Занимательные игры для старших дошкольников. Интеллектуальная игра для старших дошкольников в детском саду "умники и умницы" с презентацией

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет «Умники и умницы»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, воспитатель-методист, Дошкольное образовательное учреждении комбинированного типа №9 «Восход», г.Шахтерск.
Описание :
Методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных учреждений. Игра содержит разнообразные задания для детей старшего дошкольного возраста, которые развивают психические процессы, сообразительность, самостоятельность. Основная цель проведения игры: диагностирование уровня подготовки детей к обучению в школе.

Тема . Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Умники и умницы»

Цель :
- поддерживать интерес к познавательной деятельности;
- развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки;
- воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Материал :
1.Карточки с заданиями
2. Музыкальное сопровождение («Учитель танцев», «Фанфары» (начало, награждение, Диск с музыкальными фрагментами из детских мультфильмов)
3. Презентация
4.Герой - Мэри Поппинс

Ход игры:

Звучит музыка.
Ведущий:
Рано-рано сонце встало,
Доброго утра всем пожелало.
И я вас дети, поздравляю,
Чудесного настроения всем вам желаю.
День необычный сегодня у нас,
Игра позвала - пришёл её час.

Звучит музыка, заходят дети.

Пора поближе нам узнать
Героев дня - интеллектуалов,
Представьтесь, милые друзья,
Нам познакомиться всем надо.
Представление участников игры

- Итак, мы познакомились с командой участников, а сейчас мы представляем вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется принимать непростые, очень важные решения.
Представление жюри

Звучит музыка. На зонтике «прилетает» Мэри Поппинс.
Мэри Поппинс
В сказку я открою двери,
Все узнали Поппинс Мэри?
И для взрослых и детей
Я всегда полна идей!
Чтоб могли Вы развиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ : Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ : Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ : Клянемся!
Все смело преодолевать.
ДЕТИ : Клянемся!
Ведущий : Итак, наша интеллектуальная игра открыта, и мы начнем ее с небольшой разминки (Слайд №2)


Мэри Поппинс
Слайд 3


Я задам вопросы каждому участнику. За каждый правильный ответ участник получает один балл.

1.Какое дерево боится ветра? (осина)
2.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
3. Кто быстрее плавает: курица или утка? (утёнок)
4. Какой сейчас день недели?
5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
6. Сколько времен года ты знаешь? (4)
7. В каком месяце дети идут в школу? (сентябрь)
8. Какой напиток можно получить от животного? (молоко)
9. Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
10. Какой цветок колит пальцы? (роза)
11. На какой планете мы живем? (Земля)
12. Из какой крупы варят плов? (рис)
13. Животное, которое вытянул из болота Айболит? (бегемот)
14. Что можно увидеть на небе в теплое время года после дождя? (радуга)
15. Какие овощи необходимы для приготовления борща?
16. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
17. В какое время года бывает вьюга?
18. Сколько человек тянули репку? (3, остальные животные)
19. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)
20. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (домашнее задание)


Ведущий
- Разминка закончилась. Жюри подводит первые итоги. А мы приглашаем участников занять свои места.

Ведущий : В нашем зале собрались умные, веселые и находчивые ребята. А выбрать самого умного нам поможет жюри и наши конкурсы. Слайд 4 (Ведущий перечисляет конкурсные задания)

Мэри Поппинс выбирает квадрат «Занимательная математика»

Ведущий : Ребята, а вот и первое задание - необычные фруктовые примеры.
Задание: Вам нужно правильно решить каждый пример и в пустых клеточках написать цифру, соответствующую количеству фруктов в примере. Слайд 5


Мери Поппинс собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Помогите нам, пожалуйста, выбрать следующий конкурс на нашем разноцветном квадрате.
Мэри Поппинс выбирает квадрат «Подумай - отгадай»
Слайд 6


Ведущий : И снова задание с карточками. Ребята, рассмотрите картинку. Слева расположены разные предметы, а справа – графическое изображение их частей.
Задание: найдите пару предмета и его графического изображения и соедините их прямой линией.

