Внеучебная деятельность учащихся в современной школе. Сообщение "внеучебная деятельность школьников" Внеучебная деятельность определение

Социальное воспитание подростков выступает одним из важных факторов стабилизации общества. Оно должно достигать двух целей: успеваемости социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности и как личности. Профессиональные учебные заведения чаще всего не могут выбрать необходимую направленность внеучебной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и преподавателей.

Внеучебная работа формирует и развивает личность ученика. Руководить воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намеченные нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но формировать у учеников потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил.

Итак, важным направлением деятельности педагогического коллектива современного профессионального учебного заведения есть организация и руководство внеучебной и воспитательной работой учеников. Значительную часть этой работы планируют и осуществляют кураторы (моральное воспитание, стимулирования учебной деятельности, организация общественно-полезной работы). Значительное место в организации внеучебной работы занимают воспитательные мероприятия (вечера, дискотеки), которые проводятся руководством учебного заведения.

При организации внеучебной воспитательной работы необходимо направить усилие педагогического коллектива и руководства на:

1. Разносторонность ее содержания, и общественную направленность (моральное, эстетичное, физическое, трудовое воспитание и т.д.).

2. Важной стороной этой работы есть использование массовых форм, как для воспитания учеников, так и для рациональной организации их свободного времени.

3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеучебная работа охватывала всех учеников.

4. Внеучебная работа должна оказывать содействие развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учеников.

С учетом этих положений педагогический коллектив профессионального учебного заведения может разрабатывать систему внеучебной работы, а руководство - предоставлять методическую помощь и осуществлять контроль за проведением и качеством этой работы.

Разработаны общие принципы организации внеучебной работы.

Наиболее общим принципом, который определяет специфику занятий с учениками во внеурочное время, есть добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы ученику был предоставленный выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учеников в учебном заведении можно провести анкетирование или опрос о том, чем бы ученики хотели заниматься после занятий.

Важно, чтобы любой вид внеучебной деятельности, в который включаются ученики, имел общественную направленность , чтобы ученик видел, что то дело, которым он занимается, необходимо и полезно обществу.

Очень важна также опора на инициативу и самодеятельность . Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается учениками так, будто она возникло по их инициативе.

Успеху внеучебной воспитательной работы оказывает содействие и четкая организация. Осуществления комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач.

При выборе содержания и организационных форм всегда необходимо придерживался принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Важным условием реализации всех видов воспитательной работы есть обеспечения их единства, преемственности и взаимодействия .

Формы внеучебной работы

Наиболее распространенные такие организационные формы внеучебной работы: индивидуальные, кружковые, групповые, массовые.

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учеников, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это разрешает каждому найти свое место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учеников путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеучебная работа оказывает содействие выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорта. Наиболее распространены такие ее формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждения литературы, экскурсии, изготовление наглядных приборов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчет работы кружка, чем год может проводиться в виде вечера, конференции, спектакля, обзора.

К групповым формам работы относятся молодежные клубы по интересам, клубы профессиональных сообществ, клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч и т.п.. Действуют они на основах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Профильные клубы - литературные, физические, химические, математические. Целью политических клубов может стать изучение молодежного движения за границей, изучения истории политических учений и др.

Распространенной формой являются музеи учебных заведений. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в таких музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведется широкая переписка, работа в архивах. Материалы музея должны использоваться на занятиях, для просветительской деятельности среди взрослого населения.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в учебном заведении. Они рассчитаны на одновременный охват многих учеников. Им присущи, торжественность, яркость, большое эмоциональное влияние на учеников. Массовая работа включает в себя широкие возможности активизации учеников. Так конкурс, олимпиада, соревнования, игра требуют непосредственной активности каждого. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживания, которые возникает от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива.

Традиционной формой массовой работы есть проведение праздников, которые могут касаться календарных дат, юбилеев выдающимся людей. На протяжении учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют мировоззрение, чувство приобщения к жизни страны.

Широко используются конкурсы, олимпиады, обзоры. Они стимулируют активность учеников, развивают их инициативу. В связи с конкурсами обычно организовываются выставки, которые отражают творчество учеников: рисунки, произведения, изделия.

Олимпиады организуются по учебным предметам. Их цель - вовлечь всех учеников и обнаружить наиболее талантливых.

