Учебник: Финансы. Внешне-экономический толковый словарь - внешние займы Где размещаются внешние займы рф

– это форма получения ссуды государством от внешних кредиторов.

В зависимости от цели использования внешний займ классифицируется на следующие виды:

  • экспортный займ (для приобретения определенной продукции);
  • финансовый займ (для покупки товаров в стране-кредиторе);
  • валютный займ (с целью урегулирования платежного баланса).

По срокам внешний займ классифицируется на:

  • краткосрочный (примерно выдается до 2-х лет);
  • среднего срока действия (предоставляется государству на 5-7 лет);
  • долгосрочный (выдается стране на 20 лет и более).

Внешний займ предусматривает возврат денег с процентами. В некоторых случаях страна-кредитор не требует выплату процентов. От следующих факторов зависит уровень процентной ставки:

  • темпов инфляции;
  • срока, на который выдается данная ссуда.

Одной из форм внешнего займа выступает эмиссия облигаций, особенно государственными банковскими учреждениями, которые размещаются на мировом рынке капиталов. Кроме термина «облигация» также применяются и другие обозначения такие, как «сертификат», «казначейский » или «заем». Каждое государство использует свою терминологию для своих ценных бумаг. Перед другими акциями и активами государства обладают несколькими преимуществами:

  • характеризуются самым высоким относительным уровнем надежности для вложенных средств;
  • отличаются минимальным риском потери основного капитала и прибыли по нему;
  • имеют по сравнению с иными видами ценных бумаг льготное .

Особенности выдачи внешних займов

Внешний займ развивающимся странам предоставляется по «официальной линии помощи развитию». Они предусматривают специальные льготные условия:

  • срок, на который предоставляется данная ссуда, составляет до 50 лет;
  • низкую процентную ставку – обычно 0,5 – 2 % годовых.

Внешний займ на 1-2 года выдается обычно частными компаниями (фирменная ссуда) и депозитными банковскими учреждениями (), а также иными банками краткосрочного кредитования. Займ на более чем 5 лет предоставляется финансовыми учреждениями, что специализируются на долгосрочном кредитовании (например, страховыми компаниями, банкирскими домами, инвестиционными трестами и фирмами, международными организациями).

В Соединенных Штатах и Японии крупные внешние долгосрочные ссуды предоставляются экспортно-импортными банковскими учреждениями.

Основные международные финансово-кредитные организации, предоставляющие займы государствам, что развиваются, на финансирование определенных проектов (в большинстве случаев в области инфраструктуры и сельского хозяйства):

  • Международный банк реконструкции и развития (выдает валютные ссуды);
  • Международная ассоциация развития.

Существенное значение в международном кредитовании имеют и региональные финансовые учреждения. Например, в ЕС действуют:

  • Европейский валютного сотрудничества (выдает ссуды государствам-членам на урегулирование платежного баланса);
  • Европейский (кредитует мероприятия с целью содействия развитию отсталых регионов, модернизации их отдельных отраслей промышленности);
  • Европейский фонд развития.


Минусы внешнего займа для европейских стран

Предоставление значительных суммы кредитов европейским государствам, что развиваются, в виде помощи развитию, конечно же, сыграло свою роль в решении их важных экономических проблем. Но, как отмечают специалисты, займы в конечном счете привели к образованию гигантской внешней задолженности. Последняя выступает сегодня одним из основных факторов, которые сдерживают экономический рост развивающихся европейских стран.

Внешнее

Определенную роль во внешнем кредитовании играют и сами государства, что развиваются. В условиях стремительного роста стоимости «черного золота» и доходов от него, активное участие во внешнеэкономическом кредитовании наблюдалось со стороны членов ОПЕК, особенно это касается арабских стран.

В экономических группировках развивающихся государств были созданы финансовые организации для взаимного кредитования. Также функционируют для выдачи внешних займов и такие финансовые учреждения, как:

  • Азиатский ;
  • Межамериканский банк развития;
  • Африканский банк развития.

В РФ для предоставления внешних займов создан Российский экспортно-импортный банк.

