Папирус - что это такое и насколько он был важен в истории человечества? Папирус - история появления бумаги

- (греч.). Египетское тростниковое растение, а также род бумаги для письма, выделывавшийся из него. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАПИРУС 1) многолетнее травянистое раст. из сем. осоковых, в С.… … Словарь иностранных слов русского языка

Папирус 52, recto … Википедия

папирус - ПАПИРУС, а, м. Папиросы, сигареты, «курево». папирус кончился. Подпали папирус дай прикурить … Словарь русского арго

Современная энциклопедия

- (лат. papyrus от греч. papyros), 1) многолетнее водное растение семейства осоковых. В тропической Африке, по берегам рек и озер. Из стеблей (высота до 5 м) в древности изготовляли ткани, обувь, плоты, челноки и т. п.2) в древности и раннем… … Большой Энциклопедический словарь

В древности и средние века писчий материал из стеблей папируса; также рукопись на этом материале. Как материал для письма папирус был изобретён в Древнем Египте в начале 3 го тыс. до н.э., с середины 1 го тыс. до н.э. получил распространение в… … Исторический словарь

См … Словарь синонимов

Папирус - ПАПИРУС, в древности и средние века писчий материал из стеблей папируса; также рукопись на этом материале. Как материал для письма папирус был изобретен в Древнем Египте в начале 3 го тысячелетия до нашей эры, с середины 1 го тысячелетия до нашей … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПАПИРУС, папируса, муж. (греч. papyros). 1. Тропическое многолетнее тростниковое растение сем. осоковых. 2. Писчий материал из этого растения у древних народов, первонач. у египтян (ист.). 3. Литературный памятник, написанный на этом материале,… … Толковый словарь Ушакова

ПАПИРУС, а, муж. 1. Тропическое травянистое растение сем. осоковых. 2. Материал для письма, изготовленный из этого растения (у египтян и др. древних народов), а также рукопись на этом материале. Древние папирусы. | прил. папирусный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

- (Cyperus papyrus), многолетнее травянистое растение из рода сыть. Стебли до 5 м выc, трёхгранные, толстые, с чешуевидными листьями при основании. Соцветие крупное, зонтиковидное с многочисл. цилиндрич. колосьями (дл. 1 2 см) из небольших плоских… … Биологический энциклопедический словарь

Книги

  • Папирус Цезаря , Ферри Ж.-И.. АСТЕРИКС и ОБЕЛИКС – пожалуй, самые знаменитые герои комиксов, о приключениях которых написано более 30 историй. Создателями серии являются известный французский писатель Рене Госинни и его…
  • Папирус Цезаря , Госинни Р., Удерзо А.. АСТЕРИКС и ОБЕЛИКС – пожалуй, самые знаменитые герои комиксов, о приключениях которых написано более 30 историй. Создателями серии являются известный французский писатель Рене Госинни и его…

Что такое папирус? Наверняка многие ответят, что это писчий материал, который использовали в Древнем Египте, - и будут абсолютно правы. Человечество с начала своего существования имело потребность фиксировать наиболее значимые события. Наскальные рисунки, руны, высеченные в камне, глиняные таблички - в ход шло все. А для египтян было естественным использование в этих целях тростникового растения из семейства осоковых.

История папируса, как он изготавливался, в каких целях использовался кроме письменности и некоторые наиболее интересные факты будут освещены в данной статье.

Cyperus papyrus

Вдоль Нила издавна в огромном количестве произрастал Cyperus papyrus. Это водно-болотное растение нередко достигает высоты около 5 метров, имея почти безлистные побеги треугольной формы, диаметром 7 см. Обладает древообразным корневищем. На конце у молодого растения наблюдается зонтиковидное соцветие, больше напоминающее метелку для смахивания пыли.

Считается, что его использование в качестве писчего материала началось еще в 3 тысячелетии до н. э., а в настоящее время Cyperus papyrus практически исчез из своего природного ареала. Сейчас он больше выращивается в декоративных целях. Исходя из сообщений античных авторов (Плиния Старшего, Теофраста) можно сделать вывод, что на реках Тигр и Евфрат он также произрастал.

Не только предки сирийцев знали, что такое папирус. Весь античный мир нашел ему достойное применение. Но примерно с 1 тысячелетия египетские фараоны имели полную монополию на изготовление этого писчего материала. Египетский папирус смогла вытеснить в XII веке только китайская бумага.

Технология изготовления

Плиний Старший коснулся вопроса производства папируса. И благодаря его трудам человечество не утратило этой тайны, а у экскурсоводов в Египте, рассказывающих историю древнего папируса, имеется всегда стабильный заработок. Как же его производили?

Для этих целей нарезались стебли необходимой длины, которые, в свою очередь, освобождали от коры. Мастеров интересовала сердцевина. Ее нарезали на тонкие полоски, которые после этого отбивались молотком и выкатывались инструментом наподобие кухонной скалки. Теперь после первичной необходимой обработки такие полоски раскладывались внахлест на ровной поверхности. Под прямым углом (поперек) накладывался еще один слой полосок, и весь полученный материал подвергался воздействию пресса. Для этого вполне могли сгодиться большие гладкие камни.

Палящее солнце Египта подготавливало листы для дальнейшей работы. И вновь отбивание молотком, выглаживание «скалкой». После такой обработки оставалось лишь склеить листы между собой.

