Высокоорганизованный человек. Чем Чел отличается от высокоорганизованного организма? Организованные люди регулярно освобождают себя от ненужных вещей

Конспект урока русского языка в 9 классе

Обучение сжатому изложению

Мяконькая Майя Андреевна

Цель урока:

Познакомить с различными приемами сжатия исходного текста;

Формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

Отрабатывать умение преобразовывать информацию

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.

План-конспект.

1.Организационый момент.

2.Цели и задачи.

Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.

3. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что такое изложение?

Какие виды изложений мы знаем?

Подробное и сжатое. (слайд №3)

Что такое подробное изложение?

Подробное изложение - максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.

Какое изложение мы называем сжатым?

Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности

Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений. (максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)

Скажите, почему в сжатом изложении сохранение языковых особенностей не считается обязательным?

4. Знакомство с приемами и способами сжатия текста.

Давайте вспомним, какие приемы сжатия текса мы знаем? (слайд №4)

Слайд №5 Разновидности замены и исключения.

Практическая работа (коллективная) (Слайд № 6-7)

Замена однородных членов обобщающим наименованием ;

В это лето я узнал наново, на вкус, на запах, на ощупь много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми.

Варианты ответа

В это лето я узнал наново много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми

В это лето я узнал наново, понял много слов, известных мне ранее

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 л. воды

Вариант ответа

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 л. воды).

Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой. (Слайд № 8-17).

Выполняем первое задание на листах, аккуратно делая карандашом необходимые пометки) Каждый ряд работает со своим заданием. 4-5 минут.

1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния

А) Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но, кажется, только гений терпения мог прочитать эти дневники! Без сомнения, они писались на привалах при свете коптилок из тюленевого жира, на сорокапятиградусном морозе замерзшей и усталой рукой.

Вариант ответа

Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но очень трудно было

усталой рукой.

Б) Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или

по цвету оперенья? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно посмотреть на перышки птиц.

Вариант ответа

Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения,

о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц.

В) О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной лексики? Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

Вариант ответа

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении любого общеупотребительного слова - в толковом словаре русского языка, о значении слов общенаучной лексики - в энциклопедических словарях.

2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены

А) Песня тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли.

Вариант ответа

Тихая и печальная песня слышалась отовсюду.

Б) Великие качества человечности - любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта - все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются: время оттачивает и проверяет их.

Вариант ответа

Великие качества человечности возникают и прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются.

В) М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.

Вариант ответа

Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.

3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения

А) Кремль - центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город - сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Боярские дворцы встречались в Китай-городе только как исключение. Различие во внешности Кремля и Китай-города соответствовало этому социальному развитию.

Вариант ответа

Кремль - центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город - сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Различие во внешности Кремля и Китай-города соответствовало этому социальному развитию.

Б) За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

Вариант ответа

За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

В) Я люблю на своей великой Родине все. Но душа этой любви - «тот уголок земли» на берегу матушки-Волги, где я впервые познал аромат цветов и сотового меда, синеву меда и глубину рек, блеск снега и холодок родниковой воды.

Вариант ответа

Я люблю на своей великой Родине все. Но душа этой любви - «тот уголок земли» на берегу матушки-Волги, где я познал красоту родной земли.

Время истекло. Внимание на доску. Слушаем первый ряд, второй ряд, третий ряд.

Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать предложения.

Теперь перед нами небольшой фрагмент текста, состоящий из 45 слов, который необходимо сжать до 35 слов.(Слайд № 18)

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Варианты ответа

Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

Есть вопросы?

5. Анализ текста.

Тогда перейдем непосредственно к анализу текста.

Прочитайте, пожалуйста, текст изложения.

Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.

из которого все труднее.

А теперь посмотрим на вариант сжатого изложения данного текста. (Слайд №19)

Человек - высокоорганизованный организм, у которого есть, в отличие от других живых существ, интеллект. Благодаря интеллекту, человек расселился по всей поверхности Земли и приспосабливает ее для своих нужд. Но его деятельность плохо влияет на природу: загрязняются водоемы, гибнут растения и животные.

Удачно ли это изложение? Почему?

Передано основное содержание, но пропущено несколько микротем.

Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста.

Давайте вспомним этапы работы с текстом. (Слайд №20)

. Определение темы текста

. Определение идеи текста

. Определение структуры текста

. Определение микротем текста как частей общей темы

. Моделирование сжатого изложения

Какова тема текста? (Слайд № 21)

Человек и природа

Какова идея?

Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе

Выделите микротемы.

Человек взаимодействует на экосистему Земли.

Воздействие человека несравнимо с другими воздействиями

Люди ради своих целей нарушают экологическое равновесие

Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе

Соотнесите микротемы и абзацы.

Итак, сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия.

1 ряд - 1,2абзац (1,2 микротемы)

2 ряд - 3,4 абзац (3 микротема)

3 ряд - 5,6 абзац (4 микротема)

Проверяем работу (Слайд № 22-25)

Человек - организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом - ощутимо воздействует на экосистему Земли.

Сжатый вариант

Человек воздействует на экологическую систему Земли.

В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество потребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми.

Сжатый вариант

Степень влияния человека на экологию несопоставима с влиянием других живых существ. Человек расселился по всей земной поверхности, невзирая на различия климатических, геологических, биологических условий. Если где-то становилось меньше дичи или почвы истощались, то люди перекочевывали на другое место. Ресурсы казались неисчерпаемыми.

Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.

К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около

половины земной суши: 26% - под пастбища, по 11% - под пашни и лесоводство, остальные 2-3% - для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта

и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию

искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.

Сжатый вариант

Люди благодаря интеллекту не столько приспосабливаются к среде обитания,

сколько приспосабливали саму среду. И это приспособление делается все более агрессивным. Около половины земной суши человек приспособил под пастбища, пашни и лесоводство, а 2-3% - под строительство. Сегодня освоены около половины всех источников пресной воды, причем из-за возведения плотин на реках изменяется экология водоемов, реки мелеют и загрязняются.

Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.

Человек все больше загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться

из которого все труднее.

Сжатый вариант

Люди ухудшили или уничтожили места обитания растений и животных, многие из которых вымерли. Загрязняя природу, человек ставит самого себя в тупик.

Слайд № 26.

Вот наше сжатое изложение. Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями.

К-1 экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)

К-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

К-3 работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)

Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.

Домашнее задание: произвести сжатие текста №2 Симакова

Второй тип: высокоорганизованная личность

Такие люди рациональные, добросовестны, склонны хорошо подумать, прежде чем начать говорить. Они часто бывают строгими, дотошными и придирчивыми, избегают яркости, красочности, проявлений чувств. Если уязвимой лицу иногда требуется несколько часов для того, чтобы утром подняться, то этих людей есть внутренние часы, что поднимет их в нужное время. Они сконцентрированы на том, чтобы контролировать ситуацию. В то время как впечатлительные личности порой склонны подчиниться внешнему воздействию и контролю, эти люди будут упорно сопротивляться чужому влиянию. Они не любят принимать решения под диктовку. Наоборот, они хотят сами принимать решения.

Итак, прямая атака на такую личность вряд ли может принести успех. Вы не должны загонять в угол такого человека или бросать вызов ее авторитету или самостоятельности. Вы должны создать у нее впечатление, что вы продумали каждый свой шаг и предусмотрели все мелочи и действуете по четкому плану. Вы вряд ли сумеете заставить этого человека изменить свое мнение, но вы сможете убедить ее, если предоставите ей обоснование альтернативы.

У вас нет перспективы, если в отношениях с таким субъектом будет только черную или только белую позицию. Полезным будет торг о сделке. Если вы хотите изменить позицию этого человека, вы должны позволить ему играть важную роль в процессе обсуждения вариантов. Если вы столкнулись с хорошо организованным человеком как свидетелем противника, вы должны задействовать пассивную тактику действий вместо взрывной агрессии. Чем жестче вы проявите себя при работе против этого человека, тем с большей вероятностью вы потерпите поражение. Если вы попытаетесь захватить контроль, она будет сопротивляться этому. Если вы проявите себя открыто враждебным, он станет жестким и неуступчивым. Такие свидетели под натиском замыкаются, становятся молчаливыми и упорно противодействуют всем попыткам раскрыть их.

Рационально организованный метод расспросов такого типа личности поможет ей предугадать ваши ходы оценивать ситуацию, подготовить свои ответы. Если вы логичны и систематичны, то такому человеку будет нетрудно отвечать в той же манере. Поэтому можно продумать возможность использования техники прыжка (3.4.1), который внесет неопределенность в процесс допроса. Вы можете также использовать технику лейтенанта Коломбо, чтобы поймать допрашиваемого на потере чувства самосохранения (3.2.9).