Страхование и внешний займ

Чрезвычайно важное значение во внешнем кредитовании играет именно его страхование. Страхование экспортных кредитов в основном проводится в большинстве странах государственными организациями. Например, в Великой Британии эта операция проводится Департаментом гарантий экспортного кредита, в Соединенных Штатах и Японии – экспортно-импортными банковскими учреждениями.

Частные и государственные внешние займы являются формами вывоза кредитного капитала, служат источником прибыли стран-кредиторов, хорошо стимулируют их экспорт.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Сегодня можно много слышать в СМИ о том, что Россия выступает довольно часто в качестве кредитора для других стран. Такая практика кредитных отношений вовсе не является редкой – страны довольно часто берут друг у друга денежные средства в долг для покрытия расходной статьи в своем бюджете.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно таким образом появилось понятие государственного займа. При этом важно помнить, что внутренние государственные займы также могут встречаться в современном мире. Рассмотрим их более подробно.

Что это

Государственным займом называется форма привлечения денег на оговоренный срок в госбюджет. Среди остальных видов кредитов особое место занимают ссуды, в которых одной из сторон кредитных взаимоотношений выступает государство.

В большинстве случаев государству отводится статус должника, который при помощи займов привлекает новые инвестиции для полного исполнения собственных функций.

Заимодавцем в такой ситуации могут выступать физлица и юрлица, а также инвесторы из посторонних стран и сами иностранные государства. Довольно редко государство может выступить в качестве поручителя, если другие получатели займов просят об этом, или в статусе кредитора.

Нюансы:

  • Государственный займ можно считать элементом общей финансовой системы. На сегодняшний день очень сложно найти государство, которое не нужны дополнительные инвестиции;
  • Если недостаточно поступлений от налоговых сборов и остальных доходов для обеспечения расходной части госбюджета, то, чтобы покрыть его дефицит, необходимо привлечь деньги на условиях их возвращения.

Данный способ кредитования может использоваться для того чтобы покрыть дефицит бюджета вместе с эмиссией, и это кредитование можно считать одним из главных на сегодняшний день.

После того, как срок кредита заканчивается, государство обязано выплатить средства согласно кредитному договору вместе с процентами. Общий объем задолженностей и процентов, которые не являются выплаченными, формирует общий государственный долг.

Если сравнивать такой займ с банковской или коммерческой ссудой, которая предоставляется для обеспечения потребностей хозяйственного субъекта государственного кредита, то можно найти следующие отличия:

  1. В большинстве случаев он выделяется для того, чтобы покрыть дефицит;
  2. В качестве материального обеспечения может выступить имущество, которое принадлежит стране и занимается формированием ее казны. Соответственно, данный вид кредитования является более надежным для кредитора;
  3. Целевой характер данного займа является менее строгим, нежели у коммерческого продукта;
  4. Источником оплаты задолженности являются прочие кредиты и налоги, а не те средства, которые были получены в результате осуществления хозяйственной деятельности;
  5. Данные типы кредитов могут привести к уменьшению денег, которые находятся в обращении.

Виды

Подобные кредиты имеют несколько видов, соответственно, их классификация имеет зависимость от некоторых особенностей.

По месту эмиссии можно различать:

  1. Внешние кредиты. В данном случае займодавцами являются разные государства;
  2. Муниципальные ссуды. В качестве должника выступают субъекты РФ. Подобные займы могут быть оформлены в разной валюте, и в качестве кредитора может выступать любой субъект;
  3. Внутренние кредиты. Характеризуются исполнением и расчетом исключительно в национальной валюте.

Имеется также и следующие формы осуществления — по сроку исполнения обязательств:

  1. Среднесрочные;
  2. Долгосрочные;
  3. Краткосрочные.

Также, подобные кредиты могут быть:

  1. Безоблигационными;
  2. Беспроигрышными. Здесь могут выиграть все облигации в течении срока исполнения обязательств;
  3. С процентами;
  4. Без процентов;
  5. Гарантийный;
  6. Межправительственный;
  7. «Стриженый» — при подобном типе сумма займа меньше суммы обеспечения по договору.

