Референдумы в современном мире: сравнительный анализ предметов и последствий. Демократия в примерах. Референдум

Введение

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.

Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит принятия некомпетентного решения.

Цель данной контрольной работы - охарактеризовать практику проведения референдума в нашей стране, ознакомиться с нормативными актами и законами о референдуме.

Референдум: понятие, виды, значение, формы

Важнейший принцип, на котором основывается деятельность демократического государства, - принцип народного суверенитета : народ является источником власти в обществе.

Народ осуществляет свою власть:

Непосредственно

Через избираемых ими представителей (например депутатов, президента и д.р.)

Основными формами непосредственной демократии являются -

Референдум.

Выборы и референдум одинаковы по форме проведения (голосование), но различают по объекту волеизъявления.

Выборы - проводятся при выборе кандидата, партии.

Референдум - вопросы государственной жизни, по которым народ должен выразить свое мнение.

Референдум - высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Существую понятия близкие к понятию референдум, но отличающиеся спецификой решаемых вопросов - это плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение.

Рассмотрим некоторые отличия.

Референдум (от латинского -- “должное быть сообщенным”) -- это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

Плебисцит (“то, что сказал плебс”, под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) -- это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность президента).

Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями, то он может быть проведен и путем их голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум -- для этого необходимо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур. Хотя Конституция РСФСР 1937 г. и называла всенародный опрос референдумом, ставя первое понятие в скобки по отношению ко второму, их не следует отождествлять: опрос по своему смыслу ограничивается выявлением мнения населения, а не принятие решения избирателями. Таким образом, юридические последствия и юридическая сила у опроса и референдума - разная.

Необходимо также указать, что в некоторых странах не признается особой разницы между плебисцитом и референдумом. Так например в США.

Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще это вопросы о государственной независимости или изменении статуса территории.

Примеры плебисцитов Материалы лекций профессора юридического факультет МГУ Златопольского Д.Л. :

1. 1945 г - плебисцит в Монголии по вопросу государственной независимости или вхождении в состав Китая (около 10% высказалось за независимость)

2. 1962 г. Плебисцит во Франции и Алжире об изменении государственного статуса Алжира (около 70% избирателей высказалось за выход Алжира из состава Франции и полную государственную независимость.)

Предметом референдума являются следующие вопросы:

Принятие или изменение в конституции

Вхождения или выхода из международных союзов, организаций

О форме правления

Важнейшие законы

Примеры референдумов :

1. 1958 г. - референдум во Франции по вопросу принятия новой конституции (конституция Ш. де Голля)

2. 1982 г. референдум в Испании по вопросу вступления в НАТО

3. 1996 г. Референдум Белоруссии по вопросу изменения конституции 1994 г.

4. 1997 г. - референдум о форме правления в Албании.

В РФ начиная с 1991 года было проведено только 3 референдума:

1. 17.03.1991 г - всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР и одновременно с ним референдум РСФСР об учреждении поста президента РСФСР

2. 25.04.1993 - всероссийский референдум о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении социально-экономического курса, о досрочных выборах Президента и верховного совета РСФСР.

3. 12.12.1993 г. - всероссийский референдум по вопросу принятия Конституции РФ.

Предмет референдума

По предмету референдумы делятся на:

1. Конституционные (референдумы по вопросам принятия конституции, или поправок к конституции - референдум 12.12.1993 г.);

2. Законодательные;

3. По международным вопросам;

4. По административным вопросам.

По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:

1. Консультативные;

2. "Дозаконодательные";

3. Совещательные;

4. "Послезаконодательные";

5. Ратифицирующие.

По юридической силе решения бывают:

1. Обязательными

2. Факультативными.

По территориальному охвату бывают:

1. общенациональными,

2. региональными,

3. местными.

Факультативный - это такой, который можно проводить или не проводить. Назначение факультативного референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.

Решения же обязательного референдума имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении (например - референдумы о принятии Конституции).

