Внебюджетные средства бюджетных учреждений. Внебюджетные средства учреждений Что внебюджетные средства бюджетных учреждений

Внебюджетные средства - денежные ресурсы субъекта бюджетной сферы, которые не учитываются в основной смете (бюджете). Термин используется в макро- и микроэкономике.

На макроэкономическом уровне внебюджетные средства это средства государственных внебюджетных фондов. На микроэкономическом — деньги федеральных, региональных, муниципальных учреждений и организаций, получаемые сверх ассигнований бюджета соответствующего уровня.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды — финансово-кредитные организации, наделенные статусом юридического лица и функционирующие в масштабах государства или региона. Способы их финансирования и направления расходования средств определяются законом.

Внебюджетные фонды не зависят от бюджетов территорий, на которых они созданы. Имеют собственные источники доходов, в качестве которых часто выступают обязательные целевые взносы предприятий или граждан.

Фонды внебюджетных средств создаются для достижения следующих целей:

  • обеспечения конституционных прав граждан;
  • защиты интересов отдельных групп населения;
  • развития некоторых секторов экономики;
  • удовлетворения общественных нужд.
В отличие от внебюджетных средств предприятий, целевые фонды — это государственные денежные ресурсы. Однако аккумулируются они на специальных счетах. Средства фонда нельзя изъять для выполнения задач, не предусмотренных законом.

В Российской Федерации создано свыше 30 внебюджетных фондов, которые концентрирует около 60% государственных доходов. Наиболее известные целевые фонды:

  • пенсионный;
  • социального страхования;
  • обязательного медицинского страхования;
  • занятости;
  • фонд национального благосостояния.

Внебюджетные средства бюджетных организаций

Бюджетные организации — некоммерческие учреждения. Они создаются для реализации полномочий государственных (региональных, местных) органов власти. Основная деятельность медицинских, образовательных, культурных учреждений финансируется из средств бюджетов разных уровней.

Денежные ресурсы, полученные из других источников, называют внебюджетными средствами. Их можно классифицировать по нескольким группам:

  1. Доходы от оказания платных услуг. Это заработанные учреждением средства от предпринимательской деятельности, если такая деятельность разрешена законом. Данные доходы облагаются налогом на общих основаниях. После уплаты налогов средства используются для финансирования деятельности бюджетного учреждения.
  2. Незаработанные средства. Сюда относятся целевые, благотворительные взносы юридических и физических лиц, доходы по ценным бумагам, добровольные пожертвования, спонсорство. Незаработанные средства остаются в бюджетном учреждении и используются на различные цели.
  3. Депозиты. Деньги, перечисленные бюджетной организации на время. Средства должны быть переданы по назначению или возвращены отправителю (либо в бюджет) по истечении установленного времени. Например, взыскания судебных приставов, стипендии студентов, заработная плата сотрудников.
Хотя средства являются внебюджетными, порядок их получения и распределения регулируется органом власти, которому подконтрольно учреждение. Платные услуги бюджетная организация может оказывать, если приняты правовые акты (законы), разрешающие ведение предпринимательской деятельности. Кроме того, соответствующие положения включаются в Устав учреждения, а распорядитель бюджетных средств должен издать генеральное разрешение с указанием источников и направлений расходования внебюджетных ресурсов.

Внебюджетные средства - денежные ресурсы субъекта бюджетной сферы, которые не учитываются в основной смете (бюджете). Термин используется в макро- и микроэкономике.

На макроэкономическом уровне внебюджетные средства это средства государственных внебюджетных фондов. На микроэкономическом — деньги федеральных, региональных, муниципальных учреждений и организаций, получаемые сверх ассигнований бюджета соответствующего уровня.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды — финансово-кредитные организации, наделенные статусом юридического лица и функционирующие в масштабах государства или региона. Способы их финансирования и направления расходования средств определяются законом.

Внебюджетные фонды не зависят от бюджетов территорий, на которых они созданы. Имеют собственные источники доходов, в качестве которых часто выступают обязательные целевые взносы предприятий или граждан.

Фонды внебюджетных средств создаются для достижения следующих целей:

  • обеспечения конституционных прав граждан;
  • защиты интересов отдельных групп населения;
  • развития некоторых секторов экономики;
  • удовлетворения общественных нужд.
В отличие от внебюджетных средств предприятий, целевые фонды — это государственные денежные ресурсы. Однако аккумулируются они на специальных счетах. Средства фонда нельзя изъять для выполнения задач, не предусмотренных законом.