Если вы обнаружите свое неумение, этот человек не будет чувствовать угрозы для себя и сможет попробовать внести порядок в хаотическое нагромождение фактов в результате серии ваших несистематических вопросов. Такая реакция вполне предсказуема, поскольку високоорганізованій личности трудно выдерживать непоследовательность, разрозненность фактов. Скорее всего он сам попытается рационально объяснить факты. Впрочем, как и относительно уязвимой личности, излишняя фамильярность здесь порождает пренебрежение с его стороны. Чтобы поддержать свой авторитет, вы должны соблюдать некотором расстоянии от него.

Кросекзаменатори разработать такое условное разделение свидетелей, который, конечно, не опирается на достижения психологии или НЛП, но обобщает определенный практический опыт многих поколений адвокатов.

Играйте роли, проявляйте психологическую гибкость в общении различными свидетелями

Одно из важнейших косвенных ваших ссылок свидетелю это та роль, которую вы берете на себя. Ваш выбор имиджа может иметь драматическое влияние на поведение свидетеля.

Тщательно обдумайте, какую роль вы будете играть: превосходства, равенства или подчинения.

Продумайте, в каких ситуациях эффективна та или иная роль? Иногда целесообразно избрать позицию преимущества. Вы может позволить себе получать информацию от свидетеля с позиции силы и вашего более высокого положения, которое возлагает моральную обязанность на того, к кому вы обращаетесь, предоставлять правильную информацию.

Если вы выбрали роль равного, вы устраняете угрозы, связанные с присутствием в отношениях доминирующей личности, но одновременно теряете сопровождение силы и престижа. Некоторые свидетели должны быть расслабленными, раскованными, их надо раскрыть перед человеком, которого бы они считали равной себе. Они чувствуют себя более комфортно с тем, кто обладает таким же статусом. Они не испытывают потребности в давлении со стороны личности, которая превосходит их, вместе с тем не имеют потребности в доминировании над лицом и держании на дистанции как подчиненного.

В роли подчиненного, такого, что стоит ниже вы не представляете никакой угрозы "эго" свидетеля, а, иногда этот фактор может привести к снижению уровня сопротивления с его стороны. Имейте в виду, что в случае изменения своего амплуа в течение допроса или ведения дела последовательность, с которой вы будете это делать, имеет большое значение, потому что легче двигаться от высшего статуса к более низкому (сверху вниз), а не наоборот. Однако эффект от контраста, обусловленного переходом от роли слабой доминирующей, больше.

Кто испытывает страх перед судебным допросом и юристом противника, боится "судейских" лиц, наделенных властью. Если вам повезло встретиться с таким свидетелем в суде, вы должны тщательно поддерживать в нем эту мысль, выдерживать дистанцию при общении с ним, чтобы с максимальной выгодой использовать эффект своего процессуального и профессионального статуса.

Если вы хотите укрепить официальную атмосферу, убедитесь в том, что оделись должным образом. Если вы хотите быть более неформальным, вы можете расстегнуть пуговицы на пиджаке и даже снять пиджак, расслабить галстук, закатать рукава рубашки. Наберите более расслабленной позе за своим столом.

Ваш лексикон, тон и произношение также могут иметь влияние на свидетеля. Тщательно подбирайте слова. Если вы хотите сблизиться со свидетелем и раскрепостить его, применяйте неформальный стиль поведения. Используйте слова, которые показывают, что вы свободно владеете сленгом. Действуя в такой манере, прокурор может спросить подсудимого по делу о незаконном обороте наркотиков. Если подсудимый даст ответ, используя ту же терминологию, он тем самым покажет свою способность поддержать разговор на языке торговцев наркотиками, укрепляя судей в мнении о его виновности.

Бывают ситуации, когда полезно обращаться со свидетелем уважительно, перебирая на себя подчиненную роль. Такой подход похож на использование техники лейтенанта Коломбо, при которой вы, вызывая недооценку себя вводите в заблуждение свидетеля, снижая его чувство самосохранения. Предположим, что вы молодой начинающий адвокат и имеете дело с президентом корпорации, который выступает свидетелем по делу. Такие люди привыкли приказывать и не любят, чтобы кто-то давил на них. Вряд ли его впечатлит ваш профессиональный статус. Если вы подойдете к такому человеку как к мудрого старшего наставника, от которого вы ищете советы, он может обнаружить патерналистское или профессиональное отношение и предоставит вам, по крайней мере некоторую информацию, в которой вы нуждаетесь.

