Введение в супергероику. Комиксы не для глупых Начало истории комиксов

Семь работ, с которыми вы обязаны познакомиться, прежде чем осуждать комиксы.

В августе 2009 года случилось беспрецедентное событие - компания Disney объявила о покупке комикс-издательства Marvel. Сумма сделки составила $4,24 миллиарда. Комиксы - это уникальное явление. По сути своей, они сочетают в себе черты литературы и живописи и не имеют никаких границ: комиксы могут представлять любые жанры и затрагивать любые темы, а регулярная форма издания популярных тайтлов позволяет авторам довольно оперативно реагировать на различные социальные потрясения; темой для отдельного разговора могут стать авторские комиксы.

Ситуация в России, как обычно, иная: комиксы до сих пор считаются детской забавой или, того хуже, лишь "мемами" из контакта, а регулярные попытки (которые начались аж с середины девяностых) различных издательств выйти на этот рынок раз за разом оканчиваются неизбежным фиаско.

Русскоязычное комикс-сообщество, преимущественно, находится в андеграунде, довольствуясь сканами с любительским переводом и редкими коллекционными изданиями авторских работ, которые не способны привлечь массового читателя. Комиксы обычно достают благодаря зарубежным поездкам, узкоспециализированным лавочкам вроде "Чук и Гик" и недолговечным интернет-магазинам, но чаще всего основным их источником являются вездесущие торренты. Недавно образованное комикс-издательство Bubble хоть и смогло запустить 4 собственных тайтла, успешно переживших уже по 7 выпусков, но пока является скорее неизбежным злом, нежели компанией, желающей что-то изменить.

Специально для вас сайт составил список семи наиболее интересных работ, с которыми стоит ознакомиться каждому, прежде чем делать какие-либо выводы о комиксах.

С этим произведением стоит ознакомиться, даже если вам не понравился одноименный фильм. Это одна из первых масштабных и самостоятельных работ общепризнанного мэтра Алана Мура и единственный комикс, попавший в список 100 лучших литературных произведений XX века по версии журнала TIME. Степень продуманности сюжета и рисунка здесь настолько высока, что различные метафоры, аллегории и отсылки к реальным событиям и личностям можно найти практически на каждой странице. Коллекционное издание, включающее в себя все 12 выпусков и дополнительные материалы, в прошлом году было переведено и издано в России.

Ни один рейтинг комиксов не может обойтись без упоминания о человеке-летучей мыши. Некоторые критики заявляли, что "это - редкий пример в биографии Мура, когда отрисовка комикса лучше, чем сценарий", с чем соглашался и сам Мур, но тем не менее, "Смертельная шутка" - один из самых важных комиксов как для мифологий Бэтмена и его вечного соперника Джокера, так и для вселенной DC в целом. Именно здесь раскрывается тайна происхождения безумного клоуна, хотя, в итоге, он и признается в неоднозначности своих воспоминаний: "Иногда я помню эти события так, а иногда по другому… Если я собираюсь иметь прошлое, я предпочитаю иметь большой выбор!" Эта работа сильно повлияла как на Тима Бертона при создании фильма "Бэтмен" (в последствии режиссёр заявил, что это первый комикс, который он полюбил), так и на Хита Леджера, который получил копию "Убийственной шутки" в качестве важного материала для роли.

Хоть комиксы в основном и ассоциируются с бравыми ребятами в трико, на самом деле супергероика является лишь одним из направлений. Одним из самых ярких примеров "других" комиксов можно по праву считать серию "The Walking Dead" за авторством Роберта Киркмана. В последние годы она приобрела небывалую популярность благодаря одноименной телевизионной адаптации, хотя и без нее там есть на что посмотреть, или, точнее, есть что почитать. Главная идея комикса - показать настоящую сущность людей, которая в обычном мире скована нормами приличия и морали, но выходит на свободу с их исчезновением. В центре истории - полицейский, который пропустил конец света, находившись в коме, и небольшая группа выживших, все время пытающаяся найти укрытие. Помимо зомби, не меньшая угроза исходит и от самих людей. Каково это жить в мире, когда ты не можешь никому доверять?

Долгое время эта серия являлась флагманом компании Vertigo, принадлежащей издательству DC Comics, которая и определила последующую ее политику - выпуск мистических комиксов. Она издавалась в период с 1989 по 1996 год и состоит из серии коротких и не очень рассказов, посвященных Морфею и его царству сна. Эта многослойная сага вобрала в себя элементы различных мифологий и по праву считается одним из главных достижений современной комикс-культуры.

В период с 2006 по 2008 годы комикс был переиздан в виде четырехтомника с обновленными иллюстрациями в твердом переплете, а в 2010 права на издание были куплены одним из российских издательств. Первые три тома уже лежат на прилавках, а четвертый, по слухам, готовится к выпуску в сентябре этого года.

