Репетиторы по русскому языку для иностранцев. Разгромный пост про курс рки в мгу

1. «Learn Russian » Сетевой мультимедийный учебник для начинающих изучать русский язык. Есть упражнения, аудио, отличные таблицы, топики от алфавита до научного стиля речи.
Е.В.Рублева и др. Autonomous Nonprofit Organization "TV-Novosti", 2005-2012
http://learnrussian.rt.com

2. Russian on-line http://www.rus-on-line.ru/index.html
Интерактивные упражнения, наглядные таблицы. Посмотрите, например, как замечательно представлены глаголы движения: http://www.rus-on-line.ru/Exercises/Grammar/28-grammar.html

3. Сетевое мультимедийное пособие представляет собой серию заданий на различные грамматические темы (А2-В1) Л.Л. Бабалова М.: ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. Здесь вы найдёте упражнения на падежи, глаголы движения, выражение времени, степени сравнения, виды глагола, причастия и деепричастия, неопределённые и отрицательные местоимения, глагольное управление.
http://rustest-online.ru/glavnaya

4. «Время говорить по-русски! » Сетевой учебно-методический интерактивный комплекс по русскому языку для начинающих (А1). А.Ю.Петанова, Ю.Е.Коваленко. М.: ЦМО МГУ, 2005-2013. http :// www . speak - russian . cie . ru / time _ new

5. Бесплатные рабочие листы для преподавателей РКИ https://ru.islcollective.com/ Огромная, постоянно пополняющаяся коллекция материалов на разные темы.

6. «Сетевая текстотека » Сетевой лингвотренажер, имеющий своей целью формирование навыков чтения по четырем уровням. (А1-А2-В1-В2) О.Э. Чубарова и др. М.: ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010-2013. http://lrwi.ru/?p=1

7. Презентации на разные темы для уровня А1 http://www.gcserussian.co.uk/?page_id=488

8. Между нами (сетевой учебник) http://www.mezhdunami.org/

9. Интерактивные тренировочные упражнения и тесты по грамматике от элементарного до продвинутого уровня
http://www.russian.ucla.edu/flagship/russianflagship/Grammar.html

10. Russian for everyone http :// www . russianforeveryone . com / Начальный курс русского языка (алфавит, словарь, грамматика, игры)

Больше сайтов .

Posts from This Journal by “сетевые ресурсы” Tag

  • Онлайн-курс « Визуализации для преподавателей: создаем креативные учебные материалы и используем их на занятиях». Организует курс:…

  • А в каких виртуальных сообществах состоите вы? На какие конференции ездите? В каких семинарах участвуете?


  • Мемы в преподавании РКИ

    Сейчас в изучении языков активно используют интернет-мемы. Вот как, например, это делают на уроках русского языка в Чехии:…


  • Гостевой пост от Татьяны Климовой - автора РУССКОГО ПОДКАСТА

    Очень часто слушатели курсов методики преподавания РКИ просят меня посоветовать подкасты на русском языке, которые могли бы слушать их студенты. Я…

  • Фото Елены Ростуновой

    Чтобы подробнее узнать о специфике преподавания русского языка иностранцам, координаторы центра побеседовали с Анной Леонтьевой, кандидатом филологических наук, доцентом Школы лингвистики НИУ ВШЭ.

    — Есть ли в России методика преподавания русского как иностранного (РКИ)?

    — Методик много. Преподавателей РКИ готовят в МГУ, ГИРЯП, РУДН, центре Китайгородской, во многих других местах, и везде своя школа. Большинство современных преподавателей РКИ основываются на коммуникативном принципе преподавания: когда тебя учат выражать свои мысли на языке, общаться на нём, решать какие-то коммуникативные задачи (например, купить карточку на метро, завести счет в банке, познакомиться с девушкой). Если тебя понимают, и ты понимаешь, что тебе говорят, — значит, ты языку научился.

    — Какие пособия по РКИ сейчас существуют?

    — В издательствах «Златоуст» и «Русский язык. Курсы» можно найти пособия для самых разных целей и категорий учащихся. Есть учебники, которые пишут вузы «под себя». РУДН-овский «Русский язык — мой друг», например.

    — Насколько учителя, на ваш взгляд, осведомлены о том, как нужно преподавать РКИ?

    — Если речь идет о школьных учителях, то это не их профиль: у них другая специальность, другой набор компетенций. Если они сталкиваются с ребенком, для которого русский неродной, то могут начать учиться методике РКИ. У нас в Вышке есть курсы повышения квалификации, разработанные специально для школьных учителей, в класс к которым пришли дети-иностранцы.

