Специальное образование в африке. Образование в странах африки Как учиться в африке дети ты знаешь

Специальное образование в Африке Начало шк. образования связано с освоением территории европ. колонистами (сер. 17 в.). Обучение детей переселенцев строилось по образцу приходской школы. С кон. 18 в. создавалась сеть миссионерских церк. школ для африканцев. Воен. методы захвата земель коренных народов, соперничество между европ. державами за владение колониями, приводившие к вооружённым конфликтам, долгое время сдерживали становление регулярной школы. В 1-й пол. 19 в. на большей части территории Юж. Африки создана система брит, колониальных школ (отдельных для детей разных рас) с обучением на англ. яз. (с 1828 официальный С 1943 пр-во взяло под контроль обучение и афр. детей. Значит. часть миссионерских школ переподчинена провинц. властям, но различия в программах образования для отд. групп населения сохранялись. Дошкольные учреждения (гл. обр. «школы для малышей»; давали предшкольную подготовку) были доступны только для белых. С 1950 действовал закон о «расселении по группам», установивший этнич. зоны для «небелого» населения

  • С 1943 пр-во взяло под контроль обучение и афр. детей. Значит. часть миссионерских школ переподчинена провинц. властям, но различия в программах образования для отд. групп населения сохранялись. Дошкольные учреждения (гл. обр. «школы для малышей»; давали предшкольную подготовку) были доступны только для белых. С 1950 действовал закон о «расселении по группам», установивший этнич. зоны для «небелого» населения
  • С приходом к власти пр-ва президента Ф. де Клерка (1989) взят курс на отказ от апартеида. В 1990-91 отменены все дис-криминац. законы. Началась демократизация образования. С янв. 1991 все гос. школы открыты для детей и подростков без различия рас. Вузы расширили приём абитуриентов. После избрания президентом ЮАР Н. Манделы (1994) курс на демократизацию образования стал более последовательным. Обучение с 1995 в гос. школах бесплатное. В 3 раза выросли расходы на нужды образования, достигнув ок. 23% бюджетных ассигнований (св. 7% ВВП). Созданный в ЮАР независимый науч. фонд финансирует разработку и совершенствование шк. и вузовских программ, гл. обр. предназначенных для афр. учащихся и студентов, а также повышение квалификации учителей и укрепление техн. базы шк. обучения.
. Количество кенийцев со специальными образовательными потребностя- ми составляет 10% от общей численности населения; приблизительно 25% из CERD/C/KEN/1-4 50 GE.11-40127 них – дети школьного возраста.
  • . Количество кенийцев со специальными образовательными потребностя- ми составляет 10% от общей численности населения; приблизительно 25% из CERD/C/KEN/1-4 50 GE.11-40127 них – дети школьного возраста.
более 90% детей со специальными образовательными по- требностями остаются дома. В среднем эти дети начинают посещать школы по достижении 8 лет и старше. В результате они становятся взрослыми до того, как завершают учебные программы
  • более 90% детей со специальными образовательными по- требностями остаются дома. В среднем эти дети начинают посещать школы по достижении 8 лет и старше. В результате они становятся взрослыми до того, как завершают учебные программы
. Таким образом, политические инициативы правительства выявили необхо- димость укрепления мобилизационных и информационных программ в целях искоренения табу и догм, связанных с инвалидностью, а также разработки и осуществления гибкой учебной программы, ориентированной на ребёнка и доброжелательной по отношению к этой категории учащихся. Дополнительно предпринимаются усилия для того, чтобы сделать все учебные заведения по- настоящему всеохватывающими путём устранения ключевых барьеров
  • . Таким образом, политические инициативы правительства выявили необхо- димость укрепления мобилизационных и информационных программ в целях искоренения табу и догм, связанных с инвалидностью, а также разработки и осуществления гибкой учебной программы, ориентированной на ребёнка и доброжелательной по отношению к этой категории учащихся. Дополнительно предпринимаются усилия для того, чтобы сделать все учебные заведения по- настоящему всеохватывающими путём устранения ключевых барьеров
Союз Кении слепых
  • Союз Кении слепых
  • является национальной организацией людей со слабым зрением в Кении . Его цель состоит в том, чтобы искать и объединить людей с ухудшением зрения, чтобы уполномочить их, поднять их уровень жизни и улучшить социальное изображение слепоты
программа
  • Образование и Права ребенка: способствовать правам детей с ухудшением зрения к качественному образованию и социальной защите
  • Технология и Молодежное Полномочие: способствовать доступу к обучению, занятости, технологии и социальным возможностям молодым человеком с ухудшением зрения
  • Развитие членства: способствовать уверенности в своих силах и социальному участию среди взрослых с ухудшением зрения
  • Среди каждой области программы стратегии включают:
  • Защита для постановления политики, которая способствует включению и доступу к возможностям для людей с ухудшением зрения.
  • Полномочие людей с ухудшением зрения к увеличенномусамоопределению , уверенности в своих силах и самозащите .
  • Сотрудничество с правительством, организациями корпоративного и гражданского общества, чтобы способствовать правам на, увеличивает участие и представление в пределах, и эффективно предоставить услуги людям со слабым зрением всюду по Кении.
  • Установленное развитие местного уровня KUB ветвится, чтобы увеличить их причастность к продвижению доступа к возможностям и услугам.
  • Каждая из его программ включает много взаимных сокращающихся проблем включая:
  • Образование, обучение и грамотность
  • Занятость и экономическое полномочие
  • Вспомогательная технология
  • Sensitisation и Awareness Creation
  • Личное развитие и полномочие
В Уганде есть новая программа для глухих детишек. Эта новая предшкола находится в городе Нтинде.Прежде глухие дети поступали в классы Начальной школы 1 безо всякого предварительного образования. Теперь у них есть прекрасная школа, где они могут совершенствовать свои навыки в языке знаков.Один из основателей школы, д-р Джойс Налугя, говорит, что "Дети будут учиться, играть и веселиться в хорошо оборудованных классах для раннего обучения, как другие дети в детском саду.
  • В Уганде есть новая программа для глухих детишек. Эта новая предшкола находится в городе Нтинде.Прежде глухие дети поступали в классы Начальной школы 1 безо всякого предварительного образования. Теперь у них есть прекрасная школа, где они могут совершенствовать свои навыки в языке знаков.Один из основателей школы, д-р Джойс Налугя, говорит, что "Дети будут учиться, играть и веселиться в хорошо оборудованных классах для раннего обучения, как другие дети в детском саду.
Крайнее беспокойство за этих детей привело Мартина Макензи из Варвика к участию в нескольких проектах. Так как христианская школа Lambwe является проектом служения «Силоам» в Варвикшире, он начал с пожертвования в этот фонд. Затем он много раз был в этой школе, поездки были долгими и интенсивными. Чтобы улучшить их жилищные условия, он успешно решил гигантскую задачу сбора средств для проведения электричества в эту отдаленную область. Сейчас он также усердно работает, чтобы обеспечить этот район чистой водой.
  • Крайнее беспокойство за этих детей привело Мартина Макензи из Варвика к участию в нескольких проектах. Так как христианская школа Lambwe является проектом служения «Силоам» в Варвикшире, он начал с пожертвования в этот фонд. Затем он много раз был в этой школе, поездки были долгими и интенсивными. Чтобы улучшить их жилищные условия, он успешно решил гигантскую задачу сбора средств для проведения электричества в эту отдаленную область. Сейчас он также усердно работает, чтобы обеспечить этот район чистой водой.
  • Население Африки составляет около миллиарда человек. Из них, около 7 миллионов слепых.
  • Мунальское училище для глухих и слепых детей. В настоящее время в нем обучаются около 200 глухих учащихся. В Лесото есть школа для глухих
Принц Гарри посетил южно-африканскую страну Лесото, в ходе визита он побывал в школе для глухих детей.
  • Принц Гарри посетил южно-африканскую страну Лесото, в ходе визита он побывал в школе для глухих детей.
  • 2003год
  • Кения 2 школы для глухих