Вы можете применить и подход равного по статусу, если хотите преодолеть низкий уровень взаимодействия в языковом обмене. Для того, чтобы сломать такой барьер, вы можете использовать привычную для свидетеля разговорный язык, касаясь темы, интересной для него.

Украинский читатель может с определенной иронией воспринять такой совет, несмотря на то, что судьи в Украине контролируют процесс допроса и не дают возможности касаться посторонних, не обусловленных процессом тем. Но судья может потерять бдительность, и вам удастся коснуться интересной для свидетеля темы в рамках материалов дела.

Советы, которые даются в этой книге, только на первый взгляд имеют отстраненный характер, на самом деле это сгусток опыта адвокатов разных стран. Зная это, вы можете использовать их в своей работе в неожиданных ситуациях. Вы должны почувствовать себя своеобразным модератором процесса допроса в пределах разрешенного действующим УПК.

Пример. Адвокат Н. выступил на стадии досудебного следствия в деле по обвинению в уклонении от уплаты налогов по сути в момент завершения следствия. Его подзащитные по совету адвоката не давали показаний. А он перед следователем разыграл роль человека, который впервые вступает в дело об уклонении от уплаты налогов и искренне сообщил следователю об этом. Кроме того, он заявил, что занимался преимущественно гражданскими делами, опыта в уголовных делах не имеет, но его попросили знакомые вступить в это дело и он им не мог отказать. Поэтому просил поскорее заканчивать дело, - он все подпишет.

Расслабленный следователь так и сделал, допустив при этом ряд существенных ошибок, которыми в судебном заседании адвокат воспользовался в полной мере.

У каждого из нас есть коллега или друг, которого мы можем назвать суперорганизованным: он пунктуальный, часто завершает проекты раньше дедлайна и всегда знает, где найти то, что ему нужно, тогда, когда ему это нужно.

Вместо того чтобы завистливо вздыхать вслед этим людям, не лучше ли выяснить, благодаря чему они добились таких отличных результатов? Что ж, давайте выясним.

1. Организованные люди находятся в постоянном поиске различных инструментов, облегчающих жизнь

Организованные люди находят полезные инструменты, от кухонных таймеров до разнообразных приложений для смартфонов, которые помогают им сделать больше за день, неделю, месяц и даже год.

К примеру, они используют всплывающие напоминания, чтобы не забыть всё самое важное. Они пользуются таймером, чтобы эффективно распределять своё время. Они умеют раскладывать крупные задачи на несколько мелких и не забывают о важности коротких перерывов во время работы, благодаря чему работают более продуктивно и качественно.

2. Организованные люди расставляют приоритеты

Организованные люди - это не те люди, которые имеют смутное представление о предстоящих делах и никак не могут решить, с чего начать. Организованный человек всегда знает, что важно в данный момент, у него есть чёткий план дел, который он способен при необходимости корректировать.

Организованные люди умеют расставлять приоритеты и знают, какое дело терпит, а какое - нет.

3. Организованные люди знают свои возможности

Организованные люди всегда в курсе своих возможностей и перспектив. Они знают свои слабые и сильные стороны, знают, какие задачи они смогут выполнить сразу, а на какие им понадобится время.

Они не распыляют свои усилия на то, что заведомо бесполезно. Они берутся только за то, что в состоянии сделать, и сделать хорошо.

4. Организованные люди выбирают простые решения

Организованные люди всегда ищут простые решения и инструменты, которые помогут им справиться с поставленными задачами.

Простота - это одна из основ организованности. Организованные люди стараются искать простые решения во всём: и в рабочих задачах, и в домашних делах, да и во всех сферах жизни.

5. Организованные люди знают, что нельзя быть организованным лишь иногда

Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. То же самое можно сказать и о по-настоящему организованном человеке.

Они знают, как важно постоянно работать над собой. Нельзя быть организованным иногда. Это как тренировки: если вы регулярно не занимаетесь физическими упражнениями, то вскоре потеряете хорошую форму.

Организованные люди всегда найдут время на то, чтобы прибраться в своём доме и положить всё на свои места. Они выделят несколько минут на то, чтобы удалить ненужные письма в электронной почте или разобрать бумажные завалы на письменном столе.