Экранизация Вачовски стала культовой, ее запретили к показу в Китае и, негласно, в Беларуси, а маска Гая Фокса стала одним из мировых символов борьбы за свободу. Если это вас еще недостаточно заинтересовало, то стоит отметить, что автор комикса принципиально отрекается от любых экранизаций своих работ, и даже эта, относительно неплохая киноадаптация, является сильно упрощенной версией первоисточника. В России комикс выпущен в 2007 году.

Sin City


Фрэнк Миллер несомненно является необычайно одаренным иллюстратором и автором. В своё время именно он смог по-настоящему раскрыть такого персонажа Marvel как Сорвиголова, а так же создал несколько величайших историй, посвященных Бэтмену, но сейчас не об этом. В своем авторском цикле графических новелл он смог по-настоящему раскрыть весь свой потенциал - невероятная стилизация и интересный подход к характерам персонажам обеспечили успех серии. Герои новелл на первый взгляд обычно малоприятны - жизнь в Порочном Городе приучила их к жестокости и цинизму. Но в итоге жизненные обстоятельства заставляют их демонстрировать лучшие человеческие качества, принимая это как жертву и показывая, что никто не в силах изменить мир. Знакомая многим экранизация была поставлена Робертом Родригесом в партнерстве с самим Фрэнком, а в этом году к выходу готовится второй фильм. В 2005 году в России издан первый роман цикла в переводе Дмитрия Пучкова.

Marvel NOW! / The New 52


Можно долго рассуждать о культурном значении комиксов, об авторских и независимых работах, поднимающих самые серьезные вопросы мироздания и многом другом, но все-таки, как ни крути, их основной целью всегда было и будет развлечение читателя. И, естественно, мы не можем пройти мимо двух главных комикс-издательств всех времен и народов - Marvel и DC Comics.

Сейчас самое время начать познавать эти миры - ведь в прошлом году случился большой релаунч обеих Вселенных. Что это? Говоря простым языком, они просто подвели к финалу все существующие серии и снова начали с выпуска номер один. Какие-то персонажи были переработаны полностью, какие-то - изменены лишь в деталях, а кто-то и вовсе вернулся из мертвых. С персонажами поизвестней так просто не поступишь, но и там сценаристам удается находить интересные ходы: чего стоит внезапно объявившийся дед Бэтмана, который затем получил и собственную серию, или, например, погибший Человек-Паук, в тело которого вселился злодей Отто Октавиус. И это далеко не самое интересное.

Если давать определенные советы, то у Marvel в первую очередь стоит почитать все линейки, посвященные людям икс и мстителям, а так же очень стильные Hawkeye и Gambit; у DC - все серии, посвященные бэт-семье, лиге справедливости, а также вышедшие из-под крыла Vertigo Swamp Thing и Animal Man.

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, чем комиксы отличаются друг от друга и какие лучше всего читать в первую очередь, если раньше не доходили руки.

Василий Шевченко

совладелец магазина комиксов «Чук и Гик»

Поскольку комиксы в России - довольно молодое явление, оно пока ещё существует без каких-то сложившихся правил. Это и здорово: человек подходит к этому миру максимально открытым, может интересоваться разными жанрами и форматами, почитать понемногу всего, а потом уже выбрать то, что нравится. Комиксы бывают, в принципе, для всех. И не совсем верно, что из них обязательно нужно вырасти: не более, чем из какого-то другого культурного медиума. Комиксы не являются промежуточной стадией между картинкой и книжкой, это самостоятельное явление.

Есть известные ошибки, которые делают люди, которые ничего не знают. С ними можно немножко побороться, но без занудства.

Первая важная мысль , которая должна прозвучать, когда мы начинаем говорить о комиксах: это формат, а не жанр. С помощью комикса можно рассказать какую угодно историю. Супергеройские - это самый популярный формат, но есть ещё биография, фантастика, детективы и всё что угодно.

Ещё одна известная терминологическая ошибка . Бывают комиксы разных стран: американские, французские (BD, или bande dessinée, - рисованный стрип) и азиатские (манга). И это всё комиксы, существующие каждый в своём мире.

Третье - форматы , в которых комиксы издаются. Бывают ежемесячные - журнальчики на 32 страницы, то, что обычно себе представляешь, когда слышишь слово «комикс». Есть сборники от 120 до тысячи страниц, объединяющие любое количество этих тонких комиксов. Ещё есть графические романы, которыми зачастую просто пытаются называть чуть более умные комиксы. В принципе, единственное отличие этого формата - он никогда не выходит в тонкой тетрадке. Сказать «я не читаю комиксы, а читаю только графические романы» - это то же самое, что сказать «я не смотрю сериалы, а смотрю только мини-сериалы».