Выборы не являются единственным способом наделения властью, осуществляемым через процедуру голосования. Решение о назначении также может приниматься или утверждаться коллективным органом путем голосования. Так в парламентском государстве, депутаты высшего законодательного органа, посредством голосования утверждая кандидатуру премьер-министра, власть которого будет направлена на все население страны, хотя сам он останется подотчетен парламенту, осуществляют назначение. Вместе с тем если те же депутаты голосуют по кандидатуре спикера, который будет руководить их собственной работой, то они выбирают его.

Для граждан другими, помимо выборов, формами участия в политике через голосование являются референдумы, плебисциты и процедуры отзыва ранее избранных на те или иные должности лиц.

Референдум, на котором граждане непосредственно принимают решение по какому-либо вопросу, касающемуся жизни страны, региона или местного сообщества, является наиболее характерным механизмом прямой демократии в современном мире. Сами выборы, которые, с одной стороны так же представляют собой непосредственное волеизъявление граждан, а, с другой, оказываются единственно возможным способом формирования представительных органов власти, часть исследователей относит к механизмам прямой, а часть – к механизмам представительной демократии.

Как отмечает В.Н.Руденко, институты, подобные референдуму, были известны во времена греко-римской античности. Само слово «референдум» впервые было введено в оборот в Швейцария. Еще в XV в. в Бернской республике проводились многочисленные «народные опросы». Однако голосование в ходе их не было всеобщим, а осуществлялось представителями народа.

Родиной референдума в современном понимании, когда в голосовании участвуют непосредственно граждане, а не их представители, стала осваиваемая европейцами Северная Америка. Первое такое голосование было проведено в колонии Массачусетского залива в 1640 г. В период образования США путем референдума принимались конституции некоторых штатов. В дальнейшем институт референдума получает в США большое распространение.

В период Великой французской революции и наполеоновской империи каждый раз путем всеобщего голосования принимались все новые и новые конституции страны - в 1793, 1795, 1800, 1802 и 1815 гг. В мае 1802 г., впервые в новое время референдум был проведен в Швейцарии и после этого данный институт получил в этой стране наибольшее развитие.

В начале ХХ в. институт референдума вошел в конституции большинства европейских государств, образовавшихся после Первой мировой войны. После второй мировой войны он был закреплен в основных законах Франции, ФРГ, Италии, Японии, в большинстве конституций земель ФРГ. В середине 1970-х гг. первый в истории страны референдум был проведен в Великобритании.

В современном мире наблюдается общая тенденция к расширению практики реализации института референдума. Согласно данным приводимым В.Н.Руденко, с начала ХХ в. по 1986 г. только в Европе было проведено 365 национальных референдумов. Активно использовался институт референдума в странах Австралии и Океании, некоторых государствах Латинской Америки и Карибского бассейна. После Второй мировой войны в 16 азиатских государствах состоялось 44 референдума, в странах Африки – 88. За этот же период тысячи референдумов были проведены в разных странах мира на региональном и местном уровнях управления. В XIX столетии на общегосударственном уровне в мире проводился менее чем один референдум в год (0,74). Но уже на первое десятилетие ХХ в. приходилось 1,9 референдума в год, на середину 50-х гг. – 8,1, а в 80-е гг. этот показатель достиг 16,8.

Лидерами по числу проводимых референдумов остаются Швейцария и США. Например, в США с президентскими выборами 2004 г. в отдельных штатах было совмещено в среднем от 5 до 15 референдумов. Ключевые проблемы политической жизни и государственного устройства страны в середине – второй половине XX столетия особенно часто выносились на всенародное голосование в Италии.

Определенное сходство с выборами референдумы приобретают тогда, когда та или иная политическая сила, как правило, действующая власть, стремится превратить их в демонстрацию поддержки своей политики избирателями. Иногда на референдум выносится вопрос о том, кто будет осуществлять политическую власть. Примером может служить референдум о продлении срока полномочий действующего президента или действующего состава парламента либо, напротив, об утверждении вынесенного импичмента. Однако, референдум, служа способом решения «кадровой» проблемы, никогда не бывает тождествен выборам, поскольку предполагает очень ограниченное число вариантов ответа на жестко сформулированный организаторами голосования вопрос. По сути речь идет о согласии или не согласии с уже состоявшимся решением Выдвижение же кандидатов на выборах делает набор возможных альтернатив более широким.