Ценные бумаги и внутренние государственные займы

Данные документы обычно представляются в следующих форматах:

  1. Для внутреннего использования;
  2. Облигации государственного сберзайма;
  3. Государственные обязательства краткосрочного характера;
  4. Облигации федерального назначения;
  5. Государственные обязательства, предусматривающие долгий срок сотрудничества;
  6. Бескупонные облигации Центробанка;
  7. Для внутреннего госвалютного займа;
  8. Еврооблигации;
  9. Внешние.

Что касается условия выпуска еврооблигаций, их можно увидеть в следующей таблице:

Видео: Комментарии специалиста

Векселя и облигации

Обычно облигациями называются обязательства по погашению задолженности со структурированными условиями и процентами, которые начисляются за использование кредита. Облигации бывают двух типов – целевыми и обезличенными. Целевые облигации предназначены для вложения в определенный проект, а обезличенные необходимы для того, чтобы покрыть бюджетный дефицит.

В любое время держатели облигаций могут осуществить возврат своих средств, посредством перепродажи кредитных обязательств посторонним лицам.

Вексель является по определению казначейским обязательством. Иными словами, это обязательства, которые могут покрыть дефицит муниципального или госбюджета посредством начисления процентов на доход. Обычно векселя имеют годовой срок действия и довольно редко можно увидеть вексель, срок действия которого составляет 5 лет.

Эмиссия

Госкредиты могут классифицироваться по эмиссии на местные и государственные. Для типов кредитов, где должником выступает государство, данный процесс проводится центральным управлением, и все деньги согласно обязательствам должны использоваться в госбюджете. При частых заимствованиях эмиссия проводится местными организациями, соответственно, деньги поступают в бюджет субъекта РФ.

Эмиссия подобных кредитов проводится в следующих формах:

  1. Безналичная;
  2. Наличная.

Согласно правилам выплаты задолженности выпуск может характеризоваться правом выплаты до наступления срока, или же вовсе без него.

По способу эмиссии госзаймы подразделяются на:

  1. По подписке;
  2. Принудительного порядка;
  3. Добровольные.

Рыночные и нерыночные

Рассматриваемый тип кредитования может являться нерыночным или рыночным, и это зависит от свободы обращения. Использование рыночных займов подразумевает то, что ценные бумаги могут быть перепроданы после того, как попадут в обращение. В тех странах, где промышленность является прекрасно развитой, доля их составляет порядка 70% от суммы государственной задолженности.

Нерыночные госзаймы оформляются в фондовые инструменты, непопадающие на рынок ЦБ во второй раз.

Инвестор в такой ситуации сможет продать их тем, у кого купил, то есть, государству. Данный тип ценных бумаг не является ценным на фондовых рынках. Данные типы выпускаются эмитентом для того, чтобы привлечь мелких кредиторов среди российского населения.

Беззалоговые и залоговые

Госкредит может быть оформлен на условиях залогового обеспечения или же без него. В роли подобного обеспечения способен выступать госдоход, либо же некоторая часть имущества. Подобная форма кредитования является стандартным способом кредитования, который был принят в нынешней системе финансирования.

Беззалоговые займы не характеризуются предоставлением залогового имущества, и они могут быть выданы государством, которое обладает высоким авторитетом, который гарантирует своевременные выплаты согласно взятым обязательствам.

Выплаты

В нынешнее время выплаты могут иметь следующие формы:

  1. Дисконтные;
  2. Беспроигрышные;
  3. Процентные;
  4. Выигрышные;
  5. Беспроцентные.

При этом доход согласно кредитам может характеризоваться наличием смешанного характера – иными словами, он может быть процентно-выигрышным, или, к примеру, процентно-дисконтным и пр. Ставка может иметь статус плавающей при подсчете процентов, также может являться фиксированной. Она имеет свойство меняться в зависимости от ситуации на рынке финансирования.

Управление госдолгом

Это комплекс мер, которые предпринимаются государством и ЦБ РФ, который направляется для погашения задолженности.