Когда я публикую посты из Африки, меня иногда обвиняют в том, что я специально показываю всякую жесть, чтобы на ее фоне Россия казалась раем. Так и есть, только жесть я показываю не специально. В Африке жесть на каждом шагу, и Россия действительно рай по сравнению с большинством стран мира. Зря вы не цените, что имеете;)

Вот, посмотрите, как в Кении, не самой бедной африканской стране, учатся дети! ЖЕСТЬ!

Начальное образование в Кении - это 8 классов школы, или "стандартов": "стандарт 1" - первый класс, "стандарт 8" - выпускной класс. В школу обычно идут в 5-7 лет, после года подготовки в детском саду.

Ребёнок выглядывает из окна детского сада.

Вот так он выглядит. Обычный детский сад в трущобах Найроби.

Да, это игровая комната.

Маленький гангстер

Окон и отопления нет, так что дети ходят в куртках.

Никаких веранд и песочниц. Всё очень сурово.

А это школа в трущобах! Ее канадцы построили.

Это такая изба с фанерными стенами вместо перегородок

Детей очень много, буквально толпы.

Начальную школу посещают 85% кенийских детей, 75% из них продолжают обучение в средней школе. Это показатель власти завысили, отменив "второгодников". Раньше дети, которые не справлялись с выпускными экзаменами в начальной школе, оставались учиться по "стандарту 8" второй раз. Теперь же даже тем, кто экзамены завалил, разрешено переходить в среднюю школу.

Поют!

Молодой человек явно тронут.

Класс начальной школы - это просто маленькая комната с лавкопартами, на которых дети и сидят, и пишут.

В начальной школе дети изучают ряд стандартных предметов: английский, суахили, опционально региональный язык, математику, естествознание, обществоведение, религию, уроки творчества, физкультуру и "жизненные навыки" (видимо, типа наших уроков труда).

Места в классе почти нет, и тут очень шумно. Непонятно, как тут вообще можно заниматься.

