Памятники древнерусского зодчества владимиро суздальской земли. Белокаменные памятники владимира и суздаля, россия. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Россия

Часто можно услышать рассказы историков и архитекторов о русском каменном зодчестве. Особенно среди всех направлений выделяется Владимиро-Суздальская архитектура. Это совершенно не удивительно, поскольку немало памятников культуры, которые можно увидеть в наше время, сохранились именно в этих местах. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля впечатляют и поражают воображение уже многих поколений людей. В статье пойдет речь о многих объектах этого архитектурного направления, мы познакомимся с их историей, внешним обликом и многим другим.

Что относится к этому направлению?

Для начала стоит рассказать о самом термине «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Как ни странно, это не просто обозначение всех архитектурных объектов указанных мест. Оно включено в список К данному термину относится сразу 8 древних памятников архитектуры. Все они расположены во Владимирской области. Для того чтобы понять, как сформировался этот отдельный стиль архитектуры, стоит обратиться к истории.

Владимиро-Суздальское княжество некоторое время являлось важным политическим и культурным центром Руси. Это было в XII-XIII веках. Считается, что направление зодчества, которое развивалось здесь в то время, уникально. Это действительно так, поскольку оно соединяет лучшие традиции русской и византийской архитектуры, объединяя их во многих замечательных объектах.

Известные памятники этого направления

Таким образом, становится понятно, что представляют собой белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Полный список достопримечательностей включаетв восемь объектов, среди них следующие:

  • Успенский собор.
  • Церковь Покрова на Нерли.
  • Церковь Бориса и Глеба.
  • Древний Суздальский кремль.
  • Золотые ворота.
  • Спасо-Евфимиев монастырь.
  • Дворец Андрея Боголюбского.

Каждый из перечисленных имеет свои особенности. Все они являются важными объектами культурного наследия и охраняются государством. Теперь стоит подробнее рассмотреть некоторые из них.

Церковь Бориса и Глеба

Итак, вначале расскажем об этом замечательном объекте. Он представляет собой архитектурную постройку, которая отлично показывает особенности такого направления, как белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Владимирская область может похвастаться многими интересными объектами, однако стоит остановиться именно на этом более подробно.

Церковь Бориса и Глеба представляет собой самую раннюю белокаменную постройку в этих местах, которая относится к 1152 году. Она была создана в те времена, когда правил великий русский князь - Юрий Долгорукий. Все ее линии очень просты, она имеет различные элементы декора, которые смотрятся очень сдержанно. По многим данным, церковь сильно пострадала при монгольском нашествии, однако впоследствии в 1239 году была восстановлена. На протяжении своего существования храм разрушался не один раз, в очередной раз это произошло в XVI-XVII вв. Многие его составляющие были разобраны и сложены заново. Интересно, что здесь проводилось множество археологических раскопок. В результате ученым удалось найти большое число предметов, среди которых - белокаменный саркофаг, детали декора, ранее украшавшего стены церкви, и многое другое.

Успенский собор

Еще один замечательный образец этого направления - Успенский собор. Как и другие белокаменные памятники Владимира и Суздаля, он относится к временам домонгольского нашествия. Собор до сих пор поражает посетителей своим величием и в то же время простотой. По многим данным, долгое время собор являлся центральным местом для богослужений в этих местах. Также здесь происходило множество важных исторических событий, например в храме венчались на княжение многие московские и Особый интерес представляет тот факт, что в соборе находятся фрески Андрея Рублева, их фрагменты сохранились до наших дней. Храм относится к 1158 году, а в 1161-м его стены уже украшали уникальные росписи. Успенский собор был значительно расширен после пожара в конце XII века.