В Российской Федерации создано свыше 30 внебюджетных фондов, которые концентрирует около 60% государственных доходов. Наиболее известные целевые фонды:

  • пенсионный;
  • социального страхования;
  • обязательного медицинского страхования;
  • занятости;
  • фонд национального благосостояния.

Внебюджетные средства бюджетных организаций

Бюджетные организации — некоммерческие учреждения. Они создаются для реализации полномочий государственных (региональных, местных) органов власти. Основная деятельность медицинских, образовательных, культурных учреждений финансируется из средств бюджетов разных уровней.

Денежные ресурсы, полученные из других источников, называют внебюджетными средствами. Их можно классифицировать по нескольким группам:

  1. Доходы от оказания платных услуг. Это заработанные учреждением средства от предпринимательской деятельности, если такая деятельность разрешена законом. Данные доходы облагаются налогом на общих основаниях. После уплаты налогов средства используются для финансирования деятельности бюджетного учреждения.
  2. Незаработанные средства. Сюда относятся целевые, благотворительные взносы юридических и физических лиц, доходы по ценным бумагам, добровольные пожертвования, спонсорство. Незаработанные средства остаются в бюджетном учреждении и используются на различные цели.
  3. Депозиты. Деньги, перечисленные бюджетной организации на время. Средства должны быть переданы по назначению или возвращены отправителю (либо в бюджет) по истечении установленного времени. Например, взыскания судебных приставов, стипендии студентов, заработная плата сотрудников.
Хотя средства являются внебюджетными, порядок их получения и распределения регулируется органом власти, которому подконтрольно учреждение. Платные услуги бюджетная организация может оказывать, если приняты правовые акты (законы), разрешающие ведение предпринимательской деятельности. Кроме того, соответствующие положения включаются в Устав учреждения, а распорядитель бюджетных средств должен издать генеральное разрешение с указанием источников и направлений расходования внебюджетных ресурсов.

В условиях реформирования образования и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Система образования все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу - удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет запросов различных категорий заказчиков становится обязательным условием деятельности образовательных организаций.

Для большинства школ система многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью и иного пути они не предполагают.

В данной модели, помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.

Внебюджетные средства - это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги - образовательной деятельности.

Любая образовательная организация имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы школа, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.

В соответствии с Федеральным Законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:

  • - доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;
  • - добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
  • - доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.

Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:

  • - средств родителей (законных представителей):
  • - спонсорских средств:
  • - сторонних организаций:
  • - частных лиц.

Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Механизм привлечения внебюджетных средств в образовательное учреждение.

Необходимо выбрать вид внебюджетной деятельности и государственного/муниципального образовательного учреждения, т.е. того, что не финансируется из бюджета, что делается сверх государственного/муниципального заказа на комплекс бесплатных образовательных услуг, определяемых каждому конкретному образовательному учреждению Учредителем.

Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

Основная деятельность заключается в:

  • - реализации одной или нескольких образовательных программ, содержании, воспитании обучающихся;
  • - осуществление научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;
  • - обеспечении и обслуживании образовательного процесса.

Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

Образовательные услуги:

  • - обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов):
  • - тестирование школьников;
  • - репетиторство;
  • - обучение на курсах по отдельным дисциплинам;
  • - дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы;
  • - прочие образовательные услуги.

Научно-методическая деятельность:

  • - создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;
  • - выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

Деятельность по обеспечению образовательного процесса:

  • - учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг;
  • - предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;
  • - предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;
  • - проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок:
  • - предоставление ресурсов образовательного учреждения - помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса - в аренду, пользования;
  • - взносы юридических и физических лиц - благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п.

Образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов такой деятельности - учебной, научной и иной.

К таким факторам относятся:

Научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов.

Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной базы в образовательном учреждении обеспечивает развитие разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимализацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

Общая политика по отношению к вне бюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие как: заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности.

Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.

Так же, это определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений: предельный контингент обучающихся и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельности.

Территориальное размещение образовательного учреждения определяет внешние условия его работы. К ним относятся: демографическая ситуация, обширность рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояния экономики региона и её специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений.

Наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания.

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, без данных информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

Библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг.

Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.

Наличие достаточного числа преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.

Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

Имидж образовательного учреждения и сотрудничество с выпускниками. Уровень общественного признания, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований.

В наше время рейтинг образования достаточно высок. После некоторого спада популярности образование вновь становится безусловной ценностью. Результаты социологического исследования показывают: при любом уровне семейного бюджета значительная часть его тратится на обучение детей. Причем не на приобретение учебников или спортивной формы, а именно на пользование образовательными услугами. Образование, спектр умений и навыков, которыми овладевает ребенок, родители начинают рассматривать как базу для успешной карьеры в будущем.