Начальное образование стало бесплатным и обязательным в 2003 году. В 2004 году в Кении появился самый старый школьник в мире: образование захотел получить 84-летний Кимани Маруге. Он пошёл в начальную школу в Элдорете, а через год даже был избран старостой.

Школьный автобус больше похож на грузовик.

Лагерь "Правого сектора"! Здесь под присмотром инструкторов из Госдепа дети учатся делать Майдан!

В начальной и средней школе учебный год начинается в январе и заканчивается в ноябре. У кенийских детей тоже есть три месяца каникул, но они разбросаны по году: ученики отдыхают в апреле, августе и декабре. Кстати, в университетах учебный год уже обычный, с сентября по июнь.

Форма у всех разная. Кого-то в спортивные костюмы одевают.

А кто-то похож на бойскаута.

Средняя школа уже получше.

В 2008 году среднее образование в Кении также стало бесплатным, но обязательным оно не является.

Интерьер класса

Девичий класс

Старшеклассники

Средние школы делятся на государственные, общественные ("харамби") и частные. А государственные школы в свою очередь бывают национальными, региональными и районными. Учеников они набирают в зависимости от набранных ими баллов на выпускном экзамене начальной школы. Грубо говоря, отличники попадают в национальные школы, хорошисты - в областные, троечники и двоечники - в районные.

А "харамби" - это что-то типа ПТУ, там оказываются ученики средней школы, завалившие выпускные экзамены. Обычно там получают техническое и/или профессиональное образование, но некоторые из таких училищ имеют доступ к университетским программам.

Кухня с большими котлами

Школьный двор

Детская площадка)

Стены украшают рисунки, посвящённые разным предметам. Вот уголок биологии.

Математика

А там карта мира виднеется.

Девушка с плаката)

Наверху плакат призывает отказаться от детского труда.

Обучение в средней школе длится 4 года (от "формы 1" до "формы 4"). То есть в общей сложности кенийский школьник учится 12 лет.

60% выпускников средней школы поступают в вузы. Бакалавриат стандартный: ещё 4 года обучения. Многие уезжают за границу. Самые популярные страны для учёбы за пределами Кении - Великобритания, США, Канада, Индия, Уганда и Россия.

АФРИКАНСКИЙ БЫТ:


ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ:

ОБРАЗОВАНИЕ В АФРИКЕ: ПРОБЛЕМЫ, РАЗВИТИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Е.Б. ДЕМИНЦЕВА

Кандидат исторических наук

Ключевые слова: Африка, образование, нищета, гендер, дискриминация, конфликты, СПИД, ЮНЕСКО

В последнее десятилетие на международном уровне вопросам образования уделяется особое значение. Для стран Африки, как Северной, так и, особенно, Тропической, одной из наиболее актуальных и требующих незамедлительных действий задач является повышение образовательного уровня населения. По данным Всемирного банка, более 70% детей, не охваченных школьным образованием, живут в Южной Азии и странах Африки южнее Сахары1.

По данным ЮНЕСКО, в суб-сахарской части Черного континента 35 млн детей не ходят в школу, причем 19 млн составляют девочки2. Средний уровень грамотности в Африке достигает 70% для мужчин и 50% для женщин, а степень охвата школьным обучением в некоторых странах составляет 90%, тогда как в других - лишь 60%. Доступность начального образования во многом зависит от того, где проживают дети - в городах или в деревнях, а также от уровня доходов семьи и пола ребенка. По данным Всемирного банка, на 100 мальчиков, получающих начальное образование, приходится лишь 83 девочки3.

Ведущей организацией, занимающейся формированием политики в сфере образования на международном уровне, является ЮНЕСКО, которая, в частности,

Статья написана при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Роль человеческого капитала в формировании образа страны в многополярном мире: сравнение российских и африканских реалий». Проект № 09-02-0055^^.

курирует проект ООН «Десятилетие грамотности» (20032012 гг.). Среди целей проекта -повышение качества и расширение программ ликвидации неграмотности для молодежи и взрослых, а также привлечение дополнительных финансовых средств для их выполнения. В центре внимания ЮНЕСКО находится Африка с такими проблемами, как низкий уровень образования, гендерное неравенство в этой сфере и др.

2012 год является завершающим в проекте «Десятилетие грамотности». В связи с этой программой ЮНЕСКО поставила перед собой задачу продемонстрировать важнейшую роль образования в обеспечении устойчивого социально-экономического развития. На сегодняшний день, совместно с другими партнерами, ЮНЕСКО ведет работу, направленную на то, чтобы все дети имели возможность посещать школу, в которой работают квалифицированные учителя, способные дать им качественное образование. Вопросы, которые охватывает деятельность организации, затрагивают и такие темы, как дискриминация в области образования и неграмотности, изучение национальных культур и подготовка национальных кадров.

По данным Всемирного банка, в начале 2000-х гг. в странах Тропической Африки стали наблюдаться некоторое расширение масштабов охвата детей начальным образованием и постепенное возвращение к уровню начала 1980-х гг. (80%). В последние годы правительства

многих стран стали уделять достаточно внимания этой сфере, стараясь сократить расходы родителей на образование детей и увеличив выделяемые бюджетные средства.

