Отложенный ндс. Какие вычеты по ндс можно отложить на завтра. Вычеты по товарам, работам, услугам и импорту

Налоговики утверждают, что компания не вправе использовать вычет по НДС позже периода, в котором были выполнены все условия для возмещения налога. Чтобы избежать претензий чиновников, компаниям приходится откладывать не сам вычет, а момент получения права на него. Мы предлагаем два новых способа такого переноса.

Поскольку налоговики развернули кампанию по борьбе с необоснованными вычетами, заявленный к возмещению НДС может обострить отношения организации с инспекторами. Доказывая свое право на вычеты, бухгалтеру придется копировать сотни счетов-фактур, товарных накладных и прочих документов. А если вычеты все-таки будут признаны правомерными, переплата по НДС может быть принудительно направлена на погашение недоимки по другим налогам (п. 4 ст. 176 НК РФ). Поэтому компании предпочитают отложить часть вычета на будущие периоды, отсрочив получение права на него.

НАПОМНИМ. Организация имеет право зачесть налог в том периоде, когда выполнены три условия: получен счет-фактура, активы оприходованы и предназначены для использования в деятельности, облагаемой НДС (ст. 171, 172 НК РФ). Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то вычет заявить нельзя.

Чаще всего компании просто переносят дату получения счета-фактуры, которая определяется, например, по журналу входящей корреспонденции*. Однако этот способ хорошо известен налоговикам, поэтому частые задержки счетов-фактур могут вызвать подозрения проверяющих.

Откладываем оприходование

Для переноса вычета компания может отсрочить оприходование товара, увеличив время проверки его качества. Например, получив товар на склад, организация-покупатель назначает комиссию из своих работников, которые проводят ревизию продукции. В это время товар учитывается на счете 002 и не считается оприходованным на баланс покупателя. По результатам обследования составляется акт о приемке товаров по форме № ТОРГ-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132). Именно дата составления этого документа будет считаться датой оприходования товара, что дает право на вычет налога на добавленную стоимость (конечно, при выполнении остальных условий).

Заметим, что необходимость наличия акта № ТОРГ-1 для возмещения НДС подтверждают и сами налоговики (к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.06.06 № А56-30635/2005).

Чтобы не вызвать нареканий инспекторов, следует подтвердить необходимость тщательной проверки товара. Компания может издать приказ об усилении контроля качества приобретаемой продукции. Длительность самой проверки должна иметь под собой реальные основания, которые зависят от характеристик товара. Например, при покупке дорогостоящей партии сложной бытовой техники действительно необходимо скрупулезное обследование.

Меняем предназначение активов

Компании, которые ведут как облагаемую, так и не облагаемую НДС деятельность, могут воспользоваться следующим способом отсрочки вычета. В периоде поступления товара или материала организация принимает решение, что эти активы будут использованы для деятельности, не облагаемой НДС. При этом компания не получает права на вычет налога. А через некоторое время организация меняет решение и фактически использует товары в деятельности, облагаемой НДС. В бухучете отражается перемещение активов между субсчетами. Именно в этом периоде организация получит право зачесть входящий налог, так как выполнит условие: ценности предназначены для деятельности, облагаемой НДС.

Напоследок заметим: специалисты управления администрирования косвенных налогов ФНС России в беседе с экспертом «УНП» подтвердили, что при использовании предложенных нами способов право на вычет возникает у компании не в момент оприходования ценностей, а в последующих периодах.

Введение в практику бухгалтерского учета таких понятий как отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства в части налога на прибыль (ПБУ 18/02) и соответствующие изменения в Плане счетов бухгалтерского учета вызывают много вопросов о порядке отражения в учете отложенных обязательств организаций по иным налогам. В частности, это касается налога на добавленную стоимость. В этой статье М.Л. Пятов, к.э.н. (Санкт-Петербургский государственный университет), рассказывает о порядке учета отложенных налоговых обязательств по НДС, связанных с реализацией организациями товаров (работ, услуг).

Отложенные налоговые обязательства - это отраженные в бухгалтерском учете суммы кредиторской задолженности перед бюджетом по обязательствам, которые возникнут только в будущих отчетных периодах.

В части налога на добавленную стоимость необходимость отражения отложенных налоговых обязательств возникает в связи с различиями в признании товаров (работ, услуг) реализованными для целей обложения НДС и проданными для целей бухгалтерского учета.

