Армения церковь в скале. Гегард, Гарни и арка Арарата: прекрасные достопримечательности Армении. Застывшая музыка Гарни

Уехать на общественном транспорте можно только до храма Гарни. Сделать это можно со станции, что напротив автоцентра «Mersedes» (еще один ориентир — памятник со всадником). Вам нужна либо маршрутка №266, либо автобус №284. Чтобы попасть вк храму Гарни, можете сообщить об этом водителю, он остановится у поворота, далее до храма метров 500 пешком.

  • Расстояние: 30 км до Гарни
  • Время в пути: около 40 минут
  • Стоимость проезда: 250 драм
  • Интервал: каждый час

До монастыря Гегард, как вы уже поняли общественный транспорт не ходит, потому что это отдельная тупиковая ветка, уходящая к скалам. От Гарни до Гегарда около 10 км. Прямо на дороге от Гарни ездят таксисты, которые будут останавливаться и предлагать отвезти до Гегарда примерно за 1000 драм в одну сторону (можно договориться за 2000 драм в обе стороны с ожиданием в 1 час). Или же проехать 10 км на попутках.

Такси из Еревана

Опять же в столице можно найти машину на 3-4 человек примерно за 15 000 драм, в эту стоимость входит поездка до обоих храмов Гарни и Гегард и обратно, включая ожидание.

Экскурсии

Индивидуальные экскурсии:

Личный опыт

Мы добрались до вышеуказанной автостанции, где ждал автобус ПАЗ. До его отъезда мы тщетно пытались найти хоть какую-нибудь «харчевню», где бы было что-либо кроме хачапури, фруктов или мяса (на тот момент я еще была вегетарианцем). Зато наткнулись на армянский сыр. Нам отрезали кусочек с зеленью тархуна. Оказался довольно соленым, но вкусным. Взяли полкило, а ели его с лавашом уже на заднем сидении автобуса.

По пути познакомились с водителем автобуса, который пропитался к русским туристам дружелюбием, пригласив к себе на угощение, а если понадобиться, то и предоставить крышу над головой на ночь. Снова можно было только пожалеть о краткосрочности пребывания в этой стране.

После выхода на нужном повороте мы решили сначала доехать до дальней точки (храма Гегард), а уж на обратном пути заскочить в Гарни, ибо не известно сколько времени нам потребуется на два храма.

После Гарни была территория таксистов, буквально за 1000 драм они могли доставить нас до места. Мы же как «зажравшиеся коты» только носы воротили. Показалось странным, что на шоссе почти не было «гражданских», в основном только такси. Раз «колеса» нам не светят, пошли пешком, зато пополнили запасы воды, в одном из дворов, и даже удалось попробовать ежевику с куста и алычу. Для эксперимента решили таки остановить таксиста, узнать расценки. Оказалось, что 1000 драм — это только доехать до места, а если мы хотим вернуться обратно, то надо заплатить 2000 драм. Мы отказались, так как все еще надеялись на попутку. Встретившиеся китайцы, которым, судя по всему, тоже не везло с попутками, пояснили на английском, что нужно повернуть налево, а то утопали бы не туда.

Неожиданно рядом остановилась нива. Двум армянам хоть и нужно было в другую сторону, но они согласились подбросить нас до Гегарда. Только когда мы уже стояли перед монастырем, мы поняли, почему никто не останавливался. Дорога, ведущая сюда, была тупиковой. То есть сюда либо ехали конкретно в крепость, либо не ехали вообще.

Монастырь Гегард (Гехард)

Уже издалека монастырь впечатляюще красовался перед посетителями, будучи окруженный со всех сторон живописными горами, и возвышаясь над дорогой, действительно, как скала.

Где находится

Монастырь расположен в 40 км от Еревана в скалах, что выше по ущелью реки Азат. Этот архитектурный памятник притягивает своей исключительностью. Гегард в переводе означает «копьё». Название происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте. Сейчас копьё находится в сокровищнице Эчмиадзина . Здесь же и кроме копья было на что посмотреть.

Что посмотреть

1. Не доходя до главного входа, можно подняться по сыпучей тропинке к остаткам части монастыря, которые выглядывают прямо из скалы.

Отсюда открывается великолепный вид как на сам Гегард, так и на потрясающие зеленые горы в противоположной стороне.

Армяне, которые нас сюда привезли, рассказывали, что всю эту зеленую красоту (деревья, кусты) от основания до пика, собственноручно посадил один из великих правителей Армении (к сожалению, сейчас не вспомню его имени). Нам же скорее хотелось попасть в сам монастырь.

2. Территория монастыря и стены Гегарда поражают своим размахом. Да, часть его все же была сделана из каменных блоков, но очень искусно и ровно подогнанных друг к другу.