21 мая 1944 года в Исландии на плебисците жители поддержали решение парламента об отделении от Дании. Каким еще странам удалось добиться суверенитета - в фотогалерее «Ъ».

Референдумы о независимости

20 мая 1980 года в канадской провинции Квебек прошел референдум о независимости от Канады. Попытка оказалась неудачной: 59,56% высказались «против», 40,44% - «за». 30 октября 1995 года прошел еще один референдум по вопросу об отделении от Канады, на котором эту идею поддержали уже 49,42%. Однако в 1998 году Верховный суд Канады признал незаконным односторонний выход из состава страны и ввел обязательное согласование вопросов суверенитета с федеральным правительством и другими провинциями.

1 декабря 1991 года состоялся первый референдум о суверенитете Приднестровской Молдавской Республики. 97,7% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии. Явка составила 78%. 17 сентября 2006 года на голосование вынесли два вопроса: о независимости и «последующем свободном присоединении к России» и об отказе от независимости и возвращении в состав Молдавии. При явке 78,6% на первый вопрос положительно ответили 97,2%, на второй отрицательно - 94,6%. Госдума признала последний референдум легитимным.

10 декабря 1991 года прошел референдум о независимости Нагорно-Карабахской Республики от Азербайджана. По данным местных властей, при явке 82,17% независимость поддержали 99% голосовавших. Азербайджанское население бойкотировало голосование. Референдум не был признан Россией легитимным

19 января 1992 года референдум прошел в Южной Осетии. Было два вопроса: первый - о независимости республики, второй - о ее «воссоединении с Россией». На первый положительно ответили 99,91% голосовавших, на второй - 99,98% при явке 96,9%. 12 ноября 2006 года прошел еще один референдум, на котором 99% проголосовали за сохранение независимого статуса. Явка составила 95,2%. В 2008 году Россия признала независимость республики.

3 октября 1999 года в Абхазии прошел референдум о признании принятой в 1994 году Верховным советом республики конституции, закрепившей провозглашение независимости. При явке 87,6% 97,7% голосовавших поддержали основной закон. В дальнейшем власти республики обращались к России с предложением об объединении на правах независимого ассоциированного государства. В 2008 году Москва признала независимость республики.

21 мая 2006 года состоялся референдум о независимости Черногории и выходе ее из состава Государственного Союза Сербии и Черногории. Явка составила 86,5%. 55,5% проголосовали за независимость Черногории и 44,5% отдали свои голоса против нарушения государственного союза с Сербией. 3 июня 2006 года парламент Черногории официально опубликовал декларацию о независимости.

С 9 по 15 февраля 2011 года состоялся референдум по вопросу независимости Южного Судана от Судана. Голосование прошло в соответствии с Найвашским соглашением 2005 года между Народной армией освобождения Судана и центральным правительством Судана о завершении гражданской войны. За независимость высказались 98,83% жителей. Суверенный статус Южного Судана вступил в силу 9 июля 2011 года, после подписания декларации о провозглашении его независимым государством.

16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе состоялся референдум, участники которого должны были выбрать из двух вариантов: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» или «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». Явка в Крыму составила 83,1%. За первый вариант высказалось 96,77%, за второй - 2,51%. В Севастополе за воссоединение с Россией высказались 95,6% при явке 89,5%. 18 марта подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав РФ на правах субъектов.

http://www.kommersant.ru/doc/2475953

Страницы в журнале: 53-57

С.Ю. ДАНИЛОВ,

доктор исторических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Dardanelles @yandex .ru

В отечественной литературе при повышенном внимании к такой проблематике, как конституционная теория, защита прав и свобод личности, формы государства, статус главы государства, регулирование межнациональных отношений, не находят надлежащего освещения многие вопросы, связанные с проведением референдума и его последствиями. Между тем референдум (народное волеизъявление) - центральный институт непосредственной демократии - находится на стыке права и политики, что делает целесообразным его исследование на базе системно-комплексного метода, находящего все более широкое распространение в юриспруденции и политологии.