Ведущий : Наша гостья выбирает следующий квадрат…..
Мери Поппинс выбирает квадрат «Загадочный мир природы»

Ведущий : И… нам придется еще немного поработать с карточками. Итак, задание: определите, что где растет, соединив прямой линией Слайд 8


Ведущий : Мэри Поппинс! Мы снова просим Вас назвать следующий конкурс.
Мери Поппинс выбирает квадрат «Азбука безопасности» Слайд 9


Ведущий : Ребята, мы просим Вас подойти к экрану.
Дети подходят к экрану.

Вам предстоит ответить на вопросы, которые вам зададут врач, инспектор ГИБДД и сотрудник МЧС. За правильный ответ вы получаете один балл. Кто будет первым отвечать на вопрос?
Дети по очереди отвечают на задаваемые вопросы.
Инспектор ГИБДД
1. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется...а) тротуар; б) шоссе; в) улица. Слайд 10

2. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора. Слайд 11


3. На какой машине – «Вольво», «Ауди» или « Мерседес» - ты бы согласился покататься с незнакомцем? Слайд 12


Пожарный
1. Что делать, если в квартире появился дым: а) обмотать лицо мокрой тканью и побыстрее покинуть квартиру; б) открыть окна и двери, чтобы дым улетучился. Слайд 13


2. Что надевает на лицо пожарный, входя в горящее помещение, и для чего он это делает? Слайд 14


Доктор
1.Ящичек (шкафчик), в котором собраны медикаменты, имеющиеся в доме. (Аптечка.) Слайд 15


2. С помощью какого органа человек дышит: а) мозг; б) сердце; в) легкие. Слайд 16


3. Тренировка организма холодом. (Закаливание.) Слайд 17


Жюри подводит итоги конкурса, а наша гостья Мэри Поппинс называет следующий конкурс.

Мери Поппинс выбирает квадрат «По сказочным дорожкам»
Ведущий : Ребята, вы любите сказки? Тогда мы предлагаем Вам прогуляться по сказочным дорожкам.
(На экране воздушные шарики под номерами. Ребенок выбирает шарик с номером.)

Слайды к сказкам Слайды 18 - 27:
1. «Золотой ключик» – колпак, азбука, театр


2. « Сестрица АЛЕНУШКА» - копытце, козленок., девушка


3. «Царевна-лягушка» - стрела, болото, Иван-царевич


4. «Три медведя» - тарелка, стул, медведь


5. «Маша и медведь» - короб, пирожки, девочка


6. «Снежная королева» - дворец, сани, мальчик


7. « Дюймовочка» - крот, кувшинка, ласточка


8. «12 МЕСЯЦЕВ» - КОСТЕР, корзина с подснежником, мачеха с сестрой


9. «Сказка о рыбаке и рыбке» - корыто, невод, старик.


10. «По щучьему велению» - печь, ведра, щука.


Мэри Поппинс : А сейчас разрешите мне объявить творческий конкурс «Покажи высший класс!»
Дети танцуют под музыку «Учитель танцев» вместе с Мэри Поппинс

Ведущий : Жюри непросто будет подвести итоги этого конкурса. Вы все, ребята, такие молодцы!
- Предлагаем Вам снова присесть за столы, а Мэри Поппинс назвать следующий конкурс разноцветного квадрата.