Церковь Покрова на Нерли

Обязательно нужно рассказать и об этой жемчужине белокаменного зодчества. О ней можно услышать во многих источниках, она всегда чрезвычайно популярна среди туристов. Конечно же, все белокаменные памятники Владимира и Суздаля обладают особым очарованием, однако это место поражает своей тишиной и спокойствием. Итак, перейдем к описанию объекта. так же, как и другие рассматриваемые нами архитектурные сооружения, расположилась во Владимирской области. Если говорить точнее, то в селе Боголюбово. Существует несколько причин, по которым памятник культуры является уникальным. Например, его местоположение по-настоящему необычно. Ранее церковь находилась прямо в том месте, где впадала в Клязьму. Таким образом, ее было отлично видно с воды. Однако впоследствии русла рек заметно изменились. Храм начали возводить в 1165 году при князе Андрее Боголюбском, который решил построить его, чтобы увековечить память о своем погибшем сыне.

Суздальский кремль

Не только храмами славится этот край. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, описание которых можно прочитать в этой статье, включают также такой замечательный объект, как Он является еще одним классическим образцом данного направления. Кремль - самая старая часть города, которая, по мнению многих ученых, появилась еще в X веке. Сразу становится понятно, что объект обладает богатой историей, о которой стоит поговорить более подробно. Изначально здесь возвели крепость, вокруг нее располагались земляные валы. На них, в свою очередь, находились стены, а также башни. С XV века сооружение начали укреплять значительно лучше. В то время здесь появилась новая массивная стена из дерева с воротами и 15 башен. Однако большинство построек не дошло до нашего времени, их уничтожил пожар, произошедший в XVIII веке. Сохранились земляные укрепления и некоторые церкви, входящие в состав архитектурного ансамбля.

Это место всегда имело большую популярность у туристов. Каждый день здесь можно увидеть посетителей, поскольку многим интересно увидеть столь древний объект культурного наследия. Таким образом, мы рассмотрели белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Россия имеет множество различных достопримечательностей, однако эти места смогут впечатлить каждого.

Билет 18

1. Архитектурные памятники Владимиро-Суздальской земли.

2.Музей прикладного искусства 17 века.

Архитектурные памятники Владимиро-Суздальской земли.

При князе Владимире Мономахе начинается активное строительство на северо-востоке Руси, в Залесье. В итоге тут был создан 1 из наиболее красивых во всей средневековой Европе высоко художественных ансамблей.
При Юрии Долгоруком (сыне Владимира Мономаха) сформировался так именуемый суздальский стиль - белокаменное зодчество. I-ой церковью, родоначальницей стиля, сложенной из беловатого камня, блоки которого были идеально 1 к другому, стала церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, в 4 километра от Суздаля, на том самом месте, где будто бы останавливались святые князья Борис и Глеб, когда они бродили из Ростова и Суздаля в Киев. Это был храм-крепость. Он представлял собою куб с 3-мя довольно массивными апсидами, щелевидными окнами, напоминающими бойницы, широкими лопатками, шлемообразным куполом.

2/пол. 12 в. - нач. 13 в. - время расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это было одно из крупнейших феодальных образований северо-востока древней Руси. Князь Ю.Долгорукий (1140-50-гг.)строил много крепостей, возможно, поэтому многие его церкви отвечают характеру крепостного зодчества. Его сын, Андрей Боголюбский, начинает большое строительство во Владимире, который он делает своей столицей, для чего, приглашает мастеров из разный земель Древней Руси, и Западной Европы. Привлечение западноевропейских мастеров было демонстрацией отказа от киевских художественных традиций. А.Боголюбский задумывает сделать Владимир главным городом Древней Руси, стремясь превзойти Киев. Даже главные ворота города, сложенные из белого камня города он, по примеру Киева называет «Золотые» (1164)
Золотые ворота были главным торжественным въездом в город, перекрывались высоким арочным сводом. По сторонам ворот находился земляной вал высотой 9 м и шириной у основания 24 м. Снаружи город опоясывал ров глубиной более 8 м и шириной около 22 м.