Вот так изготавливался знаменитый египетский папирус - один из самых главных информационных носителей в истории Древнего мира и Средневековья.

Где еще применялось это растение?

Древние египтяне, присмотревшись к свойствам Cyperus papyrus, поставили его на службу себе. Что такое папирус для них? Это обувь, одежда, ткань и даже лодки. В легендах о противостоянии бога Сета (олицетворения сил тьмы, хаоса) и Гора (светлых сил) есть история об их последнем состязании в борьбе за власть - трон Осириса. Верховный Бог Ра отправил Осириса и Исиду управлять Землей, помогать людям, учить и оберегать. Благодарный народ всячески почитал своих заступников. Родной брат Осириса Сет позавидовал этому и убил Верховного правителя Египта, заняв его место на троне. Сын убитого Гор вступил в схватку с коварным дядей.

Так много лет длилось их противостояние, пока они не договорились о последнем состязании на лодках. Сет изготовил свою ладью из камня, Гор - из дерева (в других вариантах легенды - из папируса). Это была победа на уровне идеи. Ум, мудрость, практичность победили тщеславие и гордыню, потому что каменная лодка утонула.

Абстрагируясь от красивой легенды, необходимо вспомнить, как Тур Хейердал пересек Атлантику на челноке из папируса, что было отличным доказательством надежности этого материала и того, какими великолепными мореплавателями были древние египтяне.

Александрийская библиотека

Говоря о папирусе, нельзя не упомянуть об Александрийской библиотеке. По замыслу создателей, она должна была стать сосредоточием науки, культуры. Библиотека располагалась недалеко от дельты Нила, рядом с одним из семи чудес света - Фаросским маяком.

Она была выполнена из камня, рядом с ней располагался театр, но главным сокровищем тут были свитки, содержащие на тот момент всю информацию, которую по крупицам накопило человечество. Никто точно не знает их количество, называются различные цифры. К сожалению, Александрийская библиотека была уничтожена пожаром. По другой версии, которую любят озвучивать различные конспирологи, исчезнувшие древние папирусы хранятся в Ватикане.

Заключение

Вплоть до XII века нашей эры папирус оставался одной из главных письменных принадлежностей. Хотя в Европе использовали пергамент, просвещенные люди знали, что такое папирус. Сегодня его значение, конечно же, уменьшилось. Само растение выращивают больше в декоративных целях. Ведь технология способов хранения информации шагнула далеко вперед. Остается только поблагодарить египетский папирус за ту помощь, которую он оказал нам в сохранении наследия предков.

П апирус – материал для письма, получаемый из одноимённого растения (Cyperus papyrus), росшего в заболоченных районах дельты Нила. Стебель папируса обычно достигает 2-3 метров высоты, хотя некоторые из них достигали и 5 метров.

В настоящее время, в связи с изменившимся климатом заросли папируса практически исчезли, но в древности это растение широко использовалось египтянами в самых различных целях: из коры изготовляли коврики, сандалии, ткани, верёвки, а мякоть употребляли в пищу.

Кроме этого, из прочных стеблей папируса изготовляли плоты и лодки, что особенно важно в стране, где основной дорогой была река, а леса отсутствовали.

Наиболее известным из применений папируса является, конечно, изготовление материала для письма. Папирус изготавливался исключительно в Египте, где росли плантации одноимённого растения, но экспортировался во весь античный мир, и был самым популярным материалом для письма у древних греков и римлян.

Для изготовления папирусных листов стебли очищались от коры, и липкая волокнистая внутренняя мякоть резалась продольно на тонкие полосы примерно 40 см длиной. Получившиеся полоски раскладывали внахлест на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом еще один ряд полосок и помещали под пресс.

Свиток

После сушки лист папируса отбивали молотком. По завершении отбивки лист папируса был не толще листа современной писчей бумаги, и его дополнительно полировали округлым предметом (камнем, куском твёрдого дерева).

Получившиеся листы папируса склеивались в свитки, а в более позднее время соединялись в книги. Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой.

Чтение свитка требовало определенных навы­ков. Держать его надо было обеими руками, и чита­тель оказывался как бы привязанным к книге. За­кончив чтение, он вновь сворачивал свиток, а если надо было прочесть книгу еще раз, ее приходилось предварительно перематывать.

Так же как сейчас существует бумага различных видов и качества, в Египте существовали различные виды папирусов. Очень дешёвый папирус использовался торговцами для упаковки товаров, а самые лучшие и дорогие разновидности были предназначены для религиозных или литературных произведений.

Качество зависело от ряда факторов. Где папирус выращивался, возраст растения, сезон сбора, и, самое главное, качество мякоти, используемой в производстве - все эти факторы влияли на качество готовой продукции.

В начале 20 века, когда Древний Египет стал модным в США и Европе, ученые начали исследовать, как происходило производство папируса в древности. Были испытаны несколько вариантов, основанных на схеме, описанной Плинием в "Естественной Истории", но никому не удалось создать папирус, равный по качеству древним.

Писали на папирусе камышовой тростинкой со срезанным наискось концом. Держа такую тростинку под разными углами, можно было выводить толстые или тонкие линии. Также к принадлежностям писца относились чернильные порошки и деревянная палитра с углублениями для разведения и смешивания красок.