Они не дают себе слабины. Даже приходя домой после тяжёлого трудового дня, они не скинут вещи в кучу, а аккуратно повесят их в шкаф. Они не используют любимое оправдание миллионов людей: «Сегодня я смалодушничаю, но завтра обязательно сделаю всё как надо».

Организованные люди знают, что нужно делать всё сразу и хорошо. Это намного быстрее, чем потом «работать над ошибками».

6. Организованные люди регулярно освобождают себя от ненужных вещей

Обстоятельства постоянно меняются, и то, что сегодня было необходимым, завтра уже может стать ненужным. Организованные люди не копят ненужный хлам - они от него избавляются.

Они выбрасывают из дома ненужные вещи, удаляют из электронного ящика неактуальные письма, не держат перед глазами материалы по завершённым или приостановленным проектам.

7. Организованные люди всегда ориентированы на будущее

Организованные люди всегда думают о будущем и стараются сделать по максимуму в настоящем, чтобы будущее было как можно лучше. Они умеют рассчитывать риски и знают, чем грозит лень и работа спустя рукава в данный момент. Они планируют свои действия и к любой задаче подходят подготовленными.

Организованные люди всегда спрашивают себя: «Что я могу сделать сейчас для того, чтобы в будущем стать ещё успешнее?».

А вы считаете себя организованным человеком?

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Цели урока:

  • систематизировать знания, необходимые для работы с текстом;
  • повторить приёмы сжатия текста;
  • развить навык сжатого пересказа текста;
  • воспитать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Продолжите предложения:

  • Текст – это…
  • Микротема – …
  • Изложение – …
  • Сжатое изложение – это…
  • Основные приемы сжатия текста – это…

2. Работая с текстом, необходимо ответить на ряд вопросов:

– Какой вопрос поможет определить тему текста? (О чем текст?)
– Какой вопрос вы зададите, чтобы определить основную мысль текста? (Что хотел сказать автор этим текстом?)

III. Работа с текстом

Исходный текст.

Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли.
В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество истребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми.
Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.
К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около половины земной суши: 26% – под пастбища, по 11% – под пашни и лесоводство, остальные 2–3% – для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.
Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.
Человек все более загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее.

(По материалам журнала «Наука и жизнь») 252 слова.

Ребятам предлагается текст, который будет являться базовым материалом; на работе с ним будут построены все упражнения.

Текст дан без деления на абзацы.

Вместе с учениками вспоминаем приёмы сжатия текста: исключение и обобщение. Для этого обращаемся к «Таблице приёмов сжатия текста».

Таблица приёмов сжатия текста

С какой целью используется прием? В каких случаях используется прием?
Исключение второстепенной информации
Исключение дает возможность избавиться от того, что напрямую относится к сути высказывания.
В повествовании – к основной сюжетной линии.
В рассуждении – к основной проблеме.
Исключение:
– повторов;
– одного или нескольких синонимов;
– некоторых второстепенных членов предложения;
– конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);
– фрагмента предложения (например, части сложного предложения диалога (передача его сути в одном предложении));
– слияние нескольких предложений в одно.
Обобщение частной информации
Обобщение дает возможность передать содержание частных понятий одним – более общим. Обобщение:
– двух более простых предложений одним сложным и наоборот;
– однородных членов предложения обобщающим наименованием;
– предложения или его части указательным местоимением (это, то…) или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
– прямой речи косвенной;
– объемного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением.

По таблице определяем: с какой целью используем приём? В каких случаях? Разбираем примеры. После чего обращаемся к следующим заданиям.

Задание 2.

Найти и подчеркнуть в тексте однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбрать для краткого изложения только один из них.

Задание 3.

Подчеркнуть фрагменты сложных предложений, которые не войдут в сжатый текст (второстепенная информация).

Задание 4.

Подчеркнуть предложения, целиком исключённые из сжатого текста.

Задание 5.

Определить, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Запишите обобщённый вариант этих фрагментов. Укажите, что именно вы обобщили.