И ещё одна большая ошибка - не стоит пытаться читать комиксы по издательствам. Такое деление уже устарело. На самом деле это коммерческое объединение самых разных авторов. В Marvel есть патетическая супергероика, а есть инди-комиксы. Хороший читатель не боится разных издательств и жанров.

Не нужно и бояться и самих магазинов комиксов. Я не могу отвечать за все, но мне кажется, они существуют не только для тех, кто уже всё знает. Мир комиксов бесконечен.

К сожалению, сейчас нет сайта, на котором бы собирались все анонсы, новости и аналитика по комиксам. Это классная ниша, которая абсолютно никем не занята. Если представлять индустрию комиксов как некоторую общность издателей, продавцов, читателей и аналитиков, то сейчас сильнее всего отстают аналитики и пресса. Комиксы, как и любой вид искусства, требуют экспертного мнения.

Почему-то никто не спорит с тем, что нужно узнать хорошую оперу, чтобы её полюбить. Так же и здесь. Нужно начинать с хороших комиксов и затем выбирать те, что ближе по духу. Как показывает практика, лучше воспринимается то, что доступно на русском языке.

17 комиксов, которые стоит прочитать,
если ничего в них не понимаешь

«Маус»

Единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию. Пример того, как в жанре комикса можно делать произведения о чём угодно, в данном случае - о холокосте, об опыте переживания и общения с людьми, пережившими эту трагедию.

«Сага»

Если описывать в не самом удачном формате - это «Автостопом по Галактике» встречается с «Ромео и Джульеттой». Сейчас «Сага» - один из самых классных современных комиксов, новый science-fiction, смешной, драйвовый и про любовь.

«Скотт Пилигрим»

Серия комиксов о жизни 23-летнего канадца Скотта Пилигрима, который должен победить семерых бывших своей девушки. Пожалуй, главный подростковый комикс 2000-х, который очень чётко работает и даёт массу отсылок к современной поп-культуре.

«Малыш Немо»

Винзор МакКей - первый человек, который стал экспериментировать с комиксами. Мало того что он был одним из пионеров формата («Малыш Немо» создавался в начале XX века), он ещё и подробно изучал комикс как явление. Книга представляет собой газетные страницы, на которых МакКей экспериментировал с изображением миров и фантазий.

«Персеполис»

Важный сейчас независимый комикс в автобиографическом жанре. История про иранскую девочку, которая росла во время Исламской революции и войны с Ираком. Она рассказывает, каково это - взрослеть на фоне трансформации общества во всё более закрытое.

«Песочный человек»

Признанный культовым комикс Нила Геймана о повелителе сновидений, выходивший с конца 80-х. Наряду с «Хранителями» и «Возвращением Тёмного рыцаря» он поспособствовал тому, что комиксы стали считать серьёзной литературой.

«Хеллбой»

История о демоне - исследователе паранормальных явлений. В некотором роде микс из мифов и сказок под супергеройской оболочкой с историями из Библии, поэм Эдгара Аллана По и слухов о нацистской космической программе.

«Хранители»

Действие «Хранителей» разворачивается в 1980-х годах в США в альтернативной реальности. Все события отличаются от событий в нашем мире только одним: здесь действуют костюмированные герои. «Хранители» - один из главных бестселлеров мира комиксов и единственный графический в списке ста величайших романов по версии журнала Time.

«Молодые Мстители»

Настоящий подростковый комикс с шутками про Tumblr и Twitter, милыми гей-парами и рисунками, которые делают сюжет похожим на реалити-шоу. Перевод первых пяти из серии вышел совсем недавно в небольшом издательстве комиксов Jellyfish Jam.

«Приключения Тинтина»

Один из самых популярных европейских комиксов XX века авторства бельгийского художника-самоучки Эрже. Серия аккуратных детективных историй, где главным героем выступает газетный репортёр Тинтин.

«Босоногий Гэн»

Манга Кэйдзи Накадзавы рассказывает историю жизни шестилетнего мальчика Гэна и его семьи до и после атомной бомбардировки Хиросимы. Считается одним из важнейших антивоенных произведений второй половины XX века.

«Бэтмен. Лечебница Аркхем»

Иконическое издание, непохожее на другие комиксы о Бэтмене и о супергероях вообще. История о путешествии Бэтмена по больнице, где содержатся его злейшие враги вроде Двуликого, Пугала, Безумного Шляпника и Джокера.

