Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении двоеточие. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. внутри частей есть запятые

Тип урока: изучение нового материала и первичного его закрепления.

Цели урока:

  • Образовательная : ознакомление учащихся с основными признаками бессоюзных сложных предложений и знаками препинания в них; формирование умения расставлять знаки препинания в БСП.
  • Развивающая : развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность.
  • Воспитательная : воспитание любви к родному языку на примере художественных текстов Н.Рубцова, А.С.Пушкина и других классиков русской литературы; воспитание любви к родному городу, родному краю.

Задачи:

  • формирование умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • формирование навыка преобразование БСП в сложносочиненные и сложноподчиненные предложения на основе общности значения;
  • создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетенции обучающихся через работу в парах;
  • развитие умение анализировать языковой материал, проводить самоконтроль и самооценку, формулировать собственные выводы.

К концу урока ученики должны

  • знать: признаки бессоюзных сложных предложений;
  • уметь : находить БСП в тексте, отличать БСП от других видов сложных предложений; устанавливать смысловые отношения между частями БСП, расставлять знаки препинания.

Повторение: признаки сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал для учащихся, опорная таблица «Знаки препинания в БСП»

Используемые ЦОР: слайды, тесты.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, парная.

ХОД УРОКА

1 этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Ребята, А.П.Чехов когда-то сказал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью » (Презентация , слайд №1).
- Как вы понимаете слова известного писателя?
- Верность слов А.П.Чехова мы и проверим сегодня на уроке: будем вместе размышлять, анализировать, исследовать, сопоставлять.

Задание детям: открыть тетрадь, подписать число.

Ребята, обратимся еще к одному из высказываний А.П.Чехова: «Много знаков, но каждый имеет свое значение и место» (слайд №2)
- О каких знаках идет речь в высказывании?
- Вы согласны с этим утверждением?
- А другой великий классик русской литературы А.С.Пушкин говорил о знаках препинания так: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание» (слайд № 3)
- Правильность суждений А.С.Пушкина и А.П.Чехова мы также должны доказать на уроке.

2. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала

Цель: повторение знаний о видах сложных предложений: ССП и СПП.

Ребята, с какими видами сложных предложений мы с вами уже познакомились?
Итак, как всегда, прежде чем приступить к изучению новой темы, нам необходимо повторить изученное, чтобы мы смогли успешно подготовиться к итоговой аттестации

1. Теоретическая разминка «Верно - неверно» (слайд № 4)

1) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой)
2) В СПП предложения связываются только при помощи союзов.
3) В ССП обе части равноправны.
4) В ССП перед союзом И всегда ставится запятая.
5) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
6) В СПП придаточное предложение всегда стоит после главного.

Ответы: 1 - да, 2 - нет, 3 - да, 4 - нет, 5 - нет, 6 - нет. (Проверка ответов в парах; отметка выставляется в оценочный лист) (слайд № 5)

Почему 2, 4, 5 и 6 утверждения неверные? (ответы детей)
- Кто получил 6 баллов - поднимите руки!
- Кто выполнил разминку на 5 баллов - хлопнете в ладоши!
- Ну а с остальными придется позаниматься дополнительно!
- Итак, ребята, какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Я уверена, что сейчас при выполнении тестовых заданий вы сможете показать свои знания о ССП и СПП на практике.

2. Тестовое задание . Задание по группам. (слайд № 6)

1 вариант . Указать номера сложносочиненных предложений;
2 вариант . Указать номера сложноподчиненных предложений (Приложение 1 )

Кроме того, ученики должны сказать, кому из известных русских поэтов принадлежат строки из стихотворений, с которыми они будут работать.

Проверка выполненной работы осуществляется в парах (ученики меняются тетрадями) (слайд № 7)

Количество баллов ученики заносят в оценочный лист.

Кто смог найти ССП на «отлично», на «хорошо»?
- Кто не ошибся в указании СПП?
- Молодцы!

Итак, кто является автором тех замечательных строк, с которыми вы работали?
Конечно же, эти строки принадлежат известному русскому поэту, нашему с вами земляку, Николаю Михайловичу Рубцову (слайд № 8). Николай Рубцов, А.Яшин, О. Фокина, А.Романов и многие другие поэты и писатели воспели красоту нашего края в своих поэтических произведениях, а замечательные наши земляки-художники, композиторы в картинах и в музыке.

3 этап. Проверка домашнего задания

А вы, ребята, любите свой родной край? Прочитайте предложения с разными синтаксическими конструкциями (простые и сложные), в которых вы рассказали о родном городе, вологодском крае. (Ответы учеников)
- Вернемся к тестовому заданию. Почему 1 и 3 группа вы не указали в ответах 3, 5, 8 и 11 предложения? (5 предложение - простое, остальные - сложные с бессоюзной связью).
- Почему вы считаете, что 3, 8 и 11 предложения относятся к бессоюзным сложным предложениям? По каким признакам вы это определили?
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (запись в тетрадь)

4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Какие цели и задачи мы сегодня перед собой поставим на уроке? Чему вы должны научиться к концу урока? (слайд № 10)
- Цели поставлены, будем стремиться к их выполнению.

