Смутное время (смута) кратко (причины, осн. Этапы, последствия) Ист10. Причины Смуты. Краткое развитие событий. Последствия Смуты

1598-1613 гг. - период в истории России, названный Смутным временем.

На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие , а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного . Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)

Второй период смуты . В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников . В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II . В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие - Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II , но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.


21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова .

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

В Смутное время развернулась острая борьба общественных сил за выбор пути развития. На разных этапах Смуты она протекала по-разному.

ПЕРВЫЙ ЭТАП СМУТЫ. 1598 - 1605 гг., - период царствования Бориса Годунова.

Борис Годунов как политический деятель сформировался во времена Ивана Грозного, в его окружении. Будучи незнатным, сумел выдвинуться, не в последнюю очередь благодаря родству с кровавым главой опричников Малютой Скуратовым.

ПОЛИТИКА БОРИСА ГОДУНОВА. Он начал править в поисках выхода из "порухи" 60-70-х гг. (страна была разрушена в ходе ливонской войны, опричнины; центр и северо-запад опустел, народ бежал на окраины, в Сибирь; в Новгороде 50% земель оказались необработанными; пашни пустовали, крестьянское хозяйство потеряло устойчивость).

В условиях хозяйственной разрухи принимается решение об учреждении крепостного права в России.

В конце XVI в. Федор Иванович прикрепляет крестьян к земле по наущению Бориса Годунова. Этим актом государственная власть стремилась предотвратить запустение центральных уездов страны. Историки не могут найти документа о дате закрепощения крестьян, но историк Татищев высчитал эту дату по указу о розыске крестьян - и получился 1592 г. Вот тогда крестьяне были фактически закрепощены, а юридически - в 1649 г.

Введение крепостного права усилило социальное напряжение в стране.

Смута проявлялась, прежде всего, в умах и душах людей. Страшный голод начала XVII в. добил привычные моральные ценности. Голод выкосил сотни тысяч человеческих жизней. Историк А. П. Щапов писал: "... люди, терзаемые голодом, валялись на улицах, подобно скотине, летом щипали траву, а зимой ели сено. Отцы и матери душили, резали и варили своих детей, дети - своих родителей, хозяева - гостей, мясо человеческое продавалось на рынках за говяжье; путешественники страшились оставаться в гостиницах... ".

Массы людей заражались корыстью, цинизмом, разложение шло сверху - от потерявшего всякий авторитет боярства, но грозило захлестнуть и низы. Во всех сословиях налицо были раздоры, падение нравов. Это оттенялось бездумным копированием иноземных обычаев. Борис осыпал щедрыми милостынями немецких купцов. Он зашел так далеко в симпатиях к западу, что сформировал свою охрану (отряд телохранителей) из наемников-немцев.

Принимается масса льгот для дворянства. Запасов зерна, припрятанного многими боярами, хватило бы всему населению. Доходило до людоедства, а имеющие зерно удерживали хлеб, предвкушая повышение цен на него. Знать, на фоне народного бедствия, устраивала дележ привилегий, злобно соперничая в поисках личного благополучия.

Оживился местный сепаратизм. Этому способствовала потеря централизующих начал. Собранные до этого в единое государство отдельные земли стали вновь проявлять признаки обособленности. Брожение охватило и жителей нерусских окраин - как тех, что были присоединены с помощью военной силы, так и тех, которые вошли в состав Российского государства добровольно, откликнувшись на перспективу стабильного порядка и отлаженных связей в сильном государстве. Политическая дестабилизация вызвала недовольство среди национальных меньшинств. Государство превращалось в бесформенный конгломерат земель и городов.

Борис проявлял живой интерес к просвещению и культуре, к успехам западной цивилизации. Годунов первым из русских правителей послал дворянских детей за границу "для науки разных языков и обучения грамоте" (правда, никто не вернулся назад). При нем власти проявляли заботу о распространении книгопечатания, появившегося в русских землях в 1564 г. Во многих городах были открыты типографии. Борис вынашивал планы создания в России школ и даже университета по европейским образам.

Города становятся очагами культуры, они отстраивались, прежде всего - Москва. В Кремле появилось невиданное ранее техническое новшество - водопровод.