Успенский собор

Главным храмом города становиться Успенский собор (1158-1160). Это была построенная из тщательно обработанного белого камня трёхнефная трёхапсидная постройка с шестью крестчатыми столбами, поддерживавшими своды и барабан. Широкие фасады придавали храму торжественность и величественность. Стены собора были богато украшены аркатурно-колончатым фризом, клиновидными консолями и капителями романского характера и пояском поребрика над аркатурой - эта характерная деталь убранства в дальнейшем пройдёт через всю историю владимиро-суздальской архитектуры и затем войдёт в состав архитектуры Московского государства. Снаружи храм был украшен фресковой росписью - сохранился фрагмент с изображением двух павлинов с пышными хвостами и растительным орнаментом, между позолоченных колонок изображены фигуры пророков со свитками в руках. Таким образом, белые фасады храма были украшены цветным фресковым поясом, который предвещал появление в дальнейшем на этой части храма резного декора. Фасад украшали также немногочисленные резные белокаменные рельефы с изображениями на религиозные сюжеты, а также маскаронами с женскими лицами (символ посвящения храма Богородице), и головами львов по углам окон. Белокаменная резьба выполнялась в двух техниках - плоско-графическая и округлая, горельефная. Она вполне самобытна, что указывает на начало сложения местной скульптурной школы. Однако многие элементы - каменные аркатурные колончатые пояса и др., как и появление самого каменного рельефного резного декора, указывают на непосредственное влияние романских мастеров Западной Европы.

Таким образом, со времени возведения Успенского собора Владимира яркой особенностью архитектуры Владимиро-Суздальской земли стало использование резного белокаменного архитектурного декора.

После пожара в 1185 г. собор был реконструирован - по указанию князя Всеволода III в 1185-1189 г. собор был расширен за счёт пристройки к нему по периметру новых стен, которые стали своеобразным «футляром». Новые стены собора также были украшены белокаменными резными деталями.

Важное значение в строительной деятельности А.Боголюбского имел дворцовый ансамбль в Боголюбове на р. Нерли, недалеко от Владимира (1158-1165 гг.). Ансамбль воспринимался как единое целое. Княжеский замок был каменной крепостью, княжеский дворец и храм - белокаменными. Княжеский дворец стоял на вымощенной белым камнем замковой площади, посреди которой находился восьмиколонный златоверхий киворий - «святой шатёр» над каменной чашей для освящения воды - самая изысканная постройка ансамбля. Из дворца переход вёл на хоры церкви и через неё на крепостную стену. Храм имел чрезвычайно пышный интерьер - своды поддерживались не столбами, а колоннами с лиственными («коринфскими») позолоченными капителями. Позолоченными были также и Косяки порталов, а пол устлан толстыми медными плитами со спаянными оловом швами. Боголюбовский дворец выдерживает сравнения с лучшими дворцовыми ансамблями Западной Европы того времени, отличаясь от них оригинальным русским обликом.

Самой выдающейся постройкой времён А.Боголюбского является церковь Покрова на Нерли (1165). Храм располагается при устье р. Нерли, на заливном надпойменном берегу. Чтобы поднять здание над уровнем разлива зодчие соорудили основание под храм (высотой 5,3 м.), засыпали его искусственной насыпью и облицевали её склоны белым камнем. Арки фасадов являются своеобразным лейтмотивом здания, многократно повторяясь в рисунке оконных проёмов, порталов, аркатурном поясе, куполе. Скульптурные украшения храма не многочисленны, но тактично расположены в полукружьях закомар. Храм первоначально был окружён белокаменной аркадой и стеной в юго-западном углу.

Дмитриевский собор

Целью прославления государства служил Дмитриевский собор во Владимире, возведённый кн. Всеволодом (1194-1197). В основе собора (как и в церкви Покрова на Нерли) лежит однокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм. Но художественный образ другой - «романские» декоративные детали получают в соборе широкое развитие. Тонкие высокие окна подчёркивают вертикальный ритм сооружения, который гасится аркатурным поясом с богатой резьбой по камню - фигуры святых и растений. В основе скульптурной декорации храма лежит глубоко продуманная программа, связанная с символическим выражением религиозных идей и прославлением княжеской власти. Центральным изображением является фигура псалмопевца Давида, но также широко представлены изображения растений и животных.