Ключевые слова: институт, волеизъявление, избирательный корпус, тенденции, дифференциация, легитимация, проект, конституция, демократия.

Referendums in the modern world: comparative analysis of objects and effects

Danilov S.

In the domestic literature with increased attention to such issues as constitutional theory, the protection of individual rights and freedoms, form of the state, the status of head of state regulation of international relations can not find the proper coverage, many issues related to the referendum and its consequences. Meanwhile, a referendum (people’s will) - the central institution of direct democracy, it is located at the intersection of law and policy, which makes it advisable to study based on a system-integrated method, which finds more and more widely used in law and political science.

Keywords: institutions, will, electoral body, trends, differentiated, legitimization, draft, constitution, democracy.

Путь к современному референдуму. До первой четверти ХХ века референдумы практиковала узкая группа государств, в которой выделялись Швейцария, являющаяся родиной современного института референдума, и Франция (со времен Великой революции). На общегосударственные референдумы выносились немногие вопросы. Например, во Франции таковыми до 1960-х годов являлись конституционные проекты и проблемы определения границ территориальных единиц (департаментов) и установления их наименований.

Тенденция к расширению перечня предметов референдума ранее всего проявилась в странах «общего права», причем происходило это в порядке общественных инициатив на низшем уровне публичной власти. Пионерами в данном отношении стали субъекты федеративных государств - Австралии, Канады и США, усвоившие опыт Швейцарии. Превращение референдума в правило функционирования конституционного демократического государства совпадает с переходом к всеобщему избирательному праву. Рубежными стали события, связанные с Первой мировой войной. После ее завершения в международном и конституционном праве образовался целый ряд прецедентов народного волеизъявления. Референдумы на международно-правовые темы явились закономерным последствием невиданного по масштабам и итогам межгосударственного конфликта 1914-1918 гг.

Сложилась необходимость территориального размежевания ряда государств. Избирателям спорных территорий Лига Наций дала право решить, в составе какого государства они предпочитают находиться. Электорат Восточной Пруссии абсолютным большинством голосов (98%) высказался за дальнейшее пребывание в составе Германии, а избиратели Каринтии - в составе Австрии (87%). В Силезии 59% голосов было в пользу Германии, 41% - Польши. Верхняя Силезия осталась в составе Германии, Нижнюю Силезию Лига Наций передала Польше. Внедрение института референдума в область международного публичного права серьезно повлияло на национальное конституционное право.

Проведение общегосударственных референдумов по широкому кругу вопросов нашло применение в Веймарской Германии. Германские референдумы происходили в среднем 1 раз в 1-2 года. Предметом референдума 1926 года стала конфискация помещичьих земель. Предложение было отклонено (58% проголосовали против). Итогом стало сохранение страной высокопроизводительного агропромышленного комплекса. Предметом референдума 1928 года был вопрос о постройке нового крейсера взамен проданного на слом. Связанное с этим незначительное увеличение военного бюджета было поддержано 73% голосов. Исход референдума подтвердил, что, пока государство остается конституционным, его военный бюджет находится под общественным контролем.

Германский референдум 1930 года носил международно-правовой характер. Избирательный корпус получил право одобрить или отклонить изменения в пользу Германии условий репараций. Смягченные условия были поддержаны подавляющим большинством пришедших к урнам избирателей (89%). Исход референдума способствовал уменьшению нагрузки на налогоплательщиков и на публичные финансы Германии, что имело положительное значение в связи с наступлением всемирного экономического кризиса.

По-своему примечательны (в плане тематики) референдумы, проведенные в 1930-40-х годах в государствах с диктаторскими режимами. Избирательный корпус отвечал на вопросы о выходе из Лиги Наций (Германия, 1933 г.); о восстановлении военного суверенитета страны (Германия, 1935 г.); о расширении государственной территории (Германия, 1938-1939 гг.); об органическом законе, регулирующем права граждан (Испания, 1945 г.); о монархической форме правления (Испания, 1947 г.).

Из прочих референдумов рассматриваемого периода заслуживают внимания народные волеизъявления, состоявшиеся в Канаде в 1942 году и в Италии в 1943 году в условиях действия законов военного времени.