Вместе с тем, многие исследователи пришли к выводу, что составленные ООН и ЮНЕСКО программы выполняются недостаточно эффективно. Прогнозы свидетельствуют о потенциальном сокращении общих объемов финансирования образования в Африке южнее Сахары и уменьшении расходов на зарплату учителей, школьное оборудование и программы, предназначенные для самых обездоленных слоев населения.

Следует отметить, однако, что некоторые африканские страны в последнее десятилетие успешно развивали систему начального образования. Например, в Эфиопии количество детей, не имеющих возможности обучаться в школах, уменьшилось с 6,5 млн в 1999 до 2,7 млн в 2008 г. В то же время в Танзании в начале 2000-х гг. менее половины детей школьного возраста посещали учебные заведения, эта ситуация сохраняется по сей день. В Марокко число детей, не посещающих школу, уменьшилось с 1,2 млн в 1999 г. до 360 тыс. в 2008 г. В свою очередь, Бенин относится к числу тех стран мира, которые наиболее быстро продвигаются к всеобщему охвату населения образованием: 50% - в 1999 г. и 80% - в 2007 г. Сократился и гендерный разрыв: если в 1999 г. на 100 посещавших школу мальчиков приходилось лишь 67 де-

вочек, то в 2007 г. этот показатель увеличился до 834.

Заметный шаг вперед был сделан даже в некоторых беднейших странах Тропической Африки. Так, отмена платы за обучение в Бурунди способствовала тому, что охват начальным образованием с 1999 г. вырос втрое, составив к 2008 г. 99%. 90%-ный рубеж преодолела и Замбия.

НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ -СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Среди основных проблем, за решение которых страны Тропической Африки вынуждены сегодня бороться, остаются нищета, гендерное неравенство, недостаток квалифицированных кадров преподавателей и как следствие -низкий уровень образования, а также нежелание правительств некоторых африканских государств уделять должное внимание вопросам ликвидации неграмотности.

Проблему нищеты можно назвать наиболее распространенной причиной неблагоприятного положения в области образования в Африке. Многие родители неспособны оплатить расходы на обучение, и даже если оно бесплатное, - на учебные пособия и школьную форму, так как они конкурируют с расходами на продукты питания. Несмотря на то, что число детей школьного возраста в мире увеличивается, общее количество не посещающих школу снизилось со 106 млн в 1999 г. до 69 млн в 2008 г., но почти половина их (31 млн) живут в странах Африки южнее Сахары5.

Еще одним следствием нищеты является детский труд: по этой причине множество детей из бедных семей не могут посещать школы. Прежде всего, это касается девочек, занятых домашним трудом.

На сегодняшний день актуальной остается проблема гендер-ного равенства в африканских школах. По данным Всемирного доклада по мониторингу «образование для всех» (ОДВ) за 2010 г., «несколько стран Западной Аф-

рики, где гендерные диспропорции особенно велики, разработали политику, направленную на усиление паритета и проводимую в жизнь в рамках более широкой стратегии обеспечения всеобщего начального образования. Эта политика также преследует задачу обеспечить изменение отношения к месту девочек и женщин в обществе, финансовые стимулы для посещения школы, водоснабжение и соответствующие санитарно-гигиенические условия в школах, набор учителей из числа женщин и увеличение их числа в сельских районах, а также больший учет гендерной проблематики при проведении педагогической подготовки».

Однако неравноправное положение женщин не является единственной формой неравноправия в этих странах. К проблемам, стоящим на пути к получению образования, относятся и такие факторы, как место проживания и языковая принадлежность. Многие дети из удаленных деревень не имеют возможности посещать школы, находящиеся на расстоянии многих километров от дома. Наиболее серьезно этот вопрос стоит для детей кочевников, поскольку стационарные школьные инфраструктуры и жесткое расписание занятий не приспособлены для образа жизни мигрирующего населения. В Уганде, например, где в целом отмечается заметный прогресс в развитии всеобщего начального образования, среди скотоводов племени кара-манджонг продолжительность обучения в среднем составляет менее одного года. Международные организации озабочены созданием сети так называемых школ-сателлитов в таких районах.

Большую роль для развития образования играет и языковый фактор.

Во многих африканских странах дети учатся на языке, на котором не говорят в их семьях. Это касается 221 млн детей. Одной из причин плохой успеваемости является обучение на языке, которого ученики не понимают или

понимают с трудом6. Для Африки, континента со множеством языковых групп, проблема языка обучения имеет особое значение. Языковое разнообразие создает проблемы при наборе учителей, разработке учебных программ и пособий. Вместе с тем, обучение на официальном национальном языке предоставляет в будущем больше шансов на получение хорошо оплачиваемой работы. В настоящее время многие страны пытаются как-то урегулировать этот вопрос, создавая программы двуязычного образования. «Многие программы, введенные в Африке южнее Сахары, показывают, что преподавание на родном для детей языке дает позитивные результаты. Так, создание двуязычных школ в Буркина-Фасо позволило повысить результаты обучения, а в Мали помогло сократить уровень школьного отсева»7.