Источником владимирской скульптурной резьбы является, с одной стороны народная резьба по дереву, а с другой - искусство западноевропейских мастеров, работавших у владимирских князей.
Очередным храмом, богато украшенном белокаменной резьбой является Рождественский собор в Суздале (1222-1225). Богородице-Рождественский собор - православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время Рождественский собор является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Храм представлял собой традиционный шестистолпный трёхапсидный храм, увенчанный, вероятно, одним куполом на барабане (не сохранился, в современном состоянии храм венчают пять куполов). Рельефный резной белокаменный декор покрывает различные выступающие элементы здания - карнизы, колончатые аркатурные пояса и др. Учёные предполагают, что вероятно в декоре этого храма возникла система плоской ковровой орнаментации стены, на которой ясно выделялись выполненные в высоком рельефе резные камни и композиции. В дальнейшем этот приём ещё больше развился в соборе Юрьева-Польского.

Уникальным памятником владимиро-суздальской резьбы по камню являются рельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (от слова «поле», 1230-1234 гг.). Гео́ргиевский Собо́р - белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Сооружён в 1230-1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.

В 15 в. храм рухнул, но в том же столетии был восстановлен со значительными изменениями во внешнем виде и расположении рельефов. Реконструкция первоначального расположения рельефов позволяет говорить о сложной и последовательной программе скульптурного убранства храма.

На этих храмах можно проследить развитие монументальной белокаменной резьбы от скромных опытов Андрея Боголюбского до сплошного резного убора, покрывавшего от цоколя до главы храмы 13 в.

Год включения в Список всемирного наследия: 1992

Старинные города Владимир (основан в 1108 г.) и Суздаль (известен с 1024 г.), стоявшие в XII-XIII вв. во главе могучего древнерусского Владимиро-Суздальского княжества, располагаются в центре европейской части России, примерно в 200 км к востоку от Москвы, и на расстоянии 30 км друг от друга.

В период существования Владимиро-Суздальского княжества здесь сложилась своя архитектурно-художественная школа, для которой были характерны: кладка из плит белого известняка (отсюда и название — «белокаменные» памятники), изысканность пропорций, тонкая резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), аркатурные пояса, внешняя легкость зданий и умение вписывать их в окружающий природный ландшафт.

Подлинными шедеврами этой школы как раз и являются те памятники (точнее — восемь отдельных памятников плюс два ансамбля), которые составляют данную номинацию. Некоторые из них находятся в центре города Владимира (Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота), другие – в Суздале (Рождественский собор и Архиерейские палаты Суздальского кремля, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри). Это также памятники, располагающиеся в пригородах — храм Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша.

Успенский собор, заложенный на вершине холма и построенный всего за три года (1158–1160), сразу стал главной архитектурной доминантой древнего Владимира. Высокий белокаменный пятиглавый собор, поражавший своей гармонией, обилием украшений из золота, стал и главным храмом всего княжества. В нем были возведены на великое княжение Александр Невский, Дмитрий Донской, другие владимирские и московские князья, некоторые из которых (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо и др.) и погребены здесь. В нем же помещалась святыня Владимира – икона Богоматери, привезенная на Русь из Константинополя и прозванная Владимирской (ныне она находится в Третьяковской галерее в Москве). В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным (сохранились фрагменты этих фресок).

Дмитриевский собор (1194–1197 гг.) – это четырехстолпный одноглавый храм, относительно небольших размеров, архитектура которого очень характерна для Владимиро-Суздальской Руси XII в. Гармоничность его пропорций сочетается с совершенной техникой белокаменной кладки. Его кружевная каменная резьба, расположенная «строчным узором», насчитывает примерно 1500 рельефов. Собор несколько раз горел, а во время татаро-монгольского нашествия был полностью разграблен, в последующем он неоднократно подвергался реставрации. В самом конце XII в. собор был расписан византийским и русским художниками, но эти фрески дошли до наших дней лишь фрагментами.

Владимирские Золотые ворота (строительство закончено в 1164 г.) служили не только крепостным сооружением, но и триумфальной парадной аркой при въезде с запада. Их соорудили одновременно с земляным валом, образовавшим защитное кольцо вокруг города. Золотые ворота были сложены из белого камня, их массивные дубовые двери были обшиты золочеными медными досками, за что их и прозвали Золотыми. Нижняя часть ворот уцелела до наших дней с XII в., а надвратную церковь впоследствии обновляли в XV, XVII и XVIII вв.