Уникальными, нигде более не воспроизведенными были предметы народного волеизъявления. Предметом канадского референдума было отправление призывников на фронт. Причиной применения референдума стало массовое пацифистское движение в Квебеке, франкоязычное большинство которого было против участия в военных действиях за границей. На вопрос: «Освобождаете ли Вы правительство от данных ранее обязательств, касающихся методов набора на военную службу?» - 71% избирателей Канады ответили «да». Федеральному правительству была возвращена свобода действий.

Последствия референдума были многообразными и проявились не только в пределах юрисдикции Канады. Страна преодолела второй в ее конституционной практике «мобилизационный кризис» без человеческих жертв. Снижение политической напряженности в отношениях между Квебеком и остальной Канадой отвечало интересам всей антигитлеровской коалиции.

Еще большим своеобразием отмечены референдумы военного времени в Италии в ходе ее разрыва с нацистской Германией. Они были проведены в вооруженных силах. В обстановке распада итальянской государственности на голосование ставилась дилемма: сдаться в плен немцам либо англо-американцам или продолжить участие в войне, но уже на стороне антигитлеровской коалиции. Авиация, часть флота и часть армии высказались за дальнейшее участие в военных действиях. По итогам голосования солдат и офицеров (а не по воле институтов власти) часть вооруженных сил Италии отказалась капитулировать и добилась санкции руководства антигитлеровской коалиции на совместную борьбу против Германии.

В референдумах 1920-40-х годов отразились основные направления развития данного института. Круг вопросов, выносимых на референдум, заметно расширился. В силу новизны института явка избирателей была высокой. В конституционных демократических государствах ощутимо возросло воздействие избирательного корпуса на государственную политику. Наметилась дифференциация института референдума.

Референдумы современности: события и уроки. Вторая половина ХХ - начало ХХI века характеризуется расширением нормативно-правовой базы референдума. Народное волеизъявление стало объектом конституционно-правового регулирования в ряде государств (конституции Бразилии 1967 и 1988 годов, Италии 1947 года, Казахстана 1995 года, Франции 1946 и 1958 годов, Южно-Африканской Республики 1996 года, Японии 1947 года). В Конституции Польши 1997 года референдум упомянут дважды (в статьях 4 и 125), в Конституции Франции 1958 года - четырежды (в статьях 3, 11, 60, 69). В Конституции Испании 1978 года референдум является предметом регулирования в шести статьях: 62, 92, 151, 152, 167, 168. Конституция Словакии 1992 года посвящает референдуму целый раздел. Конституция Франции содержит определение института референдума как одного из способов осуществления народом национального суверенитета (ст. 3). Многие конституции закрепляют как общегосударственные, так и местные референдумы. Ряд государств стал регулировать предмет референдума и порядок его проведения отдельными законодательными актами (статуты Великобритании 1975 и 1997 годов, статут Канады 1992 года, закон Италии 1970 года).

Происходит дальнейшая дифференциация института референдума. Конституционная теория стала различать обязательный и факультативный референдумы. Первый из них проводится при наступлении точно установленных в конституции или законодательном акте условий, второй - исключительно по усмотрению того или другого института публичной власти. Практика породила новую разновидность народного волеизъявления - «отклоняющий референдум», на котором избирательный корпус вправе отменить закон или акт, имеющий силу закона, кроме законов о налогах и бюджете, об амнистии, о полномочиях на ратификацию международных договоров (ст. 75 Конституции Италии 1947 года). Наконец, ряд стран стал применять институт референдума вне его конституционного закрепления (Великобритания, Канада, Норвегия).

Детализируется перечень критериев результата народного волеизъявления. Для одобрения вынесенного на референдум вопроса теперь необходимо, чтобы в голосовании приняло участие большинство лиц, обладающих правом голоса, и в пользу ответа «да» было подано большинство действительных голосов (Италия, Россия); чтобы «да» ответили не менее 40% участвовавших в голосовании (Великобритания, Дания, Норвегия); чтобы «да» ответили 50% избирателей плюс один голос (Канада и Квебек); чтобы количество лиц, ответивших «да», во всяком случае превысило количество лиц, проголосовавших против (Франция).