Таким образом, чтобы товар, работа или услуга были по общему правилу статьи 39 НК РФ признаны реализованными, должен иметь место факт:

  • передачи права собственности на товар;
  • передачи результатов выполненных работ;
  • непосредственного оказания услуг.

Согласно пункту 2 статьи 39 НК РФ момент фактической реализации товаров, работ и услуг определяется в соответствии с частью второй НК РФ. Под моментом фактической реализации товаров (работ, услуг) понимается момент, с которого, в соответствии со специальными нормами части второй НК РФ о конкретных налогах, операции, являющиеся реализацией в соответствии со статьей 39 НК РФ, признаются реализацией товаров (работ, услуг) для целей исчисления и уплаты в бюджет конкретного налога. Роль такой специальной нормы части второй НК РФ относительно налога на добавленную стоимость выполняет статья 167 "Определение даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг)".

В соответствии с общим правилом в целях применения главы 21 НК РФ моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения является:

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ в приказе об учетной политике для целей налогообложения в части НДС налогоплательщик выбирает один из двух "моментов реализации": "по отгрузке" или "по оплате". При этом во втором случае до момента оплаты товаров (работ, услуг) их реализация не признается для целей обложения НДС.

В бухгалтерском учете, наоборот, организация не может установить в учетной политике момент признания продажи товаров (работ, услуг). Порядок признания доходов от продаж в бухгалтерском учете устанавливается пунктом 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Согласно ПБУ выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
г) право собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Таким образом, в бухгалтерском учете в соответствии с принципом временной определенности фактов хозяйственной деятельности и требованиями ПБУ 9/99 факт реализации товаров (работ, услуг) отражается в момент перехода права собственности на них к покупателю (сдачи результатов работ, оказания услуг) и возникновения его безусловного обязательства по их оплате.

В случае, если приказом об учетной политике для целей налогообложения организации-продавца выбирается момент реализации "оплата", при учете продажи товаров (работ, услуг) до их оплаты имеет место несовпадение бухгалтерских записей по отражению продаж и признания реализации для целей обложения НДС. В бухгалтерском учете составляются проводки по отражению продажи, а обязательства по уплате НДС бюджету еще не возникает.

В этом случае для того, чтобы показываемый в бухгалтерском учете финансовый результат от продажи товаров не был завышен на сумму НДС, необходимо составление специальной корректировочной записи на сумму потенциальной задолженности перед бюджетом по НДС. В соответствии с письмом Минфина России от 12.11.1996 № 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" такие записи составляются с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". До того момента, как товары (работы, услуги) будут оплачены, и их реализация будет признана для целей налогообложения, на сумму НДС с оборота по реализации товаров составляется запись:

Дебет 90 "Продажи", субсчет 3 "НДС" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Потенциальные обязательства перед бюджетом по НДС".

После отражения оплаты покупателем (заказчиком) реализованных ему товаров (работ, услуг) записью:

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

в учете должна быть зафиксирована трансформация потенциального обязательства перед бюджетом в реальную задолженность по налогу на добавленную стоимость. Составляется проводка:

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Потенциальные обязательства перед бюджетом" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму НДС.

Пример

Организация А продает организации В партию готовой продукции, себестоимость которой составляет 150 000 рублей. Цена продажи продукции - 240 000 рублей (в том числе НДС - 40 000 рублей). Приказом об учетной политике для целей налогообложения организации А установлен момент реализации "оплата". Отразим в бухгалтерском учете организации А факт продажи продукции:
1) Отражается продажа продукции организации В:

Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка" - 240 000 рублей.

2) Списывается проданная продукция:

Дебет 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж" Кредит 43 "Готовая продукция" - 150 000 рублей.

3) Начисляется потенциальная задолженность бюджету по НДС:

Дебет 90 "Продажи", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 40 000 рублей.

4) Отражается оплата продукции организацией В:

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - 240 000 рублей.

5) Отражается возникновение задолженности бюджету по НДС:

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 40 000 рублей.

Есть мнение, что норма, закрепленная пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, относится к товарам, работам и услугам, за исключением основных средств. Так как для последних в абзаце 3 пункта 1 статьи 172 НК РФ установлена другая норма. В ней сказано, что вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, оборудования к установке или нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке или нематериальных активов. Против этой позиции можно привести возражения сразу с двух сторон.