К данным мероприятиям стоит относить:

  1. Отчисления кредиторам;
  2. Выплаты по займу любого типа;
  3. Изменение условий кредитования на более привлекательные;
  4. Выпуск новых кредитов;
  5. Предоставление гарантий.

В качестве такой меры рефинансирование может рассматриваться только тогда, когда целевых средств не хватает. Для того, чтобы у результата от проводимых мероприятий имелся эффект, решения должны приниматься взвешенно, также они должны структурироваться.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Внутренние и внешние займы. Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

1) размещением долговых ценных бумаг;

2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.

Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28% всех расходов федерального бюджета против 16% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

Заемные средства привлекаются не только частными лицами, предприятиями, но и органами государственной власти. Форма кредитования, при которой государство выступает заемщиком или поручителем, называется государственным займом.

В качестве кредиторов могут выступать физические, юридические лица или другие страны. Сумма долга по таким займам входит в общий государственный долг.

Функции государственных займов

Государственные займы позволяют более эффективно перераспределять средства между отраслями экономики. Такие заимствования сегодня играют важную роль, так как позволяют обеспечить реализацию крупных проектов, а также служат одним из источников наполнения бюджета.

Среди основных функций государственных займов можно выделить:

  • погашение дефицита бюджета, не связанного с инфляционными процессами;
  • мобилизация временно свободных средств для эффективного их использования и удовлетворения потребностей страны;
  • регулирование экономики и денежно-кредитной системы.
Также можно выделить и контрольную функцию государственных кредитов, так как в процессе реализации кредитных программ возникает необходимость в контроле распределения средств и целевого их использования.

Какие бывают государственные займы

Государственные займы классифицируются по разным признакам, среди них можно выделить основные.

В зависимости от заемщика

  • центробанка;
  • правительства;
  • местных органов исполнительной власти.

По рынкам привлечения заемного капитала

  • внешние — привлечены за пределами страны;
  • внутренние — привлечены внутри страны.

По форме предоставления займов

  • эмиссия ценных долговых бумаг;
  • заключение кредитного договора.
Выпуск государственных ценных бумаг — одна из наиболее распространенных форм. В зависимости от того, на какой период выпускаются эти бумаги, они делятся на кратко-, средне- и долгосрочные. По краткосрочным период обращения не превышает года, по среднесрочным — от 1 до 5 лет. Долгосрочные эмиссионные ценные бумаги выпускаются на срок более 5 лет.

Условия привлечения средств государством

У государства имеется большое количество возможностей для привлечения заемных средств. Оно создает максимально комфортные условия для инвесторов и предоставляет твердые гарантии. Поэтому кредитование государства привлекательно для многих кредиторов. И хотя такая форма кредитования не приносит высокий доход, риск потерять свой капитал практически нулевой.

Государство может брать деньги в долг для удовлетворения собственных нужд или привлекать инвесторов для кредитования серьезных проектов. При этом оно может выступать не только заемщиком, но и поручителем.

Если с одной стороны государственные кредиты способны принести немало пользы, с другой — они требуют особенного контроля. Это касается каждого этапа, начиная от привлечения средств и заканчивая погашением задолженности.

При привлечении государственных займов руководствуются двумя принципами:

  • стоимость заемных средств должна быть минимальной;
  • государственные долговые бумаги одни из самых стабильных.
Дополнительно для проведения сделки по выдаче государственного займа должно быть соблюдены следующие условия:
  • кредиторы доверяют государству;
  • наличие достаточной суммы свободных средств у кредиторов;
  • заинтересованность инвестора в кредитовании государства;
  • возможность погасить кредит своевременно и в полном объеме;
  • гарантии для инвестора.
На практике основными условиями являются наличие свободных средств и заинтересованность в проекте. Кредиторы доверяют государству больше, чем другим заемщикам. Кроме того, государство дает весомые гарантии, что позволяет минимизировать риск.

Погашаются государственные займы за счет поступлений в бюджет, сокращения расходов, получения дохода от инвестирования и других видов деятельности. Управление государственным долгом является одной из важнейших задач Центробанка и государственных органов. Оно включает в себя выбор инструментов для погашения долга, поиск дополнительных ресурсов или источников дохода для снижения уровня государственного долга.