В результате применения двух приёмов сжатия ученики получили следующий текст:

Человек воздействует на экологическую систему Земли.
Степень влияния человека на экологию несопоставима с влиянием других живых существ.
Человек расселился по всей земной поверхности, невзирая на различия климатических, биологических, геологических условий. Если где-то становилось меньше дичи или истощались почвы, то люди перекочевывали на другое место. Ресурсы казались неисчерпаемыми.
Люди благодаря интеллекту не столько приспосабливались к среде обитания, сколько приспосабливали саму среду. И это приспособление делается все более агрессивным.
Около половины земной суши человек приспособил под пастбища, пашни и лесоводство, а 2-3% под строительство. Сегодня освоены около половины всех источников пресной воды, причем из-за возведения плотин на реках изменяется экология водоемов, реки мелеют и загрязняются.
Люди ухудшили или уничтожили места обитания растений и животных, многие из которых вымерли.
Загрязняя природу, человек ставит самого себя в тупик. (126 слов).

Появление фотосинтезирующих растений, как уже говорилось, ознаменовало новый этап в развитии Земли. Столь кардинальный геологический сдвиг был порожден сравнительно простыми живыми организмами, не обладающими разумом. От человека же - организма высокоорганизованного, наделенного мощным интеллектом - закономерно ожидать гораздо более ощутимого воздействия на экосистему Земли. Дальние предки такого существа - гоминиды - появились, по разным оценкам, примерно от 3 до 1,8 миллиона лет назад, неандертальцы - примерно 200-100 тысяч, а современный Homo sapiens sapiens - лишь 40 тысяч лет назад. В геологии даже три миллиона лет укладываются в рамки хронологической погрешности, а 40 тысяч - лишь одна миллионная возраста Земли. Но даже за этот геологический миг люди успели основательно расшатать баланс ее экосистемы.

Прежде всего, рост популяции Homo sapiens впервые в истории не был сбалансирован природными ограничителями: ни недостатком пищи, ни пожирающими людей хищниками. С развитием орудий труда (особенно после промышленной революции) люди практически выпали из обычной трофической цепи и получили возможность размножаться почти беспредельно. Еще две тысячи лет назад их было около 300 миллионов, а к 2003 году численность земного населения возросла в 21 раз, до 6,3 миллиарда.

Второе. В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу не сопоставима с влиянием любых других существ. И, наконец, благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление (еще недавно с гордостью говорили: "покорение природы") приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.

В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество истребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми. Лишь иногда такой сугубо потребитель ский подход к окружающей среде заканчивался плачевно. Более девяти тысяч лет назад шумеры для того, чтобы прокормить растущее население Месопотамии, стали развивать поливное земледелие. Однако созданные ими ирригационные системы со временем привели к заболачиванию и засолению почв, что и послужило основной причиной гибели шумерской цивилизации. Другой пример. Цивилизация майя, процветавшая на территории современных Гватемалы, Гондураса и юго-востока Мексики, потерпела крах около 900 лет назад главным образом из-за эрозии почвы и заиливания рек. Такие же причины вызвали падение древних земледельческих цивилизаций Междуречья в Южной Америке. Приведенные случаи лишь исключения из правила, которое гласило: черпай из бездонного колодца природы столько, сколько можешь. И люди черпали из него, не оглядываясь на состояние экосистемы.

К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около половины земной суши: 26% - под пастбища, по 11% - под пашни и лесоводство, остальные 2-3% - для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта и сферы услуг. В результате вырубки лесов сельскохозяйственные угодья увеличились с 1700 года в шесть раз. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.

Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений. Более восьмой части из 1183 видов птиц и четвертой - из 1130 видов млекопитающих сегодня грозит исчезновение с лица Земли.

Мировой океан пострадал от человека меньше. Люди используют лишь восемь процентов его исходной продуктивности. Но и здесь он оставил свой недобрый "след", выловив до предела две трети морских животных и нарушив экологию многих других обитателей моря. Только на протяжении XX века была уничтожена почти половина всех прибрежных мангровых лесов и безвозвратно разрушена десятая часть коралловых рифов.

И, наконец, еще одно неприятное последствие быстро растущего человечества - его производственные и бытовые отходы. Из общей массы добытого природного сырья в конечный продукт потребления превращается не более десятой части, остальное идет на свалки. Отходов же органического происхождения человечество, по некоторым подсчетам, производит в 2000 раз больше, чем вся остальная биосфера. Сегодня экологический "след" Homo sapiens перевешивает негативное влияние на окружающую среду всех прочих живых существ, вместе взятых. Человечество вплотную подошло к экологическому тупику, вернее сказать - к краю обрыва. Со второй половины XX века нарастает кризис всей экологической системы планеты. Он порожден многими причинами. Рассмотрим лишь важнейшую из них - загрязнение земной атмосферы.

