Свет в фотографии. Как создать и использовать жесткий и мягкий свет при студийной съемке

В этой статье мы рассмотрим понятия, часто встречающиеся в описании источников освещения - это мягкий и жесткий свет. В зависимости от задач. которые ставит перед собой фотограф, его выбор может быть различным.

Начнем с жесткого света. Жесткий свет , как правило, образуется от точечного источника и является направленным. Примерами источников жесткого света могут служить: солнце на ясном небе в полдень, прожектор, студийная вспышка с маленьким рефлектором на большом расстоянии от объекта съемки.

Жесткий свет образует резкие и глубокие тени, площадь перехода из света в тень (тональный переход) очень мала, иными словами, граница между светом и тенью резкая. Такое освещение, если оно направлено под углом, очень хорошо передает характер поверхности и текстуру, но в то же время сильно подчеркивает морщины или неровности кожи. Портреты с жестким светом как правило получаются драматичными, яркими.


Но, несмотря на это, многие фотографы избегают работать с жестким светом, так как это требует определенных навыков, умения "видеть свет" и очень точной установки и настройки света. Малейший поворот головы в ту или другую сторону приводит к сильному изменению, а часто и к разрушению красивого светотеневого рисунка. Мастера использования жесткого освещения из отечественных фотографов - это Олег Титяев, Илья Рашап.


Теперь перейдем к мягкому свету. Мягкий свет - это необязательно рассеянный свет, как утверждается иногда. Такое толкование мягкого освещения является неполным. Более правильным будет следующее утверждение: мягкость или жесткость освещения определяется относительным размером источника света в сравнении с объектом съемки, а также расстоянием до объекта съемки.

Исходя из этого, источник мягкого света может давать и более жесткое освещение, если увеличить расстояние между ним и объектом съемки настолько, что расстояние будет намного больше, чем размер источника. Тогда источник станет близок к точечному.

А как получить источник мягкого освещения? Ведь вспышка - это практически точечный источник!

Выход - сделать площадь излучения больше , то есть распределить световой поток по большой поверхности. Заметьте, что направленность света при этом сохранится! Технически это делается с помощью отражения света от большой поверхности (зонт на отражение, съемка с накамерной вспышкой, направленной в потолок), либо с помощью пропускания света через рассеивающий материал большой площади (софтбокс, скрим-панель, фрост-рама). Примерами естественных источников мягкого света являются небо в пасмурную погоду, а также большое окно, в которое не попадают прямые лучи солнца.



Изображение, получаемое с помощью источника мягкого света, имеет более протяженные границы переходов из света в тень, то есть более широкие тональные переходы. Такое освещение скрадывает текстуру поверхности, неровности и дефекты кожи на портретном снимке становятся менее заметны.



Многие думают, что для съемки портрета с мягким освещением нужно обязательно иметь студийное оборудование. Это вовсе не обязательное условие. Хороший портрет с мягким освещением можно снять, используя свет от окна.

В данной статье будут рассмотрены понятия "жесткого" и "мягкого" света, особенности их получения и сферы применения.

Свет - самая важная составляющая в фотографии и главный инструмент фотографа. В большинстве случаев качество фотографий сильно зависит от того, насколько фотограф понимает и умеет создавать необходимое освещение. Свет имеет множество характеристик - яркость, температура, длина волны... В среде фотографов можно часто услышать термины "жесткий" и "мягкий" свет, особенно в портретной съемке, как такое может быть?, ведь потрогать свет у вас не получится. Давайте разбираться!

Понятие "жесткого" и "мягкого" света относительно и один и тот же источник света, в различных условиях съемки, может быть и жестким и мягким. От каких же тогда параметров зависит, каким будем свет? Давайте посмотрим на наглядные примеры, выполненные на трёхмерных моделях.

Основное отличие жёсткого света от мягкого заключается в градиенте перехода между световыми и теневыми участками. Если посмотреть на места, обведённые красными кружками, то вы увидите, что на лице слева освещённая часть резко обрывается и переходит в тень, в то время как на лице справа переход от светового участка в теневой более плавный.

Теперь перейдем от трехмерной модели к настоящей:

На фотографии с жестким светом тень получилась ярко выраженная, с резкими границами, тогда как на фотографии с мягким светом тень более размытая и переход от светлого участка к темному (тени) намного мягче и почти не заметен. Как вы заметили, фотография с мягким светом смотрится более привлекательно, поэтому считается, что портреты с использованием мягкого света как основного источника выглядят лучше (если вы фотографируете девушку, снимайте лучше с мягким светом).