3. Отсутствие электрического освещения внутри. Все, что было в распоряжении наших глаз – это свечи, зажженные верующими, которые придавали монастырю мистический вид. Единственный, кто «страдал» в таких условиях — фотоаппарат. Многие фотографии получались не очень удачными.

Просторные залы, высокие потолки, колонны, резной церковный и не очень орнамент. Некоторые рисунки были качественно сделаны, чем заставили меня сомневаться в их ручном изготовлении.

Особенно впечатлили куполообразные своды залов. «Готичного» вида орнамент как бы нависал над головой, при этом не вызывая никакого чувства угнетения, скорее восхищение.

4. В одном из залов находится источник. Мы решили поменять наш запас воды на ту, которая бежала прямо из скалы. Здесь постоянно толпится много людей, в результате приходится выстоять очередь. Один рассеянный армянин оставил на камне свои темные очки, которые я не заметила и безжалостно наступила, когда выходила от источника. Было очень неловко, но, слава богу, дело закончилось миром, армянин понял, что он сам виноват, положив очки в неподходящее для этого место.

5. За стенами монастыря бежит небольшая горная речка Гохт, вдоль которой можно прогуляться, или по мосту через нее перебраться на противоположный берег, заглянуть в нишу одной из скал.

Сколько стоит

Как всегда вход в армянский монастырь бесплатный.

Время работы

Гегард монастырь действующий, поэтому попасть туда можно в течение светового дня. Оно и логично, ибо если будет темно на улице, то в монастыре вообще хоть глаз выколи. Естественно в разное время года — световое время дня разное.

Что купить

У основания скалы храма стоят несколько лавочек с местными «вкусностями». Наше внимание, конечно же, не могло пройти мимо. Особенно заинтересовал медовый пирог, картинками которого мы налюбовались в интернете. Странное дело, но больше нигде мы его не встречали в Армении. Мой друг был большим любителем выпечки, поэтому поинтересовался о стоимости пирога: 3000 драм за пирог с размером со среднюю пиццу (возможно, для России это и не так дорого). Одна бабуля, увидев расстроенное лицо русского туриста, сначала долго препиралась на армянском со своей «конкуренткой» по торговле, а потом протянула оставшийся у нее отломанный кусок пирога (где то четверть от целого) ему со словами, что это подарок. Вот это да!

На обратном пути, жуя вкусный пирог, мы долго гадали, почему она так поступила. Возможно, потому что был конец дня, и кусок этот некуда было бы деть, все равно зачерствеет, а может, потому что выглядели мы как бедные студенты (нас часто спрашивали, не учимся ли мы), да еще и худые, как велосипеды. Все-таки армяне – щедрый народ. Я с каждой новой встречей убеждаюсь в этом все больше и больше.

Форельный бизнес Армении

Из «тупика» Гегарда нам все равно пришлось топать пешком до шоссе. Однако, пирог, который достался в подарок от местных торговок, еще не успел закончиться, как возле нас остановилась иномарка. Из окна второго сидения нас с любопытством рассматривала девочка лет 10. Долго уговаривать мы себя не заставили. За рулем сидел бизнесмен, а девочка была его дочкой. Удивительно, но нам, оказалось, по пути.

По дороге Армянин рассказал нам, что у него ресторанный бизнес рядом с Гарни, местом, которое было следующим в списке нашего маршрута. Он неплохо говорил по-русски, и даже использовал сленговые слова. А по манерам полностью соответствовал своему «блатному» статусу. Ему необходимо было заехать купить рыбы (форель – царская рыба, армяне вообще гордятся тем, что она тут в изобилии водится) до того, как мы доберемся до места. Мы были только «за». За рыбой заехали в частный дом, где на территории было несколько бассейнов для ее разведения. Нас даже пригласили пройти туда.

У самого входа был небольшой дворик с «виноградным потолком» над головой, а чуть левее сидел мужчина с кучей банок на столе. Судя по уже заполненным банкам, здесь варили варенье. Мне в глаза бросился фаллообразный камень темного цвета, который выполнял роль фонтанчика с питьевой водой. Хм, вполне логично его здесь увидеть, так как подобная вещь несет в себе смысл плодородия, что для бизнеса только в плюс.

Мы спустились ниже, и увидели несколько небольших водохранилищ, в которых выращивали форель. Для нашего «друга» выловили парочку взрослых рыбешек, и прямо при нас оглушили палками по голове. Не очень приятное зрелище, но любопытное. Оказывается до таких размеров, форель вырастает за два года.

