череп Хаджи-Мурата исключили из состава государственной части музейного фонда Российской Федерации. Однако с утратой статуса музейного предмета он остался объектом федеральной собственности и так и не попал к родным.В Интернете удалось также обнаружить группу «В контакте» «Хаджи-Мурат – вернем голову герою!». Особой активностью она не отличается.Есть еще специальный сайт, посвященный Хаджи-Мурату, и отдельное видео о его голове, хранящейся в музее. Любой может с ним ознакомиться: ВИДЕО.Голова героя должна быть предана земле. Об этом говорит даже неграмотная Марья Дмитриевна, одна из героинь толстовского “Хаджи-Мурата”, которая воскликнула, увидев отрубленную голову наиба: “Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право”.Правда, сколько еще времени потребуется для решения вопроса с «экспонатом № 19» не известно.Кем был Хаджи-Мурат?Хаджи-Мурат Хунзахский (ок. 1816 - 5 мая 1852) - молочный брат аварских ханов. Один из самых энергичных и способных горских вождей. Его называли «лучшим наибом Шамиля».Хаджи-Мурат в малолетстве изучал Коран и религиозные науки. Был очень смышленым, что скажется потом. Так что видеть в легендарном наибе только лишь отважного башибузука не правильно. Это крупный политик, который вписал свое имя в золотые страницы Кавказа и всей России.Ему было около 11 лет, когда Аварское ханство приняло российское подданство и чуть больше, когда Гази-Магомед с мюридами обложили Хунзах. В этой войне он потерял отца. Так он оказался на стороне Петербурга против Шамиля, преемника убитых имамов. После истребления ханского дома Хаджи-Мурат стал настоящим правителем Аварии, несмотря на то, что номинальным главой был назначен Ахмед-хан Мехтулинский.За совершенные подвиги русские произвели Хаджи-Мурата в офицеры. Но в 1840 г. он был обвинен в тайных сношениях с повстанцами и по приказанию генерала отправлен в Темирхан-Шуру. По пути Хаджи-Мурат бежал, совершив смелый прыжок со скалы по краю которой пролегала тропинка и утащив за собой двоих конвоиров на которых он приземлился при падении сломав только одну ногу.С этого времени началась его служба у Шамиля, назначившего его наибом всех аварских селений. Для имама Хаджи-Мурат был особым человеком, т.к. он символизировал собой своего рода переход аварской знати на его сторону и признание верховенства власти имамата над ханской.В течение 10 лет Хаджи-Мурат был правой рукой имама. В эти годы он организовал немало ошеломляющих набегов, сделавших его имя легендарным. Его храбростью восхищались все. А слава его подвигов облетела весь Кавказ и Россию. «Сказать, что это был храбрец и удалец из самых храбрых и удалых горцев, значит еще ничего не сказать для его характеристики: бесстрашие Хаджи-Мурата было поразительно даже на Кавказе», – отмечал в марте 1881 г. авторитетный журнал «Русская Старина».По поводу возвращения Хаджи-Мурата к русским нет однозначного мнения. Основная версия заключается в конфликте с имамом, но есть и предположение, что «предательство» было тайной игрой имама. «Смерть Хаджи-Мурада оставила навсегда неразгаданным невольный вопрос: было ли его бегство к нам и обратно хитро продуманною, с ведома Шамиля, комбинациею…», – писал Воронцов Барятинскому. А. Зиссерман, царский офицер, также утверждал: «Есть люди, которые утверждают, будто бегство Хаджи-Мурата было заранее устроено между ним и Шамилем».