Обычный текст писали черными чернилами, а те места, которые писец хотел подчеркнуть, например заголовок, или начало главы - он выделял красным цветом. Черные чернила в Египте приготовляли из сажи и липкой кровяной сыворотки. Для получения красных чернил кровяную сыворотку смешивали с красным мелом.

Религиозные тексты сопровождались тщательно исполненными иллюстрациями, образцом которых могут служить великолепные иллюстрации из «Книги мертвых», особенно в редакциях, относящихся к временам расцвета древнеегипетской культуры в эпоху XVIII династии. Рисунки умело компоновали с текстом или же размещали между отдельными колонками.

Часть "Книги мёртвых". Британский музей.

В дошедших до нас папирусах содержатся отнюдь не только религиозные тексты. Деловые и административные документы, художественная литература, а также научные работы по математике, астрономии и медицине составляют существенную часть известных папирусов.

В начале 3 века до нашей эры была основана Александрийская библиотека, самая большая библиотека в древнем мире. Многие античные учёные посещали её и работали с находившимися в ней свитками. Греческие врачи Гиппократ, названный "Отцом медицины" и Гален признавали, что часть своих знаний они почерпнули из египетских медицинских папирусов.

В сухом египетском климате папирус хорошо сохранялся, но при других условиях быстро появлялись плесневые грибки, и материал разрушался. В европейских условиях срок жизни папируса составлял несколько десятков лет, двухсотлетний папирус был большой редкостью.

Большинство дошедших до сегодняшняго дня папирусов найдены в Египте, небольшая часть - в Азии, и только отдельные фрагменты - в Греции , хотя десятки свитков и листов папируса изображены на греческих вазах, относящихся к первым векам до н.э.

К восьмисотому году нашей эры папирус был во многом вытеснен пергаментом в Европе, но продолжал использоваться в Египте, пока и тут не был вытеснен дешёвой бумагой, технологию проивзодства которой привезли арабские завоеватели.

В наше время папирус в небольших объёмах производится в Египте и на Сицилии. Преимущественно он используется для производства сувенирной продукции, рассчитанной на туристов.

Всем привет, сегодня мы окунёмся в историю возникновения и изготовления папируса в Древнем Египте.

Папирус использовался раньше всего, как рабочий материал для записей. Благодаря своему качеству, легкости и составу, папирус имел превосходство перед другими материалами (глиняными, деревянными, металлическими или восковыми пластинами), хотя никогда полностью не вытеснял других . Основным сырьем для его производства было растение Cyperus papyrus , которое росло в изобилии в древнем Египте возле вод Нила. Заросли папируса были непроходимой гущей и достигали высоты в несколько метров. Ствол растения обладал силой как человеческая рука. Изготовление папируса в Древнем Египте было экспортировано в пределах всего Средиземноморья . На папирусе писали своеобразными ручками, вырезанными из тростника. Чернила готовились из смеси сажи, воды и арабской резины. Как правило, надписи наносили лишь на одной стороне листа.

Технология изготовления папируса в Древнем Египте

Точный способ изготовления папируса в истории Древнего Египта неизвестны, поскольку после 1100 года до н. э., когда прекратилось его изготовление, технологии его создания канули в небытие. Знание было восстановлено только в 20 веке на основе Естественной истории (Натуральной истории) Плиния и с помощью других найденных текстов. Несмотря на многочисленные попытки, однако, до сих пор никому не удалось изготовить папирус такого же качества, как в древности.

История изготовления и производства в Древнем Египте папируса, происходила в несколько этапов. Вначале избавлялись от зелёного слоя трехгранных стеблей, чтобы добраться до белой сердцевины, заполняющей стебель. Сердцевину, в свою очередь, разрезали продольно на тонкие ленты в 2 миллиметра. Однако, способ резки является предметом спекуляций. Полосы погружали в воду для смягчения. В воде полученная масса находилась около 6 дней для принятия светлой версии или 12 дней, если нужно было получить тёмно-коричневый папирус (в целом, возникло убеждение, что лучше всего для этого подходила вода из Нила). Затем полосы (возможно, молотком) мягко обрабатывали и сдавливали валиком, чтобы они были плоскими, и прилегали тесно друг к другу на плоской подложке. Изготовление папируса в Древнем Египте и его история.

Поперёк накладывался ещё один слой. Слоёв могло быть несколько, в зависимости от того, насколько сильным должен быть лист папируса. Как правило, слоёв было два. В результате, полученные слои находились несколько дней под механическим прессом, где одновременно и сушились. Длительное сжатие приводило к тому, что слои к себе плотно прилегали и удерживались вместе. На заключительном этапе происходило сглаживание шероховатой поверхности и обрезка неровных углов. Отдельные листы папируса склеивали, образуя длинный свиток, который мог достигать нескольких метров. История возникновения и изготовления папируса в Древнем Египте.

В зависимости от качества папируса, изменялась и его цена. Самый дорогой папирус использовался для книг, более дешевые варианты покупали для писем или личных записей.

В более поздние времена были созданы папирусные кодексы. Листы были связаны на манер сегодняшней книги, а информация записывалась на обеих сторонах листа, для экономии места.

История папируса и интересные факты

Слово папирус происходит из коптского (поздний этап развития старо-египетского). Слово papuro означает "принадлежащий царю". Как указывает название, изготовление папируса в Птолемеевское время было чисто королевской монополией.