В целом, прозападная ориентация Бориса была умеренной и непоследовательной. Однако даже задуманное ему развить не удалось. Правление Бориса было коротким - всего семь лет. Некоторые историки считают: если бы в распоряжении Бориса оказалось еще несколько лет, то возможно реформы были бы осуществлены не при Петре 1, а на сто лет раньше. Однако царь Борис скончался в 1605 г.

ВТОРОЙ ЭТАП СМУТЫ. 1605 - 1609 гг. В этот период произошел полный распад государства, гражданская война охватила все слои общества: дворянство, крестьянство, казачество. В Москве, как в калейдоскопе, сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Боярская дума, правление которой вошло в историю под названием "семибоярщина". Однако не было сил, способных стабилизировать ситуацию.

Некоторые историки связывают возможности стабилизации с именем Лжедмитрия I.

Лжедмитрий I был нужен боярам, чтобы подготовить почву для воцарения одного из представителей боярской знати. Его появление стало возможным потому, что верхушка боярства не была заинтересована ни в Борисе, ни в его сыне Федоре, который мог оказаться на престоле после смерти Бориса Годунова. Таким образом, "заквашен" Лжедмитрий был в Москве, а «испечен в польской печке» "Заквашен" он был на московских событиях; и хотя в Польше не поверили, что он Дмитрий, но решили его использовать в своих интересах.

Лжедмитрий I (считается, что это беглый монах Гришка Отрепьев, хотя точные доказательства отсутствуют) одиннадцать месяцев занимал Московский престол (1605 - 1606 гг.). Будучи в Польше, он принял католичество и ориентировался на Запад, как образец. Продвигался по территории России он очень быстро, ему открывали ворота городов - надеясь, что он принесет лучшую жизнь - низы вливались в отряды Лжедмитрия I.

ПОЛИТИКА ЛЖЕДМИТРИЯ I. Не имея четкой программы, он за месяцы своего правления попытался превратить Московское государство, глубоко религиозное, в светское.

Став царем, стал бороться с взятками. Сделал власть доступной - в среду и субботу в Кремле принимались жалобщики. Ввел свободу торговли, невиданную тогда в Москве, т.е. в его действиях было серьезное реформаторство. Обещал ввести религиозную свободу. Хотел отменить крепостное право. Потрясло Москву, что Лжедмитрий I в одночасье стал превращать глубоко религиозно общество России в светское. Был снят запрет на игру в шахматы, стала звучать между службами светская музыка, проводились балы. Эти изменения не нашли общественной поддержки, т.к. обществ» было ориентировано на монашеские образцы. В результате -- через 11 месяцев Лжедмитрий I был убит боярами-заговорщиками. Вряд я царствование Лжедмитрия можно считать альтернативой - такой лидер не мог увлечь российское общество, не был способен реформировать его. Во время правления Василия Шуйского и Лжедмитрия II гражданская война достигла своего пика. Появились десятки, лжепотомков Ивана Грозного. Это различные "царевичи" - Иван-Август, Лавер, Осиновик, Федор, Климентий, Савелий, Симеон, Брошка, Гаврилка и т.д.

Шуйский вступил на престол в результате закулисных интриг "без воли веся земли", народное сознание отказалось признать его царем. Странный характер происходивших на вершинах власти перемен подогревал сомнения среди народа. Трудно было поверить в искренность пропаганды, недавно уверявшей в истинности царевича Дмитрия, а спустя лишь месяцы объявившей его изменником. Брожение нарастало. В социальных низах антибоярские настроения переросли в открытое восстание. Вставший во главе его Болотников призывал истреблять бояр и овладеть "... женами их, и вотчинами, и поместьями". Болотников начал движение как воевода от Лжедмитрия I, хотя на самом деле Лжедмитрий I был уже убит (у Болотникова был двойник Лжедмитрия I - Молчанов). Восстание Болотникова имело, конечно, социальные причины, связанные с тяжелым положением крестьянства, но само выступление Болотникова было инспирировано.