А теперь давайте рассмотрим жесткий и мягкий свет на примере мяча для бейсбола.

Надеюсь, вы без проблем определили в каком случае фотография была сделана с жестким, а в каком с мягким светом (сверху - жесткий, снизу - мягкий свет).

Факторы, влияющие на тип света

Размер источника освещения относительно размеров снимаемого объекта;

Расстояние от источника света до объекта съёмки.

Если сфотографировать лицо человека в свете лампочки накаливания, свет получится жёстким, так как лампочка меньше лица человека. Солнце в ясный день так же является жёстким источником света (и большой проблемой для фотографа) даже не смотря на свои огромные размеры, поскольку оно находится очень далеко относительно снимаемого объекта.

Если же небо будет затянуто облаками, то свет будет мягким, так как солнечный свет, проходя через облака, будет рассеиваться. За размер источника света в данном случае будем брать уже не солнце, как таковое, а облака, которые рассеивают направленный солнечный свет. Облака имеют размер намного меньше, чем поверхность солнца, но находятся гораздо ближе к снимаемому объекту (поэтому, когда на улице облачно фотографы радуются).

Жёсткий свет может использоваться для фактурных «мужских портретов», а так же в случаях, когда нужно подчеркнуть текстуру и рельефность объекта съемки.

Благодаря использованию жесткого света стала заметна текстура кожи, а глубокие тени сделали фотографии более контрастными и драматичными. Теперь давайте посмотрим, что будет, если с жестким светом сфотографировать девушку.

Эту фотографию я сделал, когда только начинал заниматься фотоделом, использовав один источник света - вспышку, которая хорошо передала фактурность каменной стены, но тени на лице девушки смотрятся не очень красиво (если вы начинающий фотограф - старайтесь избегать делать портреты девушек с жестким светом, они вам этого не простят =)

На следующих фотографиях жесткий свет помог подчеркнуть фактурность ювелирных изделий и косметики, а также показать текстуру кожи дамской сумочки.

Но что делать, если использование жесткого света не желательно, как его смягчить?

Способы смягчения света

- рассеивание света . Для этого подойдет любой просвечивающий предмет, поместите его между объектом съемки и источником света. Фотографы используют зонты на просвет и отражения, софтбоксы, октабоксы, рассеиватели (продаются вместе с отражателями), но также это может быть простыня, занавеска, все, что способно рассеивать свет;

- отражение света . Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок.

Необходимо учитывать, что при смягчение света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком более незаметной.

Ну и напоследок примеры наших фотографий с мягким светом:

Освещение играет ключевую роль в фотографии. Оно может оживить фотографию, создать необходимые эффекты, такие как тени и силуэты, а может наоборот плохо сказаться на изображении, вызывая ненужный блеск и отражения.

Эта статья представляет собой краткий обзор одного из важнейших аспектов фотографии — освещения. Обзор состоит из трёх частей. В первой части рассматривается жёсткий и мягкий свет, во второй естественное и искусственное освещения, а третья часть посвящена интенсивности света и глубине резкости.

Часть 1: Жёсткий и мягкий свет

В первом разделе мы рассмотрим один из самых фундаментальных вопросов: разницу между съёмкой в жёстком и мягком свете.

Жёсткий свет отбрасывает чёткие, тёмные тени, как правило он получается из одного источника света, обычно достаточно маленького и далеко расположенного. Мягкий свет, напротив, отбрасывает нерезкие тени или вообще не создаёт тень. Его можно получить из нескольких источников света, рассеивая свет с помощью какого-то барьера (светорассеивателя или даже листа бумаги) или отражая его от различных поверхностей таким образом, чтобы предмет съёмки освещался с разных углов. В условиях естественного освещения жёсткий свет получится, если снимать в солнечный, безоблачный день, когда солнце уже высоко в небе. Начинающим фотографам лучше избегать таких условий. В других же погодных условиях можно получить мягкий свет — это касается облачных дней, туманности или загрязненной атмосферы, ведь при этом солнечные лучи рассеиваются или отражаются от микрочастиц, присутствующих в воздухе.