Мери Поппинс выбирает квадрат «Грамотей-ка».
Ведущий : Для выполнения этого задания вам нужно сделать звуковой анализ слов: кот, петух, лиса и написать первую букву слова. Слайд 28


Молодцы, справились


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Выберите, пожалуйста, следующий конкурс!
Мери Поппинс выбирает «Найди лишнее»
Ведущий : Вот, ребята, у нас и осталась последняя карточка. Послушайте задание: нужно зачеркнуть в каждой группе предметов один лишний.
Слайд 29


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Мэри Поппинс: Я с удовольствием называю мой любимый конкурс «Угадай мелодию» и попрошу вас всех подойти ко мне. Давайте встанем в одну линейку и сейчас для каждого из вас будет звучать мелодия из любимых песен, мультфильмов, а вы должны будете назвать ее.
Итак, звучит мелодия для игрока под номером 6 (кто стоит первым и т.д.)
Ведущий : Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все очень хорошо потрудились, с достоинством прошли нелегкие испытания, показали свои знания и смекалку. Слово нашему жюри.
(Жюри объявляет результаты интеллектуальной игры, проводит награждение)

Для того чтобы она достигала своих целей, необходимо создание соответствующей атмосферы и условий, в соответствии с возрастными особенностями:

Эмоционально благоприятная и приятная обстановка.

Простые и понятные правила игр.

Добровольное участие.

Дошкольный период – самое благоприятное время для восприятия новой информации и ее анализа. Психологическая особенность возраста заключается в том, что дети выделяют только самые яркие и запоминающиеся признаки предметов и явлений и не удостаивает вниманием то, что им не бросается в глаза. Часто получается так, что яркими бывают второстепенные предметы и явления, а главное проходит мимо.

Таким образом, исходя из возрастных и психологических особенностей дошкольников, воспитателям и родителям необходимо правильно оформить приоритеты: предъявить их в ярком, запоминающемся образе, чтобы на них было обращено внимание и осталось в памяти.

Что способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста?

Интеллектуальное развитие дошкольников требует помощи взрослых и применения методов и средств, которые будут ему способствовать. Так как известно, что наиболее эффективно работает в решении этого вопроса игра, то именно ее необходимо задействовать для .

В этой области родителям не стоит напрягаться и придумывать, чем занять свое чадо. Существуют целые системы дидактических материалов как для коллективного участия, так и для индивидуального выполнения. Они разработаны на научной основе, исходя из особенностей возраста и с целью не только чем-то занять подрастающее поколение, но и подготовить его к школе.

К числу таких методов стоит отнести очень эффективный вид интеллектуального творчества – выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Пусть родителей не пугает школьная терминология. К скучным школьным тетрадям эти задания не имеют никакого отношения. Эти занятия не будут скучными, они увлекут и дошкольника, и родителей и точно останутся в памяти полезным грузом знаний. Цели, которые преследовали авторы при составлении заданий:

— Развитие абстрактного и логического мышления.

— Развитие способностей и творческого потенциала.

— Обучение анализу, сопоставлению, умению принимать самостоятельные решения.

Для выполнения интеллектуальных упражнений понадобятся цветные карандаши, краски, фломастеры, ножницы и голова, которая будет решать веселые, но очень умные задачки. На сайте представлено более десятка рабочих тетрадей, с различными играми и упражнениями для развития памяти у дошкольников, также внимания, мышления и других процессов познания. Игры можно проводить в группе и индивидуально. .

Каждая рабочая тетрадь содержит материалы, преследующие цель совершенствования определенных интеллектуальных навыков и умений у дошкольников:

  • Подготовка рук к письму.
  • Тренировка мелкой моторики.
  • Получение базовых математических знаний.
  • Формирование творческого начала.
  • Развитие внимания у дошкольников.

Коллективное выполнение заданий, придание этому процессу соревновательного характера активизирует ребят, создает стимул для того, чтобы выполнять упражнения правильно. Невозможно переоценить значение таких занятий совместно с родителями. Когда обучаясь в школе или во взрослой жизни, дети становятся предметом гордости своей семьи, это будет значить, что усилия родителей в дошкольном возрасте не были потрачены напрасно.