Шуйскому пришлось не только подавлять восстание Болотникова, но и громить отряды Лжедмитрия П. О личности Лжедмитрия II известно очень немного. Некоторые историки утверждают, что он был писцом у Лжедмитрия I, есть версия, что Лжедмитрий II-учитель из Шклова еврейского происхождения. Сначала он принимал всех лжепотомков Ивана Грозного вместе с отрядами, признавал их "родственниками", но затем велел двух повесить. В 1610 г. Лжедмитрий II был убит своей охраной в Калуге. Свергли в Москве и Шуйского, постригли в монахи, а затем отправили в Польшу.

На втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила все общество, все слои. Страну захлестнула уголовщина. Грабежами занимались бродившие от города к городу польские, дворянские, казачьи, крестьянские отряды, различные банды. Помутнение в умах раскалывало семьи, брат шел на брата, отец - на сына. В Москве у Кремлевского дворца беспрестанно волновались толпы народа. Силы, способной стабилизировать общество, фактически не было. Но наступило время собирать камни.

ТРЕТИЙ ЭТАП СМУТЫ. 1610 - 1613 гг. Это время выбора пути развития. В те годы активно предпринимались активные попытки возродить на русских землях европейское устройство. Они связаны с западными государствами, прежде всего с Польшей.

После свержения Шуйского несколько месяцев в Москве было правление из 7 бояр, вот они и "организовали" присягу польскому королевичу Владиславу, пригласив его на престол. Так в 1610 г. польский королевич оказался на российском престоле, который после этого 24 года считал себя "законным московским государем", хотя и не выполнил главного условия бояр - не принял православие.

Что представляла из себя Польша того времени? Она представляла собой конституционную монархию. Власть короля была ограничена двухпалатным сеймом (парламентом). Одним из основных принципов польской конституции был принцип выборности королей. Причем королем мог стать не обязательно поляк. В 1573 г. королем Польши был избран французский принц Генрих Валуа (правил недолго - до 1574 г.). Земли, входившие в Польское государство, обладали значительной автономией и имели свои местные парламенты, сеймики. Польшу того времени называют «дворянской республикой», хотя она была конституционной монархией.

Как видно, Польша развивалась в русле западной цивилизации и значительно отличалась по своему общественному устройству от Московского государства. XVI - начало XVII вв. - это время Расцвета Польши. Она активно расширяла свои территории, прежде всего на Востоке, пользуясь ослаблением Великого княжества Литовского. Литва, раздираемая внутренними противоречиями, теснимая усиливающимся Московским государством, в 1569 г. согласилась на создание единого польско-литовского государства. Так появилась Речь Посполитая.

Обе части Речи Посполитой - Литва и Польша - полностью сохраняли свою автономию: административное устройство, суд, бюджет, войско. Во главе государства при этом был общий король и общий парламент. Воспользовавшись Смутой, Речь Поспелитая поставила своей целью не только вернуть все русские земля, которые ранее входили в состав Литвы, но и вообще ликвидировать Московское государство. Польша поддержала Лжедмитрия I, Лжедмитрия II. В 1609 г. началась открытая интервенция. Польские войска заняли западные земли, дошли до Москвы и захватили Кремль.

И вот в этих условиях часть московского боярства решила использовать ситуацию и, оперевшись на силу польского короля Сигизмунда III, стабилизировать положение. Было предложено избрать русским царем сына Сигизмунда III - Владислава. 17 августа 1610 г. был подписан договор о признании на русский престол польского королевича. Договор предусматривал следующие условия: крещение Владислава в православную веру; категорический запрет на распространение католичества в русских землях (предусматривалась смертная казнь тем русским, которые примут католичество и откажутся от православия); женитьба Владислава на православной невесте; уход польских войск с территории Московского государства, возвращение всех русских пленных.

Оговаривалось и устройство государства: царь являлся главой государства, но права его ограничивались Боярской думой и Земским собором, т.е. ограниченная монархия с разделением властей. Предполагалось, что Московское государство останется независимым.

Таким образом, предполагалось выйти из кризиса, перейти на европейский путь развития, используя польские войска, а также польскую династию.