Пока армянин расплачивался, наметанный глаз моего друга заметил сад справа, где росли сливы. Плоды деревьев были настолько крупными, что он просто не мог их не заметить, о чем заявил восхищенно вслух. Наш попутчик радушно предложил нам угоститься, собрав специально для нас большую горсть. Здесь же в фонтанчике мы помыли фрукты и счастливые поехали дальше.

Языческий храм Гарни

Ресторан и, правда, находился почти у самых ворот Гарни. Армянин пожелал нам удачи, сказав, что если мы тут пробудем до 23:00, то он и до Еревана нас подвезет. Я уже устал удивляться широте души армян. Мы поблагодарили, но, естественно, при всем раскладе, так долго здесь совершенно нечего было делать.

Сколько стоит

На входе в храм есть кассы, стоимость билета в Гарни — 1200 драм. В последнюю субботу месяца вход бесплатный для всех.

Время работы

  • ВТ-СБ: с 09:00 до 22:00 (в не сезон меньше)
  • ВС: с 09:00 до 15:00
  • ПН: выходной

Что посмотреть

1. Храм Гарни как современная пародия на древне-греческие постройки, но в лучах закатного солнца на фоне гор он выглядит довольно приятно.

Про Гарни нам еще рассказывал. Это единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. Как полагают, он был посвящён языческому богу Солнца Митре. В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1970-е годы, именно тогда он и утратил свою «историческую изюминку».

2. Остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке рабами-греками, оставившими на мозаичном полу надпись - жалобу на то, что им не заплатили за работу.

3. Отсюда очень хороший вид на холмы, расщелину снизу и на дачи «буржуев». Если бы не вечер, то спустились бы вниз, там говорят очень красиво, можно прогуляться по ущелью.

Смеркалось.., а нам пора в возвращаться. На шоссе повезло «поймать» еще одну «крутую машину». Водитель попался с болью на душе, которую поспешил вылить на усталых и без того путников. Больше не повезло моему другу, так как он сел на переднее сидение, а я расслаблялась сзади после долгого дня. Только день на этом не закончился, впереди нас ждали очередные приключения в Ереване, но о них вы узнаете в следующий раз.

Эти места настолько популярны у туристов, что появилось новое слово, означающее целый день созерцания сумасшедшей красоты - "гарнигегард".
В Гарни есть остатки крепостной стены, языческий храм, руины христианской церкви, дворца и бань, источник с очень вкусной водой, древнейшие хачкары и скромный холм справа от входа. Под холмом - древние казармы, которые в мае этого года, когда я там была, еще не начинали раскапывать. По словам экскурсовода, раскопки должны были начаться этим летом или осенью. Значит, скоро музей под открытым небом станет еще интереснее. На этом месте еще в 3 тысячелетии до н. э. стояла циклопическая крепость, сейчас же можно увидеть строения 1 в н. э.

Самое интересное в музее, конечно, храм Митры. После восстановления храма из руин можно представить как выглядел когда-то его интерьер: в алтаре стояла ниша со статуей, в своде было квадратное отверстие, через который в храм светило солнце. В дни весеннего и осеннего равноденствия свет падал через него в бассейн и отражался от воды на лицо статуи.
Все, кроме статуи, можно увидеть и сейчас:

После принятия христианства храм сохранился благодаря материалу, из которого он построен. Базальт - холодный камень, и в жару он "работает кондиционером". Так бывшее сакральное место стало обычной беседкой, перед которой, чтобы загородить языческое безобразие, из туфа построили христианский храм. К сожалению, от него благодаря "сознательности" местных жителей, растащивших руины, оставшиеся после землетрясения, остался один фундамент. Туф отлично подходит для строительства домов - хорошо нагревается и сохраняет тепло. А из базальта ничего не построишь, камень слишком твердый и холодный. Зато можнно поживиться металлом. На фундаменте храма сейчас хорошо видны дыры, проделанные в камнях для добычи металла, которым скрепляли камни при строительстве. Камни клали без раствора, скрепляя древней "арматурой", которую из-за отличного качества металла в средневековье выковыривали из стен и использовали в хозяйстве. В итоге христианский храм растащили полностью, а языческий просто оставили лежать в виде груды камней. Это его и спасло: в ходе раскопок нашли больше 2/3 оригинальных блоков, из которых и построили в советское время копию храма. На фото отлично видно где оригинальные камни, а где поздние вставки: оригинальные с резьбой, а новые без нее:


А это все, что осталось от христианского храма.