Новым явлением стало вынесение на референдум в ряде государств многочисленных проблем социального, нравственно-этического и религиозного содержания (право личности на доступ в страну, на развод, на аборт, на употребление наркотических средств, на ношение закрепленной обычаем одежды, на возведение культовых сооружений иной религии и т. д.). Включение подобных вопросов в повестку референдума аналитики часто объясняют тем, что при ответе на них избирателю не требуются специальные научные знания. Необходимы преимущественно оценки с точки зрения нравственных, мировоззренческих ориентиров.

С этим наблюдением, согласно которому массовый избиратель остается малокомпетентным, расходится содержание другого феномена современного референдума. Речь идет о пополнении перечня предметов референдума все большим количеством таких вопросов, которые, казалось бы, требуют не обыденного здравого смысла или понятий о нравственности, а знаний на уровне дипломированного специалиста.

В конституционной практике все отчетливее проявляется тенденция к вынесению на референдум не одного вопроса, а целого блока.

В то же время снижается первоначальный интерес избирателей к референдумам. Привычность института референдума вызывает рост абсентеизма. Явка избирателей снизилась с первоначальных 80-90% до 50-55% в наше время. В таких странах, как Италия, возросший абсентеизм избирательного корпуса повлек за собой объявление недействительными итогов заметной части референдумов (например, в 2009 и 2010 годах).

При анализе института референдума в его современном виде целесообразно разделить обильный фактический материал по предметно-тематическому принципу.

Референдумы о суверенизации. Их зачинателями стали Скандинавские государства. Швеция санкционировала референдум 1905 года в принадлежавшей ей Норвегии по вопросу: «Одобряете ли Вы отделение от Шведского королевства?» Положительно ответили 99% проголосовавших, следствием чего явился мирный выход Норвегии из состава Швеции. Фактически по аналогичному сценарию Дания провела референдум в Исландии в 1944 году (99,5% явившихся на избирательные участки высказались за отделение от Датского королевства). В наше время по итогам референдума 2011 года обрел государственный суверенитет Южный Судан, отделившийся от Республики Судан (92% проголосовали за суверенитет).

Конституционные референдумы. На них принято выносить проекты конституций в целом, органические законы или пакеты поправок и дополнений к конституционным актам. Прямым народным волеизъявлением одобрена значительная часть действующих конституций: Испании 1978 года, Ирана 1979 года, Италии 1947 года, Польши 1997 года, России 1993 года, Франции 1958 года, Швейцарии 1999 года, многих стран Африки. При заметных различиях между конституциями штатов США в огромном их большинстве (49 из 50) на референдум выносятся любые поправки к конституциям. Считается, что конституционные референдумы обычно заканчиваются утверждением проекта высшего закона страны. Классический пример - одобрение конституции Франции голосами 79% избирателей. В Сирии на референдуме 2012 года проект новой конституции одобрили 89% голосовавших. На референдуме в России проект Конституции РФ поддержали 54% явившихся к урнам.

Наиболее благоприятным для правительства исходом отличался испанский конституционный референдум 1978 года, который дал 97% голосов в поддержку органического закона «О политической реформе», принятого генеральными кортесами. Практически единодушная поддержка избирательным корпусом данного закона, демонтировавшего институты существовавшей почти 40 лет авторитарной диктатуры и подтверждавшего политическую амнистию, существенно облегчила и ускорила принятие демократической конституции Испании.

(Продолжение следует)

Библиография

1 Источниками при написании работы послужила информация сайтов: URL : http ://euronews .net /tag /referendum ; URL : htpp ://hrono .ru /192/ge .php ; URL : http ://dic .academic .ru /dic . nsf /encgeo /4362; URL : http ://lenta /ru /lid /14164274/; URL : http ://km .ru /category /tegi /referendum В обработке данных участвовала студентка 3-го курса факультета права НИУ ВШЭ Д. Шарипова, которой автор выражает благодарность. Использованы также тексты конституционных актов в изданиях: Конституции зарубежных государств / отв. ред. В.В. Маклаков. - М., 2009; Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. Н.А. Крашенинниковой. Т. 2: Современное государство и право. - М., 2008.