Древние Египтяне верили, что папирус - это священное растение. Во-первых, вершины символизируют солнечные лучи а, во-вторых - ствол образует треугольный контур. Число 3 было священным – трио: Бог Солнца, Богиня Неба и земной Бог-Фараон.

На папирусе писали лишь на одной стороне с помощью природных красок. Это были, например, магические формулы в саркофаги умерших, выплаты налогов, и даже известный "туринский папирус № 55 001", который показывал практически все эротические ноу-хау того времени.

Первый сохранившийся свиток папируса, но чистый, происходит из гробницы Хемаки в Саккаре. Папирус использовался довольно длительный период, пока в результате изменения климата не начало исчезать растение для его изготовления (примерно 1100 год до нашей эры). Хотя папирус и использовали в древности, возможно, и во всем мире, но свитки сохранились лишь в условиях сухого климата. Редкие находки, поэтому, приходят в основном из Египта. История изготовления листов папируса в Древнем Египте.

С 6 века нашей эры, папирус заменил дорогой , так, папские писцы писали до середины 11 века только на папирусе, от 13 века распространилась классическая .


С папирусом прочно ассоциируется Египет. Иероглифически Нижний Египет, то
есть страна, расположенная в дельте Нила, обозначался папирусом; папирус
является символом древней страны на Ниле в той же мере, что и ее пирамиды.
Его роль в формировании египетской цивилизации трудно переоценить. Кроме
того, из Египта папирус проник в другие страны Ближнего Востока, в
классические Грецию и Рим, где он был принят как основной материал для
письма после того, как на Ниле он прослужил для этой цели уже тысячи лет.
Даже жителям Месопотамии, которые предпочитали писать на глиняных
табличках, папирус отнюдь не был неизвестен. Но Египет не только положил
начало использованию папируса как материала для письма, он, по-видимому,
был главным поставщиком папирусной «бумаги» на протяжении всей древней
истории. В сравнении с папирусом и пергамен, и наша современная бумага
использовались совсем недолго, хотя в течение определенного периода все
они были в употреблении одновременно. Поэтому было так естественно, хотя
вряд ли неизбежно, что Египет стал в конечном счете главным хранителем
папирусных документов, которые в этой стране оказались почти столь же
долговечными, как каменные монументы. Свитки, которые и вообще-то не
отличаются прочностью, попав в сырость, быстро истлевают, а, пересохнув,
становятся ломкими; как сказал Евсевий, один из отцов Церкви, «их пожирали
моль и время». Но, попав в благоприятный климат и пески Египта, они обрели
невиданную стойкость.


Папирус использовался на протяжении всей долгой истории Египта и,
вероятно, впервые был применен для письма еще в додинастический период.
Старейший известный нам папирус датируется временем I династии, т. е.
началом III тысячелетия до н. э. Но он ничем не заполнен Emery W. В.
Archaic Egypt. Harmondsworth, 1961. (Поглавные указания на
библиографические источники, приведенные автором в конце книги, в
настоящем издании даются выборочно как постраничные примечания).


В 1893 г. швейцарский египтолог Эдуард Навилль приобрел папирус,
происходящий, вероятно, из какого-то абусирского храма и предположительно
датируемый 2700 г. до н. э. Предполагают, что еще несколько фрагментов
папируса из Берлинского музея и других мест относятся примерно к этому же
периоду.


Папирус - похожее на тростник водяное растение (Cyperus papyrus) семейства
камышовых, родиной которого является Африка. Он до сих пор в изобилии
произрастает по берегам рек в тропической части Африки, иногда даже
запруживая их течение своими буйными зарослями. Однако в древние времена
папирусные чащи тянулись вдоль всего Нила вплоть до дельты. Он несколько
отличался от тех разновидностей папируса, которые сейчас встречаются в
Сирии, Месопотамии, на берегах Иордана и в Сицилии, хотя они весьма
напоминают тот тростник Египта, из которого в древности изготовляли
«бумагу».


Древним египтянам папирус служил универсальным материалом для самых
различных целей, как бамбук в Юго-Восточной Азии или агава в Мексике: он
шел в пищу, служил строительным материалом, из него изготовляли одежду,
обувь, циновки, лекарства и многое другое. В наиболее распространенном
типе колонн в египетской архитектуре можно было распознать условное
изображение стебля и бутона папируса; оно достигло гигантских пропорций в
гипостильных залах Карнака и, возможно, послужило прообразом колонн
греческих храмов. Когда Ксеркс наводил мост через Босфор, чтобы завоевать
Грецию, он использовал канаты, свитые из папирусного волокна. Нил
бороздили быстроходные прочные тростниковые лодки, удивительно
напоминающие тростниковые суда озера Титикака и сделанные из пучков
папирусных стеблей - так, как делают их сегодня на великих озерах
Центральной Африки. Из того же материала была корзина, в которой младенец
Моисей был найден в зарослях папирусного камыша. Из папируса можно было
изготовлять листы, сворачиваемые потом в свитки, «готовые, - как сказал об
этом Эмиль Людвиг, - запечатлеть на себе мудрость, чтобы затем нести ее по
реке времени».