Обзоры - наиболее общая форма массовой работы. Ее задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, организация кружков, клубов.

1. Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?

Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеучебной деятельности.



3. Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница результатов и эффектов. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога?.. Невнятность понимания самими профессиональными педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

На наш взгляд, образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать ) деятелем, гражданином, свободным человеком.

(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

Формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

Формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

4. Выделение трех уровней результатов внеучебной деятельности позволяет:

во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности;

в-пятых, оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеучебной деятельности (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Это закладывает основу для построения стимулируюшей системы оплаты труда педагогов за организацию внеучебной деятельности школьников.

5. В основу наших методических рекомендаций мы положили Методический конструктор внеучебной деятельности (его содержательная модель представлена в Таблице 1). Используя этот конструктор, педагоги смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеучебной деятельности).

Каждый блок включает в себя:

Краткое описание специфики данного вида внеучебной деятельности школьников;

Описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеучебной деятельности;

Представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеучебной деятельности.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеучебная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

  • 1) игровая деятельность;
  • 2) познавательная деятельность;
  • 3) проблемно-ценностное общение;
  • 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • 5) художественное творчество;
  • 6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  • 7) трудовая (производственная) деятельность;
  • 8) спортивно-оздоровительная деятельность;
  • 9) туристско-краеведческая деятельность.

Формы внеучебной работы условно можно подразделить на такие группы: словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.): практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые, игры)наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?

Во-первых, ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

Для успеха в организации внеучебной деятельности младших школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. Весьма эффективны активные групповые методы, которые можно условно объединить в три основные блока:

  • 1. дискуссионные методы;
  • 2. игровые методы;
  • 3. сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства).

Благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребёнок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

Больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.

Особенностью сензитивного тренинга является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

Решение вопроса о выборе средств, пригодных для совершенствования компетентности в общении, зависит, прежде всего, от того, каким образом интегрируется, понимается само общение. В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком.

Из данного представления о структуре общения следует, что компетентность в общении - это сложное образование. В самом широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии.

Развитое общение всегда включает в себя две тесно связанные грани - общение, основанное на субъект - объектной схеме, при котором партнёрам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта, и общение, основанное на субъект - субъектной схеме. Последнее характеризуется равенством психологических позиций участников (оба - субъекты), активностью сторон, при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую.

Из двух указанных схем развитого общения определяющей, базовой является субъект - субъектная схема. Эффекты продуктивные, творческие по своей природе, совершенно справедливо связываются с психологическим воздействием, реализующим субъект - субъектную форму общения. Поэтому выбор соответствующих средств психологического воздействия, призванных повысить компетентность, должен быть увязан с аспектами компетентности.

При организации внеучебной деятельности педагог решает вполне определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные его качества и умения, все они строятся на основе уважения личности школьника, признания его индивидуальности, прав и свобод, опираются на потенциальные личностные возможности, внутреннюю активность школьника в процессе его формирования.

Основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников

В структуре Базисного образовательного (учебного) плана выделяются три части: инвариантная часть; вариативная часть; внеурочная деятельность. При этом в новом ФГОС внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности? В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:

§ в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.);

§ вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.).

Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях общего образования.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования . Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика.

Какие документы помогут осуществить внеурочную деятельность по стандартам второго поколения? При организации внеурочной работы согласно ФГОС учителю необходимо опираться на знание положений следующих документов и разработок:

Таблица 1. Документация по организации внеурочной работы по ФГОС нового поколения.

Источник

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей, систему базовых национальных ценностей, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Примерные программы начального общего образования: В 2 ч.: Ч.1. (Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся)

Формы внеучебной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность и т. д.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

Программы структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, указанными в базовом учебном плане. Внутри каждого из направлений выделены отдельные модули (темы программ), которые дадут возможность реализовать то или иное направление. Предложено несколько модулей по каждому направлению, дана их краткая характеристика, раскрыто основное содержание, а также предложено примерное тематическое планирование. Но основе «Примерных программ…» образовательные учреждения общего образования смогут разработать рабочие программы внеурочной деятельности детей с учетом как региональных особенностей, так и запросов, потребностей, интересов участников образовательного процесса.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

Цель, задачи, ценностные установки, направления, ценностные основы, содержание и планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор

Способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

Формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

Воспитание целеустремленности и настойчивости;

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени ;

Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Существует определенный порядок действий в работе с проектами:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап: УЧИТЕЛЬ ученик.