5. Изучение нового материала. (слайд № 12)

Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)

1) Какие предложения перед вами? Охарактеризуйте их. Определите тип придаточных предложений в СПП. Замените союзные (ССП и СПП) предложения бессоюзными сложными предложениями (устно) Одинаково ли выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных предложениях? Проследите за интонацией. При подготовке к ответу используйте материал учебника на стр. 94-95

А) Когда настанет утро, отправимся в путь. (придаточное времени)
Б) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека. (придаточное причины)
В) Мы убеждены, что победа будет за нами. (придаточное изъяснительное)
Д) Лето припасает, а зима поедает. (ССП с противительным союзом)
Ж) В глазах у меня потемнело, и голова закружилась. (ССП и соединительным союзом)

Итак, мы произвели синонимическую замену: заменили союзные сложные предложения бессоюзными предложениями. Что изменилось? Чем же отличаются БСС от ССП и СПП?

Делаем вывод : бессоюзное сложное предложение - это такое сложное предложение, части которого соединены только при помощи интонации и по смыслу без помощи союзов или союзных слов (слайд № 13)

Какими стали предложения ? (БСП более динамичнее, менее громоздкие и тяжеловеснее, чем СПП. Они отличаются живостью, легкостью, простотой, изяществом, а также емкостью, способностью окрашивать высказывание дополнительными оттенками значения)
М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» заявляет, что уменьшение числа союзов делает речь «важнее и великолепнее» (слайд №14)
«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых споек и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше»

2) Одинаковы ли смысловые отношения в союзных и бессоюзных предложениях?

Смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы. Поэтому смысловые отношения здесь более определенные, четкие. В бессоюзных же предложениях смысловые отношения выражаются менее четко. Не всегда дифференцируются. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме их помогают выявить различные знаки препинания.

Задание: Даны два простых предложения: Лес рубят. Щепки летят. Составьте всевозможные предложения разных синтаксических конструкций на основе этих простых предложений.

Варианты:

А) Лес рубят - щепки летят.
Б) Когда лес рубят, щепки летят.
В) Если лес рубят, то щепки летят.
Г) Лес рубят, и щепки летят.
Д) Во время рубки леса щепки летят.

Итак, проанализировав получившиеся предложения, мы видим, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями, которые, несмотря на смысловую близость, отличаются друг от друга. В ССП простые, входящие в состав сложного, равноправны; союз И подчеркивают последовательность происходящих событий;
В СПП есть главное и придаточное, к которому мы задаем смысловой вопрос от главного предложения.
В БСП простые предложения связаны друг с другом невидимой связью, при помощи интонации: понижение голоса в предложениях с тире, с повышением голоса в предложениях с двоеточием и с интонацией перечисления в предложениях с запятой и точкой с запятой.
Еще раз сделаем вывод, что БСП отличаются от союзных легкостью, живостью, простотой.
- Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении? И от чего зависит выбор знака препинания в БСП? (слайд №15) В помощь вам я распечатала таблицу «Знаки препинания в БСП». Пользуйтесь ею сегодня на уроке.

Делаем вывод: Выбор знака препинания зависит от смысловых отношений, которые выражает интонация, а проверить можно путем подстановки союзов и замены синонимическими конструкциями СПП и ССП. (слайды №16-17)
- Где, как вы думаете, чаще всего используются БСП? (В основном в устной разговорной речи, но они широко используются также в языке художественной речи).
Ученице было предложено провести исследование: какими знаками препинания чаще всего пользовался А.С.Пушкин в своих произведениях, а также рассказать об истории знаков препинания.

Сообщение: Прочитав ряд произведений поэта, я пришла к выводу, что А.С.Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой с запятой, реже - двоеточием и совсем редко - тире. В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. Родоначальником русской пунктуации стала точка. Она уже встречается в памятниках древнерусской письменности 11 века. В 15 веке появились запятая и точка с запятой, в 16 веке - двоеточие и вопросительный знак, в 18 в. - восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие. Тире одним из первых в русской литературе использовал Н.М.Карамзин.. Начало научному изучению пунктуации было положено М.В.Ломоносовым в «Российской Грамматике» . Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1953 году.

6. Этап первичного закрепления знаний. Контроль знаний и умений

А теперь пора применить теоретические знания на практике. Слайд №18

1 вариант . Попробуйте расставить нужные знаки препинания в тех бессоюзных сложных предложениях, с которыми мы уже работали, когда заменяли СПП и ССП бессоюзными (слайд №) и обоснуйте свой выбор.

2 вариант . Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, обоснуйте свой выбор. Скажите, кому принадлежат эти строки?

3 вариант. Работа с текстом.

Задание: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип и стиль текста. Какие виды тропов используются в тексте и какова их роль?

Тип текста - повествование с элементом описания, стиль - художественный. Тропы - эпитет, сравнение, метафоры. БСП - 1) - быстрая смена событий; 4) - условие; 5) - пояснение.