Нам неизвестно, когда искусство письма на папирусе было освоено греками.
Есть вероятность того, что этот египетский материал попал к ним
одновременно с финикийским алфавитом. В самом деле, если судить по термину
byblos (греческое слово, означающее «папирус»), греки впервые привезли
этот товар из финикийско-сирийского порта Гебала (Библа), название
которого у них ассоциировалось со словом «бумага». В то же время греческое
название книги - diphthera, которое означает «кожа», свидетельствует о
том, что сначала для письма использовались шкуры животных. Однако уже во
времена Геродота, в век Перикла (V в. до н. э.) папирус стал настолько
обычной канцелярской принадлежностью, что историк повествует о случае из
прошлого ионийцев, когда из-за нехватки папируса люди вынуждены были
использовать для письма шкуры животных, что делали в его время только
«варвары». В течение всего классического периода и в эпоху эллинизма
папирус оставался основным средством распространения произведений
греческой литературы. Книги приняли форму свитков, составленных из
отдельных листов (kollemata). И только постепенно, во времена раннего
христианства - этапы, остававшиеся неясными до недавнего времени, -
папирус уступил место пергамену, а свитки - современной формы рукописным
книгам в виде сложенных листов; эта форма, вероятно, была заимствована у
старинных «записных книжек» (pugillares), состоявших из нескольких вощеных
табличек, скрепленных шнурами или петлями.


Римляне, как и следовало ожидать, скопировали греков. Они называли папирус
charta или carta, и эти термины, как и слово «бумага», вошли в современные
европейские языки в виде слов chart (географическая карта) и card
(игральная карта, карточка). Кстати, латинское слово, обозначающее книгу,
являет собой столь же красноречивое историческое свидетельство, что и его
греческий двойник. Это слово - liber - этимологически ведет начало от
латинского слова «кора». Как материал для письма кора использовалась почти
повсюду; книги из коры были распространены в Центральной Азии и на Дальнем
Востоке, причем сравнительно недавно. Даже североамериканские индейцы,
кажется, использовали кору березы для записей. В историческую эпоху, как
свидетельствует Ливии, римские архивы применяли для записи также полотно
(libri lintei). Что касается книг, то ни их форма, ни материал, из
которого их делали, не являются чем-то всегда одинаковым. Книга - это
всегда книга, но форма книги постоянно меняется. По сути дела, мы только
ради удобства не называем книгой граммофонную или магнитофонную запись или
текст на микропленке, хотя, быть может, они являют собой «книги» будущего.


Ко времени цезарей, когда Египет стал частным владением императора, как
ранее он принадлежал Птолемеям, производство папируса и торговля им стали
преимущественно государственной монополией и важным источником дохода.
Сырье для производства папируса доставлялось все еще исключительно из
Египта. Как писал К. X. Робертс, английский папиролог, «Египет снабжал
папирусом всю Римскую империю от Адрианова вала до Евфрата и от истоков
Дуная до Первого порога на Ниле. Папирус использовался святым Иринеем в
Галлии так же привычно, как и Оригеном в Александрии». Как телеграф,
радио, газеты и другие средства информации в век электроники, папирус
помогал единению цивилизованного мира.

С ростом утонченности бывших некогда простыми крестьянами воинов Рима
появились тонкие и подчас почти неощутимые различия между разными типами
или сортами папируса - некоторые из них льстиво назывались в честь
императоров и их жен. Древние египтяне особо ценили священный папирус,
выделанный из сердцевины стебля. Они использовали его для религиозных
текстов. Знатоки различали почти столько же видов папируса, сколько
существует сортов вин, причем каждый обладал особыми достоинствами,
цветом, назначением, ценой, а также шириной и длиной. Некоторые из самых
лучших сортов папируса поступали из Себеннита, в дельте Нила, а также из
Таниса и Саиса; Carta Thebaica из Фив, в Верхнем Египте, также имел
солидную репутацию. Другие сорта назывались по именам их изготовителей.
Самый грубый сорт - emporetica («бумага для торговцев») - использовался
только как оберточная бумага.


В целом латинской литературе на папирусе повезло значительно меньше по
сравнению с греческой, поскольку латынь никогда не проникала в Египет
достаточно глубоко, разве что в административных целях в период римской
оккупации. Поэтому до нас дошло из Египта ничтожное количество латинских
папирусов. Как и в большинстве районов Восточного Средиземноморья,
греческий язык остался здесь официальным языком и при Римской империи.
Римское правление, возможно, было высокомерным и грабительским, но на нем
не лежала лицемерная печать mission civilisatrice. Даже последние слова
Цезаря были произнесены, вероятно, по-гречески. Предпочтение, которое
римляне отдавали папирусу, сохранялось довольно долго. После так
называемого падения Рима Кассиодор, римский патриций-христианин, живший в
VI в., восхваляет благородное растение: «И вот поднялся лес без ветвей;
эти кусты без листьев; этот урожай в водах; это украшение болот». Как
наследница Римской империи, церковь продолжала использовать папирус для
своих документов и булл вплоть до XI столетия. Последний датированный
документ этого рода происходит из канцелярии Папы Виктора II и относится к
1057 г. В археологических обзорах стало своего рода догмой, что
египтологические исследования начались во времена наполеоновской кампании
под сенью пирамид. Действительно, Наполеон основал Национальный институт в
Каире, и вслед за этим появились великолепные тома «Описания Египта».
Одним из счастливых результатов кампании было открытие Розеттского камня.
Но путешественники XVIII в. - граф Сэндвич, Ричард Покок, Джеймс Брюс и
граф де Вольней - были такими же деятельными и пытливыми исследователями
египетских древностей, как и французы, которые шныряли по долине Нила
десятью годами позже под охраной вооруженных завоевателей. Уже были
сделаны попытки расшифровать египетские иероглифы, полным ходом шли поиски
папирусов. Разумеется, предприятие Наполеона, которое существенно
отличалось от предшествующих по организации и финансированию работ, было
само по себе свидетельством вновь пробудившегося интереса к Древнему
Египту.