Чтобы бесперебойно финансировать нужды в условиях дефицита бюджета, государство должно привлекать ресурсы от субъектов хозяйственной деятельности. В таких случаях используется кредит. Но в данной сделке заемщиком выступает не физическое лицо, а государство.

Суть

Государственный заем – это способ привлечения на фиксированный срок средств в бюджет. Кредиторами в таких сделках выступают юридические и физические лица, инвесторы из других стран. Сложно найти в мире государство, которое не нуждалось бы в дополнительных средствах. Если внутренних поступлений от налогов и иных доходов недостаточно, для покрытия дефицита привлекаются денежные средства из внешних источников на условиях возврата.

Данный способ финансирования так же популярен, как и эмиссия. По окончании срока кредитования заемщик должен вернуть долг с учетом процентов. Сумма всех невозвращенных обязательств формирует долг страны в целом.

Характеристика

Государственный заем может привлекаться на различные цели и сроки. Ему также свойственны такие признаки, как срочность, платность и возвратная основа. Также не стоит путать внешний государственный займ с внутренним. В первом случае кредиторами выступают финансовые организации, предприятия и граждане самого государства, а во втором – из других стран.

Данный вид кредитования имеет свои особенности:

  • он обычно привлекается для покрытия дефицита;
  • обеспечением по сделке выступает все госимущество;
  • целевой характер не такой четкий, как в обычном коммерческом кредите;
  • источником погашения займа являются налоги, а не доход от результатов хозяйственной деятельности;
  • следствием сделки является сокращение обращения денежной массы.

Функции

  • Распределительная – размещение средств по централизованным фондам по принципу приоритетности (деньги выделяются по тем направлениям, где они больше всего нужны).
  • Регулирующая – с помощью таких займов можно воздействовать на денежное обращение, уровни ставок рефинансирования и т. д.
  • Контрольная – средства должны использоваться в тех целях, для которых они привлекались.

Государственный VS банковский кредит

Эти два вида займа отличаются. При оформлении банковского кредита обеспечением являются конкретные ценности: акции, товары, оборудование. Во втором случае залогом выступает государственная собственность. Поэтому в случае объявления дефолта может быть наложен арест на все имущество, находящееся за границей. Под санкции могут попасть здания торговых представительств, счета компаний с государственной собственностью, открытые в банках. Исключению подлежат только имущества консульств. Если предоставленные средства используются эффективно, то это положительно влияет на уровень занятости и производства в стране. Во многих странах используются госгарантии кредитов, полученные от экспортеров, для расширения рынка сбыта продукции.

Виды государственных займов

По месту эмиссии:

  • внешние (в иностранной валюте) кредиты - предоставляют международные фонды, другие страны и их субъекты;
  • внутренние займы - предоставляются в национальной валюте;
  • муниципальные кредиты - могут выдаваться в любой валюте.

По сроку:

  • краткосрочные (до 12 месяцев);
  • среднесрочные (1-5 лет);
  • долгосрочные (20–30 лет).

По обеспеченности:

  • закладные, по которым предоставляется залог в виде определенного имущества;
  • в беззакладных сделках объект залога в договоре четко не описан.

По субъектам-держателям:

  • займы только для населения;
  • кредиты для юридических лиц;
  • займы для организаций и населения.

По методам размещения:

  • добровольные;
  • по подписке;
  • принудительные.

В зависимости от формы предоставления средств, госзаймы делятся на облигационные, процентные, гарантийные, межправительственные и «стриженые».

Облигационные займы

Самый популярный способ покрытия дефицита бюджетных средств – это эмиссия ЦБ. Этот способ также используется для решения проблемы кассовых разрывов, привлечения дополнительных источников финансирования масштабных проектов и погашения иных обязательств.

Займы государственных ценных бумаг предоставляются в виде:

  • облигаций: в 1995 году с их помощью финансировался дефицит госбюджета;
  • краткосрочных обязательств Минфина, направленных на финансирование расходов государства и покрытие бюджетного недостатка средств;
  • бескупонные облигации Центробанка;
  • долговые обязательства внутреннего валютного займа;
  • еврооблигации.