Ндс вычет основные средства до момента принятия на учет

Разберемся с текстом абзаца 3 пункта 1 статьи 172 НК РФ. Действительно ли его нужно понимать в том смысле, что принимать к вычету входной НДС по приобретенным основным средствам нужно сразу же после их покупки. На мой взгляд, нет.

Конструкция указанного абзаца показывает, что законодатель против предъявления вычета по НДС до момента принятия основного средства на учет. То есть разрешает делать это только после означенной операции. Если бы авторы данной нормы хотели, чтобы вычет входного НДС по основному средству производился единовременно после принятия его на учет, они в абзаце 3 использовали бы не слово «после», а слово «в момент».

Обратимся к письму Минфина России от 12.02.15 № 03-07-11/6141. В нем чиновники со ссылкой на подпункт 1 пункта 2 статьи 171 и пункт 1 статьи 172 НК РФ говорят о том, что налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком товаров, выполненных работ, оказанных услуг или имущественных прав. И никаких особенностей в отношении основных средств при этом не усматривают.

НДС по основным средствам как НДС с товара

В указанном пункте 1.1 статьи 172 НК РФ дается ссылка на пункт 2 статьи 171 НК РФ. В последнем говорится, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также при приобретении имущественных прав. Но включаются ли основные средства в понятие «товар», использованного в пункте 2 статьи 171 НК РФ. По моему мнению, безусловно, да.

Во-первых, в пункте 3 статьи 38 НК РФ установлено, что товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Чисто теоретически можно возразить, что это определение относится скорее к продавцам имущества, чем к покупателям.

Однако, во-вторых, мы можем обратиться к пункту 8 статьи 145 НК РФ. В нем говорится о суммах налога, принятых налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ, до использования им права на освобождение от НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, в том числе основным средствам и нематериальным активам. То есть прямо говорится о том, что в состав «приобретенных товаров» входят основные средства. Следовательно, как минимум в рамках главы об НДС под словом «товар» подразумеваются и основные средства. А это означает, что положения пункта 1.1 статьи 172 НК РФ распространяются и на них.

Отложенный вычет по НДС с основных средств

И все-таки сложность с отложенным вычетом по НДС в отношении основных средств есть. И она отразилась в письме Минфина России от 09.04.15 № 03-07-11/20293.

Чиновники считают необходимым учитывать, что, согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся после принятия на учет данных основных средств. Поэтому принятие к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет возможно после принятия на учет товаров, работ, услуг, за исключением основных средств.

Таким образом, если следовать этой позиции, то сумму входного НДС по основному средству разбить по разным налоговым периодам нельзя. Это, конечно, сильно снижает возможности оптимизации НДС с помощью рационального распределения по периодам сумм налоговых вычетов. До момента появления арбитражной практики в пользу налогоплательщиков переносить вычеты по основным средствам рискованно

Налог на добавленную стоимость является, пожалуй, самым сложным налогом в существующей системе налогообложения Российской Федерации.

Как известно, налоги можно разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги, взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные же налоги не зависят от доходов, они устанавливаются в виде надбавок к ценам или тарифам. Производители и продавцы товаров и услуг реализуют их по ценам с учетом таких надбавок.

Налог на добавленную стоимость относится именно к косвенным налогам. Порядок исчисления, уплаты и учета данного налога определен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на добавленную стоимость». Для организаций, занимающихся оптовой торговлей, порядок исчисления этого налога не содержит каких либо специальных положений, то есть, если организация торговли является плательщиком НДС, она исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.

В процессе осуществления своей деятельности торговые организации осуществляют продажу (реализацию) товаров. В соответствии с нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно статьи 146 НК РФ, операции по реализации товаров на территории Российской Федерации являются объектом налогообложения по НДС.

Обратите внимание!

Объектом налогообложения является реализация товаров именно на территории Российской Федерации.

Если товары реализуются на территории иностранного государства, то реализация этих товаров не является объектом налогообложения. Суммы НДС, уплаченные поставщикам при производстве (приобретении) этих товаров, к вычету не принимаются и учитываются в их стоимости (данное правило установлено пунктом 2 статьи 170 НК РФ).

Место реализации товаров устанавливается в соответствии с правилами статьи 147 НК РФ, согласно которой товар считается реализованным в России, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

· товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

· товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Итак, применительно к торговле, объектом налогообложения является реализация товаров на территории Российской Федерации. Стоимостная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу, которую налогоплательщики - торговые организации в общем случае определяют в соответствии с положениями пункта 1 статьи 154 НК РФ:

«Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога».