Богородице-Рождественский собор в Суздале построили в 1222–1225 гг. Он входит в ансамбль Суздальского кремля, с трех сторон окруженного рекой Каменкой, и его массивные, синие, «усыпанные» звездами купола во многом определяют облик всего кремлевского комплекса. В XV в. Рождественский собор обрушился, после чего (в XVI в.) его верх построили из кирпича и завершили пятиглавием. Реконструкцию собора проводили и в более позднее время, а его фрески относятся к XIII, XV и XVII вв.

Рядом с собором, также в пределах Суздальского кремля, располагается другой ценнейший белокаменный памятник, также отнесенный к категории Всемирного культурного наследия, – Архиерейские палаты, выстроенные в XV-XVIII вв. На окраине Суздаля расположены два уникальных монастырских комплекса (основные каменные постройки относятся к XVI в.) — Покровский и Спасо-Евфимиев. Эти монастыри, будучи опоясаны высокими каменными стенами с башнями, внешне весьма напоминают крепости. Внутри стен – соборы, церкви, звонницы, разного рода подсобные строения.

Руины резиденции князя Андрея Боголюбского можно ныне увидеть в поселке Боголюбово, что в 10 км к востоку от Владимира, на реке Клязьме. Этот укрепленный замок был выстроен в середине XII в., однако до наших дней от него дошло лишь немногое. На месте главного Рождественского собора уже в ХVIII в. была воздвигнута существующая ныне церковь. А от дворца осталась только часть лестничной башни, которая связывала его с собором таким образом, что члены княжеской семьи могли прямо из своих покоев пройти на его хоры. Еще различимы и следы былых земляных валов. Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) находится недалеко от Боголюбова, она стоит уединенно посреди пойменных лугов на берегу небольшой реки Нерль, и поражает своей утонченностью и стройностью. Она представляет собой невысокий одноглавый четырехстолпный храм, который украшен резьбой XII в. Это, безусловно, один из шедевров мировой архитектуры.

В селе Кидекша, расположенном недалеко от Суздаля, у места слияния рек Нерль и Каменка, из белого известняка была выстроена церковь Бориса и Глеба, которая хорошо сохранилась до наших дней. Эта церковь — одноглавая, с похожими на бойницы узкими окнами и небольшим аркатурным поясом на фасаде. Постройка церкви относится к середине XII в. (1152 г.), причем в XVIII в. ее перестаивали, однако сохранившиеся в ней фрагменты фресковой живописи относятся еще ко времени ее сооружения.

Ныне все указанные памятники (а также ряд прочих достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли) входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (учрежден в 1958 г.).

Владимиро-суздальские храмы были белокаменными. Самые древние из них отличались скромным декором: арочный поясок на апсидах и горизонтальная полочка-отлив посередине стен. Окна были узкие, напоминающие щели бойниц. С XII же века храмы начинают украшать белокаменной резьбой: иногда это фольклорные сюжеты, иногда - скифский «звериный стиль», а в некоторых случаях видны романские влияния.

Возвышение Владимира было связано с правлением Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, строившего храмы не только из благочестивых соображений, но и из политических - чтобы показать, что его земля находится под особым покровительством небесных сил, превратить ее в Святую землю. По сути, он создавал во Владимире новый Киев.

Дмитриевский собор (1194-1197) весь покрыт белокаменной резьбой: ангелы, птицы, звери, фантастические существа и растения сплошь покрывают стены между лопатками. Наверху, под арками колончатого пояса, стоят многочисленные святые, а в полях закомар изображены сюжетные сцены. Собор был расписан фресками; до наших дней дошли только два фрагмента - «Страшный суд» и «Рай».

Еще один памятник владимиро-суздальской земли - Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234), построенный Святославом. Первоначально он тоже был весь покрыт резьбой - сочетание низкого рельефа с высоким, изображения на плоском ковровом фоне из растительных завитков. Храм имел сложную конструкцию: барабан стоял не прямо на сводах, а на выложенных под ними высоких арках. В XV веке верхняя часть храма рухнула, ее пытался сложить заново в прежнем порядке московский купец и строитель Василий Ермолин, но задача оказалась слишком сложной.