Сейчас территория по вечерам подсвечивается, правда мы этого не видели - сезон открыли 1 июня, а я уехала за неделю до этого. Обидно!
Остатки стен под страшненькими коническими крышами рядом с фундаментом дворца - термы. Как и в других античных термах, в этом сооружении под полом кальдария топили печь и горячий воздух нагревал подпол (в стенах, похоже, такой системы не было). От воздуха нагревались плиты пола и керамические столбики, на которых он держался. Керамика, в отличие от воздуха, долго держит тепло, поэтому воздух в помещениях остывал медленно. Сейчас часть конструкции восстановлена:


Про дворец писать в общем нечего, так как от него мало что осталось. Внизу на фото любимое место всех туристов, приезжающих в Гарни - фундамент дворца и храм. 10 человек из 10-ти фотографируют храм с этой точки, добавлю и свои 5 копеек.


И последнее - вид храма с бывшей главной площади крепости.

Гегард
Если Гарни - очень светский комплекс, где даже храм напоминает то ли беседку, то ли дворец, то Геград - мистическое, невероятно сильное место. Не верится что это все создано человеком. Помещения, вырубленные в скале, кажется, были всегда, а резьба по целой скале больше похожа не на монастырь 10 века, а на создание то ли атлантов, то ли богов, то ли мифических героев.
Особенно сильное впечатление производит первая пещерная церковь монастыря - Авазан. Она высечена в скале на месте древней пещеры со священным источником, в честь которого основанный в 4 веке монастырь назвали Айриванком. Там настолько темно и тихо, что кажется что нет ни пола, ни стен, ни свода, а есть только падающая из ниоткуда в никуда вода. Ни пола, ни стен не видно, только вверху угадываются очертания перекрещивающихся сводов с потрясающей резьбой в форме сталактитов.
Единственное строение, не вырубленное в скале, и самое светлое из-за наличия в стенах окон - Катогике. За всю жизнь я была в 2-х местах, где было невозможно фотографировать: этот храм и тюрьма, в которой сидел Григорий Просветитель. В церкви я стояла и не могла поднять камеру минут 40. А может, и час - время остановилось. По своду и колоннам медленно полз луч света. Он был живой и плотный, так как состоял из густой светло-желтой пыли и дыма, но руки отказывались поднимать фотоаппарат, наводиться на резкость, что-то снимать... Пока свет не ушел со свода, выйти из транса было невозможно.
Усыпальница князя Проша Хахбакяна и его семьи. Рельеф над арками, вероятно, герб Прошьянов:


Жаматун Папака и Рузакан, построенный в 1288 г. В правом углу в полу есть дыра, ведущая в нижнюю усыпальницу, несознательные туристы фотографируют через нее посетителей внизу. В этом помещении находятся гробницы князей Мерика и Григора (это надгробные плиты на полу):


Гавит:


Часовня Григория Просветителя перед входом в монастырь:

Общий вид монастыря, чтобы было понятно что где находится:


Слева стена со служебными помещениями, затем под аркой вход, дальше Катогике,а левее, за машиной - несколько часовен. Одна из них потрясает настолько, что просто теряешь дар речи. То, что видно, когда входишь туда, нельзя передать ни на фотографии, ни на картине. Часовня - просто небольшая ниша в скале в конце лестницы, над которой в скале вырублены 4 темных хачкара. Первые секунды не видно ничего, потом глаза привыкают к темноте и прямо в темном воздухе, из ничего начинает появляться крест. Закопченный за столетия камень растворяется в воздухе и материальными кажутся только желтый крест в красном круге, похожем на нимбы святых на иконах. К этой часовне ведет потрясающая лестница со стесанными полностью ступенями. Чтобы почувствовать древность, не надо ни дат, ни имен, ни исторических справок. Достаточно просто посмотреть на эти камни.


Еще на панораме виден огромный камень, лежащий прямо посередине площади. По рассказу одного из посетителей, приведшего в монастырь друга, он упал во время землетрясения. Тогда обрушилась большая часть скалы и упавшие с большой высоты камни повредили строения, поранили и убили монахов, и только один этот камень никому не причинил вреда. В качестве благодарности его оставили лежать на том месте. За достоверность подслушанной истории не ручаюсь:)
Напоследок хочу поддержать знакомую бабушку. Рядом с Гегардом местные бабушки продают гату. Пироги красивые, с фигурными украшениями из теста, вкусные, пышные, в общем прелесть. Мы втроем ели одну штуку 3 дня. Стоят - как сторгуешься, я купила за 2000, но, наверное, цену еще можно было сбросить. Мне очень понравилось, все было замечательно, пока я через неделю с голодухи не купила гату у бабушки в Гарни. Вот у нее настолько вкусно, что гегардовские пироги ни в какое сравнение не идут. Бабушка из дома напротив ворот в Гарни (на углу дороги и автостоянки, справа) печет сумасшедше вкусно - тесто плотное, сладкое, похожее на пряник, в общем я незаметно уплела по дороге четверть. Человек столько съесть не может, можно получить заворот кишок. Цены у нее кусаются, 3000 драм недешево, но качество потрясающее!
Цены такие: Стоимость автобуса из Еревана в Гарни... 200 драм (меньше 20 рублей!), вход в крепость Гарни 250 драм, экскурсия 1000 драм. Вход в Гегард бесплатный.