Договор 1610 г. не реализовался. Владислав не перешел в православие - ему в это время было 15 лет, и он был яростным католиком. Кроме того, перейдя в православие, он терял право на польский престол после смерти отца. В Российском обществе началось патриотическое движение за то, чтобы страна решала свои проблемы самостоятельно, без иностранного вмешательства. Категорически против польской династии выступила православная церковь в лице патриарха Гермогена. Собирается ополчение, в рядах которого были дворяне, посадские люди, купцы, крестьяне. Ополченцами были не только русские, но и народы Поволжья, кители Украины. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский и Нижегородской торговец Кузьма Анкудинович Минин стали лидерами патриотических сил, инициаторами создания ополчения для освобождения территории России от иностранных войск.

Любопытно, что ополченцы думали не только о чисто военных удачах (вытеснить поляков с русской земли), но и о государственных вопросах. В ополчении был избран земский совет, созданы приказы (судный, посольский и т.д.). Ополчение стремилось стать базой для восстановления российской государственности. В октябре 1612 г. ополчение спасло Москву, освободив ее от польских войск.

Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Кузьмы Минина - не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело - имел отклик у простых людей, символизировал поворот общества к нравственному гражданскому началу. Народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взял в свои руки судьбу государства. Произошло то, что С. М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда "народ углубился во внутренний, духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения". Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил по словам И. Е. Забелина, "такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно".

В 1612 г. на Красной площади в честь победы был открыт собор Казанской божьей матери, построенный на деньги Пожарского и на народные пожертвования. (Чудотворная Икона Казанской божьей матери была с войсками.) В советский период собор был уничтожен и восстановлен первым Президентом России Б. Н. Ельциным.

Государственное и общественное развитие после Смуты. Первые Романовы. После освобождения Москвы в январе 1613 г. собрался Земский собор. Здесь были и бояре, и высшее духовенство, и дворяне, и люди посада, и свободные крестьяне-общинники. Однако не было представителей крепостного крестьянства и нерусских народов.

Земский собор 1613 г. был многолюден. Хотя точное число Участников неизвестно, историки предполагают, что оно приближалось к 700 человек. Заседания чаще всего шли в Успенском соборе Кремля. Это было единственное помещение, которое могло вместить такое количество людей.

Борьба при обсуждении вопроса о власти шла очень острой. На московский престол предлагали сына германского императора Рудольфа, шведского королевича Карла-Филиппа, сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II. Земский собор отсек европейских кандидатов, приняв решение о том, что царем должен быть человек из российских земель. Летописец свидетельствовал, что предложение об иноземном царе исходило от аристократии. Однако низы не поддержали это стремление. Псковский летописец указал: "Народы же ратные не восхотели ему быти".

Затем развернулась борьба вокруг кандидатов из старинных боярских родов. Борьба была упорной. В ход пускалось все: агитация, демагогия, подкуп голосов. Полного списка кандидатов не сохранилось, но известно, что предлагались кандидатуры Василия Шуйского (того, что был уже на престоле и не смог стабилизировать ситуацию), Воротынского, Трубецкого, Милославского, Михаила Романова.

7 февраля 1613 г. Собор остановился на кандидатуре Романова. Но окончательный выбор отложили до тех пор, пока не выскажется народ. Города и провинция поддержали кандидатуру Михаила. Поддержали не столько верхи, сколько средние слои (казачество, мелкие служащие).

И вот 21 февраля 1613 г. в Успенском соборе состоялось торжественное заседание Собора, на котором единогласно был избран царем Михаил Федорович Романов, и члены Собора присягнули царю. Присягнули Михаилу и все города.

Так Михаил Романов положил начало новой династии, которая правила три столетия, а Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восстанавливая общественную систему. Сам Михаил был слаб как правитель, но рядом с ним была сильная личность - отец царя. Отец царя Филарет сделал церковную карьеру при самозванцах - Лжедмитрий II сделал его патриархом. Во время избрания его сына царем, он находился в польском плену.

Восстановление общества шло непросто. Еще беспокоили самозванцы, на престол претендовал Владислав, власть еще не была крепкой. На светскую власть претендовала церковь. Патриарх Филарет, пользуясь положением отца царя, стремился подчинить государство церкви. Его порой величали "великим государем" наряду с царем.