2-й и 3-й этапы: учитель УЧЕНИК.

Последний этап: УЧИТЕЛЬ ученик.

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т. к. это младшие школьники.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т. е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

При этом детские проекты могут быть достаточно разнообразными и отличаться друг от друга:

l результатом:

l - поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

l - мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

l числом детей

l индивидуальная деятельность (получаемый продукт - результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

l работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

l коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая подел­ка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

l продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

l числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

l набором и иерархией ролей;

l соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

l необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.). Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственного пожелания детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах – вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой – требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получат положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися – спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

2. Дифференциация по интересам

Дифференциация предполагает обязательный учет индивидуально-типологических особенностей учащихся, форму их группирования и различное построение воспитательного процесса в выделенных группах. Таким образом, дифференциация представляет собой прежде всего «различение», «разделение». Критерий этого разделения в данном случае – интересы учащихся.

При организации дифференциации по интересам необходимо учитывать степень ее эффективности. Главными целями, результатами и критериями эффективности дифференциации являются:

1) повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;

2) демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;

3) создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей - умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

4) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей;

5) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.

Выделяют несколько видов дифференциации в учебно-воспитательном процессе: уровневая и по интересам.Для организации внеучебной работы по ФГОС требуется прежде всего дифференциация по интересам. Каковы особенности дифференциации по интересам ? Учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка (в виде интереса, склонности), т. е. осуществить одну из социально-педагогических проб личности. Поэтому совершенно естественно предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, уклоны, профили, факультативы, клубная деятельность). Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития. Однако при ее осуществлении могут возникать разнообразные трудности и отрицательные последствия.

Таблица 3. Дифференциация по интересам: позитивное и негативное.

Положительные аспекты

Трудности и возможные отрицательные

последствия

Наилучшие условия для развития и реализации задатков и способностей ребенка

Удовлетворение имеющихся интересов ребенка

Исключается стремление "стричь всех под одну гребенку"

Усиление мотивации к учебе, самоопределения ребенка

Раннее развитие способностей, профориентация, специализация

Возможно более раннее распознавание и развитие природных задатков и способностей ребенка

Реализация свободы выбора ребенка, обеспечение возможности "социальных проб"

Возможность "захватить" и использовать сенситивные периоды в развитии личности (наиболее благоприятные для развития тех или иных качеств)

Отсутствие точных и надежных способов диагностики специальных интересов ребенка

Интересы ребенка не есть нечто неизменное, они меняются

Не обеспечивается всестороннее и гармоническое развитие личности

Излишняя целенаправленность мешает приобрести общий гарантированный минимум знаний и умений во всех областях

Сужение образовательного пространства, опасность одностороннего развития, обреченность на пожизненную деятельность лишь в определенной области

Трудности наблюдения и отслеживания развития специальных качеств личности

Реальны в рамках имеющихся дидактических возможностей (диагностический инструментарий, учебно-методическая база);

Диктуются насущной необходимостью ситуации (результатами диагностики, требованиями родителей, социальным заказом);

Обещают наибольшую эффективность и результативность воспитания и социолизации;

Не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности ребенка;

Обеспечены кадрами соответствующей квалификации.

Таким образом, внеучебная деятельность обеспечивает прежде всего индивидуальную траекторию воспитания и социализации ребенка, который самостоятельно определяется с видами деятельности для занятий во внеурочное время. Этому может помочь использование анкет и опросников различных видов, бесед, рассказов и сочинений детей.

3. Информационные и коммуникационные технологии

Информационно-коммуникативные технологии представляют собой процесс подготовки и передачи информации школьнику, средством осуществления которых является компьютер.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации .

Что предполагает осуществление ИКТ? Применение ИКТ во внеучебной деятельности предполагает использование новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся:

§ электронные учебники и мультимедиа;

§ электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети;

§ информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т. п.

С какой целью внедрять эти технологии? Перед учителями ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей:

§ повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

§ активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;

§ углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);

§ усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;

§ закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

§ формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

§ повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

§ осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

§ развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Во внеучебной и внеурочной деятельности школьников должны использоваться специализированные средства ИКТ, отвечающие требованиям, предъявляемым к средствам информатизации дополнительного образования для детей.