Держатели облигаций могут перепродать долговые обязательства. Номинальная стоимость ЦБ соответствует сумме займа, а по рыночной стоимости указывается возможная цена продажи.

Векселя

Выпуск государственных займов может осуществляться в казначейских обязательствах. Векселя используются для покрытия дефицита муниципального бюджета. Чаще всего они выпускаются на срок от 1 до 5 лет.

Государственные займы РФ классифицируются по выпуску. В зависимости от того, кто проводит эмиссию ЦБ, все привлеченные средства могут поступать в государственный или местный бюджет. При этом условиями выпуска может быть предусмотрен досрочный выкуп.

Обращение

В странах с развитой промышленностью доля ЦБ, которые после выпуска попадают на рынок, составляет примерно 70 % от суммы госдолга. Такие облигации составляют достойную конкуренцию банковским депозитам и применяются для привлечения свободных денежных средств. Инвестор, которые приобрел нерыночные ЦБ, может продать их только государству. Такие облигации не оборачиваются на фондовом рынке и выпускаются исключительно с целью привлечения мелких кредиторов.

Выплаты

Погашения государственных займов могут осуществляться в форме процента, дисконта. Условием контракта может быть предусмотрен смешанный характер выплат. Доход, выплачиваемый по процентной ставке, изменяется в зависимости от ситуации на рынке и существующих предложений по кредитам. Фиксированная ставка сдерживает инвесторов, желающих получить больший доход, и увеличивает расходы на выплату процентов. Суть дисконтной суды заключается в том, что держатели ЦБ сначала приобретают облигации со скидкой, а затем государство выкупает их по полной стоимости.

Договор федерального займа

Этим документом оформляется факт предоставления средств государству. Договор предусматривает добровольное сотрудничество заемщика и кредитора. Если юридическое или физическое лицо хочет стать инвестором, ему необходимо приобрести выпущенные в оборот государственные ЦБ. Облигации дают право держателям взыскать сумму долга с учетом процентов. Так предоставлялся государственный займ СССР. Изменять условия ЦБ, которые находятся в обращении, ни одна из сторон сделки не может.

Обязательными условиями кредитного договора являются:

  • погашение задолженности в согласованный срок;
  • обеспеченность сделки;
  • размер ставки, на которую предоставляется государственный кредит.

Займы, полученные внутри страны, образуют внутренний долг, а от международных организаций – внешний. Эти два показателя играют важную роль.

Макроэкономика

Государственный внутренний заем, который получен от Центральных банков, фиксируется в пассивах в виде роста денежной массы за счет купленных облигаций. Так осуществляется монетизация внутреннего долга. То есть выданный кредит является обеспечением эмитируемых денег.

Проценты, на которые предоставляется государственный внутренний заем, также являются макроэкономическим регулятором. Если будут привлечены очень большие объемы ресурсов под высокий процент, то общая учетная ставка вырастет. Это сразу негативно скажется на предпринимательской деятельности.

Государственный заем должен эффективно использоваться. Например, направляться на строительство железной дороги, покупки производственных мощностей. В ином случае бремя выплаты долга ложится на налогоплательщиков на несколько десятилетий вперед. То есть можно сказать, что увеличение госдолга – это моральная проблема.

Управление госдолгом

Государство и Центробанк используют целый комплекс мер, направленных на погашение обязательств. В частности:

  • погашают государственные займы;
  • государственный долг обеспечивают залогом;
  • осуществляют отчисления займодателям;
  • выпускают новые кредиты и т. п.

Данные методы управления применяются с целью:

  • снижению расходов по обслуживанию кредитов;
  • обеспечения финансирования социально-значимых программ;
  • поддержания стабильной политической системы.

Государственный выигрышный займ

Сегодня практически каждый кредит является целевым. Более того, банки разрабатывают программы под конкретные цели и клиентов. Поэтому и существует деление на потребительский, автокредит и ипотеку.