7 месяцев ago

Cамые узнаваемые герои комиксов в мире: Супермен, Бэтмен, Человек-Паук, Чудо-женщина, Капитан Америка, как и многие другие комикс-персонажи уже не одно десятилетие появляются в медиа и поп-культуре. За годы прошедшие с момента их появления в 1938 году, супергерои имели дело с социальными, личными и даже политическими проблемами и мотивами. От алкогольной и наркотической зависимости, проблем с домашним насилием и педофилией, до таких ужасных событий как 11 Сентября 2001.

Они приносили людям чувство надежды, вдохновляли и дарили веру в чудеса. Комиксы принимали обстановку в мире и реагировали на них, как после событий 2001 года, когда весь мир был в напряжении и недоверии. Супергерои начали раскрывать свои личности и рассуждать о мотивах тотального контроля. Идеальным примером этого будет комикс «Гражданская война». Несмотря на изменение времени, героям удавалось оставаться с нами, преодолевая множества испытаний по пути. История американского супергероя долгая и тяжелая, но она всегда остается актуальной. Она по-прежнему оказывает влияние на людей и нации.

Начало истории комиксов

В 30-х годах прошлого века Америка была погружена в Великую Депрессию, которая была наполнена бедностью и отсутствием надежды. Люди бежали из жуткой реальности всеми возможными путями: просмотр фильмов, посещение спортивных мероприятий и прослушивание радио. В то же время очень ценились газеты, в них были последние новости, интервью, кроссворды и даже комикс-стрипы.

Стрипы представляют собой последовательность нескольких рисунков, рассказывающих комические ситуации посредством диалогов, написанных в пузырях. Первые стрипы чаще всего рассказывали истории о милых животных или веселых мультяшных персонажах, из-за чего считалось, что они для детей. Старые стрипы собирались в журналы, называемые комиксы. Основанное в 1934 году издательство комиксов National Allied Publication было одним из первых в индустрии. Самой их известной серией была Detective Comics.

Рождение Супермена

Джерри Сигел и Джо Шустер – два молодых еврейских иммигранта из Нью-Йорка. Они увлекались научной фантастикой, мифологией и искусством. Дуэт был влюблен в комиксы, которые читали каждый день. Их мечты о создании собственного персонажа наконец претворились в жизнь в 1933 году. Сигел был писателем, а Шустер занялся иллюстрациями. Их персонаж был героем, которого в младенческом возрасте отправили на космическом корабле с разрушающейся планеты Криптон, совершив крушение на Земле. Ребенок был найден парой из Канзаса и выращен в вере в добро и справедливость. Будучи с другой планеты у него было множество уникальных способностей, таких как суперскорость, сила и неуязвимость. Ему надели синий костюм со щитом на груди и изображенной на нем буквой «S». Плюс ярко-красный плащ. Имя ему «Супермен».

Идею Супермена отвергла каждая газета в городе. Сама мысль о том, что человек может поднимать машины и быть «быстрее пули», была совершенно нелепа. После пяти долгих лет отказов, DC Comics (бывшее National Allied Publication) взяли творение Сигела-Шустера и поместили на обложку комикса Action Comics №1. Тираж был полностью распродан. Начиная с этого дня, Супермен стал национальной иконой, запустив своим рождением то, что историки позже назовут «Золотой Век Комиксов».

Супермен был везде. В 1940 году у него было шоу на радио, мультфильмы, куклы, фигурки и даже шар на параде Macy’s в честь Дня благодарения. Что сделало Супермена таким уникальным и близким читателю? Вымышленный персонаж жил в том же мире, что и его читатели. Он был иммигрантом, попавшим в новый мир и стремящимся к осуществлению американской мечты.

Особенным примером он служил для детей и юношей. Видя огромный успех Супермена, DC захотели создать ещё одного героя, способного последовать этому успеху. И они наняли Боба Кейна и Билла Фингера.

Рождение Бэтмена

Этот дуэт создал нового героя, которым стал «Бэт-мен» и его дебют произошел на страницах Detective Comics № 27 в 1939 году. В отличии от Супермена у Бэт-мена отсутствовали способности, но у него был огромный арсенал с различными приспособлениями: пистолет-кошка, пояс с разнообразными инструментами и оружием наподобие сюрикенов, называемых бэтаранги. Как и отличалось его происхождение, оно было гораздо мрачнее чем у Супермена: миллиардер Брюс Уэйн в восьмилетнем возрасте стал свидетелем хладнокровного убийства своих родителей. Желая отомстить за их смерть, он освоил все виды боевых искусств, надев черный капюшон и маску в форме летучей мыши начал бороться с преступностью на ночных улицах города Готэма. Позже имя Бэт-мен было изменено на Бэтмен. И его культурный феномен ничуть не уступал эффекту, произведенному Суперменом.