ФАМИЛЬНОЕ ДЕРЕВО СЕМЬИ

4 шаблона, формат A3

50 ПАЗЛОВ ДЛЯ РЕБЯТ

ИГРА «НАЙДИ ТЕНЬ КАРТИНКИ

ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ»

Задания на развитие внимания детей

КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ СПРЯТАЛИСЬ НА КАРТИНКЕ

Задания на развитие зрительного внимания дошкольников

ДОРИСУЙ САМ И РАСКРАСЬ

ЗАКРАСЬ ОДИНАКОВЫЕ КАРТИНКИ ОДНОГО ЦВЕТА

ИГРАЕМ, УЧИМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ (часть 1)

ИГРАЕМ, УЧИМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ (часть 2)

ИГРАЕМ, УЧИМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ (часть 3)

Сборник игр и упражнений для развития у старших дошкольников внимания, мышления, памяти и других познавательных процессов.
Игры предназначены для проведения как групповых, так и индивидуальных занятий с дошкольниками.
Он идеально подойдет как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям, которые занимаются с детьми дома.

РАСКРАСЬ, ВЫРЕЖЬ, СЛОЖИ ФИГУРУ

Ребёнку необходимо, глядя на пример в верхней части страницы, сложить предложенную фигурку, раскрасить её части, сложить (можно наклеить на чистый лист бумаги).
Ребёнок поймет из каких частей состоит целое, как эти части взаиморасположены, научится подбирать целое по цвету.

Интеллектуальная игра для детей старшей - подготовительной группы ДОУ

Сценарий интеллектуальной эстафеты для старшего дошкольного возраста «Умники и умницы»

Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края
Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления воспитанников, выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников.
Задачи:
- Активизировать имеющиеся знания;
- Развивать любознательность, самостоятельность, ответственность детей за результаты своей деятельности;
- Учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение при выполнении заданий;
- Формировать умение радоваться успехам товарищей.
Описание: мероприятие будет интересно воспитателям и педагогам, желающим провести интеллектуальный конкурс среди своих воспитанников.

Интеллектуальный мараф он – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.

Звучит музыка.
Ведущий
День необычный сегодня у нас.
Мы рады, так рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора
Ее начинать нам настала пора.

Звучит музыка, вбегают дети.

Ведущий
Целый день все дети задают вопросы:

Дети.
1. Почему в реке вода?
2. Облака плывут куда?
3. Почему летают птицы и не могут заблудится?
4. Почему должны мы спасть, завтра же опять вставать?
5. Где живут зимой медведи?
6. Кто отъел кусок луны?
7. Отчего машина едет?
8. Почему трубят слоны?
9. Как писать в тетради строчки?
10. Как читать с листа слова?
11. Почему цветут цветочки?
12. Чем питается сова?
13. Почему должны мы кушать, чистить зубы, умываться?
14. Почему, чтоб умным быть очень надо постараться?
Ведущий.
Сто вопросов, сто ответов
Что же тут еще сказать…
Ужасно интересно все обо всем на свете знать.

Звучит музыка «Ужасно интересно, все то что неизвестно…» Дети поют и танцуют.

Ведущий.
Пора увидеть, пора узнать
Героев дня – участников турнира.
Доверено которым ныне,
Себя и сад свой представлять,
А в будущем страну – в турнирах мира!
И так ура участникам турнира!

Ведущий. Приглашается команда «________________» детского сада № ___
Команды показывают презентацию – это первый конкурс.


Ведущий приглашает для презентации все команды.

Ведущий. Мы познакомились с командами участников, а сейчас мы представляем вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри.

Ведущий. Пока жюри подводит итоги презентации мы начинаем разминку.
1 конкурс разминки – рисование.
Проходите к мольбертам. Сейчас мы узнаем, как наши игроки ориентируются на листе бумаги. Выберите одного человека, который будет рисовать, а остальные ему помогать. Нарисуйт, пожалуйста:
В правом верхнем углу – солнце,
В нижнем левом – дерево,
Справа под деревом – гриб
Внизу посередине – дом.
С левой стороны крыши дома - трубу
В верхнем левом углу – тучку.
Справа от дома круглую клумбу.
В центре клумбы – 5 цветочков.
Выше клумбы бабочку.