Более полное название - Гегардаванк, дословно - «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.

Дорога к монастырю

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.

Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в синеву неба, в окружении суровой и величественной природы. Указателем пути к нему служит фигура львицы на высоком пьедестале у крутого поворота дороги, неожиданно открывающего вид на монастырь.

История

Монастырь был основан еще в IV веке на месте священного источника ключевой воды. Обитель назывался Айриванк, то есть “пещерный монастырь”. Современное название относится к XIII веку, когда сюда, было перенесено легендарное копье.

В монастыре, кроме церковных зданий, имелись учебные центры, библиотека, благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

Существующий ансамбль относится к ХII-ХIII векам, времени подъема национальной культуры, в особенности, архитектуры. При князьях Захаре и Иване были возведены часовня Григория Просветителя, главный храм с его притвором и пещерная церковь. Во второй половине XIII века монастырь был приобретен князьями Прошянами. За короткий срок они построили, принесшие Гегарду заслуженную славу, пещерные сооружения - вторую пещерную церковь, родовую усыпальницу, зал для собраний и занятий и многочисленные кельи. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк – Мхитар Айриванеци.

Расположенные по периметру монастырского двора, одно- и двухэтажные жилые и хозяйственные корпуса неоднократно обновлялись.

Достопримечательности

Основные памятники Гегарда занимают середину монастырского двора, окруженного с трех сторон стенами с башнями, а с четвертой, западной, - отвесным обрывом скалы, что придает ансамблю неповторимое своеобразие. Осуществленные в течение короткого промежутка времени, памятники представляют собой единый архитектурно-художественный организм, в котором наземные сооружения композиционно и стилистически объединены с помещениями, высеченными в скале.

Часовня Григория Просветителя

Часовня Григория Просветителя, возведенная ранее 1177 года, расположена высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой, существовавшей здесь, пещеры. Сохранившиеся на сводах, следы штукатурки с остатками фресок темной тональности свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные, на прилегающих к ней скал, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

Главный храм

Построенный в 1215 году, главный храм по планово-объемной композиции принадлежит к распространенному в X-XIV веках в Армении типу - снаружи прямоугольного в плане, внутри крестовокупольного сооружения. Архитектурные формы здания пропорциональны, гармоничны.

Интересно скульптурное убранство храма. Декоративные элементы удачно комбинируются с объемными изображениями животных. Довольно реалистично выполнена скульптурная группа южного фасада - лев, нападающий на быка, - символ княжеской власти.

К западу от главного храма находится, примыкающий к скале, притвор, возведенный в 1215-25 гг.

Пещерные церкви

Архитектурные формы и орнаментальное убранство скальных помещений Гегарда свидетельствуют об умении армянских строителей не только возводить из камня, но и высекать в скальном массиве высокохудожественные произведения искусства.

Расположенная с северо-запада притвора, первая пещерная церковь Авазан (бассейн), высечена зодчим Галдзагом на месте древней пещеры с родником в 40-х годах XIII века. Усыпальница Прошянов и вторая пещерная церковь Св. Богородицы, расположенные к востоку от Авазана, высечены в 1283 году.

Слабое освещение определило сильную профилировку, украшающих стены, рельефов. Интересен несколько примитивный горельеф на северной стене, выше арочных проемов. В центре - голова быка, держащего во рту цепь, которой охвачены шеи двух львов с повернутыми к зрителю головами. Взамен кисточек хвостов, изображены головы смотрящих вверх драконов, символические образы которых восходят еще к языческим временам. Между львами, ниже цепи - орел с полураскрытыми крыльями и ягненком в когтях - родовой герб князей Прошян.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. На порталах молельни вырезаны, очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века, изображения сирина - фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключено, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанным со строительством данных помещений.

Усыпальница сына князя Прош - Папака и его жены – Рузукан, высечена в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы князей Прошянов. Попасть в нее можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скале, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений. Находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд. Восточные помещения представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

Туристам

Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Большинство людей, приезжающих в Гегард, также выбирают для посещения близлежащий храм в Гарни, расположенный ниже по течению реки Азат. Посещение обоих мест - настолько распространённое явление, что экскурсия коротко называется «Гарни-Гегард».