Для многих стран Африки остается актуальной проблема нехватки квалифицированных преподавателей. В государствах Тропической Африки на 1 учителя в среднем приходится 40 учеников. В Мадагаскаре, Мозамбике, Сьерра-Леоне эта цифра увеличивается до 80. В городах квалифицированных педагогов, естественно, больше, чем в сельской местности. Во многих странах Африки проблема учителей упирается не только в вопрос их квалификации, но и оплаты их труда. Из-за низких зарплат преподаватели вынуждены искать приработки или же отказываться от своей педагогической деятельности.

Политические конфликты и войны, которые пришлось переживать многим странам континента, зачастую не только подрывали, но почти полностью уничтожали национальную систему образования, так как правительствам приходилось резко сокращать расходы на социальную сферу. Кроме того, в зонах военных действий родители боялись отпускать детей в школу. В Мозамбике во время гражданской войны (1976-1992) была закрыта или разрушена почти половина

16 АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 4 2011

начальных школ8. В Сьерра-Леоне, где повстанческие отряды в значительной степени формировались из молодежи и подростков, половина "бойцов" оставила школу из-за разрушения или закрытия учебных заведений в их районах.

Охваченным конфликтами странам помогают различные международные гуманитарные организации. Как правило, эта помощь носит временный характер и касается, прежде всего, систем жизнеобеспечения людей, оказавшихся в военных зонах. Решение вопросов долгосрочного характера, к каким относится и образование, обычно отодвигается на второй план. В результате после разрешения конфликта оказывается, что система образования страны полностью или час

Южно-Африканская республика — удивительный край, в котором тесно сплелись культуры множества народов. Но самое главное — все они приобрели ни на что не похожий африканский колорит. Именно эта загадочная самобытность древней земли привлекает тысячи туристов и студентов, приезжающих на обучение или на летние языковые курсы в ЮАР , несмотря на непростую обстановку в стране.

История

Человек появился в Африке так давно, что ученые даже не могут назвать точную дату. Однако считается, что именно в Африке человек и появился как вид. Из менее древней истории известно, что южные территории занимало несколько племён, среди них банту и готтентоты.

Европейцы в первый раз заглядывают в Южную Африку по пути в Индию, неистовое желание достичь которой, способствовало открытию множества новых земель. В 1487 году португалец Бартоломеу Диаш добирается до крайней точки континента и называет его Мыс Бурь, или Штормов, впоследствии получивший более звучное имя — Мыс Доброй Надежды...надежды всё-таки найти желанные индийские берега.

В XVII и XVIII на континенте гостят голландцы. Они основывают здесь продовольственную базу для кораблей Ост-Индийской компании, привозят рабов с Мадагаскара и Индонезии. В дальнейшем здесь вырастет Кейптаун, а пока пребывают другие европейцы и формируется новая нация — африканеры, они же буры.

Когда на другом материке Наполеон захватывает Нидерланды, Англия начинает волноваться о том, чтобы африканские земли не достались противнику, и отправляет туда войска. Дело решается мирным путём и колония остаётся у голландцев. Однако в 1806 году она всё-таки отходит в собственность британской короны. Буры, недовольные такой ситуацией, уходят вглубь континента.

Там они основывают 2 государства: Оранжевое свободное государство и Южно-Африканскую республику (Трансвааль). Вскоре в этих местах открываются месторождения золота и алмазов, что, естественно, не могла оставить без внимания Великобритания. Она предлагает бурам объединиться в Южно-Африканскую Конфедерации, но получает отказ и попросту аннексирует Трансвааль, впрочем, без особого сопротивления.

Однако уже в 1880 году недовольство буров притеснениями выливается в Первую англо-бурскую войну. Трансвааль снова получает независимость и проблемы, вызванные притоком иммигрантов на драгоценные месторождения, которых Англия стремится сделать своими союзниками.

Через 19 лет после первой разгорается Вторая англо-бурская война, в результате которой буры подверглись жестоким и разрушительным репрессиям, вплоть до создания концентрационных лагерей для детей и женщин. В 1902 году война оканчивается мирным договором.

В 1910 году создаётся Южно-Африканский союз с тремя столицами, чтобы никого не обидеть: в Кейпауне, Претории и Блумфонтейне (Капская провинция, Трансвааль и Оранжевое государство соответственно). В 1931 году Союз получает статус самостоятельного государства.

Дальнейшая история Южной Африки для белых и чёрных развивается по-разному — в стране принимается политика апартеида. Население делится по расовому признаку и получает соответствующие права (или не получают практически никаких, как в ситуации с чёрными).

Последние выселяются в бантустаны — небольшие поселения с низким уровнем мед.обслуживания, образования и отсутствием рабочих мест, и получают запрет на пребывания в местах «для белых». Фактически власти стремятся к тому, чтобы очистить ЮАР от чернокожего населения.