2 Показательно, что в конституционном строе Швейцарии референдум развивался и утверждался «снизу»: сначала на уровне населенных пунктов, затем - в субъектах федерации (кантонах) и только начиная с середины ХI Х века - на общегосударственном уровне. Вполне закономерно, что именно Швейцария стала родиной современного референдума.

3 Во время реформы территориальной организации Франции, проведенной в 1790-х годах.

4 Вслед за Швейцарией они стали проводить референдумы на местном уровне. Таковы народные голосования в штатах США о ратификации конституционных актов; многочисленные голосования в субъектах Австралии, Канады и США о введении сухого закона, о праве отзыва депутатов и о половом цензе на муниципальных и субъектных выборах.

5 Итоги глобального конфликта были, помимо всего прочего, и конституционно-правовыми. Перестали существовать Австро-Венгерская, Германская и Турецкая империи. Возникли новые суверенные государства - Австрия, Венгрия, Финляндия, Чехословакия, Югославия. Была воссоздана государственность Польши. Существенно увеличилось количество государств с республиканской формой правления. Образована не имевшая аналогов в истории человечества наднациональная организация - Лига Наций, предшественница ООН.

6 Жители Каринтии получили право выбирать между Австрией и Югославией, жители прочих указанных территорий - между Германией и Польшей.

7 Веймарская конституция 1919 года впрямую не закрепила институт плебисцита или референдума. Однако ст. 76 предусматривала народную инициативу, последствием которой становилось народное голосование.

8 Состав военного флота Германии, ограниченного условиями Версальского мира, мог быть уменьшен, но не увеличен.

10 Позже подобные мероприятия, имевшие пропагандистскую направленность, происходили в Чили при А. Пиночете, в Ираке при С. Хусейне. Однако многие антидемократические режимы всецело отвергали институт референдума (Италия при Б. Муссолини, Польша при Ю. Пилсудском, Венгрия при М. Хорти, Камбоджа при Пол Поте, КНР, КНДР, Парагвай и т. д.).

11 Подобные вопросы в практике прочих государств обычно решаются при помощи принятия подзаконных нормативных актов, причем последние зачастую принимаются в закрытом порядке.

12 В противоположность первому «мобилизационному кризису» 1917-1918 гг., во время которого не был проведен референдум, зато имели место массовые беспорядки, террористические акты, применение оружия войсками. Суд присяжных оправдал участников беспорядков и вынес частное определение в адрес институтов федеральной власти, возложив на них ответственность за кровопролитие.

13 Север и Центр Италии были заняты германскими войсками, Юг - англо-американскими. Правительство покинуло столицу и бежало на Юг.

14 См.: Серова О.В. Италия и антигитлеровская коалиция. - М., 1973. С. 131; Филатов Г.С. Крах итальянского фашизма. - М., 1973. С. 355-356. Тема военных референдумов затронута нами в работах «История Канады» (М., 2006) и «Великие морские сражения» (М., 2009).

15 Данное условие часто называют оговоркой участия.

16 См.: Сравнительное конституционное право / отв. ред. В.Е. Чиркин. - М., 2002. С. 412. Впрочем, напрашивается и другой, более капитальный вывод: продолжается рост влияния массового избирателя на право и государственную политику.

17 Вступление государств в наднациональные объединения (Евросоюз, НАТО, ООН); выбор моделей избирательной системы; сохранение национальной валюты; условия прохождения военной службы; реализация крупных экономических проектов; размещение ядерного оружия на государственной территории; строительство атомных электростанций и т. д.

18 Это усредненные показатели. В ряде стран явка еще ниже. Например, во время конституционного референдума 1997 года в Польше на избирательные участки явилось 47% избирателей; в Португалии на референдуме 2010 года об уголовном наказании за аборт явка составляла 43%; в Египте на конституционный референдум 2011 года пришло всего 42% электората. В странах, население которых еще не привыкло к референдумам, явка значительно выше средней. Например, в Шотландии на референдуме 1997 года о расширении автономии региона к урнам пришло 63% имевших право голоса. В Марокко на референдуме 2011 года о поправках к конституции голосовали 61% избирателей, в Ирландской Республике и в Северной Ирландии на референдуме 1998 года о расширении автономии Ольстера - 81%, а в Черногории на референдуме 2006 года о расторжении союза с Сербией к урнам явилось 87% лиц, имевших право голоса.