Проверка (слайды №19-21)

В качестве закрепления выполните тестовые задания по новой теме (на слайдах)

Ответы: 1-3, 2-3, 3-2, 4-2, 5-2, 6-2 (слайды № 24-29)

Домашнее задание

1) Упр. 214 или 215 (на выбор) слайд № 22
2) Творческое задание. Выписать 10 бессоюзных сложных предложений из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» или из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Подведение итогов. Рефлексия (слайд №23)

Итак, пришла пора подвести итоги урока. Смогли ли мы с вами выполнить цели урока? Чему вы научились к концу урока?
- Какую роль выполняют в нашей речи сложные бессоюзные предложения? (они дают возможность передать различные смысловые отношения более лаконично; помогают избежать излишней загруженности текста союзами)
Я думаю, что на следующих уроках по изучению бессоюзных сложных предложений мы применим и углубим знания, которые вы получили сегодня на уроке. Подсчитайте количество баллов. Спасибо за урок!

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.

Сравните три примера:

и

Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;

Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .

Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .

1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:

Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).

2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).

Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.

Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :

1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;

2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;

3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:

1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);

2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);

3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);

4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

Упражнение

    Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.

    Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.

    Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.

    Ивлев поглядел кругом_ погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).

    Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).

    Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.

    Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).

    Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.

    Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

    Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.

    Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).

    И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною, скромно поникнув головою, шагает ломовой конь…(Чехов).

    Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).

    Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).

    В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).

    Надо его ввести_ он робок, еще новичок... (Гончаров).

    Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то чего? (Достоевский).

    Вы еще в опасности_ рана может открыться (Пушкин).

    Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).

    Через минуту опять визг и смех_ пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).

    Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... (Чехов).

    «Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).

    Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... (Чехов).

    Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится_ в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).

    Попадать под суд из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).

    Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок (Чехов).

    Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).

    Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала это время, как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же виноват в этом? (Чехов)

    Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях_ он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы (Чехов).

    По-моему, если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).

    Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений_ то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).

    Но, представьте, взглянул мельком вперед_ в первом ряду сидят рядышком какой-то генерал с лентой и архиерей (Чехов).

    Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).

    Все эти новости похожи одна на другую и сводятся к такому типу_ один француз сделал открытие, другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а третий – тоже немец – перехитрил обоих, доказав им, что оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха за темный пигмент (Чехов).

    Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).

    Я отворяю окно, и мне кажется, что я вижу сон_ под окном, прижавшись к стене, стоит женщина в черном платье, ярко освещенная луной, и глядит на меня большими глазами (Чехов).

    Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).

  1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов); День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья дерев (Тургенев); Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шумa (Чехов); Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера (Горький).

    Примечание. Если между частями бессоюзного сложного предложения, разделенными запятой, находится вводное слово, то в качестве дополнительного знака возможна постановка тире, чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть присоединительный характер второй части. Например: Где-то стучит мотор, – видимо, поблизости находится мастерская; Злые собаки лаяли на задворках, не решаясь выбежать навстречу бричке, – должно быть, отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саянов).

  2. Если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между частями предложения ставится точка с запятой. Например: Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари (Лермонтов); Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши (Тургенев); Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (Горький).

    Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей образующие их простые предложения разделяются запятыми. Например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Тургенев); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Некрасов).

    Если в сложном предложении бессоюзное соединение частей сочетается с союзным, то нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, ставится запятая. Например: Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась и Владимир успокоился (Пушкин); Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать (Л. Толстой).

§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова «а именно»), например: В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Гоголь); Об одном прошу вас: стреляйте скорее (Лермонтов); Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, лёгким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза (Тургенев); Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит (Горький); Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин); Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь поблизости (В. Полевой); Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда (В. Панова);

2) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т. п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов); Ты сам заметил: день ото дня я вяну, жертва злой отравы (Лермонтов); Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Чехов); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти (Н. Островский); Он видел: вставала земля из пепла, непокорённая земля, неистребимая жизнь . Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала – запятая вместо двоеточия;

3) если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что» и т. п., например: Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами (Лермонтов); Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах ещё виднелись ледяные закрайки (Аксаков); Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц (Гончаров); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… (Тургенев); Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Чехов); Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был белый как сахар (В. Панова). В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь – вода дремала (Шишков); Он выглянул из комнаты – ни одного огонька в окнах (В. Панова), – однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие;

4) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку ), например: Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного… (Лермонтов); Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр (Гончаров); Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (Тургенев); И Жилин приуныл: видит – дело плохо (Л. Толстой); Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (Чехов); Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (Горький); В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку (Маяковский); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических мучений (Н. Островский); Степан боялся подойти к обрыву: скользко (Шишков);

5) если вторая часть представляет собой прямой вопрос, например: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов); Ты мне лучше вот что скажи: правда, что к Маякину сын воротился? (Горький); До сих пор удивительным и неразгаданным остаётся: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула? (Фурманов); Я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют? (Симонов).

§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и ), например: Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай (Гоголь); Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок – ружьё дало осечку (Чехов); Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький);

Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие, например: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец… (Пушкин); Мы ехали сзади: никто не видал (Лермонтов); Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (Тургенев); Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен… (Достоевский);

8) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это , которое иногда имеется в самом предложении), например: На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально – это бросилось Клебе в глаза (Федин).

Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков , например: Приказ есть приказ – так его воспитал фронт (Воробьев); Мир должен быть свободен от угрозы новой войны – таково требование всего прогрессивного человечества .

При наличии перед присоединительным предложением слова это иногда перед тире ставится еще запятая, например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, – это неоспоримо (Горький); Если вам писать противно, скучно, не пишите, – это всё равно получится скверно, фальшиво (А. Н. Толстой); В такую пору надо говорить грубо и прямо, – это умнее и честнее перед нашими детьми (Леонов); Широкий подъезд был совершенно пуст, – это показалось мне странным (Каверин).

Примечание. Для разграничения случаев постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях можно исходить из следующего общего положения: если основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) заключена в первой части, а во второй (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится пояснение, раскрытие содержания первой части, изложение какого-либо факта, указание на причину, то между частями ставится двоеточие; если же, наоборот, основная часть высказывания заключена во второй части, а первая имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие и т. д.), то между частями ставится тире. Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй указывается причина). – На улице проливной дождь – выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй следствие, вывод, что составляет основу высказывания). Ср. также при сохранении того же порядка частей бессоюзного сложного предложения: Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). Молодёжь ушла – на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).

В бессоюзном сложном предложении используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

§ 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

§ 43.1

Между предикативными частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части близки между собой по смыслу: Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Л.); День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав (Т.); Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была за ломлена назад, по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л.Т.); Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут (С.-Щ.); Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Ч.); Рябое лицо Николая покрылось красными пят нами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера (М.Г.); Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст, Вера Никандровна одна (Фед.).

Не являются бессоюзными сложными предложениями и не разделяются запятыми части в предложениях следующего типа (произносимые в быстром темпе): Смотри тебе попадёт; А он смотри какой важный!; Смотри не прогадай - в них словосмотри выступает в роли частицы. То же в предложениях типа: Хочешь покажу; Хочешь принесу. Но: Хочешь, принесу? - при расчлененном произношении и вопросительной интонации.

§ 43.2

Если два простых предложения с союзом и между ними соединены бессоюзной связью с предшествующим предложением, то они приравниваются к однородным придаточным частям и запятая между ними не ставится (см. § 30): Кажется, погода налаживается и вскоре наступит потепление - если рассматривать слово кажется как вводное, то запятая перед и тоже не ставится, чтобы показать отнесенность вводного слова к обеим частям сложносочиненного предложения.

В связи с отмеченной здесь возможностью различной трактовки синтаксической роли слова кажется, наблюдается двоякая пунктуация в сложных предложениях, в которых перед кажется стоит союз и, а именно:

2) если рассматривать кажется как первую часть последующего бессоюзного сложного предложения, связанного с предшествующим предложением союзом и, то за пятая после и не нужна: Задача представляется несложной, и кажется, так оно и есть на самом деле.

§ 43.3

Если между двумя частями бессоюзного сложного предложения находится вводное слово, то иногда в качестве дополнительного знака ставится тире, чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть добавочный, пояснительный характер второй части (ср. § 25, п. 10): Где-то стучит мотор, - видимо, поблизости находится мастерская (Баб); Злые собаки лаяли на задворках, не решаясь выбежать навстречу бричке, - должно быть, отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саян.).

§ 43.4

Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении в следующих случаях:

1) если предикативные части отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари (Л.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Т.); Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л.Т.);Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (М.Г.);

2) если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), в свою очередь образующие бессоюзные сложные предложения: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.); Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши (Т.); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Н.);

3) если бессоюзное соединение частей предложения сочетается с союзным (нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, - запятая ): Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась, и Владимир успокоился (П.); Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание (Л.); Прошла беда; крестьянин встал, и он же батрака ругает (Кр.); Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать (Л.Т.); Было серо, тускло, безотрадно, хоть огонь зажигай; все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Ч.).

§ 44. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится в первой части сложного предложения, а во второй части заключается пояснение, раскрытие содержания, указание на причину и т. д. (эта часть в смысловом отношении близка к придаточной части или к пояснительному предложению).

§ 44.1

Двоеточие ставится, если вторая часть (одно или несколько предложений) раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова а именно): Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями (П.);Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (П.); Дубровский приставил фитиль, выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены (П.); В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Г.); Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Г.); Об одном прошу вас: стреляйте скорее (Л.); Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Л.); С ранней молодости Татьяну держали в чёрном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела (Т.); Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, лёгким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза (Т.); В продолжение утра и середины дня Оленин весь был погружён в арифметические расчёты: сколько он проехал вёрст, сколько остаётся до первой станции, сколько до первого города, до обеда, до чая, до Ставрополя и какую часть всей дороги составляет проеханное (Л.Т.); В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь; послышались чьи-то шаги; кто-то чихнул на сеновале (Гонч.); Во всём селе было только два порядочных домика: в одном помещалось волостное правление, в другом жил Цыбукин, епифанский мещанин (Ч.); Возбуждение старика прошло, и теперь сказывалось утомление: язык его заплетался, голова тряслась, глаза слезились (Кор.); Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль (Купр.); Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришв.); Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости (Пол.); Поведение Нагульнова все расценивали по-разному: одни одобряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали (Ш.).