Видя успех Бэтмена и Супермена, начали появляться другие компании и создавать своих супергероев. Так у Fawcett Comics появился Буллетмен и Буллетгерл, в газетах появился Мститель (The Spirit), и в 1939 Timely Comics дебютировали с их «Человеком-Факелом» и «Нэмором-Подводником».

Позже психиатр и один из создателей детектора лжи Уильям Моултон Марстон критиковал DC за то, «что они (персонажи – прим.ред.) не такие, какими бы могли быть». Позже DC наняли его, чтобы тот стал создателем первого женского супергероя — Чудо-женщины в 1941. Желая привлечь молодых читателей, DC добавили Бэтмену мальчика-напарника Робина.

Первые шаги главного героя Marvel

Вскоре и у других супергероев стали появляться молодые напарники, так у Буллетмена появилась Буллетгерл, Человек-Факел получил Торо и т.д. Fawcett Comics пошли дальше всех и создали первого супергероя-ребенка. Когда мальчик Билли Бэтсон выкрикивал слово «ШАЗАМ», он превращался в суперсильного героя «Капитана Марвела».

В конце концов продажи Капитана Марвела начали обгонять Супермена, что очень не понравилось DC, и последние начали судебное дело против Fawcett по причине того, что Капитан Марвел был «слишком похож» на Супермена. И спустя 12 лет судебных разбирательств DC выиграли, закончив выпуск «Капитана Марвела».

Супергерои и Вторая мировая война

В начале 40х годов самой горячей темой несомненно была Вторая мировая война. Стране были нужны герои способные помочь в войне за Европу, и эти супергерои начали свою войну гораздо раньше американских войск. Timely Comics были первыми, кто отправил своего персонажа Нэмора бороться с японцами в 1940 году. Позже Бэтмен, Робин, Чудо-женщина, Человек-факел и многие другие герои начали сражаться с силами «Оси». DC написали историю, где Супермен закончил войну буквально за две страницы, но так как в реальной жизни все не могло закончиться так легко, Супермен начал сражаться на фронте.

На другом континенте было множество врагов, но самым страшным монстром, был несомненно Адольф Гитлер. И вот в 1941 на обложке Captain America #1 звездно-полосатый мститель бил Гитлера в челюсть с хука. Люди полюбили этого нового героя так сильно, что он вдохновил множество молодых людей уйти добровольно на фронт сражаться за благое дело. Его происхождение было очень простым: молодой американец Стив Роджерс был слабым и болезненным, но до глубины души патриотом, который только и хотел, что служить своей стране. Но из-за физического состояния его признали негодным. Поэтому предложение участвовать в секретном проекте он принял почти не задумываясь. Операция «Возрождение» превратила его в идеальный образец человека. Его назвали Капитан Америка и вместе с молодым напарником Баки он отправился сражаться с нацистами. После победы союзников во Второй мировой войне супергерои стали устаревать. Из-за отсутствия угрозы многие супергерои становились не нужными. В комиксах начали появляться новые темы, такие как вестерны, романтика и хорроры. Только Супермен, Бэтмен и Чудо-женщина не теряли своей популярности и продаж.

What saved and almost killed the industry, all in one little stamp.

Уничтожение индустрии комиксов

В 1954 году доктор Фредерик Вертхем опубликовал книгу «Совращение невинных», обвиняя комиксы в совращении детей и подростков. Больше всего он обвинял Супермена, Бэтмена и Чудо-женщину. Супермен у него стал фашистом, любящим смотреть за мучениями и болью людей, оставаясь неуязвимым; Чудо-женщина вела себя, как не подобает девочкам и девушкам. Но самым сильным заявлением было, что Бэтмен и Робин являются пропагандой гомосексуализма, и комиксы про них воспитывают детей геями.

Сейчас эти заявления кажутся до невозможности абсурдными, а в 1954 практически одна книга уничтожила индустрию комиксов. Для того, чтобы успокоить Фредерика Вертхема и множество озлобленных родителей, был создан «Comics Code Authority» (ССA). Они занимались цензурой комиксов следя за тем, чтобы там не было ужасов, наркотиков, романтики, крови и т.д.

Супермен стал работать в соответствии с законом, почти как полицейский.

Серебряный век комиксов

Одной из идей DC для возвращения комиксов на рынок было взять старых героев из 40-х годов и осовременить их. В 1956 году в Showcase Comics №4, они вновь представили Флэша, который сильно отличался от своей версии из 1940 года. Он носил другой костюм, был моложе и в свободное от супергеройства время работал в полиции судмедэкспертом. Новый Флэш снова стал успешен и популярен, что дало толчок к обновлению множества героев: Зеленый фонарь, Человек-ястреб, Атом и Аквамен. К этим героям присоединилась Чудо-женщина, а позже Супермен и Бэтмен, образовав Лигу Справедливости Америки. Timely Comics хотели вернуться на рынок супергеройских комиксов и благодаря созданной Стэном Ли и Джеком Кирби у них это получилось. В 1961 году издательство Timely Comics меняет название на Marvel и выпускает комикс «Fantastic Four №1».