Как правило размер источника света обратно пропорционален его жесткости, то есть меньший источник света даёт более жёсткий свет. Мягкий свет можно получить с помощью следующих приспособлений:

Светоотражатели

Отражая свет, светоотражатель сам превращается во вторичный источник света. В качестве светоотражателей можно использовать множество предметов, как при съёмке в студии, так и на улице. Это могут быть и профессиональные светоотражатели и просто листы бумаги.

Светорассеиватели

В естественной среде прекрасным примером светорассеивателей являются облака. В искусственной среде подойдёт любой полупрозрачный материал. Абажур для лампы — превосходный пример рассеивания света. При съёмке можно использовать даже тонкую белую ткань.

Оба типа света имеют свои преимущества и недостатки Жёсткий свет подходит для создания изображений с резкими контрастами и яркими участками, он хорошо подчеркивает форму и текстуру. Его можно использовать для усиления 3-D эффекта фотографии и вообще для драматичности. Тем не менее, с жёстким светом довольно трудно работать и он не подходит для большинства ситуаций, особенно для портретной фотографии.

Мягкий свет, напротив, создает более ровное освещение, лучше передающее цвета и форму предметов. Выбор света зависит от типа фотографии, предмета съёмки и желаемого эффекта, но как правило предпочтение отдаётся мягкому свету. И безусловно, это самый безопасный выбор для начинающих фотографов.

Часть 2: Естественное и искусственное освещение

Под естественным освещением понимается солнечный свет, а вот искусственное освещение относится к разнообразнейшим источникам света: флуоресцентным лампам, электрическим лампам, вспышкам и т. д. Ниже мы рассмотрим различия этих видов источника света.

Естественное освещение

Этот тип освещения труднее контролировать. Он сильно зависит от множества условий, таких как время дня, пора года, погода, географическое местоположение. Зато, практически не требует дополнительного оборудования, разве что вы захотите использовать светоотражатели. Выбор между естественным и искусственным освещением очевидно более характерен для портретной фотографии и натюрмортов, чем для пейзажной фотосъёмки или съёмки дикой природы, где фотограф обычно просто не имеет выбора. Факторами, влияющими на естественное освещение, являются:

Погода

Например, облачный день подарит вам мягкий свет, как мы уже упоминали ранее, и для фотографа такая погода предпочтительнее. Напротив, солнечные дни обеспечат вам яркий свет и очень резкие тени. Однако, облачный покров практически никогда не бывает однородным, а это приводит к различной интенсивности света, падающего на предмет съёмки. Такие явления природы как гроза и туман также изменяют интенсивность и цвет света. В зависимости от этих факторов вы можете получить как совершенно непригодные снимки, так и потрясающе красивые, с необычными эффектами. Смягчая отдаленные участки изображения водяной пар воздуха создает лучшую глубину резкости в пейзажной фотографии и часто улучшает перспективу.

Время дня

Обычно мягкий свет можно получить утром и вечером. Такой свет, как правило, более тёплый и фотографии получаются с меньшим контрастом, по сравнению со снимками, сделанными в полдень. Из-за этого восход и закат часто считается идеальным временем для фотографии, особенно для пейзажной и портретной. Про это время суток иногда говорят как про Золотое Время. К тому же, в это время суток условия освещения меняются очень быстро, это касается и интенсивности света и его оттенка. Благодаря этому даже фотографии, сделанные с разницей в несколько минут, получаются более разнообразные. Тени также меняют свою форму и резкость по мере восхождения или заката солнца.Местность

Как правило, чем дальше от экватора, тем больше времени требуется солнцу для восхода и заката. Поэтому условия мягкого света утром и вечером в такой местности длятся дольше, чем в экваториальных широтах.Загрязнение атмосферы

Подобно туману и облакам, загрязнение атмосферы служит рассеивателем солнечного света, поскольку солнечные лучи отражаются от микрочастиц.

Искусственное освещение

Проблемы, возникающие при съёмке в естественном освещении, довольно схожи с особенностями искусственного освещения. В любом случае нужно чётко представлять как различные источники света воздействуют на предмет и что нужно делать для достижения желаемого эффекта. При студийной съёмке для создания жёсткого и мягкого света используются разнообразнейшие источники света, но в этом случае фотограф может напрямую контролировать такие параметры, как жесткость, расстояние, интенсивность, угол. Более того, искусственный свет из различных источников даст разный цветовой оттенок Например, галогенные лампы дают холодный оттенок, свет получается голубоватым, а лампы накаливания испускают тёплый свет с красноватым оттенком.