19 См.: Boyer P. Direct Democracy. The History and Future of Referendum. - Oxford - Toronto, 1992. P . 57-58.

20 В качестве исключений из правила отметим судьбы конституционных реформ во Франции и Канаде. Французские избиратели на референдуме 1945 года 54% голосов отклонили радикальный, по их мнению, проект новой конституции. Следствием стало последующее принятие Учредительным собранием более умеренного конституционного акта. Во время конституционного референдума, проведенного в 1992 году в Канаде, предметом которого были конституционные поправки, призванные закрепить специальный статус провинции Квебек, 55% избирателей проголосовали против.

21 См.: История испанской конституции / сост. Т.А. Алексеева. - М., 2010.

История проведения референдумов в России, прямо скажем, небогата событиями. Создается впечатление, что на идею проведения референдума наложен какой-то негласный мораторий.

Бросим беглый взгляд на истории СССР-РФ последних 23 лет.

17 марта 1991 года. Референдум о судьбе Союза. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Однако менее чем через год Советский Союз прекратил своё существование.

Тогда же прошел референдум о введении поста президента в РСФСР. В нём приняло участие 75,09% граждан РСФСР, из них 69,85% поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года. Первый референдум в условиях «молодой демократии». В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На него вынесено четыре вопроса. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» - 53,04%. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов - 67,16 % от числа проголосовавших.

На результаты этого референдума до сих пор ссылаются либералы, оправдывающие последовавший вслед за этим разгон и расстрел парламента. Однако еще тогда Конституционный суд Российской Федерации установил, что по первым двум вопросам референдума, имеющим нравственно-оценочный и политический характер, для принятия положительного решения требуется большинство голосов от числа проголосовавших. Положительное решение по третьему и четвертому вопросам носит конституционный характер и должно быть принято большинством от общего числа избирателей, чего не произошло. А значит никаких правовых оснований для своей кровавой «поэтапной конституционной реформы» Ельцин не имел.

12 декабря 1993 года. Референдум о принятии новой («расстрельной») Конституции РФ. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон.

Это, собственно, и был последний общероссийский референдум. С тех пор прошло уже 23 года.

В 2003-2007 годах в ряде субъектов прошли референдумы об объединении регионов. Они носили локальный и формальный характер, по сути являлись лишь легитимацией решения федеральной власти.

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. В законе также прописывались вопросы, которые нельзя выносить на референдум.

В 2005 году КПРФ выступила инициатором проведения общероссийского референдума, включающего в себя 17 вопросов на социально-экономическую и политическую темы. Но Центризбирком одобрил лишь два вопроса из 17, а выиграть иски в Верховном и Конституционном судах КПРФ не удалось. И тогда 17- 25 сентября 2005 года она провела первый Народный референдум. Собрав около 7 млн. подписей в поддержку своего видения развития страны.

В 2011 году КПРФ , уже не пытаясь добиться положительного решения от в ласти, р ешает п ровести н овый Народный референдум. В него было включено 10 вопросов: 7 – общероссийского характера и 3 - регионального. Целью данной акции, прямых юридических последствий не имевшей, было доказать, что Программа КПРФ отвечает коренным интересам народа.

Почему власть в России, как огня, боится референдума, понятно. Его результаты фальсифицировать гораздо труднее, нежели результаты выборов. А юридические основания для последующего претворения решений референдума в жизнь найти не так уж сложно. Более того, на правильно сформулированные вопросы ответить, скорее всего, можно будет лишь положительно (особенно на социально-экономические темы), а это становится сильным козырем в руках авторов идеи референдума, то есть оппозиции.

Так что референдум, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ, он как бы и есть, но реально провести его абсолютно невозможно. Разве что сама власть станет инициатором его проведения. А ликующий народ проголосует, как надо.