Фактически это означает, что для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки, и пока не доказано обратное, считается что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Таким образом, налоговая база по НДС в организациях торговли представляет собой стоимость реализованных товаров, по которым они реализуются покупателям за минусом НДС.

Обратите внимание!

Работники налогового ведомства имеют право проверить правильность применения цен лишь в случаях:

· осуществления сделки между взаимозависимыми лицами;

· когда сделка носит характер товарообменной (бартерной) операции;

· при осуществлении внешнеторговых сделок;

· при отклонении цены сделки более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в течение непродолжительного времени.

Если налоговый орган установит, что цена сделки, примененная налогоплательщиком, отклоняется более чем на 20% от рыночной цены, то не исключена ситуация, что организации придется пересчитать сумму налога, исчисленную исходя из рыночной цены на товары. Кроме того, не удастся избежать штрафных санкций.

Если торговая организация осуществляет реализацию сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), то налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. Иначе говоря, в этом случае торговая организация обязана исчислить НДС с разницы между продажной ценой с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. Данное положение установлено пунктом 4 статьи 154 НК РФ.

Указанный порядок применяется в отношении сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации от 16 мая 2001 года №383 «Об утверждении Перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)».

Очень важным моментом при исчислении налога на добавленную стоимость является момент возникновения налогооблагаемой базы.

Мы уже обращали внимание читателя на этот момент, когда рассматривали вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения. Однако, не лишне будет напомнить, что в соответствии с требованиями статьи 167 НК РФ организация может выбрать момент возникновения налоговой базы по НДС либо «по оплате», либо «по отгрузке».

Согласно статье 167 НК РФ:

«1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)».

· Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года №998 «Об утверждении Перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» .

Подпункт 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ выводит из под налогообложения операции по реализации почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов. При этом необходимо иметь в виду, что указанное освобождение не распространяется на перепродажу знаков почтовой оплаты по ценам, превышающим их номинальную стоимость.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила регистрации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 «О регистрации образцов изделий на родных художественных промыслов признанного художественного достоинства».

Обратите внимание!

Статья 149 НК РФ содержит перечень операций, не подлежащих обложению налогом. Можно ли считать, что такие освобождения являются льготой? Попробуем разобраться. Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ:

«Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Указанная статья 149 НК РФ как раз позволяет не уплачивать налог с перечисленных операций.

А раз это льгота, то налогоплательщик имеет право на основании пункта 2 статьи 56 НК РФ отказаться от ее использования либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если это не противоречит нормам налогового законодательства.

Можно ли отказаться от использования льгот, установленных статьей 149 НК РФ (Приложение №4)?

Статья 149 НК РФ содержит два вида льгот:

· льготы, от использования которых, налогоплательщик может отказаться;

· льготы, от которых налогоплательщик отказаться не вправе.

Перечень льгот, для которых предусмотрена возможность отказа, установлен пунктом 3 статьи 149 НК РФ, на льготы, установленные пунктом 2 данное правило не распространяется. Таким образом, торговая организация вправе отказаться от использования льготы только при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обратите внимание!

Если организация торговли осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от него, то она в обязательном порядке должна вести раздельный учет таких операций (пункт 4 статьи 149 НК РФ).

Кроме того, необходимость раздельного учета в торговых организациях возникает и в связи с тем, что налоговое законодательство предусматривает различные ставки налога при реализации товаров. И хотя перечень товаров, которые облагаются налогом по ставке 10% достаточно обширный, все-таки основная ставка НДС – 18%, и нередко оптовые организации торговли осуществляют реализацию товаров с разными ставками налога. Несмотря на то, что сам НК РФ не обязывает налогоплательщика вести раздельный учет при реализации товаров по разным ставкам (в отличии от одновременного осуществления налогооблагаемых и освобожденных от налогообложения операций), на наш взгляд делать это необходимо, так как в противном случае налог будет исчисляться по максимальной ставке со всего объема реализации.

Ведение же раздельного учета в разрезе применяемых ставок позволит определить налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам (пункт 1 статьи 153 НК РФ), а затем воспользоваться правилами пункта 1 статьи 166 НК РФ:

«Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз».

Нужно отметить, что оптовые торговые организации не испытывают особых сложностей для организации раздельного учета, в отличие от розничных организаций торговли. При осуществлении оптовых продаж, продавец-налогоплательщик НДС на каждую операцию по реализации товара выписывает покупателю счет-фактуру, в котором по каждому виду товаров указывается применяемая ставка налога и сумма налога, исчисленная с этой ставки.