Монастырь Гегард, или Гегардаванк, что переводится как «монастырь копья». Уникальный монастырский комплекс Армянской апостольской церкви расположен недалеко от Еревана. Сооружение со всех сторон окружено утесами ущелья горной реки Гохт. Исторический памятник с украшенными барельефами и богато убранными храмами и кельями, родовыми усыпальницами и скальными сооружениями признан объектом культурного наследия ЮНЕСКО.

Отдельные сооружения комплекса вырублены в самой скале. На территории комплекса также есть типичные армянские стелы из камня с крестами — хачкары. Пещеры использовались монахами в качестве скромных жилищ еще с VI века.

Монастырь является действующим, поэтому вход — бесплатный и не ограничен по времени.

История монастыря Гегард в Армении

Монастырь основан возле пещеры, поэтому его еще называют «пещерный монастырь». По преданию, основал монастырь Святой Георгий Просветитель в IV веке. На этом месте брал начало священный источник, который и сейчас угощает вкуснейшей водой.

Однако в IX веке монастырь разрушили арабские воины, в результате от первой постройки ничего не осталось, а все уникальные церковные реликвии были разграблены. В X веке на монастырь напали, а затем подожгли турки.

Позднее грузинская царица Тамара завоевала часть Армении, в том числе территория монастыря перешла в ее владение. В 1215 году под руководством грузинских военачальников — братьев Закарянов на территории разрушенного монастыря была возведена основная часовня Катогите — культовое сооружение сохранилось до наших дней. Постройка перед входом в храм — притвор, вырезан в скале в 1225 году. В 1200-ых монастырский комплекс оборудован системой водоснабжения. Позднее, в XIII веке, в скале высечены остальные храмы. Тогда монастырский комплекс приобрел княжеский род Хахбакянов. Они вскоре построили пещерные сооружения — вторую церковь, гробницу рода Хахбакянов, зал для собраний и множество келий.

Некоторое время монастырь не выполнял свои функции, а после присоединения в Российской империи монахи начали приводить его в изначальный вид.

Служебные помещения на дворе монастыря подвергались перестройке в XVII веке, а после — в 1968-1971 годах.

Деревья, находящиеся вокруг Гегарда, украшают цветными лентами для исполнения желаний.

Храмы монастырского комплекса

В монастырский комплекс входят кельи, часовни, традиционные армянские хачкары, высеченные в пещерах и в склоне холма. Пройдя вход, можно увидеть защитные крепостные валы с трех сторон, еще с одной стороны комплекс защищает скальный утес. Если пройти через весь комплекс, откроется второй вход с востока, а вместе с ним — мост через горный ручей.

Монахи жили в выдолбленных в скалах кельях, расположенных за пределами стен Гегарда.

Вокруг главных пещерных сооружений в скалах выдолблено больше двадцати различных сооружений — алтарь, служебные помещения.

Часть хачкаров богато украшена орнаментальной резьбой.

Церковь Катогике

Главная и самая почитаемая церковь комплекса — Катогике. Напротив церкви — гора. Внешне церковь выполнена в форме креста, вписанного в квадрат. Купол также стоит на основе-квадрате и украшен рельефами с животными, птицами и людьми. В углах церкви расположены двухэтажные часовни.

На стенах внутри Катогике сохранились надписи со сведениями о том, какие дарения получал монастырь от прихожан.

Резные ворота расположены на южном фасаде: здесь изображены гранатовые деревья, виноградные гроздья, голуби. Над воротами можно увидеть сцену-символ княжеского рода: лев нападает на быка.

Кроме главной церкви, есть две внутрискальные — Авазан и Св. Богоматери.

Ризница Гавит

Ризница сделана в скале между 1215-1225 годами и связана с главной церковью. Четыре колонны поддерживают крышу из камня. В центре крыши есть отверстие, через которое проходит свет. Купол выполнен в необычной технике — он увенчан сталактитами. Помещение Гавита предназначалось для обучения и проведения собраний, здесь также принимали паломников и других посетителей.

Скальная церковь с родником

Первая пещерная церковь высечена в скале в XIII веке на месте древнего поклонения язычников. Внутри под сталактитовым куполом перекрещены два свода. Удивительные растительные орнаменты украшают южную стену.

Часовня Святого Григория

Часовня вырублена в скале над дорогой, на 100 метров выше монастырского входа. В далекие времена церковь украшала настенная роспись, об этом свидетельствуют остатки фресочной штукатурки.

Панорама внутри церкви монастыря Гегард:

Святыни

История монастыря тесно связана с величайшей реликвией христианства — копьем Лонгина. Это одно из Орудий Страсти — пика, которой воин Лонгин пронзил Иисуса Христа на Кресте, где его распяли. В течение многих веков эта святыня привлекало множество паломников. В Армению копье привез апостол Фадей, сейчас оно находится в музее Эчмиадзина.