§ 44.2

Двоеточие ставится обязательно, если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, таков, такой, одно и т. п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части: Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Гр.); Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (Гр.); Одно было несомненно: назад он не вернётся (Т.); Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму… (Л.Т.); Вопрос для Кутузова теперь состоял только в том: неужели это он допустил Наполеона в Москву (Л.Т.).

§ 44.3

Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если в первой из них посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между частями можно вставить союз что ): С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения (П.); Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась (П.); Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Л.); Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагёз летит, развевая гриву (Л.); Ты сам заметил: день ото дня я вяну (Л.); Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает (Т.); Я говорю: не сдамся (Л.Т.); Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Ч.); Я понимаю: вам трудно сейчас сказать о целях, которые преследует литература (М.Г.); Евреинов так хорошо доказывал мне: университеты нуждаются именно в таких парнях, каков я (М.Г.), Утром, проснувшись, Гейзер почувствовал: закрыт правый глаз (Фед.); Я тебе определённо скажу: у тебя есть талант (Ф.); Он верит: для его солдат и долгий путь вперёд короче короткого пути назад (Сим.); Люди знали: где-то, очень далеко от них, идёт война (Аж.); Фёдор понял: речь шла о связи (Фурм.); Он видел: вставала земля из пепла, непокорённая земля (Горб.); Алексей решил: довольно тянуть (Пол.).

§ 44.4

Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также выражения типа поднять глаза, поднять голову, предупреждающие о дальнейшем изложении; в этих случаях между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить слова и увидел (услышал, почувствовал), что и т. п.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (П.); Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка (Л.); Оборачиваюсь: Грушницкий! (Л.); Обломов оглянулся: перед ним наяву… стоял настоящий, действительный Штольц (Гонч.); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь (Т.); Я проснулся: заря уже занималась (Т.); Я поднял голову: перед огнём, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха (Т.); Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда (Ч.); Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Ч.); Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды (М.Г.); Сорока поднял голову: вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (Сер.); Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода (Пан.); Я постоял, прислушался к звукам: поезд.

В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения: Посмотрел на прорубь - вода дремала (Шишк.) (ср.: …а там вода дремала ); Он выглянул из комнаты - ни одного огонька в окнах (Пан.) (ср.: …но ни одного огонька в окнах); Поворачиваюсь - человек в немецкой каске (Медв.) (ср.: .. а там человек в немецкой каске ). См. § 72, п. 3.

§ 44.5

Двоеточие ставится перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения (см. § 2, п. 5): Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20- 30 лет? (Доброл.); Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Ч.); До сих пор удивительным и неразгаданным остаётся: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула ? (Фурм.); Я прошёл к калитке по мокрой траве, испытывая тревогу: кто же рассмотрит первый трактор в таком непроглядном тумане? (Перв.) Ср.: Может быть, природа подсказывает нам: пользуйтесь красотой, принимайте её (Гран.) - своеобразный эквивалент прямой речи.

§ 44.6

Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если вторая часть указывает основание или причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить причинные союзы потому что, так как, поскольку и т. п.): Однако пора вставать: уже без четверти шесть (П.); Печален я: со мною друга нет (П.); Он покраснел: ему было стыдно убить чело века безоружного (Л.); Не таю, мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал (Л.); Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами (Л.); К сукнам, холстам и домашним материям страшно было при тронуться: они обращались в пыль (Г.); Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр (Гонч.); Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (Т.); Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (Т.); Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шутить не любил (Т.); Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Т.); И Жилин приуныл: видит - дело плохо (Л.Т.); Только у мельницы злится река: нет ей простора, неволя горька (Н.); Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (Ч.); Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (М.Г.); Хвалили землю: добрая; бранили климат: неровен, сух (Кож.); В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку (М); Иногда лошади проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Ф.); Окна в бараке то освещались, то гасли: кто-то чиркал спички (Ф.); Серёжка помолчал: он не любил словесных клятв и заверений (Ф.); Степан боялся подойти к берегу: скользко (Шишк.); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических мучений (Н.О.); Сабуров нервничал: ему хотелось увести Проценко куда-нибудь вниз (Сим.); Я вообще отношусь отрицательно ко всяким инсценировкам: удачи тут бывают редко (Ов.).

§ 44.7

Особый случай постановки двоеточия находим в газетных заголовках типа: Космос: летать или нет; Бажов: читатель и книголюб. (См. раздел 16.)