Апартеид осуждается большинством стран, и в 1994 году правительство вынужденно отказывается от него, уравняв в правах всё населения государства.

Культура и традиции

Культура ЮАР древняя и пёстрая, как бусы африканок. Каждое пламя внесло в неё что-то уникальное, как и европейцы, со временем ставшие полноценной частью африканского народа.

Живопись

Корни изобразительного искусства страны корнями уходят буквально в пещеры и гроты Драконовых гор. Именно здесь ещё 10 тысяч лет назад древние художники оставили свои первые рисунки.

Примитивные фигурки людей переместились с пещерных сводов на полотна современных африканских художников, где обрели реалистичные черты непростой жизни чёрного населения ЮАР. В XX веке здесь развивается течение «искусство тауншипов».

Тауншипы — это закрытые кварталы чёрных, в которых первые темнокожие художники начинают писать свои работы, среди них Мхлаба Думиле-Фени и Эфраим Нгатане.

Литература

Африканские земли богаты фольклором: мифами и легендами местных племён, непременно связанных с природой, и передающихся из уст в уста не одну сотню лет.

Сегодня авторы пишут социальные и исторические очерки, романы, повести и сказки для детей; получают престижные мировые премии. Надин Гордимер и Джон Майкл Кутцие удостоились Нобелевских премий в области литературы.

Музыка

Музыка сопровождала африканских охотников тысячи лет назад и сегодня она является непременным атрибутом культуры ЮАР. В первую очередь Африка ассоциируется у нас с барабанами. Но если в Европе на барабанах играют, то в Африке с ними разговаривают.

Разговаривают на особом языке, который понимают все, кто родился и вырос на континенте, впитав в себя тысячелетние музыкальные традиции. Существует теория, что барабанные партии представляют собой звуковую интерпретацию языка и способны передавать сообщения на расстоянии. Неудивительно, что барабанщик имел в племени особый статус.

Пристального внимания заслуживают непохожие друг на друга и одинаково наполненные Африкой песни разных народов. Так, матабеле и шона, например, используют полифонические приёмы, когда певцы поют не в голос. В XX веке здесь возникли стили квела, мбубе, джайв.

Сегодня африканцы виртуозно играют на саксофоне, гитаре, арфе и, конечно же, барабанах; выступают соло и хоровым пением, исполняют оперные партии и получают престижные награды, например, Грэмми. Нередко музыкантов приглашают в европейские или американские группы, и тогда в привычной музыке вдруг начинает слышится горячий ветер саванны.

Национальные ремесла

Как и во всем мире, процесс урбанизации уничтожает национальную культуру, зародившуюся в бушах Африки. Однако, студенты, приезжающие на учёбу в ЮАР , всё ещё могут увидеть и купить уникальные суверенные, которые умеют делать только здесь.

Например, маски, вырезанные из дерева и отполированные, различные предметы из дерева и кости с витиеватой резьбой, выделанные шкуры. У каждого народа есть свои традиции и уникальные приёмы прикладного искусства.

Например, южные ндбеле стены жилища украшают замысловатой росписью. Она не только украшает «семейное гнездо», но и рассказывает о его обитателях. Много интересного может поведать и вышивка бисером народа зулу, если научиться её «читать».

Местные умельцы также создают разные изделия из керамики, плетут из всевозможных материалов, ткут и обрабатывают металлы.

Государственный язык

Сегодня в ЮАР 11 официальных языков: зулу, коса, африкаанс, английский, венда, южный ндебеле, тсвана, свати (свази), северный сото (сепеди), южный сото (сесото), тсонга.

Студентам, собирающимся на обучение или языковые курсы в Южную Африку , не стоит пугаться такого языкового разнообразия. Межэтническим языком в стране считается английский и по распространённости находится на 5_м месте.

Интересен язык африкаанс. Он сформировался вместе с нацией буров и представляет собой диалект нидерландского, смешавшегося в другими наречиями.

Население

По данным 2013 года, в Южно-Африканской республике проживает около 53 миллионов человек. Примерно 9% населения белые, 80% чернокожие, 8% метисы, или «цветные» (представители смешанной расы, в жилах которых течёт кровь европейцев, малайцев, чернокожих африканцев и, вероятно, ещё чья-нибудь), 3% азиаты, в основном индийцы.

Белое население концентрируется в крупных городах: Кейптауне, Йоханнесбурге, Дурбане, Претории.

Местные дружелюбно относятся к туристам и студентам, приезжающим учиться в университеты и языковые школы ЮАР. Однако крайне нежелательно посещать районы, где живут преимущественно чернокожие, и гулять в одиночестве по ночам.

В разговорах не нужно затрагивать политические темы и апартеид. В вечерних заведениях молодым людям нежелательно не знакомиться с местными чернокожими девушками.

Кухня и традиционные блюда

Представители разных национальностей привезли в Африку не только язык, но и кулинарные традиции, а некоторые даже целые блюда.