Восстановление государства шло трудно еще и потому, что царь Михаил не был государственным деятелем. Выход находили в постоянном диалоге с обществом в лице Земского собора. В первой половине XVII в. Земский собор работал непрерывно, решая буквально все дела. Ситуация медленно, но стабилизировалась.

Укрепилась власть уже при царе Алексее Михайловиче.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. ЕГО ВЗГЛЯДЫ. ИДЕАЛЫ. В 1645 г. он принял титул "Царь, Государь, Великий князь веся Великая и Малая России, Самодержец". Это окончательно закрепило за страной название - Россия. Царь не был стеснен никакими законами. Отношения подданства были восстановлены.

Политическим идеалом Алексея Михайловича была монархия Ивана Грозного. Эпоха Грозного его привлекала не террором, а неограниченностью власти. (Сам Алексей Михайлович назывался в народе Тишайшим за вежливость, склонность к компромиссам.)

Царь привлекал к правлению умных, сведущих людей, по способностям, а не по родовитости, как это было ранее. Опорой ему стала бюрократия. Госаппарат возрос за 50 лет (с 1640 по 1690 гг.) в 3 раза.

Был учрежден Приказ тайных дел. В его задачу входил контроль за точным исполнением указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью. Работники Тайного приказа сопровождали бояр-послов за границу, строго следя за соблюдением инструкций, данных царем. Тайный приказ подчинялся непосредственно царю. Через него Алексей Михайлович сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью государственных служащих сверху донизу.

Боярская дума потеряла какое-либо значение. Ведущими в госуправлении стали административные органы, которые назывались приказами. Большинство из них носило военный характер: стрелецкий, казачий и т.д. Армии уделялось большое внимание.

Усиливая централизм в управлении, Алексей Михайлович ясно понимал опасность перекосов в сторону тотального администрирования. Не забывалось, что необузданный произвол режима Ивана IV заронил в общественное сознание искры будущей Смуты. Поэтому во II половине XVII в. Россия продвинулась по пути правового государства. Законы закреплялись Соборным Уложением 1649 г. Уложение называлось Соборным, поскольку принималось на Земском соборе и представляло собой основы законодательства России. Подлинный текст Соборного Уложения сохранился в Государственном архиве. Это огромный свиток Длиной 309 м.

В Соборном Уложении определяется статус главы государства-Царя, самодержавного и наследного монарха. Утверждение царя на Земском соборе легитимировало его, хотя Земские соборы, которые в половине XVII в. собирались довольно часто, в дальнейшем, в начале 50-х годов XVII в., прекратили существование и больше не собирались. Самое знаменитое Соборное Уложение 1649 г, было принято на Земском соборе, которое собрали в чрезвычайной ситуации 1648 г., когда в Москве вспыхнуло массовое восстание.

Соборное Уложение было главным делом Алексея Михайловича, при нем российское общество стало более открытым, но европеизации России не произошло. Усовершенствования в государственном, правовом устройстве страны не ускорили развитие общества, а наоборот, закрепили корпоративно чиновничью структуру общества, что сдерживало социальную мобильность. Россия с трудом развивалась, в тяжелом экономическом положении находилось большинство населения: посадские люди, казачество, ратные люди (воины), не говоря уже о крепостных крестьянах.

Культура и быт русского народа XVII в. испытывали мировоззренческий раскол. Существовали сторонники консерватизма и сторонники проникновения западного влияния, резкое неприятие их друг другом вело к расколу общественного сознания. Недаром XVII в. вошел в историческую литературу как "бунташный век": волнения и бунты прошли чередой с его начала до самого конца. Даже самый общий перечень их выглядит внушительно: Смута, волнения 1648 - 1650 гг. в Москве, Пскове и Новгороде; "медный бунт" 1662 г.; "разинщина" в 1670 - 1671 гг.; соловецкое возмущение в 1668 - 1676 гг.; "Хованщина" 1682 г.; стрелецкий мятеж 1698 г.

Позволительно утверждать, что корни волнений находились не только в экономической и политической сферах, но и в среде социально- психологической. Шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода. Волнения были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения.