§ 44.8

Изредка в бессоюзном сложном предложении, состоящем из трех частей, встречается постановка двух двоеточий (на разных основаниях или с одним и тем же основанием): Ну, да это само собой разумеется: душа не яблоко: её не разделишь (Т.); Вы всё приставали ко мне: выучи-де нас музыке и французскому диалекту: вот вам и француз, и на фортепъянах играет (Т.); Её страсть к чистоте доводила её до самозабвения: она могла целый день чистить, убирать, мыть, стирать пыль и уряжать избу неожиданно искусно: то, бывало, развесит полотенца с выкладью на косяках окон, то зимою над картинками и на зеркальце пристроит золотые веночки из соломы, а летом - пучки цветочков, которые походя соберёт на усадьбе (Гл.); Про весеннюю пору и говорить не надо: дружно цветёт черёмуха, белым-бело, слегка закружится голова, и растеряешься на мгновение: как же так? (Сол.); Однако это меня не утешило нисколько: мысль, раз она пришла в голову, далеко не уйдёт и, когда надо, непременно вернётся, а глухарь улетел, и лицо этого дня, который таким никогда не вернётся, определилось: я прозевал глухаря (Пришв.); А в келье было уже не так темно, как в первую минуту, когда погасла коптилка и сломалась спичка: смутно стали видны контуры лежанки, подушки на кровати и кадка с водой: то полукруглые окошки, чудесно посветлев, лили в келью снежный, лунный, грустный свет глубокой зимы (Берг.) .

Обычно в этих случаях, чтобы избежать скопления двоеточий в предложении, одно из них заменяют знаком тире: «Массы читателей» не существует, даже если книга выходит массовым тиражом: читатели читают по-разному - бывают книги, в которых одно доступно всем, другое только некоторым (Эр.); Есть в этой книге одна особенность - сразу чувствуешь, что она написана живописцем: читатель видит пейзажи, сцены, людей (Эр.); Командование уверенно поручало Воробьёву самые ответственные боевые дела: за короткий срок стало очевидным - этот лейтенант, кажущийся еще подростком, совсем недавно выпущенный из училища, стал волевым, находчивым и, главное, достаточно опытным командиром; Я слушал его внимательно: помню старое правило - лучше всё выслушать до конца, а потом только ставить вопросы или возражать.

§ 45. Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении обычно ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится во второй части сложного предложения, а первая часть (соответствующая придаточной части) имеет подчиненное по смыслу значение, указывая время или условие совершения действия, о котором идет речь во второй части, иногда причину, уступку и т. д. (см. условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, § 44). Ср. попарно приводимые предложения:

Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное содержание заключено в первой части, во второй указывается причина). - На улице проливной дождь - выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй приводится следствие, вывод, что составляет основу высказывания);

Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). - Молодёжь ушла - на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).

При равноправных смысловых отношениях между обеими частями они имеют значение сопоставления, противопоставления и т. д.

§ 45.1

Тире ставится в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, если во второй из них содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.); Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Кр.); Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой - изнутри поднялся собачий лай (Г.); Дайте ему только нож да пустите его на большую дорогу - зарежет, за копейку зарежет (Г.); Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнётся, оно нежится (Т.); Вдруг мужики с топорами явились - лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок - ружьё дало осечку (Ч.); Упадёт луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М.Г.); Дунул ветер - всё дрогнуло, ожило и засмеялось (М.Г.); Метелица был уже совсем близко от костра - вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Ф.); В полдень пройти по мёртвой улице - человека не встретишь (Ш.); Не успело солнце пригреть землю - загудело всё небо (Буб.) [ср. с союзным предложением: Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром (П.)].

§ 45.2

Тире ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения выражено противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а): Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.); Чин следовал ему - он службу вдруг оставил (Гр.); Шить сядет - не умеет взять иголку; ее бранят - она себе молчит (П.); Прошла неделя, месяц - он к себе домой не возвращался (П.); Я хвать за пояс - пистолета нет (Л.); Я стал звать хозяина - молчат; стучу - молчат (Л.); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу - нет зверя (Л.); Дуб держится - к земле тростиночка припала (Кр.); Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать - ноги не повиновались (Гонч.); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав - они усугубляют свои; народ умирает с голоду - они сыты; народ вооружается и идёт громить врагов - он выгодно поставляет сукна, провиант (Герц.); Шестнадцать лет служу - такого со мной не было (Л.Т.); Косили версту - выкосили грош (М.Г.); Ввысь взлетает Сокол - жмётся уж к земле (М.Г.); Брался Пика за шитво - нитки путались и рвались; садился в шашки играть - проигрывал (Ф.); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья - в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Пауст.); Не сумку у Мишки украли - последнюю надежду похитили (Нев.); Это не усталый, больной солдат шёл с фронта - это шёл строитель (Горб.); Он гость - я хозяин (Багр.); Бой не нашею волей начат - нашей славой закончим его (Ас.); Не раны, не больное лёгкое мучило его - раздражало сознание ненужности (Павл.); Я за свечку - свечка в печку (Чук.); Смелые побеждают - трусливые погибают (посл.); Лето припасает - зима поедает (посл.); Была не была - пойду; Стучи не стучи - не отворят; Плачь не плачь - потерянного не воротишь; Умру - не скажу.

§ 45.3

Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда и т. п.): Я умираю - мне не к чему лгать (Т.); Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (Т.); Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород (Ф.); Я бы в летники пошёл - пусть меня научат (М.); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажёг шнуры - они вспыхнули (Поп.); Наше жильё - нам и беречь; Ставят самовар в сенцах - запах дыма разносится вокруг; За ночь все отдохнули - можно снова приниматься за прерванную работу; Ключ потерян - ломайте дверь.