Практика без теории - это чаще всего потеря времени зря. Теоретические знания о том, что такое мягкий свет и жесткий свет помогут вам достичь ощутимых весомых результатов, как в студийной съемке, так и в съемке вне павильона. Ведь всем известно, что освещение - это ключевой момент в фотографии.

Еще из школьной программы все мы знаем, что свет может быть рассеянным и направленным. В природе легко наблюдать оба эти вида освещений. Например, в летний солнечный и яркий день на землю падает прямой солнечный свет. Если небо заволокли облака, то этот свет будет рассеянным. А если облаков нет - то свет солнца можно назвать направленным. При направленном свете тень от объектов или от человека получается четкой, как бы нарисованной, а при облачной погоде, при рассеянном свете, тени станет почти не видно. Хотя на улице будет точно так же светло.

В квартире или другом помещении источники света чаще всего излучают прямые лучи. Но, отражаясь, от пола, потолка, стен и других крупных поверхностей, эти лучи рассеиваются. Почему это происходит? Дело в том, что все эти поверхности имеют шероховатости, они неровны. В итоге прямые лучи, попадающие на них, отражаются под разными углами. Именно поэтому освещенность получается более мягкой, полной,. На объекте «рисуются» нежные тени, пропадают грубые переходы от теней к светлым деталям. А вот от зеркальной поверхности свет отражается таким же направленным пучком.

Как мы уже сказали, свет от студийного источника света, мощного софита или моноблока, падает на объект съемки направленным световым потоком, в итоге на объекте образуется четкая граница между тенью и светлыми участками. Для того, чтобы уйти от таких резких границ, можно применить одну старинную аксиому. Она гласит: чем больше по отношению к освещаемой поверхности источник света, тем менее ярко выглядит контур тени. Проще говоря, если перед объектом съемки поставит просто настольную лампу без абажура, то на ровной стене будет видна четкая тень нашего объекта. Если за лампой поставить отражатель - то источник света как бы увеличится в площади. Он также и увеличит освещенность. Поэтому тень от объекта будет заметно мягче. А если между лампой и объектом поставить рассеиватель, например, обруч с натянутой на него марлей или другой тонкой белой тканью или бумагой (кстати, это довольно опасно, так как от сильного нагрева от лампы бумага может вспыхнуть) - то тень на фоне практически исчезнет.

Еще один вариант. Объект находится у окна. Понятно, что источник света - окно - весьма велик. Свет, «излучаемый» им, рассеянный и мягкий (этот эффект усилит тюль на окне). В итоге тень от объекта получается размытой, мягкой, нерезкой. Но если мы отодвинем объект от окна и придвинем его к фону, то тень станет намного плотнее и контур ее резче и четче. Вот поэтому для того чтобы сгладить неровности кожи портретируемого, смягчить и сделать выразительными переходы от свет к тени на его лице, и прибегают к рассеянному свету. Как его получить, как сделать его разным - мы и рассказали сегодня.

Теперь вам наверняка стало понятно то, что рассеянный свет почти полностью избавляет от резких и грубых теней, а направленный световой поток акцентирует внимание на различных по тональности участках объекта. В этом случае снимок получается более фактурным, а если это портрет - черты лица портретируемого становятся намного выразительнее. Вот поэтому мы и порекомендуем портреты мужчин снимать с более жестким светом, а женщин - как раз, наоборот с мягким, рассеянным. Иногда в клубах можно видеть с большими софтбоксами. Софтбоксы и позволяют сделать снимок более мягким, смягчают ненужные внешние дефекты лица, делают более гладкой кожу и даже при правильном применении позволяют скрыть морщины.

В новой серии рубрики "Снимай как профессионал" мы детально рассмотрели такую сторону фотографического искусства, как освещение и рассказали, как получить более сбалансированные и красивые снимки. Вы узнаете о характере и структуре света и о том, как качество освещения влияет на качество фотографий.

В фотографии свет является чем-то большим, чем просто физическим явлением - это ключ ко всему: к внешнему виду, настроению, атмосфере. От направления потока света будет зависеть восприятие предметов в кадре, их форма и текстура. А цвет и жесткость света способны полностью изменить фотографию.

Свет - одна из самых важных составляющих фотографии, в этом уроке мы разберемся, как простые приемы и техники могут гарантированно улучшить качество ваших фотографий.