1. Средства ИКТ должны строиться по принципу непрерывного и относительно простого способа обновления материалов и форм их организации. Материал содержательного наполнения средств ИКТ должен быть направлен на развитие собственной деятельности школьников.

3. Функционирование таких средств ИКТ должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучаемых.

4. Средства ИКТ должны предоставлять возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности.

5. По завершению работы со средствами ИКТ должны быть получены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные цели школьников. Средства ИКТ должны позволять получение максимальных результатов при минимальных затратах времени.

6. Средства ИКТ должны создавать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов школьников.

В средствах ИКТ для информатизации внеучебной деятельности должны быть предусмотрены повышенные коммуникационные возможности. Такие средства должны обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на системе коммуникаций между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким возможностям средства ИКТ смогут допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках внеучебной и внеурочной деятельности школьников, быть приспособленными к работе в широком географическом пространстве, мотивировать к общению за пределами учебной деятельности.

При проектировании средств ИКТ для информатизации досуга внеучебной работы школьников особое внимание следует уделить индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников.

В состав таких средств ИКТ рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Сценарий работы средства ИКТ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории деятельности школьников.

Средства ИКТ для информатизации досуга и внеучебной работы школьников рекомендуется снабжать набором инструментов настройки, позволяющим относительно просто и непрерывно изменять внешний вид и характер работы со средством ИКТ.

Таким образом, использование ИКТ во внеучебной работе предполагает, с одной стороны, организацию специализированных факультативов, кружков, связанных с освоением учащимися ИКТ, а с другой стороны, во внедрении во внеурочную работу иного направления (художественно-эстетическое, научно-познавательное и т. д.) различных средств ИКТ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.).

4. Игровые технологии

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определен­ным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников разви­вается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспиты­вающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонема тический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:

1. Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

3. Возможность действия для каждого ученика.

4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.

7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

1. Целеполагание.

2. Планирование.

3. Реализации цели.

4. Анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

Роли, взятые на себя играющими;

Игровые действия как средства реализации этих ролей;

Игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

Реальные отношения между играющими;

Не обладающая этим признаками внеучебная деятельность не может быть признана игрой.

Большинство игр отличает следующие черты:

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

Творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер

этой деятельности («поле творчества»);

Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

5. Обучение на основе «учебных ситуаций»

Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. В процессе обучения основной упор делается на проектную деятельность, которая способна развить мышление ребенка, а сам учебный процесс строится на основе «учебных ситуаций», что является надежным путем к формированию самостоятельности ученика начальной школы. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:

Обнаруживают предмет свого действия,

Исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,

Преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д.,

Частично – запоминают.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия , ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т. е. приобретает некоторые способности .

Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий , позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания .

Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания

Образцов деятельности,

Различных методических или дидактических средств,

Последовательности выполняемых действий,

Особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.

В качестве примера для организации учебных ситуаций можно обратиться к разработанной технологии порблемно-диалогического обучения («Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками»)

6. Современные воспитательные технологии.

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

§ Диагностирование

§ Целеполагание

§ Проектирование

§ Конструирование

§ Организационно – деятельностный компонент

§ Контрольно – управленческий компонент

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Что является содержанием воспитательной технологии? Содержанием воспитательных технологий являются:

§ Научно обоснованные социализированные требования

§ Передача социального опыта

§ Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

§ Социализированная оценка ученика

§ Организация творческого дела

§ Создание ситуации успеха

Причем все это содержание основывается на положениях, определенных ФГОС второго поколения (см. таблица 1).

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов).

2. Психологический настрой (приветствие, вступительное слово).

4. Завершение.

5. Проекция на будущее.

Рассмотрим отдельные педагогические технологии.

Гуманно – личностная технология.

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии являются:

§ способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке

§ благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

§ развитие и становление познавательных сил ребенка;

§ идеал воспитания – самовоспитание.

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания, технология гуманного коллективного воспитания. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

Технология коллективного творческого воспитания. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

§ идея включения детей в улучшение окружающего мира;

§ идея соучастия детей в воспитательном процессе;

§ коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

§ комплексный подход к воспитанию;

§ личностный подход, одобрение социального роста детей;

Технология гуманного коллективного воспитания.