Партнерство Стэна Ли и Джека Кирби было, мягко сказать, невероятным. Вместе они создали Железного человека, Тора, Халка, Сорвиголову, Черную пантеру (первый черный супергерой), Людей-Икс и Мстителей. Кроме того они возродили старых супергероев, таких как Нэмор-Подводник и Капитан Америка, чтобы те присоединились к новому «Серебряному веку комиксов».

Первое появление Человека-Паука

Стэн Ли ненавидел идею сайдкиков. Он считал, что если молодой человек хочет сражаться с преступностью, то будет делать это самостоятельно. Он создал героя, который на самом деле был подросток, борющийся с преступностью, но издатель отклонил эту идею. Но Ли не сдавался проталкивать свою идею, и герой наконец дебютировал в последнем выпуске провальной серии “Amazing Fantasy”. На страницах Amazing Fantasy №15 состоялась презентация Человека-паука.

Питер Паркер был учеником старшей школы, который после укуса радиоактивным пауком получил суперспособности, которые он применил для борьбы с преступностью. И после смерти родного дяди Бена, Человек-паук выучил, что «С великой силой приходит великая ответственность».

Marvel vs DC Comics

Человек-паук стал культурным феноменом. Он был не только впечатляющим героем, но также подростком с жизненными проблемами, как и у его читателей. В течение 60-ых Marvel обогнала по популярности DC, но и про персонажей второй студии никто не забывал. В 1966 году на экраны телевизоров вышел сериал “Batman” с Адамом Уэстом и Бертом Уордом, и «Бэтмания» охватила нацию. Этот манерный сериал был пародией, как ничто другое. Но как читателей, так и зрителей это одинаково не волновало. Сериал продолжался два года, и за это время продажи комиксов про Бэтмена взлетели почти в 3 раза.

Персонажи DC и Marvel очень отличались друг от друга. Герос DC Comics были больше как родители. Супермен и Чудо-женщина были персонажами, на которых читатели стремились быть похожими, тогда как персонажи Марвел были похожи на своих читателей. Человек-паук и Халк за исключением суперсил были такими же простыми людьми, как и их читатели. Метод написания комиксов у обеих компаний также различался. У DC сначала писались сценарии, а художники потом рисовали вокруг него картинку, а у Марвел сначала художники рисовали страницы и уже потом сценаристы заполняли картинки сценарием.

Влияние комиксов на читателей

На протяжении 70-ых годов читатели начали знакомиться с новой серией Marvel “Люди Икс”. Это были подростки, которые владели «силой мутантов». Под предводительством профессора Чарльза Ксавье они сражались за мир, который боялся и ненавидел их за то, что они другие. Люди Икс были метафорой для любого меньшинства, будь то расовое, религиозное или другое. Marvel Comics имели такое большое влияние на молодых людей, что Управление Здравоохранения попросила Стэна Ли написать антинаркотическую историю с одним из героев компании.

И вот в 1971 году Стэн Ли написал «Amazing Spider-Man” №96, который был запрещен к печати по решению Comics Code Authority. Но с помощью главного редактора Мартина Гудмена история была напечатана без разрешения от цензурного комитета. После успеха этого номера издатели воспользовались советом и стали рассказывать о других проблемах без разрешения комитета.

Уход от цензуры

Несколько месяцев спустя в «Green Lantern/Green Arrow» №85 были показаны последствия героиновой зависимости. После стольких комиксов о различных проблемах, Comics Code Authority устарел и был наконец закрыт. И наконец-то издатели были свободны писать те истории, которые они хотели. В 1978 году Warner Brothers и DC Entertainment выпустили первый высокобюджетый фильм о супергерое — «Супермен». Фильм стал наследием Кристофера Рива.

Свободные от цензуры, в 80-e Marvel и DC затронули огромное количество новых тем и проблем. Железный Человек боролся с алкоголизмом. Основной причиной злости Халка было насилие над ним в детстве. Лекс Лютор из злобного ученого стал коррумпированным бизнесменом. DC нанимает бывшего автора Сорвиголовы Фрэнка Миллера переписать Бэтмена, сделать его снова мрачным и реалистичным, каким он был в самом начале. Комикс «The Dark Knight Returns» снова сделал Бэтмена безумно популярным. Алан Мур пишет восхваленных критиками «Wathcmen», где было поднято множество проблем от каждодневных убийств до раскрытия причин импотенции. В 1990 году «Sandman» становится первым комиксом, получившим Всемирную премию фэнтези. Начинают появляться специализированные комикс-шопы и все больше комиксов стали обозначать термином «графический роман». Со вновь обретенным успехом Миллеровского Бэтмена, Warner Brothers в 1989 году выпускают фильм режиссёра Тима Бёртона «Бэтмен».