В данное время, ни школа, ни детский сад не смогут работать успешно, даже если у руководителя есть прекрасные идеи, но нет предпринимательских способностей.

Определившись с видом внебюджетной деятельности, необходимо решить: кто конкретно, по какой методике и учебной программе будет создавать образовательные услуги? Необходимо выбрать технологию образования, позволяющую удовлетворить индивидуально сформированный заказ. Получается тот же конечный продукт, что и при бюджетной деятельности, но уже иная форма и размер подачи.

Технический уровень решения тесно взаимосвязан с экономическим - нужно не просто определить процесс создания образовательной продукции, а сделать это при наименьших затратах и высочайшем качестве.

Еще одна проблема на кого рассчитаны оказываемые услуги. Решение этой проблемы определяет успех дела. Главное - не создание образовательной продукции, а продажа ее платежеспособным заказчикам. Необходимо выявить социальный запрос, объем услуг и довести их до конкретного покупателя. Школа, как и любая организация, продает в определенной форме и объеме товарную услугу. Это общая «экономическая политика», хотя и относительно новая для системы образования.

финансовый образовательный казначейство

Внебюджетные средства бюджетных учреждений – это доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета. Выделяют 3 вида внебюджетных средств:

специальные (денежные средства, полученные от выполнения организаций работ или услуг),

депозитные (суммы для временного хранения),

суммы по поручениям (суммы, для выплат по целевому назначению юр. лицам или гражданам).

Как и любая другая некоммерческая организация, бюджетное учреждение может распоряжаться полученными от предпринимательской деятельности средствами в рамках определенных норм, регулируемых НПА: ГК; БК;

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"; Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (для образовательного учреждения); Устав бюджетного учреждения.

Внебюджетные доходы бюджетных учреждений могут формироваться с помощью различных видов деятельности: с помощью использования рыночных принципов функционирования, посредством привлечения средств юр. и физ. лиц, осуществляющих благотворительную деятельность. Также внебюджетными источниками финансирования бюджетных учреждений могут являться: средства, полученные от сдачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду. В основном, доходы от предпринимательской деятельности формируются за счет оказания платных услуг сверх объема, установленного государственным муниципальным заданием.

Бюджетные учреждения имеют право оказывать платные услуги или вести иную предпринимательскую деятельность, приносящую доход. Учреждения здравоохранения и образования относятся к организациям, кому законодательно разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность. Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию . Такая деятельность имеет место быть, только если она способствует достижению целей, ради которых учреждение создано (п. 3 ст. 298 ГК). Например, детские сады берут плату за содержание ребенка, а школы могут организовывать платные кружки и секции, т.к. это помогает им вести основную деятельность – воспитание или образование. Порядок введения платных услуг установлен в ст. 65 Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании ", которая определяет условия установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность, только если это отражено в специальных учредительных документах . Следовательно, бюджетное учреждение должно получить разрешение у вышестоящей организации (учредителя, собственника его имущества), после чего данное разрешение закрепляется в учредительных документах и в уставе учреждения (п. 3 ст. 298 ГК; п. 2 ст. 24Закона N 7-ФЗ). При наделении законодательством права на ведение предпринимательской деятельности, учреждение обязано открыть лицевой счет . Вместе с возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность, законодательство в некоторых случаях может вести прямой запрет на неё. Если предпринимательская деятельность несет вред уставной образовательной деятельности учреждения, то учредитель имеет право запретить оказание платных услуг. Бюджетное учреждение может распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, только согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, где четко прописаны статьи расходов бюджетной организации. Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения является налогооблагаемой деятельностью (НК РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.06.2014)).Расходы по приносящей доход деятельности формируют стоимость оказания платных услуг на основе первичных документов. Вся информация о начисленных расходах должна раскрываться в бухгалтерской отчетности, в зависимости от того, признаются данные расходы финансовым результатом или нет.

Финансовый результат по предпринимательской деятельности – это разница между доходами и расходами, признающимися финансовым результатом. Положительный финансовый результат отражается в бухгалтерской отчетности и подлежит к уплате налога на прибыль. Чаще всего, в бюджетных образовательных учреждениях финансовый результат равен 0, поэтому налог на прибыль не платиться.Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений крайне отличается от коммерческих организаций. Основное отличие заключается в целях создания платных услуг, которые в бюджетном учреждении должны соответствовать общему назначению учреждения (образование, здравоохранение и т.д.). Кроме того, и доходы от предпринимательской деятельности, и расходы бюджетного учреждения должны быть согласованы с вышестоящей организацией.