С военными походами князей связана церковь Покрова на Нерли. Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном и обложенном белокаменными плитами. Высота его стен, равная длине, дополнялась легкой главой, поставленной на четырехгранный пьедестал. С запада, севера и юга церковь окружали галереи. Удачно найденные пропорции, тонкая многоуступчатая профилировка выступающих из толщи стен лопаток с почти отрывавшимися от них колонками, резные их изображения по сводами закомар делали церковь нарядной. Впервые в аркатурно-колончатом поясе появились фигурные консоли в виде львов, барсов, грифонов, звериных и женских масок. Смысл изображения в центре композиции связан с пророчеством Давида о Богоматери.

Строились во Владимире интересные храмы и в более позднее время. Так, первоначально возведенный в 1200-1201 годах Успенский собор Княгинина монастыря до нас не дошел и был отстроен заново на рубеже XV-XVI веков, а в XVII веке украшен росписью, выполненной московскими мастерами. Храм небольшой, белокаменный, трехапсидный однокупольный, глава высится над горкой островерхих закомар и кокошников.

В период с XII по XIII века в России произошло становление особой архитектурной школы. На северо-востоке Европейской части России стали сооружаться красивые здания, преимущественно церкви и монастыри, из белого известняка. Именно поэтому их называют белокаменными памятниками.

В рамки знаменитого туристического маршрута страны – Золотое кольцо России – включены два уникальных города – Владимир и Суздаль. Именно здесь родился особый архитектурный стиль, для которого характерны парящая легкость гармонично вписанных в окружающий ландшафт зданий и искусная резьба по камню. Белокаменные постройки Владимира и Суздаля являются шедеврами русского зодчества и находятся под присмотром .

Суздаль – город, который сохранил не только архитектуру, но и дух Древней Руси. Здесь иногда кажется, что находишься в прошлом, в том далеком времени белокаменных палат и церквей. Особенно сильно это чувство в Городе мастеров, где до сих пор, как в старину, работают кузницы, а гончары лепят горшки и игрушки, приглашая на мастер-класс. Прямо на улице можно напиться кваса или купить медовухи, а возле торговых рядов взять извозчика. Город помнит всю русскую историю, здесь сохранилось более 200 архитектурных памятников.

Не меньше памятников сохранилось и во Владимире. Этот город называют воротами Золотого Кольца. Здесь творили свои белокаменные шедевры древнерусские резчики, писал иконы Андрей Рублев. Храмы, словно шкатулки покрыты необычной резьбой, которая зародилась на владимиро-суздальской земле. Она характерна как раз для периода древнерусского зодчества, и по ней часто определяют время строения. Подобная техника и белокаменное строительство распространено во многих городах Золотого Кольца. Этот популярный туристический маршрут помогает вдохнуть настоящего русского воздуха, прикоснуться к истории России, ее вере, ее бессмертному народу.

По не вполне понятным причинам Российской Федерацией не были представлены к включению в список Всемирного наследия другие памятники того же круга - Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-56), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-е, XV век), Покровский монастырь в Суздале и Княгинин монастырь во Владимире (оба - начало XVI века).

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля — ФОТО

Всего в 4 км от Суздаля, в Кидекше, сохранился старейший памятник белокаменного зодчества древней Руси. Он находится под охраной ЮНЕСКО и действует как музей. Борисоглебская церковь, которую построил князь Ю. Долгорукий, датируется 12 веком. По легенде именно в этом месте от руки брата Святополка погибли Борис и Глеб. Церковь почитает их как первых русских мучеников. Здание не отличается пышной красотой, и как настоящий русский богатырь стойко переносит тяготы жизни. Здесь сохранились старинный фрески, похоронен сын Юрия Долгорукого с женой и дочерью.