Нельзя, однако, отрицать, что кампания дала дополнительный импульс, открыв
европейский рынок для египетских редкостей - от обелисков до скарабеев, от
мумий до папирусов. И местные жители, и европейцы начали безжалостные
раскопки, наступили золотые дни для всякого рода торговцев и изготовителей
подделок - профессии, к тому времени уже процветавшей на Ближнем Востоке.
Эти люди с привычной и беспринципной легкостью угождали непоследовательным
вкусам музеев Европы и богатых коллекционеров, которые, к несчастью,
рассматривали папирусы как наименее ценные предметы из своего списка
вожделенных древностей. Поэтому с папирусами часто обращались весьма
неосторожно. Много свитков, несомненно, закончили свое существование в
стеклянных шкафах невежественных частных коллекционеров, чьи скучающие
потомки выбросили их или отправили на чердак вместе с акульими зубами и
высушенными головами.


Мародерство - худший вид археологии - состояло в основном в разграблении
древних мумий. Поскольку «оргия грабежей» была направлена на мумии
доптолемеевского Египта, большинство папирусов, добытых в течение первых
десятилетий XIX в., были написаны египетскими иероглифическими и
иератическими письменами, которые, как принято было считать, никогда не
поддадутся расшифровке. В этом был твердо убежден Франсуа Жомар, глава
французской миссии, вызвавший гнев молодого Шампольона отказом приобрести
еще несколько папирусов. Такого рода предубеждения привели к тому, что
папирусные свитки не считались ценным источником знаний о древности. Они
только удовлетворяли праздное любопытство и, как правило, безнадежно
рассеивались по всему свету.


Археологи, сопровождавшие наполеоновскую миссию, утверждали, будто они
первые осознали тот факт, что египтяне во времена фараонов обладали
книгами. Озарение пришло к разносторонне одаренному Доминику Ви-вану
Денону, талантливому рисовальщику, автору любовных стихотворений и протеже
Жозефины. «Я не мог удержаться, чтобы не польстить себе тем, что я первый
сделал такое важное открытие, - скромно писал он в своем „Voyage dans la
Basse et la Haute Egypte", - но был в еще большем восторге, когда
несколькими часами позже получил еще одно подтверждение своего открытия,
став обладателем манускрипта, найденного мною в руке прекрасной мумии...
Нужно обладать страстной любознательностью, быть путешественником и
коллекционером, чтобы до конца понять всю меру этого восторга». Денона при
виде этого зрелища охватили мучительные размышления и угрызения совести:
«Я чувствовал, что побледнел от волнения; я уже готов был распечь тех,
кто, несмотря на мои настоятельные просьбы, нарушил целостность мумии, как
вдруг разглядел в ее правой руке, а также под левой рукой папирусный
свиток, которого я,быть может, никогда бы не увидел, не потревожь они мумию;
мой голосизменил мне; я благословил жадность арабов, а превыше всего - случай,
который уготовил мне эту счастливую находку; я не знал, что мне делать с
моим сокровищем, и очень боялся, как бы не повредить его; я не осмеливался
притронуться к этой книге - самой древнейшей из известных доныне книг; я
не решался ни доверить ее кому-нибудь, ни положить ее где-нибудь; всей
ваты из моего стеганого одеяла, казалось мне, было мало для того, чтобы
сделать для нее достаточно мягкую упаковку. Не излагалась ли в рукописи
история этого человека? Не рассказывалось ли в ней о его времени? Может
быть, в ней было описано царствование властителя, при котором ему довелось
жить? Или в свитке содержались теологические догмы, молитвы, описание
какого-нибудь открытия? Забыв о том, что содержание книг известно мне не
более, чем язык, на котором они написаны, я на мгновение вообразил, что
держу в своих руках компендий египетской литературы...»


Нет нужды говорить, что археолог - грабитель могил поневоле - одержал верх
над моралистом. В своих путевых заметках Денон не говорит о том, куда он
привез свиток, но драгоценная находка вполне могла попасть в Лувр. Можно
предполагать, что, когда он пришел в себя после своих сомнений и
первоначальных восторженных размышлений и узнал, что свитки, захороненные
с мумиями, отнюдь не уникальны, он уступил его какому-нибудь
коллекционеру», - такую мысль высказал современный египтолог Джеймс Байки.
Во всяком случае, нам неизвестно, где он, и мы не можем с уверенностью
судить о его содержании, но с большой степенью вероятности можно считать,
что свиток являлся одной из версий «Книги мертвых»; в настоящее время мы
обладаем большим числом вариантов этой книги.