2 конкурс – конструирование.
Проходите к своим рабочим местам (мы использовали пустые подкатные тумбы). Перед вами детали, из которых вам надо создать постройку по схеме. Вы берите свою схему. Работа выполняется на скорость. Вы собираете, пока звучит музыка. Как только музыка закончилась – вы перестаете работать, а жюри оценивает вашу работу.
Время на выполнение – 1,5 минуты



Ведущий. Разминка закончилась. А теперь первые звезды от нашего жюри.

Ведущий. Наша эстафета состоит из трех этапов.
1 этап – «Азбука безопасности»,
2 – Грамотей-ка,
3 – Край родной навек любимый. (слайд 2)
Каждому участнику надо ответить на пять вопросов. Отвечая на вопрос правильно, вы продвигаетесь к финишу. Та команда, которая отвечает на вопрос первой, получает дополнительную звезду. Вы уже знаете, что они могут повлиять на результат в конце соревнования.

Ведущий. Отвечать на вопросы надо с помощью звезд (показ) . Давайте попробуем. Внимание на экран. (слайд 3)


Итак, первый участник отвечает на вопросы раздела «Азбука безопасности» (слайд 4).
Ведущий задает вопросы на слайдах 5 – 9. Читать вопрос рекомендую дважды с указанием ответов. Участники поднимают звезду. Жюри фиксирует, кто дает правильные ответы.

Ведущий. А теперь вам необходимо самостоятельно выполнить задание (слайд 10). Рассмотрите внимательно картинку и отметьте тех детей, которые ведут себя на дороге неправильно. Вы работаете, пока звучит музыка. (1 минута).

Ведущий.
Пока жюри подводит итоги этапа «Азбука безопасности» (слайд 11) мы все вместе поиграем.

Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте «Это я, это я и со мной мои друзья». Если не согласны, топайте ногами и хлопайте в ладоши.

Кто из вас, заметив дым, набирает «01».
Кто свечей не зажигает и другим не разрешает.
Кто, любитель по старинке над огнем сушить ботинки.
Красный отблеск побежал. Кто со спичками играл?
Дым увидев, не зевает и пожарных вызывает.
Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил утюг?
Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Знает кто, что красный свет означает – хода нет?
Кто из вас идя домой гуляет по проезжей мостовой?
Кто из вас из малышей, ходит грязный до ушей?
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
Правила все точно знает и всегда их соблюдает.

Ведущий. Приглашается участник второго этапа «Грамотей-ка» (слайд 12).
Участники второго этапа тоже отвечают на пробный вопрос (слайд 13).
Ведущий задает вопросы на слайдах 15 – 19.
Ведущий. А теперь вам необходимо самостоятельно выполнить задание (слайд 20).
Рассмотрите внимательно картинки и зачеркните в каждом квадрате лишнюю картинку. Вы работаете, пока звучит музыка. (1 минута).
На рабочие места раскладываются картинки и карандаши.
Ведущий. Спасибо всем участникам данного этапа.
Пока жюри подводит итоги этапа «Грамотей-ка» (слайд 21) мы проведем конкурс загадок.

Она весну встречает – сережки одевает.
Накинута на спинку зеленая косынка.
А платьице в полоску. Узнаешь. Ты -…. (березку)
Он долго дерево долбил и всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил, длинноносый пестрый (дятел)

Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель (ежик)

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю (зарядку).

Солнце греет и печет
Ручеек с горы течет.
Тает снег кругом вода,
Значит к нам пришла ….(весна)

Лейся дождь веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать босиком по ………….(лужам)

Он круглый и красный как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней …….(помидора)

На спине свой носит дом. Не нуждается ни в ком.
При себе всегда пожитки у медлительной …. (улитки)

Ведущий.
Ни триумфальных арок, ни соборов,
Ни шпилей, уходящих в облака,
Но я люблю всем сердцем этот город.
Я счастлив, что живу в Березниках.