Уникальное строение 12 века является жемчужиной русской архитектуры, истории, искусства. В этом храме венчались на царство и покоятся с миром Московские и Владимирские князья, сохранились работы Андрея Рублева. Белокаменный храм построил сын Юрия Долгорукого – Андрей. Он выделил на строительство десятую часть своего имения, желая построить храм не хуже Киевской Софии. Над украшением Успенского собора трудились мастера из многих городов Киевской Руси, Галича, Греции и Германии. Именно отсюда пошло понятие белокаменной резьбы, фрагменты которой можно наблюдать на внешнем облике собора. Это картина вознесения Александра Македонского, отроки, брошенные в печь Вавилонским царем, сорок севастийских мучеников и др. Главный купол пятиглавого собора был позолочен червленым золотом и в народе собор получил название Златоверхий.

На одном из белокаменных блоков Золотых ворот есть печать князя Андрея Боголюбского, говорящая о том, что ворота построены в период его княжения. Первоначальный облик строения представить трудно, так как ворота много раз перестраивали после войн и пожаров. По историческим данным подобных въездов в город было семь, но сохранились только одни ворота — Золотые. Хан Батый, осаждая город, так и не смог пройти через них в город, а дубовые ворота, которые потом сняли с петель и везли в Орду, затонули в реке Клязьме. Маленькая надвратная церквушка Ризоположения ныне действующий музей, в котором экспонируется выставка оружия и воинских доспехов.

В летописях особо подчеркивается факт, что работы в Дмитриевском соборе выполнены именно русскими мастерами. Они достигли особого искусства, создавая каменные росписи и барельефы на стенах собора. Этот шедевр часто называют драгоценным ларцом. На фасадах храма 566 резных картин. Верхняя часть почти сплошь покрыта резьбой. Под окнами выложен колонный пояс. Внутреннюю отделку выполняли греческие мастера, но от старинных фресок сохранились только фрагменты. После татарской навалы собор был разграблен и реставрировали его только во время правления Николая.

Боголюбский княжеский дворец летописцы сравнивали с дворцом царя Соломона. Белокаменное строение отличалось необыкновенной пышностью богатством. До наших дней оно не дошло в первозданном виде, но сохранились палаты князя Андрея в составе церкви Рождества Богородицы. А в 1954г. исследователь Н.Воронин обнаружил лестничную башню. Колокольня, которая над ней надстроена более позднего периода. Перед дворцом сохранилась площадь, выложенная белым камнем, продуманы даже желоба для стока воды. Князь Андрей прожил здесь 17 лет и был убит в лестничной башне.

Маленькая белая церковь отражается в воде реки Нерль, и словно плывет. Окрестности храма – это заливные луга, которые являются природоохранной зоной, но никогда еще церковь не затопляло в периоды разлива. Она построена князем Андреем в честь сына Изяслава в начале 12 века. Это самый совершенный белокаменный храм древнерусского зодчества. В нем идеально подогнаны камни, стройные высокие стены. Внутренние росписи не сохранились, но внешне церковь украшена белокаменной резьбой и барельефами. До наших дней она сохранилась в несколько измененном виде, некоторые части строения были разобраны.

Кремль стал началом города Суздаль и самым древним его строением. Строительство проходило во время правления Владимира Мономаха. На территории кремля жил сам князь и его дружина. До наших дней сохранились земляные глиняные валы. Позже были устроены деревянные стены для защиты от врага и простояли до 1719г. О Суздальском кремле есть много упоминаний в древнерусских летописях. На его территории находится также церковь, которую заложил Владимир Мономах. Чуть позже на ее месте воздвигли белокаменный собор, который тоже дошел до наших дней в измененном виде. Верхняя часть собора выложена кирпичом. Во внешнем убранстве главными являются резные орнаменты древнерусских мастеров. Внутри сохранились фрески 13, 15 веков. Здесь же похоронены сыновья Юрия Долгорукого и другие князья.

Монастырь-крепость изначально был построен в очень хорошем стратегическом месте. Конечно, деревянные первые строения не сохранились, каменные стены и башни с бойницами, амбразурами были построены в 16в. Стены монастыря помнят и татарские набеги, и посещения царственных особ и неугодных властям раскольников и бунтарей. Последних содержали в подвалах монастырского тюремного комплекса, который использовали даже чекисты для выявления предателей. На территории монастыря есть памятник героям литовско-польской войны, установлен крест похороненному здесь князю Минину-Пожарскому.