Когда обычай древних египтян вкладывать папирусные свитки в могилы своих
усопших стал общеизвестным, расхищение мумий приняло массовый характер.
Эта печальная практика была, вообще говоря, не столь уж новой: феллахи и
раньше занимались грабежом могил своих древних предков в поисках так
называемого мумиё (смолоподобное вещество, которым пропитаны мумии),
долгое время почитавшегося западной медициной панацеей от всех болезней.


Удача Денона явилась своего рода прецедентом, поскольку в Европе спрос на
такого рода редкости возрастал день ото дня. Двадцатью годами позже на
сцене появились итальянские авантюристы: Пассалаква, Дроветти и
неподражаемый Бельцони. Этим самоуверенным джентльменам не было
свойственно уважение к останкам умерших три с липшим тысячи лет назад. Они
действовали с апломбом кондотьеров, осаждая свои «археологические
крепости» и беря друг друга на мушку пистолета на манер необузданных
пионеров американского Запада. Их деятельность включала систематическое и
безжалостное ограбление фиванекого некрополя. Джованни Бельцони
откровенно говорил, что все его внимание было сосредоточено на извлечении
погребальных свитков: «Целью моих поисков было лишение египтян их
папирусов,- некоторые из их числа я находил спрятанными в груди мумий, под
руками, между ногами выше колен; на ногах; свитки были закрыты
многочисленными слоями ткани, в которую были завернуты мумии». Учитывая,
что магические погребальные свитки должны были облегчить мертвым египтянам
переход в другой мир, нельзя не увидеть в этом мрачную иронию: как и
пирамиды, свитки способствовали привлечению грабителей, обиравших прах их
владельцев. Когда улеглась пыль, поднятая этими дьявольскими набегами на
египетские некрополи, почти никто уже не помнил, что первый известный на
Западе египетский папирус был написан на греческом. Довольно долго
непрочитанные иероглифические свитки фиванских мумий занимали умы ученых,
но несколько разрозненных находок греческих текстов, если они вообще были
идентифицированы как греческие, в начале XIX в. почти не привлекали
внимания. Даже такой выдающийся историк эпохи эллинизма, как немецкий
ученый Иоганн Густав Дройзен, проявлявший постоянный интерес к папирусам,
не смог распознать греческую скоропись на нескольких документах,
доставленных в Берлин (он решил, что они написаны на арабском!). Кроме
того, преимущественно юридическое и административное содержание известных
греческих папирусов поколебало надежды исследователей классической
литературы.


В 1809 г. французский священник, аббат Делиль, написал поэму, в которой
были следующие стихи: «D"Ho-mere et de Platon, durant les premiers ages /
le papyrus du Nil conservait les ouvrages» («От Гомера до Платона, на
протяжении первых веков папирус Нила сохранил эти труды»). Конечно, это
была всего лишь поэтическая вольность. Насколько известно, еще никто к
тому времени и в глаза не видел греческого классического папируса. Но тем
не менее Делиль, поэт меньшего масштаба по сравнению с Уордсвортом,
превзошел его как пророк. В июне 1821 г. англичанин Уильям Джон Бэнкс
посетил остров Элефантину на Ниле, в Южном Египте, близ Асуана. Остров уже
в те времена был важным центром торговли древностями, и здесь вместе со
своим итальянским другом Бэнкс приобрел у торговца ныне прославленный
свиток, содержащий выполненную прекрасным письмом II в. н. э. копию
семисот стихов из последней (24-й) книги «Илиады». Этот ценнейший
манускрипт был приобретен у семьи Бэнксов Британским музеем в 1879 г. Он
был почти на тысячу лет старше, чем самая старая из известных в то время
копий, но, как оказалось, это была первая ласточка из большого количества
гомеровских текстов, которые, к неудовольствию ученых последующих
поколений, составили значительную часть всех греческих папирусов. Копий
«Илиады» было намного больше, чем копий, очевидно, менее популярной
«Одиссеи». Тем не менее в 1820-х годах Гомер Бэнкса был сокровищем, и он
оставался редкостью до нового расцвета папирологии, который наступил через
полстолетия.


В сущности, все свитки, которые были обнаружены в первой половине XIX в.,
представляли собой нелитературные документы, относящиеся к повседневным
делам. Среди них выделялись бумаги II в. до н. э. из Серапеума, близ
Мемфиса, выкопанные феллахами в 1820 г., в которых содержались записи,
касающиеся двух сестер-жриц. Эти записи послужили источником для
нескольких романов, один из которых был написан французом Брассё-ром де
Бурбур.


В целом археологи, теперь появившиеся на сцене, стремились к более
значительным объектам: пирамидам, скульптурам, могилам и дорогим objets
d"art. Поэтому до нас не дошло почти никаких сведений о месте и
обстоятельствах обнаружения манускриптов. Более того, стало обычным делом
разделять манускрипт на части для увеличения дохода, и части одного и того
же свитка рассеивались, подобно умерщвленному Осирису, по всему свету в
ущерб научным исследованиям. Затем к середине прошлого века стали
появляться все новые и новые папирусы, по крайней мере время от времени.
Новые надежды возникли после появления утерянных речей Гиперида,
современника Демосфена; фрагмента из спартанского барда Алкмана,
приобретенного в 1855 г. Огю-стом Мариэттом для Лувра, и, наконец,
папируса, получившего впоследствии название «папируса пророчеств» и
попавшего, в конце концов в Берлин. В нем содержался каталог работ
Аристотеля, среди которых упоминалась утерянная "Афинская политая».
Впрочем, последняя была открыта, пятнадцатью годами позже.