В Гегарде хранилось множество ценных рукописей, однако, их не удалось сохранить.

Как добраться до монастыря Гегард из Еревана

Монастырь находится на юго-востоке в 40 км от Еревана в красивом ущелье, окруженном со всех сторон суровыми скалами и пещерами. Перед входом расположен небольшой рынок с местной продукцией. Доехать из столицы Армении до Гегарда можно следующими способами:

  • На автомобиле : дорога по трассе Н3 займет около часа. У входа в монастырский комплекс имеется платная парковка.
  • На автобусе: № 266, 284. Отправление — от автостанции Еревана за автосалоном «Мерседес». Ехать нужно до селения Гохт. Оттуда до Гегарда нужно будет пройти 5 км.
  • На такси : в Ереване работают популярные сервисы Яндекс. Такси, GG Taxi.

Обычно в один день планируют посещение монастыря Гегард и храма Гарни , возведенного язычникам в честь Бога солнца в I веке. Расстояние от языческого храма до Гегарда — 10,5 км — на автомобиле можно преодолеть за 20 минут. Возле достопримечательностей всегда стоят машины такси, готовые довезти до нужного места.

Карта-схема пешего маршрута от остановки селения Гохт до монастыря Гегард:

Панорамный вид монастырского комплекса Гегард .

К северо-востоку от Гарни (Армения), выше по ущелью реки Азат, находится монастырь Гегард. В его своеобразии, без сомнения, отразился характер, окружающей монастырь, суровой и величественной природы: живописное ущелье, с отвесно громоздящимися друг на друга высокими скалами, очень извилисто, и, за поворотом круто спускающейся дороги, неожиданно открывается монастырь. В 1950-х годах у этого поворота поставлен указатель - львица на высоком пьедестале, поворотом головы, указывающая путь. Ее фигура стилистически связана с декоративным убранством монастыря, в частности, с изображениями фигур зверей на родовом гербе князей Прошянов.

Монастырь относится к типу крестово-купольных церквей с легкими и пропорциональными архитектурными формами. Внешний облик храма согласуется с его интерьером, особенно выразителен переход от сумрака низа до насыщенного светом высокого подкупольного пространства.

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.



Клкиабельно 2000 рх

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.


Время основания Гегарда точно не установлено. В одной из пещер Гегарда-дзора с древнейших времен функционирует источник ключевой воды, который считался, во времена язычества, священным. По традиции он продолжал почитаться, и после распространения в Армении христианства. В связи с этим, здесь в начале IV века, была основана обитель, получившая название Айриванк, то есть «пещерный монастырь». Современное название относится к XIII веку, когда сюда, было перенесено легендарное копье - гегард, которым был убит распятый Христос (ныне хранится в Эчмиадзинском музее).


От сооружений Айриванка почти ничего не сохранилось. По сведениям армянских историков IV, VIII и X веков, в монастыре, кроме культовых зданий, имелись благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

Позднейшее название монастыря - Гегард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.

Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гегарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, нерешавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни.

В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 году был разграблен и сожжен. Погибло множество ценных рукописей и прекрасных строений, до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.

Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня св. Григория Просветителя. Расположена она высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой, существовавшей здесь, пещеры. Часовня, в плане прямоугольная, с подковообразной апсидой, обложена с востока и северо-востока проходами и приделами, высеченными на разных уровнях и, даже, друг над другом. Сохранившиеся на сводах, следы штукатурки с остатками фресок темной тональности свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные, на прилегающих к ней поверхностях скал, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

В 1215 году был возведен главный храм - Катогике, четырехколонный притвор к нему был пристроен десятью годами позднее. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря - Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником.

Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов, усыпальница Папака из рода Прошянов и его супруги Рузукан. Эти шедевры подземной архитектуры принесли Гегарду заслуженную славу. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии: в одной из них обитал известный армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. Нижний помещен в рамке, а верхний, с лежащими на дверных обрамлениях горизонтальными ветвями, окружен розетками геометрического узора, такими же, какие высечены и на гранях сомкнутого сводчатого завершения интерьера. На порталах молельни вырезаны, очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века, изображения сирина - фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключена возможность, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанными со строительством данных помещений.

Основные, предназначенные к осмотру памятники Гегарда занимают середину монастырского двора. Расположенные по его периметру жилые и хозяйственные постройки неоднократно обновлялись, а иногда и перестраивались от фундамента в XVII веке, некоторые реконструированы в XX веке.