42. Понятие кредита как звена финансовой системы, его виды. Банковский кредит: понятие, особенности.

При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юр. и физ. лиц, аккумулированные банками, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности. Банковское кредитование создает необходимые условия, при которых имеется возможность восполнить недостаток собственных денежных средств юр. и физ. лиц для различных потребностей, требующих дополнительных, вложений.

Виды кредитов, которые можно классифицировать по различным признакам.

По основным группам заемщиков: кредит хозяйству, населению, государству.

По назначению /направлению/ различают кредит:

потребительский, промышленный, сельскохозяйственный, инвестиционный, бюджетный.

В зависимости от сферы функционирования: ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов, и кредиты участвующие в организации оборонных фондов.

По срокам пользования кредиты бывают:

до востребования, срочные, которые в свою очередь подразделяются на: краткосрочные /до 1 года/, среднесрочные /от 1 до 3 лет/, долгосрочные / свыше 3 лет/.

По размерам : крупные, средние, мелкие.

По обеспечению: необеспеченные /бланковые/ кредиты и обеспеченные, которые делятся на залоговые, гарантированные и застрахованные.

По способу выдачи:

банковские ссуды можно разграничить на ссуды компенсационные и платежные.

По методу погашения : банковские ссуды, погашаемые в рассрочку /частями, долями/, и ссуды, погашаемые единовременно / на одну определенную дату/.

Банковским кредитованием признается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск, лицензированная, направленная на извлечение прибыли предпринимательская деятельность банка, состоящая в размещении привлеченных денежных средств клиентов на условиях возвратности, срочности, платности. Отличительными особенностями банковского кредитования являются:

– осуществление за счет привлеченных денежных средств;

– прямой характер;

– использование специальных норм, представленных нормативными актами ЦБ;

– наличие специального субъекта, участие которого предоставлено лицензией на совершение банковской деятельности. В данном случае банки выступают посредниками в хозяйственном обороте, привлекая временно свободные денежные средства одних лиц и предоставляя их другим на условиях возвратности, срочности, платности;

– предоставление кредита кредитной организацией есть профессиональная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск с целью извлечения прибыли;

– предоставление банковского кредита только в денежной форме;

– консенсуальный характер кредитного договора (обязанность банка предоставить кредит возникает с момента достижения согласия сторон по всем существенным вопросам данного договора);

– правовая форма банковского кредитования – кредитный договор, на основании которого клиенту открывается лицевой счет;

– предоставление банковского кредита как путем разового перечисления денежных средств, так и путем открытия клиенту кредитной линии;

– самостоятельное определение процентной ставки по банковскому кредиту кредитной организацией и клиентом на основе ставки рефинансирования ЦБ;

– осуществление банковского кредитования при наличии определенного обеспечения (залога, поручительства, банковской гарантии).

Основными принципами банковского кредитования являются:

– возвратность – возврат переданных в кредит денежных средств. Сумма кредита может быть возвращена либо путем разового платежа, произведенного по истечении срока кредитного договора, либо путем возврата кредита по частям (если такая возможность предоставлена кредитным договором);

– срочность – кредит предоставляется на определенный в кредитном договоре срок, по истечении которого он подлежит возвращению;

– возмездность – уплата клиентом процентов за пользование предоставленными в кредит денежными средствами;

– допускается в качестве принципа банковского кредитования его целевой характер.

Основными актами бюджетного законодательства, регулирующими бюджетные отношения в 2018 году, являются:

— Бюджетный кодекс (БдК);

— Закон о республиканском бюджете на 2018 год <*> .

Причем данные документы регулируют не только вопросы бюджетного финансирования. Они также вмещают в себя нормы закона, касающиеся внебюджетных средств бюджетных организаций.

Рассмотрим в данном материале, как используются и куда зачисляются внебюджетные средства бюджетных организаций согласно бюджетному законодательству в 2018 году.

Средства бюджетных организаций от приносящей доходы деятельности

Бюджетные организации вправе заниматься деятельностью, приносящей им доход <*> .

В общем случае в 2018 году средства, получаемые бюджетными организациями от этой деятельности, после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей и осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, в т.ч. в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в их распоряжении и используются в соответствии с законодательством <*> .

Как правило, бюджетные организации размещают средства, полученные от внебюджетной деятельности, на расчетных счетах, открытых в банках <*> .

На заметку
Свободные денежные средства, полученные от внебюджетной деятельности, бюджетные организации могут разместить в банковские вклады (депозиты). С 1 января 2018 г. в БдК введена норма о том, что порядок такого размещения устанавливается Правительством по согласованию с Нацбанком <*> .