В начале 90-х резко выросла цена на старые комиксы. И люди, думая, что новые комиксы однажды будут столь же ценными, начали скупать их все больше и больше. Но чем больше люди покупали, тем больше издательства печатали. Главной причиной высокой цены старых комиксов была их редкость. Коллекционеры в конце концов это осознали и перестали покупать больше, чем им надо. Новые сюжетные линии писались специально, чтобы вернуть старых читателей; свадьба Супермена и Лоис Лейн, Лекс Лютор становится президентом США, и как забыть известную арку «Смерть Супермена». Кроме того, авторы стали в полной мере владеть правами на созданных ими персонажей. К сожалению, к концу 90-ых годов популярность комиксов снова начинает снижаться.

Экранизации комиксов Marvel и DC

В начале нулевых начинает расти популярность кинокомиксов, достигших невероятного успеха к середине 10-х годов 21 века. Компании выстраивают свои киновселенные: Marvel Cinematic Univerce, DC Extended Univerce, X-men Franchise. В год уже выходит не один-два фильма по комиксам, а уже почти с десяток. Они номинируются на различные награды, в том числе и Оскар, как, например, трилогия «Темный рыцарь» от Кристофера Нолана. Собирают многомиллионную кассу, некоторые фильмы успешно побивают планку в миллиард долларов сборов. Две части Мстителей принесли Marvel почти 3 млрд долларов. Но и это не все. Выходит множество сериалов на различных каналах. Издательства выпускают серии для любых категорий читателей.

Несмотря на изменения времени, супергерои почти всегда остаются верны своим корням. Даже при том, что персонажи могут меняться согласно хронологии их вселенной, они все ещё остаются с общественностью. Спустя век, Супермен все также пришелец с Криптона, который борется за правду и справедливость. Бэтмен остается миллиардером и плейбоем днём, превращаясь в мстителя в плаще, находящегося на страже справедливости во имя своих родителей, ночью. Человек-Паук такой же ученый, укушенный пауком.

Супергерои не собираются уходить, и даже спустя сто лет люди будут продолжать читать комиксы, смотреть сериалы и фильмы или читать электронные комиксы, чтобы узнать о новых историях про Супермена, Бэтмена или кого бы то не было. Они выдержали испытание временем, чтобы остаться на долгие поколения.

Наша комикс-индустрия выросла настолько, что на русском регулярно выходят не только супергеройские истории Marvel или DC, но и графические романы для гурманов-ценителей. В этом году большинство самых интересных комиксов - это BD, стимпанк, сказки и космическая опера.

Метабароны

Комикс года

Брутальная космоопера, стоящая в одном ряду с «Дюной» и Warhammer. Сага о нескольких поколениях воинственного клана метабаронов, полная крови, шекспировских страстей и неоднозначных антигероев. Мечи сверкают, киборги скрипят протезами, герои гибнут и калечатся во имя чести и семьи, а роботы-рассказчики искрят от избытка высоких чувств.

Творец этой вселенной, мистик и сюрреалист , наплевал на все табу по части насилия, секса и принципов построения сюжета. А художник Хуан Хименес превратил его буйные фантазии в детальные, совсем не «комиксные» рисунки.


Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа


Математико-исторические приключения великого изобретателя Чарльза Бэббиджа и гениальной дочки Байрона Ады Лавлейс в параллельной стимпанк-реальности. Альтернативная история, кажется, ещё не обращалась с настоящей так бережно. Автор Сидни Падуа проделала огромную исследовательскую работу и нарисовала комикс о двух опередивших время ученых, полуфантастической Разностной машине и самой Математике.

Безусловно, «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа» увлекут не каждого. Но прежде всего это интересный интеллектуальный и графический эксперимент, в котором приятно и познавательно принять участие. Даже если вы бесконечно далеки от сложных вычислений, математических теорий и биографических очерков о викторианских ученых.


Валериан

Самая долгожданная новинка года: до России наконец добралась классика BD аж из 1960-х и 1970-х. Всего-то и понадобилось, чтобы !

В наши дни, когда комиксы стали взрослыми и суперсерьёзными, «Валериан» смотрится поразительно добрым и наивным. Его ближайший аналог даже не « », а « ». Только Алиса выросла и стала рыжей чаровницей Лорелин, а Пашка Гераскин - бравым космонавтом Валерианом, не утратившим мальчишеской бесшабашности. А вокруг них - пёстрые инопланетные цивилизации, сотни диковинных созданий и сложные конфликты, которые не всегда решаются победой над злом…

Только учтите: первые выпуски «Валериана» - совсем детские, и рисунок в них куда слабее, чем в поздних. Если вы не настроены ностальгировать по детству, начните со второго тома.