Государственный заем также является целевым. Учитывая проблемы в большинстве секторов экономики, как можно занять деньги, не указывая конкретное направление их использования? На практике такие кредиты не предоставляются. Поэтому займы и считаются целевыми. Направления использования средств четко прописываются в договоре. Если в документе перечислены финансируемые сферы развития образования, а по факту средства потрачены на приобретение производственных заводов, то кредитор может потребовать досрочного возврат всей суммы долга.

Госзаймы в СССР

Во времена СССР привлеченные правительством средства направлялись на финансирование основных производственных затрат. Происходило перераспределение капитала. Временно свободные средства физических и юридических лиц трансформировались в те, которые пригодны для длительного финансирования. Предприятия инвестировали в платежные обязательства Центрокассы НКФ СССР. Ценная бумага выпускалась 6 месяцев. Но с помощью этого инструмента государство получало доступ к долгосрочному кредиту на несколько миллионов рублей.

Второе преимущества госкредита заключалось в том, что он стимулировал накопление капитала. Темпы роста народного хозяйства страны при заданном уровне национального дохода зависят от объема средств, направляемых на потребление и накапливание. Госзаймы стимулируют к сбережению капитала.

Периоды войн, социальных потрясений и революций уничтожают саму идею накопления средств. Процесс восстановления хозяйства требует капиталовложений. Приходится снова воспитывать навыки к сбережению. Эту проблему можно решить с помощью госзаймов. Из рынка изымаются избыточные денежные знаки, снижается спрос на товары, уменьшаются цены.

В таблице ниже расписан госдолг СССР.

Наименование займа Выпуск Номинальная сумма займа, млн руб.
Государственный 8 % внутренний заем 1924 г. 100
Первый крестьянский выигрышный заем 50
100
Государственный краткосрочный 5 % внутренний кредит 1925 г. 10
Повторный выпуск крестьянского займа 100
Повторный выпуск государственного кредита 300
Второй крестьянский выигрышный заем 100
Второй государственный 8 % внутренний кредит 1926 г. 100
Выиграшный заем 30

Условно 1924-1926 года можно разделить на два периода. Первые два года характеризуются большим количеством краткосрочных займов с принудительным характером реализации. В этот период правительство пыталось покрыть дефолт без денежной эмиссии. Поэтому в 1924-1925 годах было оформлено несколько очень крупных займов. Их целью было ускорить поступление средств в казну. Первые принудительные займы были рассчитаны на денежные накопления населения. Эти кредиты фактически не увеличивали сумму денежных ресурсов, а только передвигали сроки их поступления во времени.

Второй этап кредитования

С февраля 1925 г. начался оздоровительный период. Выпущенные займы размещались на добровольной основе и по требованиям рынка. Доходы от сделок направлялись на хозяйственное строительство.

Попытка разместить первый добровольный выигрышный заем оказалась провальной. В стране не были созданы предпосылки к развитию долгосрочных кредитных операций. Этому мешали высокая учетная ставка, ограниченные свободные средства, недоверие к новому инструменту финансирования с низким уровнем доходности. Поэтому следующий займ был размещен среди рабочих и плательщиков доходного налога в принудительном порядке. Второй кредит уже распределялся между не трудовыми слоями населения. Последующие займы только назывались добровольными. На тех или иных стадиях реализации все равно имело место принуждение. Такие меры имели ряд негативных последствий.

Население стремилось побыстрее избавиться от ЦБ, выбрасывая их на рынок. Налог, уплаченный в обязательном порядке при реализации облигации, полностью исключал ее ценность. Из-за избыточного предложения рыночная цена снизилась до 20 % от номинала. Несмотря на высокую доходность облигации (130 %), желающих прибрести ее не было.

В результате резкого снижения курса гособлигации сначала котировались на фондовой бирже по реальной стоимости, а затем и вовсе переместились на черную биржу и превратились в неликвидные ЦБ. Только после отказа от принудительных методов размещения займа начался процесс оздоровления рынка.

Вывод

Займы государственных ценных бумаг могут потребоваться как экономически слабым государствам, так и странам с развитой экономикой. Независимо от первопричины, перед принятием решения нужно всесторонне изучить вопрос и обосновать получение кредита.