Если вы приедете на и захотите отведать национальной кухни, выбирайте эти блюда:

  • пап — каша из кукурузной муки, которая подаётся на завтрак с молоком и сахаром, на обед и ужин с сосисками и томатной пастой;
  • битлонг — вяленое мясо антилопы, буйвола, коровы или страуса - может подаваться в любое время, его же вы обнаружите в своей пицце, бутерброде, салате и в качестве закуски;
  • браай — это всё, что можно поджарить на углях: мясо, сосиски, рыба, лобстеры, овощи, хлеб и остальное — браай не только подают и готовят везде, но и проводят соревнования по этому способу готовки;
  • бабути — мясной фарш, который запекается со стеблями водных лилий, рисом, изюмом, сладким картофелем, пропитывается карри и молоком;
  • маринованная рыба или рыба с картошкой фри (да-да, совсем как Fish `n` Chips, только с местным колоритом);
  • куксистерс — косички из теста, обжаренные в масле и пропитанные сахарным сиропом — сладкое блюдо, которое подают на чаепитиях;
  • мелктерт — десерт, приготовленный из сливок и кислого молока с добавлением яиц, муки и корицы.

Национально любимыми напитками являются пиво и вино. Местные вина ничем не уступают лучшим французским. Здесь даже выращивают уникальный сорт винограда «Пинотаж», из которого потом делают красное вино.

Пиво в Африке тоже необычное. Самыми популярными видами являются пиво, которое варят с добавлением кукурузной муки, и имбирное.

Приехав на учёбу в Южную Африку , вы сможете попробовать необычный чай ройбуш : красный или зелёный. Кустарник, из которого его готовят, произрастёт только в одном месте на планете и обладает богатыми целебными свойствами. Подают чай в чистом виде, с молоком, сахаром или мёдом.

Система образования

Школьное образование в ЮАР представлено государственными и частными школам. Вторых всего около 10% от общего числа.

На образование из бюджета страны тратится почти 20%, поэтому во многих школах образование бесплатное, в некоторых родителям пока приходится нести дополнительные расходы.

В государственных школах ученики обязаны придерживаться стандартов: носить форму и строгие причёски, не пользоваться косметикой. В частных школах всё зависит от политики управления, но обычно правила помягче.

Примечательно, что учебные пособия для южноафриканских школьников издаются на всех 11 языках страны. Учебный год длится с января по декабрь.

  • Начальная школа

В ЮАР дети начинают школьное обучение в возрасте 6 лет. Начальный курс длится 7 лет и разделен на несколько ступеней. По окончании очередной ступени ученики сдают экзамены, однако их результаты не влияют на переход на следующую.

  • Средняя школа

Ученики переходят в среднюю школу в возрасте 13 и заканчивают её в 17-18 лет. Этот курс предполагает углублённое изучение языков и естественно-научных дисциплин. Средние школы делятся на несколько типов. Ученики могут продолжать академическое или получить профессиональное образование.

По окончании курса на основании экзаменов выдаётся Национальный аттестат о получении среднего образования. С этим документом выпускники могут рассчитывать на поступление в вуз.

  • Высшее образование в ЮАР

В стране несколько видов заведений для послешкольного образования: университеты и техниконы (заведения с технических уклоном).

Обучение включает 3 ступени:

  1. Undergraduate длится от 3 до 6 лет, по окончании студенту присваивается степень Бакалавра.
  2. Postgraduate длится 2-3 года, студент получает степень Мастера.
  3. Чтобы получить звание Доктора нужно пройти двухгодичное обучение.

Требования к поступающим в вузы разнятся. Базовые условия: аттестат или диплом об окончании школьного обучения. Дополнительно может понадобиться сдать вступительные экзамены, предъявить портфолио, пройти собеседование.

Русским абитуриентам необходимо сдать экзамены на владение английским языком, так как обучение в вузах ведётся именно на нём: TOEFL или IELTS-тест. Если уровень абитуриента недостаточный, можно пройти курсы при университетах или записаться в одну из языковых школ в ЮАР.

Сложности могут возникнуть у студентов, желающих подработать. Рабочие места, не требующие квалификации, в основном, заняты местным чернокожим населением. Впрочем, всегда есть шанс устроиться на младшую должность по профилю обучения.

Известные университеты ЮАР:

  • Преторийский университет (University of Pretoria) в Йоханнесбурге — самый крупный вуз страны с более чем столетней историей, обучает 38 тысяч студентов (в первый год их было всего 32 человека);
  • Кейптаунский университет (University of Cape Town) — один из ведущих вузов ЮАР, существующий уже более 140 лет и обучающий более 20 тысяч студентов.

Высшее образование в ЮАР неплохо котируется во всём мире, а основные университеты ничем не уступают крупных вузам Европы и Америки.

Транспортная сеть

В ЮАР транспортная сеть хорошо развита и представлена всеми видами транспорта.

Авиаперелёты осуществляются между всеми крупными городами страны. Национальная компания South African airways. Если вы хотите сэкономить, поищите предложения компаний Mango и Kulula.