В немногих храмах Армении можно встретить такое богатое скульптурное убранство; растительная и геометрическая орнаментика здесь щедро комбинируется с объемными изображениями животных. Не менее привлекательны высеченные под барабаном купола рельефы с изображениями голов животных, птиц, человеческих масок, различных розеток, образующих своеобразный скульптурный фриз.

В западные приделы второго этажа ведут изящные лесенки. Такое количество самостоятельных молелен в одном храме, где богослужения могли бы совершаться одновременно, едва ли вызвано только архитектурными соображениями.

Жаматун Папака и Рузукан высечен в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы Прошянов. Попасть в него можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скальном массиве, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений, из которых, находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд, остальные представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

Имеются основания полагать, что это было вызвано желанием состоятельных прихожан обладать в храме постоянным собственным местом. Конечно, это место покупалось, что было выгодно и церкви.

К западу от главного храма находится притвор, одну из стен которого заменяет утес. Почти одновременно с сооружением притвора строители углубились в толщу туфобрекчии (мелкозернистой горной породы, легко поддающейся обработке), изваяв в ней в два яруса несколько помещений, которые и по сей день вызывают неподдельное изумление у многочисленных посетителей своими архитектурными формами и богатой скульптурной отделкой, характерными для армянского искусства XIII века.

Две северные двери по сторонам ниши ведут из притвора в иссеченные в скале помещения первого яруса. Через левую посетитель проходит в небольшую церковь Авазан с планом в виде неполного креста без южного крыла, которое нельзя было поместить из-за недостаточной толщины оставшейся скалы, выходящей в притвор.


Восточное крыло церкви занято алтарной апсидой, убранной полуколонками и арочками. В северном - устроены два бассейна для воды, которая струится из подземного родничка, пользующегося суеверным уважением у женщин, лишенных радостей материнства.

На месте южного крыла в стене высечены три небольшие ниши, они разделены полуколонками и охвачены общим обрамлением, украшенным тонкой резьбой.

Скала внизу имеет светло-серый оттенок, переходящий к куполу в теплые тона, что в сочетании с более ярким освещением верха особенно рельефно выделяет дуги арок и веера сталактитов. Через правую дверь входим в сумрачную усыпальницу, слабо освещенную из отверстия в вершине восьмигранного шатра, венчающего своды.

Прямо перед входом - лоджия с массивным столбом, от которого перекинуты арки к стенам. Здесь похоронены князь Прош и члены его семьи. Это следует из восьмистрочной надписи, помещенной на южной стене церкви Аствацацин. Над арками всю стену занимает барельеф, изваянный очень строго, без излишних подробностей.

В тени под сводом - голова быка, держащего цепь, которой охвачены шеи двух львов. Между львами, ниже цепи - орел, когтящий ягненка. Полагают, что здесь изображен герб княжеского рода Прошянов.

Западная стена украшена полуколонками с арочками, восточная - большим орнаментированным крестом между дверью и маленькой часовенкой. Светлое пятно двери прорезает синеватый сумрак усыпальницы. Можно подумать, что за нею зажжена большая люстра, освещающая богато убранную резьбой церковь Аствацацин. На самом деле свет спокойно льется из проема в вершине купола, озаряя сиянием свод и стройный барабан.

Барабан свода разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты. Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная апсида на возвышении украшена орнаментом из ромбов, полуколонками с арочками и превосходным карнизом. По сторонам ее в стенах вмонтированы две панели, имитирующие большие хачкары.

Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря и третий в северном крыле. Южное крыло помещено столь близко к поверхности, что строитель смог открыть в нем окно, через которое видна стена стоящей рядом Катогике. Поднявшись по наружной лестнице к западу от притвора и пройдя через узкий коридор в скале, попадаем во второй ярус подземных сооружений.

Это усыпальница сына Проша, князя Папака и его супруги Рузукан. Просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, соединенными арками между собой и со стенами, освещается через отверстие в сферическом куполе. Света в нем достаточно лишь в летнее время, когда солнце стоит лишь высоко над головой.

Над головой - сталактитовый купол с окном в вершине, одинаковый по рисунку с куполом притвора и не уступающий ему по изумительной тонкости резьбы. Его несут две пары перекрещивающихся арок, которые опираются на полуколонны, выступающие из стен центральной части церкви. Три крыла, открывающиеся в подкупольную часть между колоннами, имеют вид глубоких сводчатых ниш, окаймленных арками несколько вычурной формы, исполнимой лишь в монолите скалы.

Сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел подземной архитектуры. Откуда начинали и как вели в скале работы; как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение рукой, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня.

И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие. Можно предположить, что именно с него начинались работы по иссечению в скалах этих уникальных произведений.



Кликабельно 3000 рх


Кликабельно 4000 рх




Кликабельно 1600 рх



Кликабельно 2000 рх