    — Вы преподаете русский как иностранный. Расскажите, как все происходит на практике.

    — Сейчас я преподаю русский язык на подготовительном факультете. Это специальный факультет для тех иностранцев, которые хотят потом поступать в российские вузы и учиться по-русски. Мы должны научить их русскому языку, чтобы они могли понимать лекции и общаться с преподавателями и сокурсниками, а коллеги-предметники учат их тому, что знают русские дети к моменту окончания школы.


    Фото из архива организации «Такие же дети»

    — Из каких стран Ваши студенты?

    — Из самых разных. В прошлом году у меня была чудесная группа, две трети которой составляли болгары. А вместе с ними училась девочка из Черногории и мальчики из Таиланда и из Иордании. В этом году у меня в группе два француза, один мальчик из Брунея (до этого он учился в Японии и получил там PhD), мальчик из Демократической Республики Конго и девочки из Монголии и из Вьетнама. А в начале года было еще два студента: один из Бразилии, а другой — из Ирана. К сожалению, оба не дошли до конца: отчислились.

    — Насколько тяжело им дается русский язык? Они приезжают с нулевым уровнем знания?

    — Все приезжают с разным уровнем русского языка и с разным опытом изучения иностранных языков. Для кого—то русский первый иностранный язык, а для кого-то — пятый. Мы формируем группы по результатам входного тестирования: кто-то начинает с алфавита, а кому-то можно сразу читать неадаптированные тексты по специальности. Хотя последние, скорее, редкость. Чаще всего к нам приезжают или совсем «нулевики», или ребята, уже научившиеся читать и писать, знающие несколько десятков слов и конструкций. Язык дается всем по-разному, зависит это от многих факторов. Например, если у тебя родной язык славянский, да еще и письменность кириллическая, то ты будешь двигаться семимильными шагами и очень быстро достигнешь уровня иностранцев с неславянским родным языком, учивших русский уже несколько лет. Таких студентов мы стараемся сажать в одну группу. Получается очень интересная картинка: студенты из славянских стран с нуля очень быстро овладевают лексикой: новые слова для них не проблема — практически любое похоже на слово из родного языка. Ребята из других стран, долго учившие русский дома, здесь оказываются слабее, зато они часто первые в грамматике.

    Мы стараемся 80% урока посвятить самостоятельной работе учащихся: студенты читают тексты, пересказывают друг другу, обсуждают какие-то вопросы. Тем, кто приезжает из стран Дальнего Востока очень трудно привыкнуть к нашим методам обучения: дома они всё учили наизусть, на уроках только слушали учителя, а сами не говорили. Они блестяще усваивают материал, в письменных упражнениях ни одной ошибки, а сами говорить не могут, и не пытаются, потому что не приучены к такой деятельности. Для них хорошо учиться — это максимально точно повторять то, что сказал наставник.

    — Были ли какие-то забавные случаи, связанные с изучением языка. Сейчас поясню: вот у нас в центре «Такие же дети» есть ученица, которая постоянная путает два слова «пингвин» и «пельмень», звучит это комично. Было ли что-то подобное в Вашей практике?

    — Ой, чего только не было. Одна чудесная девочка, китаянка, однажды перепутала слова «шкаф» и «кошка». Я обычно урок начинаю с того, что мы все делимся новостями: кто-то в парк ходил, кто-то впервые в жизни торт испёк, у кого-то вчера голова болела, и он впервые в аптеку попал, а аптекарша только по-русски говорила. Это очень помогает: студентов никто не заставляет говорить то, чего они не хотят, каждый сам выбирает тему: тренирует то, что актуально именно для него. И вот встречаемся мы с группой после выходных, и девочка говорит: «Мы вчера купили кошку!» — «Ничего себе, — отвечаю, — А в общежитии можно жить со своей кошкой?» — «Да, — говорит, — конечно. У нас в комнате много места». «А какая, — спрашиваю, — кошка? Красивая?» — «Очень красивая, — отвечает девочка. — Она деревянная, и в ней много полок для одежды». Таких историй миллион можно вспомнить — на целую книгу хватит.



    Фото - Михаил Шпилевой

    — Что бы вы посоветовали человеку, который преподает РКИ или же тому, кто только начинает этот путь?