Мышиная гвардия

По задумке этот комикс напоминает цикл «Рэдволл», только более взрослый и серьёзный. Дэвид Питерсон придумал и изобразил удивительный мир, в котором обитают разумные мыши. Их цивилизация напоминает наши Средние века. Грызуны живут в укреплённых городах, которые охраняет Мышиная гвардия. Благородные мыши поклялись защищать собратьев и бороться с опасностями вроде гигантских змей и бандитов на дорогах.

Сюжет первого тома немного простоват, но при этом действие выписано очень динамично. А детальный рисунок придаёт «Мышиной гвардии» уникальный стиль. Если вы любите приключенческое фэнтези, в котором есть место храбрости и чести, но привычный антураж вам наскучил, обязательно обратите внимание на этот комикс.


Джессика Джонс. Элиас

Брайан Майкл Бендис - сценарист многогранный, но в России известен прежде всего по классическим супергеройским комиксам в духе голливудских блокбастеров. Большинство его работ, выходивших у нас, насыщены событиями, экшеном, героями, но не глубиной или оригинальностью. Достаточно вспомнить «День М», «Секретную войну» или «Мстителей против Людей Икс».

Но Бендис способен и на куда более смелые и неординарные работы. Доказательство тому - серия «Джессика Джонс», послужившая основой для . Взрослый, смелый и необычный комикс рассказывает о девушке, которая некогда была второразрядным супергероем, а теперь переквалифицировалась в частного детектива. Джессика сталкивается с приземлёнными проблемами, которые ускользают от внимания её более известных коллег вроде Капитана Америки или Железного человека.


Injustice. Год первый


Обычно комиксы по играм служат необязательными приложениями к первоисточнику и не обладают ни самостоятельной ценностью, ни выдающимися сюжетами. Как ни удивительно, редким исключением из этого правила оказалась предыстория .

Сюжет в игре, по сути, служил лишь поводом для разборок героев и злодеев из вселенной DC Comics. Комикс же - великолепная история о том, как Супермен встал на путь тирании, что повлекло за собой раскол в рядах былых товарищей. По драматизму, накалу страстей и проработке персонажей комикс Injustice не уступает, а порой даже превосходит магистральные серии DC Comics и вполне достоин стоять в одном ряду с культовой « » от Marvel.


Звёздный замок 1869


К счастью, прошли времена, когда с французскими BD-комиксами приходилось знакомиться или в оригинале, или по любительским переводам в интернете. «Звёздный замок 1869» - потрясающей красоты акварельный роман художника Алекса Алиса. Это не только произведение искусства, но и проработанное стимпанк-приключение, что для жанра не слишком типично.

Кроме того, история про альтернативный XIX век, отважных эфиронавтов и летающие корабли - реверанс в сторону произведений и хороший пример качественной юношеской фантастики. Русское издание получило роскошную тисненую обложку и насчитывает уже два тома - не за горами и следующая часть.


Единорог


Никаких волшебных пони в этом BD нет. Это жёсткое мистическое фэнтези, пропитанное духом астрологии, алхимии и гностицизма. На дворе 1565 год, в Европе бушуют религиозные войны, лютует инквизиция. Только в этой версии Земли существуют ещё и примордиалы - древние чудовища. Орден учёных-асклепиадов пытается разгадать их тайну, связанную с загадкой физиологии самого человека. А за героями охотится враг, которому их открытия поперёк горла…

Знатоков истории порадует (или шокирует), как лихо авторы жонглируют именами мудрецов эпохи Возрождения. Среди действующих лиц появляются не только банальные Нострадамус и Парацельс, но и, скажем, Амбруаз Паре, Конрад Геснер и Фракасторо.


Дядюшка Скрудж


Все мы в детстве засматривались приключениями Скруджа Макдака и его племянников и подпевали в воскресенье у телевизора: «Утки! У-у-у!» И даже не подозревали, что знаменитого селезня-миллиардера создал американский комиксист Карл Баркс в 1950-х годах.

«Дядюшка Скрудж: Всего лишь бедный старичок» - сборник его ранних работ. Благодаря этому комиксу у российских читателей появился шанс познакомиться с истоками «Утиных историй» и побольше узнать об увлекательном прошлом дядюшки Скруджа. Настоящая классика комикса в очень добротном издании с комментариями самого Баркса растопит сердца родившихся и в 1980-е, и в 1990-е, и в 2000-е.