§ 45.4

Тире ставится, если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда ): Победим - каменный дом построишь (А.Т.); Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят (Пришв.); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой - все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле - все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнёт рукой вперёд - все двигались вперёд; покажет назад - все медленно пятились назад (Кат.); Пашню пашут - руками не машут (посл.).

§ 45.5

Тире ставится, если первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если ): Будет дождик - будут и грибки; будут грибки - будет и кузов (П.); Пройдёт молодец - приосанится, пройдёт девица - пригорюнится, а пройдут гусляры - споют песенку (Л.) - совмещаются значения условия и времени; Что нужно будет - скажите Павлу или Татьяне (Т.);Придумано - сделано (Т.); Пропади ты совсем - плакать о тебе мы не будем (Ч.); …Случится грех - не проси милости (Ч.); На глаз поверишь - криво отмеришь (М.Г.); Не будут отдавать - выкради! (М.Г.);

…Меньше знаешь - крепче спишь (М.Г.); Ругаться будут - не бойся (Гл.); Нравится рисовать - рисуй на здоровье, никто не запрещает (Пан.); Приказано - повезёшь (А.Т.). Ср. в пословицах: Назвался груздём - полезай в кузов; Любишь кататься - люби и саночки возить; Упустишь огонь - не потушишь; Взялся за гуж - не говори, что не дюж; Волков бояться - в лес не ходить; Пожалеешь лычка - отдашь ремешок; Глубже пахать - больше хлеба видать; Смерти бояться - на свете не жить и др.

§ 45.6

Тире ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союз словно или будто): …Посмотрит - рублём подарит (Н.).

§ 45.7

Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения (нередко - неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что ), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта (ср. § 44, п. 3): Овца же говорит - она всю ночь спала (Кр.); Иногда мне думается - надо убежать (М.Г.); …Слышит - за кустами бузины девушка хохочет (М.Г.); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось - раздайся хоть один только резкий звук, и в природе произойдёт что-то страшное (Кат.); Вчера на соседнем зимовье рассказывали - мед ведь человека задрал (Арб.); Слышу - опять стонет (Па- уст.); Движение приостановлено, будем надеяться - ненадолго; Кто-то скребётся, мне показалось - мышь; Но вижу - не слушает она меня; Пишут, чтобы мы обязательно приезжали - будут встречать; Они знали - будет буря; Отстань, не видишь - я занят.

§ 45.8

Тире ставится перед местоименными словами так, такой, таков, начинающими собой присоединительное предложение, входящее в состав бессоюзного сложного предложения: Приказ есть приказ - так его воспитал фронт (Вор.); Идти вперёд или погибнуть - так стоял вопрос перед партизанским отрядом; Кривые улицы, маленькие деревянные дома - такой была значительная часть Москвы в начале XX века.

В этих предложениях выражены суждения, субъект которых назван в первой части, а предикат образует вторую часть. Если логические отношения между обеими частями носят другой характер, то между ними ставятся запятая и тире: Загрязнение окружающей среды угрожает жизни на Земле, - так дальше продолжаться не может (газ.) (см. § 46, п. 2).

§ 45.9

Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это, которое иногда имеется в самом предложении): На стене ни одного образа - дурной знак (Л.); Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души - вот что я вам скажу (Аж.); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально - это бросалось Клебе в глаза (Фед.); Идёт большая вода - это всего интереснее (Горб.); Он всегда любил поболтать - это было мне отлично известно (Кав.); Они расстанутся, они уже расстались - эта мысль ошеломила обоих (Гран.) .

§ 46. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении

Действующими правилами предусмотрено употребление запятой и тире в качестве единого знака препинания в трех случаях:

1) перед главной частью сложноподчиненного предложения, которому предшествует ряд однородных придаточных, для подчеркивания распадения единого целого на две части;

2) перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним дальнейшую часть того же предложения;

3) в периоде для указания перехода от повышения к понижению .

Однако на практике постановка запятой и тире в качестве единого знака препинания не ограничивается этими случаями (некоторые примеры были приведены в § 40) .

§ 46.1

Запятая и тире часто ставятся перед бессоюзным присоединительным предложением, начинающимся местоименным словом это: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, - это неоспоримо (М.Г.); Эдгар По считается отличным мастером формы, оригинальным художником, - это бесспорно (М.Г.); Культурный человек создаётся медленно, с великим трудом, - об этом убедительно говорит нам вся тяжёлая история… культуры (М.Г.); Если вам писать противно, скучно, не пишите, - это всё равно получится скверно, фальшиво (А.Т.); В такую пору надо говорить грубо и прямо, - это умнее и честнее перед нашими детьми (Леон.); Широкий подъезд был совершенно пуст, - это показалось мне странным (Кав.); Они не только не хотят его отъезда, но, напротив, очень огорчились бы разлукой с ним, - это совершенно очевидно; Некоторые считают, что для того, чтобы стать хорошим певцом, достаточно обладать природными данными, - это роковая ошибка; Он говорил о какой-то тайне, - это было дурным предзнаменованием для меня.

То же перед словом вот: Бросится женщина в омут головой от любви, - вот актриса (Остр.).