    — У каждого в нашем ремесле свой путь, и вряд ли можно найти какие-то советы, универсальные для всех. Когда я учу наших магистров, будущих преподавателей РКИ, я стараюсь показать им, что никакая грамматика, сколь бы священной она ни казалась, не заменит нашей языковой интуиции, умения работать с материалом и формулировать правила, которые покажут, как сказать можно, а как нельзя. Потому что не всегда можно предсказать, о чем нас спросят иностранцы. Конечно, хорошая лингвистическая база помогает быстро сориентироваться и найти ответ, но всего знать просто невозможно, и лингвисты тоже всего о языке не знают — иначе наука перестала бы существовать. Поэтому, может быть, даже важнее знаний умение думать, искать ответ самостоятельно. Мы прикидываем в уме несколько ключевых примеров, сравниваем их, рвём, выворачиваем наизнанку — играем с ними, как можем. И в результате выдаем правило, которым иностранец может пользоваться при порождении речи. Например, такое: «Если у нас есть сравнительная степень и за ней слово «чем», то падеж у имен, обозначающих то, что мы сравниваем, всегда будет одинаковый: «Маша выше, чем ее брат», «Маше сейчас страшнее, чем её брату», «у Маши игрушек больше, чем у её брата», «с Машей интереснее разговаривать, чем с её братом», и так далее.

    Такие правила может сформулировать практически любой носитель языка, если научится думать в правильную сторону: сравнивать минимальные пары, искать условия употребления языковой единицы и ограничения на ее употребление. Это очень полезный навык, он развивается со временем. Потому что утверждения типа «иногда можно сказать так-то и так-то, а еще бывает то-то и то-то» мало что дают иностранцу: он ведь не понимает, когда это «иногда» и «еще». А вот утверждения типа «при таких-то условиях сказать можно только так, а по-другому нельзя» — дают очень много. Усваивая такие утверждения иностранец и учится говорить на новом для себя языке.

    Беседовала Анна Ромащенко, волонтер, координатор по работе с семьями Интеграционного центра «Такие же дети»

    1. Нередко встречаешь такие комментарии: "Я прочитал(а) кучу методичек, прослушал(а) лекции ведущих преподавателей, но так и не понял(а), с чего начинать, как начать заниматься с иностранцем, как приступить к урокам". Мой совет: "Начните с начала и вы не ошибётесь". Начало - это алфавит и правила чтения.

    2. Другой часто задаваемый вопрос: "Где найти учеников?!" Чтобы найти себе учеников, вам нужно разместить своё резюме на специализированных сайтах, разослать его по языковым школам. В CV не забудьте подчеркнуть свои коммуникативные навыки, знание иностранных языков, опыт общения с иностранцами. Зарегистрируйтесь в социальных сетях, лайкните странички для экспатов, вступите в группы по языковому обмену, и вам обязательно посчастливится.

    3. Следующая проблема: "Какой учебник взять и где его найти?" Если лет 5 назад, а уж тем более 10 найти необходимую книгу или ресурс было сложно: отсутствовало такое многообразие материлов, а главное, они не были столь доступными, как сейчас, - то теперь возникли обучающие сайты, образовательные порталы, массу пособий можно скачать, купить у издательств по приемлемой цене, заказать доставку. Куда деть эту информацию, как не утонуть в ней? Взвесьте ситуацию, оцените то, чем вы располагаете, сделайте выбор.

    4. Непрерывно повышайте свою квалификацию. Развивайтесь сами, учите иностранные языки, ознакомьтесь с родным языком вашего ученика. Набирайтесь опыта, совершенствуйтесь, берите на заметку, что делают другие преподаватели; адаптируйте, применяйте, отмечайте плюсы и минусы, берите лучшее. Ваш профессионализм - залог успеха. Обогащайте свои знания. Разбирайтесь во всех тонкостях и нюансах русской грамматики, будьте наблюдательны и внимательны к оттенкам значений. Для преподавателя на первом месте должен быть сам язык. Карты, карточки, картинки, шутки, игры, прибаутки, песни, фильмы, сценки, пантомимы, проекты и дискуссии - это лишь красочная обёртка, вершина айсберга и будут хороши и эффективны только тогда, когда преподаватель владеет системой языка и ясно представляет себе, зачем он использует определенный приём и для чего предлагает на уроке тот или иной материал. Итак, будьте лингвистами.

    5. По-разному формулируйте цель урока для себя и для студента.

    6. Любите грамматику, ведь "грамматика учит говорить", а ещё она логична и очень увлекательна. Для большинства так называемых исключений можно найти правило и привести всё в систему. Некоторые темы работают как математические формулы: вспомните оппозиции глаголов движения (идти - ходить) и видов глагола (покупать - купить).