Также вы узнаете, как изменять характер и контрастность освещения с использованием рассеивателей и рефлекторов. Вы поймете, что нет ничего сложного в освоении техник освещения.

Понимание характера света

Существует три основных характеристики света, от которых зависит вид фотографии: направление света, его цвет и то, насколько он жесткий или мягкий.

Распознать жесткий свет проще по теням, чем по светлым областям. Резкий, прямой свет дает хорошо очерченные и глубокие тени, в то время как границы теней от более рассеянного света кажутся мягкими и не такими четкими.

Положение теневых участков говорит о том, где находится источник света. Тени, как нам известно, лежат по противоположную сторону от предмета относительно потока света.

Положение источников света

Немаловажную роль играет размер источника света, от него зависит насколько свет мягкий или наоборот жесткий. Маленький источник создает жесткий и направленный свет, в то время как от большого источника свет исходит мягкий.

Но жесткость света зависит не только от размера источника, но еще и от расстояния от него до объекта съемки. Прекрасным примером служит Солнце. Само по себе Солнце имеет огромный размер, но оно находится настолько далеко от нас, что относительно объекта съемки превращается в крошечный источник света.

Направление светового потока и тени, им создаваемые, будут влиять на текстуру и форму объекта съемки. Свет, направленный со стороны камеры или из-за нее, создаст плоское освещение и образует тени непосредственно за объектом съемки. Такой тип освещения подойдет, если вы преследуете цель захватить на фотографии мелкие детали, но тогда вы не сможете в полной мере отобразить текстуру и форму предмета.

Куда более интересные результаты вы получите, расположив источник света по одну сторону от объекта съемки. Такое освещение называется боковым. С его помощью образуются тени на противоположной к источнику света стороне объекта, тени прорисовывают контур и делают более явной текстуру.

Фотографируя в полдень на открытом воздухе, вы столкнетесь с освещением, направленным сверху вниз (так как Солнце в это время достигает своего наивысшей точки). При таком направлении света зачастую получаются не самые лучшие результаты, особенно это касается портретной фотографии: глаза модели окажутся в тени, также тени лягут под носом и подбородком.

Как влияет баланс белого на освещение

Наряду с направлением света и его жесткостью на вид фотографий и их настроение влияет окраска света, исходящего от источника. Это изменение света известно, как цветовая температура. Ваша камера обладает настройками баланса белого для её коррекции.

Цветовая температура света измеряется по шкале Кельвина. Чем ниже цветовая температура, тем больше красного будет в окраске света, а при более высокой температуре преобладает синий цвет.

Настройки баланса белого необходимы, чтобы прийти к наиболее натуральным цветам. Однако, заведомо выставляя неправильный баланс, вы можете сделать фотографию теплее или холоднее.

Как взять свет под контроль

Имея в арсенале основную технику, вы можете начать экспериментировать с различными установками света. Устанавливайте источник света в различных позициях относительно объекта съемки и следите за тем, как та или иная позиция отражается на образе и восприятии объекта. Чтобы избежать смазывания вследствие тряски, фотографируйте на коротких выдержках, для этого вам придется установить большое значение ISO около 800-1600.

Передний свет

Установив источник света непосредственно за камерой, и направив его на объект съемки, вы получите плоский свет. Точно такой же эффект вы получите при съемке в условиях солнечного света, встав спиной к солнцу, или же используя встроенную вспышку.

Боковой свет

Сместив источник света относительно объекта в сторону, вы получите куда более интересные результаты, так как такой свет сделает более явными очертания и текстуру.

Задний свет

Установка источника за предметом съемки даст совершенно иной результат. Такой свет подсветит объект со всех сторон, тем самым создав контур. Такой тип освещения помогает создать атмосферные снимки.

Несколько простых способов улучшить освещение для ваших фотографий

В этом разделе мы рассмотрим несколько простых и доступных способов, которые помогут вам улучшить свет на ваших фотографиях.

Конечно, контролировать свет при съемке пейзажей невозможно, но если мы снимаем портреты, предметы или крупные планы на фоне пейзажа, то почему бы и не внести свою лепту в формирование света.

Существует множество различных способов, при помощи которых вы можете контролировать освещение, а особенно в условиях направленного, жесткого света.

Как мы объясняли ранее, чтобы получить мягкий, рассеянный свет, необходимо использовать источник света с поверхностью в разы больше поверхности предмета съемки. Если переместить источник света ближе к снимаемому объекту, то свет будет мягче, но зачастую осуществить подобное перемещение сложно или вовсе невозможно.