Словами известного березниковского поэта Алексея Решетова, мы начинаем заключительный этап эстафеты «Край родной навек любимый» (слайд 22).

Приглашаю участников последнего этапа. Также как и ваши товарищи первый вопрос для вас пробный. Внимание на экран. (слайд 23)

Ведущий задает вопросы на слайдах 25 – 29.
Ведущий. А теперь вам необходимо самостоятельно выполнить задание (слайд 30).
Вам надо собрать герб города из частей.
Вы работаете, пока звучит музыка. (2 минуты).
На рабочие места разрезные картинки.
Ведущий. Спасибо всем участникам данного этапа.
Пока жюри подводит итоги этапа «Край родной навек любимый» (слайд 31) давайте потанцуем.
Можно организовать танец по показу под любую веселую музыку.

При подведении итогов учитывается количество звезд, за каждые 5 звезд – 1 балл.

Ведущий. Все вы заслужили уваженье.
Самые почетные вы здесь,
От нас примите поздравленья,
Снова вас хотим всех перечесть.

1. «Разминка» как можно быстрее ответить на вопросы – при этом могут выражать свое мнение все члены команды. Время выполнения – 4 мин. (Каждый правильный ответ 1 балл.)

  1. В какое время года бывает ледоход? (Весной.)
  2. Что делают из муки? (Хлеб.)
  3. Что делают из глины? (Посуду.)
  4. Что делают из песка? (Стекло.)
  5. Что делают из молока? (Творог, кефир.)
  6. Москва – это город или страна? (Город.)
  7. В какой стране вы живете? (В России.)
  8. Песок сыплют, а воду … (Льют.)
  9. Котлеты жарят, а суп … (Варят.)
  10. Стол накрывают, а постель … (Застилают.)
  11. Стул можно сломать, а чашку … (Разбить.)
  12. Сено косят, а волосы… (Стригут.)
  13. Где живет маленький кенгуру? (У мамы в сумке.)
  14. Сколько человек тянули репку? (3 человека, а остальные животные.)
  15. Кто из животных вторым прибежал к теремку? (Лягушка.)

2. «Фонематический слух» (каждое слово 1 б)

1. «Отгадай слово» по первым звукам картинок (осы, самолёт, лимон, иголка, кукла).

2. «Отгадай слово» по последним звукам картинок (петух, пчела, стол, палка, кот).

3. «Собери слово» и определи количество слогов, букв в нем. (За каждое правильное слово 1 балл.)

1) Каждой команде даются слоги, из них нужно собрать слова!
ва - за мы - ло
ут - кА ут - ро
ма - ши - на ма - га - зин

2) «Разложи слова» (каждое слово 1 б)

Самолёт - …(сам летает)

Трубочист - …(трубу чистит)

Рыболов - …(рыбу ловит)

Пешеход - …(пешком ходит)

Носорог - …(на носу рог)

3) «Сложи слова» (каждое слово 1 б)

Мясо рубит - …(мясорубка)

Снег падает - …(снегопад)

Огонь тушит - …(огнетушитель)

Сладкое ест -…(сладкоежка)

Мышей ловит -…(мышеловка)

4. «Логические тесты»

Какое слово является окончанием всех этих слов?

ПАРО. . . . ?

5. «Цепочка слов» (За каждое слово 1 балл.)

1) Детям предлагается составить цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего.

Начальные слова: белка, огоньки.

2) Замени подчеркнутую гласную букву другой гласной так, чтобы получилось новое слово. Напиши его.

Со н - _______________
Ки т - _______________
Ды м - _______________

7. «Составь новое слово» (За каждое слово 1 балл.)

Из букв слова МУРЗИЛКА (не разрезать).

8. «Конкурс капитанов» (2 б.)

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок»

9. Подведение итогов.

10. Пока наше жюри оценивает игру, мы поиграем в игру, которая называется «Загадки и отгадки хором» (загадки-обманки) (Без оценивания.)

1. В чаще голову задрав,

Воет с голоду … (волк).