Россия нуждалась в глубоком реформировании. Однако это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. В то время, как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность были свободны от регламентирующего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом - влияние религии, церкви сказывалось даже в мелочах.

Причем русская православная церковь проявляла особое упорство в противостоянии изменениям. В соответствии с Флорентийской унией православная и католическая церкви должны были руководствоваться единым вероучением. А русская церковь продолжала ориентироваться на символ веры, сформулированный еще в IV-V вв. н. э. Она оказалась изолированной не только от католичества и протестантства, но и от европейского православия. Более того, всех православных, которые не принадлежали к русской церкви, считали и вероотступниками, и еретиками. Православных греков ругали за латинство. Не лучше было дело и в отношении православия в западнорусских землях, которые находились в составе Речи Посполитой. Православным центром этих земель был Киев, где была резиденция митрополита. В Киеве вводились новшества, которые в Москве рассматривались как уклон к латинству.

В России, таким образом, считали еретиками всех православных, которые не подчинялись Московскому патриарху. Надо сказать, что страшные для этого времени обвинения в ереси были взаимными. В середине XVII в. Москву потрясло известие, что на святом Афоне греческие монахи сожгли русские богослужебные книги как еретические. Надо было делать выбор. Нужна была реформа церкви. В ней было заинтересовано и государство. Претензии на главенство церковной организации над государственной составляли определенную угрозу царской власти, ее неограниченности.

К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон, который имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над государственной. Никон - властный и жестокий - ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно утверждалось. Имел он и далеко идущие планы, мечтая превратить Московское государство в центр христианского мира. Таким образом, в деятельности Никона переплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха.

Сама реформа Никона была очень умеренной. Она устраняла различия в богослужебной практике между русской и греческой церковью, вводила единообразие в церковной службе по всей России. Реформа не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества. Но даже эти умеренные реформы привели к расколу на сторонников Никона и ревнителей старой веры (староверов). И там и там были люди разных слоев, разного положения.

Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить полномочия патриарха в 1658 г. и удалиться в монастырь. Главные события в церковной реформе произошли после удаления Никона. Царь Алексей Михайлович в государственных интересах приветствовал преобразования в церковной обрядности и взял дело Церковной реформы в свои руки. В 1667 г. царь созвал в Москве церковный собор, на котором обсуждался важный вопрос об отношении духовной власти и светской. Царь стремился заранее на решение, используя греческих иерархов, приглашенных на собор. Многие русские священнослужители выступали за контроль над государством. После борьбы собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - в делах церковных. Это крайне важно! Церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Собор осудил Никона за чрезмерные претензии на власть, лишил его звания патриарха. Но одновременно - собор признал православными всех греческих патриархов (раньше их клеймили в приверженности к латинству) и разрешил все греческие богослужебные книги. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было решительно осуждено. Несогласные поднимали восстания, ухо; ни в леса. Самосожжением покончили около 20 тысяч человек.

Церковная реформа, при всей ее ограниченности и несопоставимости с реформацией, воспринималась обществом как прозападная. Иллюзий не было, что ее сторонники в конечном итоге призывают воссоединиться на духовной основе с Европой, освободить государственную жизнь от регламентации церкви. Любопытно, что протопоп Аввакум, неистовый ревнитель старой веры, в своих сочинениях поместил в ад не только царя Алексея Михайловича, допустившего никонианство, и, естественно, самого Никона, но и Платона, Аристотеля, Диогена - крупнейших мыслителей греко-латинской цивилизации.

Изменения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу для деятельности Петра I. Великий преобразователь России - явление, которое было невозможно, если бы ему не предшествовала церковная реформа.

Смутное время (кратко)

Краткое описание смутного времени

Смутным временем историки называют один из самых сложных периодов развития государства. Оно длилось с 1598 по 1613 годы. Государство на рубеже шестнадцатого – семнадцатого веков перенесло самый жестокий политический и экономический кризис. Ливонская война, татарское нашествие и опричнина (внутренняя политика, проводимая Иваном грозным) смогли привести к максимальному усилению различных негативных тенденций и росту общественного недовольства. Это и явилось основными причинами периода Смуты на Руси. Историками и исследователями выделяются некоторые, особо значимые даты Смутного времени.