    7. Учёба - это труд, совместный труд преподавателя и студента. Не ждите чуда. Только благодаря упорной работе вы добьётесь результатов. Научить нельзя, а научиться можно. Делу - время, а потехе - час.

    8. Сделайте из занятий весёлую игру. Не старайтесь передать вашему студенту все знания, которые есть у вас. Будьте психологом, чувствуйте вашего ученика, выясните его цели. Вполне возможно, он вообще не готов воспринимать грамматику и заучивать правила (в силу разных причин: занятости, возраста, потребностей). Не загружайте его сложностями и упражнениями на отработку разных форм и значений. Даже если на одном уроке он это запомнит, к следующему занятию всё равно всё забудет, потому что ему это не нужно и не интересно. Non progredi est regredi. Повысьте эффективность своих занятий иным способом. Ищите яркие образы, меньше текстов, не объясняйте грамматику, забудьте о ней, больше разговаривайте, слушайте, рисуйте, описывайте картинки, смотрите видео, играйте, обсуждайте всё подряд (это получается даже на элементарном уровне, если вы нашли общий язык с вашим студентом) и наслаждайтесь процессом. Большинство людей - визуалы. Один мой ученик говорил, что грамматику он может понять и запомнить только через образ, атмосферу занятия и стиль преподавателя. Даже одежда и аксессуары играют роль. Пусть учение будет развлечением!

    9. Не обязательно быть филологом, лингвистом или педагогом, чтобы преподавать РКИ. Не обязательно и самому владеть иностранными языками. Одни из лучших уроков, которые мне удалось увидеть, проводили экономисты, врачи, математики, юристы по первому образованию. Здесь самое важное - желание и любовь к своему новому делу. И быть немножко актёром. А в процессе работы приходят и опыт, и необходимые знания. Docendo discimus.

    10. Оптимизируйте учебный процесс с помощью программных обеспечений и приложений для компьютеров, смартфонов, планшетов, которые помогают делать увлекательные уроки; используйте интерактивную доску, программы-оболочки для создания упражнений, живых презентаций. Всё это позволит разнообразить занятие как в аудитории, так и по скайпу. На уроке в XXI веке без этого нельзя обойтись.

    11. Будьте методистами. Имейте здравый смысл. Научитесь при необходимости перекраивать структуру учебника, пропускайте не нужное или, на ваш взгляд, не уместное (странный юмор, однобокое представление российских реалий, к примеру), забегать вперёд, сочетать разные книги, дополнять недостающее, находить тексты в интернете. Учебник используйте как ориентир, программу, чтобы поставить цель и достичь нужного уровня. Учитывайте интенсивность уроков, концентрацию часов, быстроту, память, желания, ожидания и потребности вашего ученика. У любого учебника есть достоинства, извлеките из них максимальную пользу.

    12. Помните: лучший отдых - это смена деятельности. Один из моих студентов, который приехал в Россию учиться в магистратуре, говорил: "На уроках я устаю, потому что всегда сижу. На работе легче: там я не только сижу, но и хожу, а ещё езжу на машине контролировать работу на объекте". А потому: м еняйте виды деятельности: говорите, пишите, читайте, слушайте, пойте, вставайте, садитесь, ходите, выполняя различные задания. Так мозг не будет сильно переутомляться. Не только на уроках с малышами можно делать разминку. Взрослым она тоже необходима, ведь взрослые - это высокие дети.

    13. Больше говорите, говорите обо всём, что вас окружает. Внимательно и терпеливо слушайте собеседника. Когда он совершает ошибку, дайте ему возможность исправиться самому. Переспрашивайте, поддерживайте, рассказывайте, интересуйтесь. Не правда, что на занятии трудно создавать ситуации естественного общения, вся наша коммуникация на уроке естественна, любая мелочь может породить интересный разговор. А это то, ради чего мы (и преподаватели, и студенты) приходим в аудиторию:-)

    Вы когда-нибудь задумывались о том, как изучают русский язык иностранцы? И каково это - обучать их с нуля?

    Мы говорим по-русски с детства, учим грамматику в школе и в вузе - и всё равно делаем ошибки. Что уж говорить о тех, кто начинает учить язык уже взрослыми!

    Справиться с великим и могучим студентам из зарубежья помогает .