2. Кто в малине знает толк?

Косолапый бурый … (медведь)

3. Как в автобусный салон

К маме в сумку прыгнул … (кенгуру)

4. Над лесом солнца луч потух,

Крадётся царь зверей … (лев)

5. – Дур-рак! – кричит из клетки.

От страха не робей.

Диковинная птица

Зовётся … (попугай)

6. По сосне, как барабан,

Застучал в лесу … (дятел)

7. С пальмы вниз,

На пальму снова

Ловко прыгает … (обезьяна)

8. У него большие уши,

Сам себя облил, как в душе,

Поднял хобот, затрубил

Толстоногий … (слон)

9. Кто в лесу дрожит под ёлкой

Чтоб не встретиться с двустволкой?

Скачет полем, осмелев.

Этот зверь зовётся … (заяц)

10. Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая … (белка).

Награждение команд.

Интеллектуальные игры .

Игра «Логические блоки Дьенеша»

Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений

Краткое описание :

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки :

чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины) ;

чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине) ;

чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы) .

Интеллектуальные игры .

Игра «Математический планшет»

Цель. Создать условия для исследовательской дея-тельности ребенка. Содействовать психосенсомоторному, когнитивному (познавательному развитию,а также развитию творческих способностей.

Краткое описание :

В игре представлены схемы, по которым дети воспроизводят рисунок при помощи резиночек и цветных фигур. Схемы можно дополнять в соответствии с уровнем развития ребенка, придумывать свои варианты. В игре представлены схемы на ориентировку в пространстве, счет, геометрия, игры с цифрами , буквами, симметрии, дорожные знаки, загадки, иллюстрируемые стихи, сказки, узоры.

Методические указания. Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете.

Интеллектуальная игра .

Игра «Геометрическая мозаика»

Цель. Закреплять знания о геометрических фи-гурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способствовать развитию интеллектуальных способностей .

Краткое описание :

Предложить детям разложить вырезанные геометрические фигуры по группам :

по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.)

по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадраты, большие и средние квадраты и т. д.)

по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.)

выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку , затем рядом с картинкой , а потом-по памяти.

Предложите игрокам выложить из геометрических фигур любое изображение.

Интеллектуальная игра .

«Запоминай-ка»

Цель. Развивать зрительное восприятие, произ-вольное внимание, память. Развивать наглядно-образное мышление

Краткое описание :

В игре 12 карточек . Задания для каждой карты на усложнение . На первом этапе предлагаем рас-смотреть и запомнить, что нарисовано. Показывая 2 карту , дети определяют, что изменилось по сравнению с первой картой . На следующем этапе, дети рассматривают запоминают и рисуют увиденные фигуры, затем цифры, запоминая очередность рас-положения цифр. На последнем этапе ребенку предлагаем вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие различным картинкам .

Интеллектуальная игра .

Игра «Опасные предметы»

Цель. Развивать словесно-логическое мышление

Краткое описание :

Разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям определить, какие предметы опасны для игры и почему , где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны хранится опасные предметы. Как надо вести себя,если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать, толкать человека, если он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться

Интеллектуальная игра .

Игра «Признаки»

Цель. Учить детей определять одинаковые признаки у разных предметов, развивать логическое мышление.

Краткое описание :

В игре принимают участие 1-10 человек. Начи-нать лучше с одной круглой карточки . Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней4 подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку . Количество круглых карточек

Интеллектуальная игра .

Игра «Что из чего сделано»

Цель. Закреплять знания детей о различных материалах и изделиями из них. Развивать логическое мышление.

Краткое описание :

В игре принимают участие 1-10 человек. Начинать лучше с одной круглой карточки . Предлагаем ребенку из 4 карточек подобрать к ней подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку . Количество круглых карточек -заданий следует увеличивать постепенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.

Интеллектуальная игра .

Игра «Викторина первоклассника»

Цель. Помочь детям психологически подготовиться к школе, учить быстро отвечать на вопросы. Развивать скорость мышления.