Первый период Смуты охарактеризовался жёсткой борьбой за правящий престол среди множества претендентов. Унаследовавший власть сын Ивана Грозного был слабым правителем и управлением страной руководил Борис Годунов, приходившийся братом супруги царя. Историки считают, что именно с его политики и начались народные недовольства.

Однако фактическое начало смуте было положено явлению в Польше Григория Отрепьева, который объявил себя выжившим царевичем Дмитрием. Но и без поддержки поляков Лжедмитрия признала большая часть государства. Также он был поддержан в 1605 году воеводами Руси и самой Москвой. В июне этого же года Лжедмитрия признали царём, но его ярая поддержка крепостничества послужила причиной к восстанию в ходе которого его убили семнадцатого мая 1606 года. После этого престол занимает Шуйский, но и его власть была недолгой.

Второй период Смутного времени ознаменовался восстанием Болотникова. Так в ополчение вошли все слои общества. Участвовали в восстании как посадской люд, так и холопы, землевладельцы, казаки, крестьяне и пр. Восставшие были разбиты под Москвой, а самого Болотникова казнили. Возмущения народа нарастали.

Позже Лдедмитрий Второй бежит, а Шуйского стригут в монахи. Так в государстве начинается Семибоярщина. В итоге сговора бояр с поляками Москва присягает польскому королю. Позже Лжедмитрия убивают война на власть продолжается.

Третий, заключительный этап Смуты – борьба с интервентами. Русский народ объединяется для борьбы с поляками. Ополчение Пожарского и Минина доходит к Москве к 1612 году, освободив город и прогнав поляков.

Историки связывают окончание периода Смуты с появлением на русском троне династии Романовых. Двадцать первого февраля 1613 года на Земском соборе избирают Михаила Романова.

Глубокий кризис, захвативший все области жизнедеятельности Российского общества в начале 17 века, выплеснулся в кровавые конфликты, борьбу за независимость.

Причины:

1. Тяжелейший кризис страны, имеющий связь с царствованием Ивана Грозного.
2. Утраченные западные земли (Иван – город, яма, карела).
3. По земельным вопросам активно вмешиваются другие государства Швеция, Польша, Англия.
4. Обостряются социальные разногласия среди разных слоев общества (между царской властью и боярами, боярами и дворянами, феодалами и крестьянами, феодалами и церковью).
5. Кризис в династии.
6. На престол встает Федор, сын Ивана Грозного, взявший узы правления после смерти отца.
7. В Угличе, в 1591 году, при непонятных обстоятельствах погибает Дмитрий, младший сын Ивана Грозного.
8. В 1598 году умирает Федор, пресекается династия дома Калиты.

Основные этапы смуты:

1598 – 1605 года. Решающая фигура того времени-это Борис Годунов. Славился как жестокий политик. В начале 17 века три голодных года уничтожили сотни тысяч людей. Историки утверждают, что в это время погибло около одной третьей части населения России. Впервые государство пришло на помощь нуждающимся. Борис Годунов дал распоряжения выдавать хлеб и денежные пособия, ограничивать цены на хлеб. Эти меры не дали никаких результатов. По стране шли массовые восстания.

Объявляется человек, беглый монах Григорий Отрепьев, назвавшийся спасенным Царевичем Дмитрием. Получивший в истории имя Лжедмитрий 1. Он в Польше организовал отряд, и 1604 году пересек границу с Россией. Простой народ видел в нем освободителя от крепостного гнета. В 1605 году умирает Борис Годунов. В 1606 году Лжедмитрия убивают.

Второй этап 1606 – 1610. У власти оказывается царь Василий Шуйский, выдвинутый боярами. Против него поднял восстание Иван Болотников. Волнение соединило различные социальные группы (казаки, крестьяне, холопы, дворяне), одерживающие победы в Туле, Калуге, Ельце, Кашире. При движении на Москву они были разбиты, отступили к Туле. В октябре 1607 года мятеж подавили. Шуйский жестоко расправился с предводителем и вместе с ним казнил 6 тысяч мятежников.