Средства госорганов от приносящей доходы и иной деятельности

По общему правилу, средства, получаемые госорганами помимо бюджетного финансирования, в т.ч. от сдачи в аренду имущества, зачисляются в соответствующие республиканский и местные бюджеты <*> .

Вместе с тем ряд госорганов освобожден от обязанности зачислять получаемые ими средства в бюджет. Они остаются в распоряжении этих организаций и в общем случае используются ими в порядке, определенном Правительством <*> .

Приведем список этих организаций и перечень средств, остающихся в их распоряжении в 2018 году <*> :

Наименование госорганов Вид средств, получаемых госорганами и остающихся в их распоряжении
Департамент по материальным резервам МЧС Средства:

— от выпуска и заимствования матценностей мобилизационного материального резерва (если иное не установлено Президентом);

— от штрафов и пеней за нарушение законодательства по операциям с этими матценностями (в необходимых объемах)

Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации (Деловой и культурный комплекс, в т.ч. хозяйственно-административное объединение) Средства от осуществления приносящей доходы деятельности
Министерство обороны
Комитет госбезопасности
Следственный комитет
Госпогранкомитет
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (Госпромнадзор)
Все госорганы

На заметку
Безвозмездная (спонсорская) помощь, предоставляемая госорганам в виде денежных средств, перечисляется соответственно в республиканский, местные бюджеты, зачисляется на счета этих органов, учитывается отдельно и используется на создание и укрепление их материально-технической базы <*> .

Средства, получаемые госорганами (организациями) и подлежащие зачислению на ЕКС

Как отмечалось выше, в общем случае бюджетные организации размещают средства, полученные от внебюджетной деятельности, на расчетных счетах, открытых в банках. Вместе с тем некоторые бюджетные организации (в т.ч. госорганы) обязаны зачислять определенные средства, полученные от внебюджетной деятельности, на единый казначейский счет (ЕКС).

Список организаций, зачисляющих денежные средства от внебюджетной деятельности на ЕКС в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, существенно дополнен и в настоящий момент включает в себя следующие госорганы и госорганизации (далее — госорганы (организации)) <*> :

Наименование госорганов (организаций) Вид средств, получаемых госорганами (организациями), подлежащих зачислению на ЕКС
Минобороны Средства от сдачи вторсырья и драгметаллов
Комитет госбезопасности
Следственный комитет
Госпогранкомитет
Органы внутренних дел (входящие в их систему организации)
Внутренние войска МВД
Органы принудительного взыскания Средства в виде принудительного сбора
Госорганы (организации), в хозведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда или госорганы (организации), заключившие договор безвозмездного пользования жилым помещением республиканского жилищного фонда, или уполномоченные ими лица от предоставления жилых помещений коммерческого использования Плата за пользование этими жилыми помещениями
Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Средства от реализации имущества, изъятого, арестованного, а также конфискованного по приговору (постановлению) суда либо обращенного в доход государства иным способом
Инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Госкомитета по стандартизации Все получаемые средства
Госпромнадзор Все получаемые средства (включая плату за услуги, оказываемые при осуществлении административных процедур)
Территориальные органы по ЧС и подразделения по ЧС Средства от осуществления приносящей доходы деятельности и остающиеся в их распоряжении в соответствии со ст. 22 Закона о республиканском бюджете на 2018 год
ГУ «Государственная инспекция по маломерным судам» Средства от осуществления приносящей доходы деятельности и остающиеся в их распоряжении
Государственное природоохранное научно-исследовательское учреждение «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник»
Государственное научное техническое учреждение «Центр по ядерной и радиационной безопасности»
Госорганы (организации) Средства, остающиеся в их распоряжении в соответствии с НПА, принятыми (изданными) в 2018 году

Вышеперечисленные средства не подлежат перечислению в бюджет. Они используются получившими их госорганами (организациями) в соответствии с законодательством <*> .

Средства в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи

В 2018 году средства, полученные бюджетными организациями (включая госорганы) в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи, остаются в их распоряжении и в общем случае используются в порядке, установленном Правительством <*> .

Средства, зачисляемые в бюджет в счет компенсации расходов бюджета

В 2018 году в счет компенсации расходов республиканского бюджета в доходы республиканского бюджета зачисляются средства согласно приложению 10 к Закону о республиканском бюджете на 2018 год <*> .

В счет компенсации расходов местных бюджетов в доходы соответствующих местных бюджетов зачисляются средства по приложению 11 к Закону о республиканском бюджете на 2018 год <*> .