Без использования рассеивателя

Если вы фотографируете небольшой объект при солнечном свете, то воспользуйтесь рассеивателем; его необходимо установить на пути светового потока. Он рассеит свет, сделав тени более мягкими.

Не обязательно пользоваться дорогостоящим оборудованием, этого эффекта можно достичь, воспользовавшись подручными средствами: например, двумя склеенными листами бумаги или же куском белой ткани.

С использованием рассеивателя

Используйте рефлектор, чтобы заполнить тени.

Без использования рефлектора

Также смягчить контраст в условиях яркого солнечного света поможет использование рефлектора или отражателя. Свет, попадая на поверхность рефлектора, отражается и подсвечивает теневые участки.

В отличие от рассеивателя, рефлектор не смягчает свет, а лишь сглаживает контраст между светлыми и теневыми зонами.

Расположите диск отражателя против источника света и затем подберите правильный угол, чтобы наиболее выгодно подсветить объект.

С использованием рефлектора

Сегодня можно найти множество бюджетных рефлекторов самых разных размеров, также различаются они цветом покрытия и материалом. Например, белые матовые отражатели дают мягкий свет, а глянцевые поверхности, обладающие большей отражающей способностью, соответственно производят более резкий свет. Золотой рефлектор сделает тени более теплыми.

Используйте вспышку

Альтернативным методом подсветки теневых зон в условиях направленного солнечного света является использование вспышки.

Для объектов, находящихся вблизи камеры, для этой цели прекрасно подойдет и встроенная вспышка. Но если объект находится на расстоянии больше двух метров, то в таком случае необходимо использовать более мощный осветительный прибор.

Простой способ избавиться от глубоких теней

Включите TTL режим управления фотовспышкой

Встроенная функция TTL поможет вам в создании заполняющего света. Если вы пользуетесь внешней вспышкой, то убедитесь, что она работает в режиме TTL.

Проверьте экспозицию

Сделайте пробный снимок, чтобы убедиться в том, что мощности вспышки хватает для того, чтобы осветить предмет съемки. Если объект по-прежнему плохо освещен, подойдите ближе.

Уменьшите мощность вспышки

Если объект съемки получается слишком ярким относительно фона, тогда вы можете воспользоваться функцией компенсации мощности вспышки для более естественного результата. Установите отрицательное значение, например, -1.

Как максимально использовать естественное освещение

В этом подразделе мы поговорим о естественном освещении и о том, как максимально его использовать.

Во время съемки пейзажей или зданий не представляется возможным как-либо контролировать свет, здесь все целиком и полностью зависит от матушки-природы.

Так или иначе, вы можете выбирать направление света, меняя ракурс съемки. Также в зависимости от времени суток и погодных условий вы можете получить совершенно разные результаты.

Классикой жанра для съемки сценических образов является так называемый золотой час. Так называют небольшой отрезок времени сразу после рассвета и перед закатом. В этот час Солнце находится низко, и свет получается боковым.

Обратите внимание, что чем ниже садится Солнце, тем ниже становится цветовая температура и тем теплее получаются фотографии.

Фотографируем против света

Одним из наиболее ярких и впечатляющих эффектов, которые можно создать, играя со светом, является контровая подсветка. Фотографии при таком освещении приобретают особенный вид.

Располагая источник света позади объекта съемки, вы можете пойти двумя путями: установить экспозицию, беря за основу задний план фотографии, в таком случае на снимке вы получите недоэкспонированный объект съемки в виде силуэта. Второй вариант - проэкспонировать снимаемый объект, тогда вы получите засвеченный фон, который создаст эффект фотографии в высоком ключе.

Снимая при контровом свете, старайтесь не смотреть через видоискатель непосредственно на Солнце. Для компоновки кадра пользуйтесь режимом Live View.

Конечно, каждому из вас удавалось увидеть собственными глазами живописный закат, но часто ли при этом с вами оказывался фотоаппарат? Если вы можете ответить “часто”, считайте, что вы везунчик.

Залогом успешной фотографии в условиях естественного освещения является предварительное планирование, ознакомление с прогнозом погоды и знание особенностей света, которые зависят от положения Солнца на небе.

Предсказываем поведение естественного света

Конечно, старомодные способы никто не отменял, вы, при желании, можете пользоваться солнечным компасом и картами. Но существует множество специальных приложений для гаджетов, которые справляются с этой задачей и экономят ваше время, например, Photographer’s Ephemeris или Sunseeker.