§ 46.2

Запятая и тире ставятся между двумя частями бессоюзного сложного предложения, из которых вторая носит присоединительный характер с различными дополнительными оттенками значения (пояснительными, временными, условно- следственными и др.); нередко эта часть начинается местоименными словами тот, так, такой и т. п. : Но дай-ка мы выедем в поле с тобою, - ты скоро бы пить запросил у меня (Тв.); Ситанов относится ко мне дружески, - этим я обязан моей толстой тетради, в которой записаны стихи (М.Г.); Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе, - после этого она делалась как зеркало (А.Т.); Она сидела неподалёку на скамье под покосившимся деревянным грибом, - такие делают в лагерях для часовых (Пауст.); Значит, то был не Родион, - тот из любой бездны откликнулся бы ей (Леон.); Все предметы вокруг были отчётливы и преувеличенно реальны, - так бывает, когда не спишь всю ночь (Ш.).

§ 46.3

Запятая и тире ставятся для обозначения «перелома» первоначальной конструкции, для указания, «с одной стороны, на расчлененность предложения, а с другой - на то, что та его часть, которая следует за этим знаком препинания, делает структурный поворот от предшествующей части под некоторым, большим или меньшим, „углом“ : Комната наполнилась шумом отодвигаемых стульев, в углу вспыхнул огонёк спички, осветив кисть руки с длинными пальцами, испуганной курицей заклохтала какая-то барышня, - Самгину было приятно смятение, вызванное его словами (М.Г.); Марья села на траву, положила голову Мишки к себе на колени, - у него голова висела, до того был худ (А.Т.); Мне, по крайней мере, известно, что в Краснодоне остались Володя Осьмухин и Толя Орлов, - разве они будут сидеть сложа руки? (Ф.); Эта солидно обставленная длинная комната, обшитая дубовыми панелями, такая спокойная, приветливая, комната, где прошло больше половины его рабочей жизни, - почему он забыл о ней?; С ним постоянно происходит что-нибудь необыкновенное: то он попадает в уличную аварию, то чуть не тонет в мелкой речке, то почти умирает от сердечного припадка, - что именно неважно; Я ничем не мог помочь ему, - для чего же было приходить?; Мне казалось, что я всё уже понял, знаю, - ничего подобного!; Как бы там ни было, он не устоял перед соблазном, - кто из нас без греха?

Ср. также бессоюзные сложные предложения, в которых между частями возможна постановка двоеточия: К этому чувству присоединялась тоскливая зависть, - (:) как хорошо было бы обладать грубой дерзостью Кутузова, говорить в лицо людей то, что думаешь о них (М.Г.); Он было застонал, но уже гораздо легче, чем в первый раз, и вскоре натура взяла своё, - (:) назавтра же пошёл он как ни в чём не бывало гулять и стал выезжать в театры (Тын.); Послушайся моего совета, совета старого друга, - (:) не ходи туда.

См.: Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации. М., 1955. С. 171; Лапотько А. Г., Попова З. Д. Тире и двоеточие в их отношении друг к другу в многокомпонентных конструкциях, Современная русская пунктуация. М., 1979. (Многие примеры в разделе заимствованы из этих источников.) 5 См.: Гришко Ф. Т. Наблюдения над употреблением сложного знака «запятая - тире», Рус. язык в школе. 1971. № 6 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).
Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации. С. 347 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и .

Ср.: Метель не утихала , небо не прояснялось (Пушкин). - Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли , через минуту уже не было слышно шума (Чехов). - Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

Налево чернело глубокое ущелье ; / 1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари / 2 (Лермонтов).

Двоеточие в бессоюзном сложном

1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). - Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.

Обратите внимание!

Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно : нельзя сидеть сложа руки (Чехов).

2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .

Ср.: Я знал : удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). - Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.

Обратите внимание!

Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что , а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.

Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). - Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал , понюхал : пахнет мёдом (Чехов). - Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.

3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .

Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение : землетрясение было не к добру (Тынянов). - Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя (Тургенев). - Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя .

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу :

Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). - Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер - всё дрогнуло , ожило , засмеялось (М. Горький). - Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.

2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но .

Ср.: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Грибоедов). - Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость - я хозяин (Багрицкий). - Он гость, а я хозяин.

3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате .

Ср.: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев). - Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (Маяковский). - Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.

Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).

4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если .

Ср.: Кошки грызутся - мышам приволье (пословица). - Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик - будут и грибки (Пушкин). - Если будет дождик, будут и грибки.

Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так , то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).

5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно .

Ср.: Молвит слово - соловей поёт (Лермонтов). - Молвит слово, будто соловей поёт.

6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков :

Приказ есть приказ - так его воспитали (Воробьёв).

Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

План разбора бессоюзного сложного предложения

  1. Указать тип сложного предложения (бессоюзное сложное предложение).
  2. Указать, из скольких частей состоит бессоюзное сложное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  4. Построить схему бессоюзного сложного предложения.

Образец разбора

Дуб держится - к земле тростиночка припала (Крылов).

Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится ; 2) к земле тростиночка припала ; грамматические основы: 1) дуб держится ; 2) тростиночка припала . Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а : Дуб держится , а к земле тростиночка припала ). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.

- .
противоп.