Поездку по железной дороге стоит выбирать тем, кто никуда не торопится. Стоимость сопоставима с передвижением на автобусах, а дорога занимает больше времени. Пригородными электричками пользоваться не рекомендуется в принципе.

Самый популярный автобусный перевозчик — компания Intercape. Она предлагает комфортабельные автобусы и приемлемые цены на билеты, хотя они и выше, чем у более мелких перевозчиков. Чтобы сэкономить, загляните на сайт компании и поищите специальные предложения.

Климат и погода

Из-за обширной территории климат в разных регионах Южной Африки может отличаться и по температуре, и по уровню влажности.

Весной в ЮАР начинается период цветения. Температура поднимается с августа. Днём она может достигать +20 градусов, но вечерами все ещё прохладно: +9…+12 градусов. В глубине континента становится ветрено.

Лето начинается в октябре. Температура днём держится в диапазоне +25…+35 градусов, а ночью опускается до +15, идут дожди. Если вы, приехав на учёбу или языковые курсы в ЮАР , решите отправиться в горы, берите больше тёплой одежды — ночью здесь даже летом может быть ниже нуля.

Осень длится недолго, примерно с апреля по май. Днём температура держится в пределах +20…+23 градуса, ночью около +12. Утром густые туманы.

Зима длится с июня по август. Дневная температура колеблется от +10 до +20 градусов. В горах выпадает снег.

Национальная валюта

Официальная валюта ЮАР — южноафриканский рэнд, или ранд. 1 рэнд равен 100 центам. Банкноты выпускаются номиналом 10, 20, 50, 100 и 200 рэндов. Монеты: 5, 10, 20, 50 центов, 1, 2 и 5 рендов. Если вы хотите купить товар, цена которого не кратна 5 центов, стоимость округляется в меньшую сторону.

В большинстве заведений в городах можно рассчитываться с помощью карт. Чаевые принято оставлять в размере 10% от счёта в ресторанах, в такси округлить сумму счёта, а носильщику давать 5 рэндов за каждый ваш чемодан.

В ЮАР можно без проблем обменять на национальную валюту доллары и евро. Банки работаю преимущественно в первой половине дня всю неделю, кроме воскресенья. При обмене обязательно просите и сохраняйте квитанции, они могут пригодиться для обратного обмена, когда ваше обучение в ЮАР закончится.

Население

Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары, и европеоидной в северной Африке (арабы) и ЮАР (буры и англоюжноафриканцы).

Языки

Автохтонные языки Африки разделяются на 32 семьи, из которых 3 (семитская, индоевропейская и австронезийская) происходят из других частей света. Также есть 7 изолированных языков и 9 неклассифицированных языков. К наиболее популярным исконно африканским языкам относятся языки банту (суахили, конго), фула. Индоевропейские языки -- это наследие колониального периода: английский, португальский, французский языки являются официальными во многих странах. Распространённейший язык семитской семьи -- арабский. Австронезийские языки представлены малагасийским языком, на котором разговаривает население Мадагаскара малагасийцы -- народ австронезийского происхождения, попавшие сюда предположительно во II--V веках нашей эры.

Религии Африки

Среди религий преобладают ислам, христианство (католики, протестанты, православные, монофизиты); в меньшей степени распространены иудаизм, индуизм и бахаизм. Эти религии встречаются как в чистом виде, так и с примесями местных культов. Распространены также традиционные религии, например, ифа или бвити. Распространены также синкретические культы, где элементы местных религий переплетаются с, например, католичеством. В силу популярности в Африке разнообразнейших тайных обществ многие африканцы являются приверженцами заявленной религии лишь на словах.

Образование в Африке

Традиционное образование в Африке предполагало подготовку детей к африканским реалиям и жизни в африканском обществе. Обучение в доколониальной Африке включало игры, танцы, пение, рисование, церемонии и ритуалы. Обучением занимались старшие; каждый член общества вносил свой склад в образование ребёнка. Девочки и мальчики обучались отдельно, чтобы усвоить систему надлежащего полоролевого поведения. Апогеем обучения были ритуалы перехода, символизирующие окончание детской жизни и начало взрослой.

С началом колониального периода система образования претерпела изменения в сторону европейского, с тем, чтобы африканцы имели возможность конкурировать с Европой и Америкой. Африка пыталась наладить выращивание собственных специалистов.

Сейчас в отношении образования Африка всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г в Чёрной Африке только 58 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них -- девочки.

В постколониальный период правительства африканских стран делали больший упор на образование; было учреждено большое количество университетов, хотя денег на их развитие и поддержку было очень мало, а местами прекратилось вообще. Тем не менее, университеты переполнены, что часто вынуждает преподавателей читать лекции посменно, по вечерам и выходным. Из-за низкой оплаты труда наблюдается утечка кадров. Кроме отсутствия необходимого финансирования, другими проблемами африкансих университетов являются неурегулированная система степеней, а также несправедливость в системе карьерного продвижения среди преподавательского состава, которое не всегда базируется на профессиональных заслугах. Это часто вызывает протесты и забастовки преподавателей.