Подобные приложения позволят вам отслеживать положение Солнца в любое время и в любом месте. Но не забывайте и об изменчивых погодных условиях, заранее узнавайте, будет ли в день съемки облачно или солнечно.

Сравниваем левую и правую фотографии: Выбирайте сами, при каком свете фотографировать. На первом снимке свет контровой, на втором источник света расположен за фотографом.

Верхний снимок был сделан сразу после рассвета, свет здесь боковой, а цвета теплые. Нижняя фотография была сделана 30 минутами позднее. Обратите внимание, как изменилась цветовая температура: снимок значительно холоднее предыдущего.

Фотографируем при контровом направленном свете

Для снимков, сделанных в условиях контрового света, жизненно важна правильная экспозиция.

Избегайте бликов

Избавиться от бликов поможет бленда, накручиваемая на объектив фотоаппарата. Если и бленда не помогает, то защитить объектив от потоков света можно, прикрыв его рукой или куском бумаги.

Экспозиция для съемки силуэтов

Чтобы акцентировать внимание на заднем плане, а основной предмет в кадре изобразить в виде силуэта, воспользуйтесь функцией компенсации экспозиции. Как правило, даже значения -1 бывает вполне достаточно для создания эффекта силуэта.

Экспонируем объект съемки

Если вы хотите более детально отобразить предмет, находящийся на переднем плане фотографии, то вам придется увеличить экспозицию. Для этого опять же можно воспользоваться компенсацией экспозиции, но на этот раз приведите ее к значению +1. Если фотография получается слишком темной, то увеличьте значение до +2.

Фотография в условиях слабого освещения

В этом подразделе мы рассмотрим самые полезные настройки для фотографии в условиях слабого освещения.

Снимать при плохом уровне освещенности сложно, приходится сталкиваться со многими трудностями. Возьмем к примеру съемку в плохо освещенном здании или во время сумерек или ночью.

Получить правильную экспозицию, фотографируя в автоматическом режиме, трудно, да и, пожалуй, невозможно. Используйте ручной режим.

При таких условиях также возникают проблемы с фокусировкой и балансом белого, однако, результат оправдает все ваши усилия сполна.

Экспозиция при слабом освещении

При съемке в условиях недостаточной освещенности вы непременно столкнетесь с проблемами с экспозицией, а особенно если вы используете один из режимов с автоматическим замером экспозиции.

Переключившись в ручной режим, вы получите более предсказуемые результаты.

Если объект съемки по большей части содержит темные тона, то вероятнее всего в автоматическом режиме фотоаппарат переэкспонирует кадр. Особенно это будет заметно в теневых областях, которые будут отображены слишком детально.

Чтобы верно оценить экспозицию, сделайте пробный снимок и проверьте гистограмму. Если в левой части графика присутствует промежуток, то значит снимок переэкспонирован, а значит, вам необходимо либо уменьшить значение ISO, либо сделать короче выдержку или же прикрыть диафрагму.

Когда дело доходит до съемки в условиях плохой освещенности, у вас есть несколько вариантов развития событий. Это зависит от того, в каких целях вам необходимо использовать короткую выдержку: если вы хотите запечатлеть какой-либо быстрый процесс, то без короткой выдержки не обойтись, но если у вас есть возможность воспользоваться штативом, чтобы избежать тряски камеры, и сюжет фотографии позволяет воспользоваться длинной выдержкой, то почему бы и нет?

В зависимости от выдержки изменяйте и значение ISO. В условиях низкой освещенности и при коротких выдержках устанавливайте значение ISO не меньше 800. С длинными выдержками можно уменьшить ISO до 200, это обеспечит лучшее качество фотографии.

Фотографируем в сумерках и в абсолютной темноте

Сумерки

Мягкий и холодный свет, характерный для небольшого промежутка времени перед рассветом и сразу после заката создает великолепные условия для съемки.

Фотографировать стоит пока на небе еще остаются различимые цвета и детали, это значит, что вам не придется выставлять очень длинные выдержки.

Большая часть света в это время будет отражаться от неба, поэтому тона будут преобладать холодные, а сам свет будет мягким и рассеянным. Уровень освещенности во время сумерек низкий, это время прекрасно подходит для освоения техник с использованием длинных выдержек. Не забывайте о штативе и методах дистанционного спуска затвора.