    Что такое русский язык как иностранный

    Русский язык как иностранный (РКИ) - это отдельная дисциплина, и ее программа сильно отличается от привычной нам школьной. Российские ученики с детства как минимум говорят по-русски и воспринимают речь на русском языке, а в их учат правильно записывать уже знакомые слова и фразы, логично и красиво излагать мысли. Иностранцам же нужно учить сразу всё: как звучит слово, как его надо произносить и писать, в каких ситуациях его можно употреблять, как строить фразы. Грамматику начинают изучать с самых элементарных вещей, над которыми мы с вами никогда и не задумываемся. Например, иностранцам бывает очень сложно запомнить, что у глагола “писать” в настоящем времени буква “с” заменяется на “ш”: пишу, пишешь и так далее. Вместо этого они первое время говорят: я писаю письмо, он писает слова.

    Где можно работать преподавателю русского языка как иностранного

    В основном педагоги русского языка требуются в вузах. Туда приезжают поступать ребята из разных стран. Большинство из них знают русский язык плохо или не знают вообще, и им необходима дополнительная подготовка. Обычно изучить русский язык на достаточном уровне получается за 6–9 месяцев, то есть за учебный год. В это время студенты знакомятся с культурой России, людьми, порядками, приспосабливаются к жизни в новых условиях, становятся самостоятельными. И затем сдают экзамены и поступают в вуз.

    Мигрантам тоже нужно знать русский язык. Они должны предоставлять государственный сертификат, если хотят получить разрешение на работу, разрешение на временное проживание, вид на жительство или гражданство России. Экзаменационные требования отличаются от студенческих, поэтому для мигрантов проводят отдельные курсы - в вузах, национальных и религиозных общинах и не только.

    Проводят государственное тестирование тоже преподаватели РКИ. Для этого нужно пройти повышение квалификации, получить сертификат по каждому виду тестирования и после этого принимать государственные экзамены по русскому языку. Оплата за такую работу бывает неплохая, зависит от количества протестированных человек. А если в организации все отлажено, поток желающих может быть большим.

    Ну, и, конечно, преподаватель РКИ, как и любой другой педагог, может проводить индивидуальные уроки онлайн. Сейчас есть множество электронных ресурсов, которые могут помочь в проведении занятий. И искать учеников со всего мира можно не выходя из дома.

    Как стать преподавателем русского языка как иностранного

    Чтобы учить русскому языку иностранцев, не обязательно говорить на их языках. Для обучения РКИ разработаны специальные методики, когда преподаватель и студенты общаются только на русском, материал изучают от простого к сложному, сначала используя жесты и картинки, а потом уже словари. В некоторой степени помогают электронные переводчики, но они часто несут ерунду, поэтому к их использованию стараются прибегать в крайнем случае. Конечно, если преподаватель знаком с родным языком студента, ему легче будет объяснить разницу в произношении, грамматике, словоупотреблении и так далее. Но это не обязательно.

    Выучиться на русского языка как иностранного можно в университете, для этого есть специализированные профили бакалавриата и магистратуры. Но если у вас уже есть любое филологическое или лингвистическое образование, вы можете пройти дополнительные курсы и также начать преподавать русский язык иностранцам. Повышением квалификации педагогов РКИ активнее всех занимаются Российский университет дружбы народов и Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина. Есть специальные программы и в других вузах.

    Если говорить о личностных качествах педагога РКИ, то в первую очередь это, на мой взгляд, доброжелательность и терпимость. Невозможно работать с людьми со всего мира, если один тебе не угодил цветом кожи, другой - религией, третий - гражданством. Нужно быть готовым узнавать неожиданные вещи о других культурах и принимать их с уважением. Кто-то будет молиться на коврике в конце класса, кто-то бить себя по рукам линейкой за малейшую ошибку - все разные, но все нуждаются в поддержке и внимании. Первый преподаватель РКИ - это человек, который открывает для ребят страну, к нему они обращаются и по бытовым вопросам, и по личным. И от него во многом зависит, что будут думать о России сами иностранные студенты и их земляки.

    Одна моя коллега составила как-то список стран, из которых приезжали ее студенты, - их было больше сорока, почти четверть мира! Работая с ними, узнавая их, она как будто путешествовала, не покидая города. Действительно, когда имеешь дело с разными взглядами, традициями, поведением, культурой - открываются глаза на многие вещи, начинаешь видеть не только одну плоскость, а множество граней прекрасного бриллианта под названием Жизнь. Можно сказать, что когда работаешь преподавателем русского языка как иностранного , ты не только учишь, но и учишься - это, на мой взгляд, самое ценное в профессии.