Идеи и принципы:

§ в воспитании нет главного и второстепенного;

§ воспитание – это прежде всего человековедение;

§ эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;

§ принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

§ культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;

§ приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Образование – это прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.

7. Технологии саморазвития личности учащихся

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития."Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (). Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

Самовоспитание, самосовершенствование - это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Главной целью технологии самовоспитания личности учащегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

На сегодняшнем этапе в реальной обстановке классно-урочной системы главная цель технологии самовоспитания личности дробится на некоторое число подцелей и задач. Дерево целей и задач технологии самовоспитания включает:

§ в области воспитания:

Превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание;

Осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;

Развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;

Формирование веры ребенка в себя;

Формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;

Обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;

Создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.

§ в области обучения:

Формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;

Формирование общеучебных знаний, умений, навыков;

Формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержку и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

§ в области психического развития:

Поиск и развитие индивидуальных способностей ребенка;

Формирование положительной Я-концепции личности ребенка;

Формирование доминанты самосовершенствования личности;

Формирование умений управления собой, саморегуляции;

Составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.

§ В области социализации:

Формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое , экологическое мышление);

Формирование социальной активности;

Формирование интегративного качества самостоятельности личности - подготовка ребенка к социальной автономизации;

Обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

Подготовку учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.

Положения, составляющие основу технологии самовоспитания личности:

1. Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. Использование этих потребностей для мотивации учения открывает огромные резервы повышения качества школьного образования.

2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

3. На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

4. Содержательной и методической основой технологии самовоспитания личности является дальнейшая гуманизация образования; только на этой основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его ценностей. Демократизация учебно–воспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащегося. Она воплощается в свободе выбора самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном воспитательно-образовательном пространстве организуются широкая дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивается развитие школьного самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка.

5. Двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.

6. Личностный подход в воспитании является необходимым условием саморазвития и формировании его положительной Я - концепции.

7. Деятельностный подход в воспитании и обучении особо важную роль отводит внеурочной сфере жизнедеятельности ребенка как пространства формирования практических умений и навыков самосовершенствования, где теоретические воспитательные воздействия на личность проверяются в деятельности, выступающей критерием истины.

8. Направленность на социализацию. Ведущий вектор развития личности в технологии самовоспитания направлен на подготовку к жизни, на обеспечение выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Это выражается: в решении задач социальной адаптации и социальной автономизации; формировании жизненного и профессионального самоопределения; в помощи и психолого-педагогической поддержке трудновоспитуемых детей.

В чем отличия развивающего обучения и технологии самовоспитания личности?

Концепция самовоспитания и саморазвития личности учащегося является преемницей концепции развивающего обучения, разработанной в трудах, и других ученых. Принимая все принципиальные позиции развивающего обучения, технология самовоспитания опирается не только на познавательный интерес, но и на потребности личности в самоулучшении, самосовершенствовании, что приводит к следующей трактовке этих позиций.

Таблица 3. Позиции технологий развития и саморазвития личности

В технологиях развивающего обучения

В технологии самовоспитания личности школьника

Ученик является субъектом, а не объектом обучения

Субъектность деятельности ребенка проявляется не только при решении учебной задачи, а охватывает выполнение крупных учебных целей, разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях, планирование дальних жизненных целей

Обучение идет впереди развития, в зоне ближайшего развития, стимулируя и ускоряя развитие

Ведущая роль обучения в развитии выступает как осознанное с позиций усвоенного в обучении опыта опережающее управление личностью своим развитием (построение и реализация программ самосовершенствования)

Приоритет формирования способов умственных действий

Приоритет формирования самоуправляющих механизмов личности

Ведущая роль теоретического знания, мышления, выражающаяся в дедуктивном структурировании учебного материала

Ведущая роль теоретического сознания выражается в овладении подростком методологией своей деятельности (учебной и внеучебной), в осознании им действия механизмов самовоспитания

Целенаправленная учебная деятельность направлена лишь на удовлетворение познавательной потребности, на изменение личностью самой себя как субъекта познания

Полноценная целенаправленная деятельность, включающая все этапы (целеполагание, планирование и организацию, реализацию цели и рефлексивный анализ результатов), развертывается не только в процессе ученья, но и во всех других сферах жизнедеятельности детей и попадает под целесообразное педагогическое руководство

Мотивация - познавательная

Делается ставка на активизацию, "раскручивание" познавательного интереса, познавательной потребности (вся методика развивающего обучения представляет собой систему приемов, вызывающих и стимулирующих познавательную мотивацию)

Основная мотивация - самовоспитание, совершенствование себя

Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируются, "раскручиваются" внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности.