Технический прогресс создал множество способов ее загрязнения. Это различные стационарные установки, преобразующие твердое и жидкое топливо в тепловую или электрическую энергию. Это транспортные средства (автомобили и самолеты, бесспорно, лидируют) и сельское хозяйство с его гниющими отходами земледелия и животноводства. Это промышленные процессы в металлургии, химическом производстве и т. п. Это муниципальные отходы и, наконец, добыча ископаемого топлива (вспомним хотя бы постоянно дымящие факелы на нефте- и газопромыслах или терриконы отвалов возле угольных шахт).

Воздух отравляют не только первичные газы, но и вторичные, которые образуются в атмосфере в ходе реакции первых с углеводородами под воздействием солнечного света. Двуокись серы и разные соединения азота окисляют капли воды, собирающиеся в облаках. Такая подкисленная вода, выпадая в виде дождя, тумана или снега, отравляет почву, водоемы, губит леса. В Западной Европе вокруг крупных промышленных центров вымирает озерная рыба, а леса превращаются в кладбища мертвых, оголенных деревьев. Лесные животные в таких местах практически полностью гибнут.

Эти катастрофы, вызванные антропогенным загрязнением атмосферы, хоть и носят всеобщий характер, но все же пространственно более или менее локализованы: они охватывают лишь отдельные области планеты. Однако некоторые виды загрязнения приобретают планетарный масштаб. Речь идет о выбросах в атмосферу углекислого газа, метана и окиси азота, которые усиливают природный парниковый эффект. Выбросы в атмосферу двуокиси углерода создают около 60% дополнительного парникового эффекта, метана - примерно 20%, другие соединения углерода - еще 14%, остальные 6-7% вносит окись азота.

В естественных условиях содержание в атмосфере СО2 на протяжении последних нескольких сотен миллионов лет составляет около 750 миллиардов тонн (примерно 0,3% общего веса воздуха в приземных слоях) и поддерживается на этом уровне благодаря тому, что избыточная его масса растворяется в воде и поглощается растениями в процессе фотосинтеза. Даже относительно небольшое нарушение этого баланса грозит существенными подвижками в экосистеме с трудно предсказуемы ми последствиями и для климата, и для приспособившихся к нему растений и животных.

За последние два столетия человечество внесло весомый "вклад" в нарушение такого равновесия. Еще в 1750 году оно выбрасывало в атмосферу только 11 миллионов тонн СО2. Спустя столетие объем выбросов возрос в 18 раз, достигнув 198 миллионов тонн, а еще через сто лет увеличился в 30 раз и составил 6 миллиардов тонн. К 1995 году эта цифра возросла вчетверо - до 24 миллиардов тонн. Содержание метана в атмосфере за истекшие два столетия повысилось примерно вдвое. А он по своей способности усиливать парниковый эффект в 20 раз превосходит СО2.

Последствия не замедлили сказаться: в XX веке средняя глобальная приземная температура повысилась на 0,6°С. Казалось бы - мелочь. Но и такого повышения температуры достаточно, чтобы XX век оказался самым теплым за последнее тысячелетие, а 90-е годы - самыми теплыми в прошлом столетии. Снежный покров земной поверхности с конца 1960-х годов сократился на 10%, а толщина льда в Северном Ледовитом океане за несколько минувших десятилетий уменьшилась более чем на метр. В результате уровень Мирового океана за последние сто лет повысился на 7-10 сантиметров.

Некоторые скептики относят антропогенное потепление климата к числу мифов. Дескать, существуют природные циклы колебания температуры, один из которых и наблюдается сейчас, а антропогенный фактор притянут за уши. Естественные циклы колебаний температуры околоземной атмосферы действительно существуют. Но они измеряются многими десятилетиями, некоторые - столетиями. Наблюдаемое же в последние два с лишним века потепление климата не только не вписывается в обычную природную цикличность, но и происходит неестественно быстро. Межправительственная комиссия по изменению климата, сотрудничающая с учеными из разных стран мира, сообщила в начале 2001 года, что антропогенные изменения становятся все более очевидными, что потепление ускоряется, а его последствия оказываются намного более тяжелыми, чем предполагалось раньше. Ожидается, в частности, что к 2100 году средняя температура земной поверхности в разных широтах может повыситься еще на 1,4-5,8°С со всеми вытекающими последствиями.