Ночные пейзажи

Для освещения в темное время суток существует множество интересных и красивых методов, начиная от света, исходящего от фонарных столбов или оживленных дорог и заканчивая Лунным светом.

Смесь ярких огней ночного города и глубоких теней - что может быть лучше?

Подавляйте шум

Не забывайте во время съемки на длинных выдержках в темное время суток включать функцию подавления шума на вашей фотокамере. Как правило, эта функция работает при выдержках длиннее 5 секунд.

Как фотографировать с рук в условиях плохой освещенности

На фотографии ниже мы показали настройки для съемки с рук в условиях низкого уровня освещенности

Устанавливаем ISO

Установите большое значение ISO, не меньше 800, затем сделайте тестовый снимок с выдержкой, необходимой для корректной экспозиции. Если выдержка по-прежнему слишком долгая и фотографии получаются смазанными, то увеличьте ISO до 1600 или даже 3200 и уменьшите длину выдержки.

Сохраняйте фотокамеру неподвижной

Если ваша камера или объектив имеют функцию стабилизации изображения, то непременно ею воспользуйтесь, чтобы избежать смазываний из-за тряски фотоаппарата. Но не рассчитывайте, что размытия из-за движения предметов в кадре также будут уменьшены.

Фокусировка

Если вы прибегаете к автофокусу, то убедитесь, что вы выбрали центральную точку фокусировки. На большинстве фотокамер она дает наиболее точные результаты при условии плохого освещения.

Как справиться с трудными условиями освещения при помощи вспышки

В последнем разделе этого урока мы разберем некоторые техники, которые помогут вам контролировать освещение при помощи вспышки.

Фотография сделана с использованием встроенной вспышки

В отличие от других источников света, работая с которыми вы сразу можете видеть эффект от специального оборудования, например, рассеивателей и рефлекторов, со вспышкой дело обстоит сложнее. Вы не увидите результата, пока не сделаете снимок.

Не стоит бояться вспышки, особенно, если вы знаете, как на фотографию влияет направление естественного света.

Свет от любой вспышки будет несколько жестче, чем свет, исходящий, например,от лампы для чтения. По этой причине необходимо сделать хотя бы несколько тестовых снимков с вашим оборудованием. Но, тем не менее, основные законы направления света и его качественных изменений остаются такими же, вне зависимости от используемых источников света.

Фотография сделана с использованием внешней вспышки

Результаты, которые вы получите, если наведете вспышку прямо на предмет съемки, гарантированно оттолкнут вас от такого метода освещения. В этом случае вспышка выступает в качестве крошечного, точечного источника света, который образует резкий, жесткий и высококонтрастный свет.

Такой свет следует смягчить и сделать поверхность источника больше по сравнению со снимаемым объектом.

Сделайте свет от вспышки мягче

Существует ряд специальных аксессуаров, которые помогут вам сделать свет от вспышки мягче. Для начала выделим софтбоксы и зонты, которые смягчают свет и делают площадь источника света значительно больше.

Далее стоит обратить внимание на специальные рассеиватели, крепящиеся непосредственно на встроенную вспышку. Такой рассеиватель распространяет свет по помещению, свет отражается о поверхности комнаты и освещает объект.

Помните, что именно от размера источника света относительно предмета съемки зависит то, какими качествами будет обладать свет: будет ли он жестким или мягким для конкретного предмета.

Даже используя софтбокс или зонт, помните об этом: чем дальше источник от предмета, тем жестче свет, чем ближе, тем свет мягче.

Внешняя вспышка

Для большего контроля над освещением, конечно, лучше использовать внешнюю вспышку, а не встроенную.

Как пользоваться беспроводным триггером

Установите вспышку

Большинство ресиверов имеет специальное крепление для штатива, поэтому для удобства его можно прикрепить к обычному штативу. Если вам необходим мягкий свет, то следует также установить рассеиватель для вспышки или софтбокс.

Определите мощность вспышки

Переведите вспышку в ручной режим работы, а затем воспользуйтесь функцией контроля мощности вспышки, установив мощность, соответствующую расстоянию от объекта съемки до вспышки.

Проверьте экспозицию

Затем сделайте несколько пробных снимков, чтобы отрегулировать экспозицию. Если снимок получается засвеченным, то уменьшите отверстие диафрагмы и наоборот, увеличьте, если фотографии слишком темные.