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности

На общепедагогическом уровне технология самовоспитания личности включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы:

1. Подсистема "Теория", которая организуется в урочное время в рамках пропедевтического курса по психологии.

2. Подсистема "Практика" охватывает, по существу, всю внеклассную составляющую работы школы, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования. Эта деятельность реализуется во внеурочных занятиях ребенка во второй половине дня. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.

В начальной школе руководители кружков в своей работе руководствуются технологией. Вводятся творческие книжки школьника.

3. Подсистема "Методика". Третья группа условий, необходимых, по, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, - это стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию - вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.

Организация учебного процесса (содержание и способы деятельности ребенка)

в технологии саморазвития имеет следующие принципиальные черты:

§ превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;

§ использование не только познавательной, но и нравственно-волевой мотивации деятельности учащихся;

§ ставка на самостоятельную творческую деятельность учащихся;

§ активизация и стимуляция процесса осмысливания учения, выход субъекта в рефлексивную позицию;

§ перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования способов умственных действий;

§ систематическое и последовательное формирование общеучебных умений и навыков.

На протяжении периода обучения учащийся "пропускается" через большинство общешкольных технологий (способов работы), которые образуют постепенно усложняющуюся и развивающуюся систему вовлечения ребенка в процесс самостроительства личности.

Таковы основные технологии, которые предполагается использовать для реализации ФГОС второго поколения во внеучебной деятельности.

Каков инструмент определения достижения результатов внеурочной деятельности? С целью отслеживания результатов внеурочной деятельности необходимо систематически проводить мониторинг и основываться при этом на выделенных в методических рекомендациях по внеурочной деятельности и уровнях результатов внеучебной деятельности (рис. 1), но базе которых образовательное учреждение вырабатывает свои критерии оценки.

https://pandia.ru/text/78/239/images/image004_95.gif" width="39" height="49">.gif" alt="Скругленный прямоугольник: Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни" width="666" height="54">Детская литература" href="/text/category/detskaya_literatura/" rel="bookmark">детское учебное (а мы добавляем и внеучебное) сотрудничество пытается разрешить проблемы саморазвития, самообучения, самовоспитания и прочих форм детской самостоятельности». Для достижений целей специально для учащихся начальной школы реализуется программа специально спроектированных внеучебных мероприятий, объединенных по направлениям деятельности: спортивно оздоровительное, художественно - эстетическое, научно - познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Методический конструктор внеучебной деятельности

Методический конструктор «Преимущественные формы достижения образовательных результатов во внеурочной деятельности»(табл.)основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Уровень

образовательных

результатов

Вид внеучебной

деятельности

Приобретение школьником

социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной

реальности

Получение

опыта

самостоятельного общественного действия

1. Игровая

Ролевая игра

Деловая игра

Социально моделирующая игра

2. Познавательная

Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады.

Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.), школьный музей-клуб

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа

Дебаты, тематический диспут

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки

Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы

Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т. п.)

5. Художественное творчество

Кружки художественного творчества

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе

Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми)

КТД (коллективно-творческое дело)

Социальный проект

7. Трудовая (производственная) деятельность

Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел

Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого

Детско-взрослое образовательное производство

8. Спортивно-оздоровительная деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции

Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

9. Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия, туристическая поездка , краеведческий кружок

Туристский поход, краеведческий клуб

Туристско-краеведческая экспедиция

Поисково-краеведческая экспедиция

Школьный краеведческий музей

С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности :

· комплексные образовательные программы , предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

· тематические образовательные программы , направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т. п.)

· образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровень результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 – 3-го класса – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;

· образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;

· возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников;т. п.ьнтьсти школьного театраельности) образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);

· индивидуальные образовательные программы для учащихся.

Внеучебная деятельность всегда привлекала пристальное внимание многих педагогов, учёных и методистов. Проанализировав различную методико-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что кроме большого количества определений внеучебной деятельности, существует также проблема с внедрением в данной теме таких смежных понятий, как внеурочная и внеклассная деятельность.