Краткое описание :

Игроки ходят по очереди, установленной по договоренности или по жребию. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку на выпавшее число клеток. Переместив фишку игрок отвечает на вопрос карточки из стопки соответствующего цвета. Если игрок ответил правильно, то ход переходит к следующему игроку. Если игрок ответил неправильно, игрок бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета. Так продолжается до тех пор, пока игрок либо не ответит правильно, либо не вернется домой. Выигрывает тот , кто первым придет в школу.

Интеллектуальная игра .

Игра «Подбери картинку »

Цель. Учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, мышление

Краткое описание :

карточки карточки кладет в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и называет ее . Игроки методом классификации определяют принадлежность предмета к своей карте , подает сигнал-при правильном ответе ведущий отдает игроку карточку . Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра .

Игра «Угадай животных»

Цель. Закреплять знания о диких животных, среде его обитания, питании. Развивать логическое мышление.

Краткое описание :

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку текстом вниз. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и вслух читает текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть изображение этого животного, отгадал загадку, и правильно ответил на вопросы о нем (где живет, чем питается, какой характер, то ведущий отдает ему карточку с загадкой . Если игрок сделал ошибку, ведущий поправляет его, но карточку кладет под низ стопки. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра .

Игра «Откуда хлеб на столе?»

Цель. Учить последовательно выкладывать сюжетные картинки , развивать речь, учить логически мыслить, развивать интеллектуальные способности .

Краткое описание :

Для составления цепочки выберите одну из 3 тем (молоко, масло или хлеб) . Сначала взрослый вместе с детьми выкладывает цепочку, путем обсуждения выбирают правильное решение установления последовательности картинок . Далее дети самостоятельно выкладывают цепочку и составляют рассказ по теме.

Методические указания. Попробуйте составить любую из цепочек только в обратном порядке. Рассказ начинайте не с первой, а с последней картинки цепочки .

Интеллектуальная игра .

Игра «Веселый багаж»

Цель. Учить классифицировать предметы одной группы, подбирать слова на определенный звук. Развивать гибкость ума.

Краткое описание :

Первым действует тот из игроков, у кого самые короткие волосы, затем его сосед слева, далее по часовой стрелке. У каждого игрока есть 4 действия :

посмотреть любую карточку ;

положить ее на место;

не глядя переложить одну карточку на место другой ;

менять местами можно только по 2 карточки .

Действия можно комбинировать по разному, главное, чтобы их было не больше 4. Меньше-можно.

Тот, кто смог выложить последнюю недостающую карточку для поезда , забирает этот поезд себе. Поезд-это паровозик и 4 вагончика.

Методические указания.

Если вы просто смотрите карточку , она остается лежать картинкой вниз . Если вы меняете карточки местами , то их придется положить картинками вверх .

Интеллектуальная игра .

Игра «Прочитай словечко»

Цель. Формировать навыки звукового анализа и синтеза , навыки соотнесения звука с буквой, способствовать формированию плавного слитного осмысленного чтения. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Краткое описание :

На первом этапе ведущий предлагает детям выделить первые звуки в названиях предметов, изображенных на карточке , затем произнести выделенные звуки, делая паузу там, где пустое окошко, и назвать получившееся слово. На втором этапе можно попросить детей прочитать слово на игровой карточке , найти пропущенную букву и поставить фишку с этой буквой на пустой квадратик. На третьем этапе предложите детям найти пропущенную букву и обозначить ее фишкой с нужной буквой. И на последнем этапе по сигналу ведущего игроки подбирают фишки с буквами и накладывают их на пустое окошко. Команда, которая вы-полнила задание первой, читает слова и становится победителем.

Интеллектуальная игра .

Рассказ «»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Краткое описание :

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок : «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит : «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи» .) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала : «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом) . Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи» .)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит : «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает :

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу» .)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят : «мяу-мяу-мяу» .

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.