Потепление климата распределяется неравномерно: в северных широтах оно проявляется сильнее, чем в тропиках. Поэтому в нынешнем столетии наиболее ощутимо повысится зимняя температура на Аляске, в Северной Канаде, в Гренландии, в северной части Азии и на Тибете, а летняя - в Центральной Азии. Такое распределение потепления влечет за собой изменение динамики воздушных потоков, а потому и перераспределение осадков. А это в свою очередь порождает все больше природных катастроф - ураганов, наводнений, засух, лесных пожаров. В XX веке в таких катастрофах погибли около 10 миллионов человек. Причем число крупнейших катастроф и их разрушительные последствия нарастают. В 50-х годах имели место 20 крупномасштабных стихийных бедствий, в 70-х годах - 47, а в 90-х - 86. Причиненный природными катастрофами ущерб огромен (см. график).

Первые годы нынешнего столетия отмечены беспрецедентными наводнениями, ураганами, засухами и лесными пожарами.

И это только начало. Дальнейшее потепление климата в высоких широтах угрожает оттаиванием вечной мерзлоты в северной Сибири, на Кольском полуострове и в Приполярных областях Северной Америки. Это значит, что поплывут фундаменты под зданиями в Мурманске, Воркуте, Норильске, Магадане и десятках других городов и поселков, стоящих на мерзлом грунте (признаки приближения катастрофы уже отмечены в Норильске). Однако и это еще не все. Размораживается панцирь вечной мерзлоты, и открывается выход хранящимся под ним в течение тысячелетий огромным скоплениям метана - газа, вызывающего повышенный парниковый эффект. Уже зафиксировано, что метан во многих местах Сибири начинает просачиваться в атмосферу. Если климат здесь еще немного потеплеет, то выброс метана станет массовым. Итог - усиление парникового эффекта и еще большее потепление климата на всей планете.

Согласно пессимистическому сценарию из-за потепления климата к 2100 году уровень Мирового океана повысится почти на один метр. И тогда южное побережье Средиземного моря, западное побережье Африки, Южная Азия (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш и Мальдивы), все прибрежные страны Юго-Восточной Азии и коралловые атоллы в Тихом и Индийском океанах станут ареной стихийного бедствия. В одном лишь Бангладеше море грозит затопить около трех миллионов гектаров земли и вынудить к переселению 15-20 миллионов человек. В Индонезии могут быть затоплены 3,4 миллиона гектаров и изгнаны из мест обитания не менее двух миллионов человек. Для Вьетнама эти цифры составили бы два миллиона гектаров и десять миллионов переселенцев. А общее число таких пострадавших по всему миру может достичь примерно миллиарда.

По оценкам экспертов ЮНЭП, издержки, вызываемые потеплением климата Земли, продолжат нарастать. Расходы на защитные сооружения от повышающегося уровня моря и высоких штормовых волн могут составить один миллиард долларов в год. Если концентрация СО2 в атмосфере удвоится по сравнению с доиндустриальным уровнем, мировое сельское хозяйство и лесоводство вследствие засух, наводнений и пожаров будут ежегодно терять до 42 миллиардов долларов, а система водоснабжения уже к 2050 году столкнется с дополнительными издержками (около 47 миллиардов долларов).

Человек все более загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее. Выдающийся отечественный математик и эколог академик Н. Н. Моисеев предупреждал, что биосфера, как и всякая сложная нелинейная система, может утратить стабильность, в результате чего начнется ее необратимый переход в некое квазистабильное состояние. Более чем вероятно, что в этом новом состоянии параметры биосферы окажутся неподходящими для жизни людей. Поэтому не будет ошибкой сказать, что человечество балансирует на острие бритвы. Как долго оно сможет так балансировать? В 1992 году две самые авторитетные научные организации в мире - Британское королевское общество и Американская национальная академия наук совместно заявили: "Будущее нашей планеты висит на волоске. Устойчивого развития можно добиться, но только в том случае, если вовремя остановить необратимую деградацию планеты. Следующие 30 лет станут решающими". В свою очередь Н. Н. Моисеев писал, что "такая катастрофа может случиться не в каком-то неопределенном будущем, а, может быть, уже в середине наступающего XXI века".

Если эти прогнозы верны, то времени для поиска выхода остается, по историческим меркам, совсем немного - от трех до пяти десятилетий.

http://nauka.relis.ru/cgi/nauka