Выдающиеся папирологи, такие, как А. С. Хант и Фредерик Кеньон, датируют
новую эру 1877 г. Именно тогда, как писал Хант в 1912 г., «были осознаны
громадные возможности Египта в этом направлении... и поток, которому тогда
было положено начало, с тех пор не прерывался». Эта хронологическая линия
раздела соответствует открытию в 1877 г. Файюма как источника папирусов.
Количество папирусов, затопивших каирский рынок древностей, было просто
ошеломляющим. Представители европейских научных организаций страстно
боролись за право купить их, но большая часть через одного австрийского
торговца попала в частную коллекцию эрцгерцога Райнера Габсбургского,
который в 1884 г. поместил их в свой музей в Вене. Впоследствии эрцгерцог
неоднократно пополнял свою коллекцию, и в 1899 г., когда она была передана
Императорской Венской библиотеке, в ней насчитывалось около ста тысяч
папирусов разной длины - от небольших клочков до солидных свитков.
Большинство из них, однако, находились в плачевном состоянии. Почти все
папирусы, включая и те, которые были приобретены другими научными
учреждениями, представляли собой документы, то есть нелитературные тексты:
счета, расписки, контракты, разного рода официальные распоряжения,
завещания, договоры об аренде, школьные сборники упражнений, гороскопы,
письма, записки и т. д. Целые возы рукописей по содержанию касались
исключительно домашних мелочей. Большая часть папирусов относилась к
позднему, византийскому периоду, значительное количество было написано уже
после победы ислама. Почти треть венских папирусов - вероятно, самая
ценная часть коллекции - была написана на арабском языке. Довольно много
папирусов было на коптском. Хотя диапазон проблем, охватываемых
папирусами, был впечатляющим, ученые того времени уделяли мало внимания
социальной и экономической истории древнего мира. Папирусы ценились прежде
всего по их литературному содержанию, которое в данном случае
расценивалось как весьма посредственное. Кроме того, большое количество и
плохое состояние документов превращали сортировку и изучение их в
трудоемкое и длительное занятие.


Происхождение папирусов явилось предметом споров среди экспертов. Было
известно, что Файюм, в котором, вероятно, была сделана находка 1778 г.,
дал миру и эти папирусы, но точное местонахождение и обстоятельства,
способствовавшие их сохранности, не были известны. Хранитель коллекции
Райнера был убежден, что все они были извлечены из недавно открытого
древнего архива столицы округа Мединет-эль-Файюм - древней Арси-нои, или
Крокодилополиса. Однако он был введен в заблуждение относительным
единообразием первого венского приобретения, которое, как было позже
установлено, действительно происходило из одного источника. Но и при этом
условии состояние материалов - беспорядочность, фрагментарность,
изорванность, - так же как неофициальный, частный характер и их диапазон,
охватывающий несколько столетий (некоторые из них относились к X в. н.
э.), бросало тень сомнения на их предполагаемое происхождение. Статья
хранителя, опубликованная в Вене, была быстро опровергнута блестящим
молодым немецким египтологом Адольфом Эрманом. Эрман довольно смело
предположил, что все эти документы были найдены в громадных кучах мусора
(koms), тянувшихся на целые мили по всему Файюму, да и по большей части
остальной территории Египта. Драгоценные документы бесцеремонно
выбрасывались заодно со всяким хламом, образуя последовательно
чередующиеся слои в этих своеобразных египетских свалках. К счастью,
египтяне не были склонны к сжиганию своих бумаг и мусора. Они оставляли за
собой рукотворные холмы, подобные кучам кухонных отбросов доисторических
поселений. Местные феллахи всегда использовали их как источники богатых
солями азотной кислоты удобрений - себах. Нет нужды говорить, сколько
бесценных сокровищ было уничтожено вследствие этого. Некоторые палеографы
тем не менее, продолжали поддерживать тезис об архивном происхождении
документов, и они не были так уж не правы: найденные документы вполне
могли включать выброшенные за ненадобностью архивы.


Литературные приобретения пока что были намного скуднее, если не считать
частей утраченной «Гекалы», идиллического эпоса Каллимаха, изданного
Теодором Гомперцем. Но феллахи узнали о ненасытном аппетите европейцев на
этот «хлам», и с того момента этим клочкам бумаги уже не грозило полное,
уничтожение. Тем не менее, неосторожное обращение и явная небрежность вели
к тому, что разрушалось больше документов, нежели было когда-либо спасено.
И чаще всего никто не записывал, где были найдены те или иные документы и
где могли находиться другие части документов, что позволило бы
воссоединить их. И только со временем к экспертам, в том числе и
археологам, пришло понимание того, что нельзя оставлять дело поиска
папирусов в руках случайных и невежественных людей. Это положение должно
было, однако, измениться, когда У. М. Флиндерс Петри раскинул свою палатку
в Файюме в конце 80-х годов прошлого века. Ему предстояло первому начать
разыскивать папирусы по всем правилам науки и суждено было открыть еще
один источник древних манускриптов. С него начался героический век
открытий папирусов.