Обязанность налогоплательщика по выписке счетов-фактур предусмотрена главой 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно статьей 169 НК РФ.

Напоминаем!

· Счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара.

· В расчетных документах и в счетах-фактурах сумма налога выделяется отдельной строкой.

Если торговая организация реализует товары, реализация которых освобождена от налогообложения, то в этом случае выписывается без выделения соответствующей суммы налога, при этом на счете-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Выставленный счет-фактура в соответствии с требованием пункта 3 статьи 169 НК РФ регистрируется в книге продаж, форма которой предусматривает раздельный учет товаров в разрезе используемых ставок налога и продаж, освобожденных от налога. По окончании каждого налогового периода налогоплательщик использует итоговые показания граф книги продаж при заполнении налоговой декларации. Таким образом, налогоплательщику не требуется специального выделения в учете реализации товаров, осуществляемых по разным ставкам.

Однако в связи с тем, что в книгу продаж, наряду с операциями по реализации товаров, заносятся и суммы налога, начисленные по другим основаниям, например, суммы аванса или иные платежи, связанные с расчетами за товары, то организация торговли перед заполнением налоговой декларации видимо должна составить специальную бухгалтерскую справку, где из общей суммы налога начисленного к уплате, следует выделить суммы НДС, относящиеся к разным видам доходов.

Обратите внимание!

Порядок заполнения счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

По данным этих документов организация торговли заполняет налоговую декларацию и предоставляет ее в налоговый орган. Частота предоставления деклараций зависит от налогового периода по НДС, который налогоплательщики определяют в соответствии с правилами статьи 163 НК РФ, согласно которой:

«1. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.

2. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, устанавливается как квартал».

Уплата сумм налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Более подробно с вопросами, касающимися учета и налогообложения в торговых организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Торговая деятельность».

  • Документ Поступление ТМЗ и услуг
  • Документ Счет-фактура (полученный)
  • Регламентированный отчет форма 300.00
  • Бухгалтерия 8 для Казахстана, ред 3.0

Вопрос:

Компания приобрела услугу во 2 квартале 2017 года, а счет-фактура была предоставлена поставщиком уже в 3 квартале, при заполнении формы 300.00 за 2 квартал сумма поступления отражена без НДС. Как правильно заполнить документы, чтобы в форме 300.00 за 3 квартал отразилась сумма НДС, подлежащая отнесению в зачет (по полученному счету-фактуре)?

Ответ:

В случае, когда сначала получены товары, а потом выписан счет-фактура, НДС необходимо относить в зачет по дате выписки счета-фактуры. Данная норма вступила в силу с 1 января 2017 года в связи с изменениями в пункте 3 статьи 256 НК РК.

В программе «1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана» подобная ситуация отражается несколькими документами.

Так как счет-фактура еще не был выписан поставщиком, НДС по данной операции не подлежит отнесению в зачет.

В данном случае в документе Поступление ТМЗ и услуг по гиперссылке Цена и валюты устанавливается признак Отложить принятие НДС к зачету .

При проведении документа формируются проводки с Дт счета учета 1422 «Налог на добавленную стоимость (отложенное принятие к зачету)».

Так как НДС не подлежит отнесению в зачет, движения в регистре накопления НДС к возмещению не формируются.


После получения счета-фактуры по данному поступлению, НДС может быть отнесен в зачет. Для этого регистрируется документ с видом операции Регистрация оборота . Данный документ можно создать на основании документа приобретения.


К документу необходимо прикрепить полученный счет-фактуру. Для этого в нижней части документа Регистрация прочих операций по приобретенным товарам (работам, услугам) в целях НДС по кнопке Ввести счет-фактуру регистрируется полученный от поставщика счет-фактура.


При проведении документа в качестве корреспондирующего счета программа автоматически установит счет 1422, после чего НДС будет принят к зачету. Также будут сформированы движения в регистре НДС к возмещению .


В Декларации по налогу на добавленную стоимость (форма 300.00), в строке 300.00.013 сумма НДС, относимая в зачет, и данные о счете-фактуре отразятся по дате документа регистрации прочих операций, которая соответствует дате выписки счета-фактуры.




Подробнее о заполнении документов в зависимости от сроков получения счета-фактуры или отгрузки товаров в статье « ».
  • 24539