В июле 1607 года появляется еще один авантюрист Лжедмитрий 2. Он собирает отряд, который подходит к селу Тушино. Два года длилось противостояние между «Тушинским вором» и Василием Шуйским. При помощи шведского короля удалось царю справиться с самозванцем. Лжедмитрия 2 убил в Калуге его же сообщник.

Летом 1610 года на Москву напали шведы, разбили царское войско. Народ открыто высказывал недовольство властью, свергнул Шуйского с престола. Утвердилась семибоярщина. Москва была занята поляками. Стране угрожала потеря независимости.

Третий этап. 1611- 1613 года. Патриарх Русской православной церкви Гермоген выступил с призывом к народу, призывая их к освобождению Москвы. Первое движение, под предводительством Прокопия Ляпунова распалось, руководитель был убит. Второе возглавили земский староста Минин и князь Пожарский, которые в августе 1612 года подошли к захваченной Москве. Польские захватчики оказались без продовольствия. В октябре Россия была освобождена.

Итоги:

Страна понесла большие потери. Погибших за время смуты было более одной третей части населения.
- Россия находилась в положении экономической катастрофы.
- Большие потери территории (Черниговская земля, Смоленская, Новгород-северская, Прибалтика).
- У власти появилась новая династия Романовых.

Династия Романовых:

В январе 1613 года Земским собором избирается царь Михаил Федорович Романов. Тогда ему было 16 лет. Ему и его знамениты потомкам выпала честь решить 3 важные для России задачи:
- восстановление территорий.
- восстановление государственной власти.
- восстановление экономики.

Царствование Ивана Грозного сильно ослабило Россию. Царь не оставил наследника, который мог бы справиться с управлением России в это сложное время. Старший сын Иван был в припадке гнева убит царем. Другой сын, Федор, занявший престол после смерти отца, мечтал стать монахом и мало интересовался государственными делами. Фактически вместо него правил его родственник, умный и волевой боярин Борис Годунов. Самый младший сын Ивана Грозного - Дмитрий - погиб при невыясненных обстоятельствах, но народная молва обвинила в его гибели Бориса Годунова.

В 1598 году после смерти бездетного царя Федора династия Рюриковичей, правившая Россией более семи веков, пресеклась. Земский собор избрал Годунова на царство. Началось его правление успешно, но несколько страшных неурожайных лет сильно ослабили власть Годунова. В народе стали считать его неправедным, ненастоящим царем, хотя он прилагал все усилия, чтобы накормить голодных. Достаточно было только искры, чтобы в России разгорелся пожар народной смуты.

В начале 17 века в Польше объявился человек, который назвался «чудесно спасшимся» царевичем Димитрием. Но это был не Дмитрий, а беглый монах Григорий Отрепьев. Поэтому его называют Лжедмитрием. Собрав войско, Лжедмитрий пошел в поход на Москву. В его войско входили отряды польских воинов и недовольных Годуновым русских дворян. Но армия Годунова разбила разношерстное русско-польское войско Лжедмитрия. И только неожиданная смерть Годунова спасла самозванца.

Москва открыла ему свои ворота, и Лжедмитрий стал царем. Но правил он всего год. Бояре недовольные тем, что главными советниками Лжедмитрия стали приехавшие вместе с ним поляки, организовали заговор. Лжедмитрий был убит, а царем был назван боярин Василий Шуйский, хитрый интриган, но слабый правитель. Народ не считал его законным царем. Объявились новые самозванцы, которые называли себя именами различных «чудесно спасшихся» русских царей. И каждый из них со своим войском разорял и грабил русские земли.

Этой ситуацией воспользовались иноземные враги России - поляки и шведы. Польское войско заняло значительные территории и с помощью части бояр захватило Москву. Шведы тем временем захватили Новгородские земли. Встал вопрос о существовании независимого Русского государства.

Многие русские люди считали, что иноземцев и самозванцев нужно изгнать из пределов Руси. В Нижнем Новгороде собралось народное ополчение, каждый русский человек должен был отдать пятую часть имущества на его создание. Возглавили ополчение горожанин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

В 1611 году народная армия заняла Москву. Через два года собрался Земский собор, на котором новым царем был избран Михаил Романов.