Попытаемся разобраться в данной проблеме, рассмотрев различные виды деятельности подростков и их взаимосвязь.

Можно говорить о том, что в методико-педагогической литературе 60-90 гг. XX века употреблялось лишь понятие внеклассной работы, и только в 90-х годах возникает понятие внеурочной деятельности, не имеющее, однако, какого бы ни было существенного различия с понятием внеклассной, и чаще всего сопоставимой с ней.

Позднее в некоторых учебно-методических пособиях и в словаре Федерального Государственного Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие внеучебной деятельности, которое, являясь равнозначным внеурочной деятельности, вообще не находит самостоятельного определения.

Таким образом, можно утверждать об отсутствии целостности в определениях таких часто применяемых всеми понятий, как внеклассная деятельность, внеурочная деятельность и внеучебная деятельность.

  • по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);
  • по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);
  • по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

Рассмотрим взаимосвязь классификаций по месту и по времени проведения деятельности подростков.

В классе ведутся как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия могут проводиться за пределами класса (например, физкультура на спортивном стадионе или урок природоведения в парке). Разнообразные экскурсии, туристические походы также проводятся за пределами класса и во внеурочное время. Из этого следует, что позволительно отождествлять понятия урочной и классной деятельности, также как и внеурочной и внеклассной деятельности.

Взаимосвязь внеучебной и внеурочной деятельности

Теперь следует обратить внимание на взаимосвязь деятельности учащихся по времени проведения и по отношению к учебным задачам.

Между урочной и внеучебной деятельностью невозможно провести взаимосвязь, потому что непосредственно на уроках решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, например, кружки, факультативы, призваны решать эти учебные задачи. Театральные студии, спортивные и художественные секции ведутся во внеурочное время, однако могут быть частично связаны или не связаны вообще с решением учебных задач, что относит их к внеучебной, или к внеурочной деятельности учащихся соответственно.

Можно представить взаимосвязь учебной, внеучебной и внеурочной деятельности учащихся в виде множеств.

Таким образом, на основе проведённого исследования, можно утверждать о том, что понятие внеурочной деятельности подразумевает под собой всякую организованную преподавателем либо учащимися самостоятельно активность во внеурочное время, основанную на личном интересе участников с целью развития не только в образовательном, но и в духовно-нравственном плане.

В случае смещения акцентов данной деятельности в большей степени на воспитание и отсутствие учебных задач следует говорить о внеучебной деятельности.

Таким образом, исследование учебно-методической и педагогической литературы позволило найти определение понятия внеучебной деятельности. Наличие множества его формулировок доказывает актуальность исследования этого вопроса, всестороннего изучения данной проблематики.

Определение внеучебной деятельности по ФГОС

Внеучебная деятельность учащихся является одной из инновационных составляющих ФГОС второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится неотъемлемым компонентом школьного образования.

Принципиальная разница между образовательными стандартами второго поколения заключается в усилении их ориентации на итоги образования как системообразующий элемент конструкции стандартов. В новом ФГОС подробнее выражается соотношение образования и воспитания. Воспитание рассматривается в качестве миссии образования, охватывающей и пронизывающей все виды образовательной деятельности.

Определение

Внеучебная деятельность – это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которой решаются, в соответствии с программой школы, задачи воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий, развития интересов.

Внеучебная деятельность - обязательная часть образовательного процесса в школе, которая помогает реализовывать требования ФГОС в полной мере. Особенностями этого элемента образовательного процесса являются предоставление школьникам возможности занятий широкого спектра, направленных на их развитие, самостоятельность школы в процессе наполнения внеурочной деятельности определённым содержанием.

Организуемая педагогами деятельность во внеучебное время, ориентирована, в первую очередь, на интересы детей, на предоставление им возможности выбора, что способствует их самоопределению и самореализации.

Внеучебная деятельность помогает удовлетворять разнообразные интересы школьников в неформальном общении, клубах, кружках, любительских объединениях.

В свободное от занятий время ученики выбирают не только формы досуга, но и формы занятий, которые способствовали бы углубленному изучению определённого предмета.

Основные педагогические условия, которые позволяют достичь активной включенности учащихся во внеучебную деятельность:

  • личностно ориентированное информационное обеспечение включения детей в различные занятия;
  • планирование школьниками своей внеучебной деятельности;
  • готовность учителей управлять процессом включения школьников во внеучебную деятельность.